Прочитайте отрывок из сочинения древнегреческого историка филохора аттида и ответьте на вопросы

Десять талантов золота, двадцать лоханей блестящих;

Семь треножников новых, не бывших в огне, и двенадцать Коней могучих, победных, стяжавших награды ристаний.

3.Какова роль совета старейшин?_________________________________

4.Как строились взаимоотношения басилея и совета старейшин?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Задание 2. Установите соотношение даты и события:

VIII в. до н. э. Установление тирании Писистрата

VII в. до н. э. Лишение ареопага всех политических функций

621 г. до н. э. Рим покоряет Афины и превращает в свою провинцию Ахайю

594 г. до н. э. Образование государства Афины, реформы Теcея

560 г. до н. э. Уничтожение тирании, реформы Клисфена

509 г. до н. э. Избрание архонтом Солона, его реформы

462 г. до н. э. Создание законов архонта Драконта

27 г. до н. э. Возникновение ареопага и совета архонтов

Задание 3. Прочитайте приведенный ниже отрывок из произведения древнегреческого история Фукидида «История»1. Опираясь на материалы учебника и лекции, проанализируйте его и ответьте на вопросы.

(II, 15) «При Кекропсе и первых царях до Тесея население Аттики жило постоянно отдельными городами, имевшими свои пританеи и правителей. Ко-

гда не чувствовалось никакой опасности, жители городов не сходились на общие

1 Фукидид. История / пер. Ф. Г. Мищенко, С. А. Жебелева. СПб., 1994.

41

совещания к царю, но управлялись и совещались отдельно сами по себе. Неко-

торые города по временам даже воевали между собою <…> Но после того как царскую власть получил Тесей, соединявший в себе силу с умом, он привел в порядок страну вообще, между прочим, упразднил советы и должностных лиц прочих городов и объединил путем синойкизма всех жителей вокруг внешнего города, учредив один совет и один пританей. Жителей отдельных селений,

возделывавших свои земли, как и прежде, Тесей принудил иметь один этот го-

род, и так как все жители принадлежали теперь уже к одному городу, то он стал велик и таким передан был Тесеем его потомкам. С тех пор еще и по сие время афиняне совершают в честь богини празднество на общественный счет Синойкии».

О каком городе идет речь?

___________________________________________

Какое событие получило название «синой-

кизм»?

___________________________________________

___________________________________________

Укажите органы управления в городах Ат-

тики до этого события?

___________________________________________

___________________________________________

Как назывались такие политические образования в Древней Греции?_____

_____________________________________________________________________

Вчесть какой богини совершались празднества?_____________________

Вчем значение установления общеаттического культа этой богини?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Задание 4. Используя материалы учебника и лекции, установите кто та-

кие эвпатриды, геоморы, демиурги, феты и метеки? По каким признакам

(статусу) различались их социальное и правовое положение? Какой признак

(статус) противопоставлял их рабам?

42

Категория

Социальное и правовое положение

Признак

населения

различия

Эвпатриды

Геоморы

Демиурги

Феты

Метеки

Рабы

Задание 5. Установите соотношение термина и его значения и заполни-

те словарь новых понятий и терминов.

СЛОВАРЬ НОВЫХ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ

Понятия

Определения понятий и терминов

и термины

Притан

(пританей)

Полемарх

Архонт

Ареопаг

Фесмофеты

43

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ

1. Высший орган государственной и судебной власти в Афинах, создан-

ный в Афинах в VIII в. до н. э., состоящий из пожизненных членов – представи-

телей родовой аристократии.

2.Высшее должностное лицо в древнегреческих полисах, член афинского ареопага из числа наиболее уважаемых граждан.

3.Выборное должностное лицо афинского народного собрания, занимал-

ся текущими делами по управлению государством.

4. Высшие судебные чиновники (6 человек), входившие в коллегию ар-

хонтов в Афинах.

5. Один из афинских архонтов, предводитель войска.

Задание 6. Прочитайте и проанализируйте приведенный ниже отрывок из произведения древнегреческого философа Аристотеля «Афинская полития»1

и выполните задание.

(2, 2) Надо иметь в виду, что вообще государственный строй был олигар-

хическим, но главное было то, что бедные находились в порабощении не только сами, но также их дети и жены. Назывались они пелатами и шестидольниками,

потому что на таких арендных условиях обрабатывали поля богачей. Вся же во-

обще земля была в руках немногих. При этом, если эти бедняки не отдавали арендной платы, можно было увести в кабалу и их самих, и детей. Да и ссуды у всех обеспечивались личной кабалой <…> Конечно, из тогдашних условий гос-

ударственной жизни самым тяжелым и горьким для народа было рабское поло-

жение. Впрочем, и всем остальным он был тоже недоволен, потому что ни в чем,

можно сказать, не имел своей доли.

(3, 1) Порядок древнего государственного устройства <…> был следую-

щий. На высшие должности выбирали по благородству происхождения и по бо-

1 Аристотель. Политика. Афинская полития / пер. С. А. Жебелева, С. И. Радцига. М.,

1997.

44

гатству; правили должностные лица сначала пожизненно, а впоследствии в тече-

ние десяти лет. (2) Важнейшими и первыми по времени из должностей были царь,

полемарх и архонт. Из них первою была должность царя, она была унаследован-

ной от отцов. Второй присоединилась к ней должность полемарха, ввиду того что некоторые из царей оказались в военных делах слабыми. <…> (3) Послед-

ней является должность архонта. <…> девять архонтов клянутся давать прися-

гу <…> (4) Что же касается фесмосфетов, то они были избраны много лет спу-

стя, когда уже выбирали должностных лиц на год. Они должны были записы-

вать правовые положения и хранить их для суда над спорящими сторонами. Вот почему из высших должностей эта одна была не более как годичной. <…>

Архонты имели право решать дела окончательно <…> (6) Наконец, совет ареопагитов, хотя имел обязанность быть только блюстителем законов, распо-

ряжался большинством важнейших дел в государстве, налагая кары и взыска-

ния безапелляционно на всех нарушителей порядка. Это объясняется тем,

что выбор архонтов производился по благородству происхождения и по бо-

гатству, а из них-то и избирались ареопагиты.

1. Почему автор характеризует государственный строй Афин в VII–VI вв. до н. э. как олигархический?_________________________________

___________________________________________________________________

2. Составьте схему «Государственный строй Афин в VI в. до н. э., ис-

пользуя предложенные элементы.

АРЕОПАГ НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ

АРХОНТЫ

БАСИЛЕЙ

ПОЛЕМАРХ

45

Задание 7. Используя материалы учебника и лекции, раскройте содер-

жание реформ Солона.

СОЦИАЛЬНЫЕ:

отменено _______________________________________(«сисахфия»),

введен ____________________________________________________,

все граждане были разделены на ______________________________,

принят закон против роскоши.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ:

учреждены 1 _______________________________________________,

2. _________________________________________________________.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ:

введен земельный максимум,

запрещен вывоз хлеба,

унифицирована система мер.

1. По какому критерию стал определяться объем политических прав и

обязанностей граждан?

__________________________________________________________________

2. Каким способом формировались органы власти (источник власти)?

__________________________________________________________________

3. Ниже приведено высказывание Солона о

значении проведенных им реформ. Согласны ли

Вы с ним? Обоснуйте свое мнение аргументами,

представляющимися Вам наиболее существен-

ными.

«Я меж народом и знатью, щитом прикрывая обеих, стал – ни тем, ни другим кривдой

не дал побеждать»

46

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Задание 8. Опираясь на материалы учебника и лекции, укажите:

1. Как изменился способ организации населения по реформам Клис-

фена?______________________________________________________________

2. Как изменились положение и функции ареопага в системе органов вла-

сти и управления Афин в V в. до н. э.?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

3. Как Вы считаете, верно ли утверждение, что реформы Клисфена за-

вершили формирование полисного государства в Афинах. Обоснуйте свое мне-

ние.

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_

4. Составьте схему «Государственный строй Афин в середине V в.

до н. э., используя предложенные элементы, пояснив новые термины.

ЭККЛЕСИЯ

СУДЕБНЫЕ

МЕСТО ДЛЯ СХЕМЫ

ОРГАНЫ

ГЕЛИЭЯ

(6000)

БУЛЭ

(500)

АРЕОПАГ

АРХОНТЫ

МАГИСТРАТЫ

КОЛЛЕГИЯ

СТРАТЕГОВ

(10)

47

СЛОВАРЬ НОВЫХ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ

Задание 9. Внимательно прочитайте приведенный ниже отрывок из со-

чинения древнегреческого историка Филохора «Аттида»1 и ответьте на во-

просы.

«Народ производит предвари-

тельное голосование перед восьмой пританией по вопросу о том, не нахо-

дит ли он нужным «подавать череп-

ки». Если признавали нужным, пло-

щадь огораживалась досками, при- ОСТРАКОН С ИМЕНЕМ ФЕМИСТОКЛА

чем оставалось десять входов;

через них входили по филам и подавали черепки, поворачивая книзу написан-

ное. Председательствовали при этом девять архонтов и Совет. Затем подсчитыва-

ли, и против кого оказывалось большинство при условии, если общее число было не менее шести тысяч, тот должен был в течение десяти дней дать другим и полу-

чить сам от других удовлетворение по своим личным делам и удалиться из города на десять лет (впоследствии это было заменено пятью годами), причем сохранял право пользоваться доходами со своего имущества, с условием только нe прибли-

жаться за черту Гереста, мыса на Эвбее».

1.Какая процедура здесь описывается?___________________________

2.В чем состояло ее назначение?___________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

1 Печ. по: Аристотель. Афинская полития. Соцэкгиз, 1936. Приложение X, с. 153.

48

Задание 10. Ниже приведен отрывок из сочинения Аристотеля «Поли-

тия»1, в котором автор, опираясь на опыт государственного строя Афин в V– VI вв. до н. э. раскрывает понятие демократии. Внимательно прочитайте,

проанализируйте и ответьте на вопросы:

«…мы должны признать демократическими следующие установления:

все должностные лица назначаются из всего состава граждан; все управляют каждым, в отдельности взятым, каждый – всеми, когда до него дойдет очередь;

должности замещаются по жребию либо все, либо за исключением тех, которые требуют особого опыта и знания; занятие должностей не обусловлено никаким имущественным цензом или обусловлено цензом самым невысоким; никто не может занимать одну и ту же должность дважды, за исключением военных должностей; все должности либо те, где это представляется возможным, крат-

косрочны; судебная власть принадлежит всем, избираются судьи из всех граж-

дан и судят по всем делам или по большей части их, именно по важнейшим и существеннейшим <…> Народное собрание осуществляет верховную власть во всех делах; ни одна должность такой верховной власти не имеет ни в каком де-

ле…».

1.В чем состоит сущность демократии?___________________________

____________________________________________________________________

2.Какова была особенность афинской рабовладельческой демократии?

____________________________________________________________________

Задание 11. Перед Вами высказывание Аристотеля о понятии гражда-

нин. Ваша задача – сформулировать свое собственное отношение к данному утверждению и обосновать аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными.

1 Аристотель. Политика. Афинская полития / пер. С. А. Жебелева, С. И. Радцига. М.,

1997.

49

«Лучше всего понятие гражданина может быть определено через участие в суде и власти»

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

Задание 12. Опираясь на материалы учебника и лекции, изучите особен-

ности Спартанского полиса. Используя предложенные ниже структурные элементы, составьте схему «Государственный строй Спарты», пояснив но-

вые термины.

МЕСТО ДЛЯ СХЕМЫ

АПЕЛЛА

ЭФОРЫ

(5 чл.)

ГЕРУСИЯ

АРХАГЕТЫ

(28 чл.)

(2 чл.)

СЛОВАРЬ НОВЫХ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ

50

  • Прочитайте рассказ древнегреческого историка Фукидида о морской державе Миноса:
    «Минос приобрёл себе флот, овладел большей частью моря, которое называется теперь Эгейским, достиг господства над находящимися здесь островами и первый заселил б’ольшую часть их колониями, причём посадил здесь правителями собственных сыновей. Минос старался, насколько мог, уничтожить на море пиратство, чтобы тем вернее получать отходы».
    Какие факты свидетельствуют о том, что при Миносе Крит был могущественной державой?
    Помогиье, пожалуйста, очень надо!!!!!!

    • Предмет:

      История

    • Автор:

      gavyngates702

    • Создано:

      3 года назад

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

1. Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова. В случае затруднения обращайтесь к словам для справок, но помните, что в этом списке не все слова подходят для ответа.

В церковь как общину верующих входили духовенство (клир) и миряне. Возведённые в духовный сан священнослужители имели право самостоятельно совершать богослужение, обряды и таинства. Духовенство было выстроено в соответствии с церковной иерархией. На Западе на вершине иерархии находился папа римский, на Востоке – четыре патриарха: Константинопольский, Иерусалимский, Александрийский и Антиохийский. Ниже следовали архиепископы (на Востоке – митрополиты), епископы, священники, дьяконы. Все миряне отчисляли в пользу церкви десятую часть своих доходов – церковную десятину.

2. Прочитайте фрагмент из сочинения византийского императора X в. Константина VII «Об управлении империей», ответьте на вопросы и выполните задание. Какие принципы византийской дипломатии можно сформулировать на основании этого текста?

– Василевс обезопасил себя и свою империю дружбой с печенегами и предупреждал своих противников (русских и венгров) о том, что им не стоит с ним враждовать, потому что на его защиту встанут печенеги. Но Василевс не был против, если бы в свою очередь печенеги захотели напасть на русских и венгров.

Могут ли какие-либо из этих принципов применяться в современных отношениях между государствами? Своё мнение аргументируйте.

– Да, могут. Например, небольшие современные страны, подвергающиеся нападкам, могут также заключить союз с более сильной страной, которая в опасной ситуации встанет на их защиту.

3. Составьте план пункта «Держава Сасанидов» параграфа 5. Запишите, сколько отдельных смысловых частей можно найти в этом тексте и как их следует озаглавить.

– В этом тексте можно найти четыре отдельных смысловых частей:

1. Возникновение государства Ираншахр.

2. Территория Ирана.

3. Общественно-политический строй Ирана.

4. Религия Ирана.

4. Прочитайте отрывок из сочинения арабского автора VIII в. Абу-Юсуфа, в котором описывается случай, произошедший после взятия Иерусалима арабами во главе с халифатом Омаром в 638 г., ответьте на вопросы. Как вы думаете, почему Омар так поступил?

– По-моему мнению, Омар так поступил из-за того что он являлся мусульманином, а ему предлагали помолиться в христианской церкви.

Какое впечатление на христиан должен был произвести его поступок?

– Этот поступок должен был произвести на христиан положительное впечатление, так как со стороны Омара такой поступок можно было расценивать как уважение к иной, отличной от его религии.

5. Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова. В случае затруднения обращайтесь к словам для справок, но помните, что в этом списке не все слова подходят для ответа.

К юго-востоку от Византии и к югу от Ирана жили племена арабов. Они издавна населяли Аравию – огромный Аравийский полуостров. Почти всю его территорию занимают пустыни и сухие степи. Жившие там бедуины (что значит «степняки») кочевали в поисках пастбищ со стадами верблюдов, овец и лошадей. Области на побережье Красного моря и на юге Аравии были пригодны для земледелия. Здесь проходил и важный торговый путь, соединявший Византию с Африкой и Индией. В оазисах вдоль этого пути возникли города, крупнейшим из них была Мекка. Большинство арабов были язычниками. Разные племена почитали разных богов. Общей святыней была Кааба в Мекке. В первые века нашей эры в Аравии распространились монотеистические религии – иудаизм и христианство.

6. Прочитайте отрывок из «Жизни Карла Великого» придворного историка Эйнгарда, выполните задания и ответьте на вопросы. Напишите, какое событие здесь описано и когда оно произошло.

– Коронация Карла Великого, произошла в 800 году.

Известно, что корону на голову Карлу Великому возложил лично папа римский. Между тем у Эйнгарда упоминается о недовольстве Карла. Изложите ваши соображения о возможных причинах этого недовольства (заметим, что у учёных на этот счёт есть разные точки зрения).

– Одной из причин недовольства Карла Великого могла стать своевольность папы римского в принятии данного решения. Другой причиной можно назвать умышленное недовольство Карла с целью успокоения византийцев, которые были ещё не готовы принять новый титул Карла Великого.

Чем объясняется ненависть константинопольских императоров к Карлу? Могло ли их успокоить то обстоятельство, что он в письмах называл их своими братьями?

– Ненависть константинопольских императоров к Карлу была вызвана его коронацией, так как Карл при получении титула императора становился вровень с византийским императором. Византия же считала себя единственной наследницей Римской империи и не хотела ни с кем больше делить этот титул. То обстоятельство, что Карл в своих письмах называл константинопольских императоров своими братьями не только не могло их успокоить, но и наоборот вызывало ещё больше ненависти к Карлу, так как этим обращением он в очередной раз подчёркивал своё равенство с ними.

7. Прочитайте отрывки из сочинения историка XII в. Роберта Васа о том, как в начале X в. король Франции уступил вождю норманнов Роллону часть своих земель, и ответьте на вопросы. Почему Роллон согласился отказаться от грабежа?

– Потому что Роллон мог получить богатое приданное, женившись на дочери короля Франции Гизели, и ему не пришлось бы больше заниматься грабежами, оставаясь в таком же достатке, как и прежде.

Почему Роллон не пожелал наклониться?

– Потому что ему не позволила его гордость.

Почему король смирился с унижением?

– Королю перспективнее было заключить мир, так как он жаждал прекращения разбоев Роллона на его земли.

8. Прочитайте отрывки из исторических источников, относящихся ко времени раннего Средневековья, и определите, из какого произведения взят каждый отрывок. Объясните, по каким признакам вы это поняли.

Походка Карла была твёрдой, весь его облик – мужественным, но голос, хотя и звучный, не вполне соответствовал мощному телосложению. Он отличался превосходным здоровьем и лишь в последние четыре года страдал лихорадкою.

«Жизнь Карла Великого» Эйнгарда. В отрывке дано описание внешних данных Карла Великого.

Полны арабы гнева и стыда.

Бегут они в Испанию назад,

Не может их преследовать Роланд:

Конь Вельянтиф под ним в сраженье пал,

Отныне пешим должен биться граф.

«Песнь о Ролланде». В отрывке повествуется о победе Роланда над арабами.

Был Зигфрид ранен насмерть, но жаждал отомстить.

Он так сумел в убийцу своим щитом пустить,

Что лопнул щит, и наземь посыпались дождём

Каменья драгоценные, сверкавшие на нём.

«Песнь о Нибелунгах». В отрывке упоминается Зигфрид, который женился на бургундской принцессе.

Чтобы никто не смел что-либо давать или принимать без благословения аббата или иметь что-либо в виде собственности, никакой вообще вещи.

Устав святого Бенедикта. Отрывок носит императивный характер.

И каждый твердит ему: «О властелин,

Да будешь далёк от забот и кручин!

Победа и счастье да будут с тобой,

Величье, венец шахиншаха златой!»

«Шахнаме» Фиродуси. В отрывке говорится о шахиншахе (так именовали Иранских царей).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Прочитайте отрывок из сочинения д с лихачева и укажите о каком правителе идет речь
  • Прочитайте отрывок из сочинения готского историка иордана выскажите свои предположения
  • Прочитайте отрывок из сказки салтыкова щедрина премудрый пескарь какие черты разговорного стиля
  • Прочитайте отрывок из сказки об иване царевиче и сером волке русского поэта жуковского
  • Прочитайте отрывок из рассказа шукшина чудик почему герою пришлось переписывать телеграмму

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии