Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил особенности образов сказки а образы символы

1)    История создания сатирических сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Цикл сказок Салтыкова-Щедрина считают итогом его сатирического творчества. Его обращение к сказочному жанру обусловлено тем, что общественное зло в эпоху 80-х годов X IX века проникло во все сферы жизни, вросло в быт, потребовалась особая сатирическая форма. Первые сказки появились в 1869 году, остальные печатались на протяжении 1880— 1886 годов. В них вошли все основные сатирические темы, в них сплетается фантастическое и реальное, комическое сочетается с трагическим, в них широко используется гротеск, проявляется удивительное искусство эзопова языка.

2)    Особенности жанра. Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» относится к жанру сатирической литературной сказки.

Литературная сказка — эпическое повествование, преимущественно прозаического характера, с установкой на вымысел; отражает древнейшие представления народа о жизни и смерти, о добре и зле; создана конкретным писателем и отражает особенности его отношения к миру. Сказки Салтыкова-Щедрина ни в чём не противоречат духу русской народной сказки. Они —- явления совершенно оригинальные, не смешивающиеся ни с какими другими известными литературными и фольклорными сказками.

«Сказка, — писал Гоголь, — может быть созданием высоким, когда служит аллегорической одеждою, облекающую высокую духовную истину, когда обнаруживает, ощутительно и, видимо, даже простолюдину, дело, доступное только мудрецу». Таковы именно щедринские сказки, их высокое идейное содержание выражено в общедоступных художественных формах. Они написаны настоящим народным языком — простым, сжатым и выразительным. Опираясь на богатейшую образность народной сказки, пословицы и поговорки, Щедрин создал образы в художественной трактовке сложных общественных явлений, каждый образ заключает в себе сатирический смысл. Сказка, как жанр, постепенно вызревала в творчестве писателя, формировалась из таких элементов его сатиры, как гипербола, фантастика, образность народной речи, приём зоологических уподоблений.

3)    Характеристика героев сказки.

Образы генералов. Сатирически изобразил Михаил Евграфович образы генералов. Иронично характеризуя облик героев, автор обращает внимание читателя на их легкомысленность. «В скором времени, по щучьему велению, по моему хотению», очутившись на необитаемом острове, генералы «сначала ничего не поняли и стали разговаривать, как будто ничего с ними не случилось». Характеризуя поступки персонажей, М.Е. Салтыков-Щедрин пишет об отсутствии у господ простейших знаний о    предметах и явлениях. Так гротескно изображается писателем неумение героев определять стороны света: «Начали искать севера, становились так и сяк, перепробовали все страны света, но так как всю жизнь служили в регистратуре, то ничего не нашли». Суждение одного из генералов о том, что: «Кто бы мог подумать, ваше превосходительство, что человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растет?» — вызывает одновременно насмешку и жалость к тем, кто, прожив жизнь, так мало о ней знает. При описании образа генералов важны художественные детали, которые также имеют гротескный характер. Например, единственным предметом, напоминающим о прошлой жизни, оказался на необитаемом острове один номер газеты «Московских ведомостей», но и там, «на что бы они ни обратили взоры, — всё свидетельствовало об еде». Единственное, что умели делать генералы, заставить работать мужика. Поэтому, найдя под деревом уклонявшегося от дела мужика, генералы тотчас накинулись на него. Здесь в речи господ появляются властолюбие, они вспомнили тот навык, которым так хорошо владели: «Спишь, лежебок! — небось и ухом не ведешь, что тут два генерала вторые сутки с голода умирают! Сейчас марш работать!» Став «весёлыми, рыхлыми, сытыми, белыми», генералы вновь пустились в рассуждения, размышляя о вавилонском столпотворении, о всемирном потопе. Вернувшись с помощью мужика в Петербург, господа «поехали… в казначейство и сколько тут денег загребли».

—    Как очутились два генерала на необитаемом острове? («по щучьему велению, по моему хотению»)

— Дайте краткую характеристику двум генералам, (легкомысленные, всю жизнь прослужили в какой-то регистратуре, ничего не знают и не понимают)

—    Что комичного было в облике генералов, оказавшихся на необитаемом острове? («они в ночных рубашках, а на шеях у них висит по ордену»)

—    Что вызывает у генералов наибольшее удивление? («что человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растет»)

—    Кого решили найти голодные генералы? (мужика)

—    Как повел себя мужик, увидев генералов? (начал им прислуживать)

—    Как генералы и мужик покинули необитаемый остров? (мужик сделал лодку, и они уплыли с необитаемого острова)

—    Как отблагодарили генералы мужика? («выслали ему рюмку водки да пятак серебра»)

Образ мужика.
Само появление в сказке мужика фантастично: он внезапно появляется на необитаемом острове, на котором также «по щучьему велению» оказались генералы. Внешний вид мужика представляет контраст по сравнению с обликом двух генералов: «брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужчина». Мужик настолько свыкся с собственным безволием, что, увидев господ даже на необитаемом острове, тотчас начал исполнять их малейшие желания: «Полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблок, а себе взял одно, кислое». Мужичину интересует, довольны ли господа генералы его усердием.
Герой даже сам плетёт для себя веревку, которой его потом генералы привяжут к дереву, чтобы не убежал: «Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял — и к вечеру веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убёг». Всё поведение мужика говорит читателю о его рабской сущности: у него нет желания воспротивиться, перестать слушать никчемных, ничего не умеющих делать генералов. Писатель от души иронизирует над мужиком, называя его то «мужичиной-лежебоком», «тунеядцем». Сами мысли персонажа являются абсурдными: «…начал мужик на,бобах разводить, как бы ему своих Генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися!» Лейтмотивом в описании мужика становится ироничное высказывание о герое, как о тунеядце, которого постоянно ругают два генерала.

4)    Сатирические приёмы, используемые М.Е. Салтыковым-Щедриным в своей сказке.
Сатирическая форма стала для М.Е. Салтыкова-Щедрина возможностью свободно говорить о насущных проблемах общества. В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» используются различные сатирические приемы: гротеск, ирония, фантастика, аллегория, сарказм — для характеристики изображаемых героев и описания той ситуации, в которой оказались главные персонажи сказки: два генерала. Гротескно само попадание генералов на необитаемый остров «по щучьему велению, по моему хотению». Фантастично заверение писателя в том, что «служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре, там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали». Сатирически изобразил писатель и внешний вид героев: «они в ночных рубашках, а на шеях у них висит по ордену». Салтыков-Щедрин высмеивает элементарное неумение генералов найти себе еду: оба думали, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают». Изображая поведение героев, писатель использует сарказм: «начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил». Герои начали терять свой человеческий облик, превращаясь в голодных животных, и только вид настоящей крови отрезвил их. Сатирические приемы не только характеризуют художественные образы, но и выражают отношение автора к изображаемому. С иронией относится писатель к мужику, который, испугавшись сильных мира сего, «полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблок, а себе взял одно, кислое». Высмеивает М.Е. Салтыков-Щедрин отношение генералов к жизни: «Стали говорить, что вот они здесь на всём готовом живут, а в Петербурге между тем пенсии ихние всё накапливаются да накапливаются».

Сатира

— вид комического, беспощадное осмеяние, критика существующей действительности человека, явлений.

Сатирические приемы,

которые используются М.Е. Салтыковым-Щедриным в своей сказке:

Гротеск

— предельное преувеличение, основанное на необычном сочетании фантастического и реального.

Сарказм

— едкое выражение насмешки.

Эзопов язык

— особый язык, иносказание, с помощью которого писатель выражает своё отношение к изображаемому.

Аллегория

— иносказательное изображение предмета с целью выявить наиболее существенные черты.

Гипербола

— сильное преувеличение.

Фантастика

— способ изображения действительности в нереальном виде.

Ирония

— способ выражения насмешки.

— Какой, на ваш взгляд, является сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» — сатирической или юмористической? Докажите свою мысль. (Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина сатирическая, так как в ней высмеиваются пороки современной писателю действительности и человека.)

Сложно представить себе русскую литературу без сатирического творчества Салтыкова-Щедрина. Никто кроме не мог также точно выявить все пороки российской действительности середины девятнадцатого века и рассказать о них в столь оригинальной и запоминающейся форме. Его «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» считается классикой русской сатиры. Под видом сказки Салтыков-Щедрин мастерски отобразил сословные противоречия, царившие в Российской империи. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор этой сказки.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Направление и жанр
  • 3 Композиция и конфликт
  • 4 Суть: о чём сказка?
  • 5 Главные герои и их характеристика
  • 6 Темы
  • 7 Проблемы
  • 8 Смысл
  • 9 Чему учит?
  • 10 Средства выразительности
  • 11 Критика

История создания

История написания «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» сохранила интересные факты о произведении:

  • Сатира Салтыкова-Щедрина родилась в пятидесятых годах девятнадцатого века, когда он был выслан в Вятку (за либеральные высказывания), где мог наблюдать за жизнью русской провинции, регионального чиновничества и простого народа. Но происхождение и ум писателя сыграли злую шутку с его гонителями: Михаил Евграфович сам стал местным губернатором. Ссылка обернулась для него повышением.
  • Идея для сказки родилась у писателя в 1867 году, после того как со скандалом был отправлен в отставку один чиновник, написавший короткое произведение «Что, ежели бы я жил на необитаемом острове и имел собеседником лишь правителя канцелярии?». Он решил развить эту тему и написать, что было бы со всем правящим классом на необитаемом острове?
  • Работа над сказкой была завершена 1869 году, но опубликовали ее далеко не сразу, хотя это и удалось (в журнале «Отечественные записки»). Цензоров обманула сказовая манера повествования.
  • Писатель Салтыков, как известно, присоединил к своей фамилии псевдоним «Щедрин», потому что он не хотел ассоциировать себя со скандально прославившейся дворянкой «Салтычихой», которая истязала и убивала своих крестьян. Кроме того, его семья была против литературных занятий Михаила.

Направление и жанр

Как ни странно, сказка Салтыкова-Щедрина принадлежит к литературному направлению реализма. Несмотря на фантастическое допущение, автор стремился к реалистичному изображению своих героев, их жизни, речи и действий. Характеры героев максимально приближены к реальным. Читатель может поверить в то, что такие люди могли существовать.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» является сатирической сказкой. В основе сюжета лежит фантастическое допущение, язык изобилует сказочными речевыми оборотами. Многие ситуации намеренно доведены до абсурда. Всё это необходимо для того, чтобы замаскировать и смягчить присутствующее в сказке едкое высмеивание, свойственное всем сатирическим произведениям. Иначе книга была бы похоронена в ящике письменного стола.

Композиция и конфликт

Композиция «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» делится на три типично сказочных элемента:

  1. Сказочный зачин.
  2. Кульминация — встреча дворян и крестьянина.
  3. Развязка — возвращение в столицу.

Композиция построена на многочисленных антитезах: генералы — крестьянин, лень — труд, глупость — смекался, гордость — смирение и т.д. 

Суть: о чём сказка?

Два генерала, всю жизнь прослужившие чиновниками в санкт-петербуржской регистратуре, где они родились, воспитались и состарились, необъяснимым образом оказываются на необитаемом острове.

Дворяне и чиновники демонстрируют полную неприспособленность к самостоятельной жизни и незнание очевидных для любого образованного человека вещей, даже едва не доходят до каннибализма.

Однако, к счастью для двух высокопоставленных особ, под пальмой они находят спящего мужика и немедленно берут над ним руководство.

Много дней мужик выполняет все приказы двух генералов и заботится об их достатке и благополучии, даже сам делает для них верёвку их конопли, которой его же и привязывают к дереву.

В итоге генералы решают вернуться домой, и мужик перевозит их с острова в Санкт-Петербург, за что получил бутылку водки и пятак серебра.

Главные герои и их характеристика

Система образов в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» отражена Многомудрым Литреконом в таблице:

герои характеристика
два генерала – пожилые чиновники дворяне. всю свою жизнь занимались однообразной бумажной работой и ничем другим не интересовались. капризные и жалкие люди, не способные даже самостоятельно определить, где находится север. однако в то же время они живут в полной уверенности в своём превосходстве над окружающими и в том, что все нижестоящие обязаны выполнять любые их прихоти.
мужик таинственный мужик с необитаемого острова, наделённый огромной силой и житейской смекалкой. способен без труда добыть пищу, свить верёвку из конопли, с помощью которой его и привяжут, и даже построить лодку для путешествия через океан. однако абсолютно лишён силы воли и чувства собственного достоинства, беспрекословно выполняя распоряжения двух генералов только потому, что они выше него по происхождению и статусу.

Темы

Тематика «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» заставит задуматься и современного читателя, ведь темы в ней вечные:

  1. Народ – народ Салтыкова-Щедрина в образе мужика с острова обладает всеми качествами для счастливого и безбедного существования. Но писатель подчёркивает, что рабская психология русского человека, навязанная столетиями крепостного права, не даёт ему реализовать весь свой потенциал.
  2. Родина – писатель видит свою родину разделённой между двумя мирами: ничтожным и бесполезным дворянским, паразитирующем на народе и крестьянской Россией, безжалостно угнетаемой, несмотря на все её таланты.
  3. Противопоставление дворянства и крестьянства – в лице мужика представлено всё русское крестьянство, которое наделено умением и умом, но лишённое прав, а в лице генералов представлено дворянство, лишённое умений и ума, но наделённое безграничной властью и всеми правами.
  4. Быт и нравы России – Салтыков-Щедрин демонстрирует и высмеивает многие особенности жизни в России. Огромный и неповоротливый бюрократический аппарат, пьянство и социальное неравенство – многое из этого было печальной обыденностью для Российской империи тех лет.
  5. Фольклорные мотивы – в тексте сказки часто встречаются словесные обороты, свойственные народному творчеству, вроде «Жили-были», «Долго ли коротко ли» или «По усам текло, в рот не попало». Всё это нужно для того, чтобы подчеркнуть глубокую народность данного произведения.

Проблемы

Проблематика «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» столь же злободневна и интересна (если ее стоит дополнить, сообщите Многомудрому Литрекону в комментариях): 

  1. Социальное неравенство – в сказке отлично отражена пропасть между крестьянством и дворянством не только в материальном плане, но и в духовном. Аристократия всегда готова поработить народ, а вот простые люди подчиняются без ропота, хоть требования и абсурдны.
  2. Крепостное право – крепостничество всегда рассматривалось Салтыковым-Щедриным, как большая трагедия в истории русского народа, которая не только тормозила развитие экономики России, создавая нищету, но и нанесла ментальную рану русскому крестьянству, которое с огромным трудом приспосабливалось к жизни в эпоху капитализма.
  3. Невежество правящего класса – писатель особенно сильно подчёркивает ничтожность дворянства, его ограниченность и невежество. Отсюда ещё более несправедливой кажется ситуация, что именно эти ничтожные люди управляют Россией, пронося ей только вред.

Смысл

Салтыков-Щедрин в своей сказке показал нам два сословия Российской империи. Главная мысль «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» заключается в том, что тиранию дворянства идеально дополняет рабство народа, поэтому изменить ситуацию в России так сложно.

С одной стороны, мы видим дворянство – избалованное, ничтожное и бесполезное для общества, на котором оно паразитирует, однако уверенное в своём статусе, за счёт чего держит свою власть над немым и несознательным народом.

Мужик олицетворяет собой крестьянство – смекалистое и хозяйственное, но не способное осознать себя и бороться за свои права, а потому слепо подчиняющееся аристократии, которая не держит крестьян за людей.

Основная идея «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» — это необходимость изменить существующий порядок, в котором два паразита-генерала кормятся за счет одного тощего и забитого мужика. Писатель в своей сказке аллегорически изобразил экономику России. Сами дворяне ничего не зарабатывают, а живут на всем готовом только потому, что им принадлежит абсолютная власть над крестьянством. Если же народ освободится, помещики обречены на вымирание, причем в прямом смысле слова, ведь без бесчисленных слуг генералы просто умрут с голоду.

Чему учит?

Сказка осуждает невежество, грубость и самодурство, которые демонстрируют читателям генералы. Салтыков-Щедрин считал, что не происхождение или чин определяет человека, но его собственные таланты. Таков вывод из «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Писатель превозносит смекалку и находчивость, продемонстрированную мужиком. Он пытается донеси до читателя мысль о важности самоуважения и о том, что необходимо отстаивать собственные права, иначе человек превращается в бесправного раба, чьи таланты служат негодяям и бесполезным паразитам. Каждый человек должен сам обеспечивать себя и тем самым приносить пользу обществу — такова мораль сказки.

Средства выразительности

Автор использовал в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» иронию. Так, мужик собственноручно связал веревку, которой его привязали к дереву. Этим автор хотел сказать, что народ сам поощряет свое рабство и добровольно лебезит перед тем, кто назвался хозяином.

Другой пример иронии в тексте — это распределение провизии. Мужик нарвал генералам 10 спелых яблок, а себе взял одно, и то кислое. Крестьянин ограничивает себя сам, то есть рабство глубоко засело в его психологии.

Таблица: гротеск, гипербола, ирония в произведении «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Критика

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» была радушно встречена русской интеллигенцией. Замысел писателя был понят правильно.

Сказка была восторженно принята Герценом.Тургенев же и вовсе лично способствовал переводу произведения на французский язык и его распространению в странах Западной Европы. 

Автор: Михаил Щепин

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Мужик в Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил (образ и характеристика)

Мужик — простой крестьянин, он умеет всё: охотиться, ловить рыбу, разжигать костёр, строить лодку и т. д. Он спас двух генералов от неминуемой гибели от голода. Он исполнителен и добр. В своё время работал маляром в Петербурге. В то же время он нерешительный и робкий, его эксплуатируют а он не может ответить.

На примере этого мужика Щедрин показал всё российское крестьянство − бесправное, забитое. Как писал М. Горький, писал «Атмосфера бесправия, в которой издревле привык жить народ, убеждает его в законности бесправия, в зоологической естественности анархизма».

Недовольство копилось и крепло в народе, всё это позднее выльется и в революцию и в гражданскую войну.

Имущий класс и правящая бюрократия уже оторвались от народа, между ними пропасть непонимания. Вот на именно это «непонимание» и делает основной акцент Щедрин, изображая это в сказке. Но, не смотря на развлекательную форму произведения, автор поднимает очень важную тему для России.

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» — сатирическая сказка Михаила Салтыкова-Щедрина. Это сказка является карикатурным отображением российской действительности середины девятнадцатого века. Только отменили крепостное право, но эта историческая традиция крепко корнями в России. Салтыков-Щедрин показал тупость и легкомыслие высшего класса бюрократии.

Суть произведения, состоит в тот что на какой то остров попадают два генерала. Остров необитаем. Но, там живут разные животные. Они начинают голодать, сами ничего сделать не могут, потому как ленивы и глупы. Не умеют готовить, ещё и удивляются видя что «еда» прежде чем стать едой плавает и бегает. Они чуть не съедают друг друга. Генералы приходят к мысли что нужно найти «мужика», который и накормит их. Им нужен раб которым можно понукать и который всё делал бы за них. Такой мужик находится. Он добывает и готовит для них еду и даже сооружает лодку по которой генералы добрались до «столицы мира» Петербурга. В Петербурге они довольны, там есть кому их обслуживать. Надобность в мужике, который спас и опекал их отпала. В благодарность за его труды генералы дают ему рюмку и пятак. Этим Щедрин показывает пренебрежительное отношение имущих классов к народу.

История создания

Во время ссылки в Вятку Салтыков-Щедрин имел возможность наблюдать за жизнью и чиновников, и крестьян. Эти наблюдения подвигли его на создание цикла сатирических сказок. Всего в этот цикл входят 32 сказки. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик» — в числе первых произведений этого цикла.

Проблематика: народный труд и безделье вельмож.

Смысл названия: в названии подразумевается, что народ кормит правящее сословие, причём один простой мужик стоит двух вельмож.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: сатирическая сказка.

Жанровые особенности: сохраняя форму сказок, произведения Салтыкова-Щедрина поднимают остросоциальные проблемы и являются в первую очередь сатирой на общественные явления того времени.

Время и место действия: действие сказки происходит на неком вымышленном необитаемом острове и в Петербурге. Время не уточняется (как чаще всего происходит в сказках).

Почему произведение имеет такое название?

Как вы уже успели заметить, Салтыков-Щедрин определяет жанр произведения, как сказку. Это свойственно автору, ведь так проще обойти жесткую цензуру. В детских произведениях не пишут про политику, именно этим правилом и пользовался Салтыков-Щедрин. Название «Как мужик двух генералов прокормил» используется как раз для этого. По конструкции оно напоминает название старорусских сказаний.

Также это может быть некой отсылкой на то, что подобное явление (то, что на крестьянах держится все общество нашей страны) наблюдается испокон веков. Ведь если заменить парочку моментов из современной для автора эпохи, то произведение вполне может стать отличным образцом народного творчества древней Руси.

Краткое содержание

Очутились как-то два генерала на необитаемом острове. Ничего они не знают и не умеют — генералы ведь. Рыскали в поисках еды, но ничего не нашли — чуть друг друга не съели. Только «Московские ведомости» генералам попались. И решили они найти мужика — уж он-то все их проблемы решит. Как ни странно, мужик довольно быстро нашёлся. И тут же насобирал для генералов яблок (себе взял одно, кислое), накопал картофеля, поймал рябчика в силок из собственных волос, а потом ещё и веревку сплёл, чтобы генералам было чем мужика к дереву привязывать.

И зажили генералы хорошо — мужик им даже суп в пригоршне варил. А потом им надоело на необитаемом острове — так мужик лодку сделал и в Петербург их отвёз. В благодарность генералы выдали мужику рюмку водки и пятак серебром — гуляй не хочу!

Анализ рассказа «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

4.8

(8)

В рассказе «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыков-Щедрин противопоставляет невежество и беспомощность правящих кругов смекалистости и деятельности простого народа.

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ

Сказка построена на контрасте положительного (в лице мужика) и отрицательного (на примере двух генералов).

Проблематика: ⦁ взаимоотношения между разными слоями общества, народом и властью; ⦁ угнетение и обирание крестьянства царскими чиновниками и помещиками даже после отмены крепостного права.

Сказочный зачин: «Жили да были два генерала … »

Завязка:

Два генерала оказываются на необитаемом острове.

Кульминация:

Встреча генералов с мужиком. Он их кормит, строит корабль, на котором все трое плывут в Петербург.

Развязка:

«Счастливый» конец: генералы возвращаются к своей обеспеченной жизни в Петербурге, получают большую сумму денег, а мужик — «рюмку водки да пятак серебра».

ОСНОВНЫЕ ОБРАЗЫ

Образы Характеристика, роль в произведении
Генералы • глупые, беспомощные, ленивые, привыкшие жить чужим трудом; • высокомерные и грубые, заботятся лишь о своём благосостоянии
Мужик (народ) • трудолюбивый, смекалистый, ловкий, выносливый; • может найти выход из любой ситуации, нигде не пропадёт; • терпит унижения, безропотно подчиняется слабым и глупым генералам; • собственными руками делает себе при вязь; • считает грубое отношение к себе и мизерную плату справедливыми

ИДЕЙНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

⦁ Тема: народ и власть. ⦁ Идея: паразитирующая власть купается в золоте, а простой народ — кормилец и труженик — бедствует и остаётся ни с чем.

Такое положение будет сохраняться до тех пор, пока народ не перестанет добровольно заковывать себя в кандалы, но его сознание совсем ещё не готово к свободе.

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

⦁ В форму сатирической сказки спрятано общественно-политическое содержание. ⦁ Положительный герой — трудолюбивый мужик — тоже высмеивается.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

⦁ Сочетание реального и фантастического: на необитаемом острове находят номер «Московских ведомостей», мужик в пригоршне варит суп. ⦁ Ирония: мужик переживает, угодил ли генералам; сильный «мужичина» безропотно покоряется слабым и глупым генералам; нарвав им «по десятку самых спелых яблоков», себе берёт «одно, кислое»; малую плату за труд считает справедливой. ⦁ Смешанный стиль речи: фольклорные обороты, разговорные и канцелярские слова. ⦁ Алогизм: генералы не знают, что булки пекут из муки.

В своих диалогах генералы говорят о еде и о вещах самых простых: о том, что «человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растёт», «отчего солнце прежде восходит, а потом заходит, а не наоборот», о том, как найти запад и восток. Разговоры генералов показывают их полное невежество.

Найдя мужика, который «от работы отлынивает», они сначала набросились на него с руганью: «Негодованию генералов предела не было», — но затем сменили гнев на милость. Об этой милости писатель говорит с горькой иронией: « … напёк столько разной провизии, что генералам пришло даже на мысль: «Не дать ли и тунеядцу частичку?»»

Радость генералов от «усердия» «любезного друга» сменилась новой милостью: они привязали мужика верёвкой к дереву, «чтоб не убёг». И, наконец, самая большая милость, на которую они были способны, — выслали они мужику «рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!».

Автор хочет этим сказать, что люди, которые сами не трудились, не способны оценить, что такое настоящий труд. Писатель хочет подчеркнуть несправедливость отношения правящих кругов к трудовому народу.

Автор смеётся и над генералами, и над мужиком, но смех этот разный, он выражает различное отношение автора к своим героям. Над генералами писатель смеётся зло, даже издевается над их беспомощностью, неспособностью к действию и в то же время над их самомнением, над сознанием важности собственного существования.

Салтыков-Щедрин показывает, как близко под тонким слоем цивилизованности лежит у них звериный инстинкт.

Отношение автора к «мужичине» совершенно иное. Салтыков-Щедрин восхищается его способностью выполнять любую работу в самых тяжёлых условиях, его изобретательностью и настойчивостью, и в то же время словно недоумевает, глядя на его покорность и безропотность: как можно дать привязать себя той верёвкой, которую ты сам свил?

Как можно позволить истинным тунеядцам ругать себя за лень и безделье, и в то же время кормить и поить их? Истинная горечь звучит в заключительных словах «Повести … »: «Однако и об мужике не забыли: выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!» Этот смех можно назвать смехом сквозь слёзы. И тех и других.

4.8 / 5. 8

.

Скрытый смысл произведения

Давайте вкратце вспомним суть сказки. Два генерала, всю жизнь проработавших в регистратуре, попадают на необитаемый остров. Они не знают абсолютно ничего, кроме пары фраз, необходимых им на работе. Плакали генералы, но слезами горю не поможешь. Проголодались они. Но тут для них открылась страшная тайна — еда изначально имеет совершенно иной от уже готового блюда вид. Остров, к слову, полон различной растительной еды и дичи. Но не умеют и добывать еду генералы. Так и легли спать голодными.

Где-то нашли они журнал «Московские ведомости», так и там писали про еду. Все больше и больше убеждались генералы в своем голоде. Дошло даже до драки, но из-за крови они остановились. Утром голод не прошел. Стали генералы думать о том, где и как им раздобыть пропитание. И тогда одному пришла умная мысль. «Нужно найти мужика», — с гордостью заявил тот.

И вот они его нашли. Лентяй отдыхал под пальмой. Быстро взяли генералы его в оборот. Сразу же он приготовил им еды, раздобыл все, что только те желали. Мужик был умный, поэтому справился со всем. В конце произведения по требованию генералов он строит корабль и возвращает их в Санкт-Петербург. Дали тому водки чекушку и пятак серебра. Заканчивает сказку фраза: «Веселись, мужчина».

Смысл произведения в том, чтобы показать несостоятельность «уважаемых» людей и простой, но одаренный, ум крестьянства. Генералы не смогли бы и 3 дней протянуть на острове, ведь всю жизнь они только получали блага. Крестьянин-мужчина показал себя настоящим мастером на все руки. Он смог и приготовить еду и построить корабль. Он сделал все, что от него требовалось. Однако награда для него была очень скромна — рюмка водки и пятак.

Современная интеллигенция не ценит простого, рабочего мужика, хотя на таких все и держится. Именно к этой мысли и подводит нас Салтыков-Щедрин. Он в очередной раз показывает огромнейшую роль крестьян в жизни общества. Без них пропало бы все давно, ведь знать может только принимать балы и веселиться ночами напролет.

Вариант 2

Сказка М.Е.Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» непростая, иносказательная, предназначенная для мыслящего и думающего читателя. Сюжет её связан с общественной темой, раскрывающей социальные пороки российского общества.

Генералы, попавшие на необитаемый остров, который полон разной «еды», чуть не погибли от голода и не съели друг друга, если бы им не попался мужик, беззаботный, спящий под деревом. Он и спелых яблок им нарвал, и силок из собственных волос сделал, и рябчика поймал, и огонь развёл, и в пригоршне суп сварил, потом корабль построил и доставил генералов домой. Описывая жизнь генералов на острове, автор беспощадно высмеивает не только их легкомысленность, никчемность, пустоту, но и несправедливое отношение к мужику-труженику.

В конце сказки говорится, что генералы, попав домой, не забыли мужика, отблагодарив его рюмкой водки и пятаком серебра. Но и мужик в сказке, олицетворяющий русский народ, не является положительным героем. Он умеет трудиться, ведь любая работа ему по плечу, проявляет смекалку, сноровку, но продолжает безропотно слушать и выполнять приказы генералов. Даже сам свил веревку, которой генералы привязали его к дереву, чтобы не сбежал. Рабская покорность мужика вызывает у читателей горький смех, смех сквозь слёзы, боль за настоящих тружеников русской земли.

Писатель в сказке осуждает не только бессмысленную жизнь генералов, но и долговечное крестьянское терпение и чрезмерную покорность русского народа. Художественное своеобразие данного произведения выражается в соединении традиций народной сказки и литературного новаторства, в умелом использовании писателем различных приёмов. Несмотря на то, что в произведении употребляются сказочные выражения и обороты, написана сказка необычным эзоповым языком — языком намеков и иносказаний — и близка к басне.

Генералы на необитаемом острове находят газету «Московские ведомости» и читают ее, пытаясь отвлечься от голода, но содержание текстов в газете состоит лишь из описания пиршеств. Читатель догадывается, что писатель иронизирует над бессодержательностью и казённой восторженностью публикаций в этой газете. Создавая образы генералов и мужика, автор использует гиперболу и гротеск, помогающие раскрыть и понять идею произведения. Генералы думали, что пища сразу бывает такой, в каком виде попадает на стол. Даже представить себе не могли, что сначала надо потрудиться, прежде чем её съесть. Голод привел генералов к драке, во время которой они чуть не погубили друг друга, только съеденный орден заставил их одуматься. Генералы не погибли от голода на острове только благодаря заботам крестьянина. Данное произведение написано не для увеселений и развлечений маленьких детей. Прочитав его, начинаешь задумываться о том, что волновало русского писателя, жившего в XIX веке, и современно ли это произведение в наши дни.

Другие сочинения: ← Лиса и журавль — анализ сказки↑ ДругиеАнализ произведения Маленький принц Экзюпери →

Художественное своеобразие сказки
М.Е. Салтыкова–Щедрина «Повесть о том,
как один мужик двух генералов прокормил»

Автор: Варламова Лилиана Валерьевна

Организация: МБОУ «СОШ №41» г. Чебоксары

Населенный пункт: Чувашская Республика, г. Чебоксары

Тип урока: урок — размышление.

Цели:

  1. Выявить связь сказки с народной.
  2. Научить распознавать теоретико — литературные понятия.
  3. Углубить представление учащихся о художественном своеобразии произведения.
  4. Формирование умения работать в группе, аргументировать свою точку зрения.

Используемая технология: обучение в сотрудничестве.

Задачи:

образовательные — обличение паразитизма, невежества, произвола;

углубление понятий об авторской иронии, гиперболе,

гротеске;

развивающие – формирование умения высказывать мысль и ее

доказывать;

воспитательные – формирование у учащихся общечеловеческих

нравственных качеств на примере сказки Салтыкова – Щедрина,

чувства любви к России.

Оборудование: учебник 7 класса, иллюстрации, ИКТ.

Оформление доски:

Иллюстрация Сказка – умное чудо.

А. Шаров

Ход урока.

На прошлом уроке мы, ребята, познакомились с биографией писателя – сатирика М.Е. Салтыкова – Щедрина. Говорили о непростой судьбе Михаила Евграфовича., о трудностях службы честного чиновника Салтыкова, о литературной деятельности в период отставки.

— Что вам в биографии Салтыкова-Щедрина показалось интересным, необычным?

— О С-Щ. достаточно много высказываний, с некоторыми из которых мы познакомились на прошлом уроке. Но мне особенно понравились слова, прозвучавшие в одной из аналитических передач современного телевидения: «С-Щ.- вице – губернатор, не бравший взяток». А современники писателя называли его «прокурором русской общественной жизни и защитником России от врагов внутренних».

В учебнике на странице 263 приводится высказывание самого С-Щ.

Вопрос№3. «Мир грустен — …». Как вы понимаете слова писателя? (Писатель грустит …, значит, он искренне переживает за судьбу Отчизны своей).

— Посмотрите, ребята, с одной стороны М.Е. – человек, способный «грустить и вздыхать вместе со всеми», но мы знаем, что С-Щ. – прежде всего сатирик. Сатирик — обличитель отрицательных явлений действительности.

— У Александра Ивановича Куприна есть небольшой рассказ «Исполины», написанный в 1907 году.

Исполины – люди необыкновенного роста и силы, которые рождались в результате браков между сынами Божиими и дочерями человеческими. В рассказе исполины — это наши великие писатели. Главный герой – учитель гимназии господин Костыка, озлобленный на весь мир в ночь перед Рождеством, приходит домой из гостей. Он не то во сне, не то наяву учиняет экзамен великим русским писателям. Их портреты, приобретенные когда – то давным — давно, в ранней юности, висят у него в кабинете. Как своим нерадивым ученикам, Костыка выставляет единицы и двойки за поведение ненавистным ему писателям — Пушкину, Лермонтову, Гоголю… (Текст).

— Почему именно С-Щ. вызвал у Костыки такой ужас? (С-Щ.- сатирик. Писатель, который гневно обличал негативные явления, пороки общества и людей).

— Дома вы прочли сказку С-Щ. «Повесть…». Какие ассоциации у вас возникают, когда вы думаете о таком жанре, как сказка? (Сказка- это волшебство, детство…).

— Зачитаем определение слова сказка, которое дается в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова.

Сказка – повествовательное, обычно народно — поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. (С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка»).

— Опираясь на данное определение, сформулируем основные принципы сказки.

Основные принципы народной сказки.

  1. Повествование (рассказ о событиях).
  2. Элементы волшебства, чудес.
  3. Необычные, сказочные герои.
  4. Неконкретное место.
  5. Добро побеждает зло.

— Думаю. Вы заметили, что сказка С-Щ отличается от традиционной. Сегодня на уроке мы должны определить, в чем же заключается своеобразие сказки «Повесть о том,…». Итак, Определяем тему урока. М.Е. Салтыков – Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Художественное своеобразие сказки.

— И все же вы согласитесь, что сказка С-Щ действительно написана в традициях жанра «сказка». В группах отметьте черты народной сказки, которые использовал автор.

Работа в группах.

  1. Сказочный зачин «жили-были».

Устойчивые выражения: «по щучьему велению, по моему хотению; долго ли коротко ли; прошел день, прошел другой; он там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало; ни пером описать, ни в сказке сказать»…

  1. Волшебные, фантастические события: генералы оказались на необитаемом острове неодетыми и под одним одеялом, но мужик-то нашелся…

— Мы приходим к выводу, что есть пункты, соответствующие принципам народной волшебной сказки.(1,2).

— Так чем же отличается сказка С-Щ от традиционной? (Литературная, т.е. есть автор).

— Какие слова в произведении вам кажутся совершенно не подходящими к стилю сказки?

Служить – исполнять обязанности, работать.

Примите уверения — поверьте.

Упразднили – закрыли, отменили.

Тунеядец – человек, который живет за чужой счет.

— В каком стиле используются такие слова? (официально- деловой).

— Как вы думаете, ребята, для чего С-Щ. использует именно эти слова? (Вводит их для комического эффекта).

— Согласитесь, что сказка смешная. Кого высмеивает автор? (Генералов).

— Как изображены генералы? Иллюстрации.

Расскажите, чем они вас удивили или даже рассмешили?

1. Генералы не знают того, что известно каждому ребенку: что булки не

растут на дереве, что куропатку, прежде чем съесть, надо поймать…

2. Генералы не умеют самого простого – сорвать яблоко, поймать рыбу…

3. Смешно от их вида: они в ночных рубахах, спят под одним одеялом.

4. Смешно от того, что они чуть не съели друг друга в то время, когда пища

кругом растет, плывет и бегает.

— Где и как служили генералы? (В какой-то регистратуре; 2-ой абзац).

— О чем говорит эпитет «какой-то»? (Он подчеркивает ненужность, бесполезность ее. И всетаки генералы служили там и пенсию теперь получают. За что? Разве только за то, что в ненужной регистратуре служили ненужные люди, которые ничего не умели делать).

— Как генералы говорят друг с другом? Как характеризует генералов их речь?

(Инсценировка. Ордена – главное, что отличало их. Речь генералов- глупая, ни о чем, примитивная, несвязная).

— И вот в руках у них газета «Московские ведомости». Для чего поминается именно эта газета? (Реакционная газета. С-Щ. таким образом указывает на то, что она не отвечала общественным потребностям, а освещала неактуальные вопросы и проблемы. В форме гиперболы, т.е. преувеличения С-Щ. показывает читателю газету, в которой говорится только о еде).

— Все мысли генералов о еде. Вспомним, кого они чаще всего упоминают в своих разговорах? (Кухарок. Начинается сказка с упоминания о кухарках, о которых даже «поплакивали» и заканчивается ими же. Самые дорогие, близкие люди для генералов. Кухарка — это прежде всего символ сытной жизни).

— А если говорить о месте действия. Где жили генералы? (Петербург).

— В чем географическая особенность Петербурга? (Город на островах. Генералы всегда жили на острове. И в Петербурге они ведут паразитический образ жизни, и на необитаемом острове. Следовательно, браз жизни не изменился).

— Какой выход находят генералы? (стр.269… «найти мужика»).

— О каком отношении к мужику, простому народу говорят реплики генералов? (Неуважение, живя за счет труда народа, считают, что мужик должен их кормить, и живет он только для этого).

— К кому можно отнести слово тунеядец?

— Как мужик угодил генералам? (Мультфильм).

— Изменилось ли отношение генералов к мужику? (Не дать ли мужику частичку? Однако и о мужике не забыли…).

— Таким образом, автор высмеивает не только бездеятельность генералов, но и их безнравственность, несправедливость по отношению к народу и полную уверенность в том, что блага на земле принадлежат им.

— Каким мы видим мужика в сказке? (Талантлив, умеет трудиться, всякая работа ему по плечу).

— Какие чувства вызывает у вас мужик, когда плетет себе веревку? (Покорный, безропотно выполняет любую работу, безропотно слушает оскорбления генералов и даже плетет себе веревку, чтобы не сбежать…).

— Почему так покорен мужик?

Если изобразить генералов в виде точки, то где они будут находиться?

       М

.      =       .  

— Мужик по отношению к генералам. Генералы полностью зависят от мужика. Возможно, поэтому С-Щ изображает мужика огромным по сравнению с генералами.

— Автор смеется над генералами и мужиком. Одинаков ли этот смех?

Смех разный. Автор относится к своим героям по-разному. Над генералами смеется зло, издевается над их беспомощностью и над их самомнением. Автор показал, как быстро возникает у них звериный инстинкт. Автор — сатирик.

— А как высмеивает С-Щ мужика? Высмеивает его по-другому. Писатель восхищается его трудолюбием, способностью выполнить самую трудную работу. В то же время автор недоумевает, как мужик может быть таким покорным и безропотным? В этом мужике — вся Россия. Крестьянская Россия противоречива. Она сочетает в себе талант, трудолюбие и безмерную покорность. Но генералы не забыли мужика — наградили его рюмкой водки да пятаком серебра. Вспоминается стихотворение Некрасова «Железная дорога»: строители – мужики награждены были за каторжный труд бочкой вина. Поэтому можно сказать, что смех писателя С-Щ по отношению к мужику в сказке — горький, смех сквозь слезы.

Известно, что принципиальный М.Е. часто заступался за бесправных крестьян: «Я не дам в обиду мужика. Будет с него, господа… Очень, слишком даже будет». Эти слова, сказанные писателем, передавались из уст в уста. И вице-губернатора Салтыкова прозвали «вице-Робеспьером». (Робеспьер- один из лидеров Великой Французской революции, которого в народе называли «неподкупным».

— И все же С-Щ высмеивает всех героев сказки, используя при этом приемы сатиры: гиперболу, гротеск, иронию, сарказм, эзопов язык (иносказание).

— У каждой группы есть задание. Приведите примеры из сказки. Работа в группах.

Гипербола — булки растут на деревьях…

Гротеск — оказались на необитаемом острове, огромный мужик и маленькие генералы…

Ирония — покорность мужика.

Сарказм — речь генералов, их поведение.

Иносказание — сюжет сказки, поведение героев.

-Таким образом, используя приемы сатиры, С-Щ. высмеивает пороки человеческие, обличает паразитическую сущность генералов, безропотную покорность мужика. И, действительно, автор как мы с вами уже зачитывали «грустит вместе с миром, вздыхает с ним». В этих словах слышим боль за всю Россию.

— Поэтому сказка С-Щ. «Повесть о том, …» отличается от народной сказки.

Пункт 3. Здесь обычные герои (генералы и мужик), совершенно не сказочные.

Пункт 4. Изображено конкретное место. Необитаемый остров, как и Петербург – место для чиновников, где они продолжают вести паразитический образ жизни.

Пункт 5. В сказке С-Щ., как ни печально, зло побеждает добро.

— Таким образом, сказка С-Щ. отличается от народной. Мы с вами говорили о том, что автор создал «Сказки для детей изрядного возраста», т.е. для взрослых.

— Почему С-Щ. обращается именно к этому жанру? (Цензура).

— Как вы думаете, ребята, так ли были наивны работники цензуры? Неужели не понятно, против кого направлена сатира С-Щ. в «Повести …»?

— Я зачитаю заключение одного из цензоров того времени: « Намерение господина Салтыкова издать некоторые свои сказки отдельными брошюрами, стоящими не дороже трех копеек, а следовательно для простого народа, более чем странно. То, что г. Салтыков называет сказками, вовсе не отвечает своему названию; его сказки – та же сатира, и сатира едкая, направленная против общественного и политического нашего устройства».

— Как вы думаете, почему С-Щ. хотел издать некоторые свои сказки в брошюре, доступной многим? (Сказки любят все, понятны многим).

— Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова известного детского писателя Александра Шарова: «Сказка – умное чудо».

— Как вы можете объяснить эти слова?

— В своих группах обсудите этот эпиграф и напишите небольшое рассуждение на тему «Почему сказка СЩ. «Повесть…» остается «умным чудом» и в наше время».

— Зачитываем работы.

Рефлексия

— С-Щ. всего написал 32 сказки. Появилось ли у вас желание прочесть некоторые из них? Поставьте + или –

Домашнее задание. Фонохрестоматия 13 (19). Прослушать текст. Обратите внимание на то, как передается ИРОНИЯ автора через интонацию актеров, эмоциональную окрашенность речи генералов. Ответить на вопросы.

Приложения:

  1. file0.doc.. 55,5 КБ

  2. file1.pptx.zip.. 1,1 МБ

Опубликовано: 07.09.2021

Открытый урок по литературе в 7 классе

Районный семинар

для заместителей директоров

по учебно-воспитательной работе,

16.02.2012

ТЕМА:  М.Е.Салтыков-Щедрин – наш современник

               (Анализ «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»)

ЦЕЛИ УРОКА:  образовательные 

  1. углубить знание учащихся о юморе и сатире, об авторской иронии, гиперболе, гротеске, особенностях сатирического повествования;
  2. на основе языкового анализа данной сказки подвести учащихся к пониманию идейного содержания сказок Салтыкова-Щедрина.

                                        развивающие  

  1. сформировать  умения самостоятельно работать в группе, аргументировать свою точку зрения;

                                                  воспитательная 

  1. воспитать читателя с активной гражданской позицией;

ЭПИГРАФ УРОКА:                    Я писатель. И в этом моё призванье.

                                                                                                  Салтыков-Щедрин М.Е.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: учебник-хрестоматия, красочные иллюстрации, экран и проектор, презентация, музыкальное сопровождение.

ТЕХНОЛОГИИ УРОКА: 1. Групповая технология.

2. Информационно-коммуникационная технология.

3. Здоровьесберегающая технология – элементы.

4. Игровая – элементы.

5.Личностно-ориентированная.

6.Проектная.

                                                ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент

-Здравствуйте, дорогие гости!  Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста.

  1. Опрос. Эвристическая беседа:

Сегодня мы с вами подведем итог нашей работы за несколько предыдущих уроков по творчеству замечательного русского писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина. И по результатам плодотворной работы создадим литературный буклет-путеводитель в мастерскую писателя-сатирика  из тех материалов, что лежат у вас на столах.

     Итак, на этом уроке мы с вами прочитаем и разберём «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», но сказка эта не будет похожа на те, что знакомы нам с детства. Сегодня мы обращаемся к сатирической сказке Салтыкова-Щедрина. Сказки этого автора предназначены для «детей изрядного возраста от 7 до 70 лет».

 — Давайте вспомним, используя справочный материал,  что же такое сказка? В каком разделе литературы она изучается, какими художественными особенностями она обладает, каковы её признаки?

                                     (Сказка – повествовательное произведение устного              

                                     народного творчества о вымышленных лицах и  

                                     событиях.)

— Вы совершенно правы, в глубокой древности из уст в уста русский народ передавал вымышленные истории, их то и прозвали сказками. С принятием христианства на Руси их записали на бумагу. Так, сказки стали нравоучительным жанром фольклора, устного народного творчества, о вымышленных событиях и лицах. Однако русские писатели гораздо позднее стали обращаться к этому жанру литературы. Вспомним тех авторов, которые попробовали себя на почве писательства литературной сказки…

 (Литературную (авторскую) сказку впервые пробуют писать Василий Андреевич Жуковский  «Спящая царевна», Александр Сергеевич Пушкин «Золотой петушок», Пётр Павлович Ершов «Конёк-Горбунок», Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк «Емеля-охотник», «Алёнушкины сказки», Сергей Тимофеевич Аксаков «Аленький цветочек», Михаил Юрьевич Лермонтов «Незабудка» турецкая сказка «Ашиб-Кериб», Михааил Евграфович Салтыков-Щедрин.)

 — Замечательно, о творчестве последнего мы сегодня и поговорим. Как вы знаете, писательство в России XIX века не было профессией. Многие из литераторов служили. Знаете ли вы, чем запомнился в Вятке (нынешнем Кирове) чиновник губернского правления? Тем, что никогда не брал взяток, чем существенно отличался от большинства чиновников.

Имя этого чиновника было Михаил Евграфович  Салтыков. По приезде в Вятку он не был еще известным писателем-сатириком. Он был молодым чиновником, которого отправили в ссылку за опубликованную им повесть «Запутанное дело».

А что вы знаете о писателе?

(Он рос в помещичьей среде, с детства наблюдал жизнь крепостных, видел, как крепостное право уродует людей, понимал жестокую несправедливость такого устройства.

В семье будущего писателя пеклись лишь о достатке, о карьере. Щедрин вспоминал: «Между моими няньками, которые пестовали мое детство, не было ни одной сказочницы. Вообще весь наш домашний обиход стоял на вполне реальной почве, и сказочный элемент отсутствовал в нем. Детскому воображению приходилось искать пищи самостоятельно, создавать свой собственный сказочный мир, не имевший никакого соприкосновения с народной жизнью и ее преданиями, но зато наполненный всевозможными фантасмагориями, содержанием для которых служило богатство, а еще более — генеральство. Последнее представлялось высшим жизненным благом…»

Что же это были за люди? Отец — Евграф Васильевич Салтыков — был отпрыском старинного, но небогатого дворянского рода. Семья постепенно беднела, и, чтобы поправить материальное положение, сорокапятилетнему Евграфу Васильевичу была найдена невеста — пятнадцатилетняя Ольга Михайловна Забелина, дочь состоятельного московского купца. Брак был неравным и несчастливым.

 Но подчиненное по отношению к мужу и его сестрам положение Ольги Михайловны прошло вместе с ее молодостью. Очень скоро она стала очень умелой и властной хозяйкой огромного имения, которое благодаря ее усилиям перестало разоряться и даже расширилось. Колоритная фигура матери, ее хозяйственность, расчетливость до прижимистости, властность и хитрость в отношениях с окружающими отразились во многих произведениях писателя.

Мать, несмотря на властность и жесткость по отношению к сыну, очень любила его и дала ему отличное домашнее образование. К шести годам Михаил легко общается на французском и немецком. Быстро выучивается писать по-русски.

С Царскосельским лицеем, где шесть лет учился Салтыков-Щедрин, связаны его первые литературные опыты. В Лицее на каждом курсе объявлялся очередной продолжатель Пушкина. В своем классе им стал Салтыков. По окончании Лицея молодой  человек сотрудничает с «Современником», «Отечественными записками»: пишет рецензии, стихи. Он решил стать литератором.

 После публикации первой повести критического направления Салтыков-Щедрин был сослан в Вятку. После ссылки, через 15 лет Салтыков-Щедрин служит вице-губернатором в Рязани, а потом в Твери, где он активно содействовал продвижению крестьянской реформы. Он заявил хозяевам губернии: «Я не дам в обиду мужика! Будет с него, господа,  … Очень слишком даже будет!» Он возбуждает несколько  уголовных дел по фактам жестокого обращения с крестьянами. Его боятся местные помещики.

  В 1862 г. он оставляет службу и переезжает в Петербург, чтобы  полностью отдаться литературному и журналистскому делу. Он печатает романы, повести, сказки. О сказках мы и поговорим подобнее.        

Сказки Салтыкова-Щедрина особенные, они предназначены думающему читателю. Сам писатель говорил, что писал их эзоповым языком, свойственным, как вы помните, жанру басни. Роднят  щедринские  сказки с баснями юмор, ирония, переходящая в сарказм. В основе сказок Щедрина лежат русские национальные особенности характеров героев и жизненных обстоятельств. Сорвались они, как это свойственно сатирическим произведениям, на злобу дня. Но крупный художник тем и отличается, что он умеет в конкретном случае увидеть и выявить то, что связано с общей жизнью человечества. )

  1. Аналитическая беседа

Прекрасно, творчество Салтыкова-Щедрина отражает картину целой эпохи. Писатель сатирически с помощью аллегорий, приема переноса мира людей на мир животных,  изобразил нескончаемую вереницу чиновников, помещиков, генералов и министров. А  какие произведения Михаила Евграфовича мы читали?

(Медведь на воеводстве, Карась-идеалист, Медведь на воеводстве, Дикий помещик, Премудрый пискарь, Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил)

— А о чём эти сказки, ребята?

(Они либо о покорном, но талантливом народе, боящемся возразить глупой и невежественной власти, либо о невежественных начальниках )

— А чем сказки Салтыкова-Щедрина отличаются от народных сказок?

                                (Они сатирические, то есть высмеивающие пороки)

— Так, сказки Салтыкова-Щедрина высмеивают пороки, людей живших в 19 веке. Правильно?

                       (да)

— Правильно, а в каком веке живем мы с вами?

                              (в 21 веке)

— А понятны ли нам, живущим в 21 веке сказки писателя, жившего 150 лет назад?

                        (да)

— Так почему же нам в 21 веке так близки и понятны сказки Салтыкова-Щедрина?!

                        (потому что они отражают идеал настоящего героя  

                        времени-активного сильного)

-Можем ли мы назвать Салтыкова-Щедрина нашим современником?! А кто вообще такой современник?

                        (это тот, кто живёт в одно время с кем-то)

— Или же живут его произведения, его мысли живут воедино с нами…

Итак, обратите внимание на наш литературный буклет, тема сегодняшнего урока М.Е.Салтыков-Щедрин – наш современник. «Я писатель. В этом моё призвание».

— Давайте попробуем через язык сказок Салтыкова-Щедрина приоткрыть завесу тайны литературного дара писателя.В конце 60-х годов 19 века формируется стиль произведений Щедрина, его «эзоповский язык», помогающий избегать жесткой цензуры.

— Ребята, в наших листках, найдите это понятие. Прочтем. Что оно значит?

— Естественно, что жанр сказки был выбран Салтыковым-Щедриным неслучайно. Некоторые писатели, Толстой, Гаршин, также пробовали себя в жанре литературной сказки, однако Салтыков-Щедрин – единственный писатель, которому удалось плодотворно работать в жанре политической сатирической сказки.

— Ребята, а в чем особенность сатирической сказки?

                                                    (Она высмеивает какой-либо порок)

— Так вот, сказки Щедрина — это сказки скорее для взрослых, «для детей изрядного возраста», как сам писатель их называл, ведь не каждый ребёнок может понять и прочувствовать злую насмешку автора над правительственной политикой, скрытую в аллегорических образах.

 4. Анализ сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

 — Ну а открывает сказочный цикл писателя сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

В сатирическом произведении отрицательное всегда изображается крупным планом. Автор показывает и осмеивает с одной стороны полную неприспособленность генералов к жизни, их привычку пользоваться плодами чужого труда, праздное пустословие важных персон, а с другой стороны, покорность и угодливость мужика.

                                     (просмотр фрагмента мультфильма)

 — Ребята, понравился вам мультфильм?

                                      (да)

 — В том, что перед нами сказка сомнений нет, однако какие сказочные элементы свидельствуют об этом, ну-ка откройте-ка наш буклет, он обязательно вам поможет?

                                       (Зачин – жили да были;

                                        Присказки – по щучьему велению, по моему хотению;

Музыкальная интонация;

Просторечные слова  и поговорки – «С нами крестная сила», «Надобно пищу принять», «сыщут нумер», «Господи, да что же это такое!» ;

Волшебство – генералы чудесным образом оказались на острове, мужик в пригоршне суп варит, откусил генерал второму генералу орден и проглотил;

Сказочная концовка – «…и сколько тут денег загребли – того ни в сказке сказать, ни пером описать!»)

— Все так. А вот теперь давайте-ка поразмышляем над вопросом, почему же Михаил Евграфович называет свою сказку повестью?

(Потому что повесть– это жанр прозы, воспроизводящий естественное течение жизни, в сюжете обычно нет интриги, все крутится вокруг одного главного героя, который раскрывается в ряде эпизодов.)

 — Конечно, делая акцент в названии на слово повесть, Салтыков-Щедрин хотел лишь указать, что за этими смешными образами генералов и покорного покладистого мужика скрывается естественное течение жизни России середины 19го века, и нет интриги в том, чтобы угадать безвольный, покорный, но безмерно талантливый народ в образе мужика, и невежественных чиновников в образе генералов..

 -Построена сказка на принципе антитезы. А что это такое?

     (Антитеза —  противопоставление явлений понятий, контрастных образов)

 — В чем заключается антитеза «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил?»

(Неприспособленность и глупость генералов противопоставлена смекалке и находчивости мужика.)

— Молодцы.  Обратимся к тексту сказки. Прочтем начало повести. Миша, пожалуйста.

Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, что в скором времени, по щучьему велению по моему хотению, очутились на необитаемом острове…

— Кто герои повести и как их характеризует автор?

(Два генерала, высокопоставленные чины, однако глупы и легкомысленны)

— А служили генералы, по велению Салтыкова-Щедрина, в регистратуре. Само понятие «регистратура» появилось неслучайно. Сначала писатель поместил их служить в инспекторский департамент, но впоследствии место службы было обобщено одним понятием «регистратура». Это было сделано и из цензурных соображений, и для того, чтобы показать типичность этих служебных мест и людей, которые в них служат.

А какие люди состоят в регистратуре на службе?

(Интеллектом генералы не блистали: «там (в регистратуре) родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали»)

— Верно. Оказавшись на необитаемом острове, генералы блуждают в поисках сторон света и еды. Какой приём слышится в словах автора:

-Кто бы мог думать, ваше превосходительство, что человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет? – сказал один генерал.
— Да, — отвечал другой генерал,  — признаться я до сих пор думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают!

 И Р О Н И Я – насмешливое лукавое иносказание

-Совершенно верно, а ещё где в тексте автор иронизирует над героями?

Салтыкова-Щедрина искренно забавит выход из ситуации, найденный одним из генералов с поиском сторон света: разойтись направо и налево, а все потому, что «кроме регистратуры, служил еще в школе военных кантонистов учителем каллиграфии и, следовательно, был поумнее…».

— Какую газету находят генералы на острове?

                         (Московские ведомости)

— О каких новостях узнают из неё генералы?

(«Вчера, — читал взволнованным голосом один генерал, — у почтенного начальника нашей древней столицы был парадный обед. Стол сервирован был на сто персон с роскошью изумительною. Дары всех стран назначили себе как бы рандеву на этом волшебном празднике. Тут была и „шекспинска стерлядь золотая“, и питомец лесов кавказских, — фазан, и, столь редкая в нашем севере в феврале месяце, земляника…»)

— какую полезную информацию узнают генералы из Московских ведомостей?

(Даже газета, которую находят генералы на необитаемом острове, и та бессодержательна, подстать генералам. )

-Неторопливые блуждания и разговоры генералов неожиданно заканчиваются кровожадной сценой — попыткой генералов съесть друг друга. При описании этой сцены автор использует гротеск: (предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер).

Давайте прочтём её.

…Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил. Но вид текущей крови как будто образумил их…

— Мучения генералов заканчиваются, когда генерала (учителя каллиграфии) осеняет еще одна «гениальная» мысль.Какая?

                             (найти мужика)

А что, ваше превосходительство, если бы нам найти мужика? …Мужик везде есть, стоит только поискать его! Наверное, он где-нибудь спрятался, от работы отлынивает!

— Как мы можем обозначить момент появления мужика?

(Появление мужика — кульминационный момент.)

-Конечно, это кульминация. В чём проявляется авторская идея с появлением мужика?

(Сцена появления работника подчинена авторской идее — показать и горько усмехнуться при виде рабской покорности мужика, безропотно обслуживающего генералов)

— Приведем примеры из текста безропотной покорности талантливого, смекалистого и умелого мужика невежественным и глупым генералам…

Набрал сейчас мужичина конопли, размочил в воде, поколотил, помял — и к вечеру веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убег…

…И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися! И выстроил он корабль — не корабль, а такую посудину, чтоб можно было океан-море переплыть вплоть до самой Подьяческой.

Набрал мужик пуху лебяжьего мягкого и устлал им дно лодочки…

— Каким представляется вам мужик?

                              (Смекалистым, находчивым, покорным)

— Однако мастерство, находчивость, смекалка мужика не радует Салтыкова-Щедрина. Почему?

 (Автор понимает бесплодность усилий народа, покорно принимающего «рюмку водки да пятак серебра» от тех, кого он кормит:

…Однако и об мужике не забыли: выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!)

— Так, серьёзнейшая политическая проблема и боль автора за свой народ становятся рядом в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» и красной нитью путем аллегорий, гротесков и иносказаний проходят через сказку для детей незаурядного возраста.

5. Тестирование (закрепление)

— Ну а теперь время самостоятельной работы. Далеко впереди у нас государственная итоговая аттестация, однако тесты нас нисколько не страшат. 5 заданий вашему вниманию и всего 2 минуты на выполнение. Приступайте.

6. Физкультминутка

— Время вышло, положите работы одна на другую в центр стола.

А теперь, прежде чем перейти к самому ответственному этапу урока, немножко отдохнём, внимательно проследите глазками за появляющимися на экране предметами.

7. Кульминационный этап урока (Систематизация знаний по творчеству Салтыкова-Щедрина – составление литературного буклета)

— Вот и пришло время собрать наш литературный буклет воедино. Внимание на экран. Здесь 5 загадок, отгадав их и  посовещавшись, вы правильно выстроите порядок листов в вашей книге, для начала попробуем составить коллективно по одной книжице, а в случае удачи, создадим такую же для каждого, и она обязательно вам поможет получить отличную оценку.

Звучит музыка.

  1. Тема нашего урока.
    1. Мой вопрос совсем не трудный,
    Он про жанр литературный.
    Волшебство, фольклор,  добро
    Отгадайте-ка его…

    2. Жил да был, родился, вырос,
    В школу с армией сходил.
    Записал все на папирус
    И в учебник угодил.

    3. Третий лист  узнать несложно:
    Красный цвет, красивый шрифт,
    Там найти Эзопа можно,
    Вам поможет алфавит.


4. У врача приём особый,
Принимает балом мэр,
Салтыков-Щедрин с приёмом
Угодил  на жёлтый цвет…

5. Три героя, антитеза,
Да еще три главных среза,
Аллегория, гротеск-
Анализируем здесь текст.

6. Вроде в прошлом жил писатель,
Но таланта почитатель
В наше время без труда
Отыскался на века.

— Ну вот буклет и готов… ребята, получился у нас краткий путеводитель по творчеству Салтыкова-Щедрина?

                                 (да)

-Поможет он вам в изучении творчества писателя?

                                (да)

8. Итог урока.

Яркая красочная наша книжечка-помощница. Давайте-ка полистаем и вспомним все о чем сегодня говорили. Как называется наша книга? Какому жанру отдал последние годы жизни Щедрин?

(сатирической сказке)

Однако на уроке мы ставили вопрос «Можно ли назвать Салтыкова-Щедрина нашим современником.» Какой ответ вы даете сегодня?

                       (Да)

-Откроем последний лист нашего литературного буклета. В чем современность произведений Салтыкова-Щедрина?

          (потому что каждый гражданин вне зависимости от времени должен переживать  

          и болеть душой за судьбу своего народа так, как это делал Салтыков-Щедрин)

Книга щедринских сказок — это живая картина российского общества, раздираемого противоречиями и по сей день.

9. Домашнее задание

Подготовить сообщение по любой из страниц буклета

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил основная тема сказки
  • Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил о чем сказка
  • Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил краткий пересказ тест к рассказу
  • Повесть о разорении рязани батыем сочинение
  • Повесть о петре и февронии сказка повесть или житие

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии