Главный герой рассказа — десятилетний мальчик Саша. Он учится в гимназии и вынужден во время обучения проживать в чужом доме, вдали от родной деревни и от отца. Матери мальчик лишился давно. И. А. Бунин пишет о том, что, несмотря на любовь доброй тети Вари, которая придумала Саше прозвище Подснежник, мальчику было тоскливо и одиноко.
На Масленицу к мальчику приехал отец. По контексту понятно, что приезжал он нечасто, мобильных телефонов тогда не было, Саша безумно скучал, ведь это был его единственный родной человек. Он радовался неделе, проведенной с отцом. Хотя по поведению того было заметно, что он приехал не к мальчику, а за развлечениями. Он курит при ребенке, тащит десятилетнего мальчика с собой в кабак, где целыми днями просиживает с друзьями, распивая спиртные напитки. Однако мальчику дорого совместное время даже с таким отцом, он радуется каждому мгновению, проведенному вместе с ним. Саша смотрит на мир широко открытыми глазами, он еще по-детски наивен и открыт.
Почему рассказ назван именно так?
Тетя Варя прозвала Сашу Подснежником за его чистоту, нежность, небесно-голубые глаза, детскую простоту. Подснежник — самый первый весенний цветок, который распускается среди остатков снега, среди грязи, оставшейся после таяния былой зимней роскоши. Автор указывает на то, что мальчик действительно похож на цветок среди местных мрачных пейзажей, а особенно в той гостинице, где поселился его отец — в грязных, дешевых номерах. Саша из рассказа — словно светлое пятнышко посреди серой, унылой земли. Он как будто направлен к солнцу, мысли его светлы, он полон любви и нежности.
В чем смысл рассказа?
Рассказ о чувствах десятилетнего мальчика по отношению к отцу. Десять-одиннадцать лет — очень непростой возраст, когда ребенок стоит на пороге подросткового периода. С одной стороны — это еще ребенок, но, с другой стороны, он уже многое понимает в поведении взрослых, постепенно утрачивает наивность, взрослеет. Это уже не пятилетний малыш. Саша, например, прекрасно понимает, что отец пьет спиртное, пьянеет, что от него невкусно пахнет, мальчику трудно дышать в прокуренной отцом комнате. Но он еще по-детски любит папу и радуется времени, проведенному вместе, будто малыш.
В этом возрасте важно уделять взрослеющему человеку много внимания, воспитывать, общаться с ним. Ребенок пока не ожесточился, он любит родителей, доверяет им. Родительский авторитет для десятилетнего мальчика еще очень велик, особенно — авторитет отца.
Но в поведении отца Саши вовсе не видно желания заниматься воспитанием сына, он приезжает якобы к ребенку, но занимается своими делами: празднует в кабаках Масленицу. Пока Саша не перешел в подростковый возраст, он еще искренне рад приезду отца, но потом постепенно начнет замыкаться в себе, может стать более жестоким, видя по отношению к себе столько равнодушия. Даже прощальные слова отца звучат неестественно и фальшиво, Саша чувствует это и грустит.
Искренне жаль мальчика, он рано осиротел, живет в чужом доме, среди равнодушных к нему людей. Единственный человек, который искренне любит мальчика — его тетя. От отца Саша не получает должного внимания даже в то короткое время, что они проводят вместе. Характер ребенка, почти подростка, формируется в неблагоприятной, лишенной любви и родственного тепла среде. Что удивительно, ребенок до десяти лет сохранил детскую непосредственность и любовь к миру. Но как вырасти без психологической травмы в такой атмосфере? Ведь основная потребность ребенка — это любовь и забота родителей, без которой человеческая личность не может полноценно сформироваться.
Страница 5 из 46
Подснежник. И.А.Бунин. Страницы 26-27
1. Какой глагол повторяется в первом предложении рассказа? Что с его помощью передает автор? Как вы понимаете слова «была когда-то Россия»?
Ответ:
В первом предложении текста повторяется глагол «быть»: была когда-то Россия, был уездный городишко, была Масленица, был гимназистик Саша. С его помощью автор передает чувство ностальгии по тому времени, что уже прошло, окрашенное легкой грустью и сожалением. Он тоскует по прежним временам, по прежнему укладу жизни, который уже не вернется, поэтому и говорит, что «была когда-то Россия».
2. Подберите синонимы к данным словам: подворье, передержка (по латыни), стать во фронт, половой, мещане, барышник, коридорный.
Ответ:
Подворье — постоялый двор, гостиница;
передержка по латыни — переэкзаменовка, пересдача экзамена;
стать во фронт — вытянуться, встать навытяжку, вытянуться в струнку;
половой — трактирный; слуга, официант;
мещане — мелкие торговцы и ремесленники, обыватели;
барышник -перекупщик, торговец;
коридорный — слуга в гостинице, дежурный.
3. В чем смысл названия рассказа? Прочитайте от слов: «На нем новая длинная шинель…» до слов «… непорочного звука голоса, почти всегда вопросительного!» Какой образ создает писатель? Как он связан с заглавием?
Ответ:
Рассказ называется «Подснежник», потому что с этим цветком сравнивается главный герой рассказа — гимназист Саша, как его называла тетя Варя, заменившая ему родную мать. И. А. Бунин создает образ десятилетнего мальчика, который «поистине подобен» подснежнику, подчеркивая.его чистоту, непорочность, невинность.
4. Запишите ключевые слова, характеризующие образ героя. Составьте его портрет.
Ответ:
У главного героя небесно-голубые, ясные глазки, чистое, нежное личико, доверчивый, внимательный взгляд ребенка, непорочный голос, почти всегда вопросительный, младенчески-простодушное дыхание. Эту душевную чистоту Бунин подчеркивает с помощью повтора слова «новый», описывая его новую длинную шинель, новый синий картуз с серебряными пальмовыми веточками, и восклицания: -Он еще во всем, во всем новичок!» Этот поистине ангельский образ схож с образом первого весеннего цветка, такого же чистого, свежего, хрупкого.
5. Почему Сашу не пугал и не отвращал трактир с его обитателями?
Ответ:
Сашу не пугал и не отвращал трактир с его обитателями, потому что он был счастлив находиться рядом с отцом, потому что он живо интересуется всем происходящим, ему все ново и радостно п никакая грязь не липнет к нему: «И, однако, как незаметно летит этот счастливый день, как блаженно, и широко раскрыты лазурные детские глаза!»
6. Отчего у мальчика возникло ощущение счастья и радости? Расскажите.
Ответ:
Ощущение счастья и радости у мальчика возникло в связи с приездом отца, наступлением весны и приходом радостных дней Масленицы. Все это сливается в его душе с ощущением праздника, так отличающегося от его грустных, скучных, одинаковых дней в чужой семье, «на хлебах», в мещанском домишке.
7. Какое чувство вызвало у Саши расставание с отцом? Выберите нужное и обоснуйте свой выбор: грусти, огорчения, боли, страдания, надежды, безразличия.
Ответ:
Расставание с отцом вызывало у Саши чувство огорчения: «Великое горе надвигается на Сашу: отец уезжает». Бунин усиливает это чувство с помощью восклицания: «Последний, самый горький час!». Мальчику кажутся родными и лошади, потому что у них не городской, а деревенский, зимний, бесконечно милый его сердцу вид, и даже сани, ведь они тоже деревенские, милые. Минуты прощания с отцом пролетают мгновенно, и вместе с ними заканчивается «счастливейшая в жизни неделя» мальчика.
8. Найдите слова и сочетания слов, в которых настроение мальчика передано через описание города. Какой пространственный образ противопоставлен в рассказе городу? Найдите в тексте слова, посвященные этому образу. Какие чувства он вызывает у маленького героя?
Ответ:
В рассказе городу противопоставлена деревня. Пренебрежение героя к городу, где ему грустно, одиноко и скучно живется в чужой семье, передается с помощью повтора слова «городишко» и эпитетами «снежный, уездный, старый, степной» к нему. На Елецком подворье — грязные и угарные, «мерзкие» номера, в трактире — чад, вонь, сырость, теснота, везде наплевано и натоптано. А когда отец собирается уезжать, для Саши и город пустеет, принимает смиренный и будничный вид, пустеет даже базарная площадь. А вот все деревенское Саше мило: и лошади, и сани, и работник на козлах, ведь там в деревне, родной дом, семья, отец, все то близко и дорого сердцу мальчика.
9. Рассмотрите репродукцию картины Кустодиева «Масленица». Что, по вашему мнению, сближает эту картину с рассказом И.А.Бунина «Подснежник»?
Ответ:
Картину Б. М. Кустодиева «Масленица» сближает с рассказом И. А. Бунина «Подснежник» атмосфера праздника, народного гулянья, радости. Счастьем, светлой радостью, разгульным весельем проникнута она, в нее легко вписался бы образ отца Саши — большего и краснолицего, курчавого и седеющего, сильного и моложавого, в длинных сапогах и в романовском полушубке: возбужденного городом и праздником, всегда с блестящими от хмеля глазами. В ней сразу можно узнать и многих посетителей трактира — каких-то рыжих мужиков в тулупах, чернявых мещан в чуйках, извозчиков, толстых купцов, худых барышников.
Иван Алексеевич Бунин по праву считается выдающимся деятелем русской литературы, его произведения отличаются тонким психологизмом и вниманием к деталям. В таких небольших работах, как «Подснежник», в полной мере раскрывается его писательский талант — литератор заставляет читателя увидеть в рассказе нечто большее, чем сам текст.
Содержание:
- 1 История создания
- 2 Жанр, направление
- 3 Суть
- 4 Главные герои и их характеристика
- 5 Темы и проблемы
- 6 Главная мысль
- 7 Чему учит?
История создания
«Подснежник» был написан в 1927 году, в это время писатель жил в Париже. Лишь через шесть лет Иван Алексеевич получил свою знаменитую Нобелевскую премию, но уже на тот момент Бунин написал многие из своих знаменитых произведений. В том же году автор приступил к своему роману «Жизнь Арсеньева» — литератор считал, что именно за это произведение он получил Нобелевскую премию.
В двадцатые годы Бунин писал очень мало, это были его первые годы жизни во Франции, мысли писателя были заняты размышлениями о тяжелой судьбе послереволюционной России. О написании самого «Подснежника» известно крайне мало; обычно такие рассказы пишутся быстро, по зову сердца, и выходят короткими и зачастую очень меткими. Они не входят в список лучших произведений автора, но порой трогают до глубины души.
Жанр, направление
Как и большинство произведений Бунина, этот рассказ относится к реалистическому направлению литературы. Писатель правдиво и точно воспроизводит действительность, жизнь настоящих людей, показывает читателю реальные переживания, в которых отражается подлинная суть человеческой души.
Жанр рассказа позволяет Бунину сосредоточиться в произведении на главном, это лучшая форма для донесения нескольких важных мыслей; читатель сосредотачивается на повествовании и не упускает важных деталей. За свою писательскую карьеру он мастерски овладел умением писать в сложном и непопулярном нынче жанре рассказа.
Суть
Саша — десятилетний мальчик, он живёт с тётей Варей, которая заменяет ребёнку мать. Основные события из книги — это встреча ребенка с отцом, тот работал на усадьбе и приезжал лишь изредка. В этот раз мужчина приехал на масленицу, и для Саши это праздник вдвойне — ведь мальчик каждый раз с нетерпением ждет приезда папы.
Ребенок проводит выходные с отцом, он в это время живёт на подворье, в номере отца всегда душно и накурено. По утрам они отправляются в трактир завтракать. Но наступает понедельник: «До свиданья, Сашенька, Христос с тобой», — говорит отец и снова уезжает. Более подробно сюжет рассказа описывается в кратком содержании.
Главные герои и их характеристика
Рассказ не зря назван «Подснежник». Это простая метафора, раскрывающая отношение автора к главному герою. Саша чист душой, он открыт миру. Хотя ему и приходится жить с чужими людьми, он искренне любит отца. Он, как прекрасный цветок, должен вырасти и пробиться сквозь снег – холодность родителя по отношению к нему.
Отец явственно контрастирует с образом Саши, его окружает гомон, сигаретный дым и духота. На его фоне ещё отчетливее видна невинность и чистота мальчика. Отец груб и не отесан, его времяпровождение нельзя назвать осознанным, он, как и все люди в трактире, медленно плывет по течению жизни без единой мысли. Отец и весь взрослый мещанский мир выступает в рассказе в виде того самого «снега», через который Саша должен пробиться, не потеряв своей природной красоты.
Темы и проблемы
- Мещанская пошлость. Бунин в этом произведении выражает безграничную грусть за людей, обнажая скупой и постылый обывательский быт. Неопределенное начало рассказа задаёт определенный тон всему произведению: «Была когда-то Россия, был снежный уездный городишко, была масленица — и был гимназистик Саша».
- Отцы и дети. Мальчик Саша кажется инородным существом среди гула и грохота взрослого мира. Ребенок угнетен этой атмосферой, но чувствует он только одно — любовь к своему отцу. Он с трепетом ожидает его приезда и необыкновенно расстраивается, когда тот уезжает. Бунин показывает, что Саша проникнут человеколюбием и смирением, писатель осторожно сравнивает мальчика с ангелом: «Он счастлив, он свеж и чист, как ангел».
- Равнодушие. Отец не уделяет времени воспитанию ребенка, его заботят лишь дела, и мальчик растет заброшенным. К сожалению, он не получает ласки и теплоты, к которым из всех сил тянется.
- Одиночество. Ребенок еще мал, но уже познал горечь одиночества. Жизнь с чужими людьми нельзя сравнить с семейной жизнью, поэтому мальчик вызывает жалость читателя. Кажется, автор непроизвольно ассоциирует себя с ним: он также лишился Родины-матери и также тоскует по ней.
Главная мысль
Именно в Саше, в этом прелестном «подснежнике», заложена основная идея автора. В этом случае события, происходящие в самом рассказе, отходят на второй план. С помощью простого сюжета Бунин словно требует от читателя, чтобы тот заглянул в глаза светлому и умному мальчику по имени Саша.
Писатель возлагает надежды на новое поколение, которое должно вознестись над прежним миром и наконец — расцвести. Автор верит, что черствый мир не сломает этот прекрасный и хрупкий цветок. Бунин указывает на трагическую разность поколений, младшее из которых задыхается в дыме, изнывает в духоте огромного трактира. В этом символизме – смысл книги. Когда-нибудь новые люди стряхнут с себя снежный покров и выпрямятся во весь свой рост, чтобы сделать мир лучше.
Чему учит?
Иван Алексеевич Бунин в своем коротком рассказе учит читателя ценить и подмечать красоту зарождающегося ума. Это призыв к «подснежникам» — им нужно вырваться и воспрянуть. В первую очередь это рассказ о любви, об искренней любви к человеку как к существу.
Из этого произведения неимоверно важно почерпнуть своеобразное авторское напутствие — Бунин желает, чтобы настал мир новых людей. Это поколение должно вытеснить все отжившее и тщетное, только новые люди смогут осветить мир своими сердцами.
Автор: Семён Карелин
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
по теме «И.А.Бунин «Подснежник». Историческая основа произведения.
№
Этап урока
ИКТ
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание
1.
Организационный момент.
- Приветствие.
- Проверка готовности к уроку.
- Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока.
Слайд 1
— Здравствуйте, ребята. Обычно люди говорят при встрече это доброе слово, желая друг другу здоровья. Будем надеяться, что такое позитивное начало поможет вам добиться хороших результатов.
— Ребята, сегодня у нас необычный урок: мы проведём расследование по литературному произведению. С этой целью у нас созданы следующие отделы: аналитический, следственный, информационный, экспертный. А вначале поговорим о весне.
— Ребята, скажите, чувствуете ли вы наступление весны?
— По каким приметам вы замечаете её?
— Как вы думаете, почему мы начали урок с вопросов о весне?
Приветствуют учителя, настраиваются на работу.
Принцип психологической комфортности.
УУД: личностные, коммуникативные.
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха
2.
Мотивация к учебной деятельности.
- Составление кластера со словом «Подснежник».
- Сообщение группы учащихся «Легенды о подснежнике»
Слайд 2-3
Слайд 4
— Какие ассоциации вызывает у вас слово «подснежник»? Давайте запишем эти ассоциации в виде кластера.
— Как обычно выглядит подснежник? Где встречается этот образ?
— А вы знаете, почему подснежники так называются и символом чего они являются?
— Информационный отдел нам подготовил легенды о подснежнике.
Ученик 1. Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег и Еве было холодно. Тогда, желая согреть ее своим вниманием, несколько снежинок превратились в цветы. Увидев это, Ева повеселела, и сразу ожила надежда. С тех пор подснежники стали символом надежды и любви.
Ученик 2. А я нашел русскую легенду о подснежнике.
Однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решили не пускать на Землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца.
Солнце согрело Землю и открыло дорогу Весне. Ласковое Солнышко растопило потемневший снег, а на поляне под деревом Цветок вырос. Синий-синий и очень тонкий.
— Какие красивые легенды рассказали нам ребята. Да, подснежник – это первый весенний цветок, настолько нежный и красивый, что вдохновил И.А.Бунина на создание рассказа «Подснежник», когда он жил за границей и вспоминал родной край.
— Скажите, удачно ли такое название для рассказа? Почему?
— Как вы думаете, о чём должен быть рассказ под таким названием (место, время, сюжет)?
— Сегодня мы подробнее познакомимся с произведением Ивана Алексеевича Бунина «Подснежник», историей его создания и узнаем, как отразилось прошлое России в нём. (запись в тетради и на доске темы урока).
Составляют и записывают кластер, слушают сообщение группы учащихся,
отвечают на вопросы.
Регулятивные УУД:
1. самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей
Познавательные УУД:
1. осознанное и произвольное построение речевого высказывания
2. Извлекать информацию, представленную в разных формах, ориентироваться в своей системе знаний, отграничивать новое от старого, свёртывать информацию до ключевых слов.
3.
Актуализация знаний.
- Знакомство с биографией И.А.Бунина.
- Выставка книг И.А.Бунина.
- Работа с учебником.
Слайд 5
— Ребята, следственный отдел подготовил информацию о биографии И.А.Бунина. Вы прослушайте её и скажите, какие испытания выпали на долю писателя, начиная с отрочества и заканчивая последними годами его жизни?
Иван Алексеевич Бунин родился в 1870 году в Воронеже в небогатой дворянской семье. Детские годы будущего писателя прошли в поместье Буниных на хуторе Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии. Среди его предков — В. А. Жуковский, известный поэт, учитель и друг А. С. Пушкина.
Получив домашнее начальное образование, 5 лет учился в Елецкой гимназии, которую не закончил, так как семья не могла оплачивать его учебу. Проходил дома курс под руководством брата Юлия. Рано начал работать самостоятельно. С раннего детства будущего поэта отличали феноменальная наблюдательность, память, впечатлительность. Первое стихотворение Бунин написал в возрасте восьми лет. В шестнадцать лет появилась его первая публикация в печати, а в 18, покинув обнищавшее имение, по словам матери, «с одним крестом на груди», он начинал добывать хлеб литературным трудом.
Долгие 33 года Бунин жил вдали России и с Россией в душе и мыслях. Он пишет в дневнике «разве можем мы забыть родину? Может человек забыть Родину? Она в душе. Я русский человек. Это с годами не пройдет». Итак, с 1920 года для Бунина началась жизнь «на других берегах», во Франции, где прожил до конца дней. Здесь Иван Алексеевич продолжает творить, постепенно обретая новое художественное зрение. Здесь и напишет Бунин рассказ «Подснежник».
К сожалению, дневники писателя 1925-1927 годов сожжены, и поэтому мы не узнаем историю создания рассказа.
— Итак, какие испытания выпали на долю писателя, начиная с отрочества и заканчивая последними годами его жизни?
— Символом творчества И.А.Бунина стали фрукты (обращение к выставке) из рассказа «Антоновские яблоки». Этот рассказ вошёл в сборник «Тёмные аллеи», за который И.А.Бунин, первый из русских писателей, становится лауреатом Нобелевской премии в области литературы.
— За что присудили Нобелевскую премию прочитайте на стр.28 в учебнике. (Присуждена «за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы». При вручении премии особо была отмечена способность Бунина «необычайно выразительно и точно описывать реальную жизнь»).
Сообщение учащихся, анализируют информацию.
Познавательные: — осознавать
познавательную задачу;
приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
4.
Создание проблемной ситуации.
Слайд 6
— Сегодня мы с вами проведем исследование. Любое исследование начинается с обозначения проблемы. Что такое проблема?
(Проблема ассоциируется с вопросом, требующим решения, это противоречие).
- Почему И.А.Бунин назвал своё произведение «Подснежник»?
- Какова история создания рассказа И.А.Бунина «Подснежник»?
- Как отразилось прошлое в рассказе И.А.Бунина «Подснежник»?
- О чём заставляет задуматься этот рассказ?
- Как ключевое слово «подснежник» раскрывает идею повествования?
-Читая, смотря фильм, следя за развитием каких-то событий, мы иногда говорим: «Этого я не ожидал!» Человек так уж устроен, что всегда стремится заглянуть вперёд, предугадать дальнейшее – словом, прогнозировать. Существует такое понятие как читательский прогноз.
— Дома, готовясь к уроку, вы прочитали рассказ «Подснежник». Оправдались ли ваши ожидания при чтении текста и его название?
— И мы будем проводить наше исследования, «отгадывая», о чём этот рассказ.
Обратимся к тексту.
Слушают учителя, определяют совместно с педагогом проблему.
Познавательные УУД:
1. адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
2. извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст;, таблица,);
3. осуществлять анализ и синтез;
Регулятивные УУД:
1. принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции
5.
Определение темы исследования.
Слайд 7
Слайд
8-29
— Как вы думаете, что вынесено в название рассказа?
(Заглавный образ).
— Что такое «заглавный образ»?
(ЗО – художественный образ, вынесенный в заглавие литературного произведения)
Учащиеся определяют тему исследования
6.
Анализ текста рассказа И.А.Бунина «Подснежник»
- Работа в группах «Восстановление текста»
- Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика Саши и отца Николая Николаевича»
— Для того чтобы узнать, насколько вы подробно ознакомились с делом, проведём мозговой штурм по восстановлению текста.
… когда-то Россия, … снежный уездный городишко, … масленица — и … гимназистик Саша, которого милая, чувствительная тетя Варя, заменившая ему родную мать, называла подснежником. … оттепель, стояли теплые и сырые дни, русские, уездные, каких … уже много, много в этом старом степном городишке, и приехал к Саше отец из деревни.
-Ожидали ли вы такое начало рассказа?
-Что именно оказалось неожиданным?
— О ком же идёт речь в рассказе?
-Почему И.А.Бунин повторяет именно глагол «быть» в прошедшем времени?
— Слово предоставляется представителям аналитического отдела.
(И.А. Бунин написал рассказ «Подснежник» в эмиграции, возможно, его одолела тоска по родине, и он хотел вернуться.
Предложение сложное, в составе его однотипные простые предложения, все начинаются со слова «быть» в прошедшей форме).
— Как называется такой прием в литературе?
(Повтор)
— Обратимся к глоссарию. («Повтор – это родовое название средств художественной выразительности, к которым обычно относят: П. звуковые (аллитерация, ассонанс и др.), синтаксические (синтаксический параллелизм и др.), фразовые (рефрен, припев), лексические (анафора, эпифора и др.) и образные (П. мотивов, ситуаций)
— Докажите, что это лексический (оправданный) повтор, необходимый автору для выражения какой-то важной мысли. Какой?
(Повтор слова «БЫЛ» напоминает об утерянной России, о прошедшей жизни, которая БЫЛА, а теперь её нет, стала совсем другая).
— Какой вид лексического повтора перед нами? (Анафора — единоначатие)
— Есть ещё примеры лексического повтора в тексте?
— В чём особенность выделенных слов? С какой целью автор их употребляет? (Городишко – суффикс –ишк- со значением пренебрежительности, уничижительности, гимназистик – суффикс –ик- имена существительные мужского рода со значением уменьшительности, которое обычно сопровождается экспрессией ласкательности )
— В рассказе упоминается один из любимейших праздников как древних славян, так и современных россиян. Какой это праздник? (Масленица)
— Как связана информация о праздновании масленицы и нашего рассказа?
— Информационный отдел предоставит рапорт о Масленице. Итак, почему масленичные дни так называются?
Понедельник — встреча
Первый день назывался Чистая масленица — широкая боярыня. Прообразом Масленицы была никто иная, как Снегурочка во всех своих видах и со всеми качествами — забирающее и дающее жизнь божество, по мифам язычников. В этот день начинали наряжать чучело, строили снежные городки, качели, горы, начинали печь блины.
Вторник — заигрыш
С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых: «У нас-де горы готовы, и блины испечёны — просим жаловать».
Среда — лакомка
В этот день нужно есть столько, сколько приемлет твоя душа, отсюда и поговорка «Не житье, а масленица». Повсюду проводились ярмарки, шли народные гулянья. Среда открывала угощение во всех домах блинами и другими яствами. В этот день зять приходил «к тёще на блины». В каждой семье накрывали столы со всевозможными угощениями.
Четверг — широкий разгул, перелом
Название само говорит за себя: катание на санях по улицам, кулачные бои, всевозможные обряды. Одним из любимых забав было поджигание тележных колес и спуск их по склонам оврагов.
Пятница — тёщины вечёрки
Зять приглашал к себе в гости тёщу и угощал ее блинами. Блины в этот день пекла дочь — жена зятя. Зять должен был продемонстрировать своё расположение к тёще и её близким.
Суббота — золовкины посиделки
Золовкой называют сестру мужа. Этот день считался всегда семейным. В этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных. Приглашали всю семью, и кормили родных блинами, и поили чаем.
Воскресенье — целовальник, прощёное воскресенье
Последний день самый веселый и разгульной, несмотря на то, что его называли «Прощеный день». Люди ходили от двора к двору, просили друг у друга прощения. Если в течение года чем-то оскорбили друг друга, то, встретившись в «прощеное воскресенье», они непременно приветствовали друг друга поцелуем, и один из них говорил: «Прости меня, пожалуйста». Второй же отвечал: «Бог тебя простит». В этот день сжигалась соломенная Масленица. Пепел, оставшийся от «зимней хозяйки», развеивали над полями в знак будущего урожая. Масленица называлась еще и Сырной седмицей, и была последней неделей перед Великим постом.
— Как связана информация о праздновании масленицы и нашего рассказа?
— 1-е предложение также объясняет смысл названия рассказа. Предположите, кто главный герой рассказа? (Саша)
— Эксперты, найдите и зачитайте портрет Саши.
А Саше всего десять лет, и поистине подобен он подснежнику не только в этих мерзких номерах Елецкого подворья, но и во всем уездном мире. Он такой необыкновенный, особенный? Нет, ничуть не особенный: разве не каждому дает бог то дивное, райское, что есть младенчество, детство, отрочество?
На нем новая длинная шинель, светло-серая, с белыми серебряными пуговицами, новый синий картуз с серебряными пальмовыми веточками над козырьком: он еще во всем, во всем новичок! И до чего эта шинель, этот картуз, эти веточки идут к нему, — к его небесно-голубым, ясным глазкам, к его чистому, нежному личику, к новизне и свежести всего его существа, его младенчески-простодушного дыхания, его доверчивого, внимательного взгляда, еще так недавно раскрывшегося на мир божий, и непорочного звука голоса, почти всегда вопросительного!
— Такой портрет в литературе называют психологическим. Предположите, что значит это слово? (Психологический портрет помогает понять характер героя, его психологию).
— Саша – особенный мальчик? Что пишет по этому поводу автор? (Он такой необыкновенный, особенный? Нет, ничуть не особенный: разве не каждому дает бог то дивное, райское, что есть младенчество, детство, отрочество?)
— Саша действительно похож на подснежник? Только ли цветом одежды и глаз?
— Какие средства художественной выразительности использует автор для создания портрета мальчика? Назовите их.
— Почему взгляд назван «доверчивым»? Можно ли то же самое сказать про «взгляд» подснежника?
— Давайте проверим наше предположение: может быть, в жизни Саши вокруг него тоже холодно и «лежит снег»? Найдите в тексте предложение, в котором говорится, как и где мальчик живёт.
(Живет Саша «на хлебах», в мещанском домишке. Грусть, одиночество, скучные, одинаковые дни в чужой семье).
— Что значит жить «на хлебах»? Предоставьте данные отдел информации.
Жить на хлебах — у кого. Разг. 1. Устар. Получать в качестве оплаты жильё и стол в чужой семье. 2. Быть на чьём л. иждивении, содержании. ФСРЯ, 507; ФСС, 72 … Большой словарь русских поговорок.
— А где Саша жил до этого? (В деревне).
— Как вы это узнали? (Из деревни к нему приезжает отец, которого, скорее всего, Саша давно не видел).
— Прочитайте описание отца. Это психологический портрет? Какого он цвета? Что узнаёте об отце из этого портрета?
(Отец приехал из глухой, внесенной сугробами усадьбы и, как всегда, остановился на Елецком подворье, в грязных и угарных номерах. Отец человек большой и краснолицый, курчавый и седеющий, сильный и моложавый. Он ходит в длинных сапогах и в романовском полушубке, очень теплом и очень вонючем, густо пахнущем овчиной и мятой. Он все время возбужден городом и праздником, всегда с блестящими от хмеля глазами).
— Расскажите, что вы узнали о сыне и отце? Запишите это в таблицу.
— Соотнесите записи в таблице.
— Какой прием использует писатель при описании отца и сына?
— Для чего автор прибегает к антитезе?
Учащиеся формулируют цель исследования
Познавательные УУД:
осознают познавательную задачу, слушают текст, извлекают нужную информацию.
Коммуникативные УУД:
высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Личностные УУД
1. Развивать умение выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
7.
Релаксация.
Слайд 30
П.И.Чайковский «Времена года» « Подснежник»
Музыкальная пьеса Чайковского “Подснежник” наполнена светлым лирическим чувством. Композитор передаёт волнующе радостное, трепетное настроение, устремлённое навстречу солнцу, надеждам, счастью, упоение расцветающей природой. Приход весны всегда вызывал в композиторе необычайное воодушевление и подъём духа, о чём свидетельствуют его воспоминания: “…Какое волшебство наша весна своею внезапностью, своей роскошной силой! Как я люблю, когда по улицам потекут потоки тающего снега и в воздухе почувствуется что-то живительное и бодрящее! С какою любовью приветствуешь зелёную травку! Как радуешься прилёту грачей и за ними жаворонков и других заморских лётных гостей!”
Учащиеся отдыхают, слушая музыку
Личностные УУД:
установка на здоровый образ жизни и её реализация на уроке.
Предметные результаты: воспринимать художественный текст как произведение искусства; сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах.
8.
Анализ
Слайд 31
-Для нашего героя начинается новая жизнь, чем занимаются отец с сыном в эти праздничные дни?
— Ребята, постарайтесь определить, в какой день недели приехал к Саше отец, какой именно это «долгий прекрасный» день впереди?
— Почему именно в эти дни приехал отец?
— Что является для Саши, «живущем на хлебах», праздником в скучной обыденности?
— Как вы думаете, нравится ли Саше такой день? Почему?
— Как же Саша оценивает этот день? Как его называет? Действительно ли он оказался прекрасным, как тот предполагал вначале?
— Для чего автор вводит описание интерьера и пейзажа в рассказе?
— Какое горе постигло Сашу на следующий день?
—Какими автор изображает героев в этой части текста? Почему?
-Как отец обращается к сыну, какие слова говорит? Каков смысл этих слов?
— Мы увидели, что автор использует в тексте такие средства художественной выразительности, как повтор и антитезу. Какую роль эти средства выразительности играют в построении текста рассказа, то есть в композиции.
Размышляют над прочитанным
Личностные УУД:
участвуют в творческом, созидательном процессе; осознают себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Коммуникативные УУД
1. умеют обосновывать и высказывать собственное мнение. формулируют собственное мнение и позицию
2. адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
Предметные УУД:
1. осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
2. адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ.
9.
Работа в группах.
Слайд 39
Работа в группах:
1.На что настраивает первое предложение? Какую эмоциональную атмосферу создает? С помощью каких деталей создается эмоциональная атмосфера произведения? Как начало произведения подготавливает к восприятию произведения?
2.На сколько эпизодов можно разделить рассказ? (На три). Как они связаны между собой? Почему И.А. Бунину важно было показать просыпание и завтрак в гостинице, эпизоды в трактире и прощание?
-Как через эту последовательность выявляется авторская мысль?
3.Герой: первое появление литературного героя; что ожидаем от него, авторское отношение; портретные детали; речевая характеристика (что и как говорит); проявления героя в поступках, действиях, мотивы поступков; взаимоотношения с другими людьми; внутренний мир героя (чувства, мысли).
4.Пейзаж (не только природный, но и городской): цвето-световая палитра, создающая определенную атмосферу мира, где что-то будет происходить;
звучание изображаемого мира; движения изображаемого мира; связь с персонажами; роль пейзажа в повествовании (как авторская мысль, сам автор видны в пейзаже)
5. Интерьер (описание обстановки): через художественные детали к постижению характеров героев; атмосфера человеческой жизни в этом мире (счастлив ли герой или нет).
6.*Объектно-субъектные отношения (если есть рассказчик): особенности видения мира рассказчиком (Зачем это понадобилось автору? Насколько совпадает рассказчик с автором? Какова дистанция между ними?).
Выступление от групп (3-5 мин).
Класс делится на 4 группы.
Каждая группа изучает произведение, выбирает эпизоды для раскрытия образа.
От группы выступает 1 ученик с результатами исследования.
Познавательные:
— способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования.
Коммуникативные: — формулировать коммуникативное высказывание;
уметь планировать и организовывать работу в группе; уметь управлять поведением партнера; уметь давать свою оценку.
Личностные:
— формировать доброжелательное, уважительное отношение к другому человеку в процессе исследовательской, творческой деятельности, адекватно реагировать на эмоции других.
10.
Рефлексия.
Слайд 40-41
Слайд 42
Дискуссия
-Вот и закончилось наше расследование по рассказу «Подснежник».
-Чему вы удивлялись, анализируя рассказ?
-Подтвердилось ли ваше предположение о теме рассказа?
— Какова художественная идея рассказа? (Память о прошлом помогает не только увидеть то, что когда-то казалось будничным, но и почувствовать значимость каждого мгновения жизни, его быстротечность).
— Как отразилось прошлое в рассказе?
— Ребята, этот рассказ биографичен. Детство И.А.Бунина прошло в имении отца в Орловской губернии. Мир его детства ограничивался семьёй, усадьбой, деревней. Родной дом он покидает на 4 года, поступив в гимназию уездного города Ельца. Бунин напишет: «Я рос одиноко… без сверстников, в юности их тоже не имел, да и не мог иметь: прохождение обычных путей юности – гимназии, университета – мне было не дано. Я нигде не учился, никакой среды не знал».
— Почему писатель называет своё произведение «Подснежник»?
-Что хочет донести автор до читателя? (Нежные и любящие отношения между отцом и сыном)
— Последние слова произведения всегда самые значимые. Какие они? (Христос с тобой)
— Что остаётся в конце рассказа? (остаётся любовь Саши к отцу – она никуда не исчезает).
Творческая переработка информации.
— Теперь, зная, о чём текст, составьте синквейн по слову «подснежник»
Подснежник.
Нежный, чистый.
Ждет, скучает, грустит.
Быстро проходит счастье.
Незащищённость.
Познавательные:
— способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования.
Коммуникативные: — формулировать коммуникативное высказывание;
уметь планировать и организовывать работу в группе; уметь управлять поведением партнера; уметь давать свою оценку.
Личностные:
— формировать доброжелательное, уважительное отношение к другому человеку в процессе исследовательской, творческой деятельности, адекватно реагировать на эмоции других.
14.
Домашнее задание.
Слайд 17
- Прочитать текст ещё раз, найти художественные средства в тексте, помогающие понять основную мысль произведения.
- Проанализировать рассказ по плану.
Записывают домашнее задание.
Личностные УУД:
формирование навыков организации своей деятельности