Прочитайте отрывок из сочинения историка и выберите два верных суждения в последние годы

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

ВАРИАНТ 1

1. Расположите события в хронологическом порядке.

A) учреждение Государственного совета

Б) создание Северного тайного общества

B) создание Союза благоденствия

Г) начало работы Венского конгресса

Запишите получившуюся последовательность букв.

2. Установите соответствие между событиями и годами.

СОБЫТИЯ

A) заключение Бухарестского мира между Россией и Османской империей

Б) восстание Черниговского полка

B) дарование конституции Царству Польскому

ГОДЫ

1) 1806 г.

2) 1812 г.

3) 1815 г.

4) 1826 г.

Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам.

3. Прочитайте отрывок из сочинения историка и выберите два верных суждения.

В последние годы царствования императора Александра I военные поселения получили весьма широкое развитие и заключали в себе целую треть русской армии. Отдельный корпус военных поселений, под начальством графа ____, в конце 1825 г. состоял из 90 батальонов новгородского поселения, 12 батальонов Могилёвского, 36 батальонов и 240 эскадронов слободскоукраинского, екатеринославского и херсонского поселений… Государь, преисполненный человеколюбием, при учреждении военных поселений преимущественно имел в виду, с одной стороны — обеспечить судьбу военного поселения, а с другой — избавить своих подданных от наиболее тяжкой для них повинности — рекрутской. Ошибки — удел человечества, и государь не мог предвидеть последствий своего нового учреждения. Да и что могло остеречь его? Несмотря на общее убеждение в несостоятельности и вреде военных поселений, ближайшее к нему, облечённые его доверием люди наперерыв славили всё виденное ими в красивых селениях, созданных ____ …

Император Александр, посещая военные поселения, находил на каждом шагу внешние признаки довольства и благосостояния.

1) Фамилия, дважды пропущенная в тексте, — Барклай де Толли.

2) Автор считает, что с помощью создания военных поселений император хотел избавить население от рекрутской повинности.

3) Автор считает, что создание военных поселений принесло только пользу стране.

4) В отрывке указан год смерти Александра I.

5) Автор пишет, что русская армия наполовину состояла из военных поселян.

4. Рассмотрите изображение и укажите два верных суждения.

1) События, изображённые на картине, происходят в осеннее время.

2) Исторический деятель, изображённый на переднем плане, был участником Венского конгресса.

3) События, изображённые на картине, произошли после сражения под Малоярославцем.

4) Исторический деятель, изображённый на картине, носил титул императора французов.

5) Современником событий, изображённых на картине, был Г.А. Потёмкин.

5. На основе данных статистической таблицы завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.

Население России в 1796 г. и в 1815 г.

Годы

Всего, млн чел.

В том числе городское население

В том числе крепостные

   

млн чел.

в % ко всему населению

млн чел.

в % ко всему населению

1796

36,0

1,3

3,6

20,0

55,5

1815

45,0

1,7

3,8

20,8

46,2

НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ

A) В период 1796-1815 гг. доля городского населения в структуре населения страны

Б) В период 1796-1815 гг. доля крепостных в структуре населения страны

B) В период 1796-1815 гг. примерно на 400 тыс. человек увеличилась численность

ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ

1) сократилась.

2) городского населения.

3) осталась неизменной.

4) крепостных.

5) увеличилась.

Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам.

6. Установите соответствие между событиями (процессами, явлениями) и участниками этих событий (процессов, явлений).

СОБЫТИЯ (ПРОЦЕССЫ, ЯВЛЕНИЯ)

A) деятельность Негласного комитета

Б) Бородинское сражение

B) деятельность Союза спасения

УЧАСТНИКИ

1) П.И. Багратион

2) И.И. Пущин

3) П.А. Пален

4) П.А. Строганов

Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам.

7. Укажите две причины неудачи выступления декабристов на Сенатской площади.

1) несовпадение реального хода событий с планом восстания

2) отсутствие офицеров в рядах восставших

3) наличие серьёзных разногласий в рядах Южного общества

4) арест диктатора восстания С.П. Трубецкого накануне выступления

5) численное превосходство правительственных войск

8. Перед вами четыре предложения. Два из них являются теоретическими положениями, которые требуется аргументировать. Другие два содержат факты, которые могут послужить аргументами для этих положений.

1) В 1820-х гг. Россия обеспечивала себя ситцевыми тканями и перестала ввозить их из-за границы.

2) В период правления Александра I ускоренно развивается лёгкая промышленность.

3) В 1808-1811 гг. вступили в строй Мариинская и Тихвинская системы каналов, соединившие бассейны рек Волги и Невы.

4) В период правления Александра I правительство заботилось о совершенствовании системы путей сообщения.

Подберите для каждого теоретического положения соответствующий факт. Номера соответствующих предложений запишите в таблицу.

9. Прочитайте текст, в котором предложения пронумерованы. Данный текст содержит две ошибки. Фрагменты текста, в которых, возможно, сделаны ошибки, подчёркнуты и выделены полужирным шрифтом.

(1) В 1801 г. Россия и Англия заключили конвенцию «О взаимной дружбе», направленную против Франции. (2) Вскоре после того как Наполеон Бонапарт провозгласил себя в 1804 г. императором французов, Россия вступила в пятую антифранцузскую коалицию. (3) Её союзниками были Великобритания, Австрия и Швеция. (4) Готовивший высадку десанта в Англии Наполеон внезапно перебросил свои основные силы в Центральную Европу. (5) Здесь французы вначале разгромили австрийские войска в сражении под Ульмом и заняли Вену. (6) Затем под командованием самого Наполеона французские войска нанесли поражение австро-русской армии под Прейсиш-Эйлау (20 ноября 1805 г.). (7) Антифранцузская коалиция распалась.

10. Укажите номера предложений, в которых есть фрагменты, содержащие ошибки.

Ниже приведён перечень терминов (названий). Все они, за исключением одного, относятся к событиям (явлениям, процессам) истории России первой четверти XIX в. Найдите и укажите порядковый номер термина (названия), выпадающего из данного ряда.

1) Союз спасения; 2) верховники; 3) вольные хлебопашцы; 4) барщина; 5) Комитет министров.

Рассмотрите карту и выполните задания 11—13.

11. Укажите год, когда окончились события, обозначенные на карте стрелками.

1) 1812 г.

2) 1813 г.

3) 1814 г.

4) 1815 г.

12. Какой цифрой на карте обозначен город, рядом с которым произошло сражение, вошедшее в историю как Битва народов?

13. Запишите название государства, территория которого обозначена на карте цифрой 1.

Ответ:

Запишите термин, о котором идёт речь.

14. Постоянная работа крепостных крестьян на барской запашке при выплате им помещиком ежемесячного содержания.

Ответ:

15. Прочитайте отрывок из проекта и запишите фамилию автора этого проекта.

Из депутатов волостных дум каждые три года в окружном городе составляется собрание под именем думы окружной. Окружная дума избирает председателя и главного секретаря…

Из депутатов окружных дум составляется в губернском городе каждые три года собрание под именем губернской думы. Губернская дума, собравшись, прежде всего избирает председателя и секретаря…

Из депутатов, представленных от губернской думы, составляется законодательное сословие под именем Государственной думы. Государственная дума есть место, равное Сенату и министерству. Государственная дума собирается по коренному закону и без всякого созыва ежегодно в сентябре месяце. Срок действия её определяется количеством дел, ей предлагаемых.

Ответ:

16. Заполните пропуск в схеме.

Ответ:

ВАРИАНТ 2

1. Расположите события в хронологическом порядке.

A) сражение под Аустерлицем

Б) издание указа о вольных хлебопашцах

B) смерть Александра I

Г) создание Союза спасения

Запишите получившуюся последовательность букв.

2. Установите соответствие между событиями и годами.

СОБЫТИЯ

A) учреждение первых министерств

Б) создание Южного общества

B) смерть М.И. Кутузова

ГОДЫ

1) 1802 г.

2) 1810 г.

3) 1813 г.

4) 1821 г.

Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам.

3. Прочитайте отрывок из сочинения историка и выберите два верных суждения.

По очищении России от «великой армии» многие из русских государственных деятелей полагали, что настал благоприятный момент для заключения выгодного мира с Наполеоном, дальнейшее же ведение войны и перенесение её за границу считали для России непосильными. Во главе поборников мира стояли князь Кутузов и канцлер Румянцев. В виде вознаграждения за несметные убытки, понесённые Россией, они предлагали расширение границ её за счёт Пруссии до Вислы. Но император Александр I, сознавая, что Наполеон располагает богатейшими ресурсами для восстановления своего военного могущества, и убеждённый, что всякий мир с таким противником есть не что иное, как более или менее кратковременное перемирие, твёрдо решился не упускать момента для окончательного низложения грозного завоевателя. Быстрым наступлением к Висле и Одеру император Александр вовлёк Пруссию в войну и, заручившись её союзом, поднял против Наполеона остальные германские государства. В то же время начаты были переговоры с австрийским правительством. К концу января ____ года почти вся Польша была очищена от неприятельских войск.

1) Год, пропущенный в данном отрывке, — 1814.

2) Автор считает, что Александр I не верил в возможность заключения долгосрочного мира с Наполеоном.

3) Согласно отрывку, Кутузов и Румянцев считали, что Россия не должна претендовать на территорию Пруссии.

4) Автор выражает категорическое несогласие с позицией Александра I по поводу продолжения войны с Наполеоном.

5) По окончании кампании против Наполеона, о которой идёт речь, был созван Венский конгресс.

4. Рассмотрите изображение и укажите два верных суждения.

1) События, изображённые на картине, произошли, когда императором России был Александр I.

2) На картине изображён М.А. Милорадович.

3) Автор памятника, изображённого на картине, — скульптор Ф.И. Шубин.

4) Современником событий, изображённых на картине, был М.М. Сперанский.

5) Город, в котором произошли события, изображённые на картине, был основан в XIX в.

5. На основе данных статистической таблицы завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.

Государственные расходы России в 1803-1814 гг.

 

1803 г.

1805 г.

1810 г.

1814 г.

Государственные расходы, млн р.

109,4

125,4

279,0

457,7

в том числе на военные нужды, млн р.

52,7

54,2

147,5

301,0

доля расходов на военные нужды в %

43,1

45,6

52,9

65,8

НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ

A) Расходы на военные нужды увеличились более чем на 100 млн рублей в

Б) Государственные расходы увеличились менее чем на 20 млн рублей в

B) В 1810 г. расходы на военные нужды составляли

ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ

1) 1803-1805 гг.

2) 1805-1810 гг.

3) более половины всех государственных расходов.

4) 1810-1814 гг.

5) менее половины всех государственных расходов. Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам.

6. Установите соответствие между событиями (процессами, явлениями) и участниками этих событий (процессов, явлений).

СОБЫТИЯ (ПРОЦЕССЫ, ЯВЛЕНИЯ)

A) составление «Русской Правды»

Б) Тарутинский манёвр

B) составление «Плана государственного преобразования» в первой половине царствования Александра I

УЧАСТНИКИ

1) Г.А. Потёмкин

2) М.М. Сперанский

3) М.И. Кутузов

4) П.И. Пестель

Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам.

7. Укажите два последствия создания военных поселений в первой четверти XIX в.

1) расформирование казачьих войск

2) недовольство и массовые протесты поселян

3) снижение расходов государства на содержание армии

4) прекращение рекрутских наборов в армию

5) расширение социальной опоры власти за счёт военных поселян

8. Перед вами четыре предложения. Два из них являются теоретическими положениями, которые требуется аргументировать. Другие два содержат факты, которые могут послужить аргументами для этих положений.

1) Решительные шаги по решению крестьянского вопроса Александр I предпринял в западных губерниях страны.

2) Александр I избегал решительных действий в крестьянском вопросе.

3) Проект А.А. Аракчеева, предполагавший постепенное освобождение крепостных крестьян с землёй, не был осуществлён.

4) В 1816 г. Александр I утвердил закон о полной отмене крепостного права в Эстляндии при сохранении земель за помещиками.

