Прочитайте продолжение рассказа о бродяге определите его тему и главную мысль

Похожие вопросы:

Иконка предмета

Русский язык, 01.03.2019 04:30

Определите, какой звук ([о]или[э] произносится под ударением в следующих словах, гладкошерстный, гололедица, гренадер, желоб, желчь.

Ответов: 3

Иконка предмета

Русский язык, 01.03.2019 11:30

Добрый вечер! подскажите существует ли глагол к слову книга?

Ответов: 2

Иконка предмета

Русский язык, 01.03.2019 15:30

Прошу) : найдите односоставное предложение и укажите их тип речи. и сделать синтаксический разбор одного из односост. предложений. 1. уши совы, как пеленгатор, определяет точку, где копошится жертва. 2.но ушастой ее назвали не
за настоящие уши, а за два пучка перышек, которые торчат на лбу. 3.по этим ушам её ни с кем не спутать. 4.стоит посмотреть как-нибудь в сумерки в совинную охоту. 5.как огромные ночные бабочки порхают совы над травой в неё и
взлетают снова

Ответов: 2

Иконка предмета

Русский язык, 01.03.2019 17:00

Словосочетание к словам шоссе , шофер , пришел, жокей, жонглер, расческа, шоколад, щетка, жернов, чопорный, расчет, шорох, шепот, почет, капюшон, шотландец, челка, обжора, решетка, крыжовник, очертание, трущоба, шов.

Ответов: 4

Иконка предмета

Русский язык, 02.03.2019 19:10

Написать сочинение по плану егэ (1)позвольте напомнить известное изречение: «где наша мудрость, потерянная в знаниях? где наше знание, потерянное в информации? » (2)высшее, чего может достичь человек, — это мудрость. (3)ей бы
полагалось стать школьным предметом, мудрости надо учить. (4)точнее, к мудрости надобно приучать — как к осторожности суждений, воздержанию от недостаточно обоснованных утверждений, умению принимать во внимание множество
факторов, опираясь на то, что рождено разнообразием опыта. (5)это больше, чем знания. (6)это ещё и интуиция, и отвращение к самообману. (7)мудрый человек никогда не самонадеян: он не считает конечными полученные им результаты
раздумий, он допускает их ошибочность, сопоставляя их с прямо противоположными утверждениями и находя пробелы в том, что казалось бесспорным. (8)мудрость нуждается в знаниях, но не сводится к ним. (9)кто-то может знать,
допустим, все разновидности бабочек и ничего не смыслить в проблемах экологии. (10)даже не интересоваться ими. (11)в таком случае человек упускает из вида связь отдельно взятой бабочки с устройством мира. (12)3нания отвечают на
вопрос «почему? », а информация — только на вопросы «что? где? когда? как? ». (13)3нание состоит из «пониманий» и является достоянием науки. (14)3нание нуждается в информации, но не сводится к ней — оно выше, поскольку знает, как
проверять достоверность информации. (15)3нание в европейской, а теперь и в общемировой научной традиции всегда противостояло мнению. (16)мнение — это всего лишь некоторое отношение к чему-либо, а знание — это, повторю,
понимание закономерности. (17)важно не столько отстаивать непременно своё мнение, сколько думать о том, чтобы оно было доказано, хотя бы стремилось стать знанием. (18)стремление всячески поощрять безосновательные мнения как
самоцель опасно для растущего человека. (19)недостаточно мыслить самостоятельно — надо ещё мыслить правильно. (20)вкусу к свободе, к полёту мысли надо долго учиться. (21) вспомните: мысли у буратино были
коротенькие-коротенькие. (22) а совсем молодой пушкин в послании другу написал такие слова: «учусь удерживать вниманье долгих » (23)оказывается, своя мысль требует долгого и мучительного спора с собой, внутреннего жёсткого
требования проверок и перепроверок, выстраивания длинных цепочек рассуждений. (24)их надо все удержать в круге своего напряжённого внимания — это серьёзная работа. (25)вот что значит «удерживать вниманье долгих дум». (26)и для
некоторых людей это — удовольствие. (27)сократ, как передаёт легенда, однажды так увлёкся размышлением, что простоял неподвижно на одном месте почти сутки, не замечая ничего вокруг. (28)людей, очевидно, можно разделить на две
категории: способных «удерживать внимание долгих дум» и тех, кто предпочитает короткие, простенькие мысли, что не мешает их самодовольству и самовлюблённости. (29)когда поощряют необоснованные мнения, то поддерживают в
человеке вот эту самовлюблённость и склонность к самообману. (30)потому сегодня так важно уйти от одобрения, от поощрения коротеньких, как у буратино, мыслей и учиться у пушкина с его предпочтеньем «долгих дум». (по б.
бим-баду*) *борис михайлович бим-бад (род. в 1941 г.) — академик рао.

Ответов: 3

Иконка предмета

Русский язык, 02.03.2019 22:30

Напишите как можно больше слов с корнем -след- (слова могут быть и неоднокоренными)

Ответов: 3

Иконка предмета

Русский язык, 02.03.2019 23:30

Короткое сочинение(50-60слов) на тему : ‘зачем нужны устаревшие и книжные слова»

Ответов: 3

Иконка предмета

Русский язык, 03.03.2019 01:00

Нельзя гнать человека только (по) тому, что вы подозреваете его в чем-то

Ответов: 3

Иконка предмета

Русский язык, 03.03.2019 01:30

Придумать восклицательное предложение со словами «ароматный, душистый»

Ответов: 2

Иконка предмета

Русский язык, 03.03.2019 09:10

Как правильно ставить ударение на слово: звонят — ударение на первую гласною, или звонят — ударение на вторую

Ответов: 3

Иконка предмета

Русский язык, 03.03.2019 10:40

Написать сочиненье по теме дни недели по языку пятого класса

Ответов: 4

Иконка предмета

Русский язык, 03.03.2019 11:00

Исправить ошибки, связанные с неправильным написанием форм глаголов 1) вратарь, конечно, словит мяч 2) он часто лазиет за яблоками 3) вы хотите спать. так приляжте!

Ответов: 4

Вопросы по другим предметам:

Категория

Математика, 09.08.2019 08:00

Категория

Математика, 09.08.2019 08:00

Категория

Русский язык, 09.08.2019 08:00

Спишите проставляя ударение. алфавит, диалог, договор, документ, инструмент, квартал, километр, красивее, портфель, процент, простыня, свекла, силос, столяр, цемент, шефер, щавель….

Категория

Українська мова, 09.08.2019 08:00

Категория

Геометрия, 09.08.2019 08:00

Категория

Русский язык, 09.08.2019 08:00

Категория

Русский язык, 09.08.2019 08:00

Категория

Математика, 09.08.2019 08:00

Категория

История, 09.08.2019 08:00

Категория

Литература, 09.08.2019 08:00

ПРОЧИТАЙ
ТЕКСТ.

ОПРЕДЕЛИ       ТЕМУ
 И    ГЛАВНУЮ  МЫСЛЬ ТЕКСТА.

СОСТАВЬ
ПЛАН ТЕКСТА.

                               
Текст № 1

Серёжа
и Толя решили сыграть партию в шахматы.              Они берут шахматную доску
и аккуратно расставляют на            ней фигуры. Серёжа будет играть белыми, а
Толя сыграет чёрными. Вот Серёжа делает первый ход пешкой. Толя тоже отвечает
ходом пешки.  

Начинается
интересная игра. Кто из ребят окажется изобретательнее и внимательнее? Кто
будет лучше следить                за своими и чужими фигурами? Кто точнее
рассчитывает различные варианты игры?

Шахматы
приносят детям большую пользу. Эта игра развивает ум, память и логическое
мышление. Шахматы вырабатывают внимательность и усидчивость.

Образец
выполнения задания

                                   
Текст № 1

Тема —
шахматы.

Основная
мысль – шахматы приносят детям большую пользу.

                                           
План.

1)   Серёжа и Толя играют в шахматы.

2)   Интересная игра началась.

3)   Польза  шахмат.

             
                  Текст № 2

По тундре бродят огромные стада северных оленей.
Удивитель
ное
животное — северный олень; крупное, сильное, неутомимое! 
Целый день олень работает, возит по тундре
людей, грузы. А рас
прягут — он сам себе еду добывает.

Олений корм — кустистый ягель. Это низенькое растение
светло-серого цвета. Под лунным светом кажется, что олени ходят по
серебру. Зимой серебряное
пастбище занесет глубоким снегом. Теперь, чтобы добраться до любимого ягеля,
северный олень должен разгребать копытами плотный снег, рыть глубокие ямы.

К долгожданному приходу весны у него полностью стерты копыта.
Но другой лопаты для добывания необходимого корма у се
верного оленя нет.

                               
Текст № 3

Жила в лесу старая дикая яблоня. Осенью упало с нее
маленькое кислое яблочко. Лесные птицы быстро склевали его. Только одному семечку 
посчастливилось спрятаться в траве. Через
несколько лет выросла 
из него стройная
молодая яблонька.

Пришел в лес садовник. Он аккуратно выкопал дичок и
посадил его
в саду. Срезал садовник зеленую верхушку у дичка и привил  к нему свежий побег от хорошей яблони.

Срослась дикая яблонька с чужой веточкой. Через три года зацвело деревце
нежными душистыми цветами. К осени на нём
вызрели большие сладкие яблоки.

                               
Текст № 4

У нашей кошки весной родились котята, но их у нее отняли.
Как 
раз в этот день мы
поймали в лесу маленького зайчонка.

Мы взяли и подложили его кошке. У неё было очень много молока, и она охотно
стала кормить зайчонка.
Так зайчонок и вырос на ее молоке. Они очень подружились и даже спали всегда вместе.

Смешнее всего, что кошка научила зайчонка-приемыша
драться 
с собаками. Как
только собака забежит к нам во двор, кошка бросается на неё и яростно царапает.
А следом за ней подбегает заяц и так барабанит передними лапами, что у собаки
шерсть клочьями летит.
Все собаки кругом боятся нашей кошки и её выкормыша —
зайца.

                          
   Текст № 5

Летом мы с
сестрой приехали к бабушке в деревню. Утром собрались на озеро. А в орешнике на
берегу поймали белку. Мы обрадовались красивой зверюшке с пушистым хвостом,
любопытными глазами и проворными лапками.

Сестра
привела в порядок старую клетку. В ней раньше жил кролик. Мы сделали подстилку
из листьев, поставили блюдце с молоком, положили орешки. Мы с сестрёнкой
решили, что осчастливили белочку. А зверёк не стал обживать свой домик. Белочка
печально сидела в углу и жалобно повизгивала. К корму она не притронулась.

Мы отнесли
белку в орешник. Зверёк стремительно понёсся с ветки на ветку.

                           
Текст № 6

Маша давно
мечтала о собаке. И вот на день рождения родители подарили ей щенка таксы.

Он был чёрный
с рыжими лапками. На маленькой остренькой мордочке выделялись крупные карие
глаза с длинными чёрными ресницами. Маша была счастлива. Она осторожно
прижимала к груди тёплый живой комочек. Щенок лизал ей лицо и руки. Девочка
назвала своего нового друга Кингом. Она заботилась о нём, водила щенка на
прогулку, оберегала от крупных собак.

А щенок рос.
Постепенно он вырос в крупную таксу. Кинг стал замечательным Машиным другом.

                           
Текст № 7

Детство
Виктора Михайловича Васнецова и его брата Аполлинария прошло в небольшом
вятском селе Рябово. Их отец был священником. Он знакомил ребят с науками,
помогал видеть красоту окружающего мира, учил рисовать и петь. Часто отец читал
детям рассказы о могучих богатырях, сказки.

У Васнецовых
был огромный светлый дом. Перед домом находился колодец с чистой студёной
водой. Во дворе рос огромный вяз. Это дерево посадил отец. Братья любили играть
под этим деревом. Во время осеннего праздника сельская площадь превращалась в
весёлую ярмарку. Сюда везли расписанные конские дуги, узорчатые прялки,
разукрашенные сундуки, дымковские игрушки. Но Вите больше всего нравилась
лавочка с иконами и книгами.

Васнецов
считал, что его детство было частицей детства его народа. Это помогало ему
верить в добро и создавать прекрасные картины. В картинах великого художника
сказка и быль сливались воедино.

                           
Текст № 8

В лесу
стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась и пошла дальше.
Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришёл
старик с мешочком, кряхтя  поклонился пню и побрёл дальше. Весь день приходили
в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

Возгордился
старый пень и говорит деревьям:                                     — Видите,
даже люди, и те мне кланяются. Пришла бабушка — поклонилась, пришли девочки —
поклонились, пришел старик — поклонился. Ни один человек не прошёл мимо меня,
не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне
кланяйтесь. Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой осенней
красоте. Рассердился старый пень и ну кричать:                                                                                                                     
— Кланяйтесь мне! Я ваш царь!

Но тут
прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую березу, ронявшую по одному
свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:                                                                                                  
— Ишь  как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь,              а
обыкновенный старый пень. И люди вовсе не тебе кланяются,                  а
ищут возле тебя опенки. Да и тех не находят. Давно уже все обобрали.

«Определите тему и главную мысль текста»: разбираемся с самым непонятным заданием ЕГЭ и ОГЭ по русскому

20.02.2021
83572

Задания на работу с текстом встречаются и на ЕГЭ, и на ОГЭ. Иногда их дают даже на ВПР. После текста ученика обязательно ждет роковая фраза: «Вам нужно определить тему и главную мысль текста». В школе редко уделяют внимание этой теме — учителя считают, что ее должны были проходить еще в начальной школе. Создатели экзамена хотят проверить навыки работы с текстом, а ученики часто в принципе не понимают, что такое тема и главная мысль. В результате потерянные баллы, слезы и страдания.

На деле определить тему и главную мысль текста не очень сложно, если разобраться, что это такое. В статье я дам вам алгоритм, который позволит превратить это непонятное задание в гарантированные баллы. Поехали!

определить тему и главную мысль текста

«Определите тему и главную мысль текста»: разбираемся с самым непонятным заданием ЕГЭ и ОГЭ по русскому

Чем различаются тема и главная мысль текста

На экзаменах иногда встречаются публицистические тексты, где сам автор ярко подчёркивает основную идею и открыто высказывает своё мнение по проблеме. Но если мы проанализируем ВПР 8-го класса или ОГЭ по русскому языку, чаще встретим художественные тексты. Никаких риторических вопросов или очевидных ответов! Только персонажи, намеки и выводы, которые делает сам читатель.

Давайте сначала разберемся с основными понятиями.

Тема текста — это то, о чем говорится в тексте в целом. Бывают тексты о любви, природе, взаимоотношении людей, войне… Но каждый из них будет иметь собственных героев, свою сюжетную линию, задумку, основной посыл, который автор хотел вложить в текст и через него донести до нас. Это и есть главная мысль текста.

Также главную мысль часто называют проблемой текста.

Самостоятельно подготовиться к экзаменам непросто. На то, чтобы разобраться со всеми темами, понадобится много времени. Но и это не решит проблему! Например, если вы запомнили какое-то решение из интернета, а оно оказалось неправильным, можно на пустом месте потерять баллы. Если хотите научиться решать все задания, обратите внимание на онлайн-курсы MAXIMUM Education. Эксперты из нашего Департамента исследований и разработок уже проанализировали сотни вариантов экзаменов и подготовили для вас максимально полезные занятия, которые провожу и я 🤓

Я помогаю ученикам понять самые нудные правила русского языка и учу их писать грамотно и красиво. А еще мы всегда тренируемся на реальных заданиях ЕГЭ и ОГЭ, чтобы на настоящем экзамене было не так страшно. Хотите щелкать задания так же, как мои ученики? Приходите ко мне на пробный урок! Вы узнаете всю структуру ЕГЭ и ОГЭ, разберете сложные задания из первой части, получите полезные рекомендации и увидите, как устроена подготовка к экзаменам в MAXIMUM Education. Все это абсолютно бесплатно!

Как определить тему и главную мысль текста

Прежде всего нужно внимательно прочитать текст:

  • подчеркнуть ключевые слова,
  • выделить микротемы по абзацам,
  • постараться мысленно пересказать текст, в 4–5 предложениях передать его суть

Отработка на практике

«(1)Утром долго не светало. (2)Проснувшись в своей комнате, музыкант-пенсионер услышал пение вьюги за окном. (3)Морозный, жёсткий снег нёсся по переулку и застилал дневной свет. (4)На оконное стекло ещё ночью, во тьме, легли замороженные леса и цветы неизвестной волшебной страны. (5)Старик стал любоваться этой воодушевлённой игрою природы, точно природа тоже томилась по лучшему счастью, подобно человеку и музыке.

(6)В такие дни музыкант сидел дома, и его единственным утешением было смотреть на замороженное оконное стекло, где складывалась и разрушалась в тишине картина заросшей, волшебной страны, населённой, вероятно, одними поющими птицами.

(7)Идти играть на Тверской бульвар сегодня уже не придётся. (8)Сегодня поёт буря, и звуки скрипки будут слишком слабы. (9)Всё же старик под вечер оделся в пальто, обвязал себе голову и шею шалью, накрошил хлеба в карман и вышел наружу. (10)С трудом, задыхаясь от затвердевшего холода и ветра, музыкант пошёл по своему переулку к Тверскому бульвару. (11)Безлюдно скрежетали обледенелые ветви деревьев на бульваре, и сам памятник уныло шелестел от трущегося по нему, летящего снега. (12)Всё равно музыкант оставил на ступени свой хлеб и видел, как он исчез в сумраке бури.

(13)Вечером музыкант сидел дома один; он играл на своей скрипке, но некому было его слушать, и мелодия звучала плохо в пустоте комнаты, она трогала лишь одну-единственную душу скрипача… (14)Он перестал играть. (15)На улице шёл поток урагана, — худо, наверно, теперь воробьям. (16)Старик подошёл к окну и послушал силу бури сквозь замороженное стекло. (17)Неужели седой воробей и сейчас не побоится прилететь к памятнику Пушкину, чтобы поесть хлеба из футляра?»

(по А. Платонову)

Чтобы определить тему, необходимо ответить на вопрос: «О чем текст в целом?»

О заботе, человечности, милосердии. Ответ можно сформулировать по-разному. Скорее всего, у вас будут варианты, из которых получится выбрать.

Чтобы правильно определить главную мысль текста, нужно ответить на несколько вопросов:

  1. Что произошло в тексте?
  2. О чем вы задумались после прочтения текста?
  3. Какая мысль заставила автора написать этот текст?

Зачем старик пошёл на улицу во время вьюги? Ответ мы находим в последних предложениях:

С наступлением холодов музыкант не мог выходить играть на бульвар, но продолжал думать о птицах, которых подкармливал хлебом.

Забота о птицах, доброе отношение человека к «седому воробью» — вот что находилось в центре внимания автора, когда он создавал текст.

Главная мысль, которая излагается в конце текста: нужно заботиться о тех, кто без нашей помощи не справится. Хорошие, добрые люди помогают тем, кто в них нуждается, даже если это даётся непросто.

Автор одобряет поступок старого музыканта, а читатель восхищается добротой главного героя. Всё это мы поняли благодаря поэтапному анализу текста, выделению ключевых моментов.

Лайфхаки экзамена

К рубрике

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Прочитайте отрывок из сочинения историка и выполните задания на поместное дворянство
  • Прочитайте отрывок из сочинения историка и выберите два верных суждения по очищении россии
  • Прочитайте отрывок из сочинения историка и выберите два верных суждения в последние годы
  • Прочитайте отрывок из сочинения историка и впишите в текст фамилию политического деятеля о котором
  • Прочитайте отрывок из сочинения древнегреческого историка филохора аттида и ответьте на вопросы

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии