На чтение 24 мин. Просмотров 46 Опубликовано 24.02.2021
А. П. Чехов – мастер юмористического жанра, однако есть в его творческом наследии и серьезные произведения, например «Дама с собачкой». Автор интерпретировал традиционный любовный сюжет, наполнив его философским звучанием. Образы рассказа интересны с точки зрения психологии. Изучают его в 10 классе. Предлагаем анализ произведения, который поможет во время подготовки к уроку.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Дама с собачкой.
Год написания – 1898 г.
История создания – Замысел произведения появился в 1897 г. На протяжении года А. П. Чехов собирал материалы для произведения, а написал его в 1898 г. в Ялте. Впервые рассказ был опубликован спустя год после написания
Тема – В произведении можно выделить две центральные темы – курортный роман и боязнь осуждения со стороны общества.
Композиция – Формально произведение состоит из четырех частей, что соответствует смысловой организации: каждая из частей раскрывает определенный этап развития отношений Дмитрия Дмитриевича и Анны Сергеевны. Элементы сюжета расположены в правильной последовательности.
Жанр – Рассказ.
Направление – Реализм.
История создания
История создания произведения «Дама с собачкой» берет начало в 1897 году. Тогда А. П. Чехов спланировал его первую редакцию. Изначально он думал назвать рассказ иначе. На протяжении всего года писатель делал заметки, собирал материалы, чтобы реализовать свой замысел. Наконец, в 1898 г. Антон Павлович написал «Даму с собачкой». На момент создания рассказа он пребывал в Ялте, где встретил свою любовь. Эти события, видимо, подтолкнули его к воплощению давнего замысла.
Впервые произведение А. Чехова «Дама с собачкой» было опубликовано в 1899 г. в журнале «Русская мысль». Читатели восприняли рассказ с восторгом, ведь произведение ознаменовало возвращение А. П. Чехова к творчеству.
Тема
В анализируемом произведении отобразились мотивы традиционные для мировой литературы. Тем не менее, автор сумел подать их по-новому, интерпретировав образы так, чтобы они заставляли читателя задуматься о важных проблемах человеческой жизни.
В центре произведения две темы – курортный роман и боязнь осуждения со стороны общества. Вторая тема раскрывается в контексте первой, вносит в рассказ философский смысл. Система образов неразветвленная. Главную роль играют Дмитрий Дмитриевич и Анна Сергеевна, второстепенные герои – жена и дети Дмитрия Дмитриевича, муж Анны Сергеевны.
Из первой части читатель узнает, что на отдых в Ялту приехал работник банка Дмитрий Дмитриевич Гуров. Он уже успел освоиться, как услышал, что в городе появилась «дама с собачкой». Мужчина решил непременно с ней познакомиться. А. Чехов сразу рассказывает, что Дмитрий Дмитриевич женат, имеет детей. Но женили его рано, поэтому супруга казалась ему старше, к тому же он не находил ее интересной. Мужчине удалось познакомиться с «новой» дамой. Женщина оказалась замужней и гораздо младше него. В Ялте она спасалась от скуки, испытываемой рядом с мужем.
Вторая часть рассказывает о развитии отношений. Дмитрий Дмитриевич красиво ухаживал за женщиной, каждый день встречался с ней и вскоре они оказались в ее номере. Анна Сергеевна фон Дидериц сначала сожалела о содеянном, ведь боялась, что ее посчитают падшей женщиной. Успокоилась она только тогда, когда увидела, что не «потеряла лицо» в глазах возлюбленного. Отпуск приближался к концу и молодые люди расстались.
Третья часть посвящена Дмитрию Дмитриевичу. Он был уверен, что забудет ялтинскую блондинку, но это оказалось невозможным. Без Анны Сергеевны ему стало неуютно в собственной семье. Страдания усиливались тем, что герой ни с кем не мог поделиться своими переживаниями, ведь он знал: общество не одобрит роман на стороне. Не мог он найти покоя и на работе, поэтому решил ехать в провинциальный городок, где жила Анна. В городе С. влюбленные не могли встречаться, оставаясь незамеченными, поэтому Анна пообещала приезжать в Москву.
О московских встречах рассказано в четвертой части. Герои были обречены прятаться со своей любовью, так как понимали: жестокое общество не поймет и не одобрит их душевных порывов.
В контексте указанной выше темы сформировалась проблематика рассказа: любовь, брачные уз, ложь, взаимоотношения в семье. Особо выделяются проблемы человека и общества, нравственности, так как они отображены во всех частях.
Идея рассказа – показать, как боязнь общественного осуждения может сковывать человеческие чувства, становится преградой на пути к счастью.
Основная мысль: принимая любое решение, человек должен подумать, что для него важнее, одобрение окружающих или счастье.
Композиция
Для понимания того, как развивается тема произведения «Дама с собачкой» анализ его следует дополнить характеристикой композиции. Формально произведение состоит из четырех частей, что соответствует смысловой организации: каждая из частей раскрывает определенный этап развития отношение Дмитрия Дмитриевича и Анны Сергеевны.
Элементы сюжета расположены в правильной последовательности. Их нужно выделять не в отдельных частях, а в целом произведении. Экспозиция – рассказ о том, что в Ялту приехала «дама с собачкой», характеристика Дмитрия Дмитриевича. Завязка – знакомство главных героев. Развитие событий – встречи в Ялте, расставание, страдания Дмитрия, встреча в С. , свидания в Петербурге. Кульминация – откровение Анны во время одного из московских свиданий. Развязки в рассказе А. Чехова нет, так как молодым людям «было ясно, что до конца еще далеко-далеко и что самое сложное и трудное только еще начинается»
.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Дамы с собачкой».
Жанр
Жанр произведения – рассказ, о чем свидетельствуют такие признаки: небольшой объем, главную роль играет сюжетная линия Дмитрия Дмитриевича и Анны Сергеевны, главных героев всего два. Направление рассказа «Дама с собачкой» – реализм, так как в нем описаны правдивые события.
Тест по произведению
- Вопрос 1 из 10
В каком году был написан рассказ «Дама с собачкой»?</h3>
- <label>1895 г.</label>
- <label>1896 г.</label>
- <label>1897 г.</label>
- <label>1898 г.</label>
(новая вкладка)
Автор: · 23.06.2018
Рассказ писателя А. П Чехова «Дама с собачкой» написан в 1898 году. Он является одним из ярких произведений писателя, показывающим взаимоотношения между двумя людьми, которые наполнены боязнью общественного осуждения. Подобные книги хорошо поспособствовали раскрепощению общества: они помогли человечеству осознать, как губительно сковывающее его лицемерие.
История создания
Первую редакцию рассказа Чехов спланировал в августе в городе Кисловодске с иным названием. Начиная с 1897г, он собирал заметки к рассказу, и уже в 1899 году произведение увидело свет в журнале «Русская мысль». Также известно, что книгу «Дама с собачкой» писатель написал после долгого молчания, творческого затишья, поэтому публика приняла возвращение кумира очень благосклонно.
Рассказ был создан в Ялте 1898 году. После поездки в этот город и встречи со своей любовью, писатель решил сочинить рассказ о двух взрослых людях, между которыми возникает привязанность друг к другу, но ей не суждено развиться по ряду психологических причин.
Жанр и направление
Жанр – рассказ, однако некоторые критики утверждают, что «Дама с собачкой» — это повесть. Все же основные характеристики данной работы указывают на то, что она выполнена в жанре рассказа. Сюжет базируется на одной линии, героев мало, а динамичных действующих лиц и того меньше. Кроме того, объем для повести маловат.
Направление – реализм. В книге описаны будничные ситуации без оттенков вымысла. В действии участвуют обычные люди с типичными характерами, их быт столь же натуралистичен, а проблемы, с которыми они сталкиваются, — это распространенные с трудом решаемые вопросы из нашей жизни.
Суть
Герои из разных городов и все же они однажды встречаются. Он женат, но не верен супруге, она замужем, но не чувствует полноты счастья в супружестве. После нескольких дней общения у дамы меняется мировоззрение, появляется желание изменить свою жизнь и стать счастливей, однако у нее есть свое НО. А вот герой понимает, что эта встреча – очередной курортный роман, который до смерти ему надоедает, однако он вынужден претворяться и играть роль страстного любовника из-за того, что так принято. С помощью этого произведения можно понять психологию зрелых людей: чем люди руководствуются в таких ситуациях? Дмитрий боится разрушить семью, но в то же время неверен жене и ищет любовные приключения на стороне. И эти же приключения надоедают ему, тяготят его. Героя тревожит репутация в обществе, ведь оно вряд ли хорошо воспримет его поступок. Женщина же боится уйти от супруга в неизвестность, где ее ждет позор и клеймо «неверной жены». Однако она решается на отчаянный шаг – измену, в которой тоже разочаровывается, ведь ее идеал оказался обыкновенным кутилой в поисках дешевого удовольствия.
Суть произведения — описание отношений двух влюбленных, их мыслей и расчетов, чувств и поведения на людях. В путах семейной жизни их сковывает страх общественного осуждения, и в минутном самообмане они тоже не находят радости. В финале разочарование побеждает их страсть: Дмитрий и Анна разлучаются навсегда.
Главные герои и их характеристика
- Дмитрий Гуров, уже немолод, из Москвы. Он — филолог, работающий в банке, отдыхающий в Ялте. В Москве оставил жену, которой он неверен, троих детей. В его типаже есть что-то привлекательное: интеллигентность, юмор, обходительность, нестандартное мышление. Но Гуров не принимает дам за полноценных людей. Мимолетные любовные встречи с ними – это пристрастие мужчины. Несмотря на удачи в амурных делах, автор показывает его как несчастного человека: работает не по призванию, живет с нелюбимой женщиной, тоскует в объятиях случайных знакомых. По отношению видно, что он делает и свою семью несчастной, оставляя их одних в другом городе. Измена для героя является нормальной ситуацией. Возникает чувство, что он никогда не испытывал настоящей взаимной любви.
