Образ захара в романе обломов сочинение

  • Сочинения
  • По литературе
  • Гончаров
  • Образ и характеристика Захара в романе Обломов

Характеристика и образ Захара в романе Обломов Гончарова сочинение

Произведение Ивана Александровича Гончарова «Обломов» вышло в свет в середине 19 века, когда крепостное право еще не было отменено.

Одним из второстепенных героев представлен слуга Ильи Ильича Захар — пожилой лысоватый мужчина с бакенбардами на три бороды его образ жизни такой же как и у хозяина. Захар неряшлив, (его сюртук с прорехою подмышкой), ленивый, (в их квартире все покрыто слоями пыли), целыми днями он так же как хозяин лежит на кровати в сонном состоянии, поручения Обломова выполняет с большой неохотой, постоянно находя слова для оправдания своего бездействия.

Захар в роли слуги приставлен был ещё к маленькому Илюше — это послужило к сложившимся между ними уже скорее дружеским отношениям, нежели деспотическим, которым были подвержены подобные слуги во время крепостного права. Переехав из Обломовки в Петербург Захар подобно своему барину предпочитает придерживаться всего, что было в прошлом, видя самые счастливые годы именно в нём. Прошлая жизнь в Обломовке в сравнении с настоящей в Петербурге была тихим, умиротворённым раем.

Захар, живя продолжительное время в городе даже не пытается одеться во что-то новое, ему была близка одежда сшитая по старой моде, она оказывалась для него словно ниточка из прошлого. Он глубоко предан своему хозяину, выступает как верный слуга, не представляет своей жизни как самостоятельная личность, без стоящего над ним Обломова. В этом и есть трагичность образа в отличие от своего барина Захар не может что-то изменить в своей жизни. Все события сосредоточены вокруг Ильи Ильича, именно в его комфортной жизнь заключён весь смысл существования для Захара, даже после спора с Обломовым слуга чувствует свою вину, что смел сказать обидное.

Захар постоянно заботится о своем барине, как и в детстве, но иногда из-за неряшливости спокойно может подать еду в немытой посуде, что-то уронить на немытый пол.

Образ слуги Захара — это своего рода метафора на незабытую Обломовку, и на неменяющиеся взгляды. Через неряшливый вид костюма Захара и его постоянную апатию ко всему можно заметить глубокую тоску по Обломовке, где каждый день был наполнен спокойствием и умиротворением.

Вариант 2

Захар является одним из второстепенных героев романа «Обломов» Ивана Александровича Гончарова, преданным слугой заглавного героя.

Как уже было сказано, Захар – давний слуга своего барина Обломова. Внешность пожилого человека выдает его преклонный возраст: большая лысина, неопрятные и густые бакенбарды, старая одежда, которая уже выглядит неопрятно и чересчур плохо. В подчинении у Обломова Захар находится еще с юного возраста, поэтому их отношения можно отнести к дружеским. Прожив с Обломовым практически всю жизнь, он принял от него некоторые черты характера и привычки. Он так же любит большую часть времени отдыхать и проводить время в постели.

К обязанностям Захара относились мытье, кормление, переодевание и много других бытовых вещей. Мужчина временами мог быть неряшлив и неаккуратен, из его рук могла выпасть и разбиться какая-либо вещь. Но это ни в коем случае не связано с желанием навредить хозяину. Наоборот, Обломов был для него человеком, которого он безмерно любит и уважает. Захар был готов боготворить его и возносить до небес перед каждым человеком. К примеру, он не исполняет просьбу Терентьева и не отдает ему хозяйские вещи, потому что он желает их сохранить и уберечь от пропажи. Даже в таких мелочах проявляется преданность и забота по отношению к хозяину. Не всегда все было хорошо.

Временами Захар позволял себе выпить с товарищами и пообсуждать либо положительные, либо отрицательные черты Обломова, а также мог прибрать в свой карман немного денег. Скорее всего, можно закрыть глаза на такое редкое поведение мужчины, ведь огромная любовь к хозяину перекрывает эти недостатки. Даже женившись на кухарке по имени Анисья, он не ставит в приоритет свою личную жизнь и продолжает делать привычные обязанности, не подпуская к ним супругу. Исходя из вышеперечисленного, тот факт, что со смертью Обломова заканчивается и жизнь Захара, не станет ни для кого удивлением. Теперь мужчина по принуждению покидает привычные стены и бедствует. Он потерял любой смысл в жизни и отказывается от предложения Штольца перейти к нему на служение, потому что не в состоянии оставить могилу Обломова без присмотра.

Таким образом, с помощью образа Захара Гончаров раскрывает некоторые проблемы. Во-первых, проблему человеческой преданности. Захара можно привести в качестве подходящего примера, приводя аргументы о любви и привязанности к другому человеку. Во-вторых, в романе присутствует проблема жизни людей, которые зависят от другого человека. Бесспорно, жизнь Захара повернулась бы в совершенно другую сторону, если бы он видел вокруг себя не только хозяина, но и другие вещи.

Сочинение про Слугу Захара

Все произведения Ивана Александровича Гончарова наполнены глубоким смыслом и жизненным энтузиазмом. Самое известное произведение Обломов было написано в 1859 году и после публикации вызвало огромную кучу эмоций и споров вокруг главного героя Обломова и его лакея Захара. В образе Захара сочетаются и приятные, и отталкивающие черты. Произведение показывает нам крепостного с двух сторон. Одна из них это доброта и великодушие к окружающим, а другая это лень и отсутствие смысла в жизни и каких-либо интересов.

Наш лакей Захар является отражением главного героя Обломова. Он олицетворяет все самое плохое и худшее, что только есть в человеке. В произведении мы видим Захара уже пожилым и повидавшим немало на своем пути. Несмотря на это он вырос в хороших условиях. Его служба, а именно лакейство развили в нем не самые лучшие качества, такие как лень и беспечность. Его главное задачи были провожать своих господ в гости и переодевать барина после праздничных утех. Свободное время он уделял сплетням на кухне и нелепым разговорам, а так же постоянному нахождению на диване в прихожей дома.

Сам по себе Захар очень неловкий. Его лень и скрупулезность очень влияли на атмосферу внутри дома. Даже его полинявшая одежда и огромные бакенбарды, которые в какой-то мере повторяют Обломова, дают свое отражение на образе Захара. Его ливрея это символ натуры крепостничества и рабства. После смерти главного героя мы видим, как Захар теряется, и жизнь становится скучнее и однообразнее чем была при Обломове.

Гончаров очень красочно вводит Анисью будущую жену Захара. Она довольна умна и проворна. Тут образ Захара предстает еще глупее и беспомощнее на фоне яркой и гибкой Анисьи. Ее ум и сообразительность очень не нравилась Захару, поэту при каждом удобном случае он пытался ее унизить или оскорбить. Несмотря на это она его любит и пытается быть для него целым миром даже после смерти барина. Глядя на дальнейшую жизнь Захара можно сказать, что после ухода из жизни барина его жизнь останавливается, так как они замечательно дополняли друг друга.

Хоть этот персонаж и второстепенный, он помогает полнее раскрыть главного героя произведения.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Захара в романе Обломов

Образ и характеристика Захара в романе Обломов

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Николай и Вера в рассказе Куст сирени Куприна

    Вера Алмазова, является одним из ведущих персонажей произведения «Куст сирени». Это молодая женщина, состоящая в браке с малосостоятельным офицером Николаем Алмазовым.

