Внимательно прочитаем рассказ, найдем его главную мысль
Нам задан следующий рассказ на тему «Берегите природу»:
«В мае в лесах средней полосы России расцветают ландыши. Белые душистые колокольчики ландыша знакомы всем. А вот плоды ландыша видели немногие. Когда белые колокольчики отцветают, на их месте появляются крупные оранжевые ягоды. Ландыш — растение лекарственное. Люди издавна собирают листья ландыша для лечения. В наши дни ландыш в лесах вокруг больших городов исчезает. Там люди сильно утаптывают землю, и корневищу ландыша плохо дышится. Мы должны сохранить это чудесное растение!»
Нам необходимо найти главную мысль рассказа. Как это сделать?
Главная мысль текста – это его смысл, то есть то, что хотел донести до нас автор рассказа. Анализируя заданный нам текст, мы видим, что сначала автор описывает растение, говорит о его пользе, затем рассказывает о том, что люди наносят вред популяции ландышей. В последнем предложении автор призывает всех людей сохранить растение. Оно в тексте является самым главным, так как выражает его основную мысль.
Главная мысль в виде побудительного предложения
В задании нас просят кратко сформулировать главную мысль текста в виде побудительного предложения и вынести его в качестве заглавия. Что представляет собой побудительное предложение? Оно должно выражать просьбу или приказ, содержать в себе призыв, побуждение к какому-либо действию. Приведем несколько примеров побудительных предложений:
- Приходите завтра к нам в гости.
- Машенька, полей, пожалуйста, цветы!
- Витя, быстро учи уроки!
- Дети, наведите порядок у себя за партами!
- Ольга Николаевна, проверьте сейчас мою тетрадь!
Итак, мы уже выяснили, что главная мысль текста кроется в его последнем предложении: «Мы должны сохранить это чудесное растение!» В побудительном варианте оно будет выглядеть примерно так: «Давайте беречь чудное растение!» или «Давайте вместе сохраним растение!» решающую роль в переделанном предложении будет решать слово «давайте». Именно оно формулирует призыв к действию.
👉 Ответы к странице 22. Русский родной язык 5 класс учебник. Авторы: О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая.
Первая часть ответа на предыдущей странице 21
2) Внимательно прочитайте текст ещё раз. С какой целью автор рассказал эту лингвистическую историю?
Ответ:
Автор рассказал эту лингвистическую историю с целью показать, что из обычного слова, называющего предмет, можно узнать ценные исторические данные о его происхождении и значении в других языках.
3) Прочитайте предложение, в котором выражена основная мысль текста. Какими доказательствами учёный подтверждает эту мысль? Примеры из каких языков приводит?
Ответ:
Основная мысль текста выражена в следующем предложении: «Окно — один из многочисленных примеров того, как из слов можно извлечь исторические данные». Ученые подтверждает эту мысль, приводя примеры о его значении в русских диалектах и болгарском и польском языках.
4) Перескажите текст, дополнив его информацией рубрики «Диалог культур».
Ответ:
Окно — один из многочисленных примеров того, как из слов можно извлечь исторические данные, и при этом более обширные, чем из археологических данных.
В современности окно означает отверстие для света и воздуха в стене здания или стенке какого-либо транспортного средства. Но это значение оно имело не всегда.
Оказывается, образовалось оно с помощью суффикса -н- от существительного око, и означало оно отверстие для глаз в каком-либо предмете (изначально была щель между бревен). От слов «глаз» и «око» образовалось слово «глазок» — отверстие в дверях для наблюдения за кем-то.
Нечто подобное мы наблюдаем и в некоторых русских диалектах, где слово зенко — «зрачок» известно и в значении «окно, рама, оконный переплёт»; у болгар – словом прозорец (от прозирам — «вижу»); у поляков – словом wyziernik (от wyzierać — «высматривать, выглядывать»). В качестве дополнения и подтверждения основной мысли можно привести пример со словом «журавль». Это и птица, и рычаг для подъема воды в колодце. Так назвали рычаг, потому что он имеет форму схожую с птицей. Аналогичный пример со словом «лебедь», от которого было образовано слово «лебедка» — кран.
Задание 20
1) Прочитайте текст. Знаете ли вы басню, о которой идёт в нём речь? Почему старинные иллюстрации к басне Ивана Андреевича Крылова отличаются от современных?
Ответ:
Да, я знаю басню, о которой идет речь в тексте. Это басня «Стрекоза и Муравей». Старинные иллюстрации отличаются от современных, потому что раньше стрекозой называли не только саму стрекозу, но и кузнечика. В своей басне И. А. Крылов описывает именно кузнечика, поэтому на старинных иллюстрациях изображен кузнечик, а на современных — стрекоза.
Продолжение на следующей странице 23
Внимательно прочитаем рассказ, найдем его главную мысль
Нам задан следующий рассказ на тему «Берегите природу»:
«В мае в лесах средней полосы России расцветают ландыши. Белые душистые колокольчики ландыша знакомы всем. А вот плоды ландыша видели немногие. Когда белые колокольчики отцветают, на их месте появляются крупные оранжевые ягоды. Ландыш — растение лекарственное. Люди издавна собирают листья ландыша для лечения. В наши дни ландыш в лесах вокруг больших городов исчезает. Там люди сильно утаптывают землю, и корневищу ландыша плохо дышится. Мы должны сохранить это чудесное растение!»
Нам необходимо найти главную мысль рассказа. Как это сделать?
Главная мысль текста – это его смысл, то есть то, что хотел донести до нас автор рассказа. Анализируя заданный нам текст, мы видим, что сначала автор описывает растение, говорит о его пользе, затем рассказывает о том, что люди наносят вред популяции ландышей. В последнем предложении автор призывает всех людей сохранить растение. Оно в тексте является самым главным, так как выражает его основную мысль.
Главная мысль в виде побудительного предложения
В задании нас просят кратко сформулировать главную мысль текста в виде побудительного предложения и вынести его в качестве заглавия. Что представляет собой побудительное предложение? Оно должно выражать просьбу или приказ, содержать в себе призыв, побуждение к какому-либо действию. Приведем несколько примеров побудительных предложений:
- Приходите завтра к нам в гости.
- Машенька, полей, пожалуйста, цветы!
- Витя, быстро учи уроки!
- Дети, наведите порядок у себя за партами!
- Ольга Николаевна, проверьте сейчас мою тетрадь!
Итак, мы уже выяснили, что главная мысль текста кроется в его последнем предложении: «Мы должны сохранить это чудесное растение!» В побудительном варианте оно будет выглядеть примерно так: «Давайте беречь чудное растение!» или «Давайте вместе сохраним растение!» решающую роль в переделанном предложении будет решать слово «давайте». Именно оно формулирует призыв к действию.