Слайд 1
Подготовка к написанию сочинений ОГЭ
Слайд 2
Как должно быть построено сочинение? Задача — написать сочинение- рассуждение , значит необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи. Рассуждение состоит из следующих частей: 1. Вступление — тезис 2. Основная часть – доказательства (аргументы) + примеры 3. Заключение – вывод Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и будет стоить потери баллов.
Слайд 3
Как оформлять примеры в сочинении? 1) цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью, или же предложение заключается в скобки . В некоторых случаях цитировать можно не всё предложение , а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие . 2) указывать номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное). 3) для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать речевые клише.
Слайд 4
Сколько абзацев должно быть в сочинении? Абзацное членение текста – это одно из важных условий при написании сочинения. Помните: сочинение должно иметь не менее 4 –х абзацев: • 1 абзац — тезис • 2,3 абзацы – аргументы с примерами • 4 абзац – вывод Основная часть может состоять и более чем из двух абзаца. Помните, что новый абзац вы начинаете в том случае, если далее следует новая мысль, например, новый аргумент.
Слайд 5
О чём писать в заключении? Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения. Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог , обобщить сказанное, завершить работу, еще раз обратив внимание на самое главное. Вывод должен быть: коротким , но ёмким по содержанию; логически связан с предыдущим изложением; не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам; В начале заключения можно использовать следующие вводные слова : итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог вышесказанному, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д. Помните, что вводные слова всегда выделяются запятой!
Слайд 6
1. Автор (фамилия) утверждает: (цитата). 2. Конечно же, ученый (писатель, лингвист) прав (поясняем смысл высказывания). 3. Эти мысли можно подтвердить примерами из текста. Во-первых, (так), в предложении… 4. Во-вторых, (кроме того), в предложении… 5. Таким образом, (итак, в заключение хочется сказать)… (пересказываем тезис другими словами). План написания сочинения 9 .1
Слайд 7
Известный лингвист ( писатель, филолог…) … ( инициалы, фамилия, автора) утверждал: «….». Я целиком разделяю эту точку зрения. Действительно, … ( своё мнение по смыслу цитаты ). Попытаюсь доказать сказанное на конкретных примерах из текста …( автор ). Во-первых, в предложении … (номер) … (первый аргумент, микровывод ). Во-вторых, в … (номер) предложении … (второй аргумент, микровывод ). Следовательно, утверждение …( автор ) справедливо. ( Вывод по цитате, теме сочинения). Типовые конструкции для аргументации
Слайд 8
15.1 Известный русский писатель К . Г. Паустовский утверждал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Это действительно так, потому что нет предмета, действия, явления, для которого не придумал слова человек. С помощью слов мы общаемся друг с другом, у собеседника можем вызвать различные чувства: грусть, радость, возмущение, переживание и многое другое. Постараюсь доказать это на конкретных примерах из текста Б . Васильева . Например, в предложении 6 слово «ослепли» означает, что человек ослеп, то есть стал слепым, он ничего не видит. В предложении 53 этим же словом («ослепла») автор отмечает, что «теперь ослепла … не только она, но и её душа». В данном случае мы понимаем, что человека ранили в душу, в сердце, он очень переживает из-за какого-то отношения к себе. Вот какие разные чувства, эмоции можно передать одним и тем же словом. Следовательно, утверждение К . Паустовского справедливо. Русским словом, действительно, можно передать всё в жизни и сознании человека.
Слайд 9
Известный лингвист Б.Н. Головин утверждает: «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы». Конечно же, ученый прав. Точное использование языковых единиц делает и речь говорящего, и речь пишущего правильной, образной, выразительной. Так , в предложении 10 автор использует метафору: «Аничков дворец был сказочным детским царством». С помощью этого тропа автор противопоставляет жизнь детей в мирное время и в период войны. Кроме того, в предложении 9 вместо нейтрального слова «дети» автор выбирает стилистически окрашенный синоним «питомцы», тем самым показывая читателю, насколько близки Р.А. Варшавской ее воспитанники. Таким образом, благодаря различным языковым единицам и приемам речи, автору удается передать главную мысль текста, что «искусство помогло детям выжить», хотя «они еще не знали о его подлинной силе».
Слайд 10
1. Смысл данной фразы (фрагмента текста) я понимаю так: (объясняем смысл фразы, фрагмента текста)… Приведем примеры из текста, подтверждающие эти мысли. 2. Во-первых (так), в предложении…автор говорит: «…» Это значит, что… 3. Во-вторых, в предложении… автор пишет (замечает, утверждает): «…». Это свидетельствует о том, что… 4. В заключение хочется сказать, что… План написания сочинения 9 .2
Слайд 11
Смысл данного отрывка ( финала текста, фразы из текста…) я понимаю так: … ( толковать смысл своими словами ). Для доказательства своего мнения приведу примеры из текста … ( автор ). Так, в предложении … (номер предложения) говорится о том, что … (вкратце о первом аргументе). Это свидетельствует о … ( микровывод по первому аргументу ). Кроме того, в … ( номер предложения) предложении … прослеживается мысль о том, что …. ( второй аргумент). Вот подтверждение моей мысли ( микровывод по второму аргументу ). Таким образом, мне удалось разъяснить смысл отрывка (финала, фразы…). (Вывод по теме). Типовые конструкции для аргументации
Слайд 12
15.2 Смысл финала текста я понимаю так: школьники ранили в сердце старую женщину, украв у неё письмо погибшего сына, которым мать очень дорожила, которое было для неё единственной памятью о сыне. Мне кажется, слепая женщина только этим и жила. А когда она поняла, что письма нет, для неё мир полностью опустел. Докажу это утверждение примерами из текста. В предложениях 24 и 33 говорится, что женщина слышала теперь плохо, потому что разговор с детьми, а особенно голос девочки с вызывающей агрессией, сильно обеспокоил и обидел её. Слепая женщина оглохла, оглохла и душой. Когда Анна Федотовна узнала об отсутствии письма, прикрыла слепые глаза, напряженно прислушалась, но не смогла поговорить со своей душой о сыне, так как она была пуста (предложение 51). Теперь уже сын погиб для неё навсегда, исчезла из души память о сыне. Таким образом, мне удалось доказать, что значит «…и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа».
Слайд 13
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы текста: «Знавшие цену мужеству, моряки видели силу духа ленинградских школьников ». Смысл данной фразы я понимаю так: морякам каждый день приходилось смотреть смерти в лицо, ведь они защищали нашу родину от фашистов. Они обладали силой духа и мужеством. И такая же сила духа была присуща ленинградским детям, потому что они жили в условиях блокады. Приведем примеры из текста, подтверждающие эти мысли. Во-первых , в предложении 28 автор говорит: «Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все, и в этих ребятах была сама одухотворённая надежда». Это значит, что, глядя на выступающих детей, моряки утверждались в вере в победу и жизнь. Во-вторых , в предложении 16 автор замечает, что «дети…были глубоко потрясены войной». Но дух их был не сломлен. Презирая опасность, они пробирались к Дворцу пионеров, чтобы снова быть вместе и выжить в этой страшной блокаде. В заключение хочется сказать, что мужественные люди обретают поддержку в мужестве других. Так и должно быть в жизни.
Слайд 14
1. Слово … следует понимать как… Далее комментируем своё определение. 2. Яркий пример (дружбы, добра, справедливости, мужества, самовоспитания и т.п.) представлен в тексте …(фамилия автора). Так , в предложении … автор говорит: «…». Это свидетельствует о том, что… 3. Кроме того, примером (дружбы, добра, справедливости, мужества, самовоспитания и т.п.) может служить герой произведения (книги, кинофильма)… Он… План написания сочинения 9 .3
Слайд 15
Что такое …? На мой взгляд , … – это… (толкование слова своими словами). Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к прочитанному тексту и жизненному опыту. В данном тексте …( автор ) рассказывается о том, что … Об этом говорится в … предложении. По-моему, … ( микровывод по первому аргументу). В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что такое …, мне хотелось бы привести пример из жизни. ….( микровывод по второму аргументу). Итак, мне удалось доказать, что … (вывод по теме сочинения). Типовые конструкции для аргументации
Слайд 16
15.3 Что такое человечность? На мой взгляд, человечность – это доброта, отзывчивость, гуманность, вежливость, готовность помочь окружающим. Люди, обладающие таким качеством, уважают других, сочувствуют им, приходят на помощь в трудную минуту. Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к прочитанному тексту и жизненному опыту. Б . Васильев рассказывает в данном тексте о том, что две девочки и мальчик украли у Анны Федотовны, старой слепой женщины, самое дорогое, письмо с фронта погибшего сына. Дети, совершив бесчеловечный поступок, вышибли из сердца матери память о сыне. У неё уже ничего не осталось о сыне, «он погиб навсегда» (предложение 52). По-моему, никак нельзя назвать человечным поведение ребят. Это очень подло. В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что такое человечность, мне хотелось бы привести пример из жизни. Мы со своими одноклассниками оказываем посильную помощь ветеранам Великой Отечественной войны, вдовам ветеранов и пожилым людям. Я думаю, это нужно не только им, но и нам. Помогая другим, человек проявляет свои лучшие качества, человечность – одно из них. Таким образом, мне удалось доказать, что человечность — это способность людей проявлять доброту по отношению к другим.
Слайд 17
Как Вы понимаете значение слова МУЖЕСТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое мужество ?» Слово «мужество» следует понимать как смелость, героизм, отвага. Мужественные люди способны на подвиг. Они обладают большой силой воли. Готовы преодолеть любые преграды. Чаще всего это слово используется в характеристике человека, который защищает свою родину от врага. Яркие примеры мужества представлены в тексте Л. Овчинниковой . Так , в предложении 28 автор говорит: «Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все…», а затем он скажет, что моряки «не раз смотрели смерти в лицо». Да, они мужественные люди. Благодаря таким людям была одержана победа над фашизмом. Но ленинградские дети тоже были мужественны. Они не только выживали в условиях блокады, но и своим искусством помогали другим поверить в победу. Кроме того, примером мужества может служить Алексей Маресьев , герой Великой Отечественной войны. Он военный летчик. В бою был сбит немецким истребителем. 18 суток по морозу пробирался к своим. Лишился обеих ног (ступней). Но благодаря силе духа, стойкости, он снова возвращается в строй. В заключение хочется сказать, что мужество – важное качество человеческой натуры. Оно помогает человеку выжить, если тот оказывается в сложной ситуации.
Слайд 18
Задание
Слайд 19
(1)Кинтель увидел маленькую скрипачку в последний день августа, когда шагал на рынок за картошкой. (2)Сперва он услышал музыку. (3)У забора заброшенной стройки полукольцом стояли ребята и взрослые, человек пятнадцать. (4)А на фоне тёмных и рваных афиш играла на скрипке девочка. (5)Одного с Кинтелем возраста. (6)Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами. (7)Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком. (8)У ног девочки, в пыльных подорожниках, лежал скрипичный футляр, в откинутой крышке его белел бумажный лист. (9)На нём крупно было написано: (10)«Зарабатываю на скрипку». (11)Наверно, нынешняя скрипка у девочки была чужая. (12)Или не очень хорошая. (13)Но даже на ней девочка играла восхитительно. (14)По крайней мере, Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, и сама девочка — тоже. (15)Кинтель смотрел на юную скрипачку, и сердце у него заходилось в сладкой тоске. (16)Было
Слайд 20
что-то удивительно милое в этой скрипичной мелодии и в том, кто её играл, — в быстрых тонких пальцах, в дрожании волос, в задумчивых глазах и строгих бровях. (17)И ещё была в девочке доверчивая беззащитность и одиночество. (18)А вокруг стояли люди. (19)Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек. (20)У Кинтеля в кармане были лишь деньги, которые дал дед и которые можно было тратить только на картошку. (21)А будь у него свои деньги — хоть сто рублей! — он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки. (22)Хотя… посмел бы он? (23)Все сразу начали бы глядеть на него. (24)И она посмотрела бы — на неловкого, стриженного арестантским ёжиком, в мятой, узлом на пузе завязанной рубашке… (25)Он и так уже стоит здесь, наверно, полчаса, поэтому все, конечно, догадались о его заворожённости… (26)Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки. (27)И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. (28)И долго ещё слышал скрипку… (По В. Крапивину)
Слайд 21
Задание Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: « Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки. И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. И долго ещё слышал скрипку…» Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование . Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Двадцать восьмое сентября Развитие речи №3
Обучение
сочинению-рассуждению по теме 9.2 ОГЭ (практикум)
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения
- Часть 3 (альтернативное задание 9) — задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов . Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. » width=»640″
Сочинение 9.2. Разбираемся в формулировке задания
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл вопрос по тексту из экзаменационной работы
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов .
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Вопросом по тексту экзаменационной работы может быть: Как вы понимаете финал текста ? Как вы понимаете смысл предложения ? Почему герой ? И т.п. Для написания сочинения 9.2. вам необходимо интерпретировать , т.е. растолковать текст, опираясь на свои знания по лингвистике. » width=»640″
Уточнение к первому абзацу
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл вопрос по тексту из экзаменационной работы
Вопросом по тексту экзаменационной работы может быть:
- Как вы понимаете финал текста ?
- Как вы понимаете смысл предложения ?
- Почему герой ?
И т.п.
Для написания сочинения 9.2. вам необходимо интерпретировать , т.е. растолковать текст, опираясь на свои знания по лингвистике.
Как должно быть построено сочинение?
- Задача — написать сочинение- рассуждение , значит необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи. Рассуждение состоит из следующих частей: 1. Вступление — тезис 2. Основная часть – доказательства (аргументы) + примеры 3. Заключение – вывод
- Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и будет стоить потери баллов.
Как начинать сочинение?
- Начинается сочинение со вступления-тезиса. Тезис – это мысль, которую нужно доказать.
- В тезисе вы должны коротко сформулировать своё понимание смысла указанного фрагмента.
- Поскольку объём всего сочинения небольшой, вступление может состоять из 1-2-х предложений .
- Допускается и большее количество предложений во вступлении, но в этом случае помните, что объём вступления должен быть значительно меньше объёма основной части.
При написании вступления можно использовать следующие речевые клише:
- Смысл последних строк текста говорит нам о том, что…
- Текст заканчивается словами: «…». На мой взгляд, речь идет о том, что (как и др.) …
- Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что …
- Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом…
- По моему мнению, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем: …
- В этом отрывке автор говорит о том, что…
- Смысл данного отрывка я понимаю так: …
- В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что…
Вводные слова
- я думаю, я считаю, на мой взгляд, по моему мнению, мне кажется, я убеждён и т.д.
- Но не злоупотребляйте ими и помните, что вводные слова всегда выделяются запятыми.
Как писать основную часть?
- Основная часть вашего сочинения должна быть по объёму больше , чем вступление и заключение. В основной части следует избегать:
• пересказа текста
• изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме.
- В основной части необходимо продемонстрировать умение логично , аргументировано и стилистически грамотно излагать свои мысли.
- В основной части вы должны доказать справедливость выраженной в тезисе мысли.
Рекомендации:
1. Перечитайте текст несколько раз.
2. Определите его тему (о чём текст?), идею (какими мыслями хочет поделиться с читателями автор?) Как правило, идея текста заключается именно в выделенном фрагменте.
3. Сформулируйте заключённую в выделенном отрывке идею своими словами и запишите её на черновике.
4. Отметьте те фрагменты текста, которые подтверждают, по вашему мнению, эту идею.
5. Сформулируйте смысл каждого из них своими словами и запишите на черновике. Помните, что это должен быть не пересказ, а рассуждение и анализ текста!
Как оформлять примеры в сочинении?
• примеров должно быть не менее 2; • примеры должны быть из указанного текста ; • примеры должны подтверждать разные аргументы ; • каждый пример должен соответствовать указанному аргументу; • пример без указания на аргумент не учитывается.
Как оформлять примеры в сочинении?
1) цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью, или же предложение заключается в скобки . В некоторых случаях цитировать можно не всё предложение , а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие .
2) указывать номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное).
3) для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать речевые клише.
Речевые клише
- Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.
- Подтвердить данный аргумент можно примером из …. предложения текста.
- Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения.
- В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста.
- Предложение № … подтверждает мысль о том, что … .
О чём писать в заключении?
Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.
Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог , обобщить сказанное, завершить работу, еще раз обратив внимание на самое главное.
Вывод должен быть:
- коротким , но ёмким по содержанию;
- логически связан с предыдущим изложением;
- не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам;
В начале заключения можно использовать следующие вводные слова : итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог вышесказанному, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д.
Помните, что вводные слова всегда выделяются запятой!
Сколько абзацев должно быть в сочинении?
- Абзацное членение текста – это одно из важных условий при написании сочинения. Помните: сочинение должно иметь не менее 4 –х абзацев: • 1 абзац — тезис • 2,3 абзацы – аргументы с примерами • 4 абзац – вывод
- Основная часть может состоять и более чем из двух абзаца.
- Помните, что новый абзац вы начинаете в том случае, если далее следует новая мысль, например, новый аргумент.
Каким должен быть объём сочинения?
- В 2012 году требование к объёму сочинения изменилось: минимальное количество слов в сочинении теперь должно быть не 50, а 70.
- Строго следуйте минимальному пределу указанного объёма! То есть в вашем сочинении должно быть не менее 70 слов.
- Помните, что если суммарный объём ваших сочинения и изложения составит 70–139 слов, то максимальный балл по каждому из критериев грамотности будет равняться всего 1.
- При подсчёте слов не забывайте о том, что союзы, предлоги и частицы считаются отдельно.
- Слова, которые пишутся через дефис, считаются, как одно слово.
Подготовка к написанию сочинения
на ОГЭ по русскому языку
(задания 15.1, 15.2, 15.3)
- Нарушевич Андрей
- Георгиевич
- кандидат филологических наук,
- заведующий кафедрой русского
- и иностранных языков
- ТИ имени А.П. Чехова
Задание 15.3
- Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и
- прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-
- рассуждение на тему: «Что такое человечность», взяв в качестве тезиса
- данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два)
- примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-
- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
- Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
- Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью
- переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то
- такая работа оценивается нулём баллов.
- Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Задание 15.3.
Критерии оценивания
Задание 15.3.
Критерии оценивания
15.3. Композиция сочинения
Способы толкования значения слова
- 1. Перечисление основных признаков, составляющих понятие.
- Доброта – это душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
- 2. Перечисление синонимов.
- Человечность – это внимательность, чуткость, гуманность.
- 3.Указание на типичные качества характера, поступки людей, в которых проявляется понятие.
- Человечность – это готовность помогать людям, не обижать их словом и делом, понимать и прощать чужие слабости.
Вступление. Толкование значения слова
- Слово «человечность» обозначает одно из важнейших качеств человека: стремление помочь тому, кто оказался в беде, не обижать окружающих словом или делом, уважать человеческое достоинство.
Комментарий
- Я считаю, что в наше время это одно из самых важных слов: люди часто думают только о себе, о своей выгоде, забывая о том, что окружающие нуждаются в доброте и заботе. Каждый хочет, чтобы в нем видели и уважали человека.
Логический переход. Пример из текста
- В тексте А.И. Куприна можно найти пример, подтверждающий мою мысль. Доктор Пирогов совершил человечный поступок, когда помог семье Мерцаловых, оказавшейся на грани нищеты, причём сделал это очень тактично, не обидев бедняков высокомерием. Не случайно рассказ назван «Чудесный доктор». Герой совершает чудо человечности, спасая людей своей заботой.
Логический переход. Пример из опыта
- Проявления человечности мы часто встречаем и в повседневной жизни. Например, не так давно мои родители перечисляли деньги для беженцев с Украины, потому что хотели помочь людям, оказавшимся в страшной беде.
Вывод
- Таким образом, «человечность» — это одно из тех слов, которые учат нас уважать людей, помогать им. Проявляя человечность, каждый из нас становится чище и лучше — становится настоящим Человеком.
Задание 15.2
- Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения текста: «Просто чудо совершил этот святой человек».
- Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
- Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование
Задание 15.2 . Критерии оценивания
Задание 15.2. Критерии оценивания
15.2. Композиция сочинения
Вступление. Моё понимание высказывания
- Чудом мы называем что-то поразительное, удивляющее нас своей необычностью. Почему же поступок доктора назван чудом, а сам Пирогов святым человеком? Для ответа на эти вопросы обратимся к тексту А.И. Куприна.
Первый пример из текста
- Для Мерцалова, находящегося на грани отчаяния, чудом кажется уже то, что незнакомый человек не остался равнодушным, как многие окружающие, а пришёл на помощь нуждающимся людям.
Второй пример из текста
- Святыми мы называем людей, которые, не думая о себе, несут в мир добро, творят чудеса. Именно таким изображён доктор Пирогов, не пожалевший ни своего времени, ни денег для бедняков. Не случайно Мерцалов хочет знать имя человека, за которого его дети будут молиться, а Гриша сравнивает доктора с ангелом.
Заключение
- Итак, А.И. Куприн показывает, что добро может творить настоящие чудеса, изменить к лучшему жизнь окружающих нас людей.
Задание 15.1
- Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Александровича Федина «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла».
- Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
- Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
- Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами К.А. Федина.
- Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
- Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких-либо комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
- Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Задание 15.1. Критерии оценивания
Задание 15.1.Критерии оценивания
Что требуется от ученика
- истолковать смысл высказывания автора, прокомментировать его слова;
- найти в исходном тексте 2 примера языковых средств, упомянутых (или подразумеваемых) в цитате и определить их роль в тексте;
- аргументировать в сочинении свой ответ найденными примерами из прочитанного текста;
- логично выстроить всю работу и грамотно её написать.
Алгоритм работы с текстом
Композиция сочинения
Речевые клише
- Автора цитаты мы можем назвать по-разному: лингвист, учёный, языковед, автор высказывания, филолог.
- Его деятельность также можно передать различными словами: утверждает, считает, пишет, рассуждает.
- Кроме существительного высказывание, можно использовать слова цитата, мысль, утверждение, суждение, мнение, слова.
- Оценка высказывания может быть передана словами понятно, справедливо, верно, неоспоримо, бесспорно.
Речевые клише. Вступление
- Автор пишет о…
- В высказывании … говорится о… Действительно…
- Как отмечает…
- Бесспорно мнение автора о том, что…
- Я полностью согласен с …
- Не могу не согласиться с …
- Я поддерживаю мнение…
- Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.
- Попробую доказать эту мысль примерами из текста.
Речевые клише. Основная часть
- Прекрасным подтверждением этой мысли является текст…
- Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению № …
- Проиллюстрировать названное языковое явление можно на примере предложения ..
- Пример можно найти в предложении № …
- Рассмотрим предложение… В нём использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как…
- Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует…
- Рассмотрим в качестве примера предложение №… Это подтверждает наш вывод о том, что…
Речевые клише. Заключение
- Таким образом, итак, в заключение, как видим…
- Итак, можно увидеть, что…
- Нам удалось доказать, что…
- В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…
- Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…
Как использовать клише
- Выбирайте из списка предложенных конструкций те, которые наиболее точно передают вашу мысль или мысль автора исходного текста.
- Правильно включайте информацию исходного текста в готовые речевые формулы, при необходимости изменяйте их (не забывая о требованиях грамматики и культуры речи).
- Продумывайте логические переходы от одной мысли к другой. Каждый абзац сочинения должен представлять относительно законченное целое.
Правило шести шагов
-
Скачать презентацию (0.55 Мб)
-
574 загрузки -
5.0 оценка
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Комментарии
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Скачать презентацию (0.55 Мб). Тема: «Подготовка к сочинению — рассуждению в формате ОГЭ.(9.3).». Предмет: русский язык. 14 слайдов. Для учеников 9 класса. Добавлена в 2021 году. Средняя оценка: 5.0 балла из 5.
-
Формат
pptx (powerpoint)
-
Количество слайдов
14
-
Аудитория
-
Слова
-
Конспект
Отсутствует
Содержание
-
Слайд 1
Подготовка к сочинению-рассуждению в формате ОГЭ. (9.3).
-
Слайд 2
-
Слайд 3
Структура сочинения-рассуждения
Первый абзац: что такое смелость?
Комментарий. (Актуальность проблемы).
Второй абзац: два аргумента. Один из приведённого текста, второй из жизни.(Художественной литературы, кинематографа, СМИ).
Третий абзац: вывод. -
Слайд 4
ШАГ 1. ВСТУПЛЕНИЕ.
Формулируем ТЕЗИС. Даём определение понятию и комментируем его. Выстраивайте своё определение по следующей СХЕМЕ: а) назвать понятие (смелость), б) назвать более широкое понятие (например, проявление), в) указать отличительный признак (например, проявление чего…); Объясняя смысл слова смелость, избегайте такой формулировки: смелость — это когда … -
Слайд 5
Сформулировать определение также можно с помощью подбора синонимов. смелость- это отвага, решимость, мужество, храбрость.
-
Слайд 6
ВО ВСТУПЛЕНИИ ПРИ ФОРМУЛИРОВКЕ ТЕЗИСА ИСПОЛЬЗУЙТЕ СЛЕДУЮЩИЕ РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ:
Что такое …? Дадим определение этому понятию.
Что такое…? Немногие задумывается над этим сегодня. Я считаю, что…
… – это понятие, знакомое каждому человеку. Но мало кто задумывается о значении этого слова. Так что же такое …? -
Слайд 7
Комментарий тезиса
Что входит в комментарий?
Данное определение нужно прокомментировать, т. е. дать объяснение, пояснительные замечания.
Смысл комментария заключается в том, чтобы показать важность, актуальность, жизненность, нравственную состоятельность этического понятия.
Кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой? -
Слайд 8
Комментарий – это «мостик» от тезиса к аргументам.
Считаю, что это качество личности важно не только на войне, но и в мирной жизни, когда мы сталкиваемся с любыми трудностями, проблемами, требующими от нас проявления храбрости.
Данное качество позволяет человеку не бояться трудностей и помогает бороться со страхами в опасных ситуациях.
Смелость не всегда проявляется в больших свершениях, она видна и в малых поступка
-
Слайд 9
ШАГ 2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Приводим ПЕРВЫЙ АРГУМЕНТ ИЗ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА, подтверждающий наши рассуждения.
Переход к рассуждению.
Связать вступление с основной частью можно с помощью таких речевых клише:
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту(автор).
В тексте ФИО можно найти пример, подтверждающий правильность моего определения (мысли или тезиса). -
Слайд 10
Проиллюстрировать это понятие можно на примере текста (автор).
Обратимся к тексту, в котором говорится о ….
Свое мнение я могу подтвердить примером из текста(автор). -
Слайд 11
ШАГ 3. Приводим ВТОРОЙ АРГУМЕНТ ИЗ ВАШЕГО ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА (художественной литературы, кинематографа, СМИ).
Речевые клише для введения ВТОРОГО АРГУМЕНТА:
Примеры … можно встретить и в жизни.
( вхудожественной литературе, кинематографе, СМИ).
Наблюдая за окружающими людьми, я не раз замечал(а), что
В жизни мы часто сталкиваемся с … (наблюдаем …)
В жизни я не раз оказывался(лась) свидетелем того, как…. -
Слайд 12
ШАГ 4. Формулируем ВЫВОД.
Речевые клише:
Таким образом,…
Итак,…
В заключение…
В результате рассуждения мы приходим к выводу о том, что….
Эти примеры стали убедительным доказательством моего определения.
Подводя итог своим размышлениям, могу (хочу) сказать.. -
Слайд 13
Задание 9.3Критерии оценивания
-
Слайд 14
Посмотреть все слайды
Сообщить об ошибке
Похожие презентации
Спасибо, что оценили презентацию.
Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.
Добавить отзыв о сайте
Готовимся к ОГЭ по русскому языку в 9 классе
ЗАДАНИЕ 15.2
Автор презентации: Печказова Светлана Петровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия
- повторить структуру сочинения рассуждения,
- дать определение терминам «рассуждение», «тезис», «аргумент»,
- учить написанию сочинения-рассуждения 15.2,
- выбирать два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих рассуждения,
- учить способам аргументации.
Задания по данной теме в КИМах
сформулированы следующим образом:
15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения текста: «…» .
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Рассуждение — это тип речи, используя который
автор размышляет, обдумывает что-то, объясняет какое-либо положение, мысль, стараясь при этом установить
причинно-следственные связи между явлениями,
и приходит к какому-либо выводу, суждению.
Рассуждение помогает автору сделать мысль
более ясной и чёткой, а позицию — более убедительной.
Основная коммуникативная цель рассуждения –
убедить, объяснить.
Одной из отличительных особенностей сочинения-рассуждения является выражение своего мнения
путём развернутого обоснования, доказательства, аргументации.
Поэтому в сочинении 15.2 важен самостоятельный глубокий анализ
фрагмента из предложенного текста.
Вступление (тезис)
Тезис — мысль,
которая будет доказываться
в ходе рассуждения
Основная часть (аргументы)
Аргументы — примеры, приводимые с целью доказательства истинности тезиса
Вывод — подведение итогов рассуждения
Заключение
(вывод)
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов
Передо мной фрагмент текста… (ФИО в родительном падеже), в котором автор рассуждает о том, как… /том, что …(тезис). Писатель заставляет поразмышлять над вопросом…(перефразировать предложенную в задании цитату или привести её полностью, если это уместно).
ФИО (в именительном падеже) – автор прочитанного мною текста – привлекает читателя к размышлению над вопросом…(перефразировать предложенную в задании цитату или привести её полностью, если это уместно). Писатель убежден, что…(тезис).
Прочитанный мною текст очень интересен и поучителен. Писатель (ФИО в именительном падеже), в своем произведении утверждая: «…» (привести предложенную в задании цитату), заставляет нас задуматься над тем, что… / тем, как … (тезис).
Помните: следует избегать пересказа текста, подбора аргументов (примеров из текста), не относящихся к проблеме.
Главная задача : доказать истинность, справедливость представленной в задании цитаты.
Алгоритм работы над аргументами:
1) прочитайте текст ещё раз, определите тему (о чём) и основную мысль (для чего) текста;
2) помните: как правило, основная мысль и заключена в представленной цитате;
3) сформулируйте основную мысль своими словами (не цитируя);
4) найдите примеры (фрагменты текста: слова, словосочетания или предложение), подтверждающие данную мысль;
5) своими словами объясните, как каждый пример подтверждает/ соотносится с определённой вами проблемой.
Необходимо привести 2 аргумента и хотя бы по 1 примеру на каждый аргумент
Используйте клише:
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению…
Справедливость этого тезиса можно доказать на примере … предложения текста.
Предложение (№) подтверждает мысль о том, что…
В доказательство собственных выводов приведу пример из …
предложения текста: …
Докажем эту мысль на примерах из текста…
Во-первых , в предложении…автор говорит: «…». Это значит, что…
Во-вторых, в предложении… автор пишет (замечает, утверждает): «…». Это свидетельствует о том, что…
Помните: вывод должен быть логичным, не противоречащим предыдущему высказыванию, ёмким.
Главная задача : подвести итог размышлению, завершить работу, ещё раз обратив внимание на самую главную мысль.
Используйте клише:
В заключение отмечу, что…
Итак, …
Следовательно, …
Таким образом, действительно верна мысль о том, что…
В итоге можно прийти к такому выводу: …
В заключение могу сказать, что …
Мы убеждаемся в том, что …
Обобщая сказанное, …
Из всего вышесказанного следует, что …
- Иванова Ю.С. Русский язык: помощь в подготовке к сдаче практического экзамена. – М.: Тригон, 2015.
2. Новикова Л.И. Пособие для подготовки к школьников к централизированному тестированию. – М.: Экзамен, 2015 .
3. Федеральный институт педагогических измерений: http://opengia.ru/subjects/russian-9/
В презентации разбирается задание 9.1 ОГЭ по русскому языку, рассматривается структура сочинения, фразы-помощники, приводятся примеры, предлагается выполнить работу самостоятельно.
Вам также может понравиться:
-192
Международный конкурс живописного и декоративного пейзажа «ХУДОЖНИК И ПРИРОДА
»
10 Января – 25 Мая
Конкурсы
146 работ
Свидетельство участника экспертной комиссии
Оставляйте комментарии к работам коллег
и получите документ БЕСПЛАТНО!
Подробнее
Также вас может заинтересовать
-
Разное по подготовке к гиа для 9 класса «Рекомендации для подготовки к устному собеседованию по русскому языку (ГИА)»
Подготовка к ГИА -
Презентации по подготовке к гиа для 9 класса «Социальные группы с заданиями ЕГЭ.»
Подготовка к ГИА -
Факультативы по подготовке к гиа для 9 класса «Элективный курс подготовка к ОГЭ по русскому языку»
Подготовка к ГИА -
Оценка знаний по подготовке к гиа для 9 класса «Матрица для оценивания решения КИМов ОГЭ»
Подготовка к ГИА -
Оценка знаний по подготовке к гиа для 10 класса «Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине ОП.04. Основы технологии отделочных строительных работ»
Подготовка к ГИА