Волшебная сила слов и поступков по рассказам В.Осеевой
Автор: Костенко Надежда Владимировна
Организация: МБОУ СОШ №31
Населенный пункт: г. Владимир
Цель: обобщить знания учащихся о творчестве В.А. Осеевой,
научить вдумываться в текс при чтении, проникать в авторский замысел, инсценировать художественное произведение,
Задачи:
- рассуждать о произведении;
- развивать умение работать с текстом, совершенствовать навык беглости и осознанности чтения;
- воспитывать в себе лучшие нравственные качества
Оборудование: тексты рассказов, презентация, карточки для работы в группах.
(Учащиеся разделены по группам и сидят в группах)
Слайд 1
— Здравствуйте!—
Что особого я вам сказала?
Просто «здравствуйте»,
больше ведь я ни чего не сказала.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
(В.Солоухин)
— Здравствуйте!—
Мы собрались здесь, чтобы поговорить о творчестве Валентины Осеевой.
Слайд 2
Творчество советской писательницы Валентины Александровны Осеевой (1902-1969) проникнуто огромным желанием научить детей различать добро и зло в своем сердце, давать верную оценку своим поступкам. Осеева понимала, как важно напитать души детей светлыми, добрыми мыслями и чувствами, дать твердые нравственные ориентиры.
Слайд 3
Сама писательница признается, что хотела бы помочь детям научиться читать и думать о плохих и хороших поступках. В увлекательной форме, Осеева помогает понять своим юным читателям, что такое настоящая дружба, как можно простым словом ранить или наоборот, исцелить человека. В ее рассказах очень много слов, которые мы называем «волшебными».
(Ребята получают конверты со словами сказочными и вежливыми)
Предлагаю из всех слов, которые перед вами выбрать слова вежливые, их еще мы называем «волшебными».
Сим-сим, откройся! Бамбара, чуфара, лорики, ерики, пикапу, трикапу, скорики, морики! |
Здравствуйте
Пожалуйста
Добрый день
Спасибо
Простите
Доброго пути
Извините
Слайд 4
Почему мы называем вежливые слова «волшебными»
(вежливые слова творят чудеса, они делают людей добрее, внимательнее друг к другу, делают человека лучше).
Волшебная сила слов и поступков в рассказах В.Осеевой.
Вам, ребята, наверное хочется побольше узнать о В.А.Осеевой, этой доброй, честной, смелой и, по рыцарски, благородной женщине, так говорили о ней ее друзья.
Валентина Александровна Осеева родилась более 115 лет назад — 28 апреля 1902 года. В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет института, но ее мечта не сбылась.
Она начала трудится в трудовой коммуне для беспризорных детей. Оказалось, её настоящее призвание – воспитывать детей.16 лет она проработала воспитательницей с “трудными” детьми в детских домах, помогая вернуть осиротевшим детям радость детства. Для своих воспитанников она часто сочиняла рассказы, пьесы, сказки, придумывала для них игры. Своим творчеством и личным примером писательница учила детей быть добрыми, честными и благородными
Она хотела, чтобы у ребят было радостное детство, и придумывала для них разные истории, сказки, стихи, игры. В своих книгах она рассказывала детям о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Многие рассказы Осеевой о дружбе, о том, как важно быть верным, добрым, отзывчивым человеком. Как должен поступать настоящий друг и о том, как иногда друзья бывают жадными, невнимательными, трусливыми.
Давайте вспомним, какие рассказы вы читали?
Во всех этих и других произведениях Осеевой говорится о волшебной силе слов и поступков. Чтобы убедится в этом давайте еще раз обратимся к произведениям Валентины Осеевой.
Слайд 5
Рассказ «Три товарища» Волшебная сила поступка
(Ребята инсценируют рассказ)
Что в рассказе показала автор?
Волшебную силу слова или поступка?
Какой же волшебный поступок совершил герой рассказа?
(У него в сердце много любви и доброты. Только человек щедрый, бескорыстный может сделать такой поступок)
Чему учит нас автор этим рассказом?
(Прийти на помощь, поддержать друга, не оставить его в беде)
Кто оказался настоящим товарищем для Вити?
Почему вы так решили?
(Володя просто поделился с Витей своим завтраком поделив его пополам)
Слайд 6
Рассказ «Просто старушка» Волшебная сила поступка
(Ребята инсценируют рассказ)
Почему мальчик не раздумывая пришел на помощь незнакомой женщине, которая упала?
(Она не была ни его бабушкой, ни тетей, а просто старушка. Он не мог пройти мимо того, кто в беде, потому что он не равнодушный, готовый прийти на помощь).
Физминутка «Пожалуйста»
Я буду просить вас выполнять различные действия, но вы должны будете их выполнять только тогда, когда я скажу слово «Пожалуйста», если вы не услышите это слово, то выполнять действие не нужно.
Подпрыгните, пожалуйста, 2 раза!
Руки на пояс!
Пожалуйста, руки на пояс!
Выполняем приседания!
Приседаем 2 раза, пожалуйста!
Прыгаем, как зайчики!
Пожалуйста, сделали вдох и выдох!
Пожалуйста, садимся на свои места!
Слайд 7
Рассказ «На катке» Волшебная сила слова
(Ребята инсценируют рассказ)
Как Витя словом сначала успокоил, а потом обидел девочку?
(Витя постеснялся своего хорошего поступка)
Словом можно исцелить, словом можно ранить человека. Как трудно в своем сердце вырастить хорошие, добрые здоровые ростки, нужно постоянно полоть сорняки. Бороться с плохими наклонностями и выращивать доброе, светлое в своем сердце.
Слайд 8
Рассказ «Сыновья» Волшебная сила поступка
(Ребята инсценируют рассказ)
Почему старик увидел только одного сына? Ведь навстречу женщинам выбежали три мальчика.
(Только один подбежал к матери взял у нее тяжелые ведра и понес их).
Слайд 9
Рассказ «Хорошее» Волшебная сила поступка
(Ребята инсценируют рассказ)
— Что же хорошего в рассказе? (хорошие мысли, хорошее желание)
— А что было не очень хорошим в рассказе? ( поступки мальчика)
— О каких делах мечтал Юра?
— А как поступал на самом деле?
— Надо ли дожидаться беды, или можно найти хорошие дела в обычной жизни?
— Мог ли Юра стать хорошим другом? Почему?
— Что бы вы посоветовали Юре?
Что хотела сказать автор этим рассказом ребятам? (Добрые дела близким людям надо делать каждый день, а не ждать когда что-то случится)
Рассказ «Отомстила» Волшебная сила поступка
Слайд 10
(Ребята инсценируют рассказ)
Рассказ «Отомстила». Волшебная сила поступка
Почему рассказ называется «Отомстила»?
Как Катя отомстила брату Алеши?
(Катя «отомстила» своим хорошим поступком. Она испугалась за брата, подумала что он ушибся и Алеше стало стыдно перед сестрой)
Готовясь к уроку я в библиотеке нашла письмо, которое о себе написала Валентина Осеева. Его я вам сейчас прочитаю:
“Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы, я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:
— Понравился тебе рассказ?
Я ответила: — Не знаю. Я о нём не думала.
Мама очень огорчилась.
— Мало уметь читать, надо уметь думать, — сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и собственных. И так как в жизни мне это очень помогло, то я написала и для вас короткие рассказы, чтобы вам было легче научиться читать и думать”.
Слайд 11
Рассказ «Волшебное слово» Волшебная сила слова
(Ребята инсценируют рассказ)
Действия Павлика в начале рассказа: сердито буркнул, сжал кулаки, засопел от обиды, крикнул, стукнул кулаком по скамейке.
В конце рассказ, каким предстает перед нами Павлик, как он стал поступать:
вдруг замолчал, подошёл боком, потянул за рукав, глядя в глаза, тихим голосом сказал, заглянул в глаза и прошептал, расцеловал в обе щёки,
сидел притихший, положил руку на плечо и тихо попросил.
Обсуждение работы в группе.
— Такие разные слова, сказанные об одном и том же герое. Что заставило героя так измениться?
— Почему все герои вдруг стали выполнять все желания Павлика?
— Как волшебное слово меняет героев?
— Как меняется поведение Павлика?
( Волшебное слово изменило главного героя рассказа, научило его думать о других людях, быть внимательным к ним.)
— Действительно ли Павлик в сквере встретил волшебника?
- Что общего в рассказах В.Осеевой? (герои творят добро, совершают добрые поступки).
- Как вы думаете, что является самым ценным в человеке? (Доброе сердце, добрые дела).
- Чему учат нас рассказы В.А. Осеевой?
- О каких человеческих качествах заставляют задуматься?
( честность, доброта, любовь к ближнему)
- В чем заключается волшебная сила слов и поступков?
( Она делает людей добрее. А если каждый из нас будет добрее, то и мир будет добрее. )
Библиотекарь: Но самое главное, вы смогли получить частичку этой волшебной силы, которая делает мир добрее.
Возвратимся к теме нашего исследования: в чём волшебная сила слов и поступков.
— Волшебное, доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, поможет улучшить наше настроение. Каждый человек может выразить свое доброе отношение к людям при помощи определенных слов.
Были ли в вашей жизни моменты, когда вам было стыдно за свои поступки? Умеете ли вы вовремя исправиться?
Или своевременно попросить прощение, если вы кого-нибудь обидели?
Много славных дел ждёт вас, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. Для того, чтобы стать вежливыми, нужно пользоваться «волшебными» словами, от которых становится теплее, радостнее. Но не только слова должны быть добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни вам, ни родителям вашим, ни друзьям. Надо стараться всегда и во всём быть полезными людям. Если вам бывает трудно это сделать, то пусть вам помогут герои рассказов Валентины Александровны Осеевой. В этом и заключается ценность литературы, книг, которые мы читаем.
Слайд 12
Итог урока. Рефлексия «Сердечко чувств».
— У вас на столе сердечки двух цветов:
розовый – мне понравилось на уроке, меня взволновало произведение, я сопереживаю;
белый – мне было безразлично.
-Выберите нужное сердечко для себя и наклейте на доску.
-Пусть в вашем маленьком сердечке всегда найдется место для волшебных слов. Будьте добрыми, внимательными и чуткими друг к другу.
Список использованной литературы:
- Осеева, В.А. Волшебное слово: Рассказы и сказки/ В.Осеева; худож, И.Дунаева.- М.: Дет. лит., 2007.-253с.- (Школьная библиотека)
- Осеева,В.А. Волшебное слово: Рассказы /В.Осеева.- М.:Дет.лит., 1988.- 32с.- (Читаем сами)
- Осеева, В.А. Три товарища./В.Осеева; рис. А.Пахомова.- Ижевск: Удмуртия, 1973.- 16с.
- Солоухин В.А. Аргумент: Стихи/ В.А.Солоухин.- М.: Советский писатель,1972.- 110с.
- Краткая биография Валентины Осеевой
(Электронный ресурс). – режим доступа:
http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkie-biografii/oseeva-valentina
- Максимова К. Осеева Валентина Александровна
(Электронный ресурс). – режим доступа:
https://chtobypomnili.livejournal.com/403512.html
Приложения:
- file0.docx.. 33,5 КБ
- file1.pptx.zip.. 2,6 МБ
Опубликовано: 19.11.2019
Краткое содержание рассказов Осеевой
Бабка
Бабка была уже совсем старая, широкая и грузная. Зять вечно был недоволен свекровью. Дочь и внук также считали её лишней в их семье. Читать далее
Васек Трубачев и его товарищи
Изначально в своем произведении Осеева рассказывает непростые, но одновременно веселые и полные надежд годы простых ребят. Читать далее
Волшебная иголочка
У Машеньки была чудная, волшебная иголка. Если на скатерти вышьет сладости, то они и появляются. Старалась уберечь свою заветную иглу, но прогуливаясь по лесу не сберегла, потеряла и не может разыскать. Стала она громко плакать. Читать далее
Волшебное слово
На лавочке отдыхал старичок. В руках он держал зонтик, изображая какие – то знаки на песке. Рядом присел Павлик. Лицо было красным от злости. Читать далее
Динка
Рассказ о тяжёлой судьбе семьи Арсеньевых, посвятивших свою жизнь идеям революционных течений. Главная героиня Дина – полная сил и решимости девочка. Читать далее
Динка прощается с детством
Повесть Валентины Осеевой описывает судьбу пятнадцатилетней девочки Динки, период ее перехода во взрослую жизнь, становления её личности. Читать далее
До первого дождя
Маша и Таня были подругами. Перед тем, как отправиться в школу одна из девочек обязательно заходила за другой, и они вместе отправлялись в школу. Читать далее
Добрая хозяюшка
Жил у одной девочки ручной петушок-красавец, который приветствовал её по утрам песнями. А вот у соседки была курица, нёсшая ежедневно свеженькое яичко. Обменяла девочка своего петушка на курочку. 1 класс Читать далее
Печенье
Семья собралась устроить чаепитие. Мама положила в блюдо печенье. Бабушка радостно помогала накрыть на стол. Все расселись. Вова пододвинул блюдо с печеньем к себе. Читать далее
Почему?
Мальчик сидел за столом и разглядывал висевшую на стене фотографию своего отца. Его уже не было в живых. Мальчик раскачивался на стуле и играл со своей собакой, которая сидела под столом. Читать далее
Рыжий кот
Два друга Серёжа и Лёвка поймали рыжего соседского кота и отдали проходящей мимо старушке. Кот этот был Марьи Павловны, Серёжиной соседки снизу. Она запретила играть им под её окном, когда они разбили его, стреляя из рогатки Читать далее
Синие листья
На столе у Кати лежали карандаши, из них зелёного было ровно два.
У рядом сидящей Лены не было карандаша зелёного цвета. Вот Лена и попросила Катерину: Читать далее
Сыновья
Три соседки стояли у колодца и набирали воду. Рядом сидел старичок, он слушал разговор, который завязался между ними. Женщины обсуждали своих сыновей. Первая расхваливала своего сына, Читать далее
Три товарища
Повествование начинается с того, что главный герой Витя, потерял свой завтрак. Он понимает, что теперь ему придется остаться голодным, что мальчика совершенно не радует. Он рассказывает о происшествии Коле Читать далее
Об авторе
Валентина Осеева является известной на просторах постсоветского пространства детской писательницей. Она писала свои рассказы и истории для детей на русском языке.
Молодая Валентина грезила о профессии актрисы, но ее мечте не суждено было сбыться, так как она не закончила учебу в Киеве из-за переезда в Москву с родителями.
Жизнь ее занесла однажды побывать в коммуне для беспризорных детей. после этого визита она поняла, что обязана посвятить свою жизнь работе с детьми и их воспитанию. Вероятно, это и стало толчком к написанию произведений для детей.
Однажды она написала рассказ «Гришка», который по просьбе своих воспитанников был отнесен в редакцию, а потом и напечатан. В 40-ом году Советский Союз увидел ее книгу под названием «Рыжий кот».
Потом были изданы сборники рассказов для детей под названием «Мой товарищ», «Отцовская куртка». Но самым полюбившимся можно назвать «Волшебное слово». В своих рассказах автор показывает детям, какими надо становиться правильными взрослыми. Затрагиваются темы взаимоотношений, уважения друг к другу. Истории Валентины Осеевой учат ребят доброте, дружбе, цене мира, послушанию. Герои ее рассказов – это дети разных возрастов. Они совершают хорошие и плохие поступки. Учатся на ошибках, благодаря помощи старших людей и товарищей.
Скоро появляется книга под названием «Васек Трубаче и его товарищи». В ней она яркими красками описала, какое же на самом деле страшное явление война. Она нежданно-негаданно нагрянула в жизнь простых мальчиков, разрушила их безмятежное детство бомбами и бомбежками. Мальчики вынуждены вступить в борьбу наравне с родителями и взрослыми, чтобы воевать за родную землю. Данная книга получила хорошие отзывы от многих писателей и была премирована государственной наградой.
- Краткие содержания
- Осеева
Краткое содержание рассказов Валентины Осеевой
- Андрейка
- Бабка
- В классе
- Васек Трубачев и его товарищи
- Волшебная иголочка
- Волшебное слово
- Динка
- Динка прощается с детством
- До первого дождя
- Кто хозяин?
- На катке
- Отомстила
- Отцовская куртка
- Печенье
- Почему?
- Рыжий кот
- Синие листья
- Сыновья
- Три товарища
- Что легче?
Валентина Александровна Осеева появилась на свет в начале 20 века. Девочка хотела стать актрисой и выступать на сцене, к большому сожалению, мечте не суждено было сбыться.
Начиная с 20-х годов, Валентина Александровна работала воспитателем. Она занималась с детками, у которых не было родителей.
Когда наступила война 40-х годов, Валентину Александровну эвакуировали в Башкирию. Там она продолжила заниматься детьми. Шестнадцать лет Осеева воспитывала детей, которые потеряли своих маму и папу. В свободное от работы время женщина сочиняла сказки для малышей.
Валентина Александровна Осеева безумно любила работать с детьми. Поэтому она и посвятила свое творчество детской литературе. Темными вечерами сидя у окна, она рассказывала детям свои собственные сказки. Также Валентина Александровна писала пьесы, а затем разыгрывала их со своими воспитанниками. Детям очень нравилось ее творчество. По многочисленным просьбам своих воспитанников, Валентина Александровна отнесла в редакцию самый первый рассказ «Гришка». Редактору понравилось произведение. «Гришка» был напечатан в газете. Свою первую книгу Валентина Александровна выпустила в сороковом году, под названием «Рыжий Кот».
В 1952 году сам Иосиф Виссарионович Сталин Осееву наградил премией за выпушенную книгу «Васёк Трубачёв и его товарищи». В конце пятидесятых Валентина Александровна Осеева написала повесть «Динка», полюбившуюся многим советским детям. Писательница в этой повести описывает свою жизнь. Главная героиня – Динка – добрая, озорная и очень смелая девчонка.
Сегодня, 28 апреля, исполняется 120 лет со дня рождения известной советской детской писательницы Валентины Александровны Осеевой. В связи с памятной датой предлагаем вниманию читателей статью иркутской учительницы Марины Чаупионок, размещённую в сборнике материалов конференции «Российская цивилизация: история, проблемы, перспективы».
***
Ценности прошлых лет сменились иными духовными ориентирами: добро, истина и красота постепенно отодвигаются на периферию жизни. Происходящие в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей, что привело к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов, к размытости понятий «долг», «честь», «совесть», «духовность», «патриотизм».
Нравственное воспитание школьников остается одним из приоритетных направлений в современной сфере российского образования. Оно основывается на развитии не только нравственных и моральных ценностей и мотивов, но и на развитии основных нравственных качеств личности человека. Педагог К. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» [1, с. 312].
В.А. Сухомлинский был убежден в том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека» [2, с. 120]. Василий Александрович подчеркивал: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше ставь свое личное». Все дело в одной, очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать» [2, с. 169]. Соответственно, «основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» [2, с. 170].
Большое значение при становлении нравственных качеств имеет художественная литература. Чтение художественных рассказов в начальной школе является важнейшим этапом нравственного воспитания маленьких школьников. Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Темы, проблемы, узнанные в процессе чтения и обдумывания, глубже проникают в детскую душу. «Литература для детей призвана изначально говорить с ребенком о том, что такое ценности истинные и что – ложные. Ее задача – научить ребенка думать над происходящим вокруг, анализировать и делать выводы. Она должна развивать его ум и душу» [3].
Художественное произведение как обзорное отражение действительности оказывает влияние на мысли, эмоции, воображение детей, отображается на их поведении. К. Д. Ушинский полагал: «…то литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную мысль, выраженные в этом произведении» [1, с. 315]. Читая художественные книги, школьники учатся ориентироваться в поведении, смысле поступков людей, чувствовать силу добра, осуждать безобразие, зло и коварство. Поведению героя книги для младших школьников часто хочется подражать, оценивать поведение товарищей и одноклассников.
Для формирования нравственных ценностей в младшем школьном возрасте очень хорошо подходят рассказы для детей В. А. Осеевой. «Валентина Александровна – одни из самых ярких и значительных писателей в той группе новых авторов, которые прочно вошли в нашу детскую литературу за последнее пятилетие» [3]. Так оценил в июне 1943 года творчество автора известный советский писатель Л.А. Кассиль, рекомендуя Валентину Осееву в члены Союза писателей. Вместе с ним рекомендации в писательскую организацию ей дали С. Я Маршак и С. В. Михалков.
Первым, принесшим ей известность, был рассказ «Бабка», опубликованный в июльско-августовском номере журнала «Дружные ребята» за 1939 год. Казалось бы, ничем не примечательная житейская история о душевной черствости мальчика по отношению к собственной бабушке приобретает под пером В. А. Осеевой не только философский смысл, но будоражит, будит сердце читающего подростка. В довоенных рассказах – «Бабка», «Рыжий кот», «Выходной день Вольки» – внимание автора сосредоточено на художественном исследовании нравственной нормы и отступлений от нее. Главным героем здесь выступает ребенок, совершивший этическую ошибку. «Уроки прозрения даются ценой мучительного переживания, и эта цена одна для детей и взрослых. Лечение заболевающей совести любовью, бесхитростной и неугасимой, – таков рецепт писательницы-педагога» [4, с. 150].
В ранних рассказах Осеевой герой-ребенок мал, невелика и сфера его окружения: семья, друзья во дворе, в детском саду, реже в школе. Главный принцип в системе образов – сравнение положительных героев и тех, кто не может служить примером для юного читателя. Например, в рассказе «Строитель» герой снова строит из глины дом, разрушенный накануне другими мальчишками, – так показано превосходство моральной силы над силой физической.
Хрестоматийным стал рассказ «Волшебное слово». Чтобы убедить маленького читателя в пользе слова «пожалуйста», писательница ввела в рассказ элементы сказки: совет мальчику дает загадочный старичок, немного похожий на волшебника; одно и то же действие повторяется троекратно (сестра, бабушка и старший брат в ответ на «пожалуйста» тотчас откликаются на просьбы мальчика). Рассказ выстроен композиционно так, что маленькому читателю непременно хочется продлить его, самому испытав силу «волшебного слова».
Все творчество Валентины Александровны Осеевой проникнуто огромным желанием научить детей различать добро и зло в своем сердце, давать верную оценку своим поступкам. Каждый из её коротких рассказов глубоко проникает в душу читателя, заставляет задуматься, дают ребятам образцы человеческих отношений, учат честности, уважению и любви к людям, чуткости к тем, кто нас окружает.
По мнению Н. Н. Мулярчик, «рассказы В. А. Осеевой хороши тем, что писательница подсказывает ребятам, как строить отношения со сверстниками на близких детям примерах, а также учат детей анализировать свои и чужие поступки и делать правильные нравственные выводы» [5, с. 8]. В увлекательной форме, на близких детям примерах Осеева помогает понять своим юным читателям, что такое настоящая дружба, как можно простым словом ранить или, наоборот, исцелить человека. В своих рассказах-притчах писательница подсказывает ребятам, как строить отношения со сверстниками, как решать возникающие «детские» проблемы, которые зачастую кажутся неважными для взрослых.
Знакомясь с произведением В.А. Осеевой «Плохо» дети приходят к выводу, что «плохо» быть равнодушными. Равнодушие порождает бездушие, чёрствость.
Валентина Александровна Осеева даёт детям мудрый совет: «мало уметь читать, надо уметь думать. Думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных» [3]. Произведения В. Осеевой помогают увидеть, что такие болезни души, как эгоизм, жадность, злоба и предательство, отравляют жизнь больше, чем внешние неприятности. Написанные легким, интересным стилем, они принесут ребенку немало пользы и обогатят его внутренний мир добрыми, светлыми впечатлениями.
В своих рассказах писатель преподает человековедение. Её герои задумываются над своими и чужими поступками, учатся анализировать их и делать правильные нравственные выводы. Что хорошо, а что плохо, что можно, а что нельзя – об этом рассказы Осеевой, которая умела говорить с детьми прямо, но не скучно. Она озадачивала их, заставляя самих принимать правильное решение, а всем ходом событий подталкивала их к верному выбору. «Валентина Осеева освоила трудный жанр – короткий рассказ с прямой воспитательной целью, пригодный для обучения чтению и дающий пищу для детских размышлений» [6]. Отбор речевых средств, оставляющий впечатление живой интонации, умелое построение, точность в выборе конфликта – все это обеспечило рассказам постоянное место в хрестоматиях для дошкольников и младших школьников.
Сюжеты рассказов взяты из повседневной жизни мальчиков и девочек, постоянно осмысляющих нравственную сторону своих и чужих поступков. Герои и читатели учатся понимать законы нормальной жизни среди людей. Названия рассказов тоже порой служат ориентирами в представлениях о добре и зле, ставят конкретный этический вопрос: «Хорошее», «Плохо», «Кто хозяин?», «Долг».
Тематика рассказов Осеевой очень разнообразна. Все произведения писательницы отличаются реалистическим изображением персонажей, их характеров, особой теплотой. Её герои взяты из жизни. Скупо, порой несколькими фразами писательница создает сцены, где рельефно показывает детям их самих в отношениях с родителями, друг с другом, с незнакомыми людьми, позволяет увидеть себя со стороны, извлечь необходимые нравственные уроки. Про Валентину Александровну говорили, что голос ее книг звучит «по-боевому», потому что эти произведения – всегда в борьбе.
Таким образом, окунувшись в творчество Валентины Александровны, школьники учатся разбираться в поведении, мотивах и поступках людей, чувствовать красоту добра, осуждать безобразное, злое, а также делать правильный нравственный выбор. Изучение указанных произведений в начальной школе будет способствовать эффективному формированию нравственных ценностей. Ведь они в своей совокупности являются фундаментом русской культуры. «Сохранение и развитие культуры и традиционных российских духовно-нравственных ценностей является национальным интересом Российской Федерации на долгосрочную перспективу» [7, с. 161].
Список использованной литературы:
1. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений в 11 т. Т. 2. / К. Д. Ушинский. – М.: АПН РСФСР, 1989. – 350 с.
2. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения / В. А. Сухомлинский. – М: Просвещение, 1980. – 179 с.
3. Художественный мир поэзии для детей ХХ века. – Текст : электронный // Детская поэзия в XX веке: основные тенденции развития. – URL: https://www.revolution.allbest.ru (дата обращения: 05.11.2021).
4. Божович, Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей / Л. И. Божович. – М.: Просвещение, 2005. – 179 с.
5. Мулярчик, Н. Н. Ступенька к познанию, что такое хорошо и что такое плохо / Н. Н. Мулярчик // Начальная школа. – 2011. – № 10. – С. 8–10.
6. Ходоренко, Е. П. Нравственное воспитание учащихся начальной школы / Е. П. Ходоренко. – Текст : электронный // Журнал «1 сентября». – URL: https://1september.ru/ (дата обращения: 05.11.2021).
7. Рожкова, А. К. К вопросу выделения новых видов национальной безопасности: идеологическая безопасность (потенциал Церкви) / А. К. Рожкова // Теория государства и права. – 2020. – № 3 (19). – С. 157–169.
Марина ЧАУПИОНОК, учитель начальных классов школы № 71 им. Н.А. Вилкова (г. Иркутск)