По пути домой стало думаться о бабушке сочинение

ЧТО ТАКОЕ ДОБРО? (По тексту Б.Екимова.)

   Добро – это отзывчивость, душевное расположение к людям, умение сострадать, сострадать активно, помогая людям. Я думаю, что стремление совершать добрые поступки — намеренное стремление к бескорыстной помощи. Попробую доказать это на примере текста Б. Екимова. 

   Так, бабе Дуне, героине этого рассказа, по ночам снились кошмары о пережитом ужасе в годы Великой Отечественной войны. Во сне она разговаривала и звала на помощь. Её водили к врачам, она пила лекарства, но ничто не помогало. Так и продолжала баба кричать по ночам, пока к ней не приехал  внук Гриша. Он решил дождаться, пока бабушка заснет  и заговорит, вот тогда он, по совету родных, он и прикрикнет на неё. Но когда баба Дуня с мольбой в голосе стала спрашивать, не видел ли кто её хлебные карточки, мальчик ответил ей. На эту фразу бабушка отреагировала с большой радостью. Тогда Гриша понял, что бабушке можно помочь, разговаривая с ней, сонной, и успокаивая ее добрыми ответами.

Добрым и отзывчивым человеком представляю себе Юшку, героя одноименного рассказа А.Платонова. Он сам себе во всем отказывал, ел только хлеб да воду, ходил босиком, а все собранные деньги отправлял приемной дочке в Москву, где она училась на врача. И что примечательно, Юшка никому об этом не рассказывал. Односельчане о благородном поступке Ефима Дмитриевича узнают только после его смерти, когда в село приедет его дочь. Вот он, истинно добрый человек!

    Таким образом, мы должны  уметь дарить без колебаний, терять без сожаления, приобретать без скупости доброту.

Влада

Текст 2. Б. Екимов. Ночь исцеления

(1)По пути домой стало думаться о бабушке. (2)Сейчас, со стороны, она казалась такой слабой и одинокой. (3)А тут ещё эти ночи в слезах, словно наказание. (4)И с какой, верно, тягостью ждёт она ночи. (5)Все люди пережили горькое и забыли, а у бабы Дуни оно всплывает в памяти снова и снова. (6)Про бабушку думать было больно. (7)Но как помочь ей? 

(8)Раздумывая, Гриша шёл неторопливо, и в душе его что-то теплело и таяло, там что-то жгло и жгло.

(9)3а ужином он выпил крепкий чай, чтобы не сморило. (10)Выпил чашку, другую, готовя себя к бессонной ночи.

(11)И пришла ночь. (12)Потушили свет. (13)Гриша не лёг, а сел в постели, дожидаясь своего часа. (14)И вот когда, наконец, из комнаты бабушки донеслось ещё невнятное бормотание, он поднялся и пошёл. (15)Свет в кухне зажёг, встал возле кровати, чувствуя, как охватывает его невольная дрожь и сердце замирает в страшном предчувствии.

– (16)Карточки! (17)Куда подевались хлебные карточки? (18)В синем платочке. (19)Люди добрые! (20)Ребятишки! (21)Домой приду, они есть попросят! (22)Хлебец дай, мамушка. (23)А мамушка ихняя!..

(24)Баба Дуня запнулась, словно ошеломлённая, и закричала:

– (25)Люди добрые! (26)Не дайте помереть! (27)Петяня! (28)Шура! (29)Таечка!

(30)Имена детей она словно выпевала, тонко и болезненно, и слёзы, слёзы подкатывали.

(31)Гриша глубоко вздохнул, чтобы крикнуть громче, приказать, и бабушка перестанет плакать, и даже ногу приподнял –топнуть. (32)Чтобы уж наверняка.

–(33)Хлебные карточки, – в тяжкой муке, со слезами выговаривала баба Дуня.

(34)Сердце мальчика облилось жалостью и болью. (35)3абыв обдуманное, он опустился на колени перед кроватью и стал убеждать, мягко, ласково:

– (36)Вот ваши карточки, бабаня. (37)В синем платочке, да? (38)Ваши в синем платочке? (39)Это ваши, вы обронили. (40)А я поднял. (41)Вот видите, возьмите, – настойчиво повторял он. – (42)Все целые, берите.

(43)Баба Дуня смолкла. (44)Видимо, там, во сне, она всё слышала и понимала. (45)Не сразу пришли слова. (46)«Мои, мои! (47)Платочек мой, синий. (48)Люди скажут. (49)Мои карточки, я обронила. (50)Спаси Христос, добрый человек!»

(51)По голосу её Гриша понял, что сейчас она заплачет.

–(52)Не надо плакать, – громко сказал он. – (53)Карточки целые. (54)3ачем же плакать? (55)Возьмите хлеба и несите детишкам. (56)Несите, поужинайте и ложитесь спать,говорил он, словно приказывал. – (57)И спите спокойно. (58)Спите.

(59)Баба Дуня смолкла.

(60)Гриша подождал, прислушался к ровному бабушкиному дыханию, поднялся. (61)Его бил озноб. (62)Какой-то холод пронизывал до костей. (63)И нельзя было согреться. (64)Печка была ещё тепла. (65)Он сидел у печки и плакал. (66)Слёзы катились и катились. (67)Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то ещё. (68)Он не спал, но находился в странном забытьи, словно в годах далёких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни, такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать. (69)Он плакал, вытирая слёзы кулаком.

 (По Б. Екимову)*

* Екимов Борис Петрович (род. в 1938) – русский советский публицист и прозаик.

1.  Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя В. Г. Короленко: «Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В. Г. Короленко. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

2.  Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Он не спал, но находился в странном забытьи, словно в годах далёких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни, такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать». Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

3.  Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое доброта», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй  — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1)По пути домой стало думаться о бабушке. (2)Сейчас, со стороны, она казалась такой слабой и одинокой. (3)А тут ещё эти ночи в слезах, словно наказание. (4)И с какой, верно, тягостью ждёт она ночи. (5)Все люди пережили горькое и забыли, а у бабы Дуни оно всплывает в памяти снова и снова. (6)Про бабушку думать было больно. (7)Но как помочь ей?

(8)Раздумывая, Гриша шёл неторопливо, и в душе его что-то теплело и таяло, там что-то жгло и жгло.

(9)3а ужином он выпил крепкий чай, чтобы не сморило. (10)Выпил чашку, другую, готовя себя к бессонной ночи.

(11)И пришла ночь. (12)Потушили свет. (13)Гриша не лёг, а сел в постели, дожидаясь своего часа. (14)И вот когда, наконец, из комнаты бабушки донеслось ещё невнятное бормотание, он поднялся и пошёл. (15)Свет в кухне зажёг, встал возле кровати, чувствуя, как охватывает его невольная дрожь и сердце замирает в страшном предчувствии.

– (16)Карточки! (17)Куда подевались хлебные карточки? (18)В синем платочке. (19)Люди добрые! (20)Ребятишки! (21)Домой приду, они есть попросят! (22)Хлебец дай, мамушка. (23)А мамушка ихняя!..

(24)Баба Дуня запнулась, словно ошеломлённая, и закричала:

– (25)Люди добрые! (26)Не дайте помереть! (27)Петяня! (28)Шура! (29)Таечка!

(30)Имена детей она словно выпевала, тонко и болезненно, и слёзы, слёзы подкатывали.

(31)Гриша глубоко вздохнул, чтобы крикнуть громче, приказать,

и бабушка перестанет плакать, и даже ногу приподнял – топнуть. (32)Чтобы уж наверняка.

– (33)Хлебные карточки, – в тяжкой муке, со слезами выговаривала баба Дуня.

(34)Сердце мальчика облилось жалостью и болью. (35)3абыв обдуманное, он опустился на колени перед кроватью и стал убеждать, мягко, ласково:

– (36)Вот ваши карточки, бабаня. (37)В синем платочке, да? (38)Ваши в синем платочке? (39)Это ваши, вы обронили. (40)А я поднял. (41)Вот видите, возьмите, – настойчиво повторял он. – (42)Все целые, берите.

(43)Баба Дуня смолкла. (44)Видимо, там, во сне, она всё слышала и понимала. (45)Не сразу пришли слова. (46)«Мои, мои! (47)Платочек мой, синий. (48)Люди скажут. (49)Мои карточки, я обронила. (50)Спаси Христос, добрый человек!»

(51)По голосу её Гриша понял, что сейчас она заплачет.

– (52)Не надо плакать, – громко сказал он. – (53)Карточки целые. (54)3ачем же плакать? (55)Возьмите хлеба и несите детишкам. (56)Несите, поужинайте и ложитесь спать, – говорил он, словно приказывал. – (57)И спите спокойно. (58)Спите.

(59)Баба Дуня смолкла.

(60)Гриша подождал, прислушался к ровному бабушкиному дыханию, поднялся. (61)Его бил озноб. (62)Какой-то холод пронизывал до костей. (63)И нельзя было согреться. (64)Печка была ещё тепла. (65)Он сидел у печки и плакал. (66)Слёзы катились и катились. (67)Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то ещё. (68)Он не спал, но находился в странном забытьи, словно в годах далёких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни, такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать. (69)Он плакал, вытирая слёзы кулаком.

(По Б. Екимову) *

* Екимов Борис Петрович (род. в 1938) – русский советский публицист

и прозаик.

Начало текста

(1)По пути домой стало думаться о бабушке. (2)Сейчас, со стороны, она казалась такой слабой и одинокой. (3)А тут ещё эти ночи в слезах, словно наказание.

Полный текст здесь

Образец готового сочинения-рассуждения на тему «Что значит быть добрым к людям»

Как проявляется доброта к людям? Она проявляется в неравнодушии к чужому горю и страху. Добрый человек не позволит себе не помочь другому; он не может не утешить и не успокоить ближнего, если тот попал в беду. Доброта — это сочувствие, понимание чужих эмоций, и желание поддержать другого человека в тяжелые времена.

Б.П. Екимов рассказал историю о мальчике Грише, чья доброта проявляется в терпении и желании успокоить бабушку, чей разум все еще находится в крепких тисках страха. Баба Дуня, пережившая голод, евшая и кормившая своих детей хлебом по карточкам, до сих пор боится страшных голодных времен. Ночами призраки прошлого настигают женщину, и она не может побороть свой страх: “(33)Хлебные карточки, – в тяжкой муке, со слезами выговаривала баба Дуня”. Как и в тяжелые годы, бабушка боялась потерять самое дорогое — хлебные карточки — потому что только с их помощью она могла прокормить детей.

Гриша не мог оставаться равнодушным к страху бабушки. Еще вечером мальчик задумался, как же он может помочь бабе Дуне? Выпил крепкого чая, не лег спать. Он ждал того момента, когда страх коснется сознания бабушки. И его изначальное желание топнуть ногой и одернуть бабу Дуню испарилось, когда он увидел, какой шквал эмоций обрушился на старушку. Сочувствие дало Грише понять, что топот ногами и громкие слова не помогут — они лишь еще больше напугают старушку. И он решил развеять страх, прогнать его добрым словом: “– (52)Не надо плакать, – громко сказал он. – (53)Карточки целые. (54)3ачем же плакать? (55)Возьмите хлеба и несите детишкам”. Сочувствие и ощущение того, что ей кто-то поможет в страшной беде, успокоили бабу Дуню. Она словно вернулась в те тяжелые годы и приняла помощь от юноши, вернувшего ей карточки. Страх отступил. Старушка смогла уснуть спокойным сном.

Как Гриша проявил свою доброту? Он смог увидеть, что бабе Дуне нужна помощь, нужно ощущение безопасности, понимание того, что карточки вернутся к ней. И он сделал это: он подыграл, вернул хлебные карточки и унял страх старушки. Не указы, а сочувствие помогли женщине. В этом и проявилась доброта Гриши  — в сочувствии и понимании чужих чувств и ощущений. Сочувствие — одна из ипостасей доброты. Именно сочувствие, умение понять эмоции и душевное состояние другого дают человеку сделать первый шаг навстречу ближнему. И именно с сочувствия начинаются все добрые дела.

Другие сочинения ОГЭ по теме доброта смотрите здесь

Коллекцию сочинений ОГЭ, а также текстов к ОГЭ смотрите здесь

Ночь исцеления
Среди ночи Гриша проснулся от крика:
— Помогите, люди добрые!
Спросонья, во тьме он ничего не понял, и страх обуял его.
— Люди добрые! Карточки потеряла! Карточки в синем платочке
завязаны! Может, кто поднял? Гриша уразумел, где он и что. Это кричала баба Дуня. Во тьме,
в тишине так ясно слышалось тяжёлое бабушкино дыхание. Она
словно продыхивалась, сил набиралась. И снова запричитала, пока
не в голос:
— Карточки… Где карточки… В синем платочке… Люди добрые.
Ребятишки… Петяня, Шурик, Таечка… Домой приду, они
исть попросят… Хлебец дай, мамушка. А мамушка ихняя…
Баба Дуня запнулась, словно ошеломлённая, и закричала:
— Люди добрые! Не дайте помереть! Петяня! Шура! Таечка!
Имена детей она словно выпевала, тонко и болезненно. Гриша
не выдержал, поднялся с постели, прошёл в бабушкину комнату.
— Бабаня! — позвал он. — Проснись…
Она проснулась, заворочалась:
— Гриша, ты? Разбудила тебя. Прости, Христа ради.
— Ты, бабаня, не на тот бок легла, на сердце.
— На сердце, на сердце… — послушно согласилась баба Дуня.
— Нельзя на сердце. Ты на правый ложись.
— Лягу, лягу…
Она чувствовала себя такой виноватой. Гриша вернулся к себе,
лёг в постель. Баба Дуня ворочалась, вздыхала: не сразу отступало
то, что пришло во сне. Внук тоже не спал, лежал, угреваясь. Про
карточки он знал. Давно, в войну и после, на них давали хлеб.
А Петяня, о котором горевала бабушка, — это отец.
Следующей ночью Гриша не слыхал бабы Дуниных криков,
хотя утром по лицу её понял, что она неспокойно спала.
— Не будила тебя? Ну и слава Богу…
Прошёл ещё день и ещё, а потом как-то к вечеру он ходил на
почту, в город звонить. В разговоре мать спросила:
— Спать тебе баба Дуня даёт? Она лишь начнёт с вечера говорить,
а ты крикни: «Молчать!». Она перестаёт, мы пробовали.
По пути домой стало думаться о бабушке. Сейчас, со стороны,
она казалась такой слабой и одинокой, а тут ещё эти ночи
в слезах, словно наказание. Про старые годы вспоминал отец, но
для него они прошли. А для бабушки — нет. И с какой, верно,
тягостью ждёт она ночи. Все люди прожили горькое и забыли,
а у неё оно снова и снова. Но как помочь?
Весь вечер за ужином, а потом за книгой, у телевизора Гриша
нет-нет да и вспоминал о прошедшем. Вспоминал и глядел на бабушку,
думал: «Лишь бы не заснуть». За ужином он пил крепкий
чай, чтобы не сморило. Пришла ночь, потушили свет. Гриша не
лёг, а сел в постели, дожидаясь своего часа, и, когда наконец из
комнаты бабушки донеслось ещё невнятное бормотание, он поднялся
и пошёл. Свет в кухне зажёг, встал возле кровати, чувствуя,
как охватывает его невольная дрожь.
— Потеряла… Нету карточек… — бормотала баба Дуня ещё негромко.
— Карточки… Где…
Гриша глубоко вздохнул, чтобы крикнуть громче, и даже ногу
поднял — топнуть. Чтобы уж наверняка.
— Хлебные… карточки… — в тяжкой муке, со слезами выговаривала
баба Дуня.
Сердце мальчика облилось жалостью и болью. Забыв обдуманное,
он опустился на колени перед кроватью и стал убеждать,
мягко, ласково:
— Вот ваши карточки, бабаня… В синем платочке, да? Это
ваши, вы обронили, а я поднял. Вот видите, возьмите, — настойчиво
повторял он.
Баба Дуня смолкла. Видимо, там, во сне, она всё слышала
и понимала. Не сразу пришли слова, но пришли:
— Мои, мои… Платочек мой, синий. Мои карточки, я обронила.
Спаси Христос, добрый человек…
Гриша поднялся, потушил в кухне свет. Кособокая луна, опускаясь,
глядела в окно, белел снег, посверкивая живыми искрами.
Гриша лёг в постель, предвкушая, как завтра расскажет бабушке
и как они вместе…
Но вдруг обожгло его ясной мыслью: нельзя говорить. Он отчётливо
понял — ни слова, ни даже намёка. Это должно остаться
и умереть в нём. Нужно делать и молчать. Завтрашнюю ночь и ту,
что будет за ней. Нужно делать и молчать. И придёт исцеление.

(По Б. Екимову)

Проблема.

Прежде всего стоит обратить внимание на поступок
Гриши, который проявляет внимание, заботу по отношению
к бабушке. Изображённая автором ситуация связана с проблемой
заботы о близких людях. (Всегда ли мы внимательны к нашим
близким?) Кроме того, в тексте затронута проблема влияния войны
на человека. (Какой след в душе человека оставляет война?)
Каждая из выделенных проблем может стать основой сочинения.

Фрагмент сочинения

Всегда ли мы готовы прийти на помощь нашим близким, особенно
тем, кто нуждается в нашей заботе и поддержке? Над этим
вопросом размышляет писатель Борис Екимов, поднимая проблему
добра и милосердия.
Автор раскрывает вопрос проявления заботы о близких нам людях
на примере взаимоотношений бабушки и внука. Тревожные сны
бабы Дуни — это отголосок страшной войны, тревоги за детей, которые
могут умереть от голода. Автор в первую очередь обращает внимание
на то, как на наших глазах в душе внука просыпаются добрые
чувства: сострадание, стремление помочь близкому человеку. Гриша
понимает, что истерзанную душу бабы Дуни не исцелить грозным
окриком «Молчать!», и вопреки совету матери успокаивает бабушку,
говорит с нею ласково. (1-й пример) Далее писатель обращает наше
внимание на финальную фразу: «И придёт исцеление», перекликающуюся
с названием рассказа. (2-й пример) Хочется верить, что
добрые дела внука действительно принесут бабушке исцеление.
Итак, размышляя над проблемой, автор приходит к следующему
выводу: нельзя быть равнодушным, если рядом с тобой есть
люди, нуждающиеся в твоей помощи и заботе.

3.  Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое доброта», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй  — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1)По пути домой стало думаться о бабушке. (2)Сейчас, со стороны, она казалась такой слабой и одинокой. (3)А тут ещё эти ночи в слезах, словно наказание. (4)И с какой, верно, тягостью ждёт она ночи. (5)Все люди пережили горькое и забыли, а у бабы Дуни оно всплывает в памяти снова и снова. (6)Про бабушку думать было больно. (7)Но как помочь ей?

(8)Раздумывая, Гриша шёл неторопливо, и в душе его что-то теплело и таяло, там что-то жгло и жгло.

(9)3а ужином он выпил крепкий чай, чтобы не сморило. (10)Выпил чашку, другую, готовя себя к бессонной ночи.

(11)И пришла ночь. (12)Потушили свет. (13)Гриша не лёг, а сел в постели, дожидаясь своего часа. (14)И вот когда, наконец, из комнаты бабушки донеслось ещё невнятное бормотание, он поднялся и пошёл. (15)Свет в кухне зажёг, встал возле кровати, чувствуя, как охватывает его невольная дрожь и сердце замирает в страшном предчувствии.

– (16)Карточки! (17)Куда подевались хлебные карточки? (18)В синем платочке. (19)Люди добрые! (20)Ребятишки! (21)Домой приду, они есть попросят! (22)Хлебец дай, мамушка. (23)А мамушка ихняя!..

(24)Баба Дуня запнулась, словно ошеломлённая, и закричала:

– (25)Люди добрые! (26)Не дайте помереть! (27)Петяня! (28)Шура! (29)Таечка!

(30)Имена детей она словно выпевала, тонко и болезненно, и слёзы, слёзы подкатывали.

(31)Гриша глубоко вздохнул, чтобы крикнуть громче, приказать, и бабушка перестанет плакать, и даже ногу приподнял – топнуть. (32)Чтобы уж наверняка.

– (33)Хлебные карточки, – в тяжкой муке, со слезами выговаривала баба Дуня.

(34)Сердце мальчика облилось жалостью и болью. (35)3абыв обдуманное, он опустился на колени перед кроватью и стал убеждать, мягко, ласково:

– (36)Вот ваши карточки, бабаня. (37)В синем платочке, да? (38)Ваши в синем платочке? (39)Это ваши, вы обронили. (40)А я поднял. (41)Вот видите, возьмите, – настойчиво повторял он. – (42)Все целые, берите.

(43)Баба Дуня смолкла. (44)Видимо, там, во сне, она всё слышала и понимала. (45)Не сразу пришли слова. (46)«Мои, мои! (47)Платочек мой, синий. (48)Люди скажут. (49)Мои карточки, я обронила. (50)Спаси Христос, добрый человек!»

(51)По голосу её Гриша понял, что сейчас она заплачет.

– (52)Не надо плакать, – громко сказал он. – (53)Карточки целые. (54)3ачем же плакать? (55)Возьмите хлеба и несите детишкам. (56)Несите, поужинайте и ложитесь спать, – говорил он, словно приказывал. – (57)И спите спокойно. (58)Спите.

(59)Баба Дуня смолкла.

(60)Гриша подождал, прислушался к ровному бабушкиному дыханию, поднялся. (61)Его бил озноб. (62)Какой-то холод пронизывал до костей. (63)И нельзя было согреться. (64)Печка была ещё тепла. (65)Он сидел у печки и плакал. (66)Слёзы катились и катились. (67)Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то ещё. (68)Он не спал, но находился в странном забытьи, словно в годах далёких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни, такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать. (69)Он плакал, вытирая слёзы кулаком.

(По Б. Екимову) *

Екимов Борис Петрович (род. в 1938) – русский советский публицист

и прозаик.

Вариант № 482118 (21)

Ответами к заданиям 2–8 являются цифра, слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания 6–9.

  (1)По пути домой стало думаться о бабушке. (2)Сейчас, со стороны, она казалась такой слабой и одинокой. (3)А тут ещё эти ночи в слезах, словно наказание. (4)И с какой, верно, тягостью ждёт она ночи. (5)Все люди пережили горькое и забыли, а у бабы Дуни оно всплывает в памяти снова и снова. (6)Про бабушку думать было больно. (7)Но как помочь ей?

(8)Раздумывая, Гриша шёл неторопливо, и в душе его что-то теплело и таяло, там что-то жгло и жгло.

(9)3а ужином он выпил крепкий чай, чтобы не сморило. (10)Выпил чашку, другую, готовя себя к бессонной ночи.

(11)И пришла ночь. (12)Потушили свет. (13)Гриша не лёг, а сел в постели, дожидаясь своего часа. (14)И вот когда, наконец, из комнаты бабушки донеслось ещё невнятное бормотание, он поднялся и пошёл. (15)Свет в кухне зажёг, встал возле кровати, чувствуя, как охватывает его невольная дрожь и сердце замирает в страшном предчувствии.

– (16)Карточки! (17)Куда подевались хлебные карточки? (18)В синем платочке. (19)Люди добрые! (20)Ребятишки! (21)Домой приду, они есть попросят! (22)Хлебец дай, мамушка. (23)А мамушка ихняя!..

(24)Баба Дуня запнулась, словно ошеломлённая, и закричала:

– (25)Люди добрые! (26)Не дайте помереть! (27)Петяня! (28)Шура! (29)Таечка!

(30)Имена детей она словно выпевала, тонко и болезненно, и слёзы, слёзы подкатывали.

(31)Гриша глубоко вздохнул, чтобы крикнуть громче, приказать, и бабушка перестанет плакать, и даже ногу приподнял – топнуть. (32)Чтобы уж наверняка.

– (33)Хлебные карточки, – в тяжкой муке, со слезами выговаривала баба Дуня.

(34)Сердце мальчика облилось жалостью и болью. (35)3абыв обдуманное, он опустился на колени перед кроватью и стал убеждать, мягко, ласково:

– (36)Вот ваши карточки, бабаня. (37)В синем платочке, да? (38)Ваши в синем платочке? (39)Это ваши, вы обронили. (40)А я поднял. (41)Вот видите, возьмите, – настойчиво повторял он. – (42)Все целые, берите.

(43)Баба Дуня смолкла. (44)Видимо, там, во сне, она всё слышала  и понимала. (45)Не сразу пришли слова. (46)«Мои, мои! (47)Платочек мой, синий. (48)Люди скажут. (49)Мои карточки, я обронила. (50)Спаси Христос, добрый человек!»

(51)По голосу её Гриша понял, что сейчас она заплачет.

– (52)Не надо плакать, – громко сказал он. – (53)Карточки целые. (54)3ачем же плакать? (55)Возьмите хлеба и несите детишкам. (56)Несите, поужинайте и ложитесь спать, – говорил он, словно приказывал. – (57)И спите спокойно. (58)Спите.

(59)Баба Дуня смолкла.

(60)Гриша подождал, прислушался к ровному бабушкиному дыханию, поднялся. (61)Его бил озноб. (62)Какой-то холод пронизывал до костей. (63)И нельзя было согреться. (64)Печка была ещё тепла. (65)Он сидел у печки и плакал. (66)Слёзы катились и катились. (67)Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то ещё. (68)Он не спал, но находился в странном забытьи, словно в годах далёких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни, такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать. (69)Он плакал, вытирая слёзы кулаком.  (По Б. Екимову)*

Екимов Борис Петрович (род. в 1938) – русский советский публицист и прозаик.

  1. Анализ содержания текста.

 Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Гриша не мог уснуть из-за того, что бабушка кричала во сне и звала на помощь.

2) Воспоминания о страшных событиях военного времени не давали бабушке спокойно спать на протяжении многих лет после войны.

3) Сначала Гриша крикнул и топнул, чтобы бабушка перестала плакать, но потом пожалел её и стал уговаривать успокоиться.

4) Грише хотелось помочь бабушке избавиться от горестных переживаний, которые возвращались к ней во сне.

5) Печка, возле которой сидел Гриша, давно остыла, поэтому мальчика бил озноб.

  1. Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1) Имена детей она словно выпевала, тонко и болезненно, и слёзы, слёзы подкатывали.

2) Сердце мальчика облилось жалостью и болью.

3) Гриша глубоко вздохнул, чтобы крикнуть громче, приказать, и бабушка перестанет плакать, и даже ногу поднял – топнуть.

4) И когда, наконец, из комнаты бабушки донеслось ещё невнятное бормотание, он поднялся и пошёл.

5) Раздумывая, Гриша шёл неторопливо, и в душе его что-то теплело и таяло, там что-то жгло и жгло.

  1. Лексический анализ.

В предложениях 8–13 найдите разговорное слово. Выпишите это слово.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

9.1.  Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя  Владимира Галактионовича Короленко: «Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли». 

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Он не спал, но находился в странном забытьи, словно в годах далёких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни, такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3. Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение.

Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что значит быть добрым к людям?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «В чем сила доброты?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

По пути домой стало думаться о бабушке. Сейчас, со стороны, она казалась такой слабой и одинокой. А тут ещё эти ночи в слезах, словно наказание. И с какой, верно, тягостью ждёт она ночи. Все люди пережили горькое и забыли, а у бабы Дуни оно всплывает в памяти снова и снова. Про бабушку думать было больно. Но как помочь ей? Раздумывая, Гриша шёл неторопливо, и в душе его что-то теплело и таяло, там что-то жгло и жгло.
3а ужином он выпил крепкий чай, чтобы не сморило. Выпил чашку, другую, готовя себя к бессонной ночи.

И пришла ночь. Потушили свет. Гриша не лёг, а сел в постели, дожидаясь своего часа. И вот когда, наконец, из комнаты бабушки донеслось ещё невнятное бормотание, он поднялся и пошёл. Свет в кухне зажёг, встал возле кровати, чувствуя, как охватывает его невольная дрожь и сердце замирает в страшном предчувствии.
– Карточки! Куда подевались хлебные карточки? В синем платочке. Люди добрые! Ребятишки! Домой приду, они есть попросят! Хлебец дай, мамушка. А мамушка ихняя!..
Баба Дуня запнулась, словно ошеломлённая, и закричала:
– Люди добрые! Не дайте помереть! Петяня! Шура! Таечка!
Имена детей она словно выпевала, тонко и болезненно, и слёзы, слёзы подкатывали.
Гриша глубоко вздохнул, чтобы крикнуть громче, приказать, и бабушка перестанет плакать, и даже ногу приподнял – топнуть. Чтобы уж наверняка.
– Хлебные карточки, – в тяжкой муке, со слезами выговаривала баба Дуня.
Сердце мальчика облилось жалостью и болью. 3абыв обдуманное, он опустился на колени перед кроватью и стал убеждать, мягко, ласково:
– Вот ваши карточки, бабаня. В синем платочке, да? Ваши в синем платочке? Это ваши, вы обронили. А я поднял. Вот видите, возьмите, – настойчиво повторял он. – Все целые, берите.
Баба Дуня смолкла. Видимо, там, во сне, она всё слышала и понимала. Не сразу пришли слова. «Мои, мои! Платочек мой, синий. Люди скажут. Мои карточки, я обронила. Спаси Христос, добрый человек!»
По голосу её Гриша понял, что сейчас она заплачет.
– Не надо плакать, – громко сказал он. – Карточки целые. 3ачем же плакать? Возьмите хлеба и несите детишкам. Несите, поужинайте и ложитесь спать, – говорил он, словно приказывал. – И спите спокойно. Спите.
Баба Дуня смолкла. Гриша подождал, прислушался к ровному бабушкиному дыханию, поднялся. Его бил озноб. Какой-то холод пронизывал до костей. И нельзя было согреться. Печка была ещё тепла. Он сидел у печки и плакал. Слёзы катились и катились. Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то ещё. Он не спал, но находился в странном забытьи, словно в годах далёких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни, такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать. Он плакал, вытирая слёзы кулаком.
(По Б. Екимову)

Екимов Борис Петрович (род. в 1938) – русский советский публицист и прозаик.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • По семейным обстоятельствам как пишется правильно заявление
  • По пустому дому гулял ветер как пишется
  • По семейным обстоятельствам заявление на работе образец как пишется
  • По прямой как пишется вместе или раздельно
  • По секционно как пишется

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии