Жанр: народная бытовая сказка
Читайте краткое содержание похожих сказок:
Платонов А. «Солдат и царица»
Главные герои сказки «Сердитая барыня» и их характеристика
- Барыня. Жестокая, злая, черствая. Побывав в чужой шкуре изменилась.
- Солдат. Хитрый, находчивый, смелый, решительный.
План пересказа сказки «Сердитая барыня»
- Злобства барыни
- Предложение солдата
- Обмен
- Сладкая жизнь жены сапожника
- Подневольный труд барыни
- Обратный обмен
Кратчайшее содержание сказки «Сердитая барыня» для читательского дневника в 6 предложений
- В одной деревне барыня была жестокой.
- Солдат поменял местами барыню и жену сапожника.
- Удивилась жена сапожника, но стала жить богато.
- Сапожник каждый день бил барыню.
- Стала барыня милой и работящей.
- Поменял солдат их обратно.
Главная мысль сказки «Сердитая барыня»
В чужой шкуре побываешь — лучше чужие беды поймешь.
Чему учит сказка «Сердитая барыня»
Сказка учит не быть жестокими, злыми, не мучить других людей. Учит уметь взглянуть на свои поступки со стороны. Учит уметь признать свои ошибки. Учит основам перевоспитания.
Отзыв на сказку «Сердитая барыня»
Мне понравилось, что барыня стала доброй и милой, но мне не понравилось, каким путем ее перевоспитывали. Я считаю, что человека нельзя бить, чтобы его заставить что-то сделать. Ведь получается, что сами крестьяне были ничуть не лучше своей барыни. Как барыня била их, так они били своих жен. А значит справедливо их били, и мало, раз они не перевоспитались.
Пословицы к сказке «Сердитая барыня»
Делая зло, на добро не надейся.
Наказывать легче, воспитывать труднее.
Жестокий нрав не будет прав.
Не поступай с другими так, как не хочешь чтобы поступили с тобой.
Один дурной поступок порождает другой.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Сердитая барыня»
Жила в одной деревне барыня, лютая и жестокая. Старосту по щекам хлестала, крестьян так просто драла как сидоровых коз.
Услышал о той беде проходивший мимо солдат, и предложил помочь.
Ночью поменял он местами барыню и жену сапожника.
Утром жена сапожника просыпается в хоромах, ничего не понимает. Но догадалась промолчать и ничем себя не выдать. И удивлялись слуги, что барыня с утра никого не отхлестала.
Так и жила жена сапожника в хоромах месяц-второй. И мир наступил в деревне.
А барыня проснулась в избе сапожника. Только слуг звать, а сапожник ее ремнем. За водой гонит, печь топить заставляет. Месяц так барыню лупцевал, пока она не стала доброй и работящей.
Тогда солдат ночью снова поменял местами жену сапожника и барыню.
Просыпается барыня у себя в хоромах и удивляется. Спрашивает слуг, куда она на месяц уходила. А те тоже удивляются, говорят, никуда, все время здесь была.
И стала барыня с той поры вежливой и обходительной.
Озвучка доступна в режиме обучения
Жила-была в далёкой степной деревне барыня. И была она такая глупая, что глупее и во всей губернии не сыскать.
Услышала как-то барыня от соседки, что во Франции нынче мода на чёрных кур.
– Мы хоть и на далёкой дистанции, но ничем не хуже Франции! – сказала барыня.
Позвала она ключницу:
– Повелеваю, чтобы высидели мне сорок чёрных цыплят! И чтобы все были одинаковые, как солдаты в ряд!
– Не может такого быть! Не может курица столько одинаковых и чёрных родить! – всплеснула руками ключница.
Но барыня и слушать не стала. Кучера позвать приказала.
– Сидеть для тебя – привычная работа. Теперь же будет у тебя новая забота. Вот тебе яйца и лукошко, посиди на них немножко. И высиди мне сорок чёрных цыплят – всех одинаковых, как солдаты в ряд!
Огорчился кучер. Но ему ли характер барыни не знать? Бессмысленно ей возражать.
– Что ж, будь по-твоему, барыня. Только прикажи, сударыня, чтобы баньку мне истопили, еды да питья туда наносили. И про чай и самовар не забыли!
Исполнила барыня его просьбу. Кучер отнёс лукошко с яйцами в баню, по дороге поймал несушку, и усадил её на яйца. Сам же заварил самовар и друзей позвал. Весело они пировали, да барыню глупую разными словами вспоминали.
Вскоре яйца треснули и показался из них цыплячий народ. Троих чёрненьких кучер барыне отправил, а остальных в курятник курочкам направил.
А потом пришёл к барыне, весь красный да мокрый.
– Тяжелое задание – больше высидеть не смог я! Ты уж, барыня, не серчай, побольше припасов в баньку отправляй! А я сызнова сяду на лукошко, да посижу немножко.
Барыня кучера пожалела – больше припасов ему выделить велела. А срок дала – ровно неделя.
Кучер с друзьями весело пирует, на барских харчах беззаботно жирует. Несушка ему понемногу чёрных цыплят выводит. А срок-то уже подходит!
Быстро прошёл недели остаток, а цыплят чёрных – едва ли с десяток! Собрал кучер друзей:
– Вот сейчас, братцы, не робей. Пусть одни из вас баньку поджигают, а другие меня за руки держат, как бы в огонь не пускают!
Слуги к барыне прибежали, про пожар ей рассказали:
– Горит твоя банька, уж вся полыхает, а почему зажглась – никто не знает!
Выбежала барыня во двор, глядит: банька горит, а кучер во весь голос кричит:
– Клу-клу, пустите, ребята, там же сгорают мои цыплята!
Двум молодцам пришлось кучера за руки держать, чтоб не дать ему в огонь убежать.
Умилилась барыня верности такой. И молвила:
– Наш кучер – настоящий герой! За это я его повышаю, главной несушкой деревни назначаю! Несите все яйца ему в лукошко, пусть высиживает понемножку!
Услыхал это честной народ, стал смеяться над кучером во весь рот.
Кучер не обрадовался повышению – отказался от такого угощения! Схватил в охапку шубу да шапку, да подался на вольные сибирские хлеба. А в деревне его больше не видели никогда.
Когда читаешь «Сказку о золотом петушке», то вспоминаешь сразу несколько пословиц.
Принимая у мудреца-звездочёта ценный и необходимый для защиты государства от врагов дар – золотого петушка, способного заранее предсказать, откуда идёт враг, – царь Дадон посулил ему горы золота и пообещал выполнить его первую волю. Но когда звездочёт изложил ему эту волю, попросил как ответный дар шамаханскую царицу, то он получил от царя удар жезлом в лоб, от которого и скончался. Петушок в данном случае оказался исполнителем наказания преступнику, наказания, которое вполне заслужил царь, отступившийся от своих слов.
Отказав звездочёту, царь Дадон, хотя и не желал того, но убил ударом жезла мудреца, а спустя всего несколько минут сам был убит петушком.
Что ни говори, а правда в данном случае на стороне звездочёта-мудреца. Он помог своему царю справиться с постоянными набегами на страну врагов, царь сам (никто его за язык не тянул) пообещал выполнить первую же его волю как свою собственную, но отказался от данного слова, ослеплённый красотой шамаханской царицы, ради которой забыл даже и о страшной смерти убивших друг друга своих сыновей, и о гибели всей своей армии.
Старый царь Дадон, воспылавший страстью к молодой шамаханской царице, обуздать эту страсть не смог, то есть не смог найти власть на неё. Теперь он полностью порабощён этой своей страстью. Поэтому совершает то, что было бы немыслимо при других обстоятельствах:
а) не скорбит по поводу гибели собственных сыновей;
б) забывает о гибели армии, о том, что теперь его государство уязвимо для любого, даже самого слабого, врага;
в) отказывается от данного им слова – тоже совсем не царский поступок;
г) быстро справляется с тревогой, появившейся было после убийства звездочёта, – такова его реакция на царицыны «хи-хи-хи да ха-ха-ха».
Петушок-то золотой, да и пользы поначалу принёс много – несколько лет в государстве Дадона жили без войны, но гибель свою царь принял именно от петушка.
Это поговорка, часть пословицы, вспомнилась она лишь потому, что только из-за того, что золотой петушок клюнул Дадона в темечко, царь навек успокоился: мёртвому нет дела ни до государства, ни до смерти близких, ни до только что совершённого убийства, ни до шамаханской царицы, которая вдруг невесть куда пропала.
Соседи ведь не с бухты-барахты стали нападать на вотчину Дадона – пока он был помоложе и посильнее физически, он сам не оставлял их в покое, постоянно воевал с ними по собственной воле начиная эти войны. Кроме того, едва убив звездочёта, царь Дадон и сам был убит.
Так заканчивается «Сказка о золотом петушке». Каждый, наверное, должен извлечь из сказки свой урок – хотя бы понять то, что зло порождает только зло.
Что такое сказка и пословица
Как я уже говорил выше, для повышения качества понимания, необходимо просмотреть теорию, а именно определения терминов. В русском языке существует несколько основных видов народного творчества:
- Сказка — это народное произведение, которое написано без рифмы и имеет волшебных персонажей.
- Загадка — это коротенькое произведение, написанное в рифму и имеет вопросительное выражение.
- Пословица — это короткое произведение, имеющее рифму и очень сильную мысль.
- Притча — небольшой по размеру рассказ, не имеющей рифмы, но имеющий поучение на примере действующих героев.
- Поговорка — это очень красивое на слух словосочетание, которое в себе несёт какую-либо мудрость.
- Прибаутка — это коротенькое словосочетание, не используемое отдельно, а используемое в разговоре. Как правило оно в себе несет мудрость.
Название сказок с пословицами
После того, как я просмотрел некоторое количество теоретического материала, я могу приступить к ответу на вопрос. Но также я отмечу, что я дам далеко не все названия, потому так сказок бесчисленное множество. Поэтому, если вы поищете в книгах, то найдёте очень много таких сказок.
Название сказок с пословицами:
- «Лисичка-сестричка и серый волк» — битый небитого везет;
- «Самое дорогое» — утро вечера мудренее;
- «Медведь-половинщик» — кому вершки, а кому — корешки;
- «Дочь-семилетка» — от одной беды увернешься — другая навяжется!;
- русская народная сказка — у страха глаза велики;
- «Сказка о попе и работнике его балде» — ест за четверых, работает за семерых.
В заключение я могу сказать, что в русских сказках заключена очень хорошая мудрость, соблюдая которую человек будет добрым и честным, поэтому читайте сказки и будет вам счастье.
Русские народные сказки являются частью фольклора, как и пословицы
. В прежние времена сказки передавались из уст в уста, так они и дошли до нас. Меткие, мудрые изречения, полюбившиеся народу,
из сказок
переходили в разговорную речь и становились пословицами. Помимо этого, в сказках есть так называемые присказки — словесные формулы, настраивающие слушателя на занимательное повествование, часто повторяемые в сказке слова и выражения, приговариваемые без большого толку и значения. Приведем
фрагмент из книги Владимира Ивановича Даля
«Пословицы и поговорки русского народа»:
В сказках таких условных приговорок много:
«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»;
«Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли»
;
«За тридевять земель, в тридесятом государстве»
и пр.
Как простые, так и сказочные пустоговорки иногда обращаются в пословицу, заключая в себе условный смысл, например:
«Я бы и тово, да, вишь, жена-то не тово; ну, уж и я растово»
;
«Проскакал выше лесу стоячего, ниже облака ходячего»
;
«Он тише воды, ниже травы стал»
и пр.
В этой статье мы максимально подробно попробовали раскрыть взаимосвязь пословиц и сказок в народном творчестве.
Краткое содержание сказки
Душа в душу жили старик со старухой. Хоть и старая была у них изба, жили – не тужили. Баба пряла пряжу, дед мастерил корзинки. Своим трудом они на кусок хлеба зарабатывали и судьбу благодарили. Однажды у бабы поломалась прялка, а у деда нож. Старик пошел в лес, чтобы срубить деревце: нужно починить себе нож, а бабушке прялку. Увидел Лесной Дед, покровитель леса, что старик рубит дерево и начал просить старика: «Не руби дерево, оно живое, проси все, что ни пожелаешь. Задумался дед. Пошел домой, чтобы с бабкой посоветоваться. Сели старички и думают, что им попросить: денег, коров, овец, курочек? Долго они думали. Все, что им нужно, у них есть – одеты, обуты, сыты. Попросили у Лесного Деда здоровья, а еще попросили, чтобы никогда не ломались прялка и нож, которыми они на хлеб зарабатывают. Выполнил волшебник их желания. И живут старички счастливо – горя не знают. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.
Пословицы и присказки из сборника Даля
В книге В. И. Даля «Пословицы русского народа»
теме пословиц из сказок посвящены два раздела:
«Присказки» и «Сказка-песня»
С них и начнем.
Жил-был царь овес, он все сказки унес. Ни словами (Ни в сказке) сказать, ни пером написать. Небылица в лицах. Из сказки (Из песни) слово не выкидывается. Не за былью и сказка гоняется. Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается. Чур мою сказку не перебивать; а кто ее перебьет, тот трех дней не проживет (тому змея в горло заползет). Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. В некотором царстве, в некоем государстве. В тридесятом царстве. За тридевять земель, в тридесятом государстве. Полетела птица синица за тридевять земель, за сине море-окиян, в тридесято царство, в тридевято государство. На море, на окияне, на острове на буяне стоит бык печеный: в заду чеснок толченый, с одного боку-то режь, а с другого макай да ешь. На море, на окияне, на острове на буяне лежит бел-горюч камень алатырь. Берега кисельные, реки сытовые (молочные). На поле-поляне, на высоком кургане. В чистом поле, в широком раздолье, за темными лесами, за зелеными лугами, за быстрыми реками, за крутыми берегами. Под светлым месяцем, под белыми облаками, под частыми звездами и пр. Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли. Не сизый орел, не ясный сокол подымается… Не лебедь белая (серая) выплывала… Не белы снега в чистом поле забелелись… Не черны леса дремучие чернеются… Что не пыль в поле подымается. Не туман сизый с раздолу подымается… Свистнул, гаркнул, молодецким посвистом, богатырским покриком. Вправо поедешь (по раздорожью) – коня потеряешь; влево поедешь – самому живу не быть. Доселе русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а ныне русский дух в очью является. За белы руки принимали, за столы белодубовы сажали, за скатерти браные, за яства сахарные, за питья медвяные. Чудо-юдо, мосальская губа. Мертвой и живой воды добыть. Мертвой водой окропить – плоть и мясо срастаются, живой водой окропить – мертвый оживает. Свинка – золотая щетинка. Конек-горбунок. Сивка-бурка, вещий каурка. Змей-горыныч. Мальчик с пальчик. Девочка-снегурочка. Девчурка-снегурка. Меч-кладенец. Калена стрела. Тугой лук. Копье булатное, мурзамецкое. Семи пяденей во лбу. Промеж глаз калена стрела укладывается. Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает. Гусли-самогуды: сами заводятся, сами играют, сами пляшут, сами песни поют. Шапка-невидимка. Сапоги-самоходы. Скатерть-хлебосолка. Сума, дай пить и есть. Коврик-самолет и пр. Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой! Полымя из ноздрей, пар (дым) из ушей. Огнем дышит, полымем пышет. Хвостом след устилает, долы и горы промеж ног пускает. С молодецкого посвисту пыль столбом. Попрыски (след) молодецкие, ископыть (комья из-под копыт) богатырская. Конь копытом бьет, удила грызет. Тише воды, ниже травы. Слышно, как трава растет. Растет не по дням, по часам, как пшеничное тесто на опаре киснет. Во лбу светел месяц, в затылке часты звезды. Конь лежит, земля дрожит, из ушей полымя пышет, из ноздрей дым столбом (или: полымя из ноздрей, дым из ноздрей). Из милости копытом траву-мураву досягает. По локоть в красном золоте, по колени ноги в чистом серебре. Под темными лесами, под ходячими облаками, под частыми звездами, под красным солнышком. Облачается небесами, подпоясывается зарями, застегивается звездами. Утка крякнула, берега звякнули, море взболталось, вода всколыхалась. Избушка, избушка на курьих ножках, повернись к лесу задом, ко мне передом! Стань, белая береза, у меня назади, а красна девица напереди! Стань передо мной, как лист перед травой! Ясни, ясни на небе, мерзни, мерзни, волчий хвост!
Я сам там был, мед и пиво пил, по усам текло, в рот не попало, на душе пьяно и сытно стало. Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка.
Сказка – складка, а песня – быль. Сказка – ложь, а песня – правда. Сказка складом, песня ладом красна. Песня (Сказка), вся, больше петь (сказывать) нельзя.
Русский Фольклор
Сказка. Барин и собака
Жил барин в богатом имении. Пришел к нему крестьянин по нужным делам. Стал подходить к дому, а от дому кинулась на него любимая баринова собака. Крестьянин сильно напугался. А у крестьянина была в руках палка. Когда собака бросилась на крестьянина, крестьянин с розмаху ударил собаку и собаку сразу убил. Барин об этом узнал, и крестьянин сознался и просил прощения; а барину сильно собаки жалко. Эта собака очень хорошо его имение хранила, и барин его не мог простить и подал на крестьянина в суд. Потом вызвали их в суд. Как судьи барина уважали, и желали по баринову мыслёнку судить крестьянина. Судьи предложили барину. Судьи говорят: — Что вы, барин, с ним желаете сделать? Барин говорит: — Да я вот что думаю: как у меня была собака хороша, для меня сильно дорога, мое все именье сберегала и меня спасала, так вот я желаю, чтобы он у меня был за собаку, так же жил бы на дворе и человеческим голосом чтобы не смел бы говорить ничего, а лаял бы все по-собачьи и охранял бы мне имение и спасал бы меня. А я его одену потеплее и прикажу его кормить хорошенько; как я свою собаку любимую приказывал кормить хорошенько, и его прикажу кормить хорошенько. А он чтобы ночи не спал, все бы ночи лаял и мое именье стерег! Судьи были согласны, а крестьянин ничего не мог и перечить, так он, крестьянин, и согласился. Вот крестьянин и стал жить у барина на дворе и лаять по-собачьи. Крестьянин лаял хорошо, ночи не спал, по всему двору бегал, а часто у барина под окошком пошибче лаял. Барин был доволен собакой, и приказывал барин: — Кормите собаку хорошенько. Вот крестьянин пролаял полгода или больше, познакомился с ворами и воров научил: — Приезжайте в такую ночь забрать ценного имения у барина, я вам тут отопру, и вы не бойтесь, хоть я и шибко буду лаять; только забирайте поскорей и уезжайте повеселей, а после вы мне дадите. Так воры и сделали. А собака в эту ночь еще сильней лаяла, по всему двору бегала, даже барину спать не давала, так сильно лаяла. Барин и думал: — Хорошо собака лает. Надо ее приказать еще лучше кормить. А когда утром слуги встали и увидели — кладовая подломана, имение украдено, доложили барину, а барин сильно на собаку осерчал, что она его имение не сохранила, и не мог ее простить и подал на собаку в суд. Вот и вызвали судьи на суд барина и собаку. Барин и говорит: — Вот собака мне на двор воров впустила. А судьи-то и спрашивают: — А что, барин, ночью-то она лаяла? Барин говорит: — Сильно лаяла, даже спать не давала; я думал приказать еще лучше ее кормить. А вот судьи говорят: — Видите, барин, в эту же ночь сильно громко собака лаяла. А вы бы, барин, должны бы выслать какую-нибудь слугу на двор поглядеть, на что так сильно собака лает. Ей ведь говорить воспрещено. Судьи говорят: — Мы считаем, — собака не виновата. А барину сильно было зло на крестьянина. А по прежним-то правам барин имел посадить крестьянина в острог. Барин и думает: — Отвезу его сам и посажу в острог при своих глазах. Вот барин этого крестьянина и повез, а нужно было ехать до острогу верст пятьдесят. И пришлось им ехать уже вечером в лесу темном. Барин даже уже сам правил. Мужик и увидал — впереди ветром выворочена елка с корнями с большими. Корни-то кверху поднялись. Как мужичок увидал эту выкорчу, и моментально вздумал для себя удобное. Вдруг схватил за вожжи у барина и закричал: — Тпру, тпру, тпру! Барин сильно испугался: — Что такое? И мужичок испуганным голосом и говорит: — Батюшка-барин, батюшка-барин, гляди-ка, гляди-ка: медведь на задних лапах стоит. Тут и барин увидал. Барин сильно напугался. Барин говорит и торопится: — Давай назад ворочай, давай назад ворочай! А мужик говорит: — Барин, барин, нельзя: медведь увидит, что мы его боимся, он сейчас нас догонит и сломает. Барин говорит: — Что же нам делать? Что же нам делать? Мужичок и говорит: — Барин, он очень боится собачьего лаю. Барин закричал: — Лай, такой-сякой! Мужичок говорит: — Я уж лаять не умею; и голосу у меня нет. А мужик барина пугает: — Барин, барин, медведь двигается ближе, ближе. Барин видит — делать нечего, и сам залаял по-собачьи. Мужичок говорит: — Надо, барин, громче лаять. Барин еще шибче залаял. Мужичок говорит: — Медведь боится, пятится назад. Барин устал лаять и говорит: — Да лай, такой-сякой! А мужик начал лаять: — Гам, гам! Никак не лается у него, и говорит мужичок: — Барин, барин, медведь двигается ближе, ближе! Так барин всю ночь и пролаял. И барин весь голос свой потерял,— не может лаять. Стало рассветать. Мужичок и говорит: — Барин, это не медведь. — Что же это? — Да елку выворотило ветром. Это корни-то и торчат кверху… Я ведь знал, что не медведь. Барин говорит: — Ах, такой-сякой! Я тебя еще больше в остроге проморю. Мужичок говорит: — Что хошь делай, барин. Ты барин — собака, потому что всю ночь по-собачьи лаял. Барин еще больше рассердился. Мужичок говорит: — А я умел лаять еще лучше тебя. Только не хотел. А я хотел, пущай всю ночь чтобы лаял ты. Мужичок говорит: — Теперь я всем расскажу, что барин у меня всю ночь по-собачьи лаял! Это я его заставил лаять! Барин еще шибче осердился на мужичка. Барину это не хотелось слуху пропускать. Барин, как ни стращал мужичка, а мужичок говорит: — Что хошь, барин, делай, все равно расскажу. Барин видит, дело плохо, и говорит мужичку: — Чего тебе дать, чтобы ты не сказывал? А мужичок говорит: — Прости меня и не сажай в острог, да еще подари корову хорошую, да два мешка пшеницы, и пущай я дома живу. А тебя, барин, буду благодарить и хвалить и всем буду говорить: „Нет, барин по-собачьи не лаял!»
Пословицы со словом сказка
Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Сказка — складка, песня — быль. Сказка — складка, послушать сладко. Сказки не салазки: не сядешь да не поедешь. Сказку слушай, а к присказке прислушивайся. Сказывали и мы сказки. Быль за сказкой не угонится. В сказках все есть, да в руках ничего нет. Красна сказка складом, а песня — ладом. Сказка — ложь, да в ней намек. Не жизнь – сказка! Мы рождены, чтоб сказку сделать былью. Не красны сказки письмом, а красны смыслом. Не всякая водица для питья годится, не всякая сказка людям указка. Ни в сказке сказать, ни пером описать. Не складна сказка письмом, складна вымыслом. Рассказывай сказки! Если не вры, так сказки добры. Жил был царь Тофута — и сказка вся тута. Сказал бы и еще сказку, да дома забыл. Сказка вся, больше сказывать нельзя. Всякая прибаутка в сказке хороша. Всякой сказке бывает конец. Кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай да на ус мотай. Либо дело делать, либо сказки сказывать. Сказки-не салазки: не сядешь да не поедешь. Сказка не сказка, а присказка. Хороша сказка, да последняя. Это присказка, а сказка будет впереди.
Сказка Барин и собака
В одной деревне был крестьянин, а тут недалеко жил барин в своем имении. Крестьянину случилось раз пройти мимо имения. А у барина собака была злющая. Собака накинулась на крестьянина, а он ударил собаку посохом и убил ее.
Барин подал в суд. Позвали этого крестьянина судиться с барином. И вот когда пришли на суд, судьи спрашивают барина:
— Что ты хочешь от этого мужичка, какое наказание ему дать?
— А я вот что хочу сделать — лишить его человеческого звания и голоса, и пусть он станет собакой, охраняет мое имение и живет у меня при дворе.
Ну конечно, суд это и решил. Лишили мужичка человеческого звания и заставили жить у барина, охранять барское имущество.
Мужичку пришлось прийти к барину и стать вместо собаки: лаять по ночам и охранять его имущество.
И вот в одно прекрасное время сговорился он с ворами:
— Приходите, воры, в такую-то ночь, пограбите, а там разделим.
И вот в одну ночь приехали воры. Когда барин утром встал — видит, что имущества у него увезли много. И он подает на собаку в суд, что она худо охраняла: были воры и ограбили. Когда пришли на суд, то судьи стали спрашивать барина:
— Ну, барин, скажи, лаяла ли у тебя в ту ночь собака?
— Очень хорошо лаяла, сильно лаяла в ту ночь, когда была покража.
Тогда судьи отвечают барину:
— Так что же тебе надо от собаки? Что же она могла еще сделать, раз она лишена человеческого голоса?
И решили судьи, что собака права, и дали ему право человеческим голосом опять говорить.
Тогда барин был недоволен судом и повез этого мужичка в город, на пересуд. И поехали они с ним вместе. Заехали в лес. А уж было темно. Мужик и говорит барину:
— Смотри-ка, барин, медведь стоит на дороге!
— Ну, мужичок, пугай!
— Да нет, я теперь лаять не стану — я получил человечье право. Лай, барин, сам, а то медведь-то может нас съесть.
— Мужичок, полай немножко, хоть поучи меня.
Мужичок полаял немного и говорит:
— Теперь лай сам, а то медведь нас съест.
И вот барин начинает лаять. А мужик ему говорит:
— Лай, барин, лай, медведь-то ближе подошел!
А сам сидит, не смеется. И барин до того долаял, что рассвело. Мужичок и говорит:
— Стой, барин, стой, не лай! Это ведь не медведь, это нам повиделась кокора.
Тогда барин заговорил:
— А, так ты меня обманул! Теперь я тебя отдам под суд.
— Ну ладно, барин, отдавай, а я всем скажу, что ты всю ночь по-собачьи лаял.
— Послушай, мужичок, я тебя отпущу домой и дам тебе денег и корову. Иди, живи с богом, только никому не рассказывай, что я по-собачьи лаял!
И вот они вернулись домой. Барин дал мужичку корову да денег, и мужичок пошел домой.
И стал он жить, ни в чем нужды не знать с тех пор, как барина обдурил.
Сказки, в которых встречаются пословицы
Сказка о рыбаке и рыбке:
Дурачина ты, простофиля! Поделом тебе, старый невежа. Чего тебе надобно, старче? Что ты баба, белены объелась?
Сказка о Царе Салтане:
Но жена не рукавица, с белой ручки не стряхнешь, да за пояс не заткнешь. Пораздумай ты путем, не раскаяться б потом.
Сказка о попе и работнике его Балде:
Ест за четверых, работает за семерых. Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной.
Лисичка-сестричка и серый волк:
Битый небитого везет. Мерзни, мерзни волчий хвост.
Сказка «Царевна Лягушка:
Утро вечера мудренее.
Сказка «Лиса и Журавль»:
Не обессудь, куманек! Больше потчевать нечем. Как аукнулось, так и откликнулось. Вот и сказке конец, а кто слушал — молодец!
Теперь вы знаете, в каких сказках встречаются пословицы
.