  • Сочинение Добрый поступок

    Понятие добра и зла, всегда было относительным. Сложно назвать, тот или иной поступок, добрым. И даже, казалось бы, очевидное положительное действие с вашей стороны, для другого может нести отрицательный характер

  • Хронологическая таблица жизни и творчества Некрасова

    10.12.1821 г. (по нов.ст.) Родился в г. Немиров Винницкого уезда в семье поручика А.С. Некрасова и Е.А. Закревской.

  • Сочинение Описание Левши из рассказа Левша Лескова (6 класс)

    Можно сказать, что главный герой – символ простого народа. Он почитает власть (хоть, возможно, и не разделяет некоторых ее доктрин). Но ослушаться Левша не смеет. Он подчиняется любым решениям

  • Сочинение по картине Ромадина Первое цветение 7 класс

    Изображение картины как мы видим, включает весеннее время года, на картине преобладают блеклые и неясные краски, земля только недавно освободилась от зимнего покрывала

изображение Образ и характеристика Захара в романе Обломов

(387 слов) Одним из ярких персонажей романа И. А. Гончарова является Захар Трофимыч, слуга Обломова. Он был родом из той же деревни Обломовки и, как и его хозяин, предается теплым воспоминаниям об этом месте. Мужчине уже около 55 лет, и он гордится своими густыми поседевшими бакенбардами, которые являются своеобразным символом величия его господ, пускай и угасшего. Герои знают друг друга много лет – будучи молодым, слуга нянчил своего будущего хозяина.

Захар предан своему барину и вместе с тем так же ленив, как и тот. Он не следил за хозяйством, много ленился и спал, воровал и лгал. Слуга — это как будто хранитель всего самого ужасного в Обломове. Захар кутает его в старый персидский халат и сам носит серый порванный сюртук, снимает с господина сапоги и ревностно охраняет его покой: «Илья Ильич не умел ни встать, ни лечь спать, ни быть причесанным и обутым, ни отобедать без помощи Захара…». Кроме этого, пожилой мужчина все время ворчит и причитает, и, возможно, Обломов именно у него перенял эту привычку. Захар под старость лет женился на кухарке Анисье. Этот брак никак не изменил его. Не изменился в браке сам Обломов…

Крепостной не имеет образования, не воспитал в себе способность глубоко чувствовать, оттого он никогда не сможет понять хозяина. Иногда они ругались, и крестьянин был даже груб с господином. Но Захар был «страстно» предан Обломову, хотя и сплетничал у него за спиной. Для слуги все, что было связано с семьей Обломовых и Обломовкой, было «близко, мило, дорого». И после смерти барина именно он часто навещал господскую могилу и тосковал по нему. 

В конце романа Захар остается нищим пьянствующим бродягой. Он не смог найти для себя места в мире, где не было Обломовых. Он и раньше любил выпить, но, оставшись один, запил с горя – так он объяснил свое состояние Андрею Штольцу. Друг Обломова предлагает старому знакомому место у себя, но Захар отказывается – он не может оставить могилу хозяина без присмотра. 

Образ Захара весьма символичен в контексте романа: он является реликтом эпохи, к которой принадлежал и его господин. Ленивый, вечно сердитый и даже вздорный холоп был частью той системы, где им владели как вещью. Он же отвечал господам преданностью, которая граничила с внутренним рабством. Без старых порядков он несчастен так же, как и его хозяин. Но в финале мы вынуждены проститься и с Захаром, и с Обломовым, и с их мечтой о деревенском рае. Все они остаются в прошлом.

Автор: Альбина Исмаилова

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Гончаров
  4. Образ и характеристика Захара слуги в романе Обломов

Образ и характеристика Захара слуги в романе Обломов Гончарова сочинение

В романе слуга Захар неразделимо связан с образом своего барина Ильи Ильича. Они настолько давно вместе, что Захар помнит Обломова младенцем, а сам Илья Ильич помнит своего верного слугу молодым, проворным, прожорливым и лукавым парнем.

Захар — старик по меркам той эпохи. Со временем растерял красоту и удаль, стал неуклюжим, ленивым. Барские вещи, попав в руки слуги, непременно ломаются и разбиваются. Во внешности Захара примечательными остались только пышные, на птичье гнездо похожие, бакенбарды, при абсолютно лысой голове.

Одевается неопрятно, одну и ту же одежду носит годами. Невозможно понять, какого цвета были его сюртук или рубашка, так как сейчас все выглядит серым и изношенным.

В свободное время Захар уходит во двор болтать с другими слугами. Он любит приврать и приукрасить. Возвеличивает своего барина, рассказывает всякие небылицы, давая понять, что Илья Ильич и богат, и умен, и Захар при барине живет сыто и удобно.

Внешне равнодушный и ленивый, Захар, тем не менее, сохранил в себе качества отличного слуги, приобретенные при старом барине в Обломовке. Он отлично справляется с одеванием барина, напомаживанием и причесыванием его волос. Достаточно рачительно ведет хозяйство, не разбазаривает хозяйское добро. Хотя оставить несколько медяков сдачи при покупке еды для него — само собой разумеется. Он не считает это воровством, и с удовольствием потом пропивает утаенные гроши.

Захар предан всей душой своему хозяину. Он без колебаний умрет за него. Слуге очень жалко своего барина, развращенного городской жизнью и ленью. Однажды, в пылу очередного спора, Захар сравнивает Обломова с другими барами. Барин, уязвленный сравнением не в свою пользу, укоряет слугу в неблагодарности, в том, что его, «не натянувшего чулка ни разу на ногу», сравнивают с кем — то. Захар осознает свою ошибку, винится перед хозяином, жалеет его и сам плачет вместе с ним.

Скорее всего, Захар относится к Илье Ильичу как к своему собственному неразумному, балованному ребенку.

После смерти Обломова верный слуга, обнищавший, живущий милостыней на паперти, отказывается уезжать в Обломовку, так как не хочет покидать могилу своего барина.

Вариант 2

Порой второстепенные персонажи не выделяются на фоне главных, даже скрываются за «основной звездой» рассказа, которая и есть центр произведения. Однако, есть и исключения, которые достойны больше, чем три строки в тексте. Таковым является Захар в романе «Обломов» Ивана Александровича Гончарова. Несмотря на все недостатки Захара, его можно назвать довольно запоминающимся персонажем, на мой взгляд. Итак, речь пойдет именно о нем.

Захар – это пожилой слуга главного героя Ильи Ильича Обломова. Он вполне отражает образ жизни своего хозяина. Неряшливый, ленивый и любит проводить время в постели. Конечно, каких заслуг стоило от него ожидать, если он всю жизнь смотрел на одного человека и перенимал его привычки? Однако, у него есть и достоинства. Захар положительно относился к Обломову, хоть и не показывал вида. Илья Ильич был для него авторитетом, которого он боготворил и уважал.  Захар всегда был предан хозяину. Даже когда Захар женился на кухарке Анисье, он оставался верен Обломову, не вмешивая свою новоиспеченную личную жизнь.

Можно сказать, что у Захара две стороны, как у медали. Напившись, он мог обсуждать самые плохие стороны Обломова, либо же наоборот, -защитить честь своего хозяина. Кроме этого, Захар иногда мог оставить Обломовские деньги себе, не уведомив об этом самого Илью Ильича. Могло показаться, что слуга презрительно относится к своему хозяину, с некоторым отвращением, но на самом деле это не так.

Из-за большой привязанности конец Захара оставляет желать лучшего. Что мы видим после смерти Обломова? Естественно, жизнь его пошла под откос. Он завял на глазах, так как потерял смысл жизни. Жизнь Ильи Ильича прямо пропорциональна жизни Захара. Нет хозяина – не будет и слуги. Его нанимали на службу другому лицу, но он отказался в пользу могилы Ильи Ильича и ее присмотром.

Подводя итог, могу сказать, что если бы Обломов не был центром мира Захара, возможно жизнь этого старика сложилась бы совсем в другом русле, возможно в более позитивном и ярком. Захар был как верный пёс, всю жизнь проведший у ног своего хозяина. Как личность Захар — это отражение человеческих пороков, от которых нужно избавляться. Для того автор и показывает все негативные и положительные стороны персонажей, чтобы читатель видел со стороны определенное поведение и понимал, как себя нужно вести и что можно перенять, а чего наоборот стоит остерегаться.

Сочинение на тему Характеристика Захара

Одним из второстепенных персонажей произведения является старый слуга главного героя Обломова, ранее бывший крепостным, по имени Захар.

Писатель представляет Захара в виде пожилого человека с лысой головой и проседью на шикарных бакенбардах, небрежно одетым в потрепанные и залатанные вещи.

По натуре Захар является нерасторопным и неловким растяпой, ленивым и нерасторопным, в раках которого случаются постоянные поломки, объясняющиеся им божьей волей. Но в отношении хозяйского добра Захар проявляет истинное чувство бережливости, внимательно следя за сохранностью вещей хозяина и не разрешая их передавать в чужие руки.

Захар приставлен к Илье Ильичу с детских лет и испытывает к барину сильную привязанность, изучив за многие годы жизни с ним все его недостатки, с которыми верный слуга успешно справляется, и положительные качества.

Помимо преданной службы Обломову, Захар не отказывается и от дружеских попоек, во время которых не прочь посплетничать о любимом хозяине, рассказывая неприглядные факты о нем, но при этом любящим в своих беседах приукрасить действительное. Кроме того, не гнушается Захар и мелким воровством в торговых лавках, не заметно забирая чужую сдачу при оплате покупок. 

Верно прислуживая барину, работа Захара заключается в помощи хозяину с утренним пробуждением, а также вечерним отбытием ко сну. Захар тщательно оберегает тесную связь со своим барином, образовавшуюся с давних времен, и после женитьбы Обломова не допускает к нему даже свою жену-кухарку, считая только себя его преданным слугой, способных доставить хозяину максимум наслаждений. 

Захар не представляет себя без жизни с Обломовым и его родовым поместьем, поскольку Обломовка является для Захара его родиной, где он вырос и получил жизненные уроки, усадьба представляется Захаром как идеальное воплощение ценностей помещичьего общества. В других местах старик чувствует себя обделенным, одиноким и неприкаянным.

После смерти Обломова Захар отказывается от предложения обустроиться в деревне, предпочитая остаться рядом с могилой любимого барина, не представляя дальнейшей жизни без Обломова. 

Раскрывая образ старого и верного слуги Захара, писатель характеризует образ Захара в виде носителя устаревающих ценностей, носящих архаичную сущность и соответствующих, в отличие от сторонников просвещения и обновления, понятию «обломовщины».

Образ и характеристика Захара слуги в романе Обломов

Образ и характеристика Захара слуги в романе Обломов

Несколько интересных сочинений

  • Доктор в романе Обломов Гончарова (характеристика и образ) сочинение

    Доктор в романе Обломов был немолодым сдержанным мужчиной, низкого роста, с небольшим брюшком, румяными щеками и блестящей лысиной, которую на затылке окружали густые волосы черного цвета.

  • Образ и характеристика Дедушки главного героя рассказа Белый пудель Куприна сочинение

    В произведении А. И. Куприна Белый пудель подобную характеристику имеет главный герой рассказа по имени Лодыжкин Мартын. Сгорбленный, обессилевший с виду старик имеет довольно болезненный вид

  • Творчество Солженицына

    Писатель является одним из выдающихся русских литераторов и общественных деятелей, признанный советской властью диссидентом, в результате чего много лет провел в местах лишения свободы

  • Образ и характеристика Мамы в повести Детство Горького сочинение

    В произведении М. Горького описано много персонажей, принявших участие в жизни будущего писателя. Одним из персонажей является мать Алексея, Варвара Васильевна Каширина.

  • Сочинение на тему Поздняя осень (4, 5, 6 класс)

    Для многих поздняя осень является временем не самым приятным: дожди, хмурая погода, мало когда появляется солнце. Совсем редкие песенки птиц еле слышно пробиваются сквозь непрекращающиеся капли дождя

Произведение Ивана Александровича Гончарова «Обломов» вышло в свет в середине 19 века, когда крепостное право еще не было отменено.

Одним из второстепенных героев представлен слуга Ильи Ильича Захар — пожилой лысоватый мужчина с бакенбардами на три бороды его образ жизни такой же как и у хозяина. Захар неряшлив, (его сюртук с прорехою подмышкой), ленивый, (в их квартире все покрыто слоями пыли), целыми днями он так же как хозяин лежит на кровати в сонном состоянии, поручения Обломова выполняет с большой неохотой, постоянно находя слова для оправдания своего бездействия.

Захар в роли слуги приставлен был ещё к маленькому Илюше — это послужило к сложившимся между ними уже скорее дружеским отношениям, нежели деспотическим, которым были подвержены подобные слуги во время крепостного права. Переехав из Обломовки в Петербург Захар подобно своему барину предпочитает придерживаться всего, что было в прошлом, видя самые счастливые годы именно в нём. Прошлая жизнь в Обломовке в сравнении с настоящей в Петербурге была тихим, умиротворённым раем.

Захар, живя продолжительное время в городе даже не пытается одеться во что-то новое, ему была близка одежда сшитая по старой моде, она оказывалась для него словно ниточка из прошлого. Он глубоко предан своему хозяину, выступает как верный слуга, не представляет своей жизни как самостоятельная личность, без стоящего над ним Обломова. В этом и есть трагичность образа в отличие от своего барина Захар не может что-то изменить в своей жизни. Все события сосредоточены вокруг Ильи Ильича, именно в его комфортной жизнь заключён весь смысл существования для Захара, даже после спора с Обломовым слуга чувствует свою вину, что смел сказать обидное.

Захар постоянно заботится о своем барине, как и в детстве, но иногда из-за неряшливости спокойно может подать еду в немытой посуде, что-то уронить на немытый пол.

Образ слуги Захара — это своего рода метафора на незабытую Обломовку, и на неменяющиеся взгляды. Через неряшливый вид костюма Захара и его постоянную апатию ко всему можно заметить глубокую тоску по Обломовке, где каждый день был наполнен спокойствием и умиротворением.

Вариант 2

Захар является одним из второстепенных героев романа «Обломов» Ивана Александровича Гончарова, преданным слугой заглавного героя.

Как уже было сказано, Захар – давний слуга своего барина Обломова. Внешность пожилого человека выдает его преклонный возраст: большая лысина, неопрятные и густые бакенбарды, старая одежда, которая уже выглядит неопрятно и чересчур плохо. В подчинении у Обломова Захар находится еще с юного возраста, поэтому их отношения можно отнести к дружеским. Прожив с Обломовым практически всю жизнь, он принял от него некоторые черты характера и привычки. Он так же любит большую часть времени отдыхать и проводить время в постели.

К обязанностям Захара относились мытье, кормление, переодевание и много других бытовых вещей. Мужчина временами мог быть неряшлив и неаккуратен, из его рук могла выпасть и разбиться какая-либо вещь. Но это ни в коем случае не связано с желанием навредить хозяину. Наоборот, Обломов был для него человеком, которого он безмерно любит и уважает. Захар был готов боготворить его и возносить до небес перед каждым человеком. К примеру, он не исполняет просьбу Терентьева и не отдает ему хозяйские вещи, потому что он желает их сохранить и уберечь от пропажи. Даже в таких мелочах проявляется преданность и забота по отношению к хозяину. Не всегда все было хорошо.

Временами Захар позволял себе выпить с товарищами и пообсуждать либо положительные, либо отрицательные черты Обломова, а также мог прибрать в свой карман немного денег. Скорее всего, можно закрыть глаза на такое редкое поведение мужчины, ведь огромная любовь к хозяину перекрывает эти недостатки. Даже женившись на кухарке по имени Анисья, он не ставит в приоритет свою личную жизнь и продолжает делать привычные обязанности, не подпуская к ним супругу. Исходя из вышеперечисленного, тот факт, что со смертью Обломова заканчивается и жизнь Захара, не станет ни для кого удивлением. Теперь мужчина по принуждению покидает привычные стены и бедствует. Он потерял любой смысл в жизни и отказывается от предложения Штольца перейти к нему на служение, потому что не в состоянии оставить могилу Обломова без присмотра.

Таким образом, с помощью образа Захара Гончаров раскрывает некоторые проблемы. Во-первых, проблему человеческой преданности. Захара можно привести в качестве подходящего примера, приводя аргументы о любви и привязанности к другому человеку. Во-вторых, в романе присутствует проблема жизни людей, которые зависят от другого человека. Бесспорно, жизнь Захара повернулась бы в совершенно другую сторону, если бы он видел вокруг себя не только хозяина, но и другие вещи.

Внешность слуги Захара

Как выглядит Захар в романе «Обломов»? Внешне это нескладный, неопрятный, лысый, пожилой, но еще крепкий человек с непропорционально большими с проседью бакенбардами. Он, обладая природным здравым смыслом, является «вечным дядькой» для своего барина, которого воспринимает, несмотря на возраст, «дитем малым». Характерен голос Захара – хриплый, лающий. Как он сам объясняет причину случившегося на охоте со старым барином: «Ветер в горло попал».

От Ильи Ильича Обломова он перенял всепобеждающую лень. Слуга одет безвкусно, но не по-сельски: в серый сюртук, серую жилетку с медными пуговицами.

Сочинение про Слугу Захара

Все произведения Ивана Александровича Гончарова наполнены глубоким смыслом и жизненным энтузиазмом. Самое известное произведение Обломов было написано в 1859 году и после публикации вызвало огромную кучу эмоций и споров вокруг главного героя Обломова и его лакея Захара. В образе Захара сочетаются и приятные, и отталкивающие черты. Произведение показывает нам крепостного с двух сторон. Одна из них это доброта и великодушие к окружающим, а другая это лень и отсутствие смысла в жизни и каких-либо интересов.

Наш лакей Захар является отражением главного героя Обломова. Он олицетворяет все самое плохое и худшее, что только есть в человеке. В произведении мы видим Захара уже пожилым и повидавшим немало на своем пути. Несмотря на это он вырос в хороших условиях. Его служба, а именно лакейство развили в нем не самые лучшие качества, такие как лень и беспечность. Его главное задачи были провожать своих господ в гости и переодевать барина после праздничных утех. Свободное время он уделял сплетням на кухне и нелепым разговорам, а так же постоянному нахождению на диване в прихожей дома.

Сам по себе Захар очень неловкий. Его лень и скрупулезность очень влияли на атмосферу внутри дома. Даже его полинявшая одежда и огромные бакенбарды, которые в какой-то мере повторяют Обломова, дают свое отражение на образе Захара. Его ливрея это символ натуры крепостничества и рабства. После смерти главного героя мы видим, как Захар теряется, и жизнь становится скучнее и однообразнее чем была при Обломове.

Гончаров очень красочно вводит Анисью будущую жену Захара. Она довольна умна и проворна. Тут образ Захара предстает еще глупее и беспомощнее на фоне яркой и гибкой Анисьи. Ее ум и сообразительность очень не нравилась Захару, поэту при каждом удобном случае он пытался ее унизить или оскорбить. Несмотря на это она его любит и пытается быть для него целым миром даже после смерти барина. Глядя на дальнейшую жизнь Захара можно сказать, что после ухода из жизни барина его жизнь останавливается, так как они замечательно дополняли друг друга.

Образ Захара и его роль в раскрытии характера главного героя романа И. А. Гончарова «Обломов»

Роман И. А. Гончарова «Обломов» был опублико­ван в 1859 году накануне отмены крепостного права и стал одним из самых значительных произведений среди других, преследовавших одну и ту же цель — обличение русского барства, взращенного на крепост­нических традициях. Писатели того времени с возму­щением описывали тяготы русского мужика, призы­вая к отмене кабальной зависимости. Гончаров же рассмотрел эту проблему с другой точки зрения — ду­ховной и физической зависимости от того же мужика самих «поработителей», приводящей к безусловной деградации личности последних. Что мы и наблюдаем на примере главного героя книги — Ильи Ильича 06-ломова — типичного представителя барского сосло­вия. Но таким же типичным представителем своего времени является и его слуга — Захар, колоритный образ которого по праву можно считать одним из глав­ных в системе образов романа.

«…пожилой человек, в сером сюртуке, с прорехою под мышкой, откуда торчал клочок рубашки, в сером же жилете… с голым, как колено, черепом и с необъ­ятно широкими и густыми русыми с проседью бакен­бардами… ». В этой портретной характеристике чувст­вуется ирония автора, поясняющего в дальнейшем причины столь экстравагантного вида: одежда Захара напоминала ему ливрею — форму, требующуюся для сопровождения своих господ «в церковь или в гости» и служившую «единственною представительницею достоинства дома Обломовых». Врожденное призна­ние правомерности собственного положения делает смыслом жизни Захара и подобных ему отстаивание и подтверждение величия своих хозяев. Глубокая пре­данность барину перешла к нему «…от отца, деда, братьев, дворни,… обратилась в плоть и кровь».

В романе Гончарова нет, освещенного, как напри­мер, в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», протеста против тяжкой доли крепостных мужиков. «Проявление барской воли, господского права» вызы­вает внутреннее уважение преданного слуги. И рассу­ждения о несправедливости такого положения вещей, наверняка, повергли бы Захара в панику. Хотя автор отмечает и некоторую эволюцию крепостной прислу­ги того времени, отличающейся от прежних «рыца­рей лакейской, без страха и упрека, исполненных преданности господам до самозабвения…», некоторой «утонченностью и развращением нравов». Страстно преданный своему барину, Захар, тем не менее, редкий день, когда не солжет ему в чем-нибудь. Любит он и выпить, и всегда норовит «усчитать» у барина гри­венник. Тоска овладевает им, если барин или его гос­ти съедают все, поданное на стол. Любит Захар и по­сплетничать, выдумать про барина какую-нибудь не­бывальщину. «Захар умер бы вместо барина, считая это своим неизбежным и природным долгом… Но зато, если б понадобилось, например, просидеть всю ночь подле постели барина, не смыкая глаз, и от этого бы зависело здоровье или даже жизнь барина, Захар непременно бы заснул».

