Прочитайте классические определения притчи и поучения притча небольшой рассказ

Что такое притча

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Нередко богатое содержанием литературное или музыкально-поэтическое произведение сравнивают с притчей.

Что имеется в виду? Как и когда возник этот жанр, и какие особенности помогают отличить его от множества других? Поищем ответ вместе.

Старик рассказывает внуку притчу

Притча — это…

Притча — это краткое прозаическое (реже – стихотворное) произведение, содержащее нравственный урок, сформулированный в иносказательной форме.

Истории, рассказанные в форме притчи, обязательно несут в себе поучение, указание в сторону правильного пути. Понять его каждый может на том уровне, который ему доступен.

Что такое притча

Основные признаки притчи:

  1. малый объём;
  2. обыденность сюжета;
  3. обращённость к главным нравственным вопросам жизни;
  4. иносказательность;
  5. философский подтекст;
  6. наличие нескольких уровней смысла.

Из всех литературных жанров притча более всего напоминает басню, от которой она отличается отсутствием открытой морали в конце.

Урок, заложенный в притче, нужно расшифровать самому, поэтому можно сказать, что притчевые произведения сложнее и богаче басенных.

Из истории жанра

Первые притчи появились на Востоке. Они представляли собой сборники бесед учителя с учениками и были призваны не только передать некие знания и опыт, но и пробудить привычку к самостоятельному поиску истины, духовному погружению в мир главных вопросов человеческого бытия.

Суфийские дервиши оставили богатое наследие. Известно, например, собрание бесед поэтов Руми, Джами, Навои.

Поэт Навои

Ветхий Завет Библии частично сохранил для нас знаменитые притчи царя Соломона. На рубеже XIII-XIV веков они широко интерпретировались в древнерусской литературе. Основой же русской культуры, невидимыми кирпичиками, которые легли в её основании, стали притчи Нового Завета.

При анализе многих литературных произведений 18, 19 и 20-го столетий обращение к евангельским притчам становится обязательным. На их сюжете и содержании построено большинство романов Ф.М.Достоевского.

В романе «Преступление и наказание» слышатся отголоски притчи о блудном сыне, с которым можно сравнить Раскольникова, пришедшего к покаянию. Этому предшествует эпизод, когда Соня Мармеладова читает Раскольникову притчу о воскресении Лазаря, а история самой Сони перекликается с сюжетом о блуднице, которой не было запрещено прикоснуться к одежде Христа.

Примеров использования материала древних притч в художественной литературе множество, но немногие авторы решались определять этим термином собственные произведения.

Несколько философских притч вышло из-под пера А.П.Сумарокова, который творил, придерживаясь границ «высокого штиля» и выбирал самые торжественные литературные формы (оду, панегирик, мадригал).

Притчи Сумарокова

Притчей можно назвать стихотворение А.С.Пушкина «Сапожник». В жанре притчи работал Л.Н.Толстой в периоды новых религиозно-философских и нравственных исканий.

Современные притчи

Современная литература отходит от жанра притчи в чистом виде, но он встречается как вставной элемент в структуре постмодернистских произведений.

Так, насыщен притчевыми отсылками роман Е.Водолазкина «Лавр», созданный на материале древнерусской литературы.

В первозданном состоянии притчу можно встретить в творчестве православных авторов.

Стихотворения иеромонаха Романа (Матюшина) представляют собой образец глубоких поэтических притч, по высоте исполнения приближающихся к молитве, исповедальному рыданию, плачу по русской земле.

Ярким исполнителем музыкальных переложений многих общеправославных и собственно авторских притч можно назвать Светлану Копылову.

Если вы ищете притчи о жизни с моралью, короткие и ёмкие, обратитесь к любому из следующих ресурсов:

  1. https://pritchi.ru/part_63
  2. https://elefteria.ru/category-dosug-pravoslavnyie-pritchi/
  3. https://pritchi.ru/
  4. http://semyaivera.ru/2016/11/03/pesni-pritchi-svetlanyi-kopyilovoy/

Также любопытно будет познакомиться с фильмом, наглядно иллюстрирующим притчевые истории на современном материале:

Заключение

Чтение поучительных историй детьми и взрослыми в былые времена являлось делом привычным. Сборники притч имелись в каждой семейной библиотечке.

Теперь эта традиция возвращается, помогая людям задавать важнейшие вопросы и самостоятельно находить ответы на них.

    1. Жанровое определение притчи

Не
ищите смысл жизни, потому что не найдете
его нигде,

но
ищите хоть что-нибудь и в этом найдете
смысл жизни.

Н.Векшин1

Притча
– это особый жанр, в нем собрался синтез
различных литературных форм. Так,
например, в толковом словаре С.И. Ожегова2
притча – это иносказательный рассказ
с нравоучением, а в краткой литературной
энциклопедии3
говорится, что
притча  —
это дидактико-аллегорический жанр, в
основных чертах близкий басне.
В отличие от нее форма притчи: 1) неспособна
к обособленному бытованию и возникает
лишь в некотором контексте, в связи с
чем она 2) допускает отсутствие развитого
сюжетного движения и может редуцироваться
до простого сравнения,
сохраняющего, однако, особую символическую
наполненность; 3) с содержательной
стороны притча отличается тяготением
к глубинной «премудрости» религиозного
или моралистического порядка, с чем
связана 4) возвышенная топика (в тех
случаях, когда топика, напротив, снижена,
это рассчитано на специфический контраст
с высоким содержанием).

Притча
в своих модификациях – есть универсальное
явление мирового фольклорного и
литературного творчества. Однако для
определения эпох, особенно тяготеющих
к дидактике и аллегоризму, притча была
центром и эталоном для других жанров,
например: «учительная» проза
ближневосточного круга (Ветхий завет,
сирийские «Поучения Акихара», «машалим»
Талмуда и др.), раннехристианской и
средневековой литературы (прославленные
притчи евангелий, например «Притча о
блудном сыне»). В эти эпохи, когда культура
читательского восприятия осмысляет
любой рассказ как притчу, господствует
специфическая поэтика притчи со своими
законами, исключающими описательность
«художественной прозы» античного или
новоевропейского типа: природа или вещи
упоминаются лишь по необходимости, не
становятся объектами самоцельной
экфразы — действие происходит как бы
без декораций, «в сукнах». Действующие
лица притчи, как правило, не имеют не
только внешних черт, но и «характера»
в смысле замкнутой комбинации душевных
свойств: они предстают перед нами не
как объекты художественного наблюдения,
но как субъекты этического выбора. Речь
идет о подыскании ответа к заданной
задаче (поэтому притча часто перебивается
обращенным к слушателю или читателю
вопросом: «как, по-твоему, должен поступить
такой-то?»).

Притча
интеллектуалистична и экспрессивна:
ее художественные возможности лежат
не в полноте изображения, а в
непосредственности выражения, не в
стройности форм, а в проникновенности
интонаций. В конце 19 в. И в 20 в. Ряд
писателей видит в экономности и
содержательности притчи возможность
преодоления формальной тяжеловесности
позднебуржуазной литературы.

В
Статье «Притча как жанр» Л.И. Кушнарева
4
дает свое определение. Она рассматривает
притчу как общечеловеческую форму
изложения истины, нацеленную на
нравственное усовершенствование
личности. Представляя собой простой
рассказ с нравоучением, притча внушает
нравственные (в том числе и религиозные)
правила через скрытый совет, тайный
намек. Притча – это назидательный текст
недирективного характера, содержащий
наставление в имплицитной форме. При
всей своей универсальности, притчи
разных народов имеют свои отличительные
свойства, которые объясняются различиями
в культуре.

Притча
представляет собой довольно сложный
материал для исследователя. Поскольку
притчами называют совершенно разные
произведения (поучения, басни, рассказы,
загадки, пословицы как свернутые притчи),
трудно решить, к какому жанру отнести
притчу.

С
точки зрения литературы, классическая
притча – это небольшой по размеру
аллегорический и поучительный рассказ.
С философской точки зрения, притча есть
история, используемая в качестве
иллюстрации (часто непрямой, иногда
парадоксальной, рассчитанной на ее
осмысление, додумывание) тех или иных
положений учения. В глубокой древности
притча передавалась из уст в уста от
духовного учителя к достойному ученику,
поскольку в ней, как в священном
знаке–коде, была сконцентрирована
мощная духовная энергия, позволявшая
человеку мгновенно изменить сознание
и подняться на новую ступень развития.

Искусство
притчи и до сих пор остается поучительным
для жаждущих духовного совершенства,
пишет Кушнарева. Чаще всего притча
сохраняет свою анонимность, и эта
анонимность создателей и хранителей
притчи имеет особое значение: при всех
незначительных вариациях мелких деталей
ее смысл остается целостным, свободным
от личностных мотивов, поскольку ничто
не должно отвлекать сознание от постижения
сути. Истинное понимание смысла притчи
приходит с освобождением от шаблонного
мышления, с пробуждением непосредственного
восприятия и самостоятельного мышления.
Расшифровка смысла и символики притчи
в большой степени зависит от культурного
уровня воспринимающего, и хотя в ряде
случаев притча сопровождается моралью,
последняя лишь акцентирует внимание
на некоторых ее аспектах, не исчерпывая
всей полноты ее смысла.5

Притча
зародилась как особая форма изложения
истины у всего человечества и использовалась
духовными учителями и философами для
воспитания внутренней свободы и
нешаблонного мышления. Эта новая форма
изложения, допускающая большую свободу
восприятия, стала популярным жанром в
индуистской и буддийской, даосской и
дзен буддийской, иудаистской, христианской
и суфийской традициях.

Франц
Кафка говорил о значении притчи для
людей, в своем сочинении «О притчах» он
писал: «Многие
сетуют на то, что слова мудрецов —
это каждый раз всего лишь притчи, но
неприменимые в обыденной жизни, а у нас
только она и есть. Когда мудрец говорит:
«Перейди туда», — он не имеет в виду
некоего перехода на другую сторону,
каковой еще можно выполнить, если
результат стоит того, нет, он имеет в
виду какое-то мифическое «там», которого
мы не знаем, определить которое точнее
и он не в силах и которое здесь нам, стало
быть, ничем не может помочь. Все эти
притчи только и означают, в сущности,
что непостижимое непостижимо, а это мы
и так знали. Бьемся мы каждодневно,
однако, совсем над другим».6

После
этого он говорит, приводя слова мудреца,
что следуя притчам, мы сами стали бы ими
и избавились тем самым от каждодневных
усилий.

О.Ю.
Ольшванг пишет, что самое точное и
универсальное определение притчи,
которое может быть в полной мере применено
к характеристике этого жанра в современной
литературе, дала Е. Н. Ковтун. С ее точки
зрения, притча, во-первых, рисует «некую
гипотетиче­скую, искусственно
сконструированную или выдуманную
ситуацию, которая не может быть
непосредственно соотнесена с реальностью,
но лишь истолкована как аллегориче­ское,
символическое или метафорическое
переосмысление действительности», а
во-вторых, она раскрывает «глубинную
философскую проблематику в ситуациях
этического выбора».7

Таким
образом, притча стала рассматриваться
не просто как аллегорический жанр с
особыми иносказательными элементами,
но и как особая философская категория,
как форма изложения истины, при этом не
имеющая под собой реальной основы.
Притча становится искусственной
ситуацией, которая сконструирована для
помощи в принятии решений в реальной
жизни.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Притча — эпический жанр; назидательный рассказ, передающий в аллегорической форме какую-либо житейскую мудрость, религиозный или нравственный закон.

В виде притчи сложены некоторые библейские или евангелические повествования. Например, Книга притчей Соломоновых или Притча о блудном сыне.

Жанр притчи появился на Востоке в древности, где любили говорить загадками, иносказаниями, аллегориями.
В обычном, житейском случае скрывается всеобщий смысл – урок для всех людей. Притча часто используется с целью прямого наставления, поэтому содержит аллегории. Широкое распространение получили притчи с религиозным содержанием («поучением»), например, «Притчи Соломона», новозаветные притчи о десяти девах, о сеятеле и др.

Притча близка к басне, но отличается от неё широтой обобщения,
значимостью заключённой в притче идеи. Главными героями басен являются люди или животные, наделенные определенными человеческими качествами, обычно помещенные в ситуации бытового характера.

Действующие лица притчи не имеют ни внешних черт, ни «характера». Это некий человек, некий царь, некая женщина, некий крестьянин, некий отец, некий сын. Это «человек вообще». Смысл притчи не в том, какой человек в ней изображен, а в том, какой этический выбор сделан человеком. Также в притче нет указаний на место и время действия, показа явлений в развитии: её цель не изображение событий, а сообщение о них.

Любимые темы притчи – правда и кривда, жизнь и смерть, человек и бог.
Нельзя понять притчу вне контекста: её смысл обусловлен поводом, по которому притча рассказана.

В русскую литературу притча пришла вместе с христианством, с первыми переводами текстов Священного Писания. В истории русской литературы термин «притча» употребляется главным образом по отношению к библейским сюжетам («Притчи Соломоновы», «евангельские притчи» и т. п.). Притчами называл свои басни А.П.Сумароков, склонный к «высокому штилю». К числу притч, например, относится стихотворение А.С.Пушкина «Сапожник».

Притча предполагает особую форму построения сюжета:
не линейную, а параболическую. Повествование в ней начинается с отвлеченного предмета, затем следует описание какого-либо назидательного случая, а в конце опять возвращается к исходному; содержание такого рассказа напряженно-выразительно.

Жанровые признаки притчи:
малый объем,
сказовая форма,
кольцевая композиция,
сюжет из обыденной жизни,
иносказание,
отвлеченное понятие,
нравоучение.

ЧТО ЧИТАТЬ
Что такое притча?

https://inoskaz.com/chto-takoe-pritcha/

Особенности жанра притчив современной литературе:

https://school-science.ru/3/10/33187

Притча в литературе — что это такое?

https://classlit.ru/publ/teoria_literatury_i_dr/teoria_literatury/pritcha_v_literature_chto_ehto_takoe_primery/87-1-0-2332

Что такое притча?

https://pritchi.ru/post_33519

Библиотека мудрости:

https://wisdomlib.ru/

Информацию из интернета
подготовила СИрена (Ирина Хазанова)
17.09.20

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ИММАНУИЛА КАНТА»

ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ

Реферат по дисциплине «Духовно-нравственное воспитание в образовательном пространстве»

на тему:

«Притча, как средство воспитания»

Выполнила:

студентка третьего курса

очной формы обучения,

направления подготовки 44.03.01

«Педагогическое образование»,

профиль «Начальное образование»

Лобанова Алёна Сергеевна

Калининград

2021

Введение

Вопрос формирования духовно-нравственной личности учащегося является одним из ключевых как в современной педагогике, так и в современном обществе. Причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно – досуговой деятельности с детьми и молодежью; отсутствие патриотического воспитания и некоторые другие. Поэтому важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина Российской Федерации. Важным материалом, на котором строится формирование духовно-нравственной личности являются притчи. С точки зрения литературы, притча – это небольшой аллегорический и поучительный рассказ. С философской точки зрения, притча – есть история, используемая в качестве иллюстрации тех или иных положений учения. Особенность действия притчи в условиях учебного процесса заключается в том, что ее лаконичность и краткость, наряду с образностью лучше всего воздействует на ум, сердце и волю учащегося. Притчи помогают ребенку задуматься над своим поведением, и быть может, заставят его посмеяться над своими ошибками. Ценность притчи в том, что она вызывает учащегося на диалог, заставляет думать, говорить, не бояться высказывать разные мнения. Поскольку первостепенное значение в формировании духовно-нравственной личности учащегося оказывают общество и литература, использование притчи на уроках литературы станет эффективным ориентиром на духовно-нравственное воспитание и становление личности учащихся. Притчи являются благодатным материалом для учителя, чтобы развивать речь учащихся.

Притча находится на границе между сказкой и мифом. Это малая форма, несущая в себе аллегорическое содержание, глубокий смысл. Но если, к примеру, басня обладает открыто-дидактической направленностью, что выражается в напрямую высказанном моральном поучении и руководству к действиям для адресата, то притча таких элементов не содержит. Вместо этого в ней заключена некая вневременная вечная суть, глубинная истина, не требующая каких-либо разъяснений. Тем самым притча больше тяготеет к мифу, нежели к другим жанровым образованиям.

Издавна и до наших дней притчам было посвящено невероятное количество филологических исследований, но их загадка и до сих пор не раскрыта до конца. Даже поняв смысл притчи, осознаешь оставшееся ощущение тайны, чего-то невысказанного, необъяснимой прелести и красоты. Любимые притчи проходят с человеком через всю жизнь в его душе, направляя, помогая осознавать важные вещи, а иногда даже делать правильный выбор.

Основная часть

Важнейшей составляющей развития общества и государства в настоящее время является духовно-нравственное образование детей и молодёжи, подготовка их к самостоятельной жизни. Задача системы образования сегодня – это формирование духовной личности, ведь от интеллектуального, политического, культурного уровня которой будет зависеть будущее общество. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современного образования. От того, каким в духовно-нравственном отношении формируется ребёнок, зависит, состоится ли он вообще, как человек. Именно нравственность включает в себя такие понятия, как совесть, доброта, сочувствие, любовь, патриотизм, то есть самые ценные, главные человеческие качества. И мы, взрослые, обязаны воспитывать их в наших детях

В широком социальном смысле воспитание — это передача накопленного опыта (знания, умения, способы мышления, нравственные, этические и правовые нормы) от старших поколений к младшим.

В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

Виды воспитания и их задачи

1) Умственное

Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, склонностей и дарований.

Задачи умственного воспитания:

  • усвоение определенного объема научных знаний;

  • формирование научного мировоззрения;

  • развитие умственных сил, способностей и дарований;

  • развитие познавательных интересов и формирование познавательной активности;

  • развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень подготовки.

2) Физическое

Физическое воспитание — неотъемлемая составляющая часть почти всех воспитательных систем. Физическое воспитание способствует выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.

Задачи физического воспитания:

  • укрепление здоровья, правильное физическое развитие;

  • повышение умственной и физической работоспособности;

  • развитие и совершенствование природных двигательных качеств;

  • развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и др.);

  • воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма);

  • формирование потребности в постоянных занятиях физкультурой и спортом;

  • развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.

3) Трудовое

Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности.

4) Политехническое

Политехническое образование направлено на ознакомление с основными принципами всех производств, усвоение знаний о современных производственных процессах и отношениях. Главные задачи политехнического воспитания — формирование интереса к производственной деятельности, развитие технических способностей, нового экономического мышления, изобретательности, начал предпринимательства. Правильно поставленное политехническое образование развивает трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, готовит к осознанному выбору профессии.

5) Нравственное

Нравственное воспитание — формирует нравственные понятия, суждения, чувства и убеждения, навыки и привычки поведения, соответствующие нормам общества. В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы, и нормы, возникшие на современном этапе развития общества.

6) Эстетическое

Эстетическое (эмоциональное) воспитание — базовый компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы — приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая — активного включения в эстетическую деятельность.

Задачи эстетического воспитания;

  • формирование эстетических знаний и идеала;

  • воспитание эстетической культуры;

  • формирование эстетического отношения к действительности;

  • развитие эстетических чувств;

  • приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;

  • формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, поступках, делах, внешнем виде.

Задачи воспитания в целом заключаются в:

  • овладение качественным средним образованием, позволяющее знать и понимать устройство мира и социальное устройство общества — формирование на научной основе миропонимания — картины общей связи явлений мира и жизни и отдельных конкретных взаимосвязей между объектами мира;

  • воспитание базовых ценностных отношений как стержневого образования личностной структуры — содействие становлению мировоззрения. осознание закономерностей существования мира и закономерностей жизни на Земле;

  • организация разновидовой деятельности, обеспечивающей многообразие связи детей с миром и практическое участие их в мироустройстве человеческой общественной жизни и отдельного человека;

  • выявление и развитие индивидуальных способностей каждого ребенка и содействие высоким достижениям в совершенствовании растущей личности ребенка.

  • овладение культурой материально-предметного устройства собственной жизни и расширяющееся участие в жизнеустройстве общества;

  • содействие осмыслению школьниками автономии внутреннего мира своего «Я» и установлению гуманистической позиции по отношению к человечеству на Земле.

Педагог и писатель Василий Александрович Сухомлинский отмечал: «Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков и юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности…Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…». Василий Александрович Сухомлинский — украинский советский педагог-новатор, детский писатель, создатель педагогической системы, основанной на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования.

Эти слова, написанные много лет назад как-никогда актуальны в наше время. Воспитание души – это непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и, перейдя в самовоспитание, продолжается всю жизнь. То, каким будет человек, во многом зависит от того, какие нравственные идеалы будут сформированы у него в детстве. К сожалению, наши дети растут в непростое время: когда часто становятся свидетелям безнравственных поступков во многих сферах жизни, когда с экранов телевизоров и компьютеров получают целый поток информации антинравственного содержания. Государство сейчас серьёзно задумалось над этой проблемой, поэтому одной из важнейших задач современного образования стало духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Одним из разделов ООП в каждой школе является программа духовно-нравственного воспитания и развития, где определены базовые ориентиры, цели и задачи, направления духовно-нравственного воспитания детей. Притчи — одно из важнейших средств духовно-нравственного воспитания. Их эффективность обусловлена, прежде всего, тем, что они воздействуют на все 3 Я человека: ум, сердце и душу.

Словарь С.И. Ожегова определяет притчу, как короткое, сжатое нравоучение в прозаической или стихотворной форме. Притча, как правило, не требует каких-либо доказательств. Она строится на сравнении, подобии или противопоставлении явлений и фактов. Слово «притча» — перевод греческого слова «paraballo», что означает «располагать в ряд». Таким образом, притча – это то, что поставлено в один ряд с чем-либо для сравнения. В канонической притче событие повседневной жизни используется для того, чтобы подчеркнуть или разъяснить важнейшую духовную истину.

Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Для этого необходимо развивать способность детей отличать хорошее от плохого, умение делать нравственный выбор. Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и принимать помощь с благодарностью. Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам своего и чужого труда. Воспитывать в детях читательский интерес к книге, стремление к знакомству с новыми произведениями. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств по средствам притч.

Притча используется во всех культурах мира как способ передачи подрастающему поколению многовековой мудрости предков, т.к. она выполняет функции хранения векового жизненного опыта, является носителем традиций.

Ценность притчи в том, что в притче события не определены ни хронологически, ни территориально, чаще всего нет прикрепления к конкретным историческим именам действующих лиц. Через притчу имеется возможность раскрывать основные нравственные понятия, составляющие основу того или иного мировоззрения (добро и зло, человек и мир), показать образ жизни людей, их нравственные, семейные и общественные обязанности т.к. притчи затрагивают самые различные темы: о добрых делах, о сострадательности, о постоянстве, о причине зла, о трудолюбии, о рассудительности, о соблазнах, о долголетии, об умножении добрых качеств, об оптимизме и др.

Можно выделить несколько свойств притчи:

  • краткость;

  • повторение практических наставлений в таком виде, чтобы они легко запоминались;

  • строится на сравнении, подобии, противопоставлении явлений и фактов;

  • предполагает мыслительную деятельность (учит осмысливать прочитанное);

  • вызывает на диалог, учит говорить, не бояться высказывать своё мнение;

  • способ передачи мудрости старшего поколения:

  • не требует доказательств;

  • несет в себе определенный поучительный урок;

  • помогает постичь важную нравственную истину;

  • подсказывает способы разрешения конфликтной ситуации

Свойства притч также обеспечивают эффективность их использования для формирования нравственных качеств. Каждая притча содержит выражение духовного опыта людей, который воспринимается сразу на нескольких уровнях: интеллектуальном, эмоциональном и ментальном. С помощью притч можно формировать понятия о добре и зле, справедливости, патриотизме, милосердии, терпении, мудрости, любви к ближнему, любви и уважении к родителям, трудолюбии, дружбе, честности и др. Притча также даёт возможность прикоснуться к народной мудрости, осваивать вековой жизненный опыт. Притчи всегда играли важную роль в жизни людей и давали пищу для размышления. Это удивительно эффективное средство воспитания, обучения и развития. Мудрость, поданная в простой и ясной форме, учит детей думать, находить решения проблем, развивает в детях воображение и интуицию. Притчи помогут детям задуматься над своим поведением и, может быть, заставят их посмеяться над своими ошибками. Дети, как и взрослые, нуждаются в мудрых советах, изложенных в интересной, сказочной и краткой форме. Эти короткие истории объяснят детям, что всегда можно найти много путей решения одной проблемы; что жизнь не делится только на черное и белое, плохое и хорошее. Притчи, мифологические истории и сказки позволяют детям и подросткам осмыслять жизненные уроки, помогают найти аналогию с реальными явлениями. Они формируют «банк» знаний о Мире. Ребенок учится видеть причинно-следственные связи между событиями и действовать обдуманно. Как, указывалось ранее, притчи можно использовать, как повод для перехода к теме беседы, предлог для совместного обсуждения проблемы. Персонажи притч могу быть примером для подражания. Полное содержание беседы на занятии ученик едва ли сможет передать, а притча хорошо запоминается, в ней сконцентрирована суть урока. Дома дети могут рассказать её родным и друзьям. Если ученики ушли с занятия равнодушными, если они не сопереживали услышанному, если им не захотелось пересказать, то вряд ли что-то доброе посеялось в их душах.

Воспитание детей в форме притч необходимо по нескольким причинам. Во-первых, конкретный и яркий рассказ, почерпнутый из жизни, может запомниться на многие годы, и дети, старающиеся понять смысл этого рассказа, могут размышлять о нем, углубляться в его содержание и, таким образом, постепенно понять скрытую в нем мудрость. Во-вторых, притчи не изображают события, а сообщают о них. В-третьих, притча включает человеческое воображение и помогает увидеть мир, себя, свои отношения с другой стороны, обходя логическое мышление.

Преимущества рассказывания притч (историй): дети получают, таким образом знания, развивается умение слушать, концентрируется внимание, стимулируются творческие способности, а также воображение, ребенок отдыхает, прибывает в хорошем настроении, ощущает радость, возможность запомнить нравственные ценности, которым ребенка учат, развивается хороший характер. Очень много историй, которые ученики принимают, проживают их, находят сходство с эпизодами своей жизни, узнают в персонажах себя.

Жанр притчи появился на Востоке в древности, где любили говорить загадками, иносказаниями, аллегориями. В обычном, житейском случае скрывается всеобщий смысл – урок для всех людей. Притча часто используется с целью прямого наставления, поэтому содержит аллегории. Широкое распространение получили притчи с религиозным содержанием («поучением»), например, «Притчи Соломона», новозаветные притчи о десяти девах, о сеятеле и др.

Притча хотя и близка к басне, но отличается от неё широтой обобщения, значимостью заключённой в притче идеи. Главными героями басен являются люди или животные, наделенные определенными человеческими качествами, обычно помещенные в ситуации бытового характера. Действующие лица притчи не имеют ни внешних черт, ни «характера». Это некий человек, некий царь, некая женщина, некий крестьянин, некий отец, некий сын. Это «человек вообще». Смысл притчи не в том, какой человек в ней изображен, а в том, какой этический выбор сделан человеком. Также в притче нет указаний на место и время действия, показа явлений в развитии: её цель не изображение событий, а сообщение о них.

Любимые темы притчи – правда и кривда, жизнь и смерть, человек и Бог.

Нельзя понять притчу вне контекста: её смысл обусловлен поводом, по которому притча рассказана.

В русскую литературу притча пришла вместе с христианством Священного Писания. В истории русской литературы термин «притча» употребляется главным образом по отношению к библейским сюжетам («евангельские притчи» и т. п.).

Жанровые признаки притчи:

– малый объем,

– сказовая форма,

– кольцевая композиция,

– сюжет из обыденной жизни,

– иносказание,

– отвлеченное понятие,

– нравоучение.

Жанр этот использовался с давних времен разными религиозными и философскими учениями. Так, есть философские, восточные, конфуцианские, суфийские, христианские притчи. И это далеко не полный их перечень. Самыми ранними притчами, зафиксированными на материальных носителях, считаются древнееврейские и раннехристианские притчи, записанные в Библии. В Ветхом Завете им полностью посвящена Книга Притчей Соломоновых. Но притча в том виде, в котором мы привыкли видеть ее сегодня, появляется только в Новом Завете. Подобные «классические» притчи составляют часть учения Христа и представляют собой короткие рассказы-метафоры поучительного характера.

В европейской литературной традиции притча как самостоятельное произведение и как составная часть других жанров основывается на библейских притчах. В русскую литературу притча пришла вместе с христианством, с первыми переводами текстов Священного Писания, оказав огромное влияние на всю жанровую структуру. В 19 в. притча из канонического жанра становится скорее типом художественного сознания, способом осмысления художественной действительности. В 20 веке жанр притчи становится широко распространенным в европейской литературе. Появляются новые жанры художественной литературы: роман-притча, повесть-притча, драма-притча; а также новые понятия: притчевость, притчевое произведение.

Прототипические черты причти.

– существование притчи преимущественно в устной форме,

– неразвернутый сюжет,

– сжатые характеристики и описания,

– неразработанные характеры,

– строгая и простая композиция,

– лаконизм и точность выражения,

Библейские притчи являются очень важными для верующего человека. Особенно нужны они для подрастающего поколения, когда идет становление мировоззрения, ценностей, восприятия мира. Конечно, и взрослый человек может почерпнуть в них немало полезного для себя.

Исследователи сравнивают притчу с айсбергом, лишь незначительная часть которого находится на поверхности. Рассматривая структуру «айсберга» притчи, можно выделить в нём четыре пласта:

1) функциональный пласт является самым верхним. Это то, что лежит на поверхности и «просматривается» сразу. Иначе говоря, это знакомство с притчей, процесс восприятия на слух или её прочтение.

2) физиологический пласт, включающий позу, жесты и мимику, интонацию голоса рассказчика притчи.

3) психологический пласт, характеризующийся влияние притчи, которое она производит на психику слушающего, включая и развивая внимание, память, мышление, воображение.

4) личностный пласт есть самый нижний, но самый мощный и внушительный по своему воздействию. Его влияние возникает не мгновенно, а ощутимо лишь через некоторое время. Этот результат проявляется значительно позже знакомства с притчей, но обязательно «запускает» работу нравственной сферы, работу на уровне личностных смыслов и ценностей, а значит, приводит к личностному развитию того, кто слушал и услышал притчу.

Заложенная в притчах мудрость совершенно доступна, она показывает нам источник и направление движения на пути к решению жизненных проблем. Притча заставляет задуматься, обратиться к своему внутреннему миру и иногда неожиданно вспомнить то, что, казалось бы, давно забыто. Притчи заставляют увидеть собственные промахи, «недоработки» в личностном плане, побуждают не стоять на месте; они вдохновляют к активным действиям, пробам изменить сложившиеся установки, преодолеть давние привычки.

Притчи -это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может что-то дать, научить чему-то, в ней заложена какая-то определённая правда, какой-то определённый урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живём. Причём этот доступ -облегчённый, потому что притчи -это искусство слов попадать прямо в сердце. Это своеобразный учебный материал, который непременно поможет внимательному и вдумчивому ученику путешествовать по Миру осознанно и радостно.

Существуют несколько видов притч:

Суфийские притчи.

Суфи (от араб. صوفية‎) (сулук, тазкиятун-нафс) — направление в исламе, представляющее собой учение очищения сердца от всего, помимо Бога — Пути познания и достижения Аллаха. Суфизм опирается на концепцию индивидуального достижения связи человека с Богом, но на практике он часто подразумевает существование организаций (тарикатов, орденов), лидеры которых имеют духовное преемство от учителей древности. В ряде стран суфизм составляет доминирующую часть исламской традиции, однако в других странах или кругах отношение к нему может быть неоднозначным

Суфисты активно использовали притчи, чтобы закрепить в уме не верование, но образец, который помогает человеческому сознанию действовать «новым» образом. Современные суфисты утверждают, что вопрос: «Где и когда зародился суфийский образ мышления?» — не имеет реального смысла, поскольку «место» суфизма — внутри человечества.

Восточные притчи.

Восточные притчи в большей степени отражают элементы повседневной жизни человека и его внутреннего мира. Многие восточные притчи сопровождаются краткими пояснительными комментариями, облегчающими их понимание. Восточные истории направлены на расширение жизненного опыта человека, повышение его уверенности в себе. Пожалуй, главная направленность восточных притч — принятие человеком ответственности за собственную жизнь.

Даосские притчи.

Даосизм (кит. упр. 道教, пиньинь dàojiào) — учение о дао или «пути вещей», китайское традиционное учение, включающее элементы религии и философии

Даосизм рассматривает все сущее во Вселенной как единое целое, стремящееся к гармонизации. В Дао отмечается равновесие и взаимодействие противоположностей Инь и Ян (женского и мужского начал, Земли и Неба), символизирующих две полярности, которые существуют в каждой вещи, противореча и одновременно дополняя друг друга.

Буддийские притчи.

Будди́зм (санскр. बुद्ध धर्म, IAST: buddha dharma; пали बुद्ध धम्म, buddha dhamma, «Учение Просветлённого»; кит. 佛教 fójiào) — религиозно-философское учение (Дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее в середине I тысячелетия до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни

Учение Будды передавалось устно в виде притч, охватывающих значительный круг тем. До нас учение Будды дошло благодаря его ученикам и последователям. Буддисты верят в Колесо Перевоплощений и считают, что человек рождается на Земле, живет на Земле и, умерев, возвращается на Землю в другом теле. Буддисты утверждают, что человеку суждено перерождаться, чтобы повторно выучивать те уроки, которые он пропустил, не усвоил в прошлых жизнях; что во всех своих страданиях виноват сам человек. Поэтому следует смиренно сносить все мучения и стараться избегать их в будущем.

Дзенские притчи.

Дзэн — одна из важнейших школ китайского и всего восточноазиатского буддизма, окончательно сформировавшаяся в Китае в V—VI веках под большим влиянием даосизма и являющаяся доминирующей монашеской формой буддизма Махаяны в Китае, Вьетнаме и Корее.

Расцвет дзен приходится на период Муромати (XIV-XVI вв.). В это время дзенские монастыри становятся центрами религиозной, политической и культурной жизни страны, а собственно дзен превращается в философию жизни, оказавшую существенное влияние на стиль мышления и образ жизни японцев. Дзен означает «все делать совершенно»: совершенно заблуждаться, совершенно выигрывать и проигрывать, совершенно быть уверенным и сомневаться.

Христианские притчи.

Для изложения поучительных истин в христианстве употребляются притчи. Они содержатся в трех Евангелиях из четырех — от Матфея, Марка и Луки — и несут в себе доброту и любовь к Богу и людям

С давних пор для исцеления человеческих душ мудрецы использовали сказки, истории и притчи. Они выполняли роль «психологических помощников» задолго до возникновения психотерапии, как науки. Так как в них скрыто человеческое участие и мудрость. А это то, в чем больше всего нуждается человек. Именно участие другого, так необходимы и ребенку, и подростку и взрослому в тяжелые моменты жизни, в те периоды, когда в жизни все не так как представляется и не так, как хочется. На современном этапе истории, библейские и суфийские притчи составляют важную и неотъемлемую часть нового направления – позитивной психотерапии. Ее основателем является немецкий невролог, психиатр и психотерапевт иранского происхождения Носсрат Пезешкиан. Известная работа автора — психотерапевтическое издание «Торговец и попугай» является сборником восточных мудростей и современных историко-медицинских литературных произведений Запада. Работая в данном направлении, Пезешкиан выделяет четыре основополагающие жизненные сферы, представляющие собой главный источник конфликтов личности:

  • отношение к телу, к физическому здоровью;

  • отношение к преуспеванию в деятельности;

  • отношение к другим людям, семье, родственникам друзьям, коллегам;

  • отношение к интуиции, фантазии и к будущему.

Нередко притчи делят на 4 типа: уподобление, пример, парабола (или собственно притча) и аллегория.

Уподобление — это расширенное сравнение, ясное и подробное сопоставление с использованием союзов «как», «подобно».

Пример — изображает положительного или отрицательного героя (или их обоих), чьим действиям и поступкам следует подражать (или же, напротив, избегать их). Открыто или намеком притча-пример говорит: «Ступай и делай (или не делай) так». Обычно признаются примерами следующие четыре евангельские притчи: о добром самарянине, о неразумном богаче, о богаче и Лазаре и о мытаре и фарисее.

Парабола — это развернутая метафора (подразумеваемое сравнение), описывающая вымышленное событие или события, передаваемые формами прошедшего времени, и выражающая нравственную или духовную истину во времени настоящем. Этому определению соответству­ет притча о званых на пир.

Аллегорией — признается ряд взаимосвязанных метафор. Примером аллегории служит притча о сеятеле.

Как правило, притчи имеют не одну точку соприкосновения между рассказом и реальностью, а несколько. Поэтому не следует превращать истолкование притчи в процесс расшифровки. Правильней всего было бы определить притчу как рассказ с двумя смысловыми уровнями: приземленный и возвышенный. Притча — как зеркало, которое отражает реальность, но каждый видит отражение под своим углом. Свт. Иоанн Златоуст считал, что «в притчах не нужно изъяснять все по буквальному смыслу, но, узнавши цель, для которой она сказана, обращать это в свою пользу и более ничего не испытывать»

Притчи затрагивают различные направления духовно-нравственного воспитания:

I. Радость и горе

  • «Цветок радости»

  • «Испытание или помощь?»

  • «Счастливый человек»

  • «Когда на сердце спокойно»

II. Доброта и величие характера

  • «Кто самый достойный?»

  • «Чему нас учат деревья?»

  • «Благородство характера»

  • «Кому помогает небо?»

III. Любовь и дружба

  • «Лучшее лекарство»

  • «Как помочь другу?»

  • «Зачем нужен друг?»

IV. Честность

  • «Можно ли погубить правду?»

  • «Не обманывай»

  • «Опаснейшая ложь»

  • «Кто украл масло?»

V. Бедность и богатство

  • «Почему рухнул дом?»

  • «Первый кусок хлеба»

  • «Когда любая гавань хороша?»

Притчи – это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может что-то дать, научить чему-то, в ней заложена какая-то определённая правда, определённый урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живём. Посредством притч можно получить доступ к знанию законов объёмного мира. Причём этот доступ – облегчённый, потому что притчи – это искусство слов попадать прямо в сердце. Это своеобразный учебный материал, который непременно поможет внимательному и вдумчивому ученику путешествовать по Миру осознанно и радостно.

Притчи всегда играли важную роль в жизни людей и давали пищу для размышления. Это удивительно эффективное средство воспитания, обучения и развития. Мудрость, поданная в простой и ясной форме, учит детей думать, находить решения проблем, развивает в детях воображение и интуицию.

Притчи помогут детям задуматься над своим поведением, и может быть, заставят их посмеяться над своими ошибками.

Дети, как и взрослые, нуждаются в мудрых советах, изложенных в интересной, сказочной и краткой форме. Эти короткие истории объяснят детям, что всегда можно найти много путей решения одной проблемы; что в жизни все не делится только на черное и белое, плохое и хорошее.

Притчи — это семена. Попав в сердце ребенка, они обязательно в будущем прорастут и дадут свои всходы.

Тема духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к истокам русской народной культуры продолжает оставаться актуальной и даёт широкие возможности для развития и совершенствования форм деятельности работы с детьми в данном направлении.

Какие же существуют способы использования притч в учебном процессе?

  • Обсуждение основной идеи и смысла притчи.

  • Сформулировать вопросы или ответить на поставленные.

  • Придумать название притчи.

  • Притча без окончания (обсуждение, чем она могла бы закончиться).

  • Выделить ключевые слова понятия, с последующим комментированием.

  • Сделать разбор текстового документа (в том числе анализ символов, структуры, понятийного аппарата, исторического контекста)

  • Инсценировка притчи.

  • Загадка, на которую нужно дать ответ (отгадка)

  • Подбор пословиц, поговорок.

  • Сравнение с басней (определить).

  • Найти или предложить вставить пропущенные слова.

  • Рассмотреть притчу с ролевой позиции (представителя определенной исторической эпохи, культуры, религиозной конфессии, профессии, социальной роли и т.п.).

Заключение

В заключении хочется отметить, что притча, в силу многослойности заложенных в ней смыслов, всегда будет привлекать внимание педагогической мысли, находящейся в творческом поиске образовательных и воспитательных ресурсов. С точки зрения литературы, классическая притча – это небольшой по размеру аллегорический и поучительный рассказ, относящийся к особому жанру, в котором собрался синтез различных литературных форм. В русской литературоведческой традиции притча толкуется как иносказательный рассказ с нравоучением, как поучение в примере, небольшой нравоучительный рассказ в форме иносказания.

Согласно «Словарю литературных терминов», притча – нравственное поучение в аллегорической форме, черпающее поэтический материал из человеческой жизни. Такая трактовка дает возможность говорить о реалистичности изложения как важном для притчи художественном средстве: писатель рассуждает о «вечном», одновременно желая напомнить человеку о том, что его окружает в настоящий момент, и делая повседневность средством выражения абсолюта.

Как социокультурное явление, притчевые тексты отражают многослойность культурных традиций, социальных процессов, особенности эпох и своеобразие видения мира. Притчи дают представление о воззрениях и взглядах всего народа, о его понимании явлений действительности. Они представляют собой идеальную форму для обсуждения мировоззренческих проблем и дают весьма разносторонние знания о жизни, системе ценностей в обществе, обобщают жизненные наблюдения людей.

С философской точки зрения, притча есть история, используемая в качестве иллюстрации (часто непрямой, иногда парадоксальной, рассчитанной на осмысление, додумывание) тех или иных положений учения. В глубокой древности притча передавалась из уст в уста от духовного учителя к достойному ученику, так как в ней, как в священном знаке-коде, была сконцентрирована мощная духовная энергия, позволяющая человеку изменить сознание и подняться на новую ступень развития.

Определение современной притчи, в котором учтены ее наиболее важные, на мой взгляд, жанрообразующие признаки, дано О.Ю. Ольшванг: притча – такое «повествование, которое может быть целым текстом и текстом-вставкой, и в котором в иносказательном виде заключена этико-философская концепция».

Таким образом, притчи представляют собой сложный материал для исследователя, поскольку философские, социокультурные, исторические, лингвистические характеристики этого феномена тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

В работах последних десятилетий наблюдается всплеск интереса к притче и притчевым формам. Как правило, ученые сосредотачиваются на современной притче, видя в ней новый виток в развитии жанра, который связывают с движением притчи от дидактики в область философского и экзистенциального смысла. Притча воспринимается как одна из ведущих форм интеллектуальной литературы. Представленные произведения не только учат детей добру, честности, трудолюбию, внимательности, но воспитывают ум и душу ребёнка позволяют ему насладиться красотой яркого языка авторской сказки-притчи. Они навсегда останутся в сердце маленького читателя золотыми россыпями мудрости.

Источники:

Грищенко Н.А. Формирование ценностно-смысловой сферы личности будущего учителя начальной школы средствами притчи // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2016. №4-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-tsennostno-smyslovoy-sfery-lichnosti-buduschego-uchitelya-nachalnoy-shkoly-sredstvami-pritch i (дата обращения: 30.10.2021).

Докучаева, О. В. К вопросу о жанре притчи, её значении и происхождении / О. В. Докучаева // Теология: история, проблемы, перспективы : Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием / Под редакцией Н.Я. Безбородовой, Н.В. Стюфляевой : Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2018. – С. 270-272.

Елисов, А. В. Духовно-нравственный потенциал жанра притчи в формировании позитивных ценностей школьников (по курсу «Религии России») / А. В. Елисов // Нижегородское образование. – 2009. – № 4. – С. 140-146.

Зиновьева, М. В. Роль сказок-притч в воспитании духовных и нравственных качеств младшего школьника / М. В. Зиновьева // Теология: история, проблемы, перспективы : Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием / Под редакцией Н.Я. Безбородовой, Н.В. Стюфляевой : Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2018. – С. 238-241.

Моисеева И.Ю., Нестерова Т.Г. ПРИТЧИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 4.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26665 (дата обращения: 30.10.2021)

Павлова, Ю. С. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности / Ю. С. Павлова // Нравственные ценности и будущее человечества : Материалы ежегодных Митрофановских церковно-исторических чтений в рамках регионального этапа XXVI Международных Рождественских образовательных чтений — 2017, Борисоглебск, 07 декабря 2017 года. – Борисоглебск: Воронежский государственный университет, 2017. – С. 186-190.

Чернышева, Л. Е. Роль притч в духовно-нравственном воспитании школьников / Л. Е. Чернышева // Молодежь и научно-технический прогресс : Сборник докладов VIII международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых: в 4-х томах, Старый оскол, 16 апреля 2015 года. – Старый оскол: Общество с ограниченной ответственностью «Ассистент плюс», 2015. – С. 405-408.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%BC%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B9_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

https://school1-velizh.smol.eduru.ru/media/2018/07/19/1239622147/Doklad_Smirnova_T.V._.pdf

https://docplayer.com/45892264-Pedagogicheskie-tehnologii-kak-osnova-povysheniya-effektivnosti-obucheniya-i-vospitaniya-pritcha-kak-universalnoe-sredstvo-obucheniya-i-vospitaniya.html

https://www.grandars.ru/college/psihologiya/vospitanie.html

https://studbooks.net/1912392/pedagogika/ponyatie_pritcha_suschnost_vidy_pritch

https://mykonspekts.ru/1-23411.html

https://gigabaza.ru/doc/73117.html

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Прочитайте как в тексте показана чуткость персонажей рассказа к красоте спишите
  • Прочитайте и нарисуйте стол из сказки выберите правильный ответ к вопросу
  • Прочитайте заявление составленное героем рассказа м зощенко три документа определите
  • Прочитайте заключительные эпизоды сказки подготовьте их для постановки на сцене по щучьему велению
  • Прочитайте диалог персонажей рассказа чего только не случилось обратите внимание на речь персонажа

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии