Слайд 1
Василий Андреевич Александр Сергеевич Жуковский Пушкин
Слайд 2
?
Слайд 3
Сопоставление «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина и «Спящей царевны» В.А.Жуковского
Слайд 4
Литературоведческий словарь дает определение: Сравнение — это образное определение предмета. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Сравнение выражается словами как, точно, словно , а может просто указать на сходство. Сравнить — значит найти черты сходства и различия.
Слайд 5
Сказки А.С. Пушкина и В.А. Жуковского – это пересказ известных народных сказок или собственно авторские литературные произведения? В сказках «Спящая царевна» В.А. Жуковского и «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина больше различий, чем общего? Какая из сказок ближе к народной? ?
Слайд 6
Н.В. Гоголь, находившийся вместе с А.С. Пушкиным и В.А. Жуковским, вспоминал: «Все лето я прожил в Павловском и Царском Селе… Почти каждый вечер собирались мы — Жуковский, Пушкин и я. Сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей! У Пушкина… сказки русские народные… у Жуковского тоже русские народные сказки…. Чудное дело!»
Слайд 7
Разбивка на кластеры Народная сказка
Слайд 8
Разбивка на кластеры Народная сказка Написа-на в прозе Борьба добра и зла Есть зачин, концовка Герои делятся на положительных и отрицательных
Слайд 10
Название. «Спящая царевна» В.А.Жуковский Используем Таймд «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкин структуру пэа шэа
Слайд 11
Название Сходство Различие 1. В названиях есть общее слово – царевна. Она главная героиня. 1. «Спящая» царевна – «мёртвая» царевна: Царевна В.А. Жуковского уснула, а у А.С. Пушкина умерла. 2. У Жуковского она одинока, у Пушкинской царевны есть друзья – семь богатырей.
Слайд 12
Сюжет Разложите понятия в виде цепочки-связи. Авторская литературная сказка, запись сказки, прослушивание народной сказки, обработка сказки. Прослушивание народной сказки – запись сказки – обработка сказки – авторская литературная сказка.
Слайд 13
Сюжет Совпадения в сюжете сказок Различия в сюжете сказок Используем структуру («подумай– запиши- Финк-райт-раунд робин обсуди в команде»)
Слайд 14
Сюжет Совпадения в сюжете сказок Различия в сюжете сказок 1. Беда с царевнами происходит по чьей-то злой воле. 2. Причина печальных событий с царевнами – желание отомстить, зависть, обида. 3. Зло совершают женщины: старуха-фея и царица-мачеха. 4. Царевны пробуждаются – оживают. 5. Царевен пробуждают царские сыновья – королевич Елисей и царский сын (без имени). 6. Царевны обе красавицы. 7. Женитьба спасителей на царевнах. 1. Судьбу царевны Жуковского предсказала 12-я фея — злая колдунья — она подстроила так и отомстила за то, что ее не пригласили на пир. 2. У Пушкина от красавицы царевны избавляется злая мачеха из-за зависти (это традиционный сюжет русских народных сказок). 3. У Пушкина царевна умерла (правдивая, реалистическая ситуация) — у Жуковского уснула (романтические мотивы). 4. У Пушкина царевна мертвая лежала 3 дня (по русскому обычаю) – у Жуковского — 300 лет спала. 5. Королевичу Елисею помогают силы природы (в русском фольклоре природа всегда помогает человеку) — царевичу Жуковского помогает старик. 6. Царевна Пушкина лежит в хрустальном гробу в гроте — у Жуковского спит дома. 7. Орудие зла у Пушкина – яблоко (предмет многих русских сказок) – у Жуковского — веретено. 8. Пушкинская царевна пробудилась от удара королевича о гроб, который рассыпался (удар символизирует силу горя, готовность героя к самопожертвованию) — у Жуковского царевна просыпается от поцелуя царевича (романтические мотивы). 9. У Пушкина зло наказано — мачеха от злости умерла — у Жуковского злая колдунья исчезла.
Слайд 15
Физкультминутка Мы устали чуточку, Отдохнем минуточку Поворот, наклон, Приседание, хлопок. Прямо спину ты держи, На соседа посмотри, Руки вверх и сразу вниз И за парту вновь садись.
Слайд 16
Композиция кульминация зачин завязка развязка концовка
Слайд 17
Композиция В сказке В.А. Жуковского В сказке А.С. Пушкина Зачин Завязка Кульминация Развязка Концовка
Слайд 18
Форма произведения: Сказка В.А. Жуковского «Спящая царевна» Жил-был добрый царь Матвей; Жил с царицею своей Он в согласье много лет; А детей все нет как нет. Раз царица на лугу, На зеленом берегу Ручейка была одна; Горько плакала она. Вдруг, глядит, ползет к ней рак; Он сказал царице так: «Мне тебя, царица, жаль; Но забудь свою печаль; Понесешь ты в эту ночь: У тебя родится дочь». — «Благодарствуй, добрый рак; Не ждала тебя никак…» Но уж рак уполз в ручей, Не слыхав ее речей. Он, конечно, был пророк; Что сказал — сбылося в срок: Дочь царица родила… Сказка А.С. Пушкина «О мёртвой царевне…» … Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась — и расцвела, Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого. И жених сыскался ей, Королевич Елисей . Сват приехал, царь дал слово, А приданое готово: Семь торговых городов, Да сто сорок теремов. На девичник собираясь, Вот царица наряжаясь Перед зеркальцем своим, Перемолвилася с ним: «Я ль, скажи мне, всех милее, Всех румяней и белее?»….
Слайд 19
Удалось ли создать сказку, близкую к народной? Что же роднит сказки А.С. Пушкина и В.А. Жуковского с народной сказкой? Что отличает эти сказки от народной? 1. Как и в народных, есть сказочный зачин и концовка. 2. В обоих – сюжет волшебной сказки, волшебные силы и предметы — говорящие рак и зеркальце. 3. В основе сказок, как и в народных, борьба добра и зла — добро побеждает, добрым людям помогают волшебные силы. 4. Троекратный повтор: У Пушкина 3 раза царица обращается к зеркальцу, 3 раза королевич Елисей обращается к силам природы: солнцу, месяцу и ветру. У Жуковского нет троекратных повторов. 5. Магические числа: 7 богатырей у Пушкина, приданое царевне — 7 торговых городов; три силы природы — солнце, месяц, ветер, 3 дня лежала мертвая царевна. У Жуковского только одно — царевна спала 300 лет (3 века). 6. Как в народных сказках, у Пушкина есть падчерица и мачеха. Имя только у одного героя (царь Матвей- королевич Елисей ) 8. Герои делятся на положительных и отрицательных. Отступление от традиций: русские народные сказки написаны в прозе. Народные сказки не очень большие по размеру, т.к. это жанр устного народного творчества. Их рассказывали, пересказывали, передавали из уст в уста. Проза ближе к разговорной речи, нежели стихи.
Слайд 20
Сказки А.С. Пушкина и В.А. Жуковского – это пересказ известных народных сказок или собственно авторские литературные произведения? В сказках «Спящая царевна» В.А. Жуковского и «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина больше различий, чем общего? Какая из сказок ближе к народной? ?
Слайд 21
Домашнее задание Придумать свою небольшую сказку Написать мини – сочинение «Как вы думаете, нужна ли сказка современному человеку?
Слайд 22
Спасибо за урок!
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 2419 человек из 85 регионов
- Сейчас обучается 26 человек из 17 регионов
- Сейчас обучается 358 человек из 71 региона
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Сказки жуковского и пушкина
-
-
3 слайд
Становление поэтов
Василий Андреевич Жуковский — рожденный в 1783 году внебрачный сын помещика Афанасия Бунина. Чтобы дать сыну возможность получить образование и определенное положение в обществе, Бунин отдал мальчика на усыновление обедневшему дворянину Андрею Жуковскому. Это дало возможность устроить одаренное чадо в хороший пансион, где и начал проявляться его литературный талант
Пятнадцать лет спустя, в 1799 году, в небогатой, но знатной дворянской семье родился будущий гений русской литературы — Александр Сергеевич Пушкин. В 13 лет он был зачислен в Царскосельский лицей, где отличался веселым нравом, склонностью к проказам и мятежам, абсолютной нелюбовью к математическим наукам и умением создавать поэтические шедевры. —
-
-
5 слайд
знакомство
В возрасте 17 лет Александр знакомится с Василием Андреевичем, который часто бывал проездом в Царском Селе, был в дружеских отношениях с семьей Пушкиных и посещал самые известные литературные гостиные столицы. В этот период Александр Пушкин уже прославился несколькими стихотворениями, в то время как творчество Жуковского находится на пике популярности: его узнают, зачитывают на вечерах, учат наизусть поэтические строки и переводы. Василий Андреевич уже приближен к царской семье и вращается в самых высоких кругах.
-
6 слайд
Общие интересы
Любовь к литературе способствовала развитию общих интересов и тем для разговора. Пушкин вместе с Жуковским и своими родителями стал посещать гостиные Карамзина, Батюшкова и других известных писателей. Вместе со своим старшим другом он стал членом кружка «Арзамас», где занимались изучением поэзии, писали и декламировали стихи, соревновались в литературном мастерстве. Отношения Жуковского и Пушкина становились все более теплыми и доверительными. Разница в возрасте не мешала этой дружбе: мудрость и жизненный опыт одного всегда нередко помогали охладить юношеский пыл другого.
-
7 слайд
Творческий поединок
Творчество Жуковского известно нам во многом благодаря его сказкам. Пушкин считал себя учеником Василия Андреевича, ведь именно его сказки вдохновили молодого Александра на создание собственных шедевров. -
8 слайд
Однажды, под прямым влиянием А. С. Пушкина, Жуковский взялся за сочинение литературных сказок в народном стиле. Это было в 1831 году, когда оба поэта жили в Царском Селе. Состоялось своеобразное состязание. Сюжеты разрабатывались сообща. Пушкин написал тогда “Сказку о попе и о работнике его Балде” и “Сказку о царе Салтане”, Жуковский – “Сказку о царе Берендее” и “Cпящую царевну”. Конечно, и в сказках Жуковского видно стихотворное мастерство, но, тем не менее, снова сказалась разность подхода. Жуковский взял за основу литературные сказки – «Шиповник» братьев Гримм (в его переводе «Царевна-шиповник» ) и «Спящая красавица» французского писателя Шарля Перро, объединил оба варианта и переложил стихом. Он русифицировал сказку, введя некоторые русские народные черты. Но все же в ней чувствуется стилистическая близость к французскому источнику: во-первых, образ феи-колдуньи не характерен для русских сказок; во-вторых, рак-предсказатель вообще не русский образ;
-
9 слайд
Лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили в Царском Селе. Там они вступили в шутливое «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Об этой стороне жизни двух поэтов Гоголь, находившийся вместе с ними, вспоминал: «Все лето я прожил в Павловском и Царском Селе… Почти каждый вечер собирались мы — Жуковский, Пушкин и я. Сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей! У Пушкина… сказки русские народные… у Жуковского тоже русские народные сказки…. Чудное дело!»
-
-
-
-
-
-
-
-
17 слайд
Такое литературное состязание продолжалось многие годы. За этот период Пушкиным и Жуковским были написаны большое количество сказок, некоторые из них были созданы на основе одного и того же сюжета народной сказки. Но так изменены, дополнены, что воспринимаются как совершенно разные произведения. В итоге один из писателей все же признал свое поражение перед талантом другого.
Жуковский, прочитав сказочную поэму «Руслан и Людмила», присылает Пушкину портрет с надписью “Победителю ученику от побежденного учителя”. -
-
19 слайд
1. Название.
У Жуковского — «Спящая царевна» (название повторяет первоисточник). У Пушкина — «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (свое название). В названии есть общее слово — царевна. Она главная героиня. Также название говорит о различии: царевна Жуковского уснула, а у Пушкина — умерла. И название сообщает: у Жуковского она одинока, у Пушкинской царевны есть друзья — семь богатырей. -
20 слайд
2. Сюжет.
В основу сказок положен сюжет народной сказки.
Жуковский использовал сюжеты немецкой сказки «Царевна-шиповник» братьев Гримм и французской «Спящая в лесу красавица», обработанной Шарлем Перро. Сюжет его сказки точно повторяет сказку Шарля Перро.
Пушкин написал свое произведение на основе народных сказок, которые собирал, находясь в ссылке в Михайловском в годах. Переодевшись в крестьянский наряд, смешивался он на ярмарках с толпой людей, прислушиваясь к меткому народному слову, записывая рассказы сказителей. Там он записал сказку «Самоглядное зеркало», похожую по сюжету на «Сказку о мертвой царевне». Другой источник — волшебные сказки Арины Родионовны. Именно о них он писал брату Льву: «Вечером слушаю сказки – и тем вознаграждаю недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» А указывает на западно — европейские источники, в частности, на сказку «Белоснежка» братьев Гримм. Но это совпадение только внешнее. Пушкинское творение более поэтичное, выражающее идеи и идеалы русского народа. Рассмотрим совпадения и различия в сюжете сказок Пушкина и Жуковского. -
21 слайд
. Сюжет.
В основу сказок положен сюжет народной сказки.
Жуковский использовал сюжеты немецкой сказки «Царевна-шиповник» братьев Гримм и французской «Спящая в лесу красавица», обработанной Шарлем Перро. Сюжет его сказки точно повторяет сказку Шарля Перро.Пушкин написал свое произведение на основе народных сказок, которые собирал, находясь в ссылке в Михайловском в годах. Переодевшись в крестьянский наряд, смешивался он на ярмарках с толпой людей, прислушиваясь к меткому народному слову, записывая рассказы сказителей. Там он записал сказку «Самоглядное зеркало», похожую по сюжету на «Сказку о мертвой царевне». Другой источник — волшебные сказки Арины Родионовны. Именно о них он писал брату Льву: «Вечером слушаю сказки – и тем вознаграждаю недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» А указывает на западно — европейские источники, в частности, на сказку «Белоснежка» братьев Гримм. Но это совпадение только внешнее. Пушкинское творение более поэтичное, выражающее идеи и идеалы русского народа. Рассмотрим совпадения и различия в сюжете сказок Пушкина и Жуковского.
-
22 слайд
Пушкин написал свою, неповторимую литературную сказку. Она отличается сюжетом, героями, языком. Нужно отметить стилистическое своеобразие сказки Пушкина и его новаторство:
1. Поэт использует устойчивые повторяющиеся формулы. Экспрессивная лексика
3. В тексте обилие глаголов, придающих событиям динамизм
4. Есть авторская оценка героев
5. Ввел в композицию народные обращения-заклинания к силам природы -
23 слайд
Совпадения:
— беда с царевнами происходит по чьей-то злой воле;
— причина печальных событий с царевнами – желание отомстить, зависть, обида;
— зло совершают женщины: старуха-фея и царица (чернавка) — мачеха. Они губят царевен;
— с царевен снимается проклятие;
— царевен пробуждают царские сыновья: царевич Елисей и царский сын (без имени);
— царевны обе красавицы;
— царевичам помогают в поисках царевен: 11 чародеек — 7 богатырей (чисто русские, национальные персонажи у Пушкина);
— царевны пробуждаются — оживают;
— женитьба спасителей на царевнах;
— колдунья-фея и царица — мачеха превращаются в старушек, идя на злое дело; -
24 слайд
Различия в сюжете сказок:
— Судьбу царевны Жуковского предсказала 12-я фея — злая колдунья — она подстроила так и отомстила за то, что ее не пригласили на пир.
— У Пушкина от красавицы царевны избавляется злая мачеха из-за зависти (это традиционный сюжет русских народных сказок).
— У Пушкина царевна умерла (правдивая, реалистическая ситуация) — у Жуковского уснула (романтические мотивы).
— У Пушкина царевна мертвая лежала 3 дня (по русскому обычаю) – у Жуковского — 300 лет спала.
— Королевичу Елисею помогают силы природы (в русском фольклоре природа всегда помогает человеку) — царевичу Жуковского помогает старик.
— Царевна Пушкина лежит в хрустальном гробу в гроте — у Жуковского спит дома.
— Орудие зла у Пушкина – яблоко (предмет многих русских сказок) – у Жуковского — веретено.
— Пушкинская царевна пробудилась от удара королевича о гроб, который рассыпался (удар символизирует силу горя, готовность героя к самопожертвованию) — у Жуковского царевна просыпается от поцелуя царевича (романтические мотивы).
-У Пушкина зло наказано — мачеха от злости умерла — у Жуковского злая колдунья исчезла.
В сказках разные места действия: у Жуковского — дворец, бор — у Пушкина: дворец, терем в лесу, пустая гора. -
25 слайд
Пушкин создал истинно народную сказку, она вобрала все традиции русской народной сказки. Обратясь к народным сказкам, он творчески переработал фольклорные элементы, соединил народные сказочные традиции и литературное новаторство. Несмотря на то, что между сказками о царевнах есть сходства, различий все-таки больше. В пушкинской сказке больше событий, напряженнее сюжет, народный язык, обилие народных выражений, традиционных образов. Написанные по похожему сюжету, они воспринимаются как совершенно разные произведения. В пушкинской — русский дух, народные образы и язык, увлекательный сюжет, интрига, зависть. Его сказка – прямая наследница народной сказки.
-
-
27 слайд
Сспасибо за вынимание!
-
28 слайд
Спасибо за внимание!
И я там был, мёд-пиво пил…у моря видел дуб зелёный…под ним сидел и Кот учёный, свои мне сказки говорил
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 057 682 материала в базе
- Выберите категорию:
-
Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 16.10.2018
- 428
- 9
- 16.10.2018
- 761
- 11
- 16.10.2018
- 339
- 0
- 16.10.2018
- 756
- 2
- 16.10.2018
- 252
- 0
- 16.10.2018
- 459
- 11
- 16.10.2018
- 1038
- 9
- 16.10.2018
- 203
- 0
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Актуальные проблемы обучения детей с нарушением слуха в образовательных организациях общего и среднего профессионального образования»
-
Курс повышения квалификации «Тайм-менеджмент — персональная эффективность преподавателя»
-
Курс повышения квалификации «Теория и практика инклюзивного обучения в образовательной организации в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Мотивация учебной деятельности в условиях реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Тьюторское сопровождение обучающихся в системе инклюзивного образования»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности педагога-дефектолога: специальная педагогика и психология»
-
Курс повышения квалификации «Психолого-педагогическая диагностика в современном образовательном процессе»
-
Курс повышения квалификации «Применение современных педагогических технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика обучения информатике в начальной школе»
-
Курс повышения квалификации «Применение методов арт-терапии в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками»
-
Курс повышения квалификации «Организация рабочего времени учителя начальных классов с учетом требований ФГОС НОО»
-
Курс повышения квалификации «Сурдопедагогика: организация обучения, воспитания, коррекция нарушений развития и социальной адаптации глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся в условиях реализации программы ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Методы интерактивного обучения»
-
Курс повышения квалификации «Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика преподавания в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего вида»
1
Сопоставление «Сказки о мертвой царевне» А. С. Пушкина и «Спящей царевны» В. А. Жуковского
2
3
В сказках «Спящая царевна» В. А. Жуковского и «Сказке о мертвой царевне» А. С. Пушкина больше различий, чем общего, и сказку А. С. Пушкина лучше знают дети и взрослые, так как она ближе к русским народным сказкам. Гипотеза:
4
Задачи: 1. Прочитать сказки. 2. Сравнить сюжеты, композицию и героев сказок Пушкина А. С. И Жуковского В. А. 3. Установить первоисточники сказок. 4. Выявить родство этих сказок с народными. 5. Установить сохранение традиций народных сказок в литературных. 6. Провести анкетирование учащихся и их родителей. 7. Обобщить результаты сравнения, сделать выводы.
5
Литература Жуковский В.А. Спящая царевна. М., ЭКСМО, Жуковский В.А. Спящая царевна. М., ЭКСМО, Пушкин А.С. Сказки. М., ЭКСМО, Пушкин А.С. Сказки. М., ЭКСМО, Сказки. М.,1967. Сказки. М.,1967. Сказки братьев Гримм. М Сказки братьев Гримм. М Маршак С.Я. Заметки о сказках Пушкина. М.,1966. Маршак С.Я. Заметки о сказках Пушкина. М.,1966. Непомнящий В. О сказках Пушкина.//Пушкин А.С. Непомнящий В. О сказках Пушкина.//Пушкин А.С. Учебник литературы.5класс. Москва «Просвещение»2013. Учебник литературы.5класс. Москва «Просвещение»2013.
6
Сравнение – это образное определение предмета или явления при помощи сопоставления его с другим предметом, имеющим общие с ним признаки. Сравнить – значит, найти черты сходства и различия. Литературоведческий словарь Литературоведческий словарь
7
Сравнительный метод – это метод исследования художественной литературы, основанный на сравнительном изучении и сопоставлении характеров, сюжетов.
8
Предметы сравнения: Название
9
Сравнение сюжета источников сказок Сравнение сюжета источников сказок В. А. Жуковский «Спящая царевна» Братья Гримм «Царевна-шиповник» А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Братья Гримм «Спящая царевна» Шарль Перро «Спящая красавица» («Спящая в лесу красавица») Народная сказка «Самоглядное зеркало» Сказки Арины Родионовны Братья Гримм «Белоснежка»
10
11
12
13
14
15
16
Фабула сказок Фабула сказок Сравнение формы произведений Сравнение формы произведений Художественные средства выразительности Художественные средства выразительности 1) Постоянные эпитеты 1) Постоянные эпитеты 2) Сравнение 2) Сравнение 3) Олицетворение 3) Олицетворение 4) Лексические повторы 4) Лексические повторы 5) Анафора 5) Анафора 6) Аллитерация 6) Аллитерация
17
18
В созданиях народной поэзии Пушкина привлекают не только фабула и причудливые узоры внешней формы, но прежде всего реалистическая основа, их нравственное содержание. С.Я. Маршак С.Я. Маршак
19
Популярность сказок
20
Свет мой, зеркальце, скажи Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?
21
Царь с царицею простился В путь-дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна.
22
Победителю-ученику от побежденного учителя
23
Спасибо за внимание!
Презентация, доклад презентация
на тему
урока
«сравнения сказок Пушкина и жуковского»
Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на
тему презентация
на тему
урока
«сравнения сказок Пушкина и жуковского».
Презентация на заданную тему содержит 8 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь
проигрывателем,
если материал оказался полезным для Вас — поделитесь им с друзьями с
помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!
Презентации»
Образование»
презентация
на тему
урока
«сравнения сказок Пушкина и жуковского»
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
презентация
на тему
урока
«сравнения сказок Пушкина и жуковского»
.
.
Слайд 2
Описание слайда:
Сказка «спящая царевна»
Слайд 3
Слайд 4
Описание слайда:
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Слайд 5
Описание слайда:
Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
Слайд 6
Описание слайда:
Сходство сказок
«Спящая Царевна» и «Сказка о мёртвой Царевне и о семи богатырях»
Сходства сказки Жуковского «Спящая Царевна» и Пушкина «Сказка о мёртвой Царевне и 7 богатырях»:
Совпадения: — беда с царевнами происходит по чьей-то злой воле; — причина печальных событий с царевнами – желание отомстить, зависть, обида; — зло совершают женщины: старуха-фея и царица (чернавка) — мачеха. Они губят царевен; — с царевен снимается проклятие; — царевен пробуждают царские сыновья: царевич Елисей и царский сын (без имени) ; — царевны обе красавицы; — царевичам помогают в поисках царевен: 11 чародеек — 7 богатырей (чисто русские, национальные персонажи у Пушкина) ; — царевны пробуждаются — оживают; — женитьба спасителей на царевнах; — колдунья-фея и царица- мачеха превращаются в старушек, идя на злое дело;
Слайд 7
Описание слайда:
Различия в сюжете сказок
У Жуковского — «Спящая царевна» (название повторяет первоисточник). У Пушкина — «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (свое название)
— Судьбу царевны Жуковского предсказала 12-я фея — злая колдунья — она подстроила так и отомстила за то, что ее не пригласили на пир.
— У Пушкина от красавицы царевны избавляется злая мачеха из-за зависти (это традиционный сюжет русских народных сказок).
— У Пушкина царевна умерла (правдивая, реалистическая ситуация) — у Жуковского уснула (романтические мотивы).
— У Пушкина царевна мертвая лежала 3 дня (по русскому обычаю) – у Жуковского — 300 лет спала.
Королевичу Елисею помогают силы природы (в русском фольклоре природа всегда помогает человеку) — царевичу Жуковского помогает старик.
— Царевна Пушкина лежит в хрустальном гробу в гроте — у Жуковского спит дома.
— Орудие зла у Пушкина – яблоко (предмет многих русских сказок) – у Жуковского — веретено.
— Пушкинская царевна пробудилась от удара королевича о гроб, который рассыпался (удар символизирует силу горя, готовность героя к самопожертвованию) — у Жуковского царевна просыпается от поцелуя царевича (романтические мотивы).
-У Пушкина зло наказано — мачеха от злости умерла — у Жуковского злая колдунья исчезла.
В сказках разные места действия: у Жуковского — дворец, бор — у Пушкина: дворец, терем в лесу, пустая гора.
Слайд 8
Описание слайда:
«Сказка — Ложь, да в ней намёк, кто познает, тем Урок. »
Презентацию на тему «Сравнение Сказки А.С Пушкина ,,Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях ” и Сказки В.А Жуковского ,,Спящая царевна ”»
(5 класс)
можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет
проекта: Литература. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам
заинтересовать своих одноклассников или аудиторию.
Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад — нажмите на
соответствующий текст под плеером. Презентация
содержит 18 слайд(ов).
Слайд 1
Проект — Сравнение Сказки А.С Пушкина ,,Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях” и Сказки В.А Жуковского ,,Спящая царевна”
Подготовил Ученик 5,,А”класса МОУ СОШ №12 Смирнов Максим
Слайд 2
Цель: сравнение сказок А. Пушкина и В. Жуковского, выявление сходства и различия между ними и первоисточниками.
Слайд 3
Задачи: 1. Прочитать сказки; 2. Сравнить сюжеты, композицию и героев сказок Пушкина и Жуковского; 3. Установить их первоисточники; 4. Выявить родство этих сказок с народными; 5. Установить сохранение традиций народных сказок в литературных произведениях; 6. Обобщить результаты сравнения, сделать выводы.
Слайд 4
1. Название. У Жуковского — «Спящая царевна» (название повторяет первоисточник). У Пушкина — «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (свое название). В названии есть общее слово — царевна. Она главная героиня. Также название говорит о различии: царевна Жуковского уснула, а у Пушкина — умерла. И название сообщает: у Жуковского она одинока, у Пушкинской царевны есть друзья — семь богатырей.
Слайд 5
2. Сюжет. В основу сказок положен сюжет народной сказки. Жуковский использовал сюжеты немецкой сказки «Царевна-шиповник» братьев Гримм и французской «Спящая в лесу красавица», обработанной Шарлем Перро. Сюжет его сказки точно повторяет сказку Шарля Перро. Пушкин написал свое произведение на основе народных сказок, которые собирал, находясь в ссылке в Михайловском в годах. Переодевшись в крестьянский наряд, смешивался он на ярмарках с толпой людей, прислушиваясь к меткому народному слову, записывая рассказы сказителей. Там он записал сказку «Самоглядное зеркало», похожую по сюжету на «Сказку о мертвой царевне». Другой источник — волшебные сказки Арины Родионовны. Именно о них он писал брату Льву: «Вечером слушаю сказки – и тем вознаграждаю недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» А М. К. Азадовский указывает на западно — европейские источники, в частности, на сказку «Белоснежка» братьев Гримм. Но это совпадение только внешнее. Пушкинское творение более поэтичное, выражающее идеи и идеалы русского народа. Рассмотрим совпадения и различия в сюжете сказок Пушкина и Жуковского.
Слайд 6
Совпадения: — беда с царевнами происходит по чьей-то злой воле; — причина печальных событий с царевнами – желание отомстить, зависть, обида; — зло совершают женщины: старуха-фея и царица (чернавка) — мачеха. Они губят царевен; — с царевен снимается проклятие; — царевен пробуждают царские сыновья: царевич Елисей и царский сын (без имени); — царевны обе красавицы; — царевичам помогают в поисках царевен: 11 чародеек — 7 богатырей (чисто русские, национальные персонажи у Пушкина); — царевны пробуждаются — оживают; — женитьба спасителей на царевнах; — колдунья-фея и царица — мачеха превращаются в старушек, идя на злое дело;
Слайд 7
Различия в сюжете сказок: — Судьбу царевны Жуковского предсказала 12-я фея — злая колдунья — она подстроила так и отомстила за то, что ее не пригласили на пир. — У Пушкина от красавицы царевны избавляется злая мачеха из-за зависти (это традиционный сюжет русских народных сказок). — У Пушкина царевна умерла (правдивая, реалистическая ситуация) — у Жуковского уснула (романтические мотивы). — У Пушкина царевна мертвая лежала 3 дня (по русскому обычаю) – у Жуковского — 300 лет спала. — Королевичу Елисею помогают силы природы (в русском фольклоре природа всегда помогает человеку) — царевичу Жуковского помогает старик. — Царевна Пушкина лежит в хрустальном гробу в гроте — у Жуковского спит дома. — Орудие зла у Пушкина – яблоко (предмет многих русских сказок) – у Жуковского — веретено. — Пушкинская царевна пробудилась от удара королевича о гроб, который рассыпался (удар символизирует силу горя, готовность героя к самопожертвованию) — у Жуковского царевна просыпается от поцелуя царевича (романтические мотивы). -У Пушкина зло наказано — мачеха от злости умерла. У Жуковского злая колдунья исчезла.
Слайд 8
В сказках разные места действия: у Жуковского — дворец, бор. У Пушкина — дворец, терем в лесу, пустая гора.
Слайд 9
3. Композиция Композиция сказок похожа: как в народных, в них есть зачин. У Жуковского: Жил-был добрый царь Матвей; Жил с царицею своей. Он в согласье много лет; А детей все нет, как нет. У Пушкина: Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна.
Слайд 10
Завязка: У Жуковского: встреча царицы с раком-пророком и рождение дочери. У Пушкина: смерть царицы, появление во дворце мачехи.
Слайд 11
Развитие действия: У Жуковского: пир — взросление царевны — укололась веретеном и уснула, все уснули — охотник (царский сын) забрел во дворец; пробуждение царевны и всего дворца. У Пушкина: Сватание царевны — девичник — гнев и зависть мачехи — Чернавка уводит царевну в лес — жизнь царевны в доме 7 богатырей — отравление царевны яблоком — погребение ее в горе — поиски невесты королевичем Елисеем — спасение царевны — смерть царицы мачехи (событий в сказке Пушкина больше).
Слайд 12
У Жуковского: На колени ставши, к ней Он приблизился лицом: Распалительным огнем Жарко рдеющих ланит И дыханьем уст облит, Он души не удержал И ее поцеловал.
Кульминация №1 :
У Пушкина: Перед ним, во мгле печальной, Гроб качается хрустальный, И в хрустальном гробе том Спит царевна вечным сном. И о гроб невесты милой Он ударился всей силой. Гроб разбился. Дева вдруг ожила. Сказочная концовка — свадьба, пир.
Слайд 13
Кульминация №2 :
У Жуковского: Свадьба, пир, и я там был И вино на свадьбе пил; По усам вино бежало, В рот ни капли не попало.
У Пушкина: И никто с начала мира Не видал такого пира; Я там был, мед, пиво пил, Да усы лишь обмочил.
Слайд 14
4. Форма произведения: сказки написаны в стихотворной форме. Но сказка Пушкина разделена на строфы, у Жуковского написана сплошным текстом.
Слайд 15
5. Художественные средства выразительности: Постоянные эпитеты – их много в обоих произведениях у Жуковского: мертвым сном, дикий бор, дремучий лес, губки алые, гробовая тишина и др. У Пушкина: красная девица, черная зависть, злая мачеха, алые губки, добрая весть, люди добрые, красно солнце, месяц ясный, ветер буйный, синее море и др. Сравнения: у Жуковского: Вспыхнул вдруг, как от огня; Прянул конь от острых шпор И стрелой пустился в бор; Начал жить да поживать, Как дотоле, без забот.; В покое том вьется лестница винтом и др. У Пушкина: Год прошел как сон пустой, царь женился на другой; Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?; Всех я краше; Он лесного зверя злей.
Слайд 16
Вывод:
Проведя исследование, мы установили, что Жуковский взял за основу литературные сказки – «Шиповник» братьев Гримм (в его переводе «Царевна-шиповник») и «Спящая красавица» французского писателя Шарля Перро, объединил оба варианта и переложил стихом. Он русифицировал сказку, введя некоторые русские народные черты. Но все же в ней чувствуется стилистическая близость к французскому источнику: во-первых, образ феи-колдуньи не характерен для русских сказок; во-вторых, рак-предсказатель вообще не русский образ; в — третьих, преобладают романтические мотивы и элементы. А Пушкин написал свою, неповторимую литературную сказку. Она отличается сюжетом, героями, языком. Нужно отметить стилистическое своеобразие сказки Пушкина и его новаторство:
Слайд 17
Мы видим, Пушкин создал истинно народную сказку, она вобрала все традиции русской народной сказки. Обратясь к народным сказкам, он творчески переработал фольклорные элементы, соединил народные сказочные традиции и литературное новаторство. Несмотря на то, что между сказками о царевнах есть сходства, различий все-таки больше. В пушкинской сказке больше событий, напряженнее сюжет, народный язык, обилие народных выражений, традиционных образов. Написанные по похожему сюжету, они воспринимаются как совершенно разные произведения. В пушкинской — русский дух, народные образы и язык, увлекательный сюжет, интрига, зависть. Его сказка – прямая наследница народной сказки. Многие слова пушкинской сказки как будто произнесены сказителем: «Аль откажешь мне в ответе? », «Начал жить да поживать», «Ждет-пождет», «Инда очи разболелись, глядючи». С. Я. Маршак говорил: «В созданиях народной поэзии Пушкина привлекают не только фабула и причудливые узоры внешней формы, но прежде всего реалистическая основа, их нравственное содержание». Пушкин воспринял от народных сказок гуманистические идеи и веру в победу добра и справедливости. Сказки Пушкина хорошо знают и любят люди разного возраста, помнят строчки наизусть.
Слайд 18
Заключение: Таким образом, проведенное исследование и анкетирование подтверждает нашу гипотезу, что в сказках «Спящая царевна» В. А. Жуковского и «Сказке о мертвой царевне» А. С. Пушкина различий больше, чем общего, и сказка Пушкина ближе к русским народным, легко запоминается, поэтому ее хорошо знают и любят как дети, так и взрослые. Сказки любимого поэта есть в каждой семье, и встреча с ними происходит в раннем возрасте.
Разделы презентаций
- Разное
- Английский язык
- Астрономия
- Алгебра
- Биология
- География
- Геометрия
- Детские презентации
- Информатика
- История
- Литература
- Математика
- Медицина
- Менеджмент
- Музыка
- МХК
- Немецкий язык
- ОБЖ
- Обществознание
- Окружающий мир
- Педагогика
- Русский язык
- Технология
- Физика
- Философия
- Химия
- Шаблоны, картинки для презентаций
- Экология
- Экономика
- Юриспруденция
Презентация на тему Сравнения сказок Пушкина и Жуковского
Содержание
-
1.
Сравнения сказок Пушкина и Жуковского -
2.
Сказка «спящая царевна»Лето 1831 -
3.
Слайд 3 -
4.
«Сказка о мёртвой царевне и о семи -
5.
Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях -
6.
Слайд 6 -
7.
Различия в сюжете сказокУ -
8.
«Сказка — Ложь, да в ней намёк, кто познает, тем Урок. » -
9.
Скачать презентанцию
Сказка «спящая царевна»Лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили в Царском Селе. Там они вступили в своеобразное «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Об этой стороне жизни
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1 презентация
на тему
урока
«сравнения сказок Пушкина и жуковского»
ученика 5-Б кл.
Шелковникова Данилы.
Слайд 2 Сказка «спящая царевна»
Лето 1831 года Жуковский и Пушкин
проводили в
Царском Селе. Там они вступили в своеобразное
«состязание»: кто лучше напишет сказку,
подобную народной. Об этой стороне жизни двух
поэтов Гоголь, находившийся вместе с ними,
вспоминал: «Всё лето я прожил в Павловском и в
Царском Селе… Почти каждый вечер собирались
мы — Жуковский, Пушкин и я. Сколько прелестей
вышло из-под пера сих мужей!
Именно в это время и родились эти две замеча-
Тельные сказки «Спящая Царевна» и «Сказка о
мёртвой Царевне и о семи богатырях»
Слайд 4«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
В тот год, когда
родился Пушкин, Жуковский
благодаря хлопотам отца находится в
одном из лучших дворянских заведений,
Благородном пансионе при Московском
университете, и вскоре заводит знакомство
с Карамзиным, братьями Тургеневыми,
братьями Сергеем Львовичем и Василием
Львовичем Пушкиными.
В 1816 г. Жуковский появляется в Царском
Селе и знакомится с Пушкиным А.С.
Пушкин в некотором отношении ученик
Жуковского.
Слайд 5 Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
Слайд 6 Сходство сказок
«Спящая Царевна» и «Сказка о мёртвой Царевне и о семи богатырях»
Сходства сказки Жуковского «Спящая Царевна» и Пушкина «Сказка о мёртвой Царевне и 7 богатырях»:
Совпадения: — беда с царевнами происходит по чьей-то злой воле; — причина печальных событий с царевнами – желание отомстить, зависть, обида; — зло совершают женщины: старуха-фея и царица (чернавка) — мачеха. Они губят царевен; — с царевен снимается проклятие; — царевен пробуждают царские сыновья: царевич Елисей и царский сын (без имени) ; — царевны обе красавицы; — царевичам помогают в поисках царевен: 11 чародеек — 7 богатырей (чисто русские, национальные персонажи у Пушкина) ; — царевны пробуждаются — оживают; — женитьба спасителей на царевнах; — колдунья-фея и царица- мачеха превращаются в старушек, идя на злое дело;
Слайд 7 Различия в сюжете сказок
У Жуковского — «Спящая царевна»
(название повторяет первоисточник). У Пушкина — «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (свое название)
— Судьбу царевны Жуковского предсказала 12-я фея — злая колдунья — она подстроила так и отомстила за то, что ее не пригласили на пир.
— У Пушкина от красавицы царевны избавляется злая мачеха из-за зависти (это традиционный сюжет русских народных сказок).
— У Пушкина царевна умерла (правдивая, реалистическая ситуация) — у Жуковского уснула (романтические мотивы).
— У Пушкина царевна мертвая лежала 3 дня (по русскому обычаю) – у Жуковского — 300 лет спала.
Королевичу Елисею помогают силы природы (в русском фольклоре природа всегда помогает человеку) — царевичу Жуковского помогает старик.
— Царевна Пушкина лежит в хрустальном гробу в гроте — у Жуковского спит дома.
— Орудие зла у Пушкина – яблоко (предмет многих русских сказок) – у Жуковского — веретено.
— Пушкинская царевна пробудилась от удара королевича о гроб, который рассыпался (удар символизирует силу горя, готовность героя к самопожертвованию) — у Жуковского царевна просыпается от поцелуя царевича (романтические мотивы).
-У Пушкина зло наказано — мачеха от злости умерла — у Жуковского злая колдунья исчезла.
В сказках разные места действия: у Жуковского — дворец, бор — у Пушкина: дворец, терем в лесу, пустая гора.
Слайд 8″Сказка — Ложь, да в ней намёк, кто познает, тем Урок.
«
Слайд 1 «СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ»
А. С.ПУШКИНА
И
«СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА»
В. А.
ЖУКОВСКОГО
Выполнил : Афлятунов Артур
Ученик 5б класса
Учитель: Насипова Люция Марсовна
Слайд 2Цель: сравнение сказок А. Пушкина и В. Жуковского, выявление сходства и различия
между ними и первоисточниками.
Слайд 3Задачи:
1. Прочитать сказки;
2. Сравнить сюжеты, композицию и героев сказок Пушкина и
Жуковского;
3. Установить их первоисточники;
4. Выявить родство этих сказок с народными;
5. Установить сохранение традиций народных сказок в литературных произведениях;
6. Провести анкетирование учащихся и родителей;
7. Обобщить результаты сравнения, сделать выводы.
8. Создать свой текст, презентацию.
9. Принять участие в научно-практической конференции
Слайд 4Актуальность нашей темы в том, что материала по
сравнению сказок А.С. Пушкина и В.А. Жуковского в учебниках литературы нет, и он может быть использован как учителями, так и учащимися школы
Объект исследования — тексты: «Сказка о мертвой царевне» А. С. Пушкина, «Спящая царевна» В. А. Жуковского, «Белоснежка» братьев Гримм, «Спящая красавица» Шарля Перро
Предмет исследования — сюжеты, композиция (зачины, завязка, развитие действия, развязка) художественные средства (эпитеты, сравнения, повтор), герои произведений, совпадения и различия в них, наличие элементов народной сказки.
.
Слайд 5Задачи:
1. Прочитать сказки;
2. Сравнить сюжеты, композицию и героев сказок Пушкина и
Жуковского;
3. Установить их первоисточники;
4. Выявить родство этих сказок с народными;
5. Установить сохранение традиций народных сказок в литературных произведениях;
6. Провести анкетирование учащихся и родителей;
7. Обобщить результаты сравнения, сделать выводы.
8. Создать свой текст, презентацию.
9. Принять участие в научно-практической конференции
Слайд 6Глава 1.
Теоретическая часть.
Лето 1831 года Жуковский и
Пушкин проводили в Царском Селе. Там они вступили в шутливое «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной
Слайд 7СРАВНЕНИЕ СКАЗОК
Название.
У Жуковского — «Спящая царевна» (название повторяет
первоисточник). У Пушкина — «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (свое название). В названии есть общее слово — царевна. Она главная героиня. Также название говорит о различии: царевна Жуковского уснула, а у Пушкина — умерла. И название сообщает: у Жуковского она одинока, у Пушкинской царевны есть друзья — семь богатырей.
Слайд 8СРАВНЕНИЕ СКАЗОК
Сюжет.
В основу сказок положен сюжет народной сказки.
Жуковский использовал сюжеты немецкой сказки «Царевна-шиповник» братьев Гримм и французской «Спящая в лесу красавица», обработанной Шарлем Перро. Сюжет его сказки точно повторяет сказку Шарля Перро.
Пушкин написал свое произведение на основе народных сказок, которые собирал, находясь в ссылке в Михайловском в годах. Переодевшись в крестьянский наряд, смешивался он на ярмарках с толпой людей, прислушиваясь к меткому народному слову, записывая рассказы сказителей. Другой источник — волшебные сказки Арины Родионовны. Именно о них он писал брату Льву: «Вечером слушаю сказки – и тем вознаграждаю недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» А М. К. Азадовский указывает на западно — европейские источники, в частности, на сказку «Белоснежка» братьев Гримм. Но это совпадение только внешнее. Пушкинское творение более поэтичное, выражающее идеи и идеалы русского народа. Рассмотрим совпадения и различия в сюжете сказок Пушкина и Жуковского
Слайд 9СРАВНЕНИЕ СКАЗОК
Совпадения:
— беда с царевнами происходит по чьей-то злой воле;
— причина
печальных событий с царевнами – желание отомстить, зависть, обида;
— зло совершают женщины: старуха-фея и царица (чернавка) — мачеха. Они губят царевен;
— с царевен снимается проклятие;
— царевен пробуждают царские сыновья: царевич Елисей и царский сын (без имени);
— царевны обе красавицы;
— царевичам помогают в поисках царевен: 11 чародеек — 7 богатырей (чисто русские, национальные персонажи у Пушкина);
— царевны пробуждаются — оживают;
— женитьба спасителей на царевнах;
— колдунья-фея и царица — мачеха превращаются в старушек, идя на злое дело;
Слайд 10СРАВНЕНИЕ СКАЗОК
Различия в сюжете сказок:
— Судьбу царевны Жуковского предсказала 12-я фея
— злая колдунья — она подстроила так и отомстила за то, что ее не пригласили на пир.
— У Пушкина от красавицы царевны избавляется злая мачеха из-за зависти (это традиционный сюжет русских народных сказок).
— У Пушкина царевна умерла (правдивая, реалистическая ситуация) — у Жуковского уснула (романтические мотивы).
— У Пушкина царевна мертвая лежала 3 дня (по русскому обычаю) – у Жуковского — 300 лет спала.
— Королевичу Елисею помогают силы природы (в русском фольклоре природа всегда помогает человеку) — царевичу Жуковского помогает старик.
— Царевна Пушкина лежит в хрустальном гробу в гроте — у Жуковского спит дома.
— Орудие зла у Пушкина – яблоко (предмет многих русских сказок) – у Жуковского — веретено.
— Пушкинская царевна пробудилась от удара королевича о гроб, который рассыпался (удар символизирует силу горя, готовность героя к самопожертвованию) — у Жуковского царевна просыпается от поцелуя царевича (романтические мотивы).
-У Пушкина зло наказано — мачеха от злости умерла — у Жуковского злая колдунья исчезла.
В сказках разные места действия: у Жуковского — дворец, бор — у Пушкина: дворец, терем в лесу, пустая гора.
Слайд 11СРАВНЕНИЕ СКАЗОК
Композиция сказок похожа: как в народных, в них есть зачин
ЗАВЯЗКА
РАЗВИТИЕ
ДЕЙСТВИЙ
КУЛЬМИНАЦИЯ
Сказочная концовка — свадьба, пир
Слайд 12СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Постоянные эпитеты – их много в обоих произведениях
у Жуковского: мертвым сном,
дикий бор, дремучий лес, губки алые, гробовая тишина и др.
У Пушкина: красная девица, черная зависть, злая мачеха, алые губки, добрая весть, люди добрые, красно солнце, месяц ясный, ветер буйный, синее море и др.
Сравнения: у Жуковского: Вспыхнул вдруг, как от огня; Прянул конь от острых шпор И стрелой пустился в бор; Начал жить да поживать, Как дотоле, без забот.; В покое том вьется лестница винтом и др
Слайд 13Глава 2.
Практическая часть.
Сказки Пушкина хорошо знают и
любят люди разного возраста, помнят строчки наизусть. Это подтвердило проведенное нами анкетирование учащихся средних классов и их родителей.
Ответы показали, что, несмотря на не детский возраст, эта группа людей знает сказки
Сказка Жуковского «Спящая царевна»
Сказка Пушкина «Сказка о мертвой царевне»
Слайд 14Глава 2.
Практическая часть.
Помним наизусть строчки
Слайд 15Глава 2.
Практическая часть.
Цитируемые строчки
Слайд 16ВЫВОД
Проведя исследование, мы установили, что Жуковский взял
за основу литературные сказки – «Шиповник» братьев Гримм (в его переводе «Царевна-шиповник») и «Спящая красавица» французского писателя Шарля Перро, объединил оба варианта и переложил стихом. Он русифицировал сказку, введя некоторые русские народные черты. Но все же в ней чувствуется стилистическая близость к французскому источнику: во-первых, образ феи-колдуньи не характерен для русских сказок; во- вторых, рак-предсказатель вообще не русский образ; в — третьих, преобладают романтические мотивы и элементы. А Пушкин написал свою, неповторимую литературную сказку. Она отличается сюжетом, героями, языком. Нужно отметить стилистическое своеобразие сказки Пушкина и его новаторство:
Слайд 17 Мы видим, Пушкин создал
истинно народную сказку, она вобрала все традиции русской народной сказки. Обратясь к народным сказкам, он творчески переработал фольклорные элементы, соединил народные сказочные традиции и литературное новаторство. Несмотря на то, что между сказками о царевнах есть сходства, различий все-таки больше. В пушкинской сказке больше событий, напряженнее сюжет, народный язык, обилие народных выражений, традиционных образов. Написанные по похожему сюжету, они воспринимаются как совершенно разные произведения. В пушкинской — русский дух, народные образы и язык, увлекательный сюжет, интрига, зависть. Его сказка – прямая наследница народной сказки. Многие слова пушкинской сказки как будто произнесены сказителем: «Аль откажешь мне в ответе? », «Начал жить да поживать», «Ждет-пождет», «Инда очи разболелись, глядючи». С. Я. Маршак говорил: «В созданиях народной поэзии Пушкина привлекают не только фабула и причудливые узоры внешней формы, но прежде всего реалистическая основа, их нравственное содержание». Пушкин воспринял от народных сказок гуманистические идеи и веру в победу добра и справедливости. Сказки Пушкина хорошо знают и любят люди разного возраста, помнят строчки наизусть.
Слайд 18ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, проведенное исследование и
анкетирование подтверждает нашу гипотезу, что в сказках «Спящая царевна» В. А. Жуковского и «Сказке о мертвой царевне» А. С. Пушкина различий больше, чем общего, и сказка Пушкина ближе к русским народным, легко запоминается, поэтому ее хорошо знают и любят как дети, так и взрослые. Сказки любимого поэта есть в каждой семье, и встреча с ними происходит в раннем возрасте.
Слайд 19http://fordezign.ru/kliparty/18052-klipart-v-png-na-prozrachnom-fone-raznocvetnye-zavitushki.html
клипарт «Разноцветные завитушки», элемент декора на
1 слайде
А.С. Пушкин, Сказки Пушкина, издательство «ОЛМА Медиа Групп» (2011) , серия «Лучшие сказки для детей», художник Канивец Татьяна
Все элементы для создания фона взяты из книги. Изображения отсканированы и обработаны в программе Adobe Photoshop.
Рамочка сделана в программе Adobe Photoshop
http://yun.moluch.ru/archive/1/69/
https://yandex.ru/images/search?text=спящая%20красавица%20КОНЦОВКА
https://yandex.ru/images/search?p=2&text=сказка%20о%20мертвой%20царевне%20и%20о%20семи%20богатырях%20картинки=simage.
Источники
Презентация Сравнение Сказки А.С Пушкина ,,Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях ” и Сказки В.А Жуковского ,,Спящая царевна ” .
Доклад-презентация на заданную тему выполнена в программе PowerPoint и содержит 18 слайдов.
Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация
сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам.
Если презентация оказалась полезной для Вас — поделитесь ссылкой с помощью
социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки вашего браузера!
Слайды презентации
Открыть в PDF
Слайд 1
Описание слайда:
Проект — Сравнение
Сказки А.С Пушкина ,,Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях ”
и
Сказки В.А Жуковского ,,Спящая царевна ”
Подготовил
Ученик 5,,А ” класса
МОУ СОШ №12
Смирнов
Максим
Слайд 2
Описание слайда:
Цель : сравнение сказок А. Пушкина и В. Жуковского, выявление
сходства и различия между ними и первоисточниками.
Слайд 3
Описание слайда:
Задачи:
1. Прочитать сказки;
2. Сравнить сюжеты, композицию и героев сказок Пушкина и
Жуковского;
3. Установить их первоисточники;
4. Выявить родство этих сказок с народными;
5. Установить сохранение традиций народных сказок в литературных
произведениях;
6. Обобщить результаты сравнения, сделать выводы.
Слайд 4
Описание слайда:
1. Название.
У Жуковского — «Спящая царевна» (название повторяет
первоисточник). У Пушкина — «Сказка о мертвой царевне и семи
богатырях» (свое название). В названии есть общее слово — царевна.
Она главная героиня. Также название говорит о различии: царевна
Жуковского уснула, а у Пушкина — умерла. И название сообщает: у
Жуковского она одинока, у Пушкинской царевны есть друзья — семь
богатырей.
Слайд 5
Описание слайда:
2. Сюжет.
В основу сказок положен сюжет народной сказки.
Жуковский использовал сюжеты немецкой сказки «Царевна-
шиповник» братьев Гримм и французской «Спящая в лесу
красавица», обработанной Шарлем Перро. Сюжет его сказки точно
повторяет сказку Шарля Перро.
Пушкин написал свое произведение на основе народных сказок,
которые собирал, находясь в ссылке в Михайловском в годах.
Переодевшись в крестьянский наряд, смешивался он на ярмарках с
толпой людей, прислушиваясь к меткому народному слову,
записывая рассказы сказителей. Там он записал сказку «Самоглядное
зеркало», похожую по сюжету на «Сказку о мертвой царевне». Другой
источник — волшебные сказки Арины Родионовны. Именно о них он
писал брату Льву: «Вечером слушаю сказки – и тем вознаграждаю
недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти
сказки! Каждая есть поэма!» А М. К. Азадовский указывает на западно
— европейские источники, в частности, на сказку «Белоснежка»
братьев Гримм. Но это совпадение только внешнее. Пушкинское
творение более поэтичное, выражающее идеи и идеалы русского
народа. Рассмотрим совпадения и различия в сюжете сказок Пушкина
и Жуковского.
Слайд 6
Описание слайда:
Совпадения:
— беда с царевнами происходит по чьей-то злой воле;
— причина печальных событий с царевнами – желание отомстить,
зависть, обида;
— зло совершают женщины: старуха-фея и царица (чернавка) — мачеха.
Они губят царевен;
— с царевен снимается проклятие;
— царевен пробуждают царские сыновья: царевич Елисей и царский
сын (без имени);
— царевны обе красавицы;
— царевичам помогают в поисках царевен: 11 чародеек — 7 богатырей
(чисто русские, национальные персонажи у Пушкина);
— царевны пробуждаются — оживают;
— женитьба спасителей на царевнах;
— колдунья-фея и царица — мачеха превращаются в старушек, идя на
злое дело;
Слайд 7
Описание слайда:
Различия в сюжете сказок:
— Судьбу царевны Жуковского предсказала 12-я фея — злая колдунья
— она подстроила так и отомстила за то, что ее не пригласили на пир.
— У Пушкина от красавицы царевны избавляется злая мачеха из-за
зависти (это традиционный сюжет русских народных сказок).
— У Пушкина царевна умерла (правдивая, реалистическая ситуация) —
у Жуковского уснула (романтические мотивы).
— У Пушкина царевна мертвая лежала 3 дня (по русскому обычаю) – у
Жуковского — 300 лет спала.
— Королевичу Елисею помогают силы природы (в русском
фольклоре природа всегда помогает человеку) — царевичу
Жуковского помогает старик.
— Царевна Пушкина лежит в хрустальном гробу в гроте — у
Жуковского спит дома.
— Орудие зла у Пушкина – яблоко (предмет многих русских сказок) – у
Жуковского — веретено.
— Пушкинская царевна пробудилась от удара королевича о гроб,
который рассыпался (удар символизирует силу горя, готовность
героя к самопожертвованию) — у Жуковского царевна просыпается
от поцелуя царевича (романтические мотивы).
-У Пушкина зло наказано — мачеха от злости умерла. У Жуковского
злая колдунья исчезла.
Слайд 8
Описание слайда:
В сказках разные места действия: у Жуковского — дворец, бор.
У Пушкина — дворец, терем в лесу, пустая гора.
Слайд 9
Описание слайда:
3. Композиция
Композиция сказок похожа: как в народных, в них есть зачин.
У Жуковского:
Жил-был добрый царь Матвей;
Жил с царицею своей.
Он в согласье много лет;
А детей все нет, как нет.
У Пушкина:
Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Слайд 10
Описание слайда:
Завязка:
У Жуковского: встреча царицы с раком-пророком и рождение
дочери.
У Пушкина: смерть царицы, появление во дворце мачехи.
Слайд 11
Описание слайда:
Развитие действия:
У Жуковского: пир — взросление царевны — укололась веретеном и
уснула, все уснули — охотник (царский сын) забрел во дворец;
пробуждение царевны и всего дворца.
У Пушкина: Сватание царевны — девичник — гнев и зависть мачехи —
Чернавка уводит царевну в лес — жизнь царевны в доме 7 богатырей —
отравление царевны яблоком — погребение ее в горе — поиски
невесты королевичем Елисеем — спасение царевны — смерть царицы
мачехи (событий в сказке Пушкина больше).
Слайд 12
Описание слайда:
У Жуковского:
На колени ставши, к ней
Он приблизился лицом:
Распалительным огнем
Жарко рдеющих ланит
И дыханьем уст облит,
Он души не удержал
И ее поцеловал. Кульминация №1 :
У Пушкина:
Перед ним, во мгле печальной,
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном.
И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.
Гроб разбился. Дева вдруг
ожила.
Сказочная концовка — свадьба,
пир.
Слайд 13
Описание слайда:
Кульминация №2 :
У Жуковского:
Свадьба, пир, и я там
был
И вино на свадьбе пил;
По усам вино бежало,
В рот ни капли не
попало. У Пушкина:
И никто с начала мира
Не видал такого пира;
Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.
Слайд 14
Описание слайда:
4. Форма произведения: сказки написаны в стихотворной форме.
Но сказка Пушкина разделена на строфы, у Жуковского написана
сплошным текстом.
Слайд 15
Описание слайда:
5. Художественные средства выразительности:
Постоянные эпитеты – их много в обоих произведениях
у Жуковского: мертвым сном, дикий бор, дремучий лес, губки алые,
гробовая тишина и др.
У Пушкина: красная девица, черная зависть, злая мачеха, алые губки,
добрая весть, люди добрые, красно солнце, месяц ясный, ветер
буйный, синее море и др.
Сравнения: у Жуковского: Вспыхнул вдруг, как от огня; Прянул конь
от острых шпор И стрелой пустился в бор; Начал жить да поживать,
Как дотоле, без забот.; В покое том вьется лестница винтом и др.
У Пушкина: Год прошел как сон пустой, царь женился на другой; Я ль
на свете всех милее, всех румяней и белее?; Всех я краше; Он
лесного зверя злей.
Слайд 16
Описание слайда:
Вывод:
Проведя исследование, мы установили, что Жуковский взял за
основу литературные сказки – «Шиповник» братьев Гримм (в его
переводе «Царевна-шиповник») и «Спящая красавица»
французского писателя Шарля Перро, объединил оба варианта и
переложил стихом. Он русифицировал сказку, введя некоторые
русские народные черты. Но все же в ней чувствуется
стилистическая близость к французскому источнику: во-первых,
образ феи-колдуньи не характерен для русских сказок; во-
вторых, рак-предсказатель вообще не русский образ; в — третьих,
преобладают романтические мотивы и элементы.
А Пушкин написал свою, неповторимую литературную сказку.
Она отличается сюжетом, героями, языком. Нужно отметить
стилистическое своеобразие сказки Пушкина и его новаторство:
Слайд 17
Описание слайда:
Мы видим, Пушкин создал истинно народную сказку, она вобрала
все традиции русской народной сказки. Обратясь к народным
сказкам, он творчески переработал фольклорные элементы,
соединил народные сказочные традиции и литературное
новаторство. Несмотря на то, что между сказками о царевнах есть
сходства, различий все-таки больше. В пушкинской сказке больше
событий, напряженнее сюжет, народный язык, обилие народных
выражений, традиционных образов. Написанные по похожему
сюжету, они воспринимаются как совершенно разные
произведения. В пушкинской — русский дух, народные образы и
язык, увлекательный сюжет, интрига, зависть. Его сказка – прямая
наследница народной сказки. Многие слова пушкинской сказки как
будто произнесены сказителем: «Аль откажешь мне в ответе? »,
«Начал жить да поживать», «Ждет-пождет», «Инда очи
разболелись, глядючи». С. Я. Маршак говорил: «В созданиях
народной поэзии Пушкина привлекают не только фабула и
причудливые узоры внешней формы, но прежде всего
реалистическая основа, их нравственное содержание». Пушкин
воспринял от народных сказок гуманистические идеи и веру в
победу добра и справедливости. Сказки Пушкина хорошо знают и
любят люди разного возраста, помнят строчки наизусть.
Слайд 18
Описание слайда:
Заключение:
Таким образом, проведенное исследование и анкетирование
подтверждает нашу гипотезу, что в сказках «Спящая царевна» В. А.
Жуковского и «Сказке о мертвой царевне» А. С. Пушкина различий
больше, чем общего, и сказка Пушкина ближе к русским
народным, легко запоминается, поэтому ее хорошо знают и любят
как дети, так и взрослые. Сказки любимого поэта есть в каждой
семье, и встреча с ними происходит в раннем возрасте.
Чтобы скачать презентацию — поделитесь ей с друзьями с помощью
социальных кнопок.