Пословица к сказке заяц хваста

Цели.

1. Познакомить учащихся с произведением.

2. Развивать умение работать с текстом.

3. Показать, что хвастовство – порок человека.

4. Воспитывать любовь к животным.

I. Организационные моменты.

II. Проверка домашнего задания, конкурс чтецов
(оценка учащихся).

— На протяжении нескольких уроков мы с вами
знакомились с авторскими произведениями
Л.Толстого и Н. Рубцова о зайцах, об их жизни.

— На какие группы делятся зайцы? (Лесные,
полевые, гуменники)

— Чем они питаются?

— В стихотворении Николая Рубцова о каком зайце
идет речь? (О лесном)

— Какие слова или словосочетания доказывают,
что это лесной заяц? (Докажите)

— Что вы узнали о лесном зайце?

— Какой он? (Трусливый, бестолковый, всего
боится)

III. Милые зверюшки, герои народных
сказок и детских песенок- славные, добрые
зайчишки! В сказках заяц – трусишка. Ну,
перехитрит иногда волка, обманет лисицу и все. А
так – всего боится. И ведь не только в сказках
подобная репутация у зайца. Заяц стал также
символом трусости, боязливости.

— А сегодня мы познакомимся с русской народной
сказкой «Заяц – хваста».

— Кто автор этой сказки?

1. Словарная работа.

При/хо/ди/лось
Гум/но
Кресть/я/нин
Рас/ска/за/ли
Ра/зыс/ки/вать
Ко/ко/ри/ной

пот/ре/па/ла
подх/ва/ти/ли
встре/ти/ла

у/си/щи
ла/пи/щи
зу/би/щи

— Значение каких слов вам не понятно?

Гумно – площадка, где крестьяне молотили
сжатое зерно. Сарай, где хранится урожай зерна.

Кокорина – суковатый кусок сваленного дерева.

Усищи, лапищи,зубищи – увеличительное значение
слов «лапы, зубы, усы». — Сравните, чем отличаются?

Физминутка.

Лесная лужайка

Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше.
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенечки.
Кто высоко так шагал-
Не столкнулся, не упал.

2. Первичное знакомство с текстом

(Читает учитель)

— О чем эта сказка?

— Кто главные герои этого произведения?

— Какой заяц?

3. Вторичное знакомство с текстом

— Сейчас сказку вы прочитаете про себя и
ответите мне на вопросы.

— Каким заяц предстает в начале сказки?
(Хвастливым)

— Почему зайцам приходилось ходить на гумно?
(прочитайте)

— Как отреагировала ворона на рассказ зайцев?
(Прочитайте)

— Как вы понимаете выражение «маленько
потрепала»? (Трепать – дергать, трясти (приводить
в порядок))

— Зачем ворона его потрепала? (Потому что
хвастаться не красиво)

— Что однажды произошло с вороной? (Прочитайте)

— Как вы понимаете словосочетание « собаки ее
подхватили» (подняли, уцепились в нее, кусали ее)

— Как вы понимаете словосочетание «давай мять»?
(Давить, тискать, сжимать в давке, т.е. обижать)

— Как заяц повел себя в этой ситуации?
(Прочитайте)

— Почему народ не написал «пришел на горку или
выбежал», а написал «выскочил»? (Потому, что народ
вложил в это слово определенное значение, он
хотел подчеркнуть стремительные действия зайца,
его желание оказать вороне бескорыстную помощь.
Ведь зайца тоже могли разорвать собаки, но он не
задумываясь бросился на выручку вороне.)

— Найдите в тексте слова подтверждающие это.

— Заяц бросился на выручку вороне как?
(Молниеносно, мгновенно)

— Какие качества зайца мы видим в конце сказки?

— Вспомните, каким заяц был в начале сказки и
каким мы видим его в конце?

— В чем главная мысль этого произведения?
Найдите предложение в тексте раскрывающее
основную идею сказки. («Вот ты молодец, не хваста,
а храбрец!»)

— Подберите синонимы к слову храбрец (смелый,
отважный, мужнственный).

Физминутка

Заинька

Утром заинька проснулся,
Потянулся, улыбнулся.
Раз умылся
Два прогнулся
Три нагнулся и присел,
У сосны остановился
И легонько покружился.

IV. Работа с рисунками

— На интерактивной доске вы видите рисунки,
расположите их в порядке возрастания сюжетной
линии.

— Найдите в тексте сказки образ соответствующий
первой картинке (прочитайте), (2-ой, 3-ей, 4-ой).

V. Работа с пословицами

— На доске вы видите пословицы. Какая из этих
пословиц подходит к нашей сказке?

«За двумя зайцами погонишься – ни одного не
поймаешь». (Не стоит браться за несколько дел
сразу, толку будет мало)

«Любишь кататься – люби и саночки возить». (Эта
пословица о труде)

«Доброе дело само себя хвалит». Почему так
утверждает народ? (Маленькое дело люди все равно
замечают, а кто сам выставляет свои дела на показ,
тот хвастун)

— Какое маленькое дело сделал заяц?

VI. Путешествие в театр

— Посмотрим как эту сказку можно разыграть на
сцене.

VII. Вывод

— Какое качество в человеке высмеивает народ в
этой сказке? (Хвастоство)

— Что такое «хвастовство»? Подберите синонимы к
этому слову.

— Как вы считаете хорошее это качество или
плохое? Докажите?

— А в нашей сказке кто помогает нам показать это
качество? (Животные)

— Какие сказки вы знаете?

— Так какая это сказка? К какой группе мы можем
отнести эту сказку?

VIII. Чтение сказки по ролям

1. В чём отличие литературной сказки от народной? А в чём сходство? Используй опорные слова:…

Народные сказки создаются народом, она не имеет одного определенного автора. Такие произведения годами передавались из поколения в поколение, из уст в уста. Литературные сказки сочиняют авторы, имена которых известны.  Сказки бывают разными: волшебными, бытовыми и о животных.
В волшебных сказках присутствуют чудеса, перевоплощения, волшебные предметы.
В сказках  о животных они изображаются по-особому, не такими, как мы видим их в реальной жизни. Сказочные животные умеют говорить, мыслить, испытывать человеческие чувства.
Бытовые сказки похожи на реальную жизнь. Положительные герои в них всегда добрые, смелые и трудолюбивые. В них описываются необычные, часто смешные ситуации.

2. Почему не состоялось путешествие лягушки из сказки Гаршина? Выбери правильный ответ:

3: из-за хвастовства, зазнайства лягушки.

3.  Вспомни басню И. А. Крылова «Ворона и Лисица». На кого из героев этой басни похожа лягушка?

На ворону. Она тоже не удержалась, чтобы не похвастаться, и раскрыла рот.

4. Прочитай пословицы. К кому из героев прочитанных сказок их можно отнести? Объясни.

Смелость города берет: Заяц из сказки про храброго зайца, Лягушка-путешественница. Они проявили большую смелость, благодаря чему были способны решить задачи, которые не под силу другим.
Смелый приступ – половина победы:  Заяц из сказки про храброго зайца, Лягушка-путешественница. Они показали, как смелость способна решить проблему.
Пословица Терпение и труд все перетрут характеризует Рукодельницу. Благодаря своему трудолюбию, девочка выбралась из колодца, да еще и с ценными подарками.

5.  Сравни сказки Д. Мамина-Сибиряка и В. Одоевского с народными сказками «Заяц-хваста» и «Морозко». Чем они различаются? Что у них общего? Заполни таблицу в «Рабочей тетради». Что нового вам открыли сказки, обработанные писателями?

В народной сказке «Морозко» и сказке Одоевского «Мороз Иванович» идентичен сюжет, похожи типажи главных героев, имеется сказочный персонаж, волшебные предметы. Отличаются сказки тем, что одну придумал и передал из уст в уста народ, а вторую придумал автор, поэтому она отличается большей оригинальностью, своеобразием и авторской оценкой поступков и действий главных персонажей. Одоевский в старом, известном бродячем сюжете увидел возможность отобразить современность, обновить характеры, придумал новые имена героям, новых персонажей, вложил в уста Мороза Ивановича ряд мудрых мыслей и поучений, ввел в текст пословицы и сделал из всего им сказанного вывод.

Сравнение произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка “Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост” с русской народной сказкой “Заяц-хваста”. Сказки похожи. Главный герой – заяц. В обоих текстах зайцы хвастаются. В обеих сказках зайцев слушают другие зайцы. Различие: В русской народной сказке ворона воспитывает зайца, он ее боится. Потом спасает. В сказке Мамина – Сибиряка зайца хочет съесть волк, но заяц случайно прыгает на лоб волку, они бегут в разные стороны. Зайцы ищут храброго зайца, он лежит под кустиком. Заяц никого не спасает, ему другие зайцы говорят, что он храбрый, он этому верит.

6.  Составь текст-описание героя сказки Д. Мамина-Сибиряка и текст-рассуждение «Можно ли назвать Зайца храбрым?». Запиши в «Рабочую тетрадь».

Заяц-хваста

Зайчик был внешне таким же, как все остальные зайцы, и ничем не отличался от них. У него были длинные уши, косые глаза и короткий хвост. Разве что, это зайчик, наверное, был самым трусливым из всех. Он боялся всего, любого шороха и треска. Он был не только трусливым, но еще и глупым, потому что начал хвастать перед всеми, что не боится самого волка и сам его съест. Но после того, как он напугал волка, зайца все стали уважать, да и он сам стал думать, что ничего не боится.

 Можно ли назвать Зайца храбрым?

Зайчик жил в лесу и был таким же трусливым, как все остальные зайцы, а может даже еще трусливее. Но он устал всего бояться и начал всем хвастать, что он никого не боится, даже волка. Но волк как раз проходил мимо и решил полакомиться зайчатинкой. Заяц с испугу прыгнул на волка и прогнал его. Так почему же автор называет зайца храбрым? Да потому, что все остальные зайцы подумали, что их собрат действительно храбрец. В их глазах все выглядело так, как будто заяц сам напал на волка. Но на самом деле зайчик так и остался трусишкой, но этот случай, наверное, все же поднял его самооценку, и он стал поменьше всех бояться.

Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца — длинные уши, косые глаз, короткий хвост»

Жанр: авторская сказка о животных

Главные герои «Сказки про храброго зайца» и их характеристика

  1. Храбрый Заяц. На самом деле просто великий хвастун, который как боялся волка сильнее всего на свете, так и продолжал его бояться.
  2. Волк. Свирепый хищник, которого оказалось так легко напугать.

План пересказа «Сказки про храброго зайца»

  1. Рождение зайчонка
  2. Зайцу надоедает страх
  3. Заяц хвастает на весь лес
  4. Зайцы потешаются
  5. Появление Волка
  6. Отчаянный прыжок
  7. Два беглеца
  8. Храбрый Заяц.

Кратчайшее содержание «Сказки про храброго зайца» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Родился зайчонок и вырос в Зайца
  2. Надоело Зайцу боятся, стал он хвалится, что никого не боится в лесу
  3. Собрались вокруг зайцы, смеются, не верят.
  4. А заяц обещает волка съесть
  5. Тут видит Заяц Волка, с испуга на него прыгает и бежит, Волк тоже пугается и бежит
  6. Находят зайцы храбреца и хвалят, Заяц становится храбрым.

Главная мысль «Сказки про храброго зайца»
Нельзя хвалиться тем, чего не умеешь или не можешь сделать.

Чему учит «Сказка про храброго зайца»
Эта сказка учит нас не хвастать своими мнимыми заслугами, да и реальными тоже лучше не хвалится лишний раз. Также сказка учит тому, что от неожиданности даже храбрец может испугаться. И еще учит не смеяться над другими, даже если те хвастают. Кто знает, может они действительно говорят правду.

Отзыв на «Сказку про храброго зайца»
Сказка это мне очень понравилась тем, что она смешная. Я долго смеялась над «храбрым» Зайцем, и смеялась над Волком, который оказался ничуть не смелее Зайца. Но в этой сказке нашлась и очень интересная мысль: если во что-то поверить всерьез, то это действительно может сбыться.

Пословицы к «Сказке про храброго зайца»
Я не трус, но я боюсь.
Хвались, да назад оглянись.

Краткое содержание, краткий пересказ «Сказки про храброго зайца»
Родился в лесу зайчонок и всего он боялся. Но вот вырос, стал большим Зайцем и надоело ему всех боятся.
Крикнул он громко, что никого не боится. Сбежались тут все зайцы, и молодые и старые. А Заяц храбрится — никого, говорит, не боюсь, ни медведя, ни волка.
Тут всем зайцам смешно стало, расшумелись они, стали играть на полянке, кувыркаться.
А Заяц обещает Волка увидеть и съесть. Пуще прежнего веселятся зайцы, да про волка совсем позабыли.
А Волк был рядом. Услышал он, как заяц хвастает и решил съесть его. Выглянул Волк из-за кустов и смотрит, какой заяц такой смелый.
А Заяц в это время обещает штуку показать. И вдруг видит Волка. Испугался Заяц, подпрыгнул, упал на лоб Волку и скатился с него, а потом стрекача задал.
Но Волк тоже испугался, потому что решил, что в него охотник выстрелил. И тоже бросился наутек, не нужен ему стал сумасшедший заяц.
Увидели это остальные зайцы и пошли храброго Зайца искать. Нашли в ямке, хвалят его за храбрость. Ну Заяц и сам уверовал в то, что он храбрый.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Пословица к сказке заюшкина избушка
  • Пословица к сказке дядя федор пес и кот
  • Пословица к сказке глупая барыня
  • Пословица к сказке василиса прекрасная
  • Пословица к рассказу честное слово

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии