Вопросы к сказке Михаила Евграфовича
Салтыкова-Щедрина (1826 — 1889) «Премудрый пискарь»
№ 1. Какие жизненные советы дает старый пискарь своему
сыну?
— Перед смертью отец советует сыну быть очень
осторожным в жизни: «Смотри, сынок, — говорил старый пискарь, умирая, — коли
хочешь жизнью жуировать*, так гляди в оба!»
* Жуировать — наслаждаться
жизнью.
— Кроме того, «отец-старик не раз его насчет уды
предостерегал. «Пуще всего берегись уды!» — говорил он», потому что
именно на нее пискари больше всего и попадаются. «Бросят нам муху, словно нас
же приголубить хотят; ты в нее вцепишься — ан в мухе-то смерть!».
№ 2. Какие опасности подстерегали пискаря во внешнем
мире?
— Во внешнем мире премудрого пискаря опасности
подстерегали буквально на каждом шагу: «куда не обернется — везде ему мат». Он
— меньше размером большинства живущих в воде рыб, которые могут его заглотать. Кроме
того, «рак может его клешней пополам перерезать, водяная блоха в хребет впиться
и до смерти замучить». Даже сами пискари могут отнять у него пойманного комара.
— Самая грозная и коварная опасность внешнего мира —
человек: «каких каверз он ни выдумал, чтоб его, пискаря, напрасною смертью
погублять! И неводá, и сети, и вéрши, и норотá, и, наконец… уду!».
№ 3. От кого премудрый пискарь узнал, что такое уха?
— О том, что такое уха, премудрый пискарь узнал от
своего отца, который рассказал, как много лет тому назад рыбу ловили «целою
артелью, во всю ширину реки невод растянули да так версты с две по дну волоком
и волокли. Страсть, сколько рыбы тогда попалось!». Его тоже хотели было
отправить в кипящий над огнем котел, куда кидали подряд всю рыбу, но один
старичок сжалился над ним: «глянул на него и говорит: «Какой от него, от
малыша, прок для ухи! пущай в реке порастет!» Взял его под жабры да и пустил в
вольную воду. А он, не будь глуп, во все лопатки — домой!».
№ 4. Назовите личностные качества премудрого пискаря.
— Пискарь считает себя очень умным: «а у молодого
пискаря ума палата была».
— «Был он пискарь просвещенный, умеренно-либеральный и
очень твердо понимал, что жизнь прожить — не то что мутовку облизать».
№ 5. Какие меры предосторожности предпринял премудрый
пискарь для защиты собственной жизни?
— Премудрый пискарь решил максимально обезопасить себя
от внешнего мира: «первым делом нору для себя такую придумал, чтоб ему
забраться в нее было можно, а никому другому — не влезть! Долбил он носом эту
нору целый год…».
«Вторым делом насчет житья своего решил так: ночью,
когда люди, звери, птицы и рыбы спят, — он будет моцион делать, а днем — станет
в норе сидеть и дрожать». «…будет он выбегать из норы около полдён, когда вся
рыба уж сыта, и, бог даст, может быть, козявку-другую и промыслит. А ежели не
промыслит, так и голодный в норе заляжет и будет опять дрожать».
№ 6. Какие обитатели подводного мира представляли
собою опасность для премудрого пискаря, сидящего в норе?
— Даже сидя в норе, премудрый пискарь подвергался
смертельным угрозам со стороны внешнего мира: однажды целых полдня рак караулил
его возле норы: «стоит неподвижно, словно околдованный, вытаращив на него
костяные глаза. Только усы по течению воды пошевеливаются. Вот когда он страху
набрался! И целых полдня, покуда совсем не стемнело, этот рак его поджидал, а
он тем временем всё дрожал, всё дрожал».
— В другой раз целый день его стерегла щука: «глядит,
откуда ни возьмись, у самой норы щука стоит и зубами хлопает. И тоже целый день
его стерегла, словно видом его одним сыта была. А он и щуку надул: не вышел из
норы, да и шабаш».
№ 7. Какими ежедневными делами была наполнена жизнь
премудрого пискаря? Чему он радовался?
— Целыми днями пискарь только и делал, что прятался от
внешнего мира, чтобы любой ценой сохранить свою жизнь. «В карты не играет, вина
не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется — только
дрожит…».
«И каждый день он, дрожа, победы и одоления одерживал,
каждый день восклицал: «Слава тебе, господи, жив!»».
№ 8. Что премудрый пискарь осознает перед смертью?
Какую оценку его жизни выносит автор?
— «И прожил премудрый пискарь таким родом с лишком сто
лет. Всё дрожал, всё дрожал». Перед смертью пискарь осознает, что его жизнь
прошла впустую: он ничего в ней не добился, никак и нигде себя не проявил. Все
свое время, все свои помыслы и желания он устремлял только на то, чтобы
сохранить себе жизнь. Он не женился и детей не имел. «Ни друзей у него, ни
родных; ни он к кому, ни к нему кто». Премудрый пискарь осознает: если бы все
пискари жили так, как он, весь пискарий род давно бы перевелся. Кроме того, всю
жизнь прячась, он почти ослеп от вечных сумерек.
— Автор выносит свою оценку жизни премудрого пискаря:
«неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пискари могут считаться
достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет,
это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пискари. Никому от них ни тепло,
ни холодно, никому ни чести, ни бесчестия, ни славы, ни бесславия… живут,
даром место занимают да корм едят». «Жил — дрожал, и умирал — дрожал». «Он жил
и дрожал — только и всего».
— Никто, кроме него самого, и не называет пискаря
премудрым: другие рыбы говорят о нем как об остолопе, дураке и срамце.
№ 9. Каков жизненный финал премудрого пискаря?
— Премудрый пискарь начал забываться предсмертным
сном, и «рыло его помаленьку да полегоньку целиком из норы и высунулось.
И вдруг он исчез. Что тут случилось — щука ли его
заглотала, рак ли клешней перешиб или сам он своею смертью умер и всплыл на
поверхность, — свидетелей этому делу не было. Скорее всего — сам умер, потому
что какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще и премудрого?».
№ 10. Какие человеческие качества писатель осуждает в
сказке?
— Писатель осуждает трусость, эгоизм, себялюбие.
Вопросы к сказке Михаила Евграфовича
Салтыкова-Щедрина (1826 — 1889) «Премудрый пискарь»
№ 1. Какие жизненные советы дает старый пискарь
своему сыну? № 2. Какие опасности подстерегали пискаря во внешнем мире? №
3. От кого премудрый пискарь узнал, что такое уха? № 4. Назовите
личностные качества премудрого пискаря. № 5. Какие меры предосторожности
предпринял премудрый пискарь для защиты собственной жизни? № 6. Какие
обитатели подводного мира представляли собою опасность для премудрого пискаря,
сидящего в норе? № 7. Какими ежедневными делами была наполнена жизнь
премудрого пискаря? Чему он радовался? № 8. Что премудрый пискарь
осознает перед смертью? Какую оценку его жизни выносит автор? № 9. Каков
жизненный финал премудрого пискаря? № 10. Какие человеческие качества
писатель осуждает в сказке?
————————————————————————————————————————————————————————————————————————-
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин — знаменитый русский писатель, сатирик, а также журналист, который работал редактором в журнале «Отечественные записки». Кроме того, деятель литературы был вице-губернатором в Рязани и Твери. Произведения Салтыкова-Щедрина всегда отличались выразительностью и поучительным смыслом. В своих сказках автор обличал отрицательные черты людей, представленных в образах героев. Многомудрый Литрекон представляет вашему вниманию краткий пересказ занимательной и нравоучительной сказки Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь». Основные события и сюжет произведения даются в сокращении. Также предлагаем Вам ознакомиться с отзывом для читательского дневника. Приятного просвещения!
Краткий пересказ
(523 слова) Жил в реке пескарь. Он был из большой семьи, и родители его были умные, смогли обойти беду — не попали ни в уху, ни в пасть щуки. Отец пескаря на смертном одре дал сыну золотой совет: «…коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!». Молодой пескарь понял это слишком буквально, и решил, что лучше скрыться от всего подводного мира, чем погибнуть. Однажды старый отец в поучение рассказал ему животрепещущую историю о том, как чуть не попал в уху, будучи выловленным из воды неводом: человек выбросил пескаря обратно в реку, увидев, что рыбка маленькая и на суп не годится. Пескарь понял, что не хочет стать жертвой, коей чуть не стал его отец. И сказал он сам себе: «Надо так прожить, чтоб никто не заметил…».
У пескаря родился идеальный план выживания: он решил сделать себе такую нору, в которую смог бы пробраться только он, а никто из хищников не мог бы в неё пролезть. Смекалистый пескарь придумал и то, как добывать себе пищу, не рискуя жизнью: по ночам он может выходить из норы и перехватывать тем, что попадётся, а днём сидеть в укрытии. Так он и сделал: днём дрожал в «гнезде», а ночью искал себе пропитание, и всё думал о том, как пережить завтрашний день.
Иногда, бывало, сидя в своей норке, он задрёмывал, и снилось ему, что он выиграл в лотерею двести тысяч. Просыпаясь, он понимал, что случайно высунулся из норки. Он вновь забирался внутрь и продолжал волноваться за свою жизнь. Однажды он, очнувшись от дремоты, увидел, что его поджидал рак. Пескарь был очень напуган этим обстоятельством и дрожал, боясь случайно выглянуть из норы. Другой раз к его дому приплыла щука, клацая зубами. И в этот раз он спасся, сидя в своём укрытии. Часто случались с ним такие происшествия, и он оставался жив.
Подводные жители хвалили пескаря за ум и смекалистость. Все давно уже знали, как живёт трусливая рыбка. Даже щуки, и те удивлялись ему. Думали они, что он от похвал решит себя показать, выйдет из норы, но и тут пескарь оказался удивительно сообразительным: не поддался лести, остался верен своим страхам, не вышел из своего жилья! Ни семьи не было у него, ни детей. Всё один-одинёшенек сидел пескарь в своём жилище.
Прожил пескарь около ста лет, пришло его время помирать. Стал он вспоминать, что в жизни его было яркого и интересного, помог ли он кому-то, вспомнят ли его после кончины? И ничего пескарь в своей жизни особенного не припомнил. Он лишь жил и боялся. Понял он, что его и не хвалили толком, а лишь высмеивали, говоря: «Слыхали вы про остолопа, который… всё только распостылую свою жизнь бережёт?» При всём этом, его и дураком называли, и срамцом, и диву давались тому, «как таких идолов вода терпит». В таких размышлениях и воспоминаниях пескарь впал в забытье, и привиделся ему вновь сон, будто бы получил он большой выигрыш, «вырос на целых пол-аршина и сам щук глотает». Пока ему снились его предсмертные сны, мордочка его понемножку высовывалось из норки. И неизвестно, что сталось с пескарём: то ли его съели, то ли умер он своей смертью и всплыл на поверхность воды. Вероятнее всего, что умер он сам, потому что никакая щука не захочет глотать больного, старого, да ещё и «премудрого» пескаря.
Отзыв
(295 слов) Салтыков-Щедрин в произведении «Премудрый пискарь» заставляет задуматься о важных составляющих нашей жизни: о работе над собой, о преодолении своих страхов. Человеку надо одерживать победу над своими слабостями, а не быть ими поверженным. Необходимо быть сильным и целеустремлённым, иметь желание дать миру что-то новое, проживать жизнь с пользой для других, а не только для себя. В этом состоит мораль сказки «Премудрый пискарь».
Моё мнение о персонаже сказки «Премудрый пискарь» отрицательное, так как главный герой произведения думал только о себе, и после себя ничего не оставил: ни потомства, ни добрых дел, ни достижений. Чрезмерная тревожность и озабоченность своей личной безопасностью привели пескаря к тому, что он остался одинок и никому не нужен. Очень важно уметь отдавать заботу, любовь, помощь своей семье и окружающим людям, а не замыкаться на собственной персоне. Такова главная мысль произведения Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь».
Мне понравилась сказка «Премудрый пискарь» тем, что в ней высмеиваются такие пороки общества, как эгоизм, прозябание и трусость. Важно обращать внимание на тех кто рядом, искать дело своей жизни, смысл своего существования, чтобы нести в мир добро и пользу. Пескарь не достиг ничего, не понял жизни, существовал в неведении, в отрешённости, которые пагубно влияли на него самого. Он не погиб от зубов щуки, но погиб морально от своей же глупости. Лишь в конце жизненного пути он понял что ничего не добился, но было уже поздно. Таково моё отношение к главному герою сказки «Премудрый пискарь».
Моё впечатление от произведения «Премудрый пискарь» осталось грустным. Главный герой не жил полной жизнью: не радовался простым вещам, не видел красоты окружающего подводного мира, не чувствовал себя по-настоящему счастливым. Тревога захватила его полностью. Конечно, необходимо сохранять бдительность, всегда быть на чеку, но ни в коем случае нельзя погружаться в пучину собственных страхов, дабы не стать самому себе врагом. Это то, чему учит автор произведения «Премудрый пискарь».
Автор: Диана Танцур
Методическая разработка урока по сказке
М.Е. Салтыкова – Щедрина «Премудрый пискарь»
Тема урока: «Премудрый пискарь»
Цель урока: расширить знания обучающихся о жизни и творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина, раскрыть особенности его художественного мира как писателя-сатирика.
Задачи:
Обучающая: выявить авторскую позицию в сказке «Премудрый пискарь», идейно-художественное своеобразие произведения;
Воспитательная: формирование коммуникативных навыков, умения работать в коллективе;
Развивающая: развивать читательские способности, интерес к классической литературе, творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Метод урока – словесный, частично – поисковый.
Оснащение урока: презентация, текст сказки «Премудрый пискарь», тесты, задания на карточках.
Предварительная работа: изучение биографии сатирика М.Е.Салтыкова – Щедрина, чтение сказки «Премудрый пискарь».
План работы:
-
Орг момент – 2 мин
-
Проверка домашнего задания – 5 мин
-
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся – 2 мин
-
Актуализация знаний – 3 мин
-
Первичное усвоение новых знаний – 15 мин
-
Первичная проверка понимания – 8 мин
-
Первичное закрепление – 3 мин
-
Сообщение домашнего задания и инструктаж – 5 мин
-
Рефлексия – 2 мин
Ход урока
Организационный этап
Утром солнце просыпалось,
Улыбалось из-за туч,
Значит, нам с тобой осталось
Улыбнуться, встретив луч…
Доброе утро, ребята. Сегодня у нас на уроке много гостей, но тем не менее, мы с вами будет так же активно работать, как и всегда.
Проверка домашнего задания.
Ранее на уроках мы с вами говорили о жизненном пути Салтыкова – Щедрина. Обратимся к портрету М.Е.Салтыкова-Щедрина. Чем поражает внешний облик писателя?
Сочетание суровости, твердости и подлинной доброты.
Портрет писателя производил сильное впечатление на современников:
— А.В. Луначарский с восхищением писал: «Вчувствуйтесь в это изумительное лицо. Какая суровость! Какие глаза судьи! Как много страдания, выразившего морщины на этом лице, поистине лицо подвижника!
-Мариэтта Шагиян: «…несравнимо сильнее всех книг Щедрина подействовал на меня его портрет…Из-под густых бровей и тяжелых надбровий прямо в глаза вам смотрит отчаянный почти безумный в своей горечи, какой-то вопрошающий вас взгляд- взгляд великого русского писателя…»
Салтыков-Щедрин бывал и резок, и колюч, но за внешней раздражительностью скрывались необычайная требовательность к себе и другим, огромная внутренняя деликатность, сердечность, большая и глубокая порядочность.
Ребята, много ли таких людей, которые имеют такие же качества характера. Как вы считает, это помогает жить или, наоборот, мешает жить и достигать своей цели?
Предлагаю Вам выполнить тестовую работу и посмотреть на сколько хорошо вы усвоили материал прошлых уроков.
Для студентов разработаны разноуровневые задания.
Задания для 1 группы студентов (Приложение 1)
Тест для 2 группы студентов (Приложение 2)
Тест для 3 группы студентов (Приложение 3)
Самопроверка. Оценивание. (Приложение 4)
Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности обучающихся
Сегодня мы продолжим говорить о нем и его творчестве. Но, чтобы определить конкретную тему, я хочу вам предложить решить кроссворд.
-
Где родился Михаил Евграфович Салтыков – Щедрин? (Спас-Угол)
-
Куда Салтыков-Щедрин был отправлен в ссылку? (Вятка)
-
Каким произведением дебютировал Салтыков? Стихотворением «Лира» в журнале «Библиотека для чтения» (1841)
-
У вятского вице-губернатора А. П. Болтина были две дочери-близнецы. Салтыков посватался к одной из них. Как звали ее? (Елизавета)
-
Как звали сына писателя? (Константин)
-
В каком жанре писал Салтыков-Щедрин? (Сатира)
|
п |
а |
С |
У |
г |
о |
л |
|||||
|
я |
т |
К |
а |
||||||||
|
и |
р |
А |
|||||||||
|
л |
и |
З |
а |
в |
е |
т |
а |
||||
5.К |
о |
н |
с |
т |
а |
н |
т |
и |
н |
|||
|
А |
Т |
и |
р |
а |
Выделенным словом у нас вышло слово СКАЗКА. Дорогие студенты, скажите, пожалуйста, о чем мы с вами сегодня будем говорить?
Актуализация знаний
Мы сегодня будем работать над содержанием известной сказки Салтыкова – Щедрина «Премудрый пискарь». Предлагаю открыть тетради и записать дату и тему урока. 24 апреля. Тема: «Премудрый пискарь»
Ответьте, пожалуйста на вопрос. Почему писатель в своем творчестве уделил особое внимание сказкам?
Я считаю, что сатирик своим юмором, через образы животных осмеивал не только человеческое несовершенство, а таким образом он обличал пороки общества.
Среди сказок писателя особое место занимает «Премудрый пискарь».
Мы на уроке не только будем работать над идейным содержанием данной сказки, я надеюсь, что сегодняшний урок будет способствовать нравственному воспитанию и поможет вам ответить на вопрос: «что было бы в обществе, если бы все жили, как наш пескарь?»
Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку я взяла слова Луначарского:
Сказки могучей по своей мысли, забавны и вместе с тем трагичны по своему ехидству, очаровывают своим языковым совершенством. А.В.Луначарский
А что такое сказка? Сказка — повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущ. с участием волшебных, фантастических сил. Салтыков – Щедрин писал сказки для людей изрядного возраста.
Еще в 1869 г. Щедрин написал три сказки («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь»). Дома вам необходимо было прочитать сказку. Текст сказки у вас на столах есть. (Приложение 5)
Первичное усвоение новых знаний
Работа по сказке «Премудрый пискарь»
Время написания и публикации сказки — трудная пора реакции и террора в стране. Салтыков-Щедрин: «Уж очень худое время наступает». В нравственную атмосферу жизни проникают недоверие, подозрительность, трусость, равнодушие. А теперь давайте поразмышляем над страницами сказки Салтыкова – Щедрина.
Вопросы:
— Какое впечатление произвела на вас эта сказка?
Неприятное, так как речь идет о трусливом пескаре. Уже с первых страниц сказки видно, что речь идет о дрожащем обывателе – человеке.
— Как вы понимаете смысл заглавия сказки «Премудрый пискарь»? Что означает эпитет «премудрый»? (Синоним — умный, рассудительный. Антоним — глупый, бестолковый. Смысл, который вкладывает автор в слово «премудрый», бесспорно, ироничный.)
Итак, «премудрый» в устах автора звучит насмешливо, язвительно
— Почему сатирик прибегает к иносказанию и рисует не человека, а рыбу, наделенную обывательскими чертами?
Образ мелкой рыбешки, беспомощной и трусливой, как нельзя лучше характеризует дрожащего обитателя: молчит, как рыба; нем как рыба.
— А почему пискарь, а не пескарь? ( от слова писк).
— Какие советы дает своему сыну старый пискарь? («Гляди в оба…»)
это предостережение, напоминание о необходимости устраниться от жизненных опасностей и невзгод, заботится о себе, о своем благополучии.
— Какую жизнь провел пискарь, следуя этому завету? (работа с текстом)
«И прожил премудрый пискарь таким родом с лишком сто лет. Все дрожал, все дрожал. Ни друзей у него, ни родных; ни он к кому, ни к нему кто… только дрожит да одну думу думает: слава богу! кажется, жив!
— Итог жизни пискаря? Какие мысли посещают его перед смертью? (зачитать текст)
Первичная проверка понимания
«Заветы отцов»
На ваше внимание предлагаю в игру «Заветы отцов». Определите по портретам героя произведения и ответьте на вопрос: «Какой завет оставил данному герою отец»
Павел Николаевич Чичиков (Н.В.Гоголь «Мертвые души»): «Копи копейку, копейка не выдаст».
Алексей Степанович Молчалин (А.С.Грибоедов «Горе от ума»): «Угождать всем людям без изъятья…»
Петр Гринёв (А.С.Пушкин «Капитанская дочка»): «Береги платье снову, а честь смолоду».
— А какой завет оставил М.Е. Салтыков-Щедрин своему сыну? (Учись и будь честен)
— К какому из «советов» ближе поучение старого пискаря? (Жизненная позиция пискаря не совпадает ни с позицией Чичикова и Молчалина, ни с позицией Гринева, ни с заветом самого писателя своему сыну)
Итак, главный мотив пескариного завета – предостерегающий от массы жизненных опасностей и невзгод, призывающий заботиться о себе, о собственной своей сохранности и благополучии.
«Собери пословицы»
А теперь давайте вместе попробуем собрать пословицы. Эта игра нам поможет определить о каких людях идет речь в сказке.
Моя хата с краю, я ничего не знаю.
Ему и беда, что с гуся вода.
Мое дело петушиное — прокричал, а там хоть не рассветай!
Уши выше лба не растут.
Хочешь жить – умей вертеться.
По рогожке следует протягивать ножки.
Во всех этих пословицах проповедует мораль приспособленчества, мораль рабов. Конечно следуя этим пословицам, можно легче прожить, только будет ли такая жизнь достойной?
Физкультминутка.
Предлагаю немного отвлечься и посмотреть на сколько хорошо вы знаете литературу. Я вам буду говорить названия произведений, а вы если это роман, то встает первый ряд, если это повесть, то встает второй ряд, если это стихотворение, то встает третий ряд. Если я называю сказку, то встают все!
-
«Дубровский» (А.С.Пушкин, роман)
-
«Отцы и дети» (И.С.Тургенев, роман)
-
«Анна Каренина» (Л.Н.Толстой, роман)
-
Вечера на хуторе близ Диканьки (Н.В.Гоголь, повесть)
-
«Олеся» (Александр Иванович Куприн, повесть)
-
«Ася» (И.С.Тургенев, повесть)
-
«Я вас любил, любовь еще, быть может»
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
(А.С.Пушкин, стих)
-
«Школьник»
— Ну, пошел же, ради бога!
Небо, ельник и песок —
Невеселая дорога…
— Эй, садись ко мне, дружок!
(Николай Алексеевич Некрасов, стих)
-
Умом Россию не понять
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
(Федор Иванович Тютчев, стих)
-
«Аленький цветочек» (Сергей Тимофеевич Аксаков, сказка)
-
«Дикий помещик» (М.Е.Салтыков – Щедрин, сказка)
-
«Пропала совесть» (М.Е.Салтыков – Щедрин, сказка)
Молодцы, вижу все вы хорошо знаете литературу.
Дорогие студенты! Вы при изучении данной сказки с большим возмущением отметили отрывки, изображающие жизнь пескаря. Распределимся по группам и проведем игру: «Ораторское искусство»
1 чтец:
Но едва он подумал об этом, как опять испугался. И начал, дрожа, помирать. Жил — дрожал, и умирал — дрожал.
Вся жизнь мгновенно перед ним пронеслась. Какие были у него радости? Кого он утешил? Кому добрый совет подал? Кому доброе слово сказал? Кого приютил, обогрел, защитил? Кто слышал об нем? Кто об его существовании вспомнит?
И на все эти вопросы ему пришлось отвечать: «Никому, никто».
Он жил и дрожал — только и всего. Даже вот теперь: смерть у него на носу, а он все дрожит, сам не знает, из-за чего. В норе у него темно, тесно, повернуться негде, ни солнечный луч туда не заглянет, ни теплом не пахнет. И он лежит в этой сырой мгле, незрячий, изможденный, никому не нужный, лежит и ждет: когда же наконец голодная смерть окончательно освободит его от бесполезного существования?
2 чтец:
Слышно ему, как мимо его норы шмыгают другие рыбы — может быть, как и он, пискари — и ни одна не поинтересуется им. Ни одной на мысль не придет: «Дай-ка, спрошу я у премудрого пискаря, каким он манером умудрился с лишком сто лет прожить, и ни щука его не заглотала, ни рак клешней не перешиб, ни рыболов на уду не поймал?» Плывут себе мимо, а может быть, и не знают, что вот в этой норе премудрый пескарь свой жизненный процесс завершает!
3 чтец:
И что всего обиднее: не слыхать даже, чтоб кто-нибудь премудрым его называл. Просто говорят: «Слыхали вы про остолопа, который не ест, не пьет, никого не видит, ни с кем хлеба-соли не водит, а все только распостылую свою жизнь бережет?» А многие даже просто дураком и срамцом его называют и удивляются, как таких идолов вода терпит.
Раскидывал он таким образом своим умом и дремал. То есть не то что дремал, а забываться уж стал. Раздались в его ушах предсмертные шепоты, разлилась по всему телу истома. И привиделся ему тут прежний соблазнительный сон. Выиграл будто бы он двести тысяч, вырос на целых пол-аршина и сам щук глотает.
А покуда ему это снилось, рыло его, помаленьку да полегоньку, целиком из норы и высунулось.
И вдруг он исчез. Что тут случилось — щука ли его заглотала, рак ли клешней перешиб, или сам он своею смертью умер и всплыл на поверхность, — свидетелей этому делу не было. Скорее всего — сам умер, потому что какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще и «премудрого»?
Молодцы! Ваш артистизм помог нам еще глубже узнать о проблемах, которые поднимает великий сатирик в своих произведениях. Он затрагивает самые актуальные проблемы современности: равнодушие, безразличие, обывательский образ жизни.
Первичное закрепление
Какой важный нравственный урок содержит эта сказка?
1.Поставлены важнейшие нравственные проблемы, остро волнующие людей во все времена: в чем смысл жизни, назначение человека, к каким идеалам стремиться, как жить? Сказка учит честности, гражданской смелости и благородству.
2.В сказке содержится важный нравственный урок: трусость, страх, обывательское отношение ко всему на свете кроме собственной персоны рано или поздно лишает человеческую жизнь всякого смысла, житейская “премудрость” умерщвляет в людях ум, честь, совесть.
Подводя итог нашей работе, давайте ответим на наш главный вопрос: что было бы в обществе, если бы все жили, как наш пескарь.
Что было бы в обществе, если бы все жили, как наш пескарь? |
|
|
|
|
|
Ребята, как вы считаете, те выводы, которые мы с вами сегодня сделали пригодятся ли вам в вашей жизни?
— Да, так как вы уже сделали свой выбор в жизни. Вы приняли решение и пришли в колледж получать образование. И безусловно, в вашей жизни есть смысл. Это стать грамотным, конкурентоспособным специалистом.
Итак, в чем же истинный смысл жизни?
В жизни человек испытывает большую радость, если он кому-то помог, кого-то спас или просто пожалел. Все-таки смысл жизни- жить не только для себя и для своих близких, но и для людей. Нельзя жить только ради сохранения своей жизни. Необходимо ставить перед собой высокие цели и идти к ним. Необходимо помнить о человеческом достоинстве, о мужестве и чести.
Сообщение домашнего задания и инструктаж
Раз у нас расходятся мнения, предлагаю вам написать небольшое сочинение – рассуждение на тему «Смысл моей жизни»
Рефлексия
Продолжить фразу:
-
На уроке я работал активно / пассивно
-
Своей работой на уроке я доволен / не доволен
-
Урок для меня показался коротким / длинным
-
За урок я не устал / устал
-
Мое настроение стало лучше / стало хуже
-
Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
Выставление оценок за работу. Комментированное оценивание.
Спасибо за урок. До свидания.
Оформление: портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина, на доске записан эпиграф; отзывы современников о сатирике; выставка популярный изданий щедринских произведений.
Цели урока: выяснить причины обращения писателя к сказкам, какие возможности открывал перед сатириком этот жанр; выделить основные темы сказок, раскрыть их идейную направленность; показать своеобразие; повторить значение литературных терминов («гротеск», «эзопов язык», «сарказм», «ирония», «литота» и другие); определить те положительные идеалы, которые проповедует автор в сказках; развивать умение анализировать сказки.
Предварительное домашнее задание
1. Из биографии Салтыков-Щедрина. Устно подготовить ответ на вопрос: какие факты биографии сатирика повлияли на формирование его мировоззрения?
2. Прочитать сказки «Премудрый пискарь», «Вяленая вобла», «Медведь на воеводстве».
3. Написать отзыв на одну из прочитанных сказок (по выбору).
4. К инсценированию подготовиться: учащимся-исполнителям роли 2 генералов из «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»; ученику-исполнителю роли дикого помещика из сказки «Дикий помещик».
5. Сделать костюмы Гриневу, Молчалину, Чичикову; попросить их ответить на вопрос: какие советы давали своим детям (Гриневу, Молчалину, Чичикову) их отцы?
Эпиграф к уроку:
Сказки могучи по своей мысли, забавны и вместе с тем трагичны по своему ехидству, очаровывают своим языковым совершенством.
А. В. Луначарский
Ход урока
I. Опрос по вопросам домашнего задания
1. Обратимся к портрету Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина.
Чем поражает внешний облик писателя? (Портрет создан И. Н. Крамским в 1887 г.).
♦ Сочетанием суровости, твердости и подлинной доброты.
♦ А. В. Луначарский (о портрете сатирика) с восхищением писал: «Вчувствуйтесь в это изумительное лицо… Какая суровость! Какие глаза судьи!.. Как много страдания, выразившего морщины на этом лице, поистине лице подвижника!»
♦ А вот отзыв Н. К. Михайловского (современника, лично знавшего писателя): «Внешность усиливала впечатление его грубоватой манеры: резкая перпендикулярная складка между бровей на прекрасном открытом и высоком лбу. Сильно выпуклые, как бы выпяченные глаза, сурово и как-то непреклонно смотревшие прямо в глаза собеседнику, грубый голос, угрюмый вид. Но иногда это суровое лицо все освещалось такою почти детски-добродушною улыбкою, что даже люди, знавшие Щедрина, но попадавшие под свет этой улыбки, понимали, какая наивная и добрая душа кроется под его угрюмой внешностью».
2. Какие факты биографии Салтыкова-Щедрина повлияли на формирование его мировоззрения?
♦ Его детство «на лоне крепостного права», помещичьего произвола и семейного деспотизма. Вот что вспоминает писатель о своем детстве: «Я видел глаза, которые ничего не могли выражать, кроме испуга, я слышал вопли, которые раздирали сердце. В царстве испуга, физического страдания и желудочного деспотизма нет ни одной подробности, которая бы минула меня, которая в свое время не причинила бы мне боли».
♦ На мировоззрение писателя оказала влияние учеба, а учился Салтыков-Щедрин в Московском дворянском институте, а затем в Царскосельском лицее, где когда-то получал знания великий Пушкин. Но за двадцать один год, прошедший после пушкинского выпуска, характер этого учебного заведения переменился: насаждался близкий к казарменному стиль жизни. Просвещенные преподаватели были изгнаны из лицея. «Для нас нанимали целую уйму Вральманов, Цыфиркиных, Кутейкиных… Вральманы пичкали нас коротенькими знаниями, а холоп высшей школы внушал, что цель знания есть исполнение начальственных предначертаний», — вспоминал писатель-сатирик об учебе в лицее.
Но, тем не менее, лицеисты жили напряженной духовной жизнью: читали запрещенную литературу, слушали пламенные речи В. Г. Белинского («То было время поклонения Белинскому»), спорили о будущем России. Знакомство Салтыкова с социалистом-утопистом М. В. Петрашевским переросло в дружбу.
♦ Необходимо сказать, что уже первые произведения (повести «Противоречия» (1847) и «Запутанное дело» (1848) затронули тему социального неравенства. Писатель выступил с критикой существующего строя. Естественно, прогрессивные идеи в первых произведениях привели в гнев реакционные круги общества. А Николай I усмотрел в повестях Салтыкова «стремление к распространению идей, потрясших уже всю Западную Европу».
По решению Николая I Салтыков был арестован и сослан в Вятку под надзор полиции. «Вятский плен» продолжался около восьми лет! После смерти Николая I Салтыков возвратился в Петербург с огромным «запасом» фактов и впечатлений из жизни господствующих классов.
♦ Впервые псевдонимом Николай Щедрин были подписаны «Губернские очерки», вышедшие в журнале «Русский вестник».
На мировоззрение писателя повлияло не только увлечение «писательством», но и работа в Министерстве внутренних дел. Справедливый и принципиальный, Салтыков-Щедрин держался решительно, ему удалось пресечь немало нарушений. Современник писателя С. Н. Егоров вспоминал: «Строгий в службе, он был в высшей степени правдив и человечен… Он ежедневно имел дело с каждым чиновником и всех знал. Несмотря на строгую и трудную службу, все его любили и ничем ради него не тяготились, потому что он всякого ценил по достоинству…» (см. по теме Литература №4) Служба для писателя закончилась. В чине действительного статского советника М. Е. Салтыков-Щедрин ушел в отставку. («Я — писатель, в этом мое призвание».)
♦ Знакомство с Некрасовым, работа в «Современнике» и «Отечественных записках» (журнальной деятельности Щедрин отдал все свои силы, знания и талант).
Салтыков-Щедрин стал примером для своих товарищей по журналам. (Некрасов: «Журнальное дело у нас всегда шло трудно… Салтыков нес его не только мужественно, но и доблестно, и мы тянулись за ним, как могли».) Происходило как бы взаимное влияние (Салтыков-Щедрин — товарищи по журналу).
3. Каким человеком представляется вам Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин — писатель-сатирик, критик и публицист?
♦ Салтыков-Щедрин — человек необычайной работоспособности. Работа для него — непреодолимая потребность. «Он не мог не писать: ни какие-нибудь дела, ни усталость и желание отдохнуть, ни знакомства и отношения, ни даже сама болезнь не могли удержать его от этого… он садился к письменному столу и писал своим сжатым почерком «страничку — другую», сколько мог» (С. Н. Кривенко).
♦ Салтыков-Щедрин представляется мне прямолинейным, настойчивым, умеющим сказать свое веское слово в защиту интересов русского мужика. Не случайно он вызывал ненависть официальных кругов России, которые называли его «вице-Робеспьером». Щедрин — создатель сатирических произведений.
4. Как вы понимаете слово «сатира»? (Сатира — обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления жизни в смешном, уродливом виде. Сатирик в сущности тот же врач. Медик ищет способы оздоровления человеческого организма, а сатирик определяет диагноз «социально-классовых болезней», которые обнаруживают себя в человеческих характерах и отношениях.)
Физиолог И. М. Сеченов называет Салтыкова-Щедрина «всеми уважаемым диагностом наших общественных зол и недугов».
II. Слово учителя
М. Е. Салтыкова-Щедрина всегда привлекали сказки своим юмором, осуждением зла, лени и трусости, прославлением добра, благородства.
Еще в 1869 г. Щедрин написал три сказки («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Пропала совесть»).
Инсценирование
1. Эпизод из сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» в исполнении 2 учащихся — двух генералов.
(Со слов «Странный, ваше превосходительство, мне нынче сон снился, — вижу, будто живу я на необитаемом острове…» до слов «С нами крестная сила! Ведь этак мы друг дуга съедим! И как мы попали сюда! Кто тот злодей, который над нами такую штуку сыграл!».)
2. Эпизод из сказки «Дикий помещик». Ученик в роли «одичавшего помещика».
«Кши… — бросился он на мышонка…»
«Нет, лучше совсем одичаю, лучше пусть буду с дикими зверьми по лесам скитаться, но да не скажет никто, что российский дворянин… от принципов отступил!»
Учитель. Вот вы и вспомнили героев щедринских сказок.
В 80-е годы ХIХ века Салтыков-Щедрин за короткий срок создал книгу сказок (около 30). «Голова до сих пор полна… между прочим, сказками… Надобно отказаться от этой книги, которая не повредила бы мне…» — писал сатирик.
80-е годы — «разгул» реакции, цензурные гонения, закрыты «Отечественные записки». У писателя, по его словам, «отняли, скомкали и запечатали душу». Обращение Щедрина к сказкам нельзя объяснять только произволом цензуры, более важными оказались содержательные возможности сказок.
Сказки были напечатаны с многозначительным подзаголовком «для детей изрядного возраста». Один из цензоров сказал: «То, что г. Салтыков называет сказками, вовсе не отвечает своему названию; его сказки — та же сатира, и сатира едкая… направленная против общественного и политического нашего устройства». Многие сказки так и не появились в печати при жизни писателя.
Запись в тетрадях:
«Сказки (для детей изрядного возраста)» — итог многолетних жизненных наблюдений Салтыкова-Щедрина, итог его творческого пути.
IV. Основные темы сказок
(Запись на доске.)
- Народ и самодержавие. («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат», «Сказка о ретивом начальнике».)
- Народ и господствующие классы. («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Коняга».)
- Народ и буржуазная обывательская интеллигенция («Премудрый пискарь», «Либерал», «Карась-идеалист», «Вяленая вобла».)
V. Работа над литературным терминами
Вопросы:
- Вспомните, что такое «гротеск». Приведите примеры гротеска из известных произведений Щедрина.
- Как вы понимаете смысл слов «сатира», «эзопов язык» или «эзопова речь»?
- Что такое «фантастика», «пародия», «ирония», «сарказм», «литота»?
Фантастика — несуществующее в действительности, выдуманное. Преувеличивая или преуменьшая, выдумывая неожиданное сочетание деталей, сатирик выявляет скрытые в обыденной жизни пороки и делает их в то же время смешными.
Пародия (от греч. parodia — перепев, противопеснь) — произведение, подражающее другому произведению, автору или течению с целью их осмеяния. Пародия состоит в «передразнивании», «переворачивании» оригинала, сведении его «высокого», серьезного образного языка в низкий смешной план.
Ирония (от греч. eironeia— притворство, насмешка) — отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние. Комический эффект в ироническом высказывании достигается тем, что истинный смысл события замаскирован. При иронии высказывается прямо противоположное тому, что подразумевается.
Сарказм(от греч. sarkasmas— издевательство) — едкая язвительная насмешка, с откровенно обличительным, сатирическим смыслом. Сарказм — разновидность иронии. В сарказме – крайняя степень эмоционального отношения, высокий пафос отрицания, переходящий в негодование.
Литота (от греч. litotes— простота) — это образное выражение, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета или явления.
Эзопов язык — вынужденное иносказание, художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими насмешками. Выражение восходит к легендарному образу древнегреческого поэта VI века до н. э. Эзопа, создателя жанра басни. Раб по происхождению, Эзоп, чтобы говорить правду о современниках, вынужден был прибегать к аллегорическим образам животных, птиц. Эзопова речь — своеобразная форма сатирической речи. Это целая система обманных сатирических приемов, призванных выразить художественно-публицистическую мысль не прямо, а иносказательно.
VI. Анализ сказок Салтыкова-Щедрина
1. «Премудрый пискарь» (1882-1883)
Время написания и публикации сказки — трудная пора реакции и террора в стране. Салтыков-Щедрин: «Уж очень худое время наступает». В нравственную атмосферу жизни проникают недоверие, подозрительность, трусость, равнодушие.
Вопросы:
— Какое впечатление произвела на вас эта сказка? (Учащиеся зачитывают написанные дома свои впечатления о сказке.)
— Как вы понимаете смысл заглавия сказки «Премудрый пискарь»? Что означает эпитет «премудрый»? (Синоним — умный, рассудительный. Антоним — глупый, бестолковый. Смысл, который вкладывает автор в слово «премудрый», бесспорно, ироничный.)
— Какие советы дает своему сыну старый пискарь? («Гляди в оба…»)
— А какие заветы оставляют своим детям другие отцы — герои классических произведений русской литературы?
Чичиков (ученик в костюме): «Копи копейку, копейка не выдаст».
Молчалин (ученик в роли); «Угождать всем людям без изъятья…»
Петр Гринёв (ученик в роли): «Береги платье снову, а честь смолоду».
Чичиков, Молчалин и Гринев (ученики), поклонившись, уходят.
— К какому из «советов» ближе поучение старого пискаря? (Жизненная позиция пискаря не совпадает ни с позицией Чичикова и Молчалина, ни с позицией Гринева.)
— Какова жизненная позиция пискаря? (См. цитату в тексте.) Итог жизни пискаря? Что за мысли «посещают» его перед смертью?
— Почему, на ваш взгляд, сатирик прибегает к иносказанию и изображает не человека, а рыбу, наделенную обывательскими чертами?
Выводы (записать в тетради):
М. Е. Салтыков-Щедрин пишет: «И прожил премудрый пискарь таким родом с лишком сто лет. Все дрожал, все дрожал. Ни друзей у него, ни родных; ни он к кому, ни к нему кто… только дрожит да одну думу думает: слава богу! кажется, жив!» Изображением жалкой участи трусливого пискаря, замуровавшего себя в тесную норку, сатирик высказал свое презрение всем тем, кто, покоряясь инстинкту самосохранения, уходил от общественной жизни в узкий мир личных интересов. Салтыков-Щедрин приписал мелкой и жалкой рыбешке человеческие черты и вместе с тем показал, что человеку присущи «рыбьи» черты.
Писатель напомнил современникам (и современным читателям) о цене человеческой жизни, о ее смысле, о человеческом достоинстве, о мужестве и чести.
(«Премудрость» пискаря, его обывательское равнодушие, трусость лишают человеческую жизнь всякого смысла, «умерщвляют ум, честь и совесть».)
2. «Вяленая вобла» (1884)
Сказка была написана для февральского журнала «Отечественные записки» за 1884 год, но была изъята по требованию цензуры. Писатель трижды (без успеха) пытался напечатать сказку в России. Удалось это сделать лишь в 1906 г. в смягченной редакции под заглавием «Мала рыбка, а лучше большого таракана».
Вопросы:
— С чего начинается сказка? (Все высушено, и мозги тоже, все выветрилось.)
— Как жила вобла? Как объясняет свой ум-разум? (Умна, что вовремя провялили, лишили мыслей, чувств, совести. «Теперь у меня ни лишних мыслей, ни лишних чувств, ни лишней совести — ничего такого не будет!» Как рефрен звучат слова: «Уши выше лба не растут».)
— Какие явления современной действительности высмеивает сатирик в этой сказке?
Проповедью идеала аккуратности и умеренности во имя сохранения, своими спасительными речами вобла оправдывает и прославляет низменное существование трусливых и жалких «премудрых пискарей». Процесс «вяления», омертвения и оподления душ показывает сатирик.
Пошлые речи и призывы воблы помогали людям, утратившим гражданское достоинство, «жить», ни о чем не думая, не заглядывая в будущее.
3. «Медведь на воеводстве» (1884)
Вопросы:
— Каковы впечатления от прочитанной сказки? Зачитайте.
— Как автор называет Топтыгина I? («Гнилой чурбан», «негодяй» и т. д. Но предварительно сатирик «превратил» царского сановника в медведя.)
— Расскажите о судьбе Топтыгиных. Чего же им надо? («Кровопролитиев» — вот что нужно. Судьба Топтыгина I— «погорел на ерунде», хоть потом все погромил — был отчислен. Топтыгин II -распоясался, все уничтожил, но мужиков «взорвало», они и проучили его рогатиной. Толпыгин III выбрал золотую средину: ничего не делал, но и его «настигла участь всех пушных зверей».)
Учитель. Политический смысл сказки был понятен современникам писателя. Сказка была написана спустя три года после убийства Александра II. По требованию цензуры произведение Щедрина было изъято из журнала «Отечественные записки».
— Какие же явления современной действительности высмеял сатирик? Против кого направлена сказка?
Выводы. М. Е. Салтыков-Щедрин вводит в мир сказки злободневные политические мотивы, раскрывает сложные проблемы современности. Медведь под пером сатирика приобретает черты мракобеса-администратора, который притесняет народ, истребляет крамолу, уничтожает просвещение.
VII. Художественное своеобразие сказок
(Доклад ученика или сообщение.)
♦ Сказки Салтыкова-Щедрина — политические сказки-сатиры, но они связаны с устным народным творчеством. Писатель использует традиционные сказочные образы, сказочные формулы и зачины, а также пословицы и поговорки.
♦ Будучи писателем-реалистом, Щедрин создал множество типических образов, художественных обобщений. В сказках сочетается реальное и фантастическое, сказочное. Писатель мастерски пользуется эзоповской манерой письма («эзопов язык»), прибегает к «заострению образов» с помощью гипербол, гротеска, иронии.
Домашнее задание
1. Прочитать сказки «Верный Трезор», «Коняга», «Карась-идеалист».
2. Письменно проанализировать одну из прочитанных сказок.
Литература
1. Салтыков-Щедрин М. Е. Собрание сочинений в 10 томах. Т. 8. М: Правда, 1988.
2. Бушмин А. С. Сказки Салтыкова-Щедрина. 2-е изд. Л.: Ху-дож. лит., 1976.
3. Лебедев Ю. В. Литература: Учеб. пособие для уч-ся 10 кл. сред, школы. Ч. 2. М: Просвещение, 1996.
4. Прозоров В. В. Произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина в школьном изучении. Л.: Просвещение: Ленинград, 1989.