Сатира Салтыкова-Щедрина давно и прочно вошла в золотой фонд русской литературы. Он пытался описать и высмеять множество болезней общества. Его произведения позволяют нам понять, чем жила и о чём думала русская интеллигенция середины девятнадцатого века, и какие проблемы он видела перед собой. Его сказка «Премудрый пискарь» стала одним из первых произведений, деконструировавших образ маленького человека. Пожалуй, именно с этой сказки в русской литературе особое внимание стало уделяться образу мещанина, который до этого находился в тени. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор этого произведения.
Содержание:
- 1 История создания
- 2 Направление и жанр
- 3 Суть: о чём сказка?
- 4 Главные герои и их характеристика
- 5 Темы
- 6 Проблемы
- 7 Смысл
- 8 Чему учит?
- 9 Критика
История создания
История написания сказки «Премудрый пискарь» — это череда интересных фактов:
- «Премудрый пискарь» был создан в 1882 году, когда в среде русской интеллигенции царило разочарование от провала реформ и начала эпохи реакции. Российская империя превращалась в полноценное капиталистическое государство, что постепенно превращало общество в серую безликую массу, в которой есть только конкуренция, и нет места жалости и состраданию.
- Создавая эту сказку, Салтыков-Щедрин попытался описать человека нового времени, но прототип пескаря неизвестен.
- Впервые «Премудрый пискарь» был опубликован в эмигрантской газете «Общее дело» в Женеве. Ее распространяли в подполье, в России она была вне закона. Но потом сказку приняли в журнал «Отечественные записки», и все русские читатели смогли получить к ней доступ.
- Отсылки на это произведение М.Е. Салтыкова-Щедрина любил делать Владимир Ленин в своих выступлениях. Он называл пескарями всех тех, кого хотел укорить в трусости.
Направление и жанр
Как ни странно, сказка «Премудрый пискарь» написана в рамках литературного направления реализма. Несмотря на то, что все события, описанные в сказке, носят фантастический характер, через них проглядывают образы реальной действительности. Используя такие слова, как «умеренно-либеральный», автор ясно даёт понять, что его сказка повествует о реальных общественных проблемах. Он не зря адресовал ее «детям изрядного возраста».
Жанр данного произведения можно определить, как сатирическая сказка. Автор использует множество фантастических допущений, повествование наполнено такими свойственными для сказки словами, как «жил-был», «помаленьку да полегоньку» и другие. В то же время это используется для того, чтобы смягчить жёсткое высмеивание общества, присутствующее в произведении. А смягчить его было необходимо, иначе книгу не напечатали бы в России.
Суть: о чём сказка?
Основные события сказки «Премудрый пискарь» повествует нам о жизни одного пескаря. В детстве отец, который сам однажды чуть не попал в уху, внушил своему сыну необходимость в осторожности, привил ему чувство недоверия и страха перед окружающим миром.
Повзрослев, пескарь в первую очередь выдолбил себе маленькую норку, из которой выходил только по ночам. Днём же пескарь отсиживался в норе и постоянно дрожал перед раками, щуками и прочими обитателями водоёма.
Таким образом, пескарь прожил до ста лет, не заведя ни семьи, ни друзей, но прослыв премудрой и почтенной рыбой. Однако перед смертью он внезапно осознал, что его образ жизни губителен и бессмыслен. Будучи не способным уже что-либо изменить, исполненный тоски и сожалений, премудрый пескарь, лежал в своей норе и ждал смерти в полном одиночестве.
Уже на пороге смерти пескарю снится сон о том, как он выиграл двести тысяч и вырос на пол аршина, превратившись в самого опасного хищника в водоёме. Во сне пескарь слегка высовывается из своей норы и исчезает без следа.
А вот и краткое содержание сказки.
Главные герои и их характеристика
Система образов в сказке «Премудрый пискарь» представлена Многомудрым Литреконом в формате таблицы:
герои сказки «премудрый пискарь» | характеристика |
премудрый пискарь | маленькая трусливая рыбка, которая больше всего в жизни ценила свою безопасность. всю свою жизнь пескарь прожил в страхе перед окружающими, однако сам всегда мечтал стать большим и опасным хищником, чтобы терроризировать и поедать других рыб. в образе пескаря автор изобразил представителей интеллигенции, которые были запуганы жандармами и обысками, поэтому мирились со своей жалкой участью и открыто не высказывали власти свое неодобрение. в либеральных кругах их уважали, но на самом деле их протест выражался только в неуверенном шепоте. |
обитатели водоёма | представлены в основном раками и щуками, которых так боится пескарь. несмотря на абсурдность страхов пескаря, они представляют собой реальную опасность. в их образе автор воплотил жандармов, чиновников и других людей, от которых исходила угроза в адрес инакомыслящих. они действительно страшны к гневе и голоде, могут сломать чужую жизнь, но бояться их — это значит добровольно отказываться от свободы ради жалкого рабства. |
Темы
Тематика сказки «Премудрый пискарь» продолжает ряд сквозных мотивов в творчестве Салтыкова-Щедрина:
- Неуверенность в себе – с самого детства пескарю внушали его ничтожность и слабость пере окружающим миром. Даже спустя сто лет, он так и не смог побороть свои комплексы и начать полноценную жизнь. Таков рабский удел людей, зависимых от чужого мнения и общественных пересудов.
- Зона комфорта – пескарь Салтыкова-Щедрина стремится создать вокруг себя недоступное для других пространство, в котором он мог бы спрятаться от жестокости окружающего мира. В итоге его уютная норка превращается в мрачную сырую могилу.
- Футлярность – премудрый пискарь, движимый страхом, добровольно отрезает себя от мира, лишает себя всяких отношений с другими пескарями. Обрекает себя на вечное одиночество ради ощущения ложной безопасности.
- Фольклорные мотивы – в тексте сказки часто встречаются словесные обороты, свойственные народному творчеству, вроде «жил-был» и просторечия, вроде «шмыгают» Всё это нужно для того, чтобы подчеркнуть типичность и жизненность описываемых событий, а также сказочность произведения.
Проблемы
Проблематика сказки «Премудрый пискарь» знакомит нас с проблемами, которые всегда стояли перед человечеством:
- Трусость – основная проблема. Салтыков-Щедрин жестоко высмеивает трусость человека перед жизненными трудностями. Но подчёркивает, что именно воспитание и общественное устройство делает людей такими, какие они есть. Страхи были навязаны герою с рождения.
- Тщетность жизни – тщетность жизни, потраченной исключительно на создание уютного мирка только для себя, становится очевидна даже самому премудрому пискарю. Однако он уже оказывается неспособным изменить свою судьбу.
- Иллюзии – на протяжении всей своей жизни пескарь убеждал себя в опасности внешнего мира и собственной слабости. Многочисленные страхи, многие из которых были выдуманы им самим, вынудили его уйти в его собственный мир, где он отдался во власть другим иллюзиям – мечтам о могуществе.
- Заблуждения – с самого детства пескарь жил в заблуждениях, его картина мира была искажена. В конце жизни он осознал свои ошибки и умер, полным сожалений из-за не реализованных амбиций.
Смысл
Салтыков-Щедрин изобразил в своей сказке типичного либерала-мещанина, которого не интересует ничего, кроме его собственного благополучия. Такого человека не волнует даже его собственная душа и саморазвитие, если его тело пребывает в спокойствии и комфорте. Писатель видел, что вместо того, чтобы бороться с несправедливостью мира, люди пытаются сбежать от неё, запереться в своих крохотных мирках, где нет места тревогам и переживаниям. Но главная мысль сказки «Премудрый пискарь» заключается в том, что так сделать не получится: пока мы прячемся по своим норам, ситуация не меняется, а становится только хуже.
Причину такого поведения писатель видел не только в человеческой слабости, но и в самом общественном устройстве, которое делает людей раздробленными и жестокими по отношению друг к другу. Основная идея сказки «Премудрый пискарь» — это не только высмеивание пескаря, а осуждение всего того, что привело его к пожизненному самозаключению.
Чему учит?
Эта сказка осуждает инертность и трусость. Автор высмеивает стремление человека сбежать от реальной действительности, показывая, что этот путь обесценивает человеческую жизнь и ведёт лишь к одиночеству. Вывод из сказки «Премудрый пискарь» — это необходимость признать, что вся мудрость пескаря является всего лишь трусостью.
Салтыков-Щедрин пытается донести до читателя важность саморазвития, необходимость жить полной жизнью, несмотря на все трудности и неудобства, ведь только тогда жизнь человека обретает ценность. Такова мораль произведения «Премудрый пискарь».
Критика
«Премудрый пискарь» был встречен довольно положительно. Современники правильно поняли замысел писателя.
Писатель и критик Константин Арсеньев заметил, что сказка «Премудрый пискарь» перекликается с «Вечером четвертым» из «Пошехонских рассказов», появившемся в № 10 «Отечественных записок» за 1883 г., где публицист Крамольников обличает либералов, прячущихся от суровой действительности в «норы», заявляя, что таким путём им спастись всё-таки не удастся.
На сегодняшний день эта сказка «Салтыкова-Щедрина» считается классикой русской сатиры, которая отражает направление общественной мысли последней четверти девятнадцатого века.
Автор: Михаил Щепин
Тема
урока: «Бояться надо не смерти, а пустой жизни» (Анализ сказки С-Щедрина
«Премудрый пискарь»).
-Здравствуйте, садитесь. Ребята, на прошлом уроке мы начали знакомиться
с писателем большого поэтического диапазона, чьё творчество продолжает и
углубляет сатирическое направление в русской литературе, начатое Грибоедовым и
Гоголем. Он говорил о себе так: «Я писатель, в этом моё призвание». Вы,
конечно же, догадались, что это М. Е. С.-Щедрин. Творчество писателя очень
разнообразно. Он писал романы, драмы, очерки, статьи, рассказы и не только.
-Прослушайте, пожалуйста, аудиозапись. Вы уже догадались, что кроме
перечисленных выше жанров, С-Щедрин использует в своём творчестве жанр сказки.
— Как вы определили, что перед вами сказка? (есть зачин).
— Итак, о чём сегодня на уроке пойдёт речь? (о сказках С-Щедрина)
— Конечно, и целью нашего
урока будет следующее:
1. Мы познакомимся с классификацией сказок С-Щедрина.
2. Закрепим умение анализировать
художественное произведение в единстве формы и содержания.
3. Постараемся понять, в чем смысл жизни каждого живущего
на Земле.
— Дома вы прочитали
сказку «Премудрый пискарь», над анализом которой мы сегодня будем работать. И
теперь согласно смыслу произведения выберите из написанных высказываний то,
которое мы с вами сможем взять в качестве темы сегодняшнего урока. Слайд №1
1. «Кто
в страхе живет, тот и гибнет от страха» (Леонардо да Винчи)
2.
Друг равнодушный! Так страшно слушать
Черную полночь в пустом дому. (М.Цветаева)
3.
Высший позор – ради жизни утратить смысл жизни.(Ювенал)
4. Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни.(Достоевский)
5.
«Бояться надо не смерти, а пустой жизни» (Бертольд Брехт)
—
Итак, запишите тему в тетрадь. А эпиграфом к уроку мы возьмём цитату из
произведения: «Жил – дрожал, и умирал – дрожал».
—
Форму литер сказки использовали и до С-Щ (Пушкин, Аксаков, Гаршин). Но сказки
С-Щ отличаются. Запишем в тетрадь отличительные черты сказок С-Щ. Слайд №2
Сказки-это
синтез всего творчества писателя. Его сказки современные литературоведы
называют «малой энциклопедией его сатиры» и т д.
-Почему
же писатель обратился к этому жанру? (индивид сообщение)
-Таким
образом, условно все сказки писателя можно разделить на 4 группы: Слайд №3
— К какой группе вы относите сказку «Премудрый пискарь»? (сатира на либеральную интеллигенцию.)
— Сказка «Премудрый пискарь» возникла не на пустом месте. Дайте историч справку этой эпохе.
(После удавшегося покушения
народовольцев на царя Александра II (1 марта 1881 года) наступает пора реакций.
Русский либерализм даже в самых безобидных его проявлениях открыто
провозглашается “изменой” отечеству. В нравственную атмосферу жизни проникают
подозрительность и трусость. Шпиономания официально именуется “строгим
наблюдением друг за другом”. Доносчики нарекаются “борцами с изменой”. Именно
большей частью интеллигенции овладевает малодушие и эгоизм. В эту мрачную
реакционную пору писатель-сатирик и берется своей сказкой напомнить
современникам о человеческом достоинстве, о чести и стыде, о мудрости,
истинности, мнимости).
— Какое впечатление произвела на вас
эта сказка?
— Определите смысл заглавия сказки «Премудрый
пескарь». — Что означает эпитет «премудрый»? Работа со
словарями.
(синонимы-умный, рассудительный, антонимы- глупый, бестолковый.
Смысл, который вкладывает автор в слово «премудрый», бесспорно,
ироничный.)
— В разных изданиях вы можете встретить
пЕскарь и пИскарь. Почему Салтыков-Щедрин настаивал на втором варианте? (Подчеркнуть ничтожность существа,
которое только и заботится о своей жизни)
— Гротеск или гипербола, с вашей
точки зрения, преобладают в сказке? (гипербола)
«Жалованья не получает и прислуги не держит, в карты не играет, вина не
пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется…»
(Гротеск) «И прожил премудрый пескарь таким
родом с лишком сто лет. Все дрожал, все дрожал».
— Давайте обратимся к жизни премудрого
пискаря.
— Кто был его врагами?
— Какую роль в его жизни сыграл завет, который оставляет своему
сыну старый пискарь? («Гляди
в оба» Зачитать фрагмент)
1.
Вспомните, в каких
художественных произведениях мы сталкиваемся с эпизодом, когда родители дают
своим детям заветы, как жить.
2.
Какие заветы?
«Капитанская
дочка» – «Прощай, Петр. Служи верно, кому
присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не
напрашивайся; от службы не отговаривайся, и помни пословицу: береги платье
снову, а честь смолоду».
«Мёртвые
души» – Провожая сына, отец, вручив ему
полтинник, наказывает: «… больше всего угождай учителям и начальникам. Коли в
реке?не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись, они
тебя добру не научат, а если уж пошло на то, так водись с теми, которые
побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай
никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи
копейку: эта вещь надежнее всего на свете».
«Горе
от ума» –
Молчалину
Мне завещал отец, во-первых,
угождать всем людям без изъятья:
Хозяину, где доведётся жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге, который чистит платья,
Швейцару, дворнику во избежанье зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
– С
какими выше названными жизненными позициями совпадает позиция старого пискаря? (Чичиковская – приобретательская
позиция, молчалинская – позиция карьериста, завет отца Петра Гринёва – это
призыв жить по законам чести и нравственности)
– В чём
же суть этой морали «гляди в оба»? (Предостережение,
устранение от жизненных опасностей, забота о себе, эгоизм)
— Как
следовал завету отца премудрый пискарь? (Зачитать
фрагмент: «Но он, пискарь-сын, отлично запомнил поучения пискаря-отца… Кажется,
что я жив? ах, что-то завтра будет?»)
— Определите жизненную позицию премудрого пескаря. Какими
пословицами можно её выразить?
1. Хочешь жить – умей вертеться.
2. Моя хата с краю.
3. Иди вперед, а оглядывайся назад.
4. Берегись бед, пока их нет.
5. Живи ни шатко, ни валко, ни на сторону.
6. Осторожность – лучше прибыли. (украинская)
7. Береги себя пуще глазу.
8. Бесстрашному счастье помогает. (хакасская)
9. Жизнь не ждёт – проходит. (марийская)
10. Был, не был, а и след заглох.
1. Береженого и Бог бережет
2. Будь ниже травы, тише воды.
3. Голова не карниз, не приставишь.
4. Не разжевав, вкусу не узнаешь.
5. Глупец и на родине в плен попадает. (китайская)
6. Все родятся людьми, да не все ведут себя по человечески.
(мордовская)
7. Важно, не сколько долго, а сколько хорошо ты прожил.
(греческая)
8. Уши выше лба не растут.
9. С сильным не борись.
10. По рогожке следует протягивать ножки.
— Почему, на ваш взгляд, сатирик прибегает к иносказанию и
изображает не
человека, а рыбу, наделённую обывательскими чертами?
— Приведите примеры фольклорной речи и современных понятий.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вывод: Автор употребляет обычный зачин
(“Жил-был пескарь”), традиционные обороты (“ни в сказке сказать, ни пером
описать”, “стал жить да поживать”), народные выражения (“думу думает”, “ума
палата”, “откуда ни возмись”), просторечия (“распостылая”, “погублять”). И на
этом фоне неожиданно звучат слова: “жизнью жуировать”, “будет моцион делать”,
“отрекомендуется”, “жизненный процесс завершает” и др О пескаре автор говорит
как о рыбе, да вдруг и “проговорится”: “Был он пескарь просвещенный,
умеренно-либеральный…” Пескарь, как и следует мелкой рыбешке, боится щуки,
рака, уды, боится попасть в уху, мечтает полакомиться комаром или мухой, живет
“то в иле, то под водяным лопухом, то в осоке” Рыба как рыба. И вдруг узнаем,
что он “жалованья не получает и прислуги не держит, в карты не играет, вина не
пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется…”)
Вывод: Дело в том, что образ мелкой,
жалкой рыбешки, беспомощной и трусливой, как нельзя лучше характеризует
дрожащего обывателя. Пескарь был «умеренным и либеральным». С самых первых слов
мы видим перед собой не то рыбу, не то человека — одно слово: ни рыба, ни мясо.
Когда хотят описать невыразительное, бесстрастное, туповатое или самодовольное
лицо, говорят: рыбье.)
— Как в продолжение сказки меняется значение слова «Премудрый»? («остолоп»,
«дурак», «срамец»)
— К какой
формуле свелась вся жизнь пескаря? (Жил- дрожал, и умирал – дрожал)
— Какую
проблему поднимает Салтыков-Щедрин в сказке «Премудрый пискарь»? (Смысл жизни и назначение
человека)
Режиссёр
Караваев Валентин в 1979г. снял мультфильм по сказке Салтыкова-Щедрина.
Я предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма и ответить на вопрос:
Соответствует ли этот отрывок сюжету щедринской сказки? Зачем режиссер вводит
эту сцену в мультфильм? («…бойтесь равнодушных: только с их молчаливого
согласия совершаются на земле предательства и убийства.» Трусость перерастает в
предательство и подлость)
Но, впрочем, пускай и не творил никакого зла премудрый пескарь. И цели своей он
вроде бы достиг. Прожил более ста лет, так и не попавшись ни щуке на зуб, ни в
сети. Однако жить ему было нелегко: жил — дрожал, а когда пришло время умирать,
то и умирая — дрожал.
Вопрос: для чего в таком случае было жить сто лет? Ничего хорошего он в жизни
не сделал, и никто не помнит его, так что умер пескарь перепуганным и одиноким.
— Подведём
итог урока. Чему учит сказка?
Запись вывода в тетради:
«Премудрость» пискаря, его обывательское равнодушие,
трусость лишают человеческую жизнь всякого смысла, «умерщвляют ум, честь и
совесть», сказка учит честности, гражданской смелости и благородству, напоминает
о цене человеческой жизни, о её смысле.
— В чем
смысл жизни каждого живущего на Земле?
Оценки за урок.
Домашнее
задание: Прочитать
«Историю одного города». Подготовиться к беседе по вопросам.
Беседа
по содержанию романа «История одного города» (1869–1870).
Вопросы:
1. Когда и где происходят события
«Истории одного города»? (Город
Глупов.)
2. Расскажите о глуповцах и
градоначальниках, управлявших городом в 1731–1836 гг. Какова
роль главы «Опись градоначальникам» в
произведении?
3. Какие сходные черты можно отметить в
образах Брудастого, Бородавкина, Прыща, Угрюм-Бурчеева?
4. Расскажите о художественных средствах,
использованных писателем в «Истории одного города». Приведите примеры. (Гипербола,
гротеск, «эзопов язык», смешение времен, пародирование законодательных
документов, стилизация летописного слога.)
5. В чем смысл соединения реалистического
и фантастического в образах градоначальников?
6. Глава «Органчик». Что подчеркивает
автор в поведении глуповцев? Чему они радуются? Почему в органчике только две
мелодии? Кто или что является объектом сатиры?
7. Глава «Подтверждение покаяния». Чем
завершается проект преобразования города Глупова в Непреклонск? Что удалось и
что не удалось Угрюм-Бурчееву в его правление?
8. Прокомментируйте финал «Истории одного
города».
9. Определите жанр произведения. (Сатирический роман, пародия на
летопись, сатирические очерки.)
Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
0
Сатирические приемы, используемые в сказке «Премудрый Пескарь», какие?
<h1>Какие сатирические приемы (аллегория, гипербола, сарказм ) использует Салтыков-Щедрин в сказке «Премудрый Пескарь»?</h1>
__
Литература 7 класс.
2 ответа:
2
0
Салтыков-Щедрин, это просто мастер художественного изображения человеческих пороков и его произведение про Премудрого пескаря,, тому подтверждение.
Автор, при написании этго повествования использует несколько литературных приемов. Там есть гипербола:
И гротеск:
И ирония:
Но основой конечно же служит в этом произведении АЛЛЕГОРИЯ, представляющая как представление иносказания, где человеческие качества (не самые лучшие) показаны в смешном виде, задействовав зоологию, а точнее его представителя — пескаря.
Поэтому, оценивая целиком все произведение по Премудрого пескаря, можно однозначно ответить, что оно соответствует Аллегории.
2
0
Говоря о сатирических приемах, которые Салтыков-Щедрин использовал в сказке, я бы выделила следующие:
- Аллегория: премудрый пескарь в сказке является олицетворением таких абстрактных понятий как трусость, инертность, привычка перестаховываться.
-
Ирония: писатель постоянно подчеркивает, что у пескаря «ума палата», называет его премудрым, хотя на самом деле имеется в виду совершенно противоположное.
-
Гипербола: щука зубами хлопает.
-
Гротеск: страхи пескаря приобретают такие фантастические размеры, что он:
- Сарказм: в заключительных строчках сказки:
и еще один образец сарказма, в этих словах перечисляются все те мечты и желания, о которых всю свою ненужную жизнь мечтал премудрый пескарь:
Читайте также
Анализ сказки Салтыкова-Щедрина «Гиена» не так уж и просто сделать. Это не совсем сказка, в ней нет как такового сюжета, это поучение, рассуждение или размышление на тему «Гиена и человек. Что сильнее: человеческое или гиенское». Поэтому главных героев тоже как таковых в этой сказке нет, только гиены как существа в общем и люди.
Автор часто упоминает в повествовании ученого Брэма, который описывал гиен. Глаза гиен он сравнивает с глазками ксендзов и чиновников. Очевидно автор под гиенами понимает людей, которые ведут себя не очень хорошо, пользуются слабостью других людей, запугитают их своим «воем и хохотом»:
Так нередко ведут себя чиновники и начальство: «нападают» именно на подчиненных. Но победить гиену вполне можно, ведь по словам автора:
Зачем автор так подробно описывает характер и повадки гиент? А чтобы показать людям, что не стоит бояться таких вод подлых и низких гиен-людей, ведь их можно победить, стоит лишь немного проявить смелости. Не нужно впадать в некоторый мистический страх и раболепие, мол гиена — это нечто сверхъестественное, чиновник — это нечто важное и ему обязательно нужно подчиняться.
Главная мысль сказки «Гиена» указана самим автором в тексте такими словами:
Проще говоря добро обязательно победит зло. Не нужно падать духом, верить, что зло уже заполонило все, проникло во все сферы жизни, все испортило и изгадило, что искоренить его нельзя.
Вот еще один пример анализа сказки «Гиена» Салтыкова-Щедрина.
Сказка Щедрина «Медведь на воеводстве» состоит из трех рассказов про трех медведей, которых лев-монарх послал в дальний лес.
Первый медведь решил прославить себя кровопролитием. Пьяного медведя будит песня чижика, которого в лесу все уважали. Злой медведь съедает птицу, но в скором времени сожалеет и думает, как бы избежать огласки по этому происшествию. По близости оказался скворец, который всем рассказал о содеянном. Однако жители леса упрекали медведя не в том, что тот сделал, а в том, что медведь сделал слишком мелкое злодеяние, чем не оправдал ожиданий. Даже после совершения крупных расправ медведю все равно припоминали тот первый случай. В итоге на карьере медведя поставлен крест.
Второй медведь был немного умнее первого и сразу составил план действий. Однако по прибытию в лес он увидел, что все уже разрушено. Тогда со злости он решил учинять расправу над подчиненными, что собственно им и не понравилось. Вскоре с медведя содрали шкуру.
Третий был умнее всех и учел ошибки других воевод. Он оставил беспорядок какой есть и дал волю уже привычным делам жителей. В итоге свое правление он провел в берлоге, а жизнь леса пустил на самотек.
В конце концов медведя все равно постигла учесть прошлых воевод.
Здесь можно прочитать главную мысль и о главных героях сказки.
В сказке «Медведь на воеводстве» речь идет о трех медведях, которые по очереди правили лесом. Однако неумение не знание дел привело их карьеру к концу.
Главных героев в сказке трое:
Героями являются три медведя, которые по очереди пытались наладить жизнь в лесу под себя.
Главная мысль заключается в том, что в правлении государства, в данном случае был лес, нужен особый подход. Нужно уметь подстроиться под народ, но и нужно уметь преподнести свою идею. Первый медведь правил слишком слабо и не усидел в кресле. Второй начал править слишком жестоко, за что был убит. Третий решил, что лучше ничего не делать, за что тоже был наказан. В управлении нужна золотая середина, именно это мне кажется и хотел сказать Щедрин. Только пряники, делают народ наглым, только кнуты делают народ злым, а вот кнут и пряник делают народ послушными.
Здесь можно прочитать краткое содержание сказки.
Внезапно власть в лесу захватывает орел, что и странно, ведь это не лев и не медведь, но он решил пожить в шкуре помещика и дать другим пример.
Собрав хищных птиц типа сокола, коршуна и ястреба он дал им задание собрать дворню. В этой дворне попугаи были скоморохами, в вороны простыми мужиками. Сорока в поместье отвечала за казну, а гагары отвечали за музыку.
Потом позвали соловья, который общий любимец, дятла ученого, который всем все объясняет и снегиря, который издает газету, но никак не может угадать с темами. Все не впопад.
Так все хвалили орла, родословную ему даже от солнца начали, а тот еще и мышь пожалел, чтобы показать свое добро.
Сова с соколом начали науками заниматься, а орел им академию открыл сам не зная ни цифр ни букв. Сова даже начала его грамоте учить. Вот только орел оказался глуповат и даже через год учебы свое имя написать не мог.
Начали орла предупреждать, что заморят его эти птицы науками разными. Орел конечно же взял на заметку. на следующий день сова приставала с наукой, а орел ее разорвал в клочья. Точно так же плохо у него и с математикой было.
В конце концов все разбежались от орла. А орел сказал жене, что наука и орлы вещи несовместимые.
Здесь можно прочитать о главных героя и главную мысль сказки.
М.Е. Салтыков-Щедрин родился в 1826 г. в Тверской губернии. Отец был потомственным дворянином, мать — из купеческой семьи. Все наблюдения, полученные Салтыковым в родовом имении своего отца (это был разгар крепостного права) легли в основу многих его будущих произведений.
Михаил получил хорошее домашнее образование, в 10 лет был принят пансионером в Московский дворянский институт, а через два года — в Царскосельский лицей. Там пробует себя как поэт. В 1841 г. было опубликовано его стихотворение «Лира».
По окончании лицея Салтыков служил чиновником в канцелярии Военного министерства.
Первые повести Салтыкова испугали власть своей социальной остротой, и писателя сослали за неблагонадежность в Вятку. Там он служил в Губернском правлении, ездил по губернии, знакомился с жизнью чиновников.
После смерти Николая I Михаил Евграфович вернулся в Петербург и вплотную занялся литературой. Женился. Служил вице-губернатором Рязани, затем — Твери.
После выхода в отставку писатель живет в Петербурге, пишет для журналов «Отечественные записки», «Современник». Особую значимость приобрели книга очерков «Современная идиллия», роман «Господа Головлевы», «Пошехонские рассказы». В последние годы были написаны сатирические сказки.
М.Е. Салтыков-Щедрин скончался 28 апреля 1889 г. в Санкт-Петербурге.