Подберите для каждого теоретического положения соответствующий факт. Номера соответствующих предложений запишите в таблицу.

9. Прочитайте текст, в котором предложения пронумерованы. Данный текст содержит две ошибки. Фрагменты текста, в которых, возможно, сделаны ошибки, подчёркнуты и выделены полужирным шрифтом.

(1) В сентябре 1802 г. началась реформа высших органов государственной власти. (2) Сенат был превращён в высший судебный орган. (3) Его задачей стал также контроль за деятельностью местных властей. (4) Одновременно главными органами государственного управления вместо приказов стали 8 министерств: военное, морское, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, народного просвещения, коммерции. (5) Для обсуждения общих вопросов управления страной был учреждён Комитет министров. (6) Все члены Избранной рады вошли в состав правительства. (7) В.П. Кочубей стал министром внутренних дел, а П.А. Строганов — его заместителем; заместителем министра юстиции был назначен Н.Н. Новосильцев, А.А. Чарторыйский стал фактически министром иностранных дел.

Укажите номера предложений, в которых есть фрагменты, содержащие ошибки.

10. Ниже приведён перечень терминов (названий). Все они, за исключением одного, относятся к событиям (явлениям, процессам) истории России первой четверти XIX в. Найдите и запишите порядковый номер термина (названия), выпадающего из данного ряда.

1) Негласный комитет; 2) крепостное право; 3) Общество соединённых славян; 4) патриарх; 5) месячина.

Рассмотрите карту и выполните задания 11—13.

11. Укажите месяц, когда начались события, обозначенные на карте стрелками.

1) январь

2) июнь

3) сентябрь

4) декабрь

12. Укажите цифру, которой на карте обозначено село Тарутино.

13. Запишите название города, обозначенного на карте цифрой 1.

Ответ:

14. Запишите термин, о котором идёт речь.

Система экономических и политических мероприятий, проводившаяся в 1806-1814 гг. Наполеоном по отношению к своему противнику — Великобритании, включавшая запрет на торговлю с ней.

Ответ:

15. Прочитайте отрывок из программного документа и запишите фамилию автора этого документа.

Ежели император по прошествии 10 дней (исключая воскресных) не возвратит представленного ему проекта, то оный получает силу закона. Если же Народное вече отсрочит между тем свои заседания, то предложение не становится законом. Всякое приказание, решение или прокламация и манифест, требующие содействия обеих палат, должны быть представлены императору и утверждены им, чтобы быть приведёнными в исполнение…

Ответ:

16. Заполните пропуск в схеме.

Ответ:

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2

ВАРИАНТ 1

1. 25 июня два императора встретились на плоту на реке Неман. Через несколько дней был подписан мирный договор между Россией и Францией.

Укажите название этого мирного договора. Укажите причину, по которой Россия вынуждена была пойти на заключение этого договора. Укажите одно любое последствие заключения этого договора для России.

2. Существует точка зрения, что конституционный проект П.И. Пестеля был радикальнее (более решительно выступал за изменение старых порядков), чем конституционный проект Н.М. Муравьёва.

Приведите два аргумента в подтверждение этого положения.

3. Прочитайте отрывок из сочинения историка и выполните задания.

На поместное дворянство члены комитета смотрели неблагосклонно. Оставлять за помещиками право на личность и труд крестьян казалось несправедливым. Но как отменить это право, комитет не додумался, и император Александр ограничился в области положительных мероприятий указом о вольных хлебопашцах. Мысль, лёгшая в основание указа, была подана государю не в комитете, но она вполне соответствовала настроению комитета и самого Александра. Помещикам предоставлялось право освобождать своих крепостных на условиях, выработанных по их взаимному соглашению и утверждённых правительством; освобождённые крестьяне составляли особое состояние вольных хлебопашцев. Указ остался почти без применения, но послужил для общества достоверным признаком, по которому можно было заключить о направлении правительства в крестьянском вопросе. Если правительство не пошло здесь далее частной меры, то причина этого не в его настроении, а в трудности дела.

Укажите название комитета, упомянутого в отрывке. Укажите год, когда был издан указ, о котором идёт речь.

В чём, по мнению автора, состояло значение указа, о котором идёт речь в отрывке? Почему, по мнению автора, правительство не пошло дальше в деле решения крестьянского вопроса?

Укажите не менее двух не указанных в данном отрывке мер, принятых в период правления Александра I, которые изменили положение крестьян.

4. Сравните систему высших органов государственной власти в России при вступлении Александра I на престол и в конце его правления. Самостоятельно сформулируйте линии (критерии) сравнения.

Приведите две общие характеристики и два различия. Заполните таблицы.

Общее

Линии

(критерии) сравнения

Система высших органов государственной власти в России при вступлении Александра I на престол и в конце его правления

   
   

Различия

Линии

(критерии) сравнения

Система высших органов государственной власти в России при вступлении Александра I на престол

Система высших органов государственной власти в России в конце правления Александра I

     
     

ВАРИАНТ 2

1. В начале правления Александра I при императоре сформировался неофициальный совещательный орган, который готовил проведение преобразований. Укажите название этого органа. Укажите одну любую реформу в сфере государственного управления, подготовленную этим органом. Почему управление государством в результате этой реформы стало более эффективным?

2. Существует точка зрения, что попытки решения крестьянского вопроса, предпринятые в правление Александра I, оказались неудачными.

Приведите не менее двух аргументов, подтверждающих данную точку зрения.

3. Прочитайте отрывок из сочинения историка и выполните задания.

Самым трудным для решения вопросом явился здесь вопрос о судьбе герцогства Варшавского и Саксонии. Император Александр требовал всех польских земель, желая дать Польше особое устройство под своею верховною властью; король прусский требовал себе Саксонию, король которой считался лишённым своих прав за союз с Наполеоном. Австрия, Англия и Франция никак не соглашались на эти требования и составили тайный союз против России и Пруссии. Дело, однако, уладилось тем, что император Александр согласился взять только часть Варшавского герцогства… и Пруссия удовольствовалась также частью Саксонии.

Между тем, узнавши о сильном неудовольствии во Франции новым правительством, Наполеон тайно оставил Эльбу, высадился в Южной Франции и быстро прошёл до Парижа, не встречая нигде сопротивления; Людовик XVIII должен был бежать из столицы в Бельгию, и Наполеон снова был провозглашён императором.

Укажите название общеевропейской конференции, о которой идёт речь в отрывке. Укажите годы, когда она проходила.

Почему, по мнению автора, вопрос о судьбе герцогства Варшавского и Саксонии оказался самым трудным для решения? Каким обстоятельством, по мнению автора, воспользовался Наполеон для захвата власти во Франции?

Укажите два любых не указанных в данном отрывке результата (последствия) общеевропейской конференции, о которой идёт речь.

4. Сравните положение государственных крестьян и военных поселян при Александре I. Самостоятельно сформулируйте линии (критерии) сравнения. Приведите две общие характеристики и два различия. Заполните таблицы.

Общее

Линии

(критерии) сравнения

Положение государственных крестьян и военных поселян

   
   

Различия

Линии

(критерии) сравнения

Положение государственных крестьян

Положение военных поселян

     
     



Контрольная работа по истории России Россия во второй четверти XIX в. 9 класс с ответами. Контрольная работа включает 2 варианта. В каждом варианте по 14 заданий.

Вариант 1

1. Расположите события в хронологическом порядке.

А) издание указа об обязанных крестьянах
Б) смерть Николая I
В) подавление русскими войсками восстания в Венгрии
Г) первое издание Свода законов Российской империи

2. Установите соответствие между событиями и годами.

События

А) открытие железной дороги Санкт-Петербург — Царское Село
Б) издание «чугунного» устава
В) начало обороны Севастополя

Годы

1) 1826 г.
2) 1837 г.
3) 1849 г.
4) 1854 г.

3. Прочитайте отрывок из сочинения историка и выберите два верных суждения.

Николай поставил себе задачей ничего не переменять, не вводить ничего нового в основаниях, а только поддерживать существующий порядок, восполнять пробелы, чинить обнаружившиеся ветхости с помощью практического законодательства и все это делать без всякого участия общества, даже с подавлением общественной самостоятельности, одними правительственными средствами… Для того чтобы существующий порядок действовал правильно, надо было дать учреждениям строгий кодекс. Над созданием такого кодекса работали с 1700 г., и дело не удавалось. Такой кодекс мог быть выработан при указанной программе: если решено поддерживать существующий порядок, то в свод законов должны быть взяты существующие узаконения; новый свод законов должен быть сводом законов действующих, а не кодексом, созданным отвлеченной мыслью. Эту задачу прежде всего и взялся разрешить Николай. Для этого он учредил при себе особое отделение Собственной канцелярии и в руководители дела призвал лицо, давно искусившееся в этой работе, знакомого нам М.М. Сперанского.

1) В данном отрывке идёт речь о III отделении Собственной его императорского величества канцелярии.
2) Автор считает, что Николай I стремился провести в стране широкомасштабные реформы.
3) Автор считает, что над созданием кодекса работали с периода правления Петра I.
4) Государственному деятелю, упомянутому в отрывке, удалось создать кодекс, о котором идет речь.
5) Государственный деятель, упомянутый в отрывке, руководил проведением реформы управления государственными крестьянами.

4. Установите соответствие между событиями (процессами, явлениями) и участниками этих событий (процессов, явлений).

События (процессы, явления)

А) деятельность кружка славянофилов
Б) сражение на реке Альме
В) подавление восстания в Царстве Польском

Участники

1) И.Ф. Паскевич
2) А.С. Меншиков
3) А.Х. Бенкендорф
4) А.С. Хомяков

5. Установите соответствие между памятниками культуры и их авторами.

Памятники культуры

А) картина «На пашне. Весна»
Б) Большой театр в Москве
В) опера «Русалка»

Автор

1) О.И. Бове
2) Т.Г. Шевченко
3) А.С. Даргомыжский
4) А.Г. Венецианов

6. Рассмотрите изображение и укажите два верных суждения.

Марка

1) Данная марка выпущена к 200-летию создания изображенной на ней картины.
2) В период, когда была выпущена данная марка, изображенная на ней картина хранилась в Москве.
3) Автор картины является родоначальником критического реализма в русской живописи.
4) На картине, помещённой на марке, изображён представитель крестьянства.
5) Автор картины является также автором картины Явление Христа народу.

7. Укажите памятник архитектуры, созданный в первой половине XIX в.

Памятники архитектуры 1 вариант

8. На основе данных статистической таблицы завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.

Население России в 1815 г. и в 1851 г.

Годы Всего, млн чел. В том числе городское население В том числе крепостные
млн чел. в % ко всему населению млн чел. в % ко всему населению
1815 45,0 1,7 3,8 20,8 46,2
1851 68 3,4 5,0 21,7 31,9

Начало суждения

А) В 1815-1851 гг. в два раза увеличи­лась численность
Б) В 1815-1851 гг. доля крепостных в структуре населения страны
В) В 1815-1851 гг. менее чем на 1 млн человек увеличилась численность

Варианты завершения суждения

1) крепостных.
2) городского населения.
3) всего населения России.
4) сократилась.
5) увеличилась.

9. Прочитайте текст (каждое предложение пронумеровано), в котором нарушена последовательность предложений.

(1) В этой ситуации европейские державы поспешили оказать помощь Османской империи. (2) Англия и Франция, в отличие от Австрии, не ограничились дипломатическим нажимом и объявили России войну. (3) Тогда же русский флот под командованием П.С. Нахимова разгромил в Синопской бухте турецкий флот. (4) Осенью 1853 г. русские войска одержали победу над турецкими войсками, наступавшими на Тифлис. (5) Поводом для войны стал спор между католической и православной церковью по поводу прав в святых палестинских землях, находившихся во владениях Османской империи. (6) Под угрозой вступления Австрии в войну Россия была вынуждена выполнить ее требование о выводе своих войск из Дунайских княжеств. (7) Летом 1853 г. Николай I, обвинив турецкое правительство в притеснении православных, приказал своим войскам занять Дунайские княжества, составлявшие пограничный с Россией регион Османской империи.

Запишите правильную последовательность предложений.

Рассмотрите карту и выполните задания 10-12.

Карта 1 вариант

10. Какой район обозначен на карте штриховкой?

1) район преобладания оброчной системы
2) район, где в. первой четверти XIX в. была отменена личная зависимость крестьян от помещиков
3) район, где помещичьи хозяйства не имели большого значения
4) район производства хлеба на продажу

11. Какой цифрой на карте обозначена территория государства, правительству которого российские войска помогли подавить восстание в 1849 г.?

12. Запишите год, когда было завершено строительство объекта, обозначенного на карте цифрой 1.

13. Запишите термин, о котором идет речь.

Межсословная категория населения в России XVIII-XIX вв.; выходцы из духовенства, купечества, мещанства, крестьянства, обедневшего дворянства. Как правило, мелкие чиновники, студенты, люди интеллектуальных профессий.

14. Прочитайте отрывок из сочинения историка и запишите фамилию, пропущенную в тексте.

Плавание __________ и Лисянского было признано географическим и научным подвигом. В его честь была выбита медаль с надписью: «За путешествие кругом света 1803-1806». Результаты экспедиции были обобщены в обширных географических трудах ее участников.
Первое плавание россиян вышло за рамки «дальнего вояжа». Оно принес­ло славу русскому флоту.
Личности командиров кораблей заслуживают особого внимания. Несомненно, что они были прогрессивными для своего времени людьми, горячими патриотами, неустанно радевшими за судьбу «служителей»-матросов, благодаря мужеству и трудолюбию которых плавание прошло на редкость благополучно. Отношения __________ и Лисянского — дружеские и доверительные решающим образом содействовали успеху дела.

Вариант 2

1. Расположите события в хронологическом порядке.

А) окончание строительства железной дороги Санкт-Петербург — Москва
Б) учреждение II отделения Собственной его императорского величества канцелярии
В) смерть Николая I
Г) открытие железной дороги Санкт-Петербург — Царское Село

2. Установите соответствие между событиями и годами.

События

А) подписание Туркманчайского мирного договора
Б) начало проведения денежной реформы Е.Ф. Канкрина
В) разгром кружка петрашевцев

Годы

1) 1828 г.
2) 1839 г.
3) 1849 г.
4) 1854 г.

3. Прочитайте отрывок из сочинения историка и выберите два верных суждения.

Когда они сгруппировались в два известных нам лагеря западников и славянофилов, оказалось, что оба эти лагеря одинаково чужды правительственному кругу, одинаково далеки от его взглядов и работ и одинаково для него подозрительны. Неудивительно, что в таком положении очутились западники. Мы знаем, как, преклоняясь перед западной культурой, они судили русскую действительность с высоты европейской философии и политических теорий; они, конечно, находили ее отсталой и подлежащей беспощадной реформе. Труднее понять, как оказались в оппозиции славянофилы. Не один раз правительство Николая I (устами министра народного просвещения графа __________) объявляло свой лозунг: православие, самодержавие, народность. Эти же слова могли быть и лозунгом славянофилов, ибо указывали на те основы самобытного русского порядка, церковного, политического и общественного, выяснение которых составляло задачу славянофилов. Но славянофилы понимали эти основы иначе, чем представители «официальной народности». Для последних слова «православие» и «самодержавие» означали тот порядок, который существовал в современности: славянофилы же идеал православия и самодержавия видели в московской эпохе, где церковь им казалась независимой от государства носительницей соборного начала, а государство представлялось «земским», в котором принадлежала «правительству сила власти, земле — сила мнения».

1) В тексте пропущена фамилия С.С. Уварова.
2) Автор считает, что понять причину оппозиционности правительству славянофилов труднее, чем понять причину оппозиционности западников.
3) Автор считает, что идеалом славянофилов была эпоха Петра I.
4) Представители обоих оппозиционных течений общественной мысли, о которых идет речь, относились к радикальному (революционному) направлению.
5) Автор считает, что лозунги «православие» и «самодержавие» славянофилы понимали так же, как и правительство Николая I.

4. Установите соответствие между событиями (процессами, явлениями) и участниками этих событий (процессов, явлений).

События (процессы, явления)

А) деятельность кружка славянофилов
Б) оборона Севастополя
В) проведение реформы управления государственными крестьянами

Участники

1) Э.И. Тотлебен
2) А.А. Аракчеев
3) П.Д. Киселев
4) Ю.Ф. Самарин

5. Установите соответствие между памятниками культуры и их авторами.

Памятники культуры

А) опера «Жизнь за царя»
Б) Большой Кремлёвский дворец
В) картина «Завтрак аристократа»

Авторы

1) П.А. Федотов
2) П.С. Мочалов
3) М.И. Глинка
4) К.А. Тон

6. Рассмотрите изображение и укажите два верных суждения.

Почтовый блок

1) Почтовый блок выпущен ровно через 200 лет после того, как была написана изображенная на нем картина.
2) Картина, изображенная на почтовом блоке, написана в рамках критического реализма.
3) Автор картины, изображенной на почтовом блоке, А.А. Иванов.
4) Автор картины, изображенной на почтовом блоке, является также автором картины «Последний день Помпеи».
5) Почтовый блок посвящен событию, с которым непосредственно связано понятие «новая эра» («наша эра»).

7. Укажите памятник архитектуры, созданный в первой половине XIX в.

Памятники архитектуры 2 вариант

8. На основе данных статистической таблицы завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.

Промышленность в России во второй четверти XIX в.

Годы Число всех фабрик Рабочих
1825 5261 210 567
1832 5656 272 490
1842 6930 455 827
1850 9843 517 679

Начало суждения

А) Среднее ежегодное увеличение количества фабрик было наибольшим
Б) Среднее ежегодное увеличение численности рабочих было наибольшим
В) В 1850 г. в среднем на каждой фабрике работало

Варианты завершения суждения

1) в период 1832-1842 гг.
2) в период 1825-1832 гг.
3) более 30 рабочих.
4) в период 1842-1850 гг.
5) менее 30 рабочих.

9. Прочитайте текст (каждое предложение пронумеровано), в котором нарушена последовательность предложений.

(1) В январе 1829 г. Грибоедов и сотрудники посольства погибли в ходе резни, устроенной обезумевшей толпой. (2) Выдающуюся роль в выработке названных условий договора сыграл А.С. Грибоедов, вскоре затем назначенный министром-посланником в Персию. (3) По этому договору к России отходили Эриванское и Нахичеванское ханства, определялась русско-персидская граница по Араксу и подтверждалось исключительное право России иметь военный флот на Каспийском море. (4) В 1827 г. русские войска взяли Эривань и Тавриз, после чего начались мирные переговоры. (5) В 1826 г. Персия объявила войну России. (6) Власти Персии пошли на этот шаг, находясь под влиянием британских агентов, которые целенаправленно стремились к ослаблению российского влияния в Закавказье. (7) В феврале 1828 г. был подписан Туркманчайский мирный договор.

Запишите правильную последовательность предложений.

Рассмотрите карту и выполните задания 10-12.

Карта 2 вариант

10. Укажите год, когда началась война, военные действия которой обозначены на карте.

1) 1849 г.
2) 1853 г.
3) 1854 г.
4) 1855 г.

11. Укажите цифру, которой на карте обозначена столица государства — противника России в данной войне.

12. Запишите название сражения, обозначенного на карте цифрой 1.

13. Запишите термин, о котором идет речь.

Принятое в исторической и философской литературе обозначение учения о возможности преобразования общества на социалистических принципах социальной справедливости, свободы и равенства ненасильственным способом, силой пропаганды и примера.

14. Прочитайте отрывок из сочинения историка и запишите название, пропущенное в тексте.

…И хотя, начиная с 1805 г., число школ увеличивалось незначительно, частные пожертвования на нужды образования позволили открыть ряд новых учебных заведений, например Ришельевский лицей (1817) в Одессе (в дальнейшем преобразованный в университет), Лазаревский институт изучения восточных языков в Москве (1815). Отметим, что в эти годы на казенные средства был также открыт ставший впоследствии знаменитым __________ лицей (1811). Этот лицей был открыт в противовес частным пансионам или домашнему обучению, которое осуществляли, как правило, французы-эмигранты, многие из них к тому же вели активную католическую пропаганду. В провинции же в казенных учебных заведениях учились, как правило, дети разночинцев (и даже дети крестьян), так как провинциальные дворяне, к огорчению Министерства народного просвещения, предпочитали обучение у частных учителей.

Ответы на контрольную работу по истории России Россия во второй четверти XIX в. 9 класс
Вариант 1
1. ГАВБ
2. А2 Б1 В4
3-34
4. А4 Б2 В1
5. А4 Б1 В3
6-23
7-1
8. А2 Б4 В1
9. 5743162
10-4
11-4
12. 1851 г.
13. Интеллигенция
14. Крузенштерн
Вариант 2
1. БГАВ
2. А1 Б2 В3
3-12
4. А4 Б1 В3
5. А3 Б4 В1
6-35
7-3
8. А4 Б1 В3
9. 5647321
10-2
11-2
12. Синопское сражение
13. Утопический социализм
14. Царскосельский

  • Мои уведомления
    1

  • Войти
  • Зарегистрироваться / Создать сайт

СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Была в сети 14.12.2022 22:49

Марченко Ирина Григорьевна

учитель истории и обществознания

51 год

рейтинг1 902
место19 898

Местоположение

Россия, Ивановская область, Шуя

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.

Контрольная работа по теме «Россия во второй четверти XIX в.» для учащихся 9 класса

Список вопросов теста

Вопрос 1

Расположите события в хронологическом порядке.

A) издание указа об обязанных крестьянах

Б) смерть Николая I

B) подавление русскими войсками восстания в Венгрии

Г) первое издание Свода законов Российской империи

Запишите получившуюся последовательность букв (заглавными буквами без пропусков, например, АБВГ)

Вопрос 2

Установите соответствие между событиями и годами.

СОБЫТИЯ

A) открытие железной дороги Санкт-Петербург — Царское Село

Б) издание «чугунного» устава

B) начало обороны Севастополя

ГОДЫ

1) 1826 г.

2) 1837 г.

3) 1849 г.

4) 1854 г.

Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам (например, А1, Б2, В3)

Вопрос 3

Прочитайте отрывок из сочинения историка и выберите два верных суждения.

Николай поставил себе задачей ничего не переменять, не вводить ничего нового в основаниях, а только поддерживать существующий порядок, восполнять пробелы, чинить обнаружившиеся ветхости с помощью практического законодательства и всё это делать без всякого участия общества, даже с подавлением общественной самостоятельности, одними правительственными средствами… Для того чтобы существующий порядок действовал правильно, надо было дать учреждениям строгий кодекс. Над созданием такого кодекса работали с 1700 г., и дело не удавалось. Такой кодекс мог быть выработан при указанной программе: если решено поддерживать существующий порядок, то в свод законов должны быть взяты существующие узаконения; новый свод законов должен быть сводом законов действующих, а не кодексом, созданным отвлечённой мыслью. Эту задачу прежде всего и взялся разрешить Николай. Для этого он учредил при себе особое отделение Собственной канцелярии и в руководители дела призвал лицо, давно искусившееся в этой работе, знакомого нам М.М. Сперанского.

Варианты ответов
  • Автор считает, что Николай I стремился провести в стране широкомасштабные реформы.

  • Государственному деятелю, упомянутому в отрывке, удалось создать кодекс, о котором идёт речь.

  • В данном отрывке идёт речь о III отделении Собственной его императорского величества канцелярии.

  • Государственный деятель, упомянутый в отрывке, руководил проведением реформы управления государственными крестьянами.

  • Автор считает, что над созданием кодекса работали с периода правления Петра I.

Вопрос 4

Установите соответствие между событиями (процессами, явлениями) и участниками этих событий (процессов, явлений).

СОБЫТИЯ (ПРОЦЕССЫ, ЯВЛЕНИЯ)

A) деятельность кружка славянофилов

Б) сражение на реке Альме

B) подавление восстания в Царстве Польском

УЧАСТНИКИ

1) И.Ф. Паскевич

2) А.С. Меншиков

3) А.Х. Бенкендорф

4) А.С. Хомяков

Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам (например, А1, Б2, В3)

Вопрос 5

Рассмотрите изображение и укажите два верных суждения.

Варианты ответов
  • В период, когда была выпущена данная марка, изображённая на ней картина хранилась в Москве.
  • На картине, помещённой на марке, изображён представитель крестьянства.
  • Автор картины является родоначальником критического реализма в русской живописи.
  • Автор картины является также автором картины «Явление Христа народу».
  • Данная марка выпущена к 200-летию создания изображённой на ней картины.

Вопрос 6

Укажите памятник архитектуры, созданный в первой половине XIX в.

Вопрос 7

На основе данных статистической таблицы завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.

Население России в 1815 г. и в 1851 г.

Годы

Всего, млн чел.

В том числе городское население

В том числе крепостные

млн чел.

в % ко всему населению

млн чел.

в % ко всему населению

1815

45,0

1,7

3,8

20,8

46,2

1851

68,0

3,4

5,0

21,7

31,9

НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ

A) В 1815-1851 гг. в два раза увеличилась численность

Б) В 1815-1851 гг. доля крепостных в структуре населения страны

B) В 1815-1851 гг. менее чем на 1 млн человек увеличилась численность

ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ

1) крепостных.

2) городского населения.

3) всего населения России.

4) сократилась.

5) увеличилась.

Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам (например, А1, Б2, В3)

Вопрос 8

Рассмотрите карту.  Какой район обозначен на карте штриховкой?

1) район преобладания оброчной системы

2) район, где в первой четверти XIX в. была отменена личная зависимость крестьян от помещиков

3) район, где помещичьи хозяйства не имели большого значения

4) район производства хлеба на продажу

Варианты ответов
  • район, где помещичьи хозяйства не имели большого значения
  • район производства хлеба на продажу
  • район преобладания оброчной системы
  • район, где в первой четверти XIX в. была отменена личная зависимость крестьян от помещиков

Вопрос 9

Рассмотрите карту. 

Какой цифрой на карте обозначена территория государства, правительству которого российские войска помогли подавить восстание в 1849 г.?

Вопрос 10

Рассмотрите карту. 

Запишите год, когда было завершено строительство объекта, обозначенного на карте цифрой 1.

Варианты ответов
  • 1825
  • 1851
  • 1853

Вопрос 11

Запишите термин, о котором идёт речь.

Межсословная категория населения в России XVIIIXIX вв.; выходцы из духовенства, купечества, мещанства, крестьянства, обедневшего дворянства. Как правило, мелкие чиновники, студенты, люди интеллектуальных профессий (и————)

Вопрос 12

Прочитайте отрывок из сочинения историка и запишите фамилию, пропущенную в тексте.

Плавание ____ и Лисянского было признано географическим и научным подвигом. В его честь была выбита медаль с надписью: «За путешествие кругом света 1803-1806». Результаты экспедиции были обобщены в обширных географических трудах её участников.

Первое плавание россиян вышло за рамки «дальнего вояжа». Оно принесло славу русскому флоту.

Личности командиров кораблей заслуживают особого внимания. Несомненно, что они были прогрессивными для своего времени людьми, горячими патриотами, неустанно радевшими за судьбу «служителей»-матросов, благодаря мужеству и трудолюбию которых плавание прошло на редкость благополучно. Отношения ____ и Лисянского — дружеские и доверительные — решающим образом содействовали успеху дела.

Тест проверки следующих тем:
2.1.8. Правовые реформы и мероприятия по укреплению абсолютизма в первой половине XIX в.
2.1.9. Отечественная война 1812 г.
2.1.10. Движение декабристов
2.1.11. Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм
2.1.12. Имперская внешняя политика самодержавия. Крымская война и ее последствия для страны

Использованная литература и источники:

Артасов И. А., Данилов А. А., Крицкая Н. Ф., Мельникова О. Н. Я сдам ЕГЭ. История ЕГЭ. Практикум и диагностика. – М.: Просвещение, 2017. – 384с.

Богатенко Р. В., Горючкина К. В. История России. Войны и мирные договоры. 2018 – 220 с. https://www.litres.ru/k-v-goruchkina/istoriya-rossii-voyny-i-mirnye-dogovory/chitat-onlayn/

ЕГЭ-2015: История: 30 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ: 11 класс / И.А. Артасов, О.Н. Мельникова. – М.: АСТ: Астрель, 2014. – 364с.

ЕГЭ-2017: История: 30 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ: 11 класс / И.А. Артасов, О.Н. Мельникова. – М.: АСТ, 2017. – 390с.

ЕГЭ-2018. История. 20 вариантов. / Богатенко Р. В., Горючкина К. В. 2017 – 512 с. https://ridero.ru/books/ege-_2018_istoriya_20_variantov/

ЕГЭ. История. Типовые экзаменационные варианты. 30 вариантов. / Безбородов А.Б., Игнатов А.В. – М.: Национальное образование, 2017. – 403с.

История. Подготовка к ЕГЭ-2016. 25 тренировочных вариантов по демоверсии на 2016 год: учебно-методическое пособие / Под редакцией О. Г. Веряскиной. – Ростов н/Д: Легион, 2015. – 432с.

История. Подготовка к ОГЭ в 2016 году. Диагностические работы.— М.: МЦНМО, 2016. – 79 с.

История России. Контрольные работы. 6 класс : учеб, пособие для общеобразоват. организаций / И.А. Артасов. — М. : Просвещение, 2016. — 80 с.

История России. Контрольные работы. 7 класс : учеб, пособие для общеобразоват. организаций / И.А. Артасов. — М. : Просвещение, 2016. — 80 с.

История России. Контрольные работы. 8 класс : учеб, пособие для общеобразоват. организаций / И.А. Артасов. — М. : Просвещение, 2016. — 64 с.

История России. Контрольные работы. 9 класс : учеб, пособие для общеобразоват. организаций / И.А. Артасов. — М. : Просвещение, 2017. — 96 с.

История России. Контрольные работы. 10 класс : учеб, пособие для общеобразоват. организаций / И.А. Артасов. — М. : Просвещение, 2017. — 112 с.

История России. С древнейших времён до конца XVI века. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ А. Л. Данилов, Л. Г. Косулина. 5-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 2015. — 288с.

История России. Конец XVI — XVIII век. 7 класс : учеб, для общеобразоват. организаций / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. — 4-е изд. испр. и дополн. М. : Просвещение, 2015. — 304 с.

История России, XIX век. 8 класс : учеб, для общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косули- на. — 13-е изд. — М. : Просвещение, 2012. — 287 с.

История России, XX — начало XXI века. 9 класс : учеб, для общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт. — М. : Просвещение, 2013. — 383 с.

ОГЭ 2016. История. Основной государственный экзамен. Типовые тестовые задания / И. В. Курукин, Ф. Г. Тараторкин. — М.: Издательство «Экзамен», 2016. — 207 с.

ОГЭ-2017 : История: 20 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену / И.А. Артасов, [и др.]. — Москва: Издательство ACT, 2017. — 301 с.

Оптимальный банк заданий для подготовки к ЕГЭ. Единый государственный экзамен 2015. История. Учебное пособие. / И.А. Артасов, О.Н. Мельникова. – М.: Интеллект-Центр, 2015. – 216с.

Открытый банк заданий ОГЭ по истории: http://85.142.162.126/os/xmodules/qprint/index.php?proj=3CBBE97571208D9140697A6C2ABE91A0

Открытый банк заданий ЕГЭ по истории: http://85.142.162.119/os11/xmodules/qprint/index.php?proj=068A227D253BA6C04D0C832387FD0D89

Соловьев Я.В. История. Подготовка к ЕГЭ в 2017 году. Диагностические работы. – М.: МЦНМО, 2017. – 128с.

Ответка

Задайте свой вопрос и получите ответ от профессионального преподавателя. Выберите лучший ответ.

Задать вопрос

Задать вопрос

  • Все вопросы

Арья





История России


10 — 11 классы




20.05.2020 12:31

Ответы на вопрос

Записаться

Бесплатные вебинары с ответами на все вопросы у нас на канале!

Смотреть

Ответы в краткой форме:

1. 2

2. 4

3. 4

4. 3

5. 1

6. 3

7. АГВБ

8. 126

Ответы с пояснениями:

1. 2 (период засилья немцев получил название бироновщина)

Ключевая фраза – «немцы посыпались в Россию как сор из дырявого мешка…». В том числе и сам Э.И.Бирон, фаворит императрицы, был немцем.

1) Семибоярщина – название периода (1610-1612) в эпоху Смуты. Тогда ситуация характеризовалась засильем не немцев, а поляков.

3) Пугачёвщина – название периода крестьянской войны под предводительством Е.Пугачёва (1773-1775).

4) Аракчеевщина –  название периода правления Александра I, характеризующееся усилением при дворе А.Аракчеева, развитием военных поселений под его руководством.

2. 4 (архитектурный стиль, получивший распространение во второй половине XVIII в., характерными чертами которого является обращение к античному наследию, восприятие форм греческого и римского зодчества – это классицизм)

1) Барокко – стиль в XVIII веке, характерные черты – пышность форм, обилие декора)

2) Дивное узорочье – стиль в XVII веке, характерные черты – изразцы, наличники на окнах в виде кокошников;

3) Византийский стиль –  стиль в XIX веке, характерные черты – полусферические купола, массивность)

3. 4 (современниками были Екатерина II и Вольтер. Они состояли в переписке)

1) Павел I и Карл XII – Павел I жил в конце XVIII века, Карл XII – в его начале (современник Петра I)

2) Анна Иоанновна и Сигизмунд III Ваза – Анна Иоанновна жила в середине XVIII века, Сигизмунд III – в начале XVII (современник эпохи Смуты)

3) Петр I и Фридрих II – Пётр I жил в начале XVIII века, Фридрих II – в его середине (современник Елизаветы Петровны и Петра III)

4. 3 (с именами М.В.Ломоносова и И.И. Шувалова связаны основание Московского университета и Академии художеств)

1) С созданием русской классической скульптуры связано, например, имя И.Мартоса;

2) С возведением монументальных зданий в стиле классицизма в Москве связано имя В.Баженова;

4) С развитием портретного жанра в изобразительном искусстве связаны имена Д.Левицкого, В.Боровиковского, Ф.Рокотова.

5. 1 (территория российского государства в XVIII в. выросла за счет  Крыма (1783) и Северного Причерноморья до Днестра (результат русско-турецких войн 1768-1774 и 1787-1791))

2) Центральная и Южная Сибирь присоединены в середине XVII века;

3) Урал и Башкирия присоединены в XVI веке;

4) Восточная Сибирь и Камчатка присоединены в конце XVII века (Нерчинский договор с Китаем, экспедиция В.Атласова).

6. 3 (верны оба суждения)

А. Восстание Пугачёва было активно поддержано казаками, посадским населением и крестьянами – верно.

Б. После подавления восстания река Яик получила новое название – верно, она стала называться Урал.

7. АГВБ

1) А – Северная война (1700-1721);

2) Г – первый дворцовый переворот (1725);

3) В – восстание под руководством Е.Пугачёва (1773-1775);

4) Б – правление Павла I (1796-1801).

8. 126 (сподвижниками Петра I были Я.Брюс, А.Меншиков, Ф.Лефорт)

3-5) А.Орлов, Г.Державин, Г.Потёмкин – сподвижники Екатерины II.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Прочитайте отрывок из сочинения историка и впишите в текст фамилию политического деятеля о котором
  • Прочитайте отрывок из сочинения древнегреческого историка филохора аттида и ответьте на вопросы
  • Прочитайте отрывок из сочинения д с лихачева и укажите о каком правителе идет речь
  • Прочитайте отрывок из сочинения готского историка иордана выскажите свои предположения
  • Прочитайте отрывок из сказки салтыкова щедрина премудрый пескарь какие черты разговорного стиля

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии