Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 358 человек из 71 региона
- Сейчас обучается 105 человек из 44 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Н.М. Карамзин
(1766-1826) -
2 слайд
Вклад Карамзина в развитие русской культуры
Создал «Историю Государства Российского» в 12-ти томах
Выступил как реформатор русского языка. Он впервые начал использовать букву Ё
Карамзин стал первым русским профессиональным литератором, он принимал участие в создании журналов («Московский журнал», «Вестник Европы»)
Видный приверженец сентиментализма -
3 слайд
Сентиментализм – литературное направление второй половины ХVIII века, которое представлено художественными творениями писателей, изображавших чувственный мир человека
Представители: А.Н. Радищев,
Н.М. Карамзин -
4 слайд
Принципы сентиментализма
Предмет изображения – человек на фоне природы и его чувства
Психологизм
Мотивы трагедии и смерти, все земное бренно
Авторские отступления морально-этического характера -
5 слайд
«Прекрасная царевна и счастливый карла» — это своеобразное обобщение Н. М. Карамзина накопленного опыта в области использования фольклора. Это новая «попытка» писателя создать сказку, хотя и на основе сюжета западноевропейской сказки.
-
6 слайд
Карамзин написал три сказки:
две прозаические – «Прекрасная царевна и счастливый Карла» (1792), «Дремучий лес»(1795);
одну стихотворную – «Илья Муромец (1795). -
-
8 слайд
О вы, некрасивые сыны человечества, безобразные творения шутливой натуры! вы, которые ни в чем не можете служить образцом художнику, когда он хочет представить изящность человеческой формы! вы, которые жалуетесь на природу и говорите, что она не дала вам способов нравиться и заградила для вас источник сладчайшего удовольствия в жизни — источник любви! не отчаивайтесь, друзья мои, и верьте, что вы еще можете быть любезными и любимыми, что услужливые Зефиры ныне или завтра могут принести к вам какую-нибудь прелестную Псишу, которая с восторгом бросится в объятия ваши и скажет, что нет ничего милее вас на свете. Выслушайте следующую повесть.
-
9 слайд
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Царь добрый человек, отец единой дочери, царевны прекрасной, милой сердцу родителя, любезной всякому чувствительному сердцу, редкой, несравненной. Когда Царь добрый человек, одеянный богатою багряницею, увенчанный венцом сапфиро-рубинным, сидел на высоком троне среди народного множества и, держа в правой руке златой скипетр, судил с правдою своих подданных; когда, воздыхая из глубины сердца, изрекал приговор должного наказания, тогда являлась прекрасная Царевна, смотрела прямо в глаза родителю, подымала белую руку свою, простирала ее к судящему, и пасмурное лицо правосудия вдруг озарялось солнцем милости, виновный, спасенный ею, клялся в душе своей быть с того времени добрым подданным царя доброго. Бедный ли приближался к Царевне? она помогала ему; печальный ли проливал слезы? она утешала его. Все сироты в пространной области Царя доброго человека называли ее матерью, и даже те, которых сама природа угнетала, несчастные, лишенные здравия, облегчались ее целительною рукою, ибо Царевна совершенно знала науку врачевания, тайные силы трав и минералов, рос небесных и ключей подземных. Такова была душа Царевнина. Телесную красоту ее описывали все стихотворцы тогдашних времен, как лучшее произведение искусной природы, а стихотворцы были тогда не такие льстецы, как ныне; не называли они черного белым, карлы великаном и безобразия примером стройности. В древнем книгохранилище удалось мне найти одно из сих описаний; вот верный перевод его:
-
10 слайд
«Не так приятна полная луна, восходящая на небе между бесчисленными звездами, как приятна наша милая Царевна, гуляющая по зеленым лугам с подругами своими; не так прекрасно сияют лучи светлого месяца, посребряя волнистые края седых облаков ночи, как сияют златые власы на плечах ее; ходит она, как гордый лебедь, как любимая дочь неба; лазурь эфирная, на которой блистает звезда любви, звезда вечерняя, есть образ несравненных глаз ее, тонкие брови, как радуги, изгибаются над ними, щеки ее подобны белым лилеям, когда утренняя заря красит их алым цветом своим; когда же отверзаются нежные уста прекрасной Царевны, два ряда чистейших жемчужин прельщают зрение; два холмика, вечным туманом покрытые… Но кто опишет все красоты ее?»
-
11 слайд
Придворный карла был человек отменно умный. Видя, что своенравная натура произвела его на свет маленьким уродцем, решился он заменить телесные недостатки душевными красотами, стал учиться с величайшею прилежностию, читал древних и новых авторов и, подобно афинскому ритору Демосфену, ходил на берег моря говорить волнам пышные речи, им сочиняемые. Таким образом скоро приобрел он сие великое, сие драгоценное искусство, которое покоряет сердца людей и самого нечувствительного человека заставляет плакать и смеяться, то дарование и то искусство, которым фракийский Орфей пленял и зверей, и птиц, и леса, и камни, и реки, и ветры — красноречие! Сверх того он имел приятный голос, играл хорошо на арфе и гитаре, пел трогательные песни своего сочинения и мог прекрасным образом оживлять полотно и бумагу, изображая на них или героев древности, или совершенство красоты женской, или кристальные ручейки, осеняемые высокими ивами и призывающие к сладкой дремоте утомленного пастуха с пастушкою. Скоро слух о достоинствах и талантах чудного карлы разнесся по всему городу и всему государству. Все искали его знакомства: и старые, и молодые, и мужчины, и женщины — одним словом, умный карла вошел в превеликую моду. Важная услуга, оказанная им отечеству… Но о сем будет говорено в другом месте.
-
12 слайд
Когда прекрасной Царевне было еще не более десяти или двенадцати лет от роду, умный карла ходил к ней в терем сказывать сказки о благодетельных феях и злых волшебниках, под именами первых описывал он святые добродетели, которые делают человека счастливым, под именами последних гибельные пороки, которые ядовитым дыханием своим превращают цветущую долину жизни в юдоль мрака и смерти. Царевна часто проливала слезы, слушая горестные похождения любезных принцев и принцесс, но радость сияла на прекрасном лице ее, когда они, преодолев наконец многочисленные искушения рока, в объятиях любви наслаждались всею полнотою земного блаженства. Любя повести красноречивого карлы, неприметно полюбила она и повествователя, и проницательные глаза ее открыли в нем самом те трогательные черты милой чувствительности, которые украшали романтических его героев. Сердце ее сделало, так сказать, нежную привычку к его сердцу, у которого научилось оно чувствовать. Самая наружность карлы стала ей приятна, ибо сия наружность была в глазах ее образом прекрасной души; и скоро показалось царевне, что тот не может быть красавцем, кто ростом выше двадцати пяти вершков и у кого нет напереди и назади горба. Что принадлежит до нашего героя, то он, не имея слепого самолюбия, никак не думал, чтобы Царевна могла им плениться, а потому и сам был почти равнодушен к ее прелестям, ибо любовь не рождается без надежды. Но когда в минуту живейшей симпатии прекрасная сказала ему: «Я люблю тебя!», когда вдруг открылось ему поле такого блаженства, о котором он прежде и мечтать не осмеливался, тогда в душе его мгновенно воспылали глубоко таившиеся искры. В восторге бросился он на колени перед Царевною и воскликнул в сладостном упоении сердца: ты моя! Правда, что он скоро образумился, вспомнил высокий род ее, вспомнил себя и закрыл руками лицо свое, но Царевна поцеловала его и сказала: «Я твоя или ничья!» Девическая робость не позволяла ей открыться родителю в своей страсти.
-
13 слайд
На другой день было объявлено во всем городе, что Царь добрый человек желает говорить с народом, и народ со всех сторон окружил дворец, так что негде было пасть яблоку. Царь вышел на балкон, и когда восклицания: «Да здравствует наш добрый государь!» умолкли, спросил у своих подданных: «Друзья, любите ли вы Царевну?» Тысячи голосов отвечали: «Мы обожаем прекрасную!»
Царь. Желаете ли, чтобы она избрала себе супруга?
Тысячи голосов. Ах! Желаем сердечно! Он должен
быть твоим наследником, Царь добрый человек! Мы станем любить его, как тебя и дочь твою любим.
Царь. Но довольны ли вы будете ее выбором?
Тысячи голосов. Кто мил Царевне, тот мил и твоим подданным!
В сию минуту поднялся на балконе занавес, явилась прекрасная Царевна в снегоцветной одежде, с распущенными волосами, которые, как златистый лен, развевались на плечах ее, взглянула, как солнце, на толпы народные, и миллионы диких людей покорились бы сему взору. Карла стоял подле нее, спокойно и величаво смотрел на волнующийся народ, нежно и страстно на Царевну. Тысячи восклицали: «Да здравствует прекрасная!»
Царь, указывая на карлу, сказал: «Вот он, тот, кого Царевна вечно любить клянется и с кем хочет она соединиться навеки!»
Все изумились, потом начали жужжать, как шмели, и говорили друг другу: «Можно ли, можно ли… То ли нам послышалось? Как этому быть? Она прекрасна, она царская дочь, а он карла, горбат, не царский сын!»
«Я люблю его»,— сказала Царевна, и после сих слов карла показался народу почти красавцем.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 057 682 материала в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 17.01.2021
- 110
- 0
- 17.01.2021
- 175
- 2
- 16.01.2021
- 411
- 7
- 16.01.2021
- 573
- 5
- 16.01.2021
- 324
- 7
- 16.01.2021
- 111
- 0
- 16.01.2021
- 9672
- 691
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»
-
Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»
-
Курс повышения квалификации «Основы местного самоуправления и муниципальной службы»
-
Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Формирование компетенций межкультурной коммуникации в условиях реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Экскурсоведение: основы организации экскурсионной деятельности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»
-
Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»
-
Курс повышения квалификации «Основы менеджмента в туризме»
-
Курс повышения квалификации «Финансы предприятия: актуальные аспекты в оценке стоимости бизнеса»
-
Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»
-
Курс повышения квалификации «Информационная этика и право»
-
Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»
Урок исследование по литературному чтению
в 3 классе
со вспомогательной дисциплиной технология
учитель начальных классов
МАОУ « СОШ № 47»
Рахматуллина Алла Александровна
Тема урока: Н.М. Карамзин или « Прекрасная царевна и счастливый карла»
Цели урока:
-
создать условия для мотивированного и осознанного чтения произведения; познакомить детей с новым изделием из бумаги на основе техники оригами.
-
развивать критическое мышление (РКМ)
-
развивать навыки мыслительного анализа последовательности изготовления изделия и практического выполнения задания;
-
воспитать внимательность к работе, способность формирования действий пооперационного контроля. сформировать интерес к данному виду труда.
Направленность урока на результаты.
Предметные:
-
создать условия для развития у обучающихся умения:— осознанно, выразительно читать;
-
самостоятельно выделять главную мысль произведения, отвечать на вопросы по содержанию, читать выборочно;
-
прогнозировать развитие событий на основе сюжета текста;
-
выделять поступок как проявление характера героя
Метапредметные (универсальные учебные действия).
-
Познавательные: отработка навыка смыслового чтения, умение работать с носителями информации, пополнение словарного запаса учащихся, умение сознательно использовать речь литературного содержания.
-
Регулятивные: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися.
-
Логические: умение выбрать в тексте главное, анализ объектов с целью выявления существенных признаков.
-
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение слушать и общаться в процессе совместной работы, управление поведением партнёра.
-
Личностные: оценка своей деятельности и деятельности группы, личностные качества (дружелюбие, вежливость, способность радоваться успехам друга).
Оборудование:
Мультимедийное сопровождение, рабочие листы исследователей, листы самооценки учащихся, модель практического моделирования «сердечко», цветная бумага, лист формата А-4.
« Добро порождает красоту, красота- добро».
Ход занятия.
Слайд №1
Приветствие
Слайд №2
I Мотивационное поле.
У- Скажите пожалуйста как вы понимаете смысл слова ИССЛЕДОВАТЕЛЬ?
Из ваших предположений можно сказать, что это человек, который способствует получению новых знаний.
Открыть дверцу нашего исследования мне хочется со слов « Улыбнись миру и тогда он улыбнется тебе»
Слайд № 2 (а)
Покажите свое настроение!!!!
У – Сейчас вы увидите 2 репродукции посмотрите на них внимательно и скажите , что их объединяет ?
Слайд № 3
Д -Это героини сказок ( Василиса Премудрая и Елена Прекрасная)
У — Как вы уже догадались тема нашего исследования?.
Д -Сказка.
У- Какие жанры сказок вы знаете?
Д- ( о животных, бытовые, волшебные, / народные, авторские)
У- Что такое сказка?
Д — (выдвижение гипотез)
Слайд №4
У- Вот что говорит о сказке русский писатель Владимир Иванович Даль СОСТАВИТЕЛЬ ЗНАМЕНИТОГО ТОЛКОВОГО СЛОВАРЯ ЖИВОГО ВЕЛИКОРУССКОГО СЛОВА
Сказка родилась с человеком и пока жив человек , живет и сказка
Кто написал сказки о Василисе Премудрой и Елене прекрасной?
Д- Народ.
У- Сейчас вы прочитаете отрывок из сказки и ваша задача определить о ком пойдет речь в сказке с которой нам предстоит сегодня познакомиться
(читают)
Слайд № 5
У – Итак ваши предположения.
Д – Прекрасная царевне.
У ( слайд №6 ) Верно о прекрасной царевне и счастливом карле.
а написал ее Н.М. Карамзин
У- У сказки есть автор значит сказка?
Д- Авторская
Слайд № 7
Все, что создано умом,
Все, к чему душа стремится.
Как янтарь на дне морском,
В книгах бережно хранится.
У – Что по вашему мнению может храниться в книгах?
Д -мудрые мысли, знания, тайны, учения, вопросы, факты,
У- На какой вопрос будем искать ответ?
Д- Чему учит сказка ?( подсказать если ,что навести на цель)
II. Организация исследования в малых группах с целью поиска фактов для ответа на вопросы:
По принципу соседи вы разделитесь на группы.
Зная тему исследования, цель, получив рабочий материал ваша задача внимательно прочитать текст и выписать из текста все предполагаемые варианты ответов на вопрос:
Чему учит сказка? У вас 10 мин.
Каждая группа работает с текстовым материалом, который связан с описанием « добродетели принцессы к окружающим и чуждость к материальным благам; право выбора на свободную любовь»
Покажите свое настроение
III Обмен информацией.
Пришло время услышать все ваши варианты ответов на поставленный вопрос
-Чему учит сказка? Слайд № 8
У- Карамзин увековечил в этой сказке такие сильные чувства как верность и преданность человеку. А они с свою очередь ….
Слайд № 9
Д- Любовь
Слайд № 10
Перед вами 2 слова . Что получится. Если их объединить ?
Д- Добродетель
У- Что такое добродетель?
Д- Моральнвя твердость в следование своему долгу. Принципу, истине
У- Где по вашему у человека заложена добродетель? ?
Д- В сердце.
Предлагаю создать символ добродетели .
IV. Работа по созданию продукта труда, поделка «Сердечко»
Слайд 11-17
Перед вами листы а-4. Следуя модулю с пошаговой инструкцией будем делать свое сердечко наполненное добродетелью..
(каждая группа вывешивает на доску свой продукт труда)
Как мы можем оценить свои работы?
Подарим аплодисменты
IV. Подведение итогов. Рефлексия
— Слайд №18
Памятник трудам Н.М. Карамзина писателю ,переводчику, поэту, историку и стоит в г. Москва.
Закончить наш урок хочется словами Н.М. Карамзина Слайд 19
Слайд № 20 Д/з Аннотации
Вы сегодня молодцы, на оценочном листе дайте оценку своей работе.
Слайд №21
Спасибо за урок!
Прекрасная царевна и счастливый карла» — это своеобразное обобщение
Н. М. Карамзина накопленного опыта в области использования фольклора.
Повесть-сказка «Прекрасная царевна и счастливый карла» имеет два
вступления: начало повести – сентиментальное обращение автора к читателям;
непосредственное действие «старинной сказки» начинается со сказочного
зачина: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Царь добрый
человек, отец единой дочери, царевны прекрасной, милой сердцу родителя,
любезной всякому чувствительному сердцу, редкой, несравненной»
В повести противопоставлены «некоторое царство» и «тридесятое
царство» , откуда приезжают свататься царевичи.
Н. М. Карамзину с помощью
этого противопоставления удалось подчеркнуть обособленность
нравственного мира героини: ей чужд материальный мир женихов, так как она
любит красивого душою карла.
В соответствии с типологией сказочных героинь, прекрасная царевна сочетает в
себе черты «мудрой девы» , Елены Прекрасной: «Все сироты в пространной
области Царя доброго человека называли ее матерью, и даже те, которых сама
природа угнетала, несчастные, лишенные здравия, облегчались ее
целительною рукою, ибо Царевна совершенно знала науку врачевания, тайные силы трав и минералов, рос небесных и ключей подземных.
как лучшее произведение искусной природы
Прекрасная царевна полюбила «безобразного придворного» карлу, ради этой любви она готова пожертвовать всем: «Родитель мой! умертви меня или отдай
за любезного, милого, бесценного карлу! Никогда не буду супругою другого.
Душа моя живет его душою, сердце мое его сердцем. В жизни и смерти мы
неразлучны»
Придворный карла – это чувствительный герой, образованный, музыкально одаренный.
«богатырство» , сила героя проявляются не совсем обычно, как у героев
русских сказок: «Когда варвары под начальством гигантского царя своего, как
грозная буря, приближались к нашему государству; когда серп выпал из рук
устрашенного поселянина и бледный пастух в ужасе бежал от стада своего,
тогда юный карла, один и безоружен, с масличною ветвию явился в стане
непрятельском и запел сладостную песнь мира; умиление изобразилось на
лицах варварских, царь их бросил меч из руки своей, обнял песнопевца… »
Добро и красота одержали победу, как этого и требовала сказочная мораль: «Карла жил долго и счастливо с прекрасною
своею супругою»
Повесть отразила народные представления о добре и зле…
Обновлено: 10.01.2023
Не только личными, но и характерно историческими обстоятельствами становятся и природное окружение, в котором протекает детство героя, человеческая среда, в которой он вырастает и народные поверья, обычаи и нравы, отразившиеся на его судьбе. Так, в рамках сентиментальной повести можно выделить не только черты романтизма, но и реализма, которые были нами очерчены в повестях.
Калинушку с малинушкой вода поняла;
На ту пору матушка меня родила. Или:
Калинушка с малинушкой рано расцвела;
В ту пору-времячко мать дочку родила. [82, 55-56].
Само же пророчество, его формы, символика природных образов выступают в двойном плане: фольклорном и литературном, причем первый имеет преобладающее значение в романе.
Контрастно соединяются также и образы кукушки и филина, с одной стороны, с символическим образом березы и березовой рощи — с другой. Береза в народной песне — женский образ, связанный со счастливой или несчастной любовью. Интересно, что исследователи определяют особый его оттенок, когда береза — это мать. В свадебной лирике береза — это символ девушки, а, более всего, замужней женщины, матери [92, 196]. Это особенно примечательно потому, что мать Леона играет исключительную роль в его судьбе.
На наше на хоромное строеньице
Прилетала лесова птича незнаемая,
Как садилась на хоромное строеньице,
Она укала-то, птича, по-звериному,
Как свистала эта птича по змеиному,
Уж мы тут, бедны горюши, устрашилися. [92, 153].
Едва оправившись от потрясения, Леон дрожа и все еще стоя на коленях, устремляет взгляд на небо и, как ему кажется, в густых и черных тучах различает там бога-Спасителя. За этим христианским эпизодом скрывается определенный подтекст, подготовленный предшествующими главами романа. Дело в том, что там, где в романе на предыдущих страницах появляется Бог, там неизменно рядом с ним стоит мать Леона, ее образ. Здесь раскрываются литературные и историко-философские идеи романа, связанные с темой воспитания. Они затрагивают тему судьбы, уходящую своими истоками в фольклорные мотивы.
Таким образом, в сюжете предромантического романа занимают существенное место мотивы, связанные с фольклором и русской народной культурой вообще. Они тесно сплетены и с западноевропейскими литературными мотивами. Тема судьбы, воспитания, отношения к миру и людям увязана с фольклорными и историческими отголосками в романе самым непосредственным образом. Жанры лирической песни, сказки, обряд, мифология, верования, легенда, бытовой народный уклад, психология играют в романе важную роль.
Интерес к отечественной истории, возникший у Н.М.Карамзина еще в ХУШ веке, развивался постепенно, приобретая все более глубокое содержание. Общественная и литературная жизнь начала Х1Х века, события 1812 г. — все это оказало существенное влияние на мировоззрение Н.М.Карамзина в целом, и в частности — на его отношение к проблеме национальной самобытности, а соответственно и к фольклору. В 1800-е годы начинается новый период в деятельности писателя, когда историческое прошлое становится для него предметом серьезного и всестороннего изучения.
Таким образом, проблема национального своеобразия русской культуры стояла перед Н.М.Карамзиным крайне остро. По-видимому, размышления над этой проблемой заставили писателя с большим вниманием, чем прежде, отнестись к собиранию и изучению русского фольклора.
Добросовестный историограф, Н.М.Карамзин внимательно изучает тот период, когда создавались исторические песни, чтобы лучше понять их содержание.
Таким образом, фольклоризм прозы Н.М.Карамзина, согласно классификации А.И.Лазарева, можно обозначить как народно-познавательный. Творчество писателя в обращении к фольклору с желанием с его помощью познать народ — новаторское, опережающее свое время. Поэтому оно во многом явилось образцом для подражания писателей Х1Х века.
9. Таким образом, фольклоризм прозы Н.М.Карамзина, согласно
классификации А.И.Лазарева, можно обозначить как народно-познавательный.
Творчество писателя в обращении к фольклору с желанием с его помощью
познать народ — новаторское, опережающее свое время. Поэтому оно во
многом явилось образцом для подражания писателей Х1Х века.
создать условия для мотивированного и осознанного чтения произведения; познакомить детей с новым изделием из бумаги на основе техники оригами.
развивать критическое мышление (РКМ)
развивать навыки мыслительного анализа последовательности изготовления изделия и практического выполнения задания;
воспитать внимательность к работе, способность формирования действий пооперационного контроля. сформировать интерес к данному виду труда.
Направленность урока на результаты.
Предметные:
создать условия для развития у обучающихся умения:- осознанно, выразительно читать;
самостоятельно выделять главную мысль произведения, отвечать на вопросы по содержанию, читать выборочно;
прогнозировать развитие событий на основе сюжета текста;
выделять поступок как проявление характера героя
Метапредметные (универсальные учебные действия).
Познавательные: отработка навыка смыслового чтения, умение работать с носителями информации, пополнение словарного запаса учащихся, умение сознательно использовать речь литературного содержания.
Регулятивные: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися.
Логические: умение выбрать в тексте главное, анализ объектов с целью выявления существенных признаков.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение слушать и общаться в процессе совместной работы, управление поведением партнёра.
Личностные: оценка своей деятельности и деятельности группы, личностные качества (дружелюбие, вежливость, способность радоваться успехам друга).
Оборудование:
Ход занятия.
Приветствие
I Мотивационное поле.
У- Скажите пожалуйста как вы понимаете смысл слова ИССЛЕДОВАТЕЛЬ?
Из ваших предположений можно сказать, что это человек, который способствует получению новых знаний.
Покажите свое настроение.
У – Сейчас вы увидите 2 репродукции посмотрите на них внимательно и скажите , что их объединяет ?
Д -Это героини сказок ( Василиса Премудрая и Елена Прекрасная)
У — Как вы уже догадались тема нашего исследования?.
У- Какие жанры сказок вы знаете?
Д- ( о животных, бытовые, волшебные, / народные, авторские)
У- Что такое сказка?
Д — (выдвижение гипотез)
У- Вот что говорит о сказке русский писатель Владимир Иванович Даль СОСТАВИТЕЛЬ ЗНАМЕНИТОГО ТОЛКОВОГО СЛОВАРЯ ЖИВОГО ВЕЛИКОРУССКОГО СЛОВА
Сказка родилась с человеком и пока жив человек , живет и сказка
Кто написал сказки о Василисе Премудрой и Елене прекрасной?
У- Сейчас вы прочитаете отрывок из сказки и ваша задача определить о ком пойдет речь в сказке с которой нам предстоит сегодня познакомиться
У – Итак ваши предположения.
Д – Прекрасная царевне.
У ( слайд №6 ) Верно о прекрасной царевне и счастливом карле.
а написал ее Н.М. Карамзин
У- У сказки есть автор значит сказка?
Все, что создано умом,
Все, к чему душа стремится.
Как янтарь на дне морском,
В книгах бережно хранится.
У – Что по вашему мнению может храниться в книгах?
Д -мудрые мысли, знания, тайны, учения, вопросы, факты,
У- На какой вопрос будем искать ответ?
Д- Чему учит сказка ?( подсказать если ,что навести на цель)
II. Организация исследования в малых группах с целью поиска фактов для ответа на вопросы:
По принципу соседи вы разделитесь на группы.
Чему учит сказка? У вас 10 мин.
Покажите свое настроение
III Обмен информацией.
-Чему учит сказка? Слайд № 8
У- Карамзин увековечил в этой сказке такие сильные чувства как верность и преданность человеку. А они с свою очередь ….
Перед вами 2 слова . Что получится. Если их объединить ?
Д- Добродетель
У- Что такое добродетель?
Д- Моральнвя твердость в следование своему долгу. Принципу, истине
У- Где по вашему у человека заложена добродетель? ?
Предлагаю создать символ добродетели .
Перед вами листы а-4. Следуя модулю с пошаговой инструкцией будем делать свое сердечко наполненное добродетелью..
(каждая группа вывешивает на доску свой продукт труда)
Как мы можем оценить свои работы?
Подарим аплодисменты
IV. Подведение итогов. Рефлексия
Памятник трудам Н.М. Карамзина писателю ,переводчику, поэту, историку и стоит в г. Москва.
Закончить наш урок хочется словами Н.М. Карамзина Слайд 19
Слайд № 20 Д/з Аннотации
Вы сегодня молодцы, на оценочном листе дайте оценку своей работе.
Он здесь! Он вечно ваш!
Изображение Клио отныне передаст
В позднейшем времени
И дар Царя, и дань
К трудам Карамзина…
Не помним мы истории своей
Не ведаем, как жили наши предки,
Как будто мы совсем других кровей,
Как будто бы до нас
И никого не будет.
Живем мы суетливо,
Да что же с нами, люди?
Сегодня в нашей литературной гостиной речь пойдет о Николае Михайловиче Карамзине, чья жизнь тесным образом связана с Симбирским краем и с историей нашей великой страны
Известно и то, что фамилия Карамзиных проникла через армян, среди которых распространены фамилии: Карахан, Карамурза. Но никаких документальных сведений нет.
ВЕРСИИ, СВЯЗАННЫЕ С МЕСТОМ РОЖДЕНИЯ КАРАМЗИНА.
УЧИТЕЛЬ. «…Карамзин как человек принадлежит прежде всего
УЧЕНИК. Карамзин принадлежал к дворянскому роду, ведущему свое начало от татарского князя Кара-Мурзы, поступившего на русскую службу.
Отец – Михаил Егорович, отставной капитан, имевший земли в Симбирской и Оренбургской губерниях. Мать – Екатерина Петровна, урожденная Пазухина (умерла в 1769 г.). Вторым браком отец Карамзина женился на Евдокии Гавриловне Дмитриевой, тетке И. И. Дмитриева.
Детские годы Карамзина прошли в Симбирском имении его отца селе Знаменском, расположенном в 40 верстах от Симбирска. Чуть позднее оно было переименовано в Карамзинку (Майнского района).
Село Знаменское с его теплой семейной обстановкой, окруженное красивой природой, легендами и сказаниями оказало огромное влияние на будущее писателя.
Здесь он познакомился с европейской классикой, книгами по древней и новой истории, жизнеописаниями великих людей. Среди друзей отца маленький Карамзин научился гордиться и любить свою историю, свой народ, свою Родину.
Руссо, Ричардсон, Сервантес, Вольтер – на книгах этих писателей воспитывался Карамзин.
ЧТЕНИЕ ОТРЫВКОВ ИЗ ПОВЕСТИ «РЫЦАРЬ НАШЕГО
«Погоди», — отвечал он, не спуская глаз с книги. Блеснула молния, загремел гром, пошел дождик. Старик непременно хотел идти домой. Леон завернул книгу в платок, встал и посмотрел на бурное небо. Гроза усиливалась: он любовался блеском молнии и шел тихо, без всякого страха. Вдруг из густого лесу выбежал медведь и прямо бросился на Леона. Дядька не мог даже и закричать от ужаса.
Двадцать шагов отделяют нашего маленького друга от неизбежной смерти: он задумался и не видит опасности; еще секунда, две — и несчастный будет жертвою яростного зверя. Грянул страшный гром. какого Леон никогда не слыхивал; казалось, что небо над ним обрушилось и что молния обвилась вокруг головы его. Он закрыл глаза, упал на колени и только мог сказать:
«Господи!», через полминуты взглянул — и видит перед собою убитого громом медведя. Дядька насилу мог образумиться и сказать ему, каким чудесным образом бог спас его. Леон стоял все еще на коленях, дрожал от страха и действия электрической силы; наконец устремил глаза на небо, и несмотря на черные, густые тучи, он видел, чувствовал там присутствие бога — Спасителя.
Река священнейшая в мире,
Кристальных вод царица, мать!
Дерзну ли я на слабой лире
Тебя, о Волга! Величать,
Богиней песни вдохновенный,
Твоею славой удивленный?
Дерзну ль игрою струн моих,
Под шумом гордых струн твоих –
Их тонкой пеной орошаясь,
Прохладой в сердце освежаясь –
Хвалить красу твоих брегов,
Где грады, веси процветают,
Поля волнистые сияют
Под тению густых лесов…
УЧЕНИК. Зимой 1773 года Н.М.Карамзина был определен в лучший в Симбирске Дворянский частный пансион француза Пьера Фовеля.
Двенадцатилетнего Николая Карамзина отправляют в далекую Москву в пансион профессора Московского университета Иоганна Шадена, пользовавшегося широкой известностью. Принимая в свое заведение волжанина Карамзина, Шаден с самого начала подметил в юном ученике прекрасные свойства души и редкие способности в учении. В пансионе особенно большое внимание уделялось изучению иностранных языков: французскому, немецкому, греческому, латинскому, английскому и итальянскому. Карамзину, как одному из превосходнейших своих учеников, Шаден давал читать лучшие произведения европейских авторов, особенно французских, чтобы образовать его вкус, ибо уже предвидел в нем литератора.
Кто все плачет, все вздыхает,
Вечно смотрит сентябрем —
Тот науки жить не знает
И не видит света днем.
Все печальное забудем,
Что смущало в жизни нас;
Петь и радоваться будем
В сей приятный, сладкий час!
УЧЕНИК. По совету Шадена, Николай посещал некоторые университетские лекции, где получал основательные сведения по истории отечественной и всеобщей истории, иностранных литератур, теории изящной словесности, основам логики, психологии. Шадену хотелось, чтобы Карамзин дальнейшее образование получил в Лейпцигском университете. Юноша и сам желал этого, но судьба решила по-своему.
После смерти отца в январе 1784 г. Карамзин вышел в отставку в чине поручика и уехал в Симбирск. Здесь он вел светский образ жизни, но по-прежнему много читал.
ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ Н.М.КАРАМЗИНА.
3. Сколько подвигов совершает Илья Муромец в одноименной сказке?
4. В какой сказке Карамзина мы встречается с Черномором?.
8. Почему герой сказки отправился в дремучий лес?
9.Кого юноша встретил в лесу?
УЧИТЕЛЬ. Человек и его переживания станут впоследствии неотъемлемой частью творчества Карамзина. В 1803 году Н. М. Карамзин приступает к многотомному труду по истории России, над которым будет работать более двадцати лет – до конца своей жизни.
УЧИТЕЛЬ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ТРУД КАРАМЗИНА «ИСТОРИЯ
УЧЕНИК. Теперь Карамзин мог всецело посвятить все свои силы на реализацию обширного плана. Главное заключалось даже не в пенсии, а в том, что перед государственным историографом открывались сокровища архивов.
Помимо государственных архивов Карамзин пользовался сокровищами целого ряда частных собраний Мусина – Пушкина, Румянцевых, Тургеневых, Муравьевых, Толстого, Уварова, а также собранием книг и манускриптов университетской и синодальной библиотек.
Утром 22 мая 1826 года Николай Михайлович скончался.
Похоронили Карамзина на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре в Петербурге.
Теперь проверим ваши знания по истории России, проведем историческую разминку.
1.Что называется летописью?
2.Как называется комната монаха в монастыре?
3.Бог грома и молнии у древних славян?
4.Как называются произведения устной поэзии о русских богатырях и народных героях?
5.Чей щит прибит на вратах Цареграда?
6.Старинная рукопись, документ? (Хартия, свиток).
7.В каком городе Древней Руси былп устроена первая библиотека?
8.Первая книга христианского мира
9.Кто такой Боян?
10. Назовите первых святых на Руси?
11.Что необходимо, чтобы стать толмачем? .
12.Сколько копеек в полушке? .
ИНСЦЕНИРОВКА ОТРЫВКА ИЗ ПОВЕСТИ «НАТАЛЬЯ,
Наталья.( Нежным голосом)Ты плачешь?
Алексей. Ах! Я должен открыть тебе мое сердце, прелестная Наталья! Оно еще не совершенно уверено в своем счастии.
Наталья. Что ж ему надобно?
Алексей. Обещай, что ты исполнишь мое требование.
Наталья. Скажи, скажи, что такое? Исполню, все сделаю, что велишь мне!
Алексей. В нынешнюю ночь, когда зайдет месяц, — в то время, как запоют первые петухи, — я приеду в санях к вашим воротам, ты должна ко мне выйти и ехать со мною; вот чего я от тебя требую!
Наталья. Ехать? В нынешнюю ночь? Куда?
Алексей. Сперва в церковь, где мы обвенчаемся, а потом туда, где я живу.
Наталья. Как? Без ведома отца моего? Без его благословления?
Алексей. Без его ведома, без его благословления, или я погиб!
Наталья. Боже мой. Сердце у меня замерло. Уехать тихонько из дому родительского? Что же будет с батюшкою? Он умрет с горя, и на душе моей останется страшный грех. Милый друг! Для чего нам не броситься к ногам его? Он полюбит тебя, благословит и сам отпустит нас в церковь.
Алексей. Мы бросимся к ногам его, но через некоторое время. Теперь он не может согласиться на брак наш. Сама жизнь моя будет в опасности, когда меня узнают.
Наталья. Когда тебя узнают? Тебя, милого душе моей. Боже мой! Как люди злы, если ты говоришь правду! Только я не могу поверить. Скажи мне, как тебя зовут?
Наталья. Алексеем? Я всегда любила это имя. Что ж беды, если тебя узнают?
Алексей. Все будет тебе известно, когда ты согласишься сделать меня счастливым. Прелестная, милая Наталья! Время проходит, мне нельзя быть долее с тобою. Чтобы родитель твой, которого я сам люблю и почитаю за добрые дела его, — чтобы родитель твой не сокрушался и не почитал дочери своей погибшею, я напишу к нему письмо и уведомлю, что ты жива и что он может скоро увидеть тебя. Скажи, скажи, чего ты хочешь: жизни моей или смерти?
Наталья. Ты меня спрашиваешь? Разве я не обещала тебе повиноваться? С самого младенчества привыкла я любить моего родителя, потому что и он любит меня, очень, очень любит (тут Наталья обтерла платком слезы свои),- тебя знаю недавно, а люблю еще больше: как это случилось, не знаю.
Алексей (снял золотой перстень с руки своей, надел его на руку Наталье). Ты моя! (Уходит).
Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.
Для выполнения теста необходимо ознакомиться со сказкой Н.М. Карамзина «Прекрасная царевна и счастливый карла», знать выразительные средства
Список вопросов теста
Вопрос 1
К какому традиционному элементу сказки относятся слова:
«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был. «?
- зачин
- кульминация
- повтор
- развязка
Вопрос 2
Какими достоинствами обладал карла?
приятный голос, играл хорошо на арфе и гитаре, пел трогательные песни своего сочинения и мог прекрасным образом оживлять полотно и бумагу, изображая на них или героев древности, или совершенство красоты женской, или кристальные ручейки, осеняемые высокими ивами и призывающие к сладкой дремоте утомленного пастуха с пастушкою. Скоро слух о достоинствах и талантах чудного карлы разнесся по всему городу и всему государству. Все искали его знакомства: и старые, и молодые, и мужчины, и женщины — одним словом, умный карла вошел в превеликую моду. Важная услуга, оказанная им отечеству. Но о сем будет говорено в другом месте.
- ум
- красноречие
- приятный голос
- пение и игра на музыкальных инструментах
Вопрос 3
Какую услугу оказал карла своему государству?
- пением усмирил врага
- добыл богатство
- заключил договор о сотрудничестве
- построил дворец
Вопрос 4
В каком предложении используется сравнение?
Вопрос 5
В каком предложении используется эпитет? (Эпитет — образное определение: например, золотая осень).
Вопрос 6
В каком(их) предложении(ях) используется метафора? (Метафора — выразительное средство, основанное на употреблении слова в переносном значении: река скована льдом).
- Сияют лучи светлого месяца, посребряя волнистые края седых облаков ночи
- Ходит она, как гордый лебедь.
- Когда же отверзаются нежные уста прекрасной Царевны, два ряда чистейших жемчужин прельщают зрение.
Вопрос 7
Как отреагировал народ, когда узнал, кого выбрала прекрасная царевна?
Читайте также:
- 5 класс конспект урока предложение как единица синтаксиса
- Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе на тему осеннее дерево под ветром и дождем
- Оттепель в духовной жизни конспект урока
- И повесил олег щит свой на вратах царьграда 4 класс конспект урока
- Храбрый лев изо 4 класс конспект урока
Литература,
вопрос задал zlatapetrova0,
4 месяца назад
Ответы на вопрос
Ответил asilka333
2
В сказке “Прекрасная царевна и Счастливый Карла” главной является тема любви и свободного выбора. Прекрасная царевна полюбила “безобразного придворного” Карлу, и ради этой любви она готова пожертвовать всем. В сказке происходят чудесные превращения: безобразное становится прекрасным благодаря победе добрых сил над злыми.
Предыдущий вопрос
Следующий вопрос
Новые вопросы
Русский язык,
4 месяца назад
Пожалуйста срочно нужно помощь…
Математика,
4 месяца назад
Помогите решить пж (9+а)+11…
Алгебра,
4 месяца назад
срочно решите пожалуйста…
Математика,
4 месяца назад
приведите подобные слагаемые…
Физика,
5 лет назад
найти общую энергию тела если скорость равна 2,6м/с. Высота над землей 4,98м, а масса 4,8 кг…
Обществознание,
5 лет назад
памятка по теме межличностные отношения…