Образ золотой рыбки в сказке пушкина

Образ главного героя — старика-рыбака

Старика можно назвать одним из основных героев детского произведения, который относится как к отрицательной, так и положительной его составляющей. Мужчина, безусловно, очень добр и мягок по отношению ко всему живому. Несмотря на строгость характера старухи, он безумно любит женщину и хочет, чтобы ее каждое желание воплотилось в явь. Таким образом раскрывается светлость его натуры.

Однако все омрачается, когда старик соглашается на любые свершения ради приказов, которые к концу прекращают быть просьбами. Он видит, как неспокойно море; он понимает жестокость нрава супруги; герой демонстрирует слабохарактерность и продолжает потакать и мучить маленькую золотую рыбку.

Старуха как отрицательный персонаж

Старуху можно назвать отрицательным героем сказки, поскольку за огромное количество сюжетных поворотов она демонстрировала исключительно негативные черты собственного характера. Непомерность ее аппетита росла не по дням, а по часам. Она не умела благодарить, чувствовать сострадание и была лишена добросердечности.

Казалось бы, жизнь старухи со стариком могла наладиться благодаря рыбке, которая была готова выполнить их любые желания. Однако супруги упустили выданный шанс, поскольку прекрасного дома и починенного корыта властолюбивой женщине было недостаточно.

Золотая рыбка

При первом знакомстве с данным персонажем может показаться, что он несколько эгоистичен, высокомерен и нетерпелив, однако это не так. На удивление, золотую рыбку можно назвать истинным воплощением добра и сострадания в сказке Пушкина.

Она хотела жить и подарила взамен на свободу невиданную сверхъестественную возможность — загадать любое желание и превратить жизнь в истинное воплощение счастья, радости и достатка. Она терпеливо относилась к капризам старухи, и до последнего желала помочь супругам обрести то, что они потеряли множество лет назад.

Образ моря в сказке Пушкина

Море можно назвать отдельным персонажем в рассматриваемом произведении, поскольку оно в буквальном смысле наделено человеческими качествами. Через текстовое изложение можно заметить волнение и общие реакции глубоких вод на разворачивающиеся в бедной глубинке события.

Каждое новое желание старухи, постепенно переходящее в приказ, заставляет волноваться стихию. К подобному выводу мы можем прийти благодаря описанию характеристик моря — автор акцентирует внимание читателей на таких словосочетаниях, как «синее море», «черная буря», «сердитые волны», «воют и воют».

«Сказка о рыбаке и рыбке», характер героев которой мы рассмотрели, можно назвать крайне интересным произведением, впечатляющим своими описаниями природы, людей, погоды, настроения. Несмотря на легкость изложения и простоту общих средств выразительности языка она позволяет ознакомиться с важным моральным принципом, повествующем о том, как люди губят себя из-за жадности и неблагодарности.

Щедрая хозяйка синего моря

Стихотворная притча начинается с того, что бедному рыбаку не везёт с ловлей. Невод приносит то густую тину, то морскую траву, но, закинутый в третий раз, неожиданно возвращается с богатым уловом — волшебной рыбкой. Её чешуя и плавники переливаются золотом, а на голове сверкает маленькая корона. Чешуйчатая пленница умеет говорить человеческим голосом и обещает выполнить любое желание в обмен на жизнь и свободу. Столь необычная картина приводит старика в трепет. Он решает отпустить диковинную добычу, не взяв с неё откупа. Благодарная рыбка уплывает прочь, а потрясенный рыбак возвращается домой и обо всём рассказывает жене.

Старуха не проходит нравственное испытание — благородный поступок мужа видится ей ужасной глупостью, она пилит незадачливого старика, требуя попросить у рыбки хотя бы новое корыто. Но когда первое желание вздорной женщины исполняется, она быстро теряет чувство меры, демонстрируя неблагодарность, жадность и дурной характер. Сначала старуха хочет новую избу, потом — стать дворянкой, затем требует сделать её царицей… Старичок не может отказать своей супруге — доброта его души соседствует с полной бесхарактерностью. Милосердная и щедрая золотая рыбка жалеет рыбака: мягко с ним разговаривает, утешает и, исполняя очередное желание, всегда напутствует «ступать с Богом». Она хочет, чтобы «старче» жил в мире и достатке, потому не показывает ни малейшего недовольства. Лишь когда алчность старухи переходит все границы, и отчаявшийся старик вопрошает: «Что мне делать с проклятою бабой?», рыбка молча уходит на глубину, плеснув хвостом на прощанье. Безграничному терпению морской владычицы приходит конец. Она ничего не отвечает рыбаку, просто возвращает всё на свои места: старик приходит в убогую землянку, где сидит у разбитого корыта его жена.

Золотая рыбка в мировой литературе

Образ волшебной рыбы с золотой чешуёй встречается в сказках разных народов. Подстраиваясь под местный колорит, фольклорный персонаж всегда служит одной цели: проверяет человека на благие качества — сострадание, внутреннюю чистоту и бескорыстие. Драгоценная блестящая чешуя указывает на особый статус рыбки — это не простая обитательница вод, а могущественная морская царица, наделённая сверхъестественными способностями. Она управляет океаном и может исполнить любую мечту. Конечно, столь восхитительное создание попадает в сети не случайно, а намеренно: она хочет испытать человеческую натуру силой власти и богатства. Редкий герой проходит проверку Золотой рыбки — Старику и Старухе это не удалось.

В индийской народной сказке старик вытягивает чудо-рыбу — огромную, золотую, с длинными усами. Под видом необычного улова рыбака посещает сам повелитель вод — златоликий бог Джала Камани. Он обещает выполнить любое желание, и старичок просит добротный дом, еду и новую одежду. Но дело на этом не заканчивается. Как и пушкинского героя, дома индуса ожидает жена, которой всегда мало материальных благ. Так, пройдя путь от простых крестьян до почитаемого семейства старосты, супруги в итоге остаются ни с чем. Они возвращаются в ветхий шалаш и живут прежней жизнью.

Золотая рыбка

Семейная пара из китайской сказки получает от спасённой волшебной рыбы драгоценный дар — красавицу-дочку, которая приносит им удачу и процветание. Но отец, соблазнившийся роскошным приданным — мешком золотого песка, выдаёт дочь замуж за заезжего богача. Им оказывается морской дьявол, принявший человеческий облик. История завершается благополучно: с помощью чудесной рыбы старики вызволяют дочку и возвращаются домой. Они усваивают урок: нельзя, чтобы блеск золота ослеплял глаза — это губительно для ума и души.

Герой армянской сказки, помощник рыбака, проявляет сострадание и отпускает пойманную золотую рыбку на волю. Будучи бескорыстным, он ничего не требует от своей пленницы. Великодушный поступок тут же выходит добряку боком — узнав о случившемся, разгневанный рыбак прогоняет бедняка восвояси. Отчаявшийся герой встречает нечистого духа и, чтобы прокормить семью, заключает с чёртом сделку на три года. Когда назначенный срок истекает и бедняк готовится к погибели, к нему в дом стучится странный гость — прекрасный юноша, окруженный золотым сиянием. Он помогает главному герою: когда приходит нечистый, сам беседует с ним из-за закрытой двери, ловко отпугивая чёрта. Демон уходит ни с чем, а освобожденный бедняк осознаёт, что его спаситель — та самая говорящая рыбка, которую он спас три года назад. Мораль сказки проста: сотвори добро, и хоть в воду его кинь – оно не пропадёт.

Конфликт плоти и духа

Сказочная пушкинская притча затрагивает тему нескончаемости желаний. Стремление реализовать мечты руководит людьми, наполняя их жизнь смыслом. Но порой оно заводит в тупик и мешает радоваться тому, что уже достигнуто. Автор показывает, сколь пагубно для души, когда у человека напрочь отсутствуют чувство меры и благодарность. Алчная старуха с каждым исполненным желанием становится всё злее, черствее и невыносимее. Вседозволенность и свалившиеся с неба богатства сводят женщину с ума, превращая её в тиранствующую мегеру.

Исследователи творчества Пушкина считают, что «Сказка о Рыбаке и Рыбке» изображает конфликт духовного и материального начал. Образ старого рыболова символизирует человеческую душу — ей свойственны высокие порывы, но телесные потребности возвращают её на грешную землю. Символом тела выступает ненасытная старуха, которая не видит границ дозволенного. С позиции божественного закона плоть не должна руководить духом, как и жена не должна командовать мужем. В сказке правило грубо нарушается: бесхребетный старик терпит произвол со стороны властной супруги. Только высшие силы могут восстановить нарушенный порядок. Их олицетворением становится таинственная повелительница вод, Золотая рыбка — дарующая и забирающая.

МБОУ гимназия имени А.С. Пушкина

Роль образов Моря и Рыбки

в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина

Выполнено ученицей 6 А класса

Скульской Елизаветой Михайловной

Учитель:

Масалова Ирина Юрьевна

Нижний Новгород

2013 г.

«Сказка о рыбаке и рыбке»

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря…

Обычным сказочным зачином начинает А.С. Пушкин свою «Сказку о рыбаке и рыбке». Уже в первой строчке обозначает он героев: старика и старуху. А во второй строке упоминается «синее море». И я подумала, не может ли море тоже стать героем сказки? И вообще, какую роль оно играет в этой истории? Мне захотелось рассмотреть его не только как место действия сказки и обстоятельство жизни героев, но как особую силу, определяющую развитие событий.

…Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.

Так описана жизнь старика и старухи к моменту начала сказки. Итак, они жили в своей землянке, бедно, но от голода не умирали, поскольку старик «ловил неводом рыбу» – море их кормило. То, что добывал муж, давало им пропитание, а работа жены – одежду. Жизнь очень скудная, в ней нет ни лишних вещей, ни лишних проблем. Нравилась ли она им обоим? Об этом мы тоже сможем поговорить.

В самых первых строках звучит сакральное число 33 – столько лет они прожили в своей землянке у моря. Это много? Если сказку читает ребенок или даже подросток – то да, это целая вечность. Возможно, по внутреннему ощущению Пушкина, которому самому тогда было немногим более тридцати (и которому не суждено было узнать юбилеев семейной жизни), они и являлись настоящими стариками, раз прожили в браке так долго… Но давайте посмотрим на это число не как на сакральное, а как на самое обычное число. Мы можем предположить возраст стариков. Если  они поженились в 17-20 лет, то в это время им должно быть 50-53. По старинным меркам — это старость. Но не дряхлость, когда уже все мысли направлены только к предстоящему уходу в мир иной. Скорее, это тот возраст, когда еще можно вдруг задуматься о своей жизни и захотеть что-то в ней изменить.

И вот, на числе 33 заканчивается их обыденная жизнь и начинается время чудес. Море перестает быть только кормильцем. Оно начинает со стариком свою игру.

…Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод, —
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод…

Первая попытка, вторая попытка… Почему они ничем не заканчиваются? Почему рыбка поймается только на третий раз? То ли Море играет по правилам сказки, где главное всегда происходит в третий раз, то ли  оно знает, что именно сегодня Рыбка должна появиться старику, но почему-то не хочет этого. И, пытаясь отодвинуть их встречу, оно подбрасывает старику сначала тину, потом водоросли.

Как же соотносятся между собой Море и Рыбка? На первый взгляд, рыбка – дитя моря, а море – помощник или слуга Рыбки. Пока что это непонятно.

… Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:

«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь, чем только пожелаешь.»

Вот так вдруг неожиданно появившаяся Рыбка предлагает старику изменить его рутинный быт за спасение её жизни. Но что это – просто дар в качестве выкупа или… испытание?

…Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила….

Почему он решил ее отпустить? Просто испугался? Растерялся? Вряд ли – он ответил Рыбке ласково и почтительно, когда отпускал ее. Скорее, это было сознательное решение – он не хотел никакого выкупа, потому что это было бы что-то материальное, не вписывающееся в его скудную, но привычную жизнь. Кроме того, бескорыстно отпустив Рыбку, старик мог обрести с Морем особую дружбу, быть им признанным. Мне кажется, он воспринял ситуацию именно как испытание, искушение, и не захотел променять чудо на имущество.

И как о «великом чуде» рассказывает он об этом происшествии своей жене: «Не посмел я взять с нее выкуп». Однако старуха видит в случившемся только упущенную возможность изменить к лучшему материальную сторону их жизни, и требует, чтобы старик вернулся к рыбке и потребовал то, что ему причитается. Но как? Если старик, рыбачивший тридцать лет и три года, не встречал говорящих рыб, то почему старуха предполагает, что он может пойти, найти рыбку и изменить свой договор с ней? Очень просто. Старуха тоже понимает, что наступило время чуда. Но для нее важно не доверие Моря, не особые отношения с ним и с Рыбкой, а какие-то насущные материальные вещи.

Что она просит вначале? – Корыто. Детям, когда они слушают эту сказку, старуха с самого этого корыта начинает казаться глупой, жадной и несимпатичной. А что сказали бы мы с вами, если бы нам пришлось стирать в тазике, и этот несчастный тазик вдруг пришел бы в полную негодность? – Мы бы, наверное, тоже попросили новый. Но старуха этой просьбой, самой скромной, вообще-то, нарушает некое важное правило, которое старику было понятно с самого начала: Море и Рыбку нельзя просить ни о чем лишнем, даже о самой малости. Вопрос не в цене предмета, а в нарушенном слове. И неслучайно впоследствии старуха теряет разум и начинает отвергать раз за разом все дары Рыбки, требуя все большего и большего. Обратим внимание, что она отвергает и старика, потому что понимает, что с момента первой ее просьбы они находятся по разные стороны этого Чуда.

Каждый раз, когда старик приходит к морю, то видит, что оно ждет его и встречает так, будто знает, с чем он пришел. И каждый раз настроение моря становится все менее дружелюбным. Сначала «море слегка разыгралось», потом — «неспокойно синее море», «почернело синее море», и наконец — «на море черная буря». Рыбка всякий раз задает вопрос, чтобы узнать, чего хочет старик, а Море понимает его прежде, чем он что-то скажет. Понимает и не одобряет. Старик потерял расположение моря, когда нарушил договоренность с Рыбкой. И назад уже ничего не вернуть.

Итак, мы видим, что в этой сказке не только Рыбка является волшебным персонажем, само Море – это тоже отдельный волшебный персонаж, хотя оно и не говорит – по крайней мере, не говорит словами. Именно Море каждый раз пыталось предостеречь старика от новой просьбы. Оно послало Рыбку старикам, но только один из них понял, что это встреча с чудом, которое дороже обогащения, а другой начал требовать материальных даров и в результате все потерял.

Кто знает, возможно, если б старуха не попросила ни о чем, их жизнь вскоре изменилась бы как-то иначе… Но тогда и сказка была бы совсем другой…

Примечания

Священное Число напоминает нам о том, что Древние Небесные Боги — Рамхат, Сварог и Перун — дали нам по тридцать три Мудрые Заповеди свои; по истечении тридцати трёх лет у каждого Белого человека наступает время духовного Совершенствования

Во всех древних традициях огромное значение придавали символике чисел. Пифагор считал, что все есть число и это число божественно. Каждое число обладает индивидуальностью. Но некоторые числа считаются сакральными, несущими особый смысл. К таким числам относится и цифра три.

В магии многие ритуалы нужно было выполнять три раза, также как и три раза произносить заклятия и заклинания.

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


4

«Сказка о рыбаке и рыбке»: характеристика персонажей, что писать?

10 ответов:



7



0

Персонажей в сказке немного, но начну со своего любимого — с Золотой рыбки.

Характеризуя ее, хочется отдать должное ею терпению. Рыбка безропотно выполняла все требования старухи, но до определенного момента. Как только старуха перегнула палку, рыбка махнула хвостом и исчезла в пучине.

Старик — робкий и забитый, привыкший во всем подчиняться. Добрый по натуре, беззлобный старик в этой сказке — типичная жертва.

Старуха — без сомнения, самый колоритный персонаж. У нее даже есть положительные качества — она не боится мечтать и не боится требовать. Но вздорная ее натура берет верх над здравым смыслом. В результате все заканчивается «разбитым корытом».



3



0

В сказке Пушкина «О рыбаке и рыбке» всего три персонажа: Золотая рыбка,Старик и Старуха.

У каждого героя свой характер,и автор так сумел показать отличительные их черты , что все участники получились выпуклые,живые, выразительные!

Главная героиня -старуха.Именно благодаря ей разворачивается сюжет сказки.Если бы старуха не была такой завистливой, жадной,зловредной и алчной, писать бы было не о чем.

Старухе все мало и мало.Как только она получает одно, так ей сразу нужно еще больше: вместо корыта- избу, вместо избы — хоромы и слуг, да еще и титул боярский.Но как только она становится боярыней, ей сразу хочется быть и царицей! Она даже не задумывается о том, что получает желаемое незаслуженно. Богатство затуманило ей мозги, и лишь одна мысль бьется в голове: «Нужно просить больше»!

Муж старухи — рыбак.Всю жизнь он трудился, чтобы прокормить себя и жену. Но случилось вдруг чудо — попалась в невод Золотая рыбка — волшебница, и старик тоже поглупел от такого везения.Он не может отказать жене в ее нелепых требованиях.Все, что она просит, старик безропотно идет выполнять.Таких людей называют бесхарактерными трусами.

Доброта и умение сочувствовать обернулись для старика трагедией: бессовестные фантазии старухи он пресечь не в состоянии, потому что боится свою жену и старается ей угождать.Сам -то он никогда бы не догадался что-нибудь попросить у рыбки.Недаром старуха называет его «дурачиной и простофилей».

Но именно эта доброта и бесхитростность старика привлекли рыбку.Она поняла, что старик, словно раб, у своей жены.Все решения принимает только она, а старый рыбак никогда ей не перечит.

Рыбка выполняет все требования взбаламошной старухи,но той все мало и мало! И вот,наконец, пришел конец терпению Владычицы морской: старуха захотела занять место самой Золотой Рыбки!

Тут даже силы природы возмутились! Почернело море, поднялись волны — вот-вот начнется буря!Рыбка отказалась выполнять последнее желание ненасытной старухи и справедливо ее наказала, оставив с тем, что было у нее в самом начале — с разбитым корытом. Так Рыбка свершила свой справедливый суд: нельзя давать людям того, чего они не заслуживают, потому что то, что дается даром,не ценится.



3



0

vYyxqEXJo2zxVSLLatBdaP5ay7pzoKBS.png

Так начинается сказка Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». В этой сказке можно выделить следующих главных персонажей:

Старик. Старик был рыбаком, всю жизнь трудился, не покладая рук. Лентяем его назвать нельзя. Он простой трудолюбивый добродушный мужчина, который всю жизнь прожил в избушке со своей старухой, хорошо к ней относился. В благодарность и старуха жила с ним, терпела все лишения, никуда не уходила от старика. Довольствовалась и малым, например, разбитым корытом. Но вот старик поймал золотую рыбку. Та обещала, если старик ее отпустит исполнить желание. И что же? Изменился ли характер старика? Ничуть. Он остался прежним простым скромным работягой. Алчность, жадность и желание разбогатеть не коснулись его сердца. Только на просьбу жены , а потом и на ее требования и приказы , он пошел с повинной головой к золотой рыбке просить.

Старуха. Старуха была терпеливой. Но она была не из тех женщин, которые легко упускают свой шанс, свою «минуту славы», так сказать! Она выпросила и вытребовала у золотой рыбки при помощи старика-мужа все, что можно было выпросить и даже пошла дальше. Алчность и жадность затуманили ее рассудок. Она не смогла остановиться на достигнутом. Поэтому была наказана. И сама все понимала, потому что оказавшись опять у разбитого корыта, не кричала и не причитала, а молча приняла свою судьбу.

Золотая рыбка. Золотая рыбка, как ей и должно быть сказочному персонажу, исполняла заветные желания. Она была волшебной рыбкой. То ли она случайно попала в невод к старику, то ли специально, чтобы помощь ему, потому что пожалела его горькую судьбу, это неизвестно. Но взамен на свободу она пообещала старику исполнить желание. Старик отказался, так как был добрым и скромным. Но его старуха не упустила возможности. Золотая рыбка все добросовестно исполняла, пока старуха совсем не сошла с ума и не захотела стать повелительницей золотой рыбки. Тогда уж и терпению золотой волшебной рыбки пришел конец. Она все вернула на свои места.



3



0

Ребенку в школе задавали подобное задание, только описать нужно одного из персонажей из «Сказки о рыбаке и рыбке» и нарисовать героя, которого характеризуешь.

Золотая рыбка — персонаж сказочный, умеющий говорить человеческим языком и вести диалог, терпеливая, дружелюбная, добрая, бескорыстная и честная, наделена способностью исполнять три желания. Ответственная, спокойная, а так же справедливая.

Старик — рыбак, человек мягкий, вежливый, добрый и, к сожалению, слабовольный, уступчивый, не имеющий своего слова. Во всём потакает капризам своей ворчливой жены. Делает то, что ему говорят. Безотказный.

Старуха — отрицательный герой сказки. Жадная, ненасытная и неблагодарная женщина с большими запросами. Злая, вспыльчивая, достаточно ворчливая и эгоистичная.



2



0

Сказка Пушкина «О рыбаке и рыбке» начинается со слов: «Жили-были старик со своею старухой», однако судя по содержанию сказки вернее было бы сказать обратное: жили-были старуха со своим стариком.

Характеристика персонажей сказки «О рыбаке и рыбке»:

Старик: добрый малый, которому не многого требуется от жизни — была бы рыба в море и не рвались бы сети, все остальное он привык доставать своим трудом. потому и не стал он просить никого откупа от золотой рыбки, не прельстился на некие сокровища и богатство. Однако характер у старика был слишком уж безвольным. Он во всем слушался свою старуху, не смея сказать ей поперек ни одного слова.

Старуха: вероятно также первоначально женщина добрая и терпеливая, вот только внезапно открывшаяся возможность разбогатеть затмила ее разум. Долгие годы в нужде сделали ее жадной и она попыталась взять от золотой рыбки все что только возможно. Ранее бедность не давала проявится отрицательным чертам ее характера, но когда у нее появилось богатство и власть она стала надменной, жестокой, вечно всем недовольной. Властность этого персонажа зашкаливает.

Золотая рыбка: сказочное существо, которое попыталось отблагодарить старика за его бескорыстие. Однако у любой благодарности бывает предел и терпение золотой рыбки лопнула, когда старуха пожелала властвовать даже над ней.



2



0

Характеристика героев «Сказки о рыбаке и рыбке»

В знаменитом произведении Пушкина всего три главных героя. Охарактеризуем каждого из них.

  1. Старик. Это тихий, скромный, трудолюбивый, добрый и безропотный человек. Его можно даже назвать безвольным, ведь старик выполняет все прихоти своей супруги, не смеет перечить ей. Старик бескорыстен — он не стал ничего просить у рыбки, а просто отпустил ее. Когда старик видит, что старуха в свомх желаниях перегибает палку, он мягко пытается образумить ее, но настаивать на своем у него не получается. У него нет в семье права голоса. Про таких говорят «подкаблучник».
  2. Старуха. Жадность, алчность — главные и яркие черты ее характера. Она требовательна и обладает вздорным нравом — свои желания она четко озвучивает старику и настойчиво требует их исполнения. Когда старха превратилась из крестьянки в дворянку, а уж потом и в царицу, стала грубой, надменной — власть и обрушившееся на нее богатство точно не пошло ей на пользу. Не смогла вовремя остановиться в своих запросах — жадность перевесила здравый смысл.
  3. Золотая рыбка. Добрая волшебная рыбка, способная разговаривать, пожалела старика, дав ему возможность загадать желания. Рыбку можно назвать терпеливой — до определенного момента она, как и обещала, их выполняла. Но всему есть предел — и когда старуха замахнулась на место владычицы морской, то и терпению рыбки пришел конец.



2



0

По моим представлениям в данной сказке персонажа всего три: старик, старуха и рыбка. Рыбка — сказочный говорящий персонаж, которая попалась в сеть к старику и за своё спасение предложила исполнить желания старика. Сама по себе рыбка не злая, она несколько раз выполняла прихоти старухи, тем самым как бы жалея старика, который просил не за себя, а за свою бабку. Но в конце концов, видя, что этому нет предела, она проучает старуху, лишая её всего.

Старуха — самый неприятный и отрицательный персонаж сказки. Её душит жадность, неблагодарность. Когда старик для неё много сделал и рыбка ей дала власть в роли царицы, она прогоняет своего старика.

Старик — добродушный персонаж, бескорыстный. Исполняющий все прихоти своей старухи. Он молчалив и терпелив, никогда не вступает в пререкание со старухой.



2



0

Герои сказки А.Пушкина «О рыбаке и рыбке» и их характеристики:

Старик — добрый, трудолюбивый, но безвольный, услужливый человек, всем старается угодить, никого не обидеть. Старик — олицетворение терпеливого русского народа, находящийся под гнетом самодурства власти. Старик не может ответить старухе «нет», выполняет все ее прихоти, потакая ее капризам, тем самым побуждая старуху просить все больше и больше. Посредством образа старика Пушкин показывает, что добро должно быть с кулаками, а безволие, покорность и молчание приводит к еще большему унижению и подавлению.

Старуха — злая, коварная и неблагодарная, чем лучше ей живется, тем сварливее и капризнее становится ее характер. Посредством образа старухи Пушкин хотел показать, если человек не ценит то что имеет, доброе отношение к себе, то он неизменно останется ни с чем. Старуха — олицетворение порока высокомерия и неблагодарности людей: чем выше положение в обществе они занимают, тем чванливее, эгоистичнее и капризней они проявляют себя.

Рыбка — всемогущая, терпеливая, благодарная. Рыбка — олицетворение судьбы, которая может быть благосклонна к человеку, а может и наказать за неблагодарность и спесь.

герои сказки о рыбаке и рыбке



2



0

Сказка А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» является одной из моих любимых.

В сказке немного, всего три, старик, старуха и Золотая рыбка.

Первым героем является золотая рыбка, которая исполняет все желания старухи. Рыбка очень терпеливая, спокойная, обладает выдержкой.

Старик безропотный, не имеет своей воли, он добрый, но очень труслив. Больше всего в жизни он боится своей жены, алчной старухи.

Третьим героем сказки является старуха. Её с уверенностью можно назвать отрицательным героем сказки. Старуха очень вредная, злая и алчная. Она не умеет довольствоваться тем, что имеет, ей всегда всего оказывается мало. Именно из-за своей жадности она и остаётся ни с чем.



0



0

Коротко описать характер всех персонажей. Старуха — ворчливая, постоянно жалуется на жизнь и ей всего всегда мало, но в итоге остается у разбитого корыта. Старик — добрый, покладистый, боится старуху. Ходит просить рыбку о желаниях старухи и не смеет ей перечить. Рыбка — выполняет желания, которые просит ее исполнить старик.

Читайте также

Сказочное Лукоморье «похищено» Пушкиным из фольклора восточных славян. Это заповедное северное царство на самом краю мира, где люди впадают в зимнюю спячку и просыпаются с первыми лучами весеннего солнца. По преданиям именно там находится Мировое древо («У Лукоморья — дуб зеленый»), вверх по которому — путь на небо, вниз — в подземное царство…

Но всегда существовало и реальное настоящее Лукоморье, которое изображено на многих старинных западноевропейских картах: это территория, прилегающая к восточному берегу Обской губы, в районе современной Томской области!

По большему же счёту, — «лукоморье» в старославянском языке означает «изгиб морского берега» (похожий на изгиб боевого лука), и в древнерусских летописях это топонимическое название упоминается не в Сибири, а в районе слияния Азовского и Черного морей (низовья Днепра). В старинных летописях — Лукоморье — это одно из мест обитания половцев, которые иногда так и назывались — «лукоморцы». В контексте и привязке к этому месту, — Лукоморье упоминается в «Слове о полку Игореве». А в «Задонщине» — в Лукоморье отступают остатки армии Мамая после поражения в Куликовской битве…

Так и остались старик со старухой со своим ветхим домишком.Но не ругалась более старуха, присмирела. Дед справил ей новое корыто и зажили они так, как жили все те

t8wqRyPAdaCOftt8cU98OI7eCEEatH0.png

Прошло лето, потом ещё одно прошло…

6zuB94EvZUsLGAzKQZcsqmHy15MsPkJc.png

И вот однажды закинул старик в море невод и увидел в нём ту самую Золотую Рыбку.

Посмотрел на неё старик, подумал, и, не сказав ни слова, выпустил в синее море.

И говорит тогда ему рыбка:

DbxgA9DbH1ocZ59UIhAyfaorUTLT0l.png

-Плыви в своё Синее море, государыня рыбка! Мне твоего откупа не надо.

-Тогда я сама награжу тебя, — сказала рыбка.-С этого дня ты никогда не будешь знать голода.

Плеснула рыбка хвостом по воде , брызнула морская водица и каждая капелька из тех брызг превратилась в азовского бычка. И так тем бычкам понравилось Синее море, что они за год размножились по всему морю.

С тех пор дед никогда не приходил домой без улова, даже и на продажу хватало. Старики подлатали свой домишко, прикупили пару козочек и стали жить-поживать, да молоко попивать.

А бычку тому, что Золотая рыбка в Синее море запустила, люди позднее памятник поставили.

Вот он:

Мне кажется, что неуказанным назывался товар, которого не было в списках разрешенных государством, возможно, эта была и контрабанда (торговали мы недаром). Прибыль от такой торговли скрывалась от налогов. Не зря в предыдущие три визита купцы называют и пушнину, и коней, и драг.металлы. А вот последний торговый караван держит в это в тайне. Кроме того, каждый раз указывают, что едут в царство Салтана, следовательно, в этом царстве для гостей (купцов) были выгодные условия торговли, мытари, как сейчас говорят, «не щемили».

Корабельщик — это владелец торгового корабля. А упоминаются они Пушкиным в «Сказке о царе Салтане». По сути они являются там купцами (или по-старому «гостями»). Однако «гости» они не простые, поскольку один раз не побоялись признаться, что торговали «неуказанным товаром», т.е. фактически занимались контрабандой. Кстати, если вы и в наше время на таможне попытаетесь скрыть какие-то вещи, то и вас заподозрят в контрабанде. Забавно и то, что князь Гвидон допрашивает корабельщиков как заправский таможенник (чем торг ведёте? куда плывёте и т.д.).

По моему мнению,самая короткая сказка из всех сказок Александра Сергеевича Пушкина это «Сказка о попе и его работнике Балде».

Сказка повествует нам о том,как поп искал себе работника на все руки,а денег хотел платить за эту работу по меньше.В итоге поп попал в ловушку к хитроумному Балде и вскоре пожалел о своей жадности,ведь казавшийся простачком Балда на деле оказался вовсе не так и прост!

26 региональная открытая
проектно — исследовательская конференция школьников «Царскосельские старты»

ОУ ГБОУ школа №477

Пушкинского района

Санкт – Петербурга

Тема:

«Образ золотой рыбки» (по сказке А.С.Пушкина « Сказка о
рыбаке и рыбке» и стихотворению Бальмонта «Золотая рыбка»)

Выполнила: Гладких Диана,

ученица 5 класса

            Руководитель:

Морозова Любовь Андреевна,

           учитель русского языка и литературы

            ГБОУ школы
№477

Санкт – Петербург,

г. Пушкин

2022г.

Исследовательский проект по литературе «Образ золотой
рыбки» (по сказке А.С.Пушкина « Сказка о рыбаке и рыбке» и стихотворению
Бальмонта «Золотая рыбка»)

Гладких Диана, 5а класс.

Цель проекта –  выявление символических  образов золотой рыбки в
русской поэзии

Задачи проекта:

Реализация поставленной цели потребовала решение
ряда частных задач:

1.     
Обобщить информацию о роли
золотой рыбки  в русской литературе.

2.      Определить роль  золотой рыбки  в мифологической
картине мира.

3.       Описать семантическое поле  словосочетания 
«золотая рыбка».

4.      Определить специфику его использования в
индивидуально-образной системе каждого автора.

Актуальность проекта.

 Актуальность работы определяется необходимостью
изучения эстетической функции отдельных слов в художественном тексте, а также
тем, что систематизация лексики в художественном тексте по-прежнему остаётся
важной лингвистической задачей.

Практическая значимость проекта

 заключается в том, что результаты исследования
дают многообразный материал для  комментирования и могут быть использованы на
занятиях по лексикологии, стилистике русского языка, лингвопоэтике.

Предметом исследования

 является художественный текст, который создаёт
особые условия для функционирования лексических единиц языка, их семантического
преобразования и приобретения ими символических смыслов.

Объектом исследования являются  примеры
употребления образа золотой рыбки.

Гипотеза: предположение нахождения символических
смыслов  в семантическом
поле
словосочетания «золотая рыбка» и их необходимости для выражения авторского
видения мира и авторской позиции в создании художественного образа.

Метод: аналитический, сравнительный анализ,
поисковый

Продукт: статья

Материал: сказка и стихотворение о золотой рыбке.

Оглавление.

Введение……………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Основные эстетические и символические смыслы
образа золотой рыбки ……4

Глава 2. Золотая рыбка как мироощущение героя (А.
С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»………………………………………………………………………………………….6             

Глава 3.К.Бальмонт «Золотая рыбка»………………………………………………………..9

Заключение……………………………………………………………………………………11

Список  использованной литературы и Интернет —
ресурсов……………………………..11

Введение.

Одной из проблем
современного мира является  отсутствие веры в искренность, доброту, чудо и
сказку, чувства уходят в глубину, и человек в гонке современного мира и ритма становится
 черствым, прагматичным и слишком консервативным. Также человек попадает в
зависимость своих желаний, получая что-то, не имея благодарности, он желает иметь
все больше, становясь слепым, не видя того, что наносит вред себе же и теряет
уже имеющееся.

«Верьте, люди, в чудеса: этот мир
прекрасен!» — именно такое решение данной проблемы позволяет осмысление  образа
золотой рыбки. Образ золотой рыбки помогает мечтать, фантазировать и ждать
чуда. Какой же смысл  в русской литературе несет этот образ?

В мировом фольклоре и  литературе существует
множество персонажей, которые помогают героям или сами являются  главными. 
Меня заинтересовал образ золотой рыбки.

Глава 1.

 Основные эстетические и символические смыслы
образа золотой рыбки

В
одной из статей я нашла интересную информацию о том, когда же впервые этот
образ появился.

Рельеф
из Танаиса, города, основанного в 3 веке до н.э.в устье Дона боспорскими
правителями из скифо- иранской династии, изображает богиню священных вод
Анахиту, ее руки подняты до уровня груди, в каждой по рыбе размером примерно с
человеческую ладонь. Древние арии верили, что
священные воды эти дают начало всем водам и рекам на земле, питающим сады и
поля, и поэтому богиня вод Анахита считалась у них также и покровительницей
плодородия. В
едущими культурами были
пшеница, просо, ячмень. Сопутствующие пшенице зерна ржи, обнаруженные при
раскопках на территории Боспорского царства, являются примесью. Рожь была
сорняком на посевах пшеницы, и только позднее, и главным образом на севере,
стала самостоятельной культурой.

А покровительствовали земледелию  Афродита и Деметра. Еще
до Эллады Афродита была в Малой Азии Матерью богов. Историки хорошо знают, что
она не эллинка, греки лишь призвали ее на Олимп, точнее, это сделал сам Зевс,
глава греческих богов. А золотая рыбка, представлявшая Анахиту, сохраняла
власть и великой матери-богини во многих ее ипостасях. Таким образом, сказка А.
Пушкина не просто сочинение, это отражение древнейшей мифологии.

У славян имя древней арийской богини священных вод
заменялось  именами Мокошь, Мокрешь, Макуша (от мокрый, мокнуть). Из дней
недели ей, как и иранской Анахите, была посвящена пятница.

В христианскую эпоху ее культ слился с почитанием святой
Параскевы Пятницы (день памяти — 14/27 октября). Кстати, на авторской рукописи
«Сказки о рыбаке и рыбке» стоит дата: «14 окт(ября) 1833»…

Эпитетом «золотой» в мифологии и фольклоре наделяется все
чудесное, связанное с идеей божественного, а также с символикой света, солнца,
месяца. Солнце представлялось древним людям золотой рыбой, переплывающей
небосклон, — лишь в позднейших мифах оно преобразовалось в золотую ладью
солнечного бога.  «Из ворот в ворота лежит щука золота»-
говорится в русской загадке о солнечном луче. Так что, может быть, золотая
рыбка — это отражение солнца на поверхности воды. Древние иранцы считали, что
Анахита покровительствует не только небесной влаге — дождю, как богиня вод, но
и солнцу — небесному огню. Поэтому роль золотой рыбки такая значительная в
литературе. «Сказка А.С.Пушкина о рыбаке и рыбке действительно строится по
законам древней мифологии наших предков. Но разглядеть или угадать волшебный
образ в его существенных чертах в начале ХIХ века удалось лишь поэту —
археология тогда еще хранила молчание на сей счет…»[1]

Столицей Боспорского царства был город Пантикапей
(современная Керчь). Будущий автор «Сказки о рыбаке и рыбке», находясь в Южной
ссылке, посетил его 25 августа 1820 года.

Глава 2. Могущество рыбки, смирение старика, честолюбие
старухи.

       Говорящие рыбы
в фольклоре встречаются довольно редко. Такой способностью была наделена
«мать-рыба», которой поклонялись в Закавказье. Священные изваяния
каменных рыб «вешали» известны в Грузии. Рыбы играли важную роль в
ритуале синдов Тамани. На могилу умершего они бросали столько рыб, сколько он
при жизни убил врагов. Обитатели античного Приазовья поклонялись Богине-Матери
— хозяйке Азовского моря. Часто ее изображали в виде рыбы. К значению
«мать», «материнский» восходят древние названия Азовского
моря Меотида, Майотис, и одно из именований синдов — меоты. Все это ведет нас в
Причерноморье и Приазовье.   

«Сам Александр Сергеевич считал, что рыбак жил на берегу
Синего моря. Синим морем в Древней Руси называли Азовское. Выпущенная на волю
рыбка скользнула в азовские воды, и мы можем определить, где это примерно
произошло»
.[2]

 «Вся динамика религиозно-мистического
символизма в «Сказке о рыбаке и рыбке» построена на нарастании
напряжения между злом (Старуха) и искуплением его (Старик), что в итоге дает
основание Рыбке вынести нейтральный, а не осудительный приговор этим людям».[3]

Старик  находится в состоянии гармонии
и покоя, ему ничего не нужно, кроме поддержания этого порядка. Поэтому он
поступает в духе положительных сказочных героев, отказываясь от предложенного:

                 
           Отпустил он рыбку золотую

                 
           И сказал ей ласковое слово…

Старуха олицетворяет человеческий
эгоизм и жадность, начала с простого корыта и закончила желанием быть «выше»
самой рыбки. Старуха – это пример человека, утратившего свою  духовную
природу.  А старик подчиняется, покоряется властной старухе, потому что зло
имеет очень большую силу и власть над людьми. Но своим поведением старик
демонстрирует и собственное достоинство, он как бы прощает старуху: «Чай теперь
твоя душенька довольна…»

. Но всего ей было мало. Жажда власти
и богатства взяла верх, и у старухи уже новое желание – стать владычицей
морской. Она хочет, чтоб сама рыбка  служила ей.

А рыбка не
простая, а золотая.
Она почти
выполняет функции самого бога морей, может выполнить любое желание старухи.  Некоторые
исследователи считают, что«сказка А.С.Пушкина — не просто прекрасные стихи,
всем нам памятные с детства. Это поэтическая реконструкция образов и сюжетов
древнейшей мифологии ариев — скифов и праславян, уходящей своими истоками в еще
более отдаленную, незапамятную глубь тысячелетий»[4].

 «В
конце сказки братьев Гримм старуха хочет стать Римским папою, а затем
самим Богом. У Пушкина старуха тоже хочет стать Божеством. Но вот только
эпизод, где у Пушкина старуха сидела на Вавилонской башне на ней
была папская тиара, не был взят, чтобы не лишать произведение русского
колорита:

             
          
 Не хочу я
быть вольною царицей,

                 
      Я хочу быть римскою папой!»
[5]

Сказка имеет более глубокий философский смысл,
заключающийся в невозможности обретения счастья посредством получения
материального благополучия, а не проявления душевных человеческих качеств.

Старик со
старухой не прошли испытание. Не только старуха в этом виновата, но и сам
старик, который её слушался и выполнял все её прихоти. Образ меняющегося моря,
откуда золотая рыбка черпает новые богатства, отражает падение души человека,
она теперь не чистая и светлая, а черная и мрачная. «В сказке говорится о том, что человек
испытывается благами земными и очень важно, как он относится к тому, что
он имеет. Для человека самое главное – это духовное становление, а не
материальное стяжание».
[6]

А.С.Пушкин
показывает сложность нравственного выбора: «сказка – ложь, да в ней намек,
добрым молодцам − урок». Очень трудно отказаться старухе от богатства, и очень
тяжело старику просить его у рыбки. Каждый из персонажей делает свой выбор,
старуха  идет на поводу у жадности.  Старик покорно исполняет чужую волю, а
рыбка выполняет своё обещание.  «Для автора человек  не «совокупность
общественных отношений», а очень сложное морально существо с равновесием добра
и зла, которое в любую минуту может перейти на ту или иную сторону. В
формировании  характера  участвует его природа, то есть народная
этика и искусство»
[7]. При написании сказки о Золотой Рыбке Пушкин ставил перед собой задачу:
показать народность русской литературы. Это пример быта, традиций великой
России тех времен, демонстрация того, во что же тогда верили простые крестьяне
и чем они жили.

Жадность наказана, и на примере этого
сюжета поэт показал неотвратимость наказания. А.С.Пушкин  помогает нам
осознать, что истинное предназначение человека заключается в том, чтобы жить в
ладу с собой и окружающими людьми. Старик олицетворяет дух человека, разум, а
старуха – тело человека, его чувства, эмоции. Подчинение  старика старухиному
эгоизму разрушительно действует как на одного, так и на другого. И золотая
рыбка наказывает их обоих. Неосуществленные желания, напрасно потраченные силы,
пережитые волнения, стыд и переживания стали уделом обоих героев, потому что
старик хоть и не гнался за богатством, но не смог перечить жадной старухе.

В «Сказке о рыбаке и рыбке»  очень хорошо показана суть и
характер человека. Человек корыстен от природы. Он всегда будет желать чего-то
большего, чем он имеет и может иметь, и добиваться этого. Редко кто знает меру
и границу своих возможностей. Александр Сергеевич Пушкин хотел показать, что за
жадность и незнание этой грани люди наказывают себя
сами.        Во всех сказках добро
побеждает зло. В этой сказке добро учит и наказывает зло.  А.С. Пушкин
показал, насколько смешными выглядят люди в погоне за богатством. Таким
образом, «остаться у разбитого корыта» – это  итог алчности, жадности,
эгоизма старухи, с одной стороны, но и слабости характера, покорности, безволия
старика, с другой стороны. Итог сказки воспринят не только как торжество
справедливости по отношению к старухе – «поделом тебе!», но отчасти и к старику
– не сумел воспользоваться чудом, не послужил доброму делу, а ведь чудо было в
его руках, ему было дано.

Глава 3.

Анализ стихотворения Бальмонта «Золотая
рыбка»

Каждый
человек в глубине души верит в чудеса, даже если обладает прагматичным складом
ума. Однако детские сказки и предания откладывают на всех нас свой отпечаток.
Что уж говорить про романтические и творческие натуры, к которым, без сомнения,
принадлежал русский поэт Константин Бальмонт? Поэтому неудивительно, что среди
его произведений можно встретить стихи-сказки, которые для многих являются
посланием из далекого прошлого, из удивительного мира детства, в котором все мы
были счастливы.

В
1903 году Бальмонт публикует стихотворение «Золотая рыбка», которое совершенно
не вписывается в общую литературную тенденцию. Впрочем, и сам сборник «Только
любовь» не подпадает под определение книги с передовыми жизненными взглядами. В
этом нет ничего удивительного, потому что именно в этот период Бальмонт
пересматривает свои жизненные приоритеты и приходит к выводу, что революция
является злом. Не только конкретно для него, ставшего жертвой царских
репрессий, но и для всего народа, который рискует лишиться даже тех крох,
которые имеет.

Поэтому
вполне понятно, что Бальмонт больше не хочет быть предвестником общественных
катаклизмов и борцом за справедливость. Ему гораздо приятнее создать
произведение-притчу, главной героиней которого является маленькая золотая
рыбка, плавающая в пруду. В саду играет оркестр, и ночные мотыльки кружатся в
такт прекрасной музыке. Но не только они, но и собравшиеся люди понимают, что
«от рыбки, от нее музыка звучала». Именно она и являлась источником тех чудес,
которые происходили в этот волшебный вечер. И лишь ее присутствием можно
объяснить улыбки на лицах гостей, опьяняющий запах весны и влюбленные взгляды,
которые бросали друг на друга люди. Плавая в пруду, эта таинственная волшебница
буквально преображала окружающий мир, привнося в него настоящее счастье,
огромное и безмятежное.

По
мнению Бальмонта, у каждого человека в жизни есть своя золотая рыбка –
маленький символ прошлого или же настоящего, который напоминает о том, что мир
может быть действительно прекрасным и гармоничным. Главное, нужно захотеть
этого по-настоящему и суметь передать свое желание той, которая готова его
исполнить без промедления. Не ради корысти или же забавы, а из-за того, чтобы
поддержать веру людей в чудеса, которые всем нам нужны время от времени, как
живительный глоток влаги и символ надежды на лучшее.

В стихотворении
представлены два мира, которые словно проникают друг в друга: это бал, что
происходит в замке, и сад с прудом, где плавает золотая рыбка.

Между людьми на
празднестве возникают чувства, загораются искры, и автор хочет олицетворить эти
чувства, передавая их с помощью «проводника» — рыбки: «Но от рыбки… Музыка
звучала».

Ее никто не видит: ни
музыканты, ни гости, но она где-то есть, плавает в своем пруду-царстве,
нерушимом и вечном, под луной. И знание этого, сравнимо с тем, когда влюбленные
понимают, что их чувства тоже бессмертны и живут свою возвышенную жизнь.

В
стихотворении несколько раз прямо подчеркивается непосредственное влияние рыбки
на присутствующих в замке: «стоит ей промелькнуть», причем не говорится где, но
явно не на балу, а, скорее, в образе искрометного чувства блаженства от
сладостной надежды, — как «…вновь видна меж гостей улыбка».

Эпитеты: «весёлый бал», «лёгкие
качели», «гнулись гибко».

Метафора: «сладостный бред»,
«золотая рыбка», «опьянённые весной, бабочки ночные», «взор ко взору шепчет»

Олицетворение: «любовь журчит»,
«весна смеётся», «ветерок качал», «пела скрипка», «пруд качал», «гнулись травы
гибко»

Сравнение: «точно вырезные…
бабочки ночные».

Само
построение стиха мелодично, слова подобраны с обилием сонорных согласных, а
также гласных, чтобы через них можно было передать плавность и, словно,
хрустальный звон свершающегося таинства: «веселый», «бал», «пели», «легкие»,
«луной», «золотая».

«В 
стихотворении  ярко просматривается тенденция бегства от реальности, стремление
в прекрасное царство мечты»[8].
Как и все символисты, он выражает невыражаемое в своих произведениях, но, в отличие
от них же, он пишет не о «человеческом», а об общем, то есть о мечте, о чуде, о
вечности, о мгновении.

Заключение.

Мечта и вера в её
исполнение звучат в обоих произведениях, только мечта старухи – это простое
желание быть богатой, а лирический герой стихотворения Бальмонта  парит на
крыльях волшебства, он изливает свои переживания, обнажает струны души, как и
тонкая  и нежная  мелодия  скрипки.

 В сказках она обычно выполняет роль волшебного
помощника, предлагая и выполняя определённую услугу (исполнение желания или
приход на помощь в сложной ситуации) в благодарность за то, что поймавший
отпустит её. При этом жадность благодетеля, как правило, сурово наказывается.

У Пушкина и Бальмонта показаны разные рыбки, но обе они
заставляют верить в чудо. И оно случится, если человек будет держать свое
сердце открытым добру , а ум  светлым помыслам.

Не зря существуют памятники золотой рыбке во многих
городах: в Ишимбае, Санкт – Петербурге, Калуге, Астрахани, Кемерове, Донецке,
Новосибирске

Список использованной литературы Интернет-ресурсов

1.https://www.liveinternet.ru/users/4012329/post308006009/

 2. http://modernlib.ru/books/torop_viktor/priklyucheniya_zolotoy_ribki/read_1

3.https://
lifecity.com.ua/?l=knowledge&mod=view&id=2134

4.https://www.liveinternet.ru/users/4012329/post308006009/

5. https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2019/10/06/referat-skazka-o-rybake-i-rybke-sovremennoe
Реферат

6. . https://litrekon.ru/analizproizvedenij/zolotayarybkabalmont/

История персонажа

Золотая Рыбка — это популярный фольклорный персонаж, с которым российский читатель знакомится из сказки Александра Сергеевича Пушкина. Образ волшебного животного, умеющего говорить и исполнять желания, встречается не только у классика, но и в литературных произведениях и легендах других стран.

Золотая Рыбка в сказках разных стран

Сюжеты историй, в которых человек вылавливает рыбку и сталкивается с волшебством, возникли в отдаленных уголках планеты, причем совершенно обособленно. По большей части мораль каждой притчи сводится к тому, что неуемные потребности главных героев приводят к «разбитому корыту».

В Малайзии есть предание, которое созвучно с пушкинской сказкой. В отличие от русского произведения, героями становятся молодая пара — рыбак с женой. Парень достает из воды рыбку, которая сообщает, что она — королева моря. За спасение волшебный персонаж сулит исполнение трех желаний с одной лишь оговоркой: если он придет за четвертым, то все наколдованное исчезнет.

Как водится, жена рыбака не знает меры. Богатство, слуги, новый дом — она быстро использует дозволенный ресурс, но после желает еще и высокого положения в обществе. Рыбак просит у королевы моря еще одно желание, и, как и было предречено, волшебство рассеивается.

В отличие от старика и старухи, молодые сделали выводы из ситуации. Они стали упорно трудиться и смогли достичь того, что далось им по мановению «волшебной палочки».

В абхазских народных сказках тоже есть место этому персонажу. Главным героем становится царевич, который ловил рыбу для отца-царя. В сетях оказалась маленькая рыбка. Но парень пожалел животное и выпустил его обратно.

Царь разгневался этому и выгнал сына из дома. Блуждая по свету, царевич встретил парня, сильно похожего на него. Тот пообещал стать ему верным другом и помогать во всех делах.

Однажды царевич услышал, что в соседнем государстве живет принцесса, которая уже 300 раз выходила замуж. Ее супруги не доживали до утра по неизвестной причине. Герой пошел пытать счастья и свататься к дочери царя. Загадочный друг разгадал тайну: ночью изо рта новобрачной вылезают змеи. Отрубив им головы, он избавляет товарища от неминуемой смерти.

Конечно, тем самым спасителем и было некогда спасенное животное. Рассказав царевичу правду, парень пояснил, что теперь он «вернул долг» и, обратившись, скрылся в волнах.

В китайской притче рыбак Гуань целый день рыбачил, но только под вечер на его удочку попалась удивительно красивая рыба с тремя золотыми перьями. В обмен на свободу она сказала взять ее перья, чтобы зарыть одно на участке дома, второе бросить в пруд, а третье положить рядом с женой. Волшебное животное пообещало огромное счастье рыбаку, но все изменится, если свет золота затмит его глаза.

Гуань исполнил завет. На следующее утро, проснувшись, обнаружил новорожденную девочку с золотистыми глазами. Во дворе росла невиданной красоты лилия, а в пруде резвилась золотая рыбка. Супруги зажили счастливо, а дочка росла и становилась еще прекраснее.

Вскоре к дочке Гуаня стали свататься женихи. Родители отказывались отдавать дочь. Но потом с моря приплыл неизвестный мужчина, который одарил рыбака мешком с золотом. Свет драгоценного металла ослепил старого рыбака, и он согласился отдать дочь замуж.

Богачом оказался царь моря, который спрятал жену в замке глубоко под водой. Гуань понял, что совершил ошибку, и обитательница пруда пришла ему на помощь, чтобы спасти дочку. Счастливый отец возвращает девушку домой, а мешок с золотом превращается в песок.

Еще более схожа с сюжетом книги «Сказка о рыбаке и рыбке» Пушкина индийская народная сказка. Герои жили бедно и питались только за счет улова. Но счастливый случай — и в сети рыбака попался сам золотоликий бог Джала Камани. Тот пообещал еды и одежд, если старик его отпустит.

Бог сдержал обещание, но вот старухе этого было мало. Запросила жена дом побольше, слуг и целый амбар риса, а также чтобы муж ее стал старостой в деревне. Через месяц и это жадной женщине показалось мало. Затребовала она, чтобы старик стал махараджей всей земли. Но золотоликий бог больше не явился, а после забрал все дары.

Возвращаясь к русскому персонажу, стоит сказать, есть мнение, что Пушкин позаимствовал сюжет у братьев Гримм. У этих авторов исполняет желания волшебная камбала. В остальном же ситуация тождественна.

Но такие суждения не имеют никаких официальных подтверждений. Более того, похожие сюжеты возникали по всему миру и передавались из уст в уста. Поэтому склонно предполагать, что источником пушкинской сказки стали рассказы Арины Родионовны.

Благодаря проекту «Сказочная карта России» можно узнать, какое место считать родиной волшебного персонажа. Точным местом происхождения официально назвали село Большое Болдино, где Александр Сергеевич и сочинил бессмертное произведение.

Золотая Рыбка в мультфильмах

Образ волшебного персонажа не единожды использовался в мультипликации. Самая ранняя картина была снята Александром Птушко в 1937 году. В 2010 году реставраторы Госфильмофонда восстановили мультфильм с цветной картинкой, до этого была доступна только черно-белая версия.

В 1950 году «Союзмультфильм» экранизирует пушкинскую сказку под режиссурой Михаила Цехановского. Мультфильм через год получил премию на VI Международном кинофестивале в Карловых Варах. В 2001 году видео отреставрировали, а также переозвучили. Но критики восприняли такие изменения негативно.

В 1965 году выходит мультфильм «Вовка в Тридевятом королевстве», где одним из главных персонажей выступает волшебная рыбка. Позже, образ популяризируют и в других картинах, например, в мультипликационном сериале «Кот Леопольд».

Библиография

  • 1812 — «О рыбаке и его жене»
  • 1833 — «Сказка о рыбаке и рыбке»
  • «Золотая рыба»
  • «Говорящая рыба»

Фильмография

  • 1937 — «Сказка о рыбаке и рыбке»
  • 1950 — «Сказка о рыбаке и рыбке»
  • 1965 — «Вовка в Тридевятом царстве»
  • 1975 — «Леопольд и золотая рыбка»
  • 1976 — «Папа, мама и золотая рыбка»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Образ захара и его роль в характеристике обломовщины сочинение
  • Образ захара в романе обломов сочинение
  • Образ затерянного города в драме островского гроза сочинение с цитатами 10 класс
  • Образ затерянного города в драме островского гроза сочинение 10 класс кратко
  • Образ затерянного города в драме островского гроза сочинение 10 класс 300 слов

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии