Прочитайте рассказ найдите в тексте предложение в котором выражена основная мысль и запишите его

  Внимательно прочитаем рассказ, найдем его главную мысль

  Нам задан следующий рассказ на тему «Берегите природу»:

  «В мае в лесах средней полосы России расцветают ландыши.  Белые душистые колокольчики ландыша знакомы всем.  А вот плоды ландыша видели немногие.  Когда белые колокольчики отцветают, на их месте появляются крупные оранжевые ягоды. Ландыш — растение лекарственное.  Люди издавна собирают листья ландыша для лечения. В наши дни ландыш в лесах вокруг больших городов исчезает.  Там люди сильно утаптывают землю, и корневищу ландыша плохо дышится. Мы должны сохранить это чудесное растение!»

 Нам необходимо найти главную мысль рассказа.  Как это сделать?

  Главная мысль текста – это его смысл, то есть то, что хотел донести до нас автор рассказа. Анализируя заданный нам текст, мы видим, что сначала автор описывает растение,  говорит о его пользе, затем рассказывает о том, что люди наносят вред популяции ландышей. В последнем предложении автор призывает всех людей сохранить растение.  Оно в тексте является самым главным, так как выражает его основную мысль.

  Главная мысль в виде побудительного предложения

  В задании нас просят кратко сформулировать главную мысль текста в виде побудительного предложения и вынести его в качестве заглавия. Что представляет собой побудительное предложение?  Оно должно выражать просьбу или приказ, содержать в себе призыв, побуждение к какому-либо действию. Приведем несколько примеров побудительных предложений:

  • Приходите завтра к нам в гости.
  • Машенька, полей, пожалуйста, цветы!
  • Витя, быстро учи уроки!
  • Дети, наведите порядок у себя за партами!
  • Ольга Николаевна, проверьте сейчас мою тетрадь!

  Итак, мы уже выяснили, что главная мысль текста кроется в его последнем предложении: «Мы должны сохранить это чудесное растение!» В побудительном варианте оно будет выглядеть примерно так: «Давайте беречь чудное растение!» или «Давайте вместе сохраним растение!» решающую роль в переделанном предложении будет решать слово «давайте». Именно оно формулирует призыв к действию.

👉 Ответы к странице 22. Русский родной язык 5 класс учебник. Авторы: О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая.

Первая часть ответа на предыдущей странице 21

2) Внимательно прочитайте текст ещё раз. С какой целью автор рассказал эту лингвистическую историю?


Ответ:

Автор рассказал эту лингвистическую историю с целью показать, что из обычного слова, называющего предмет, можно узнать ценные исторические данные о его происхождении и значении в других языках.

 

3) Прочитайте предложение, в котором выражена основная мысль текста. Какими доказательствами учёный подтверждает эту мысль? Примеры из каких языков приводит?


Ответ:

Основная мысль текста выражена в следующем предложении: «Окно — один из многочисленных примеров того, как из слов можно извлечь исторические данные». Ученые подтверждает эту мысль, приводя примеры о его значении в русских диалектах и болгарском и польском языках.

 

4) Перескажите текст, дополнив его информацией рубрики «Диалог культур».


Ответ:

Окно — один из многочисленных примеров того, как из слов можно извлечь исторические данные, и при этом более обширные, чем из археологических данных.

В современности окно означает отверстие для света и воздуха в стене здания или стенке какого-либо транспортного средства. Но это значение оно имело не всегда.

Оказывается, образовалось оно с помощью суффикса -н- от существительного око, и означало оно отверстие для глаз в каком-либо предмете (изначально была щель между бревен). От слов «глаз» и «око» образовалось слово «глазок» — отверстие в дверях для наблюдения за кем-то.

Нечто подобное мы наблюдаем и в некоторых русских диалектах, где слово зенко — «зрачок» известно и в значении «окно, рама, оконный переплёт»; у болгар – словом прозорец (от прозирам — «вижу»); у поляков – словом wyziernik (от wyzierać — «высматривать, выглядывать»). В качестве дополнения и подтверждения основной мысли можно привести пример со словом «журавль». Это и птица, и рычаг для подъема воды в колодце. Так назвали рычаг, потому что он имеет форму схожую с птицей. Аналогичный пример со словом «лебедь», от которого было образовано слово «лебедка» — кран.

Задание 20

1) Прочитайте текст. Знаете ли вы басню, о которой идёт в нём речь? Почему старинные иллюстрации к басне Ивана Андреевича Крылова отличаются от современных?


Ответ:

Да, я знаю басню, о которой идет речь в тексте. Это басня «Стрекоза и Муравей». Старинные иллюстрации отличаются от современных, потому что раньше стрекозой называли не только саму стрекозу, но и кузнечика. В своей басне И. А. Крылов описывает именно кузнечика, поэтому на старинных иллюстрациях изображен кузнечик, а на современных — стрекоза.

Продолжение на следующей странице 23

  Внимательно прочитаем рассказ, найдем его главную мысль

  Нам задан следующий рассказ на тему «Берегите природу»:

  «В мае в лесах средней полосы России расцветают ландыши.  Белые душистые колокольчики ландыша знакомы всем.  А вот плоды ландыша видели немногие.  Когда белые колокольчики отцветают, на их месте появляются крупные оранжевые ягоды. Ландыш — растение лекарственное.  Люди издавна собирают листья ландыша для лечения. В наши дни ландыш в лесах вокруг больших городов исчезает.  Там люди сильно утаптывают землю, и корневищу ландыша плохо дышится. Мы должны сохранить это чудесное растение!»

 Нам необходимо найти главную мысль рассказа.  Как это сделать?

  Главная мысль текста – это его смысл, то есть то, что хотел донести до нас автор рассказа. Анализируя заданный нам текст, мы видим, что сначала автор описывает растение,  говорит о его пользе, затем рассказывает о том, что люди наносят вред популяции ландышей. В последнем предложении автор призывает всех людей сохранить растение.  Оно в тексте является самым главным, так как выражает его основную мысль.

  Главная мысль в виде побудительного предложения

  В задании нас просят кратко сформулировать главную мысль текста в виде побудительного предложения и вынести его в качестве заглавия. Что представляет собой побудительное предложение?  Оно должно выражать просьбу или приказ, содержать в себе призыв, побуждение к какому-либо действию. Приведем несколько примеров побудительных предложений:

  • Приходите завтра к нам в гости.
  • Машенька, полей, пожалуйста, цветы!
  • Витя, быстро учи уроки!
  • Дети, наведите порядок у себя за партами!
  • Ольга Николаевна, проверьте сейчас мою тетрадь!

  Итак, мы уже выяснили, что главная мысль текста кроется в его последнем предложении: «Мы должны сохранить это чудесное растение!» В побудительном варианте оно будет выглядеть примерно так: «Давайте беречь чудное растение!» или «Давайте вместе сохраним растение!» решающую роль в переделанном предложении будет решать слово «давайте». Именно оно формулирует призыв к действию.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Прочитайте отрывок из сочинения историка и укажите название органов трижды пропущенное в тексте
  • Прочитайте рассказ мы специально не называем его автора придумайте каким должен быть финал рассказа
  • Прочитайте отрывок из сочинения историка и укажите название народа трижды пропущенное в тексте ответ
  • Прочитайте рассказ мудрой черепахи и выполни ее задания воздух защитник живого
  • Прочитайте отрывок из сочинения историка и укажите название города пропущенное в тексте для

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии