Сказки Пушкина — это чудо, способное удивлять в любом возрасте. В детстве они чаруют своей фантазией, в юности поражают музыкой стиха, а в зрелом возрасте мы отмечаем в них удивительное понимание души человека. Эти сказки вошли в нашу плоть и кровь, в них всегда «русский дух» и «Русью пахнет».
Многие произведения Александра Сергеевича Пушкина изучают на уроках в школе, и даются задания:
- Какие пословицы подходят к сказкам Пушкина;
- Какие пословицы и поговорки есть в сказках Пушкина.
Для сайта «Про Пословицы» мы сделали небольшую подборку пословиц, которые помогут ответить на эти вопросы.
Пословицы о сказках
Во-первых, к большинству произведений подойдут русские народные пословицы о сказках в общем:
- Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. (Сказка – ложь, да в ней намёк: добру молодцу урок.)
- Сказка — складка, послушать сладко.
- Сказку слушай, а к присказке прислушивайся.
- Быль за сказкой не угонится.
- Не красны сказки письмом, а красны смыслом.
- Не всякая водица для питья годится, не всякая сказка людям указка.
Пословицы и поговорки из сказок Пушкина
А в некоторых сказках Пушкина содержатся такие фразы, которые понравились людям, прочно вошли в разговорную речь, и со временем стали пословицами и поговорками. Вот часть из них:
Сказка о рыбаке и рыбке
- Дурачина ты, простофиля!
- Поделом тебе, старый невежа.
- Чего тебе надобно, старче?
- Что ты баба, белены объелась?
Сказка о Царе Салтане
«Сказка о царе Салтане» зовет нас в глубь минувших времен. Три девицы в старинных русских сарафанах сидят с прялками у вечернего огонька. «Кабы я была царица…» — мечтает одна. Потаенными мыслями делится другая. Потом третья: «„.кабы я была царица, я б для батюшки царя…». Эта фраза также употребляется в разговорной речи, с некоторой долей юмора. В произведении «Сказка о Царе Салтане» можно выделить такие выражения, которые уже обрели пословичное значение:
- Жена не рукавица, с белой ручки не стряхнешь, да за пояс не заткнешь.
- Пораздумай ты путем, не раскаяться б потом.
- Кабы я была царица.
- Растет ребенок … не по дням, а по часам.
Сказка о попе и работнике его Балде:
- Ест за четверых, работает за семерых.
- Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной.
Пословицы к некоторым сказкам:
- О золотом петушке;
- О царе Салтане;
- О мертвой царевне и семи богатырях.
Пословицы к сказке о золотом петушке (Пушкин):
Как аукнется, так и откликнется.
Не все то золото, что блестит.
Не рой другому яму — сам в нее попадешь.
Давши слово — держись, а не давши — крепись.
Пока жареный петух в голову не клюнет…
Доверяй, но проверяй.
За доброту добром воздается, а за зло воздается злом
Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
Долг платежом красен.
Как ни мудри, а совести не перемудришь.
Слово давать, так слово держать
Пословицы к сказке о царе Салтане (Пушкин):
Сколько веревочке ни виться, а конец будет.
Где счастье плодится, там и зависть родится.
Завистливый своих двух глаз не пожалеет.
Сколько верёвочке не виться, всё равно конец будет.
В лихости и зависти нет ни проку, ни радости.
Завистливый сохнет о том, когда видит счастье в ком.
Завистливый злее волка голодного.
Дай душе волю, захочет и поболе.
Добрый плачет от радости, а злой — от зависти.
За чужим погонишься — свое потеряешь.
На чужую кучу нечего глаза пучить.
Каких только чудес не бывает на свете.
Такие чудеса, что дыбом волоса.
Сказка – ложь, да в ней намёк: добру молодцу урок.
Лучше печатного не скажешь.
Золотая волюшка милее всего.
Хорошо птичке в золотой клетке, а того лучше на зеленой ветке.
Доброе семя — добрый и всход.
Добро не умрет, а зло пропадет.
Добрая слава злому ненавистна.
Худо тому, кто добра не делает никому..
По добру — добро, а по худу — худо.
Злой с лукавым водились, да оба в яму свалились.
Злой человек у кого ест да пьет, с того же и голову рвет.
Пословицы к сказке Пушкина о мертвой царевне:
Где счастье плодится, там и зависть родится.
Доброму бог помогает.
На хороший цветок и пчелка летит.
Как аукнется, так и откликнется.
Не рой яму другому, сам в нее попадешь.
Хорошо смеется тот, кто смеется последним.
Немил и белый свет, когда милого нет.
Смерть злым, а добрым вечная память.
При родной матери — тепло, при мачехе — холодно.
Мать гладит по шерсти, мачеха — насупротив.
Сыр калача белее, а мать мачехи милее.
Не ищи красоты, а ищи доброты.
Снаружи красота, внутри пустота.
Красота до вечера, а доброта навек.
Красота без разума пуста.
Красна ягода, да на вкус горька.
Хороша очами, да нехороша речами.
Не родись красивым, а родись счастливым.
Завистью ничего не сделаешь.
В лихости и зависти нет ни проку, ни радости.
Железо ржа съедает, а завистливый от зависти погибает.
Завистливый сохнет о том, когда видит счастье в ком.
Завистливый злее волка голодного.
Где счастье плодится, там и зависть родится.
Дай душе волю, захочет и поболе.
Добрался, как волк до овчарни.
Любовь братская лучше каменных стен.
Доброе братство лучше богатства.
Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет.
Как мы людям, так и люди нам.
Пословица к сказке Пушкина о попе и работнике его Балде
Жадность последнего ума лишает.
Не тот жаден, у кого мало, а тот, кто хочет большего.
Съесть не могу, а оставить жаль.
Какие пословицы подходят к сказкам Пушкина
Сказка о рыбаке и рыбке
- Жадный сам себе покою не дает
- Жадность – что река: чем дальше, тем шире
- Бездонную бочку не наполнишь, жадное брюхо не накормишь
- Денег вволю, а еще б поболе
- Сколько собака не хватает, а сыта не бывает
- Влез кот на сало и кричит «Мало!»
- Лишнее пожелаешь — последнее потеряешь
- Жадность до добра не доводит
- Жадность ведет к бедности
Сказка о попе и его работнике Балде
- Находчивого не озадачишь
- Находчивость — великая сила
- Находчивость приносит победу
- Лиса семерых волков проведет
- И сила уму уступает
- Находчивый найдет выход
- Находчивый нигде не пропадет
- Иногда не нужен ученый, а нужен смышленый
- Хитрость и смекалка — родные сестры
- Не тот борец, кто поборол, а тот, кто вывернулся
- Где силой взять нельзя, там надобно ухваткой
- Смекалка — богатырь
- Хоть и молод, да смышлен
- Нужно разум применить, где сила не возьмет
- Скупой дважды тратится
- У скупого больше пропадает
- Скупому душа дешевле гроша
- Жадность да скупость до добра не доводит
- Не скупись когда цена — жизнь
- Скупой платит дважды
- Не всякий, кто скупится, обогатится
Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
- Не гонись за красотой, а гонись за добротой
- Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива
- Вянут леса, вянет и краса
- Молодые что цветы, некрасивых не бывает
- Красота до вечера, а доброта на век
- Грешное дело ест душу
- В лихости и зависти нет ни проку, ни радости
- Завистливое око видит далеко
- Завистливый сохнет по чужому счастью
- На чужую кучу нечего глаза пучить
- За чужим погонишься — свое потеряешь
- Завидливому и свой хлеб не сладок
Сказка о царе Салтане
- Большому кораблю – большое плавание
- Всякое лыко в строку
- Где гнев, там и милость
- Долг платежом красен
- Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать
- Назвался груздем – полезай в кузов
- Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня
- Повинную голову и меч не сечёт
- Под лежачий камень вода не течёт
- Уговор дороже денег
- Утро вечера мудренее
- Что посеешь, то пожнёшь
- Шила в мешке не утаишь
- Яблоко от яблони недалеко падает
Сказка о золотом петушке
- Долг платежом красен
- Как аукнется, так и откликнется
- Назвался груздем – полезай в кузов
- Семь раз отмерь, один раз отрежь
- Уговор (договор) дороже денег
- Что посеешь, то пожнёшь
- Взялся за гуж – не говори, что не дюж
- Своя рубашка ближе к телу
- Дуракам закон не писан
- Не руби сук, на котором сидишь
- Бог шельму метит
- Любви все возрасты покорны
- Сердцу не прикажешь
Колосова Любовь
Александровна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №49 г. Пензы
Пословицы и поговорки в
художественном творчестве А.С. Пушкина и работа с ними на уроках
лингвистического цикла в начальной школе.
Речь – один из важнейших показателей
интеллекта, мышления и культуры личности. Особенно сложной и многоаспектной
является проблема речевого развития младших школьников, ведь именно в младшем
школьном возрасте формируются основы культурно-речевой компетентности и
признаки национально-языковой личности.
Учащиеся начальных классов еще не
обладают достаточными сведениями о семантике пословично – поговорочного
материала, поэтому затрудняются в использовании малых жанров фольклора в речи.
Знания о фольклоре, как составляющей культуры этноса, необходимы для
формирования национального самосознания, развития речи.
В качестве специальной дисциплины русский
фольклор в программу школы не входит. Знакомство с устным народным творчеством,
в частности с его малыми жанрами, происходит эпизодически. Учителя вынуждены
искать способы развития речи посредством фольклора, не
ориентируясь на четкие теоретические и методические положения.
Между тем, устное народное творчество
представляет большую ценность, заключающуюся в его познавательном,
воспитательном и развивающем значениях, которые неразрывно связаны между собой.
Познавательное значение
проявляется в том, что пословицы и поговорки отражают особенности явлений
реальной жизни и дают обширные знания об истории общественных отношений, труде
и быте, а также представления о мировоззрении и психологии народа.
Воспитательное значение
состоит в том, что лучшие произведения вдохновлены высокими идеями, любовью к
Родине, стремлением к миру.
Развивающее значение
пословиц и поговорок заключается в том, что они являются искусством слова,
отличаются большим поэтическим мастерством, что способствует расширению
мировоззрения.
Выдающийся
педагог К.Д. Ушинский писал: «Русские пословицы имеют значение при
первоначальном учении отечественному языку, во-первых, по своей форме,
во-вторых, по своему содержанию». В книге «Родное слово», предназначенной для учащихся
начальных классов, К.Д. Ушинский поместил около 300 пословиц и поговорок и
несколько рассказов, раскрывающих смысл отдельных из них. Л.H. Толстой также
написал для изучающих грамоту несколько рассказов по пословицам. Именно в
начальной школе необходимо особое внимание уделить пословицам.
В I—IV
классах работа не сводится к активному знакомству учащихся с пословицами, их
заучиванию. Учитель должен научить детей раскрывать смысл пословиц и применять
их в своей речи в соответствии с речевой ситуацией. Пословицы и поговорки –
исключительно благоприятный материал для чтения, этических бесед, а также для
грамматического разбора, диктантов и других упражнений.
Все это обуславливает необходимость и
целесообразность включения устного народного творчества в школьные программы.
А.С. Пушкин стал
первым поэтом 19 века, который широко показал все богатство и красоту народной
культуры. Песни, пословицы и поговорки, предания и загадки – все наследие
русского народа включалось поэтом в произведения. Изучение пословиц и поговорок
на примере художественных произведений А.С. Пушкина помогает глубже окунуться
в народную мудрость, понять значение отдельных пословиц и поговорок, проникнуть
в идейно – смысловое содержание творчества писателя.
Малые жанры фольклора в произведениях
А.С. Пушкина, являются чрезвычайно благодатным материалом для изучения на
уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе. Однако методика
работы с ними в младших классах изучена на наш взгляд недостаточно.
Пословица – это краткое,
поэтически образное, ритмически организованное произведение народного
творчества, используемое для яркой и углубленной характеристики разных сторон
жизни и деятельности человека, а также явлений окружающего мира [1,с.255]. Пословицам
свойственны предельные краткость и простота, а также определенные формы
обобщения:
1.
Суждение общего характера (жизнь
прожить – не поле перейти).
2.
Употребление отвлеченных понятий, имеющих
широкое значение (терпение и труд все перетрут).
3.
Использование обобщающих местоимений (всяк
молодец на свой образец).
4.
Определение особенностей социальных групп
(барин за барина, мужик за мужика).
5.
Введение личных имен (у всякого
Филатки свои ухватки) [ 2, с.42].
Поговорки
тесно связаны с пословицами. Они примыкают к малым жанрам фольклора и в
большинстве случаев еще более кратки.
Поговорка является небольшим образным изречением или сравнением, для которого
характерна незавершенность умозаключения: это отбор речи, выражение, лишь
намекающее на вывод : тощ как хвощ; личиком беленек, а душою черенек; легко
чужими руками жар загребать.
Вместе с тем, пословицы и поговорки при известной близости имеют и
существенные различия, позволяющие четко разграничивать эти жанры народного
творчества, которые заключаются и в разных характерах содержания, и в форме
построения, и в выполняемой функции.
Отношение литературы к пословицам и поговоркам в разные эпохи было неоднозначным.
Их многообразие и экспрессивность, их лаконизм и простота издавна привлекали к
себе русских писателей. А.С. Пушкин обращался к этому материалу постоянно не
только в своем поэтическом творчестве, но и в быту. Об этом свидетельствуют его
письма, в которых зафиксировано сто двадцать пословиц и поговорок. Например, к
невесте, а затем жене Наталье Гончаровой встречаются такие пословицы и
поговорки: семь верст киселя есть; через пень колоду валю; было бы корыто, а
свиньи будут. Имеются пословицы и поговорки в посланиях близкому другу
поэта, Павлу Вяземскому: а если брать, так брать, не то что и когтей марать;
вот уж тут-то я невинен, как барашек, а также к брату Льву Сергеевичу: буду
писать тебе спустя рукава, а там хоть трава не расти.
В поэтических произведениях А.С. Пушкин использует пословицы и поговорки
намного реже, чем в письмах и прозе. Но когда они все-таки встречаются, то
выполняют ту же роль, что и в посланиях. Например, в романе «Евгений Онегин»
читаем: «Брожу над морем, жду погоды, Маню ветрила кораблей».
Стихия народно-разговорной речи
характерна для художественной прозы А.С. Пушкина, например,
для его сочинений «Повести Белкина», «Арап Петра
Великого», «Капитанская дочка». Отрывок из «Капитанской дочки»: « — С дамою!
Где же ты ее подцепил? Эге, брат!.. — Ну, — продолжил Зурин: — так и
быть. Будет тебе квартира. А жаль… Мы бы попировали по-старинному… Гей,
малый! да что ж сюда не ведут кумушку-то Пугачева?»
Особенно пестрят пословицами и поговорками сказки Александра Сергеевича:
«Сказка о рыбаке и рыбке» (не садися не в свои сани; жадность всякому горю
печаль), «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (аль товар не по
купцам?), «Сказка о царе Салтане о его славном и могучем богатыре князе
Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (жить в совете и любви,
пир гор, времени не тратя даром…, то на весь крещеный мир приготовила б я
пир), «Жених» ( у вас товар, у нас купец; собою парень молодец; и пир
горой) , «Сказка о попе и его работнике Балде» (это было б лишь времени
трата; не гонялся бы ты, поп, за дешевизной).
Художественное мироощущение поэта не противоречило фольклорным заимствованиям
и соединялось в границах замысла с устным народным творчеством. О последнем
обстоятельстве А.С. Пушкин писал, говоря об истории языка: «Простонародное
наречие должно было отделиться от книжного, но впоследствии они сблизились, и
такова стихия, данная нам для сообщения наших мыслей».
Творчество А.С. Пушкина достаточно хорошо представлено в учебниках для
начальной школы, однако пословицы и поговорки не стали предметом пристального
изучения. Анализ современных учебников для
начальной школы показывает, что в качестве дидактического материала малые жанры
фольклора используются достаточно часто, т.к. представляют собой ценный
языковой материал. Отбор пословиц определяется темой конкретного урока и его
целями: воспитательными, образовательными, развивающими.
Для выявления
возможностей уроков литературного чтения в плане приобщения младших школьников
к пословицам и поговоркам были проанализированы учебно-методические комплекты
по следующим программам:
1.
«Школа России». Литературное чтение.
Авторы: Климанова Л.Ф, Горецкий В.Г., Голованова М.В.
2.
«21век ». Литературное чтение. Авторы:
Ефросинина Л.А., Оморокова Н.В.
3.
«Система Л.В. Занкова». Литературное
чтение. Авторы: Свиридова В.Ю, Р., ЧураковаР.Г.
В результате анализа УМК
можно сделать вывод, что пословицы и поговорки изучаются по всем трем
программам, но при этом наблюдаются различия в системе работы, объеме
требований к теоретическим знаниям и практическим умениям учащихся.
Чтобы
увидеть, как реализуются задачи данных программ по ознакомлению учащихся с
пословицами и поговорками, были проанализированы соответствующие комплекты
учебников.
Так, в учебном комплекте Климановой
Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В. встречается 61 пословица.
В комплекте представлены пословицы и поговорки о дружбе, труде, об учении, о
родителях, о качествах характера человека (доброта, чувство юмора, смелость,
старание). От класса к классу количество пословиц и поговорок уменьшается. Так,
во втором классе изучается 37 пословиц, в третьем — 17, в четвертом — 7.
Практически те же данные получены в результате анализа комплектов Свиридовой
В.Ю. и Чураковой Н.А.: дети знакомятся с 45 пословицами и поговорками по
следующим темам: труд, учение, качества характера человека, ценность слова. Достаточно
много пословиц представлено в учебниках для первого класса (17) и четвертого
(18), меньше – в учебниках для 2 и 3 (6 и 4 соответственно).
В комплекте учебников по
литературному чтению Ефросининой Л.А. предложены 34 пословицы и поговорки. Тематика
их примерно та же. От класса к классу количество пословиц и поговорок
увеличивается: от 5 в 1 классе до 23 в 3классе.
Количественный и качественный анализ
указывает на наличие достаточно большого числа и разнообразия тематики
пословиц и поговорок в составе учебного материала по литературному чтению.
Задания,
предлагаемые для работы, довольно однотипны по своему содержанию, например:
1.
Подумай над смыслом пословицы не стыдно
молчать, коли нечего сказать (Сапгир Г. «Про медведя»).
2.
Какая из пословиц подходит к сказке Е.
Чарушина «Теремок»:
В
тесноте, да не в обиде; знает сорока, где зиму зимовать; согласие крепче
каменных стен.
3. Соотнеси
пословицы с названием произведения, героем и т.д.:
Не
имей сто рублей, а имей сто друзей; не рой другому яму – сам в нее упадёшь («Петух
и собака»).
Есть
совесть –есть и стыд; ему дали попробовать, а он все съел.
(
В.А. Осеева «Печенье»)
4. Какая
пословица подходит к произведению:
Вежливости
открываются все двери; красив тот, кто красиво поступает; остёр на язык, да к
делу не привык?
Очевидно, учителю необходимо проявить творчество при работе с пословично –
поговорочным материалом.
С
целью выявления возможностей уроков русского зыка при изучении пословиц и
поговорок был проведен анализ учебников следующих авторов:
1.
Рамзаева Т.Г. Русский язык.
2.
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.
Русский язык.
3.
Желтовская Л.Я. Слово.
В учебном комплекте Рамзаевой Т.Г. встречается 114 пословиц и поговорок,
тематика которых достаточно разнообразна. Значительная их часть представлена в
учебниках для второго и четвертого класса, меньше – в третьем.
Анализ комплектов учебников по русскому языку Бунеева Р.Н. и Бунеевой Е.В.
показал, что пословицы и поговорки изучаются только во втором и третьем
классах; тематика разноообразна, но количество невелико — всего 32 пословицы
и поговорки.
В комплекте
учебников «Слово» Желтовской Л.Я. и др. предложено 89 пословиц и поговорок. Значительная
их часть посвящена учению, качествам человеческого характера (терпение,
щедрость, точность слова и др.). Количество изучаемых паремий от класса к
классу увеличивается: от 17 во 2 классе до 44 в 4 классе.
Таким образом,
тематически пословицы и поговорки разнообразны, в количественном отношении их
достаточно, однако отличается уделение большего внимания малым жанрам
фольклора в составе учебного материала в комплектах Рамзаевой Т.Г. и
Желтовской Л.Я.
Кроме
того, был проведен анализ этих же учебников в аспекте представленности
произведений А.С. Пушкина и заданий, связанных с изучением пословиц в его
творчестве.
Несмотря на разнообразие представленных
произведений А.С. Пушкина в учебниках, заданий, связанных с изучением
имеющихся в них пословиц и поговорок, практически нет.
При изучении «Сказки
о рыбаке и рыбке» в учебнике Климановой Л.Ф. встречается задание: Какова
основная мысль сказки? Соотнеси ее с пословицами: много захочешь – последнее
потеряешь; много желать – добра не видать; ненасытному все мало; кто малым
недоволен, тот большего не достоин. А в учебнике Ефросининой Л.А. к той же
сказке предложено задание: остаться у разбитого корыта, объясни, когда
так говорят.
Исходя
из вышесказанного, считаем целесообразным предложить следующие методические
рекомендации по изучению пословиц и поговорок в произведениях А.С. Пушкина и
систему заданий к ним.
Полагаем, что использование на уроках русского языка и литературного чтения
следующих приемов будет методически оправданным:
—
классификация по тематике;
—
выбор пословицы, которая отражает основную
мысль текста;
—
иллюстрирование пословиц и поговорок;
—
сочинение рассказа (сказки, басни) в
качестве подтверждения мысли, выраженной в пословице [3, с.69].
Целесообразно
на уроках литературного чтения использовать следующие типы заданий:
1)
На разграничение понятий «пословица» и «поговорка».
—
Почему так говорится: пословица не даром молвится; пословица — всем
делам помощница; поговорка — цветочек, пословица — ягодка. Это задание
помогает осознать функцию пословиц как жанра устного народного творчества,
разграничить понятия «пословица» и «поговорка».
—
Найди в «Сказке о царе Салтане» пословицу и объясни, как ее понимаешь.
—
К кому из героев «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина можно отнести
пословицы: не садися не в свои сани; дурачина ты простофиля; что ты, баба,
белены объелась?
2)
Задания, направленные на обогащение и развитие речи.
—
Вспомни пословицы и поговорки на темы «труд, мастерство», «лень, безделье».
3)
Задания, направленные на осознание смысла пословицы и соотнесение ее с содержанием
текста.
—
К тексту «Сказка о золотом петушке» даны пословицы: не ищи красоты, а ищи
доброты; красна ягодка, да на вкус горька; имей шубу теплее, а жену выбирай
добрее; собой красава, да душа трухлява; снаружи красота –
внутри пустота и предлагается ответить на вопрос: какие черты характера
Шамаханской царицы упоминаются в данных пословицах?
4)
Задания на соотнесение текста произведения со смыслом пословицы:
— Выбери пословицы,
которые подходят к «Сказке о золотом петушке»: Дело мастера боится; долг
платежом красен; все в руках горит; не рой другому яму – сам в нее
попадешь; не все то золото, что блестит.
— Соотнеси
сказку и пословицу, выражающую ее основную мысль:
«Сказка о золотом
петушке» Лишнего пожелаешь – последнее потеряешь
«Сказка о рыбаке и
рыбке» Завистливый по чужому счастью сохнет
«Сказка о попе и его
работнике попе» Хорошо дешево не бывает
«Сказка о царе Салтане……»
Не давши слово – крепись, а давши слово –
держись.
«Сказка о мертвой царевне
и В ком правды нет, в том добра мало.
о семи богатырях»
5) Задания, направленные
на проверку знания пословиц (правильно ли запомнили текст пословицы).
— Эти пословицы и
поговорки кто-то с плохой памятью передал «из уст в уста». Исправь их,
пожалуйста: поспешишь — не вынешь и рыбку из пруда; ест за четверых,
работает как лошадь; дурачина ты, Филимон; сказка ложь, да в ней намек, всем
ребятам урок.
— Вставь пропущенные
слова в пословицы из сказок А.С. Пушкина: свет мой,……,скажи; у разбитого…..;
попляши-ка ты под нашу……….
Типы заданий при работе с
пословицами и поговорками на уроках русского языка:
1. При изучении
фонетического материала:
— Запиши. Подчеркните
буквы, с помощью которых обозначаются мягкие звуки. Поставь знаки ударения.
Проверь безударные гласные, ставя под ними точки: при солнышке тепло, при
матери добро; птица рада весне, а младенец — матери.
— Спиши пословицу из
сказки А.С. Пушкина «Золотой петушок», разделяя слова на слоги. Поставь точку
под буквами гласных звуков: сытый бранится при виде котелка.
-Поставь ударение в
омонимах, чтобы смысл был верным: дорогой за себя дам откуп;
за широкой дорогой шумело море.
2. При изучении раздела «Орфография»:
— Прочитай пословицу,
каков смысл пословицы? Подчеркни сочетания жи, ча, ща : умей
дружбой дорожить; выручай товарища в беде.
—
Подбери проверочные слова к словам с безударной гласной в корне: от добра,
добра не ищут; не делай добра – не получишь зла; что
ты, баба белены объелась; дурачины ты, простофиля;
2. При изучении
грамматических тем.
—
Определи падеж имен существительных в пословицах, назови знакомые тебе части речи:
вору потакать – что самому воровать; браниться бранись,
а рукам воли не давай!
—
Прочитай пословицы из сказок А.С. Пушкина, измени падеж существительных,
которые даны в скобках: в (корыто) много ль корысти; попляши-ка ты под нашу
(балалайка); завистливый по (чужое) счастью сохнет; что за прелесть эти
(сказка).
Образец: человеку (Д.п.,
1-е скл.) по работе воздается честь.
— Вставь в пословицы
подходящее по смыслу прилагательное, выдели окончание: у …… корыта;
…….пожелаешь — ……….потеряешь; понадеялся на …….авось.
3. При изучении
лексического материала.
— Найди антонимы в пословицах:
мир строит, а война разрушает; ласточка день начинает, а соловей — кончает.
— Подбери антонимы,
опираясь на иллюстрации из сказок А.С. Пушкина. (Рис.1,2,3)
4. Работа по развитию
речи учащихся:
а) Составление рассказа
по пословице.
— Прочитай пословицы: не
садися не в свои сани; дурачина ты простофиля; лишнего пожелаешь – последнее
потеряешь; хорошо дешево не бывает.
— Составь рассказ,
заголовком которого будет одна из этих пословиц.
б) Соотнесение пословицы
и текст.
Добро
побеждает зло; много хочешь – последнее потеряешь; тише едешь – дальше будешь; не
знаешь, где найдешь, где потеряешь.
— Какая из этих пословиц
больше подходит к смыслу, к ситуации:
Долго у моря ждал он
ответа,
Не дождался, к старухе
воротился
Глядь: опять перед ним
землянка;
На пороге сидит его
старуха,
А пред нею разбитое
корыто.
—
Рассмотри картинку (Рис.4). Прочитай предложения: У страха глаза велики;
задам тебе, вражонок, задачу; попляши-ка ты под нашу балалайку.
К какому из них художник
нарисовал эту иллюстрацию?
—
Подбери к данным изображениям пословицы и поговорки из
сказок А.С. Пушкина и объясни их смысл (Рис.5,6).
— Прочитай пословицу и напиши
её по памяти: свет мой, зеркальце, скажи!
5. При изучении темы «Предложение».
— Прочитай. Выпиши только
предложения. Какие признаки предложения ты знаешь?
У разбитого корыта. Дело
мастера боится. Играть работа трудный дружный. Долг платежом красен.
С целью выявления актуального уровня знания и понимания
младшими школьниками пословиц проведено экспериментальное исследование.
Экспериментальная работа включала в себя три этапа: констатирующий,
формирующий, контрольный. Базой исследования явились 2-е классы МБОУ СОШ №49
г. Пензы.
Результат констатирующего этапа:
2Б класс 2В класс
Высокий уровень – 10% Высокий уровень – 13%
Средний уровень – 15% Средний уровень – 7%
Низкий уровень – 75% Низкий уровень – 80%
На формирующем этапе эксперимента был проведен ряд
занятий по исследуемой теме. Занятия соответствовали возрастным особенностям
учащихся и проводились только во 2В классе. На данном этапе мы
столкнулись со следующими проблемами: детям в силу индивидуальных и возрастных
особенностей было проблематично объяснить смысл пословицы. Следует отметить,
что учащиеся, показывающие высокие знания, лишь поверхностно разъясняли смысл
пословицы, не уточняя истинного содержания. Значит, даже у таких школьников не
сформированы навыки работы с текстом, с выявлением идеи произведения. Поэтому на
уроке учитель, применяя разнообразные методы работы с классом, старался
способствовать проникновению в идею высказывания.
На контрольном этапе эксперимента учащимся обоих
классов были предложены задания, подобные заданиям констатирующего этапа. В результате были
получены следующие данные:
2В
класс 2Б класс
Высокий уровень – 35% Высокий уровень – 25%
Средний уровень – 50% Средний уровень – 32%
Низкий уровень – 15 % Низкий уровень – 43 %
Таким образом, необходима дополнительная работа по толкованию пословиц и
поговорок, встречающихся в произведениях А.С. Пушкина и использованию их в
речи. Поскольку сносок, объясняющих значение непонятных для учащихся пословиц и
поговорок, в учебниках нет, а также достаточного количества специальных
словарей для начальной школы. Учителю следует проводить самостоятельную подготовительную
работу к занятию: обращение к Интернет-ресурсам, разработка дидактического
материала.
Систематическая и планомерная работа по изучению пословиц и поговорок в
творчестве А.С. Пушкина позволит учащимся глубже понять смысл произведений писателя,
кроме того, устойчивые выражения станут не только доступны их пониманию и
осознанию, но и войдут в речь учащихся.
Список литературы.
1.Коровина,
В.Я. Изучение сказок Пушкина в школе/ В.Я. Коровина – М.: Рост, 1999. – С.200-255.
2.Марнцман
, В.Г. Изучение творчества Пушкина в школе/ В.Г. Маранцман – М.: Владос, 1999.
– С.97-100.
3.Вавилова,
Н.М. Еще раз о пословицах/ Н.М. Вавилова//Начальная школа.- 1994.- №3.- С.68-70
4.Горшков,
А.И. Все богатство, сила и гибкость нашего языка. А.С. Пушкин в истории
русского языка/ Н.М. Горшков — М.: Просвещение, 1993.-176с.
5.Гиршман,
М.М. Анализ поэтических произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И.
Тютчева/ М.М. Гиршман – М.: Высшая школа, 198. – С.1-60.
6.Зуева,
Т.В. Фольклорные и литературные особенности сказок А.С. Пушкина/ Т.В. Зуева //
Русская речь. – 1999.- №6.- С.112-122.
7.Истоки пушкинских сказок: [Мифологические
образы в сказках А.С.Пушкина]// Юный художник.-1999.-№4.- С.111-121.
8.Львов, М. Р. Методика
обучения русскому языку в начальных классах: учебное пособие [для пед. ин-тов]
/ М. Р. Львов, Н. Н. Светловская. [2-е изд]. – М.: Академия, 2006. – С.415 .
9.Маклаков, А.Г. Общая
психология – СПб/ А.Г. Маклаков.- П.: Питер, 2000.- С.200.
10.Мали, Л.Д., Климова С.А. Методика
обучения русскому языку и литературе в начальной школе (развитие речи)/ Л.Д.
Мали, С.А. Климова .- Пенза: ПГУ, 2015.- 85с.
11.Соловец, Л.О. Работа над
фразеологизмами как средством формирования культуры общения младших школьников [Текст]:
дис. канд. пед. наук:13.00.02/Л.О. Соловец.- К., 2004.- 247с.
12.Стельмахович, М. Г.
Русская народная педагогика [Текст] : учеб.- метод. пособ. для студ. пед. учеб.
заведений, гос. ун-тов / М. Г. Стельмахович; Институт содержания и методов
обучения. — К.: ИЗМН, 1997. – С.232 .
13.Субботина, Л.А.
Фразеологический словарь для школьников с приложениями/ Л.А. Субботина.- М.:
Аст,2014.- 640с.
14.Федеральный Государственный
Стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2016.- С.31.
1
Какие есть поговорки из сказок Пушкина?
1 ответ:
1
0
Думаю, наиболее часто употребляются следующие поговорки из сказок Пушкина:
- Сказка ложь, да в ней намёк- добрым молодцам урок.
- Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной.
- Где тебе тягаться со мною,
Со мною, с самим Балдою?
Читайте также
Заря – это трава. Есенин на Троицу «плакал на цветы» – то же самое. Смешение христианского праздника и языческих верований.
Читала, что поводом для дуэли послужило оскорбление Дантесом жены Пушкина во время бала. К тому времени Дантес был уже женат на сестре Натальи Гончаровой — Екатерине. Не могу поверить, чтобы Наталья могла так жестоко обойтись с собственной сестрой.
Вообще народная молва приписывает жене Пушкина романы не только с Дантесом, но и с царем. Даже утверждали, что одна из ее дочерей — от царя.
Скорее всего, Пушкин пал жертвой зависти, клеветы и сплетней. Но оставаться равнодушным ко всему этому не позволял тогдашний кодекс чести. Пропустить грязные сплетни мимо ушей и не отреагировать означало предстать в глазах окружающим слабым и никчемным человеком. Не было у Пушкина другого выбора кроме дуэли. К сожалению.
Александр Сергеевич Пушкин, великий русский поэт, стрелялся на дуэли из-за того, что кавалергард Дантес ухаживал за его женой Натальей Николаевной Гончаровой, и в обществе распускались слухи, порочащие Наталью Николаевну. И даже после женитьбы на её сестре (Екатерине Гончаровой), встречаясь с Натальей Николаевной в свете, Дантес продолжал преследовать её. А.С.Пушкину это надоело и он послал Луи Геккерну (приемный отец Дантеса) сверхоскорбительное письмо, на которое можно было ответить только дуэлью (о чем Пушкин знал). Но так как Луи Геккерн сам стреляться не мог, то вместо него Пушкин стрелялся с Дантесом и получил смертельное (в те времена) ранение в живот.
Свои синквейны я хочу посвятить:
- Онегину:
Денди.
Неотразимый, дерзкий
Мучается, мечется, ищет
Счастье свое везде. Проглядел.
Тоска.
__
- Ольге:
Хохотушка.
Кокетливая, беспечная.
Флиртует, порхает, радуется.
Основная причина беды — ее
Легкомыслие.
__
- Ленскому:
Поэт.
Наивный, чувственный.
Влюбляется, очаровывается, загорается
Надеждой на счастье, умирает забытый.
Пустота.
__
- Татьяне:
Мечтательница.
Чистосердечная, трепетная.
Наблюдает, фантазирует, смиряется.
Строит свою жизнь без любви.
Фиаско.
__
- Автор (лирический герой):
Рассказчик.
Всезнающий, понимающий.
Грезит, пишет, флиртует
С удачей, любит своих героев
Творец.
В романе «Дубровский» кузнец Архип не является главным героем, но Пушкин намеренно внес его на страницы произведения. Он сделал его одним из главных бунтарей, который способен пойти на преступление.
Архип, несмотря на приказ Владимира Дубровского оставить двери открытыми, запирает их. И приказные по его вине погибают в горящем доме. И даже крики о помощи не заставляют его пойти на попятную.
Этот жестокий человек проявляет совсем другие чувства в отношении несчастного животного, оказавшегося на крыше пылающего здания. Архип не в силах устоять когда кошка начинает жалобно мяукать и бросается её спасать. Он выносит из огня кошку, хотя сам сильно обгорает.
Архип даже мальчишек усмирил, когда те зло смеялись над несчастной кошкой. Он говорит такие слова:
Как видим, Архип способен на жалость и сострадание к тем, кто беспомощен, жалок и не несет беды людям.