Почему в сказках андерсена вещи оживают


1

Почему в сказках Андерсена вещи оживают?

Почему в сказках андерсена вещи оживаю?

В сказках Х.К андерсена вещи ползают летают оживают почему?

1 ответ:



1



0

Ну, я бы не сказал, что прямо-таки в подавляющем большинстве сказок Андерсена вещи оживают. Навскидку вспоминаются разве что «Стойкий оловянный солдатик», «Пастушка и трубочист» и «Хольгер-датчанин». В остальных вполне себе живые персонажи, включая животных и птиц. Но тем не менее вопрос задан, и должен быть ответ. А ответ таков: жанр сказки имеет несколько общепринятых жанровых разновидностей: волшебные сказки, бытовые сказки, притчи, легенды и предания, сказки о животных, были и бывальщины, а также сказки для взрослых (так называемые озорные). Ханс-Кристиан Андерсен большей частью писал волшебные сказки, но не фольклорные, а литературные, в которых элементы волшебства, а порой даже фантастики, составляют привычную сюжетную канву. К таким элементам, безусловно, относятся и оживающие вещи и предметы, причем, зачастую они становятся в сказке не только помощниками главных героев, но и главными персонажами.

Читайте также

Мне думается, что основная/главная мысль этой сказки Андерсена заключена в финальных строках:

SqTWftBcCZoDc4lYH34cWYufIIdlByl.png

Ведь пока чайник не прошел весь свой жизненный путь, ему не было открыто то счастье, которое получает человек (чайник — это олицетворение человеческой натуры, по обыкновению Андерсенского стиля) от дарения себя другим… И как бы это не воспринималось высокопарно или насыщенно, но многие порой задумываются о том, зачем и для чего они (мы или я) пришли в этот мир. А чайник, будучи в молодости и зрелости — напыщенным гордецом, сумел, пройдя через испытания, поймать тот самый миг перехода в иное душевное состояние, которое показало ему новый мир (по большому счету!).

Как говорят, что лучше любить и не быть любимым, чем вовсе не испытать любви. Потому что счастье — это не только настоящее, это по большей части прошлое, наши воспоминания, благодаря которым многие продолжают жить…

Я для написания отзыва в читательский дневник набросала небольшой план этой сказки про чайник, а потом слегка разбавила его своим отношением и вот что получилось:

  1. Фарфоровый чайник — жизнь в достатке.
  2. Чайник гордится своими достоинствами, но скрывает недостатки. Из достоинств: фарфор, из которого он сделан, носик и ручка. Недостатки: умалчивает о разбитой ручке.
  3. Излишнее любование собой. Чайник сравнивает себя с другими предметами сервиза, находя, что он — лучший.
  4. Изящная рука — роковое стечение обстоятельств. Рука разбивает чайник.
  5. Удар по самолюбию, пересмотр житейских ценностей. Чайник начинает прозревать, что все в мире меняется мгновенно.
  6. Смена жилища. Чайник попадает в дом к беднякам, где стоит без дела.
  7. Неожиданный поворот судьбы. Чайник используют в качестве горшка для цветка.
  8. Пробуждение луковицы, перевернувшей полностью мысли чайника. Чайник понимает, что счастье заключено совсем в ином…
  9. Безответное чувство, которое наполняет чайник тихим, печальным…, но все-таки счастьем. Он понимает для чего дана жизнь.

Все сказки Андерсена — они о жизни, о людях, о характерах людей. Но вот сказку о штопальной игле я бы скорее назвал притчей. В ней используется аллегория (не просто расширенная метафора, как может показаться на первый взгляд), в которой на примере простой иглы, автор показывает, к чему может привести зазнайство.

Дело не в том, кто её (иглу) окружал, и кем именно она себя мнила, а в том, что для этого не было совершенно никаких оснований.

Подобную жажду признания незаслуженных заслуг можно было бы иначе ещё назвать манией величия. Или исключительной самовлюбленностью. Скорее всё-таки, нечто среднее между зазнайством и нарциссизмом.

А так как образы просты и понятны не только взрослым, но и детям, то круг читателей, которым можно было бы порекомендовать к прочтению «Штопальную иглу», думается не ограничен ни по возрасту, ни по гендерному признаку. Лично я её перечитал с удовольствием, в который раз. Автору — респект! (как любит говорить нынешняя молодёжь).

<hr />

P.S. Кажется по всем пунктам дал ответ;-)

Вспоминая конец сказки, точнее то что осталось в результате горения танцовщицы и солдатика, можно смело называть ответ. Напоминаю, что от солдатика остался кусочек олова, похожий на сердечко, а от балерины — лишь брошка. Она дотла сгорела в печке, ибо сделана была из обыкновенной бумаги, хотя другие варианты также переплавились бы при высоких температурах. Ответ БУМАЖНАЯ ТАНЦОВЩИЦА

Отзыв можно написать такой:

Я прочитала эту сказку с трудом, у меня сжималось сердце, было сложно читать ее. Сказка, если ее вообще можно так назвать — о жестокости нашего мира. О том, что не всем приходит помощь, не все мечты сбываются, не все надежды оправдываются.

Сказка о равнодушии этого мира. Никто не пожалел бедного, несчастного ребенка, никто не спас замерзающую девочку. Могут ли эти люди называться людьми, может ли вообще эта жизнь иметь право называться жизнью.

Андерсен был глубоко верующим человеком, он спасает героиню своей сказки, забирая ее из земной жизни, похожей на ад, от людей, у которых нет сердец, в которых не просыпается любовь и жалость даже в новогодние праздники.

Автор забирает девочку со спичками из земной жизни, потому что здесь надеяться точно не на что.

Проходят века, люди совершенно не меняются, все такие же равнодушные и пустые в своем большинстве. Я не хочу вырасти такой же, буду стараться быть милосердной к людям, которые нуждаются в помощи.

triolana

triolana

+10

Решено

6 лет назад

Литература

1 — 4 классы

почему в сказках Андерсен вещи оживают

Смотреть ответ

Ответ

4
(4 оценки)

3

Михаил552

Михаил552
6 лет назад

Светило науки — 4 ответа — 0 раз оказано помощи

Андерсен детский писатель, а дети любят волшебство.

(4 оценки)

Ответ

4
(6 оценок)

2

Лизаlike

Лизаlike
6 лет назад

Светило науки — 10 ответов — 0 раз оказано помощи

они очень любят волшебство и им нравилось что предметы оживали

(6 оценок)

Остались вопросы?

Новые вопросы по предмету Литература

Даю 100 баллов.Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы.Открыть стихотворение в отдельном окне Юрий Левитанский МУЗЫКА Вл. Соколову(1) Ес …

синквейн про Бадыноко

Что общего в произведениях «Красное яблоко» и «Первый Учитель».

Взаимоотношения князя Святослава с другими персонажами из «Слова о полку Игореве»

Всякая сосна своему бору и шумит. Сейчас объясню что делать:Неразумного учить — в бездонную кадку воды ли …

X.
К. Андерсен утверждал, что сказки —
«блестящее, лучшее в мире золото, то
золото, что блестит огоньком в детских
глазках, звенит смехом из детских уст
и уст родителей»; писатель с волшебным
зрением, под взглядом которого самые
прозаические вещи превращаются в сказку:
оловянный солдатик, осколок бутылки,
обломок штопальной иглы, воротничок,
серебряная монетка, мяч, ножницы и многое
другое.

Каждый
цветок, каждый уличный фонарь рассказывали
сказочнику свою историю, а он передавал
ее детям: о том, как гадкий утенок
превратился в прекрасного лебедя, а
молодая девушка стала «принцессой на
горошине»; о том, как король вышел на
прогулку без платья и маленький мальчик
громогласно заявил: «А ведь король-то
голый!»; о том, как Снежная Королева
пыталась превратить в кусок льда сердце
маленького Кая. И о том, почему серенький
житель лесов — соловей поет во сто крат
пленительнее драгоценной искусственной
птицы.

Простые
домашние вещи: кухонная утварь, детские
игрушки, предметы одежды, растения и
цветы, которые можно встретить в поле,
в огороде, в садике возле дома; совсем
обыкновенные, окружающие нас домашние
животные и домашняя птица: собаки, кошки,
куры, утки, индюки; обитающие в саду
певчие птахи — все это излюбленные
сказочные персонажи Андерсена, каждый
со своей историей, характером, манерой
поведения и речи, своим юмором, капризами
и причудами.

Сказки
датского писателя переполняет целая
гамма человеческих чувств и настроений:
доброты, милосердия, восхищения, жалости,
иронии, сострадания. И самое главное —
любви. В каждой сказке Андерсена сливаются
две действительности. Одна — подлинная
жизнь цветка, мухи, дерева, чашки или
кофейника; другая — не менее подлинная
— судьба человека, история человеческой
жизни: детства, юности, зрелости, старости,
смерти.

Сочетание
сказочного, волшебного и реального,
обыденного делает произведения Андерсена
двуплановыми, одинаково интересными
и детям, и взрослым. Дети воспринимают
внешнюю, конкретную форму сказочного
события, поддаются очарованию вымысла,
их завораживает победа добра над злом,
быстрая смена событий, взрослые понимают
стоящие за сказочной схемой сложные
человеческие отношения, находят в этих
сказках глубокую философию, примеры
подлинной жизни с ее радостями и
разочарованиями, любовью и смертью,
правдой и ложью.

Основой
литературной сказки может стать
фантастический образ, рожденный
воображением ребенка. Можно назвать
один из источников фантастического
образа, идущий от Андерсена, — образное
представление ребенка, основанное на
буквальном понимании словесного образа
(«ее принесло ветром»; «она ищет свою
звезду»).Часто
в литературной сказке этого рода мы
встречаемся с самим фантастическим
образом детства. Мир персонажей сказок
Андерсена можно разделить на две группы.
См.прил.1

Распределив
героев произведений Х.К. Андерсена
между собой, мы увидели, что почти всегда
в его сказках главными героями являются
добрые животные или растения, на пути
или в истории которых появляются жестокие
и бессердечные. И чаще всего само название
сказки говорит об этих героях: «Пропащая»,
«Гадкий утенок», «Русалочка», «Стойкий
оловянный солдатик», «Дюймовочка»,
«Дочь болотного царя», «Соловей», «Улитка
и розовый куст», «Пятеро из одного
стручка», «Цветы маленькой Иды», «Ель»,
«Бузинная матушка», «Навозный жук»,
«Снежная Королева», «Анна-Лизбета»,
«Колокольная бездна», «Обрывок жемчужной
нити», «На могиле ребенка», «Психея».
«Свечи»…

Проанализировав
сказки Андерсена, мы выяснили, что
название чаще всего уже содержит имена
героев, а сами персонажи, подразумевающие
под собой людей с разными характерами,
упрощенно делятся на добрых и злых.
Многие животные и предметы рассказывают
о своей судьбе и о себе, а неживые в
последствии становятся живыми. См.прил.2

Рассмотрим
каким же образом оживают и приобретают,
казалось бы, только человеку присущие
черты характера и чувства предметы
быта, растения, животные и вещи. Например,
перо (из произведения «Перо и чернильница»)
оживает с помощью речи и выражения
мыслей. Месяцы (из произведения «Двенадцать
пассажиров») с помощью описания автором
внешности и характера каждого из них.
Восковая свеча (из произведения «Свечи»)
оживает с помощью мыслей о себе и своем
положении в обществе. Розы (из произведения
«Кто-же счастливейшая?») оживают из-за
своей речи, мыслей и описания внешности.
Мельница (из сказки «Ветряная мельница»)
– с помощью описания её внешности,
словно человеческой. Мотылька (из
произведения «Мотылек») оживляют его
мысли и поступки.

Следовательно,
в сказках Андерсена герои оживают с
помощью речи, мыслей, внешности, характера,
поступков.

Датские
дети привыкли к ангелоподобным и
воспитанным принцам и принцессам. У
Андерсена же в сказке “Огниво” принцесса
разъезжает верхом на собаке, а другая
принцесса, Элиза из сказки “Дикие
лебеди”, отличается необыкновенным
трудолюбием и самоотверженностью, этим
она и спасает своих братьев. В сказках
Андерсена постепенно исчезает уважение
к важным персонам; король у Андерсена
и вовсе голый. Изменился и мир волшебной
сказки. Купеческий сын из сказки
“Сундук-самолет” летает не на волшебном
ковре, как в сказках “Тысячи и одной
ночи”, а в старом сундуке. Щеголяют
герои Андерсена не в семимильных сапогах:
у них на ногах непромокаемые сапоги или
калоши счастья. Феи похожи на простых
горничных, а ведьмы — на обыкновенных
злых старух.

Как
отмечает Л. Ю. Брауде, концовки
андерсеновских сказок отличаются от
фольклорных. В фольклорных сказках
традиционными являются благополучные
концы, но в большинстве сказок Андерсена
концовки неблагополучные, несчастливые
[6, 82].

Фантастика
сказок Андерсена просто удивительна.
Человек в сказке «Райский сад» попадает
в жилище ветров, где мать ветров ругает
сыновей за проказы. Спички из сказки
«Сундук-самолет», происходившие из
сосны, хвастаются тем, что каждое утро
в молодости пили алмазный чай, т. е. росу,
и что они были богаты, потому что, как
известно, лиственные деревья одеты
только летом, а у них хватало средств и
на зимнюю и на летнюю одежду. А вот
Русалочка, дочь морского царя. Она совсем
как человек. Ради принца, чтобы быть
рядом с ним, принимает она человеческий
образ и идет на невыносимые муки; ради
него отдает свой прекрасный голос. Ее
любовь ничто не может уничтожить, даже
женитьба принца на другой. Русалочка
знает: стоит ей вонзить нож морской
ведьмы в сердце принца, и она снова
очутится в море вместе с родными и
проживет 300 лет. Но она умирает, не желая
спасти свою жизнь ценою жизни любимого.

Понимание
Андерсеном связи фантастики и реального
чудесно раскрыто в сказке «Бузинная
матушка». Писатель берет самую обыденную
и даже прозаическую ситуацию: простуженному
мальчику заваривают бузинный чай —
«отличное потогонное». Но скромная
щепотка бузины, брошенная в чайник,
вдруг разрослась и выпустила из его
носика веточки, затем приподняла крышку
и превратилась в куст с цветочками. «Как
славно цвела и благоухала бузина!» —
говорит писатель.

Андерсен
не боится реалистической детализацией
описания ослабить фантастическое.
Наоборот, ею он как бы подчеркивает
достоверность событий сказки. Вот почему
художник дает нам реальное ощущение
того, как растет куст, показывая, что
бузина не только «доходила до самой
постели», но «и раздвинула занавески!»
И, только убедившись, что мы поверили и
сами уже видим сказочный куст в реальной
комнате, говорит наконец о появлении
волшебницы: «Из зелени… выглядывало
приветливое лицо старушки, одетой в
какое-то удивительное платье, зеленое,
как листья бузины, и все усеянное белыми
цветочками». Подчеркивая неразрывность
сказочного и реального, Андерсен говорит:
«Сразу даже не разобрать было — платье
ли это или просто зелень и живые цветочки
бузины».

Так
реалистическими средствами художник
нарисовал фантастическую картину
появления бузинной матушки из чайника.
Андерсен видит сказочное в самой
реальности: «Из действительности-то и
вырастают самые чудесные сказки, иначе
бы мой благоухающий куст не вырос бы из
чайника».

Андерсен
обладал удивительной и завидной чертой
— везде, в самом прозаическом и обыденном,
находить поэтическое. Бутылочное
горлышко заканчивает свою бурную жизнь
в должности стаканчика для птички-должности,
в сущности, довольно почтенной:.. «Лучше
быть хоть чем-нибудь, нежели ничем!»
Этот вывод активно оптимистичен, ибо
писатель, что явствует из сказки,
призывает не к реакционному «всяк
сверчок знай свой шесток», а к тому,
чтобы пусть в малом, но быть полезным
окружающим, проявить себя в деле. Как
надо любить жизнь, ценить ее, каждое ее
проявление, каждую травинку…. да что
там! — осколок стекла, чтобы создать
такую поэтическую сказку!

Он
замечал зорким глазом чудесное в жизни
и рукой мастера переносил в сказку. Вот
девочка спрашивает, летают ли цветы.
Да, конечно,— «это красные, желтые, белые
мотыльки». Несомненно, они «были прежде
цветами, только соскочили со своих
стебельков, забили в воздухе лепестками,
словно крыльями, и полетели» («Цветы
маленькой Иды»). Если в другой сказке
говорится: «Маятник больших старинных
часов качался взад и вперед, стрелка
двигалась, и все в комнате старело с
каждой минутой, само того не замечая»,
то мы опять-таки видим, по сути дела,
совершенно реальную картину, в которой
писатель только подчеркивает действительно
присущий ей элемент чудесного.

В
сказке «Русалочка», во многом программной
для Андерсена, он полемически
противопоставляет миру сказки мир
реальный, как высшую красоту. Русалочка,
живя на дне морском, среди подводных
чудес, мечтает увидеть землю, всю ее
реальную поэзию. Русалочку удивляло и
восхищало, что «цветы на земле пахли не
то, что тут в море!» Но леса там, как и в
подводном царстве, были зеленого цвета,
и «рыбки, которые жили в ветвях, чудесно
пели». Бабушка русалочки называла так
птиц; иначе внучка ведь не поняла бы ее!

Знаменательно,
что, когда реальный герой попадает в
сказочное царство, он не теряется, так
как видит связь чудесного с реальным.
Вот герой оказался на дне морском и
«увидел, что река была для водяных
жителей все равно что дорога: они ездили
и ходили по дну от самого озера и до того
самого места, где реке конец. Ах, как там
было хорошо! Какие цветы, свежая трава!
А рыбки шныряли мимо моих ушей точь-в-точь,
как у нас здесь птицы» («Маленький Клаус
и Большой Клаус»).

Смысл
сказок Андерсена и особенно сказки о
маленькой русалочке — в утверждении
реальности прекрасного, поэзии
действительности.

В
«Русалочке» с предельной выразительностью
раскрывается мечта, героини о земных
радостях, земной любви, земной жизни,
которая прекраснее фантастического
подводного царства. «Все больше и больше
начинала русалочка любить людей, все
сильней и сильней тянулась к ним; их
земной мир казался ей куда просторнее,
шире, нежели её подводный… «Ей так
хотелось побольше узнать о людях и их
жизни, но сестры не могли ответить на
ее вопросы, и она обращалась к бабушке.
Бабушка хорошо знала «высший мир», как
она справедливо называла землю, лежавшую
над морем…» Датский сказочник всем
своим творчеством утверждает превосходство
реального над фантастическим. Ведь не
случайно писатель говорит, что бабушка
знала «высший мир», как она правильно
называла землю, лежавшую над морем.

Реалистическое
содержание андерсеновских сказок и
обусловило их стиль, язык и манеру письма
художника.

Удивительная
ясность речи, разговорная интонация,
прямое обращение к слушателю, гибкость
синтаксических форм, звучность слова,
зримость и красочность образов,
конкретность деталей — таковы особенности
андерсеновского стиля, стремительного
и живого. Его описания полны движения,
действия. Андерсен не скажет: «Дети сели
в экипаж и поехали», а: «Ну вот, уселись
дети в экипаж — прощай, папа, прощай,
мама; кнут щелк-щелк— и покатили. Эх, ты!
Ну!» Мы не только видим, но и слышим все,
что происходит в сказке. Звукоподражание
здесь не случайно: оно является важным
элементом в языке андерсеновских сказок
и придает ему характерность. Всем
запомнился глупый сынок жабы, за которого
сватают Дюймовочку. А ведь он на протяжении
всей сказки повторял всего только одну
фразу: «Коакс, коакс, брекке-ке-кекс!»
— даже когда наступил решительный момент
в его жизни и он увидел прелестную крошку
в ореховой скорлупе. «Вот мой сынок и
твой будущий муж! Вы славно заживете с
ним у нас, в тине!» — говорит жаба,
обращаясь к Дюймовочке. «Коакс, коакс,
брекке-ке-кекс!» — только и мог сказать
сынок».- Звукоподражание служит здесь
для выражения ограниченности героя,
его примитивности, и как все это сочетается
с «тиной» мещанского благополучия,
которая грозит затянуть маленькую
Дюймовочку!

Звукоподражание
органически слито с другой особенностью
андерсеновской речи – её разговорным
характером . Рассказчик в слове передает
все, даже звучание предметов в их
действии, в движении. То булькает льющаяся
вода, то утята проклевываются через
яичную скорлупу, и мы слышим, как она
потрескивает, то с шипеньем вспыхивает
спичка.

Реальный
мир в сказках Андерсена предстает таким,
каков он в действительности, то есть
красочным, объемным, звучным и, что очень
важно, находящимся в движении.

Динамичность
повествования — одно из самых характерных
свойств стиля Андерсена-сказочника.
«Шел солдат по дороге: раз-два, раз-два!
Ранец за спиной, сабля на боку. Он шел
домой с войны. На дороге встретилась
ему старая ведьма…


Здорово, служивый! — сказала она. — Какая
у тебя славная сабля и большой ранец.
Вот бравый солдат! Сейчас ты получишь
денег, сколько твоей душе угодно».

Это
написано энергично, ясно, коротко.
Несколькими строками обрисованы место
действия и герой и намечена основная
сюжетная линия.

У
Андерсена нет бездейственных, украшающих
деталей: все в повествовании подчинено
единой цели. Вот увидел солдат собаку,
у которой глаза ни дать ни взять — две
«круглые башни» и к тому же «вертелись,
точно колеса». Что же сделал герой? «Мое
почтение!» — сказал солдат и взял под
козырек. Такой собаки он еще не видывал».

Этот
маленький эпизод весьма существенен
для понимания стиля Андерсена-сказочника:
писатель дает здесь реалистическую
характеристику бравого солдата. Ведь
действительно бывалый солдат и не мог
поступить иначе: он привык ничему не
удивляться, ничего не бояться.

Здесь
мы подходим к чрезвычайно важному
вопросу — о характерности сказочного
героя. В отличие от других литературных
жанров — романа, рассказа, драмы и т. д.,
где требуется полнота и многогранность
раскрытия героя, где в сочетании различных
черт характера и выражается его подлинная
сущность, герой сказки оказывается
исчерпывающе обрисованным, если в нем
проявлена лишь основная черта характера.
Сказочный герой — это как бы образное,
персонифицированное воплощение одной
определенной идеи: скупости, жадности,
мещанства, уродства или, наоборот,
доброты, красоты, трудолюбия, честности
и т. д.: Мастерское умение сочетать
реальное и фантастическое проявляется
у Андерсена и в использовании
психологической детали. Как бы ни был
сказочен его герой, он думает и действует
в соответствии с конкретными реальными
условиями своего бытия. Вспомним,
например, сказку «Оле-Лукойе». Вот в
ящике стола, где лежат учебные
принадлежности Яльмара, мальчугана, не
отличающегося прилежанием, раздаются
ужасные стоны. «Что там такое!» — сказал
Оле-Лукойе, пошел и выдвинул ящик.

«Оказалось,
что это рвала и метала аспидная доска:
в решение написанной на ней задачи
вкралась ошибка, и все вычисления готовы
были распасться; грифель скакал и прыгал
на своей веревочке, точно собачка; он
очень желал помочь делу, да не мог. Громко
стонала и тетрадь Яльмара; просто ужас
брал, слушая ее!» Вся эта сценка окрашена
теплым андерсеновским юмором. Он-то и
делает сказочными реальные факты, когда
художник вводит хотя и фантастические,
но психологически верные, очень точные
переживания аспидной доски и грифеля,
вынужденных находиться в руках нерадивого
ученика. Умение встать на точку зрения
героя — существенная особенность
андерсеновского мастерства.

Столь
же точны психологические детали и в
сказке «Бутылочное горлышко». Ее герои
— кролик и бутылка — готовятся к полету
на воздушном шаре. «Бедняжка кролик был
совсем расстроен, он знал, что его спустят
вниз на парашюте! Бутылка же и не знала,
куда они полетят—вверх или вниз…» И
дальше: «А как-то странно лететь по
воздуху! — подумала бутылка. — Вот новый
способ плавания! Тут, по крайней мере,
не наткнешься на камень!»

Характерной
чертой андерсеновской сказки и является
глубокая правдивость в описаниях
переживаний сказочных персонажей.
Действительно, кролик должен испытывать
страх перед предстоящим спуском на
парашюте. А бутылке все равно — лететь
вверх ли, вниз ли; основное, чего она
должна опасаться — ведь она стеклянная!—
это чтобы не разбиться. Здесь писатель
нашел не столько точные слова, сколько
точные мысли, точные психологические
переживания Брауде Л. Ю. Ханс Кристиан
Андерсен. Л., Просвещение, 1978, с. 66.

Юмор
позволяет Андерсену делать фантастическое
простым и обыденным. Чудесные калоши
приносят счастье каждому, у кого они
окажутся на ногах. Их появление в разных
уголках города, однако, не имеет ничего
необычного. Вот полицейский писарь по
ошибке сменял свои старые калоши, на
волшебные. Он просто надел их на ноги,
сунув одни бумаги в карман, а другие —
под мышку (ему нужно было кое-что
перечитать и переписать дома), и вышел
на улицу. День был воскресный, стояла
чудесная погода. С добродушной усмешкой
Андерсен замечает: «Что ж, полиция тоже
иногда ошибается».

С
какой простотой и естественностью
рисует Андерсен своих героев, как
жизненны их поступки! Каждое движение
героя, его слова художник дает именно
в характере того, о ком идет речь.

Вот
сказка рисует судьбу елки: ее срубили,
увезли из родного леса, потом она,
разукрашенная, стояла в комнате, а затем
после рождественских праздников слуги
вытащили ее из комнаты, поволокли по
лестнице и сунули в самый темный угол
чердака. Несколькими выразительными
словами Андерсен определяет положение
своей героини: «…она прислонилась к
стене и все думала, думала…» («Ель»,
1844, 1846). Да, бедная елка уже была не та,
что на воле, в лесу.

А
вот мышата разговаривают с нею: «Расскажи
нам, где самое лучшее место на земле? Ты
была там?» И, поставив этот вопрос,
художник рисует идеал своего героя,
мышонка: «Была ты когда-нибудь в кладовой,
где на полках лежат сыры, а под потолком,
висят окорока и где можно плясать на
сальных свечках? Войдешь туда тощим, а
выйдешь толстым».

В
сказках датского художника два лагеря
противостоят друг другу. С одной стороны,
это персонажи, подвергаемые сатирическому
разоблачению: короли, их министры,
придворные с кочнами капусты вместо
голов, жадные богачи, глупая утка,
навозный жук, свинья, улитка, травяные
вши; с другой стороны, пользующиеся
любовью автора положительные герои —
садовник, студент, поэт, солдат, ласточка,
соловей, жаворонок, стойкий оловянный
солдатик, Дюймовочка, русалочка, лен,
ромашка, ель, гречишное зернышко…

Одно
это перечисление говорит о том, что
художник тщательно отбирал своих героев,
что миру зла, глупости и невежества он
противопоставил мир добра, поэзии,
мудрости, миру уродства — мир красоты
Брауде Л. Ю. Ханс Кристиан Андерсен. Л.,
Просвещение, 1978, с. 52.

УРОК 93
Х.-К. АНДЕРСЕН. «СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»:
«ЧТО ЕСТЬ КРАСОТА?»

Основное содержание урока
Снежная королева и Герда — противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Основные виды деятельности учащихся.
Чтение и рецензирование характеристики Герды. Устный рассказ о Снежной королеве и беседа по сопоставлению героинь.
Составление плана сравнительной характеристики героинь сказки и рассказ о них по плану. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).
Участие в коллективной дискуссии.
Практическая работа. Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика Герды и Снежной королевы». Прослушивание и рецензирование
отзывов на фильмы о Снежной королеве, на иллюстрации к сказке. Защита коллективных проектов «Сказка „Снежная королева“ в иллюстрациях» или «Наши
иллюстрации к сказке „Снежная королева“».
Самостоятельная работа. Чтение сказок Андерсена «Огниво», «Дикие лебеди», «Ель», «Штопальная игла». Подготовка пересказов и
инсценирования фрагментов сказок. Создание собственных иллюстраций к сказкам. Составление вопросов для викторины по сказкам Андерсена.
Снежная королева и Герда — противопоставление красоты внутренней и внешней.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Чтение и рецензирование характеристики Герды

, составленной дома.

Следует обратить внимание пятиклассников, что в скандинавских языках имя Герда значит защитница.

II. Устный рассказ о Снежной королеве и беседа по сопоставлению героинь.

ТАБЛИЦА
Сопоставление Герды и Снежной королевы

Вопросы

Герда

Снежная королева

Как выглядели Герда и Снежная королева? Дайте оценку их
внешности и возрасту

И с т о р и я 3.
«Красные башмачки». «Волосы вились кудрями и золотым сиянием окружали милое, приветливое, круглое, словно роза, личико девочки». «Бедные
усталые ножки». «И башмаки, и муфта, и чудесное платье» (портрет дан глазами автора).
В ы в о д.
Герда — симпатичная, миловидная, реальная маленькая девочка

И с т о р и я 2.

Женщина, «закутанная в тончайший белый тюль, сотканный… из миллиона снежных звёздочек. Она была так прелестна и нежна, но изо льда,
из ослепительного, сверкающего льда, и всё же живая. Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни теплоты, ни покоя».
«Высокая, стройная, ослепительно белая женщина». «Умное, прелестное лицо» (портрет дан глазами Кая).
В ы в о д.
Снежная королева — прекрасная, величественная, но фантастическая взрослая женщина

Как появляются в сказке Герда и
Снежная королева? Оцените эти эпизоды

«Двое бедных детей». «Как брат и сестра».
Летом «сидели на скамеечке под розами», зимой из замёрзших стекол «выглядывал весёлый ласковый глазок».
В ы в о д.
Образы Герды и Кая даны рядом, вместе, они реальные, живые

Королева белых снежных пчёлок. «А Снежная королева
не может войти сюда? — …я посажу её на тёплую печку, вот она и растает». Снежная королева ещё не появилась, о
ней мы узнаём из разговора. Снежинка «упала на край цветочного ящика и начала расти, расти, пока наконец не превратилась в женщину…».
В ы в о д.
Снежная королева дана в одиночестве, её появление нереально, волшебно

Каково отношение Герды и Снежной королевы к
Каю? Оцените их мысли, действия и поступки

И с т о р и я 2.
Герда и Кай «любили друг друга». Дети пели, играли, целовали розы.
В ы в о д.
Дети олицетворяют силы добра.
И с т о р и я 3.
Думая, что Кай утонул, Герда подарила реке красные башмачки, чтобы та вернула ей Кая.
В ы в о д.
Герда отдала самое дорогое, что у неё было.
И с т о р и я 4.
Г е р д а рассказывает ворону о красоте, уме и других достоинствах Кая. Она гордилась им и,
даже если он женился на принцессе, желала ему счастья.
И с т о р и я 5.
Рассказ Герды о Кае тронул сердце даже Маленькой разбойницы.
В ы в о д.
Герда самоотверженная, верная, сильная девочка

И с т о р и я 2.
«Сидевший в санях человек обернулся и дружески кивнул Каю,
точно знакомому». «Поцелуй её был холоднее льда». «…поцеловала Кая ещё раз, и он позабыл… всех домашних».
В ы в о д.
Снежная королева олицетворяет силы зла и приближает к себе Кая только после того, как в него попал осколок зеркала.
И с т о р и я 7.
«Поцелуи Снежной королевы сделали его нечувствительным к холоду».
В ы в о д.
Снежная королева целовала Кая не от любви, а из эгоизма, чтобы оставить его при себе, поработить его волю, уничтожить его
память о доме. Снежная королева обещала мальчику, что он будет сам себе господин, получит «весь свет и пару новых коньков», если
сложит слово вечность.
В ы в о д.
Она заранее знала, что заколдованный Кай не сможет сложить это слово, поэтому обманывала его.

Каков символический мир вещей, характеризующих героинь?

Розы.
Жизнь, красота внешняя и внутренняя

Снег, лёд.
Смерть, красота внешняя

Во имя каких целей героини совершают свои поступки?

Любовь, добро, честность, верность. Герда вершит добро с молитвой и именем Бога

Ненависть, зло, обман, эгоизм. Снежная королева вершит зло, порабощая людей, к которым попал осколок
дьявольского зеркала

Как оценивают Герду и Снежную королеву другие герои сказки?

Старушка, умеющая колдовать. «Давно мне хотелось иметь такую
миленькую девочку».
Ворон. «Желал девочке добра».
Принц. «Встал и уступил свою постель Герде».
Принц и принцесса. Одели Герду «с ног до головы в шёлк и бархат».
Маленькая разбойница. Приказала северному оленю «отвезти ко дворцу Снежной королевы вот эту девочку».
Финка. «Сильнее, чем она есть, я не могу её сделать… Её сила в том, что она невинный милый ребёнок»

Бабушка. Снежная королева «никогда подолгу не остаётся на
земле — всегда взлетает на чёрное облако».
Кай в начале сказки. «Более умного, прелестного лица он не мог себе и представить». Снежинки «гораздо интереснее настоящих цветов».
Лесные голуби. «Она дохнула на нас, и все умерли, кроме нас двоих».
Северный олень. Чтобы одолеть Снежную королеву, нужна «сила двенадцати богатырей».
Финка. Пока осколки зеркала сидят в сердце и в глазу у Кая, «Снежная королева сохранит над ним свою власть».
Кай в конце сказки. «Как здесь холодно, пустынно». «Не страшился прибытия Снежной королевы»

Какую оценку даёт героиням автор?

«Миленькая маленькая Герда». «Бедные усталые ножки». «Как
билось сердечко Герды от страха и нетерпения!» «Оба уже взрослые, но дети сердцем и душою»

«Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни теплоты, ни
покоя». «Холодно, пустынно, мёртво и грандиозно!» «Холодное, пустынное великолепие чертогов Снежной королевы было забыто ими, как тяжёлый сон»

Каковы мысли автора о внешней и внутренней красоте человека?

В ы в о д. Внешняя красота человека ничего не стоит по сравнению с красотой внутренней, душевной,
чистыми мыслями и добрыми поступками, нужно сохранять веру в красоту, добро и любовь.

В ы в о д. Внешняя красота только маскирует холодную
душу злого человека. Нужно уметь видеть за внешним великолепием проявления тёмных сил и мёртвой души, не поддаваться дьявольским
искушениям, воспитывать свою душу, чтобы не стать рабом тёмных сил

III. Победа добра, любви и дружбы
Составление плана сравнительной характеристики Герды и Снежной королевы:

1. Возраст и внешность Герды и Снежной королевы.

2. Первое появление героинь в сказке.

3. Отношение героинь к Каю.

4. Символический мир вещей, характеризующих героинь.

5. Поступки героинь и их цели.

6. Героини в оценке других героев сказки.

7. Авторская оценка героинь.

8. «Что есть красота?» Внешняя и внутренняя красота человека.

IV. Прослушивание и рецензирование отзывов на фильмы
о Снежной королеве, на иллюстрации к сказке.

Защита коллективных проектов «Сказка „Снежная королева“ в
иллюстрациях»
или «Наши иллюстрации к сказке „Снежная королева“».

Домашнее задание

Прочитать сказки Андерсена «Огниво», «Дикие лебеди», «Ель», «Штопальная игла».

Групповое задание.

Подготовить пересказы и инсценирование фрагментов сказок (см. следующий урок).

Индивидуальные задания.

Нарисовать иллюстрации к прочитанным сказкам.

Составить вопросы для викторины по сказкам Андерсена.

УРОК 94
Х.-К. АНДЕРСЕН. СКАЗКИ.

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ

Основное содержание урока
Волшебные сказки Андерсена. Сказки о предметах окружающего мира.

Основные виды деятельности учащихся. Презентация сказок Андерсена: выразительное чтение сказок (в том числе по ролям), пересказ
и инсценирование их фрагментов, устные ответы на проблемные вопросы (с использованием цитирования), устное иллюстрирование, обсуждение
произведений книжной графики, презентация и защита собственных иллюстраций, составление вопросов для викторин и ответы на эти вопросы (по
группам).
Самостоятельная работа. Чтение сказок Андерсена «Оле-Лукойе», «Дюймовочка», «Русалочка», «Соловей», «Свинья-копилка», «Гадкий утёнок»,
«Стойкий оловянный солдатик», «Свинопас» (2—3 сказки по выбору).
Подготовка к письменным ответам на проблемные вопросы (см. следующий урок).

I. Волшебные сказки Андерсена

Работа на уроке внеклассного чтения организуется в форме устного журнала «Читаем сказки Андерсена» (по группам).

П л а н презентации сказки (общий для всех групп).

Название сказки, год её написания.

Пересказ сюжета сказки (используются различные виды пересказов).

Инсценирование фрагмента сказки.

Ответы на проблемные вопросы.

Показ и защита иллюстраций к сказке.

Викторина по сказке «Ищем самого внимательного читателя».

II.

Г р у п п а 1.
Сказка «Огниво» (1835).

Инсценирование (или чтение по ролям) фрагмента «Разговор с ведьмой» с начала сказки до слов «…огниво сунул в карман и отправился прямо в город».

Выборочный пересказ фрагмента «Жизнь солдата в городе».

Ответы на проблемные вопросы:

•Какую роль играют деньги в жизни человека?

•Как солдат относился к деньгам и как это его характеризует?

•Почему, по-вашему, автор делает героем сказки солдата?

•Почему в финале солдат становится королём?

Защита иллюстраций.

Вопросы для викторины (пятиклассники каждой группы могут предложить свои вопросы и задать их другим группам):

•Откуда и куда шёл солдат? (С войны домой.)

•На что нужно было сажать собак в подземелье? (На ведьмин синий клетчатый передник.)

•Какой величины были глаза у третьей собаки и что вы знаете об этом сооружении? (Глаза у собаки были величиной с Круглую
башню, построенную в Копенгагене астрономом Тихо Браге, который устроил в ней обсерваторию.)

•Из чего был построен замок, в котором жила принцесса? (Из меди.)

•Кто принёс солдату огниво, когда тот сидел в тюрьме? (Мальчишка-сапожник.)

Г р у п п а 2.
Сказка «Дикие лебеди» (1838).

Краткий пересказ сюжета сказки с начала до слов: «…пока, наконец, не показалась долгожданная земля — та, куда они летели».

Инсценирование (или чтение по ролям) фрагмента сказки «Элиза в лесной пещере» со слов: «Задолго до захода солнца лебеди опустили сестру на скалу,
перед большой пещерой…» до слов: «И король помчал её куда-то в горы, а охотники скакали следом».

Краткий пересказ финала сказки «Элиза в замке короля» со слов: «На закате они увидели колокольни и купола великолепного города…» до конца сказки.

Ответы на проблемные вопросы:

•Какие сказки о мачехе и падчерице напоминает сказка «Дикие лебеди»?

•Зачем автор проводит своих положительных героев через испытания?

•Какой смысл в том, что Элиза плела кольчуги для братьев именно из крапивы? Подтвердите свои мысли текстом.

•Какие мысли автора об истинной и ложной красоте звучат в сказке?

Защита иллюстраций.

Вопросы для викторины:

•Чем и на чём писали принцы в школе? (На золотых досках алмазными грифелями.)

•Во что превратились жабы, которые сели на тело Элизы в бассейне? Почему? (Жабы превратились в красные маки, но не
смогли превратиться в розы, так как были отравлены ядом поцелуя мачехи.)

•Как звали фею, которая рассказала Элизе, как спасти братьев, и что вы знаете об этом имени и явлении? (Фею звали Фата-Моргана.)

1. Большая советская энциклопедия. Фата-моргана (итал. fata morgana) — сложное оптическое явление в атмосфере,
состоящее из нескольких форм миражей, при котором отдалённые предметы видны многократно и с разнообразными искажениями. Ф.-м. возникает, когда в нижних
слоях атмосферы образуется несколько чередующихся слоёв воздуха различной плотности, способных давать зеркальные отражения. В результате отражения и
преломления лучей реально существующие предметы дают на горизонте или над ним по нескольку искажённых изображений, частично налагающихся друг на друга и
быстро меняющихся во времени, что и создаёт причудливую картину Ф.-м.

2. Толковый словарь Д. Н. Ушакова. ФАТА-МОРГАНА (фаты-морганы, устар.), мн. нет, жен. (книж.). То же, что мираж. (От итал. fata Morgana — фея
Моргана бретонских сказаний, живущая на морском дне и обманывающая путешественников призрачными видениями.)

•Кто помог Элизе работать, когда она сидела в темнице?

•Во что превратился костёр, на котором хотели сжечь Элизу?

Сказки о предметах окружающего мира

Г р у п п а 3.
Сказка «Ель» (1844, 1846).

Краткий пересказ сюжета сказки.

Художественный пересказ фрагмента «Рождественский праздник» со слов: «Подошло Рождество, и ёлочку срубили первую» до слов «…роль её кончилась, и
никто не обращал на неё внимания».

Инсценирование (чтение по ролям) фрагмента «Разговор ёлки с мышатами» со слов: «Наутро явились слуга и горничная…» до слов:
«Но не так-то скоро это случилось».

Ответы на проблемные вопросы:

•Почему эта сказка — грустная?

•С какой целью автор изображает ёлку живым существом?

•Прокомментируйте символический смысл сказки, соотнеся её с человеческой жизнью. Подтвердите свои мысли примерами из текста.

•Что хотел сказать автор последними словами сказки?

Защита иллюстраций.

Вопросы для викторины:

Как часто у ёлочки вырастали мутовки? (Мутовка — это новый кружок веток, который вырастает ежегодно; по количеству мутовок можно узнать возраст дерева.)

Что советовали ёлочке воздух и солнечный свет? (Радоваться жизни.)

Какая ёлочная игрушка осталась на ёлке после Рождества? (Золотая звезда.)

Кто изрубил ёлку на растопку? (Слуга.)

Г р у п п а 4.
Сказка «Штопальная игла» (1845, 1846).

Пересказ сказки от лица штопальной иглы.

Инсценирование (или чтение по ролям) фрагмента «Разговор иглы с бутылочным осколком» со слов: «Однажды возле неё чтото засверкало…» до слов:
«…плакать неприлично!».

Ответы на проблемные вопросы:

•Зачем автор делает героиней сказки штопальную иглу?

•Какие отрицательные черты людей воплотил автор в образе иглы?

•Прокомментируйте символический смысл сказки, соотнеся её с человеческой жизнью. Подтвердите свои мысли примерами из текста.

•Найдите в сказке примеры, иллюстрирующие понятие ирония.

Защита иллюстраций.

Вопросы для викторины:

•Чем стала штопальная игла, когда сломалась в первый раз? (Брошкой.)

•Как штопальная игла оказалась на свободе? (Её кухарка выплеснула вместе с помоями.)

•Каким драгоценным камнем показался игле бутылочный осколок? (Бриллиантом.)

•Как назвала штопальная игла пальцы на руке девицы? Почему она дала пальцам такие названия? (Толстяк, блюдолиз, долговязый, златоперст, пер-музыкант.)

•Кого игла считала своим отцом? (Солнце.)

И т о г о в а я   б е с е д а:

Какие ещё сказки Андерсена вы знаете? Охарактеризуйте кратко их главных героев.

Почему Андерсен делает героями сказок не только сказочных персонажей, но и обыкновенные домашние предметы?

Какие философские мысли о жизни человека мы почерпнули из сказок Андерсена?

Домашнее задание

Прочитать сказки Андерсена «Оле-Лукойе», «Дюймовочка», «Русалочка», «Соловей», «Свинья-копилка», «Гадкий утёнок»,
«Стойкий оловянный солдатик», «Свинопас» (2—3 сказки по выбору).

Подумать над проблемными вопросами следующего урока.


УРОК 91
Х.-К. АНДЕРСЕН. СКАЗКИ

УРК РАЗВИТИЯ РЕЧИ
УРОК ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ

Основное содержание урока.
Чтение и обсуждение фрагмента статьи С. Я. Маршака «Мастер снов и сказок». Устный и письменный ответ на один из проблемных вопросов.

Основные виды деятельности.
Чтение и обсуждение фрагмента статьи С. Я. Маршака «Мастер снов и сказок». Комментирование проблемных вопросов. Составление плана
(цитатного плана) самостоятельного письменного высказывания. Подбор цитат по заданной теме. Составление устного и письменного ответа на один проблемный вопрос.

Самостоятельная работа. Поиск в Интернете портретов Марка Твена и изображений мест, связанных с его именем.
Чтение романа «Приключения Тома Сойера» (главы 1—5).

I. Чтение и обсуждение фрагмента статьи С. Я. Маршака «Мастер снов и сказок» (см. статью ниже):

Ответы на вопросы 1, 2, 4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Почему Андерсен входит в нашу жизнь до того, как мы научились читать?

Что вас удивило в сказке «Оле-Лукойе»?

Как называются сказки Андерсена, о которых идёт речь в статье? Перескажите кратко их сюжеты и выделите главные мысли.

Какие душевные качества человека воспеваются в сказках Андерсена? Какие человеческие черты он осуждает?

Почему все народы мира зачитываются сказками Андерсена?

Почему сказки Андерсена можно назвать нравственными?

II. Устный и письменный ответ на один из проблемных вопросов

Комментирование проблемных вопросов и составление планов письменных высказываний.

Почему Герда победила Снежную королеву?
План

1. Герда и Снежная королева — героини сказки Андерсена.

2. Внешность и главные черты характера Снежной королевы.

3. Снежная королева как фантастический образ, олицетворяющий силы зла.

4. Внешность и внутренний мир Герды.

5. Герда как реалистический образ, олицетворяющий силы добра.

6. Черты характера Герды, помогшие ей победить Снежную королеву:

— доброта и сочувствие;
— способность к дружбе и любви;
— воля и мужество;
— вера в победу и надежда на Божественную помощь.

7. Мое отношение к победе Герды над Снежной королевой.

Какие герои воплощают добро и зло в сказках Андерсена?
План

1. Добро и зло как нравственные категории (посмотреть в словаре значение этих слов).

2. Герои сказок Андерсена, олицетворяющие добро.

3. Черты их сходства.

4. Главные положительные качества их характеров.

5. Их жизненные ценности.

6. Герои сказок Андерсена, воплощающие зло.

7. Черты их сходства.

8. Их отрицательные качества, которые писатель осуждает; причины этого осуждения.

9. Противопоставление нравственных категорий добра и зла в сказках Андерсена.

10. Моё отношение к положительным и отрицательным героям сказок и его аргументация.

О чём мечтал Андерсен в своих сказках?
План

1. Что такое мечта?

2. Почему писатели не всегда высказывают свои мечты прямо?

3. Что в жизни людей, по мнению Андерсена, мешает улучшать мир и достойно порицания?

4. Как эти мысли автора отразились в его сказках?

5. Какие качества и жизненные ценности человека восхищают писателя?

6. Кто из героев сказок является воплощением мечты автора о прекрасном мире?

7. Что в мире должно исчезнуть и что должно развиваться, чтобы мечты писателя осуществились?

Какие поступки героев сказок Андерсена можно назвать благородными?
План

1. Что такое благородство?

2. Какие человеческие поступки считаются благородными?

3. В каких сказках герои Андерсена совершают благородные поступки?

4. Какие поступки Маленькой разбойницы, Элизы, Русалочки, Соловья, Стойкого оловянного солдатика и других героев можно назвать благородными?

5. Нужно ли в жизни совершать благородные поступки?

Письменные ответы на проблемные вопросы пятиклассники дадут на втором уроке, так как в конце учебного года
они уже способны выполнить классную письменную работу самостоятельно.

Домашнее задание

Ответить на вопрос 3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (после статьи «Мастер снов и сказок»).

Прочитать роман М. Твена «Приключения Тома Сойера» (главы 1—5).

Индивидуальные задания.

Найти в Интернете портреты писателя Марка Твена и изображения мест, связанных с его именем.

Следующие уроки: Урок 97. М. Твен. «Приключения Тома Сойера» >>>


Ханс Кристиан
АНДЕРСЕН

1805-1875

Ханс Кристиан Андерсен родился в городе Оденсе на острове Фюн в семье сапожника. «Детство моё, — вспоминал он, — прошло в одной-единственной комнате, почти
целиком заставленной сапожным верстаком, кроватью и раздвижной скамьёй, на которой я спал, зато стены были увешаны картинами, на комоде стояли красивые чашки,
стаканы и безделушки, а над верстаком, у окна, висела полка с книгами и нотами. Тесное помещение казалось мне большим и роскошным… Из кухни вела лестница
на чердак, где в водосточном желобе между нашим и соседским домом стоял ящик с землёй, в котором росли лук и петрушка, это был весь огород моей матери; он до
сих пор цветёт в моей сказке „Снежная королева»».

В детстве всё интересно и важно — цветы, и самодельные игрушки, и кукольный театр, и прогулки по городу. Интересно было рассматривать афиши, наблюдать, как
иногда проходили по улицам матросы и солдаты. Но самым интересным и важным в жизни Ханса были истории, сказки, которые по вечерам рассказывали старшие. Особенно
много самых удивительных историй знала бабушка. Её сказки были самыми замечательными, а песни, которые она пела, самыми прекрасными. Ханс внимательно слушал,
запоминал, и ему самому хотелось рассказать обо всём, что приходило ему в голову.

В сказках Андерсена вещи оживают. Игрушки устраивают бал. Воротничок собирается жениться. Старый уличный фонарь важно лежит в кресле возле тёплой печки.
Грифель пляшет. Фантастические существа встречаются с обыкновенными людьми. В сказках Андерсена мы видим самых разных персонажей — девочек и мальчиков,
принцев и принцесс, королей и королев, писателя и студента, пастуха и аптекаря, солдата и сапожника.

За свою жизнь писатель объездил все страны Европы. А его сказки путешествуют по всему миру.

По Н. П. Михальской

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015.
(вернуться к уроку)


МАСТЕР СНОВ И СКАЗОК
Ханс Кристиан
Андерсен

1805-1875

<…> Есть на свете страна, которую мы узнаём и начинаем любить с самого раннего возраста.

Это Дания. Маленькая северная страна, с трёх сторон окружённая морем, пленяет нас с детства потому, что в ней жил и писал величайший сказочник мира Ханс
Кристиан Андерсен.

Он входит в наши дома прежде, чем мы научились читать, — входит лёгкой, почти неслышной поступью, как прославленный им волшебник, мастер снов и сказок,
маленький Оле-лукойе, — тот самый Оле — закрой-глазки, который появляется у постели детей по вечерам, без башмаков, в толстых чулках, с двумя зонтиками
под мышкой. Один зонтик у него весь расшит и разрисован цветными узорами и картинками. Оле раскрывает его над хорошими детьми. Другой зонтик — гладкий,
простой, без картинок. Если его раскроют над вами, вы не увидите ночью ничего, кроме темноты… Пёстрый зонтик, который он раскрывает над вами, — это
сказочное небо андерсеновского мира, расшитое чудесными, неожиданными узорами. Их можно рассматривать без конца. Чего тут только нет!

Эльфы и тролли народной сказки, крошечная девочка Дюймовочка, вышедшая на белый свет из тюльпана, печальная маленькая русалка, подплывающая под самые
окна человеческого жилья, прозрачный дворец из тончайшего китайского фарфора и детские салазки, летящие в холодном вихре вслед за большими белыми санями
Снежной королевы…

И во всей этой безмерной, богатой, щедрой фантастике — какое чувство меры и правды!

Волшебное царство превращается у Андерсена в живой, понятный, знакомый мир… Всему праздному, надменному, самодовольному миру, где царствует свинья-копилка,
Андерсен противопоставляет другой мир — труда, вдохновения, мужества.

Маленькая Герда, разыскивающая Кая по всему свету, гадкий утёнок и даже игрушечный оловянный солдатик на одной ноге — всё это образцы стойкости, твёрдой воли и
нежного сердца. Любимые герои Андерсена — простые и чистые люди.

Вот почему все народы мира кладут своим детям в изголовье как лучший подарок сказки Андерсена. У нас в стране он давно уже обрёл вторую родину. Лев Толстой,
Добролюбов, Горький с благодарностью и нежностью называли его имя.

Поколение за поколением воспитывалось на его сказках, радуясь, негодуя и сочувствуя до слёз его героям.

С. Я. Маршак

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015.
(вернуться к уроку)


РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ

1. Вы прочитали небольшой отрывок из статьи детского писателя Самуила Яковлевича Маршака «Мастер снов и сказок», в которой он рассказывает о своём
отношении к сказкам Андерсена, о настроении, которое они сообщают читателю. Прочитайте эту статью вслух, подтвердите мысли писателя примерами из прочитанной
сказки «Снежная королева».

2. В каких поступках Герды мы видим, как говорит Маршак, «образцы стойкости, твёрдой воли и нежного сердца»? Кого в этой сказке можно отнести к «праздному,
надменному, самодовольному миру»? Какие герои сказки олицетворяют «мир труда, вдохновения, мужества»?

3. Какие сказки Андерсена вы бы хотели навсегда сохранить в своей домашней библиотеке и иметь возможность перечитывать? Обсудите этот вопрос с родителями.

4. Расскажите о каждом из героев сказки, выделив главное в его характере.

