КАК ВАСИЛИСЫ ПРЕМУДРАЯ
И ПРЕКРАСНАЯ ПОЯВИЛИСЬ
В РУССКОМ ФОЛЬКЛОРЕ
И БЫЛИ ЛИ У НИХ ПРОТОТИПЫ?
КАК ВАСИЛИСЫ ПРЕМУДРАЯ
И ПРЕКРАСНАЯ ПОЯВИЛИСЬ
В РУССКОМ ФОЛЬКЛОРЕ
И БЫЛИ ЛИ У НИХ ПРОТОТИПЫ?
Во многих сказках Василиса испытывает потенциального жениха самыми странными и даже пугающими способами вроде прыжка в котел с кипятком.
Имя Василиса, означающее в переводе с греческого «жена царя» или «царица», попало на Русь из Византии не позднее XIII века. В Повести временных лет, датированной началом XII столетия, это имя не упоминалось ни разу. А первыми известными Василисами были дочь ростовского князя Василиса Дмитриевна, жившая на рубеже XIII–XIV веков, а также еще одна ростовская княжна — Василиса Константиновна, которая жила в XIV веке.
Вероятно, в русские сказки это имя пришло уже после того, как прочно закрепилось в обиходе. Но сама героиня и сюжеты с ее участием существовали за тысячи лет до этого. Специалисты относят время появления волшебной сказки к эпохе разложения первобытно-общинного строя, когда основным источником пропитания стала не охота, а земледелие.
В волшебных сказках Василиса Премудрая или Прекрасная — лишь одно из имен невесты героя, которую могут звать и по-другому: Елена Прекрасная, Марья-царевна, Царь-девица, Настасья-королевишна, Варвара-краса и так далее. Функция персонажа-невесты в русских сказках не зависит от имени. Например, в известном собрании сказок Александра Афанасьева встречаются разные сюжеты и роли, связанные с именем Василисы. Главная героиня «Василисы Прекрасной» вовсе не царевна, а бедная падчерица, которую отправляют за огнем в избушку Бабы-яги. В сказке «Жар-птица и Василиса-царевна» Василису ловит стрелец-молодец по поручению царя. Царевна на первый взгляд желает своему похитителю смерти: «Не пойду, — говорит царю, — за тебя замуж, пока не велишь ты стрельцу-молодцу в горячей воде искупаться». Волшебный конь стрельца заговаривает воду, и герой выходит из котла краше прежнего. В финале, как и положено в волшебной сказке, старый царь погибает, по примеру стрельца искупавшись в кипятке, а главный герой получает жену и царство в придачу. В сюжете «Морской царь и Василиса Премудрая» Василиса — дочь Водяного, помощница героя-царевича. В разных вариантах известной сказки «Царевна-лягушка» главную героиню зовут то Еленой Прекрасной, то Василисой Премудрой, что подтверждает: имя героини не столь важно — важна лишь функция.
Филолог-фольклорист Владимир Пропп доказал, что жанр волшебной сказки уходит корнями в эпоху первобытной общины, когда мужчины проходили «магические» обряды и получали специальные силы, власть над животным миром, чтобы охотиться успешней. Прохождение обряда было своего рода путешествием в потусторонний мир, где мужчина подвергался жестоким испытаниям: ему могли отрезать пальцы, его могли пытать огнем — и так далее. Позже, когда охотничье общество сменилось земледельческим, эти традиции постепенно ушли из жизни, но их завуалированные описания остались в сказках.
Именно поэтому во многих сказках Василиса испытывает потенциального жениха самыми странными и даже пугающими способами вроде прыжка в котел с кипятком: такие сюжеты — отзвук времен древнейшего матриархата, когда женщина была «держательницей рода и тотемической магии».
Имя Василиса, означающее в переводе с греческого «жена царя» или «царица», попало на Русь из Византии не позднее XIII века. В Повести временных лет, датированной началом XII столетия, это имя не упоминалось ни разу. А первыми известными Василисами были дочь ростовского князя Василиса Дмитриевна, жившая на рубеже XIII–XIV веков, а также еще одна ростовская княжна — Василиса Константиновна, которая жила в XIV веке.
Вероятно, в русские сказки это имя пришло уже после того, как прочно закрепилось в обиходе. Но сама героиня и сюжеты с ее участием существовали за тысячи лет до этого. Специалисты относят время появления волшебной сказки к эпохе разложения первобытно-общинного строя, когда основным источником пропитания стала не охота, а земледелие.
В волшебных сказках Василиса Премудрая или Прекрасная — лишь одно из имен невесты героя, которую могут звать и по-другому: Елена Прекрасная, Марья-царевна, Царь-девица, Настасья-королевишна, Варвара-краса и так далее. Функция персонажа-невесты в русских сказках не зависит от имени. Например, в известном собрании сказок Александра Афанасьева встречаются разные сюжеты и роли, связанные с именем Василисы. Главная героиня «Василисы Прекрасной» вовсе не царевна, а бедная падчерица, которую отправляют за огнем в избушку Бабы-яги. В сказке «Жар-птица и Василиса-царевна» Василису ловит стрелец-молодец по поручению царя. Царевна на первый взгляд желает своему похитителю смерти: «Не пойду, — говорит царю, — за тебя замуж, пока не велишь ты стрельцу-молодцу в горячей воде искупаться». Волшебный конь стрельца заговаривает воду, и герой выходит из котла краше прежнего. В финале, как и положено в волшебной сказке, старый царь погибает, по примеру стрельца искупавшись в кипятке, а главный герой получает жену и царство в придачу. В сюжете «Морской царь и Василиса Премудрая» Василиса — дочь Водяного, помощница героя-царевича. В разных вариантах известной сказки «Царевна-лягушка» главную героиню зовут то Еленой Прекрасной, то Василисой Премудрой, что подтверждает: имя героини не столь важно — важна лишь функция.
Филолог-фольклорист Владимир Пропп доказал, что жанр волшебной сказки уходит корнями в эпоху первобытной общины, когда мужчины проходили «магические» обряды и получали специальные силы, власть над животным миром, чтобы охотиться успешней. Прохождение обряда было своего рода путешествием в потусторонний мир, где мужчина подвергался жестоким испытаниям: ему могли отрезать пальцы, его могли пытать огнем — и так далее. Позже, когда охотничье общество сменилось земледельческим, эти традиции постепенно ушли из жизни, но их завуалированные описания остались в сказках.
Именно поэтому во многих сказках Василиса испытывает потенциального жениха самыми странными и даже пугающими способами вроде прыжка в котел с кипятком: такие сюжеты — отзвук времен древнейшего матриархата, когда женщина была «держательницей рода и тотемической магии».
Иван Билибин. Василиса Прекрасная и белый всадник. Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная». 1900
Частное собрание
Иван Билибин. Василиса Прекрасная уходит из дома Бабы-яги. Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная». 1899
Частное собрание
Кинуко Крафт. Василиса Прекрасная. Иллюстрация к сказке «Баба-яга и Василиса Прекрасная». 1994
Частное собрание
Анна Давыдова. Василиса Прекрасная. Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная». 1948
Частное собрание
Виктор Васнецов. Царевна-лягушка. 1918
Дом-музей В.М. Васнецова, Москва
Николай Рерих. Добрые травы. Василиса Премудрая. 1941
Государственный музей искусства народов Востока, Москва
Валентина Сорогожская в роли Василисы Прекрасной
Кадр из сказки Александра Роу «Василиса Прекрасная» (1939)
Татьяна Аксюта в роли Василисы Прекрасной
Кадр из сказки Михаила Юзовского «Там, на неведомых дорожках…» (1982)
История персонажа
Культура русских традиционных сказок, в которых народ пытался высказать свое национальное мироощущение, многообразна. Рассказчики, передающие истории из уст в уста, выдумали колоритных персонажей, которые окутаны ореолом таинственности.
Так, в национальных книгах встречаются летающая на метле Баба-Яга, хозяин подземного царства Кощей Бессмертный и Василиса Премудрая, которая олицетворяет добро, заботливость и решительность. В основном эта девушка выступает как невеста главного героя, будь то Иван-царевич или Иванушка-дурачок, но первоначально героиню предстоит спасти, а потом уже жениться.
Образ и характеристика
Василиса Премудрая (Прекрасная) предстает в русских народных сказках красивой девушкой, обладающей аналитическим складом ума. Например, она умудрилась выполнить задание, данное Морским царем: героиня за одну ночь построила церковь из чистого воска. Василиса наделена магическими способностями, о чем свидетельствуют эти строки из «Царевны-лягушки»:
«Пошла Василиса Премудрая плясать с Иваном-царевичем. Махнула левым рукавом — стало озеро, махнула правым — поплыли по озеру белые лебеди».
Правда, рассказчики не дают скрупулезного описания внешности и костюма этой девушки, обращая внимание слушателей на черты характера. К тому же в каждой сказке Василиса играет разную роль. В большинстве историй героиня приходится дочерью царю Черномору – повелителю морских вод и подводных обитателей, обладающему несметными богатствами.
Некоторые проводят параллель между Василисой и Золушкой, так как у этих персонажей есть общие черты. Героиню ждал тяжелый каждодневный труд, коварная мачеха и злые сводные сестры, которые отправили девицу в заколдованный лес в услужение к Бабе-Яге. Но, вопреки ожиданиям недоброжелателей, старая ведьма, живущая в избушке на курьих ножках, не съела Василису, а оставила ее у себя.
Девушка вовремя выполняла поручения старухи с крючковатым носом. Дело в том, что красавице помогала кукла-оберег, подаренная покойной матерью. Здесь опять можно привести аналогию с девушкой, потерявшей хрустальную туфельку, ибо у нее тоже был магический помощник – крестная фея, обладательница волшебной палочки. В конечном итоге Баба-Яга отпустила Василису на свободу и, чтобы та не заблудилась в дремучем лесу, подарила ей светящийся череп, насаженный на шест. Эту иллюстрацию можно увидеть в работе художника Ивана Билибина.
«Царевна лягушка» – пожалуй, самая популярная сказка о Василисе Премудрой, однако подобный сюжет с использованием антитезы встречается и в других странах, например, Италии и Греции. Произведение рассказывает о царе, у которого было три сына. Когда пришло время искать даму сердца, братья пустили по стреле, дабы выбрать себе невесту. Ивану-царевичу повезло меньше всех, потому что его стрела оказалась у лягушки. Но знал бы молодой человек, что в кожу земноводного облачена Василиса, жертва колдовских чар Кощея Бессмертного!
Несмотря на столь плачевное положение, девушка умудрялась справляться (при помощи колдовства или «мамок-нянек») со всеми заданиями царя, чтобы показать себя с наилучшей стороны: выткала ковер, испекла вкусный хлеб. Когда подходит время пира, Василиса сбрасывает лягушачью шкурку и предстает писаной красавицей, от которой невозможно оторвать глаз.
Иван-царевич пожелал, чтобы его супруга осталась в таком облике навсегда, поэтому втайне сжег «одежду» девушки. Но царский сын сделал ошибку, из-за которой Премудрая обязана вернуться в Кощеево царство. Поэтому главный герой, вооружившись луком, отправляется на поиски злого колдуна, дабы освободить свою невесту.
Помимо прочего, Василиса умеет разговаривать с животными, Солнцем и Луной. А в сказке «Морской царь» главная героиня перевоплотилась в утку, а своего спутника превратила в селезня, чтобы спастись от неистового владельца трона, обитателя морского пространства.
Экранизации
Сказки о Василисе Премудрой не раз превращались в мультики и кинофильмы, а роль героини исполняли именитые актрисы. Рассмотрим несколько популярных фильмов.
«Веселое волшебство» (1969)
В 1969 году режиссером Борисом Рыцаревым была поставлена киносказка по мотивам пьесы Нины Гернет и Григория Ягдфельда «Катя и чудеса». Сюжет картины вращается вокруг Кати: девочка случайным образом нашла волшебную «кощееву траву», которая может расколдовать Василису Прекрасную.
Когда уборщица Акулина Ивановна, которая в прошлом была Бабой-Ягой, рассказала школьнице историю о Кощее, они отправились навстречу приключениям, чтобы одолеть злого волшебника и спасти заколдованную девушку. Роль Василисы досталась актрисе Светлане Смехновой, а других персонажей исполнили Марина Козодоева, Андрей Войновский, Валентина Сперантова, Елизавета Уварова, Валентин Брылеев и другие актеры.
«Там, на неведомых дорожках…» (1982)
Режиссер Михаил Юзовский порадовал заядлых киноманов кроссовером по мотивам книги Эдуарда Успенского «Вниз по волшебной реке». Картина рассказывает о том, как мальчик Митя Сидоров окунается в сказочные приключения и встречается с культовыми русскими персонажами, например, с Бабой-Ягой, которая предстает в облике доброй колдуньи.
Василису Афанасьевну Премудрую сыграла Татьяна Аксюта, которая поработала на одной съемочной площадке с Романом Монастырским, Татьяной Пельтцер, Александром Кузнецовым, Юрием Черновым и Натальей Крачковской.
«Чудеса в Решетове» (2004)
Режиссер Михаил Левитин показал любителям кинематографа оригинальную концепцию, поместив сказочных героев в современный мир. Персонажи вынуждены скитаться по свету. Они не могут оставаться на одном месте подолгу, ибо нестареющая Василиса и говорящий кот – это как минимум странно. Когда герои переезжают в провинциальный городок Решетов, там начинают твориться чудеса: то волшебная водица появляется в колодце, то бабушка Ядвига ночью летает на стиральной машинке.
В Василису перевоплотилась актриса Мария Глазкова, а в роли ее коллег по съемочной площадке выступили Алексей Панин, Татьяна Арнтгольц, Ольга Тумайкина и Евгений Кочетков.
«Реальная сказка» (2011)
Эта добрая кинолента рассказывает о сказочных персонажах, которые живут не в заколдованном лесу, а в современном мире, потому что люди перестали в них верить. Героям нужно зарабатывать на хлеб, поэтому они сменили амплуа: Василиса стала учительницей, Леший – бомжом, Кощей Бессмертный – олигархом, а богатыри – его охранниками.
Образ Василисы достался актрисе Ирине Безруковой. Также в блестящий состав картины вошли Максим Шибаев, Анастасия Добрынина, Сергей Безруков, Леонид Ярмольник и Людмила Полякова.
«Последний богатырь» (2017)
«Последний богатырь» – это третий русскоязычный фильм от компании «Дисней». Режиссер Дмитрий Дьяченко поместил молодого московича, который привык ежеминутно пользоваться гаджетами, в сказочную страну Белогорье. Теперь Иван видит не обычных прохожих, а Лешего, Бабу-Ягу и Кощея Бессмертного.
Василису сыграла Мила Сивацкая, а также в съемках поучаствовали Виктор Хориняк, Екатерина Вилкова, Елена Яковлева, Константин Лавроненко и Евгений Дятлов.
Уважаемый пользователь, сайт развивается и существует только на доходы от рекламы — пожалуйста, отключите блокировщик рекламы.
Ответов: 1 шт.
Буквы:
1
2
3
4
5
6
7
8
Описание:
Yandex
ВАСИЛИСА
Все пожелания и предложения можно отправлять на почту: support@poncy.ru.
Администрация Фрунзенского района
Муниципального образования «Город Саратов»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 77»
Фрунзенского района г. Саратова.______________________
410071
г. Саратов, ул. Шелковичная, 141, т. 56-10-54;56-11-24;56-17-56
www.77school—saratov.schoolsite.ru; e—mail: sarschool77@mail.ru
Василиса
Премудрая.
Тайны персонажа русского
фольклора
Работу выполнила: Алиева Виктория
ученица 7 «Б» класса
МОУ «СОШ № 77»
Руководитель: Панасюк С.В.
Учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ» № 77
Саратов,2020
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………….3
Глава
1.Биография и характеристика Василисы Премудрой………………………….………………5
Глава
2. Василиса Премудрая в истории…………………10
Глава
3. Василиса Премудрая в русских сказках………….12
Опрос одноклассников……………………………………….15
Выводы………………………………………………………16
Список литературы………………………………………17
Приложение……………………………………………….18
Введение
Будь он Иван-царевич или Иванушка-дурачок, ему непременно найдется
Василиса Премудрая или Василиса Прекрасная. Девицу полагается сначала
спасти, а потом жениться — все честь по чести. Вот только девица непростая. Она
может скрываться в образе лягушки, обладать какими-то колдовским способностями,
уметь говорить с животными, солнцем, ветром и луной…
В общем, она явно непростая девушка. При этом еще и какая-то
«засекреченная». Найти сведения о ней намного труднее, чем о
каком-либо другом сказочном персонаже. В энциклопедиях легко отыщутся
пространные статьи об Илье Муромце и Добрыне Никитиче, о Кощее Бессмертном и о
Бабе Яге, о русалках, леших и водяных, а вот про Василису почти ничего и нет.
Гипотеза: я предполагаю, что Василиса Премудрая является
волшебницей или даже ведьмой, ведь в сказках она использует магические силы.
Цель моей работы: проанализировать русские сказки, и выяснить,
какие тайны скрывает Василиса Премудрая.
Задачи:
1. Изучить биографию
и характеристику Василисы.
2. Выяснить, кто был её прототипом.
3. Узнать, почему Василиса подвергает испытаниям своего жениха.
4. Выяснить, как ещё называли Василису Премудрую.
3
Актуальность: изучение данной темы актуально, так как при этом
мы узнаём больше о данном персонаже, выясняем, что нам хотели передать предки.
Объект
исследования: персонаж русских сказок – Василиса
Премудрая.
Предмет
исследования: материалы о Василисе Премудрой.
4
ГЛАВА 1.Биография и характеристика Василисы
Премудрой
1.1 Биография
В русской традиции есть сказка, которая рассказывает о детстве,
отрочестве и юности Василисы. Как раз о ней упоминал Горький, говоря, что она
не похожа на обычный образ царевны, которую пробует завоевать герой. В этой
сказке Василиса — девочка-сирота. Не факт, что это тот же самый персонаж. Тем
не менее, эта Василиса, в отличие от других сказочных тезок, абсолютно
полнокровная героиня — с биографией, характером и так далее.
Пунктиром набросаю сюжетную линию. У купца умирает супруга,
оставив ему маленькую дочь. Отец решает жениться снова. У мачехи есть свои
дочери, и вся эта новая компания начинает тиранить Василису, загружая ее
непосильной работой. В общем, очень похоже на сказку про Золушку. Похоже, да не
совсем, потому, что Золушке помогла фея-крестная, а Василисе — жуткая ведьма из
леса.
Получилось это вот как. Мачеха и ее дочери сказали, что в доме нет
больше огня, и отправили Василису в лес к Бабе Яге, само собой, надеясь, что
она не вернется. Девушка послушалась. Ее дорога через темный лес была страшной
— и странной: она встретила трех всадников, одного белого, другого красного, и
третьего черного, и все они ехали в сторону Яги[1].
Когда Василиса добралась до ее обиталища, то ее встретил высокий забор
из кольев, усаженных человеческими черепами. Не менее жутким оказался дом Яги:
например, вместо слуг у ведьмы было три пары рук, которые появлялись ниоткуда и
исчезали неведомо куда. Но самым страшным существом в этом доме была Баба Яга.
Ведьма, однако, приняла Василису благосклонно и пообещала, что
огня ей даст, если Василиса выполнит все ее задания. Выполнение тяжелых заданий
— непременный путь героя. В отличие от сказок, о которых говорилось выше, в
этой его проходит женщина, потому и задания у нее женские, просто их слишком
много: и двор вычистить, и избу вымести, и белье перестирать, и обед
приготовить, и зерна перебрать, и все — за один день. Само собой, если задания
будут выполнены плохо, Баба Яга пообещала Василису съесть.
Василиса постирала одежду Яги, убирала в ее доме, приготовила ей
еду, потом научилась отделять здоровые зерна от зараженных, а мак — от грязи.
После Яга позволила Василисе задать ей несколько вопросов. Василиса спросила о
трех загадочных всадниках — белом, красном и черном. Ведьма ответила, что это
ясный день, красное солнце и черная ночь, и все они — ее верные слуги. То есть
Баба Яга в этой сказке — чрезвычайно могущественная колдунья. После она
поинтересовалась у Василисы, что же она не спрашивает дальше, про мертвые руки,
например, и Василиса отвечает, что, мол, если много знать — скоро состаришься.
Яга посмотрела на нее и, сощурившись, сказала, что ответ верен: слишком
любопытных она не любит и ест. А после поинтересовалась, как это Василисе
удается отвечать на ее вопросы без ошибок и как она умудрилась правильно
выполнить всю работу.
Василиса ответила, что ей помогло материнское благословение, и
тогда ведьма вытолкала ее за порог: «Не надо мне здесь благословенных» [2]. Но в придачу дала девушке огня — сняла с ограды череп, чьи
глазницы полыхали пламенем. И когда Василиса вернулась домой, череп сжег ее
мучительниц.
Жуткая сказка. А суть ее в том, что Василиса Прекрасная, выполняя
задания Бабы Яги, многому у нее научилась. Например, стирая одежду Яги,
Василиса в буквальном смысле увидела, из чего старуха сшита, пишет в своей
книге «Бегущая с волками» известная исследовательница сказок Кларисса
Эстес:
«В символике архетипа одежда соответствует персоне, тому
первому впечатлению, которое мы производим на окружающих. Персона — нечто вроде
камуфляжа, который позволяет показать другим только то, что хотим мы сами, и не
больше. Но … персона — не только маска, за которой можно спрятаться, но
присутствие, затмевающее привычную личность.
В этом смысле персона или маска — это знак ранга, достоинства,
характера и власти. Это внешний указатель, внешнее проявление мастерства.
Стирая одежду Яги, посвящаемая воочию увидит, как выглядят швы персоны, как
скроено платье».[3]
Василиса видит, как и что Яга ест, как заставляет мир вертеться вокруг
себя, а день, солнце и ночь — ходят у нее в прислужниках. И страшный череп,
полыхающий огнем, который ведьма вручает девушке, в данном случае — символ
особого колдовского знания, которое та получила, находясь у Яги в послушницах. Колдунья,
может, и продолжила бы обучение, не окажись Василиса благословенной дочкой. Но
не сложилось. И Василиса, вооруженная силой и тайными знаниями, отправилась
обратно в мир. В таком случае понятно, откуда у Василисы волшебные навыки,
которые нередко упоминаются в других сказках. Так же понятно, почему она может
быть и доброй, и злой.
Она по-прежнему благословенное дитя, но школу Бабы Яги тоже никуда
не денешь. Потому Василиса перестала быть кроткой сироткой: ее враги погибли, а
сама она вышла замуж за царевича и села на престол.
1.2 Образ и характеристика
Василиса Премудрая (Прекрасная) предстаёт в русских народных
сказках красивой девушкой, обладающей аналитическим складом ума. Например, она
умудрилась выполнить задание, данное Морским царём: героиня за одну ночь
построила церковь из чистого воска. Василиса наделена магическими
способностями, о чём свидетельствуют эти строки из «Царевны лягушки»: «Пошла
Василиса Премудрая плясать с Иваном – царевичем. Махнула левым рукавом – стало
озеро, махнула правым – поплыли по озеру белые лебеди». Помимо прочего, Василиса
умеет разговаривать с животными, Солнцем и Луной. Правда, рассказчики не дают
скрупулезного описания внешности и костюма этой девушки, обращая внимание
слушателей на черты характера. К тому же в каждой сказке Василиса играет разную
роль. В большинстве историй героиня приходится дочерью царю Черномору –
повелителю морских вод и подводных обитателей, обладающему несметными
богатствами.
Некоторые проводят параллель между Василисой и Золушкой, так как у
этих персонажей есть общие черты[4]. Героиню ждал тяжёлый каждодневный труд, коварная мачеха и злые
сестры, которые отправили девицу в заколдованный лес в услужение к Бабе – Яге.
Но, вопреки ожиданиям недоброжелателей, старая ведьма, живущая в избушке на
курьих ножках, не съела Василису, а оставила её у себя.
Девушка вовремя выполнила поручения старухи. Дело в том, что красавице помогла
кукла – оберег, подаренная покойной матерью. Здесь опять можно привести
аналогию с Золушкой.
В сказке «Морской царь» главная героиня перевоплотилась в утку, а
своего спутника превратила в селезня, чтобы спастись от неистового владельца
трона, обитателя морского царя.
9
Глава
2. Василиса Премудрая в истории
2.1 Прототипы Василисы Премудрой
С греческого Василиса
переводится, как жена царя или царица. Недаром в одной из сказок её так и зовут
царь – девица. Учёные считают, что на Русь это имя попало из Византии в 13
веке. В Повести временных лет (начало 12 века) такое имя не встречается. Зато
после 13 века на страницах истории мы уже видим двух Василис: дочь ростовского
князя – Василиса Дмитриевна (13 – 14 века) и Василиса Константиновна (14 век).
В сказки это имя попало уже после того, как стало широко употребляться. А вот
сама героиня намного древнее, этот образ уходит корнями в эпоху зарождения
русских сказок.
Есть версия,
что Василисой Прекрасной называли Василису Мелентьеву, одну из жен Ивана
Грозного, которая сумела завоевать доверие и благосклонность государя уже в
зрелом возрасте. Историки утверждают, что за несколько лет, когда она была
женой Ивана, его лютый нрав смягчился, на Руси это были спокойные годы. [5]
По
другой версии это та самая Елена прекрасная, из-за которой началась троянская
война и ее необыкновенная красота и создаст во множество женихов мечтающих
получить ее руку и даже похищение и Парисом нашли отражение в русских сказках
впрочем, вполне может быть, что усилится прекрасное всего лишь отражение старого
сюжета о Василисе премудрой в новых условиях жизни, когда положение женщины в
русском обществе резкость дней.Вероятно, в
русские сказки это имя пришло уже после того, как прочно закрепилось в обиходе.
Но сама героиня и сюжеты с ее участием существовали за тысячи лет до этого.
Специалисты относят время появления волшебной сказки к эпохе разложения
первобытно — общинного строя, когда основным источником пропитания стала не
охота, а земледелие.
11
Глава
3. Василиса Премудрая в русских сказках 3.1 Василиса и её «сестры»
В волшебных сказках Василиса
Премудрая или Прекрасная — лишь одно из имен невесты героя, которую могут звать
и по-другому: Елена Прекрасная, Марья-царевна, Царь-девица, Настасья —
королевишна, Варвара-краса и так далее. Функция персонажа-невесты в русских
сказках не зависит от имени. Например, в известном собрании сказок Александра
Афанасьева встречаются разные сюжеты и роли, связанные с именем Василисы.
Главная героиня «Василисы Прекрасной» вовсе не царевна, а бедная падчерица,
которую отправляют за огнем в избушку Бабы-яги. В сказке «Жар-птица и
Василиса-царевна» Василису ловит стрелец-молодец по поручению царя. Царевна на
первый взгляд желает своему похитителю смерти: «Не пойду, — говорит царю, — за
тебя замуж, пока не велишь ты стрельцу-молодцу в горячей воде искупаться».
Волшебный конь стрельца заговаривает воду, и герой выходит из котла краше
прежнего. В финале, как и положено, в волшебной сказке, старый царь погибает,
по примеру стрельца искупавшись в кипятке, а главный герой получает жену и
царство в придачу. В сюжете «Морской царь и Василиса Премудрая» Василиса — дочь
Водяного, помощница героя-царевича. В разных вариантах известной сказки
«Царевна-лягушка» главную героиню зовут то Еленой Прекрасной, то Василисой
Премудрой, что подтверждает: имя героини не столь важно — важна лишь функция.
3.2
Колдунья и царевна
Василиса, та, которая Горький отождествил с Марьей-царевной,
Марьей Моревной и Еленой Прекрасной. И на то были все основания. Все эти
персонажи очень похожи, например, тем, что ничего про них в сказках
12
толком не сказано. Мол, красная девица, каких свет не видывал — и
все. Ни подробного описания внешности, ни каких-то черт характера. Просто
женщина-функция, без которой не получится сказка: ведь должен же герой
завоевать принцессу, а кто она там — дело десятое. Пусть будет Василиса.
Имя, намекает на высокое происхождение. Имя «Василиса»
можно перевести с греческого как «царственная». И эта царственная
девица (иногда в сказках она так и называется — Царь-девица) начинает
подвергать героя испытаниям. То есть порой это делает не она, а какой-нибудь
сказочный злодей вроде Кощея Бессмертного или Змея Горыныча, который похитил
царевну и держит в плену (в лучшем случае) или собирается съесть в худшем.
Иногда в роли злодея выступает отец потенциальной невесты. В
сказке, где Василиса предстает дочерью водяного царя, владыка морских вод чинит
герою препятствия, чтобы погубить его, но проигрывает, потому что враг вдруг
оказывается мил сердцу его дочери, и никакое колдовство не может его одолеть.
Но тут все более-менее понятно: есть некая злая сила (дракон, чародей или злые
родители девушки), и герой должен сразиться с неприятелем. Собственно, именно
так он и становится героем. А принцесса, королевна или царевна (неважно) —
награда для героя.
К неожиданному выводу пришли
фольклористы, анализировав волшебные сказки. Они выяснили, что в наиболее
древних из них женщины – героини занимали более высокое положение в обществе.
Василиса Премудрая дочь царя – владыки подводного царства, она умнее и активнее
мужчин – героев. Да и царство в русских сказках наследует не сын царя, а муж
его дочери[6]. Как считают исследователи: «Это отражает приоритет древнего
материнского права над отцовским, и предпочтениям славянских народов женских
божеств».
Есть в образе Василисы ещё одна загадочная черта. В больщенстве
случаев она подвергает главного героя испытаниям, невыполнения, которых грозит
смертью. Помните эту фразу: «Если не сделаешь, за провинность голову отрублю». Почему прекрасная царевна демонстрирует кровожадность, которая
скорее к лицу Змею Горынычу? Потому, что на самом деле она замуж совершенно не
хочет. Более того, она враг герою, полагает знаменитый исследователь русского
фольклора Владимир Пропп в своей книге «Исторические корни волшебной
сказки»:
Задача задается как испытание жених. Но эти задачи интересны еще
другим. Они содержат момент угрозы: «Если не сделает — срубить за провинность
голову». Эта угроза выдает еще другую мотивировку. В задачах и угрозах сквозит
не только желанье иметь для царевны наилучшего жениха, но и тайная, скрытая
надежда, что такого жениха вообще не будет.
Слова «пожалуй, я согласна, только выполни наперед три задачи»
полны коварства. Жениха посылают на гибель. В некоторых случаях эта
враждебность выражена совершенно ясно. Она проявляется наружу тогда, когда
задача уже выполнена и когда задаются все новые и новые и все более опасные
задачи».
Пропп считает, что
героиня делает это не ради того чтобы получить лучшего жениха. А чтобы не
выходить замуж вовсе. Это отражает борьбу за престол. Василиса либо сама желает
царствовать, либо противится отдачи престола не знакомому человеку. В защиту
можно сказать, что Василиса справилась со всеми заданиями, тем самым защитив
Ивана – царевича от позора и насмешек. Владимир Пропп доказал, что жанр
волшебной сказки уходит корнями в эпоху первобытной общины, когда мужчины
проходили «магические» обряды и получали специальные силы, власть над животным
миром, чтобы
14
охотиться успешней. Прохождение обряда было своего рода
путешествием в потусторонний мир, где мужчина подвергался жестоким испытаниям:
ему могли отрезать пальцы, его могли пытать огнем — и так далее. Позже, когда
охотничье общество сменилось земледельческим, эти традиции постепенно ушли из
жизни, но их завуалированные описания остались в сказках.Именно поэтому во многих сказках Василиса испытывает
потенциального жениха самыми странными и даже пугающими способами вроде прыжка
в котел с кипятком: такие сюжеты — отзвук времен древнейшего матриархата, когда
женщина была «держательницей рода и тотемической магии».
В
дальнейшем Иван – дурак станет Иваном – царевичем, а Василиса Премудрая на
Елену Прекрасную. Все её необычные функции исчезают. Она превратилась в некий
приз, который мечтает получить герой вместе с царством.
Опрос
одноклассников
Цель моего опроса: я провела опрос среди своих одноклассников, чтобы выяснить, что
они знают о Василисе Премудрой.
Первый вопрос был: Как переводится имя Василиса?
Я предложила им несколько вариантов ответов: А – царственная, Б – прекрасная, В – премудрая. Премудрая ответили
3 человека, царственная – 17 человек, прекрасная–1 человек. Почти все ответили
правильно.
Второй вопрос был: Как ещё
называют Василису в сказке «Царевна лягушка»? Одноклассники должны были сами
ответить на этот вопрос.
15
Правильный
ответ – Елена прекрасная. 7 человек ответили правильно, 14 человек ответили –
Василиса Прекрасная и 2 человека — не знают ответ на этот вопрос.
Третий вопрос: Почему она подвергает испытанием жениха? Я
предложила им несколько вариантов ответов: А – чтобы проверить его, Б – чтобы он не занял престол, В
– против
замужества. Правильный ответ Б. Так ответили 9 человек, 8 ответили – А и 4
ответили — В.
И последний вопрос был:
Считаете ли вы Василису Премудрую злой ведьмой или она добрая волшебница? 18
человек считают, Василису злой волшебницей и 3 человека так не считают.
Выводы
опроса
Мои одноклассники плохо
владеют материалом про Василису премудрую, но некоторые им владеют и хорошо
написали анкетирование.
Иногда те, кто не знал ответ,
выходил из ситуации и отвечал наугад.
Выводы
Изучив
материал о Василисе Премудрой, я сделала выводы:
1.
В каждой сказке Василиса
предстаёт в разных образах то она сирота – волшебница, то она невеста Ивана
Царевича и т.д.
2.
Существует много версий по
поводу прототипа Василисы Премудрой.
16
Ученые считают, что это имя пришло позже 13 века, когда оно
закрепилось в обиходе.
3.
Василиса Премудрая испытывает
жениха, потому что не хочет, чтобы он занял престол.
4.
Василиса Премудрая может быть
так и отрицательным персонажем, которая даёт опасные задания для своего жениха.
Или положительным персонажем, которая помогает главному герою.
Список литературы
Интернет
сайты:
http://slavianskaya-doktrina.ru
Zharevna.livejournal.com
24smi.org
книги:
«Исторические корни волшебной сказки» Владимир Пропп
«Народные русские сказоки» Афанасье
Чернышов А.В. Архетипы древности в русской культурной традиции
«Бегущая с волками» Кларисса Эстес
17
Приложение
Василиса Премудрая
Елена Троянская
18
Василиса
Мелентьева
Василиса на пиру
19
Василиса Премудрая её образ в сказке
«Царевна лягушка»
20
Речь — про невесту главного героя. Будь он Иван-царевич или Иванушка-дурачок, ему непременно найдется Василиса Премудрая или Василиса Прекрасная. Девицу полагается сначала спасти, а потом жениться — все честь по чести. Вот только девица непростая. Она может скрываться в образе лягушки, обладать какими-то колдовским и способностями, уметь говорить с животными, солнцем, ветром и луной…В общем, она явно непростая девушка. При этом еще и какая-то «засекреченная». Судите сами: найти сведения о ней намного труднее, чем о каком-либо другом сказочном персонаже. В энциклопедиях (как в классических, бумажных, так и в новых, сетевых) легко отыщутся пространные статьи об Илье Муромце и Добрыне Никитиче, о Кощее Бессмертном и о Бабе Яге, о русалках, леших и водяных, а вот про Василису почти ничего и нет. На поверхности лежит лишь коротенькая статья в Большой советской энциклопедии, которая гласит:
«Василиса Премудрая — персонаж русских народных волшебных сказок. В большинстве из них Василиса Премудрая — дочь морского царя, наделенная мудростью и способностью превращения. Тот же женский образ выступает под именем Марьи-царевны, Марьи Моревны, Елены Прекрасной. Максим Горький назвал Василису Премудрую одним из наиболее совершенных образов, созданных народной фантазией. Иной по своей природе является обездоленная сиротка — Василиса Прекрасная в уникальном тексте Афанасьева».
Начнем, пожалуй, с Василисы-старшей, с той, которую Горький отождествил с Марьей-царевной, Марьей Моревной и Еленой Прекрасной. И на то были все основания. Все эти персонажи очень похожи, например, тем, что ничего про них в сказках толком не сказано. Мол, красная девица, каких свет не видывал — и все. Ни подробного описания внешности, ни каких-то черт характера. Просто женщина-функция, без которой не получится сказка: ведь должен же герой завоевать принцессу, а кто она там — дело десятое. Пусть будет Василиса.
Имя, кстати, намекает на высокое происхождение. Имя «Василиса» можно перевести с греческого как «царственная». И эта царственная девица (иногда в сказках она так и называется — Царь-девица) начинает подвергать героя испытаниям. То есть порой это делает не она, а какой-нибудь сказочный злодей вроде Кощея Бессмертного или Змея Горыныча, который похитил царевну и держит в плену (в лучшем случае) или собирается сожрать (в худшем).
Иногда в роли злодея выступает отец потенциальной невесты. В сказке, где Василиса предстает дочерью водяного царя, владыка морских вод чинит герою препятствия, чтобы погубить его, но проигрывает, потому что враг вдруг оказывается мил сердцу его дочери, и никакое колдовство не может его одолеть. Но тут все более-менее понятно: есть некая злая сила (дракон, чародей или злые родители девушки), и герой должен сразиться с неприятелем. Собственно, именно так он и становится героем. А принцесса, королевна или царевна (неважно) — награда для героя.
Впрочем, бывает и так, что Иван-царевич или Иван-дурак или еще какой-нибудь центральный сказочный персонаж вынужден проходить испытания не из-за драконов или колдунов — его мучает сама невеста. То герою нужно на коне допрыгнуть до окон ее светлицы и поцеловать красавицу в уста сахарные, то узнать девицу среди двенадцати подруг, выглядящих точь-в-точь как она, то нужно поймать беглянку — или продемонстрировать завидное хитроумие, чтобы спрятаться от царевны так, чтобы та его не отыскала. На худой конец, герою предлагается разгадывать загадки. Но в той или иной форме Василиса будет его проверять.
Казалось бы, что необычного в испытаниях? Испытывать мужчину — это вообще в женском характере: достаточно ли он хорош, чтобы связать с ним свою жизнь или родить ему потомство, обладает ли он силой и умом для того, чтобы быть достойным супругом и отцом? С биологической точки зрения все совершенно правильно. Однако есть одна маленькая деталь. Если несчастный Иван не выполнит задания, то его ожидает смерть — и это неоднократно подчеркивается в десятках русских сказок.
Спрашивается, почему прекрасная царевна демонстрирует кровожадность, которая скорее к лицу Змею Горынычу? Потому, что на самом деле она замуж совершенно не хочет. Более того, она враг герою, полагает знаменитый исследователь русского фольклора Владимир Пропп в своей книге «Исторические корни волшебной сказки»:
«Задача задается как испытание жениха… Но эти задачи интересны еще другим. Они содержат момент угрозы: «Если не сделает — срубить за провинность голову». Эта угроза выдает еще другую мотивировку. В задачах и угрозах сквозит не только желанье иметь для царевны наилучшего жениха, но и тайная, скрытая надежда, что такого жениха вообще не будет.
Слова «пожалуй, я согласна, только выполни наперед три задачи» полны коварства. Жениха посылают на гибель… В некоторых случаях эта враждебность выражена совершенно ясно. Она проявляется наружу тогда, когда задача уже выполнена и когда задаются все новые и новые и все более опасные задачи».
Почему Василиса, она же Марья Моревна, она же Елена Прекрасная, против замужества? Возможно, в сказках, где она постоянно чинит козни главному герою, это замужество ей просто не нужно. Она или сама правит страной — и ей не нужен муж как конкурент у власти, или же она — дочь царя, который будет свергнут ее потенциальным супругом, чтобы захватить престол. Вполне логичная версия.
Как пишет все тот же Пропп, сюжет о кознях, которые герою чинит будущий тесть на пару с дочерью или наперекор ей, вполне мог иметь под собой реальные основания. По мнению Проппа, борьба за престол между героем и старым царем есть явление вполне историческое. Сказка здесь отражает переход власти от тестя к зятю через женщину, через дочь. И это лишний раз объясняет, почему в сказках так мало говорится о внешности и характере невесты — это персонаж-функция: или приз герою, или средство достижения власти. Грустная история.
Между тем, в русской традиции есть сказка, которая рассказывает о детстве, отрочестве и юности Василисы. Как раз о ней упоминал Горький, говоря, что она не похожа на обычный образ царевны, которую пробует завоевать герой. В этой сказке Василиса — девочка-сирота. Не факт, что это тот же самый персонаж. Тем не менее, эта Василиса, в отличие от других сказочных тезок, абсолютно полнокровная героиня — с биографией, характером и так далее.
Пунктиром набросаю сюжетную линию. У купца умирает супруга, оставив ему маленькую дочь. Отец решает жениться снова. У мачехи есть свои дочери, и вся эта новая компания начинает тиранить Василису, загружая ее непосильной работой. В общем, очень похоже на сказку про Золушку. Похоже, да не совсем, потому что Золушке помогла фея-крестная, а Василисе — жуткая ведьма из леса.
Получилось это вот как. Мачеха и ее дочери сказали, что в доме нет больше огня, и отправили Василису в лес к Бабе Яге, само собой, надеясь, что она не вернется. Девушка послушалась. Ее дорога через темный лес была страшной — и странной: она встретила трех всадников, одного белого, другого красного, и третьего черного, и все они ехали в сторону Яги.
Когда Василиса добралась до ее обиталища, то ее встретил высокий забор из кольев, усаженных человеческими черепами. Не менее жутким оказался дом Яги: например, вместо слуг у ведьмы было три пары рук, которые появлялись ниоткуда и исчезали неведомо куда. Но самым страшным в этом доме существом была Баба Яга.
Ведьма, однако, приняла Василису благосклонно и пообещала, что огня ей даст, если Василиса выполнит все ее задания. Выполнение тяжелых заданий — непременный путь героя. В отличие от сказок, о которых говорилось выше, в этой его проходит женщина, потому и задания у нее женские, просто их слишком много: и двор вычистить, и избу вымести, и белье перестирать, и обед приготовить, и зерна перебрать, и все — за один день. Само собой, если задания будут выполнены плохо, Баба Яга пообещала Василису съесть.
Василиса постирала одежду Яги, убирает ее дом, приготовила ей еду, потом научилась отделять здоровые зерна от зараженных, а мак — от грязи. После Яга позволила Василисе задать ей несколько вопросов. Василиса спросила о трех загадочных всадниках — белом, красном и черном. Ведьма ответила, что это ясный день, красное солнце и черная ночь, и все они — ее верные слуги. То есть Баба Яга в этой сказке — чрезвычайно могущественная колдунья.
После она поинтересовалась у Василисы, что же она не спрашивает дальше, про мертвые руки, например, и Василиса отвечает, что, мол, если много знать — скоро состаришься. Яга посмотрела на нее и, сощурившись, сказала, что ответ верен: слишком любопытных она не любит и ест. А после поинтересовалась, как это Василисе удается отвечать на ее вопросы без ошибок и как она умудрилась правильно выполнить всю работу.
Василиса ответила, что ей помогло материнское благословение, и тогда ведьма вытолкала ее за порог: «Не надо мне здесь благословенных». Но в придачу дала девушке огня — сняла с ограды череп, чьи глазницы полыхали пламенем. И когда Василиса вернулась домой, череп сжег ее мучительниц.
Жуткая сказка. А суть ее в том, что Василиса Прекрасная, выполняя задания Бабы Яги, многому у нее научилась. Например, стирая одежду Яги, Василиса в буквальном смысле увидела, из чего старуха сшита, пишет в своей книге «Бегущая с волками» известная исследовательница сказок Кларисса Эстес:
«В символике архетипа одежда соответствует персоне, тому первому впечатлению, которое мы производим на окружающих. Персона — нечто вроде камуфляжа, который позволяет показать другим только то, что хотим мы сами, и не больше. Но … персона — не только маска, за которой можно спрятаться, но присутствие, затмевающее привычную личность.
В этом смысле персона или маска — это знак ранга, достоинства, характера и власти. Это внешний указатель, внешнее проявление мастерства. Стирая одежду Яги, посвящаемая воочию увидит, как выглядят швы персоны, как скроено платье».
И так — во всем. Василиса видит, как и что Яга ест, как заставляет мир вертеться вокруг себя, а день, солнце и ночь — ходить у себя в прислужниках. И страшный череп, полыхающий огнем, который ведьма вручает девушке, в данном случае — символ особого колдовского знания, которое та получила, находясь у Яги в послушницах.
Колдунья, кстати, может, и продолжила бы обучение, не окажись Василиса благословенной дочкой. Но не сложилось. И Василиса, вооруженная силой и тайными знаниями, отправилась обратно в мир. В таком случае понятно, откуда у Василисы волшебные навыки, которые нередко упоминаются в других сказках. Так же понятно, почему она может быть и доброй, и злой.
Она по-прежнему благословенное дитя, но школу Бабы Яги тоже никуда не денешь. Потому Василиса перестала быть кроткой сироткой: ее враги погибли, а сама она вышла замуж за царевича и села на престол…
из
This entry was originally posted at http://zharevna.dreamwidth.org/680630.html. Please comment there using OpenID.