Жанр: рассказ
Главные герои рассказа «Портрет отца» и их характеристика
- Мальчик-рассказчик, автор. Упрямый, верный, любит своего отца и сильно скучает.
- Вовка Акимцев. Друг мальчика. Тоже скучает без отца.
План пересказа рассказа «Портрет отца»
- Книжка с портретом
- Вырванная обложка
- Ерунда
- Воспитательница
- Предложение Вовки
- Боль и зависть.
Кратчайшее содержание рассказа «Портрет отца» для читательского дневника в 6 предложений
- Мальчик вырвал обложку книжки с портретом солдата.
- Он считал, что это его отец и рассказал об этом Вовке.
- Вовка отобрал портрет и отвел мальчика к воспитательнице.
- Воспитательница сомневалась, что на рисунке отец мальчика.
- Вовка попросил за портрет нож, компас и костюм, и мальчик согласился.
- Вовка просто так отдал ему портрет.
Главная мысль рассказа «Портрет отца»
Для человека нет ничего дороже памяти о своих близких и родных.
Чему учит рассказ «Портрет отца»
Рассказ учит всегда верить в лучшее, уметь ждать и не терять надежды. Учит не предавать родных и ненавидеть врагов. Учит любить свою Родину.
Отзыв на рассказ «Портрет отца»
Мне понравился этот рассказ и особенно поступок Вовки. Мальчик понял, что для его друга человек на портрете кажется отцом, и отдал портрет просто так. Потому что нельзя отнимать у человека радость и надежду, веру в лучшее. Вовка поступил как настоящий друг.
Пословицы к рассказу «Портрет отца»
На свете все найдешь, кроме отца и матери.
Где хороший отец, там и сын молодец.
Без отца — полсироты, без матери — сирота.
Хорошей войны не бывает.
Война не лечит, а калечит.
Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Портрет отца»
Дело было в детском доме во время войны.
Мальчик нашел в библиотеке книжку, на которой был изображен солдат в полушубке, шапке и с автоматом. Мальчик решил, что солдат похож на его отца и вырвал обложку книжки. Он стал носить портрет под рубахой, часто доставал его и смотрел на солдата. Мальчик был уверен, что это его отец, ведь он уже три года не получал от него писем.
Однажды, мальчик показал портрет Вовке Акимцеву, самому сильному в группе, и тот отобрал портрет и повел мальчика к воспитательнице.
Воспитательница сказала, что вряд ли это отец мальчика, и что книги портить нехорошо. А Вовка сказал, что не отдаст мальчику портрет, чтобы тот не занимался ерундой.
Мальчик искал в библиотеке вторую такую же книгу, но ее не было. И он плакал ночами, ведь ему нужен был отец.
А потом Вовка подошел и спросил, отдаст ли мальчик за портрет отца нож, компас и новый костюм. И мальчик сказал, что ничего не пожалеет за своего отца.
Тогда Вовка отдал мальчику портрет, и сказал, что ему ничего не нужно, потому что может это впрямь отец мальчика. У самого Вовки родные жили в оккупированном Новороссийске и у него не было их фотографий.
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 82
УКМ «Перспектива»
1. От чьего имени ведётся рассказ?
Рассказ ведётся от первого лица, то есть от имени автора. Возможно, это автобиографический рассказ и писатель Анатолий Приставкин вспоминает себя в детстве.
2. Что вы можете сказать о мальчике? Какая у него была мечта?
Мальчик жил в детском доме. У него не было матери, а отец воевал уже три года. Мальчик ни разу не получил от него ни одного письма и очень мечтал, чтобы человек на фотографии из книжки был его отцом.
Главная мечта мальчика была в том, чтобы иметь фотографию отца.
3. Чем объяснить боль в глазах Володьки?
Володька Акимцев был таким же детдомовским мальчиком. Он точно также мечтал, чтобы его родители нашлись. Поэтому он отдал фотографию герою, ведь он понимал, как важно для ребёнка знать своих родителей, верить, что ты не один.
Володька ощущал боль оттого, что не имел фотографии отца и не знал, жив ли он вообще.
4. Прочитайте рассказ по ролям.
Сценарий рассказа «Портрет отца» для 4 класса
Сцена 1.
Мальчик стоит возле книжного шкафа и рассматривает книжку. Он оглядывается и вырывает из книжки страницу. К мальчику подходит Володька.
Мальчик (восторженно): Смотри, Володька, это мой отец!
Володька вырывает фотографию (пренебрежительно): Ерунда! Это не твой отец!
Мальчик (в слезах): Это он!
Володька: Пойдём, спросим воспитательницу.
Мальчик подходят к воспитательнице, которая сидит за столом на краю сцены, и показывают ей фотографию.
Воспитательница (осуждающе): Нельзя портить книги. И вообще, я не думаю, что это твой отец. Он же не писатель. Зачем его будут печатать в книжках!
Мальчик (плачет): Нет, это мой отец!
Сцена 2.
Мальчик стоит у книжного шкафа и беспорядочно роется в книгах. К нему подходит Володька.
Володька (хитро): Если это твой отец, ты должен для него ничего не пожалеть. Не пожалеешь?
Мальчик (горячо): Нет.
Володька: Нож свой отдашь?
Мальчик (решительно): Отдам.
Володька: А компас?
Мальчик: Отдам.
Володька: А новый костюм поменяешь на старый?
Мальчик кивает. Володька протягивает ему фотографию.
Володька (задумчива и с грустью): Бери. Не нужно мне твоего костюма… Может и вправду…
Мальчик прижимает фотографию к груди. Володька тайком утирает слёзы. Занавес.
Цели урока:
- Познакомить с произведением А. Приставкина «Портрет отца», отрабатывать
навыки сознательного, правильного, выразительного чтения. - Развивать устную речь учащихся, совершенствовать умение отвечать на
вопросы. - Воспитывать чувство сопереживания, гордости за
героическое прошлое нашей Родины, за мужество детей.
Оборудование:
- портреты пионеров-героев, портреты семьи Степановых;
- выставка книг о войне;
- рисунки на тему «Мы за мир на Земле.
Ход урока
I. Организационный момент.
Начинаем наш урок. Проверьте, пожалуйста, все ли
готово к занятию.
Прежде чем приступим к проверке домашнего задания,
давайте проведем дыхательную разминку «Шарик», делаем медленно вдох, разводя руками в
стороны, задерживаем дыхание, спускаем наш шарик со звуком (ш-ш-ш).
Для работы нам нужен помощник – наш язычок. Давайте,
ребятки, подготовим его.
Упражнение «Маляр», «Лошадка».
А теперь потренируем его, читая скороговорку. У
четырех черепах, по четыре черепашонка.
Понятно ли о ком говорится в скороговорке? Прочитайте про себя.
Коллективное чтение (медленно, затем средним и в
быстром темпе). Язычок наш готов, а теперь подготовим наш мозг.
Подберите к словам антонимы.
— А что такое антонимы? (Слова противоположные по смыслу).
Глупый – умный, слабый – сильный, плохой – хороший,
военный – мирный.
II. Проверка домашнего задания.
— Что готовили к уроку? (Пересказ рассказа Я.Тайца
«Приказ» и чтение по ролям встречи Светы и ее отца.)
-Ребята, о каком времени написан рассказ. О военном
или о мирном времени?
- Когда началась Великая Отечественная Война? (22 июня 1941 года.)
- Когда закончилась? (9 мая 1945 года.)
- Сколько человек защищало Родину с двух аулов (290 чел.), из
них погибли 143, вернулось 147.
А кто прочитает стихи о войне.
А теперь приступим к проверке домашнего задания
— О ком этот рассказ?
— Как вы думаете, почему рассказ называется именно так?
Прочитайте, какие слова написал папа с фронта. Стр.147.
— Помнила ли Света отца? Почему?
— Кто приходил к девочке? Открыла ли она дверь?
Почему?
— Почему Света не открыла дверь отцу? (Отца забыла,
была верна приказу.) Правильно ли она поступила?
— По каким признакам Света предположила, что это ее отец? Стр.150.
Найдите ответ в тексте и прочитайте.
— Мог ли это быть чужой человек? (Да.)
— Как папа отнесся к поведению дочери? Подтвердите словами из текста.
- Кто желает пересказать рассказ?
- Чтение текста по ролям.
— Сколько действующих лиц в этом рассказе?
— Назовите их.
— Сколько человек нам понадобится для ролевого чтения?
— Назовите их.
III. Вступительная беседа.
Дети и война – это самое скорбное событие, какое
только можно себе представить. Тяжелейшие испытания выпали на долю того
поколения детей: бомбежки, голод, холод, страх потерять родных или самому
потеряться. Многие из тех, кому было по 12-15 лет, брали на себя обязанности
взрослых, работали на заводах и фабриках и выполняли далеко не детские нормы.
Дома дети и подростки без лишних слов помогали по хозяйству, заботились о
младших и стариках. Когда позволяли обстоятельства, не забывали основную свою
обязанность – учиться. В годы войны дети проявляли себя стойкими патриотами
своего Отечества. Фронтовые подвиги, совершенные детьми, — особая страница в
истории Великой Отечественной войны. Оставшись со взрослыми на оккупированной
территории, они становились связными в партизанских отрядах, как Нина Куковерова,
Маркс Кротов. Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. В
подполье, как Витя Хоменко, Зина Портнова.
Не щадя себя в огне войны,
Не жалея сил во имя Родины,
Дети героической страны
Были настоящими героями.
Во время войны часть детей перед захватом немцами
городов вывозили в другие города на востоке страны. Родители и дети иногда даже
не знали, где находятся близкие, что с ними, живы ли они.
IV. Постановка цели урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом А.И.
Приставкина.
Посмотрите на доску. Прочитайте название рассказа.
— Как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе?
— Верны ли ваши предположения мы узнаем, если
прочитаем рассказ, но перед чтением, давайте проведем словарную работу,
потренируемся прочитаем трудные слова.
V. Изучение нового материала.
1. Словарная работа.
Наткнулся на книжку-гу лъитагъ, ыгу къэкlыгъ.
Стащил – птыгъун,ытыгъугъ, зэрилъэшъулlагъ.
Измял – наглядно, (уцlыцlын).
Зависть – ешъугъоу еплъын,шъугъон.
2. Отработка техники чтения.
Прочитайте сначала по слогам затем целыми словами:
- дет-до-мовс-кой – детломовской;
- вос-пи-та-тель-ни-ца – воспитательница;
- о-тор-ван-ну-ю – оторванную;
- биб-ли-о-те-ка – библиотека;
- от-кры-ти-ем – открытием;
- о-тыс-ки-ка-я – отыскивая.
Прочитайте целыми словами:
- шел – подошел;
- смех – усмехнулся;
- шуба – полушубок;
- мех – меховой.
VI. Физкультурная минутка (под музыку).
3. Первичное чтение учителем.
4. Проверка понимания содержания.
— Что мальчик сделал с обложкой? Как вы думаете,
почему он так поступил?
— Хорошо ли он поступил?
— Можно ли его понять и простить за совершенный
поступок в условиях того тяжелого времени?
— С кем он поделился своим открытием?
— Что сказала мальчикам воспитательница?
— Почему мальчик готов был отдать все за портрет?
— Почему у Володи в глазах появилась зависть и боль?
VII. Закрепление нового материала.
Выборочное чтение. (Вопрос на треугольных письмах.)
— Прочитайте, как мальчик нашел книгу?
— С кем он поделился своей радостью? Прочитайте.
— Что сказала мальчикам воспитательница? Прочитайте.
— Прочитайте, как мальчик доказал Володе, что это портрет отца?
VIII. Минутка отдыха.
На фоне не громко звучащей музыки говорю спокойным голосом:
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем (2 раза)
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко-ровно-глубоко…
Наши руки отдыхают…
Ноги тоже отдыхают…
Отдыхают…
Засыпают (2 раза)
Шея не напряжена, и расслаблена…
Губы чуть приоткрываются
Все чудесно расслабляются (2 раза)
Дышится легко…
Ровно…
Глубоко…
Пауза 2 минуты.
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали
Хорошо нам отдыхать.
Но пора уже вставать!
Их по выше поднимаем..
Крепче кулачки сжимаем,
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и красиво сесть!
Выразительное чтение.
— Кто прочитает отрывок из разговора мальчика с Володей?
IX. Итог урока.
— С каким рассказом познакомились на уроке?
— Чему учит этот рассказ? (Доброте, отзывчивости,
учит, гордиться подвигами наших солдат в ВОВ и помнить о них.)
X. Домашнее задание.
Сильной группе – подготовить пересказ.
Средней группе – выразительное чтение и пересказ.
Слабой группе – выразительное чтение.
XI. Игра «Откуда Я».
Отгадайте, из какого произведения эти предметы?
- Шляпа «Живая шляпа».
- Бинт «Мой щенок».
- Гвоздь «А что у вас?»
- Телеграмма «Чук и Гек».
Выставка рисунков.
- Краткие содержания
- Приставкин
- Портрет отца
Краткое содержание рассказа Портрет отца Приставкина
По жанровой направленности произведение относится к небольшой автобиографической новелле, адресованной маленьким читателям, основная тематика которой заключается в проявлении доброты и сострадания к ближним.
Ключевым персонажем произведения является безымянный мальчик, который в период военных действий, находится в детском приюте вместе с такими же детьми.
Сюжетное повествование разворачивается в момент чтения ребенком одной из книг в местной библиотеке.
Неожиданно мальчик, перевернув страницу, видит в книге рисунок, на котором изображен мужчина, держащий автомат, одетый в зимние одежды. Мальчик представляет, что вооруженный человек является его родным отцом. Поэтому неосознанно ребенок вырывает книжную страницу и прячет ее в своей комнате.
Однако тайник мальчика внезапно становится обнаруженным его приятелем, Вовкой Акимцевым, который считает, что мальчик глубоко ошибается и изображенный на рисунке военный человек не является его отцом. Поскольку между мальчиками происходит спор на эту тему, в него приходится вмешаться воспитательнице.
Выслушав детей, женщина также придерживается мнения, что рисунок не имеет к мальчику никакого отношения, при этом воспитательница высказывает ребенку претензии об испорченной им библиотечной книге. Рисунок остается у Вовки, который отказывает вернуть его мальчику. Естественно, ребенок сильно расстраивается и отправляется снова в библиотеку в надежде отыскать аналогичную книгу. Однако его поиски оказываются безуспешными.
Через некоторое время Вовка предлагает мальчику совершить обмен рисунка на нож и компас. Мальчик с радостью соглашается, но неожиданно Вовка отдает книжный листок, ничего не требуя взамен.
Смысловое значение произведения заключается в существовании даже в детском возрасте настоящей мужской дружбы.
Читательский дневник.
Портрет отца. Читательский дневник
Советуем почитать
- Брэдбери Каникулы — краткое содержание
На привлекательном природном фоне цветов, насекомых, яркого дня, бескрайних просторов разгара лета внимание привлекла семья, состоящая из трех человек: отца, матери и семилетнего мальчика.
- Чувствительный и холодный — краткое содержание рассказа Карамзина
Два товарища получали образование в одном учебном заведении. По характеру друзья были абсолютно разные, но этим дополняли друг друга. Одного звали Леонидом, а другого Эрастом. Леонид был умным и начитанным парнем.
- Катаев
Русскую литературу любят во всем мире. Она славится душевностью, эмоциональностью. В ней человек находит душевные сцены и события, не оставляющих равнодушными простых людей.
- Записки маленькой гимназистки — краткое содержание с планом Чарской
Главная героиня произведения — Леночка. Ее мать заболевает и умирает. Перед своей смертью она попросила своего брата присмотреть за дочерью. Она отправила Леночку на поезде в Санкт-Петербург и просит кондуктора Никифора
- Краткое содержание рассказа Холодная осень Бунина
Рассказ, который написал Бунин, читатели увидели в 1944 году. В основе произведения лежит грустная история о трагической любви. Судьба главной героини наполнена душераздирающими страданиями