И Захар и Обломов, каждый по-своему, хранят в душе образ взрастившей их Обломовки, сформировав­шей их жизнь, характер и взаимоотношения. «Захар любил Обломовку, как кошка свой чердак…». Он не мог забыть «барского широкого и покойного быта в глуши деревни», вынес оттуда свою, личную «обло­мовщину», тесно переплетающуюся с жизнью его хо­зяина.

Обломов и Захар одинаково беспросветно погрязли в лени, бездуховности, апатии. «Ты больше Обломов, чем я», — бросает Илья Ильич своему слуге. И тот, и другой воплощают в себе один и тот же тип челове­ка — обломовский тип.

Почему Обломов ленив, инертен, тяжел на подъем? Откуда у молодого человека такое равнодушие к жиз­ни? Из Обломовки, где «боялись как огня увлечений, страстей», где «душа обломовцев мирно, без помехи утопала в мягком теле».

Оттуда же и у Захара явились неумение и нежела­ние работать, действовать, жить полноценной жиз­нью. Единственная обязанность Захарки заключа­лась в том, чтобы сидеть в прихожей в ожидании бар­ских распоряжений. Но до распоряжений дело доходило редко, и «молодой, проворный, прожорливый и лукавый парень» всю свою юность продремал все в той же прихожей.

Безмятежный обломовский уклад жизни оказал свое пагубное влияние на Захара, как и на его барина. Захар — такое же порождение крепостного строя, как и Обломов. Этот тип слуги выведен в романе совер­шенно закономерно. Он не только оттеняет своего ба­рина, но и показывает, что «обломовщина» — явле­ние массовое. И барин, и слуга подвержены одним по­рокам несмотря на разное социальное положение, они повторяют, дополняют друг друга. Жизнь, построен­ная по модели Обломовки, лишила их духовного раз­вития, послужила причиной опустошения души, по­ставила в тесную зависимость друг от друга: как Обло­мов «не умел ни встать, ни лечь спать, ни быть причесанным и обутым, ни отобедать без помощи За­хара, так Захар не умел представить себе другого ба­рина, кроме Ильи Ильича, другого существования, как одевать, кормить его, грубить ему, лукавить, лгать и в то же время внутренне благоговеть перед ним». Показательной в этом отношении является судьба Захара после смерти его барина. Не привык­шей к труду Захар не сумел задержаться ни на одной работе, да и барина, подобного Обломову он найти не смог. Трагична жизнь Обломова, но и трагична жизнь его слуги. И имя этой трагедии — «обломовщина».

Какова идейно-композиционная роль Захара в романе?

«Обломов» — вершина творчества И.А.Гончарова. Роман был опубликован в 1859 году, но до сих пор не стихают споры критиков вокруг характера главного героя. В Обломове переплетаются и привлекательные, и отталкивающие черты. С одной стороны, это мягкий, добрый, великодушный человек. С другой, — ленивый барин, не приспособленный к жизни, не имеющий целей и интересов.

Захар – своеобразный двойник главного героя, кривое зеркало Обломова. Образ Захара выполняет в романе важную идейно-композиционную роль. Слуга не только «отражает» худшее в Обломове, но и определенным образом влияет на процесс нравственного и физического угасания Ильи Ильича.

Захар – крепостной Обломовых. Во время действия романа слуга – пожилой человек, которому за пятьдесят лет. В молодости служил лакеем в барском доме в Обломовке, потом был произведен в дядьки к Илье Ильичу, позднее, в Петербурге, стал его камердинером. Леность дана Захару от природы. Он родился и вырос в благословенном уголке, где «все тихо и сонно». Крестьяне в Обломовке жили счастливой жизнью, ибо думали: нельзя иначе как-нибудь пахать, сеять, жать, продавать. Они были уверены, «что и все другие живут точно так же и что иначе — грех». Лакейская служба развила в Захаре леность, полученную от природы, до крайних пределов. В молодости он был «проворным, прожорливым и лукавым парнем». Когда Захар стал лакеем, его обязанностью стало провожать господ в церковь и гости. В остальное время слуга дремал в прихожей, сплетничал на кухне, целыми часами стоял у ворот. После того, как он был произведен в дядьки к маленькому Обломову, Захар стал считать себя аристократической принадлежностью барского дома. Он одевал утром и раздевал вечером барчонка, а остальное время не делал ничего.

Захар очень неловок. Все из его рук падает, все в его руках ломается: «Иная вещь… стоит года три, четыре на месте – ничего; чуть он возьмет ее, смотришь — сломалось». Обломов вообще ничего не делает, Захар, в принципе, тоже: он создает только видимость деятельности. Его неловкость – отражение той же неприспособленности к жизни, какая существует у Ильи Ильича.

Одежда – важная деталь в образе Захара, так же, как и в образе Обломова. Одежда меняется, но не претерпевают изменений ее носители. В Обломовке Захар носит ливрею – форменную одежду лакеев, расшитую тесьмой. В Петербурге на Гороховой ливрею заменяет серый сюртук с медными пуговицами, в котором еще заметны атрибуты форменной одежды слуги, а в доме Пшеницыной Захар будет носить непонятного вида одежду. Ливрея, сюртук, куртка, полинявшая шинель без одной полы словно повторяют костюмы Обломова: халат – сюртук – халат. Удобный халат – символ барства Обломова, это «цепи» для ума, души. Возвращение к халату – путь к деградации личности. У Захара предметы одежды тоже символичны. Ливрея свидетельствует о привязанности к хозяину, раскрывает его рабскую натуру. После смерти Обломова Захар носит шинель без одной полы. Он как будто потерял свою вторую половину – любимого барина, он как вещь, которая лишилась хозяина. Захар всегда желал быть чьей-то принадлежностью. Это обеспечивало ему кров и кусок хлеба. Таким образом, д етали одежды раскрывают паразитизм существования барина и его слуги.

В романе Ивана Александровича Гончарова «Обломов» каждый персонаж помогает глубже раскрыть образ главного героя. Крепостной слуга Обломова — Захар — воплотил в себе те же черты обломовщины, что и его барин. И это неудивительно: они оба выросли на одной и той же почве и впитали «обаяние обломовской атмосферы».

Характеристика образа Захара дана автором с большой долей иронии, что делает этого персонажа не двойником Обломова, а его карикатурной копией.

Образ Захара

Почти каждый штрих в описании внешности и поведения Захара автор наполняет юмором. Например, мысль о том, что Обломовка была дорога обоим героям, в отношении к Захару сформулирована так: «Захар любил Обломовку, как кошка свой чердак…» А чего стоит фраза о чистоплотности: «У меня руки чисты, – заметил Захар, показывая какие-то две подошвы вместо рук…»

В романе старый слуга Захар Трофимович — один из самых ярких второстепенных персонажей. Ему 55 лет. В молодости он служил лакеем в барском доме в Обломовке, потом был приставлен дядькой к Илюше, позже в Петербурге стал камердинером Ильи Ильича.

Обязанностью Захара было полное обслуживание Обломова, так как «Илья Ильич не умел ни встать, ни лечь спать, ни быть причёсанным и обутым, ни отобедать без помощи Захара…» Ещё он был обязан подогревать самовар, чистить одежду и обувь своего барина и убирать в кабинете. Но уборка эта проводилась только после длительного пререкания Захара с барином. Круг этих немногочисленных обязанностей Захар однажды и навсегда очертил себе сам. Если его заставляли делать что-то сверх этого, он оставался очень недоволен и ворчал. После исполнения этих нехитрых обязанностей он дремал на лежанке или шёл болтать с Анисьей…

Внешность

Внешность Захара нелепа и смешна. К тому же он хрипит и по-собачьи ворчит. По словам самого Захара, голос он потерял давно, на охоте со старым барином, когда ему «дунуло сильным ветром в горло».

Это был «…пожилой человек, в сером сюртуке, с прорехою под мышкой, откуда торчал клочок рубашки, в сером же жилете… с голым, как колено, черепом и с необъятно широкими и густыми русыми с проседью бакенбардами… » Эти роскошные бакенбарды — колоритная деталь внешности Захара. Они шевелились и меняли положение на его лице в зависимости от мимики: когда он улыбался — его бакенбарды раздвигались в стороны и поднимались.

Раньше он носил ливрею, сопровождая своих господ в гости или в церковь, а сейчас неизменный сюртук и жилет напоминали ему эту ливрею, которая свидетельствовала о достоинстве дома Обломовых. Глубокая пре­данность барину перешла к нему «…от отца, деда, братьев, дворни… обратилась в плоть и кровь».

Характер

Главной чертой характера Захара была леность. Она дана ему от природы — он родился и вырос в благословенном уголке, где «всё тихо и сонно».

Как Обломов был привязан к своему дивану, так Захар был привязан к своей лежанке. Погружённый в дремоту, он проводил на ней большую часть своего времени. Иногда выходил к воротам, тупо смотрел на прохожих, а затем шёл на кухню поболтать с кухаркой Анисьей.

Конечно, хозяйство Обломова при таком слуге велось кое-как. Когда речь заходила об уборке, он говорил, что нет смысла убираться каждый день, потому что завтра мусор снова наберётся. Лучше умереть, рассуждал он, чем каждый день перебирать все углы.

Захар нечистоплотен и неопрятен. Он редко бреется, редко моет лицо и руки, хотя делает вид, что иногда занимается этим. Когда Обломов стыдит его за то, что видел на стене клопа, Захар реагирует на это совершенно спокойно, добавляя, что у него и блохи есть. Мол, что в этом такого?

С юмором описана феноменальная неуклюжесть и неловкость Захара. Все предметы в кабинете Обломова, особенно те, которые требуют бережного отношения, перебиты и переломаны. Когда он принимался за наведение порядка в кабинете хозяина, «начиналась ломка, паденье разных вещей, битьё посуды, опрокидыванье стульев…» Гончаров пишет, что годами вещи могут стоять на своих местах, но стоит Захару взять в руки какую-нибудь из них — она тут же ломается или разбивается.

Отношения Обломова и Захара

С Обломовым Захар часто грубит и фамильярничает, спорит с ним, особенно когда дело касается какого-нибудь задания, не предусмотренного кругом его основных обязанностей. Легко врёт своему хозяину и ворует у него деньги со стола, а также не возвращает сдачу. Причём оправдывает это своеобразно: «Как же не приберёшь гривен да пятаков к рукам, так и табаку не на что купить…»

Он и в юности был «проворным, прожорливым и лукавым парнем», таким же прожорливым и лукавым остался и в старости и всегда тосковал, если барин всё съедал и тарелка оставалась пустой. Он постоянно что-то жевал, любил также и выпить за барский счёт.

Читать он не умел, но и не расстраивался особенно по этому поводу: «Прожил век и без грамоты, слава Богу, не хуже других». Это рассуждение также перекликается с мнением Обломова: «Я ни разу не натянул себе чулок на ноги, как живу, слава богу! Стану ли я беспокоиться? Из чего мне?»
Зато деньги считать Захар умел.

Захар любил посплетничать, распускал о своём барине различные небылицы, называл его дурным барином, не дающим ему житья. В то же время он всей душой был предан своему хозяину и вообще всему, что носило имя Обломова. Он мог себе позволить злословить по его адресу, но никогда не позволял этого делать другим.

Автор пишет: «Захар умер бы вместо барина, считая это своим неизбежным и природным долгом…». Но при этом Гончаров уверен, что если бы Захару пришлось дежурить ночью у постели больного Обломова, то он непременно бы уснул.

В возрасте 55 лет Захар женился на кухарке Обломова Анисье. Несколько лет они живут в браке и продолжают служить Обломову. Анисья, тихая, кроткая, работящая женщина, для Захара стала тем же ангелом-хранителем, что и Агафья Пшеницына для Обломова.

Но она умирает от холеры. Умирает и Обломов. После его смерти Захар очень скучает по своему барину, ходит на его могилу и не хочет никуда уезжать, несмотря на предложение Штольца. Оставшись в одиночестве, он начинает пить и бродяжничать.

Вывод

Захар — порождение той же жизни, что и Обломов. И тот, и другой воплощают в себе один и тот же тип человека — обломовский. Их судьбы неразрывны, жизнь каждого из них невозможна и немыслима без другого. «Старинная связь была неистребима между ними», — говорит автор. Поэтому понятие «обломовщина» включает в себя не только самого Обломова, но и Захара. Они оба не хотят и не могут уже изменить устоявшийся быт, совершенствовать себя. Им обоим свойственно мечтать, но ничего не делать. Они оба зависят друг от друга.

Образ Захара в романе И. А. Гончарова «Обломов» дополняет картину обломовщины. Но не хотелось бы сводить всё только к крепостному праву и рабской зависимости слуг от своих хозяев. Это упрощает смысл романа.

Обломов — это, безусловно, «продукт» благословенной Обломовки. Но это ещё и определенный психотип. Он встречается в любое время и в любой общественно-экономической формации. И в наше время достаточно людей, душевное устройство которых соответствует этому типу личности.

Давно также замечено, что люди, долгое время живущие вместе, становятся похожими друг на друга не только привычками и вкусами, но и внешне. Особенно заметно это у супругов. Даже животные, долго прожившие с людьми, становятся в чём-то похожими на своих хозяев. Так что и схожесть характеров и образа жизни Обломова и Захара можно объяснить этим обстоятельством.

Характеристика образа Захара может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Вам также будет интересно почитать:

На чтение 6 мин Просмотров 4к.
Обновлено 22 июня, 2020

В романе И.А. Гончарова «Обломов» образ старого слуги Захара полностью соответствует образу главного героя. В обоих персонажах воплощены характерные черты обломовщины. В 19 веке все дворяне жили скучно и бесцельно, они не могли найти своё место в жизни и никак не реализовывали себя. Так и главный персонаж произведения – Обломов Илья Ильич не хотел ничего делать, потому что не имел цели и не видел никакой пользы от любой деятельности. Обломов ничем не интересовался, давно забыл, что такое веселье и радость. Единственное удовольствие заключалось в рассуждениях о смысле существования человека и в заботе о своём здоровье.  Обломову никто не был нужен, кроме верного слуги Захара, потому как в его устоявшийся образ жизни самостоятельность никак не вписывалась.

Захар Трофимович – крепостной крестьянин из деревни Обломовка. Ему было 55 лет от роду, внешность не отличалась ничем привлекательным – голова уже полностью облысела, зато русые бакенбарды были невероятно густыми и длинными. Одежда его была изрядно поношенной, местами светила прорехами. Износившийся серый сюртук был дорог старику и напоминал о прежней жизни, когда он был одет в нарядную ливрею и служил камердинером в большом дворянском доме

Илью Ильича Захар знал с рождения, всё его детство и юность был рядом. Верный слуга со временем становился похожим на своего молодого хозяина, образ жизни Обломова передался частично и ему. Захар был ленивым и неряшливым человеком. Позволить лежать себе на диване всё время и бездействовать, подобно барину, старик не мог, положение не позволяло, но свободные от работы часы он проводил в своём углу на лежанке, погрузившись в лёгкую дремоту. Сон для него был наивысшим удовольствием, как для любого истинного выходца Обломовки. Он, как и хозяин, не проявлял никаких эмоций, относился ко всему безразлично, не знал, что такое восторг или удивление.  Захар жил так, как жилось. Свою лень и апатию он объяснял с философской точки зрения – всё, что происходит угодно Богу, поэтому не нужно мешать его промыслам, лучше подождать пока само свершится, чем действовать.

Характер у Захара был очень трудный, только благодаря своему равнодушию Обломов не обращал внимания на его ворчливость и вечное недовольство. Старик был всегда угрюмым, грубым, не умел себя вести подобающим образом в обществе других господ и часто обманывал своего хозяина. Он обсчитывал Илью Ильича при любой возможности, пытаясь присвоить себе каждую копейку. Захар никогда не возвращал сдачу из магазина без очередного напоминания. Возмущаться старик начинал каждый раз, когда приходилось по приказу барина вставать с лежанки и выполнять свою работу. Всё, что приходилось делать, Захар комментировал и, не стесняясь, показывал свое недовольство: «…Он и служи барину, и мети, и чисть, он и на побегушках! От всего этого в душу его залегла угрюмость, а в нраве проявилась грубость и жесткость…»

Обломов совершенно ничего не мог делать самостоятельно, поэтому в обязанности Захара входило купание, расчёсывание и одевание своего хозяина каждый день. Илья Ильич даже поесть самостоятельно не мог, здесь тоже требовалась посторонняя помощь. Кроме того, Захар регулярно занимался чисткой, стиркой, при необходимости ремонтом одежды и обуви своего хозяина. Так как слуг в доме Обломова больше не было, то и уборка комнат была тоже поручена Захару. Правда, убирал он некачественно, мёл комнаты только посередине, обходя углы стороной, и вытирал пыль исключительно там, где ничего не стояло, чтобы не утруждать себя лишний раз.

Он не любил чистоту, не поддерживал её в доме и сам за собой не следил: «…Захар неопрятен. Он бреется редко; и хотя моет руки и лицо, но, кажется, больше делает вид, что моет; да и никаким мылом не отмоешь…». Нечистоплотность Захара проявлялась во всём, он мог подать Илье Ильичу обед на немытых, треснувших тарелках, накладывая еду руками, а стол застелить грязной скатертью. Лень не позволяла старику делать что-нибудь, кроме своих прямых обязанностей, которые он выполнял плохо и неохотно, а природная неуклюжесть и неповоротливость старого слуги наносила сплошной урон дому Обломова. Все хрупкие предметы уже были разбиты, а то, что осталось или не могло разбиться, или не попадало ни разу в руки Захара.

Но, несмотря на все свои недостатки, Захар был по-настоящему предан своему хозяину, как и всему роду Обломовых, хоть и обсуждал его за спиной при любой возможности. Старик любил выпить стаканчик и посплетничать с другими слугами, под настроение он мог расхваливать своего барина или ругать его, на чём свет стоит. Но когда Илья Ильич сердился на Захара по делу, верный слуга чувствовал свою вину и начинал раскаиваться.

В личной жизни Захару повезло, хотя он так и не смог испытать нежных чувств. Старик женился на кухарке Анисье уже в 55 лет, но не по любви, а потому что так было положено в обществе. Отношения в их семье были напряжёнными, Захар плохо обращался со своей женой. Анисья была мудрой женщиной и давала своему глупому мужу толковые советы, которым он отказывался следовать только из-за того, что жена не должна командовать в доме. В итоге всё получалось именно так, как говорила Анисья, но Захар это понимал слишком поздно. До самой смерти она оберегала своего беспомощного и недалекого мужа, считая себя счастливой.

Большая часть жизни Захара была связана с семьей Обломовых. Их семейное имение раньше процветало, и было образцом дворянского величия и богатства, но со временем обеднело и потеряло былую роскошь. Захар и Илья Ильич остались последними представителями Обломовки, свидетелями былой жизни, о которой они так любили вспоминать.

 Верный слуга, пережив своего хозяина, начал пить от горя и тоски, чтобы свести концы с концами ему пришлось просить милостыню. Из барского дома его выгнали, новым хозяевам надоело терпеть дармоеда, который не приносил никакой пользы. И оказалось, что ни к какому больше делу, кроме как служить Обломову, Захар не способен. Он пробовал работать в буфете богатого купца, швейцаром в доме графини, даже извозчиком быть не получилось из-за возраста и отсутствия необходимой силы.

В конце романа Штольц встретил Захара, побирающегося возле церкви. Он не сразу признал в почти ослепшем нищем старце крепостного Обломова. Андрей Иванович позвал его жить к себе в деревню, предлагая крышу над головой и пропитание, но старик не захотел уезжать от могилы своего хозяина. Его преданность осталась прежней, и Захар не видел будущего без Ильи Ильича. Жизнь слуги закончилась вместе с жизнью его хозяина.

Захар принадлежал двум эпохам. Старая эпоха научила его преданности своим хозяевам, а новая развратила душу. Благодаря образу Захара у И.А. Гончарова получилось в полной мере раскрыть созданное им понятие «обломовщины», которое означает бездействие, безынициативность, инертность во всем своём проявлении. Обломовщина быстро распространяется и крепко въедается в человека, её действие в полной мере показано на примере Ильи Ильича, который загубил не только свою жизнь, а потянул за собой верного старого слугу.

Рассмотрим одного из персонажей романа И.А.Гончарова «Обломов», а именно – Захара, слугу главного героя Обломова. В произведении продемонстрированы два типа людей – люди нового склада, деятели прогресса, и представители старой культуры, и как раз к этому второму типу имели отношение Обломов с Захаром.

Итак, Захар. Слуга старше Обломова – он начал свою службу с того, что ухаживал и заботился о тогда еще маленьком Илье Обломове. Со временем их взаимоотношения из теплых перешли в дружеские, и общались они между собой в шутливой манере. Впрочем, Обломов не являлся для Захара начальником, и тот занимался тем, чем хотел и мог.

Если посмотреть на них детальнее, то можно заметить, что они вдвоем – как единое целое, всегда неразлучны, всегда вместе, хоть они и недовольны друг другом.

Захар любил в глубине души молодого барина, хотя и жаловался на него за капризы и проступки. Но без этого он бы не был слугой, что ему было бы непривычно, поскольку он привык быть в постоянном подчинении, но при этом был весьма ленив и не спешил выполнять порученные ему задания.

Он всегда чуток и внимателен к Обломову. Нетрудно понять, что при этом по-своему влиял на становлении личности молодого барина.

Верность Захара Обломову прослеживается, казалось бы, в мелких моментах – так, он не отдает Терентьеву вещи Обломова, когда тот просил, поскольку не желает, чтобы хоть что-то из них пропало.

Впрочем, Захар был весьма посредственным слугой – он был неряшлив и неаккуратен, редко убирался в доме и часто случайно бил посуду. Но барин относился к нему, несмотря на это, с достоинством и не принижал его.

Впрочем, выпивая в компании таких же слуг, Захар мог разговаривать на тему негативных и хороших качеств своего барина, а также мог чуть-чуть украсть денег, если была возможность. Однако их тесная взаимосвязь прощала такие мелочи.

Когда Обломов скончался, в Захаре пропал слуга, и он ушел с края, в котором родился и прожил почти всю свою жизнь. Никому он был не нужен, однако хранил верность барину даже после его смерти – он присматривал за его могилой и отказался от предложенной работы на Штольца.

Становится понятно, что Захар сроднился с Обломовым настолько, что стал буквально его частью, отражением – его привычки были переняты от покойного Обломова. Он был предан Обломову, и не расстается с ним, даже, когда тот уже мертв и похоронен. Таким образом, мы видим, что Захар – это образ Обломовки, которая не забыта.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Характеристика Захара(слуги Обломова) в романе

Введение

Роман Гончарова «Обломов» был издан в 1859 году в переломный для российского общества период. На момент написания произведения, в Российской Империи существовало два социальных слоя – сторонники новых, проевропейских, просветительских взглядов и носители устаревших, архаичных ценностей. Представителями последних в романе являются главный герой книги Илья Ильич Обломов и его слуга Захар. Несмотря на то, что слуга является второстепенным персонажем, только благодаря введению автором в произведение этого героя, читатель получает реалистичную, а не идеализированную Обломовым картину «обломовщины». Характеристика Захара в романе «Обломов» Гончарова полностью соответствует «обломовским» ценностям и образу жизни: мужчина неряшлив, ленив, медлителен, любит приукрасить свою речь и прочно держится за все старое, не желая меняться под новые условия жизни.

Захар и Обломовка

По сюжету романа слуга Обломова Захар начал служить у Обломовых еще в ранней юности, где его приставили к маленькому Илье. Это и обусловило сильную привязанность героев друг к другу, которая со временем перешла скорее в шутливо-дружеские отношения, чем в отношения «барин-слуга». В Петербург Захар переехал уже в зрелом возрасте. Все его счастливые годы молодости прошли в Обломовке, а наиболее яркие воспоминания были связаны именно с деревней барина, поэтому мужчина даже в городе продолжает держаться за свое прошлое (как, впрочем, и Илья Ильич), видя в нем все лучшее, что с ним было.

Захаров в «Обломове» предстает пожилым человеком «в сером сюртуке, с прорехою подмышкой, откуда торчал клочок рубашки, в сером же жилете, с медными пуговицами, с голым, как колено, черепом и с необъятно широкими и густыми русыми с проседью бакенбардами, из которых каждой стало бы на три бороды».

Хотя Захар и жил уже долгое время в Петербурге, он не пытался начать одеваться по новой моде, не желал менять свой внешний облик, даже одежду он заказывал по образцу, вывезенному из Обломовки. Мужчина любил свой старый, истертый серый сюртук и жилет, так как «в этой полуформенной одежде он видел слабое воспоминание ливреи, которую он носил некогда, провожая покойных господ в церковь или в гости; а ливрея в воспоминаниях его была единственною представительницею достоинства дома Обломовых». Сшитая по старой моде одежда становилась для Захара той ниточкой, которая связывала его в настоящем, обновленном, шумном и беспокойном мире с «райским» спокойствием и умиротворением Обломовки, ее устаревшими, но привычными ценностями.

Поместье барина было для мужчины не просто местом, где он родился, вырос и получил первые жизненные уроки. Обломовка стала для Захара примером того идеального воплощения помещичьих, домостроевских ценностей, которые ему прививались родителями, дедами и прадедами. Оказавшись в новом обществе, желающем полностью отбросить былой опыт и жить новой жизнью, мужчина чувствует себя одиноким и брошенным. Именно поэтому, даже если бы была возможность, герой не ушел бы от Ильи Ильича и не сменил своего облика, ведь так он предал бы идеалы и ценности своих родителей.

Захар и Ильи Ильич Обломов

Захар знал Обломова с самых малых лет, поэтому прекрасно видел его достоинства и недостатки, понимал, когда с барином можно поспорить, а когда лучше смолчать. Илья Ильич был для слуги связующим звеном между Обломовкой и большим городом: «в кое-каких признаках, сохранившихся в лице и манерах барина, напоминавших его родителей, и в его капризах, на которые хотя он и ворчал, и про себя, и вслух, но которые между тем уважал внутренне, как проявление барской воли, господского права, видел он слабые намеки на отжившее величие». Воспитанный как преданный слуга своего барина, а не самостоятельная личность, как часть большого дома и рода «без этих капризов он как-то не чувствовал над собой барина; без них ничто не воскрешало молодости его, деревни, которую они покинули давно».

Захар не воспринимал своей жизни в другой ипостаси, не как слуги Обломова, а, например, свободного ремесленника. Его образ не менее трагичен, чем образ Ильи Ильича, ведь в отличие от барина, он не может изменить свою жизнь – переступить через «обломовщину» и двигаться дальше. Вся жизнь Захара сосредоточена вокруг Обломова и его благополучие, комфорт и важность для слуги являются основным смыслом жизни. Показательным доказательством является эпизод спора между слугой и Ильей Ильичем, когда Захар уподобил барина другим людям и сам почувствовал, что сказал что-то действительно обидное для Обломова.

Как и в детстве Ильи Ильича, в его зрелые годы слуга продолжает заботиться о своем барине, хотя эта забота иногда и выглядит несколько странно: например, Захар может подать обед на побитой либо немытой посуде, уронить еду и, подняв с пола, предложить Обломову. С другой стороны, весь быт Ильи Ильича держится именно на Захаре – он знает все хозяйское добро наперечет (даже запрещает Тарантьеву брать вещи Обломова, когда тот не против), всегда готов оправдать своего барина и показать его лучшим (в беседах с другими слугами).
Илья Ильич и Захар дополняют друг друга, так как представляют два основных проявления «обломовских» ценностей – барских и его преданного слуги. И даже после смерти Обломова мужчина не соглашается уехать к Штольцу, желая остаться рядом с могилой Ильи Ильича.

Заключение

Образ Захара в Обломове – это метафора обветшалой Обломовки и устарелых, архаичных взглядов на мир и общество. Сквозь его нелепый костюм, постоянную лень и своеобразную заботу о барине прослеживается бесконечная тоска по тем далеким временам, когда Обломовка была процветающей помещичьей деревней, действительно райским уголком, полным спокойствия, умиротворения, понимания, что завтра будет так же тихо и однообразно, как и сегодня. Илья Ильич умирает, но Захар остается, как остается и сама Обломовка, которая, возможно, в дальнейшем перейдет сыну Ильи Ильича, но станет уже совершенно другим поместьем.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Полина Ёж

    18/19

  • Андрей Надежин

    19/19

  • Чупанова Патимат

    15/19

  • Римма Шахбазян

    16/19

  • Вера Матросова

    19/19

  • Дарима Намдакова

    18/19

  • Елена Ермакова

    14/19

  • Ева Шестакова

    12/19

  • Аля Бесталанная

    19/19

  • Валентина Пожидаева

    18/19

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Образ затерянного города в драме островского гроза сочинение 10 класс кратко
  • Образ затерянного города в драме островского гроза сочинение 10 класс 300 слов
  • Образ зайца в русских народных сказках
  • Образ жилина в рассказе кавказский пленник
  • Образ жизни людей в сказке тысяча и одна ночь

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии