ОЛИМПИАДА ПО
РУССКОМУ ЯЗЫКУ для
учеников 4 КЛАССа
Цель проведения муниципального
этапа олимпиады по русскому языку среди учащихся 4 класса: развитие
познавательного интереса к предмету и определение уровня знаний обучающихся.
Задачи:
1. создание условий для применения детьми
собственных знаний и умений;
2. выявление и поддержка детей, обладающих высоким
уровнем интеллектуальных способностей;
3. демонстрация интеллектуальных,
эмоционально-волевых возможностей детей младшего школьного возраста;
4. поддержание и укрепление познавательной учебной
мотивации детей младшего школьного возраста;
5. формирование стремления к активной интеллектуальной деятельности;
6. воспитание культуры поведения, уважительного отношения друг к
другу.
Олимпиадная
работа содержит 10 заданий, направленных на применение универсальных учебных
действий.
Временной промежуток для проведения олимпиады 90 минут.
Последовательность выполнения заданий определяет участник.
1.
Устойчивые словосочетания заблудились.
Соедини их стрелками в нужное предложение:
|
А) как снег на |
|
Б) как сивый |
|
В) как рыба в |
|
Г) как из ведра. |
|
Д) как по маслу. |
|
Е) как свои пять |
2. Запиши слово, в котором приставка такая, как в
слове «испечь», корень такой, как в слове «толкать», суффиксы те
же, что в словах «малиновый» и «зарывать», а окончание, как в
слове «фантазирует».
3. В каких
фонетических записях допущены ошибки? Выпиши и исправь.
[ ястр’ип ] [
широк’ий ] [ кан’к’и ] [ качат’]
4.
Замени
фразеологические обороты словами-синонимами.
В час по чайной ложке —
___________________________________________.
Рукой подать —
___________________________________________________.
Повесить нос —
___________________________________________________.
Раз, два и обчёлся —
_______________________________________________.
Куры не клюют —
_________________________________________________.
Кожа да
кости — _________________________________________________.
5. Определи род имён существительных.
Кофе – фланель –
Шампунь — полынь –
Такси — шоссе —
6.
Подчеркните грамматическую основу в следующих предложениях:
А. Дерево червь изнутри точит.
Б. Конёк режет лёд.
В. Весло задевает водоросли.
Г. Мастер чинит телефон.
Д. Встретить ночь готовится природа.
7. Образуйте родительный падеж множественного числа от
существительных. Запиши получившиеся слова.
носок, ведёрко, кочерга, крыльцо.
8. Составь
словосочетания, в которых слова «седой», «бархатный», «прямой» употреблены
в переносном значении.
9. Прочитайте
лингвистическую сказку и ответьте на вопросы.
Чужак.
Собрались у Воды родственники. Подводник
с Водицей беседуют. Водолаз с
Водопадом на
солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает.
Водомерка с Водорослями
разыгралась. Водичка по камушкам на одной
ножке скачет. Даже сам Водяной
пожаловал. И все старуху Воду ждут.
Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула
на гостей, сразу чужака приметила.
Велела ему прочь идти, в свою семью. Пошёл
чужак, пригорюнился. Где ему
родственников искать?
Вопросы:
1) Кто же оказался Чужаком среди
родственников Воды?
2) Почему родственники не сразу приметили чужака?
3) Составьте список любых четырех
родственников чужака.
10. Творческое задание.
Напиши небольшое сочинение на тему «Если бы
у меня была волшебная
палочка»
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Рекомендации
к проверке.
1. Каждый ответ оценивается 1 баллом. Максимально:
6 баллов.
Дождь лил, как из ведра.
Скоро дело наладилось и пошло, как по маслу.
Я знал городские переулки, как свои пять
пальцев.
Гости свалились, как снег на голову.
Он всегда врёт, как сивый мерин.
У себя во дворе Мишка был, как рыба в воде.
2.
Истолковывает. 4балла
3. Каждая
исправленная ошибка — 1 балл : Максимально: 4 балла
[ ястр’ип ] [ й’астр’ип ]
[ широк’ий ] [ шырок’ий’ ]
[ качат’] [ кач’ат’]
4. Каждый
ответ оценивается 1 баллом. Максимально:
6 баллов.
Медленно, близко, грустить, мало, много,
худой.
5. За каждый правильный ответ
– 1 балл: Максимально: 6 баллов
Кофе –
м.р. фланель – ж.р.
