Слайд 1
Описание внешности и характера человека Сочинение-описание 7 класс Кутергина С.П., учитель русского языка и литературы КОГОБУ ШИ ОВЗ №1 г . Нолинска Кировской области
Слайд 2
Сочинение-описание внешности и характера человека может быть построено по-разному: 1) Простое описание . «Мой брат», Моя соседка по парте» 2) Описание по ощущению , впечатлению . «Мой любимый тренер», «Мой герой». 3) Описание части . «Бабушкины руки», «Добрые глаза моей сестры Маши». Разберёмся по порядку.
Слайд 3
Кто перед вами? Опишите внешность и характер этого человека.
Слайд 4
Как вы озаглавили бы своё сочинение-описание султана? Можно просто описать внешность человека: — черты его лица, мимику, взгляд, -позу, -одеяние … Вы можете рассказать, какое впечатление произвела на вас фотография султана Бухары , жившего 100 лет назад : удивление, восхищение, интерес…
Слайд 5
Как вы озаглавили бы своё сочинение-описание царя? Какое впечатление производит на вас портрет царя Алексея Михайловича, жившего более 300 лет назад : удивление, восхищение, интерес…
Слайд 6
Как вы сформулируете тему сочинения? Что это за описание? Что изображено на фотографии?
Слайд 7
Что значит «добрые руки»? Это описание части целого . Заголовок может быть таким: «Добрые руки доктора» «Бабушкины руки» «Руки моей сестры»
Слайд 8
Сформулируйте тему сочинения. Рассмотрите фотографии
Слайд 9
Начнём с простого описания. Тема: 1) Мой младший брат. 2)Моя соседка по парте. 3) Моя замечательная соседка. Какая из тем предполагает простое описание? Какая – описание по ощущению?
Слайд 10
Возьмём тему « Мой друг » План сочинения — описания : Наблюдения. Ощущения. Авторитетное мнение. Вводная часть. Моё мнение.
Слайд 11
Это стандартное начало сочинения. 1) Вводная часть . Я хочу рассказать о своём друге.
Слайд 12
Ключевые слова могут быть разными в зависимости от характера и внешности героя. 2) Наблюдения . а ) Высокого роста, худощавый юноша, большие карие глаза, прямой нос, густые брови, вьющиеся русые волосы, мускулистые руки, пружинистая спортивная походка… б) спокойный голос, смотрит смело, одобрительно подмигивает… в) насвистывает, прищелкивает пальцами, напевает, пританцовывает…
Слайд 13
Каков характер твоего друга? 3) Ощущения . Весёлый, умный, находит выход из любого положения, надёжный, выполняет обещания, защищает слабого.
Слайд 14
А как окружающие относятся к твоему другу? 4) Авторитетное мнение ( мнение окружающих). Пользуется авторитетом, служит примером, не всегда поступает так, как советуют взрослые, признаёт свои ошибки.
Слайд 15
А как ты относишься к своему другу? 5) Моё мнение . Очень близкий человек, хочется почаще видеться, перенимать хорошие привычки, подражать.
Слайд 16
Мой друг . 1) Я хочу рассказать о моём друге Никите. Он на два года старше меня. 2) Никита — худощавый юноша высокого роста. У него прищуренные карие глаза, прямой нос, густые брови, вьющиеся русые волосы. Друг занимается спортом, поэтому у него мускулистые руки и пружинистая спортивная походка. Никита любит слушать музыку и частенько напевает, пританцовывает, прищёлкивает пальцами.
Слайд 17
Никита Мой друг весёлый и умный парень. Он находит выход из любого положения. Никита – надёжный товарищ и обязательно выполняет свои обещания. Он смелый, всегда сумеет защитить слабого. 3) Никита не всегда поступает так, как советуют взрослые. Но сам признаёт свои ошибки. Мой друг справедлив. Среди друзей он пользуется авторитетом, а для меня всегда служит примером. 4) Никита- самый лучший мой друг. Мне хочется почаще быть рядом с ним, перенимать его привычки, подражать ему.
Слайд 18
Дерзайте! Задание: Подготовьте материалы для сочинения – описания внешности вашего друга или подруги. Сколько будет частей в вашем сочинении? К каждой части подберите опорные слова и выражения, характеризующие вашего друга.
Слайд 19
Спасибо за внимание!
Слайд 20
Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы первой категории коррекционной школы V вида города Нолинска Кировской области Кутергина Светлана Павловна.
Слайд 21
Библиография: 1)С.И.Львова. «Настольная книга учитля русского языка. 5-11 классы». Москва. Эксмо . 2007 2) И.О.Родин, Т.М.Пименова «Сочинения. Правила составления текстов. Полный курс. 5-6 классы» М. Астрель . АСТ.2003.
Слайд 22
Спасибо за внимание!
- <number>
- Урок развития речи
- Описание внешности человека.
- 7 класс
- <number>
- Твоя красота- это твой внутренний мир, и как ты над ним работаешь, как ты себя хранишь, какую ты имеешь внутри себя культуру, так ты и выглядишь.
- <number>
- Констанс Мари Шарпантье.
- Мадемуазель Шарлотта дю Валь Дьонь
- Почему картину можно назвать портретом?
- Опишите внешность художницы.
- Расскажите о героине картины.
- Портреты 18 века.
- <number>
- Боровиковский В.Л.
- Портрет М.И.Лопухиной
- Она давно прошла, и нет уже тех глаз
- И той улыбки нет, что молча выражали
- Страданье – тень любви, и мысли – тень печали.
- Но красоту ее Боровиковский спас.
- Так часть души ее от нас не улетела,
- И будет этот взгляд, и эта прелесть тела
- К ней равнодушное потомство привлекать,
- Уча его любить, страдать, прощать.
- <number>
- Валентин Александрович Серов. Девочка с персиками.
- Опишите лицо и позу девочки.
- Ответьте на вопрос: чувствуем ли мы, что девочка позирует художнику.
- Какими деталями достигается данный эффект?
- Портрет 20 века.
Смуглая девочка в светлой с бантом кофточке сидит за столом. У девочки нежная кожа, темные, с синеватыми белками глаза и такие же темные волосы.
- Смуглая девочка в светлой с бантом кофточке сидит за столом. У девочки нежная кожа, темные, с синеватыми белками глаза и такие же темные волосы.
- Просто, с едва заметной улыбкой, смотрит она на нас. В руке у нее персик, на скатерти рядом – персики, нож, кленовые листья.
- Нам кажется — она присела на миг, машинально взяла в руку персик, а через мгновение убежит в сад.
- <number>
Старик был худ и изможден, затылок его прорезали глубокие морщины, а щеки были покрыты коричневыми пятнами неопасного кожного рака, который вызывают солнечные лучи, отраженные гладью тропического моря. Пятна спускались по щекам до самой шеи, на руках виднелись глубокие шрамы, прорезанные бечевой, когда он вытаскивал крупную рыбу.
- Старик был худ и изможден, затылок его прорезали глубокие морщины, а щеки были покрыты коричневыми пятнами неопасного кожного рака, который вызывают солнечные лучи, отраженные гладью тропического моря. Пятна спускались по щекам до самой шеи, на руках виднелись глубокие шрамы, прорезанные бечевой, когда он вытаскивал крупную рыбу.
- <number>
- <number>
- Викторина.
- Задание: Определить, о портретах каких литературных героев идет речь в данных отрывках, ответить на вопросы: какие элементы внешности использованы автором при описании героев? Что сразу бросается в глаза?
- <number>
- викторина
- 1.Он был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый, но сильный. «Мужичок в мешочке», улыбаясь, называли его между собой учителя в школе. Был он в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у сестры, глядел вверх .
- <number>
- викторина
- 2.Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая. До меня доходил запах духов от нее, который я принимал за самое дыхание.
- <number>
- викторина
- 3.Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был мужчина двенадцати вершков роста, глухонемой от рождения. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках… Славный он был мужик.
- <number>
- викторина
- 4. Месяц под косой блестит,
- А во лбу звезда горит,
- А сама – то величава,
- Выступает, будто пава,
- А как речь – то говорит,
- Словно реченька блестит.
Описание внешности человека включает в себя:
- 1. Что бросается в глаза в первый момент встречи с героем (общее впечатление).
- 2. Возраст.
- 3. Описание фигуры, позы, роста, рук, походки.
- 4. Описание лица:
- а) глаза, их выражение, взгляд;
- б) улыбка;
- в) описание рта;
- г) описание щек, носа;
- д) описание прически (цвет волос, длина волос).
- 5. Описание одежды.
- 6. Настроение.
- 7. Занятие, изменение внешности в момент какого-либо действия и т.д.
- 8. Отношение к людям.
- <number>
|
|
|
|
|
|
- Глаза – это зеркало души.
- Варианты описания глаз
Глаза
- Вот ряд слов, используемых в речи при описании глаз. Выпишите из них те, которые характеризуют не сами глаза, а взгляд. Запишите их, согласуя со словом «взгляд»:
- Бесцветные, быстрые, блестящие, открытые, лучистые, озорные, правдивые, голубовато-серые, скорбные, удивлённые, изучающие, васильковые, ясные, гневные, беспокойные, беззаботные, большие, внимательные, добрые.
Лицо
- Перед вами ряд определений к слову «лицо». Выпишите из них те, которые помогают отразить состояние человека.
- Круглое, худощавое, грустное, грустное, побелевшее, багровое, краснощёкое, заспанное, испуганное, серьёзное, волевое, сосредоточенное, открытое, доброе, обиженное, порозовевшее, кумачовое, хмурое, злое, виноватое.
По цвету волос – черноволосый, белокурый, шатен, брюнет, блондин.
- По цвету волос – черноволосый, белокурый, шатен, брюнет, блондин.
- Нос – с горбинкой, прямой…
- Губы – полные, превосходно очерченные, пунцовые…
- Улыбка – неожиданная, добрая, открытая, очаровательная, наивная…
Способы выражения личного отношения к описываемому
- Мне нравится…
- Я люблю…
- Восхищает…
- Привлекает…
- Удивляет…
- Используйте изобразительно-выразительные средства языка (эпитеты, сравнения, метафоры, слова с суффиксами различных значений).
Определите основную мысль, авторскую позицию в своем сочинении и тон (серьезный, шутливый, грустный).
- Определите основную мысль, авторскую позицию в своем сочинении и тон (серьезный, шутливый, грустный).
- Озаглавьте свое сочинение («Мой лучший друг», «А все-таки он большой чудак», «Настоящий друг.»)
- Помните!
- Написать надо обо всем, что есть примечательного в наружности этого человека.
- Выделить те компоненты портрета, которые помогут раскрыть внутренний мир описываемого вами человека.
- Сопоставьте внешность с нравственными качествами описываемого человека.
- При описании человека обратите внимание на изменение его лица, выражения глаз, улыбки, позы в разные моменты жизни.
- Покажите внешность в динамике.
Портрет «Мика Морозов» кисти
В.А. Серова
Так можно описать мальчика
- Глаза, широко смотрящие на мир, горящие нетерпением, выражающие изумление),
- взгляд (устремленный вдаль, взволнованный, оживленный, изумленный, восхищенный, восторженный),
- волосы (вьющиеся, непричесанные, спадающие на лоб, взлохмаченные),
- брови (приподнятые, резко очерченные, изогнутые дугой, придающие глазам особую выразительность),
- рот (полуоткрытый, приоткрытый, обнажаюший ослепительно белые зубы),
- нос (слегка вздернутый, с расширенными ноздрями),
- лицо (взволнованное, изумленное, сосредоточенное, передающее внутреннее состояние мальчика),
- поза (сидящий в кресле вполоборота, скатывающийся с креслица, ухватившийся руками за подлокотники кресла, вытянувшийся вперед, чуть-чуть приподнявшись),
- одежда (рубашонка, облегающая фигурку, рубашонка с воротником, окаймленным кружевом).
Образец сочинения
- Мой друг Сережа
- Некоторые, поглядев на Сережу, говорят мне: «С кем ты дружишь? Он какой-то дурашливый!»
- Я, конечно, не соглашаюсь с такой характеристикой, а мне опять говорят: «Да посмотри ты на него! Костюм помят, рубашка торчит из-под брюк, шнурок не завязан. Всегда ухмыляется». Действительно, вид у Сережи несолидный: соломенный чуб закрыл весь лоб. Узенькие серые глазки искрятся смехом, все лицо расплылось в широченной улыбке да еще на щеках детские ямочки. Жесты резкие: он не берет, а хватает, походка вихляющая.
- Но таким видят Сережу те, кто плохо его знает. Я его вижу другим. Вот каким он бывает в понедельник на уроке труда. Стоит у станка, чуть-чуть наклонившись вперед. Лицо неузнаваемое. Нет озорных глаз. Нет бессмысленной улыбки. Берет скрыл чуб, лоб высокий, чистый. Брови сдвинуты, губы сжаты, лицо волевое. Умные руки, никогда не ошибающиеся в труде, энергично водят напильник. Деталь, как всегда, сработана на отлично. Сергей осмотрел ее со всех сторон, измерил и остался доволен. Лицо осветилось горделивой улыбкой, он весь выпрямился, как будто вырос на глазах.
- Вот и выходит, что мой друг трудолюбивый, что он по-человечески горд своей работой. Значит, портрет одного человека может быть воспринят по-разному в разные минуты его жизни. В каждом человеке есть хорошее и плохое, и портрет помогает невнимательным людям увидеть не главные черты характера, а внимательным разглядеть характер поглубже.
- <number>
- Задание:
- написать сочинение
- «Моя мама (бабушка)»,
- «Мой друг (подруга)»…
- <number>
- Успехов в создании ваших творческих работ!
- <number>
- Источники информации
- 1. Русский язык: учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений/М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2008.
- 2. Литература: большой справочник для школьников и поступающих в вузы/Э.Л. Безносов, Е. Л. Ерохина ,Н.Л. Карнаух и др./сост. В. Ф. Чертов.-2-е издание , стереотип.-М.: Дрофа,2007
- 3. http://az.lib.ru/t/turgenew_i_s/text_0070.shtml
- 4. http://sssr.hut.ru/new_page_220.htm
- 5. http://lib.ru/PROZA/SHOLOHOW/sudbache.txt
- 6. http://www.timeforwoman.ru/vt/woman/renata_litvinova.html
- 7. http://www.litmir.net/bd/?b=36661
Использованные материалы
- Урок учителя русского языка и литературы Галкович Оксаны Вячеславовны.
- Урок учителя русского языка и литературы Тейхреб Людмилы Николаевны.
- <number>
Фотография в качестве средства развития речи
на уроках русского языка, к сожалению,
используется редко. А ведь применение на уроках
русского языка не только языковых, но и
неязыковых средств открывает большие
возможности для совершенствования речи
школьников. Поскольку фотографии представляют
собой реальное событие в жизни, запечатленное
фотоаппаратом, можно предположить, что работа с
таким жанром, как фотография, будет интересна и
доступна каждому ученику. Фотография
располагает к диалогу, желанию высказаться и
позволяет добиться более эффективного овладения
различными коммуникативными умениями.
Фотография имеет большие возможности для
сочетания со словом, она способствует
коммуникативной мотивации ребенка. Урок
построен таким образом, что работа с
поликодовыми текстами постепенно усложняется:
от придумывания подписей для сюжетных
фотографий к созданию фотозарисовок и написанию
истории снимка.
Цель урока: формирование у учащихся
коммуникативной мотивации, совершенствование
речевых умений
Задачи урока:
1) научить создавать поликодовые тексты
2) познакомить с жанровыми особенностями
поликодовых текстов
3) формировать “чувство языка”, знакомить с
культурой России
4) учить выбирать языковые и внеязыковые
средства выражения собственных мыслей
Оборудование: интерактивная доска,
раздаточный материал, презентация, выполненная
учителем
Ход урока
1. Вступительное слово учителя (постановка
учебной задачи) (слайд № 1):
— Тема нашего занятия звучит необычно. Как
выдумаете, что мы будем сегодня делать на уроке?
— Да, мы будем соединять фотографию и слово и
учиться создавать необычные тексты. Такие тексты
называются поликодовые, т.е. созданные на основе
различных языковых и неязыковых средств.
2. Мотивация к учебной деятельности (слайд № 2)
— Посмотрите на экран. Какое впечатление
производят эти фотографии на вас? Каким
настроением они проникнуты? Какая фотография вас
удивила? Какой снимок заставил смеяться? Над
каким фото вы задумались?
— Какие подписи могли бы быть у этих фотографий?
(Придумываем варианты). Что меняется в нашем
восприятии, когда рядом с фотографией появляется
слово?
Делаем вывод: как бы содержательна ни была
фотография, она требует слова, которое наполняет
ее особенным смыслом, предлагает воспринять так,
а не иначе.
3. Работа со схемами (при подготовке материала
использовался учебник “Школьная риторика. 7
класс”).
В нашей жизни можно встретить самые разные
сочетания слова и фотографии.
1. Фотография может быть только иллюстрацией. В
таком случае текст понятен без фотографии.
2. Фотография может иметь только подпись. Тогда
все внимание наоборот сосредоточено на
фотографии.
3. Слово и фотография являются равноправными
для воплощения авторского замысла.
— Рассмотрите схемы (слайд № 3).
Прокомментируйте зависимость фотографии и слова
в каждом из трех случаев. Какая из этих схем
отражает суть необычных текстов? Почему?
На уроке мы будем работать по схеме № 1 и № 2.
4. Учимся придумывать подписи к фотографиям.
(Слайд № 4) Прочитав текст, установите,
понятен ли он до конца без фотографии.
Рассмотрите фотографию. Что не понятно в
фотографии без текста? Какие вопросы хотелось бы
задать автору-фотографу? Дает ли текст ответы на
все эти вопросы? Почему?
— Приходилось ли вам составлять текст к
фотографии? Чем интересна была эта работа для
вас?
— Чтобы получилось удачное сочетание слова и
изображения, ищем нужные слова к фотографии.
Какими они должны быть? Так как чаще такие тексты
мы встречаем в журналистских материалах,
познакомимся с рекомендациями
фотокорреспондента (слайд № 5):
- Слово не должно говорить то, что ясно и так из
снимка - Слово не должно говорить и того, чего на снимке
нет и невозможно почувствовать - Снимок должен оставлять зрителю возможность
додумать недоговоренное
— Посмотрите ещё пример того, как может быть
связана фотография и текст (слайд № 6)
А теперь попробуйте самостоятельно сделать
подписи к представленным фотографиям (слайды №
7, 8). Посмотрите на возможные варианты подписи.
5. Следующий этап нашего урока — знакомство с
жанром “фотозарисовка”.
— Мы продолжим создавать необычные тексты. Но
прежде хотелось бы отметить, что фотографии,
которые будут демонстрироваться на этом этапе
урока, принадлежат советскому писателю,
журналисту и фотокорреспонденту – Василию
Михайловичу Пескову (слайд № 9). Больше
полувека его произведениями зачитывались
миллионы жителей нашей страны. Василий
Михайлович изобрел особый жанр — журналистский
рассказ с фотографией. Не подпись к снимку и не
фото к тексту. Это особенный сплав. Его
невозможно разделить.
— Познакомьтесь со следующим текстом В.Пескова (слайд
№ 10). Понравился ли вам этот текст? Проследите,
как автор добивается единства фотографии и
слова. Посмотрим, как, соединив фотографию и
слово, автор это делает. Найдите в тексте места
(“отсылки”), которые обращают нас к фотографии.
Определите, в каком времени употреблены глаголы.
Как это связывает текст с фотографией?
(Слайд № 11). Прочитав текст, установите,
понятен ли он до конца без фотографии.
Рассмотрите фотографию. Что непонятно в
фотографии без текста? Какие вопросы хотелось бы
задать автору-фотографу? Дает ли текст ответы на
все эти вопросы? Почему? Как это связано с
замыслом автора?
— Перед нами сообщение, в котором автор
воплощает свой замысел, соединяя фотографию и
слово. Текст помогает понять фотографию, а
фотография помогает понять текст. Слово,
написанное к фотографии, заставляет рассмотреть
ее именно так, а не иначе. Соединяясь, фотография
и слово образуют единое целое, особый текст,
который мы назовем необычным. Необычность этого
текста состоит в том, что в данной речевой
ситуации автору для осуществления замысла
необходима несловесная часть, в данном случае
фотография.
— Прочитайте ещё один текст Василия Пескова (слайд
№ 12). Простые, короткие предложения придают
тексту легкость. Изображение показывает, что
произошло, и вызывает определённые эмоции, а
текст дополняет эту выразительность, уточняет
наше восприятие, в то же время он полностью
подчинен изображению.
— Прочитайте текст (слайд№ 13). Можно ли
определить настроение автора и его оценку того,
что изображено на фотографии? Есть ли в этом
тексте слова, с помощью которых открыто, явно
выражается отношение автора к изображению?
— Много лет Василий Михайлович Песков вел
рубрику в газете “Комсомольская правда”,
которая называлась “Окно в природу”.
Познакомиться с фотозарисовками можно, прочитав
его полное собрание сочинений (23 тома),
выпущенное Издательским домом “Комсомольская
правда”. (слайд № 14).
— Почувствуйте и вы себя фотокорреспондентами.
Рассмотрите фотографию (слайд№ 15). Напишите
текст к этой фотографии с учетом того, что данная
фотопубликация будет помещена в газете или в
журнале под рубрикой “Удивительное рядом”.
Наверное, это тоже будет фотозарисовка. У вас
получится необычный текст.
6. Познакомимся ещё с одним речевым жанром,
который можно назвать “история снимка” (слайд №
16).
— В чем вы видите ценность фотографии в нашей
жизни?
— Фотографии важны в нашей жизни. Они сохраняют
память о людях, событиях. Фотографии из семейного
альбома дороги каждому из нас. Столько
удивительного можно узнать из старинных
фотографий. И новым смыслом может наполнится то,
что на ней изображено, если кто-то расскажет
историю фотографии.
— Используя схему, скажите, что может послужить
основой для “истории снимка” (слайд № 16).
— Да, это могут быть личные воспоминания или
рассказы родителей, родственников, знакомых.
— Прочитайте тексты, написанные в этом жанре
(раздаточный материал из учебника “Школьная
риторика. 7 класс”).
Текст № 1
Попробуйте найти меня на этой фотографии. Что,
трудно? Вы, наверное, подумали на мальчика, что
сидит в центре с пумпончиком на шапке. Так вот,
это не я! Посмотрите поправее, та-а-ак, хорошо, ещё
поправее, а вот и я, сижу на краю скамейки. Вам
смешно? А я что, виноват, что рукавицы долго не мог
найти, пришлось надеть сверху на пальто.
Подумаешь, с самого краю. Зато в клетчатых штанах,
тогда модно было. Вот!
Текст № 2
Да, это я! Мама привела меня в фотоателье сразу
после детского сада. Сейчас, когда я вижу эту
фотографию, мне становится смешно. Из-за головы
торчит лопух – белый бант. А глаза сделала, как у
лисицы. Смеюсь, как бегемот. А на коленях сидит
какой-то барбос. Фотограф меня как раз и
рассмешил этим барбосом. Волосы торчат во все
стороны, как у домовёнка. Уж такая я, что смотреть
без смеха невозможно!
— Какого стиля прочитанные вами тексты? Какие
особенности в употреблении слов, предложений вы
заметили? Сравните тексты. В каком фрагменте явно
выражается отношение автора к своему
изображению? И тем не менее в первом тексте автор
с юмором, тепло относится к себе, изображенной на
фотографии. Почему нам это понятно?
— Авторская оценка может выражаться и открыто
(текст №2) и скрыто (текст №1).
— Дома вам предстоит написать историю снимка, о
котором вы хотите рассказать. Для этого вам в
помощь подготовлены рекомендации.
Охарактеризуйте жанровые особенности истории
снимка, используя следующую памятку №1 (слайд №
17)
Памятка №2 (слайд № 18) дублируется
в раздаточном материале
1. Как начать сочинение.
2. На фотографии изображен (запечатлен,
увековечен, снят)
- схвачен такой момент…
- остановлено мгновение, когда…
3. Содержание фотографии.
- Фотография отражает… (показывает, воссоздает)
- С фотографии на нас смотрит …
- Взгляните на эти лица …
- Становимся очевидцами тех далеких
(удивительных, славных, незабываемых,
трагических …) дней… - Совершим путешествие в прошлое …
4. Как закончить сочинение.
Вот такую историю поведал (рассказал) мне
снимок.
7. Домашнее задание (слайд № 19): Напишите
историю снимка, выбрав подходящую фотографию из
своего альбома. Приготовьтесь этот текст
озвучить. Используйте предложенный план (в
раздаточном материале):
- Когда была сделана фотография? Что
предшествовало моменту съёмки? - Кто на ней изображён? Какое событие запечатлено?
- Как выглядят люди на фотоснимке? (поза, одежда,
лицо, взгляд, руки, мимика, жесты и т.д.) - Что интересного ты можешь рассказать о судьбах
этих людей? - Какие мысли и чувства вызвал у вас этот
фотоснимок?
Список использованной литературы.
Ладыженская Т.А. Школьная риторика: 7 класс:
Учебное пособие для общеобразовательной школы. В
2 ч. Под ред. Т.А.Ладыженской. – Изд. 2-е переаб. – М.:
Изд. “Ювента”; Изд. “Баласс”, 2009. – 208 с.: ил.
В.Песков. Статьи. Очерки. Фотографии
Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф. Креолизованные
тексты и их коммуникативная функция /
Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов //
Оптимизация речевого воздействия. — М.: Высшая
школа, 1990. — С. 180—186.
Презентацию на тему «Описание внешности человека»
(7 класс)
можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет
проекта: Русский язык. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам
заинтересовать своих одноклассников или аудиторию.
Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад — нажмите на
соответствующий текст под плеером. Презентация
содержит 18 слайд(ов).
Слайд 1
Урок- игра по теме «Описание внешности человека» 7 класс
Доронина В.В., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ с.Кошки Самарской области
Слайд 2
Каждое лицо – интересно. Задача художника-портретиста – выразить внутренний мир человека, дать свою оценку. И.Глазунов
Слайд 3
Портрет – изображение человека на картине, фотографии, скульптуре.
Слайд 4
Литературный портрет — одно из средств создания образа: изображение внешности героя литературного произведения как способ его характеристики. Может включать описание наружности (лица, глаз, фигуры человека), действий и состояний героя (рисующий выражение лица, глаз, мимику, жесты, позу), а также черт, сформированных средой или являющихся отражением индивидуальности персонажа: одежды, манеры поведения, прически и т. п. Особый тип описания — психологический портрет — позволяет автору раскрыть характер, внутренний мир и душевные переживания героя.
Слайд 5
… был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава. Он любил простую жизнь казаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов. Вечно неугомонный, он считал себя законным защитником православия. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» Тарас Бульба
Слайд 6
… считался всегда одним из лучших товарищей. Он редко предводительствовал другими в дерзких предприятиях — обобрать чужой сад или огород, но зато никогда, ни в каком случае, не выдавал своих товарищей; никакие плети и розги не могли заставить его это сделать. Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки; по крайней мере никогда почти о другом не думал. Он был прямодушен с равными. Он имел доброту в таком виде, в каком она могла только существовать при таком характере и в тогдашнее время. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» Остап
Слайд 7
+
Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза. Все окрестные мужики боялись его как огня. По их словам, не бывало еще на свете такого мастера своего дела: «Вязанки хворосту не даст утащить; в какую бы ни было пору, хоть в самую полночь, нагрянет, как снег на голову, и ты не думай сопротивляться, — силен, дескать, и ловок как бес… И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет.» И.С. Тургенев Бирюк
Слайд 8
… был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный. «Мужичок в мешочке», — улыбаясь, называли его между собой учителя в школе. «Мужичок в мешочке», как и Настя, был весь в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у сестры, глядел вверх. М.И. Пришвин «Кладовая солнца» Митраша
Слайд 9
Коль очи светятся – душа чиста. Душа в глазах светится. Хорошего человека по глазам видно. Глазами кос, да душою прям. Глаза – зеркало души. Глаза без души слепы, уши без сердца глухи. Глаз мал, да далеко видит. По когтям да по зубам зверей знавать, а человека по глазам видать.
Слайд 10
Глаза — серые, карие, синие, чёрные, зелёные, голубые, небесные, серовато-голубые, темные, светлые; маленькие, большие, узкие, раскосые, широко раскрытые; сощуренные, смеющиеся. Взгляд — бархатный, бездонный, горячий, задорный, искрометный, лучистый, мерцающий, оживленный, понимающий, светлый, чудесный, энергичный, ясный, твердый, беглый, быстрый, долгий, мгновенный, мимолётный, неторопливый, стремительный, задумчивый
Слайд 11
Стира(н,нн)ое много раз ситцевое платье пр..крывало до колен худенькие, заг..релые ноги девоч(?)ки. Её темные густые волосы забра(н,нн)ые в кружевную косынку сбились, к..саясь плеч(?). Каждая черта Ассоль была выразительно л..гка и ч..ста, как п..лёт ласточ(?)ки. Темные, с оттенком грус(?)ного вопроса глаза к..зались несколько старше лица; его (не)правильный мя..кий овал был овеян того рода пр..лес(?)ным з..гаром, который присущ здоровой белизне кожи. Полура..крытый маленький рот бл..стел кроткой улыбкой.
Слайд 12
Стиранное много раз ситцевое платье прикрывало до колен худенькие, загорелые ноги девочки. Её темные густые волосы, забранные в кружевную косынку, сбились, касаясь плеч. Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полёт ласточки. Темные, с оттенком грустного вопроса глаза казались несколько старше лица; его неправильный мягкий овал был овеян того рода прелестным загаром, который присущ здоровой белизне кожи. Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой.
Слайд 13
Губы, улыбка: тонкие, пухлые, плотно сжатые, алые, усеянные веснушками, бледные; смущенная, открытая, широкая, интересная. Волосы: темно-русые, коричневые, тщательно причесанные, растрепанные, длинные, волнистые, кудрявые, серые. Лицо: смуглое, круглое, загорелое, широкое, усеянное веснушками, улыбающееся, высокое, прищуренное. Нос, брови: слегка вздернутый, прямой, с горбинкой, нахмуренные, гладко причесанные, дугой, тонкие, волнистые.
Слайд 14
1. Описать близкого человека в радости. 2. Описать близкого человека, когда он грустит. 3. Близкий человек занимается любимым делом. 4. Описать друга, когда он делает уроки.
Слайд 15
Работа над сочинением
I. Вступление (О ком пойдет речь? При каких обстоятельствах мы наблюдаем за человеком?) II. Основная часть (Каковы черты лица, фигура, поза, одежда, общее впечатление, индивидуальные особенности, черты характера?) III. Заключение (Каково наше отношение к этому человеку?)
Слайд 16
Закончите фразу: — у меня получилось… — меня удивило… — мне захотелось…
Слайд 17
Все люди, как книги, и мы их читаем, Кого-то за месяц, кого-то за два. Кого-то спустя лишь года понимаем, Кого-то прочесть не дано никогда.
Наш мир весь наполнен загадкой и тайной, А жизнь человека- вечный урок. Ничто не поверхностно и не случайно, Попробуйте только взглянуть между строк…
1
Описание внешности человека Урок развития речи в 7 классе
2
Беседа по вопросам Что такое портрет? Что такое литературный портрет? Какие элементы внешней характеристики может дать автор? Чем литературный портрет отличается от живописного, фотографического, скульптурного портрета? Можно ли по описанию судить об отношении автора к герою?
3
Литературный портрет – средство художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает характер своих героев и выражает свое отношение к ним через изображение внешности героев: фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер.
4
Какие виды описаний вы знаете и чем они отличаются друг от друга? 1. Составьте описание по ситуации Потерялся мальчик… Составьте деловое описание или криминалистический портрет
5
2. Составьте этнографическое (научное) описание представителя народов Севера.
6
3. Вспомните портретное описание (художественно е) героев повести Н.Гоголя «Тарас Бульба»
7
В описании человека необходимо отметить все яркое, особенное, индивидуальное. Это может проявиться в том, как человек ходит, сидит, работает, в выражении глаз, манере общаться, улыбке и т.д.
8
Портретная лексика 1. Глаза: серые, карие, голубые, зеленые, темные, светлые, лучистые, маленькие, большие, узкие, злые, добрые, хитрые серьезные, задумчивые и т.д.
9
2. Нос – прямой, с горбинкой, вздернутый, узкий, греческий, курносый и т.д.
10
3. Волосы: каштановые, русые, седые, густые, пышные, короткие, прямые, волнистые и т.д.
11
4. Форма лица: продолговатое, овальное, круглое, вытянутое и т. д.
12
5. Черты лица: красивые, выразительные, милые, резкие, мягкие и т.д.
13
6. Походка: собранная, легкая, быстрая, вразвалочку, смешная, подпрыгивающая и т.д.
14
7. Мимика: подвижная, экспрессивная, выразительная и т.д.
15
Требования к сочинению Найти свой подход, выразить отношение Соблюдать последовательность Не подменять описание повествованием ( где познакомился, где живет, учится и т.д.) Найти самое существенное, характерное, индивидуальное Помнить, что внешность человека раскрывает его внутренний мир
16
Напишите сочинение-описание «Мой товарищ по классу» не называя его (ее) имени, чтобы можно было узнать по описанию этого человека.
Презентация на тему «Сочинение — описание внешности человека» 7 класс
-
Скачать презентацию (2.78 Мб)
-
32 загрузки -
5.0 оценка
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Комментарии
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Скачать презентацию (2.78 Мб). Тема: «Сочинение — описание внешности человека». Предмет: русский язык. 24 слайда. Для учеников 7 класса. Добавлена в 2017 году. Средняя оценка: 5.0 балла из 5.
-
Формат
pptx (powerpoint)
-
Количество слайдов
24
-
Аудитория
-
Слова
-
Конспект
Отсутствует
Содержание
-
Слайд 1
Развитие речи. Урок русского языка в 7 классе
Подготовила:
Учитель русского языка и литературы
Галина Ивановна Кожушкова -
Слайд 2
-
Слайд 3
Наша первая учительница
Фотография любимого учителя. -
Слайд 4
Тема урока: Описание внешности человека
Что такое описание внешности человека;
Какова задача описания;
Каковы особенности художественного описания;
Виды описаний. -
Слайд 5
Компоненты описания внешности человека.
Невысокая, стройная;
приятная, миловидная;
причесанные, светлые, распущенные;
озорной, глубокий, строгий, притягательный;
блестящие, голубые;
взволнованная, звенящая.
карточка №1 -
Слайд 6
Портрет
Лицо;
Глаза, взгляд, взор;
Волосы;
Осанка, фигура, рост;
Мимика, жесты. -
Слайд 7
Цель: подчеркнуть индивидуальность
Первому старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет 14. Это был стройный мальчик. С красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица. Кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянно полувеселой, полурассеянной улыбкой.
У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, тело приземистое, неуклюжее.
Лицо третьего, Ильюши, было довольно незначительное: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы….., сдвинутые брови не расходились.
Четвертый, Костя, мальчик лет двенадцати….с печальным взором. Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; но странное впечатление производили большие, черные,жидким блеском блестевшие глаза.
Последнего, Ваню, я сперва было и не заметил….только изредка выставлял кудрявую голову -
Слайд 8
Цель: раскрыть внутренние качества
Настя была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у неё, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. только носик один был чистенький и глядел вверх. Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный.
-
Слайд 9
Цель: показать социальное положение
Это был мальчик лет десяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Тёмные волосы лохматились над чёрными задумчивыми глазами.
-
Слайд 10
Цель: Передать эмоциональное состояние
Очередь была за Дубровским. Секретарь поднес ему бумагу. Но Дубровский стал неподвижен, потупя голову молчал. Потом вдруг поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногою, оттолкнул секретаря с такою силою, что тот упал….
-
Слайд 11
Цель: передача особых примет, по которым можно найти человека
Ее приметы: на вид 14-16 лет, плотного телосложения, рост 165 см., волосы темно – русые, прямые, ниже плеч, глаза карие, на шее большое родимое пятно.
-
Слайд 12
Цель: передача национальных черт представителей разных национальностей
Характерны темная кожа, курчавые волосы, широкий нос, толстые губы. Эта нация распространена в Африке, к югу от Сахары.
-
Слайд 13
Виды описаний
Деловое;
Научное;
Художественное. -
Слайд 14
-
Слайд 15
Лексические средства
Сравнение;
Цветовые эпитеты;
Эпитеты со значением формы размера;
Существительные с
уменьшительно — ласкательным суффиксом;
Сравнительная степень прилагательных;
Разговорная лексика . -
Слайд 16
Мишка собой 1….. , волосы у него с
весны были как лепестки 2………………
, …………………………………в июне солнце
обожгло их жаром, 3…. вихрами; ще-
ки, точно 4….. яйцо, 5 …..веснушками,
а нос от солнышка и постоянного ку-
панья в пруду 6….., потрескался ше-
лухой. Одним был хорош Мишка –
Глазами. Из 7…….прорезей высматривают они, 8……..
и ………., похожие на нерастаявшиекрупин-
ки речного льда. -
Слайд 17
Словарь (карточка №4)
1 Маленький, неказистый, щуплый, крепкий, коренастый.
2 Яблоневых цветов, степного бессмертника. Цветущего
подсолнечника,розово-белой вишни, желтого одуванчика.
3 Вздыбились, взлохматились, затрепетали, взвились, рассыпались.
4 Воробьиное, голубиное, гладкое, круглое, овальное.
5 Усеяло, покрыло, исконопатило, раскрасило, нарисовало.
6 Распух, раскраснелся, облупился, посинел, облез.
7 Маленьких, узких, едва заметных, больших, продолговатых.
8 Карие и веселые, зеленые и смешливые, голубые и плутовские, темные и грустные, желтоватые и глубокие. -
Слайд 18
-
Слайд 19
«Пусть так не будет!»
По платформе к поезду бежала довольно грузная женщина. Споткнулась, упала. Стала смущенно подниматься. А рядом стояли три паренька. Они с любопытством смотрели на происшествие. Но никто из них даже не подумал помочь женщине подняться. Только один довольно равнодушно заметил: — Спортом нужно заниматься. (В. Катаев.)
-
Слайд 20
И.Н. Крамской. Неизвестная. 1883 год. Третьяковская галерея, Москва.
И.Н. Крамской. Христос в пустыне. Холст, масло. 1872 год. Третьяковская галерея, Москва.
-
Слайд 21
В. А. Тропинин. «Кружевница». 1823 год. Третьяковская галерея.
В. А. Тропинин Портрет сына -
Слайд 22
И.Е. Репин. Бурлаки на Волге.
И.Е. Репин. Запорожские казаки. -
Слайд 23
Цели урока
Что включает в себя описание внешности человека;
Цели описания;
Виды описания;
Особенности художественного описания. -
Слайд 24
Домашнее задание:
Опишите своего одноклассника, подчеркните в его портрете индивидуальность так, чтобы мы по описанию внешности могли его узнать.
Посмотреть все слайды
Сообщить об ошибке
Похожие презентации
Спасибо, что оценили презентацию.
Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.
Добавить отзыв о сайте