А.М.Горький
«Старуха Изергиль»
Смысловые понятия:
История создания.
Композиция.
Романтизм.
Главные герои.
Авторская позиция.
В рассказе “Старуха Изергиль” отразились впечатления автора от его скитаний по южной Бессарабии ранней весной 1891 года. Рассказ относится к ранним произведениям М. Горького и продолжает романтическую линию (рассказы “Макар Чудра” и “Челкаш”), в которой наиболее сильно отразилось авторское восхищение цельной и сильной человеческой личностью.
1895 год – «Самарская газета» печатает рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль». Все восторженно отзываются о рассказе.
Действие происходит в Бессарабии, на морском берегу, где рассказчик работает на сборе винограда. Старуха начинает свое повествование вечером, а заканчивает легенду о Данко поздней ночью. Вот это течение ночи Горький рисует в своем рассказе как величественный и торжественный процесс, полный волнующей поэзии, яркой красоты, смены красок и звуков. Итак, в начале рассказа — яркая лунная ночь, полная песен и звуков природы, в конце — печальный предрассветный час.
Романтизм — особый тип творчества, характерным признакам которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящемся в резком конфликте с обществом, с людьми.
Надо сказать, что ранние произведения Горького имеют в своей стилистике черты романтизма.
Главными героями произведения, несомненно, являются Лара и Данко. Мы видим героев на фоне романтического пейзажа. Старуха Изергиль рассказывает свои легенды ночью. Ночь – таинственное время суток. Мы видим множество образов природы, таких как море, ветер, тучи, луна.
Мы видим душу природы, она, как будто, живет по своим собственным законам. Природа не только тесно связана с человеком, она – отражение его внутреннего мира. Природа в этом рассказе символ свободы героя.
Леге́нда (от ср.-лат. legenda «чтение», «читаемое», «собрание литургических отрывков для ежедневной службы») — одна из разновидностей сказочного прозаического фольклора. Письменное предание о каких-нибудь исторических событиях или личностях.
В переносном смысле относится к овеянным славой, вызывающим восхищение событиям прошлого, отображенного в сказках, рассказах и т. д. Как правило, содержит дополнительный религиозный или социальный пафос.
«Легенда о Данко» является частью рассказа «Старуха Изергиль». Вспомним, чем отличается легенда от сказки…
Легенды, как правило, были устными рассказами, часто положенными на музыку; передавались легенды из уст в уста, обычно бродячими сказителями. Позднее множество легенд было записано. Поскольку, когда о ком-либо слагали легенды, это означало общественное признание его деяний, слово приобрело дополнительный смысл.
Обратим свое внимание на композицию произведения. В ней можно выделить три части:
1 часть – легенда о Ларре;
2 часть – история жизни и любви Старухи Изергиль;
3 часть – легенда о Данко
Компози́ция лат. componere — составлять в литературоведении — взаимная соотнесённость и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств в словесно-художественном произведении. Структура, план выражения литературного произведения. Построение художественного произведения.
Обратим свое внимание на композицию произведения. В ней можно выделить три части:
1 часть – легенда о Ларре;
2 часть – история жизни и любви Старухи Изергиль;
3 часть – легенда о Данко
Компози́ция лат. componere — составлять в литературоведении — взаимная соотнесённость и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств в словесно-художественном произведении. Структура, план выражения литературного произведения. Построение художественного произведения.
В первой части рассказывается легенда о Ларре. Его образ будет являтся антиподом образа Данко. Ларра — Сын женщины и орла, он презирает людей, считает себя сверхчеловеком. Он жесток.
Ларра убивает девушку, которая ему отказала, племя изгоняет его. Люди с мольбой взывают к небесам, просят наказать гордеца. Наказание жестоко – одиночество и бессмертие ждет героя. Он хочет, но не может покончить с собой и превращается со временем в тень.
Вторая часть рассказа посвящена описанию жизни старухи Изергиль. Она одна из тех, кто «умеет жить», тратя здоровье и молодость на любовь. Нанизывая в своем повествовании эпизоды встреч с возлюбленными, героиня не вспоминает их имен. Один за другим воскрешаемые ею люди, как тени, проходят перед рассказчиком: черноусый рыбак с Прут, огненно-рыжий гуцул. Сюда входят и важный турок, его сын, «бледный и хрупкий цветок Востока, отравленный поцелуями», «маленький полячок», которого оскорбленная Изергиль бросила в реку. Это и богатые паны, один из которых осыпал героиню золотом, но не добился любви.
Именно она рассказывает легенду о «сильных и красивых людях».
В третьей части рассказывается легенда о Данко. Вспомним ее сюжет .
Жили в старину смелые и сильные люди, но однажды пришли иные племена и прогнали их вглубь леса. Они могли либо вернуться назад и сражаться насмерть с врагами, но тогда с ними умерли бы и их заветы. Могли они и идти вперёд вглубь непроходимого леса. Так эти люди сидели и думали. Они ослабли от тоскливых дум, и даже кое-кто предлагал сдаться в рабство врагам. Но тут появился Данко, убедил их попытаться пройти страшный лес насквозь и повёл их вперёд. Однажды гроза грянула над лесом, стало настолько темно и страшно, что люди разозлились на Данко и захотели убить его. Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. Данко разорвал руками себе грудь и вырвал из неё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало ярче солнца, и люди, очарованные, снова пошли за ним. И теперь гибли, но гибли без жалоб и слёз.
Некоторые исследователи видят связь между образом Данко и Моисеем, Прометеем и даже Иисусом Христом. Важные слова сказал этот гордый человек.
«Что сделаю я для людей!?»
В сердце Данко вскипает негодование, «но от жалости к людям оно погасло». Данко усмирил свою гордыню, так как его любовь к людям безгранична. Именно любовь к людям движет поступками Данко.
Люди не оценили подвиг Данко, забыли о своем спасителе. Человек наступил на гордое сердце ногой, и оно, рассыпавшись в искры, угасло.
Горький осуждает трусливых людей, лишённых подлинного горения, стремления к красоте и свободе. Они утратили человеческое достоинство, стали смиренными, терпеливыми, осторожными.
Горький осуждает трусливых людей, лишённых подлинного горения, стремления к красоте и свободе. Они утратили человеческое достоинство, стали смиренными, терпеливыми, осторожными.
Данко – романтический идеал, но в основе отношений героя и толпы тоже лежит конфликт. Это одна из особенностей романтического произведения.
Именно легендой о Данко заканчивает автор свой рассказ. Мы видим своеобразное выражение авторской позиции.
Авторская позиция — понимание и оценка писателем характеров людей, событий, идейных, философских и нравственных проблем, поставленных в литературном произведении.
Отвага, мужество, красота, сила духа восхищает нас в Данко. Его образ и подвиг говорит о торжестве добра и любви над гордыней и эгоизмом.
Эгои́зм (от лат. ego — «я») — поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, когда индивид ставит свои интересы выше интересов других.
Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации вы должны источник шаблона: учитель информатики Курбанова Ирина Борисовна, ГБОУ школа № 594, Санкт-Петербург, сайт: http://pedsovet.su/
Шрифт Romantica script: http://fonts.by/pages/podrobno.php?table=handwritten&id=352
При оформлении презентации использованы графические клипарты:
Бумага для фона: http://i014.radikal.ru/0801/bf/a1af9eaa1ac8.png
http://img-fotki.yandex.ru/get/9172/981986.3b/0_865d8_446e9b65_orig
Пистолет http://img-fotki.yandex.ru/get/5624/981986.b/0_80a18_a44fb704_orig
Книги: http://img-fotki.yandex.ru/get/9091/981986.38/0_85bfa_6f9832dc_orig
http://s48.radikal.ru/i122/0905/f3/834f21980129.png
Чернильница: http://www.rastut-goda.ru/photographic/school-framework/item/1301-school-photo-frame-i-and-my-class-.html
Подсвечник: http://i076.radikal.ru/1209/cc/de92e7d2453c.png
Свеча: http://i068.radikal.ru/1208/10/d8c83cf1db70.png
Роза: http://lenagold.narod.ru/fon/clipart/r/roza/kras/roza302.png
Слайд 1
Романтизм в творчестве М.Горького. Анализ рассказа «Старуха Изергиль «
Слайд 2
Если только для себя, то зачем ты? М. Горький
Слайд 3
Романтизм Возник в начале IX века и постепенно был вытеснен реализмом. Романтизм — особый тип творчества, характерным признакам которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью,изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящемся в резком конфликте с обществом, с людьми.
Слайд 4
Композиция рассказа «Старуха Изергиль » Первая часть – легенда о Ларре Вторая часть – Жизнь Изергиль Третья часть – Легенда о Данко
Слайд 5
Легенда о Ларре
Слайд 6
Экспозиция (литературоведение) — часть произведения, которая рассказывает о действующих лицах и действиях (предшествует и запускает начало развёртывания единиц структуры произведения)
Слайд 7
Как изображает М. Горький Ларру? (Портрет, речь) Важно ли, что Ларра – сын женщины и орла? Каковы люди, к которым привела его мать? По каким нравственным законам они живут? В чем суть конфликта людей и Ларры? «Экспозицией» легенды является фраза: «Вот что может сделать бог с человеком за гордость!» Прокомментируйте с точки зрения смысла легенды, с точки зрения горьковского ницшеанства. В чем трагедия бессмертия Ларры?
Слайд 8
Докажите, что именно гордыня, а не гордость характерна Ларре. Гордость – Чувство собственного достоинства, самоуважения. Высоко мнение, чрезмерное высокое мнение о себе. Гордыня — непомерная гордость.
Слайд 9
Легенда о Данко
Слайд 10
Портретная характеристика, детали и их функции. Чем отличается «сильный» Данко от «сильного» Ларры ? Изергиль называет «гордым» и Ларру , и Данко . В одном и том же значении употреблен эпитет или нет?
Слайд 11
Жизнь Изергиль
Слайд 12
Герой Данко Антигерой Ларра Старуха Изергиль Позиция героини Позиция автора
Слайд 13
Что же было в основе ее жизни: желание любви и желание свободы? Чему была посвящена жизнь Изергиль ? Почему? Можно ли Изергиль назвать сильной личностью? На что обречена Изергиль в конце жизни?
Слайд 14
Домашнее задание Рассмотреть историю создания пьесы А М Горького “На дне”; жанр произведения, конфликт.
1. Рассказ М.Горького «Старуха Изергиль»
2.
РОМАНТИЗМ – (фр. romantisme, от
средневекового фр. romant – роман) –
направление в искусстве, сформировавшееся
в рамках общелитературного течения на
рубеже 18–19 вв. в Германии. Получил
распространение во всех странах Европы и
Америки. Наивысший пик романтизма
приходится на первую четверть 19 в.
Возник как своего рода реакция на
рационализм и немотивированный (ни на
чём не основанный) оптимизм классицизма (
в основе – разочарование в идеях
Просвещения).
3. Романтический герой.
Романтический герой всегда
в конфликте с обществом. Он
– изгнанник, скиталец,
странник. Одинокий,
разочарованный, нередко
бросает он вызов
несправедливым
общественным порядкам,
устоявшимся формам жизни,
и превращаются в бунтарей,
мятежников, протестантов. К
другому распространенному
типу романтического героя
относятся чудаки, фантазёры,
мечтатели. Чаще всего это
люди, преданные искусству,
тоже, разумеется, непонятые
и отвергнутые обществом.
4. Почему Горький выбирает романтический тип героя?
Время начала творчества М.Горького приходится на рубеж
веков, период, который в истории принято называть сложным
временем.
Это период, когда происходит разрушение прежнего и
появление нового.
Это обновление происходит во всех сферах жизни, в том
числе меняется взгляд и представление об общечеловеческих
ценностях.
Это момент, когда привычное кажется ненужным, устаревшим,
возникает необходимость найти «нравственный идеал».
Таким идеалом для писателя Горького становится герой,
обладающий всеми лучшими человеческими качествами:
красивый, сильный, бесстрашный, признающий лишь личную
свободу и ищущий применение своим силам в трудных
ситуациях.
5. Характерные признаки романтического произведения:
герой противопоставляется «толпе»;
герой обладает качествами, которые представлены
автором только в превосходной степени;
необычный пейзаж (морской, степной), обязательно
вольный, доступный всем ветрам и дождям.
6. «Старуха Изергиль»
Рассказ-размышление о смысле жизни
Главный герой- исключительная личность
7. Особенности композиции:
1.Состоит из трех самостоятельных частей.
2.Сохраняет внутреннее единство идеи и
тона повествования.
3.Первая и третья части- легендыпротивоположны по содержанию.
4.Центральная часть – рассказ о старухе
Изергиль.
8. Сравнение двух главных героев.
Параметры для
сравнения
Ларра
Данко
Внешность
«красивый и
сильный», «холодные
и гордые, как у царя
птиц, глаза»
красив и смел, «в
очах его светилось
много силы и живого
огня»
Жизненная позиция
-он не похож на
других людей- не
хочет жить, «как
они», хочет быть
свободным, т.е.
делать, что хочет,
брать, что
пожелаешь, ничего не
отдавая взамен,
одним словом, «хочет
сохранить себя
целым»;
«лучший из всех», «он
любил людей и
думал, что, может
быть, без него они
погибнут», мечтает о
свободе не только
для себя, а, прежде
всего, для всех
соплеменников,
именно поэтому он
ведет их, жертвуя
собой, из темного
леса к «золотой
сияющей реке»;
9.
— «считает себя
первым на земле и,
кроме себя, не видит
ничего», это дает ему
право презирать
других людей и
властвовать над
ними, и, как
следствие,- люди
наказывают его за
гордыню из своего
племени- «наказание
ему в нем самом»
Итог жизни
— «гордое сердце»
Данко растоптано
«осторожным»
человеком,
испугавшимся «чегото». Люди не
прощают
превосходства над
собой. Соплеменники
«наказывают» Данко
за гордость
ОДИНОЧЕСТВО
Послесловие
от Ларры осталась
только тень,
бродящая по степи
От гордого сердца
Данко остались
искры, появляющиеся
перед грозой
Вывод
крайний
индивидуалист,
выражающий
презрение к людям
альтруист,
выражающий высшую
степень любви к
людям
10.
антиидеал
романтический идеал
11. Старуха Изергиль
Идеал и антиидеал- два романтических полюса
повествования. А между ними существует реальный
персонаж- старуха Изергиль, которая, являлась
рассказчиком обеих легенд, хочет поставить себя, свою
жизнь в систему координат, заданную крайними точками:
индивидуализм (Ларра)- альтруизм (Данко).
Две легенды обрамляют повествование о собственной
жизни старухи, которое и составляет идеологический
центр повествования.
АЛЬТРУИЗМ (фр. altruisme от лат. alter — другой) — нравственный принцип, предписывающий
бескорыстные действия, направленные на благо (удовлетворение интересов) др. людей.
ИНДИВИДУАЛИЗМ (от лат. individuum — особь) — понятие, обозначающее признание приоритета
интересов индивида над коллективными или институциональными интересами.
12.
Изергиль
Данко
Ларра
гордыня
антигерой
для себя
наказание
гордость
герой
для людей
«награда»
ОДИНОЧЕСТВО
1
Романтизм в творчестве М.Горького. Анализ рассказа «Старуха Изергиль»
2
Задачи Продолжить знакомство с ранним творчеством М. Горького; Продолжить знакомство с ранним творчеством М. Горького; Проанализировать легенды. Сопоставить главных героев легенд Ларру и Данко; Проанализировать легенды. Сопоставить главных героев легенд Ларру и Данко; Проследить, как в композиции рассказа раскрывается замысел писателя; Проследить, как в композиции рассказа раскрывается замысел писателя; Рассмотреть отличительные признаки романтизма на изучаемом произведении. Рассмотреть отличительные признаки романтизма на изучаемом произведении.
3
«Если только для себя, то зачем ты?» «Если только для себя, то зачем ты?» М. Горький М. Горький
4
Романтизм Возник в начале IX века и постепенно был вытеснен реализмом. Романтизм — особый тип творчества, характерным признакам которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально- конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящемся в резком конфликте с обществом, с людьми.
5
Композиция рассказа «Старуха Изергиль» Первая часть – легенда о Ларре Вторая часть – Жизнь Изергиль Третья часть – Легенда о Данко
6
Легенда о Ларре
7
Как изображает М. Горький Ларру? (Портрет, речь) Как изображает М. Горький Ларру? (Портрет, речь) Важно ли, что Ларра – сын женщины и орла? Важно ли, что Ларра – сын женщины и орла? Каковы люди, к которым привела его мать? По каким нравственным законам они живут? Каковы люди, к которым привела его мать? По каким нравственным законам они живут? В чем суть конфликта людей и Ларры? В чем суть конфликта людей и Ларры? «Экспозицией» легенды является фраза: «Вот что может сделать бог с человеком за гордость!» Прокомментируйте с точки зрения смысла легенды, с точки зрения горьковского ницшеанства. «Экспозицией» легенды является фраза: «Вот что может сделать бог с человеком за гордость!» Прокомментируйте с точки зрения смысла легенды, с точки зрения горьковского ницшеанства. В чем трагедия бессмертия Ларры? В чем трагедия бессмертия Ларры?
8
Докажите, что именно гордыня, а не гордость характерна Ларре. Гордость – Чувство собственного достоинства, самоуважения. Чувство собственного достоинства, самоуважения. Высоко мнение, чрезмерное высокое мнение о себе. Высоко мнение, чрезмерное высокое мнение о себе. Гордыня — непомерная гордость.
9
Легенда о Данко
10
Портретная характеристика, детали и их функции. Портретная характеристика, детали и их функции. Чем отличается «сильный» Данко от «сильного» Ларры? Чем отличается «сильный» Данко от «сильного» Ларры? Изергиль называет «гордым» и Ларру, и Данко. В одном и том же значении употреблен эпитет или нет? Изергиль называет «гордым» и Ларру, и Данко. В одном и том же значении употреблен эпитет или нет?
11
Жизнь Изергиль
12
Герой Данко Антигерой Ларра Старуха Изергиль Позиция героини Позиция автора
13
Что же было в основе ее жизни: желание любви и желание свободы? Что же было в основе ее жизни: желание любви и желание свободы? Чему была посвящена жизнь Изергиль? Почему? Чему была посвящена жизнь Изергиль? Почему? Можно ли Изергиль назвать сильной личностью? Можно ли Изергиль назвать сильной личностью? На что обречена Изергиль в конце жизни? На что обречена Изергиль в конце жизни?
14
Домашнее задание Рассмотреть историю создания пьесы А М Горького На дне; жанр произведения, конфликт. Рассмотреть историю создания пьесы А М Горького На дне; жанр произведения, конфликт.
-
1 - Войти
- Зарегистрироваться / Создать сайт
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Была в сети 08.01.2023 21:45
Немцева Людмила Викторовна
Учитель русского языка и литературы
60 лет
172 719
43
01.11.2020 00:10
Презентация «Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» (11 класс)» содержит материал для подготовки учащихся к итоговому сочинению по литературе по направлениям №№ 2 и 4: «Я и другие» и «Разговор с собой».
Просмотр содержимого документа
«Презентация «Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» (11 класс)»»
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей
Похожие файлы
На этом уроке мы познакомимся с произведением М.Горького «Старуха Изергиль», которое относится к периоду его раннего творчества. Произведение необычно тем, что состоит из легенд, которые рассказывает старуха Изергиль, все они связаны с одним типом героев – сильных, гордых и красивых.
«Старуха Изергиль»
Ранние рассказы Горького относятся к началу 90-х годов XIX века — времени, когда Бунин и Чехов в своих произведениях придерживались предельной реалистичности. Однако Горький считал, что необходимо искать новые пути развития литературы:
«Задача литературы — запечатлевать в красках, в словах, в звуках, в формах то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного, благородного. В частности, моя задача — пробуждать в человеке гордость самим собой, говорить ему о том, что он в жизни самое лучшее, самое святое и что кроме него — нет ничего достойного внимания. Мир — плод его творчества, бог — частица его разума и сердца…».
«Старуха Изергиль»
Герои его романтических рассказов — исключительные люди, «с солнцем в крови». Люди, способные противостоять большинству, не желающему ничего знать о подлинном предназначении человека. Они горды, свободны и, чаще всего, красивы. Та мораль, по которой живет серая людская масса, не для них, она ограничивает, загоняет в рамки этих сверхлюдей.
«Старуха Изергиль»
Романтика ранних рассказов Горького не уводит от жизни, а зовет к действию. Данко, старуха Изергиль, Ларра — герои активные, способные подняться над остальным миром. Им противопоставлены люди, которые пытаются смирить, заставить служить собственным интересам. Мир произведений разграничен на свет и тьму, что важно при оценке героев: после Ларры остается тень, после Данко — искры. Горький явно отдает предпочтение людям, не связанным с внешним миром. Человек, одержимый мечтой, Человек с большой буквы гораздо интереснее для писателя.
«Старуха Изергиль»
Герой на голову выше людей, окружающих его, их общество им отвергается, впрочем, как и наоборот. Одиночество этого героя — типичное, естественное состояние для него. Герои находят себе равное начало лишь в общении со стихией, с миром природы. Поэтому огромно значение пейзажа: «…И стало тогда в лесу так темно, словно в нем собрались сразу все ночи, сколько их было на свете с той поры, как он родился, а молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнем, и исчезали так же быстро, как и являлись…»
«…Сердце Данко пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом любви к людям, а тьма разлеталась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота…»
«Старуха Изергиль»
Характеры героев показаны на пределе: Ларра — крайний индивидуализм, Данко — крайнее самопожертвование.
Индивидуализм Ларры объяснен тем, что он сын орла, воплощающего идеал силы и воли.
Исключительность Данко Изергиль объясняет его красотой:
«…Данко — один из тех людей, молодой красавец. Красивые — всегда смелы…
… В очах его светилось много силы и живого огня…»
«Старуха Изергиль»
Несмотря на явную противоположность образов, в них есть общее — оба они являются людьми одного и того же мира — мира Изергиль, и оба противопоставлены обществу, один отвергает людей из презрения к ним, другой — сам попадает в положение отвергнутого. Автор и восхищается этими людьми, их силой и красотой, и в то же время он не согласен с их позицией. Изергиль рассказывает легенды, которые обрамляют ее жизнь, с одной стороны представляя высшую любовь к жизни, с другой — высшее презрение. Вся ее жизнь посвящена любви, но Изергиль уже забыла тех, кто еще совсем недавно занимал ее воображение.
«Старуха Изергиль»
Ее равнодушие к тем, кому она отдавала свою любовь, поражает. Осуждая Ларру, Изергиль думает, что жизнь ее похожа на жизнь Данко, однако через портреты героев мы видим обратное: «…Он уже стал теперь как тень — пора! Он живет тысячи лет, солнце высушило его тело, кровь и кости, ветер распылил их…», — говорит о Ларре Изергиль, но почти те же черты видятся повествователю в ней самой.
«Старуха Изергиль»
Романтическая позиция героини при всей ее красоте в молодости и возвышенности отрицается повествователем.
Горький понимает, что человек «в отсутствии Бога» страдает или вырождается в животное. Страдание он ненавидел, а животное состояние считал недостойным образа человека. Поэтому на рубеже веков Горький задается целью сначала найти, а затем построить Бога.
Презентация на тему «»Старуха Изергиль» М. Горький — анализ»
-
Скачать презентацию (2.65 Мб)
-
358 загрузок -
4.1 оценка
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Комментарии
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Презентация для 8-10 класса на тему «»Старуха Изергиль» М. Горький — анализ» по литературе. Состоит из 25 слайдов. Размер файла 2.65 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.
-
Формат
pptx (powerpoint)
-
Количество слайдов
25
-
Аудитория
-
Слова
-
Конспект
Отсутствует
Содержание
-
Слайд 1
Романтический пафос рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»
Анализ произведения
Мы, кажется, сновахотимгрез, красивыхвымыслов, мечты и странностей…
М.Горький.
Учитель русского языка и литературы ОШ№30
Г .Симферополя
Чеботаева Наталья Петровна -
Слайд 2
Цель урока.
Продолжить знакомство с ранним творчеством М. Горького. Рассказ «Старуха Изергиль»
Проанализировать легенды о Ларре и Данко Сопоставить главных героев легенд.
Проследить, как в композиции рассказа раскрывается замысел писателя.
Рассмотреть отличительные признаки романтизма на изучаемом произведении. -
Слайд 3
«Мы, кажется, снова хотим грез, красивых вымыслов, мечты и странностей, ибо жизнь, созданная нами, бедна красками, тускла, скучна! Действительность, которую мы когда-то так горячо хотели перестроить, сломала и смяла нас… Что же делать? Попробуем, быть может, вымысел и воображение помогут человеку подняться ненадолго над землей и снова посмотреть на ней свое место, потерянное им. …Он не борется больше, а только приспосабливается.»
М. Горький -
Слайд 4
Пафос
-эмоциональный настрой, страсть,пронизывающая произведение.
-
Слайд 5
Романтизм
-творческий метод, характерным признаком которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом, с людьми.
-
Слайд 6
Романтическое произведение
-
Слайд 7
-
Слайд 8
-
Слайд 9
-
Слайд 10
Композиция произведения-рассказ с обрамлением
Легенда о Ларре
Рассказ о жизни старухи Изергиль
Легенда о Данко -
Слайд 11
-
Слайд 12
Карточка №1 Ларра-отверженный, изгнанный
Гордость – чувство собственного достоинства, самоуважения.Высокое мнение о себе.
Гордыня – непомер-ная гордость. -
Слайд 13
Карточка №2
Индивидуали́зм (фр. individualisme, от лат. individuum — неделимое) — мировоззрение (философия, идеология), которое подчеркивает индивидуальную свободу, первостепенное значениеличности, личную независимость.
Эгои́зм (от лат. ego — «я») — поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, когда индивид ставит свои интересы выше интересов других. Противоположностью эгоизма традиционно считается альтруизм -
Слайд 14
-
Слайд 15
« Данко-
один из тех молодых людей, молодой красавец» -
Слайд 16
-
Слайд 17
Карточка №3
Гумани́зм (от лат. humanitas — человечность, лат. humanus — человечный, лат. homo — человек) — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения (см. ренессансный гуманизм). Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей.
Альтруизм (франц. altruisme, от лат. alter — другой), нравственный принцип поведения, означающий способность бескорыстно жертвовать собственными интересами в пользу интересов другого человека.
-
Слайд 18
Ларра и Данко
антиидеал
индивидуа-листическое мировоззре-ние
эгоист
романтиче-ский идеал
гуманисти-ческое мировоззре-ние
альтруист -
Слайд 19
1 .Отношение к толпе,людям2. Толпа – герой (есть ли конфликт)3. Отличительные черты характера4. Отношение к жизни.5.Во что превращается герой и что это символизирует?6. Поступки, совершаемые героями7. Отношение писателя к героям .
-
Слайд 20
«…никогда не встречалась после с теми, кого когда-то любила…»
-
Слайд 21
Карточка № 4.
Гедони́зм (др.-греч. ηδονή, лат. hedone — «наслаждение», «удовольствие») — этическое учение, согласно которому удовольствие является главной добродетелью, высшим благом и целью жизни.
-
Слайд 22
-
Слайд 23
-
Слайд 24
-
Слайд 25
Посмотреть все слайды
Сообщить об ошибке
Похожие презентации
Спасибо, что оценили презентацию.
Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.
Добавить отзыв о сайте
Презентация «Романтический пафос и суровая правда в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»»
Романтический пафос и суровая правда
в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»
Автор
Легоцкая Вера Сергеевна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска
Раннее творчество М. Горького идет под знаком «собирания» истинно человеческого. «Я очень рано узнал людей и еще в молодости начал выдумывать Человека, чтобы насытить мою жажду красоты. Мудрые люди… убедили меня, что я плохо выдумал утешение себе. Тогда я снова пошел к людям и – это так понятно! – снова от них возвращаюсь к Человеку», – писал в это время Горький.
Раннее творчество М. Горького идет под знаком «собирания» истинно человеческого. «Я очень рано узнал людей и еще в молодости начал выдумывать Человека, чтобы насытить мою жажду красоты. Мудрые люди… убедили меня, что я плохо выдумал утешение себе. Тогда я снова пошел к людям и – это так понятно! – снова от них возвращаюсь к Человеку», – писал в это время Горький.
Личность всегда была интересна писателю. Как правило, его герой в экстремальной ситуации неожиданно проявляет на самом деле истинные – прекрасные – качества («Челкаш», «Емельян Пиляй», «Однажды осенью», «Двадцать шесть и одна» и др.).
В произведениях раннего периода творчества Горького преобладают черты романтизма. Прежде всего потому, что в них рассматривается романтическая проблема противоборства сильного человека (Данко, Ларра, Сокол) с окружающим миром, а также проблема человека как личности вообще.
В произведениях раннего периода творчества Горького преобладают черты романтизма. Прежде всего потому, что в них рассматривается романтическая проблема противоборства сильного человека (Данко, Ларра, Сокол) с окружающим миром, а также проблема человека как личности вообще.
Действие рассказов и легенд перенесено в фантастические для реальной жизни условия («Он стоял между безграничной степью и бесконечным морем»).
Действие рассказов и легенд перенесено в фантастические для реальной жизни условия («Он стоял между безграничной степью и бесконечным морем»).
Мир произведений резко разграничен на свет и тьму, причем эти различия важны при оценке персонажей: после Ларры остается тень, после Данко – искры.
В ранних рассказах Горького этой поры лирическая стихия преобладает над эпической. Часто звучат фольклорные мотивы, нередки случаи обращения и к библейским сюжетам и образам.
В ранних рассказах Горького этой поры лирическая стихия преобладает над эпической. Часто звучат фольклорные мотивы, нередки случаи обращения и к библейским сюжетам и образам.
Горький успешно использует элементы фольклора. Он одушевляет природу («Мгла осенней ночи вздрагивала и пугливо озиралась, открывая степь и море…»).
Человек и природа часто отождествляются и даже могут разговаривать (разговор Рагима с волной). Животные и птицы, действующие в рассказах, становятся символами (Уж и Сокол). Использование же жанра легенды позволяет писателю наиболее четко выразить свои мысли и идеи в аллегорической форме.
Человек и природа часто отождествляются и даже могут разговаривать (разговор Рагима с волной). Животные и птицы, действующие в рассказах, становятся символами (Уж и Сокол). Использование же жанра легенды позволяет писателю наиболее четко выразить свои мысли и идеи в аллегорической форме.
Какие особенности развития сюжета и композиции рассказа «Старуха Изергиль» вы можете отметить?
Повествование Изергиль делится на три как бы самостоятельные части (легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни, легенда о Данко), каждая из которых обладает своими особенностями.
Композиция рассказа ассоциируется с вертикалью: восхождение от бесчеловечности (Ларра) к Человеку (Данко), от тьмы к свету, от небытия к бессмертию. Три части рассказа соответствуют уровням-ярусам «Мирового Древа» – важнейшего мифологического символа мироздания.
Из чего «складывается» образ Ларры?
Ларра – сын земной женщины и орла. Образ птицы в фольклоре стабильно и однозначно соотносится с миром смерти. Ларра – сын смерти – лишь внешне подобен человеку. Потому он и сеет смерть вокруг себя, противопоставляя себя жизни.
Из чего «складывается» образ Ларры?
Ларра – воплощенная бездуховность: только себя он мнит совершенным и бессознательно губит неугодных ему: «Я убил ее потому, мне кажется, что она меня оттолкнула… а мне было нужно ее <…> я один… я не поклонюсь никому в жизни… ибо первый в ней я!». Нарушив закон всеединства бытия: «за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда – жизнью», Ларра лишается человеческой судьбы: он не умирает, а перестает быть.
Чистякова Ольга. Эгоизм
Из чего «складывается» образ Ларры?
Бездумное следование инстинкту, стремление к получению желаемого любой ценой, существование, лишенное прошлого и будущего, – все это не только обесценивает и гордость, и дерзость, и красоту, изначально будто присущие Ларре, но и превращает их в противоположность.
Попытка самоубийства неудачна: земля отстраняется от его ударов. Все, что осталось от него, – тень и имя «отверженный»: «он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает ни речи людей, ни их поступков – ничего».
Попытка самоубийства неудачна: земля отстраняется от его ударов. Все, что осталось от него, – тень и имя «отверженный»: «он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает ни речи людей, ни их поступков – ничего».
В чем привлекательность образа Данко?
В отличие от Ларры, Данко – обычный человек, один из многих, его качества исключительно человеческие. Подвиг ему подсказан несовершенством соплеменников, живших без солнца, в болотах, потерявших волю и мужество.
От глубокого сострадания погибающим душам и зажегся в сердце Данко огонь любви к ним, а вспыхнувшая в них злоба к смелому юноше, когда он вел их к свету, стала причиной разгорания этой искры до яркого факела, осветившего путь.
В чем привлекательность образа Данко?
«Горящее сердце» символизирует заключительную фазу подвига Данко. Начинается он с того, что мыслям о преимуществе рабского существования перед смертью герой противопоставляет идею преодоления несчастий активным действием.
Уже тогда люди увидели, что «он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня», – потому-то
и пошли за ним, что
«верили в него».
В чем привлекательность образа Данко?
Горящее сердце Данко призвано пробудить волю, высокое чувство у людей, которым не помогли древние заветы.
Изергиль восхищенно рассказывает о сердце Данко, которое пылало: «как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота».
В чем смысл противопоставления Ларры и Данко?
Легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни, два представления о ней. Одна из них принадлежит гордецу, который никого не любил, кроме себя.
Когда ему сказали, что «за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда – жизнью», себялюбец ответил, что не сделает этого, так как хочет остаться «целым».
В чем смысл противопоставления Ларры и Данко?
Надменный эгоист, Ларра вообразил, что он, сын орла, выше других людей, что ему все дозволено, дорога только его личная свобода. Но вольные люди отвергли его, осудив на вечное одиночество. «Наказание ему – в нем самом!» – сказал мудрейший из племени.
В чем смысл противопоставления Ларры и Данко?
Индивидуалисту Ларре противопоставлен Данко (антитеза – частый прием в раннем творчестве Горького). Ларра ценил только себя, Данко же решил добыть свободу для всего племени.
И если Ларра не хотел отдать людям даже частицу своего «я», то Данко отдает им всего себя. Освещая путь вперед, смельчак «сжег для людей свое сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе».
В чем смысл противопоставления Ларры и Данко?
Заканчивая рассказ размышлениями «о великом горящем сердце», Горький как бы пояснял, в чем заключено подлинное бессмертие человека. Ларра сам отторг себя от людей, и о нем в степи напоминает лишь тень, которую даже разглядеть трудно.
А о подвиге Данко, видевшего смысл жизни в освобождении людей, сохранилась огненная память: перед грозою в степи вспыхивали голубые искры его растоптанного сердца, «намекавшие на что-то сказочное».
Каково значение образа Изергиль в рассказе?
Юная Изергиль была олицетворением стихийного вольнолюбия. Она хотела ярко жить, петь и смеяться («Я, как солнечный луч, живая была») и, бросив ткать «ковры с восхода по закат», стала с упоением наслаждаться своей молодостью, красотой, беспечностью. Изергиль не хотела быть ничьей рабой (в этом она похожа на героя своей легенды Ларру) и жила, не зная забот о других.
Каково значение образа Изергиль в рассказе?
Но она была умна и наблюдательна, и ей все же пришлось задуматься над тем, как живут люди.
Изергиль начинает сознавать, что существует и другое понимание свободы, что в жизни немало людей, которые, забыв о себе, вступают в героическую борьбу за свободу других людей (как Данко).
Каково значение образа Изергиль в рассказе?
Кроме того, у писателя появляется возможность сравнить реальную жизнь с миром легенд. Старуха Изергиль, рассказ о жизни которой занимает центральное композиционное место в повести, пережила в молодости и судьбу Ларры, и судьбу Данко. Не это ли лучшее свидетельство того, что в жизни каждого человека есть место и для индивидуализма,
и для подвига?