8
Прочитайте лингвистическую сказку и ответьте на вопросы . Собрались у воды родственники. Подводник с водицей беседуют.Водолаз с
Прочитайте лингвистическую сказку и ответьте на вопросы .
Собрались у воды родственники. Подводник с водицей беседуют.Водолаз с водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает . Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо , глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти , в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?
Кто же оказался чужаком?
Почему родственники не сразу приметили чужака?
Составьте список любых четырёх родственников чужака.
1 ответ:
0
0
Чужак это водитель
они не сразу его нашли потому что у него тоже корень вод
водитель-водит-
Читайте также
4) ответ потому что везде 1 спряжение
Вылезали-глагол, обозначает действие предмета
нач.форма-велезать; невозвратный, непереходный, несоверш.вид,1спряжение, изъявительное, мн.ч, прошедшее вр.
синтаксическая роль(без контекста не очень понятно), но я думаю это сказуемое (вопрос-что делали?)
пришла буква и весна буква е дадьше другие не прверяемые
Бульон, вьюга, инъекция, льётся, необъятный ,объявления, подъезжать, почтальон, пьедестал, разъяснить, серьезный, соловей.
1. Подойти к брату было страшно.
2. Весной было холодно.
3. Стояла хорошая,солнесная погода.
4. На улице я увидела подругу.
Я незнаю подойдёт ли это или нет.
Но я пыталась.
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку
Муниципальный этап
4 класс (2018 – 2019 учебный год)
Диктант.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Запиши номера предложений, в которых есть
- однородные подлежащие: _________
- однородные сказуемые:_________________
- однородные дополнения: _____________
- однородные обстоятельства: _________________
Задание 1. Сделай фонетическую транскрипцию данных слов и запиши полученную транскрипцию в обратном порядке. Какие слова получились? Сделай их буквенную запись.
Шёл — ________________ — ____________________ — ___________________
Ель — ________________ — ____________________ — ____________________
Араб — ___________________ — __________________ — __________________
Задание 2. Запиши названия профессий, соответствующие существительным.
Сапог — ________________________________
Барабан — ______________________________
Баян — _________________________________
Пожар — _______________________________
Суд — __________________________________
Комбайн — _____________________________
Задание 3. Напиши существительные в именительном падеже множественного числа, поставь над словами знак ударения.
Средство- _______________________; шофер- _________________________ ;
Цыган __________________________ ; торт- __________________________ ; трактор — _______________________ ; инженер — _______________________.
Задание 4. Подбери современные синонимы к устаревшим словам.
страж — ___________________________________
зодчий — __________________________________
кладезь — _________________________________
вопить — __________________________________
врата — ___________________________________
перст — ___________________________________
Задание 5. Отгадай загадку: Красное коромысло через реку повисло. Объясни, почему коромысло красное. Подтверди своё объяснение примерами.
Отгадка: ________________________
Объяснение: ______________________________________________________
__________________________________________________________________
Примеры: ________________________________________________________
Задание 6. Составь из букв данных слов существительные другого склонения, укажи тип склонения (1,2,3) во всех словах.
кукла- __________________________________________________________
тьма- _____________________________________________________________
кочан- ____________________________________________________________
банка- ____________________________________________________________
Задание 7. Какие из трех признаков (род, число, падеж) нельзя определить в каждом случае для слов: сирота, ворота, пальто, читал, аккуратно, улыбчивые? Запишите ответ в форме таблицы.
род |
число |
падеж |
|
сирота |
|||
ворота |
|||
пальто |
|||
читал |
|||
аккуратно |
|||
улыбчивые |
Задание 8. Прочитайте лингвистическую сказку и ответьте на вопросы. Чужак.
Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?
Вопросы:
1) Кто же оказался Чужаком среди родственников Воды? _________________
2) Почему родственники не сразу приметили чужака? ____________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
3) Составьте список любых четырех родственников чужака.
_________________________________________________________________
Задание 9. Объясни, какие значения могут иметь совершенно одинаковые слова.
Гвоздика — ________________________; гвоздика — ____________________;
Среда — ___________________________; среда — _______________________;
Кашка — __________________________; кашка — ______________________;
Свинка — _________________________; свинка — ______________________.
Задание 10. Замени метким выражением (фразеологическим оборотом) такие высказывания:
обнаружить своё присутствие _______________________________________ выполнить своё обещание ___________________________________________ молчать, не говорить лишнего ________________________________________ неспокойно, тоскливо на душе ________________________________________ обидевшись, сделать недовольное лицо ________________________________
Задание 11. Запиши, как правильно называют жителя (м. р.), жительницу (ж.р. ) и всех жителей (мн.ч.) этих городов.
Название города |
житель |
жительница |
Все жители |
Москва |
|||
Нижний Новгород |
|||
Ветлуга |
Задание 12. Мальчика звали Юлий, а девочку – Юлия. Их имена по-разному склонялись в единственном числе, а во множественном числе одинаково, за исключением двух падежей. Каких падежей?
__________________________________________________________________
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку
Муниципальный этап
4 класс (2018 – 2019 учебный год)
Ответы
Ответы на задания |
Количество баллов |
||||||||||||||||||||||||||||
Диктант Ответы на вопросы к диктанту:
|
Без ошибок и исправлений – 5 баллов. 1 ошибка – 4 балла; 2 ошибки – 3 балла; 3 ошибки – 2 балла; 4 ошибки – 1 балл. >4 ошибок – 0 баллов 2 исправления = 1 ошибка; 2 пунктуационные ошибки – за 1 орфографическую. За ответы на вопросы: 3 балла (по 0,5 балла за каждую верную цифру) |
||||||||||||||||||||||||||||
Задание 1. Шёл – [ш о л] – [л о ш] – ложь Ель – [й, э л, ] – [ л, э й, ] – лей Араб – [ а р а п] – [ п а р а ] — пара |
По 2 балла за каждую верную цепочку Всего – 6 баллов |
||||||||||||||||||||||||||||
Задание 2. Сапог — сапожник Барабан — барабанщик Баян — баянист Пожар — пожарник Суд — судья Комбайн – комбайнёр или комбАйнер |
6 баллов |
||||||||||||||||||||||||||||
Задание 3. Средство- срЕдства; шофер- шофЁры ; цыган — цыгАне ; торт- тОрты ; трактор — тракторА ; инженер – инженЕры. |
6 баллов |
||||||||||||||||||||||||||||
Задание 4. страж – сторож; зодчий – архитектор, градостроитель; кладезь – колодец (устар.), сокровищница (совр.); вопить – орать, кричать; |
6 баллов |
||||||||||||||||||||||||||||
Задание 5. Отгадка – «Радуга». (1 балл) Объяснение: «Красное» употреблено в значении «красивое». (1 балла) Примеры: Аналогичные употребления в сочетаниях красна девица, Красная площадь. (1 балла) |
3 балла |
||||||||||||||||||||||||||||
Задание 6. Кукла (1 скл.) – кулак (2 скл.) Тьма (1 скл.) – мать (3 скл.) Кочан (2 скл.) – ночка (1 скл.) Банка (1 скл.) – кабан (2 скл.) |
4 балла |
||||||||||||||||||||||||||||
Задание 7.
|
По 1 баллу за каждое слово при отсутствии ошибок. Всего — 6 баллов |
||||||||||||||||||||||||||||
Задание 8. Ответ: «Чужаком» в данном случае является слово Водитель. Ошибка произошла потому, что в словах водитель и вода одинаковый корень –вод- , имеющий разное лексическое значение. Водитель – водить, вождение, предводительство, проводник (или любой другой список из четырех однокоренных слов) |
3 балла (за каждый вопрос по 1 баллу) |
||||||||||||||||||||||||||||
Задание 9. Гвоздика – цветок и пряность Среда – обитания и день недели Кашка – растение и продукт питания Свинка – болезнь и животное |
4 балла |
||||||||||||||||||||||||||||
Задание 10. обнаружить своё присутствие-подать голос или попасть на глаза; выполнить своё обещание – сдержать слово; молчать, не говорить лишнего – держать язык за зубами; неспокойно, тоскливо на душе – кошки на душе скребут; обидевшись, сделать недовольное лицо — надуться, как мышь на крупу (сделать кислую мину) |
5 баллов |
||||||||||||||||||||||||||||
Задание 11. Москва – москвич, москвичка, москвичи. Н. Новгород – нижегородец, нижегородка, нижегородцы. Ветлуга – ветлужанин, ветлужанка, ветлужане. |
По 0,5 балла за каждое верное слово. Всего – 4,5 балла |
||||||||||||||||||||||||||||
Задание 12. Родительный и Винительный |
2 балла |
||||||||||||||||||||||||||||
ИТОГО: |
63,5 балла |
ШКОЛЬНЫЙ ТУР ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Задания для 6 класса.
-
В каком слове ударение падает на первый слог?
1) добыча; 2) выбор; 3) дремота; 4) среда; 5) зима
-
В каком слове нет приставки?
-
Подогнуть; 2) подозрение; 3) подоконник; 4) подолбить; 5) подушка.
-
Какое существительное имеет в именительном падеже множественного числа окончание –ы?
-
Профессор; 2) директор; 3) торт; 4) доктор; 5) мастер.
-
Укажите существительное с нулевым окончанием в форме родительного падежа множественного числа.
-
Циркуль; 2) трактор; 3) помидор; 4) погон; 5) килограмм
-
Найдите слово образованное с помощью приставки при-.
-
Пр..пятствие; 2) пр.. сутствовать; 3) пр..образовать; 4) пр..вращаться; 5) пр..огромный.
-
Среди данных слов найдите заимствованное.
-
Лето; 2) полотер; 3) праздник; 4) акварель; 5) земля
-
Укажите глагол, который в единственном числе имеет окончание I спряжения, а во множественном числе – II спряжение.
-
Строить; 2) хотеть; 3) читать; 4) нести; 5) прыгнуть.
-
Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.
-
Женя положил на край стола телеграмму и вышел из комнаты.
-
Красивый пейзаж вызывает у людей радостное чувство, отвлекает от грустных мыслей.
-
Я вспоминаю то утро когда отец вернулся из экспедиции.
-
Ветер нагнал к веранде кучу листьев, и теперь они лежали маленькой горкой.
-
Прочитайте пары слов: топор – ропот, камыш – мышка, лакей – лейка. На чём основана языковая игра в приведённых примерах? Каким термином она обозначается? Используя данный приём языковой игры, запишите соответствующую пару для каждого слова: барыня, мошкара, барокко, спаниель. Приведите 2 аналогичных примера.
-
Прочитайте лингвистическую сказку и ответьте на вопросы.
Чужак.
Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужак приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?
Вопросы:
1) Кто же оказался Чужаком среди родственников Воды?
2) Почему родственники не сразу приметили чужака?
3) Составьте список любых четырех родственников чужака.