Тысяча и одна ночь» — литературный памятник Средневековья, сохранивший для потомков лучшие образцы арабской новеллы — бытовой, плутовской, исторической, приключенческой
«Тысяча и одна ночь» строится как гигантская обрамленная повесть. И повествование начинается с того, как находчивая и мужественная Шахразада, спасая свою жизнь и жизнь многих других молодых женщин города, рассказывает царю Шахрияру, ранее обманутому женой и поклявшемуся казнить каждую новую жену после первой же брачной ночи, занимательные истории. С наступлением утра она прерывает свое повествование на самом интересном месте, и увлеченный рассказом царь откладывает казнь на одну ночь …
Сказки Шахразады могут быть разбиты на три основные группы, которые условно можно назвать сказками героическими, авантюрными и плутовскими. К группе героических сказок относятся фантастические повести, вероятно составляющие древнейшее ядро «1001 ночи» и восходящие некоторыми своими чертами к ее персидскому прототипу «Хезар-Эфсане» , а также длинные рыцарские романы эпического характера. Стиль этих повестей —
торжественный и насколько мрачный; главными действующими лицами в них обычно являются цари и их вельможи. В некоторых сказках этой группы, как напр. в повести о мудрой деве Такаддул, отчетливо видна дидактическая тенденция. В лит-ом отношении героические повести обработаны более тщательно, чем другие; обороты народной речи из них изгнаны, стихотворные вставки — по большей части цитаты из классических арабских поэтов — наоборот, обильны. К «придворным» сказкам относятся напр. : «Камар-аз-Заман и Будур» , «Ведр-Басим и Джанхар» , «Повесть о царе Омаре ибн-ан-Нумане» , «Аджиб и Тариб» и некоторые другие. Иные настроения находим мы в «авантюрных» новеллах, возникших, вероятно, в торговой и ремесленной среде. Цари и султаны выступают в них не как существа высшего порядка, а как самые обыкновенные люди; излюбленным типом правителя является знаменитый Харун-ар-Рашид, правивший с 786 по 809, т. е. значительно раньше, чем приняли свою окончательную форму сказки Шахразады.
Смотреть правильно оформленное решениe и ответ на задание Стр. 80 по истории 6 класс автор(ы) Абрамов, Рогожкин, Тырин
Сформулируйте ответ на Главный вопрос главы.
В чём заключались особенности мусульманской цивилизации?
Особенность мусульманской цивилизации заключается в том, что она основана на идеях пророка Мухаммада, которые позже были записаны в Коран. Мусульманская цивилизация также базируется на арабском языке и письменности, которые также являются едиными для всех без исключения мусульман.
Стр. 80
Темы проектов
1. Харун ар-Рашид как историческое лицо и герой сказок «Тысяча и одна ночь»
Харун ар-Рашид (763 или 766 – 809), с династии Аббасидов, был арабским халифом, правившим с 786 по 809 г. Однако в мировую историю, а в особенности – в культуру, он вошёл, прежде всего, как герой популярного сборника арабских сказок, известного под названием «Тысяча и одна ночь». Однако при этом реальный Харун ар-Рашид сильно отличается от образа, созданного при сочинении и написании сказок. Тем более, что их создание растянулось на несколько столетий (приблизительно с IX по XVII в.), а впервые этот сборник сказок был опубликован в 1835 г. За это время каждый человек мог добавить в сюжет сказки что-то своё или убрать ему неподходящее. Так что в итоге от настоящего Харун ар-Рашида мало что осталось, а на страницах книги он появился в виде доброго и справедливого государя.
Если разговаривать о данном халифе, как об историческом персонаже, то его правление отличалось стабильностью и процветанием государства. Арабский халифат к концу VIII века достиг масимального расширения, и на тот момент был крупнейшим по территории государством мира. Сам Харун ар-Рашид не проводил крупных завоевательных походов (если не считать нескольких пограничных конфликтов с Византийской империей). Однако свою кипучую энергию он направил на развитие культуры и науки. В первую очередь, он покровительствовал поэзии и музыке. Одним из ближайших советников халифа стал известный в то время поэт Аббас ибн аль-Ахнаф (750 – 808). Также Харун ар-Рашида способствовал строительству и благоустройству новой столицы – Багдада, который был основан в 762 г. Именно благодаря действиям халифа, Багдад всего за несколько десятилетий превратился из небольшого городка в крупнейший культурный и научный центр всего мусульманского мира (этот факт нашел своё отражение и в сказках). Здесь был основан университет и большая библиотека. Помимо прочего, отсутствие внутренних конфликтов и стабильность способствовали бурному развитию торговли, ремёсел и сельского хозяйства на территории Арабского халифата.
В целом историческая заслуга Харун ар-Рашида состоит в том, что он сумел сберечь наследие, доставшееся от предшественников. Этим он резко отличался от своих детей, которые сразу после смерти отца начали борьбу за власть. Так началась целая серия дворцовых переворотов и междоусобиц, которые завершились всеобщим ослаблением, а позже – распадом Арабского халифата на отдельные эмираты или халифаты. Возможно, именно поэтому Харун ар-Рашид остался в памяти арабского народа как последний правитель, при котором не было гражданских войн, а силу и авторитет Арабского халифата признавали во всём мире. Его смерть в 809 г. стала своеобразным рубежом, который отделил «золотой век» арабского государства от последующего периода нестабильности и внутренних конфликтов.
Народная любовь к Харун ар-Рашиду привела к тому, что в сказках он слишком идеализирован. Он показан исключительно положительным персонажем – мудрым и великодушным халифом, а также покровителем искусств. О его недостатках или о каких-то негативных чертах не сказано ни слова. В «Тысяче и одной ночи», в первую очередь, подчеркивается его забота о простом народе. Желая узнать нужды бедных слоёв населения, Харун ар-Рашид переодевается купцом и бродит по улицам столицы. Попутно с ним происходят различные приключения, которые являются не более, чем выдумками авторов. Также в сказках подчеркивается богатство и красота Багдада, а также Арабского халифата в целом.
Подводя итоги, следует отметить, что образ халифа Харун ар-Рашида – это классический пример того, как реальность переплетается с выдумкой, а настоящая история с красиво сочинённой легендой.
Источники информации:
https://bigenc.ru/world_history/text/4730537
https://biography.wikireading.ru/98498
http://www.world-history.ru/persons_about/1481.html
2. Открытия арабских учёных, которыми мы пользуемся сегодня.
На отличие от Европы, для которой Средневековье действительно стало «тёмными веками», для мусульманского мира этот период как раз стал небывалым расцветом науки и культуры. Как это ни парадоксально, но арабы приложили гораздо больше усилий для сохранения и приумножения античного наследия, чем христианские императоры и короли. В отличие от европейских государей (за исключением разве что Карла Великого), халифы всячески покровительствовали учёным, писателям и философам. Поэтому и неудивительно, что немало изобретений, сделанных в Средние века арабами, широко используются и в современном мире.
Наибольшее распространение в мире, конечно же, получили, арабские цифры. По правде говоря, арабы просто усовершенствовали в VIII – IX вв. уже существовавшие раньше индийские знаки. Поэтому их иногда называют индоарабские цифры. Для арабов данная система знаков имела большое значение, поскольку математика (а в особенности – алгебра) получила огромное распространение в мусульманском мире. В это время же в европейских странах, для обозначения цифр использовали семь букв римского алфавита (I, V, X, L, C, D и M). Что было крайне неудобно при проведении различных математических расчётов. Первое проникновение арабских цифр в Западную Европу датируется X в., а массовое внедрение – уже в XIII – XIV вв.
Ещё одним важнейшим изобретением арабов, которое существенно повлияло на мировую историю, и которое активно используется до сих пор – это огнестрельное оружие. При этом главный его компонент – порох был изобретен в Китае. Однако использовать данное взрывчатое вещество в военных, а не в развлекательных (китайцы использовали порох для фейерверков) целях, додумались именно арабы. Первое описание огнестрельного оружия датируется XIII в. и содержится в трактате Шамс ад-Дина Мухаммада ал-Ансари ад-Димашки. В нём довольно подробно описан принцип действия мидфы (как вариант – модфы или мадфы) – прототипа пушки. Правда, стреляла она не привычными нам металлическими ядрами, а каменными. Мидфы получили большое распространение на Пиренейском полуострове. Так, в 1262 г. арабы, благодаря такой примитивной артиллерии, сумели разгромить войско кастильского короля Альфонса Х во время осады города Пуэбла. Правда, испанцы недолго остались в долгу и довольно быстро переняли технологию изготовления пороха, а также опыт применения пушек. В 1314 г. они применили их при осаде Гибралтара. А в 1320-х гг. первые образцы огнестрельного оружия появились в Италии, Франции и Англии и были усовершенствованы. Таким образом, арабам удалось открыть новую страницу в истории военного искусства и даже поспособствовать закату рыцарства как главного рода средневековых войск (выпущенная из мушкета или аркебузы пуля легко пробивала доспехи).
Подтверждением того, что у арабов большое развитие получила медицина является то, что уже в Х в. ими был изобретен набор хирургических инструментов, который мало чем отличался от современного. В него входили скальпели, щипцы, зажимы, медицинские пилы, тонкие ножницы и т.п. Их создателем считается мусульманский врач Аль-Захрави (его ещё называют «отцом хирургии»).
Поскольку для арабов, проживающих в условиях крайне засушливого климата, гигиена имела важнейшее значение, ими было создано первое в мире мыло и даже шампунь. Для их изготовления использовалась смесь растительного масла с ароматическими веществами и другими природными компонентами. В Европе о санитарии и элементарном мытье собственного тела никто не вспоминал ещё целое тысячелетие, о чём свидетельствовали постоянные эпидемии инфекционных болезней (чумы, холеры, дизентерии) и многочисленные накожные заболевания. Лишь с середины XVIII века в странах Запада начали использовать такое полезное изобретение арабов как мыло.
Помимо прочего, представители арабского народа считаются изобретателями авторучки (в данное время практически полностью вытесненные шариковыми ручками), парашюта (об этом быстро забыли и заново изобрели в конце ХІХ в.), ветряных мельниц и даже специального оптического прибора Ибн аль-Хайсама (это изобретение в ХIX в. использовали для создания первых фотоаппаратов).
Источники информации:
https://fishki.net/1318960-kakie-izobretenija-podarili-miru-musulmane.html
https://islam.in.ua/ru/kultura/desyat-samyh-udivitelnyh-izobreteniy-musulman
https://islam-today.ru/blogi/ildar-muhamedzanov/poroh-izobreli-kitajcy-ognestrelnoe-oruzie-musulmane/
http://www.t-media.msk.ru/b_04_poleznaya/0_Pages/istoriya_ognestrelnogo.html
3. Мусульманская мечеть и христианская церковь: сходство и различия.
Мусульманская мечеть и христианская церковь, несмотря на то, что относились к разным религиям и даже цивилизациям, имели некоторые общие черты. К примеру, контакты Арабского халифата с Византийской империей привели к тому, что при строительстве новых мечетей начали использовать такой элемент как купол. Даже минареты в чем-то напоминали колокольни в христианских храмах. Тем более их функция была аналогичная – созыв верующих на предстоящее богослужение. Схожими по своему назначению являются христианский алтарь и мусульманский минбар, поскольку они обычно находятся на возвышении и используются для произношения проповедей во время богослужений.
Но всё же различий между мечетями и церквями было больше, чем сходных черт. Во-первых, отличительной чертой всех христианских храмов является использование икон, фресок или мозаик. Однако ислам категорически запрещает любые проявление портретной живописи и даже изображения животных. Поэтому мечети украшались арабскими письменами – изречениями из Корана и различными орнаментами. Во-вторых, главным символом христиан является крест, а у мусульман – полумесяц. Поэтому в церквях кресты присутствуют повсеместно, начиная от украшения купола и заканчивая внутренним убранством. В мечетях эту функцию выполняло изображение полумесяца. В-третьих, поскольку мусульмане важнейшее значение придавали гигиене, поэтому обязательным элементом любой мечети было место для ритуального омовения – фонтан, колодец, родник и т.п. В христианских храмах ничего подобного нет.
Таким образом, определённое сходство исламского и христианского вероучения, а также взаимные контакты привели к тому, что между храмами и мечетями были некоторые схожие элементы. Однако различия всё же являются более существенными и глубокими.
Источники информации:
https://pravoslavium.ru/islam-i-xristianstvo-sxodstva-i-razlichiya/
https://gdz.one/questions/823.html
https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2019/05/15/arhitektura-hristianstva-i-islama-shodstva-i-razlichiya-kultovyh
https://m-eng.ru/buildings/chem-otlichaetsya-mechet-ot-cerkvi-shodstva-i-razlichiya-v.html
https://vashurok.ru/questions/v-chyom-shodstvo-i-razlichie-mezhdu-hristianskoy-tserkvi-i-mecheti
Стр. 80
Ресурсы к главе
1. Прочитайте отрывок текста из статьи литературоведа И.М. Фильштинского «Вечно юная сказка» и выполните задания.
1) Почему именно Харун ар-Рашид стал героем сборника сказок «Тысяча и одна ночь»?
Харун ар-Рашид стал героем сборника сказок «Тысяча и одна ночь» потому, что он фактически был последним арабским халифом, чье правление обошлось без войн и междоусобиц. Поэтому в народной памяти он остался как мудрый и справедливый правитель.
2) Соответствовал ли сказочный образ реальному?
Сказочный персонаж Харун ар-Рашид существенно отличался от реального персонажа. На самом деле этот халиф хоть и был мудрым правителем, но все же далеким от народа. Большую часть жизни провел в роскоши и благополучии, проживая в своей загородной резиденции.
2. Рассмотрите иллюстрации и выполните задание
Соотнесите иллюстрации и понятия:
А) минарет – 3;
Б) минбар – 1;
В) фонтан для омовения – 4;
Г) михраб – 2.
3. Рассмотрите карту и выполните задания.
1) Какими буквами обозначены на карте владения арабов при Мухаммаде; завоевания первых халифов; завоевания эпохи Омейядов?
Владения арабов при Мухаммаде обозначены на карте буквой А, завоевания первых халифов – буквой Б, а завоевания эпохи Омейядов – буквой В.
2) Что обозначают цифры на карте?
Цифрами на карте показаны столицы Арабского халифата в разные периоды его существования. 1 – Меккка, столица в эпоху правления «праведных халифов», 2 – Дамаск, столица времен династии Омейядов, 3 – Багдад, столица халифов с династии Аббасидов.
3) Какими буквами обозначены страны, с которыми мусульманам пришлось сражаться? Назовите отмеченные страны.
Страны, с которыми мусульманам пришлось сражаться обозначены на карте буквами Б (Иран), Г (Византийская империя) и Д (Франкское королевство).
4)* Соотнесите эту карту с современной. Какие современные государства являются частью мусульманской цивилизации?
Сегодня к мусульманской цивилизации относятся более 40 государств. Они расположены преимущественно в Западной, Южной и Юго-Восточной Азии, а также в Северной Африке. Крупнейшими государствами, в которой большинство населения исповедует ислам, являются: Индонезия, Иран, Ирак, Пакистан, Афганистан, Казахстан, Саудовская Аравия, Турция, Сирия, Египет, Ливия, Алжир, Судан и Марокко.
Тысяча и одна ночь» — литературный памятник Средневековья, сохранивший для потомков лучшие образцы арабской новеллы — бытовой, плутовской, исторической, приключенческой
«Тысяча и одна ночь» строится как гигантская обрамленная повесть. И повествование начинается с того, как находчивая и мужественная Шахразада, спасая свою жизнь и жизнь многих других молодых женщин города, рассказывает царю Шахрияру, ранее обманутому женой и поклявшемуся казнить каждую новую жену после первой же брачной ночи, занимательные истории. С наступлением утра она прерывает свое повествование на самом интересном месте, и увлеченный рассказом царь откладывает казнь на одну ночь …
Сказки Шахразады могут быть разбиты на три основные группы, которые условно можно назвать сказками героическими, авантюрными и плутовскими. К группе героических сказок относятся фантастические повести, вероятно составляющие древнейшее ядро «1001 ночи» и восходящие некоторыми своими чертами к ее персидскому прототипу «Хезар-Эфсане» , а также длинные рыцарские романы эпического характера. Стиль этих повестей —
торжественный и насколько мрачный; главными действующими лицами в них обычно являются цари и их вельможи. В некоторых сказках этой группы, как напр. в повести о мудрой деве Такаддул, отчетливо видна дидактическая тенденция. В лит-ом отношении героические повести обработаны более тщательно, чем другие; обороты народной речи из них изгнаны, стихотворные вставки — по большей части цитаты из классических арабских поэтов — наоборот, обильны. К «придворным» сказкам относятся напр. : «Камар-аз-Заман и Будур» , «Ведр-Басим и Джанхар» , «Повесть о царе Омаре ибн-ан-Нумане» , «Аджиб и Тариб» и некоторые другие. Иные настроения находим мы в «авантюрных» новеллах, возникших, вероятно, в торговой и ремесленной среде. Цари и султаны выступают в них не как существа высшего порядка, а как самые обыкновенные люди; излюбленным типом правителя является знаменитый Харун-ар-Рашид, правивший с 786 по 809, т. е. значительно раньше, чем приняли свою окончательную форму сказки Шахразады.
«Тысяча и одна ночь» строится как гигантская обрамленная повесть. И повествование начинается с того, как находчивая и мужественная Шахразада, спасая свою жизнь и жизнь многих других молодых женщин города, рассказывает царю Шахрияру, ранее обманутому женой и поклявшемуся казнить каждую новую жену после первой же брачной ночи, занимательные истории. С наступлением утра она прерывает свое повествование на самом интересном месте, и увлеченный рассказом царь откладывает казнь на одну ночь …
Сказки Шахразады могут быть разбиты на три основные группы, которые условно можно назвать сказками героическими, авантюрными и плутовскими. К группе героических сказок относятся фантастические повести, вероятно составляющие древнейшее ядро «1001 ночи» и восходящие некоторыми своими чертами к ее персидскому прототипу «Хезар-Эфсане» , а также длинные рыцарские романы эпического характера. Стиль этих повестей —
торжественный и насколько мрачный; главными действующими лицами в них обычно являются цари и их вельможи. В некоторых сказках этой группы, как напр. в повести о мудрой деве Такаддул, отчетливо видна дидактическая тенденция. В лит-ом отношении героические повести обработаны более тщательно, чем другие; обороты народной речи из них изгнаны, стихотворные вставки — по большей части цитаты из классических арабских поэтов — наоборот, обильны. К «придворным» сказкам относятся напр. : «Камар-аз-Заман и Будур» , «Ведр-Басим и Джанхар» , «Повесть о царе Омаре ибн-ан-Нумане» , «Аджиб и Тариб» и некоторые другие. Иные настроения находим мы в «авантюрных» новеллах, возникших, вероятно, в торговой и ремесленной среде. Цари и султаны выступают в них не как существа высшего порядка, а как самые обыкновенные люди; излюбленным типом правителя является знаменитый Харун-ар-Рашид, правивший с 786 по 809, т. е. значительно раньше, чем приняли свою окончательную форму сказки Шахразады.
Имя мудрого и справедливого правителя Гаруна аль-Рашида (правильно это имя звучит как Харун ар-Рашид) овеяно легендами. Уже несколько сотен лет мир читает и переосмысливает прекрасные восточные сказки «Тысяча и одной ночи», в которых был создан идеализированный образ арабского халифа. На самом деле такой правитель действительно существовал, и у него даже был советник Джафар, но закончилась история его жизни совсем не так, как в сказке.
Харун ар-Рашид родился в 766 году. Он был сыном третьего халифа из династии Аббасидов. Дед Харуна аль-Мансур фактически основал огромную империю — Аббасидский халифат. Он же основал и город Багдад, который к рождению будущего правителя уже превратился в огромный и процветающий мегаполис древнего мира: 20 тысяч мечетей и молитвенных мест, 10 тысяч бань и около 2,5 миллиона жителей. Багдад был основным центром восточной торговли и почти половину его площади занимали рынки, так что сам дух этого беспокойного и пестрого города, собирающего в своих лавках сокровища со всего мира, в современных экранизациях восточных сказок передается верно.
Так же правда и то, что дворец халифа был по-настоящему сказочным. Легенды доносят до нас рассказы о прудах и роскошных внутренних двориках, садах из искусственных деревьев, среди которых щебетали механические птицы – все, разумеется, из драгоценных металлов и редких пород деревьев. Однако юный Харун вырос среди этой роскоши не праздным, а очень образованным и набожным. Кстати, неадаптированный текст сборника «Тысяча и одной ночи», очень насыщен религиозными мотивами, и сама Шахерезада предстает перед нами в первую очередь невероятно благочестивой женщиной.
Будущего халифа обучали военному делу, он прекрасно владел оружием, но был силен и в других науках. С детства его опекали советники из знатного персидского рода Бармакидов, а молодой Джафар Бармакид стал лучшим другом Харуна. Вместе молодые люди впервые отправились и на войну – затянувшаяся война с Византией досталась будущему правителю Багдада вместе с остальным наследством. Уже в 16 лет Харун проявил себя бесстрашным воином и после возвращения был назначен правителем Ифрикии. Однако в очереди на престол он был только вторым, поэтому для восхождения на вершину власти потребовались многочисленные интриги, в которых не последнюю роль сыграли мать и наставник Харуна. Кстати, Прозвище ар-Рашид («Праведный») юноша получил не от потомков, а от своего отца, халифа Мухаммада ибн Мансура аль-Махди, когда был назначен наследником престола.
Юлиус Кёкерт, «Халиф Гарун аль-Рашид принимает послов Карла Великого», 1864 г.
Первый период правления Харуна ар-Рашида оценивают сегодня как экономический и культурный расцвет: развивались сельское хозяйство, ремесла, торговля и культура. Он основал в Багдаде университет и библиотеку. Молодой правитель сначала полностью подчинялся тем, кто привел его к власти, но после смерти матери, через несколько лет после начала правления, сказка закончилась и началась правда жизни. Постепенно отстраняя Бармакидов от управления государством, юный халиф начал действовать жестко и эффективно. Бывшего наставника и многих членов его семьи Харун бросил в темницу, а товарищ юности — Джафар Бармакид, — был по его приказу убит.
О его гибели существует легенда: якобы, после веселого совместного пира, когда Джафар ушел в свои покои, Харун приказал евнуху немедленно принести ему голову недавнего друга и помощника. Когда евнух с мечом в руках появился перед визирем и объявил, что приказом халифа тот приговорен к смерти, Джафар стал молить о пощаде. Ему удалось убедить стражника, что халиф отдал такой приказ по ошибке, выпив лишнего, и что утром он жестоко покарает евнуха. Солдат засомневался и пришел вместе с Джафаром в пиршественный зал. Харун, увидев их, грозно сказал: «Я просил тебя не привести Джафара, а принести его голову». После чего приказ был тут же приведен в исполнение.
Якоб Йорданс, «Дань халифа Гаруна аль-Рашида Карлу Великому», 1663 г.
В последующие годы Харун ар-Рашид превратился в жестокого деспота. Тяжелые налоги, которые собирались жесткой рукой, и насильственное насаждение ислама на подвластных территориях отразились и на спокойствии в империи Аббасидов. В 806 году халиф приказал разрушить все христианские церкви на отвоеванных и пограничных с Византией территориях. Все это привело к антиправительственным восстаниям в Дейлеме, Сирии и других областях. К концу правления подданные так ненавидели своего правителя, что он боялся жить в Багдаде и поселился в крепости за городом.
Считается, что славу мудрого правителя Харуну ар-Рашиду принесли арабские купцы, так как торговлю он всячески поддерживал. Багдадские торговые гости охватывали своим влиянием огромную территорию, — от Китая до Восточной Африки, и разнесли по всему миру рассказы о халифе и его сказочном городе.
Арабские купцы торговали по всему миру
Смерть настигла Харуна всего в 46 лет. Он погиб во время подавления восстания в Средней Азии. По легенде, его последними словами были «О, Бессмертный! Прости смертного». После смерти отца три его сына: Мухаммед Аль-Амин, что означает «Надежный», Абдалла Аль-Мамун — «Достойный доверия» и Мухаммед аль-Мутасим — «Уверенный», устроили безобразную распрю из-за престолонаследия, которая сначала привела к гражданской войне в стране, а затем — к крушению Аббасидского халифата.
Харун ар-Рашид: бессмертие в сказках «Тысячи и одной ночи»
Таково было великолепие, богатство и благоденствие его правления, что эту эпоху называют золотым веком.
Аль-Масуди
Во всем мире хорошо знают одну из самых популярных фигур в арабо-мусульманском мире — пятого халифа династии Аббасидов знаменитого Харуна ар-Рашида. Он является прославленным героем многочисленных народных преданий и обрел свое бессмертие и мировую известность в сказках «Тысячи и одной ночи».
Двадцать три года его правления были мирным временем народного благополучия, экономического подъема, интеллектуального взлета и победоносных походов против христианской Византии. Однако при нем начался политический распад и общий упадок могущественной Аббасидской империи. Последовавшие после смерти ар-Рашида произвол властей и тяготы гражданских междоусобиц, побуждали народ с умилением вспоминать о времени его царствования и всячески идеализировать его эпоху.
Будущий халиф родился в Рейе в 763 г. Он был третьим сыном халифа аль-Махди и его вторым ребенком от йеменской рабыни аль-Хайзуран, которой халиф даровал свободу и на которой женился. В то время каждая из халифских жен стремилась пристроить на престоле своего сына, умелая же интриганка аль-Хайзуран не только преуспела в этом, но и смогла оказывать влияние на государственные дела во время правления ар-Рашида.
Детство Харуна прошло в халифском дворце в обстановке придворной роскоши, в окружении богословов, поэтов и музыкантов. Воспитание Харуна было поручено наставнику из иранской династии Бармакидов — Йахье ибн Халиду. Представители рода Бармакидов – наследственные советники и визири аббасидских халифов – играли значительную роль в управлении государством.
Будущий халиф в 15 лет был назначен правителем Ифрикии (современный Тунис), Сирии, Армении и Азербайджана. Молодой принц называл наставника Йахью «отцом», который помог ему наладить управление в провинции, сместив с должностей вороватых чиновников. В это время Харун получает прозвище «справедливый» — ар-Рашид.
Оказавшись на престоле, в первые годы правления Харун ар-Рашид полностью возложил руководство государственными делами на Йахью, которого назначил своим визиром. Поэт Аль-Маусили оставил такие строки в память о начале правления ар-Рашида:
Разве ты не видел, что солнце было больным.
А когда стал править Харун, засияло оно снова.
Везением Доверенного Аллаха Харуна, обладателя щедрости.
Харун — правитель [солнца], а Йахъа вазир его.
Став халифом, Харун ар-Рашид постарался сделать первое время своего правления радостным для подданных: во время праздников и поездок по стране он миловал осужденных, щедро раздавал людям подарки, основывал мечети и караван-сараи. Однако богатство халифской казны обеспечивалось установлением чрезмерно высоких налогов.
Аббасиды постоянно стремились подчеркнуть религиозный характер своей власти. «Повелитель правоверных» девять раз ездил в паломничество в Мекку, ежедневно совершал сто земных поклонов, ревностно боролся с ересями.
Аббасидских правителей издавна привлекал Константинополь: Харун ар-Рашид стал инициатором нескольких победоносных походов против христианской Византии, во многих из которых лично принимал участие.
Вопреки сложившемуся мнению о «золотом веке» в истории халифата годы правления Харуна ознаменовались многочисленными волнениями и мятежами. Антиаббасидские восстания вспыхивали в Египте, Сирии, Йемене, восточных провинциях и в столице халифата — Багдаде. В Марокко, Алжире и Ифрикии (современный Тунис) установилась власть местных династий, плативших ежегодную дань Багдаду.
Вся аббасидская цивилизация отличалась высоким интеллектуальным уровнем развития, Харун ар-Рашид также покровительствовал деятельности ученых, поэтов и переводчиков, знакомивших арабов с сочинениями индийских, иранских, а позднее и греческих авторов.
Время правления Харуна ар-Рашида характеризуется активными торговыми и дипломатическими связями с внешним миром — от Китая до Восточной Африки. Историки говорят, халиф поддерживал дружеские отношения с королем франков Карлом Великим (742-814). Известна легенда, не подтвержденная арабскими источниками, согласно которой два государства обменивались посольствами – Карлу Великому были отправлены драгоценные подарки — ковры, пряности, золотые часы и, главное, белый индийский слон по имени Абуль-Аббас. В благодарность Карл тоже отправил халифу дары, но куда более скромные. Приняв франкских послов, Харун ар-Рашид благосклонно принял подарки и, как утверждают историки, даже отдал Карлу ключи от церкви Гроба Господня в святом городе Иерусалиме. Послы принесли в Европу истории о невиданном богатстве халифского дворца, где их водили по бесконечным залам, убранным коврами и золотой парчой, показывали львов, тигров и слонов в дворцовом зверинце.
Действительно, двор Харуна ар-Рашида был центром традиционных арабских искусств, а о роскоши придворной жизни ходили легенды. Согласно одной из них, только свадьба Харуна стоила казне 50 миллионов дирхемов. Двор пил из золотых кубков, а любимая жена Харуна Зубайда ела только из посуды из драгоценных металлов. Ложки были золотыми или хрустальными, и даже столы накрывали скатертями из золота или серебра. Если говорить о гареме легендарного халифа, то в нем оказались 200 женщин, включая жен его отца и брата. Всего у Харуна ар-Рашида было около 20 детей.
На протяжении первых семнадцати лет царствования Харун ар-Рашид почти полностью передоверил управление халифатом Бармакидам, Йахъе и его сыну Фадлу. Второй сын Йахъи – Джафар – близкий друг и неотлучный спутник халифа, обладал большим влиянием на него. Джафар был красноречив, хорошо воспитан, образован — словом, обладал теми достоинствами, которые были необходимы для сотрапезника, или надима, способного развлечь капризного властелина приятной беседой или интересным рассказом.
Всемогущество Йахьи было связано главным образом с его преданностью влиятельной матери Харуна, перед которой он отчитывался во всех своих действиях и указаниям которой неукоснительно следовал. Бармакиды за длительное время государственной службы успели заработать не только безграничное могущество, но и сумели нажить огромное богатство – дворец Джафара не уступал по роскоши дворцу самого халифа.
После смерти аль-Хайзуран в 789-790 гг. Харун решил избавиться от рода Бармакидов – освободившись от влияния матери, халиф стремился сосредоточить в своих руках всю полноту государственной власти. Харун ар-Рашид жестоко расправился с Бармакидами – Йахъя, которого халиф называл «отцом», и Фадл были заточены в тюрьму, а близкий друг Джафар был убит. Жестокой казни подверглись жены и дети Бармакидов, их родственники, назначенные ими чиновники — больше тысячи человек. Халиф сам присутствовал при казнях и пытках.
Так, «золотой век» Харуна ар-Рашида захлебнулся в крови. О расправе над Бармакидами в «Тысячи и одной ночи» написано так: «Эта печальная история запятнала правление Харуна ар-Рашида кровью, которую не смыть и водами четырех рек». Историк аль-Масуди писал, что «процветание империи уменьшилось после падения Бармакидов, и все убедились, насколько несовершенными были действия и решения Харуна ар-Рашида и дурным его правление».
Второй период правления после расправы над Бармакидами Харун ар-Рашид провел вдали от столицы Багдада – в Ракке. Последние его решения и действия способствовали началу политического распада империи. Перед смертью в 809 г. Харун ар-Рашид разделил халифат между двумя наследниками: аль-Мамуном – первенцем от наложницы Мараджиль, и аль-Амином – вторым сыном от любимой первой жены Зубейды. Противостояние двух братьев после смерти ар-Рашида привело к гражданской войне и последующему упадку империи.
Харун ар-Рашид на страницах сказок «Тысячи и одной ночи» и народных преданий.
Отражение благополучной эпохи правления ар-Рашида можно найти на страницах «Тысячи и одной ночи», оно часто приукрашено, возможно, искажено, но в целом верно, если искать в нем не историческую правду, а картину общества и атмосферы. Время правления Харуна ар-Рашида – «золотой век», по которому тосковали последующие поколения, который идеализировали в легендах и рассказах. Бесчисленные авторы дополняли основные черты сложившегося в народной памяти образа Харуна ар-Рашида всевозможными фольклорными деталями и историями, дальше расширяли и обогащали повествование.
В сказках «Тысячи и одной ночи» капризный халиф в поисках развлечений и забав бродит переодетым по ночному Багдаду со своим верным спутником Джафаром. Наблюдая за жизнью города, великодушный Харун часто вторгается в происходящие события – чтобы уладить все конфликты, помочь нуждающимся, помирить влюбленных, наказать порок, вознаградить добродетель. Авторы сказок, рассказов, в соответствии с представлениями людей средневекового общества, с полным пониманием относились к самодурству капризного, вздорного, а порой и жестокого властелина, рассматривая это как дело естественное и нормальное.
Так, в народной литературе – иногда вопреки фактам истории – реализуется народная память о некогда бывшей идеальной эпохе, когда всем управляли строгие, но справедливые властелины, оберегавшие людей от чиновников-лихоимцев и других несчастий. Масуди, писавший более чем через сто лет после смерти Харуна, отразил память, которую оставил о себе праведный халиф: «Таково было великолепие, богатство и благоденствие его правления, что эту эпоху называют золотым веком».
Лейсан Тимергалиева
Читайте также:
-
Обязательно ли для мужчины ходить в тюбетейке?
Вот такой вопрос. Должен ли я ходить в тюбетейке по городу? Просто когда я хожу в ней, очень много взглядов на меня падают, мне этого не хочется, я просто хочу в тюбетейке ходить, а люди пугаются этого, не знаю почему, мне бы не хотелось, кого-то пугать
-
Права мусульманки в половой жизни
Ислам реально оценивает природу замужней женщины. Исходя из этого, наша религия предоставляет женщине определенные права в половой жизни
-
Девственность
В народе принято считать, что потеря девственности всегда сопровождается выделением крови. Согласно медицинским исследованиям, при дефлорации не всегда выделяется кровь. Это связано с анатомическими особенностями девственной плевы. Кроме того, плева может быть повреждена или растянута в результате спортивных занятий (например, езды на велосипеде или верхом на лошади) или травм. Существуют редкие случаи, когда девочка рождается без девственной плевы
-
Можно ли читать Коран лежа?
Совершение дуа, а так же чтение сур Ихлас, Фаляк и Нас перед тем, как лечь спать, являются постоянной сунной посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям). В сборниках хадисов существует множество риваятов касающихся этого вопроса.
-
Что значит хадис о заковывании шайтанов в цепи в месяц Рамадан?
О заковывании шайтанов в цепи, говорится в хадисах. В этих хадисах используется слово «марада» означающее самых упрямых и непокорных шайтанов. Значит…
-
«Женщина не исполнит своих обязанностей перед своим Господом, пока не исполнит их перед мужем»
В этой статье речь пойдет об отношениях мужа и жены, а конкретнее об отношении жены к мужу. Каждая мусульманка знает, что ее муж – ее Рай, но как научиться почитать и оказывать должное отношение своему мужу? Как мотивировать себя к этому, когда мы проявляем недовольство мужьями?
-
6 видов милостыни, которую можно дать, не имея денег
Милостыню может дать абсолютно каждый человек, ведь садакой является не только что-то материальное. В исламе садакой являются и благие дела, совершая которые мы даже не подозреваем, что даем милостыню.
-
ВАЖНО: 3 вида милостыни месяца РАМАДАН
Первые десять дней Рамадана называются временем милости Всевышнего к людям. «Первая треть этого месяца есть милость Аллаха, вторая треть — прощение, а последняя — освобождение от огня». Однак чтобы удостоиться этой милости, есть определенные условия…