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015.
(вернуться к уроку)


СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА
X. К. Андерсен

Перевод А. Ганзен

История первая, в которой говорится о зеркале и его осколках

Ну, начнём! Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем теперь. Так вот, жил однажды тролль, злющий-презлющий, как сам дьявол. Раз он был в особенно
хорошем расположении духа: он смастерил такое зеркало, в котором всё доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, всё же негодное и безобразное, напротив, так
и бросалось в глаза и казалось ещё хуже. Прекраснейшие пейзажи выглядели в нём варёным шпинатом, а лучшие из людей — уродами или казались стоящими кверху ногами
и без животов, так что тролль не мог не хохотать, радуясь своей выдумке. Все ученики тролля — у него была своя школа — рассказывали о зеркале, как о каком-то чуде.

— Теперь только, — говорили они, — можно увидеть весь мир и людей в их настоящем свете!

И вот они бегали с зеркалом повсюду. Скоро не осталось ни одной страны, ни одного человека, которые бы не отразились в нём в искажённом виде. Напоследок
захотелось им добраться и до неба, чтобы посмеяться над ангелами и самим Творцом.

Всё выше и выше летели они, и вдруг зеркало так перекосило, что оно вырвалось у них из рук, полетело на землю и разбилось вдребезги. Миллионы, биллионы его
осколков наделали, однако, несравненно больше вреда, чем само зеркало. Некоторые из них, величиной всего с песчинку, разлетаясь по белу свету, попадали,
случалось, людям в глаза и так там и оставались. Человек же с таким осколком в глазу начинал видеть всё навыворот или замечать в каждой вещи одно лишь дурное,
так как каждый осколок сохранял свойство, которым отличалось прежде целое зеркало. Некоторым людям осколки попадали прямо в сердце, и это было хуже всего:
сердце превращалось в кусок льда. Были между этими осколками и большие — такие, что их можно было вставить в оконные рамы, но уж в эти окна не стоило смотреть
на своих добрых друзей. Наконец, были такие осколки, которые пошли на очки; только беда была, если люди надевали их для того, чтобы смотреть на вещи и судить
о них вернее.

Злой тролль хохотал до колик в животе и наслаждался, словно его щекотали. А по свету летало ещё много осколков зеркала. Послушаем же!

История вторая. Мальчик и девочка

В большом городе, где столько домов и людей, что не всем удаётся отгородить себе хоть маленькое местечко для садика, и где поэтому большинству жителей
приходится довольствоваться комнатными цветами в горшках, жили двое бедных детей, но у них был садик побольше цветочного горшка.

Они не были в родстве, но любили друг друга, как брат и сестра.

Родители их жили под самой крышей в двух смежных домах. Там, где кровли домов почти сходились, под выступами кровель шёл водосточный жёлоб, и туда как раз
были обращены чердачные окошки обеих семей. Таким образом, стоило только перешагнуть с одного желоба на другой — и вы попадали к соседям.

У родителей было по большому деревянному ящику; в них росли овощи и небольшие кусты роз — в каждом по одному; кусты чудесно разрастались. Родителям пришло
в голову поставить эти ящики поперёк желобов, и словно две цветущие грядки протянулись от одного окна к другому. Горох спускался из ящиков зелёными гирляндами,
розовые кусты обрамляли окна и сплетались ветвями; а мальчик и девочка ходили друг к другу по крыше в гости и сидели на скамеечке под розами. Тут они чудесно
играли.

Зимою окна зачастую замерзали, и это удовольствие прекращалось. Но дети нагревали на печке медные монеты и прикладывали их к замёрзшим стёклам — сейчас же
оттаивало чудесное отверстие, такое круглое-круглое, а в него выглядывал весёлый, ласковый глазок — это смотрели, каждый из своего окна, мальчик и девочка:
Кай и Герда. Летом они в один прыжок могли очутиться друг у друга, а зимою надо было сначала спуститься на много-много ступенек вниз, а затем подняться на
столько же вверх. На дворе же ветер крутил снег.

— Это роятся белые пчёлки! — говорила старая бабушка.

— А у них тоже есть королева? — спрашивал мальчик: он знал, что у настоящих пчёл есть такая.

— Есть, — отвечала бабушка. — Она там, где рой всего гуще, она больше всех и никогда подолгу не остается на земле — всегда взлетает на чёрное облако. Часто
по ночам пролетает она по городским улицам и заглядывает в окошки, и стекла тогда покрываются ледяными узорами, словно цветами.

— Видели, видели! — говорили дети и верили, что всё это сущая правда.

— А Снежная королева не может войти сюда? — спросила раз девочка.

— Пусть-ка попробует! — сказал мальчик. — Я посажу её на тёплую печку, вот она и растает.

Но бабушка погладила его по головке и завела разговор о другом.

Вечером, когда Кай был дома и почти совсем разделся, собираясь лечь спать, он вскарабкался на стол у окна и поглядел в маленький, оттаявший на оконном стекле кружочек. За окном порхали снежинки; одна из них, побольше, упала на край цветочного ящика и начала расти, расти, пока наконец не превратилась в женщину, закутанную в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звёздочек. Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительного, сверкающего льда, и всё же живая! Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни теплоты, ни покоя. Она кивнула мальчику и поманила его рукой. Мальчуган испугался и спрыгнул со стула; мимо окна промелькнуло что-то похожее на большую птицу.

На другой день был славный мороз, но затем сделалась оттепель, а там пришла и весна. Солнце светило, зелень опять показалась из земли, ласточки вили под крышей гнезда, окна растворили, и дети снова сидели в своём маленьком садике высоко над всеми этажами.

В то лето розы цвели особенно пышно.

Девочка выучила псалом[2], в котором тоже говорилось о розах; девочка пела его мальчику, думая при этом о своих розах, и он подпевал ей:

Розы цветут… красота, красота!
Скоро узрим мы Младенца Христа.

Дети пели, взявшись за руки, целовали розы, смотрели на солнечное сияние и разговаривали с ним, — им чудилось, что с него глядел на них сам Младенец Христос. Один раз Кай и Герда рассматривали книжку с картинками — зверями и птицами; на больших башенных часах пробило пять.

— Ай! — вскрикнул вдруг мальчик. — Меня кольнуло прямо в сердце, и что-то попало в глаз!

Девочка обвила ручонкой его шею; он мигал глазами, но ни в одном ничего не было видно.

— Должно быть, выскочило, — сказал он.

Но в том-то и дело, что нет. Это был как раз крошечный осколок дьявольского зеркала, в котором, как мы, конечно, помним, всё великое и доброе казалось ничтожным и гадким, а злое и дурное отражалось ещё ярче, дурные стороны каждой вещи выступали ещё резче.

Бедняжка Кай! Теперь сердце его должно было превратиться в кусок льда! Боль прошла, но самый осколок остался.

— О чём же ты плачешь? — спросил он Герду. — Мне совсем не больно. Какая ты делаешься некрасивая! Фу! — закричал он затем. — Эту розу точит червь. А та совсем кривая. Какие гадкие розы! Не лучше ящиков, в которых торчат!

И он толкнул ящик ногою и обломал две розы.

— Кай, что ты делаешь? — закричала девочка, а он, увидя её испуг, сорвал ещё одну и убежал от миленькой маленькой Герды в своё окно.

Приносила ли после того ему девочка книжку с картинками — он говорил, что эти картинки хороши только для грудных ребят; рассказывала ли что-нибудь бабушка— он придирался к её словам. А потом… дошёл и до того, что крался за ней, передразнивая её походку, стал надевать очки, подражать её голосу. Выходило очень похоже и смешило людей. Скоро мальчик выучился передразнивать и всех соседей. Он отлично умел выставить напоказ все их странности и недостатки, и люди говорили:

— Что за голова у этого мальчугана!

А причиной всему был осколок зеркала, что попал ему в глаз, а затем и в сердце. Потому-то он и передразнивал даже маленькую миленькую Герду, которая любила его всем сердцем.

И забавы его стали теперь совсем иными, такими мудрёными. Раз зимою, когда шёл снег, он явился с большим увеличительным стеклом и подставил под снег полу своего синего пальто.

— Погляди в стекло, Герда, — сказал он.

Каждая снежинка казалась под стеклом куда больше, чем была на самом деле, и походила на роскошный цветок или десятиугольную звезду. Это было очень красиво.

— Видишь, как искусно сделано! — сказал Кай. — Это гораздо интереснее настоящих цветов! И какая точность! Ни единой неправильной линии! Ах, если бы только они не таяли!

Немного спустя Кай явился в больших рукавицах, с санками за спиною, крикнул Герде в самое ухо: «Мне позволили покататься на большой площади с другими мальчиками!» — и убежал.

На площади каталось множество детей. Те, что были посмелее, привязывали свои санки к крестьянским саням и прокатывались таким образом довольно далеко. Веселье так и кипело. В самый разгар его на площади появились большие сани, выкрашенные в белый цвет. В них сидел кто-то укутанный в белую меховую шубу и в такой же шапке. Сани объехали вокруг площади два раза. Кай живо привязал к ним свои санки и покатился. Большие сани понеслись быстрее и затем свернули с площади в переулок. Сидевший в них человек обернулся и дружески кивнул Каю, точно знакомому. Кай несколько раз порывался отвязать свои санки, но человек в шубе кивал ему, и он продолжал ехать.

Вот они выехали за городские ворота. Снег повалил вдруг хлопьями, да так густо, что Кай не мог видеть своей протянутой руки. Мальчик поспешил отпустить веревку, которою зацепился за большие сани, но санки его точно приросли к ним и продолжали нестись вихрем. Кай громко закричал — никто не услышал его. Снег валил, санки мчались, ныряя в сугробах, прыгая через изгороди и канавы. Кай весь дрожал, хотел прочесть «Отче наш», но в уме у него вертелась одна таблица умножения.

Снежные хлопья всё росли и обратились под конец в больших белых куриц. Вдруг они разлетелись в стороны, большие сани остановились, и сидевший в них человек встал. Это была высокая, стройная, ослепительно белая женщина — Снежная королева; и шуба, и шапка на ней были из снега.

— Славно проехались! — сказала она. — Но ты совсем замёрз — полезай ко мне в медвежью шубу!

И, посадив мальчика в сани, она завернула его в свою шубу. Кай словно опустился в снежный сугроб.

— Всё ещё мёрзнешь? — спросила она и поцеловала его в лоб.

У! Поцелуй её был холоднее льда, он пронизал его насквозь и дошел до самого сердца, а оно и без того уже было наполовину ледяным. Каю показалось, что он сейчас умрёт… Но это только на одну минуту, а потом, напротив, ему стало хорошо, он даже совсем перестал зябнуть.

— Мои санки! Не забудь мои санки! — вспомнил он прежде всего о санках.

И санки были привязаны на спину одной из белых куриц, которая и полетела с ними за большими санями. Снежная королева поцеловала Кая ещё раз, и он позабыл и Герду, и бабушку, и всех домашних.

— Больше я не буду целовать тебя, — сказала она. — А не то зацелую до смерти.

Кай взглянул на неё. Она была так хороша! Более умного, прелестного лица он не мог себе и представить. Теперь она не казалась ему ледяною, как в тот раз, когда сидела за окном и кивала ему головой.

Он совсем не боялся её и рассказал ей, что знает все четыре действия арифметики, да ещё с дробями, знает, сколько в каждой стране квадратных миль и жителей, а она только улыбалась в ответ. И тогда ему показалось, что он в самом деле знает мало.

В тот же миг Снежная королева подхватила его, и они взвились на чёрное облако. Буря выла и стонала, словно распевала старинные песни; они летели над лесами
и озёрами, над морями и твёрдой землёй; под ними дули холодные ветры, выли волки, сверкал снег, летали с криком чёрные вороны, а над ними сиял большой
ясный месяц. На него смотрел Кай всю долгую-долгую зимнюю ночь — днём он спал у ног Снежной королевы.

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015.
(вернуться к уроку)


РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ

Задания к сказке «Снежная королева»

1. Как можно объяснить название сказки? Из скольких историй состоят приключения действующих лиц?

2. Кто главные герои сказки? Чем интересна была их жизнь? Как начинается сказка? Похоже ли её начало на начало русских народных сказок?

3. Почему у тролля было особенно хорошее настроение? Что делали тролль и его ученики с людьми, их характерами? Что происходило с разбитым зеркалом?

4. Расскажите о жизни мальчика и девочки, об их садике. Как жили обе семьи? Постарайтесь близко к тексту пересказать эпизод с появлением Снежной королевы.
Как осколок попал в глаз Кая?

5. С чего началось путешествие Герды? Что вы можете рассказать о цветнике женщины, умевшей колдовать? Почему Герда забыла обо всём и как ей удалось вспомнить
о Кае? Как она встретилась с принцем и принцессой? Чем они помогли Герде?

6. Каков особый мир маленькой разбойницы? Почему разбойница пожалела Герду и даже помогла ей в дальнейшем пути?

7. Последняя остановка у жалкой избушки; лапландка и финка; их помощь Герде. Чем эти эпизоды напоминают нам русские народные сказки?

8. Что помогло Герде и Каю в чертогах Снежной королевы? Кто встретился им на обратном пути?

9. Что хотел сказать читателям своей сказкой Андерсен? Как вы понимаете концовку сказки?

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015.
(вернуться к уроку)


ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Внимательно рассмотрите иллюстрации к сказке «Снежная королева». Согласны ли вы с восприятием сказки и её героев художником? Напишите письменный
отзыв об иллюстрациях.

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015.
(вернуться к уроку)

Опубликовано 3 года назад по предмету
Литература
от Аккаунт удален

почему в сказках Андерсен вещи оживают

  1. Ответ

    Ответ дан
    Лизаlike

    они очень любят волшебство и им нравилось что предметы оживали

    1. Ответ

      Ответ дан
      Аккаунт удален

      спасибо что помогла

  2. Ответ

    Ответ дан
    Михаил552

    Андерсен детский писатель, а дети любят волшебство.

Не тот ответ, который вам нужен?

Найди нужный

Самые новые вопросы

Никита081

Математика — 2 года назад

Сколько здесь прямоугольников

Alinashastova

История — 3 года назад

Какое управление было в древнейшем риме? как звали первого и последнего из царей рима?

diankayusupova3

Литература — 3 года назад

Уроки французского ответе на вопрос : расскажите о герое по следующему примерному плану: 1.почему мальчик оказался в райцентре ? 2.как он чувствовал себя на новом месте? 3.почему он не убежал в деревню? 4.какие отношения сложились у него с товарищами? 5.почему он ввязался в игру за деньги? 6.как характеризуют его отношения с учительницей ? ответе на эти вопросы пожалуйста ! сочините сочинение пожалуйста

tegysigalpa2012

Русский язык — 3 года назад

Помогите решить тест по русскому языку тест по русскому языку «местоимение. разряды местоимений» для 6 класса
1. укажите личное местоимение:
1) некто
2) вас
3) ни с кем
4) собой
2. укажите относительное местоимение:
1) кто-либо
2) некоторый
3) кто
4) нам
3. укажите вопросительное местоимение:
1) кем-нибудь
2) кем
3) себе
4) никакой
4. укажите определительное местоимение:
1) наш
2) который
3) некий
4) каждый
5. укажите возвратное местоимение:
1) свой
2) чей
3) сам
4) себя
6. найдите указательное местоимение:
1) твой
2) какой
3) тот
4) их
7. найдите притяжательное местоимение:
1) самый
2) моего
3) иной
4) ничей
8. укажите неопределённое местоимение:
1) весь
2) какой-нибудь
3) любой
4) этот
9. укажите вопросительное местоимение:
1) сколько
2) кое-что
3) она
4) нами
10. в каком варианте ответа выделенное слово является притяжательным местоимением?
1) увидел их
2) её нет дома
3) её тетрадь
4) их не спросили

pakhotnov228

Русский язык — 3 года назад

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.
1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.
2. множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя
3. поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

ggg3288

Русский язык — 3 года назад

помогите прошу!перепиши предложения, расставляя недостающие знаки препинания. объясни, что соединяет союз и. если в предложении один союз и, то во втором выпадающем списке отметь «прочерк».пример:«я шёл пешком и,/поражённый прелестью природы/, часто останавливался».союз и соединяет однородные члены.ночь уже ложилась на горы (1) и туман сырой (2) и холодный начал бродить по ущельям.союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2) однородные членычасти сложного предложения—.поэт — трубач зовущий войско в битву (1) и прежде всех идущий в битву сам (ю. янонис).союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2) ​

Аккаунт удален

Физика — 3 года назад

Вокруг прямого проводника с током (смотри рисунок) существует магнитное поле. определи направление линий этого магнитного поля в точках a и b.обрати внимание, что точки a и b находятся с разных сторон от проводника (точка a — снизу, а точка b — сверху). рисунок ниже выбери и отметь правильный ответ среди предложенных.1. в точке a — «от нас», в точке b — «к нам» 2. в точке a — «к нам», в точке b — «от нас» 3. в обеих точках «от нас»4. в обеих точках «к нам»контрольная работа по физике.прошу,не наугад важно

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Что ты хочешь узнать на сайте Знания ком?

Задай вопрос

Все предметы

Математика

Литература

Алгебра

Русский язык

Геометрия

Английский язык

Химия

Физика

Биология

История

Обществознание

Окружающий мир

География

Українська мова

Информатика

Українська література

Қазақ тiлi

Экономика

Музыка

Право

Беларуская мова

Французский язык

Немецкий язык

МХК

ОБЖ

Психология

Оʻzbek tili

Кыргыз тили

Астрономия

Физкультура и спорт

Другие предметы

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Почему в русских народных сказках добро побеждает над злом сочинение 5 класс
  • Почему в рассказе старуха изергиль истории расположены именно в таком порядке
  • Почему в рассказе осеевой три товарища мальчик володя поделился своим завтраком с витей
  • Почему в рассказе кот ворюга кот перестал воровать
  • Поспокойнее как пишется слитно или раздельно

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии