Почему дремучий медведь это сказка

Читательский дневник по сказке «Дремучий медведь» Константина Паустовского

Автор: Константин Георгиевич Паустовский.

Название: «Дремучий медведь».

Число страниц: 36.

Жанр: сказка.

Главные герои: Петя, Медведь, звери, рыбы и птицы.

Второстепенные герои: Анисья.

Характеристика главных героев:

Петя — пастушок. Добрый и весёлый.

Медведь — старый, злой.

Животные — дружные, смелые, решительные.

Характеристика второстепенных героев:

Анисья — старая бабка.

Краткое содержание сказки «Дремучий медведь»

Пастушок Петя водил телят к речке. На другом берегу жил медведь, который давно мечтал отведать телятины.

Он решил переплыть реку. Ворона подняла тревогу, а глупые телята смотрели, как плывёт медведь.

Петя пытался отогнать медведя кнутом, но тот не испугался.

Тогда медведя схватила ежевика, и отхлестала ива. Медведь вырвался, но огромный окунь утащил его в омут и откусил хвост. Ёрш ударил колючкой в бок. Бобры уронили осину. Пчёлы слепили медведя.

Тот не выдержал и вернулся на свой берег.

Он съел гриб и завалился спать в берлогу.

План сказки:

  1. Весёлый пастушок.
  2. Мечты о телятах.
  3. Ива и ежевика.
  4. Окунь и ёрш.
  5. Бобры.
  6. Насекомые.
  7. Девки с бидоном.
  8. Сон в берлоге.
  9. Смех Анисьи.

Основная мысль произведения «Дремучий медведь»

Главная мысль сказки в том, что все вместе любую беду отведут.

Основная идея произведения в том, что действовать лучше всем вместе.

Чему учит сказка

Учит дружбе и взаимовыручке.

Учит смелости и решительности.

Учит давать отпор любому врагу.

Краткий отзыв по сказке «Дремучий медведь» для читательского дневника

Прочитав эту историю, я подумала о том, что не физическая сила важна, а согласованные действия.

Только так можно победить врага, который сильнее.

Это интересная и поучительная сказка.

Автору удалось показать, как сплочённый коллектив может решить даже самую трудную задачу.

Мне понравились животные, которые защищали доброго мальчика и его телят. Но мне было очень жаль медведя, старого и голодного, который не виноват, что родился хищником.

Я всем советую прочитать эту сказку и стараться решать проблемы дружным коллективом.

Пословицы к произведению:

  • На чужой каравай рот не разевай.
  • Всякая помощь хороша вовремя.
  • Вместе хорошо и недруга бить.
  • В одиночку слабы, вместе — сильны.
  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Словарь неизвестных слов

  • Дремучий — старый, необразованный, дикий.
  • Скликать — созывать.
  • Натуга — усилие.
  • Крутояр — высокий берег, обрыв.
  • Осокорь — чёрный тополь.

Отрывок из произведения, поразивший меня больше всего:

Ползёт, пятится задом, а у берега уже ходит стопудовый окунь, поглядывает, дожидается. Как только медвежий хвост окунулся в воду, окунь хвать, зацепил его своими ста двадцатью зубами, напружился и потащил в омут.

— Братцы! — заорал медведь, пуская пузыри. — Смилуйтесь! Отпустите! Слово даю… до смерти сюда не приду! И пастуха не обижу!

Ещё читательские дневники по произведениям К. Паустовского:

  • «Похождения жука-носорога»
  • «Заячьи лапы»
  • «Стальное колечко»
  • «Барсучий нос»
  • «Растрёпанный воробей»
  • «Тёплый хлеб»
  • «Корзина с еловыми шишками»

Библиотека произведений автора пополняется.

Полезные ссылки:

  • Википедия про писателя
  • Краткая биография Константина Паустовского для презентации

________

Сказка Дремучий Медведь была написана известным русским писателем Паустовским, ее цель — познакомить детей с животным миром, а также показать, насколько важна дружба. Герои сказки — это мальчик Петя, он очень добрый и он очень любит природу, он не ломает деревья, дружит с птицами, с бобрами, он всегда старается помочь животным, а не навредить им.

Дремучий Медведь – старый, голодный и злой. Также в сказке есть главная героиня – бабушка. В определенное время Петя становится пастухом и постоянно находится на природе. Он рассуждает о зверях, птицах, деревьях, он очень любит их. Но он решает напасть на телят Пети и переплывает на другой берег. Он решил украсть одного из телят. Однако когда он попадает на берег, ему начинает мстить природа — его хлещет ива, ежевика его схватила, так как он зацепился за нее. Птицы пытаются вырвать у него шерсть, вокруг летают шмели, которые хотят ужалить его, также дятел долбит по его голове. Тогда медведь решает, что лучше всего спрятаться в реке, однако здесь его начинает тащить в омут окунь, его уколол ершик, а бобры уронили на медведя дерево.

Медведь так испугался, что упал в свою берлогу и решил оттуда больше не высовываться. Что касается Пети, то он узнал об этом и отблагодарил всех своих друзей помощников. Посыл сказки состоит в том, что очень важно дружить с природой, любить ее, уважительно к ней относиться. Следует ценить все, что вокруг тебя — животные и птицы, разные растения. Все в природе необходимо для полноценного цикла жизни, все они по-настоящему живые, и поэтому не стоит разорять гнезда, таким образом можно навредить птицам и птенчикам. Важно не топтать лишний раз траву, нельзя уничтожать насекомых, также не стоит пугать бобров, детей, они выполняют свою особую миссию, они необходимы для полноценного оборота в природе.

Сказка очень поучительная, потому что, во-первых, автор показывает, как надо любить природу в образе мальчика Пети, а потом показывает, как природа может помочь вам в нужный момент. Когда Пете угрожала опасность, природа и ее обитатели пришли ему на помощь, при этом ему помогали не только животные, такие, как бобры, птицы или шмели, но и даже деревья и кустарники. Все они постарались защитить Петю от медведя и защитить его стадо, за которое он был в ответе. Они помогали ему как могли, использовали свои умения и возможности, но спасли стадо маленького пастуха от посягательств злобного медведя.

Данную сказку следует прочитать в раннем детстве, чтобы дети поняли, что очень важно заботиться о природе. На самом деле Петя был очень милым добрым мальчиком, он остался без родителей, когда ему было два года, его мать умерла, а отец погиб на войне и он жил с одной бабушкой. Именно бабушка научила его бережно относиться к природе, также она его определила в пастухи. Петя любил пасти коров, наслаждаться природой, следить за бобрами, он любил наблюдать за их работой, также он любил наблюдать за птицами. Звери и птицы привыкли к Пете, потому что он не причинил им вреда, они дружественно к нему относились и даже были рады его видеть.

Родная русская литература. 5 класс

У р о к 3. Чему учит сказка К.Г.Паустовского «Дремучий медведь»

дремучий медведь
PPTX / 3.11 Мб

Цели: развивать представления об особенностях жанра литературной сказки; показать, как отражаются представления о справедливом и добром отношении к природе в литературных сказках; развивать навыки пересказа, анализа текста, в том числе сопоставительного; развивать навыки монологической речи; прививать интерес к литературным сказкам, к живописи; развивать навыки описания произведений живописи.

Планируемые результаты: понимание связи литературной и фольклорной сказок; понимание соотношения реальности и вымысла в сказках; владение элементами анализа произведения; умение выразительно читать и пересказывать сказки; умение анализировать произведения живописи.

Оборудование: презентация к уроку.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Целеполагание.

Четвертое лишнее: (слайды 2-7)

1) «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Марья-Моревна».

2) «Волшебник изумрудного города», «Волк и семеро козлят», «Королевство кривых зеркал», «Цветик-семицветик».

3) Шарль Перро, Корней Чуковский, Александр Волков, Евгений Шварц.

О чем пойдет речь на нашем уроке?

3. Актуализация знаний: слово учителя с элементами беседы.

-Литературная сказка — это литературный жанр, который имеет фантастический сюжет, действия происходят в настоящем или выдуманном мире, герои могут быть настоящими, а могут быть вымышленными. (Запись в тетрадях). (Слайд 8)

-В чем сходство и в чем разница между литературной и фольклорной сказками?

Уч-ся. Сходство: в обоих жанрах присутствует выдумка, небылица. Различия: литературная сказка — выдуманная писателем и написанная на бумаге; народная передается из поколения в поколение устно, каждый раз наверняка что-нибудь добавляется. Литературная сказка отличается и тем, что она имеет автора, который может поднимать в своем произведении различные социальные или нравственные вопросы.

-Литературная сказка имеет ряд специфических характеристик.

1) Отражает мировоззрение того периода, в котором она была создана.

2) Может содержать заимствования из фольклорной сказки.

3) Может сочетать в себе как придуманное, так и реальное.

4) В сказке прослеживается явная авторская позиция.

5) Сказка дает оценку героям, их поступкам, происходящим событиям.

— Как появилась литературная сказка? В 18 веке литературная сказка становится самостоятельным литературным жанром. Произошло это потому, что многие писатели, работающие в романтическом направлении, тяготели к народным традициям и народному творчеству. В это время известными сказочниками были Карло Гоцци («Король-олень», «Любовь к трем апельсинам»), Анн Клод Филипп де Леви Келюс («Восточные сказки»). В 19 веке авторские сказки набирают еще большую популярность. В этом жанре начинают работать такие великие писатели как Гете, Гофман, Андерсен.

4. Анализ сказки «Дремучий медведь»: беседа с элементами пересказа, выборочного пересказа, выборочного чтения.

Словарная работа

Хорониться-прятаться.

Семенить ( в нору)-спешить.

Пуд — русская мера веса, равная 16,38 кг, применявшаяся до введения метрической системы.

-Вы прочитали сказку К.Г.Паустовского. Что позволяет нам отнести ее к жанру литературной сказки?

-Почему, на ваш взгляд, сказка называется «Дремучий медведь»? Каково лексическое значение слова дремучий? Что означает выражение «дремучий, как медведь»?

1. Лес называют дремучим, если он густой и через него трудно идти.

2. Дремучим называют то, что густо, пышно растёт.

3. Дремучим называют отдалённое, глухое место.

4. Дремучим называют необразованного, духовно и интеллектуально не развитого человека.

5. Отрицательные качества или дурные чувства человека называют дремучими, если они проявляются в очень высокой степени и их сложно исправлять. (Слайд 9)

-В каком значении слово дремучий употребляется в сказке?

-Бабушка говорит Пете-маленькому: «Всё хоронишься по углам да думаешь. А думать тебе рано. Успеешь за жизнь надуматься». Как вы считаете, что имела в виду бабушка?

-За что звери полюбили Петю?

Уч-ся: Потому что он «не сбивал палками гнёзд, не связывал стрекоз за лапки ниткой, не швырял в бобров камнями и не травил рыбу едучей известью».

-Как менялось поведение зверей и птиц, когда они видели Петю? Что этим хочет сказать Паустовский своему читателю?

Уч-ся: все радовались появлению Пети: «рыбы выскакивали из воды, чтобы похвастаться перед Петей пёстрой чешуёй, дятел так ударял по осокорю, что бобры поджимали хвосты и семенили в норы. Выше всех птиц взлетал жаворонок и пускал такую трель, что синий колокольчик только качал головой».

-Каким вы себе представляете Петю? Может быть, вам поможет репродукция картины В.Маковского «Пастушки». (Слайд 10)

t1656600721aa.jpg

В.Маковский. Пастушки.

-Как отреагировал Петя на появление медведя? Почему закричал и заплакал? Что значит фразеологизм «пересчитать кости»? (Запись в тетрадях: Сильно избить кого-либо).

-Почему медведю не удалось съесть теленка, как он мечтал? Как вы относитесь к медведю? Испытываете ли чувство жалости? Каким изображен медведь в сказке Паустовского?

-Почему звери заступились за Петю?

-Чему научила вас сказка «Дремучий медведь»?

Сказка учит, что очень важно иметь настоящих друзей, которые придут к тебе на помощь в самый трудный момент. Не нужно обижать животных, птиц и рыб и тогда они ответят тебе благодарностью. (Запись в тетрадях)

5. Подведение итогов урока

-Главная мысль — нужно жить в гармонии с окружающим миром, не причинять никому вреда, не стоит даже траву топтать без надобности. Ведь все вокруг — живое, все живет и чувствует. Петя очень любил природу и уважительно к ней относился. Поэтому, когда пришла беда (медведь хотел напасть на него и на его стадо) вся живность стала на его защиту, а медведю пришлось бежать так быстро, что он еле-еле спасся, забившись в свою берлогу.

Домашнее задание: прочитать стихотворение Михаила Лермонтова «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…» Выписать незнакомые слова, указать их лексическое значение.

Использованная литература

1. Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому родному языку. 5 класс. К учебнику Александровой. Пособие для учителя. -М.: ВАКО, 2022.-143 с.

2. Родная русская литература. 5 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [О. М. Александрова и др.]. — М.: Просвещение, 2021. — 144 с.

Автор: Константин Паустовский

Год издания книги: 1948

Произведение К. Г. Паустовского «Дремучий медведь» впервые было представлено в 1948 году в детском издании «Мурзилка». Сказка была проиллюстрирована заслуженным художником СССР А. Сазоновым. Сегодня работу Паустовского «Дремучий медведь» заслуженно включили в школьную программу вместе, а сам автор занимает высокое место среди 100 лучших детских писателей.

Краткое содержание рассказа Паустовского «Дремучий медведь»

Главный герой произведения — Петя-маленький. «Маленький» потому, что живёт с бабушкой, сын которой (его отец, тоже Петя) погиб на войне. Мальчик живёт в деревне и занимается тем, что пасёт телят. Вот и получается, что с утра до вечера Петя проводит время на природе. Каждый день он всё ближе узнаёт этот мир, знакомится с его обитателями, чувствует, как он дышит. Даже деревья разговаривают с ребёнком, не говоря уже о животных, птицах, насекомых.

к г паустовский дремучий медведь краткое содержание

В общем мальчик растёт под присмотром бабки с одной стороны, и под присмотром природы — с другой.

Дремучий медведь (сказка)

Сын бабки Анисьи, по прозвищу Петя-большой, погиб на войне, и остался с бабкой жить её внучек, сын Пети-большого – Петя-маленький. Мать Пети-маленького, Даша, умерла, когда ему было два года, и Петя-маленький её совсем позабыл, какая она была.

– Всё тормошила тебя, веселила, – говорила бабка Анисья, – да, видишь ты, застудилась осенью и померла. А ты весь в неё. Только она была говорливая, а ты у меня дичок. Всё хоронишься по углам да думаешь. А думать тебе рано. Успеешь за жизнь надуматься. Жизнь долгая, в ней вон сколько дней! Не сочтёшь.

Когда Петя-маленький подрос, бабка Анисья определила его пасти колхозных телят. Телята были как на подбор, лопоухие и ласковые. Только один, по имени Мужичок, бил Петю шерстистым лбом в бок и брыкался. Петя гонял телят пастись на Высокую реку. Старый пастух Семён-чаёвник подарил Пете рожок, и Петя трубил в него над рекой, скликал телят.

А река была такая, что лучше, должно быть, не найдёшь. Берега крутые, все в колосистых травах, в деревах. И каких только дерев не было на Высокой реке! В иных местах даже в полдень было пасмурно от старых ив. Они окунали в воду могучие свои ветви, и ивовый лист -узкий, серебряный, вроде рыбки уклейки, – дрожал в бегучей воде. А выйдешь из-под чёрных ив – и ударит с полян таким светом, что зажмуришь глаза. Рощицы молодых осин толпятся на берегу, и все осиновые листья дружно блестят на солнце.

Ежевика на крутоярах так крепко хватала Петю за ноги, что он долго возился и сопел от натуги, прежде чем мог отцепить колючие плети. Но никогда он, осердясь, не хлестал ежевику палкой и не топтал ногами, как все остальные мальчишки.

На Высокой реке жили бобры. Бабка Анисья и Семён-чаёвник строго наказали Пете не подходить к бобровым норам. Потому что бобёр – зверь строгий, самостоятельный, мальчишек деревенских вовсе не боится и может так хватить за ногу, что на всю жизнь останешься хромой. Но Пете была большая охота поглядеть на бобров, и потому он ближе к вечеру, когда бобры вылезали из нор, старался сидеть тихонько, чтобы не напугать сторожкого зверя. Однажды Петя видел, как бобёр вылез из воды, сел на берегу и начал тереть себе лапами грудь, драть её изо всех сил, сушить. Петя засмеялся, а бобёр оглянулся на него, зашипел и нырнул в воду. А другой раз вдруг с грохотом и плеском обрушилась в реку старая ольха.Тотчас под водой молниями полетели испуганные плотицы. Петя подбежал к ольхе и увидел, что она прогрызена бобровыми зубами до сердцевины, а в воде на ветках ольхи сидят эти самые бобры и жуют ольховую кору. Тогда Семён-чаёвник рассказал Пете, что бобёр сперва подтачивает дерево, потом нажимает на него плечом, валит и питается этим деревом месяц или два, глядя по тому, толстое оно или не такое уж и толстое, как хотелось бобру. В густоте листьев над Высокой рекой всегда было беспокойно. Там хлопотали разные птицы, а дятел, похожий на сельского почтаря Ивана Афанасьевича – такой же остроносый и с шустрым чёрным глазом, – колотил и колотил со всего размаху клювом по сухому осокорю. Ударит, отдёрнет голову, поглядит, примерится, зажмурит глаза и опять так ударит, что осокорь от макушки до корней загудит. Петя всё удивлялся -до чего крепкая голова у дятла! Весь день стучит по дереву -не теряет весёлости. «Может, голова у него и не болит, – думал Петя, – но звон в ней стоит наверняка здоровый. Шутка ли – бить и бить целый день! Как только черепушка выдерживает!» Пониже птиц, над всякими цветами: и зонтичными, и крестоцветными, и самыми невидными, как, скажем, подорожник, – летали ворсистые шмели, пчёлы и стрекозы. Шмели не обращали на Петю внимания, а стрекозы останавливались в воздухе и, постреливая крылышками, рассматривали его выпуклыми глазищами, будто подумывали: ударить ли его в лоб со всего налёта, пугнуть с берега или не стоит с таким маленьким связываться?И в воде тоже было хорошо. Смотришь на неё с берега – и так и подмывает нырнуть и поглядеть: что там, в глубокой глубине, где качаются водоросли? И всё чудится, что ползёт по дну рак величиной с бабкино корыто, растопырил клешни, а рыбы пятятся от него, помахивают хвостами. Постепенно и звери и птицы привыкли к Пете и, бывало, прислушивались по утрам: когда же запоёт за кустами его рожок? Сначала они привыкли к Пете, а потом полюбили его за то, что не озоровал: не сбивал палками гнёзд, не связывал стрекоз за лапки ниткой, не швырял в бобров камнями и не травил рыбу едучей известью. Деревья тихонько шумели навстречу Пете – помнили, что ни разу он не сгибал, как другие мальчишки, тоненьких осинок до самой земли, чтобы полюбоваться, как они, выпрямившись, долго дрожат от боли и шелестят – жалуются листьями. Стоило Пете раздвинуть ветки и выйти на берег, как сразу начинали щёлкать птицы, шмели взлетали и покрикивали: «С дороги! С дороги!», рыбы выскакивали из воды, чтобы похвастаться перед Петей пёстрой чешуёй, дятел так ударял по осокорю, что бобры поджимали хвосты и семенили в норы. Выше всех птиц взлетал жаворонок и пускал такую трель, что синий колокольчик только качал головой. – Вот и я! – говорил Петя, стаскивал старую шапчонку и вытирал ею мокрые от росы щёки. – Здравствуйте! – Дра! Дра! – отвечала за всех ворона. Никак она не могла выучить до конца такое простое человеческое слово, как «здравствуйте». На это не хватало у неё вороньей памяти. Все звери и птицы знали, что живёт за рекой, в большом лесу, старый медведь и прозвище у того медведя Дремучий. Его шкура и вправду была похожа на дремучий лес: вся в жёлтых сосновых иглах, в давленой бруснике и смоле. И хоть старый это был медведь и кое-где даже седой, но глаза у него горели, как светляки, – зелёные, будто у молодого.

В одной деревне жил да был ребенок по имени Петр. Сирота, одна только бабушка у него и была. А когда он был совсем маленьким, была и сестра, но в осеннюю пору она сильно застудилась и померла. Мальчик ее даже толком и не помнил. Нравилось Пете много размышлять, но старая женщина попрекала его этим.

Кода мальчик немного вырос, бабушка решила его отправить в колхоз пасти коров. Животные были добротные, как будто их специально подбирали. Водить нужно было коров к самой речке, где находился ивняк. Деревья росли очень густо, стеной, вдоль возле самой речки, сильно заслоняя свет, и очень шикарно отражаясь на водяной тихой глади. Ребенку дали рожок для того, что когда наступит опасность, мог оповестить об этом и строго наказали не навещать бобров, поскольку они шустрые очень и вполне смогут укусить, так, что останешься хромой на всю жизнь. Но мальчик любил окружающий его мир, и никто никогда его не трогал и не обежал.

Как-то он увидел на противоположном берегу речки бурого мишку, который решил одолеть ее, переплыв через нее. И когда ребенок не смог самостоятельно справиться со зверем, к нему пришли на помощь и птицы, и мелкие зверята, и прогнали прочь страшного дикого зверя.

Этот рассказ учит тому, что нужно иметь большое доброе сердце и уметь дружить со всеми.

Природа в рассказе К. Г. Паустовского «Дремучий медведь»

И в кратком содержании произведений этого автора должно найтись место тому, как умело и тонко он описывает природу, какие удивительные метафоры подбирает, чтобы читатель как можно глубже проникся красотой и гармонией удивительного мира. Петя полюбил это мир, а звери и птицы «полюбили его за то, что не озоровал». Он для них стал родным. Даже звук рожка мальчика по утрам был уже необходим животным и деревьям, потому что без этого чего-то не хватало, что-то шло не так. Листва шумела, приветствуя ребёнка, птицы пели, встречая его, а шмели и бобры — облетали и обходили. Даже колокольчик здоровался с Петей, качая головой.

И только один персонаж мог навредить маленькому герою Паустовского — Дремучий медведь.

Краткое содержание заключительной части рассказа

Настолько Петя-маленький слился с природой воедино, что когда голодный медведь осенью решил поживиться телятами, которых мальчик ежедневно пас на противоположном берегу, то и звери, и птицы, и растения встали на его защиту. Бедному косолапому оставалось только ретироваться, но с большим трудом и без хвоста.

После такого неудачного обеда Дремучий медведь зарёкся, что больше никогда не сунется на другой берег, убрался в свою берлогу и стал готовиться к зимней спячке.

Теперь вы ознакомились с книгой Паустовского «Дремучий медведь» (кратким содержанием).

«Дремучий медведь» — читательский дневник по сказке К. Паустовского

Сказку «Дремучий медведь» Константин Паустовский написал в 1948 году.

Описание книги для читательского дневника

Автор:

Константин Георгиевич Паустовский
Название произведения:
«Дремучий медведь»
Жанр:
литературная сказка
Год написания:
1948
Издательство:
Стрекоза
Год издания:
2016

Главные герои и их краткая характеристика

Петя — маленький мальчик. Тихий, спокойный, добрый, задумчивый. Любит природу, бережет гнезда, не ломает деревья, дружит с бобрами. Дремучий медведь — голодный и злой, старый. Анисья, бабушка Пети — добрая и веселая старушка.

Краткое содержание и сюжет

Жил с бабкой Анисьей внучок Петя. Его отец погиб на войне, а мать умерла, когда мальчику было два года. Мальчик рос тихим и задумчивым, а когда чуть подрос бабка определила его пасти колхозных телят. Петя гонял телят на Высокую речку и трубил в рожок. А места были очень красивые. Все берега были в ивах и зарослях ежевики, в речке водились бобры, за которыми Петя любил осторожно наблюдать.

В листве деревьев шумели птицы, стучал дятел, а пониже среди цветов летали шмели и стрекозы. Звери и птицы постепенно привыкли к Пете, и даже полюбили его, потому что мальчик не озоровал. Они приветствовали мальчика и радовались ему.

А на другом берегу реки жил медведь по кличке Дремучий. Он был стар, но заглядывался на телят и несколько раз подходил к реке, но не переплывал ее, не хотел мочить шкуру. Но с каждым днем медведь все сильнее сердился, потому что был голодным, и все уговаривал себя переплыть реку. Наконец медведь решился, вошел в воду и поплыл. Первой заметила медведя ворона, она закричала караул и все звери всполошились. Петя вскочил и увидел в реке медведя. А глупые телята подошли к берегу и смотрели, как плывет медведь.

Петя попытался отпугнуть медведя кнутом, но тот только покосился на него злым глазом и полез на берег. Петя решил, что помощи ждать не откуда. Но тут ежевика вцепилась в медведя колючками и не пускала его. Ива стала хлестать медведя веткой, дятел сел медведю на голову и давай стучать, шмели залетели ему в нос, пчелы жалят медведя, птицы шкуру ему по волоску выдергивают.

Бросился медведь обратно в речку, а там его уже поджидал стопудовый окунь. Схватил медведя и потащил в омут. Кричит медведь, умоляет отпустить его, обещает больше не переплывать на этот берег и телят с пастушком не обижать. Но не верит ему окунь, тащит медведя на глубину. А тут еще ерш-забияка разогнался, да со всего маху свой шип медведю вонзил. Рванулся медведь, оставил свой хвост в зубах окуня, поплыл к своему берегу, радуется, что дешево отделался.

А там его уже бобры дожидаются. Подгрызли ольху и ровнехонько на спину медведю уронили. Прижала ольха медведя ко дну, но тот все равно вывернулся, доплыл до своего берега и бегом к лесу. А позади улюлюканье, смех, крики. И как на беду, в лесу в то время девушки за грибами ходили. Увидели медведя, как звякнули бидонами, а медведь упал на землю и лежит неподвижно.

Девушки убежали, а медведь съел какой-то гриб, пополз в свою берлогу, и залег спать на всю зиму. Поклонился низко Петя деревьям, птицам и зверям, и громко сказал «Спасибо». Но никто ему не ответил, снова тихо стало на Высокой речке.

А когда Петя рассказал про это бабке Анисье, та долго смеялась, слушая, как окунь оторвал медведю хвост, и сказала, что правду люди говорят, что не надо иметь сто рублей, надо иметь сто друзей.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Мальчик Петя пас телят, и очень любил природу, всех птиц, зверей, рыбу, травы, насекомых. Медведь позарился на телят и поплыл на другой берег. Ежевика схватила медведя, ива стала его хлестать, птицы вырывать шерсть, шмели и пчелы жалить, дятел долбить по голове. Бросился медведь в реку, окунь потащил его в омут, а ерш уколол шипом. Бобры уронили на медведя ольху, а девушки напугали звоном пустых бидонов. Уполз медведь в берлогу, а Петя поблагодарил своих друзей-помощников.

Композиция

Экспозиция — Мы познакомимся с Петей, бабкой Анисьей и местом событий – рекой Высокой. Завязка — между Петей и обитателями реки складываются дружеские отношения. Развитие — Но в лесу живет злой и голодный медведь. Дремучий, который хочет съесть телят. Кульминация – природа защищает своего доброго и уважительного пастушка Петю от злого медведя. Развязка – медведю пришлось вернуться в дремучий лес, а Петя узнал, сколько у него друзей.

План пересказа

  • Петя идет в пастушки
  • Чудесная природа у Высокой речки
  • Петя, звери, птицы и деревья
  • Мечты Дремучего медведя.
  • Медведь плывет на другой берег
  • Поднятая тревога
  • Ежевика вступает в бой
  • Ивы, шмели и дятел.
  • Отступление медведя
  • Окунь
  • Удар ерша
  • Оторванный хвост
  • Грозные бобры
  • Девушки в лесу
  • Бегство медведя
  • Смех Анисьи.

Основная мысль

Друзья всегда придут на помощь в трудную минуту.

Чему учит

Сказка учит любить природу, бережно относится к ее обитателям, не разорять гнезда, не топтать траву, не ломать деревья, не ловить насекомых, не пугать бобров.

Отзыв и что понравилось

Очень хорошая сказка, в которой мальчик Петя был другом природе, а природа стала другом мальчику. И поэтому, когда Пете угрожала опасность, вся природа, все ее обитатели пришли к нему на помощь.

Вывод и мое мнение

За свое доброе отношение к животным мальчик получил своевременную помощь и спасся. Нужно быть мягким и ласковым с окружающим миром, даже с опасными зверями. Злость всегда порождает злость, а добро отзывается добром.

Пословицы

  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  • Всякая помощь хороша вовремя.
  • Дорого при пожаре и ведро воды.
  • Кто землю лелеет, того и земля жалеет.
  • Доброе дело без награды не останется.

Содержание:

  • 1 Читательский дневник по сказке «Дремучий медведь» Паустовского
    • 1.1 Сюжет
    • 1.2 Отзыв
  • 2 План рассказа «Дремучий медведь»

Петя-маленький сирота, живет с бабкой Анисьей. Его отец Петя-большой погиб на войне, мать тоже умерла. С рожком, подарком старого пастуха Семена-чаевника, Петя пас у реки Высокой колхозных телят. Звери и птицы его полюбили. Если другие деревенские мальчишки били палкой кусты ежевики, разоряли гнезда, бросали в бобров камни, травили рыбу, то добрый Петя только любовался да удивлялся смышлености зверей.

Не знал Петю только старый отощавший медведь за рекой по прозвищу Дремучий. Зато видел телят и облизывался. Петю он не боялся, и хотел придушить, если что. Поплыл медведь по реке, а животные уже чуют беду. Петя вышел к зверю с кнутом, да только разъярил его. И тогда мальчик попросил помощи у своих друзей: птиц, зверей, деревьев. Ежевика тут же вцепилась Дремучему в лапы, ива отхлестала по бокам, напали и дятел со шмелями.

Бултыхнулся медведь обратно в речку. И схватил его там «стопудовый окунь», поволок на дно. Взмолился медведь о пощаде, но не тут-то было! Оборвав хвост, с шипом ерша Шипояда в боку, поплыл зверь назад. И попал под ольху, нарочно сваленную бобрами. Вылез медведь на тот берег – и наутек. Птицы и звери проводили его хохотом. И залег Дремучий раньше времени в берлогу спать.

Благодарный Петя поклонился деревьям, рыбам, зверям. Бабка Анисья, узнав обо всем, посмеялась над незадачливым медведем. А потом сказала внуку: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Звери за тебя не зря заступились».

Читательский дневник по сказке «Дремучий медведь» Паустовского

Сюжет

Пастушок сирота мальчик Петя живет с бабкой Анисьей: отец его погиб на фронте, мать умерла. Он пасет телят у Высокой реки. Птицы, звери, рыбы и деревья дружат с добрым мальчиком. И спасают его и телят от лап старого Дремучего медведя. Загоняют его обратно в реку, а окунь отрывает ему хвост. Медведь улепетывает в берлогу, а Петя говорит друзьям спасибо за помощь. Бабка Анисья хвалит мальчика за дружбу с природой.

Отзыв

Главная мысль сказки: не имей сто рублей, а имей сто друзей. Петя был добр ко всему живому, подружился со зверями и птицами. И друзья заступились за него в минуту опасности, за добро отплатили добром. Богатство – в дружбе. Тема отношения человека с природой, тема войны, сиротства, труда, доброты. Сказка учит любить и знать природу, беречь ее, не обижать тех, кто слабее, учит видеть красоту в окружающем мире, дружить, трудиться, помогать друг другу.

План рассказа «Дремучий медведь»

  1. Петя-маленький – сирота.
  2. Жизнь мальчика у доброй бабки Анисьи.
  3. Петя – пастушок телят.
  4. Красота родной природы.
  5. Дружба мальчика со зверями и птицами.
  6. Нападение Дремучего медведя.
  7. Друзья приходят Пете на помощь.
  8. Бегство медведя без хвоста.
  9. Дружба – настоящее богатство в жизни.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Почему драматург назвал пьесу гроза сочинение
  • Почему все дворяне ненавидели пугачева из рассказа капитанская дочка
  • Почему воробьев считают близкими соседями написать сочинение
  • Почему достоевский назвал совесть действием бога в человеке сочинение кусака
  • Почему володя из рассказа а п чехова мальчики не хотел бежать в теплые страны ответ

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии