Слайд 1
Сочинение по картине М.В.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке». Литературное чтение 4 класс
Слайд 2
В. М. Васнецов — известный русский художник XIX века. Сюжеты многих его картин взяты из устного народного творчества. Его перу принадлежат полотна «Богатыри», «Алёнушка» и многих других. «Ивана Царевича на сером волке» Васнецов писал в Киеве, во Владимирском соборе, в 1889 году. Это был для него своеобразный отдых. Он вспоминал свое детство, таинственную сказочность дремучего леса, любимую, такую волшебно-прекрасную русскую народную сказку. Он избрал волнующий момент, когда Иван Царевич с Еленой Прекрасной спасаются от погони. Чудесно передал тревожность и загадочность момента.
Слайд 4
Словарная работа Голевой — вытканная золотыми нитями ткань. Кафтан — старинная мужская верхняя долгополая одежда. Кушак — пояс из куска ткани или связанный из шнура. Парча — плотная узорчатая шёлковая ткань, вытканная золотыми и серебряными нитями. Сафьяновый — сделанный из сафьяна, из кожи высокого качества. Червлёный — красный, багряный. Яхонт — старинное название драгоценных камней — рубина и сапфира.
Слайд 5
Подготовительные упражнения Рассмотрите картину, определите её тему. Назовите предметы и героев, которые изображены на картине. Составьте предложения. Опишите, что вы видите на переднем плане, на заднем плане, в центре картины, слева, справа. Опишите ситуацию, изображённую на картине. Опишите персонажей картины: их лица, руки, одежду, позу, состояние. Выразите своё отношение к героям, к картине. Опишите чувства, которые вызывает у вас эта картина.
Слайд 6
Вопросы по картине: Нравится ли вам цветовой контраст пейзажа? Какое слово в названии картины несёт наибольшую смысловую нагрузку? Какие изобразительно — выразительные средства использует художник? Какое значение имеет фон картины? Как художник относится к своим героям? Почему? Много ли на картине света, воздуха? К какому жанру вы отнесёте эту картину? Как художнику удалось изобразить природу? Какова основная мысль картины?
Слайд 7
План Художник — сказочник. Главные герои картины, их облик, мысли, чувства. 3. Тайны волшебного леса. 4. Вера в счастливый конец.
Слайд 8
Елена Прекрасная: грустная, печальная, задумчивая, невесёлая, опечаленная, молодая, прекрасная. Иван-царевич: смелый, мужественный, безбоязненный, правильные черты лица, губы сжаты, будущий богатырь земли русской .
Слайд 9
Лес: дремучий, глухой, густой, древний, вековой, косматый мох, чёрная тина болота.
Слайд 10
Серый волк: волшебный помощник, человеческие глаза, мчащийся через лес, быстро мчится. Скачка: быстрая, стремительная.
Слайд 11
Цветущая яблоня: светлые краски надежды, вера в счастливое будущее
Развитие речи. Сочинение — отзыв по репродукции картины В. М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке».
Вастьянова Л. Л.,
учитель начальных классов
МБОУ «Мамонтовская СОШ»
Мамонтовского района
Алтайского края
2020 год
Русский язык 4 класс
УМК «Школа России»
Сижу правильно,
пишу красиво!
Десятое ноября.
Работа по развитию речи.
Где работают дружно,
Где работают дружно,
А спорят по делу,
Там и сказке можно
Появиться смело!
Картинная галерея учебника
В. М. Васнецов «Иван царевич на Сером волке»
«Иван Царевич и Серый волк»
русская народная сказка
Виктор Михайлович Васнецов – художник — сказочник, создавший картины — сказки, картины — былины: «Алёнушка», «Богатыри», «Иван Царевич на Сером Волке».
Виктор Михайлович Васнецов – художник — сказочник, создавший картины — сказки, картины — былины: «Алёнушка», «Богатыри», «Иван Царевич на Сером Волке».
Художник называл себя «сказочником», «былинником», «гусляром».
В. М. Васнецов «Богатыри»
В. М. Васнецов «Алёнушка»
В. М. Васнецов «Снегурочка»
В. М. Васнецов
«Ковёр — самолёт»
В. М. Васнецов «Иван Царевич на Сером волке»
Картина В. М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке» переносит нас в область фантастики, в сказочный мир. Она написана на сюжет одной из его любимых русских народных сказок. Какой эпизод из сказки вы вспомнили?
1889 г. Холст, масло.
249 x 187 см
Третьяковская галерея
На полотне изображён эпизод из сказки, когда Иван Царевич и Елена Прекрасная спасаются от настигающей их погони на Сером волке.
На полотне изображён эпизод из сказки, когда Иван Царевич и Елена Прекрасная спасаются от настигающей их погони на Сером волке.
В. М. Васнецов «Иван Царевич на Сером волке»
Каким художник изобразил момент побега Ивана Царевича и Елены Прекрасной на верном Сером волке?
- Каким художник изобразил момент побега Ивана Царевича и Елены Прекрасной на верном Сером волке?
- Какими вы увидели главных персонажей картины, природу (дремучий лес, деревья, цветы дикой яблони, небо)?
- Понравилась ли вам картина? Чем?
Один из ценителей искусства русских художников — Савва Иванович Мамонтов — с восторгом высказал в письме к В. М. Васнецову своё впечатление о картине «Иван Царевич на Сером волке».
Один из ценителей искусства русских художников — Савва Иванович Мамонтов — с восторгом высказал в письме к В. М. Васнецову своё впечатление о картине «Иван Царевич на Сером волке».
Са́вва Ива́нович Ма́монтов
(1841 – 1918) — русский предприниматель и меценат. Представитель купеческой династии Мамонтовых.
«Твой Царевич на волке привёл меня в восторг; я всё кругом забыл. Я ушёл в этот лес, я надышался этим воздухом, нанюхался этих цветов! Всё это моё, родное, хорошее! Я просто ожил!.. Пусть говорят, что в картине много недостатков, неверностей, я не буду спорить, но пусть кто — нибудь другой так просто и непосредственно повлияет на мою душу как твоя картина. Вот где поэзия! Молодец!»
«Твой Царевич на волке привёл меня в восторг; я всё кругом забыл. Я ушёл в этот лес, я надышался этим воздухом, нанюхался этих цветов! Всё это моё, родное, хорошее! Я просто ожил!.. Пусть говорят, что в картине много недостатков, неверностей, я не буду спорить, но пусть кто — нибудь другой так просто и непосредственно повлияет на мою душу как твоя картина. Вот где поэзия! Молодец!»
Составьте свой текст — отзыв о картине. Можете начать своё сочинение первым предложением из текста.
- Составьте свой текст — отзыв о картине. Можете начать своё сочинение первым предложением из текста.
Сочинение – отзыв по репродукции картины
В. М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке»
Один из ценителей искусства русских художников — Савва Иванович Мамонтов — с восторгом высказал в письме к В. М. Васнецову своё впечатление о картине «Иван Царевич на Сером волке».
Один из ценителей искусства русских художников — Савва Иванович Мамонтов — с восторгом высказал в письме к В. М. Васнецову своё впечатление о картине «Иван Царевич на Сером волке».
Начало текста отзыва
- Как продолжим работу в следующей части?
Художник — сказочник
Художник — сказочник
Написал в 1889 году, к сказке, изображён побег
Картину «Иван Царевич на Сером волке» написал В. М. Васнецов к русской народной сказке «Иван Царевич и Серый волк». Здесь изображён побег Ивана Царевича и Елены Прекрасной на Сером волке.
- Как продолжим работу в следующей части?
Главные герои картины
Главные герои картины
Иван Царевич: смелый, храбрый, обнял, готов защитить от врагов
- Напишите о героях картины 5 — 6 предложений.
Елена Прекрасная: задумчивая, уставшая, печальная, испуганная
Волк: огромный, сильный, быстро, стремительно мчится, волшебный помощник
Описание природы
Описание природы
Дремучий, глухой, древний лес, высокие деревья, деревья — великаны, внизу чёрное болото, рядом с героями цветущая яблонька
- Как продолжим работу в следующей части?
- Напишите об объектах природы 3 – 4 предложения.
Моё отношение к картине
Моё отношение к картине
Когда я смотрю на картину, у меня возникает ощущение, что я погружаюсь в сказку.
- Как завершим работу?
- Напишите в заключительной части 1 – 2 предложения.
Я переживаю за героев картины. Они будут спасены, будут жить долго и счастливо, как в сказке.
Мне понравилась эта картина тем, что она наполнена загадочной атмосферой, волшебством, самой сказкой.
Подведём итоги работы
- Какой вид работы выполняли на уроке?
- Что узнали о картине и художнике?
Проверяем работу!
- Прочитайте написанное, получился ли у вас текст?
- Проверьте количество частей. Каждая часть текста написана с красной строки.
- Проверьте написание слов с орфограммами, в случае затруднения спросите у учителя.
- Работа оформлена аккуратно.
!
?
!
?
!
?
!
?
Благодарю за работу
на уроке!
Интернет источники
- http://linda6035.ucoz.ru/ (источник шаблона)
- gk170.ru
- antalyaelitestroy.ru
- https://volzsky-klass.ru/kanakina-4-klass-uchebnik-1-upr-133-s-77/
- foma.ru
- tourister.ru
- арт-лайт.рф
- zharptica8.ru
- good-podarki.ru
- tumen.bezformata.com
Использованная литература
- Бубнова И.А., Архипова Ю.И., Роговцева Н.И. Русский язык: Поурочные разработки: Технологические карты уроков: 3 класс. – М., Просвещение, 2014
- Канакина В.П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Ч. 1 – М.: Просвещение, 2018
Сочинение-отзыв по репродукции картины
В.М. Васнецова «Иван царевич на Сером волке»
Мир живописи богат и сложен. Живопись подразделяется на следующие жанры: пейзаж (изображение природы), натюрморт (изображение различных предметов, цветов, фруктов), портрет (изображение человека). Главный признак, отличающий живопись от графики или скульптуры, — цвет. Только в живописи цвет играет основную роль, донося до нас все красочное богатство мира.
С детских лет слышал Виктор Васнецов былины и сказки о
русских богатырях, протяжные грустные песни, которые пели девушки. С 1868 по 1875 год Виктор Михайлович учился в
Петербургской академии художеств. Однако только в Москве он полностью нашёл себя как художник.
Портрет В. М. Васнецова.
Художник Н. Д. Кузнецов
По мотивам русских народных сказок и былин В.М. Васнецов создаёт такие картины как «Алёнушка», «Ковёр-самолёт», «Три царевны», «Витязь на распутье», «Три богатыря», «Спящая царевна», «Иван-царевич на Сером волке» и другие.
Спящая царевна
Три богатыря.
Алёнушка.
Баба-Яга.
Кащей Бессмертный
В. М. Васнецов «Иван Царевич на Сером Волке»
Сафьяновый – сделанный из сафьяна, то есть из кожи высокого качества (обычно коз или овец). Сафьяновые сапожки. Скатный – крупный, ровный, высокого качества (о жемчуге). Скатный жемчуг. Парча – плотная узорчатая шелковая ткань, вытканная золотыми и серебряными нитями. Платье из парчи. Голевой – вытканный золотыми нитями. Голевая парча.
Кафтан – старинная мужская верхняя долгополая одежда. Новый кафтан Кушак – пояс из куска ткани или связанный из шнура. Подпоясаться кушаком. Яхонт – старинное название драгоценных камней – рубина и сапфира. Глаза, как яхонты, горят. Червленый – 1. Багряный, ярко-красный. 2. Красивый. Червленый щит.
- Рассмотрите картину, определите её тему.
- Эпизод какой сказки здесь изображён?
- Назовите предметы и героев, которые изображены на картине.
Опишите, что вы видите на переднем плане, на заднем плане, в центре картины, слева, справа.
- Опишите ситуацию, изображенную на картине.
- Опишите персонажей картины: их лица, волосы, руки, одежду, позу, состояние.
- Выразите свое отношение к героям, к картине.
- Опишите чувства, которые вызывает у вас эта картина.
Вопросы по картине:
К какому жанру вы отнесете эту картину?
Нравится ли вам цветовой контраст пейзажа?
Что изображено в нижней части картины?
Какое настроение создаёт этот пейзаж?
Что изображено в центре картины?
Какие изобразительно – выразительные средства использует художник?
Как интерьер характеризует героев?
Какое значение имеет фон картины?
Опишите верхнюю часть картины?
Как художник относится к своим героям? Почему?
Много ли на картине света, воздуха?
Как художнику удалось изобразить природу?
Какова основная мысль картины?
1. Художник-сказочник.
2. Главные герои картины,
их облик, мысли, чувства.
3. Тайны волшебного леса.
4. Вера в счастливый конец.
Иван-царевич: смелый, мужественный, безбоязненный, правильные черты лица, губы сжаты, будущий богатырь земли русской.
Иван-царевич одет в парчовый кафтан (расшитый золотом кафтан), подпоясан синим кушаком. На руках у него узорчатые рукавицы. Голову покрывает царская шапка, отороченная мехом. На ногах – красные сафьяновые сапоги. Червлёный меч словно догоняет хозяина на лету.
Елена Прекрасная : грустная, печальная, задумчивая, невеселая, опечаленная, молодая, прекрасная.
Елена Прекрасная положила голову на плечо Ивана-царевича. Её руки лежат на коленях. Вся поза передаёт страх, покорность. Густые шёлковые волосы героини развеваются на ветру. На Елене Прекрасной голубое атласное (шелковое) платье с узким поясом, украшенным камнями. Платье девушки украшает широкая золотая кайма. На голове её драгоценный яхонтовый убор (яхонтовая корона). На шее ожерелье из скатного жемчуга. Ножки обуты в расшитые золотом сапожки (сафьяновые сапожки).
Скачка: быстрая, стремительная.
Лес: дремучий, глухой, густой, древний, вековой, косматый мох, черная тина болота .
Серый волк:
волшебный помощник, человеческие глаза, мчащийся через лес, быстро мчится.
Примерное сочинение
В 1889 году Васнецов написал картину « Иван – царевич на Сером волке». В ней художник обратился к сюжету известной сказки: Серый волк помогает Ивану-царевичу совершить множество трудных дел, выпавших на его долю. В картине Васнецова царевич, бережно обняв Елену Прекрасную, скачет на Сером волке сквозь дремучую чащу расступающегося перед ним сказочного леса.
Вертикальная композиция картины рождает ощущение опасности, неизвестности. По позе, по выражению лица Ивана-царевича видно, что он боится погони, настороженно и внимательно смотрит вокруг. Лицо спасителя выражает тревогу и в то же время отвагу. Он нежно обнял свою суженую, готов защитить ее от недруга. Царевна обессилена. Измученная скачкой, она безвольно опустила руки и доверчиво прижалась к груди защитника.
Серый волк быстро мчится вперед. Широко раскинуты лапы волка, стелется по ветру длинный пушистый хвост. Острые волчьи глаза зорко глядят, выбирая дорогу. По раскрытой пасти волка и высунутому языку чувствуется, что он держится из последних сил. В то же время мы ощущаем и могучую силу зверя.
Все герои заключены как бы в красный четырехугольник: красная шапка героя, красные ножны, красные сапоги, красный язык Серого волка. Красный цвет помогает художнику выразить тревогу, ощущение опасности.
Деревья-великаны могучего леса встают непроходимой стеной. Но перед добрыми героями заповедный лес расступается. Как в сказке, он помогает им. А яблонька становится символом счастья, светлого предзнаменования, предвестием хорошего конца. Образом цветущей яблони художник привносит в полотно свою веру в справедливость жизни.
Презентация по русскому языку » сочинение — отзыв по картине В.М. Васнецова » Иван Царевич на Сером волке»
Слайд 1Сочинение-отзыв по картине В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке» Подготовила учитель начальных классов МКОУ Михайловская СОШ Кантемировский район Воронежская область Фурса Любовь Вениаминовна
Слайд 2Цели: учить определять тему, структурные компоненты текста, соотносить текст и содержание картины. Осмысливать содержание картины, совершенствовать умение подбирать необходимые для описания и повествования слова, развивать воображение, расширять словарный запас. Формируемые УУД: предметные-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; коммуникативные – владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; регулятивные – составление плана и последовательности действий; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном, внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; личностные – установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Ход урока. Орг. м омент. Работа по теме урока. Работа по учебнику. Упр.134.(с 77) — Прочитайте, как отозвался о картине один из ценителей русской живописи, меценат С. И. Мамонтов. — Сегодня на уроке мы будем учиться писать сочинение по репродукции картины.
Слайд 3Савва Иванович Мамонтов Савва Иванович Мамонтов – крупный промышленник, меценат, деятель в области русского искусства, театра и музыки. Отец его тоже был богатым промышленником. В доме его родителей музицировали, обсуждали спектакли, принимали художников, музыкантов, театральных деятелей.
Слайд 4Абрамцево Занимаясь предпринимательством, Савва Иванович не забыл своё увлечение искусством. Его подмосковное имение Абрамцево стало центром художественной жизни.
Слайд 5При поддержки Саввы Мамонтова были созданы художественные мастерские, развивавшие традиции народного творчества и ремёсел. С. И. Мамонтов оказывал поддержку молодым талантливым художникам, скульпторам, композиторам, музыкантам, актёрам. В его имении работали и отдыхали выдающиеся русские художники. Здесь же устраивались совместные чтения произведений, был организован домашний театр, где ставили любительские спектакли. Познакомимся с одним из гостей подробнее.
Слайд 6Виктор Михайлович Васнецов
Слайд 7Родина художника В.М. Васнецов родился в Вятской губернии. Его отец, священник, привил своим сыновьям, будущим художникам, чувство любви к русской природе, фольклору. С детских лет слышали они былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые пели девушки. Это оказало влияние на развитие таланта, на выбор жизненного пути.
Слайд 8Васнецов учился в Петербургской академии художеств. Однако только в Москве полностью раскрылся его талант как художника. А в знаменитом Абрамцеве работал Васнецов над своими широко известными картинами .
Слайд 10- Эпизод какой сказки здесь изображён? — Как х удожник изобразил побег Ивана Царевича и Елены Прекрасной? — Как картины природы, лица героев, поза передают их чувства? — Вспомните, что такое пейзаж? — Что такое портрет? — Посмотрите внимательно на картину. Как вы думаете, к какому жанру живописи её можно отнести? Вывод: Трудно отнести картину к одному жанру – так тесно переплелись здесь природа и человек. Главный признак живописных полотен – цвет. В живописи цвет играет основную роль. Он доносит до зрителя всё богатство и разнообразие красок окружающего мира. Беседа по картине
Слайд 11Рассмотрим картину подробно. — Что изображено в нижней части картины? -Какое настроение создаёт этот пейзаж? — Что изображено в центре картины? -Опишите персонажей картины: их лица, волосы, руки, одежду, позы. — Опишите верхнюю часть картины. — Какое значение имеет цветовой контраст пейзажа? — Какое значение имеет фон картины? — Как художник относится к своим героям? — Для чего художник изобразил яблоньку? — Какова основная мысль картины? -Опишите чувства, которые вызывает у вас картина .
Слайд 12Примерный план. 1. Художник-сказочник. 2. Главные герои картины. 3. Волшебный лес. 4. Добро побеждает зло. Составление плана сочинения
Слайд 13Словарно-орфографическая работа. Работа над сочинением. ( Написание сочинения на черновиках). Рефлексия. (Чтение и анализ нескольких сочинений). Подведение итогов урока. Домашнее задание. ( Переписать сочинение на чистовик.)
Слайд 14Интернет – ресурсы: