Премудрый герои каких сказок наделялись подобной характеристикой почему

«Премудрый пескарь» анализ сказки Салтыкова-Щедрина

Предназначенная для взрослых сказка «Премудрый пескарь» при тщательном анализе демонстрирует типичные черты творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. Писатель был мастером тонкой иронии. В рамках выбранного стиля автор рисует очень характерные образы, помогая себе использованием приемов гротеска и гиперболизируя фигуры главных героев.

Литературная критика советской школы стремилась искать в русской классике имперского периода черты классового противостояния и социальной борьбы. Та же судьба постигла и сказку о премудром пескаре – в главном герое старательно отыскивали черты презренного мелкого чиновника, дрожащего от страха, вместо того, чтобы посвятить жизнь классовой борьбе.

Однако большинство русских писателей волновали все же не столько революционные идеи, сколько нравственные проблемы общества.

Жанр и смысл названия сказки

«Премудрый пескарь» анализ сказки Салтыкова-ЩедринаСказочный жанр издавна был привлекателен для беллетристов. Он интересен тем, что в рамках иносказательности можно позволить себе провести любые параллели с объективной действительностью и реальными фигурами современников, не скупясь на эпитеты, но при этом никого не раздражая.

Типичный жанр сказки подразумевает участие в сюжете животных, наделяемых умом, расторопностью, человеческой манерой общения и поведения. В данном случае произведение своей фантасмагоричностью вполне вписывается в сюжет сказки.

Начинается произведение характерно – жил-был. Но при этом оно называется сказкой для взрослых, потому что автор иносказательным языком предлагает читателю задуматься над отнюдь не детской проблемой – о том, как прожить свою жизнь, чтобы перед смертью не сожалеть о ее бессмысленности.

Название вполне соответствует жанру, в котором написано произведение. Пескарь назван не умным, не мудрым, не интеллектуальным, а именно «премудрым», в лучших традициях сказочного жанра (достаточно вспомнить хотя бы Василису Премудрую).

Но уже в самом этом названии угадывается печальная ирония автора. Оно сразу настраивает читателя на раздумья о том, справедливо ли главного героя называть премудрым.

Главные герои

«Премудрый пескарь» анализ сказки Салтыкова-ЩедринаВ сказке самым ярким портретом создан образ самого премудрого пескаря. Автор не только характеризует его общий уровень развития – «ума палата» рассказывает предысторию становления особенностей его характера.

Он детально описывает мотивы поступков главного героя, его мысли, душевные метания и сомнения незадолго до смерти.

Пескарь-сын – не глупый, мыслящий, даже склонный к либеральным идеям. При этом он настолько трусливая особь, что готов вести борьбу даже со своими инстинктами, чтобы сохранить жизнь. Он согласен жить всегда голодным, не создавая своей семьи, не общаясь с сородичами, практически не видя солнечного света.

Из содержания первой части сказки видно, как зарождалась в юном пескаре идея прожить жизнь по собственному плану. Под впечатлением от рассказов отца-пескаря, в молодости едва не попавшего в уху, юный пескарь оценил перспективы своего существования. В нем он увидел только подстерегающие повсюду опасности.

Поэтому сын внял главному поучению отца и, лишившись родителей, решил предпринять все доступные меры, чтобы никогда не рисковать своей жизнью. Все, что он впоследствии делал, было направлено на реализацию задуманного.

В итоге, не сама жизнь во всей ее полноте, а именно сохранение жизни приобрело наибольшее значение, превратилось в самоцель. И ради этой идеи пескарь пожертвовал абсолютно всем, ради чего, собственно, он и появился на свет.

Пескарь-отец второй герой сказки. Он, заслуживая позитивной характеристики автора, жил обычной жизнью, имел семью и детей, рисковал в меру, но имел неосторожность на всю жизнь напугать сына рассказом о том, как он чуть в уху не попал.

Основная картина его личности формируется у читателя преимущественно благодаря рассказу об этом драматическом инциденте, излагаемому от первого лица.

Краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь»

«Премудрый пескарь» анализ сказки Салтыкова-ЩедринаПескарь, сын хороших и заботливых родителей, оставшись один после их смерти, переосмыслил свою жизнь. Будущее его испугало.

Ему виделось, что он слаб и беззащитен, а водный мир вокруг него полон опасностей. Чтобы сохранить свою жизнь, пескарь стал копать себе нору, чтобы прятаться от основных угроз.

Днем он из нее не выбирался, гулял только ночью, из-за чего со временем почти ослеп. Если снаружи мерещилась опасность, то он предпочитал оставаться голодным, чтобы не рисковать. Из-за своего страха пескарь отказался от полноценной жизни, общения и продолжения рода.

Так он прожил в своей норе больше ста лет, дрожа от страха и считая себя премудрым, потому что оказался столь предусмотрительным. При этом другие обитатели водоема не разделяли его мнения о себе, считая дураком и остолопом, который живет отшельником ради сохранения своей никчемной жизни.

Иногда ему снился сон, в котором он выигрывает двести тысяч рублей, перестает дрожать и становится настолько большим и уважаемым, что сам начинает глотать щук. При этом на самом деле он не стремится стать богатым и влиятельным, это всего лишь тайные мечты, воплощенные в снах.

Однако перед смертью пескарю приходят в голову мысли о никчемно прожитой жизни. Анализируя прожитые годы, думая о том, что никого никогда не утешил, не порадовал, не обогрел, он осознает, что если бы другие пескари вели такую же бесполезную жизнь, как и он, то пескарий род быстро бы пресекся.

Умирает он так же, как жил – незаметно для других. По словам автора, он исчез, а скончался в результате естественной смерти или был съеден – никому не интересно, даже автору.

Чему учит сказка «Премудрый пескарь»

«Премудрый пескарь» анализ сказки Салтыкова-ЩедринаАвтор иносказательным языком пытается заставить читателя переосмыслить важнейшую философскую тему – о смысле жизни.

Именно то, на что человек растратит свою жизнь, и станет в итоге основным критерием его мудрости.

С помощью гротескного образа пескаря Салтыков–Щедрин пытается донести эту мысль до читателя, предостеречь молодое поколение от неверного выбора своей стези, а более старшему предлагает задуматься о достойном финале жизненного пути.

На примере пескаря автор показывает, как малодушие и трусость могут заставить совсем неглупого, подающего надежды человека вести «растительную» жизнь, и в итоге расточить ее впустую.

История не нова. Евангельская притча о человеке, закопавшем свой талант в землю, как раз об этом. В ней дается самый первый и главный нравственный урок на эту тему. В дальнейшем в литературе неоднократно поднималась проблема маленького человека «твари дрожащей», и его места в обществе.

Но при всем этом изрядная часть поколения современников Салтыкова–Щедрина знакомая с литературным наследием предков, образованная, и в меру либеральная, не сделала нужных выводов, поэтому во множестве своем являла собой именно таких пескарей, не имеющих ни гражданской позиции, ни социальной ответственности, ни стремления к позитивному преобразованию общества, окопавшись в своем мирке и дрожа от страха перед власть имущими.

Любопытно, что само общество тоже считает подобных особей балластом не интересным, глупым и бессмысленным. О пескаре обитатели водоема высказывались крайне нелицеприятно, несмотря на то, что он жил, никому не мешая, никого не обижая и не наживая врагов.

Конец жизни главного героя очень показателен – он не умер, не был съеден. Он исчез. Автор выбрал такой финал, чтобы еще раз подчеркнуть эфемерность существования пескаря.

Основная мораль сказки в следующем: если при жизни человек не стремился делать добро и быть нужным, то и смерти его никто не заметит, потому что существование его не имело смысла.

Во всяком случае, перед смертью главный герой сожалеет именно об этом, задавая себе вопросы – кому он сделал доброе дело, кто сможет его с теплом вспомнить? И не находит утешительного ответа.

Лучшие цитаты из сказки «Премудрый пескарь»

«Премудрый пескарь» анализ сказки Салтыкова-Щедрина

                          
Администрация Фрунзенского района

                  
Муниципального образования «Город Саратов»

               
Муниципальное общеобразовательное учреждение

                   
«Средняя общеобразовательная школа № 77»

                              
Фрунзенского района г. Саратова.
______________________

    410071
г. Саратов, ул. Шелковичная, 141, т. 56-10-54;56-11-24;56-17-56

           www.77schoolsaratov.schoolsite.ru; email: sarschool77@mail.ru

     Василиса
Премудрая.

 Тайны персонажа русского

              фольклора

                                                              
Работу выполнила: Алиева Виктория

                                                              
ученица 7 «Б» класса

                                                              
МОУ «СОШ № 77»

                                                              
Руководитель: Панасюк С.В.

                                                              
Учитель русского языка и литературы

                                                              
МОУ «СОШ» № 77

                                                 
Саратов,2020

              СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………….3

Глава
1.Биография и характеристика Василисы Премудрой………………………….………………5

Глава
2. Василиса Премудрая в истории…………………10

Глава
3. Василиса Премудрая в русских сказках………….12

Опрос одноклассников……………………………………….15

Выводы………………………………………………………16

Список литературы………………………………………17

Приложение……………………………………………….18

                                                 
 Введение

Будь он Иван-царевич или Иванушка-дурачок, ему непременно найдется
Василиса Премудрая или Василиса Прекрасная. Девицу полагается сначала
спасти, а потом жениться — все честь по чести. Вот только девица непростая. Она
может скрываться в образе лягушки, обладать какими-то колдовским способностями,
уметь говорить с животными, солнцем, ветром и луной…

В общем, она явно непростая девушка. При этом еще и какая-то
«засекреченная». Найти сведения о ней намного труднее, чем о
каком-либо другом сказочном персонаже. В энциклопедиях легко отыщутся
пространные статьи об Илье Муромце и Добрыне Никитиче, о Кощее Бессмертном и о
Бабе Яге, о русалках, леших и водяных, а вот про Василису почти ничего и нет.

Гипотеза: я предполагаю, что Василиса Премудрая является
волшебницей или даже ведьмой, ведь в сказках она использует магические силы.

Цель моей работы: проанализировать русские сказки, и выяснить,
какие тайны скрывает Василиса Премудрая.

Задачи:

1. Изучить биографию
и характеристику Василисы.

2. Выяснить, кто был её прототипом.

3. Узнать, почему Василиса подвергает испытаниям своего жениха.

4. Выяснить, как ещё называли Василису Премудрую.

                                                           
3

Актуальность: изучение данной темы актуально, так как при этом
мы узнаём больше о данном персонаже, выясняем, что нам хотели передать предки.

Объект
исследования:
персонаж русских сказок – Василиса
Премудрая.

Предмет
исследования:
материалы о Василисе Премудрой.

                                                            
4

 ГЛАВА 1.Биография и характеристика Василисы         

                      
               Премудрой

                                              1.1   Биография

В  русской традиции есть сказка, которая рассказывает о детстве,
отрочестве и юности Василисы. Как раз о ней упоминал Горький, говоря, что она
не похожа на обычный образ царевны, которую пробует завоевать герой. В этой
сказке Василиса — девочка-сирота. Не факт, что это тот же самый персонаж. Тем
не менее, эта Василиса, в отличие от других сказочных тезок, абсолютно
полнокровная героиня — с биографией, характером и так далее.

Пунктиром набросаю сюжетную линию. У купца умирает супруга,
оставив ему маленькую дочь. Отец решает жениться снова. У мачехи есть свои
дочери, и вся эта новая компания начинает тиранить Василису, загружая ее
непосильной работой. В общем, очень похоже на сказку про Золушку. Похоже, да не
совсем, потому, что Золушке помогла фея-крестная, а Василисе — жуткая ведьма из
леса.

Получилось это вот как. Мачеха и ее дочери сказали, что в доме нет
больше огня, и отправили Василису в лес к Бабе Яге, само собой, надеясь, что
она не вернется. Девушка послушалась. Ее дорога через темный лес была страшной
— и странной: она встретила трех всадников, одного белого, другого красного, и
третьего черного, и все они ехали в сторону Яги
[1].

Когда Василиса добралась до ее обиталища, то ее встретил высокий забор
из кольев, усаженных человеческими черепами. Не менее жутким оказался дом Яги:
например, вместо слуг у ведьмы было три пары рук, которые появлялись ниоткуда и
исчезали неведомо куда. Но самым страшным существом в этом доме была Баба Яга.

Ведьма, однако, приняла Василису благосклонно и пообещала, что
огня ей даст, если Василиса выполнит все ее задания. Выполнение тяжелых заданий
— непременный путь героя. В отличие от сказок, о которых говорилось выше, в
этой его проходит женщина, потому и задания у нее женские, просто их слишком
много: и двор вычистить, и избу вымести, и белье перестирать, и обед
приготовить, и зерна перебрать, и все — за один день. Само собой, если задания
будут выполнены плохо, Баба Яга пообещала Василису съесть.

Василиса постирала одежду Яги, убирала в ее доме, приготовила ей
еду, потом научилась отделять здоровые зерна от зараженных, а мак — от грязи.
После Яга позволила Василисе задать ей несколько вопросов. Василиса спросила о
трех загадочных всадниках — белом, красном и черном. Ведьма ответила, что это
ясный день, красное солнце и черная ночь, и все они — ее верные слуги. То есть
Баба Яга в этой сказке — чрезвычайно могущественная колдунья. После она
поинтересовалась у Василисы, что же она не спрашивает дальше, про мертвые руки,
например, и Василиса отвечает, что, мол, если много знать — скоро состаришься.
Яга посмотрела на нее и, сощурившись, сказала, что ответ верен: слишком
любопытных она не любит и ест. А после поинтересовалась, как это Василисе
удается отвечать на ее вопросы без ошибок и как она умудрилась правильно
выполнить всю работу.

Василиса ответила, что ей помогло материнское благословение, и
тогда ведьма вытолкала ее за порог: «Не надо мне здесь благословенных»
[2]. Но в придачу дала девушке огня — сняла с ограды череп, чьи
глазницы полыхали пламенем. И когда Василиса вернулась домой, череп сжег ее
мучительниц.

Жуткая сказка. А суть ее в том, что Василиса Прекрасная, выполняя
задания Бабы Яги, многому у нее научилась. Например, стирая одежду Яги,
Василиса в буквальном смысле увидела, из чего старуха сшита, пишет в своей
книге «Бегущая с волками» известная исследовательница сказок Кларисса
Эстес:

«В символике архетипа одежда соответствует персоне, тому
первому впечатлению, которое мы производим на окружающих. Персона — нечто вроде
камуфляжа, который позволяет показать другим только то, что хотим мы сами, и не
больше. Но … персона — не только маска, за которой можно спрятаться, но
присутствие, затмевающее привычную личность.

В этом смысле персона или маска — это знак ранга, достоинства,
характера и власти. Это внешний указатель, внешнее проявление мастерства.
Стирая одежду Яги, посвящаемая воочию увидит, как выглядят швы персоны, как
скроено платье».
[3]

Василиса видит, как и что Яга ест, как заставляет мир вертеться вокруг
себя, а день, солнце и ночь — ходят у нее в прислужниках. И страшный череп,
полыхающий огнем, который ведьма вручает девушке, в данном случае — символ
особого колдовского знания, которое та получила, находясь у Яги в послушницах. Колдунья,
может, и продолжила бы обучение, не окажись Василиса благословенной дочкой. Но
не сложилось. И Василиса, вооруженная силой и тайными знаниями, отправилась
обратно в мир. В таком случае понятно, откуда у Василисы волшебные навыки,
которые нередко упоминаются в других сказках. Так же понятно, почему она может
быть и доброй, и злой.

Она по-прежнему благословенное дитя, но школу Бабы Яги тоже никуда
не денешь. Потому Василиса перестала быть кроткой сироткой: ее враги погибли, а
сама она вышла замуж за царевича и села на престол.

                         1.2 Образ и характеристика

Василиса Премудрая (Прекрасная) предстаёт в русских народных
сказках красивой девушкой, обладающей аналитическим складом ума. Например, она
умудрилась выполнить задание, данное Морским царём: героиня за одну ночь
построила церковь из чистого воска. Василиса наделена магическими
способностями, о чём свидетельствуют эти строки из «Царевны лягушки»: «Пошла
Василиса Премудрая плясать с Иваном – царевичем. Махнула левым рукавом – стало
озеро, махнула правым – поплыли по озеру белые лебеди». Помимо прочего, Василиса
умеет разговаривать с животными, Солнцем и Луной. Правда, рассказчики не дают
скрупулезного описания внешности и костюма этой девушки, обращая внимание
слушателей на черты характера. К тому же в каждой сказке Василиса играет разную
роль. В большинстве историй героиня приходится дочерью царю Черномору –
повелителю морских вод и подводных обитателей, обладающему несметными
богатствами.

Некоторые проводят параллель между Василисой и Золушкой, так как у
этих персонажей есть общие черты
[4]. Героиню ждал тяжёлый каждодневный труд, коварная мачеха и злые
сестры, которые отправили девицу в заколдованный лес в услужение к Бабе – Яге.
Но, вопреки ожиданиям недоброжелателей, старая ведьма, живущая в избушке на
курьих ножках, не съела Василису, а оставила её у себя.
Девушка вовремя выполнила поручения старухи. Дело в том, что красавице помогла
кукла – оберег, подаренная покойной матерью. Здесь опять можно привести
аналогию с Золушкой. 

В сказке «Морской царь» главная героиня перевоплотилась в утку, а
своего спутника превратила в селезня, чтобы спастись от неистового владельца
трона, обитателя морского царя.

                                                
9

Глава
2. Василиса Премудрая в истории

                        
2.1  Прототипы Василисы Премудрой

С греческого Василиса
переводится, как жена царя или царица. Недаром в одной из сказок её так и зовут
царь – девица. Учёные считают, что на Русь это имя попало из Византии в 13
веке. В Повести временных лет (начало 12 века) такое имя не встречается. Зато
после 13 века на страницах истории мы уже видим двух Василис: дочь ростовского
князя – Василиса Дмитриевна (13 – 14 века) и Василиса Константиновна (14 век).
В сказки это имя попало уже после того, как стало широко употребляться. А вот
сама героиня намного древнее, этот образ уходит корнями в эпоху зарождения
русских сказок.

Есть версия,
что Василисой Прекрасной называли Василису Мелентьеву, одну из жен Ивана
Грозного, которая сумела завоевать доверие и благосклонность государя уже в
зрелом возрасте. Историки утверждают, что за несколько лет, когда она была
женой Ивана, его лютый нрав смягчился, на Руси это были спокойные годы.
[5]

 По
другой версии это та самая Елена прекрасная, из-за которой началась троянская
война и ее необыкновенная красота и создаст во множество женихов мечтающих
получить ее руку и даже похищение и Парисом нашли отражение в русских сказках
впрочем, вполне может быть, что усилится прекрасное всего лишь отражение старого
сюжета о Василисе премудрой в новых условиях жизни, когда положение женщины в
русском обществе резкость дней.
Вероятно, в
русские сказки это имя пришло уже после того, как прочно закрепилось в обиходе.
Но сама героиня и сюжеты с ее участием существовали за тысячи лет до этого.
Специалисты относят время появления волшебной сказки к эпохе разложения
первобытно — общинного строя, когда основным источником пропитания стала не
охота, а земледелие.

                                              
11

Глава
3. Василиса Премудрая в русских сказках
                  3.1 Василиса и её «сестры»

В волшебных сказках Василиса
Премудрая или Прекрасная — лишь одно из имен невесты героя, которую могут звать
и по-другому: Елена Прекрасная, Марья-царевна, Царь-девица, Настасья —
королевишна, Варвара-краса и так далее. Функция персонажа-невесты в русских
сказках не зависит от имени. Например, в известном собрании сказок Александра
Афанасьева встречаются разные сюжеты и роли, связанные с именем Василисы.
Главная героиня «Василисы Прекрасной» вовсе не царевна, а бедная падчерица,
которую отправляют за огнем в избушку Бабы-яги. В сказке «Жар-птица и
Василиса-царевна» Василису ловит стрелец-молодец по поручению царя. Царевна на
первый взгляд желает своему похитителю смерти: «Не пойду, — говорит царю, — за
тебя замуж, пока не велишь ты стрельцу-молодцу в горячей воде искупаться».
Волшебный конь стрельца заговаривает воду, и герой выходит из котла краше
прежнего. В финале, как и положено, в волшебной сказке, старый царь погибает,
по примеру стрельца искупавшись в кипятке, а главный герой получает жену и
царство в придачу. В сюжете «Морской царь и Василиса Премудрая» Василиса — дочь
Водяного, помощница героя-царевича. В разных вариантах известной сказки
«Царевна-лягушка» главную героиню зовут то Еленой Прекрасной, то Василисой
Премудрой, что подтверждает: имя героини не столь важно — важна лишь функция.

                               3.2
 Колдунья и царевна

Василиса, та, которая Горький отождествил с Марьей-царевной,
Марьей Моревной и Еленой Прекрасной. И на то были все основания. Все эти
персонажи очень похожи, например, тем, что ничего про них в сказках

                                                  12

толком не сказано. Мол, красная девица, каких свет не видывал — и
все. Ни подробного описания внешности, ни каких-то черт характера. Просто
женщина-функция, без которой не получится сказка: ведь должен же герой
завоевать принцессу, а кто она там — дело десятое. Пусть будет Василиса.

Имя, намекает на высокое происхождение. Имя «Василиса»
можно перевести с греческого как «царственная». И эта царственная
девица (иногда в сказках она так и называется — Царь-девица) начинает
подвергать героя испытаниям. То есть порой это делает не она, а какой-нибудь
сказочный злодей вроде Кощея Бессмертного или Змея Горыныча, который похитил
царевну и держит в плену (в лучшем случае) или собирается съесть в худшем.

Иногда в роли злодея выступает отец потенциальной невесты. В
сказке, где Василиса предстает дочерью водяного царя, владыка морских вод чинит
герою препятствия, чтобы погубить его, но проигрывает, потому что враг вдруг
оказывается мил сердцу его дочери, и никакое колдовство не может его одолеть.
Но тут все более-менее понятно: есть некая злая сила (дракон, чародей или злые
родители девушки), и герой должен сразиться с неприятелем. Собственно, именно
так он и становится героем. А принцесса, королевна или царевна (неважно) —
награда для героя.

К неожиданному выводу пришли
фольклористы, анализировав волшебные сказки. Они выяснили, что в наиболее
древних из них женщины – героини занимали более высокое положение в обществе.
Василиса Премудрая дочь царя – владыки подводного царства, она умнее и активнее
мужчин – героев. Да и царство в русских сказках наследует не сын царя, а муж
его дочери
[6]. Как считают исследователи: «Это отражает приоритет древнего
материнского права над отцовским, и предпочтениям славянских народов женских
божеств».

Есть в образе Василисы ещё одна загадочная черта. В больщенстве
случаев она подвергает главного героя испытаниям, невыполнения, которых грозит
смертью. Помните эту фразу: «Если не сделаешь, за провинность голову отрублю».
Почему прекрасная царевна демонстрирует кровожадность, которая
скорее к лицу Змею Горынычу? Потому, что на самом деле она замуж совершенно не
хочет. Более того, она враг герою, полагает знаменитый исследователь русского
фольклора Владимир Пропп в своей книге «Исторические корни волшебной
сказки»:

Задача задается как испытание жених. Но эти задачи интересны еще
другим. Они содержат момент угрозы: «Если не сделает — срубить за провинность
голову». Эта угроза выдает еще другую мотивировку. В задачах и угрозах сквозит
не только желанье иметь для царевны наилучшего жениха, но и тайная, скрытая
надежда, что такого жениха вообще не будет.

Слова «пожалуй, я согласна, только выполни наперед три задачи»
полны коварства. Жениха посылают на гибель. В некоторых случаях эта
враждебность выражена совершенно ясно. Она проявляется наружу тогда, когда
задача уже выполнена и когда задаются все новые и новые и все более опасные
задачи».

 Пропп считает, что
героиня делает это не ради того чтобы получить лучшего жениха. А чтобы не
выходить замуж вовсе. Это отражает борьбу за престол. Василиса либо сама желает
царствовать, либо противится отдачи престола не знакомому человеку. В защиту
можно сказать, что Василиса справилась со всеми заданиями, тем самым защитив
Ивана – царевича от позора и насмешек. Владимир Пропп доказал, что жанр
волшебной сказки уходит корнями в эпоху первобытной общины, когда мужчины
проходили «магические» обряды и получали специальные силы, власть над животным
миром, чтобы

                                                  14

охотиться успешней. Прохождение обряда было своего рода
путешествием в потусторонний мир, где мужчина подвергался жестоким испытаниям:
ему могли отрезать пальцы, его могли пытать огнем — и так далее. Позже, когда
охотничье общество сменилось земледельческим, эти традиции постепенно ушли из
жизни, но их завуалированные описания остались в сказках.
Именно поэтому во многих сказках Василиса испытывает
потенциального жениха самыми странными и даже пугающими способами вроде прыжка
в котел с кипятком: такие сюжеты — отзвук времен древнейшего матриархата, когда
женщина была «держательницей рода и тотемической магии».

В
дальнейшем Иван – дурак станет Иваном – царевичем, а Василиса Премудрая на
Елену Прекрасную. Все её необычные функции исчезают. Она превратилась в некий
приз, который мечтает получить герой вместе с царством.


                                           Опрос
одноклассников

Цель моего опроса: я провела опрос среди своих одноклассников, чтобы выяснить, что
они знают о Василисе Премудрой.

Первый вопрос был:  Как переводится имя Василиса?
Я предложила им несколько вариантов ответов:   А
– царственная,   Б – прекрасная,  В – премудрая. Премудрая ответили
3 человека, царственная – 17 человек, прекрасная–1 человек. Почти все ответили
правильно.

Второй вопрос был: Как ещё
называют Василису в сказке «Царевна лягушка»? Одноклассники должны были сами
ответить на этот вопрос.

                                               
15

Правильный
ответ – Елена прекрасная. 7 человек ответили правильно, 14 человек ответили –
Василиса Прекрасная и 2 человека — не знают ответ на этот вопрос.

     Третий вопрос:  Почему она подвергает испытанием жениха? Я
предложила им несколько вариантов ответов:   А
– чтобы проверить его,   Б – чтобы он не занял престол,  В
против
замужества. Правильный ответ Б. Так ответили 9 человек, 8 ответили – А и 4
ответили — В.

И последний вопрос был:
Считаете ли вы Василису Премудрую злой ведьмой или она добрая волшебница? 18
человек считают, Василису злой волшебницей и 3 человека так не считают.

                                        Выводы
опроса                                  

Мои одноклассники плохо
владеют материалом про Василису премудрую, но некоторые им владеют и хорошо
написали анкетирование.

Иногда те, кто не знал ответ,
выходил из ситуации и  отвечал наугад.

                                      
   Выводы

Изучив
материал о Василисе Премудрой, я сделала выводы:

1.    
В каждой сказке Василиса
предстаёт в разных образах то она сирота – волшебница, то она невеста Ивана
Царевича и т.д.

2.    
Существует много версий по
поводу прототипа Василисы Премудрой.

                                                   16

Ученые считают, что это имя пришло позже 13 века, когда оно
закрепилось в обиходе.

3.    
Василиса Премудрая испытывает
жениха, потому что не хочет, чтобы он занял престол.

4.    
Василиса Премудрая может быть
так и отрицательным персонажем, которая даёт опасные задания для своего жениха.
Или положительным персонажем, которая помогает главному герою.

                                   Список литературы

Интернет
сайты:

 http://slavianskaya-doktrina.ru

 Zharevna.livejournal.com

24smi.org

книги:

«Исторические корни волшебной сказки» Владимир Пропп

«Народные русские сказоки» Афанасье

   Чернышов А.В. Архетипы древности в русской культурной традиции

          «Бегущая с волками» Кларисса Эстес

                                                                         
17

                              
Приложение
                              
  

Василиса Премудрая

Елена Троянская

                                             
1
8

Василиса
Мелентьева

Василиса на пиру

                                             
1
9

Василиса Премудрая  её образ в сказке
«Царевна лягушка»

                                          
20

Культура.РФ

Культура.РФ

КАК ВАСИЛИСЫ ПРЕМУДРАЯ
И ПРЕКРАСНАЯ ПОЯВИЛИСЬ
В РУССКОМ ФОЛЬКЛОРЕ
И БЫЛИ ЛИ У НИХ ПРОТОТИПЫ?

КАК ВАСИЛИСЫ ПРЕМУДРАЯ
И ПРЕКРАСНАЯ ПОЯВИЛИСЬ
В РУССКОМ ФОЛЬКЛОРЕ
И БЫЛИ ЛИ У НИХ ПРОТОТИПЫ?

Во многих сказках Василиса испытывает потенциального жениха самыми странными и даже пугающими способами вроде прыжка в котел с кипятком.

Имя Василиса, означающее в переводе с греческого «жена царя» или «царица», попало на Русь из Византии не позднее XIII века. В Повести временных лет, датированной началом XII столетия, это имя не упоминалось ни разу. А первыми известными Василисами были дочь ростовского князя Василиса Дмитриевна, жившая на рубеже XIII–XIV веков, а также еще одна ростовская княжна — Василиса Константиновна, которая жила в XIV веке.

Вероятно, в русские сказки это имя пришло уже после того, как прочно закрепилось в обиходе. Но сама героиня и сюжеты с ее участием существовали за тысячи лет до этого. Специалисты относят время появления волшебной сказки к эпохе разложения первобытно-общинного строя, когда основным источником пропитания стала не охота, а земледелие.

В волшебных сказках Василиса Премудрая или Прекрасная — лишь одно из имен невесты героя, которую могут звать и по-другому: Елена Прекрасная, Марья-царевна, Царь-девица, Настасья-королевишна, Варвара-краса и так далее. Функция персонажа-невесты в русских сказках не зависит от имени. Например, в известном собрании сказок Александра Афанасьева встречаются разные сюжеты и роли, связанные с именем Василисы. Главная героиня «Василисы Прекрасной» вовсе не царевна, а бедная падчерица, которую отправляют за огнем в избушку Бабы-яги. В сказке «Жар-птица и Василиса-царевна» Василису ловит стрелец-молодец по поручению царя. Царевна на первый взгляд желает своему похитителю смерти: «Не пойду, — говорит царю, — за тебя замуж, пока не велишь ты стрельцу-молодцу в горячей воде искупаться». Волшебный конь стрельца заговаривает воду, и герой выходит из котла краше прежнего. В финале, как и положено в волшебной сказке, старый царь погибает, по примеру стрельца искупавшись в кипятке, а главный герой получает жену и царство в придачу. В сюжете «Морской царь и Василиса Премудрая» Василиса — дочь Водяного, помощница героя-царевича. В разных вариантах известной сказки «Царевна-лягушка» главную героиню зовут то Еленой Прекрасной, то Василисой Премудрой, что подтверждает: имя героини не столь важно — важна лишь функция.

Филолог-фольклорист Владимир Пропп доказал, что жанр волшебной сказки уходит корнями в эпоху первобытной общины, когда мужчины проходили «магические» обряды и получали специальные силы, власть над животным миром, чтобы охотиться успешней. Прохождение обряда было своего рода путешествием в потусторонний мир, где мужчина подвергался жестоким испытаниям: ему могли отрезать пальцы, его могли пытать огнем — и так далее. Позже, когда охотничье общество сменилось земледельческим, эти традиции постепенно ушли из жизни, но их завуалированные описания остались в сказках.

Именно поэтому во многих сказках Василиса испытывает потенциального жениха самыми странными и даже пугающими способами вроде прыжка в котел с кипятком: такие сюжеты — отзвук времен древнейшего матриархата, когда женщина была «держательницей рода и тотемической магии».

Имя Василиса, означающее в переводе с греческого «жена царя» или «царица», попало на Русь из Византии не позднее XIII века. В Повести временных лет, датированной началом XII столетия, это имя не упоминалось ни разу. А первыми известными Василисами были дочь ростовского князя Василиса Дмитриевна, жившая на рубеже XIII–XIV веков, а также еще одна ростовская княжна — Василиса Константиновна, которая жила в XIV веке.

Вероятно, в русские сказки это имя пришло уже после того, как прочно закрепилось в обиходе. Но сама героиня и сюжеты с ее участием существовали за тысячи лет до этого. Специалисты относят время появления волшебной сказки к эпохе разложения первобытно-общинного строя, когда основным источником пропитания стала не охота, а земледелие.

В волшебных сказках Василиса Премудрая или Прекрасная — лишь одно из имен невесты героя, которую могут звать и по-другому: Елена Прекрасная, Марья-царевна, Царь-девица, Настасья-королевишна, Варвара-краса и так далее. Функция персонажа-невесты в русских сказках не зависит от имени. Например, в известном собрании сказок Александра Афанасьева встречаются разные сюжеты и роли, связанные с именем Василисы. Главная героиня «Василисы Прекрасной» вовсе не царевна, а бедная падчерица, которую отправляют за огнем в избушку Бабы-яги. В сказке «Жар-птица и Василиса-царевна» Василису ловит стрелец-молодец по поручению царя. Царевна на первый взгляд желает своему похитителю смерти: «Не пойду, — говорит царю, — за тебя замуж, пока не велишь ты стрельцу-молодцу в горячей воде искупаться». Волшебный конь стрельца заговаривает воду, и герой выходит из котла краше прежнего. В финале, как и положено в волшебной сказке, старый царь погибает, по примеру стрельца искупавшись в кипятке, а главный герой получает жену и царство в придачу. В сюжете «Морской царь и Василиса Премудрая» Василиса — дочь Водяного, помощница героя-царевича. В разных вариантах известной сказки «Царевна-лягушка» главную героиню зовут то Еленой Прекрасной, то Василисой Премудрой, что подтверждает: имя героини не столь важно — важна лишь функция.

Филолог-фольклорист Владимир Пропп доказал, что жанр волшебной сказки уходит корнями в эпоху первобытной общины, когда мужчины проходили «магические» обряды и получали специальные силы, власть над животным миром, чтобы охотиться успешней. Прохождение обряда было своего рода путешествием в потусторонний мир, где мужчина подвергался жестоким испытаниям: ему могли отрезать пальцы, его могли пытать огнем — и так далее. Позже, когда охотничье общество сменилось земледельческим, эти традиции постепенно ушли из жизни, но их завуалированные описания остались в сказках.

Именно поэтому во многих сказках Василиса испытывает потенциального жениха самыми странными и даже пугающими способами вроде прыжка в котел с кипятком: такие сюжеты — отзвук времен древнейшего матриархата, когда женщина была «держательницей рода и тотемической магии».

Иван Билибин. Василиса Прекрасная и белый всадник. Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная». 1900

Частное собрание

Иван Билибин. Василиса Прекрасная уходит из дома Бабы-яги. Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная». 1899

Частное собрание

Кинуко Крафт. Василиса Прекрасная. Иллюстрация к сказке «Баба-яга и Василиса Прекрасная». 1994

Частное собрание

Анна Давыдова. Василиса Прекрасная. Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная». 1948

Частное собрание

Виктор Васнецов. Царевна-лягушка. 1918

Дом-музей В.М. Васнецова, Москва

Николай Рерих. Добрые травы. Василиса Премудрая. 1941

Государственный музей искусства народов Востока, Москва

Валентина Сорогожская в роли Василисы Прекрасной

Кадр из сказки Александра Роу «Василиса Прекрасная» (1939)

Татьяна Аксюта в роли Василисы Прекрасной

Кадр из сказки Михаила Юзовского «Там, на неведомых дорожках…» (1982)

Сатира Салтыкова-Щедрина давно и прочно вошла в золотой фонд русской литературы. Он пытался описать и высмеять множество болезней общества. Его произведения позволяют нам понять, чем жила и о чём думала русская интеллигенция середины девятнадцатого века, и какие проблемы он видела перед собой. Его сказка «Премудрый пискарь» стала одним из первых произведений, деконструировавших образ маленького человека. Пожалуй, именно с этой сказки в русской литературе особое внимание стало уделяться образу мещанина, который до этого находился в тени. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор этого произведения.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Направление и жанр
  • 3 Суть: о чём сказка?
  • 4 Главные герои и их характеристика
  • 5 Темы
  • 6 Проблемы
  • 7 Смысл
  • 8 Чему учит?
  • 9 Критика

История создания

История написания сказки «Премудрый пискарь» — это череда интересных фактов: 

  1. «Премудрый пискарь» был создан в 1882 году, когда в среде русской интеллигенции царило разочарование от провала реформ и начала эпохи реакции. Российская империя превращалась в полноценное капиталистическое государство, что постепенно превращало общество в серую безликую массу, в которой есть только конкуренция, и нет места жалости и состраданию.
  2. Создавая эту сказку, Салтыков-Щедрин попытался описать человека нового времени, но прототип пескаря неизвестен.
  3. Впервые «Премудрый пискарь» был опубликован в эмигрантской газете «Общее дело» в Женеве. Ее распространяли в подполье, в России она была вне закона. Но потом сказку приняли в журнал «Отечественные записки», и все русские читатели смогли получить к ней доступ.
  4. Отсылки на это произведение М.Е. Салтыкова-Щедрина любил делать Владимир Ленин в своих выступлениях. Он называл пескарями всех тех, кого хотел укорить в трусости.

Направление и жанр

Как ни странно, сказка «Премудрый пискарь» написана в рамках литературного направления реализма. Несмотря на то, что все события, описанные в сказке, носят фантастический характер, через них проглядывают образы реальной действительности. Используя такие слова, как «умеренно-либеральный», автор ясно даёт понять, что его сказка повествует о реальных общественных проблемах. Он не зря адресовал ее «детям изрядного возраста».

Жанр данного произведения можно определить, как сатирическая сказка. Автор использует множество фантастических допущений, повествование наполнено такими свойственными для сказки словами, как «жил-был», «помаленьку да полегоньку» и другие. В то же время это используется для того, чтобы смягчить жёсткое высмеивание общества, присутствующее в произведении. А смягчить его было необходимо, иначе книгу не напечатали бы в России.

Суть: о чём сказка?

Основные события сказки «Премудрый пискарь» повествует нам о жизни одного пескаря. В детстве отец, который сам однажды чуть не попал в уху, внушил своему сыну необходимость в осторожности, привил ему чувство недоверия и страха перед окружающим миром.

Повзрослев, пескарь в первую очередь выдолбил себе маленькую норку, из которой выходил только по ночам. Днём же пескарь отсиживался в норе и постоянно дрожал перед раками, щуками и прочими обитателями водоёма.

Таким образом, пескарь прожил до ста лет, не заведя ни семьи, ни друзей, но прослыв премудрой и почтенной рыбой. Однако перед смертью он внезапно осознал, что его образ жизни губителен и бессмыслен. Будучи не способным уже что-либо изменить, исполненный тоски и сожалений, премудрый пескарь, лежал в своей норе и ждал смерти в полном одиночестве.

Уже на пороге смерти пескарю снится сон о том, как он выиграл двести тысяч и вырос на пол аршина, превратившись в самого опасного хищника в водоёме. Во сне пескарь слегка высовывается из своей норы и исчезает без следа.

А вот и краткое содержание сказки.

Главные герои и их характеристика

Система образов в сказке «Премудрый пискарь» представлена Многомудрым Литреконом в формате таблицы:

герои сказки «премудрый пискарь» характеристика
премудрый пискарь маленькая трусливая рыбка, которая больше всего в жизни ценила свою безопасность. всю свою жизнь пескарь прожил в страхе перед окружающими, однако сам всегда мечтал стать большим и опасным хищником, чтобы терроризировать и поедать других рыб. в образе пескаря автор изобразил представителей интеллигенции, которые были запуганы жандармами и обысками, поэтому мирились со своей жалкой участью и открыто не высказывали власти свое неодобрение. в либеральных кругах их уважали, но на самом деле их протест выражался только в неуверенном шепоте.
обитатели водоёма представлены в основном раками и щуками, которых так боится пескарь. несмотря на абсурдность страхов пескаря, они представляют собой реальную опасность. в их образе автор воплотил жандармов, чиновников и других людей, от которых исходила угроза в адрес инакомыслящих. они действительно страшны к гневе и голоде, могут сломать чужую жизнь, но бояться их — это значит добровольно отказываться от свободы ради жалкого рабства.

Темы

Тематика сказки «Премудрый пискарь» продолжает ряд сквозных мотивов в творчестве Салтыкова-Щедрина:

  1. Неуверенность в себе – с самого детства пескарю внушали его ничтожность и слабость пере окружающим миром. Даже спустя сто лет, он так и не смог побороть свои комплексы и начать полноценную жизнь. Таков рабский удел людей, зависимых от чужого мнения и общественных пересудов.
  2. Зона комфорта – пескарь Салтыкова-Щедрина стремится создать вокруг себя недоступное для других пространство, в котором он мог бы спрятаться от жестокости окружающего мира. В итоге его уютная норка превращается в мрачную сырую могилу.
  3. Футлярность – премудрый пискарь, движимый страхом, добровольно отрезает себя от мира, лишает себя всяких отношений с другими пескарями. Обрекает себя на вечное одиночество ради ощущения ложной безопасности.
  4. Фольклорные мотивы – в тексте сказки часто встречаются словесные обороты, свойственные народному творчеству, вроде «жил-был» и просторечия, вроде «шмыгают» Всё это нужно для того, чтобы подчеркнуть типичность и жизненность описываемых событий, а также сказочность произведения.

Проблемы

Проблематика сказки «Премудрый пискарь» знакомит нас с проблемами, которые всегда стояли перед человечеством:

  1. Трусость – основная проблема. Салтыков-Щедрин жестоко высмеивает трусость человека перед жизненными трудностями. Но подчёркивает, что именно воспитание и общественное устройство делает людей такими, какие они есть. Страхи были навязаны герою с рождения.
  2. Тщетность жизни – тщетность жизни, потраченной исключительно на создание уютного мирка только для себя, становится очевидна даже самому премудрому пискарю. Однако он уже оказывается неспособным изменить свою судьбу.
  3. Иллюзии – на протяжении всей своей жизни пескарь убеждал себя в опасности внешнего мира и собственной слабости. Многочисленные страхи, многие из которых были выдуманы им самим, вынудили его уйти в его собственный мир, где он отдался во власть другим иллюзиям – мечтам о могуществе.
  4. Заблуждения – с самого детства пескарь жил в заблуждениях, его картина мира была искажена. В конце жизни он осознал свои ошибки и умер, полным сожалений из-за не реализованных амбиций.

Смысл

Салтыков-Щедрин изобразил в своей сказке типичного либерала-мещанина, которого не интересует ничего, кроме его собственного благополучия. Такого человека не волнует даже его собственная душа и саморазвитие, если его тело пребывает в спокойствии и комфорте. Писатель видел, что вместо того, чтобы бороться с несправедливостью мира, люди пытаются сбежать от неё, запереться в своих крохотных мирках, где нет места тревогам и переживаниям. Но главная мысль сказки «Премудрый пискарь» заключается в том, что так сделать не получится: пока мы прячемся по своим норам, ситуация не меняется, а становится только хуже.

Причину такого поведения писатель видел не только в человеческой слабости, но и в самом общественном устройстве, которое делает людей раздробленными и жестокими по отношению друг к другу. Основная идея сказки «Премудрый пискарь» — это не только высмеивание пескаря, а осуждение всего того, что привело его к пожизненному самозаключению.

Чему учит?

Эта сказка осуждает инертность и трусость. Автор высмеивает стремление человека сбежать от реальной действительности, показывая, что этот путь обесценивает человеческую жизнь и ведёт лишь к одиночеству. Вывод из сказки «Премудрый пискарь» — это необходимость признать, что вся мудрость пескаря является всего лишь трусостью.

Салтыков-Щедрин пытается донести до читателя важность саморазвития, необходимость жить полной жизнью, несмотря на все трудности и неудобства, ведь только тогда жизнь человека обретает ценность. Такова мораль произведения «Премудрый пискарь».

Критика

«Премудрый пискарь» был встречен довольно положительно. Современники правильно поняли замысел писателя.

Писатель и критик Константин Арсеньев заметил, что сказка «Премудрый пискарь» перекликается с «Вечером четвертым» из «Пошехонских рассказов», появившемся в № 10 «Отечественных записок» за 1883 г., где публицист Крамольников обличает либералов, прячущихся от суровой действительности в «норы», заявляя, что таким путём им спастись всё-таки не удастся.

На сегодняшний день эта сказка «Салтыкова-Щедрина» считается классикой русской сатиры, которая отражает направление общественной мысли последней четверти девятнадцатого века.

Автор: Михаил Щепин

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 25-26

Русская народная сказка «Царевна-лягушка»

Волшебная сказка и её герои

1.Понравилась ли вам сказка? К какому жанру сказок она относится? Какие особенности народной сказки вы в ней обнаружили? Приведите примеры из текста.

Мне очень понравилась эта сказка. Она относится к волшебным сказкам. В ней находятся многие особенности народных сказок:

Зачин: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь».

Концовка: «И стали они жить дружно, в любви и согласии».

Присказка: «Долго ли шёл, коротко ли, близко ли, далеко ли — скоро сказка сказывается…».

Постоянные эпитеты: «утро вечера мудренее», «красной девицей», «буйну голову», «тридевять земель, тридевять морей», «костяная нога» и другие.

Троекратные повторы: три сына было у царя, три задания царь давал невесткам, три пары железных сапог сносил Иван, три железных хлеба съел, три года должна была Василиса квакушкой быть.

2. Кто главные герои? Почему сказка называется «Царевна-лягушка», хотя не она одна героиня этой сказки?

Главные герои сказки — Иван-царевич и Василиса Премудрая. Но самые большие чудеса связаны именно с Василисой. За ней отправляется Иван-царевич. Она важнейший персонаж истории, без которого сказка теряет смысл.

3. Как выполняют задания царя Василиса Премудрая и жёны старших царевичей? Расскажите об этом. Как царь оценивает их работу? Постарайтесь рассказать близко к тексту эпизод, когда царевна-лягушка приезжает на пир. Каким был пир?

Первое задание — испечь хлеб. У старшей каравай подгорел и царь велел отдать его псам. У средней каравай получился кособокий и царь сказал, что такой от большой нужды будешь есть. У Василисы каравай получился мягкий, с узорами, городами, садами и птицами, и царь сказал, что его надо в большие праздники есть.

Второе задание — выткать ковёр. Про ковёр старшей царь сказал, что им лошадей от дождя прикрывать. Про ковёр средней сказал, что его только у ворот стелить. А у Василисы ковёр чудесный, с узорами, цветами и птицами. Царь сказал, что его только по большим праздникам расстилать.

Третье задание — явиться жёнам на пир. Жёны старших братьев пришли разодетые, а Василиса запаздывала. Но вдруг поднялся стук да гром и все во дворце перепугались. Это приехала Василиса в золочённой карете. И была она краше всех, и все Василисой любовались.

А она вино выливала в левый рукав, а косточки в правый складывала. А как плясать пошла, стала руками махать, и сделалось озеро, по которому лебеди плавали. Жёны старших братьев пытались Василисе подражать, да только гостей облили, да костями забросали.

4. Известно, что у этой сказки более 20 вариантов. Постарайтесь найти примеры особого склада сказки. Вот один из них: описание работы царевны-лягушки ритмичное, складное, как стихотворение. Какие варианты этой сказки вам известны? Какие отличия вы в них заметили?

Другой пример особого склада сказки: чудеса на пиру. «Махнула левым рукавом — стало озеро, махнула правым — поплыли по озеру белые лебеди».

А вот ещё пример: рассказ бабы Яги. «Его смерть — на конце иглы, та игла — в яйце, то яйцо — в утке, та утка — в зайце…»

В учебнике сказка «Царевна-лягушка» дана в пересказе М. Булатова. Есть пересказы Александра Афанасьева и Алексея Толстого.

В этих вариантах Василиса не сама выполняет задания царя, а с помощью волшебных помощниц: нянек и мамок. Царь просит сшить рубашку, а не выткать ковёр. Иван называет бабу Ягу старой хрычовкой.

5. Сказка — это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. Какие необыкновенные события и приключения связаны с героями сказки «Царевна-лягушка»? Кто помогал Иван-царевичу? Почему? За что разгневался Кощей Бессмертный на Василису Премудрую и приказал ей три года квакушкой быть?

Необыкновенные события в сказке:

  1. Превращение лягушки в Василису.
  2. Выполнение Василисой заданий царя, особенно пир.
  3. Странствия Ивана в поисках Василисы.
  4. Помощь старичка, бабы Яги, животных.

Ивану-царевичу помог старичок, давший ему клубок. Потому что Иван был приветливым и убитым горем. Вежлив был Иван с бабой Ягой и она тоже помогла царевичу. Помогли ему и животные: медведь, селезень, заяц и щука, потому что Иван их пожалел и не убил.

Кощей был отцом Василисы. Он разгневался на дочь за то, что она оказалась хитрей-мудрей его самого.

6. Почему таким долгим и трудным был путь Ивана-царевича к царевне-лягушке? Что этим хотел сказать сказитель-автор? Кто помогал Ивану-царевичу? Расскажите о чудесных помощниках?

Иван-царевич поступил поспешно и необдуманно, когда сжёг кожу лягушки. Это было ошибкой, а за ошибки всегда приходится долго расплачиваться. Вот и пришлось Ивану во искупление своей вины отправиться в долгий путь.

Автор хотел сказать, что счастье нужно заслужить, даром оно никому не даётся.

Помогали Ивану:

  1. Старичок. Рассказал о судьбе Василисы и дал клубок-навигатор, который показывал путь.
  2. Баба Яга. Напоила, накормила, попарила. Рассказала, где искать смерть Кощея.
  3. Животные, которых пощадил Иван. Добыли ему иглу, которую сломал Иван.

Фонохрестоматия

1. Как вы думаете, почем сказка «Царевна-лягушка» относится к волшебным? Обоснуйте свой ответ пересказом нескольких эпизодов сказки.

В этой сказке происходят чудеса. Лягушка становится Василисой Премудрой, вино превращается в озеро, а кости — в лебедей, животные говорят и помогают герою. Также в ней есть волшебные предметы: клубок, лягушачья кожа. Есть волшебные существа: баба Яга, Кощей Бессмертный.

2. Как вы думаете, почему героиня сказки названа Василисой Премудрой? Послушайте внимательно, как читает актриса слова Василисы Премудрой. Какие качества её характера передаёт она при чтении?

Василиса было очень умной и много чего знала и умела. Она хорошо готовила, ткала, могла колдовать. Актриса постаралась передать такие её качества, как нежность, любовь к мужу. Даже когда она упрекает Ивана за спалённую кожу, она не ругает его, а жалеет. Василиса очень добрая.

3. Подготовьте пересказ сказки от лица Ивана-царевича, попробуйте при этом передать чувства, настроение главного героя в различных эпизодах сказки.

Пример пересказа  сказки от лица Иван-царевича можно посмотреть по ссылке.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Премудрость как пишется и почему
  • Премудрая героиня русских сказок
  • Премного благодарствую как пишется
  • Премного благодарна как пишется в деловом письме
  • Премия успенского большая сказка

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии