Предмет: родная литература (русская)
Класс: 6 Дата:
Тема урока: Р.р.
Сказка «Два Ивана – солдатских сына» как воплощение национального характера, народных нравственных
ценностей.
Тип урока: урок открытия нового знания
Цели: формирование у обуч-ся умений построения и реализации новых знаний;
закрепление и коррекция изученного.
Задачи:
обучающие: углубление представления о волшебной сказке,
совершенствование умения выразительного чтения, пересказа; обучение
характеристики героя;
развивающие: развитие логического мышления, памяти, внимания;
развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать; развитие умения составлять
план;
воспитательные: воспитание любви к культурному наследию: русского
народа, его устному народному творчеству; формирование нравственно-этических
представлений.
Ресурсы: http://uroki.net/ , http://www.zavuch.ru/ , http://festival.1september.ru/,
тетрадь.
Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая.
Методы обучения: проблемные (эвристическая беседа).
Приемы обучения: слово учителя, комментированное чтение, работа с
учебником, беседа.
Планируемые результаты:
Предметные: совершенствование речи учащихся, отработка навыка
выразительного чтения, понимание фольклора как особого способа познания русской
истории; знание особенностей разных видов сказок (сказочных приемов: сказочные
формулы, постоянные эпитеты, гиперболы, повторы), умение строить связное
сообщение исследовательского характера в устной форме; совершенствование
навыка пересказа; умение осмысленно читать и объяснять значение прочитанного.
Метапредметные:
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой
информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме,
свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие развитию
мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание
обучающимися стремления к постижению нового;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли
в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому
самосовершенствованию; воспитание уважения к русскому фольклору и истории,
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
русского народа.
Сценарий
урока
Деятельность учителя |
Деятельность обуч-ся |
Формируемые УУД |
Мотивационный этап |
||
Приветствует. |
Слушают учителя. Демонстрируют |
К.: формирование Р.: готовность к Л.: проявление |
Актуализация знаний и пробное учебное |
||
Организует 1) Опрос д/з: — дифференцированное задание: виды сказок; 2) Инд. 4) — Почему сказка «Два Ивана – солдатских сына» – волшебная богатырская — Чем путь Ивана |
Выполняют Совместно с |
К.: выражение, пояснение Р: осуществление П.: умение |
Выявление места и причины затруднения |
||
Организует 1) Беседа — Почему вам |
Обдумывают ответы |
Л.: осознают свои трудности и стремятся к их П.: устанавливают причинно-следственные связи, Р.: осознают недостаточность своих знаний. К.: задают вопросы с целью получения необходимой |
Целеполагание и построение проекта выхода из |
||
Организует 1. Совместное · · · · 2. |
Участвуют в |
К.: Р.: определение П.: формирование |
Практическая деятельность по реализации |
||
Включает 1. Аналитическая работа с текстом · · · Физкультминутка |
Выполняют Выполняют |
К.: Р.: П.: установление |
Первичное закрепление с комментированием |
||
Организует 1) Вступительная —[1] — Сколько раз ходили братья в город? = Расскажите о каждом этом случае. — А кого встречали каждый раз Иваны? (седого старичка) — Почему прошли мимо него не здороваясь, а потом вернулись? — Какова роль старичка в жизни Иванов? (помог он им). — А почему помог? (потому что они уважение к нему проявили) = Вспомните, пожалуйста, сказки, в которых за уважительное — Куда водил братьев старичок? · |
Выделяют главное, |
Л.: осваивают Р.: адекватно К.: формулируют |
Этап самостоятельной работы с |
||
Актуализирует 1) Вопросы и = Расскажите, как росли два Ивана (пересказ). — Почему и как братьям удалось добиться уважения среди — Какие же качества характеризовали Иванов в детстве? (дружба, умение — О каких качествах братьев мы узнаем из сцены торга при (сильные (эпизод укрощения коней), добрые, воспитанные, — А что мы можем сказать о том, как говорят Иваны? — Есть ли прямая оценка братьев в сказке? (она содержится в |
Выполняют задания. |
К.: Р.: включение в П.: определение |
Этап включения в систему знаний и повторения |
||
Предлагает 1) Аналитические — Какие = Найдите в |
Рассматривают, |
К.: Р.: включение в П.: определение |
Этап рефлексии |
||
Создает условия 1) Прием «Свободный микрофон» — Почему Иван – своеобразный богатырь, а Задает д/з: инд. задание (сообщение о Баратынском), |
Фиксируют |
К.: отображение Р.: П.: выработка |
Русский фольклор
Волшебная сказка
Русские писатели о народной сказке
- Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
А.С. Пушкин
- Живите, государи мои, люди русские, в ладу со своей старой сказкой! Горе тому, у кого её не будет под старость.
Н.С. Лесков
Вспомним персонажей волшебных сказок
Я красив, силён, могуч, Я грознее грозных туч, Я умнее всех, нет слов: Много у меня голов!
Вспомним персонажей волшебных сказок
Работать умела красиво и ловко, В деле любом проявляла сноровку. Хлебы пекла и скатерти ткала, Шила рубашки, узор вышивала, Лебедью белою в танце плыла… Кто мастерица эта была?
Вспомним персонажей волшебных сказок
При честном при всём народе Едет печка по дороге. Кто на печке той сидит? Что нам сказка говорит? И в какой же это сказке Печка едет, как салазки?
Вспомним персонажей волшебных сказок
Выход в этой сказке есть, Коль к корове в ухо влезть!
Вспомним персонажей волшебных сказок
Я богатый, всемогущий, Очень стройный, Страшно злющий, Смерти вовсе не боюсь. Угадайте, как зовусь?
Вспомним персонажей волшебных сказок
Сладких яблок аромат Заманил ту птицу в сад. Перья светятся огнём, И светло вокруг, как днём.
Вспомним персонажей волшебных сказок
Через тридевять земель, Через тридевять морей, Через горы и леса Вас домчат за полчаса.
Вспомним персонажей волшебных сказок
Эта скатерть знаменита Тем, что кормит всех досыта, Что сама собой она Вкусных кушаний полна.
Рассмотрите иллюстрации к русской народной сказке «Два Ивана – солдатских сына» и определите их правильную последовательность
Б
В
А
Какие эпизоды иллюстрировал художник?
Соотнесите сюжетные ходы с содержанием сказки «Два Ивана – солдатских сына»
Сюжетный ход
Сюжет сказки
Встреча с помощником. Даритель испытывает героя. Волшебные дары.
Отъезд или уход из дома. Волшебный предмет. Дорога.
Свадьба.
Встреча с помощником.
Задача, стоящая перед героем.
Появление сверхсильного противника. Борьба с ним. Победа.
Ложный герой. Узнавание истинного героя. Ложный герой наказан.
Появление сверхсильного противника. Беда.
Борьба со сверхсильным противником. Победа.
Пир. Счастливый конец.
Самопроверка
Сюжетный ход
Сюжет сказки
Встреча с помощником. Даритель испытывает героя. Волшебные дары.
Седой старичок. Дары: богатырские кони, сабли богатырские.
Отъезд или уход из дома. Волшебный предмет. Дорога.
По благословлению матери братья отправляются в путь. Распутье. Завет. Платочек. Разные дороги.
Свадьба.
Свадьба одного Ивана; он становится царевичем.
Встреча с помощником.
Задача, стоящая перед героем.
Бедная старушка с худой квартиркой
Освободить город от змеев.
Появление сверхсильного противника. Борьба с ним. Победа.
Появление трёх змеев. Троекратная победа.
Ложный герой. Узнавание истинного героя. Ложный герой наказан.
Водовоз наказан.
Появление сверхсильного противника. Беда.
Красная девица- страшная львица проглатывает царевича.
Борьба со сверхсильным противником. Победа.
Борьба Ивана – солдатского сына со страшной львицей.
Пир. Счастливый конец.
Свадебный пир. Счастливый конец.
Рассмотрите иллюстрацию к сказке палехского художника А. Куркина. Какие эпизоды из сказки нашли в ней отражение?
Рассмотрите иллюстрацию к сказке палехского художника А. Куркина. Какие эпизоды из сказки нашли в ней отражение?
Персонажи сказки «Два Ивана – солдатских сына». Установите соответствие.
Функция героя в сказке
Персонажи сказки
1. Главный герой (герои)
А) Двенадцатиголовые змеи, девица-львица
2. Ложный герой
Б) Наставление матери
3. Сверхсильный противник (противники)
В) Два Ивана – солдатских сына
4. Помощники — люди
Г) Водовоз
5. Помощники-животные
Д) Заговорённые платки
6. Помощники – слова «заветные»
Е) Седой старичок, бедная старушка
7. Помощники — предметы
Ж) Богатырские кони
Сказочные формулы, использованные в сказке «Два Ивана – солдатских сына»
- В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…
- Идут путём-дорогою…
- Еду – не свищу, а наеду – не спущу…
- Близко ли, далёко ли…
- Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…
- Такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать…
- Век бы тебе спать, если бы не я…
- Стал с ней поживать в любви и согласии…
Установите соответствие
Слово
Постоянный эпитет
1. Дороженька
А) буйный
2. Девица
Б) борзый
3. Море
В) чистое
4. Молодец
Г) дремучий
5. Ветер
Д) чёрные
6. Тучи
Е) столбовая
7. Конь
Ж) добрые
8. Лес
З) к расная
9. Поле
И) синее
Выражение нравственного идеала
в русской народной сказке «Два Ивана – солдатских сына»
Как росли два Ивана? Почему и как братьям удалось добиться уважения среди сверстников? Почему царь оправдал братьев? Какие качества братья проявили уже в детстве?
О каких качествах братьев мы узнаём из эпизодов торга при покупке коней и сабель, а также из эпизодов встречи с седым старичком?
Зачем сказка разводит братьев по двум дорогам? Кто из братьев первым заговорил на перепутье и что предложил? Почему одного из братьев хочется назвать старшим, хотя в сказке нет такого определения?
Поступок. Всякое дельное дело или действие человека.
Из словаря В.И. Даля
Поступок героя — основной способ характеристики персонажа
Между собой
С матушкой
С седым старичком
Со змеем
Речь главных героев
Между собой
- Долго ли нас колотить да щипать будут?.. Давай-ка расправимся с ними по-своему.
- Ах, братец, что же это мы наделали, старичку поклона не отдали; давай нагоним его да поклонимся.
- Ну, братец, я посильнее тебя; давай я поеду влево да посмотрю, от чего может мне смерть приключиться. А ты поезжай направо: авось бог даст – царём сделаешься!
- Век бы тебе спать, если б не я!
С матушкой
- Матушка, не осталось ли от нашего родителя каких денег? Коли остались, дай нам: мы пойдём в город на ярмарку, купим себе по доброму коню.
- Хорошо, родимая!
- Благослови нас, матушка, в путь-дорогу дальнюю.
С седым старичком
- Прости нас, дедушка, что прошли и не поздоровались. Нам матушка строго наказывала: кто б на пути ни встретился, всякому честь отдавать.
- Ах, дедушка, если подаришь, станем тебя вечно благодарить!
С противником — змеем
- Врёшь, проклятый змей! Не проглотишь – подавишься!
Между собой
С матушкой
С седым старичком
Со змеем
Речь главных героев
Грозно
Дружески
Уважительно
Прямая оценка героев
- … пошли мальчики в рост…
- … стукнуло ребяткам десять лет…
- Никто лучше их не сумеет ни прочитать, ни написать, ни ответу дать…
- … говорит один брат другому …
- … выросли два Ивана – солдатские дети …
- … все не под стать им, добрым молодцам …
- один брат … другой брат …
- Иван — царевич … Иван – солдатский сын
О чём «намекает» сказка? Какой урок преподаёт?
- В образах Иванов – солдатских сыновей народ подчёркивает своё представление об идеальном русском герое: …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. .
- АВТОР шаблона — Вержуцкая Елена Олеговна
- ДОЛЖНОСТЬ — педагог дополнительного образования
- МЕСТО РАБОТЫ — МОБУ ДОД Центр дополнительного образования для детей «Ступени» г.Сочи, творческое объединение «Ума палата»
Использованные источники
- Заготовки программы CorelDRAW.Graphics.Suite.X 5 SP2 (фон слайда )
ВЕО
ВЕО
Главная
-
- 0
-
помогите пожайлуста выписать 5 постоянных эпитеты,5 повторов из сказки «Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо». спасибо
Елисей Суффиев
Вопрос задан 25 сентября 2019 в
1 — 4 классы,
Литература.
-
Комментариев (0)
Добавить
Отмена
1 Ответ (-а, -ов)
- По голосам
- По дате
-
- 0
-
Добрый молодец
Чужедальняя дорога
Мечи булатные
Хлеб-соль
Живая душа
Шерсть у коня медная
Хвост и грива железные
Жар-птица
Скатерть -самобранка
Жили-были
Баба Яга
Сивка-бурка вещая каурка
Отмена
Егор Самарциев
Отвечено 25 сентября 2019
-
Комментариев (0)
Добавить
Отмена