Министерство образования Саратовской области
Управление образования Волжского района
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №7»
Образ Жар-птицы на страницах сказок
Творческую работу
выполнила:
ученица 6 «Б» класса
Бояшева Карина
Руководитель:
Учитель русского языка
и литературы высшей
категории
Краснова Надежда
Федоровна
Саратов-2010
Содержание
Стр.
Введение………………………………………………………………….. |
3 |
Глава 1. Образ жар-птицы в русских народных сказках……………… |
4 |
Глава 2. Образ жар-птицы в авторских произведениях ……………… |
7 |
Заключение…………………………………………………………….… |
10 |
Список использованной литературы…………………………………… |
12 |
Приложение……………………………………………………………… |
13 |
Введение
Нет на свете человека, который не знал и не любил бы сказочный, прекрасный образ жар-птицы. Почему же она является для нас одним из любимых персонажей? Я думаю потому, что под жар-птицей подразумевается что-то светлое, доброе, мечта, которая еще не всякому дается в руки, которую еще нужно заслужить, выстрадать. Ее можно сравнить со счастьем, потому что любое счастье, даже самое крошечное, не придет к тебе просто так. Его, как и жар-птицу, надо поймать за хвост, не обжечься, удержать. Иначе какое же оно счастье, если валится в руки по первому зову? Поэтому, наверное, в душе каждого человека живет надежда поймать счастье – жар — птицу в своей жизни. Этот сказочный персонаж служит олицетворением вечных сил. И хотелось бы, чтобы жар-птица стала еще и символом неумирающей детской литературы, той литературы, что питает человека вечной духовной силой.
Цель данной работы – выявить роль жар-птицы в русских народных сказках; провести наблюдения над этим образом в авторской сказке «Конек-горбунок» П. Ершова. Читая и анализируя сказки, я поняла, что жар-птица играет огромную роль в судьбе героев. Она не только несет на своих крыльях свет, красоту, доброту, но и олицетворяет собой сказочную силу и является добровольным помощником в тяжелых испытаниях.
Глава 1
Образ жар-птицы в русских народных сказках.
Никакая сказочная птица не может сравниться по красоте с героиней русских народных сказок жар-птицей. Согласно им живет жар-птица в тридесятом царстве.
Оперение диковинной птицы так ослепительно сверкает под лучами солнца, что человек не может долго смотреть на нее. Глаза жар-птицы похожи на драгоценные камни, а крылья – на большие языки пламени. Ее еще называют огненной птицей размером с павлина. Перья ее светятся голубым светом. Об ее оперение можно обжечься. Одно ее перышко может запросто осветить большую комнату. Выпавшее перо еще долгое время сохраняет свойства оперения жар-птицы. Оно светится и дает тепло. А когда перо потухает, то оно превращается в золото.
Жар-птица ест золотые или молодильные яблоки, которые дают ей бессмертие и неземную красоту.
Когда поет она свои чудесные песни, из ее клюва падают на землю большие круглые жемчужины. Считается, что пение жар-птицы может излечить больного человека и возвратить зрение слепому.
В русских сказках храброму герою, обычно требуется помощь сильного существа, несущего добро и жизнь и освещающего все вокруг. Таким добровольным помощником очень часто становится жар-птица. Однако не каждый смельчак удостаивается такой чести сразу – нередко ему приходится выдержать не одно тяжелое испытание.
В сказке «Царь – девица» главный герой Иван – купеческий сын. Мать его умерла, отец женился, а к сыну приставил дядьку, чтобы тот присматривал за ним. Однажды наш герой встретил царь – девицу и полюбил ее. Но следующая встреча их не состоялась, так как дядька, следуя указаниям мачехи Ивана, воткнул булавку в одежду и он крепко заснул. Когда Иван узнал дядькину измену, он отрубил ему голову и отправился на поиски возлюбленной. Встретив Бабу – Ягу и выпросив у нее трубу, наш герой вызывает себе на помощь жар-птицу. Прилетевшая огненная птица подхватывает Ивана царевича и уносит его прочь от злой ведьмы. Баба – Яга только и успевает, что выдернуть из хвоста жар-птицы несколько перьев. Помогла жар-птица Ивану, отнесла его к избушке, где жила старушка. Она то и помогла найти ему царь – девицу.
Отдельно нужно сказать про перья чудесной птицы. Перо жар-птицы приносит несчастье. В сказке «Иван-царевич и серый волк» главный герой выдергивает перо из хвоста жар-птицы, которая прилетает ночью в сад его отца клевать золотые яблоки. Увидев перо, царь больше ни о чем больше не может думать кроме жар-птицы, и в результате отправляет всех своих сыновей раздобыть чудо-птицу. Примерно такое же действие оказывает огненное перо на царя из сказки «Жар-птица Василиса-царевна». И для стрельца, преподнесшего в дар царю перо, этот подарок оборачивается чередой почти невыполненных заданий. Но как и в большинстве сказок, положительный герой проходит через все испытания и обретает счастье.
В русской народной сказке «Иван меньшой — разум большой» образ жар-птицы представлен нам, читателям, как образ птицы, не только охраняющей границы государства, но своим громким голосом собирающей рать. В этой сказке обычные люди старик со старухой, не имеющие детей, увидели прекрасную чудо-птицу и даже нашли ее гнездо, в котором лежало тридцать три яйца. Старик забрал яйца, из них вылупились тридцать три добрых молодца. Последним тридцать третьим был Иван меньшой — разум большой. Получается, что образ жар-птицы здесь представлен нам еще в образе матери прекрасных молодцев. Много испытаний приходится на их долю. И здесь им на помощь всегда приходит жар-птица. Жар-птица дает сигнал своим сыновьям, чтобы враги не застали врасплох.
- Кликни-ка сюда на подмогу, чудо-птица, своих сыновей богатырей.
Встрепенулась жар-птица так, что сияние от нее озарило все кругом, подняла вверх голову и закричала тонким голосом. Только смолк ее крик, глядь – мчатся из ближних лесов на вражью рать тридцать два молодых богатыря. Впереди сам царь Иван меньшой. И дрогнула вражья рать. «Крепки границы! А если кто и пожалует — наша матушка, жар-птица, вмиг нам сигнал даст, — сказал Иван меньшой.
В русской народной сказке «Жар-птица», она наделена не только ослепительной красотой, но и олицетворяет добро, справедливость и честность. Попав в руки нечестным братьям Ивана-царевича, жар-птица превращается в ворону, показывая, что жар-птица не дается в руки злым и непорядочным людям. Только после того, как Иван-царевич вернулся домой и царю открылась правда, жар-птица приняла свой красивый облик.
Все сказки, в которых живет жар-птица, являются особенными – волшебными. Потому что жар-птица – это не только красивое великолепное существо, но порой она является источником страданий для людей. Из-за своей жадности героям приходится преодолевать тяжелейшие испытания. Я думаю, что во все времена многих из нас всегда будет поражать огненный свет, сыплющийся с крыльев жар-птицы, и мы будем восхищаться этой чудом
Глава 2
Образ жар-птицы в авторских произведениях
(по произведению П.Ершова «Конек-горбунок»)
Образ жар-птицы продолжает жить и в авторских произведениях. Например, в произведении П. Ершова «Конек-горбунок». Первое знакомство главного героя происходит с жар-птицей не сразу. Вначале он находит ее перо:
…огонек горит светлее,
Горбунок бежит скорее.
Вот уж он перед огнем.
Светит поле словно днем;
Чудный свет кругом струится,
Но не греет, не дымится.
Диву дался тут Иван.
«Что, — сказал он, — за шайтан!»
Шапок с пять найдется свету,
А тепла и дыму нету;
Эко чудо – огонек!»
Умный конек –горбунок предупредил Ивана: «Много, много непокою принесет оно с собою». Не послушался Иван. А предостережения горбунка сбылись. Помимо тяжелых испытаний, которые пришлось пройти нашему герою, царь приказал ему достать жар-птицу:
- Не достанешь мне жар-птицу
В нашу царскую светлицу,
То клянуся бородой,
Ты поплатишься со мной!»
Отправился Иван с горбунком за чудо птицей.
Когда он увидел стаю жар-птиц, от которых свет разлился над горой, то прошептал:
«Тьфу ты, дьявольская сила!
Эк их, дряни, привалило!
Чай, их тут десятков с пять.
Кабы всех переимать-
То-то было бы поживы!
Неча молвить, страх красивы!
Ножки красные у всех,
А хвосты-то — сущий смех!
Чай, таких у куриц нету.
А уж сколько, парень, свету –
Словно батюшкина печь!»
О чем нам рассказывает его реакция на диковинных птиц и те сравнения, которые он употребляет, описывая их?
Иван – крестьянский парень и на все смотрит с точки зрения пользы:
«Кабы всех переимать – то-то было бы поживы!» И сравнения его для описания чудесных птиц совсем будничные, взятые из домашнего быта: куры и «батюшкина печь». В его оценке и восхищение: » Неча молвить, страх красивы!» и ирония, потому что хвосты у жар-птиц «сущий смех». Для него эти птицы – скорее каприз природы неизвестного предназначения. Поэтому ему даже хочется напоследок «пугнуть» их:
- Смотри-ка,
Вишь, надселися от крика!
И, схвативши свой мешок,
Хлещет вдоль и поперек.
Ярким пламенем сверкая,
Встрепенулася вся стая,
Кругом огненным свилась
И за тучи понеслась.
Царь, увидев жар-птицу, испугался, он подумал, что это пожар.
Это свет от птицы-жар, — ответил Иванушка.
Все произошедшее с Иваном, послужило для него хорошим уроком.
Автор сказки показывает юным читателям, что красота – это не самое главное в жизни. Сказочный мир Ершова органично слит с крестьянской повседневностью и даже волшебные сказочные образы обладают земной красотой.
Жар-птица – это ветер, облако, жар в крестьянской печи, рыжий петух за околицей.
Заключение.
В наши дни образ жар-птицы продолжает жить повсюду. Мы видим его на сцене и вновь приходим к выводу, что красота всегда была основным критерием для творцов в искусстве. Возродить духовность и красоту задумали наши современники — звезда мирового балета Андрис Лиепа. Он создал спектакль в красивых костюмах, назвав его «Возвращение жар-птицы» Премьера спектакля состоялась в наши дни в Мариинском театре, а затем на сцене Большого театра. В парижском театре «Шатле» спектакль имел такой успех, что под гром аплодисментов занавес поднимали пятнадцать раз.
Образ жар-птицы существовал в далеком прошлом. Наши предки считали, что жар-птица оказывает помощь в поиске кладов. И над сокрытым в земле кладом вовсе не огненный цветок распускает свой бутон, а сама сказочная птица садится на легендарное растение и ждет счастливчика, который ее найдет. Такие легенды приходят к нам из глубины веков.
Образ жар-птицы использовала наша команда в 2008 году на олимпиаде в Пекине. Главным элементом формы наших спортсменов была жар-птица. Мало того, что жар-птица – волшебный образ русских сказок, воплощающий мечту об удаче и благополучии, стремлению к победе, так она еще и на птицу Феникс похожа, которая в Китае считается птицей императора и символом счастья. Очень символично, что жар-птица в виде восьмерки: для китайцев это приемлемо и успешно, для нас – победоносно, просто и красиво.
Образ жар-птицы используют в наши дни и дизайнеры. Одна из них Алена Ахмадуллина представила свою коллекцию, которая похожа на сказку. Алену вдохновили легенды о жар-птице. Коллекция одежды настолько выглядела ярко и блестяще, что все модели могли бы легко сойти за жар-птиц.
Образ жар-птиц вдохновляет и архитекторов. На берегу Финского залива, в 40 километрах от Санкт – Петербурга, планируется создать город-сказку «Жар-птица». На площади почти в 300 гектаров появится огромный развлекательный комплекс. Здесь расположатся гостиницы, стадионы, океанариум. Город – сказка будет основан на известных русских сказочных образах. А самый главный образ – образ жар-птицы, заключен в названии этого чудо – города.
Для меня образ жар-птицы стал не только красивой фантастикой, но и нашей историей, пропущенной через сознание народа. В этой птице воплощены и идеалы людей, и их мечты, надежды. Жар-птица убеждает нас в том, что красота, доброта, сила, справедливость – это вечные ценности, которые мы должны беречь и передать следующему поколению.
Список использованной литературы
- С.В. Кривушина «Загадочные существа». Издательство «Вече», 2001
- С.А. Токарев «Мифы народов мира». Москва. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия» 1997
- Н. С. Будур «Сказочная энциклопедия» Москва «Олма-Пресс» 2005
- Русские народные сказки «Перо жар-птицы» Москва «Кристина и Ольга» 1994
- П.П. Ершов «Конек-горбунок» РИО «Самовар» 1990
Приложение
Птица Феникс всегда служила символом возрождения и обновления. Этот миф всегда напоминал о том, что даже в самых тёмных глубинах отчаяния, на руинах надежд, можно восстать из пепла и начать всё заново с чистого листа. Символ жар-птицы чрезвычайно востребован в популярной культуре и фольклоре. Он появляется и в древних легендах и в новых историях, например таких, как «Гарри Поттер». Но откуда берёт своё начало и что в себе скрывает миф о Фениксе?
Миф о Фениксе
Миф о птице Феникс есть во многих культурах.
И в Древнем Египте, и в Древней Греции были свои изображения этой мистической огненной птицы. Название происходит от древнегреческого слова «phoinix», означающего финикийский или красновато-фиолетовый цвет. Корни легенды, как считают историки, лежит всё же в Египте. Согласно тамошним историям, феникс сжёг себя на алтаре в храме Гелиополя. Там это существо называли Бенну. Оно было размером с орла, оперенье его было ярко-красным и золотым.
Феникс мог жить 500 лет. Когда приближалась его кончина, то он сооружал гнездо из ветвей плодовых дерев и специй, а потом поджигал его. Гнездо сгорало вместе с умирающей птицей, а из жара восставал новый феникс. Пепел становился забальзамированным яйцом. Скорлупой ему служила застывшая мирра. Новорождённая птица всегда отправлялась в Город Солнца Гелиополь. Там феникс возлагал яйцо на алтарь египетского бога Солнца Ра.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Учёные открыли новые факты о связи между Иисусом, христианством и Древним Египтом
Иллюстрация из Книги Мёртвых изображает бога Солнца Ра, путешествующего по подземному миру. Бенну, священная гелиопольская птица, стоит перед Ра на носу лодки, около 1186 года до н.э.
Египтяне всегда ассоциировали феникса с бессмертием. После того как Рим завоевал Египет и всю Европу, символ распространился по всему миру. Феникс стал символом могущества и вечности великой Римской империи и его часто чеканили на римских монетах.
Символика Феникса в мировой истории
За пределами Древнего Египта подобные истории о жар-птицах встречаются по всей Северной Америке, России и Азии.
Феникс — популярный образ в мифологии многих народов.
У коренных народов Северной Америки есть очень схожие истории о существах, похожих на фениксов. Племена алгонкинов называют его громовой птицей, которая управляет «верхним» или небесным миром. Когда птица-громовержец взмахивает крыльями, раскаты грома прокатываются по небу, а молнии ударяют в землю, разя существ подземного мира.
Покрытие индейского щита украшено черепахой, громовой птицей, звёздами и млечным путём.
В России Жар-птицы имеют захватывающую историю в славянском фольклоре. Это всегда был символ удачи и в то же время предвестник скорой погибели. Сюжет многих сказок, в которых упоминается это мифическое существо, вращается вокруг сложного квеста, который предполагает поиски потерянного пера из хвоста жар-птицы. Отважный герой отправляется в опасный и дальний путь-дорожку, чтобы изловить заветную птичку и подарить царю. В этом непростом деле ему помогают другие сказочные персонажи. Только жар-птицу нельзя навсегда запереть в клетке.
«Иван-царевич ловит перо жар-птицы», Иван Билибин, около 1899 года.
В китайской мифологии также есть своя версия жар-птицы. Это существо называют Фэнхуан. Фэнхуан — бессмертная и редкая птица, символизирующая собой гармонию и удачу. Птица обладает безумно красивым голосом, её песни завораживают. Она символизирует собой и женское, и мужское начало одновременно, олицетворяя собой гармонию инь-янь. Согласно легенде, Фэнхуан в последний раз появлялся в провинции Аньхой у могилы Хунву, основателя династии Мин, в 1368 году. В Японии это же существо известно как Хоу-оу.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Археологи нашли утраченный третий солнечный храм: Величайшее открытие последних 50 лет
Фэнхуан на крыше храма Мэнцзя Луншань в Тайбэе, Тайвань.
Феникс в современной популярной культуре
Феникс — это, безусловно, мощный аллегорический символ. В популярной культуре он прочно ассоциируется с возрождением и обновлением. Об этой мифической птице писал Уильям Шекспир в своих пьесах, в книге К. С. Льюиса «Племянник волшебника» огромная жар-птица охраняет Эдемский сад. Великий русский композитор Игорь Стравинский написал божественную музыку к популярному балету «Жар-птица» о полуженщине-полуптице, которую пленил принц. Автор книг о Гарри Поттере, Джоан Роулинг, поместила в свою придуманную волшебную вселенную феникса по имени Фоукс.
Феникс Фоукс с Гарри Поттером (Дэниел Рэдклифф) в фильме «Гарри Поттер и Тайная комната» (2002).
Феникс может нести тяжёлое бремя, но его победная песнь неизменно вселяет страх в сердца нечистых и мужество в тех, у кого чистое сердце. Фениксы также обладают целительной силой. Из пера мифической птицы можно сделать волшебную палочку. Феникс Фэнхуан появляется также в прекрасном диснеевском фильме «Мулан».
Если вас интересуют истории из мировой мифологии, прочтите в другой нашей статье о том, как Орфей отправился в ад за любимой: трагическая история хитрого барда греческих мифов.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
В разных уголках нашего мира существуют легенды об удивительных зверях и птицах, которых никто никогда не видел, однако описания которых поразительно сходны. Так из многих сказок дошел до нас образ Жар-птицы. В разных культурах ее образ обрастал своими подробностями и оттенками. У славян она Жар-Птица, у чехов и словаков — рыжезлатый Огнивак, у египтян и греков Феникс, у арабов Симург, у китайцев Фэн-хуан, у евреев Мильхам.
В.Васнецов «Ковер-самолет»
Но при этом описание ее весьма сходно. «Воздух расцветился всеми цветами радуги, от перьев и крыльев птицы шли красивые звуки, от нее исходил приятный запах…» — так было сказано о чудесной птице Симург в арабском трактате 13 века. «Есть там другая священная птица,… и имя ей Феникс, – писал Геродот. — Ее облик и стать весьма напоминают орла, а перья у нее частью золотистые, частью красные». «Киноварная птица, вещество пламени», «его цвет радует глаз, его гребень выражает праведность, его язык искренен» — говорили китайцы, имея ввиду Фэн-хуан, властителя Юга. Птица-огонь, — говорили славяне о Жар-птице, — об ее оперение можно запросто обжечься. Каждое перо же светится, как множество свеч, и остро, крепче булата. А сама же она сияет то голубым, то малиновым светом, а глаза ее напоминали блестящие кристаллы.
Л.Вертинская — «Птица-Феникс»
Египтяне считали, что Феникс является связующим звеном между божественным замыслом и воплощением замысла в жизнь, напоминает о божественном созидании и возрождении жизни. В египетской «Книге мертвых» написано: «Как Феникс пройду я через области потустороннего мира». Греки, воспринявшие историю Феникса из Египта, полагали, что жизнь Птицы циклически связана с мировой историей и зависит от хода планет (Солнце, Луна и др. планеты возвращаются на свои «прежние» места). Стоики в подтверждение этому говорили, что мир, подобно Птице, погибает и рождается в огне, и нет этому превращению конца. Иранцы считали, что Симург обладала даром предвидения, но натура ее была двойственна, заключая в себе «добрую» и «вредоносную» половинки. В суфизме Симург символизирует Совершенного Человека, обладающего знанием Божественной Сущности. Эту Сущность, как и легендарную птицу, невозможно увидеть. Евреи, называющие чудо-птицу Мильхам, рассказывали, что только она отказалась вкусить запретный плод, и за это Бог даровал ей бессмертие. В раннехристианском апокрифе Варуха писалось о Птице: «Это хранительница мира… Если бы не прикрывала огненный зрак солнца, то не был бы жив ни род человеческий, ни вся тварь на земле от жары солнечной». Китайский огненный Фен-хуан являлся одним из четырех священных созданий, и символизировал бессмертие, совершенство и великодушие. Появление такой птицы пусть даже во сне означало поворотный момент в жизни человека, необходимость совершения значимого деяния либо рождения ребенка, наделенного особыми талантами.. Ну а славяне связывали Жар-птицу с золотом и кладами, считая, что именно птица указывает на них. Где она опустится, там в земле сокровища и таятся. Иногда говорили, что в купальскую ночь Жар-птица спускается на землю, и тогда именно ее сияние принимают за цветок папоротника.
Считается, что по размерам Жар-птица достигает павлина.
Перья ее обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека, они блистают серебром и золотом, крылья как языки пламени, а глаза светятся как кристалл. Живёт Жар-птица в райском саду Ирии, в золотой клетке. А по ночам вылетает из нее и освещает сад собою так ярко, как тысячи зажжённых огней. Ее золотая окраска связана именно с местом ее пребывания, так как считалось, что в «тридесятом» царстве всё окрашено в золотой цвет. Согласно русской волшебной сказке, каждое перо её «так чудно и светло, что ежели принесть его в тёмную горницу, оно так сияло, как бы в том покое было зажжено великое множество свеч». Иногда можно найти выпавшее перо из хвоста Жар-птицы, и, внесенное в тёмную комнату, оно заменит самое богатое освещение.
А вот поймать голыми руками её нельзя, так как можно обжечься об огненное оперение.
Надо сказать, что выпавшее перо еще долгое время сохраняет свойства оперения Жар-птицы. Оно светится и дает тепло, а когда потухнет, то превращается в золото. Перо Жар-птицы — предмет русских народных сказок, известный своими волшебными свойствами, оно способно указывать клады. У Жар-птицы в саду есть любимое кушанье — молодильные яблоки (достаточно редкие, даже в старину), которые дают ей красоту и бессмертие. Их можно сопоставить с плодами гранатового дерева, излюбленного лакомства Фениксов.
Пение Жар-птицы исцеляет болезни и недуги и возвращает зрение слепым, а когда она поёт из клюва сыплется жемчуг.
Л. Бакст. Эскиз к балету «Жар-птица»
Считается, что добыча Жар-птицы сопряжена с большими трудностями и составляет одну из главных задач, которые задает в сказке царь (отец) сыновьям. Добыть ее удается лишь доброму младшему сыну. Мифологи (Афанасьев) объясняли Жар-птицу в виде олицетворения огня, света, солнца.
Говорят, что поймать ее можно только на приманку — клетку с золотыми яблоками внутри.
Также по легендам Жар-птица стережет цветок папоротника в ночь на Купала, когда он распускается лишь раз в году, а многие молодые люди уходят в лес искать его.
Жар-птица бессмертна и ничто не может причинить ей вред, так что бороться с ней невозможно, вообще птица отличает добродушным праздным нравом и на людей не нападает, они редко обращают внимание на то, что творится вокруг, и мало что может отвлечь птицу от любимого занятия — пения. А если в природе наступал мрак, и черные дождевые тучи надолго затягивали голубое небо, прилетала Жар-птица. Мало того, что она сама светилась, как маленькое солнышко, она еще мощными взмахами крыльев разрывала пелену туч, давая доступ лучам солнца. Точно также она разгоняла черное колдовство и грусть в сердцах людей.
И уже потом люди, чтобы удача и счастье, которые дарует Жар-птица, не покинули их, стали делать амулеты и обереги, расписывать посуду ее яркими изображениями.
И.Билибин
Трудно определить, с какого века существовала эта сказка в русском фольклоре, несколько поколений передавало ее из уст в уста и запечатлелась в лубочных картинках. В середине XIX века А.Н. Афанасьев включил лубочный вариант «Сказки об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке» в свое знаменитое многотомное собрание, окончательно закрепив в качестве «канонического» первоначальный, восходящий к русской фольклорной традиции сюжет этой сказки.
Однако популярность сказки о Жар-птице обусловлена не столько ее сюжетной увлекательностью, сколько глубоким смыслом, кроющемся в содержании. Сказка о Жар-птице в данном смысле — особая. Выражаясь современным научным языком, она является метасказкой, поскольку здесь говорится о смыслообразующем значении мечты в жизни человека. «Жар-птица» — это символ прекрасной, высокой и светлой мечты и преданность ей, готовность к подвигу во имя ее исполнения. Поймав перо Жар-птицы, Иван-царевич обрел жизненную цель, которая стала ему дороже золотых яблок и даваемого статусом царского сына земного благополучия. Ради этой цели-мечты он готов преодолеть любые трудности и опасности.
В XIX веке сказка о Жар-птице выходила в России многотысячными тиражами. Появились и разнообразные ее стилизованные обработки и переделки. Но гораздо больше для постижения глубинного смысла и неисчерпаемого символизма этого фольклорного шедевра сделали русские поэты. Так в 1907 году К.Д. Бальмонт назвал свой стихотворный сборник «Жар-птица».
Жар-птица — основной образ, к которому обратились художники хохломской росписи. Ее огненные яркие перья сияют на посуде.
А вот первой из профессиональных художников к образу Жар-птицы обратилась Елена Дмитриевна Поленова (1850 — 1898), сестра В.Д. Поленова. В письме к критику В. В. Стасову от 29 января 1896 года она сообщала, что ей предложили исполнить эскиз большого панно для вышивки на русскую тему. Сюжетом художница выбрала Жар-птицу. Она изобразила ночь и дерево с золотыми плодами, на вершине которого дремлет огненная птица. Панно было выполнено в вышивальных мастерских М. Ф. Якунчиковой и экспонировалось на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде летом 1896 года. В том же году она начала серию иллюстраций к сказке о Жар-птице.
И. Билибин с воодушевлением последовал по стопам Поленовой. Первые акварельные иллюстрации он выполнил к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке». Жар-птица помогла обрести свое подлинное призвание тогда еще молодому художнику.
Сказочная птица была главной героиней балета Игоря Стравинского 1910 года, декорации к которому создал Леон Бакст. Позднее Жар-птица дарила надежду и российским эмигрантам, издававшим в 1920-е годы одноименный журнал о литературе и искусстве. Сегодня многие предприниматели, по-видимому считая, что имя волшебной птицы принесет им удачу, используют его в названиях своих компаний. А в 2009 году стала символом Конкурса Песни Евровидение 2009, проходившего в Москве.
К. Сомов «Жар-птица»
Обложка журнала «Жар-птица»
Камин
Фасад банка в Нижнем Новгороде
Украинская вытынанка
Оформление сцены
Иллюстрации:
Н. Кочергин
Г. Спирин
В. Корольков
Н. Гипиус
Н. Кочергин
Е. Горохова
В. Милашевский
Фигурка ЛФЗ
Лаковая миниатюра:
И, напоследок, пасхальная открытка
Жар-птица — персонаж восточнославянского фольклора. Эта красивая птичка имеет необычное оперение: её пёрышки отливают драгоценными камнями, золотом и серебром. Она любит клевать белоярое пшено и неравнодушна к молодильным яблочкам. Жар-птица обладает великолепным голосом. Её чудесные песни улучшают настроение и возвращают здоровье больным людям. Поймать очаровательную певунью непросто, но при умелом подходе эта затея удаётся главному герою сказки.
Внешний вид
Жар-птица — волшебная птичка со сверкающим огненным оперением. Её длинные пёрышки переливаются золотыми и серебряными красками, а глазки сияют словно самоцветы. На красных лапках птички красуются жемчужные коготки, длинный и пышный хвост горделиво колышется при малейшем движении. Увидев Жар-птицу, хочется любоваться ей, не отрывая взгляда. Но делать это сложно, ведь человеческие глаза не выдерживают столь яркого сияния. Одного золотого пёрышка достаточно, чтобы осветить огромные царские покои. Его дивный свет заменяет тысячу горящих свечей. Даже если пёрышко угасает, оно остаётся дорогим сокровищем — украшением тонкой работы, которая не под силу ни одному ювелиру.
Как приманить Жар-птицу
Пернатая красавица обожает драгоценности и изысканные угощения. Некоторым богатеям удаётся заманить её в клетку, насыпав туда жемчуга и изумрудов. Однако большинство сказочных героев ловит Жар-птицу, оставляя для неё приманку — белоярую пшеницу, политую заморским вином. Птичка очень любит такое угощение. Частенько она прилетает клевать пшено не одна, а со стаей подружек, поэтому шансы изловить прелестное создание возрастают. Ещё одна страсть Жар-птицы — молодильные яблоки, дарующие молодость, красоту и удачу. Даже в волшебном мире эти плоды считаются большой редкостью, которую сложно раздобыть. Но если хочется привлечь райскую птичку, стоит потрудиться. Что поделаешь — прекрасное тянется к прекрасному.
Способности
Жар-птица — не только великолепное украшение дворца, но и мощный талисман. Она притягивает к своему владельцу богатство и процветание. Однако чтобы снискать благосклонность сказочного создания, человек должен быть достойным — искренним, добрым и бескорыстным. Алчных и злых людей птичка не переносит, у них она чахнет и угасает.
Жар-птица обладает нежным голосом и красиво поёт. Её пение услаждает слух и исцеляет тяжёлые болезни. Рядом с райской гостьей слепой может прозреть, а глухой — обрести способность слышать. Когда птица заливается мелодичными трелями, из её клюва сыплются мелкие жемчужинки. Все цари и бояре мечтают заполучить такое чудо, однако им редко улыбается удача.
Значение персонажа
В русских народных сказках царь отправляет главного героя — царевича, стрельца или Иванушку-дурачка на поиски Жар-птицы. Этому заданию предшествуют два варианта событий. В первом царский сад подвергается налётам огненной птицы, которая клюёт золотые яблочки. Царевичи по очереди сторожат яблони и пытаются изловить диковинную птичку.
Во втором варианте рассказывается о незадачливом молодце, поднявшем золотое перо, обронённое Жар-птицей. Мудрый конь советует хозяину не брать находку, потому что она принесёт много бед, но беспечный парень не слушается. По ходу развития сюжета, заветное пёрышко попадает в руки к царю. Вместо того, чтобы обрадоваться сокровищу и отблагодарить добытчика, жадный самодержец требует добыть для него саму Жар-птицу. Если герой не сможет выполнить приказ, его казнят.
На выручку несчастному приходит верный друг — славный богатырский конь или неутомимый Конёк Горбунок. Он знает, чем можно приманить пернатую певунью, и помогает хозяину её изловить. После поимки Жар-птицы герой получает новое задание. На сей раз нужно похитить и привезти государю красавицу Василису или таинственную Царь-девицу.
Параллели в зарубежной литературе
В 1812 году немецкие писатели Якоб и Вильгельм Гримм написали сказку «Золотая птица». Она перекликается с восточнославянским народным сюжетом «Иван-царевич и Серый волк». Главный герой — добрый и храбрый королевич. Ему предстоит добыть чудо-птицу с драгоценным оперением, золотого коня и прекрасную принцессу. Королевичу помогает говорящий лис, который оказывается заколдованным молодым человеком. Когда-то давно ведьма превратила его в зверя, но дружба разрушила злые чары.
В татарском эпосе есть одноимённая сказка. В ней события развиваются иначе. Жадный богатей отправляет диковинную птичку в котелок в самом начале повествования. Считается, что человек, съевший печень и сердце золотой птицы, будет каждое утро находить под подушкой драгоценные монеты. По иронии судьбы, богачу не достаются желанные деликатесы — их съедают голодные племянники, навестившие дядюшку.
Происхождение образа
Жар-птица — персонаж, олицетворяющий солнечный свет и огненную стихию. Он ассоциируется с мечтой, счастьем и судьбоносными переменами. Изображения сказочной птички можно встретить в хохломской росписи и славянской вышивке, лубочных картинках и архитектурном декоре. Им приписывают свойства оберега, защищающего от напастей и болезней.
Образ златокрылой красавицы восходит к древнегреческой птице Фениксу. Согласно мифам, Феникс обладает орлиным телом и золотисто-красным оперением. Предчувствуя собственную смерть, он сжигает себя в пламени, чтобы затем воскреснуть, восстав из пепла обновлённым и полным сил.
Исследователи считают, что реалистичным прототипом Жар-птицы послужил обычный павлин. Эта птичка не перестаёт восхищать людей сине-зелёными и золотистыми переливами оперения. Существует поверье, что павлинье пёрышко привлекает финансовое благополучие в дом владельца.
Мифология
Жар-птица — сказочная птица, персонаж русских сказок, обычно является целью поиска героя сказки. Перья жар-птицы обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека. Жар-птица — огненная птица, её перья блистают серебром и золотом (у Огнивака перья рыжезлатые), крылья — как языки пламени, а глаза светятся как кристалл. По размерам жар-птица достигает павлина.
Добыча жар-птицы сопряжена с большими трудностями и составляет одну из главных задач, которые задаёт в сказке царь (отец) сыновьям. Добыть жар-птицу удаётся лишь младшему сыну. Мифологи (Афанасьев) объясняли жар-птицу как олицетворение огня, света, солнца. Жар-птица питается золотыми яблоками, дающими молодость, красоту и бессмертие; когда она поёт, из её клюва сыплются жемчуга.
Пение жар-птицы исцеляет больных и возвращает зрение слепым. Оставляя в стороне произвольные мифологические объяснения, можно сопоставить жар-птицу со средневековыми, очень популярными и в русской, и в западноевропейской литературе рассказами о птице феникс, возрождающейся из пепла. Прототипом Жар-птицы является павлин. Молодильные яблоки, в свою очередь, можно сопоставить с плодами гранатового дерева — излюбленного лакомства фениксов.
Каждый год, осенью, Жар-птица умирает, а весной возрождается. Иногда можно найти выпавшее перо из хвоста Жар-птицы; внесённое в тёмную комнату, оно заменит самое богатое освещение. Со временем такое перо превращается в золотое.
Для ловли Жар-птицы используют золотую клетку с яблоками внутри как ловушку. Поймать голыми руками её нельзя, так как можно обжечься об её оперение.
Современное использование
- В 2009 году Жар-птица стала символом Конкурса Песни Евровидение 2009, проходившего в Москве.
В популярной культуре
- Петр Павлович Ершов, «Конёк-Горбунок»
- «Конёк-Горбунок» (Союзмультфильм, 1947 год, режиссёр: Иван Иванов-Вано)
- «Конёк-горбунок» (Союзмультфильм, 1975 год, режиссёр: Иван Иванов-Вано)
- «Жар-птица» по мотивам сказки Алексея Толстого (объединение художественной мультипликации
- «Киевнаучфильм», 1983 год, режиссёр: Цезарь Оршанский)
- «Жар-птица» по мотивам русских народных сказок (ТО «Экран», 1984, режиссёр: Владимир Самсонов)
- «Как поймать перо Жар-Птицы» (мультфильм, 2013 год)
Галерея