Слайд 1
МОУ « Шайковская средняя общеобразовательная школа №1» Урок литературного чтения во 2 классе на тему: «Е.И.Чарушин «Страшный рассказ» Выполнила: учитель начальных классов Балыкина Наталья Геннадьевна. Балыкина Н.Г . презентация к уроку литературного чтения «Страшный рассказ» 2 класс,УМК «Школа России»
Слайд 3
Речевая разминка Три сороки тараторки Тараторили на горке.
Слайд 4
Писали о природе: Н. Сладков В.Бианки М.Пришвин С.Есенин
Слайд 5
Е.И.Чарушин «Страшный рассказ»
Слайд 6
Евгений Иванович Чарушин Евгений Иванович Чарушин вырос в семье архитектора . Отец много разъезжал. Часто брал с собой сынишку. Там маленький Женя наблюдал за природой, а дома рисовал увиденное. После окончания Ленинградской Академии Художеств Чарушину предложили рисовать рисунки к книгам В. В. Бианки. Так же он рисовал рисунки к книгам М. Пришвина, С. Маршака, Д. Мамина-Сибиряка. Ему одинаково хорошо удавалось и рисовать, и писать.
Слайд 7
Словарная работа — входное, нежилое и неотапливаемое помещение, примыкающее к жилой части дома, используется для хозяйственных нужд. — небольшое подсобное помещение хозяйственного назначения, отгороженное от сеней или комнаты перегородкой. Сени Чулан
Слайд 8
Ёж Ёж – маленький ночной хищник. Обитают ежи в основном в смешанных лесах, в запущенных парках и садах. Днем прячутся среди кустарников, под кучей хвороста и листвы. Ночью выходят кормиться. Пищей ежам служат жуки, дождевые черви, лягушки, ящерицы, змеи и мыши. В случае опасности ёжик свертывается в клубок.
Слайд 9
Физминутка Вышли мышки как-то раз Посмотреть который час. Раз, два, три, четыре. Мышки дёрнули за гири. Вдруг раздался сильный звон, Побежали мышки вон.
Слайд 10
— Как звали мальчиков? — Где они жили? — Почему они остались дома одни? — Что они делали, когда остались одни? — Что они чувствовали, когда легли в кровать? — Какие звуки они услышали? — Как они отреагировали на эти звуки? — Почему же мальчики испугались ежа? — Рассказали они родителям, что случилось? — Кого нашли родители? — Чем они угостили ежа? — Боялись ли его мальчики потом? Почему?
Слайд 11
Прочитайте выразительно отрывок по ролям
Слайд 12
План рассказа 1. Мальчики остались одни. 2. Странные звуки. 3. Испуганные дети. 4. Родители вернулись. 5. Неожиданная находка. 6. Ежик остался жить на даче.
Слайд 13
— Как называется рассказ, который вы прочитали сегодня? — Кто его автор? — Почему Чарушин назвал рассказ именно так? — Чему учит рассказ? — Почему нужно беречь животных?
Слайд 14
МОЛОДЦЫ!
Слайд 15
Домашнее задание Прочитать рассказ, подготовить подробный пересказ по плану.
Е.И.Чарушин “ Страшный рассказ ”
2 класс УМК «Школа России»
Цель урока : познакомить детей с творчеством Е.И.Чарушина; развивать навыки выразительного, безошибочного чтения; учить делить текст на смысловые части и озаглавливать их; прививать любовь к природе, приучать бережно относиться к ней.
Чарушин Евгений Иванович (1901-1965)
Родился на Урале в семье архитектора;
С детства начал создавать портреты, как живописные, так и словесные;
Закончил Ленинградскую академию художеств;
Иллюстрировал книгиМ.Пришвина, С.Маршака, Д.Мамина-Сибиряка;
В 1930г. вышел его первый рассказ.
Знакомство с творчеством Е.И.Чарушина
Детские годы
«Я рос с карандашом и кистью в руках».
Художник — анималист
«Я приучился с детства
понимать животное – понимать его движение и мимику.
Мне даже как-то странно видеть, что некоторые люди вовсе не понимают животного . »
“ Страшный рассказ ”
- Почему он так называется?
- Можно ли по названию предположить, о ком или о чём пойдёт речь?
- Отгадайте загадку:
- Вот иголки и булавки
- Вылезают из-под лавки.
- На меня они глядят,
- Молока они хотят.
Словарная работа
наступил вечер
тихо
топает
Стемнело —
Негромко —
Шлёпает —
СЕНИ
помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенских избах.
ЧУЛАН
помещение в доме, служащее кладовой.
Читай целыми словами.
Ос-та-лись остались
Стем-не-ло стемнело
Пос-тель-ки постельки
Лю-до-е-дов людоедов
Кро-ко-ди-лов крокодилов
За-кры-лись закрылись
Тест
1. Мальчиков звали Шура и Петя.
+
—
2. Без мамы и папы дети не ложились спать.
3. В темноте по стене ползал-шуршал таракан.
—
4. От страха Петя бросился к Шуре на кровать.
+
5. В углу свернулся шариком ёжик.
+
6. Дети дали молока в блюдце и кусочек яблока.
—
7. Ёжик остался жить с ребятами летом на даче.
+
Дети выполняют тест в парах. Затем проверка на экране.
Ответь на вопросы к тексту.
- Сказку или рассказ прочитали?
- Почему мальчики оказались дома одни?
- Что напугало детей?
- Как Щура и Петя уговаривали себя не бояться?
- Как вёл себя ёжик, когда его искали?
Составление плана рассказа.
- Прочитать текст ещё раз и разделить его на 5 частей.
- Озаглавить каждую часть.
План рассказа.
- Остались одни.
- Нам не страшно…
- Кто-то топает ногами…
- Пришли папа с мамой.
- Ёжик жил на даче всё лето.
Домашнее задание
1. Выразительно читать текст — Учебник с 136-138 .
2 . Подготовить краткий пересказ.
3. Попробовать себя в роли художника, создать иллюстрацию к рассказу.
Тип урока: урок освоения новых знаний
Цель: развитие умения работы над
художественным текстом.
Задачи:
- познакомить детей с творческой биографией и
произведением Е.И. Чарушина; - развивать навыки чтения, связную
монологическую речь учащихся; - развивать умение анализировать и
прогнозировать текст, сравнивать свои
предположения с замыслом автора; - содействовать развитию коммуникативной
компетенции учащихся; - воспитывать любовь и бережное отношение к
животным.
Методы обучения:
1. По виду источника информации:
- словесные (объяснение, беседа с учащимися);
- наглядные (иллюстрации, демонстрация
презентации обучающего курса); - практические (работа с карточками).
2. По виду учебной деятельности:
- проблемно-поисковый метод (поиск решения
поставленных перед учащимися проблем).
Формы организации познавательной
деятельности: фронтальная, индивидуальная,
групповая, работа в парах.
Оборудование: интерактивное и
проекционное устройства, рисунки учащихся,
сигнальные веера, карточки для рефлексии.
Средства обучения: Литературное
чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразовательных
учреждений с аудиоприл. на электрон. носителе. В
2ч. Ч.1/ [Л.Ф. Климанова и др.] – 3 издание. – М.:
Просвещение, 2012 – (Школа России),
презентация,карточки.
Ход урока
I. Организационный момент. (слайд 1)
Уважаемые гости и ребята! Если день начинать
с улыбки, (слайд 2) то можно надеяться, что он
пройдет удачно. Давайте наш урок проведем с
улыбкой. Улыбнитесь друг другу и нашим гостям.
Желаю вам быть внимательными, активными,
находчивыми.
II. Речевая разминка.
И, как всегда, начнем урок с речевой разминки. (слайд
3)
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.
С. Погореловский
— познакомьтесь (прочитать глазками);
— прочитайте шепотом;
— прочитайте медленно;
— прочитайте быстро.
III. Актуализация знаний.
Постановка целей урока.
3.1. — О чем идет речь в стихотворении? (о лесе)
— Объясните лексическое значение этого слова.
— Какими предложениями насыщено стихотворение?
— Почему их так много? или Что скрывают они? (тайну,
загадку)
— Как ответите на вопросы Сергея
Погореловского:
- Кто в глуши твоей таится?
- Что за зверь? Какая птица?
3.2. — Да, ребята, вы много назвали животных, но
лишь один из них является героем нашего
произведения (назвали много животных, но одного
забыли), а кто он вы узнаете , когда выполните
задание в группах.
— Возьмите карточки розового цвета. Приступайте
к выполнению задания (семь групп по 4 человека
разгадывают ребусы, в итоге у всех должно
получиться слово ЕЖ или ЕЖИК). (слайд 4,
приложение 1)
— Обоснуйте свое решение.
— Молодцы, справились с заданием. Значит, герой
нашего произведения – еж. (слайд 5)
3.3. — Ну, а теперь нужно узнать, в каком
произведении живет наш герой. Для этого возьмите
карточки голубого цвета.
Л.Н. Толстой | “Филипок” |
М.М. Пришвин | “Страшный рассказ” |
И.Пивоварова | “Ребята и утята” |
Е.И. Чарушин | “Жила-была собака…” |
— Обозначьте произведения и авторов, ранее нами
изученные. Приступайте к выполнению задания. (слайд
6)
— Обоснуйте свой ответ, установив связь между
произведением и автором. (работа со слайдом 6)
— Значит, тема нашего урока будет… (работа со
слайдом 6) (“Страшный рассказ” Евгений
Иванович Чарушин)
3.4. — Какие задачи мы для себя определим
используя опорные слова? (слайд 7)
— Познакомиться… (работа со слайдом 7) (со
сведениями из биографии Е. И. Чарушина).
— Учиться правильно… (и выразительно читать
его произведение “Страшный рассказ”).
— Проанализировать… (новое произведение).
IV. Работа по теме урока.
— Ну, а теперь, о жизни Евгения Чарушина. (слайд
Биографические сведения о Е.Чарушине.
Евгений Иванович Чарушин вырос в семье
архитектора. Отец много разъезжал и часто брал
сына с собой. Поэтому первые уроки
наблюдательности были получены в этих
путешествиях по родному краю.
С детства природа обогащала Чарушина
впечатлениями, которые он, став писателем,
облекал в точные и яркие образы.
Творческий путь он начинал с иллюстрирования
книги В.В. Бианки. С равным искусством владел он
карандашом, кистью и словом.
Анализ текста.
а) — В названии используется слово рассказ. (слайд
9) А что такое рассказ? (Рассказ – это
повествование об отдельном событии из жизни
человека)
— Что такое страх?
— Было ли вам когда-нибудь страшно?
— А теперь, давайте узнаем, что же произошло с
нашим героем. (выключить проектор)
Откройте учебник на странице 136.
б) Чтение произведения (учитель и хорошо
читающие ученики).
— Действительно, произведение было страшным?
— А как бы вы озаглавили это произведение? (мой
выбор – Случай на даче. Незваный гость. Ежик.)
— Почему же автор назвал его именно “Страшный
рассказ”? (заинтересовать читателя)
в) Словарная работа.(включить проектор)
— В тексте встретилось слово “сени” и “чулан”.
— Объясните лексическое значение слов.
Сени — в деревенских избах и в старину в
городских домах помещение между жилой частью
дома и крыльцом. ( слайд 10)
Чулан — помещение в доме, служащее кладовой;
клеть или часть сеней в крестьянской избе. (слайд
11)
— Что напугало ребят из рассказа? (шуршание и
топот в комнате)
— А кто издавал эти звуки? Найдите в тексте.
(кто-то)
V. Физминутка для глаз.
— Стоит ли бояться ежа?
Серый ёжик весь в иголках,
Словно он не зверь, а ёлка.
Хоть колюч молчун лесной-
Ёжик добрый, а не злой.
— Именное он поможет провести нам физминутку
для глазок (слайд 12)
— Прочитайте стихотворение.
— Не забудьте, сосчитать!
(Работа со слайдом 12)
— Сколько грибов совершили движение? (18)
(выключить проектор)
VI. Закрепление изученного.
— Мы немного отдохнули, а теперь вернемся к
нашему произведению.
Работа с текстом.
— Почему мальчики остались одни? Найдите эти
строки в тексте.
— Какое языковое средство использует автор? (диалог)
— Что такое диалог?
— Сколько участников нам понадобится, чтобы
прочитать его? (два мальчика и автор).
Подготовьте чтение в паре, а слова автора буду
читать я.
— Какой группе удалось лучше передать
переживания ребят?
— Ребята, ежик не ушел, а остался жить с ребятами
все лето. Почему?
— Чему учит рассказ? (Уважать и беречь
животных.) (включить проектор)
— А я подытожу ваши ответы словами Е. Чарушина (слайд
13) “Входи в мир природы! Будь внимательным и
пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше
умей, чтобы вся природа обернулась для тебя
большой Родиной”. (Е. Чарушин)
VII. Творческая деятельность.
Работа с иллюстрацией.
— Что способствует лучшему восприятию
прочитанного? (иллюстрации)
— Какие строки из текста соотнесем с
иллюстрацией?
— Изучая природу, Евгений Чарушин пытался
выразить свои наблюдения и впечатления в словах.
А то, что не мог выразить словами, (слайд 14) ему
помогали передавать кисти и краски.
— А как называется жанр в искусстве, который
связан с изображением животных? (анималистический)
(работа со слайдом 14)
— Но мы тоже выступали с вами в роли
художников-анималистов, (слайд 15) ( и
открываю доску с работами учащихся, выполненными
на уроке изобразительного искусства ранее).
— Посмотрите, как по-разному кистью и красками
мы изобразили нашего героя.
— Расскажите еще раз об образе своего ежа: какой
он? – но теперь с помощью слов в синквейне, над
которым я предлагаю вам поработать в паре. (слайд
16 + приложение 3)
(В течение 1-2 минут работают в паре, затем
заслушиваем 3-4 синквейна)
— Молодцы, ребята! Хорошо потрудились.
— А чтобы подвести итог нашего урока, мы
используем прием “Верно ли что…”
VIII. Подведение итогов урока.
Прием “Верно ли, что …” (использование
сигнальных вееров) (слайд 17; работа со
слайдом 17)
- что “Страшный рассказ” — это сказка?
- что Евгений Чарушин был художником-анималистом?
- что мы продолжим знакомство с героями
произведения? - что нашим гостям было интересно?
IX. Рефлексия. (слайд 18)
— Солнышко продолжает улыбаться нам. Оно
приготовило для вас сюрприз-полянку: в ней
частички солнышка. Если вам понравился урок, вам
было интересно и комфортно покажите улыбку, если
что-то не понравилось — улыбку огорчения, а если
вам было совсем не интересно – улыбку грусти.(приложение 2)
X. Домашнее задание.
— Откройте дневники и запишите домашнее
задание: (слайд 19)
- страницы учебника 136-138 – читать;
- составить 3-4 вопроса к прочитанному тексту.
По желанию:
- подобрать к прочитанному тексту пословицы,
загадки; - найти и прочитать русскую народную сказку
“Пых”.
Говорю СПАСИБО за работу на уроке. (слайд 20)
12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 — 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Педагогическое сообщество |
|
Бесплатные сертификаты |
|
|
Всё для аттестацииПубликация в сборникеВебинарыЛэпбукиПрофтестыЗаказ рецензийНовости
Библиотека
▪Учебно-методические материалы
▪Презентации
Материал опубликовала
Кадырова Ольга Игоревна33079
Работаю в МАОУ СОШ №52 города Тюмени, педагогический стаж 29 лет, учитель начальных классов. Россия, Тюменская обл., Тюмень Материал размещён в группе «Учителя начальных классов» |
12
#2 класс #Литература #Учебно-методические материалы #Презентация #Учитель начальных классов #Школьное образование
Пояснительная записка. Чтение
DOCX / 22.1 Кб
9 урок. Чарушин. Страшный рассказ
PPTX / 7.39 Мб
Опубликовано 26.11.20 в 18:55 в группе «Учителя начальных классов»
Комментарии (3)
Ильина Оксана Геннадьевна, 26.11.20 в 19:23
3Ответить Пожаловаться
Благодарю за полезный ресурс,Ольга Игоревна!
Кадырова Ольга Игоревна, 26.11.20 в 19:29
3Ответить Пожаловаться
Спасибо, Оксана Геннадьевна!!!
Горбачёва Марина Юрьевна, 28.11.20 в 20:19
0Ответить Пожаловаться
Спасибо за помощь,Ольга Игоревна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.
Литературное чтение
У ежа и ёлки иголки колки.
У ежа и ёлки иголки колки !
У ежа и ёлки иголки колки ?
У ежа и ёлки иголки колки ?
У ежа и ёлки иголки колки ?
Михаил Пришвин «Ребята и утята»
интересный
познавательный
юмористический
поучительный
страшный
ЧАРУШИН Евгений Иванович
(1901-1965)
Е. И. Чарушин родился в городе Вятке
Любовь Александровна
Мать с детства прививала Жене любовь к животным
Иван Аполлонович
Отец учил Женю рисовать
Я рос с карандашом и кистью в руках…
Евгений Чарушин –
ХУДОЖНИК-АНИМАЛИСТ
Евгений Чарушин –
ХУДОЖНИК-АНИМАЛИСТ
Евгений Чарушин – ПИСАТЕЛЬ
Название – «Страшный рассказ» Автор – Евгений Чарушин Жанр — рассказ
Главные герои- ? ? ? ? ? ? ? ? Второстепенные герои- ? ? ? ? ? ? ?
Главная мысль автора — ? ? ? ? ? ? ?
Дача-?
Дача – загородный дом
для городской семьи, не используемый
для постоянного проживания
Сени – ?
Сени –
неотапливаемое помещение между
жилой частью дома и крыльцом
в деревенских избах
Чулан — ?
Чулан — помещение в доме,
служащее кладовой
Мне было ……………., когда … тревожно грустно весело одиноко страшно радостно спокойно
Название – «Страшный рассказ» Автор – Евгений Чарушин Жанр — рассказ
Главные герои- ? ? ? ? ? ? ? ? Второстепенные герои- ? ? ? ? ? ? ?
Главная мысль автора — ? ? ? ? ? ? ?
Название – «Страшный рассказ» Автор – Евгений Чарушин Жанр — рассказ
Главные герои- Шура, Петя и ёжик Второстепенные герои- мама и папа
Главная мысль автора — ? ? ? ? ? ? ?
Название – «Страшный рассказ» Автор – Евгений Чарушин Жанр — рассказ
Главные герои- Шура, Петя и ёжик Второстепенные герои- мама и папа
Главная мысль автора – надо знать особенности животных, чтобы не испытывать перед ними страх
Евгений Чарушин
СТРАШНЫЙ РАССКАЗ
Домашнее задание:
прочитать с. 136-138 , подготовиться
к чтению по ролям
творческое задание:
подобрать
к рассказу пословицы, загадки;
можно нарисовать ёжика
Сколько иголок в колючей шубке ёжика?
«Входи в мир природы! Будь внимательным, добрым
и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной».
Е.Чарушин
1
Урок литературного чтения во 2 классе по теме: «Е.И. Чарушин. Страшный рассказ» УМК «Школа России» учитель начальных классов Вотинцева Оксана Игоревна 2012 год МБОУ «Таицкая средняя общеобразовательная школа» Ленинградская область, Гатчинский район, п. Тайцы
2
Игра «Верите ли Вы»: что нас ждёт увлекательный урок? что можно научиться плавать, держась за коровий хвост? что можно научиться понимать животное по его мимике и жестам? что маленькое безобидное животное может быть хищником? что мы сегодня познакомимся с интересным произведением?
3
Евгений Иванович Чарушин – писатель
4
Евгений Иванович Чарушин «Страшный рассказ» Шура и Петя остались одни; у самого леса; ни папы, ни мамы; темно; не страшно, не боялся; кто-то топает; закрылись с головой; прижались друг к другу; пришли (родители); зажгли; ёжик
5
СЕНИ – помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенских избах
6
Да это ёжик! (радость, грусть, испуг, удивление,злость, облегчение)
7
8
ЧУЛАН — помещение в доме, служащее кладовой
9
Чтение по ролям ТОН – спокойный или взволнованный ТЕМП – быстро, медленно или не спеша ГРОМКОСТЬ – тихо или громко
10
Е. И. Чарушин родился в городе Вятке
11
Дом детства Евгения Чарушина
12
Мать с детства прививала Жене любовь к животным
13
«Я рос с карандашом и кистью в руках»
14
Евгений Чарушин – ХУДОЖНИК- АНИМАЛИСТ
15
На страницах рассказов Е. И. Чарушина мы встречаем шаловливых медвежат, трогательных олешек, хитрых лисят, ласкового «котенка» рыси и других малышей.
16
Первые книжки
17
Книги, которые всегда с тобой
18
Будущий писатель полюбил природу, потому что … Игра « Заверши фразу» Е. Чарушин правдиво изображал животных, потому что… Из его книг можно узнать о … Художник, который рисует животных, называется… Котёнка, который жил у Чарушиных дома звали…
19
СИНКВЕЙН Порядок написания синквейна: Первая строка — одно ключевое слово, определяющие содержание синквейна. Вторая строка — два прилагательных, характеризующих данное предложение. Третья срока — три глагола, показывающие действие понятия. Четвёртая строка — короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение. Пятая строка — одно слово,обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием.
20
Ёжик Круглый, колючий. Пыхтит, шуршит, топает. Ёжик охотится по ночам. Хищник. СИНКВЕЙН
21
Слова – помощники: работал на уроке активно; давал полные и правильные ответы на вопросы; не допускал ошибок при чтении; помогал товарищу; был внимателен и сосредоточен; использовал для ответа знания, полученные на других уроках
22
Домашнее задание Обязательное домашнее задание: Выразительно читать текст — Учебник с , р.т. с 45 2,3 По желанию: Подготовить краткий пересказ. Составить 3-4 вопроса к прочитанному тексту. Подобрать к прочитанному тексту пословицы, загадки. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся фрагменту рассказа.
23
Список использованных ресурсов: powerpoint7. html animashky.ru/index 6. jpg
Цель: развитие умения работать над художественным текстом.
Планируемый результат обучения:
Предметные результаты:
Научатся сравнивать, анализировать поступки героев, рассуждать;
Сравнивать свои предположения с замыслом автора;
Совершенствовать приемы выразительного чтения;
Объяснять лексические значения слов: сени, чулан, осознанно использовать их при пересказе;
Научатся составлять план художественного текста.
Личностные результаты:
Сформирована мотивация к процессу чтения;
Научатся быть заботливыми к «братьям нашим меньшим» и бережно относиться к природе.
Метапредметные:
Регулятивные:
Развивать умение планировать свои действия в соответствии с задачами урока и условиями их реализации;
Развивать умения принимать, формулировать и сохранять учебную задачу, осуществлять самоконтроль и самопроверку.
Познавательные:
Развивать умение выделять нужную информацию из художественного текста;
Развивать умение прогнозировать содержание произведения по ключевым словам;
Развивать умения устанавливать причинно – следственные связи;
Развивать умения выявлять авторскую позицию и идею произведения;
Развивать умения ставить вопросы по тексту, спрогнозировать ответ и найти ответ на вопрос;
Коммуникативные:
Развивать умение участвовать в диалоге при раскрытии идеи произведения и подготовке ответа на проблемный вопрос; вырабатывать общую позицию по теме обсуждения;
Развивать умение работать в паре, высказывать свое отношение, аргументировать собственную позицию;
Развивать умения задавать вопросы по тексту произведения, формулировать собственное мнение и понимать мнение других людей, отличное от собственного.
I этап. Мотивирование к учебной деятельности.
Цель: создание эмоционального настроения, включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.
Взявшись за руки, создают положительный настрой на урок.
Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.
— Мне очень приятно видеть ваш любознательный взгляд. Повернитесь друг к другу. Возьмитесь за руки. Улыбнитесь друг другу, пожелайте мысленно удачи. А теперь тихо сядьте за свои парты. (слайд 2)
II этап. Актуализация знаний и постановка учебной задачи.
Цель: актуализация знаний, необходимых для последующего открытия.
1. Речевая разминка. И, как всегда, начнем урок с речевой разминки. (слайд 3)
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.
С. Погореловский
2. — О чем идет речь в стихотворении? (о лесе)
— Объясните лексическое значение этого слова (толковый словарь)
— Какими предложениями насыщено стихотворение?
— Что скрывают они? (тайну, загадку)
— Как ответите на вопросы Сергея Погореловского:
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
3. — Да, ребята, вы много назвали животных, но лишь один из них является героем нашего произведения, а кто он, вы узнаете, когда выполните задание в группах. (слайды 4, 5)
VIΙ этап. Самооценка и самоконтроль. Итог урока. Рефлексия деятельности
Цель: создание условий для осмысления проделанной работы на уроке, развитие у учащихся способности к самооценке.
Как называется рассказ, который мы читали на уроке?
– Кто его автор?
– Чему учит рассказ?
– Хочется ли вам познакомиться с другими произведениями Е. Чарушина?
— Выполните тест. Проверьте по слайдам. (слайды 22, 23)
— Выберите и продолжите любое предложение: (слайд 24)
На сегодняшнем уроке я узнал….
На этом уроке я похвалил бы себя за….
После урока мне захотелось…
Сегодня я сумел….
VIIΙ этап. Домашнее задание
Цель: подведение итога своей деятельности, определение своей работы с текстом.
Слайд 25
страницы учебника 136-138 – читать;
составить 3 — 4 вопроса к прочитанному тексту.
По желанию:
— подобрать к прочитанному тексту пословицы, загадки;
— придумать или рассказать из жизни свою «страшную» историю.
Весь материал – смотрите документ.
Литературное чтение
2 класс
УМК «Школа России»
МКОУ «СОШ ст. Евсино»
Искитимского района
Новосибирской области
Выполнила:
Фокина Лидия Петровна,
учитель начальных классов
Е. И. Чарушин
«Страшный рассказ»
Евгений
Иванович
Чарушин
(1901-1965)
Евгений Иванович Чарушин вырос в семье архитектора Вятской губернии. Отец много разъезжал, нередко брал с собой сынишку и первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по лесному краю. Детство Чарушина прошло в обстановке, благоприятной для развития творческих способностей. Ему замечательно удавались портреты, и живописные, и словесные.
После окончания Ленинградской Академии Художеств Чарушин сблизился с кружком писателей при библиотеке детской литературы и ему предложили иллюстрировать книги В. В. Бианки. Ему принадлежат отличные рисунки к книгам
М. Пришвина, С. Маршака,
Д. Мамина-Сибярика.
В 1930 году вышел первый его рассказ. Уже первые произведения определили место Евгения Ивановича в детской литературе: блестящий рассказчик-анималист, т.е. художник, изображающий животных. Юмор, доброта, нежность всегда присутствуют в его изображениях зверей.
Чарушин говорил: «Посмотрел картинки? Прочёл эту книжку? Узнал, как звери и птицы учат своих детей добывать еду, себя спасать? А ты человек – хозяин всей природы, тебе всё знать нужно».
С детства природа обогащала Чарушина впечатлениями, которые он, став художником и писателем, облекал в точные и яркие образы. С равным искусством владел он словом, карандашом и кистью.
СЕНИ
помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенских избах
НЕГРОМКО –
тихо
СТЕМНЕЛО –
наступил вечер
ШЛЁПАЕТ –
топает
ЧУЛАН
помещение в доме, служащее кладовой
РАССКАЗ:
1) повествовательное произведение небольшого размера;
2) словесное изложение каких-нибудь событий.
(по С. И. Ожегову)
Характерная особенность рассказа – наличие одного события в центре.
Действующими лицами рассказа становятся реальные люди, животные, события.
Ёж – это маленький ночной хищник. В колючей шкурке почти 16 тысяч иголок.
Обитают ежи в основном в смешанных лесах, а также запущенных садах и парках. Днём прячутся среди кустарников, под кучей хвороста и листвы. Ночью выходят кормиться. Пищей ежам служат жуки, дождевые черви, лягушки, ящерицы, змеи и мыши.
В случае опасности ёжик свёртывается в клубок, прижимая голову к брюху и втягивая лапки и хвост под себя. При встрече с волком или лисицей ёж фыркает и подпрыгивает, стараясь уколоть врага, если это не помогает, он свёртывается в клубок подставляя нападающему хищнику свою колючую спину. Часто наколов морду иглами, нападающие хищники оставляют ежа в покое.
К зиме ежи жиреют и впадают в глубокую спячку, находя себе убежище в густых кустах, углублениях почвы, засыпанных опавшей листвой.
Ёж приносит пользу, уничтожая таких вредителей леса, как хрущи и их личинки (жуки, которые питаются листьями, их цветками и плодами, а личинки подгрызают корни растений), гусеницы, поедая мышевидных грызунов и ядовитых насекомых.
Серый ёжик весь в иголках,
Словно он не зверь, а ёлка.
Хоть колюч молчун лесной –
Ёжик добрый, а не злой.
План:
- Мальчики остались одни.
- Странные звуки.
- Испуганные дети.
- Родители вернулись.
- Неожиданная находка.
- Ёжик остался на даче.
Используемые источники:
Игнатьева Т. В., Тарасова Л. Е. Литературное чтение. 1-4 классы. Справочник для учителя. М.: Издательство «Экзамен», 2010 г., 190 с.
Кутявина С. В., Гостимская Е. С., Байкова М. И. Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс. М.: ВАКО, 2006 г., 288 с.
Интернет ресурсы:
http://baby-scool.narod.ru/media/book/prosa/charuschin/img/charushin_e._i.-1.jpg Е. И. Чарушин
http://www.bibliogid.ru/images/docs/i_rasskazki-charushin_1.jpg Томка
http://nsc.1september.ru/2004/24/3.gif Томка с бабочкой
http://bibliogid.rgdb.ru/system/files/11/original/i_bianki-malish_2.jpg Первая охота
http://bibliogid.rgdb.ru/system/files/2001/original/i_kalend2-fev2004_1.jpg Музыкант
http://www.bibliogid.ru/images/docs/i_myshi6_1.jpg Мышонок
http://www.samakarov.ru/image/galery/graphic_025.jpg сени
http://club.foto.ru/gallery/images/photo/2006/08/21/677734.jpg чулан
Картинки ежа:
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/72/Igel.JPG/800px-Igel.JPG
http://cs9219.vkontakte.ru/u6550576/114005415/x_de698390.jpg
http://www.33hochu.ru/files/1/c/3/8/3/35/photo/900.jpg
http://dic.academic.ru/pictures/enc_colier/ph04756.jpg
http://www34.patrz.pl/u/f/07/07/83/70783.gif
http://static.forum.onliner.by/files/200409/ezh1.jpg
http://www.chitalnya.ru/upload/713/66729905037209.jpg