Шампунь —
м.р. полынь – ж.р.
Такси — ср.р.
шоссе _ ср.р.
6. За
каждый правильный ответ 2 балл: Максимально: 10
баллов
А. Дерево червь изнутри
точит.
Б. Конёк режет
лёд.
В. Весло задевает
водоросли.
Г. Мастер чинит
телефон.
Д. Встретить ночь готовится
природа.
7. За каждый правильный ответ — 1 балл: Максимально:
4 балла
носок — носков
ведёрко — ведёрок
кочерга — кочерёг
крыльцо -крылец
8. Каждый
ответ оценивается 1 баллом. Максимально: 3 балла
Например:
седой лес, бархатный голос, прямой взгляд.
9.
Ответ:
«Чужаком» в данном случае является слово
Водитель.
Ошибка произошла потому, что в словах водитель
и вода омонимичный
корень –вод- , имеющий разное лексическое
значение.
Водитель – водить, вождение, предводительство,
проводник (или любой
другой список из четырех однокоренных слов)
Оценка:
1 балл за верно указанное лишнее слово;
1 балл за правильное объяснение причин ошибки;
по 0,5 балла за верно подобранные однокоренные
слова (всего 2 балла).
Итого: 4 балла.
10. Критерии оценивания:
Грамотность изложения – 1 балл,
Раскрытие смысла – 1 балл,
Наличие рассуждений, выводов – 2 балла,
Оригинальность мысли – 1 балл.
(всего 5 баллов)
Максимальное количество баллов 52 балла
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку
Муниципальный этап
4 класс (2018 – 2019 учебный год)
Диктант.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Запиши номера предложений, в которых есть
- однородные подлежащие: _________
- однородные сказуемые:_________________
- однородные дополнения: _____________
- однородные обстоятельства: _________________
Задание 1. Сделай фонетическую транскрипцию данных слов и запиши полученную транскрипцию в обратном порядке. Какие слова получились? Сделай их буквенную запись.
Шёл — ________________ — ____________________ — ___________________
Ель — ________________ — ____________________ — ____________________
Араб — ___________________ — __________________ — __________________
Задание 2. Запиши названия профессий, соответствующие существительным.
Сапог — ________________________________
Барабан — ______________________________
Баян — _________________________________
Пожар — _______________________________
Суд — __________________________________
Комбайн — _____________________________
Задание 3. Напиши существительные в именительном падеже множественного числа, поставь над словами знак ударения.
Средство- _______________________; шофер- _________________________ ;
Цыган __________________________ ; торт- __________________________ ; трактор — _______________________ ; инженер — _______________________.
Задание 4. Подбери современные синонимы к устаревшим словам.
страж — ___________________________________
зодчий — __________________________________
кладезь — _________________________________
вопить — __________________________________
врата — ___________________________________
перст — ___________________________________
Задание 5. Отгадай загадку: Красное коромысло через реку повисло. Объясни, почему коромысло красное. Подтверди своё объяснение примерами.
Отгадка: ________________________
Объяснение: ______________________________________________________
__________________________________________________________________
Примеры: ________________________________________________________
Задание 6. Составь из букв данных слов существительные другого склонения, укажи тип склонения (1,2,3) во всех словах.
кукла- __________________________________________________________
тьма- _____________________________________________________________
кочан- ____________________________________________________________
банка- ____________________________________________________________
Задание 7. Какие из трех признаков (род, число, падеж) нельзя определить в каждом случае для слов: сирота, ворота, пальто, читал, аккуратно, улыбчивые? Запишите ответ в форме таблицы.
род |
число |
падеж |
|
сирота |
|||
ворота |
|||
пальто |
|||
читал |
|||
аккуратно |
|||
улыбчивые |
Задание 8. Прочитайте лингвистическую сказку и ответьте на вопросы. Чужак.
Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?
Вопросы:
1) Кто же оказался Чужаком среди родственников Воды? _________________
2) Почему родственники не сразу приметили чужака? ____________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
3) Составьте список любых четырех родственников чужака.
_________________________________________________________________
Задание 9. Объясни, какие значения могут иметь совершенно одинаковые слова.
Гвоздика — ________________________; гвоздика — ____________________;
Среда — ___________________________; среда — _______________________;
Кашка — __________________________; кашка — ______________________;
Свинка — _________________________; свинка — ______________________.
Задание 10. Замени метким выражением (фразеологическим оборотом) такие высказывания:
обнаружить своё присутствие _______________________________________ выполнить своё обещание ___________________________________________ молчать, не говорить лишнего ________________________________________ неспокойно, тоскливо на душе ________________________________________ обидевшись, сделать недовольное лицо ________________________________
Задание 11. Запиши, как правильно называют жителя (м. р.), жительницу (ж.р. ) и всех жителей (мн.ч.) этих городов.
Название города |
житель |
жительница |
Все жители |
Москва |
|||
Нижний Новгород |
|||
Ветлуга |
Задание 12. Мальчика звали Юлий, а девочку – Юлия. Их имена по-разному склонялись в единственном числе, а во множественном числе одинаково, за исключением двух падежей. Каких падежей?
__________________________________________________________________
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку
Муниципальный этап
4 класс (2018 – 2019 учебный год)
Ответы
Ответы на задания |
Количество баллов |
||||||||||||||||||||||||||||
Диктант Ответы на вопросы к диктанту:
|
Без ошибок и исправлений – 5 баллов. 1 ошибка – 4 балла; 2 ошибки – 3 балла; 3 ошибки – 2 балла; 4 ошибки – 1 балл. >4 ошибок – 0 баллов 2 исправления = 1 ошибка; 2 пунктуационные ошибки – за 1 орфографическую. За ответы на вопросы: 3 балла (по 0,5 балла за каждую верную цифру) |
||||||||||||||||||||||||||||
Задание 1. Шёл – [ш о л] – [л о ш] – ложь Ель – [й, э л, ] – [ л, э й, ] – лей Араб – [ а р а п] – [ п а р а ] — пара |
По 2 балла за каждую верную цепочку Всего – 6 баллов |
||||||||||||||||||||||||||||
Задание 2. Сапог — сапожник Барабан — барабанщик Баян — баянист Пожар — пожарник Суд — судья Комбайн – комбайнёр или комбАйнер |
6 баллов |
||||||||||||||||||||||||||||
Задание 3. Средство- срЕдства; шофер- шофЁры ; цыган — цыгАне ; торт- тОрты ; трактор — тракторА ; инженер – инженЕры. |
6 баллов |
||||||||||||||||||||||||||||
Задание 4. страж – сторож; зодчий – архитектор, градостроитель; кладезь – колодец (устар.), сокровищница (совр.); вопить – орать, кричать; |
6 баллов |
||||||||||||||||||||||||||||
Задание 5. Отгадка – «Радуга». (1 балл) Объяснение: «Красное» употреблено в значении «красивое». (1 балла) Примеры: Аналогичные употребления в сочетаниях красна девица, Красная площадь. (1 балла) |
3 балла |
||||||||||||||||||||||||||||
Задание 6. Кукла (1 скл.) – кулак (2 скл.) Тьма (1 скл.) – мать (3 скл.) Кочан (2 скл.) – ночка (1 скл.) Банка (1 скл.) – кабан (2 скл.) |
4 балла |
||||||||||||||||||||||||||||
Задание 7.
|
По 1 баллу за каждое слово при отсутствии ошибок. Всего — 6 баллов |
||||||||||||||||||||||||||||
Задание 8. Ответ: «Чужаком» в данном случае является слово Водитель. Ошибка произошла потому, что в словах водитель и вода одинаковый корень –вод- , имеющий разное лексическое значение. Водитель – водить, вождение, предводительство, проводник (или любой другой список из четырех однокоренных слов) |
3 балла (за каждый вопрос по 1 баллу) |
||||||||||||||||||||||||||||
Задание 9. Гвоздика – цветок и пряность Среда – обитания и день недели Кашка – растение и продукт питания Свинка – болезнь и животное |
4 балла |
||||||||||||||||||||||||||||
Задание 10. обнаружить своё присутствие-подать голос или попасть на глаза; выполнить своё обещание – сдержать слово; молчать, не говорить лишнего – держать язык за зубами; неспокойно, тоскливо на душе – кошки на душе скребут; обидевшись, сделать недовольное лицо — надуться, как мышь на крупу (сделать кислую мину) |
5 баллов |
||||||||||||||||||||||||||||
Задание 11. Москва – москвич, москвичка, москвичи. Н. Новгород – нижегородец, нижегородка, нижегородцы. Ветлуга – ветлужанин, ветлужанка, ветлужане. |
По 0,5 балла за каждое верное слово. Всего – 4,5 балла |
||||||||||||||||||||||||||||
Задание 12. Родительный и Винительный |
2 балла |
||||||||||||||||||||||||||||
ИТОГО: |
63,5 балла |
Русский язык 6 класс — Практикум по орфографии и пунктуации — С. В. Драбкина 2019
Правописание неопределённых местоимений
Задание № 165
Какое орфографическое правило зашифровано в следующем стихотворении?
Кое, то, либо, нибудь!
Дефис поставить не забудь!!!
Задание № 166
О каких неопределённых местоимениях идёт речь? Запишите эти местоимения, не забывая ставить дефис между частями слова в них.
1) Не все, некоторые. — …
2) Безразлично, неважно кто. — …
3) Некое существо, некое лицо, некто. — …
4) Тот или иной. — …
5) Некоторый человек или немногие люди. — …
Задание № 167
Вставьте подходящие по смыслу неопределённые местоимения.
1) Рассказал … забавное.
2) Не дочитал … страниц.
3) Вспомнил … анекдот.
4) Прочитал …
5) Услышал … полезное.
6) Обратился с … вопросом.
7) Посоветовал … предпринять.
Доверил … свою тайну.
9) Научился … хорошему.
10) Обсуждали … недостатки.
Задание № 168
Раскройте скобки и поясните, как пишутся неопределённые местоимения и неопределённые наречия. Расставьте недостающие знаки препинания.
Однажды откуда (то) кто (то) плыл на какой (то) яхте куда (то). Вокруг летали чайки и о чём (то) кричали путешественнику.
(Кое) кто стоял на берегу, смотрел на эту картину и о чём (то) думал. Трудно предположить о каких (либо) мыслях этого человека. Возможно, (кое) что его тревожило. Он мог думать о чём (нибудь) таком: «Я так сильно устал от одиночества. Так хочется, чтобы кто (нибудь) встречал меня дома и говорил какие (либо) добрые слова».
Задание № 169
Прочитайте лингвистическую сказку и ответьте на вопрос: какое орфографическое правило «зашифровано» в ней? Подчеркните встретившиеся вам в тексте фразеологизмы и поясните их значение.
Приставка КОЕ и местоимение КТО — друзья — не разлей вода. Они крепко держатся за волшебную палочку дружбы, их не оторвать друг от друга.
Но иногда в их дружбу вторгаются бесцеремонные предлоги У, С, О, и тогда мир между друзьями трещит по швам. Предлоги — большие сплетники и разлучники. Они с три короба наговорят обидных слов приставке КОЕ и местоимению КТО, рассорят их друг с другом, сломают волшебную палочку дружбы и заставят писаться раздельно.
Неопределённые местоимения
Доставляют нам мучения:
КОЕ-КТО мы пишем по старинке,
Дефис поставя в серединке.
Когда предлог стоит внутри,
Слов пишем не одно, а три.
Задание № 170
Запишите неопределённые местоимения КОЕ-КТО и КОЕ-ЧТО, употребив их в родительном, дательном, творительном и предложном падеже вместе с предлогами У, К, С, О после приставки.
Р. п.
Д. п.
Т. п.
П. п.
Задание № 171
Объясните, как пишутся неопределённые местоимения в следующем тексте.
Кое (с кем) это уже случалось, кое (у) кого совсем недавно. Думаю, что (кое) кому будет интересно, если расскажу кое (о) чём.
Однажды (кое) кто гулял кое (с) кем и по дороге зашёл в зоомагазин купить (кое) что. Он посоветовался с продавцом кое (о) чём, и в результате купил кое (для) кого что (то) вкусное. Выйдя на улицу, он угостил (кое) кого (кое) чем и получил кое (от) кого горячую благодарность и деньги кое (на) что.
Задание №172
Сочините сказку или забавный рассказ, используя неопределённые местоимения.
Задание № 173
Раскройте скобки и поясните, как пишутся неопределённые местоимения и наречия. Вставьте пропущенные буквы.
(Кое) кто из нашего класса предл…жил как (нибудь) отправит…ся в поход. Разве это могло не понравит…ся кому (либо) из нас? Со стороны родителей не было каких (нибудь) возр…жений.
И вот мы в пути. (Кое) кто вспоминает кое (про) что забытое дома.
Во время похода я кое (с) кем соб…рал лекарственные травы. Кое (у) кого из моих друзей после этого обог…тилась кол…екция р…стений.
Не было (кое) кого среди нас, кто сколько (нибудь) пож…лел, что уча…ствовал в походе.