- Анна Дидериц из Санкт-Петербурга, но проживает с мужем в городе С.. Она жизнью супруга не интересуется, счастья в своей жизни не чувствует, не зная любви и душевной гармонии. При этом Анна ратует за нравственность и измену не признает, считая это грехом. Отношения с Гуровым ей в тягость, но чувства все же к нему есть, поэтому встречи продолжаются. Она воспринимает их серьезно, видимо, женщина полюбила своего соблазнителя, поэтому разлука дается ей очень тяжело. Ее можно назвать совестливой, честной, чувствительной и глубоко несчастной героиней. Ни брак, ни страстное увлечение не принесли ей желаемого родства души с другим человеком.
Тема
Тематика рассказа вертится вокруг любовных отношений. Автор поднимает тему верности и измены, описывая похождения Гурова на стороне. Он настолько типичен, что можно представить, сколько таких искателей приключений рыскают в поисках легкой добычи. Герой – охотник, который видит в женщинах дичь. Он отказывает им в равенстве с собою, но на самом деле за пренебрежительным отношением к ним скрывает месть судьбе и людям. Именно поэтому он изменяет жене. Он мстит ей за необходимость содержать ее и детей, пренебрегая любимым делом. Исходя из этого, можно сделать вывод, что автор затрагивает и тему призвания, его роли на нашем жизненном пути.
Другое дело – измена Анны. В ее поступке автор осветил тему любви, желанной и преступной страсти. Женщина всерьез увлеклась Гуровым, всерьез воспринимала их роман. Для нее эта интрижка – роковой шаг, измена себе и своим принципам. Но полюбила и готова была жертвовать всем, и за свою неразборчивость поплатилась разочарованием. На ее примере Чехов показывает, что человек должен, прежде всего, сохранять верность себе, иначе он рискует быть обманутым, причем очень жестоко.
Интересно, что автор размышлял еще и о вере в Бога. Его героиня апеллирует религиозными понятиями, объясняя свое отношение к неверности. Она верит в святость брачных уз, а вот Гуров уже не во что не верит, поэтому даже достигнутая цель в виде близости с Анной не приносит ему удовольствия.
Таким образом, А. П. Чехов поднял в своем произведении очень важные темы:
- истинная и фальшивая любовь;
- верность и измена;
- семейные отношения;
- правда и ложь;
- искренность и лицемерие;
- преданность себе и своим идеалам;
- вера и безверие.
Проблема
- Проблема счастья. Оба человека были несчастны и смирились с этим. В Ялте главные герои почувствовали свободу, поверили в возможность счастливой жизни, но тщетно: на обмане и лицемерии не построить благоденствия. Пошлость их связи обрекает чувства на угасание.
- Проблема лицемерия. Оба героя ежедневно обманывают супругов, окружающих и себя тоже. В итоге они были вынуждены лгать друг другу, повинуясь условиям затеянной игры. Ложь берет людей в плен и заставляет застроить всю жизнь иллюзорными воздушными замками.
- Проблема ханжества. Анна и Дмитрий могли бы расторгнуть надоевшие браки, если бы общество не было столь враждебно настроено по отношению к открытому проявлению воли личности. Оно спокойно относится к лицемерию, но вот истинная любовь оказывается вне закона.
- Проблема сексизма и безнравственности. Гуров относится к дамам с презрением, поэтому не видит проблемы в своем поведении. Он нагло вред жене, сбивает с пути истинного других женщин, соблазняя их на пошлую и ненужную связь. Именно из-за неуважения к слабому полу он позволяет себе безнравственные поступки.
Смысл
Чехов помогает выявить причину несчастья многих людей – это неумение и страх воплощать свои мечты в жизнь. Если бы герой изначально пошел работать по призванию, если бы он выбрал более подходящую супругу, если бы он даже остался холост, никого не обманывая и не обнадеживая зря, он жил бы честно, открыто, счастливо. А так он лишь грезит наяву, добиваясь того, что ему же самому не нужно и даже противно. Героиня тоже не в силах объясниться с мужем и начать жизнь с чистого листа. Им легче опутать себя с ног до головы ложью и наслаждаться краткими и иллюзорными мгновениями, издали напоминающими счастье. В этом и заключается причина их разочарований. Такова основная идея рассказа.
Вывод прост: нужно жить честно, прежде всего, быть честным с самим собой. Нужно уметь признаться себе, что легкая дорога – не всегда верный путь, и она может привести к тупику. Лучше горькая правда, чем сладкий, но бессмысленный самообман. Это главная мысль — простая, но дельная истина, необходимая людям.
Критика
Писатель Максим Горький обратился к Чехову с вопросом: «Что же Вы делаете?».
Вы, словно, убиваете реализм. Вы как никто другой умеете писать о таких вещах, так просто, с такой легкостью. Ваши рассказы затмевают все остальное. Другое кажется грубым, «искусственным». Ваши маленькие произведения вдохновлены жизнью. Читатель всегда уловит эту часть жизни. (А. М. Горький, январь 1900 г.)
Альбов Вениамин Павлович (р. 1871), педагог (автор статей), прокомментировал произведение Чехова:
Такая «избитая тема любовь» в Вашем произведении звучит по-новому оригинально, включая обман, ложь, предательство. Смысл его понятен. (В. Альбов, 1903)
Р. И. Сементковский считал, что нельзя называть главного героя хорошим человеком с его жизненными принципами. Он делает несчастными самых важных людей своей жизни — детей. Развлечение, кратковременные связи, делают его жалкую натуру выше в его глазах. Чехов изобразил его бытие мелкой, пошлой и бессмысленной суетой.
Автор: Наталия Данилкина
Великий русский писатель хорошо разбирается в психологии людей, состоянии их души и внутреннего мира. Им создано множество талантливых произведений. Сочинения Чехова всегда отражают внутренние чувства и переживания человека, взаимоотношения с окружающими. Во многих из них затрагивается влияние общества на человека. Одним из таких произведений считается «Дама с собачкой», краткий анализ произведения которого и предлагается для ознакомления.
Год написания — 1898 г.
История создания — Существует мнение, что рассказ был основан на реальных событиях, после поездки писателя в Ялту, на воспоминаниях о своей последней любви.
Тема — Автор касается важных тем в жизни человека, это тема любви, верности, тема семейных отношений, лжи и обмана.
Композиция — Композиционное построение рассказа имеет хронологическую последовательность. Происходит знакомство Гурова с Анной Сергеевной, начинается их роман, расставание, кульминационный момент — осознание того, что жизнь прошла мимо.
Жанр — Рассказ, соблюдающий все характеристики этого жанра.
Направление — Реализм, действия соответствуют реальным происходящим событиям, реальные герои.
В жизни писателя была женщина, в которую он был, когда — то влюблен, Ольга Книппер.
Писатель отдыхал в Ялте, наблюдая жизнь отдыхающих, их взаимоотношения между собой. Видел, как между некоторыми из них вспыхивают мимолетные курортные романы. Так же, произошла его встреча с Ольгой Книппер. У Антона Павловича возникла идея о написании рассказа. Долгое время собирал он различные материалы, заметки. В то время у писателя происходил период творческого затишья. После поездки в Ялту, писатель приступил к истории создания рассказа о людях, встретившихся на курорте, между которыми завязываются отношения.
Возможно, вам также будет интересна статья: Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» — краткое содержание для читательского дневника
После некоторого литературного молчания, Антон Павлович создал рассказ, который был благосклонно принят публикой.
В «Даме с собачкой» анализ произведения невозможен без определения главной темы. Темой рассказа является любовь, посетившая двух совершенно разных людей. Он и она не свободны, у Гурова есть жена, дети, Анна Сергеевна замужем. Единственное, что их связывает, это то, что они одиноки. Несмотря на их семейные узы, они не испытывают счастья, и от этого беспросветного одиночества, Гуров и Анна бросаются в объятия друг друга, принимая желаемое за действительность.
Возможно, вам также будет интересна статья: Куприн «Олеся» (краткое содержание читать)
Писатель показывает острую проблематику нравственных отношений. Герои не испытывают настоящих чувств, они лицемерят не только друг перед другом, но и перед собой. Гуров, не любивший ни жену, ни Анну, играет роль страстного любовника просто потому, что так положено. Анна Сергеевна так же лицемерна и лжива, считая себя глубоко религиозным человеком, тем не менее, она опускается до грехопадения, лживо оправдывая свои безнравственные поступки тем, что она по — настоящему полюбила Гурова.
Рассказ Чехова о любовных отношениях наглядно доказывает нравственное разложение и моральную распущенность общества. Проблема ханжества, рассматриваемая писателем, касается не только общества, но и героев, они ведут себя так же, как и все общество, лицемерно обманывая самих себя, а не только окружающих их людей.
Основная мысль произведения в самом человеке, в его нравственности. Обманывая своих близких, обманывая себя, герои лишь все больше опошляются, низвергаясь в пучину моральной распущенности.
И Гуров, и Анна Сергеевна были несчастны в своей семейной жизни. Встретив друг друга, они познали настоящую любовь. Влюбленные узнали, что значит настоящее счастье, когда рядом с тобой любимый человек. Но этим людям невозможно пойти против общества, им нельзя соединиться, так как они будут осуждены обществом. Познав истинную любовь, они не могут найти выход из создавшейся ситуации.
Гуров, искатель приключений, любимец женщин, нашел ту единственную, которая действительно ему дорога. Он тяжело переживает тупиковую ситуацию, нет никакого выхода для ее разрешения. Вместе с Анной Сергеевной, женщиной, полюбившей впервые, они стали еще несчастнее, чем были до знакомства
Рассказ Чехова состоит из четырех частей, в которых проходит развитие действия.
В первой части Гуров, этот пресыщенный женским вниманием человек, приехал в Ялту отдохнуть. У него дома осталась жена с детьми, к которой он никогда не испытывал любви. Гуров ищет развлечений, и знакомится с Анной Сергеевной. Они начинают встречаться.
Во второй части случается грехопадение Анны Сергеевны, она очень переживает. Гуров, как обычно, относится к ней, как к одной из многих мимолётных знакомых, с которыми ему довелось встречаться. Анна Сергеевна уезжает к мужу, и Гуров едет к себе в Москву.
В третьей части Гуров, часто вспоминавший об Анне Сергеевне, решает ехать в город, где живет дама с собачкой. Гуров понимает, насколько близка ему стала эта женщина, он полюбил по-настоящему. Гуров ищет встречи с Анной, и она обещает приехать к нему в Москву.
В четвертой части рассказа, Анна Сергеевна несколько раз приезжает в Москву, где они встречаются с Гуровым. В одну их таких встреч, происходит кульминационный момент. Неожиданно увидев себя в зеркале, Гуров вдруг понимает, как он постарел. До него доходит осознание, что, когда к нему пришла настоящая любовь, он уже слишком стар, чтобы пытаться что-нибудь изменить. Действие приходит к развязке. Гуров понимает, что он попал в тупик, из которого нет выхода, нет смысла жизни.
Возможно, вам также будет интересна статья: М.Горький «Челкаш» — тема и идея произведения
В этом и смысл рассказа — боязнь и страх совершить настоящий поступок тогда, когда это было надо, привело к такому концу, к разочарованию и опустошению.
Характеристики произведения Чехова «Дамы с собачкой» определяют ее как жанр рассказа, хотя некоторые из критиков пришли к мнению, что произведение можно назвать повестью. В рассказе описаны действительные, рядовые ситуации, что придает рассказу реалистическое направление.
О любви в русской литературе писали все классики, и Антон Павлович Чехов не исключение. В рассказе «Дама с собачкой» Чехов не старался выделиться какой-то особой темой, однако этот рассказ, написанный в XIX веке, возымел мощное влияние на читателей и общество. Чтобы глубже понять смысл произведения, проведем краткий анализ рассказа «Дама с собачкой» — истории, где описывается весьма банальный курортный роман.
В Ялте
В рассказе действие развивается достаточно быстро, потому что с первой же страницы читатель видит молодую женщину, которая неспеша гуляет по набережной в Ялте, а также предстает образ главного героя Гурова, проявляющего к указанной даме большой интерес. Этот персонаж четко становится ясен только ближе к концу рассказа. Начинает же Чехов с того, что рисует жену Гурова — ее образ особенно интересен, тем более, что можно посмотреть на нее глазами мужа, который считает супругу явно не идеалом. В его глазах жена недалекая, суровая, грубоватая и узкая, хотя понятно, что сама она так не считает.
В анализе рассказа «Дама с собачкой» видно, что жена Гурова феминистка, и это весьма модно стало в то время, она считает, что относится к категории мыслящих людей, но Гуров этим очень раздражен, как и тем, что она зовет его Дмитрий. В итоге неудивительно, что ввиду такого семейного разлада, пылких отношений у супругов нет, а Гуров не видит ничего плохого в том, чтобы изменять своей жене. Именно поэтому он прекрасно себя чувствует вдали от родного московского дома.
Характеристика главной героини
У дамы с собачкой такая манера поведения и такой вид, что опытный мужчина со стороны сразу же видит главное — она замужняя, оставлена на одинокое пребывание первый раз и страдает от скуки. Гурову, человеку, который без женщин обойтись не может, тоже это совершенно ясно.
Возраст нашей главной героини указывает на ее молодость, по внешнему виду она имеет следующие характеристики: тонкая белая шея, длинные волосы и красивые глаза, а движения ее угловаты. Вскоре читатель узнает, что у дамы с собачкой тоже супруг, к которому она испытывает неприязнь и раздражение, поэтому женщине хочется перемен, и она с надеждой ждет новых событий в своей жизни, которые разнообразят ее судьбу.
Гуров, конечно, пока не в курсе того, что в сердце прекрасной дамы, но тянется свести знакомство. Что он делает? Подозвав к себе шпица, с которым дама гуляет по набережной, Гуров имеет возможность заговорить и с хозяйкой. Надо отметить в анализе рассказа «Дама с собачкой», что Антон Чехов мастерски рисует обстановку и внешние детали, точно отразив атмосферу курорта и передав дух того времени.
Измена
Гуров и дама с собачкой, главная героиня, изменяют своим законным супругам. Гуров считает это порядком вещей, он так делает часто, а она счастлива, дождавшись долгожданных перемен. Однако чуть позже, заняв позу грешницы и распустив волосы, она открывает ему свои сокровенные чувства, говоря о нравственном падении. Но Гурову до этих переживаний дела нет, доедая арбуз, он лишь размышляет о нелепости мышления своей любовницы.
Анализ рассказа «Дама с собачкой» помогает понять, что хотя произведение отражает обычную связь любовников, проблематика достаточно глубока и сложна. Гуров удивлен и даже отягощен тем, что она так наивна в жизни и смущена вопросами, обычными для житейских дел. Главная героиня этого не понимает, она все больше и больше доверяет ему, раскрываясь душой. Здесь Чехов показывает противостояние мира женщины и мужчины. Дамы видят в своих возлюбленных только то, что хочется видеть, ищут идеалы и восплощают их в своих мечтах, перенося на конкретных мужчин.
Мы сделали краткий анализ рассказа «Дама с собачкой», однако он неполный, поэтому читайте вторую часть этой темы, которую мы рассмотрим в статье «Характеристика Гурова».
Одно из последних произведений Антона Павловича Чехова «Дама с собачкой» написано в 1898 году под впечатлением от знакомства с будущей женой Ольгой Книппер. Для финала творческого пути повесть оказалась слишком смелой, слишком новаторской. Одновременно гениальной и простой, как все у Чехова.
Содержание
Смысл названия произведения Дама с собачкой
«На набережной появилось новое лицо: дама с собачкой», – именно эту строчку цитируют, с неё начинаются многие театральные постановки. Строчка стала классикой, как и сама маленькая повесть.
Дмитрий Дмитриевич Гуров – 40-летний москвич, банковский работник. Жена и трое детей не мешают ему увлекаться другими женщинами и прожигать жизнь с приятелями, людьми своего круга. Женский пол Гуров презирает, относится к ним свысока, называя низшей расой. Городская суета, раздражение от надоевшей жены, накопившаяся усталость рабочих будней «приводят» мужчину к ялтинскому побережью – развеять праздность и скуку.
Дама с собачкой – ироническое представление Анны Сергеевны фон Дидериц. Миловидная молодая женщина приехала из провинции к Черному морю поправить слабое здоровье. На прогулке со шпицем и заметил её Гуров. Мимолетное увлечение, курортный роман, доступная и пленительная цель, – такими категориями оценивал Дмитрий Дмитриевич новую знакомую. Но за обыденным «сценарием» следует неожиданное продолжение: главный герой влюбляется по-настоящему. И «дама с собачкой» больше не безликая очередная интрижка. Встреча с ней делит жизнь на «до» и «после», совершенно преображая героя. В названии кроется насмешка судьбы: Гуров предполагал краткое знакомство с безымянной дамой, но встреча оказалась длиною в жизнь.
Смысл произведения Дама с собачкой
Тема измены, если и появлялась в мировой литературе, то история отдавала «душком». Адюльтер главных героев чеховского рассказа не скатывается в пошлость. Наоборот – Гуров и Анна Сергеевна вызывают симпатию, читатель на их стороне.
Смысл «Дамы с собачкой» и заключён в том, что от отношений молодых людей не отдаёт пошлостью. Дмитрий Дмитриевич, кутила и дон-жуан, после случайного ялтинского романа постепенно меняется. Неожиданно для себя самого приходит понимание, что посиделки с друзьями – глупы и скучны, былые отношения с женщинами – неинтересны. И за всем этим немым напоминанием видится Гурову Анна. Казалась бы, прошло лето, а вместе с ним и ни к чему не обязывающие симпатии, но Дмитрий томится без своей «дамы с собачкой». Вот уже он делится мыслями о волнующем с приятелем, но никакой поддержки или понимания мужчина не встречает.
Общество игнорирует и не принимает измены. Но за нравственностью стоит не добродетель, а бездушие и бесконечная ложь. Двойные стандарты мнения окружающих позволяют быть «как все» с ворохом бессмысленных интрижек, но настоящие чувства они не прощают.
В рассказе 2 основные идеи: 1) искренняя, неподдельная любовь способна полностью изменить внутренний мир; 2) лицемерное общественное мнение, диктующее людям правила жизни. Молодые люди после встречи друг с другом перекраивают свое мировоззрение: суета, мещанство, бесцельность существования сменяются «рождением» новых людей – умных, тонких, душевных. Но при всех личностных переменах главные герои не способны противостоять сложившейся фарисейской системе ценностей, установленных в социальных слоях.
Смысл финала книги Дама с собачкой
Обретая себя, искренних, нежных, любящих, Анна и Дмитрий теряются в огромном мире условностей и предрассудков. Желание жить открыто и свободно для себя и окружающих, не прятаться, не замаскировать ложь мучают Гурова и Анну. Ответов они не находят, продолжая свои тайные встречи. Также не находит ответа и Антон Павлович: как переломить черствость и «футлярность» обывателя, воззвать к великодушию и состраданию? Подобно Диогену, искавшему с фонарем человека, Чехов ищет человечность на страницах своих произведений.
Концовку произведения автор оставляет открытой. Многоточием вместо точки звучит фраза о том, что «сложное и трудное еще только начинается» в истории героев. Многие испытания предстоит пройти главным героям. Молодые люди понимают это, но отступать не планируют: любовь преобразила их, и к старой жизни возврата нет.
Используемые источники:
- https://obrazovaka.ru/sochinenie/dama-s-sobachkoy/analiz-proizvedeniya-chehova.html
- https://literaguru.ru/analiz-proizvedeniya-chehova-dama-s-sobachkoj/
- https://factstore.ru/dama-s-sobachkoy-smyisl-proizvedeniya/
- https://reedcafe.ru/blogs/analiz-rasskaza-dama-s-sobachkoy
- https://kakoy-smysl.ru/meaning-book/smysl-rasskaza-dama-s-sobachkoj-chexova/
Поруганная добродетель
Письменные источники XI-XII веков пестрят именами участников бурных событий истории средневековой Руси и Западной Европы. Память о себе оставили не только выдающиеся князья, но и многие боярыни и княгини. Среди них — женщина трагической судьбы Евпраксия Всеволодовна, более известная как Адельгейда.
В 1082 или 1083 году 12-летнюю сводную сестру Владимира Мономаха, дочь великого князя Всеволода Ярославича Евпраксию сосватали за германского маркграфа, владельца Саксонской Северной марки Генриха I фон Штаде по прозвищу Длинный. Киевские князья издавна имели связи с представителями Саксонской марки. Итак, юная Евпраксия с огромным приданым и пышным посольством отправилась к будущему мужу.
Дважды невеста
В 1086 году состоялась свадьба Евпраксии и Генриха Штадена. Перед свадьбой дочь Всеволода Ярославича приняла католичество и взяла имя Адельгейда. По-видимому, русская княжна полюбила своего супруга, но счастье было недолгим. 27 июня 1087 года Генрих Длинный умер. Многие исследователи считают, что к его смерти приложил руку император Священной Римской империи Генрих IV. Обстоятельства действительно были подозрительными. Не прошло и года, как по Германии пошел слух, что вдова маркграфа, которой шел 18-й год, снова выходит замуж. И не за кого попало, а за императора Генриха IV.
Будущую супругу императора поместили на время в Кведлинбургский монастырь, в котором обучали многих знатных девиц, а игуменьями были в основном принцессы известных немецких родов. Здесь внучка Ярослава Мудрого училась под наблюдением родной сестры Генриха IV. Она оказалась способной ученицей. Быстро освоила не только немецкий, но и латинский язык.
Следует отметить, что у Генриха была крайне скандальная репутация. Он был богохульником и развратником, не признавал ни правил, ни авторитетов. Особенно тяжелые отношения у него были с папой римским. Папа Григорий VII даже отлучал его от церкви. Тогда Генрих спешил отмаливать грехи. А затем вновь грешил. Навсегда в историю вошел поход Генриха в Каноссу, где он в течение нескольких дней, в рубище, стоя на коленях, выпрашивал прощение у папы Григория.
В первом браке Генрих был женат на Берте Савойской. Едва женившись на ней, Генрих стал уже хлопотать о разводе, говоря, что жена ему противна. При этом в браке у них рождались дети: 2 дочери и 3 сына. В 80-х годах XI столетия в Западной Европе не было более развратного человека, чем Генрих. О нем ходили легенды.
Бедная Берта не предавала огласке все похождения непутевого муженька. А в декабре 1087 года ее не стало. Возможно, она отправилась на тот свет не без помощи распутного мужа.
Несчастливый брак
У Генриха были далеко идущие планы. Он хотел заполучить Русь в союзники. В Киев Генрих отправил бумаги о состоявшейся помолвке. Но ответа не последовало. Всеволоду Ярославичу не понравился выбор дочки. К тому же его просто поставили перед фактом, дочь не спросила даже благословения.
Венчание Генриха и Евпраксии-Адельгейды состоялось летом 1089 года. Молодожены уехали в Верону. Здесь разворачивались военные действия между антипапой Климентом III, которого поддерживал Генрих, и папой Урбаном II. Уже в 1093 году стало ясно, что развод неминуем. Генрих начал обвинять свою супругу в прелюбодеяниях. Для этого он даже сам старался их инсценировать. Известен случай, когда Генрих заставил одного из баронов ухаживать за своей женой.
По его требованию барон назначил свидание Адельгейде. Сам Генрих, переодевшись, пошел на встречу вместо него. При этом он прихватил свидетелей. Так сильно он хотел уличить жену в прелюбодеянии. Но маскарадное «шоу» сорвалось.
Когда все открылось, Евпраксия возмутилась и спросила супруга: «Для чего ты шел к законной супруге под видом предателя?» Раздраженный Генрих приказал казнить барона, а жену заставил раздеться и предстать обнаженной перед своими приближенными. А по некоторым сведениям — даже приказал ее изнасиловать. Напрашивается резонный вопрос: не страдал ли Генрих IV психическим расстройством на сексуальной почве?
Речь на соборе
Евпраксия не хотела повторить судьбу Берты. Вместо того чтобы оставаться безропотной жертвой, она принялась обвинять мужа в сатанизме и организации оргий.
К тому же она утверждала, что Генрих состоит в секте николаитов, проводящих «черные мессы». А заодно сообщила сыну мужа от первого брака Конраду, что отец собирается лишить его права наследства. Сын быстро переметнулся на сторону оппозиции.
Разгневанный Генрих заточил строптивую супругу в темницу. Но когда императорский двор переезжал из Вероны в Лангобардию, она бежала от Генриха и направилась в Каноссу, где ее с радостью принял пасынок Конрад. В это время резко поменялась политическая обстановка. Всеволод Ярославич умер, на киевском столе сидел его преемник Святополк Изяславич — двоюродный брат Евпраксии. Во внешней политике он ориентировался на династию Вельфов, ведущих борьбу с Генрихом IV. С баварским герцогом Вельфом были связан и папа Урбан II. В это время в Констанце как раз заседал церковный собор, и Евпраксия подала на мужа буллу с жалобой, где описывала, каким жестокостям и унижениям подвергал ее Генрих.
По нормам средневековой морали этот поступок Евпраксии был равносилен гражданскому самоубийству и требовал большого мужества. В подтверждение описаний унижений, обид, разврата и «черных месс» на теле императрицы обнаружили знаки, свидетельствующие о том, что ей приходилось участвовать в кощунственных обрядах.
Средневековые германские анналы донесли до нас такой рассказ: «Конрад, сын императора Генриха, восстал против своего отца по следующей причине. Король Генрих возненавидел королеву Адельхайду, свою жену, да так, что ненависть была еще сильнее, чем страсть, с какой он ее прежде любил. Он подверг ее заключению, и с его позволения многие совершали над ней насилия. Как говорят, он впал в такое безумие, что даже упомянутого своего сына убеждал войти к ней. Так как тот отказался осквернить ложе отца, король, уговаривая его, принялся утверждать, будто он не его сын, а одного чужака, швабского герцога, на которого названный Конрад похож лицом. Королева же после множества неслыханных оскорблений, нанесенных ей без вины, каким-то образом по милости Божией освободившись бегством из заключения, в котором находилась, прибыла к могущественной в то время госпоже по имени Матильда. Приняв королеву, она сопроводила ее к досточтимому мужу Урбану, занимавшему апостольский престол.
Припав к его ногам, обливаясь слезами в сердечном сокрушении, она жаловалась о всех бедах и несчастиях, которые перенесла. Господин же папа, узнав о бедствиях королевы, движимый милосердием и состраданием, собрал всеобщий собор, который снова отлучил короля Генриха от церкви за недопустимые безбожные и вовеки неслыханные дела, совершенные над собственной законной супругой…»
Загубленная репутация
Папа дал Адельгейде отпущение всех грехов, утвердил развод с развратным Генрихом и дал совет немедленно возвращаться на родину, в Киев. А Генриха IV папа предал очередной анафеме. Отрешили его в конце концов и от престола. В страхе за свою жизнь тот бежал в Льеж. Здесь в июле 1106 года отлученный император заболел и 7 августа умер.
Было ему 55 лет. Гроб с его телом в течение 5 лет не был предан земле и стоял в капелле шпайерского кафедрального собора. Только в 1111 году родной сын развратного Генриха, Генрих V при встрече с папой Пасхалием II обратился с просьбой посмертно снять анафему с его отца и позволить похоронить его по церковным обрядам.
Евпраксия первоначально обосновалась в Венгрии у своих родственников. Но и сюда дошли самые грязные слухи о ней. К тому же бывший муж подсылал в Венгрию своих убийц. И Евпраксия была вынуждена скрываться. Приблизительно в 1099 году «блудная дочь» прибыла в Киев. Но и здесь ее не оставили в покое.
Слухи о выступлении на церковном соборе дошли и до Киева. Особенно резко ее осудила церковь. Ее считали «волочайкой», то есть потаскухой. Все это позднее повлияло на отношение к ней в древнерусских былинах и легендах, где она фигурирует не иначе как «волочайка».
В 1106 году Евпраксия постриглась в монастырь, где игуменьей была ее сестра Янка. А через 3 года, в июле 1109 года бывшая императрица скончалась.
Виктор ЕЛИСЕЕВ
переведено
Герой для злой леди
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Перейти к закладкам
Ожидание ответа от сервера
The Evil Lady’s Hero
история
драма
исэкай
дзёсэй
романтика
фэнтези
Дворянство
Воспоминания из другого мира
Умный ГГ
По мотивам романа
ГГ женщина
Монстры
Империи
Медицина
Магия
Волшебники
Реинкарнация
Рыцари
Юнифе Магнолия была лучшей подругой героини романа Раэль Каниа, пока её любовь к главному герою не превратила её в злодейку. Из-за своих поступков она была приговорена к смерти наследным принцем Кассианом. «Значит, я переродилась как… Юнифе?!» Чтобы остаться в живых, она решила избегать всех главных героев романа. Но одна пьяная встреча с Ишидом разрушила все её планы… «Я не занимаюсь сексом на одну ночь.» «Тогда давай прямо сейчас начнём встречаться!» Сможет ли Юнифе исправить свою собственную запутанную судьбу? Или она снова встретит смерть, как предсказано в романе?
105
завершено
Правосудие женщины-злодейки
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Перейти к закладкам
Ожидание ответа от сервера
The Justice of Villainous Woman
драма
исэкай
сёдзё
романтика
комедия
Дворянство
По мотивам романа
ГГ женщина
Реинкарнация
В тот день, когда я потеряла своего парня из-за лучшей подруги, я по ошибке упала в реку Хан. И когда я проснулась, я стала дочерью знаменитого герцога по имени Чартиана Альтицер Кейтлин — известной злодейкой! «Я уже выбрал императрицу, а ты всего лишь пешка.» «Я буду императрицей.» Моя судьба также была определена в тот момент, когда меня назначили следующей кандидаткой в императрицы. Есть две кандидатки: Ирэн, которая является любовницей наследного принца, и я — Чартиана. Чтобы защитить мою любимую семью от коварных замыслов двора, я не могу не стать злодеем и не завоевать положение действующей императрицы. Чтобы быть счастливой с людьми, которых я люблю, я стала антагонистом.
98
завершено
Берегись этой чертовки!
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Перейти к закладкам
Ожидание ответа от сервера
Beware of the Villainess!
история
исэкай
сёдзё
фэнтези
драма
романтика
комедия
Навыки
Бои на мечах
Воспоминания из другого мира
Обратный гарем
Умный ГГ
Дружба
По мотивам романа
ГГ женщина
Брат и сестра
Холодное оружие
Империи
Горничные
Огнестрельное оружие
Волшебники
Реинкарнация
Рыцари
Зверолюди
Антигерой
Магия
Отец и дочь
Волшебные существа
Я стала злодейкой любовного романа. Думаете, меня что-то не устраивает? Нет, всё просто прекрасно. Статус дочери герцога даёт возможность жить в роскоши и комфорте, и я собираюсь извлечь всю выгоду из своего нынешнего положения. Но хотя я не хочу идти по пути антагонистки, белой и пушистой тоже не буду. Мой жених изменил мне с главной героиней, поэтому я перепишу оригинальную историю и поставлю всех на колени. Эти ублюдки не стоят моих слёз.
112
переведено
Злодейка, перевернувшая песочные часы
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Перейти к закладкам
Ожидание ответа от сервера
The Villainess Reverses the Hourglass
сёдзё
приключения
фэнтези
драма
романтика
Умный ГГ
Месть
По мотивам романа
ГГ женщина
Империи
Путешествие во времени
Реинкарнация
Антигерой
Политика
Борьба за власть
Артефакты
Магия
Выживание
Социальный статус Арии круто изменился после свадьбы её матери-проститутки и графа. Девочка стала жить в роскоши, но, в конце концов, жизнь её оборвалась на плахе из-за коварного плана сводной сестры. Перед смертью, узнав всю правду, Ария искренне пожелала вернуться в прошлое. И возникшие словно иллюзия песочные часы исполнили это желание! Чтобы повергнуть злодейку, нужно стать ещё большей злодейкой. Для безукоризненной мести сестре за убийство себя и своей матери Ария решает начать жить с чистого листа.
113
переведено
Аделаида
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Перейти к закладкам
Ожидание ответа от сервера
Adelaide
исэкай
сёдзё
романтика
комедия
фэнтези
Воспоминания из другого мира
Месть
Умный ГГ
Политика
По мотивам романа
ГГ женщина
Средневековье
Борьба за власть
Реинкарнация
Шантаж
Бойкая молодая девушка переродилась в леди пограничного знатного дома Бурбон с воспоминаниями о прошлой жизни. До её дома дошли слухи о появлении «Святой» — черноволосой черноглазой женщины, вышедшей из озера. Аделаида отправилась в столицу Империи, чтобы увидеть иномирянку и узнать о её происхождении. Волей случая она повстречалась с герцогом Элиас, дом которого отказывается покидать «Святая». Кто она? И в каких отношениях они с графом?..
86
завершено
Лучшая героиня второго плана
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Перейти к закладкам
Ожидание ответа от сервера
Miss Not-So Sidekick
исэкай
сёдзё
романтика
комедия
фэнтези
Дворянство
Воспоминания из другого мира
По мотивам романа
ГГ женщина
Империи
Магия
Волшебники
Открыв глаза, я оказалась… В новелле, которую любила читать после работы. И не в качестве главной героини, а всего лишь второстепенного персонажа?! Но мне плевать! Это мой шанс понаблюдать за этой любовной драмой с первого ряда с попкорном в руках! Беру на себя ответственность рассказать вам всё в деталях!
146
переведено
Люди семьи Коудай
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Перейти к закладкам
Ожидание ответа от сервера
People of the Koudai Family
повседневность
драма
дзёсэй
сверхъестественное
романтика
комедия
Навыки
Офисные работники
Отношения между руководителем и подчинённым
ГГ женщина
Служебный роман
Семья
Семейные ценности
Романтическая комедия об отношениях тихой мечтательной офисной работницы Хирано со своим Кодаем — умницей, спортсменом и просто красавцем, вернувшимся из Нью-Йорка. Хирано испытывает заметные трудности в общении, так почему же Кодай пригласил её на ужин? (с) Dora-chi
47
Изменщик должен умереть
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Перейти к закладкам
Ожидание ответа от сервера
Cheating Men Must Die
история
сёдзё
романтика
приключения
фэнтези
«Я всегда считала, что мерзавцы крутые». Уничтожение одного подонка дарит мгновение удовлетворения, но жизнь, потраченная на уничтожение подонков, — жизнь, полная наслаждения… Су Люй Сянвей, наша главная героиня, путешествует по мирам и с помощью «Системы отмщения второстепенных женских персонажей» помогает брошенным женщинам восстановить справедливость.
490
Изумрудная корона жизни
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Перейти к закладкам
Ожидание ответа от сервера
The Queen’s Diary
история
исэкай
сёдзё
приключения
фэнтези
драма
романтика
Воспоминания из другого мира
Умный ГГ
По мотивам романа
ГГ женщина
Брат и сестра
Средневековье
Империи
Горничные
Волшебники
Реинкарнация
Рыцари
Дворянство
Борьба за власть
Артефакты
Семья
После автомобильной аварии главная героиня переместилась в собственный роман, написанный ею в 15 лет, заняв тело девушки, что должна была умереть по трагичной случайности. Ран Ромелия де Лация — второстепенный персонаж романа и любимая дочь деспотичной мачехи главного героя. За 3 года до начала оригинальной истории вся семья погибает. Новый наследник в лице Юстафа возвращается из академии, и Ран во что бы то ни стало необходимо переманить его на свою сторону, пока барон, занявший роль его опекуна, не начал строить свои козни.
83
переведено
Невеста герцога по контракту
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Перейти к закладкам
Ожидание ответа от сервера
The Reason Why Raeliana Ended up at the Duke’s Mansion
исэкай
сёдзё
сверхъестественное
драма
романтика
детектив
Навыки
Бои на мечах
Воспоминания из другого мира
Умный ГГ
ГГ женщина
Средневековье
Империи
Огнестрельное оружие
Волшебники
Реинкарнация
Рыцари
Драконы
Политика
Борьба за власть
Магия
Волшебные существа
Брак по расчету
После неожиданной гибели Пак Ын Ха попадает в волшебный мир, где всё идёт по знакомому ей сюжету романа. Однако она — не главная героиня этой истории, ей досталась второстепенная роль со скорым трагичным концом! Чтобы избежать своей незавидной судьбы, она заключает контракт с герцогом Ноа Волстео Виннайтом. Но всё не так просто… За добрым и ангельским лицом герцога скрывается настоящий дьявол! Сможет ли она избежать судьбы, некогда прописанной на страницах?
159
Я хочу стать тобой, пускай и всего на день
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Перейти к закладкам
Ожидание ответа от сервера
I Want to Be You, Just for a Day
история
психология
дзёсэй
романтика
трагедия
триллер
фэнтези
Бои на мечах
Дворянство
Обмен телами
Умный ГГ
Политика
ГГ женщина
Холодное оружие
Империи
Дочь графа, леди Психея Полли, — добрая и невинная душа, которую все любят. Она всегда получала то, что хотела, и однажды она украла у меня всё… Как бы я хотела поменяться с ней местами… Пускай и всего на один день…
134
Она и зверь
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Перейти к закладкам
Ожидание ответа от сервера
The Lady and the Beast
фэнтези
драма
дзёсэй
романтика
комедия
Бои на мечах
Умный ГГ
По мотивам романа
ГГ женщина
Средневековье
Волшебники
Реинкарнация
Война
ГГ имба
Животные-компаньоны
Дворянство
Зверолюди
Борьба за власть
Магия
Выживание
Спустя сотню лет после смерти Мартины, основательницы империи, легенда переродилась в теле Астины — одной из дочерей аристократической семьи. Её мирная повседневная жизнь, так отличавшаяся от предыдущей, оборвалась в тот миг, когда обанкротившийся отец продал её звероподобному эрцгерцогу Териоту. Но, вопреки многочисленным опасениям о скорой смерти девушки, благодаря своему исключительному мастерству владения мечом Астина победила монстра и приручила его, словно домашнего питомца.
98
У меня нет здоровья
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Перейти к закладкам
Ожидание ответа от сервера
I Have No Health
исэкай
сёдзё
фэнтези
драма
романтика
Воспоминания из другого мира
Умный ГГ
Дружба
По мотивам романа
ГГ женщина
Средневековье
Волшебники
Умерший член семьи
Магия
Отец и дочь
Волшебные существа
Болезнь
Я попала в тело Нинейны, самой слабой второстепенной героини, которой суждено умереть этой зимой! Хоть в этой трагичной жизни мне тяжело не то что упражняться, но и гулять, есть, да даже просто стоять из-за того, что сил во мне как у плюшевой игрушки, и пусть мне к тому же приходится терпеть угрозы убийства от собственного деда, но всё же… — Я обязательно стану здоровой! — Вы не умрете. Пока что, — появившись рядом, заявил Кайса — парень, получивший приказ спасти Нинейну и оберегающий её. И ещё… — Боже! Госпожа самостоятельно поела!» Хоть пока и совсем незначительно, но я правда становлюсь здоровее!
68
К худу или к добру?
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Перейти к закладкам
Ожидание ответа от сервера
Is It a Fortune or Is It a Woe?
история
исэкай
сёдзё
фэнтези
повседневность
драма
романтика
детектив
комедия
Умный ГГ
Дружба
По мотивам романа
ГГ женщина
Средневековье
Горничные
Будущее
Путешествие во времени
Политика
Сокрытие личности
Борьба за власть
Главная героиня переродилась массовкой в новелле: она старшая сестра девушки, которой предстоит стать «погибшей женой главного героя». Желая защитить сестру, Дилана делает всё, чтобы та не вышла замуж за Седрика. Но дела приобретают неожиданный поворот и… невестой становится сама Дилана! К худу или к добру? Ведь по сюжету романа Седрику вскоре предстоит встретить свою настоящую любовь…
90
переведено
Предания Виманн
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Перейти к закладкам
Ожидание ответа от сервера
Viehmannin wa Utau
сёдзё
романтика
приключения
драма
детектив
комедия
фэнтези
Рина только учится и работает, чтобы прокормить себя. К тому же, она узнала, что вновь проиграла своему главному конкуренту в рейтинге по школе Джулиусу в борьбе за первое место в «Топ-50». Рина встречает Мильх, девочку-фею и Сильви, рыцаря страны фей, который должен спасти Мильх.
30
Что такое добродетели?
Добродетели — это проявления высшей доброты. Дела, продиктованные нам не человеческой моралью или мирскими понятиями о добре и зле, но Высшей Силой. Сам человек не может стяжать добродетели без помощи Господа. После грехопадения добродетели стали недоступны человеческому роду «по умолчанию». Но именно добродетели противопоставляются греху, как проявления принадлежности к «новому» миру, миру, который подарил нам Новый Завет.
Понятие добродетелей существовало не только в христианстве, но и в античной этике.
Чем отличается добродетель от простого доброго поступка?
Добрый поступок | Добродетель |
Помириться с обидчиком | Простить обидчика, молиться о нем даже, если он не желает примирения. Отказаться от мщения, не желать ему зла. |
Хранить верность супругу | Не изменять супругу даже помышлением, ведь Христос сказал «кто посмотрел на женщину с вожделением, уже согрешил с ней в сердце своем». |
Накормить нуждающегося | Отдать последнее тем, кто нуждается в помощи. Не привязываться к материальному миру, деньгам, вещам. |
Итак, добродетели отличаются от стандартных «добрых дел». Добродетели — это не перечень обязательных условий для попадания в рай. Это значит, что, если очень стараться быть добродетельным формально, не вкладывая душу в свои хорошие поступки, их смысл теряется. Добродетель — то, что естественно для человека, любящего Бога. Добродетельный человек не просто выполняет свод определенных правил, а пытается жить так, как заповедовал Христос, потому что только в Господе видит жизнь.
К сожалению, человек уже совершил грехопадение и не рождается с таким состоянием души за редким исключением Святых, многие из которых еще в отрочестве были призваны явить миру дела Господни. Как же научиться жить добродетельной жизнью?
Молиться, ходить в Церковь, причащаться, любить Бога и ближних. Можно сказать, что все добродетели вытекают из заповедей любить ближнего, как самого себя и Творца. Добродетели — поступки, которые естественным образом совершает человек, живущий в мире с Богом и людьми.
Тема добродетелей не раз обыгрывалась в искусстве: в живописи и литературе. Так семи добродетелям посвящены фрески Джотто, серия гравюр Брейгеля, серия росписей спинок судейских кресел Полайолло, одну из которых выполнил Боттичелли.
Добродетели: список
Существует два списка добродетелей. Первый просто перечисляет их:
- Благоразумие (лат. Prudentia)
- Мужество (лат. Fortitudo)
- Справедливость (лат. Justitia)
- Умеренность (лат. Temperantia)
- Вера (лат. Fides)
- Надежда (лат. Spes)
- Любовь (лат. Caritas)
Второй же исходит из противопоставления грехам:
- Целомудрие (лат. Castitas)
- Умеренность (лат. Temperantia)
- Любовь (лат. Caritas)
- Усердие (лат. Industria)
- Терпение (лат. Patientia)
- Доброта (лат. Humanitas)
- Смирение (лат. Humilitas)
На самом деле, под добродетелями понимают не только эти основные списки, но и другие понятия. Такие как трезвение, трудолюбие, ревность и многие другие.
Главное, что мы знаем о добродетелях — Господь ничего не «придумывает» для того, чтобы усложнить человеку жизнь, но дает возможность даже зло обратить во благо. До последнего человеку дается шанс исправить свои плохие поступки, изменить свою жизнь.
Добродетели
Надежда и любовь в качестве добродетелей отличаются от мирского понимания этих слов. Например, если женатый человек полюбил другую женщину, их отношения не будут добродетелью, несмотря на то, что мужчина действительно будет страдать от своих чувств. Добродетельная любовь — это высшая любовь и высшая правда. Так, проявлением любви к жене, будет борьба с греховной страстью к другой.
Если же говорить о вере, то для христиан вера без дел мертва и в Бога верят не так, как иные люди верят в инопланетян, вера деятельна и для человека, искренне доверяющего Писанию было бы странно избегать соблюдения заповедей, стремления следовать воле Бога. Не из страха, но из желания хоть немного приблизиться к Божественной святости.
Милосердие как добродетель выражается не только благотворительных акциях или материальной помощи бездомным, обездоленном, но и в общем сострадательном отношении к ближнему. В попытках простить, понять и принять слабости другого человека. Милосердие — это отдавать последнее, не жалея ничего для других людей, отказаться от поисков благодарности и награды за это.
Смирение — это победа над грехом гордыни, осознание себя грешным и слабым человеком, который не выберется из власти греза без помощи Господа. Именно смирение открывает двери и для других добродетелей, ведь стяжать их может только тот человек, который просит Бога дать ему для этого душевных сил и мудрости.
Ревность, как добродетель, не имеет ничего общего с желанием «присвоить» человека себе и не давать ему общаться с противоположным полом. Обычно мы употребляем слово «ревность» именно в таком контексте. Но среди добродетелей ревность — это решимость быть с Богом, ненависть ко злу.
Казалось бы, как среди добродетелей оказалась умеренность? В чем она должна выражаться? Умеренность дарит человеку свободу и возможность быть независимым от каких-либо привычек, умеренность в еде, например, хранит человека от многих заболеваний, умеренность в алкоголе не дает скатиться в бездну зависимости, которая разрушает не только телу, но и душу человека.
Не случайно в списке добродетелей оказалось и благоразумие. По определению святого Григория Нисского, «целомудрие вместе с мудростью и благоразумием есть благоустроенное распоряжение всеми душевными движениями, гармоническое действие всех душевных сил».
Целомудрие говорит не только о физической, но и о духовной чистоте, о цельности личности христианина. Это уклонение от соблазна.
Разумеется, стяжание добродетелей дается людям непросто, но с Богом человеку все под силу.
Высказывания о христианских добродетелях
«Дела – это единичные, в этот час и в этом месте действия, а расположения означают постоянные настроения сердца, коими определяется характер и нрав человека, и откуда исходят его наибольшие желания и направления его дел. Добрые из них называются добродетелями» (св. Феофан Затворник).
«Кто обрел и имеет в себе сие небесное сокровище Духа, тот неукоризненно и чисто совершает им всякую правду по заповедям и всякое делание добродетелей уж без понуждения и затруднения. Станем же умолять Бога, взыщем и будем просить, чтобы и нам даровал сокровище Духа Своего и таким образом возмогли мы неукоризненно и чисто пребывать во всех заповедях Его, чисто и совершенно исполнять всякую правду» (прп. Макарий Великий)
«Когда благодать в нас, то горит дух и рвется ко Господу день и ночь, ибо благодать связывает душу любить Бога, и она возлюбила Его, и не хочет оторваться от Него, ибо не может насытиться сладостью Духа Святого. Без благодати Божией не можем мы любить врагов, – говорит он о евангельской любви к врагам, – но Дух Святой научает любви, и тогда будет жалко даже и бесов, что они отпали от добра, потеряли смирение и любовь к Богу» (св. Силуан Афонский)
«Каждая евангельская добродетель соткана из действия благодати Божией и человеческой свободы; каждая из них – это Бого-человеческое действие, Бого-человеческий факт» (св. Иустин Попович)
«Каждый желающий спастись должен не только не делать зла, но обязан делать и добро, как сказано в псалме: уклонися от зла и сотвори благо (Пс.33:15); не сказано только: уклонися от зла, но и: сотвори благо. Например, если кто-нибудь привык обижать, то он должен не только не обижать, но и поступать по правде; если он был блудник, то он должен не только не предаваться блуду, но и быть воздержным; если был гневлив, должен не только не гневаться, но и приобрести кротость; если кто гордился, то он должен не только не гордиться, но и смиряться. И сие-то значит: уклонися от зла и сотвори благо. Ибо каждая страсть имеет противоположную ей добродетель: гордость – смиренномудрие, сребролюбие – милосердие, блуд – воздержание, малодушие – терпение, гнев – кротость, ненависть – любовь и, одним словом, каждая страсть, как я сказал, имеет противоположную ей добродетель» (прп. авва Дорофей)
«Какие расположения в сердце должно иметь христианину, указывают изречения Христа Спасителя о блаженствах, именно: смирение, сокрушение, кротость, правдолюбие и истинолюбие, милостивость, чистосердечие, миролюбие и терпение. Святой апостол Павел следующие указывает христианские благорасположения сердца, яко плоды Духа Святаго: любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал.5:22-23). В другом месте: облецытеся… якоже избраннии Божии, святи и возлюбленни, во утробы щедрот, благость, смиреномудрие, кротость и долготерпение, приемлюще друг друга и прощающе себе, аще кто на кого имать поречение: якоже и Христос простил есть вам, тако и вы. Над всеми же сими стяжите любовь, яже есть соуз совершенства: и мир Божий да водворяется в сердцах ваших, в оньже и звани бысте во единем теле: и благодарни бывайте (Кол.3:12-15)». (свт. Феофан Затворник).
«Что такое добродетель? Это свобода, которая не выбирает. Добродетельный человек не думает, что ему надо делать добрые дела, добро для него стало естественным. Скажем, мы – в общем и целом честные люди время от времени можем покривить душой, хотя в основном и стараемся говорить правду. Этим мы и отличаемся от по-настоящему добродетельных людей. У человека, утвердившегося в добродетели, просто не получится солгать. Добродетельный человек верен и в малых делах» (прот. Алексий Уминский)
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
От слова «добродетель» веет настолько седой древностью, что стало ассоциироваться с толстым слоем пыли на обветшавшей книге, покоящейся на полке библиотеки, построенной в эпоху раннего Средневековья. Но книга Библия и вся история человечества показывают, что пренебрежение добродетелью ведёт к неисчислимым бедам, а следование ей открывает путь к бесконечным благословениям.
Скульптура румынского художника Альберта Гиорги, отображающая пустоту души, установлена в Женеве в 2012 году
Содержание страницы
- Краткое определение
- Синонимы и антонимы
- Понятие в философии
- Сократ: «Добродетель есть знание»
- Учение о добродетели Аристотеля (кратко)
- Добродетели стоиков (обзорно)
- Основные качества добродетели
- 7 добродетелей в православии: список
- Противопоставление грехам
- Главная христианская добродетель
- Должны ли христиане быть патриотами?
- 7 добродетелей в православии: список
- Кто такой добродетель?
- Добродетельный человек — это какой?
- Какое имеет значение добродетель для общества
- Современное переосмысление понятий
- О воспитании добродетелей
- Примеры добродетели и порока из жизни
- Добродетель медицинской сестры
- Евангельские притчи о Добрых Делах и Добродетелях
- Похожие статьи
Краткое определение
Добродетель — это взращённые верой мысли и действия человека, которым свойственны святость, справедливость, праведность и честность. Согласно Писанию, добродетельными являются христианские качества, в совокупности называемые плодом Святого Духа. То есть это не обычная добропорядочность, свойственная многим людям, в том числе неверующим. Речь идёт о стремлении к идеальному состоянию гармонии, совершенства, истины и удовлетворения с этической точки зрения, что достижимо лишь при помощи нашего Небесного Отца.
Синонимы и антонимы
Главные синонимы слова:
- праведность;
- нравственность;
- честность;
- благородство.
Основные антонимы:
- порок;
- нечестие;
- цинизм;
- злодеяние.
Понятие в философии
Философы интересовались добродетелью с древних времен. В своих трудах они говорили о том, что добродетельным человек не рождается, но становится в результате воспитания и самообразования. В таком случае происходит второе рождение человека как личности.
Выдающуюся концепцию добродетели предложил Иммануил Кант. Он говорил о ней как о моральной твёрдости в исполнении долга. Её нужно постоянно подкреплять правильными мыслями и решениями. При этом Кант не считал добродетель умеренностью между двумя пороками, категорически не соглашаясь с Аристотелем. Одним из главных достижений его мысли было учение о категорическом императиве. Согласно ему, нам нужно руководствоваться теми принципами, которые мы считаем обязательными для всех. Речь идёт о высшем всеобщем законе.
Сократ: «Добродетель есть знание»
Сократа очень волновал вопрос о взаимоотношении знания и добродетели. В отличие от многих он полагал, что человеком может управлять не только страсть, но и знание. Тот, кто познал истину о добре и зле, по мнению Сократа, не станет по своей воле предаваться пороку, ведь добродетель есть прямое и естественное следствие мудрости. Этическое знание объемлет все стороны человеческой деятельности и является тем золотым ключиком, что открывает дверь, ведущую к истинному счастью и процветанию.
Изображения языческих мыслителей и писателей — фрески из столовой в Бачковского монастыря (Болгария)
На свитке Платона написано:
„Бог существовал всегда, существует и будет существовать, как не имеет начала и не будет иметь конца”
У Сократа: „И будет получит плоть от еврейской девы и будет распят. И блаженны те, которые его послушать. . .”
Сократ не мог представить, что тот, кто обладает истиной о добре и зле, может выбрать кратковременное удовольствие, зная, что в конце концов оно приведёт к неимоверным страданиям.
Кроме того, философ полагал, что за знанием об истинном благе возникает и желание творить его. Ведь зло противоестественно для человека.
Учение о добродетели Аристотеля (кратко)
Своё этическое учение Аристотель изложил в сочинении под названием «Никомахова этика». В нём он говорит, что настоящая этика не равна лишь познанию о нормах добра, ведь у человека кроме разума есть ещё и сильные чувства, которые могут преобладать над деятельностью рассудка и побуждать к дурным поступкам.
Для достижения добродетели нужно не только теоретическое знание, но и упражнения души, через которые благо становится привычным и постоянным свойством нашей воли, неотъемлемой чертой характера.
Главная черта аристотелевской этики — учение о том, что нужно держаться середины между крайностями. Например, великодушие — середина между тщеславием и малодушием, а мужество — между трусостью и безрассудной отвагой.
Учение Аристотеля о добродетелях. Таблица
Аристотель считал, что величайшим благом является не наслаждение, но счастье, основанное на послушании нормам добродетели. По-настоящему счастливым может быть лишь тот, чья совесть чиста.
В нашей власти добродетель, точно так же, как и порок, ибо мы властны действовать во всех тех случаях, когда властны и воздержаться от действия.
Аристотель
Добродетели стоиков (обзорно)
Основателем стоицизма был философ Зенон. Он первый из греческих мыслителей высказал убеждение, что главная цель человеческого существования — послушание добродетели. Зенон приравнял это к жизни в согласии с природой.
Он пытался объединить логику, физику и этику в единое целое. Стоики считали, что философия подобна человеческому организму, в котором логика является скелетом, физика — душой, а этика — мышцами. Главными добродетелями стоики считали мудрость, отвагу, умеренность и справедливость.
Основные качества добродетели
Существует не один список добродетелей. Иммануил Кант из трёх категорий, влияющих на нравственность человека, особенно выделял долг.
Долг человека перед самим собой, состоящий из:
- самосохранения;
- правдивости;
- самоуважения;
- совести.
Долг перед обществом включает:
- любовь к людям;
- благодарность;
- участливость;
- сострадание;
- скромность;
- почтительность.
7 добродетелей в православии: список
В христианской системе ценностей добродетель — одно из основных понятий. Вот его главные, но далеко не единственные составляющие:
- Долготерпение — стойкость в перенесении испытаний и способность не раздражаться на ближних.
- Молитва — горячее устремление христианской души к Творцу и общение с Ним.
- Целомудрие — непорочность тела, красота духа, нравственная целостность, стойкость перед искушениями.
- Милосердие и милостыня — проявление сострадания к ближним, самоотверженное и бескорыстное оказание им материальной поддержки.
- Самообладание — способность держать в узде свои желания.
- Смирение — отсутствие высокомерия, трезвая оценка своих знаний, способностей и качеств.
- Любовь — бескорыстное и самоотверженное служение другим, основанное не на чувстве долга, но на признании их творениями Божьими, достойными такой же заботы и уважения, как и мы.
Противопоставление грехам
Добродетели противостоит порок. Это смертные грехи, губящие душу подобно яду. Они лишают вечной жизни тех, кто идёт по пути греха, не желая раскаиваться.
Каждая добродетель противостоит конкретным грехам:
- смирение — гордости, жаждущей преклонения;
- милосердие — душевной чёрствости, равнодушию к чужой беде;
- целомудрие — блуду и распутству;
- самообладание — чревоугодию и гневу;
- молитва — унынию и самодовольству;
- любовь — эгоизму;
- долготерпение — раздражительности и придирчивости к недостаткам других.
Главная христианская добродетель
Основа всех других добродетелей — любовь к Богу и людям. Это не просто чувство в сердце. Речь идёт об активной, самоотверженной заботе о благе ближних.
Читайте также:
Бог — есть любовь
По словам апостола Павла, все внешне благородные деяния, продиктованные не любовью, не имеют в глазах Бога никакой ценности:
Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий.
Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто.
И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
(1 Кор. 13:1-3)
Вера, надежда, мужество, патриотизм — тоже добродетели?
Библия говорит о вере и надежде как о неотъемлемых составляющих христианской жизни:
А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.
(Евр.11:6)
Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения,
(1Фесс.5:8)
Истинная вера противоположна тому смутному ощущению присутствия во Вселенной высшего разума, которое свойственно большинству людей. Многие верят в Бога лишь на всякий случай. Ведь если Он есть, то было бы разумно хоть немного его задобрить, чтобы получить награду после смерти. Поэтому тысячи людей посещают церковь лишь за тем, чтобы совершить какой-либо обряд. Такая вера подобна зонтику для того, кто берёт его на всякий случай при виде облака на горизонте.
Благодарственном молебен перед иконой Божией Матери «Неопалимая купина», проходивший в Московском Кафедральном Соборном Храме Христа Спасителя
Истинно верующий не только воспринимает Бога как высшую реальность. Он доверяет Его обещаниям и строит всю свою жизнь в соответствии с великими вечными замыслами Творца.
То же можно сказать и о надежде. Христиане надеются на воскресение мёртвых, победу Бога над всемирным злом, восстановление рая и вечную жизнь для праведников. Без настоящей веры и надежды, по словам Библии, праведная жизнь не имеет большого смысла. С ними же она обретает наивысшую ценность:
Если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес.
А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших.
Поэтому и умершие во Христе погибли.
И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков.
(1Коринф.15:16-19)
Должны ли христиане быть патриотами?
Свой взгляд на данную проблему выразил русский поэт и философ Владимир Соловьёв:
- Не только родители, но и народ, государство помогли нам стать людьми, а не двуногими животными. Что было бы с нами без школ, библиотек, университетов, заводов, магазинов, полиции, МЧС, государственных служб?
- Любовь к Родине — первый опыт любви ко всему человечеству.
- Идолопоклонство по отношению к своему народу и ненависть к другим нациям обречены, о чём ярко говорит история.
- Естественная любовь и нравственные обязательства к своему отечеству способствуют его благу лишь в том случае, когда они объединяют народы, что ведёт ко всеобщему миру, процветанию, сотрудничеству и прогрессу.
Настоящий патриот — это не тот, кто кричит о любви к Родине на каждом углу, но тот, кто заботится о ней на деле.
Кто такой добродетель?
Если задать такой вопрос кому-нибудь на улице, то можно услышать в ответ, что добродетель — это тот, кто делает добро. Например, он помогает бедным, переводит бабушек через дорогу и снимает котят с деревьев. Всё это замечательно, но добрый человек, не ведущий высоконравственный образ жизни, не может считаться добродетельным.
Добродетельный человек — это какой?
По-настоящему добродетелен тот, кто живёт в соответствии с высокими нормами Бога постоянно, в любых, даже самых тяжёлых обстоятельствах. На это не влияют ни самочувствие, ни состояние духа. Настоящие праведники ненавидят зло и любят добро в любые времена и по своей воле, а не только потому, что мечтают попасть в рай. Также добродетель оценивает свои мысли, чувства, слова и поступки по святым нормам Творца и не останавливается, пока не достигнет совершенного богоподобия.
Что такое добродетель? Это свобода, которая не выбирает. Добродетельный человек не думает, что ему надо делать добрые дела, добро для него стало естественным. Скажем, мы – в общем и целом честные люди время от времени можем покривить душой, хотя в основном и стараемся говорить правду. Этим мы и отличаемся от по-настоящему добродетельных людей. У человека, утвердившегося в добродетели, просто не получится солгать. Добродетельный человек верен и в малых делах.
Протоиерей Алексий Уминский
Какое имеет значение добродетель для общества
Древнегреческий философ Платон считал, что общество, живущее лишь для удовлетворения физиологических потребностей, мало чем отличается от стада свиней. К сожалению, современное российское общество, как об этом говорят социологи, философы, психологи и другие специалисты, деградирует с огромной скоростью. Связано это с тем, что многие рассматривают не духовность, а материальное процветание как главную основу личного и государственного счастья.
Алтарь в разрушенной церкви. Новая Ладога.
Автор фотографии: Лактионова Настя Снято: 23 августа 2009года
Но основная наша проблема не в том, что мы не живём как в Арабских Эмиратах, а в том, что общество погрязло в грехах. Верность любви и нравственной чистоте — вот подлинный источник решения наших проблем: коррупции, развала семей, нищеты, безработицы, ухудшения экологии, преступности и др.
Современное переосмысление понятий
Вторая половина ХХ века характеризуется поворотом философии к пониманию добродетели как морального феномена. В результате появилось новое направление этических исследований — этика добродетели, стоящей в одном ряду с деонтологией (учением о долге) и консеквенциализмом (учением о выборе моральных норм с учётом последствий того или иного поведения).
Идея создания этики добродетелей была предложена в 1958 году британским профессором философии Элизабет Энском.
Профессор отметила, что в западной философии долгие годы преобладала этика, в которой законы были переоценены в ущерб значимости человеческого характера, воспитания, мотивов, мудрости, проницательности и реальной жизни. Со второй половины ХХ века этика добродетели стала возвращаться к идее о воспитании нравственного характера и его совершенствовании.
О воспитании добродетелей
И философы Древней Греции, и евангельские авторы писали о том, что добродетель должна представлять собой единую систему богоугодных качеств и поступков, дополняющих друг друга и создающих гармонично развитую личность.
Искушение Дьяволом Иисуса Христа во время его сорокадневного поста в пустыне
Для того чтобы развить такую личность, важно получать точные знания о каждом богоугодном качестве. Лучшая иллюстрация их проявления — жизнь Иисуса Христа. Также важно молиться об изменении своей личности и смело угождать Богу в семье, на работе и в любых других условиях.
Если ты примешь решение подвизаться против какой-то страсти и возделывать противоположную ей добродетель не пять минут, а продолжительное время, то ты добьёшься того, что вместе с конкретной побеждённой страстью ты избавишься и от других страстей. Кроме того, в тебе разовьются противоположные этим страстям добродетели.
Преподобный Паисий Святогорец
Примеры добродетели и порока из жизни
За примерами порочной жизни далеко ходить не надо. Многие взрослые и даже маленькие дети пьянствуют, курят, сквернословят и ведут распутный образ жизни. Гораздо сложнее найти пример, достойный похвалы.
Святой старец Паисий Святогорец в молодости
Однажды Паисия Святогорца посетил отец, попросивший старца помолиться за его больную дочь. Паисий ответил:
“Хорошо, помолюсь, но и ты что-нибудь сделай для здоровья ребенка, если уж молиться как должно не можешь. По крайней мере оставь курение, сделай хоть это себе понуждение”.
После этих слов отец бросил курить прямо в церкви, оставив сигареты и зажигалку.
Добродетель медицинской сестры
Этические нормы медицинской сестры не менее важны для её успешной работы, чем практические навыки. Медсестра должна:
- совершать добро;
- говорить истину;
- уважать чувства и права пациентов;
- проявлять милосердие;
- быть тактичной и терпеливой;
- сохранять здравомыслие и целомудрие.
Важно, чтобы все эти нормы помогли медсестре сформировать новый характер. Тогда её работа будет по-настоящему полезной для людей.
Евангельские притчи о Добрых Делах и Добродетелях
Иисус неоднократно учил тому, как важно быть добродетельным.
Лазарь (Фёдор Бронников, 1886 год)
Вот некоторые Его притчи на эту тему:
- О немилосердном должнике. Мораль: если мы не будем охотно прощать ближних, то и Бог не простит нас. Наши грехи перед Богом больше, чем грехи ближних против нас.
- О добром самаритянине. Главная мысль в том, что ближние (те, кому мы должны оказывать уважение и поддержку) — представители всех рас, наций и социальных слоёв.
- О богаче и Лазаре. Богач каждый день проходил мимо бедного Лазаря, относясь к нему как к пустому месту. После смерти Лазарь получил награду, а Богач лишился всех Божьих благословений.
Добродетель — это не пережиток прошлого. Она лекарство от всех болезней общества, основа нашего счастья и пропуск в вечную жизнь.
Виктор Глебов
О том, почему моисеевых заповедей именно десять, блаженств — девять, а смертных грехов не семь, а восемь узнаете из статьи: «Десять заповедей»
Похожие статьи
Хотим привлечь ваше внимание к проблеме разрушенных храмов, пострадавших в безбожные годы. Более 4000 старинных церквей по всей России ждут восстановления, многие находятся в критическом положении, но их все еще можно спасти.
Один из таких храмов, находится в городе Калач, это церковь Успения Божией Матери XVIII века. Силами неравнодушных людей храм начали восстанавливать, но средств на все работы катастрофически не хватает, так как строительные и реставрационные работы очень дорогие. Поэтому мы приглашаем всех желающих поучаствовать в благом деле восстановления храма в честь Пресвятой Богородицы. Сделать это можно на сайте храма
Помочь храму
Рекомендуем статьи по теме