Почему горький использует в рассказе прием олицетворения какие образы олицетворяют свет и тьму

На чтение 4 мин Просмотров 3.6к.
Обновлено 23 января, 2021

Художественные приёмы в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» помогают раскрыть идею произведения, нарисовать образы главных героев.

Перед нами романтический рассказ, относящийся к раннему творчеству М. Горького. Сам автор говорил, что создал «стройное и красивое произведение» (в письме А.П. Чехову), поэтому в нём важен каждый элемент.

Сразу обращает на себя внимание композиция. Перед нами рассказ в рассказе. Что даёт этот художественный приём? Он помогает придать сообщаемому поучительный и назидательный характер. Ещё одна особенность — два рассказчика, поэтому повествование кажется более объективным.

Кстати, интересно, что имя Изергиль созвучно Иггдрасилю — ясеню из скандинавских легенд, что соединяет мир людей, мёртвых и богов. Мудрая старуха также соединяет прошлое и настоящее, передавая через легенды знания. Говорящее имя как бы заставляет читателя заранее внимательно прислушаться к её рассказам.

Итак, пейзажная зарисовка погружает читателя в атмосферу Бессарабии (вспомним, что для романтического произведения характерно необычное, экзотическое место действия): «ночь и фантазия», «казалось началом чудной сказки». Рассказчик со стороны наблюдает за компанией молодых людей, однако разговор со старухой Изергиль увлекает его больше. Она рассказывает две легенды.

Первая — о Ларре. Сейчас это тень, неприкаянно бродящая по степям Бессарабии. Но давным-давно это был юноша, слишком гордый, чтобы любить людей. Он презирал окружающих, считая себя выше других. Сын орла и простой девушки похищал скот и красавиц. А когда одна из них отказала ему, то просто убил её. За это люди наказали Ларру — просто перестали его замечать. Он остался в одиночестве. И даже смерть отвернулась от гордеца. Со временем он превратился в одинокую бесплотную тень. Эта часть раскрывает проблему отношений человека и общества: никто не может жить без поддержки других. Индивидуализм —только иллюзия счастья.

Ещё одна часть посвящена рассказу старухи Изергиль о собственной жизни, яркой, полной страстей и эмоций. У неё всегда было много поклонников, а сама она жила в согласии с сердцем и собственными убеждениями — была с тем, с кем хотела, оставаясь при этом свободной. Она рассказывает о преданности, гордости, любви, внутреннем достоинстве. Эта часть раскрывает идею самоценности человека.

В третьей части перед читателем опять легенда. Главный герой — Данко. Он вырывает из груди своё сердце, чтобы осветить путь заблудившимся людям, настолько велика в нём любовь. Этот смелый и сильный человек добровольно берёт на себя ответственность за других. Но благодарности за свой подвиг не получает: наоборот, «осторожный человек» наступает на горящее сердце. Данко и не ждёт никакой награды: просто в нём много бескорыстия, сострадания, чистоты, веры в людей. Именно его старуха Изергиль приводит в пример рассказчику, говоря о современном поколении, слабом духом, трусливом.

Этот композиционный приём (рассказ в рассказе) также как бы соединяет легенды с реальной жизнью, подчёркивая их тесную связь, утверждая, что и в повседневности есть «место подвигам».

А антитеза как ещё один художественный приём ярче раскрывает характер героев: жестокий индивидуалист противопоставлен благородному альтруисту. Ларра, возвысивший себя над обществом, и Данко, отдавший жизнь ради других. Всё настолько явно в такой подаче легенд, в их порядке, что читатель самостоятельно может сделать вывод, насколько безнравственен эгоизм, как, наоборот, прекрасен человек, живущий ради блага других. Но при этом не стоит гасить свой внутренний огонь в угоду другим.

Не менее важны при разговоре о художественных приёмах и языковые особенности. Язык рассказа афористичен. Крылатыми стали фразы «В жизни всегда есть место подвигам» или «Наказание человека — в нём самом». Так, использование тропов помогает приблизить авторское произведение к фольклорному. Например, это метафоры («голос хрустел»), сравнения («черноволосая и нежная, как ночь»), эпитеты («пышные и странные очертания»), гиперболы («оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца»).

Кроме того, каждое средство выразительности подобрано очень точно и подчёркивает идею рассказа. Так, мать Ларры «измученная», «иссохшая» — эпитеты показывают, что она первая жертва своего сына-гордеца. А раз страдают даже самые близкие люди, то в чём смысл непомерной гордости, холодного ума? Или одушевление леса, где идут люди вместе с Данко: «болото разевало пасть», у деревьев «корявые, длинные руки». Лес торжествует, когда путники теряют человеческий облик и начинают судить своего провожатого. И тем благородней подвиг Данко, вырвавшего сердце ради тех, кто стал «как звери».

Итак, именно художественные приёмы (необычная композиция, антитеза, метафоры и сравнения, эпитеты и гиперболы) помогают М. Горькому изобразить сильных и необычных героев, нарисовать великолепные пейзажи. Но главное — раскрыть идею. Писатель доносит до читателя мысль о том, что во благо общества надо уметь жертвовать собой, что индивидуализм губителен, нельзя жить, не заботясь ни о ком, кроме себя.

(535 слов) Рассказ М. Горького «Старуха Изергиль» по праву считается выдающимся произведением русской литературы. В этом литературном творении примечательно не только идейно-смысловое содержание, но и своеобразие художественных приёмов, которые использовал автор для того, чтобы наиболее полно и глубоко раскрыть идею произведения. В данном сочинении я рассмотрю именно эту вторую составляющую рассказа.

Главный художественный приём — композиционный, а именно, рассказ в рассказе. Две легенды читатель узнаёт как бы из уст старухи-рассказчицы, которая беседует еще с одним героем, возможно, в нём автор видел себя самого. Во-первых, именно за счёт этого композиционного приёма достигается назидательность, поучительный характер произведения. Также благодаря этому приёму писателю удаётся лучше раскрыть образ главной героини — старухи Изергиль. Ведь после двух ею рассказанных историй следует повествование о судьбе самой Изергиль. 

Во-вторых, рассказ в рассказе позволяет искусно применить антитезу в качестве второго основного художественного приёма. Противопоставляются как Данко и Ларра, так и более глобально — идея об альтруизме, самопожертвовании на благо всего общества и эгоизм, равнодушие к судьбам других людей. Благодаря антитезе главная мысль произведения становится более явной, яркой, ведь она находится будто бы на контрасте с противоположными суждениями. Сначала мы читаем о жестоком Ларре, которого совсем не заботил народ, который резко возвысил себя над обществом, который страдал гордыней. Затем читатель узнаёт легенду о Данко — благородном юноше, который оказался способен пожертвовать собственной жизнью для того, чтобы спасти других людей. Данко вырывает своё сердце из груди, и оно освещает путь для всех. Этот свет — это доброта, благородство самого героя, которые буквально струятся, освещая всё вокруг. Благодаря подобной композиции и полярно разным героям, мы глубже ощущаем, насколько губительна гордыня, насколько безнравственны жестокость и самовлюблённость, которые разрушают человеческую душу, очерняют её. И насколько же при этом прекрасен светлый Данко на фоне мрачного Ларры. 

Третий и четвёртый тропы, которые можно заметить в рассказе М. Горького — сравнение и метафора. Трудно без них представить себе такое романтическое и эмоциональное произведение. Сравнения и метафоры помогают раскрыть образы персонажей, их характеры. Например, мы читаем о старухе Изергиль: «Время согнуло её пополам… Её сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями». В воображении читателя мгновенно рисуется образ рассказчицы, так явно, будто бы сидим рядом с героями и сами слушаем её легенды. 

Помимо сравнений и метафор, описать персонажей и раскрыть их характеры помогают эпитеты. Их очень много, но все они тщательно подобраны автором, каждый из них находится на своём месте, и ни одного нет лишнего. К примеру, вот отрывок, в котором писатель повествует о матери Ларры и о нём самом: 

«Однажды, во время пира, одну из них, черноволосую и нежную, как ночь, унёс орёл, спустившись с неба. <…> Но через двадцать лет она сама пришла, измученная, иссохшая, а с нею был юноша…». 

Благодаря красочным определениям мы хорошо представляем себе этих героев.

Для того чтобы рассказать читателю поучительные истории, М. Горький придумывает легенды и вкладывает их в уста старухи Изергиль. Тут автор использует гиперболу, с помощью которой и рисует легендарные и нереальные образы и события.

Таким образом, благодаря необычной композиции — рассказ в рассказе, — антитезе, сравнениям, метафорам, многочисленным эпитетам и гиперболам, М. Горький рисует великолепные пейзажи и изображает интересных героев. А с их помощью он рассказывает читателю основную идею произведения —  о том, как важно уметь жертвовать собой и своими интересами на благо целого общества, как губительно и аморально возносить себя над другими и не заботиться ни о ком, кроме себя самого.

Автор: Мария Сербина

Вопрос № 91. «Старуха Изергиль». Романтический пафос рассказа. Смысл сопоставления образов: Ларра – Данко – Изергиль

Ранние революционно-романтические произведения Горького создавались в 1892—1899 годах. Это «Ма­кар Чудра», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе» и другие. В это же время создавались и реалистиче­ские рассказы «Емельян Пиляй», «Мой спутник», «Дед Архип и Ленька», «Коновалов», «Супруги Орловы», «Мальва» и другие.

Романтический пафос рассказа

Для поэтики раннего Горького характерно сочетание реалистического элемента с романтическим. Некоторые ос-сти поэт. мира Горького, сближающие его с предшествующими поколениями романтиков.

1. Повышенный интерес к образам природы. Природа — с одной стороны, важная философская тема, с другой стороны — это мир сим­волов, актуальных для писателя-романтика. Человек — «природное» существо, изуродованное городом и совре­менной цивилизацией («дети природы» у Горького — бедные, но гордые «босяки», исполненные внутренней гармонии и мудрости цыгане).

2. Равнодушие «пролетарского писа­теля» Горького к быту. Изображая «босяков», Горький отказывается от воспроизведения бытовых деталей. Мы можем составить представление об образе жизни бося­ков, только исходя из внутренней динамиики характеров и событий.

3. Некоторые характеры выписаны резкими, контрастными, «черно-белыми» красками. Однако, в отличие от настоящих романтиков, Горький поэтизирует не зло, а добро, поэтому отрицательные герои получают одно­значное осуждение, что было в свое время свойственно классицизму.

4. Образ «лишнего человека» романт. эпохи — это Ларра, сын женщины и орла. Его, как и пушкинского Алеко, изгоняют цыгане, что симво­лически означает отторгнутость от всего человечества. Но Ларра не обладает чертами «страдающего эгоиста». Ларра — воплощение цинизма и агрессивного индивидуализма. Противоположность Ларры — Данко, другой полюс широкого спектра духовных возможностей Человека (героизм, самопожертвование).

5. Романтизм Горького отличается социальной заост­ренностью и наличием положительного идеала. У Горь­кого акцент делается не на «двоемирии» (где потусторонний мир ценностно выше реального) и недостижимости идеала, а на создании положит. образа, который мог бы стать примером для читателя.

6. В поэтическом мире Горького очень важна символика тьмы и света. Она имеет романт. происхождение, но у Горького положит. герой ассоциируется не с тьмой, а со светом (пример — Данко). Важным символом в рассказе «Старуха Изергиль» является тень это тоже глубоко романтиче­ский по природе образ. К романтической традиции от­носится и тема леса (сюжет о Данко), и метафора горя­щего сердца, и образы птиц (Сокол, Буревестник, Чиж, Дятел, человек-орел Ларра).

7. Кроме символических образов, мы находим у раннего Горького более простые — аллегорические. Аллегория служит наглядности выражения идеи, помогает не слиш­ком образованному читателю добраться до сути писа­тельской мысли. Аллегорическими можно назвать об­разы Сокола и Ужа. Вспомните «калмыцкую сказку» Пугачева, животных из сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина, басен И. А. Крылова. Общим признаком всех упомянутых тек­стов является установка на «простоту» и наглядность изображения.

8. Ницшеанские мотивы. Прежде всего это мечта о сильном и красивом сверхчеловеке будущего, который одновре­менно является возвращением к героическому человеку прошлого. Ницшеанской по духу является критика обывательской толпы, символически изображенной как «племя» в сюжете о Данко. Глубоко символично, что эти люди боялись идти в бой, потому что при них оставались «заветы», и если бы погибло все племя, то вместе с ним погибли бы и «заветы». Данко — воплощение исторического дерзно­вения. Толпа, по мысли автора, не достойна такого героя, как Данко. Это выражается в поступке человека из толпы, наступившего на горящее сердце Данко.

9. Композиция ранних рассказов Горького. Многие рас­сказы Горького построены по рамочному принципу («рассказ в рассказе»), и поэтому важную композицион­ную роль в них играет образ рассказчика. Типологиче­ски близки друг другу старуха Изергиль, Рагим, Макар Чудра. (В чем сходство их характеров и жизненной фи­лософии? Подберите материал для ответа на этот во­прос.)

10. В основу романтических произве­дений положены сказки, легенды, народные сказания о необыкновенных героях, ярких личностях, исполненных небывалой энергии в своих чувствах и поступках. Ро­мантические рассказы родились из желания противо­поставить томительно однообразной жизни с ее духов­ной нищетой взлеты человеческого подвига, стремле­ние «к свободе, к свету», жажду самоотвержения ради счастья других.

11. Горький приподнимает своих роман­тических героев над бытом, над мелочностью и пошло­стью жизни. Они не удовлетворяются тем, что бывает достаточно для большинства. В легендах, рассказанных Старухой Изергиль, герои противостоят сообществу своих соплеменников.

Обратимся к пейзажу в рассказе “Старуха Изергиль”. ”Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, нездолго до вечера обильно смоченной дождем. Еще и теперь по небу бродили обрывки туч, пышные, странных очертаний и красок, тут — мягкие, как клубы дыма, сизые и пепельно-голубые, там — резкие, как обломки скал, матово-черные или коричневые. Между ними ласково блестели темно-голубые клочки неба, украшенные золотыми крапинками звезд. Все это – звуки и запахи, тучи и люди – было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки”.

В р-зе “Старуха Изергиль” пейзаж как бы вводит в сказочную обстановку последующих двух легенд. Он создает фон для ее рассказов. Этому замыслу подчинен и выбор изобраз. средств языка. В пейзаже наряду с красочными эпитетами, определяющими богатство и причудливость красок вечернего неба, большое место занимают эпитеты эмоционально-оценочные, отвлеченные: “странных очертаний и красок”, “чудной сказки”.

Романтический подход к описанию людей можно показать с помощью эпитетов, которых здесь много. Они рисуют героев обобщенно: у всех мужчин “пыльные, черные” кудри, у всех женщин “темно-синие” глаза и волосы “шелковые и черные”, все люди “веселые”, “бронзовые” и “стройные”.

Портрет героя: о Данко мы узнаем только, что он “молодой красавец, красивые — всегда смелы”, что “в очаг его светилось много силы и живого огня”, “в очах засверкали лучи того могучего огня”. Воспевая его героизм, М. Горький должен был пользоваться яркими красками, впечатляющими звуками, особым ритмом. Поэтому он обращается к народному творчеству. Отсюда — эмоциональные, отвлеченные эпитеты, гиперболические сравнения: “Очи, как ясные звезды…”; метафоры — олицетворения: “Море распевало мрачный и тревожный гимн”, “болото разевало свою жадную гнилую пасть”.

Напевность повествования достигается здесь повторением союза, к которому Горький часто прибегает в романт. произведениях. Часто повторяющийся союз “и” придает повествованию величавую плавность и неторопливость сказа.

Итак, средства народной поэзии и традиционный арсенал романтического изображения жизни позволили молодому М. Горькому создать новаторские романтические произведения.

Смысл сопоставления образов: Ларра – Данко – Изергиль

Герой первой легенды, Ларра, сын женщины и орла, считает себя первым на земле и хочет утвердить и уза­конить свою волю над людьми.

Герой убивает отверг­нувшую его девушку, за что люди изгоняют его из своей среды.

Племя устами ста­рейшин говорит, что человек за все, что имеет, «платит собой: своим умом и силой, иногда — жизнью. А он отвечал, что хочет сохранить себя целым». Люди поня­ли, что «он считает себя первым на земле и, кроме себя, но видит ничего. Всем даже страшно стало, когда поня­ли, на какое одиночество он обрекал себя». Через много лет он попытался убить себя, но «сломался нож — точно в камень ударили им». Не выдержав одиночества, он пытается покончить с собой, одна­ко всякий раз чудесным образом остается невредим: бессмертие становится для него наказанием. Он стал едва различимой тенью — «вот как был пора­жен человек за гордость!» — говорит Изергиль.

Конфликт человеческого сообщества и крайнего эго­изма и индивидуализма разрешен автором гумани­стически, в пользу гуманистических ценностей.

Герой второй легенды, Данко, «лучший из всех», ве­дет своих соплеменников к свободе.

Данко вопло­щает идеальный тип романтического героя — «Прометея». В аллегорическом повествовании о людях, живущих в темном лесу, Д. играет роль вожака, который в критический момент ос­вещает темный путь светом своего горящего сердца, вырванного из груди. Однако, выйдя из леса, люди быстро забывают о по­гибшем ради них герое; о его горящем сердце напоминают, по словам Изергиль, лишь голубые искры, летающие по степи.

Когда же силы людей истощились, они, «усталые и злые», стали су­дить Данко. Сцена суда есть и в предыдущей легенде. Но там судят сына орла за преступление, и это суд правый. Здесь же судят вот за что: «Ты повел нас и утомил, и за это ты погибнешь!». «Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ому ждать пощады от них. (…) Он любил людей и думал, что, мо­жет быть, без него они погибнут».

Он увлекает людей за собой зрелищем горящего сердца. «Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом вели­кой любви к людям…»

Своим пылающим сердцем он развеял и тьму леса, и тьму людской злобы и звериной тоски. Но, видно, не все сердца были восприимчивы к чуду горящего серд­ца. Люди не заметили смерти Данко и его сердца. «Только один осторожный человек заметил это и, бо­ясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой… И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло…» — «Вот откуда они, голубые искры степи, что являются перед грозой!»

Человеческая природа, как ее видел и понимал Горь­кий, изображена двойственно в одной и другой леген­дах. Люди соединяют в себе и стремление к справед­ливости, и веру в нее, человеколюбие и жажду свободы. Но они же могут быть как звери, могут быть жестоки­ми и неблагодарными. Так что же такое человек? Во­прос остается нерешённым.

Портрет героя: о Данко мы узнаем только, что он “молодой красавец, красивые — всегда смелы”, что “в очаг его светилось много силы и живого огня”, “в очах засверкали лучи того могучего огня”. Только глаза Данко, горящие могучим огнем любви к людям, — единственная деталь портрета. Однако и она не конкретизирует ни одной черты характера, не создает индивидуальный облик человека. “Очи” Данко, в которых “ засверкали лучи могучего огня”, как и его пылающее сердце, — это атрибуты образа — символа, олицетворяющего самоотверженную, героическую любовь к людям. Обобщенный характер портрета подчеркивается афоризмом Изергиль: “Красивые – всегда смелы”. Эта фраза указывает на общий смысл образа, а не на его индивидуальные особенности. Герой-романтик впервые задуман как спаситель.

Воспевая его героизм, М. Горький должен был пользоваться яркими красками, впечатляющими звуками, особым ритмом. Поэтому он обращается к народному творчеству. Отсюда — эмоциональные, отвлеченные эпитеты, гиперболические сравнения: “Очи, как ясные звезды…”; метафоры — олицетворения: “Море распевало мрачный и тревожный гимн”, “болото разевало свою жадную гнилую пасть”. Отсюда — торжественная лексика и синтаксис, свойственный сказовым жанрам фольклора.

Рассмотрим отрывок из рассказа “Старуха Изергиль” с точки зрения его синтаксиса. “Оно (сердце) пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его, и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота”.

Напевность повествования достигается здесь повторением союза, к которому Горький часто прибегает в романтических произведениях. Часто повторяющийся союз “и” придает повествованию величавую плавность и неторопливость сказа. Обособленные определения, обычно стоящие после определяемого слова, повторы отдельных слов и словосочетаний еще более усиливают общий напевный характер повествования.

Итак, средства народной поэзии и традиционный арсенал романтического изображения жизни позволили молодому М. Горькому создать новаторские романтические произведения. Символические краски будут использоваться и в реалистических рассказах.

Изергиль — главная героиня рассказа, старая молдаванка, рассказывающая историю своей жизни, а также две сказки (о Ларре и Данко). Композиционно «автобиография» И. располага­ется между сказками, и это подчеркивает, что героиня объеди­няет черты двух полярно противоположных сказочных персона­жей: крайний индивидуализм — и стремление к яркому и ис­ключительному, вплоть до самопожертвования (ср. ее афоризм: «Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни всегда есть место подви­гам»). Внешний облик И., которая похожа на обтянутый кожей скелет, резко контрастирует с главной темой ее повествования: она рассказывает о любви, которая была основным содержанием ее жизни. Фабула рассказа представляет собой историю смены любовников И.: рыбак с Прута; разбойник-гуцул; турок — хозя­ин гарема, где жила И.; его шестнадцатилетний сын, с которым И. бежала; монах-поляк, который из-за И. покидает монастырь. В Польше И. становится проституткой; затем влюбляется в шляхтича Аркадэка, которого затем спасает из плена, убив ча­сового. Подобно Ларре и Данко, И. предстает бесплотной тенью тех времен, когда, по ее словам, «больше было в человеке силы и огня, и оттого жилось веселее и лучше».

Стоящее между легендами повествование Изергиль о своей молодости, о своих возлюбленных как бы со­единяет обе легенды и, не заземляя их возвышенного символического смысла, проводит параллель с реаль­ностью. Те, кого любила Изергиль, — борцы за свобо­ду, самоотверженные, героические личности. Да и она сама, самозабвенно преданная любимому человеку, то­же выглядит незаурядной. Есть, есть героическое на­чало в человеческой душе, — говорит автор. Не пото­му ли и легенды эти сохранились в человеческой па­мяти, что жива тяга к возвышенному, к героическому, что человек не удовлетворяется серой повседневностью?

Кто?

Что?

Когда?

Где?

Почему?

Ларра

Убил девушку

Она его отвергла

В племени

Считал себя лучше других

Данко

Вырвал своё сердце и указал до­рогу людям

Появился страх сре­ди людей

В лесу

Чтобы помочь людям

Изергиль

Любила жить кра­сиво

Пока была мо­лода

В разных мес­тах, где были любимые ею мужчины

Чтобы быть счастливой

Художественное своеобразие этих рассказов не толь­ко в оригинальности проблематики и характеров ге­роев. Горьким найдена форма, в которой повествова­ние о героях поднимается на уровень надысторического обобщения и символа, стоящего вне времени. Старуха Изергиль — но­ситель многовекового обобщенного человеческого опы­та, который передается следующему поколению как философия жизни, как пример нравственной высоты и немеркнущей красоты человеческого духа. Слуша­тель — повествователь-проходящий — человек нового времени, который впитывает мудрость веков и прини­мает справедливые упреки в несовершенстве современ­ного устройства жизни.

Степь, костер, море — это романтический пейзаж. Разговор с рассказчиком сра­зу, с первых же фраз приобретает философскую высоту.

В рас­сказе «Старуха Изергиль» читателю предлагается как от­рицательный (Ларра), так и положительный (Данко) об­разы «сверхчеловека». Где-то в промежутке между ними располагаются старуха Изергиль (более или менее свя­занная с реальным миром) и условно-символическое «племя» из легенды. В Ларре, Данко и племени вопло­щаются не реальные, а потенциальные возможности че­ловека. Путь старухи Изергиль— пример реализации этих разнообразных возможностей.

В обществе всегда были люди, самоотверженно отдающие себя на пользу отечеству, народу, родным и близким людям. Вспомним герои­ню стихотворения в прозе И. С. Тургенева Юлию Вревскую, которая умерла в тифозном бараке, помогая нуждающимся. Данко — символ человека, пожертвовавшего собой во имя любви к людям. Не надо ждать благодарности от людей: если ты — Данко, то награда герою в самом подвиге, как наказание эгоисту Ларре в нём самом. Среди нас есть эгоисты, гордецы, есть лицемеры, есть люди, живущие для себя, для своего удовольствия, как Изергиль. Каждый выбирает сам себе судьбу.

3

МОБУ СОШ
с.Старосубхангулово

муниципального
района Бурзянский район

Республики
Башкортостан

Выразительные средства в рассказе М.Горького
«Старуха Изергиль». Легенда о Данко

(На материале «Старуха Изергиль». Легенда о Данко)

Исследовательская работа

Автор:
Тулькубаев Расиль

Равилевич

ученик
7 класса;

руководитель:
Рахматуллин

Ильяс
Мирович

учитель
русского языка и литературы

МОБУ
СОШ с.Старосубхангулово

Оглавление

Введение

1. Немного об авторе. История создания
произведения

2. Роль выразительных средств в «Легенде о
Данко»:

— эпитеты;

— метафоры;

-сравнения;

-олицетворения;

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

«Общая
теория тропов»

           Классическая теория тропов восходит к Аристотелю,
Деметрию, автору «Риторики к Гереннию», Цицерону, Квинтилиану. Под тропом
понималось «такое изменение собственного значения слова или словесного оборота,
при котором получается обогащение этого значения» (Квинтилиан). Автор «Риторики
к Гереннию» считал, что для всех Т. характерны «отказ от обычного значения слов
и сопровождаемый некоторой приятностью переход речи к иносказанию». Античность
рассматривала тропы с двух позиций: 1) в составе фигур, как единое образование,
причем, признаки, различающие их, точно не были сформулированы; 2)
самостоятельно тропы как средство изобразительности и фигуры как средство
выразительности.

          Качественно новый этап в разработке учения о тропах
(тропологии) наступает во второй половине ХХ века. И происходит это по двум
причинам.

          Во-первых, исследования Р.О. Якобсона, которые
подтвердили противопоставление метафоры и метонимии, ибо метафора генерирует
ассоциации по сходству, а метонимия — по смежности. Это позволило, как
подчеркивает В.Н. Топоров, не только операционно различать поэтический
(метонимический) язык, но и связать два основных вида тропа с двумя осями
структуры языка: 1) парадигматической, на которой совершается выбор элементов и
устанавливается смысловая связь по сходству; 2) синтагматической, на которой
происходит комбинация выбранных элементов, устанавливается сочетание слов и
устанавливается смысловая связь по смежности.

          Во-вторых,
возникновение новой, или  общей, риторики (неориторики), в первую очередь во
Франции и франкоязычной части Бельгии. Н.А. Безменова выделяет несколько
направлений неориторики: аргументативная Р (Х. Перельман, Льеж), метариторика
(Р. Барт и др.) и общая риторика (Ж. Дюбуа и др.). Принципиальными по
значимости были работа Р. Барта, основанные на идеях структурализма.В
современной стилистике и поэтике  так же, как и в античности, нет единства в
классификации тропов. Они нередко рассматриваются как одна из разновидностей
фигур. В частности, М.Л. Гаспаров (Литературный энциклопедический словарь,
статья «Фигуры»), рассматривая тропы как одну из разновидностей фигур,
традиционно квалифицирует их как фигуры переосмысления.Авторы «Общей риторики»
(Ж. Дюбуа  и др.) предполагают достаточно прозрачные отношения между фигурами и
тропами: тропы, по их мнению, затрагивают только одно слово, причем, лишь его
семантику, в то время как фигуры есть операции с группами слов.

1.     Немного
об авторе. История создания произведения

Без любви жить человеку
невозможно: затем ему и душа дана, чтобы он

мог любить…..

(М.Горький)

        Максим Горький (1868 – 1936) –
русский писатель. Настоящее имя в биографии М. Горького – Алексей Максимович
Пешков. Родители рано умерли, так Горький детство провел в жестких, тяжелых
условиях, живя у своего деда.

Путешествуя по стране, Горький
пропагандировал революцию, за что был взят под надзор полиции, арестован.
Первый напечатанный рассказ Горького вышел в 1892 году. Затем опубликованная в
1898 году библиотека Горького из двух томов «Очерки и рассказы», принесла
писателю известность. Ему было присвоено звание члена Академии наук, однако по
приказу Николая II вскоре признано недействительным.

После этого писатель эмигрировал в
США, затем в Италию. Даже там творчество Горького защищало революцию.
Возвращение в Россию в биографии Горького произошло в 1913 году. Он работает в
издательствах, проводит общественную деятельность. После 12 лет проживания в
Италии, снова возвращается в Москву.

К известным произведениям Горького
относятся «На дне», «Мещане», «Детство», «Жизнь Клима Самгина», а также многие
циклы рассказов

        
Что касается истории создания «Старухи Изергиль», то
год написания — 1894 г.
История создания — Мысль о создании рассказа посетила писателя в результате
путешествий по землям Бессарабии еще в 1891 году. Писатель долго вынашивал идею
произведения, которая вылилась в «Старуху Изергиль». Тема — Тема любви,
свободы, времени и личностных отношений с обществом. Композиция — Интересно
построение композиции в этом повествовании. По сути, это рассказ в рассказе.
Старуха рассказывает путнику три истории.

Цель исследования: найти, анализировать средства художественной
выразительности и выявить суть гражданской позиции героев легенд М. Горького;
сравнить ее с позицией современной молодежи.

Задачи:

1. Дать определение средствам художественной выразительности

2. Изучить и сопоставить гражданскую позицию Данко и народа

3. Передать  чувства и намерения героя с помощью средств
эпитетов, метафор

Объект исследования: произведение М. Горького «Старуха Изергиль».Легенда
о Данко

Проблемный вопрос: можно ли передать чувства с помощью средствами
художественной выразительности (тропами)

Методы исследования:

поисковый (подобрать материал в соответствии с темой
исследования, используя научную литературу и Интернет-ресурсы);

2. 
Роль выразительных средств в «Легенде о Данко»:

Как
мы знаем из теории русского ни одно художественное произведение не может
обойтись без средств художественной выразительности (тропов), и из этого
следует, что:

ТРОП —
это слово или выражение, употребляемое в переносном значении для создания
художественного образа и достижения большей выразительности. К тропам относятся
такие художественные приемы, как эпитет, сравнение, олицетворение, метафора,
метонимия, иногда к ним относят гиперболы и литоты и ряд других выразительных
средств:

ЭПИТЕТЫ
это слово или фраза, которые добавляют
выразительность стоящим рядом словам. Может использоваться с положительным или
отрицательным оттенком, в прямом или переносном значении. Эпитеты могут быть
выражены:

  • прилагательным (кислое лицо),
  • наречием (горячо любить),
  • существительным (веселья шум),
  • числительным (вторая жизнь)

Вот
следующие эпитеты мне удалось обнаружить в произведении
:

Жадная, гнилая пасть (болото)- вызывают тревожные чувства

Бодр и ясен (Данко)- показывает, что
он полон сил

Торжествующий шум леса- помогает почувствовать беспомощность, слабость
людей перед грозными силами природы

Могучего огня ( в глазах Данко)- показывает силу духа героя, придает
торжественность фразе

Чистого, промытого дождем воздуха- создает ощущение радости, чистоты, победы добра
над злом

Радостный взор- передает торжество Данко, радость победы

Радостные и полные надежд (люди)- помогает вызвать у читателя радостные чувства

Могучей стеной (деревья)- подчеркивает слабость людей по сравнению с
окружающей природой, усиливает тревожное ощущение

Зашептали глухо и грозно (Деревья)-вызывают тревожные чувства

Проанализировав все эти эпитеты, действительно, можно
соболезновать не только герою, но и природе.

МЕТАФОРЫ— (от др.-греч. μεταφορά — «пере­нос»,
«пере­нос­ное зна­че­ние») — слово или выра­же­ние, упо­треб­ля­е­мое в
переносном значении, в основе которого лежит срав­не­ние неназванного предмета
или явления с каким-либо другим на основании их общего признака.

Чтобы
появилась метафора, следует найти точки соприкосновения двух предметов или
явлений в чем-то, например:

озе­ро
как зер­ка­ло — зер­ка­ло озера;

руки
как золо­то — золо­тые руки;

воло­сы
как сереб­ро — сереб­ря­ные волосы

Источник:
https://russkiiyazyk.ru/leksika/metafora.html

Метафоры
в произведении:

гроза грянула над лесом-появилась

молнии разрывали тьму в клочья-светало

сердце вспыхнуло огнем желания спасти людей-
появилось сильное желание 

тьма разлетелась от света его (т.е.сердца) —
появилась надежда

лучи падали- появилось солнце

ужас родили женщины — женщинам особенно было
страшно

Таким образом, после обнаружения этих метафор,
стало понятно, насколько красочно передают они явление природы и страх людей.

-СРАВНЕНИЯ в любом языке (и в русском — в частности) — это,
по своей сути, риторическая фигура, образующаяся
различными языковыми приёмами. Этот термин можно назвать и языковедческим, и
литературоведческим одновременно. Любой троп, в том числе
и сравнение, изучается в лексике, но применяется и в разговорном языке, и в
любых других стилях; и в художественной литературе, например,
Щёки у Наташи порозовели, как
будто (словно, подобно, как будто, как бы, точно) два яблока (обычное, самое
простое сравнение, с помощью «сравнивающего» союза).

Щёки у
Наташи были похожи (походили) на два розовых яблока (такое же простое
сравнение, но вместо союзов другие части речи);

Сравнения
в произведении:

Тогда в лесу стало так темно ,точно в нем собрались
сразу все ночи

Вот вы
шли,шли ,как стадо овец

Данко смотрел на тех ,ради которых он понес труд , и видел
,что он, как звери

Оно(сердце) пылало так ярко ,как солнце , и ярче солнца

Река казалась красно , как та кровь , что била горячей струей
из разорванной груди Данко 

       В данных примерах мы видим, что автор, с помощью
сравнений, только усиливает напряжение у читателей, и передает атмосферу
происходящего еще глубже

И напоследок рассмотрим ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ.

Олицетворение — прием, когда автор наделяет неодушевленные
предметы человеческими свойствами.
Чтобы создать образность, придать речи выразительности авторы прибегают к 
литературным приемам, олицетворение в литературе — не исключение:

Деревья проснулись, трава шепчет, страх подкрался

Поет зима, аукает, мохнатый лес баюкает.(С.Есенин).

Рассмотрим олицетворения в произведении:

великаны-деревья- большие

ветер бил- сильный ветер

тени прыгали-исчезали,появлялись

ветер пел похоронную песню-дул ветер

торжествуют злые духи- темнота

болото разевало пасть-страшное болото

зашептали деревья-листья шуршали

деревья простирали корявые длинные руки-ветки были длинные

блестела трава в брильянтах дождя- утренняя роса
золотом сверкала река- отражение солнечных лучей
ползли тучи-двигались
Море шумело-сильные волны

        Также проанализировав этот троп, я узнал, чем
отличается данный троп от метафор, и действительно, олицетворение в буквальном
смысле оживляет неживое в живое, еще раз  усиливает смысл слов.

Заключение

Таким образом, использование
 изобразительных средств подчинено  идейному содержанию рассказа. Они
помогают писателю передать мысль о том, что подлинная красота человека
 заключается в стремлении одолеть силы, враждебные людям.

Суровый пейзаж леса, зловонных болот не
пугают героя. Данко полон любви к людям, ради них он способен пожертвовать
своей жизнью. Но народ не может оценить этого подвига. Слабые и пугливые, люди
страшатся самого героя. Оттого и наступают на пылающее сердце Данко, чтобы не
разгорелся от него пожар.

Вечная и величественная природа равнодушно
к людским заботам  и интересам. Автор восхищен великолепием окружающего
мира. Картины природы в ранних романтических рассказах М. Горького не только
являются фоном, они составная часть содержания. Описания природы позволяют
автору переходить от темы к теме, украшают повествование, дают простор фантазии
писателя, подчеркивают красоту авторской речи.

Только  избранные, подобные Данко,
способны подняться над толпой и погибнуть ради жизни, непонятые и неоцененные:
«Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, — кинул он
радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и — умер.
Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще
пылает рядом с бездыханным Данко его смелое сердце. Только один осторожный
человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой.. . И вот
оно, рассыпавшись в искры, угасло.. . — Вот откуда они, голубые искры степи,
что являются перед грозой! »

Список
использованной литературы

1.    
Алдохина Любовь
Николаевна
. М.Горький «Легенда о Данко»
(по рассказу «Старуха Изергиль») (7-й класс), 
http://festival.1september.ru/articles/583939/ 

2.    
А. М. Сапир, Н. Л. Лейдерман «Целостный анализ рассказа М.
Горького „Старуха Изергиль“»,  
«Филологический
класс» № 5 (2000)
 

3.    
О.М.Субаева, Как организовать и провести урок-исследование, http://him.1september.ru/article.php?ID=200901205

4.    
http://uchitelslovesnosti.ru/publ/analiz_na_urokakh_literatury/analiziruem_literaturnoe_proizvedenie/vyrazitelnye_sredstva_jazyka_kak_osobennosti_avtorskogo_stilja/54-1-0-1622

5.    
http://fb.ru/article/161999/sredstva-hudojestvennoy-vyirazitelnosti-primeryi-v-literature

6.    
http://interneturok.ru/ru/school/literatura/7-klass/russkaya-literatura-20-veka/cherty-romantizma-v-rasskaze-maksima-gorkogo-staruha-izergil

Приложение

Предмет
на размышление. Какие тропы мог использовать автор уже в другой главе из цикла
рассказов «Старуха Изергиль»

Анализ
легенды о Ларре.

— Кто является главным
героям первой легенды?

— Важна ли история
появления юноши на свет для понимания его характера?

— Как относится герой к
другим людям? (презрительно, высокомерно. Он считает себя первым на земле).

— Для романтического
произведения характерен конфликт толпы и героя. Что лежит в основе конфликта
между Ларрой и людьми? (его гордыня, крайний индивидуализм).

— Чем отличается
гордость от гордыни. Разграничьте эти слова. (Карточка №1)

— Докажите, что именно
гордыня, а не гордость характерна Ларре.

— К чему приводит
крайний индивидуализм героя? (к преступлению, к эгоистическому произволу. Ларра
убивает девушку)

— Какое наказание понес
Ларра за свою гордыню? (одиночество и вечное существование, бессмертие).

— Как вы думаете,
почему такое наказание страшнее наказание смертью?

— Каково отношение
автора к психологии индивидуализма? (Он осуждает героя, в котором воплощена
античеловеческая сущность. Для Горького неприемлемы образ жизни, поведение,
особенности характера Ларры. Ларра – это антиидеал, в котором индивидуализм
доведен до крайности)

Источник:
https://needlewoman.ru/articles/kakoy-hudozhestvennyy-priem-ispolzuet-avtor-v-rasskaze-staruha-izergil-chtoby-usilit.html

Благодарю за внимание!!!

Цели урока:

  1. Продолжить знакомство с ранним
    творчеством М. Горького;
  2. Проанализировать легенды. Сопоставить
    главных героев легенд Ларру и Данко;
  3. Проследить, как в композиции рассказа
    раскрывается замысел писателя;
  4. Рассмотреть отличительные признаки
    романтизма на изучаемом произведении.

Ход урока.

I. Организационный момент

В 1895 году “Самарская газета” напечатала
рассказ М. Горького “Старуха Изергиль”.
Горького заметили, оценили, в печати
появились восторженные отклики о рассказе.

II. Основная часть

1. Ранние рассказы М. Горького имеют
романтический характер.

— Вспомним, что такое романтизм. Дайте
определение романтизму, назовите его
отличительные особенности.

Романтизм — особый тип творчества,
характерным признакам которого является
отображение и воспроизведение жизни вне
реально-конкретных связей человека с
окружающей действительностью, изображение
исключительной личности, часто одинокой и
неудовлетворенной настоящим, устремленной
к далекому идеалу и потому находящемся в
резком конфликте с обществом, с людьми.

2. Герои предстают в романтическом
пейзаже. Приведите примеры, доказывающие
это (работа с текстом). Беседа по вопросам:

— В какое время суток происходят события в
рассказе? Почему? (Старуха Изергиль
рассказывает легенды ночью. Ночь – это
самое таинственное, романтическое время
суток);

— Какие природные образы вы могли бы
выделить? (море, небо, ветер, тучи, луна);

— Какие художественные средства
использовал автор в изображении природы? (эпитеты,
олицетворение, метафору);

— Почему именно таким показан пейзаж в
рассказе? (Природа показана одушевленной,
она живет по своим законам. Природа красива,
величественна. Море, небо – бесконечные,
широкие пространства. Все природные образы
являются символами свободы. Но природа
тесно связана с человеком, она отражает его
внутренний духовный мир. Именно поэтому
природа символизирует безграничность
свободы героя, его неспособность и
нежелание на что бы то ни было эту свободу
променять).

ВЫВОД: Только в таком пейзаже, приморском,
ночном, таинственном, может реализовать
себя героиня, рассказывающая легенды о
Ларре и Данко.

3. Композиция рассказа “Старуха
Изергиль”.

— Каково композиционное решение рассказа?

— В произведениях, каких авторов мы
встречались с такой композицией? (“Ася” И.С.
Тургенева, “После бала” Л.Н. Толстой, “Макар
Чудра”, “Песенка о Соколе” М. Горький).

— Как вы считаете, с какой целью писатель
использовал такой прием в рассказе? (В своих
легендах героиня рассказа выражает свое
представление о людях, о том, что считает
ценным, важным в своей жизни. Тем самым
создается система координат, по которой
можно судить о героине рассказа).

— Сколько частей в композиции вы могли бы
выделить? (Три части: 1 часть – легенда о
Ларре; 2 часть – история жизни и любви
Старухи Изергиль; 3 часть – легенда о Данко).

4. Анализ легенды о Ларре.

— Кто является главным героям первой
легенды?

— Важна ли история появления юноши на свет
для понимания его характера?

— Как относится герой к другим людям? (презрительно,
высокомерно. Он считает себя первым на
земле).

— Для романтического произведения
характерен конфликт толпы и героя. Что
лежит в основе конфликта между Ларрой и
людьми? (его гордыня, крайний индивидуализм).

— Чем отличается гордость от гордыни.
Разграничьте эти слова. (Карточка №1)

Карточка №1

Гордость –

  1. Чувство собственного достоинства,
    самоуважения.
  2. Высоко мнение, чрезмерное высокое
    мнение о себе.


Гордыня — непомерная гордость.

— Докажите, что именно гордыня, а не
гордость характерна Ларре.

— К чему приводит крайний индивидуализм
героя? (к преступлению, к эгоистическому
произволу. Ларра убивает девушку)

— Какое наказание понес Ларра за свою
гордыню? (одиночество и вечное
существование, бессмертие).

— Как вы думаете, почему такое наказание
страшнее наказание смертью?

— Каково отношение автора к психологии
индивидуализма? (Он осуждает героя, в
котором воплощена античеловеческая
сущность. Для Горького неприемлемы образ
жизни, поведение, особенности характера
Ларры. Ларра – это антиидеал, в котором
индивидуализм доведен до крайности)

5. Анализ легенды о Данко.

а) В основе легенды о Данко лежит
библейская история о Моисеи. Давайте
вспомним ее и сопоставим с легендой о Данко.
Индивидуальное сообщение учащегося. (Ученики
прослушивают библейскую историю и
сопоставляют ее с легендой о Данко).

Повелел Бог Моисею вывести еврейский
народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в
Египте, и им очень грустно расставаться с
насиженными местами. Составились обозы, и
евреи тронулись в путь.

Вдруг египетский царь пожалел, что
отпустил своих рабов. Случилось так, что
евреи подошли к морю, когда увидели позади
себя колесницы египетских войск. Взглянули
евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади
вооруженное войско. Но милосердный Господь
спас евреев от гибели. Он велел Моисею
ударить палкой по морю. И вдруг воды
расступились и стали стенами, а посередине
стало сухо. Евреи устремились по сухому дну,
а Моисей опять ударил палкой по воде, и за
спинами израильтян она снова сомкнулась.

Далее евреи шли по пустыне, и Господь
постоянно заботился о них. Господь велел
Моисею ударить палкой по скале, и из нее
хлынула холодная вода. Много милостей
оказывал Господь евреям, но они не были
признательны. За непослушание и
неблагодарность Бог наказал евреев: сорок
лет они блуждали в пустыне, никак не могли
прийти в землю, обещанную Богом. Наконец,
Господь сжалился над ними и приблизил их к
этой земле. Но в это время вождь их Моисей
умер.

Сопоставление Библейской истории и
легенды о Данко:

— В чем сходство библейской истории и
легенды о Данко? (Моисей и Данко выводят
людей из опасных для дальнейшего
проживания мест. Путь оказывается трудным,
а отношения Моисея и Данко с толпой
осложняются, так как люди теряют веру в
спасение)

— Чем сюжет легенды о Данко отличается от
библейской истории? (Моисей опирается на
помощь Бога, так как исполняет его волю.
Данко испытывает любовь к людям, сам
вызывается спасти их, ему никто не помогает).

б) Какие основные черты можно выделить у
Данко? Что лежит в основе его поступков? (любовь
к людям, желание помочь им)

— Какой поступок совершил герой ради любви
к людям? (Данко совершает подвиг, спасая
людей от врагов. Он выводит их из тьмы и
хаоса к свету и гармонии)

— Как складываются отношения между Данко и
толпой? Работа с текстом. (Сначала люди “посмотрели
и увидели, что он лучший из них”. Толпа
верит в то, что Данко сам преодолеет все
трудности. Затем они “стали роптать на
Данко”, так как путь оказался трудным,
многие погибли в пути; теперь толпа
разочаровалась в Данко. “Люди в гневе
обрушились на Данко” потому что они устали,
обессилили, но им стыдно в этом
признаваться. Люди сравниваются с волками,
зверями, так как вместо благодарности
испытывают к Данко ненависть, готовы
растерзать его. В сердце Данко вскипает
негодование, “но от жалости к людям оно
погасло”. Данко усмирил свою гордыню, так
как его любовь к людям безгранична. Именно
любовь к людям движет поступки Данко).

ВЫВОД: Мы видим, что Ларра – романтический
антиидеал, поэтому конфликт героя и толпы
неизбежен. Данко – романтический идеал, но
в основе отношений героя и толпы тоже лежит
конфликт. Это одна из особенностей
романтического произведения.

— Как вы думаете, почему именно легендой о
Данко заканчивается рассказ? (это выражение
авторской позиции. Он воспевает подвиг
героя. Он восхищается силой, красотой,
мужеством, отвагой Данко. Это торжество
добра, любви, света над хаосом, гордыней,
эгоизмом).

6. После анализа легенды о Ларре и Данко
самостоятельная работа учащихся. Учащиеся
сопоставляют Данко и Ларру, выводы
записывают в тетрадь. Проверка таблицы.

Таблица


Сопоставление образов Данко и Ларры


Критерии


Данко


Ларра


1. Отношение к толпе

   
   
   

2. Толпа — герой

   
   
   

3. Отличительная черта характера

   
   
   

4. Отношение к жизни

   
   
   

5. Легенда и современность

   
   
   

6. Поступки, совершаемые героями

   
   
   

7. Отношение писателя к героям

   
   
   

В результате работы учащихся с таблицей
может получиться следующее:


Сопоставление образов Данко и Ларры


Критерии


Данко


Ларра


1. Отношение к толпе

Любовь, жалость, желание

Презирает людей, относится к

помочь им

ним высокомерно, не считается

 

с ними


2. Толпа — герой

конфликт

конфликт

   
   

3. отличительная черта характера

Любовь, сострадание, смелость,

Гордыня, эгоизм, крайний

милосердие, мужество, умение

индивидуализм, жестокость

подавить гордыню

 

4. Отношение к жизни

Готов пожертвовать своей

Берет от жизни и людей все, но

жизнью ради спасения людей

ничего не отдает взамен

   

5. Легенда и современность

Голубые искры (свет, тепло)

Превращается в тень (тьма,

 

холод)

   

6. Поступки, совершаемые героями

Подвиг ради любви к людям,

Зло, преступление

добрые поступки

 
   

7. Отношение писателя к героям

Идеал, воспевает его красоту,

Антиидеал, осуждает его

смелость, подвиг ради любви к

поступки, античеловеческую

людям

сущность

7. Но рассказ называется “Старуха
Изергиль”. Как вы думаете, почему именно
так озаглавил свой рассказ М. Горький? (главной
героиней рассказа является все-таки
старуха Изергиль, а легенда нужна для того,
чтобы понять ее характер, понять, что для
нее является важным, главным).

Легенды обрамляют историю жизни и любви
старухи Изергиль.

К какому из героев относит себя героиня?
Стрелкой отметьте в карточке №2

Карточка№2

 

Учащиеся самостоятельно отмечают,
проверка. Обоснуйте свой выбор. (Старуха
Изергиль относит себя к Данко, так как
считает, что смыслом ее жизни была любовь)

Карточка №2

 

А к какому герою относит героиню автор?
Стрелкой отметить в карточке №2. Проверка

Как вы считаете, почему именно к Ларре
относит Горький старуху Изергиль? (ее
любовь по своей сути эгоистична. Разлюбив
человека, она сразу же забыла о нем)

III. Вывод по уроку. Подведение итогов
урока.

IV. Домашнее задание:

  1. Чтение пьесы “На дне”;
  2. Рассмотреть историю создания пьесы,
    жанр произведения, конфликт.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Русская литература XX
    века – Учебник для 11 класса / под ред. В.В.
    Агеносова: М.: Издательский дом “Дрофа” 1997
    г.;
  2. Н.В. Егорова: Поурочные разработки по
    русской литературе XX
    века 11класс. М.: Изд-во “ВАКО”, 2007 г.;
  3. Б.И. Турьянская: Литература в 7 классе –
    урок за уроком. М.: “Русское слово”, 1999 г.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Почему главным героем романа гончарова обломов является обломов а не штольц или ольга сочинение
  • Почему главный персонаж рассказа и а бунина господин из сан франциско не имеет имени
  • Почему важны оправдательные приговоры аргументы из литературы для сочинения
  • Почему главный герой лишен имени в рассказе господин из сан франциско
  • Почему важно учить английский язык сочинение

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии