Пол осени как пишется слово

Данное слово является существительным, а употребляется в значении «одно из четырёх времён года, между летом и зимой». Со значением слова всё стало понятно. А возникнут ли вопросы при написании слова? Я думаю, что да. Поэтому, давайте разберёмся.

Как же правильно пишется: «осень» или «осинь»?

Согласно орфографической норме русского языка изучаемое слово пишется, как в первом варианте:

ОСЕНЬ

Почему напишем слово именно с гласной буквой «е»?

Стоить отметить, что сомнительная буква находится в корне слова.

В русском языке для проверки сомнительных гласных и согласных необходимо подобрать такое проверочное слово, в котором эти безударные гласные смогут занять ударную позицию, а сомнительные согласные будут звучать более отчётливо.

ОСЕНЬ — ОСЕННИЙ (проверочное слово, гласная «е» под ударением)

Таким проверочным словом является прилагательное «осенний», где сомнительная гласная буква заняла ударную позицию.

А правильность написания слова Вы можете проверить по орфографическому словарю русского языка.

Синонимы к слову:

  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Время года

Примеры предложений с данным словом:

  • У меня день рождения осенью.
  • Эта осень будет очень тёплой и солнечной.
  • Этой осенью я пойду в седьмой класс.

Иногда у пишущего затруднения вызывают совершенно простые, на первый взгляд, слова. Так, например, бывает с ошибкой написано слово «осенний». Трудности возникают, как правило, в правописании суффикса: одно «н» или два? Нужен после корня мягкий знак или нет? Чтобы ответить на все эти вопросы, надо разобраться поэтапно.

осенний вид на беседку в германии

Правильно пишется

Итак, сразу определимся и запомним, что правильно пишется – ОСЕННИЙ. С двумя «н» и ни одного мягкого знака. Прилагательное осенний образовано следующим образом: корень «осен» (от существительного «осень»), суффикс «н» и окончание «ий».

Прилагательное ОСЕННИЙ в словосочетаниях выступает в составе согласования зависимым словом и полностью подчиняется главному, следующему за ним – существительному или местоимению – в роде, числе и падеже:

  • осенний бал – муж.р., ед. ч., Им. п.;
  • осенней розы – жен.р., ед. ч., Род. п.;
  • осеннему настроению – ср. р., ед. ч., Дат. п.;
  • осенние фантазии – жен.р., мн. ч. Вин. п.;
  • в осенних листьях – муж. Р., мн. ч., Предл. п.

Также может возникнуть вопрос, как правильно пишется: «по осеннему» или «по-осеннему». В данном случае раздельное написание или через дефис обусловлено тем, какая в данном случае часть речи используется: наречие или прилагательное с предлогом.

Так, в случае, если «по/осеннему» отвечает на вопрос «как?» и не изменяется в зависимости от контекста — это наречие, и пишется оно через дефис:

  • по-осеннему хмурый;
  • нахмурился по-осеннему;
  • по-осеннему зябко.

Если же «по/осеннему» отвечает на вопросы «какой? какая? какие? какое?» и свободно меняется в зависимости от следующего за ним существительного, — это прилагательное с предлогом «по» и пишется оно раздельно:

  • По осеннему небу летели журавли;
  • Мы шли по осенней аллее;
  • По осенним дорожкам бежали ручьи.

Примеры предложений

  • Осенняя промозглая погода совершенно не располагала к прогулкам.
  • Я не знаю ничего прекраснее, красочнее и ярче, чем освещенный закатным солнцем осенний лес.
  • Листья берез уже окрасились в ярко-желтый и выглядели по-осеннему ярко и празднично.
  • Школьный осенний бал запланировали на конец октября.
  • Серега замерз и оделся уже совсем по-осеннему: в куртку и шапку.
  • Настроение было под стать ноябрьскому небу: осеннее, плаксивое и пасмурное.
  • По-осеннему низкое небо обложили серые угрюмые тучи, обещающие снег.

осенний лес

Неправильно пишется

Также неправильно писать в слове ОСЕННИЙ мягкий знак после корня: «осеньний», хотя на слух это слово звучит именно так. Тем не менее, наличие мягкого знака легко проверить, определив, от какого корня произошло прилагательное ОСЕННИЙ. Это корень «осен». Добавив к нему суффикс «н», мы получаем слово «осен-ний». В русском языке не существует слов, где разделительный мягкий знак находится между корнем, оканчивающимся на «н» и суффиксом «н».

Наряду с этим словом в русском языке встречаются и другие, схожие в написании и звучании слова: «весенний», «двусторонний». Все они также пишутся без мягкого знака после корня.

Синонимы к слову «осенний»

Прямых синонимов к слову ОСЕННИЙ практически нет, в их значении можно употребить прилагательные, образованные от названий трех осенних месяцев:

  • сентябрьский,
  • октябрьский,
  • ноябрьский.

В качестве косвенных синонимов употребляют близкие по смыслу прилагательные, которые можно отнести к осени:

  • пасмурный,
  • дождливый,
  • сезонный,
  • хмурый.

Но их можно использовать только в контексте, так как сами по себе эти слова не имеют значения сезонности.

Заключение

Грамотно написать ОСЕННИЙ нетрудно, достаточно запомнить, что мягкого знака между двумя «н» в русском языке не найти, а две «нн» происходят от сочетания корня «осен» и суффикса «н».

Правильно/неправильно пишется

Оценка статьи:

Загрузка…

Написание слова «по осеннему» вызывает трудности? Чтобы верно написать его, нужно употребить его в конкретном предложении. Давайте разбираться.

Правильно пишется

Согласно нормам правописания наречие будет иметь дефисное написание, а прилагательное и предлог раздельное – по-осеннему, по осеннему.

Какое правило

Наречие пишем через дефис, потому что слово произошло от прилагательного посредством прибавления префикса «по» и суффикса «ему». Это стандартная словообразовательная схема. Посмотрите: по-хитрому, по-нашему. В предложении слово должно относиться к глаголу и отвечать на вопрос «как?»

Если же перед нами прилагательное, которое с предлогом всегда пишется в два слова, то после него обязательно должно идти существительное. Кроме того, слова будут согласоваться в роде, числе, падеже.

Примеры предложений

  • Мама сказала сыну, чтобы он оделся по-осеннему.
  • Игорь любил выехать на природу с семьей и погулять по осеннему лесу.

Неправильно пишется

Наречие недопустимо писать раздельно (по осеннему), а прилагательное и предлог – через дефис (по-осеннему).

( 5 оценок, среднее 2.6 из 5 )

Слово «пол­дня» пишет­ся слит­но с кор­нем пол- соглас­но пра­ви­лу орфо­гра­фии рус­ско­го языка.

Чтобы понять, как пра­виль­но пишет­ся сло­во «пол­дня» или «пол дня», слит­но или раз­дель­но, име­ем в виду, что сло­ва с кор­нем пол- (поло­ви­на) в рус­ском язы­ке пишут­ся по-разному.

В рус­ской орфо­гра­фии с кор­нем пол- суще­стви­тель­ные пишут­ся слит­но, раз­дель­но или через дефис, например:

  • пол­до­ма;
  • пол длин­ной дороги;
  • пол-окна.

Рассмотрим более деталь­но усло­вия напи­са­ния сло­ва через дефис с кор­нем пол-.

Когда слова пишутся через дефис с пол-?

Согласно пра­ви­лу рус­ской орфо­гра­фии сло­ва с кор­нем пол- пишут­ся через дефис толь­ко в сле­ду­ю­щих случаях:

1. корень сло­ва начи­на­ет­ся с любой глас­ной буквы

  • пол-ямы
  • пол-осени
  • пол-изюма
  • пол-урока

2. корень лек­се­мы начи­на­ет­ся с бук­вы «л»

  • пол-лета
  • пол-листа
  • пол-лотка
  • пол-лужи­цы

3. с име­на­ми собственными

  • пол-Урала
  • пол-Мурман­ска
  • пол-Егип­та

 «Пол дня» или «полдня»?

Как видим, у это­го нари­ца­тель­но­го име­ни суще­стви­тель­но­го нет ука­зан­ных грам­ма­ти­че­ских усло­вий для напи­са­ния через дефис. Выясним, слит­но или раз­дель­но пишет­ся это слож­ное по соста­ву существительное:

полдня — корень/корень/окончание

Раздельно сло­ва с кор­нем пол- пишут­ся толь­ко тогда, если меж­ду этим кор­нем и суще­стви­тель­ным име­ет­ся согла­со­ван­ное опре­де­ле­ние в виде при­ла­га­тель­но­го, место­име­ния, поряд­ко­во­го чис­ли­тель­но­го, причастия.

Понаблюдаем:

  • пол тру­до­во­го дня;
  • пол это­го дня;
  • пол пер­во­го дня;
  • пол окон­чив­ше­го­ся дня. 

Второй корень ана­ли­зи­ру­е­мо­го сло­ва начи­на­ет­ся с бук­вы «д», опре­де­ля­ю­щих слов меж­ду кор­ня­ми суще­стви­тель­но­го не име­ет­ся, зна­чит, выбор напи­са­ния очевиден.

Слово «пол­дня» пра­виль­но пишет­ся слит­но с кор­нем пол-.

Это сло­во пред­став­ля­ет собой сли­я­ние усе­чён­но­го кор­ня пол- (поло­ви­на) с фор­мой роди­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го «день»:

поло­ви­на дня → полдня.

Аналогично слит­но сле­ду­ет напи­сать суще­стви­тель­ные, корень кото­рых начи­на­ет­ся с любых соглас­ных, кро­ме бук­вы «л»:

  • полнеба
  • полжизни
  • полстака­на
  • полдоро­ги
  • полбеды

Чтобы усво­ить пра­виль­ное напи­са­ние этой лек­се­мы, про­чтём при­ме­ры предложений.

Примеры

Полдня́ при­шлось посвя­тить реше­нию этой назрев­шей проблемы.

До наше­го отъ­ез­да оста­ва­лось толь­ко полдня́.

Плотнику не хва­ти­ло бук­валь­но пол­дня́, что­бы сего­дня закон­чить эту работу.

Уже целых пол­дня́ она мечет­ся в поис­ках поте­рян­ной вещи.

о́сенью

о́сенью, нареч.

Источник: Орфографический
академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база
2020)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова помпезно (наречие):

Ассоциации к слову «осень&raquo

Синонимы к слову «осенью&raquo

Предложения со словом «осенью&raquo

  • – Эта история случилась здесь поздней осенью 1920 года, когда красные взяли штурмом перекопские укрепления и устремились к морю.
  • В конце прошлой осени мне пришлось один раз наблюдать подобное явление.
  • Все три проекта запускались летом – в начале осени 2005 года.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словом «осенью»

  • — Ах! — да поздней осенью — ах, да под морозами. // Ах, поздней осенью, под морозами.
  • Каникулы приходили к концу, скоро должны были начаться лекции. В воздухе чувствовались первые веяния осени. Вода в прудах потемнела, отяжелела. На клумбах садовники заменяли ранние цветы более поздними. С деревьев кое-где срывались рано пожелтевшие листья и падали на землю, мелькая, как червонное золото, на фоне темных аллей. Поля тоже пожелтели кругом, и поезда железной дороги, пролегающей в полутора верстах от академии, виднелись гораздо яснее и, казалось, проходили гораздо ближе, нежели летом.
  • Осень 1814 года, во время которой происходили описываемые нами события, была поздняя, но сухая и ясная. Была уже половина октября, а деревья еще не обнажались от покрасневшей листвы. Днем в воздухе чувствовалась даже теплота, только к ночи температура резко понижалась, а на заре были холодные утренники.
  • (все
    цитаты из русской классики)

Афоризмы русских писателей со словом «осенью&raquo

  • Умирай же, богач, в стужу сильную!
    Бедняки пускай осенью мрут,
    Потому что за яму могильную
    Вдвое больше в морозы берут.
  • Кто любит родину?
    Ветер-бродяга ответил красному:
     — Кто плачет осенью
    Над нивой скошенной и снова
    Под вешним солнца
    В поле — босой и без шапки —
    Идет за сохой, —
    Он, лапотный, больше всех любит
                                                      родину!
  • Но грустно думать, что напрасно
    Была нам молодость дана,
    Что изменяли ей всечасно,
    Что обманула нас она;
    Что наши лучшие желанья,
    Что наши свежие мечтанья
    Истлели быстрой чередой,
    Как листья осенью гнилой.
  • (все афоризмы русских писателей)

Слова, начинающиеся с пол-, могут писаться слитно, с дефисом и раздельно. Рассмотрим орфографическое правило написания слов с пол-, полу- в русском языке.

Полу- пишется слитно с любой частью речи.

Приведем примеры слов с пол-, полу-.

В русском языке слова, в морфемном составе которых имеется корень пол- (половина), в зависимости от определённых условий пишутся по-разному:

  • через дефис
  • слитно
  • раздельно.

Рассмотрим правописание слов с корнем пол-. Выясним, от чего зависит дефисное, слитное или раздельное написание таких слов.

Правило написания пол- через дефис

Согласно орфографическому  правилу русского языка в сложных по составу словах поставим дефис  после пол- в следующих случаях:

1) если второй корень слова начинается с любой гласной буквы. Напомним, что в русском языке насчитывается десять гласных букв:

а, о, у, и, ы, э, е, ё, ю, я

Примеры

  • пол-игры
  • пол-ельника
  • пол-ёмкости
  • пол-участка
  • пол-этажа
  • пол-автобуса
  • пол-очка
  • пол-юбки
  • пол-ящика;

2) если второй корень слова начинается с согласного «л»:

  • пол-ладошки
  • пол-лужайки
  • пол-лоскута
  • пол-лагеря
  • пол-леса
  • пол-линии
  • пол-лицея
  • пол-луковицы.

Обратим внимание, что в таких сложных словах существительное имеет форму родительного падежа.

Слово «поллитровка», в составе которого вторая часть имеет форму именительного падежа, пишется слитно. Отличаем его написание от слова «пол-литра», которое пишется через дефис согласно общему правилу, как и производное прилагательное «пол-литровый».

3) Дефис ставим после корня пол-, если вторая часть слова является именем собственным и пишется с прописной буквы:

  • пол-Петербурга
  • пол-Оки
  • пол-Байкала
  • пол-России.

Пол со словами

Слитное написание слов с пол-

В остальных случаях, если корень нарицательного имени существительного начинается с любого согласного, кроме «л», слова с пол- пишутся слитно.

Понаблюдаем:

  • полвека
  • полгорода
  • полдела
  • полжизни
  • ползимы
  • полмиски
  • полтонны
  • полчетвёртого
  • полнеба
  • полкастрюли
  • полстакана
  • полсентября
  • полшприца.

Пол- пишется раздельно

Если между корнем пол- и существительным имеется согласованное определение, выраженное именем прилагательным, местоимением, порядковым числительным, словосочетание пишется раздельно в три слова:

  • пол морозного февраля;
  • пол чайной ложки;
  • пол морского побережья;
  • пол яблоневого сада;
  • пол сочного арбуза;
  • пол городской окраины;
  • пол жизненной дороги;
  • пол второго этажа;
  • пол седьмого класса;
  • пол моего завтрака;
  • пол нашего двора.

Таблица «Правописание слов с пол-«

Слитное написание Дефисное написание Раздельное написание
Корень существительного начинается с согласного, кроме «л»:

полминуты,
полбагажа

Корень существительного начинается на гласную или на «л»:

пол-листа,
пол-арбуза,

Между пол и словом есть определение:

пол стиральной машины,
пол чайной ложки,
пол Мурманской области,
пол Великого Новгорода

Присоединяемая часть слова — имя собственное, состоящее из одного слова:

пол-Москвы,
пол-Африки

Присоединяемая часть слова содержит дефис (в том числе и имена собственные):

пол-конференц-зала,
пол-мини-юбки,
пол-Нью-Йорка

Написание слов с полу-

В русском языке слова, принадлежащие к любой части речи, с полу- пишутся всегда слитно:

полусидя, полушутя, полулежать, полумаска, полуэскадрон, полушарие, полушёпотом, полуфинальный, полуфеодальный, полусонный

Обратим внимание на написание наречий, в составе которых имеется приставка в- и часть пол-. Такие слова пишутся слитно:

  • работать вполсилы;
  • сидеть вполоборота;
  • остановить вполпути;
  • говорить вполголоса;
  • спать вполглаза.

Видеоурок «Правописание ПОЛ и ПОЛУ (Задание 7 ЕГЭ)»

Средняя оценка: 4.9.
Проголосовало: 188

Азбучные истины

Интерактивный диктант

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Имена и названия. Интерактивный тренажер

Учебники

Олимпиады

Видео

Полезные ссылки

Летнее чтение

Запоминалки

Цитаты о языке

Скороговорки

Пословицы и поговорки

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Правописание слов, начинающихся с ПОЛ- и ПОЛУ-

Для того чтобы безошибочно писать такие слова, необходимо запомнить, что ПОЛ- пишется слитно, через дефис или раздельно в зависимости от того, какая буква следует дальше, а ПОЛУ- пишется слитно всегда.

Запомните примеры и объяснения:

ПОЛЧЕТВЕРТИ – ПОЛ- пишется слитно, так как далее следует согласная.

ПОЛ-УРОКА – ПОЛ- пишется через дефис, так как далее следует гласная.

ПОЛ-ЛЕКЦИИ – ПОЛ- пишется через дефис , так как далее следует буква Л.

ПОЛ УЧЕБНОГО ГОДА – ПОЛ пишется раздельно, так как он не относится к следующему слову.

ПОЛУГОДИЕ – ПОЛУ всегда пишется слитно.

Обратите внимание: если ПОЛ- оказался перед именем собственным (а значит, перед прописной буквой), то после него следует поставить дефис , например: пол-Европы, пол-Петербурга.

Вот шествие по улице идет,
и кое-кто в пол_голоса поет… (Иосиф Бродский)

Натурально, давеча могла что-нибудь услышать от
приходивших, потому что теперь весь Петербург уже знает, и здесь пол_Павловска или и весь уже Павловск. (Ф. М. Достоевский. «Идиот»)

…А крови всего этак с пол_ложки столовой на рубашку вытекло… (Ф. М. Достоевский. «Идиот»)

…А как напоишь слезами своими под собой землю на пол_аршина в глубину, то тотчас же о всем и возрадуешься. (Ф. М. Достоевский. «Бесы»)

Принесено немного; кто принес пол_лукошка , а кто и совсем на донышке. (М. Е. Салтыков-Щедрин. «Пошехонская старина»)

Прах друга своего схоронить невозможно, предварительно не расстроив своего здоровья и не раздав пол_имения своего извозчикам! (М.Е. Салтыков-Щедрин, «Дневник провинциала в Петербурге»)

Я, батюшка, пол_Европы изъездил, покуда, наконец, в королевской мюнхенской библиотеке нашел рукопись. (М. Е. Салтыков-Щедрин. «Дневник провинциала в Петербурге»)

Он взял с этажерки и подал ему пол_листа серой бумаги. (И. А. Гончаров. «Обломов»)

Отец его, боевой генерал 1812 года, полу_грамотный , грубый, но не злой русский человек, всю жизнь тянул свою лямку… (И. С. Тургенев. «Отцы и дети»)

…Коляска проехала пол_версты , прежде чем разговор возобновился между ними. (И. С. Тургенев. «Отцы и дети»)

Пол_своего государства царь был готов отдать за то, чтобы хоть один раз взглянуть на это сокровище.

…Из полу_темных сеней постоялого дворика несло запахом теплого ржаного хлеба. (И. С. Тургенев. «Отцы и дети»)

Пол_России с голода помирает, «Московские ведомости» торжествуют, классицизм хотят ввести — шагу нам ступить некуда. (И. С. Тургенев. «Новь»)

Расплачивалась по счету Варвара Петровна каждые пол_года , и день расплаты почти всегда бывал днем холерины. (Ф. М. Достоевский. «Бесы»)

О «светлых надеждах» он говорил всегда тихо, с сладостию, полу_шепотом , как бы секретно. (Ф. М. Достоевский. «Бесы»)

В чистом поле не было возможности сопротивляться татарам, городов не успели укрепить; наконец, Даниил сказал: «Не отдам пол_отчины моей, лучше поеду сам к Батыю». (С. М. Соловьев. «История России с древнейших времен»)

Из чащи, одетый в русский полу_шубок и в шапку-ушанку, выскакивает Номах. (С. А. Есенин. «Страна негодяев»)

Он обратился к людям, с самыми отчаянными знаками спрашивал о ней, показывая на пол_аршина от земли, рисовал ее руками. (И. С. Тургенев. «Муму»)

Из-под таинственной, холодной полу_маски
Звучал мне голос твой отрадный, как мечта,
Светили мне твои пленительные глазки
И улыбалися лукавые уста. (М. Ю. Лермонтов)

Теперь один старик седой,
Развалин страж полу_живой ,
Людьми и смертию забыт,
Сметает пыль с могильных плит… ( М. Ю. Лермонтов. «Мцыри»)

А у тебя уж условный рефлекс выработался: как пенсия, так обязательно пол_литра . ( В. Шукшин. «Горе»)

Упражнение подготовили Д. А. Жужлева и Б. А. Панов («Лига школ»).

Источник

Написание пол-, полу- со словами

Слова, начи­на­ю­щи­е­ся с пол-, могут писать­ся слит­но, с дефи­сом и раз­дель­но. Укажем пра­ви­ло напи­са­ния слов с пол-, полу-.

Полу- пишет­ся слит­но с любой частью речи.

В рус­ском язы­ке сло­ва, в мор­фем­ном соста­ве кото­рых име­ет­ся корень пол- (поло­ви­на), в зави­си­мо­сти от опре­де­лён­ных усло­вий пишут­ся по-разному:

Рассмотрим пра­во­пи­са­ние слов с кор­нем пол-. Выясним, от чего зави­сит дефис­ное, слит­ное или раз­дель­ное написание.

Правило написания пол- через дефис

Согласно орфо­гра­фи­че­ско­му пра­ви­лу рус­ско­го язы­ка в слож­ных по соста­ву сло­вах поста­вим дефис после пол- в сле­ду­ю­щих случаях:

1. если вто­рой корень сло­ва начи­на­ет­ся с любой глас­ной бук­вы. Напомним, что в рус­ском язы­ке насчи­ты­ва­ет­ся десять глас­ных букв:

Примеры

  • пол- и гры
  • пол- у част­ка
  • пол- э тажа
  • пол- а вто­бу­са
  • пол- о чка
  • пол- я щика;

2. если вто­рой корень сло­ва начи­на­ет­ся с соглас­но­го «л»:

Обратим вни­ма­ние, что в таких слож­ных сло­вах суще­стви­тель­ное име­ет фор­му роди­тель­но­го падежа.

Слово «пол­лит­ров­ка», в соста­ве кото­ро­го вто­рая часть име­ет фор­му име­ни­тель­но­го паде­жа, пишет­ся слит­но. Отличаем его напи­са­ние от сло­ва «пол-литра», кото­рое пишет­ся через дефис соглас­но обще­му правилу.

3. Дефис ста­вим после пол-, если вто­рая часть сло­ва явля­ет­ся име­нем соб­ствен­ным и пишет­ся с про­пис­ной буквы:

Слитное написание слов с пол-

В осталь­ных слу­ча­ях, если корень нари­ца­тель­но­го име­ни суще­стви­тель­но­го начи­на­ет­ся с любо­го соглас­но­го, кро­ме «л», сло­ва с пол- пишут­ся слитно.

Понаблюдаем:

Пол- пишется раздельно

Если меж­ду кор­нем пол- и суще­стви­тель­ным име­ет­ся согла­со­ван­ное опре­де­ле­ние, сло­во­со­че­та­ние пишет­ся раз­дель­но в три слова:

  • пол чай­ной ложки;
  • пол мор­ско­го побережья;
  • пол ябло­не­во­го сада;
  • пол соч­но­го арбуза;
  • пол город­ской окраины;
  • пол жиз­нен­ной дороги;
  • пол седь­мо­го класса.

Таблица «Правописание слов с пол-«

Слитное напи­са­ние Дефисное напи­са­ние Раздельное напи­са­ние
Корень суще­стви­тель­но­го начи­на­ет­ся с соглас­но­го, кро­ме «л»:

пол м ину­ты,
пол б ага­жа Корень суще­стви­тель­но­го начи­на­ет­ся на глас­ную или на «л»:

пол- л иста,
пол- а рбу­за, Между пол и сло­вом есть определение:

пол сти­раль­ной маши­ны,
пол чай­ной лож­ки,
пол Мурманской обла­сти,
пол Великого Новгорода Присоединяемая часть сло­ва — имя соб­ствен­ное, состо­я­щее из одно­го слова:

пол-Москвы,
пол-Африки Присоединяемая часть сло­ва содер­жит дефис (в том чис­ле и име­на собственные):

пол-конференц-зала,
пол-мини-юбки,
пол-Нью-Йорка

Написание слов с полу-

В рус­ском язы­ке сло­ва, при­над­ле­жа­щие к любой части речи, с полу- пишут­ся все­гда слитно:

Обратим вни­ма­ние на напи­са­ние наре­чий, в соста­ве кото­рых име­ет­ся часть пол-. Такие сло­ва пишут­ся слитно:

Видеоурок «Правописание ПОЛ и ПОЛУ (Задание 7 ЕГЭ)»

Источник

Пол-, полу- со словами — как пишется слитно, через дефис или раздельно

Пол-, полу слова в морфемном составе означает половина от чего либо. Что нужно запомнить?

  1. Слова в основе которых начинается на пол- при написание может слитно, с дефисом или раздельно, все зависит от буквы или слова которое стоит за ним по 3-м правилам
  2. Слова начинается с полу- всегда пишутся слитно.

Когда пол пишется через дефис?

  1. Если вторая часть лова начинается с любой гласной буквы: а, о, у, и, ы, э, е, ё, ю, я. Примеры
  • пол-ананаса
  • пол-апельсина
  • пол-арбуза
  • пол-огурца
  • пол-одиннадцатого
  • пол-аудитории
  • пол-института
  • пол-океана
  • пол-урока
  • пол-окна
  • пол-оборота
  • пол-аршина
  • пол-улицы
  • пол-языка
  • пол-огорода
  • пол-уха
  • пол-яблока

Важно отметить, что вторая часть слова дана в родительном падеже. А есть, где вторая часть в именительном падеже и пишется слитно: поллитровка, поллюция, поллиний или поллуцит. Таких слов крайне мало

  1. Если вторая часть является именем собственными пишется с большой буквы.
  • пол-России
  • пол-Франции
  • пол-Америки
  • пол-Москвы
  • пол-Петербурга
  • пол-Крыма
  • пол-Минска
  • пол-Европы
  • пол-Атлантики
  1. Если вторая часть слова уже используется с дефисом:
  • пол-мини-юбки
  • пол-конференц-зала
  • пол-Санкт-Петербурга
  • пол-Нью-Йорка

Когда пол пишется слитно (правило)?

Во всех других случаев, если вторая часть начинается с любой согласной, кроме «л», примеры:

  • полполя
  • полпервого
  • полправила
  • полжизни
  • полстены
  • полстраны
  • полдевятого
  • полпятого
  • полтретьего
  • полсада
  • полкниги
  • полкомнаты
  • поллитровый
  • полметра
  • полголовы
  • полбатона
  • полхлеба

Когда «пол» пишется раздельно?

Пишется раздельно в том случае, если между пол- и существительным стоит согласованное определение, то все три слова пишутся раздельно.

  • пол учебного года
  • пол яблоневого сада
  • пол садового участка
  • пол столовой ложки
  • пол дипломной работы

Как правильно пишется приставка полу со словами?

В русском языке слова с полу всегда пишутся слитно: полусидя, полустоя, полуфинал, полушарие и так далее.

При написание наречий, где имеется пол- пишутся слитно: вполоборота, вполпути, вполсилы, вполголоса радости нет, видеть сон вполглаза

Источник

Правописание пол-, полу- со словами

Правописание пол-, полу- со словами.

Правильное написание «пол-» со словами .

Важно знать, что слова, которые начинаются с «пол-» могут употребляться как слитно, так и через дефис и раздельно.

Согласно правилу русского языка в сложных словах по составу следует поставить дефис в следующих случаях.

1. Если второй корень слова начинается с согласной буквы «л»:

2. Если второй корень слова начинается с гласной буквы:

3.Если вторая часть слова является именем собственным, а также употребляется с прописной буквы:

Когда напишем пол- слитно со словом?

Следует написать пол- слитно со словом, если корень нарицательного имени существительного начинается с согласной буквы, кроме «л».

Когда напишем пол- раздельно со словом?

Следует написать пол- раздельно со словом, если между корнем пол- и существительным употребляется согласованное определение:

  • пол восьмого класса
  • пол сочной дыни
  • пол столовой ложки
  • пол морского побережья

Правильное написание слов с полу-.

Важно запомнить, что в русском языке с любой частью речи полу- следует употреблять слитно.

  • полусидя
  • полуфинальный
  • полусонный
  • полушарие
  • полулежать
  • полуфедеральный
  • полушёпотом

Таким образом, мы разобрали с вами все правила, которые касаются пол- и полу-. Их необходимо запомнить, а также стараться не допускать ошибок!

Источник

Правописание “ПОЛ-” и “ПОЛУ-” со словами

Правописание “полу-” со словами

“Полу-“ – это словообразовательная единица, которая добавляется к разным частям речи, образуя следующие значения:

  • половина чего-либо
  • неполнота признака
  • незаконченность действия
  • совмещение признаков двух разных объектов

Запомните:

“Полу-“ со всеми словами пишется слитно.

Например: полу ночный, полу образованный, полу сладкий.

Правописание “пол-” со словами

“Пол-/пол” – это словообразовательная единица, которая добавляется к разным частям речи, для образования слов со значением “половина”.

“Пол” с разными словами пишется по-разному:

Написание “пол” со словами через дефис

“Пол” со словами пишется через дефис, если:

  • после “пол” пишется корень, начинающийся с гласной буквы (например: пол- у гла, пол-а ршина, пол-о беда).
  • после “пол” пишется корень, начинающийся с согласной буквы “л” (например: пол-л ожки, пол-л имона, пол-л ета).

Слитное написание “пол” со словами

“Пол” со словами пишется слитно, если корень имени существительного начинается с любой согласной буквы, кроме “л” .

Например: пол в ека, пол с такана, пол н еба, пол т ретьего, пол в торого и т.д.

Раздельное написание “пол” со словами

“Пол” со словом пишется раздельно, если между “пол” и словом имеется согласованное определение.

Примеры:

  • Пол чайной ложки
  • Пол фруктового сада
  • Пол маленькой кастрюли (где “чайной”, “фруктового”, “маленькой” – это согласованные определения.

Источник

  • пол-осени,
    Существительное
    мн. пол-осени

Склонение существительного пол-осениср.р.,
несклоняемое

Единственное число

Множественное число

Единственное число

Именительный падеж
(Кто? Что?)

пол-осени

пол-осени

Родительный падеж
(Кого? Чего?)

пол-осени

пол-осени

Дательный падеж
(Кому? Чему?)

пол-осени

пол-осени

Винительный падеж
(Кого? Что?)

пол-осени

пол-осени

Творительный падеж
(Кем? Чем?)

пол-осени

пол-осени

Предложный падеж
(О ком? О чем?)

пол-осени

пол-осени

Множественное число

Сервис Спряжение и склонение позволяет вам спрягать глаголы и склонять существительные, прилагательные, местоимения и числительные. Здесь можно узнать род и склонение существительных, прилагательных и числительных, степени сравнения прилагательных, спряжение глаголов, посмотреть таблицы времен для английского, немецкого, русского, французского, итальянского, португальского и испанского. Спрягайте глаголы, изучайте правила спряжения и склонения, смотрите переводы в контекстных примерах и словаре.

Написание пол-, полу- со словами

Слова, начи­на­ю­щи­е­ся с пол-, могут писать­ся слит­но, с дефи­сом и раз­дель­но. Укажем пра­ви­ло напи­са­ния слов с пол-, полу-.

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Полу- пишет­ся слит­но с любой частью речи.

В рус­ском язы­ке сло­ва, в мор­фем­ном соста­ве кото­рых име­ет­ся корень пол- (поло­ви­на), в зави­си­мо­сти от опре­де­лён­ных усло­вий пишут­ся по-разному:

Рассмотрим пра­во­пи­са­ние слов с кор­нем пол-. Выясним, от чего зави­сит дефис­ное, слит­ное или раз­дель­ное написание.

Правило написания пол- через дефис

Согласно орфо­гра­фи­че­ско­му пра­ви­лу рус­ско­го язы­ка в слож­ных по соста­ву сло­вах поста­вим дефис после пол- в сле­ду­ю­щих случаях:

1. если вто­рой корень сло­ва начи­на­ет­ся с любой глас­ной бук­вы. Напомним, что в рус­ском язы­ке насчи­ты­ва­ет­ся десять глас­ных букв:

Примеры

  • пол- и гры
  • пол- у част­ка
  • пол- э тажа
  • пол- а вто­бу­са
  • пол- о чка
  • пол- я щика;

2. если вто­рой корень сло­ва начи­на­ет­ся с соглас­но­го «л»:

Обратим вни­ма­ние, что в таких слож­ных сло­вах суще­стви­тель­ное име­ет фор­му роди­тель­но­го падежа.

Слово «пол­лит­ров­ка», в соста­ве кото­ро­го вто­рая часть име­ет фор­му име­ни­тель­но­го паде­жа, пишет­ся слит­но. Отличаем его напи­са­ние от сло­ва «пол-литра», кото­рое пишет­ся через дефис соглас­но обще­му правилу.

3. Дефис ста­вим после пол-, если вто­рая часть сло­ва явля­ет­ся име­нем соб­ствен­ным и пишет­ся с про­пис­ной буквы:

Слитное написание слов с пол-

В осталь­ных слу­ча­ях, если корень нари­ца­тель­но­го име­ни суще­стви­тель­но­го начи­на­ет­ся с любо­го соглас­но­го, кро­ме «л», сло­ва с пол- пишут­ся слитно.

Понаблюдаем:

Пол- пишется раздельно

Если меж­ду кор­нем пол- и суще­стви­тель­ным име­ет­ся согла­со­ван­ное опре­де­ле­ние, сло­во­со­че­та­ние пишет­ся раз­дель­но в три слова:

  • пол чай­ной ложки;
  • пол мор­ско­го побережья;
  • пол ябло­не­во­го сада;
  • пол соч­но­го арбуза;
  • пол город­ской окраины;
  • пол жиз­нен­ной дороги;
  • пол седь­мо­го класса.

Таблица «Правописание слов с пол-«

Слитное напи­са­ние Дефисное напи­са­ние Раздельное напи­са­ние
Корень суще­стви­тель­но­го начи­на­ет­ся с соглас­но­го, кро­ме «л»:

пол м ину­ты,
пол б ага­жаКорень суще­стви­тель­но­го начи­на­ет­ся на глас­ную или на «л»:

пол- л иста,
пол- а рбу­за,Между пол и сло­вом есть определение:

пол сти­раль­ной маши­ны,
пол чай­ной лож­ки,
пол Мурманской обла­сти,
пол Великого НовгородаПрисоединяемая часть сло­ва — имя соб­ствен­ное, состо­я­щее из одно­го слова:

пол-Москвы,
пол-АфрикиПрисоединяемая часть сло­ва содер­жит дефис (в том чис­ле и име­на собственные):

пол-конференц-зала,
пол-мини-юбки,
пол-Нью-Йорка

Написание слов с полу-

В рус­ском язы­ке сло­ва, при­над­ле­жа­щие к любой части речи, с полу- пишут­ся все­гда слитно:

Обратим вни­ма­ние на напи­са­ние наре­чий, в соста­ве кото­рых име­ет­ся часть пол-. Такие сло­ва пишут­ся слитно:

Видеоурок «Правописание ПОЛ и ПОЛУ (Задание 7 ЕГЭ)»

Разработка урока русского языка в 6 классе на тему:Правописание пол-,полу-, с существительными

Цели: 1) Формировать навыки самонаправленности в определении слитного и дефисного написания слов с пол- и полу- через определение последующей буквы;

2) научиться находить эти слова в предложениях и в тексте;

3) совершенствовать умения в написании сложных слов с пол/полу;

4) формирование умений наблюдать, делать выводы, творчески подходить к решению заданий;

5)развивать умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность;

6) обучение чуткому и внимательному отношению к слову, уважительному отношению к лексическим запасам языка, любви к родному языку.

Опорные схемы, таблицы, учебник, листы с рабочими материалами для учащихся.

-Здравствуйте, ребята, рада вас видеть.

Сегодняшний урок я бы хотела начать с пословицы: «Каждый день жизнь прибавляет частицу мудрости».

-Как вы понимаете её смысл? (Ответы детей)

-Сегодня на уроке мы повторим пройденный материал и продолжим добывать новые знания.

-Запишите число в рабочие тетради.

Оставьте одну строчку!(Для темы)

Повторение изученного материала

Проверка домашнего задания упр

Шипящие требуют к себе особого внимания. Это объясняется их прошлым, шипящие в древнерусском языке были только мягкими. Спустя много времени некоторые из них отвердели [ж], [ш]. Даже в начале 20 века в литературе можно было встретить такие образцы – жолтый, чорный. Но сегодня мы руководствуемся современными правилами орфографии. И об этой орфограмме будем говорить с точки зрения современных правил.

3. Образуйте от данных существительных однокоренные слова:

1) –ОК/ЕК: пастух, орех ,жук, луг, рог –уменьшительно-ласкательное значение

2) –ОНОК: волк, заяц, мышь, верблюд

3) –ОНК-: река, бумага,душа,книга- пренебрежительное значение

— Каково значение суффиксов?

— Каким способом образованы существительные?

— Расскажите друг другу, когда после шипящих в суффиксе существительных пишутся гласные О/Е.

4. Работа с текстом

1)Осень славная пора.2)Беру рю..зак с поклаж..й и отправляюсь в лес за чудесами.3)Вот на тр..пинку выскочил лягуш..нок а там м..лькнул еж..нок. 4)По кольц..вой дороге возвр..щаюсь домой после праздника души.

1.Укажите номер простого предложения с однородными сказуемыми, подчеркните их.

2.Укажите номер сложного предложения. Подчеркните грамматическую основу

3. Постройте схему 1 предложения.

Укажите количество букв, звуков в словах: осень , грибная;

Выпишите слова на изучаемую орфограмму. Взаимопроверка

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Так как мы на последних уроках изучали правописание суффиксов, т.е. образовывали новые слова, скажите, какой раздел мы изучаем (Словообразование)

-Что изучает словообразование?(Словообразование –это раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова)

-Какие способы словообразования вы знаете?

-Морфемные: приставочный, приставочно-суффиксальный, суффиксальный, бессуффиксный.

-А неморфемные способы?

-Вы многое уже знаете, но тема «Правописание сложных существительных» полностью нами ещё не изучена. Мир сложных существительных очень богат.

Предположите дальнейший путь её изучения.

Я пришел из школы:

На столе оставлен

И на сковородке

Если мамы дома нету,

Полминуты не теряй

И варенье из буфета

Пол-арбуза с тортом,

Апельсин с халвой.

(Я еще не мертвый,

Я не ем уж полнедели,

Я не сплю уж пять ночей,

У моей стоят постели

Ровно пол-Москвы врачей.

-Ребята, вы улыбались при чтении данного текста?

-Какие слова вызвали у вас улыбку, в чём их отличительная особенность? ( Слова с пол-)

-Какова цель использования таких слов в тексте? (Создание комической ситуации).

2.-Посмотрите на подчёркнутые в тексте слова и скажите, как пишется ПОЛ- с этими словами? (Слитно и через дефис).

1) познакомиться ещё с одним способом образования сложных слов

2) формирование умений в написании сложных слов с пол/полу;

3) научиться находить эти слова в предложениях и в тексте;

4 ) формирование умений наблюдать, делать выводы, творчески подходить к решению заданий;

-Таким образом, сегодня мы познакомимся ещё с одним способом образования сложных слов, научимся находить их в предложениях и тексте, научимся правильно писать слова с пол- и полу-

Вы готовы к новым знаниям?

4. Постановка учебной задачи. Формулирование темы урока.

-А теперь подумайте, какова ещё одна проблема нашего урока? ( Нам не понятно, почему в одних случаях ПОЛ- пишется слитно, в других – через дефис).

— Что нужно сделать, чтобы решить эту проблему? (Нам необходимо изучить правило слитного и дефисного написания сложных существительных и потренироваться в их правописании).

Какова же тема сегодняшнего урока?

Запись темы в тетрадь и на доску.: «Правописание слов с пол- и полу-».

Пол – Европы прошагали, полземли , этот день мы приближали, как могли.

Футбол слишком серьезное дело, чтобы отдавать ему полсердца , полсилы .

Широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень , улыбнулась и засверкала росой.

Полдороги Владик и Толя бежали молча.

Полдома было ярко освещено.

Муму съела полтарелки и отошла.

В нее (Волгу) смотрелось пол-России .

У бассейна уже собрались пол-лагеря .

В тетрадь помощницу Искл.: поллитровка

Таблица на экране

Вот теперь нам стало ясно,
Не забудем никогда:

Слово ПОЛ с любой согласной
Слитно пишется всегда.

Перед Л и перед гласной,
Перед буквой прописной
Слово ПОЛ (любому ясно)
Отделяется чертой.

Пол…дня, пол…лица, пол…Москвы, полу…финальный, пол…ящика, пол… ведра,

Пол…стакана, пол… тарелки, полу…месяц, пол…России, пол…арбуза, пол…лагеря.

(Пол) беды, (полу) автомат, (пол) окна, (полу) остров, (пол осени, (пол лица, (пол Европы, (пол зимы, (полу шёпот,(пол города, (пол) слова, (пол) Луганска, (пол) лошади

( полу) круг, (пол) площади, (пол) литра, (полу) дрем о та, (пол) алфавита, (пол) утки, (пол) ложки,( пол) Байкала.

3) Приём из технологии критического мышления:

«Верно-неверно» (на слайде)

Пол (шины) пишется через дефис? НЕТ

Полу(остров) пишется через дефис? НЕТ

3.Слово пол(буханки) пишется слитно? Да

4.Слово пол (лампы) пишется раздельно? Нет

5.Пол(урока) пишется раздельно. НЕТ

6.Полу(бокс) пишется слитно? ДА

7.Пол(ужина) пишется с дефисом? ДА

8. Пол (Казахстана) пишется раздельно ? Нет

Друзья мои, я очень рада,

Что состоялся наш урок.

Ну а сейчас приходит время

Уроку подвести итог.

-Какова тема нашего урока?

-Какие цели вы поставили в начале урока?

-Достигли ли мы целей урока?

-Понравилась ли вам тема, упражнения урока? Стали ли вы немножечко мудрее?

. Домашнее задание(на выбор)

2)Подобрать слова по теме для словарного диктанта?

3)В интернете узнать происхождение корней –ПОЛ и ПОЛУ-

Если останется время

Проводится игра «Найди лишнее слов о»

Петя ушиб колено ноги.

Собрание будет в конце декабря месяца.

Путь кораблю преградил ледяной айсберг.

Путешественники ослабли от недоедания пищи.

В мае 25 числа мы закончим учебный год.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Бородина Татьяна ВладимировнаНаписать 612 10.02.2020

Номер материала: ДБ-989579

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    11.02.2020 58
    11.02.2020 19
    11.02.2020 49
    11.02.2020 43
    11.02.2020 21
    11.02.2020 26
    11.02.2020 28
    11.02.2020 29

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 2 минуты

Минобрнауки предложило вузам перевести студентов на удаленку

Время чтения: 1 минута

Стартовала запись российских школьников на бесплатные курсы по программированию

Время чтения: 2 минуты

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Самым возрастным участником ЕГЭ в 2021 году стал 72-летний учитель математики

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Азбучные истины

Интерактивный диктант

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Имена и названия. Интерактивный тренажер

Учебники

Олимпиады

Видео

Полезные ссылки

Летнее чтение

Запоминалки

Цитаты о языке

Скороговорки

Пословицы и поговорки

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Правописание слов, начинающихся с ПОЛ- и ПОЛУ-

Для того чтобы безошибочно писать такие слова, необходимо запомнить, что ПОЛ- пишется слитно, через дефис или раздельно в зависимости от того, какая буква следует дальше, а ПОЛУ- пишется слитно всегда.

Запомните примеры и объяснения:

ПОЛЧЕТВЕРТИ – ПОЛ- пишется слитно, так как далее следует согласная.

ПОЛ-УРОКА – ПОЛ- пишется через дефис, так как далее следует гласная.

ПОЛ-ЛЕКЦИИ – ПОЛ- пишется через дефис , так как далее следует буква Л.

ПОЛ УЧЕБНОГО ГОДА – ПОЛ пишется раздельно, так как он не относится к следующему слову.

ПОЛУГОДИЕ – ПОЛУ всегда пишется слитно.

Обратите внимание: если ПОЛ- оказался перед именем собственным (а значит, перед прописной буквой), то после него следует поставить дефис , например: пол-Европы, пол-Петербурга.

Вот шествие по улице идет,
и кое-кто в пол_голоса поет… (Иосиф Бродский)

Натурально, давеча могла что-нибудь услышать от
приходивших, потому что теперь весь Петербург уже знает, и здесь пол_Павловска или и весь уже Павловск. (Ф. М. Достоевский. «Идиот»)

…А крови всего этак с пол_ложки столовой на рубашку вытекло… (Ф. М. Достоевский. «Идиот»)

…А как напоишь слезами своими под собой землю на пол_аршина в глубину, то тотчас же о всем и возрадуешься. (Ф. М. Достоевский. «Бесы»)

Принесено немного; кто принес пол_лукошка , а кто и совсем на донышке. (М. Е. Салтыков-Щедрин. «Пошехонская старина»)

Прах друга своего схоронить невозможно, предварительно не расстроив своего здоровья и не раздав пол_имения своего извозчикам! (М.Е. Салтыков-Щедрин, «Дневник провинциала в Петербурге»)

Я, батюшка, пол_Европы изъездил, покуда, наконец, в королевской мюнхенской библиотеке нашел рукопись. (М. Е. Салтыков-Щедрин. «Дневник провинциала в Петербурге»)

Он взял с этажерки и подал ему пол_листа серой бумаги. (И. А. Гончаров. «Обломов»)

Отец его, боевой генерал 1812 года, полу_грамотный , грубый, но не злой русский человек, всю жизнь тянул свою лямку… (И. С. Тургенев. «Отцы и дети»)

…Коляска проехала пол_версты , прежде чем разговор возобновился между ними. (И. С. Тургенев. «Отцы и дети»)

Пол_своего государства царь был готов отдать за то, чтобы хоть один раз взглянуть на это сокровище.

…Из полу_темных сеней постоялого дворика несло запахом теплого ржаного хлеба. (И. С. Тургенев. «Отцы и дети»)

Пол_России с голода помирает, «Московские ведомости» торжествуют, классицизм хотят ввести — шагу нам ступить некуда. (И. С. Тургенев. «Новь»)

Расплачивалась по счету Варвара Петровна каждые пол_года , и день расплаты почти всегда бывал днем холерины. (Ф. М. Достоевский. «Бесы»)

О «светлых надеждах» он говорил всегда тихо, с сладостию, полу_шепотом , как бы секретно. (Ф. М. Достоевский. «Бесы»)

В чистом поле не было возможности сопротивляться татарам, городов не успели укрепить; наконец, Даниил сказал: «Не отдам пол_отчины моей, лучше поеду сам к Батыю». (С. М. Соловьев. «История России с древнейших времен»)

Из чащи, одетый в русский полу_шубок и в шапку-ушанку, выскакивает Номах. (С. А. Есенин. «Страна негодяев»)

Он обратился к людям, с самыми отчаянными знаками спрашивал о ней, показывая на пол_аршина от земли, рисовал ее руками. (И. С. Тургенев. «Муму»)

Из-под таинственной, холодной полу_маски
Звучал мне голос твой отрадный, как мечта,
Светили мне твои пленительные глазки
И улыбалися лукавые уста. (М. Ю. Лермонтов)

Теперь один старик седой,
Развалин страж полу_живой ,
Людьми и смертию забыт,
Сметает пыль с могильных плит… ( М. Ю. Лермонтов. «Мцыри»)

А у тебя уж условный рефлекс выработался: как пенсия, так обязательно пол_литра . ( В. Шукшин. «Горе»)

Упражнение подготовили Д. А. Жужлева и Б. А. Панов («Лига школ»).

источники:

http://infourok.ru/razrabotka-uroka-russkogo-yazyka-v-6-klasse-na-temu-pravopisanie-pol-polu-s-sushestvitelnymi-4132471.html

http://gramota.ru/class/coach/tbgramota/45_64

                     
Урок русского языка в 6 бклассе.

Тема: Правописание
пол-(полу-)с именами существительными

Цели:

Метапредметные :

самостоятельно
формулировать тему, проблему;  сравнивать и  анализировать, выделять главное;

извлекать
необходимую информацию;

 Регулятивные
УУД:

работать
по данному плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать
свою деятельность;

       в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки
и   определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с
этими критериями.

Коммуникативные
УУД:

уметь
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать
её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в
совместной деятельности;

адекватно
использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

уметь
общаться, взаимодействовать.

Личностные :

стремиться к совершенствованию собственной
речи;

 испытывать
потребность в самовыражении через слово;

       
толерантно относиться к мнению других, осознавать значимость чувства
товарищества, способности сопереживать;  быть   деликатным, дисциплинированным,
ответственным;

 
положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

Предметные:

узнать о правописании сложных
существительных с ПОЛ- и ПОЛУ-;

научиться 
применять свои знания на практике.

Ход урока:

1. Самоопределение к деятельности. Организационный
момент.

Прозвенел
звонок, начинается урок.

-Здравствуйте,
ребята,  рада вас видеть.
Улыбнемся друг другу и
пожелаем удачи.

Сегодняшний урок я бы хотела начать с пословицы: «Каждый день
жизнь прибавляет частицу мудрости».

-Как вы понимаете её смысл? (Ответы детей)

-Сегодня на уроке мы продолжим добывать новые знания.

-Запишите число в рабочие тетради. (Слайд
№1)

1.Творческий диктант.

Задание1Замените 
читаемые    словосочетания  одним  словом
– сложным  существительным: 
помогать взаимно (взаимопомощь),  любить  труд  (трудолюбие)
любить  свободу  (свободолюбие),  тот,  кто  ходит пешком  (пешеход)
несерьёзное  отношение  (легкомыслие),  любить жизнь (жизнелюбие),
лес и степь (лесостепь), новая стройка (новостройка), ученик
старшего класса (старшеклассник).

Выделите корни,
подчеркните соединительные гласные.

Самопроверка.

2. Актуализация знаний и фиксация
затруднений в деятельности.

.
Давайте вспомним материал прошлого урока.


Распределите слова в зависимости от их правописания: слитно и через дефис.

Землетрясение,
сенокос, самолет
,юго-восток, дом-музей,Ростов-на-Дону(сложные
сущ-е, в состав которых входят частицы, союзы, предлоги)
; сложные сущ-е,
обозначающие наименование специальностей, должностей, званий),

пол…листа

-Ребята,
вы улыбались при чтении данного текста?

-Какие
слова вызвали у вас улыбку, в чём их отличительная особенность? ( Слова с пол-)

-Какова
цель использования таких слов  в тексте? (Создание
комической ситуации).

Постановка учебной задачи. Формулирование
темы и цели урока.

Запишите тему урока

«Правописание слов с пол-(полу) с именами
существительными»

-Посмотрите на
слова  с пол-и скажите, как пишется ПОЛ- с этими словами?

+(Слитно и через
дефис).

-А теперь
подумайте, какова  ещё одна проблема нашего урока?

1.Решить,
когда ПОЛ- пишется  со словами через дефис, а когда слитно

2.Нам
необходимо изучить правило слитного и дефисного написания сложных
существительных и потренироваться в их правописании
).

-Посмотрите 
только на те слова, которые с ПОЛ- пишутся слитно.

Проанализируйте
примеры и сделайте вывод

Свои
наблюдения заносите в таблицу, которая лежит у каждого из вас на столе.

Написание
слов с ПОЛ- и ПОЛУ-

Дефисное
написание

Слитное
написание

Сверьте
свою схему со схемой на доске.

Написание слов с ПОЛ- и ПОЛУ-

Дефисное написание

Слитное написание

Перед гласными

Перед
прописными буквами

Перед буквой

Л

Перед согласными

Начинаются С ПОЛУ-

Проанализируйте
примеры и сделайте вывод.

Через
дефис-

1.Находится
перед гласными

2. Перед прописными
буквами

3.
Перед буквой -л-,

4 Перед
согласными
?
(б, с, м, к, н).

Вы совершили
открытие


Какова же тема сегодняшнего урока?

Запись темы и целей урока на доске

Свои
наблюдения заносите в таблицу, которая лежит у каждого из вас на столе.

(Демонстрация слайдов
№ 5, 6, 7, 8)

5. Построение проекта выхода из
затруднения.

-Ребята, 
как можно проверить, правильные ли выводы мы сделали? (Познакомиться
с теоретическим материалом учебника).

Работа
учащихся с лингвистическим текстом. Знакомство с текстом  учебника стр.58(
III часть)

(Добывание знаний, информации)


Какая новая информация содержится в учебнике? (
Кроме слов с ПОЛ-, есть ещё и слова с ПОЛУ-. С ПОЛУ- слова пишутся всегда
слитно).
(Слайд №9)

Примеры слов с ПОЛУ

Полуграмотный

Полушубок

Полугодие

Полулежать

Полусидеть

Полугодовалый

Полуграмотный

Полуулыбка

Полушутя

Полубольной

Полумесячный

-Добавьте
в свою табличку свои наблюдения. (В раздел «Слитное
написание»  добавляется ещё одна колонка). 

-Молодцы,
вы самостоятельно составили схему написания имён существительных с ПОЛ- и
ПОЛУ- 

Молодцы. Сколько всего нужно вам знать!

5.
-Сделайте теперь устное сообщение о правописании существительных с ПОЛ-(ПОЛУ),
пользуясь алгоритмом в тетрадях и на доске.  Приведите собственные  примеры. (Один ученик рассказывает правило.

Физминутка.

6. Аналитический блок. Включение новых
знаний в систему знаний.

3)
Звуковой диктант.(Слайд №14).

4)
Работа в группе. (Раздаточный материал).

(Пол)беды,
(полу)автомат, (пол)окна, (пол)России, (полу)остров, (пол)осени, (пол)лица,
(пол)Европы, (пол)зимы, (полу)шёпот, (пол)атласа, (пол)города, (пол)аллеи,
(пол)слова, (пол)Киева, (пол)лошади, (полу)круг, (пол)площади, (пол)литра,
(полу)дремота, (пол)алфавита, (пол)утки, (пол)ложки, (пол)Байкала.

-1
группа записывает слова с пол- перед гласными

-2
группа записывает слова с пол-
перед прописными буквами

-3
группа записывает слова с пол-перед буквой Л

-4
группа записывает слова с пол- перед согласными

-5группа
записывает слова с полу-

1
группа. Выпишите слова с пол- перед гласными

-2
группа Выпишите слова с пол-
перед прописными буквами

-3
группа Выпишите слова с пол-перед буквой Л

-4
группа Выпишите слова с пол- перед согласными

-5группа
Выпишите слова с полу-

-1
группа записывает слова, которые нужно записать в 1-ую колонку -перед гласными.

(пол-окна, пол-осени, пол-атласа,
пол-аллеи, пол-алфавита, пол-утки)

-2
группа записывает слова, которые нужно записать во 2-ую колонку —
перед прописными
буквами

пол-России,  пол-Европы, пол-Киева,
пол-Байкала)

-3
группа записывает слова, которые нужно записать в 3-ю колонку-
перед  буквой
л ,

пол-лица, пол-лошади, пол-литра,
пол-ложки
)

-4
группа записывает слова, которые нужно записать в 4-ую колонку-  перед 
согласными

-полбеды, ползимы,полгорода, полслова,
полплощади)

5
группа- полуавтомат, полуостров, полушёпот., полукруг, полудремота

5)
Резерв. Тест. (Интерактивная доска). (Слайд
№15).

7. Рефлексия.

Друзья мои, я очень рада,

Что состоялся наш урок.

Ну а сейчас приходит время

Уроку подвести итог.

 
-Какие цели вы поставили  в начале урока?

 
-Достигли ли мы целей урока?

 
-Понравилась ли вам тема, упражнения урока?

 
-Какое настроение у вас сейчас?

 -Сегодня,
ребята Вы неплохо поработали. Оценки за урок получают…

8. Домашнее задание.

-Исходя из темы урока, какое у вас может быть Д/З?

3)Составьте текст о приготовлении любимого блюда,
употребляя существительные с ПОЛ-/ПОЛУ-.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Пол осени как пишется слитно или раздельно
  • Пол оркестра как пишется
  • Пол ореха как пишется
  • Пол окуня как пишется
  • Пол октября как пишется

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии