Базаров умирает в конце романа. И нам, успевшим полюбить героя, принять его таким, каков он есть, искренне жаль его. Смерть – всегда трагедия. Но Евгений Васильевич Базаров умирает по воле автора! Это И. С. Тургенев так распорядился сюжетом, такую участь определил для своего героя. Почему?
Вспомним Базарова в начале произведения. Перед нами убежденный нигилист, отрицающий ВСЁ! Даже то, что страшно выговорить…Уверенный в себе, своих взглядах, смелый, даже наглый… Сама его внешность вызывает неприятие у иных героев : балахон с кистями, бакенбарды песочного цвета, красные руки… Ну никак не аристократ. И быть таковым не стремится. Он вроде и не бравирует своими взглядами, как Ситников или даже Аркадий, но он шокирует ими обывателей. Любовь он сводит к влечению полов, природа для него лишь мастерская, а поэзия, искусство – романтизм, который он презирает. И Евгений Базаров уверен, что такая позиция более соответствует нынешнему историческому моменту, необходима России: «надо место расчистить»…. Наш нигилист уверен, что понимает народ (он ведь «свой брат, не барин»!), что именно народу России будет полезна его деятельность.
Для него эти взгляды настолько неоспоримы, что он не щадит самолюбие своего друга Аркадия, презрительно отзываясь о его дядюшке Павле Петровиче Кирсанове и отпуская едкие замечания в адрес Николая Петровича из-за его романтический наклонностей. Словом, деликатничать ни с кем он не собирается. Убежденность в своей правоте дает ему чувство превосходства над окружающими. И эта убежденность даже вызывает симпатию читателя! Ведь Базаров по большому счету прост, открыт, искренен. И дело, которым он занимается (естественные науки, медицина) – это все жизнь, без каких-либо романтических уловок.
Однако, вспомним, И.С. Тургенев создал этот роман как ответ в споре с представителями новых идей, нигилистов, как и его герой Базаров. Целью автора было – развенчать нигилиста, показать несостоятельность подобного рода воззрений. Будучи знатоком и большим любителем природы, поклонником многих видов искусств, одаренным писателем, он не мог принять подобного взгляда на мир. «Но отвергать поэзию, не любить искусства?» — уже одно это — трагедия! Трагедия человека, добровольно избравшего для себя такое ограниченное, неполноценное существование — в рамках идеологии нигилиста. И если Базаров этого не понимает, это трагедия в еще большей степени!
Но автор, великий мудрец, проводит своего героя через испытание любовью. Анна Сергеевна Одинцова, с ее красотой, умом и обаянием, заставила героя испытать романтическое чувство, ранее категорически им отвергаемое. Мы видим, как изо всех сил сопротивляется наш герой могучей страсти, как борется сам с собой… И борьба эта – не только от уязвленной гордости отвергнутого сердца, это и борьба нигилиста, не желающего уступать ни йоты от своих убеждений. Но брешь пробита… Вот где трагедия для Базарова! Верить в то, что найден смысл деятельности и жизни, всю жизнь этой вере подчинить — и вдруг… Базаров подавлен, задумчив, рассеян. Именно в таком настроении он вновь приезжает к своим родителям. Наверно, эта рассеянность, как следствие внутреннего кризиса, и послужила причиной роковой ошибки, которую допустил наш герой как медик. Ошибки, которая стоила ему жизни. Уходя, Базаров сомневается уже и в том, нужен ли он России… Это ли не трагедия?
И еще… Базаров трагически одинок. Почему? Да самим законам жизни противоречит его мировоззрение. Именно поэтому расходятся их пути с Аркадием Кирсановым, которого он мог назвать своим другом. Аркадий выбирает любовь, семью, вечные ценности, отвергаемые нигилистом, выбирает живую жизнь! А как понять Анну Сергеевну Одинцову, которая, размышляя над своим к Евгению отношением, заглянув за черту, увидела там — безобразие! Что еще могло послужить тому причиной, как не нигилизм в общем-то интересного ей человека ? Ну а об отношениях с родителями и говорить не приходится. Евгений Базаров давно уже далеко ушел от них в своем развитии, хотя его отец всеми силами и старается не отстать от века.
Так что Базаров действительно «лицо трагическое».
Федя самый старший из всех,ему 14 лет и он из богатой крестьянской семьи.Стройный,белокурый,с красивым лицом и рассеянной улыбкой.В ночное он пошёл не из за нужды,а для развлечения,ему не надо работать,у него «даже сапоги свои » есть и добротная,нарядная рубаха.Ему нравятся рассказы о нечистой силе ,но самому ему нечего рассказать,в его спокойной ,сытой жизни ничего сверхъестественного не происходит,его семью не будоражат слухи и россказни,он ограждён от суеверных страстей своим положением. Немногословность,насмешливый тон показывает снисходительное отношение к остальным,он подражает отцу,который командует работниками.Федя не хочет уронить достоинство , много не говорит ,как это делают взрослые из его окружения,говоря с подчинёнными. немногословны ,словно делают одолжение.
Павлуша — из бедной семьи,даже лаптей нет у него.Неказистый,с некрасивым лицом и темными волосами,в рубахе и «заплатанных «штанов.Ему 12 лет,но он один из всей компании пытается дать объяснения суевериям.Подбадривая товарищей,он пытается им показать,что крик птицы в ночи не проделки нечисти,а всего лишь природа.Не стоит призывать крестную силу,можно и посмотреть происходящее .Он один не боится ночи и её звуков,смело бежит с собаками ,набирает воду из реки ,не смотря на зов утопленника Васи. Смелость,попытка рационального объяснения многих событий ,знание природы ,критика суеверий и предрассудков-это отличает Павлушу от всех остальных мальчиков.
Илюша-мальчик лет 12-ти ,работает с братом на бумажной фабрике,из крестьян,но не бедных,даже новые лапти и рубаха свои имеются. Беловолосый,почти белый мальчик,с вытянутым,подслеповатым лицом.Работа не из лёгких ,частенько они остаются ночевать на фабрике ,чтобы не терять время на дорогу домой.Рассказ мальчика о домовом,который пугал рабочих на фабрике.Сам он не видел нечисть,рассказывает со слов «очевидцев»,но очень красочно и подробно описывает проделки нечистой силы.История с утопленником показывает страхи рабочих перед смертью,барашки на могилах ,как попытка осмысления смерти,даже паперть перед церковью,в рассказе Илюши,звучит как предсказание,кто умрёт в следующем году.История о Тришке и солнечном затмении-это крестьянские страхи о конце света.
Костя-болезненный и худой крестьянский мальчик,лет 10-ти.Маленькие черты лица,похож на белку,с большими,маслянистыми глазами.Он боится рассказов товарищей,трусишка ,по словам автора.Его рассказ о встрече русалки с плотником ,которая зазывала его к себе.Плотник нашёл дорогу домой,но после этого стал нелюдимым.Как сказку ,рассказывает Костя свою историю.Рассказ о гибели Васи и его матери ,как народная песня.Деревенские страхи отражены в рассказах мальчика.
Ваня самый маленький из ребят,около 7 лет.Кудрявый,белокурый мальчик,с румянцем на щеках и голубыми глазами,тихий и спокойный,немного картавит.Он спал ,когда все делились историями,а проснувшись ,увидел небо.Звёзды он сравнил с роящимися пчёлками и тоненьким голоском сообщил это товарищам.
В рассказе «Бежин луг» Иван Сергеевич Тургенев описывает «ночное». Сейчас мы уже не знаем, что это такое, поэтому я с особым интересом прочитал этот рассказ. Ходить в ночное — это значит ночью пасти лошадей.
В рассказе Тургенев показывает мальчиков, стерегущих табун. Охотник натыкается на них, возвращаясь с охоты. Он сперва «ошибся, приняв людей, сидевших вокруг тех огней,, за гуртовщиков. Это просто были крестьянские ребятишки из соседних деревень, которые стерегли табун. В жаркую летнюю пору лошадей выгоняют у нас на ночь кормиться в поле: днем мухи и оводы не дали бы им покоя. Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун — большой праздник для крестьянских мальчиков. Сидя без шапок и в старых полушубках на самых бойких клячонках, мчатся они с веселым гиканьем и криком, болтая руками и ногами, высоко подпрыгивают, звонко хохочут».
Картина ночного описана Тургеневым очень ярко и правдиво. Он показывает нам всего лишь одну ночь, но заставляет пережить ее на самом деле. Охотник подсел к костру, а потом прилег возле него. Мальчики сидели у костра и разговаривали. С ними были две собаки.
Мы действительно как будто попадаем сами туда и видим эту картину: лошадей, неспешно жующих траву, собак, пять мальчиков -Федю, Павлушу, Ильюшу, Костю и Ваню, сидевших у костра и варивших картошку: «Небольшой котельчик висел над одним из огней; в нем варились «картошки». Павлуша наблюдал за ним и, стоя на коленях, тыкал щепкой в закипавшую воду. Федя лежал, опершись на локоть и раскинув полы своего армяка. Ильюша сидел рядом с Костей и все так же напряженно щурился. Костя понурил немного голову и глядел куда-то вдаль. Ваня не шевелился под своей рогожей. Я притворился спящим. Понемногу мальчики опять разговорились».
Приход охотника насторожил их, и они притихли. Потом, когда он притворился спящим, они возобновили прерванный разговор. Они разговаривали о домовом, потом о слободском плотнике Гавриле, как не испугался он русалки и начал креститься. Только такие разговоры вызывали у них чувство страха. Вот где-то пронесся «слабый, шипящий свист» — и они переполошились. Только один — Павлуша, мальчик лет двенадцати, успокоил их, сказав, что картошка сварилась.
Только начали они опять свои разговоры про утопленника, как собаки вскочили и исчезли в кустах. Мальчикам сделалось жутко, но опять положение спас Павлуша, который вскочил на коня и поехал один смотреть, в чем там дело. Он потом просто и буднично так объясняет: «Я думал, волк». Тургенев восхищается смелым мальчиком, который один не побоялся поскакать на волка.
И смешно, и грустно читать истории, рассказанные мальчиками. Вот рассказ Кости о том, как испугался он «болезного крика», а это всего лишь лягушки «махонькие». Охотник слушает беседу мальчиков и засыпает: «В воздухе уже не так сильно пахло, в нем снова как будто разливалась сырость… Недолги летние ночи. Разговор мальчиков угасал вместе с огнями… Собаки даже дремали; лошади, сколько я мог различить, при чуть брезжущем, слабо льющемся свете звезд, тоже лежали, понурив головы… Сладкое забытье напало на меня; оно перешло в дремоту».
Вот и заканчивается «ночное», наступает новый день. Всем надо возвращаться к своим делам. Все мальчики крепко спали, но и здесь Павлуша проявил свои лидерские качества, свой сильный характер: «Я проворно встал и подошел к мальчикам. Они все спали как убитые вокруг тлеющего костра; один Павел приподнялся до половины и пристально поглядел на меня».
В этом рассказе Тургенев показал нам эпизод из жизни крестьянских мальчиков. Он выбрал один из самых счастливых моментов их жизни, поэтому и все произведение наполнено радостью и покоем.