Прочитайте рассказ бескорыстие определите тему и идею произведения

   Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» уникальна и интересна тем, что в ней переплелись судьбы героев с разными характерами. Фактически, это историческая повесть, описывающая бунт того времени. Но с другой стороны, в повести прослеживаются нотки чистой, искренней, легкой и светлой любви. Это чуство вспыхивает ярким огнем и продолжает гореть на протяжении всего повествования, согревая душу читателя. 
<span>     Нам знаком Петр Гринев? Знаком. Это главный герой повести. Пожалуй, Пушкин вложил в создание образа все самое честное, благородное, доброе и правильное. «Построил» характер и личность Гринева его отец, Гринев Андрей Петрович. Андрей Петрович бывший военный. По характеру напоминает сына. Такой же честный, добрый, открытый и искренний. Военная служба отца Петра закончилась быстро, потому что он не хотел быть от кого-либо зависимым и «выпрашивать» чины, как это делали многие. В сыне он воспитал самые благородные качества, присущие человеку. </span>
<span>     Вскоре Пете исполнилось семнадцать лет. Отец забеспокоился о будущей жизни сына и стал выбирать ему достойное место для службы. Сам Петр бредил о Петербурге, представлял там службу яркой и интересный. Но вопреки мечтаниям Пети, Андрей Петрович выбрал ему службу под Оренбургом, где Петр и встретил свою будущую любовь. Собрав вещи, Петр уехал, запомнив слова отца: «Береги платье снову, а честь смолоду». Так и понес он смысл этого наставления через всю жизнь. </span>
<span>     В Оренбурге во внимание читателя добавляются новые герои. Это комендант, смелый и правильный мужчина, верный императрице Екатерине II. Его жена, Василиса Егоровна, роковая и мудрая женщина. Дочь коменданта, Маша Миронова, скромная и застенчивая девушка. Злой Швабрин, ровесник Петра, личность темная, подлая и циничная. </span>
<span>     Благородство дворянина и характер отца проявляются в Гриневе все больше и больше. Особенно меня впечатлила сыгрнанная дуэль между Швабриным и Петром. Швабрин публично оскорблял и наговаривал на Машу, но Гринев, как истинный дворянин, отстоял честь девушки. Итог дуэли — Петр ранен, а Швабрин победитель, но какой! Несчастный трус, нанесший удар со спины. Этот факт указывает на трусость, подлось и бесчувственность этого человека. </span>
<span>     Мне очень понравилась эта повесть. Особенно ярко здесь выражена личность Петра Гринева. Он не обладает богатырской силой и изворотливым умом. Но он искренен, открыт, наивен. Именно поэтому он вызывает у читателя симпатию. Он не умеет притворятся, лицемерить, даже желая сохранить себе жизнь. В этом и проявляется истинное благородство, крепость характера.

сдесь найди)</span>

Раздел: Человек и Родина

Тема: К. Г. Паустовский. “Бескорыстие”

Дата:

Школа:

ФИО учителя:

Класс: 10

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения:

10.3.3формулировать практическиевопросы по прочитанному тексту иотвечать на них, используя внетекстовую информацию для подтверждения своей точки зрения;

10.3.4владеть стратегиями чтения,включая просмотровое чтение, сканирование и детальное чтение;

10.4.1 создавать тексты смешанных типов, тексты научного (научно-популярного подстиля) и публицистического стилей (статья, тезисы, интервью, пресс-релиз);

10.4.5писать эссе, в том числе причинно-следственное, аргументативное;

10.4.7соблюдать пунктуационные нормы в сложных синтаксических конструкциях, тире в простом и сложном предложении.

Цели урока

Все учащиеся смогут:

владеть стратегиями чтения,включая просмотровое чтение, сканирование и детальное чтение;

Большинство учащихся смогут:

создать тексты смешанных типов, тексты публицистического стиля: тезисный план к тексту;

соблюдать пунктуационные нормы в сложных синтаксических конструкциях, тире в простом и сложном предложении;

Некоторые учащиеся смогут:

написать эссе, в том числе причинно-следственное, аргументативное на тему “Пусть будет сильна наша единая нация — Мәңгілік Ел!”;

формулировать практическиевопросы по прочитанному тексту иотвечать на них, используя внетекстовую информацию для подтверждения своей точки зрения.

Языковая цель

Полиязычие: интернационализм, полилингвизм

Основные термины и словосочетания: родина, единая нация

Привитие ценностей

Воспитаниепатриотизма, интернационализма, толерантности в русле Стратегии «Казахстан – 2030», государственных программ «Культурное наследие», «Мәңгілік Ел», «Триединство языков»; «Рухани жанғыру», любви и бережного отношения к Родине, родному языку, русскому языку, литературе и культуре, трудолюбия, семейных ценностей.

Межпредметные связи

Взаимосвязь с предметами: мировая литература, казахский язык и литература, английский язык.

Навыки использования ИКТ

Использование интерактивной доски, презентация, буктрейлеры, интернет-ресурсы

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

Организационный момент.

Создание коллаборативной среды.

Стратегия «Кто больше назовет предметов!»

Высокие что …?

Низкие что … ?

Из стекла что … ?

Мягкие что … ? и т.д.

Учитель приветствует учащихся, мотивирует учащихся на совместную работу, изучение темы урока.

Стратегия «Метод ассоциаций». Обсуждение сравнительной таблицы по творчеству М. Симашко.

Учебник.

Часть 1.

Хрестоматия.

Середина урока

СтратегияДиаграмма Венна

  • Объясните смысл ключевых слов темы: родина, родная земля, родные места. Как вы думаете, можно ли с этими словами связать слова — антонимы “корысть” — “бескорыстие? Определите значение этих слов, используя толковые словари русского и казахского языков.

  • Составьте диаграмму Венна.

  • Прочитайте рассказ “Бескорыстие”. Определите тему и идею произведения.

Раскройте смысл заглавия произведения.

Стратегия «Собрать пазлы».

  • Прочитайте текст Патриотического Акта Мәңгілік Ел.Составьте тезисный план. Перескажите текст по плану.

  • Выпишите выделенные слова, объясните значение слов, используя толковые словари русского и казахского языков.

Стратегия «Метод ассоциаций». Сравнительная таблица

  • Подберите афоризмы, пословицы, поговорки, устойчивые словосочетания со словами “жеті — семь” на казахском и русском языках.

  • Сравните значение словосочетаний. Каков символический смысл числительного “жеті — семь”?Составьтесравнительную таблицу.

Учебник.

Часть 1.

Хрестоматия.

Конец урока

Стратегия «Собрать пазлы». Проба пера

Напишите эссе на тему “Пусть будет сильна наша единая нация — Мәңгілік Ел!”. В эссе используйте материалы сравнительной таблицы. Обоснуйте и сформулируйте свою точку зрения по теме эссе.

Рефлексия.

Стратегия «Метод ассоциаций».На данном этапе ученики возвращаются к стадии вызова и заполняют графу “После” в таблице “До и после”. Предложите ученикам поделиться своими замечаниями и комментариями по теме урока, результаты запишите в соответствующую графу таблицы.

Ход урока.

                                                  1.Вступительное слово учителя.

— Сегодня у нас очень важный урок, актуальный, ведь скоро вам предстоит сдавать экзамен. И самая главная задача на данном этапе обучения, конечно, — хорошо подготовиться к сдаче ГИА. Какие умения, на ваш взгляд, помогут это сделать? Конечно, это  умение написать сжатое изложение,  сочинение в жанре рассуждения,  орфографическая и пунктуационная грамотность. А сформировать все эти умения помогает комплексный анализ текста, ( слайд №1) что вам и предстоит сегодня сделать.   (Цель  формулируют уч-ся)                                                                                                     Ключевыми на уроке будут следующие понятия:        (слайд №2)

Текст

Тема текста

Проблема текста

Стиль текста

Тип речи

Основные орфограммы (правописание безударных гласных, чередующихся гласных, приставок)

и пунктограммы

( слайд №3)- А в качестве эпиграфа к уроку предлагаю всем нам известные слова Н.В.Гоголя: « Перед вами громада – русский язык! Наслаждение глубокое зовёт вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его».

                    — И ещё хочется прочитать замечательное высказывание  Марины Цветаевой: « А что есть чтение – как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов… Чтение – прежде всего сотворчество».

— Хотелось бы, чтобы на сегодняшнем уроке вы тоже почувствовали себя творцами.

                                  2. Слово уч-ся о В.М.Пескове.

—  Работать сегодня мы будем с текстом В.Пескова. И в ближайшие 30 минут он будет находиться под нашим «лингвистическим микроскопом».(слайд№4)

— Василий Михайлович Песков родился в 1930 году в Воронежской области; писатель, журналист, путешественник и ведущий телевизионной программы «В мире животных» с 1975 по 1990 год. Свои книги он посвящает героическим судьбам людей, родной природе. Песков радуется всему окружающему: встрече с человеком, вечерней зорьке, птице в зелёном лесу. Никто и ничто не ускользнёт от внимательного взора художника, всё рождает в нём волну преданности, признательности и любви к простым людям, родному краю.

                             3. Представление текста «Бескорыстие».

— Перед вами рассказ В.М.Пескова, познакомимся с текстом. (Чтение текста вслух учителем).

                                       4. Работа с текстом: комплексный анализ.

1)            – Докажите, что данный отрывок является текстом.

 ( Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений; порядок слов в предложениях; интонация.)

        ( Текст – это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Основные признаки текста: тематическое и композиционное единство всех его частей; наличие грамматической связи между частями; смысловая цельность, относительная законченность.)     (слайд№5)

2)               — Определите тему текста        (Тема текста – это то, о чём ( или о ком ) в нём говорится).                                                    (Об одной из лучших человеческих черт – бескорыстии.)

       – Как вы понимаете смысл слова «бескорыстие»?

— Где можно найти лексическое значение слова?

        — Какие толковые словари вы знаете? (Даля, Ожегова, Ушакова, шк. словарь Лапатухина).

— Если обратимся к словарю Даля, то прочитаем:  (слайд №6)

Бескорыстие – отсутствие корысти, жадности к имуществу, нежелание пользоваться чем-либо в ущерб, обиду или убыток другим; нежелание наград за добрые дела. Бескорыстен тот, кто думает о других более,  чем о себе.

— Подберите синонимы к слову бескорыстный (благородный, великодушный).

— Найдите в тексте антоним к этому слову  бескорыстие (Корысть).

— Бескорыстие – это когда человек делает доброе дело незаметно, не ради признания и наград. Как хорошо об этом сказано у Риммы Казаковой: «Как часто вся награда за труды – сознание исполненного долга».

3).                Итак, перед нами рассуждение о человеческом бескорыстии.                                                                                                       —  В каких словах заключена главная мысль этого рассуждения?        ( …хороших людей больше, чем плохих. И жизнь движется вперёд не тем, что в человеке плохого, а тем, что есть в нём хорошего).

— Какими примерами из жизни эта мысль подтверждается?   ( Десятки тысяч доноров безвозмездно отдают свою кровь, чтобы спасти жизни незнакомых им людей.

 Бескорыстие не требует ни почестей, ни наград.

            — Почему автор так подробно описывает случай из детства? (Он получил яркий жизненный урок). 

— В чём красота бескорыстия?         Найдите в тексте предложение, содержащее в себе этот вывод. (Бескорыстие не требует ни почестей, ни наград.)

4).             — К какому стилю речи относится текст? Аргументируйте свой ответ. (Публицистический.)  Особенности публ. стиля (слайды № 7,8)

(- Какова сфера употребления публицистического стиля? ( Это общественно-экономические, политические, культурные отношения; используется в газетах, журналах. Задача речи: информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, убеждением его в чём-то, внушением ему определённых идей, взглядов, побуждением его к определённым поступкам, действиям).

Какие стилевые черты публицистического стиля вы можете назвать? ( логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, страстность, общедоступность).

Назовите языковые средства, характерные для публицистического стиля (общественно-политическая лексика; эпитеты, сравнения, лексические повторы; побудительные и вопросительные предложения; риторические вопросы; вводные слова, причастные и деепричастные обороты, сложные синтаксические конструкции ).

Ответы  уч-ся

Во-первых, текст рассказывает о прекрасной человеческой черте – о бескорыстии, т.е. поднимает важную для нас проблему.

Во-вторых, в тексте ярко выражена авторская позиция. Автор на ярких примерах убеждает нас в том, что хороших, бескорыстных людей больше, чем плохих. И наши победы не только в силе оружия, но и в силе нравственности, в силе бескорыстного служения Родине.

В-третьих, в тексте используются как нейтральные слова (книжка, умывальник, просидел), так и торжественные (бескорыстие, нравственность, бескорыстное служение Родине, измождённый блокадой). Так происходит потому, что автор рассказывает о разных сторонах жизни народа: о серьёзных и значительных и о бытовых, обычных. Используются различные выразительные средства языка. Это тоже характерно для публицистического стиля).

5).         — Какой тип речи представлен в этом тексте? (Повествование с элементами рассуждения)

( Во-первых, здесь сообщается о событии из жизни писателя, на первый план выдвигаются порядок протекания действия, развитие сюжета. Это характерно для повествования.

Во-вторых, в нём доказывается, объясняется мысль о том, что хорошо, когда человек делает доброе дело незаметно, не ради почестей. А это характерно для текста-рассуждения).

6). – А сейчас перейдём к выполнению заданий по тексту.     (слайд №9)                                                                                    1). Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

а) Хороших людей больше, чем плохих;

б) Корыстный человек свою жизнь ценит превыше всего;

в) Люди совершают героические поступки не ради почестей и наград;

г) Наша победа в минувшей войне добыта силой оружия.

  — Найдите в тексте предложение, подтверждающее ваш выбор(56)

  2).  Среди предложений  15 – 25 найдите сложноподчинённое предложение. (15).

Обозначьте  в тексте,составьте схему, определите тип придаточных.

(Обстоятельственное, времени)                                                           (Изъяснительное)

(Когда мы сели в вагон дачного поезда), [все сразу заметили], (какое сокровище я везу).

— Как называется такое подчинение? (параллельное).

— Какие ещё типы подчинения вы знаете? (Однородное, последовательное).

3).- Среди предложений 31 – 37 найдите предложение с обособленным обстоятельством.(36)

— Чем выражено обособленное обстоятельство? ( Деепричастным оборотом).

4).  –Среди  предложений  51-53   назовите  сложное предложение с союзной сочинительной и бессоюзной связью между частями.  Объясните  постановку знаков  препинания. (52) ( обособленные определения, вторая часть имеет значение пояснения).(слайд №10)

— Назовите грамматическую основу из второй части предложения. (Другие умирают).

— Чем выражено подлежащее? ( Местоимением в роли существительного).

— Назовите сложноподчинённое предложение.  (51) Укажите вид придаточного (определительное).

— Объясните пунктуацию этого предложения (обособленное обстоятельство времени со значением уточнения).

5).  — Укажите ошибочное суждение: (слайд №11)

а) В слове ЖИТЬ  первый звук твёрдый;

б) В слове ДВАДЦАТЬ  мягкость согласного [ т ] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).

в) В слове ПРОСИДЕЛ  гласная И является проверяемой.

г) В слове ДРУГИЕ букв столько же, сколько звуков.

6). – Поработаем по вариантам:

1-в.  – Из предложений 22 – 41 выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного ( исчезла, испуганно, раздеваясь, развернули).

2-в. – Из предложений 46 – 50 выпишите слово, в котором правописание –НН- и –Н- определяется правилом: «В полных страдательных причастиях, имеющих при себе приставку или зависимое слово, пишется –НН- (подтверждённая).

1-в. — Укажите способ связи в словосочетании память о людях (предложение 48) (управление), замените его синонимичным словосочетанием со связью согласования (людская память).

2-в. – Укажите способ связи в словосочетании человеческий облик (предложение51), (согласование), замените его синонимичным словосочетанием со связью управления (облик человека).

7). Повторение «Изобразительно-выразительные средства языка».

— А теперь поговорим об изобразительно-выразительных средствах, которые использовал автор в тексте. Выполним следующее задание: вставьте на место пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка:

« В своём рассуждении В.Песков прибегает к различным средствам выразительности, среди которых есть синтаксические  ___( предложения 39 – 45) и ___ (предложения 59 – 62). А разговор с отцом автор оформляет в виде ____ (предложения 31 – 34).

  1. Гипербола
  2. Парцелляция
  3. Фразеологизм
  4. Диалог
  5. Цитирование
  6. Ряды однородных членов

                                                               ( слайд №12)

8). Итог урока.

 Удалось ли нам добиться цели урока?

 Мы учились выполнять комплексный анализ текста, благодаря чему развивали свои языковые способности и навыки.

 Мы совершенствовали и развивали свои умения, знания, учились применять их на практике.

Продолжили подготовку к итоговой аттестации в новой форме.

  Завершая урок, хочу прочитать вам стихотворение Марка Лисянского, которое перекликается с содержанием текста, по которому мы работали.

(слайд №13)

БЕСКОРЫСТИЕ.Какое это счастье поделиться
Сокровищами собственной души,
Кто жизнью обделен,— воздать сторицей,
Друзьям отдать последние гроши.

Преподносить любимой незабудки,
Слать песни, словно вести в города,
И, не теряя ни одной минутки,
Спешить туда, где горе и беда.

Дороже бескорыстие на свете,
Чем золото, и сталь, и серебро…
Не жди добра, чтоб на добро ответить,
А сам неси во все концы добро.

Дарить и отдавать—какое счастье,
Жить, ничего от мира не тая,
Не думая о том, что соучастье
В чужой судьбе — обязанность твоя.

— Помните этот призыв, чтобы никогда в душе не поселилось чувство вины перед  близкими  и родными.

— Спасибо за урок!

 1 слайд:

Комплексный анализ текста (подготовка к ГИА).

2 слайд:

Ключевые понятия урока:

Текст

Тема текста

Проблема текста

Стиль текста

 Орфограммы

 Пунктограммы

3 слайд:

Перед вами громада – русский язык! Наслаждение глубокое зовёт вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его.

                                                                                                           Н.В.Гоголь

А что есть чтение  как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов… Чтение – прежде всего сотворчество.

                                                                                                                                           М.Цветаева

4 слайд:

Портреты Василия Михайловича Пескова.

5 слайд:

Текст – это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью.

Основные признаки текста:

— тематическое и композиционное единство всех его частей;

— наличие грамматической связи между частями;

— смысловая цельность, относительная законченность.

6 слайд:

Бескорыстие – отсутствие корысти, жадности к имуществу, нежелание пользоваться чем-либо в ущерб, обиду или убыток другим; нежелание наград за добрые дела. Бескорыстен тот, кто думает о других более, чем о себе.

                                             ( Из словаря В.Даля)

7 слайд:

Основные признаки публицистического стиля речи:

— логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность;

— выдвижение важной общественной проблемы, анализ и оценка возможных путей её решения;

— ярко выраженная авторская позиция;

— достоверность, точность фактов;

— общедоступность;

— смешение нейтральных и высоких, торжественных слов.

8 слайд:

Сфера употребления публицистического стиля речи:

— общественно-экономические, политические, культурные отношения;

Лексические особенности публицистического стиля речи:

— широкое использование общественно-политической лексики;

— эмоционально окрашенные слова;

— частицы, междометия;

— несложные синтаксические конструкции;

— риторические вопросы;

— восклицания.

9 слайд:

— Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

а) Хороших людей больше, чем плохих.

б) Корыстный человек свою жизнь ценит превыше всего.

в) Люди совершают героические поступки не ради почестей и славы.

г) Наша победа в минувшей войне добыта силой оружия.

10 слайд.

Я знаю человека, который двадцать лет, с первого года войны, просидел на чердаке и почти потерял человеческий облик. На этот шаг его, неопытного и трусливого, толкнула корысть: пусть умирают другие, а я хочу жить. И все мы знаем ровесника этого дезертира – Александра Матросова.

11 слайд:

Укажите ошибочное суждение:

а) В слове  ЖИТЬ первый звук твёрдый;

б) В слове  ДВАДЦАТЬ мягкость согласного  [ т ] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак);

в) В слове ПРОСИДЕЛ гласная И является проверяемой;

г) В слове ДРУГИЕ букв столько же, сколько звуков.

12 слайд:

« В своём рассуждении В.Песков прибегает к различным средствам выразительности, среди которых есть парцелляция и ряды однородных членов. А разговор с отцом автор оформляет в виде диалога».

13 слайд: музыка ?

БЕСКОРЫСТИЕ.

Какое это счастье поделиться
Сокровищами собственной души,
Кто жизнью обделен,— воздать сторицей,
Друзьям отдать последние гроши.

Преподносить любимой незабудки,
Слать песни, словно вести в города,
И, не теряя ни одной минутки,
Спешить туда, где горе и беда.

Дороже бескорыстие на свете,
Чем золото, и сталь, и серебро…
Не жди добра, чтоб на добро ответить,
А сам неси во все концы добро.

Дарить и отдавать—какое счастье,
Жить, ничего от мира не тая,
Не думая о том, что соучастье
В чужой судьбе — обязанность твоя.

Цель урока. Формирование навыков смыслового
чтения.

Задачи урока.

Планируемый результат.

Основные понятия: Мещёрский край, корысть,
бескорыстие.

Этапы урока Содержание урока
1. Мотивация Пожелаем друг другу удачи. Помните! С
малой удачи начинается большой успех.

Девизом
урока чтения будут слова К. Паустовского
“Читайте, читайте и читайте. Читайте не торопясь,
чтобы не терять ни одной капли драгоценного
содержания книг…”.

2. Актуализация знаний.

Подготовка к
восприятию произведения.

Беседа – размышление.

— На уроке
чтения мы продолжим вести диалог с автором через
текст. Для организованной работы предлагаю
“Маршрутный лист” (Приложение №1).

Поэт М. Матусовский одно из своих произведений
начинает с прямого авторского вопроса “С чего
начинается Родина?”.

— Как бы вы ответили на этот вопрос? Выскажите
свои предположения.

К этим замечательным стихам композитор В.
Баснер сочинил музыку, и получилась прекрасная
песня “С чего начинается Родина”. Послушайте
песню в исполнении Марка Бернеса.

— Вы дали разные ответы на вопрос “С чего
начинается Родина?”. Автор тоже дает разные
ответы на этот вопрос. Почему?

— Предлагаю прочитать отрывок из произведения
Артура Беляева “Зрелое лето”. Автор задает
прямой вопрос, заставляя читателя задуматься над
ними. Прочитайте самостоятельно отрывок и
представьте картины, нарисованные писателем
(“Маршрутный лист”, задание №1).

Где она Родина? Притаи на миг хлопоты,
приятель, слушай, что отзовется тебе милей всего,
где та местность и жизнь, которые всегда за тобой?
Та земля, что готов защищать без опыта, лишь с
одной верой — она моя! – той земли ты урожденный.

Огромна наша равнина… А уж на ней – и леса, и
реки, и луга, и горы; гуляют здесь ветры и люди,
поют птицы, меняются день и ночь……

Какой вопрос задает автор читателю?

Что вы представляли, когда слушали ответ
автора на этот вопрос?

3. Словарная работа. Выделение ключевых слов.

— Над
какими авторскими вопросами мы размышляли?

(“С чего начинается Родина?”, “ Где она
Родина?”)


— Какой темой объединены эти вопросы?

Родина. Родная земля. Родные места.

— Как вы думаете, а можно ли с этими словами
связать слова антонимы “корысть и бескорыстие?

(Нужно знать значение этих слов.)

Определите значение этих слов, используя
Толковый словарь.

(Корысть – выгода, материальная польза.)

— Попробуйте дать толкование антониму
“бескорыстие”.

(Бескорыстие – без выгоды, например,
бескорыстная любовь к Родине).

4. Работа с текстом до чтения. Прием – прогнозирование (по
названию текста, фамилии автора, ключевым словам
учащиеся прогнозируют содержание текста).


Продолжим знакомство с творчеством К.
Паустовского.

— Чем особенны рассказы К. Паустовского? (Писатель
заставляет читателя увидеть что-то необычное в
обычном
).

— Сегодня мы прочитаем рассказ К. Паустовского
“Бескорыстие”.

— Какие предположения о содержании
произведения вы можете высказать, если я вам
скажу, что ключевые слова, которые мы выделили в
беседе, взяты из данного произведения.

На доске. Родина. Родная земля.
Бескорыстие. Бескорыстная любовь.


(Произведение о бескорыстной любви к Родине,
любви без выгоды
).

Формулирование темы и цели урока.

— К какому разделу отнесем данное
произведение?

(Произведения о Родной земле).


Определим цель урока.

(Использовать содержание произведения для
достижения собственных целей)
.

Составление плана действий.

— Определим последовательность действий для
достижения цели.

5. Работа с текстом во время чтения. Первичное чтение про себя.

Откройте
учебники на странице 136 (Программа “Школа 2100).
Прочитайте рассказ про себя. “Читай самому себе,
читай не спеша!”.

Выявление первичного восприятия.

Поделитесь впечатлениями о прочитанном
рассказе. Какие чувства вызывает этот рассказ?

— Подтвердились ли ваши предположения?

Повторное чтение с комментированием, ведение
диалога с автором.

По ходу чтения проведем “Диалог с автором”.
На что нужно обратить внимание при ведении
“Диалога с автором” через текст? (Чтобы
разговор был понятным и ярким, мы используем
нужную интонацию, логические паузы, жесты).


Беседа по содержанию. Выявление
логической структуру текста.


По ходу беседы по содержанию заполним
кластер (“Маршрутный лист”, задание № 2).

— О каком крае рассказал К. Паустовский?

В самом центре России, на стыке трех областей:
Московской, Рязанской и Владимирской,
раскинулась Мещерская низменность, пожалуй,
последний нетронутый уголок дикой природы. Это
прекрасный край изумрудных болот и озер, тихих и
неторопливых рек с бобровыми поселениями,
янтарных сосняков, наполненных токованием
глухарей, светлых березняков и осинников с
бурыми тенями неторопливых лосей – это
Национальный парк “Мещера”.

(Местоположение края определить по карте).

— В чем хотел автор признаться читателям? Какое
чувство выразил в произведении? (Любовь к
Родине, родной земле – чувство патриотизма).


— Какими словами выражена любовь
Паустовского к этой земле — Мещерскому краю?
Ответим словами из текста (выборочное чтение).
(Любовь до боли в сердце, любовь, которая не
забудется никогда, готов встать на защиту в любую
минуту)


— За что он любит этот край? Ответьте словами
из текста (выборочное чтение).

(Край научивший видеть и понимать прекрасное).

— Что необычного увидел К. Паустовский в
обыкновенном Мещерском крае? Каким он представил
этот край? Ответьте словами из текста (выборочное
чтение)
.

(богатый, прекрасный, тихая, немудрая земля,
лесной, задумчивый край)


6. Работа с текстом после чтения Обобщающая беседа.

— Почему
произведение К. Паустовский назвал
“Бескорыстие”? Что хотел К. Паустовский сказать
читателям своим произведением? (К. Паустовский
считал главным в любви к Родине – бескорыстную
любовь).


Рассказ об авторе.

К. Паустовский много путешествовал. Он часто
бывал в Мещёре. Мещёра стала его родным местом.
Как пишет К.Г. Паустовский, он открыл для себя
этот край случайно, обратив внимание на клочок
карты, в который ему завернули покупку в
магазине. Его так заинтриговала эта карта, что в
тот же год он приехал в Мещеру и…до конца своей
жизни влюбился в этот скромный и тихий край.

Мещера значительно обогатила творчество
писателя, стала источником вдохновения и темой
многих его произведений. У него есть книга
очерков и рассказов “Мещёрская сторона”.

Чтение фрагмента из книги.

— Прочитаем фрагмент из книги К. Паустовского
“Мещёрская сторона” с комментированием.
(“Маршрутный лист”, задание № 3).


“Что можно увидеть в Мещерском крае? (Как вы
думаете, что можно увидеть в Мещёрском крае?)
……
лесные озера с темной водой, обширные болота,
покрытые ольхой и осиной, одинокие, обугленные от
старости избы лесников, пески, можжевельник,
косяки журавлей и знакомые нам под всеми
широтами звезды.


Что можно услышать в Мещерском крае? (Как вы
думаете, что можно услышать в Мещерском крае?)
…..Крики
перепелов и ястребов, свист иволги, суетливый
стук дятлов, вой волков, шорох дождей в рыжей
хвое, вечерний плач гармоники в деревушке, а по
ночам – разноголосое пение петухов……..”


Мещерский край называют поэтическим
краем. Издавна он привлекал и вдохновлял поэтов,
писателей, музыкантов и художников. Здесь писал
свои прекрасные пейзажи художник И. Левитан.
Картины Левитана скромны, но в них заключена вся
прелесть и все незаметное на первый взгляд
разнообразие русской природы.

Творческая работа.

— У вас есть такие места, которые вызывают у
вас похожие ощущения, где вы стремитесь бывать
чаще? Это и есть ваша малая родина.

— Составьте синквейн о своем родном крае или
напишите мини-сочинение. Начните сочинение с
авторского вопроса. (“Маршрутный лист”, задание
№ 4).

Итог урока.

Рефлексия

— Какая главная мысль произведения?


С какими мыслями уходим с урока?

— Какое слово писателя заставит тебя ещё раз
вернуться к этому произведению?

— Хотел бы ещё почитать произведения этого
автора?

— Узнал ли ты о себе что-то новое?

— Спасибо за урок! Закончим урок словами К.
Паустовского.

“Учитесь у героев книг любить нашу землю — ее
поля и леса, ее города и заводы, ее небо, ее реки,
ее язык и искусство”.

К. Паустовский

Домашнее задание Выучить наизусть третий абзац очерка.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Прочитайте отрывок из сочинения историка и выполните задания она представляла собой налог
  • Прочитайте продолжение рассказа о бродяге определите его тему и главную мысль
  • Прочитайте отрывок из сочинения историка и выполните задания на поместное дворянство
  • Прочитайте отрывок из сочинения историка и выберите два верных суждения по очищении россии
  • Прочитайте отрывок из сочинения историка и выберите два верных суждения в последние годы

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии