При передаче информации в сказке о рыбаке и рыбке старик является

Контрольно-измерительный материал

Контрольной работы № 1 для учащихся 7  классов по теме:

 «Информация и информационные процессы»

                                                                       1 вариант.

                                               Инструкция по выполнению работы

    На выполнение работы по информатике даётся 45минут. Каждый вариант контрольной  работы состоит из 10 заданий.

Задание 1-6 с выбором ответа. К заданию приводятся четыре варианта ответа, из которых только один является верным.

Задание 7-10 с записью полного решения.

При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

  1. Задания с выбором ответа (из предложенных вариантов выберите один верный)

№1. Какое из следующих утверждений точнее всего раскрывает смысл понятия «информация» с обыденной точки зрения?

  1. Последовательность знаков какого — либо алфавита
  2. Сведения, содержащиеся в научных теориях
  3. Книжный фонд библиотеки
  4. Сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах

№2.

К какой форме представления информации, относится счет футбольного матча?

1)

Числовой

3) Текстовой

2)

Графической

4) Мультимедийной

№3. Информацию, существенную и важную в настоящий момент называют

1)

Полезной

3)

Актуальной

2)

Полной

4)

Достоверной

№4 . При передаче информации обязательно предполагается наличие

  1. Осмысленности передаваемой информации
  2. Источника, приемника информации и канала связи между ними
  3. Избыточности передаваемой информации
  4. Двух людей

№5. От разведчика была получена радиограмма.

− − ∙ ∙ − ∙ ∙ − − ∙ ∙ − − ∙

При передаче радиограммы было потеряно разбиение на буквы, но известно, что использовались только эти буквы:

К

А

Д

Р

Ч

∙ ∙

∙ −

− ∙

− − ∙

− − − ∙

В ответе запишите номер правильного текста радиограммы.

  • 1) КАРДАР
  • 2) РАКРАД
  • 3) ДАКДАЧ
  • 4) КАДКАЧ

№6. Даны запросы к поисковой системе. По какому запросу будет найдено наибольшее количество страниц?

  1. КРЕЙСЕР & ЛИНКОР & ФРЕГАТ
  2. КРЕЙСЕР & ЛИНКОР
  3. (КРЕЙСЕР & ЛИНКОР) | ФРЕГАТ
  4. КРЕЙСЕР | ЛИНКОР | ФРЕГАТ

II.

№7

Задания с записью полного решения (представьте полное решение задания)

Угадайте правило шифрования и запишите верные слова

1)        НИРОФАМИТАК        3) БОАРТОБАК

2)        АЧАДЕРЕП                               4) ОКИДВОРАК

№8. Имеется схематическое представление получения двоичных кодов. Запишите все возможные цепочки двоичного кода, которые можно получить из данной схемы (0 – откладываются влево, 1 — вправо)

№9. Запишите единицы измерения информации в порядке возрастания

7 Кбайт, 7125 байт, 1 Мбайт, 1000 Кбайт, 15 Мбайт

№10. Сколько бит содержит сообщение, содержащее 0,125 Кбайт?

                                                                       2 вариант

                                               Инструкция по выполнению работы

На выполнение работы по информатике даётся 45минут.  Каждый вариант контрольной работы состоит из 10 заданий.

Задание 1-6 с выбором ответа. К заданию приводятся четыре варианта ответа, из которых только один является верным.

Задание 7-10 с записью полного решения.

    При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

  1. Задания с выбором ответа (из предложенных вариантов выберите один верный).

№1. Какое из следующих утверждений точнее всего раскрывает смысл понятия «информация» в технике?

  1. Звуки, издаваемые работающей техникой
  2. Сообщения, предаваемые в форме знаков или сигналов
  3. Инструкция к техническому устройству
  4. Сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах

№2.        К какой форме представления информации, относится прогноз погоды, переданный по радио?

1)

Числовой

3) Текстовой

2)

Графической

4) Мультимедийной

№3. Информацию, отражающую истинное положение дел называют

1)

Полезной

3)

Актуальной

2)

Полной

4)

Достоверной

№4 . При передаче информации в «Сказке о рыбаке и рыбке» старик является

  1. приемником
  2. источником
  3. каналом связи
  4. помехой

№5. От разведчика была получена радиограмма.

 − ∙ ∙ − ∙ ∙ − − ∙ ∙ − − − − ∙

При передаче радиограммы было потеряно разбиение на буквы, но известно, что использовались только эти буквы:

Р

А

К

Д

Ч

∙ ∙

∙ −

− ∙

− − ∙

− − − ∙

В ответе запишите номер правильного текста радиограммы.

  • 1) КАРДАР
  • 2) РАКРАД
  • 3) ДАКДАЧ
  • 4) КАДКАЧ

№6. Даны запросы к поисковой системе. По какому запросу будет найдено наименьшее количество страниц?

  1. РЫБА & СКАТ & МЕДУЗА & РАК
  2. РЫБА & СКАТ
  3. (РЫБА  & МЕДУЗА) | РАК
  4. СКАТ & МЕДУЗА & РАК

II. Задания с записью полного решения (представьте полное решение задания) №7. Угадайте правило шифрования и запишите верные слова

             1) НИОФМРЦАЯИ                 3) ЕПЕРАДАЧ

2)        НИКЕМПРИ        4) НИКЧИСТО

№8. Имеется схематическое представление получения двоичных кодов. Запишите все возможные цепочки двоичного кода, которые можно получить из данной схемы (0 – откладываются влево, 1 — вправо)

№9. Запишите единицы измерения информации в порядке убывания

1 Кбайт, 1020 байт, 1 Мбайт, 975 Кбайт, 0,2 Мбайт

№10. Сколько бит содержит сообщение, содержащее 3,25 Кбайт?

Ответы контрольной работы № 1 по теме «Информация и информационные процессы»

Вариант 1.

№1

4

№2

1

№3

3

№4

2

№5

3

№6

3

№7

1,3,4 –  поменять местами буквы в каждом слоге, прочитать в прямом порядке (информатика, обработка, кодировка),

2 –  прочитать наоборот (передача)

№8

11,10,0101,000,0010,0011

№9

7125байт, 7 Кбайт,  1000Кбайт, 1 Мбайт, 15 Мбайт

№10

1024 бит

Вариант 2.

№1

2

№2

4

№3

4

№4

3

№5

3

№6

1

№7

1,3 –поменять местами буквы в каждой паре, прочитать в прямом порядке (информация,

передача), 2,4 – поменять местами буквы первого и последнего слогов, прочитать в прямом

порядке (приемник, источник)

№8

0001, 010, 111, 1010, 1011

№9

1 Мбайт, 975 Кбайт, 0,2 Мбайт, 1Кбайт, 1020 байт

№10

26624 бит

Опубликовано 3 года назад по предмету
Информатика
от ivan4032

  1. Ответ

    Ответ дан
    kirillkaLRN

    Каналом связи, так как он передает информацию

    1. Ответ

      Ответ дан
      ivan4032

      спасибо но надо было вчера

Не тот ответ, который вам нужен?

Найди нужный

Самые новые вопросы

Никита081

Математика — 2 года назад

Сколько здесь прямоугольников

Alinashastova

История — 3 года назад

Какое управление было в древнейшем риме? как звали первого и последнего из царей рима?

diankayusupova3

Литература — 3 года назад

Уроки французского ответе на вопрос : расскажите о герое по следующему примерному плану: 1.почему мальчик оказался в райцентре ? 2.как он чувствовал себя на новом месте? 3.почему он не убежал в деревню? 4.какие отношения сложились у него с товарищами? 5.почему он ввязался в игру за деньги? 6.как характеризуют его отношения с учительницей ? ответе на эти вопросы пожалуйста ! сочините сочинение пожалуйста

tegysigalpa2012

Русский язык — 3 года назад

Помогите решить тест по русскому языку тест по русскому языку «местоимение. разряды местоимений» для 6 класса
1. укажите личное местоимение:
1) некто
2) вас
3) ни с кем
4) собой
2. укажите относительное местоимение:
1) кто-либо
2) некоторый
3) кто
4) нам
3. укажите вопросительное местоимение:
1) кем-нибудь
2) кем
3) себе
4) никакой
4. укажите определительное местоимение:
1) наш
2) который
3) некий
4) каждый
5. укажите возвратное местоимение:
1) свой
2) чей
3) сам
4) себя
6. найдите указательное местоимение:
1) твой
2) какой
3) тот
4) их
7. найдите притяжательное местоимение:
1) самый
2) моего
3) иной
4) ничей
8. укажите неопределённое местоимение:
1) весь
2) какой-нибудь
3) любой
4) этот
9. укажите вопросительное местоимение:
1) сколько
2) кое-что
3) она
4) нами
10. в каком варианте ответа выделенное слово является притяжательным местоимением?
1) увидел их
2) её нет дома
3) её тетрадь
4) их не спросили

pakhotnov228

Русский язык — 3 года назад

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.
1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.
2. множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя
3. поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

ggg3288

Русский язык — 3 года назад

помогите прошу!перепиши предложения, расставляя недостающие знаки препинания. объясни, что соединяет союз и. если в предложении один союз и, то во втором выпадающем списке отметь «прочерк».пример:«я шёл пешком и,/поражённый прелестью природы/, часто останавливался».союз и соединяет однородные члены.ночь уже ложилась на горы (1) и туман сырой (2) и холодный начал бродить по ущельям.союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2) однородные членычасти сложного предложения—.поэт — трубач зовущий войско в битву (1) и прежде всех идущий в битву сам (ю. янонис).союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2) ​

Аккаунт удален

Физика — 3 года назад

Вокруг прямого проводника с током (смотри рисунок) существует магнитное поле. определи направление линий этого магнитного поля в точках a и b.обрати внимание, что точки a и b находятся с разных сторон от проводника (точка a — снизу, а точка b — сверху). рисунок ниже выбери и отметь правильный ответ среди предложенных.1. в точке a — «от нас», в точке b — «к нам» 2. в точке a — «к нам», в точке b — «от нас» 3. в обеих точках «от нас»4. в обеих точках «к нам»контрольная работа по физике.прошу,не наугад важно

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Что ты хочешь узнать на сайте Знания ком?

Задай вопрос

Все предметы

Математика

Литература

Алгебра

Русский язык

Геометрия

Английский язык

Химия

Физика

Биология

История

Обществознание

Окружающий мир

География

Українська мова

Информатика

Українська література

Қазақ тiлi

Экономика

Музыка

Право

Беларуская мова

Французский язык

Немецкий язык

МХК

ОБЖ

Психология

Оʻzbek tili

Кыргыз тили

Астрономия

Физкультура и спорт

Другие предметы

logo

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      claudiahays415

    • Создано:

      3 года назад

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    35 минут назад

    Составьте с выделенными сочетаниями слов предложения и подчеркните в них слова,

  • himiya
    Химия

    50 минут назад

    3.5. Обери оксид, ступiнь окиснення елемента в якому дорівнює +1. Укожи його назву. A Cu2OБCrO3B NOГ CO23.6. Визнач оксид, ступінь окиснення елемента в якому дорівнює +2. Укажи його назву. A Fe203Б SnO2B CuOГ P2O5​

  • istoriya
    История

    50 минут назад

    Очень срочно-70 баллов!внешняя политика россии в 1725-1762 таблицадата/место(событие)/командующий/итог​

  • geografiya
    География

    50 минут назад

    Визначити падіння і похил річки південий буг якщо висота 289м. гирло 32м. довжина 806км.
    Помогите пожалуйста даю 14 баллов

  • matematika
    Математика

    50 минут назад

    2) Завод выпустил за первую декаду месяца 1540 автомобилей, что составила 44% месячного плана. Сколько автомобилей должен по плану выпустить завод за месяц? РЕШИТЬ ДВУМЯ СПОСОБОМИ. ПРОПОРЦИЕЙ И ПО ПРАВИЛАМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ НА ПРОЦЕНТЫ. ДАМ 50 БАЛЛОВ . СРОЧНОО​

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Neuro Lab! Algorithms

Сказка о рыбаке и рыбке — строим модель данных

Мастер-класс проектирования модели данных (как части информационной модели)
на примере кейса «Золотая рыбка»

Модель данных — ядро информационной системы

Давайте спроектируем модель данных на примере сказки (кейса) «О рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина

Модель данных — это система, отражающая ключевые сущности (объекты управления), их атрибуты и связи

Модель данных — логическое отражение конкретной управленческой (жизненной) ситуации (системы), которая рассматривается как совокупность объектов (сущностей) и их связей

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря

Давайте разберем — какие ключевые сущности (объекты) мы видим?

Старик и Старуха — это люди. С точки зрения проектирования информационных систем это один объект (сущность) — человек. Однако, для наглядности визуализации и восприятия не погруженного в тему проектирования давайте создадим — два объекта

oldWoman — Старуха
oldMan — Старик

Движемся дальше. Тезис, что «Старуха своя» — толкуем таки, что Старик и Старуха сформировали ячейку общества — Family

Уже возникают интересные нюансы в проектировании и построении учетной информационной системы

Связь oldWomanoldMan можно реализовать и без таблицы Family добавив Старику и Старухе по атрибуту (строке), содержащему ссылку на супруга spouseId и
указав взаимные связи между объектами

Такой подход с одной стороны — облегчит проектируемую систему (минус одна таблица), но с другой стороны и уменьшатся учетные возможности нашей информационной системы. Если Старик разведется со Старухой (удалится связь; сорри за спойлер), то мы

потеряем данные

, что они были женаты

Использование же таблицы Family (для учета семей), позволяет нам хранить в базе данных всю актуальную и архивную информацию о таком важно объекте управления, как — семья

Движемся дальше — фиксируем новые сущности (объекты)

See — море (которое «самое синие»)
Land — суша, на которой живут Старик со Старухой

По сути — это два фундаментальных

объекта управлени

я в кейсе про «Золотую рыбку». Так что игнорирование данных объектов значительно снизит качество нашей будущей информационной системы

p.s. По уму See и Land это просто два разных представителя (конкретизация) такой сущности как Пространство (как Старик и Старуха — Человек), однако для простоты восприятия мы их различим

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу

Видим, что живут они не в чистом поле (Land), а в ветхой землянке — Building (называем так, потом что Building будет претерпевать значимые физические и информационные изменения; сорри за спойлер)

Стаж проживания в

тридцать лет и три года

можно отнести как к свойству Family, так и к связи FamilyBuilding (Тонкое отличие: семье может быть 33 года, но проживали они в разных локациях). Однако не будем перегружать нашу модель в виду несущественности данной информации в нашем кейсе. Равно как и проигнорим пряжу, но не — невод

FishingTool — невод

Обратите внимание на

связи

:
Family связана (проживают) с Building, а Building в свою очередь находится (связано) на Land.
Ну а инвентарный номер fishingToolId логически закреплен за oldMan

Далее. От статической картинки дошли до процессов — «

старик ловил

«
Обратите внимание — бизнес-процесс «ловля неводом рыбы» (и его результат) пока никак не могут быть отражены в нашей модели данных. Пока у нас имеется только oldMan, fishingTool и связь между ними

Раз он в море закинул невод, —

Пришел невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод,

Пришел невод с травой морскою

Заброс невода в море — транзакция

Дошли до более тонкой темы — как организовать учет процесса и его результата

FishingAct — один заброс невода в море

Обратите внимание на параметры (атрибуты) FishingAct:
id — уникальный идентификационный номер (уже случилось два FishingAct)
fisher_id — идентификационный номер рыбака (у нас рыбак один — oldMan, но в теории их может же быть много )
fishingTool_id — идентификационный номер FishingTool (у нас это — невод, но может быть и удочка и запрещенка же всякая с разными инвентарными номерами)
sea_id — идентификационный номер Sea, в котором рыбачим (предусмотрим возможность рыбалки в различных водоемах)
startTime — дата и время заброса FishingTool в Sea
endTime — дата и время извлечения FishingTool в Sea (по разнице endTimestartTime — можно вычислить продолжительность операции)
result — описание того бесполезного, что оказалось в FishingTool по результатам fishingAct (типа, трава морская и прочее)
isGoldFish — оказалась ли в FishingTool gGoldFish? (boolean)

Пока ход бизнес-процесса «ловля рыбы» и его результаты отражаются следующими данными в нашей информационной системе:

В третий раз закинул он невод, —

Пришел невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, — золотою.

Как взмолится золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим:

«Отпусти ты, старче, меня в море,

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь чем только пожелаешь.»

Удивился старик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба говорила.

Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово:

«Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе».

Очевидно, что у нас возникает объект GoldFish. Но это еще не все!

Также возникает уже «невидимый» объект — обязательства GoldFish перед OldMan. И это будет отдельный объект, при чем он будет спроектирован в логике связей — «многие к многим» (Для сравнения — связь OldManFishingTool — «один ко многим» — у одного рыбака может быть несколько девайсов для рыбалки, но у каждого девайса будет ровно один хозяин-рыбак)

GoldFish_OldMan_commitment — таблица по учету обязательств GoldFish (могу быть разные) перед OldMan (тоже могут быть разные; отсюда и логика связи «многие-к-многим»). Таблица для учета «рыбьей дебиторки» OldMan‘а

При этом пока эта таблица — пуста («Бог с тобою, золотая рыбка! Твоего мне откупа не надо; Ступай себе в синее море, Гуляй там себе на просторе»)

Обратите внимание, что мы установили связь между GoldFish и Sea (убираем риск, что oldMan может забыть к какому Sea потом идти с каждым новым Commitment; сорри — спойлер)

Также по уму напрашиваются два существенных атрибута для GoldFish_OldMan_Commitment — дата и время возникновения обязательства (дебиторки), и дата и время исполнения обязательства (погашения дебиторки), но мы опустим данные параметры для упрощения модели (к тому же — точные данные этих параметров — безвозвратно утеряны)

Также обращаем внимание, что дальше меняется структура бизнес-процессов. FishingAct более не происходит — вся дальнейшая движуха происходит на связях OldMan с OldWoman и GoldFish

Воротился старик ко старухе,

Рассказал ей великое чудо.

«Я сегодня поймал было рыбку,

Золотую рыбку, не простую;

По-нашему говорила рыбка,

Домой в море синее просилась,

Дорогою ценою откупалась:

Откупалась чем только пожелаю.

Не посмел я взять с нее выкуп;

Так пустил ее в синее море».

Старика старуха забранила:

«Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с нее корыто,

Наше-то совсем раскололось».

Не будем плодить новую информационную сущность про «коммуникационный акт» между OldMan и OldWoman (кстати, до этого и не коммуницировали в нашей кейс) — с управленческой точки зрения для нас важен факт того, что OldWoman формулирует содержание GoldFish_OldMan_Commitment и ставит соответствующую задач OldMan

Теперь у нас в базе данных появляется следующая запись (по аналогии с FishingAct)

Вот пошел он к синему морю;

Видит, — море слегка разыгралось.

Стал он кликать золотую рыбку,

Приплыла к нему рыбка и спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

Ей с поклоном старик отвечает:

«Смилуйся, государыня рыбка,

Разбранила меня моя старуха,

Не дает старику мне покою:

Надобно ей новое корыто;

Наше-то совсем раскололось».

Отвечает золотая рыбка:

«Не печалься, ступай себе с богом,

Будет вам новое корыто».

Воротился старик ко старухе,

У старухи новое корыто.

Еще пуще старуха бранится:

«Дурачина ты, простофиля!

Выпросил, дурачина, корыто!

В корыте много ль корысти?

Воротись, дурачина, ты к рыбке;

Поклонись ей, выпроси уж избу».

Ускорим сказку и сразу отразим всю историю транзакций в таблице GoldFish_OldMan_commitment (Осторожно — много спойлеров!!!)

isKorytoExist — true
isKorytoBroken — true

Теперь вспомним вот эту фразу:

«По сути — Sea и Land это два фундаментальных объекта управления в кейсе про «Золотую рыбку». Так что игнорирование данных объектов значительно снизит качество нашей будущей информационной системы»

В итоге у финальная модель данных кейса «Сказка о рыбаке и рыбке» сложилась следующим образом

Информация — это различие

Кант давно уже говорил, что этот кусок мела содержит миллион потенциальных фактов (Tatsachen) , но лишь очень немногие станут подлинными фактами, воздействуя на поведение сущностей, способных реагировать на факты. Вместо кантовых Tatsachen я бы употребил слово различия и заметил бы, что количество потенциальных различий в этом меле бесконечно, но очень немногие из них станут эффективными различиями (т.е. единицами информации) в умственном процессе некоторой большей сущности. Информация состоит из действенных различий.

Котики и цифровизация бизнеса

Также материал по теме

Скачать обзор:

«Сказка о рыбаке и рыбке» —  один из первых текстов Пушкина, с которым знакомится ребенок. В школьном курсе в разных вариантах программы она изучается во втором или в четвертом классе. Однако зачастую этот сюжет знаком ребятишкам ещё с детского сада. К этой сказке нередко обращаются и взрослые читатели, она может быть рассмотрена на нескольких уровнях восприятия.

О чем сказка?

«Сказка о рыбаке и рыбке» — это история пожилой пары, старика и старухи, которые вели скромную жизнь, занимаясь обычными крестьянскими заботами. Они жили настолько бедно, что даже корыто у них прохудилось. Посчастливилось старику поймать волшебную золотую рыбку, которая исполняет желания.

Старик и золотая рыбка

Его жена захотела в полной мере использовать этот шанс, в ней проснулась жадность. Раз за разом она отправляла старика к морю с новыми и новыми желаниями, которые рыбка выполняла. В конце концов желание старухи вышло за пределы допустимого, и рыбка решила её проучить: старуха остается ни с чем, у разбитого корыта, как и было в начале сказки.

Подробный пересказ сюжета сказки с цитатами

«Жили-были старик со старухой у самого синего моря», — так начинается сказка Пушкина. Жилищем им служит ветхая землянка, они бедны, занимаются промыслами, старуха прядет пряжу, старик ловит рыбу. Живут они так ровно тридцать лет и три года.

Землянка — широко распространенный в разные исторические эпохи вид человеческого жилища. Его характерной особенностью является углубленность в землю, отсюда и название, отличается простотой сооружения. Землянка могла служить как постоянным жильём, так и в ременным пристанищем.

Невод — рыболовная снасть, одно из старейших орудий рыбной ловли, похож на рыболовную сеть, которая вручную закидывается в водоём

Отправился старик на рыбалку. Трижды закидывал он невод.

Первый раз приходит невод «с тиной морскою», второй — с травой, а на третий — с одною рыбкой. Но не с простою, а с золотою.

Золотая рыбка просит старика отпустить её. Удивился старик: за 33 года, что он рыбачил, ни разу не встречал он говорящих рыб. Пожалел старик рыбку и отпустил её просто так.

Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь.

Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе.

Воротившись домой, рассказал он о случившемся жене. Обругала его старуха: не мог ты у рыбки хотя бы новое корыто попросить?

Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось.

Отправляется старик к морю. Стал звать он рыбку из моря. Рыбка приплывает и спрашивает: «Чего тебе надобно, старче?».

Говорит ей старик, что разбранила его старуха, «не дает старику мне покоя, надобно ей новое корыто».

Рыбка обещает выполнить просьбу: «Будет вам новое корыто».

Видит, море слегка разыгралось,
Стал он кликать золотую рыбку.

Чего тебе надобно, старче?

Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не дает старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось.

Возвращается старик домой, а старуха его пуще прежнего бранится, «выпросил новое корыто, много ли в корыте корысти». Отправляет она старика снова к морю, поклониться рыбке и выпросить новую избу.

Воротился старик ко старухе,
У старухи новое корыто.

Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти?
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу.

Идет старик к морю, море помутилось. Кличет он рыбку, говорит ей, что старуха на него бранится и требует избу.

И эту просьбу рыбка выполняет. Вернувшись домой, старик видит вместо землянки избу «со светелкой, с кирпичною, беленою трубою, дубовыми, тесовыми воротами»

А старуха вновь мужа ругает, дурачиной-простофилей обзывает и заявляет:

«Не хочу быть черною крестьянкой

Хочу быть столбовою дворянкой».

Вновь старик отправляется к морю. Море неспокойно. Кличет рыбку, говорит ей, как и раньше, что «пуще прежнего старуха вздурилась», и передает её прихоть. Рыбка отвечает ему: «Не печалься, ступай себе с богом»

Возвращается старик к старухе. Вместо дома — высокий терем, старуха барыней стала, стоит на крыльце в «дорогой собольей душегрейке» с жемчугами на шее, «перед нею усердные слуги».

Старик обращается к супруге: довольна ли она теперь. Но она на него даже внимания не обращает — отправила служить на конюшню. Не ровня он теперь ей.

«Здравствуй, барыня сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна».

Перед нею усердные слуги;
Она бьет их, за чупрун таскает.

На него прикрикнула старуха,
На конюшне служить его послала.

Спустя две недели («Неделя, другая проходит») зовет она к себе старика и велит снова отправиться к рыбке: не хочет она больше быть дворянкой, желает быть вольною царицей.

Пытался старик её урезонить: «Что ты, баба, белены объелась? Ни ступить, ни молвить не умеешь, насмешишь ты целое царство».

Да будет ли старуха его слушать? Осерчала она, что мужик стал ей перечить.

Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою? —
Ступай к морю, говорят тебе честью,
Не пойдешь, поведут поневоле.

Делать нечего, старичок идет к морю. На этот раз море почернело. Рыбка приплывает. Повторяется прежний диалог. Рыбка, как и раньше, спокойно обещает, что выполнит его просьбу.

Старичок отправился к морю,
(Почернело синее море).
Стал он кликать золотую рыбку.

Смилуйся, государыня рыбка!
Опять моя старуха бунтует:
Уж не хочет быть она дворянкой,
Хочет быть вольною царицей

Не печалься, ступай себе с богом!
Добро! будет старуха царицей!

Воротившись, видит старик царские палаты. «Теперь-то твоя душенька довольна?», — спрашивает он царицу, но та на него даже не взглянула и велела прогнать. Стража с топорами стала выпроваживать старика, а народ над ним насмехается: «Поделом тебе, старый невежда».

В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне,
Наливают ей заморские вины;

Вкруг ее стоит грозная стража,
На плечах топорики держат.

В ноги он старухе поклонился,
Молвил: «Здравствуй, грозная царица!
Ну, теперь твоя душенька довольна.

Проходит ещё две недели, царица завет к себе старика, посылает его вновь к рыбке: не хочет она больше быть царицей, а хочет быть владычицей морскою, жить в Окияне-море, чтобы рыбка золотая сама ей прислуживала.

Воротись, поклонися рыбке.
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в Окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках.

Старик не осмелился перечить,
Не дерзнул поперек слова молвить.

Не осмелившись перечить, пришел старик к морю, а на море поднялась черная буря, ходят сердитые волны. Серчает старик на старуху, обращаясь к рыбке: «Что мне делать с проклятою бабой», и рассказывает о том, что опять запросила старуха. Рыбка в этот раз ничего не ответила, а когда вернулся старик домой, увидел, как и прежде, землянку и жену свою, сидящую у разбитого корыта.

Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился —

Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.

Место и время действия

Как и в народных сказках, в которых часто нет указания времени и места действия, (в тридевятом царстве, во времена оны), у А. С. Пушкина нет четкого обозначения, где и когда происходят события сказки. Но кое-что можно понять из контекста.

Старик со старухой живут у моря в небогатом селении, они являются «черными крестьянами». Старуха хочет стать столбовой, т.е. потомственной, дворянкой, чей титул передается по наследству. У нее появились крепостные слуги. Значит, события происходят в период существования крепостничества на Руси.

Крепостное право на Руси формировалось постепенно, ключевым моментом в окончательном закрепощении крестьян считается Соборное уложение 1649 года.

Главные герои и их характеристика

В сказке всего три основных персонажа – старик со старухой и золотая рыбка. Также исследователи обращают внимание на значимость образа моря и его роль в сюжете и содержании произведения.

Старик

Старик

Пожилой мужчина занимается рыбной ловлей, женат, находится под влиянием своей супруги, не смеет ей перечить и выполняет прихоти. Старик добрый, жалостливый, милосердный, он сначала отпускает пойманную рыбку, ничего от неё не требуя. Герой терпелив, слабоволен и услужлив. Он боится обидеть старуху, но в то же время испытывает неудобство, озвучивая её желания золотой рыбке, понимает, что старуха заигралась, но ему не хватает духа поставить жену на место.

Старуха

Старуха

Жена старика — властная женщина, держит мужа под каблуком, недовольна бедственным положением семьи, сварливая, эгоистичная и высокомерная. Ей нравится ощущать своё превосходство над окружающими, в том числе над собственным мужем, которого она ни во что не ставит. Чем более богатой и влиятельной становится старуха, тем с большим пренебрежением она общается с мужем, делает его своим слугой.

Золотая рыбка

Золотая рыбка

Главный волшебный персонаж предстает в образе рыбки. Она живет в море, но при этом умеет говорить на человеческом языке. Пушкин обращается к золотому цвету, подчеркивая тем самым исключительность этой героини, её благородство, происхождение и особое положение в морском мире. Она имеет власть над морем и всей природой.

Рыбка способна исполнить любое желание. Она благодарна и справедлива, с лихвой отплатила старику за свободу, исполняя всё, что он просил для старухи.  С ростом запросов старухи рыбка всё больше негодует, и лишь когда старуха возомнила себя выше всех и захотела стать влиятельней самой рыбки, чтобы та была у неё «на посылках», морская волшебница не стерпела и лишила старика и старуху всего, что им было даровано ранее.

Образ моря

Море в этой сказке многолико. Оно выступает связующим звеном между двумя мирами — волшебным и обыденным. С одной стороны, это часть окружающей среды, могучей природы, а с другой — особый, чудесный мир, представительницей которого является золотая рыбка. При каждом походе старика к морю его состояние меняется: чем больше становятся запросы старухи, тем беспокойнее морская стихия. Это реакция, отражающая настроение рыбки и её отношение к происходящему.

История создания

«Сказка о рыбаке и рыбке» написана в творческий период биографии Пушкина, именуемый «Болдинской осенью», в октябре 1833 года в селе Болдино. Публикация произведения состоялась в журнале «Библиотека для чтения» в мае 1835.

Сюжет сказки позаимствован из фольклора, он не уникален, схожие сюжеты встречаются в сказках разных народов. Иногда произведение Пушкина называют авторской адаптацией русской народной сказки, имея в виду фольклорный текст «Жадная старуха».

По официальной и самой распространенной версии, источником сюжета Пушкинского произведения считают сказку «О рыбаке и её жене» западнославянских народов, живших на территории Балтии, их называют поморянами, а сказку померанской.

Литературной переработкой этого фольклорного сюжета является одноименное произведение немецких писателей братьев Гримм. В ней есть существенные отличия от Пушкина, герой ловит не золотую рыбку, а камбалу, в которую превратился заколдованный принц, а старуха в конце сказки желает стать Папой Римским.

Известно, что в черновиках Пушкина в изначальном варианте сказки о рыбаке эпизод о желании старухи стать «Римской Папой» также присутствовал. Вероятно, Александр Сергеевич отказался от этого сюжетного хода, чтобы сделать сказку близкой для российского читателя. Так в его версии появилась «владычица морская».

Чему учит

Через сюжет о золотой рыбке Пушкин показывает, что в жизни человеку очень важно ценить то, что у него есть, и уметь грамотно распоряжаться подарками судьбы, не злоупотреблять добротой других людей и чувством благодарности тех, кто тебе чем-то обязан. Типажи главных героев и модели их поведения очень часто встречаются в жизни и в наши дни, поэтому сказка остается актуальной по сей день и содержит в себе важный жизненный урок, который стоит усвоить ещё в юном возрасте.

Удача очень капризна, а чудо — большая редкость, их надо ценить и беречь. В жизни главных героев большой удачей стало появление золотой рыбки, но они не сумели грамотно воспользоваться своим шансом. Сгубила старуху жадность, а старика — покорность.

Главная мысль

Старуха не усвоила эти простые истины. Люди часто не ценят то, что имеют, недовольны своим положением, материальным состоянием, хотят большего и большего, а ведь можно быть счастливым, довольствуясь малым.

Старик и старуха тридцать три года прожили вместе в землянке, вели тихую и скромную жизнь в труде и заботах. Появление «золотой рыбки» вскрыло пороки и истинную сущность героев.

Какие темы поднимает

В сказочном сюжете Пушкин обращается к нравственным и социальным темам. Он описывает человеческие пороки и свойства характера, которые мешают человеку в жизни. Через сказку автор выводит читателя на размышления о жизненных ценностях.

Жадность и корысть

Жадность — порок, обличаемый во многих сказочных и литературных сюжетах. В сказке о «Рыбаке и рыбке» тема жадности — центральная. Повествуя о злоключениях героев, автор показывает, что жадность до добра не доводит.

Высокомерие и эгоизм

Пагубные стороны эгоизма и высокомерия также воплощены в образе старухи. Она прожила со своим мужем больше 30 лет, а, значит, это самый близкий для неё человек, но даже его она ни в грош не ставит, смотрит с высока, бранит и использует в своих целях. Золотая рыбка для неё не морская волшебница, а прислужница, исполняющая все её желания.

Слабохарактерность

Даже если человек добр и милосерден, но безволен, не способен проявить характер, он будет выглядеть жалким в глазах окружающих. Старик добрый и нежадный человек, но не может противостоять сварливой жене. Уступая зарвавшейся бабе, не пытаясь даже приструнить ее, он потакает пороку супруги, и в этом его вина.

Чувство меры

Свои желания нужно умерять, старуха оказывается безмерно жадна и эгоистична, старик выступает её антиподом, он чрезмерно услужлив и мягкотел. И то, и другое — одинаково плохо. Важно найти золотую середину. Человек должен уважать себя так же, как и окружающих, не позволять собой манипулировать, иметь стержень, но не переходить грань, не становиться высокомерным эгоистом, смотрящим на всех окружающих, как на слуг.

Проблематика

В сказке отражены социальные проблемы, в частности — семейные. На примере старика и старухи показана нездоровая модель семьи: отношения супругов сложились не по правилам.

Мужчина по традиции и по справедливости должен быть главой семьи. Его долг не только быть защитником для жены, но и отвечать за ее поведение, удерживать от легкомысленных желаний и поступков, на которые толкает женщин повышенная эмоциональность. В сказке же мы видим мужчину-подкаблучника, который оказывается во власти женского своенравия и ничего не может поделать со скверным характером своей супруги. Он все терпит и исполняет её желания. В жизни такое нередко случается.

Также в сказке звучит проблема «черни». Старуха, которая «из грязи в князи», становится лишь непомерно кичливой, ни благородства, ни воспитания она не обрела. Слуги ничуть не лучше: раболепствуют, угодничают перед ней, богатой и наделенной властью, а над стариком издеваются и смеются. Пушкин изобразил знать и низшее сословие, объединенное невежеством, грубостью и подлостью. Автор не придавал значения сословной принадлежности, он хорошо знал, что такое светская чернь.

Жанр

«Сказка о рыбаке и рыбке» относится к категории волшебных сказок, но в ней есть и элементы бытовой и поучительной сказки. Описание жизни простых людей — старика и старухи, которые тридцать три года занимаются привычным делом — рыбной ловлей и прядением — переплетается с волшебством. Оно предстает в образе золотой рыбки, рыбка обладает могуществом и дарит рыбаку все, что он у нее попросит. В сказке человек обращается с рыбкой как с могущественным покровителем, называет ее «государыня рыбка», она отвечает ему человеческим голосом, т.е. наделена человеческими чертами.

Язык и стиль

Приемы, которыми пользуется автор, характерны для сказочных сюжетов. В сказках часто числу три придается особое значение. Пушкин также использует троекратное повторение (в третий раз забросил он невод — пришел невод с золотою рыбкой). Связь с фольклором подчеркивается и использованием народных пословиц и поговорок, простонародных выражений. Например: старик, обращаясь к старухе говорит: «Что ты, баба, белены объелась?» Или, наоборот, люди смеются над стариком и говорят ему «Не садися не в свои сани». Старуха, разговаривая со стариком, называет его: «дурачина ты, простофиля».

Сказка написана в стихах образным, легким для восприятия языком. В стихах этой сказки нет рифмы, но, как и в народной поэзии, есть ритм и поэтические обороты, поэтому отсутствие рифмы совсем не заметно. Поэтический ритм образован равным количеством ударных слогов в каждой строчке, их здесь ровно четыре, не больше и не меньше. Фразы из текста легко воспринимаются, несмотря не некоторые непривычные современному читателю выражения.

Устаревшие слова в сказке (архаизмы)

В тексте есть старинные слова, требующие особого объяснения.

Невод — рыболовная сеть, которая забрасывается вручную с берега или с лодки.

Простофиля — глупый, недалёкий человек.

Корысть — материальная выгода.

Светёлка — светлая комната, которая обычно располагалась в верхней части дома

Тесовые ворота — сбитые из тонких (обтёсанных) досок.

В описании нарядов старухи, когда она стала дворянкой, используются слова : «дорогая соболья душегрейка, парчовая на маковке кичка».

Душегрейка — старинная женская верхняя одежда без рукавов, типа теплой жилетки.

Кичка — старинный головной убор, который носили замужние женщины.

Парча — дорогая ткань, т.е. парчовая кичка – головной убор солидной дамы.

Старуха, став дворянкой и обзаведясь слугами, «бьет их, за чупрун таскает».

Чупрун — прядь волос, спадающая на лоб.

Белена — ядовитое сорняковое растение. В народе называют дурь-травой. Употребление в пищу вызывает отравление и галлюцинации.

Толкать взашей — грубо выгнать, буквально — вытолкать в шею.

Экранизация

Классической экранизацией Пушкинского сюжета в советской мультипликации считается одноименный сказке мультфильм 1950 года, режиссера Михаила Цехановского по сценарию Михаила Волгина.

Ранее, в 1937 году на «Мосфильме» известным режиссером и сценаристом Александром Птушко был снят цветной мультипликационный кукольный фильм.

Более современная экранизация представлена «Союзмульфильмом» в 2003 году, режиссер мультипликационного фильма – Наталья Дабижа. Музыку для этой версии написал знаменитый композитор Геннадий Гладков.

Скачать обзор:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • При параде как пишется
  • При очередном как пишется вместе или раздельно
  • При ответе на вопросы процитируйте строки из сказки спящая царевна
  • При опасная ситуация как пишется
  • При низкий как пишется

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии