Руководитель:
Муравлёва Елена Валентиновна
Учреждение:
ТОГБОУ Жердевская школа — интернат
В процессе работы над творческим проектом по литературе на тему «Что за прелесть эти сказки!» автором была поставлена цель, сформировать представления о творчестве А.С. Пушкина – сказочника. А также выяснить, какое влияние оказала Арина Родионовна на творчество А.С. Пушкина, познакомиться с устаревшими словами, встречающихся в произведениях писателя.
Подробнее о проекте:
В рамках учебной исследовательской работе по литературе на тему «Что за прелесть эти сказки! » был подготовлен творческий материал для одноклассников с целью привлечения их внимания к сказочному творчеству А. С. Пушкина. В своем исследовании ученица школы стремилась узнать значение старинных слов, оборотов речи, встречающихся в сказках Пушкина.
В исследовательской работе (проекте) в 7 классе на тему «Что за прелесть эти сказки!» было проведено анкетирование среди учащихся с целью, определить уровень их знаний об устаревших словах. Ученицей была выдвинута гепотеза о том, что Пушкин использовал устаревшие слова в своих сказках для того, чтобы воссоздать колорит русской старины, показать разнообразие и богатство народного поэтического творчества.
Оглавление
Введение
1. Роль няни — Арины Родионовны в творчестве А. С. Пушкина.
2. Лексика сказок А.С. Пушкина
Заключение
Список литературы
Введение
Александр Сергеевич Пушкин внес неоценимый вклад в развитие русской литературы. Это величайший поэт всех времен. Произведения А.С.Пушкина – золотой фонд русской литературы, богатство и гордость русского народа. Название сказок Пушкина, поэм, стихов хорошо известны не только в России. Меня всегда интересовало, как и от кого приходило вдохновение написания сказок. В своей исследовательской работе я хочу это узнать и донести до одноклассников.
Гипотеза: на написание сказок оказала огромное влияние Арина Родионовна, а используемые устаревшие слова в своих сказках, необходимы для того, чтобы воссоздать колорит русской старины, показать разнообразие и богатство народного поэтического творчества.
Объект исследования: сказки А.С.Пушкина
Задачи:
- способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;
- развивать артистические способности;
- прочитать сказки А.С. Пушкина и найти в них устаревшие слова.
Методы исследования:
- Сбор информации;
- Анкетирование
- Лингвистический эксперимент;
- Анализ;
- Обобщениерезультатов.
Роль няни — Арины Родионовны в творчестве А. С. Пушкина
Я попыталась выяснить, сопоставив разные источники, каким был реальный вклад няни на творчество Пушкина, какие сказки были рассказаны ею. Таких сказок я обнаружила семь. Няня знала настоящие народные сказки. От неё поэт услышал первые сказки – о Бове-корове и Еруслане Лазаревиче. Пушкин вспоминал о них в лицейском стихотворении «Сон» (1816). Подвиги Бовы приводили в трепет мальчика Пушкина, героя сказки являлись ему во сне:
Волшебники, волшебницы слетели,
Обманами мой сон обворожали.
Терялся я в порыве сладких дум;
В глуши лесной, средь Муромских пустыней
Встречал лихих Полканов и Добрыней,
И в вымыслах носился юный ум…
Сохранился отрывок лицейской поэмы «Бова» (1814г.)
В 1820 году Пушкин написал поэму «Руслан и Людмила». Имя главного героя (переделанное из Еруслана), скорее всего, появилось из няниной сказки. Под влиянием сказок Арины Родионовны возник в поэме и образ чародея Финна. Финские чародейства подробно описаны в северных сказках. Эти северные, скандинавские сказки Пушкин мог услышать от Арины Родионовны. Она родилась и жила среди финнов и карелов. У Пушкина Финн — имя собственное. Возможно, злой великан Финн из скандинавской сказки превратился в его поэме в доброго волшебника Финна.
В годы Михайловской ссылки Пушкин записывает от Арины Родионовны несколько текстов (видимо, в том же ноябре 1824 года, когда он сообщает брату, что слушает сказки няни). Пушкин делает записи семи сказочных сюжетов, передавая своеобразную художественную манеру рассказчицы.
Первая из них известна в русском фольклоре как «Сказка о чудесных детях и оклеветанной жене».
«Некоторый царь задумал жениться, но не нашёл по своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор трёх сестёр. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит, вторая, что государство одним куском сукна оденет, третья, что с первого года родит 33 сына. Царь женился на меньшой, и с первой ночи она понесла. Царь уехал воевать. Мачеха его, завидуя своей невестке, решилась её погубить. После девяти месяцев царица благополучно разрешилась 33 мальчиками, а 34 уродился чудом.
Таково начало сказки, послужившей основой для написания Пушкиным в августе 1831 года в Царском Селе «Сказки о царе Салтане». У Арины Родионовны было взято и оригинальное имя царя, но «Султан Султанович, турецкий государь», превратился в царя Салтана. У Пушкина чудеса творит царевна Лебедь, а у няни – сам царевич, «уродившийся чудом». В сказке Пушкина также выходят из моря «тридцать три богатыря» — и стерегущий их старик, названный здесь «дядькой Черномором».
Царевич «уродившийся чудом», и число детей – 34 –в других вариантах этой сказки не встречаются (обычно сыновей у царицы трое, семь или двенадцать). Нет нигде и юношей, живущих в море (обычно они живут в лесу или на острове).
Почти во всех сказках Арины Родионовны присутствует её любимый эпитет – «золотой» (у царевича «ручки по локотки золотые» и т. д.). Пушкин употребит его в своих сказках, даже тех, что написаны им позднее по книжным источникам («золотая рыбка», «золотой петушок»).
Высокое мастерство Арины Родионовны – сказочницы, быть может, с ещё большей яркостью обнаруживается во второй записи. Сюжет имеет название «Чудесное бегство» или «Магическое бегство». Герой сказки – юноша, обещанный морскому или подземному царю. Девушка – дочь царя – выручает его. Они вместе бегут и, спасаясь от погони, превращаются в животных и разные предметы.
Сказка в передаче Арины Родионовны отличается замечательной характеристикой героя. Он не пассивен и растерян, как в иных вариантах сказки. Это добрый молодец, «безунывная головушка». Он не боится угроз морского царя. «Повесить так повесить, голова моя не дорога», — говорит Иван-царевич. Замечательна своей образностью и речь Марьи-царевны, иногда рифмованная. «Не печалься Иван-царевич, — говорит она, — скинь портки, повесь на шесток да спи…» (Слово «портки» или «порты», означало в старославянском языке всю верхнюю одежду.)
Морской царь задаёт Ивану-царевичу трудные задачи. Особо оригинальна третья, невыполнимая. «Ну, — Иван-царевич, — сказала Марья-царевна, — тут уж тебе и я не помогу – дело в том, чтоб ты сшил сапоги, покамест у него в руках соломинка будет гореть. Убежим».
Запись эта не нашла в творчестве Пушкина отражения. Он подарил её другому поэту – В.А. Жуковскому. Она стала одним из источников его сказки «О царе Берендее…».
На основе третьей записи Пушкиным создана «Сказка о попе и о работнике Балде». У Арины Родионовны Балда вопреки имени, как Иван-дурачок в русской сказке — добрый молодец, носитель народной мудрости.
Осенью 1830 года в Болдине Пушкин пишет «Сказку о попе и о работнике его Балде». В ней речь героя напоминает текст няниной сказки:
Да вот верёвкой хочу море морщить
Да вас, проклятое племя, корчить.
Беса старого взяла тут унылость.
Скажи, за что такая немилость?
Как за что? Вы не плотите оброка,
Не помните положенного срока…
Следующая запись послужила Пушкину материалом для создания «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях». Этот сюжет, широко известный в западноевропейском фольклоре, у Арины Родионовны обрёл своеобразные черты.
В «Указателе сказочных сюжетов» о содержании сказки говорится: злая мачеха приказала убить красавицу падчерицу, но она спасается и живёт в лесу у разбойников, карликов или гномов; мачеха трижды отравляет её, дважды она спасается; на третий раз девушку кладут в гроб к себе, и она оживает.
На основе сказки, записанной от Арины Родионовны, а также известной Пушкину к этому времени сказки братьев Гримм на аналогичный сюжет он создал в ноябре 1833 года свою «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Лексика сказок А.С. Пушкина
В рамках данного проекта я исследовала устаревшие слова в пяти сказках А.С. Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о Попе и работнике его Балде», «Сказка о Мертвой Царевне и семи богатырях», «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане…»
Герои Пушкина имеют разнообразные титулы и звания: царь, царица, бояре, чернавка (сенная девушка, служанка для «черной» работы), поп, рыбак, столбовая дворянка, купцы, черница (монахиня), повариха, сватья, князь (Гвидон), королевич (Елисей). Любопытны слова «дядька» (в старину дядькой называли наставника) и гости (в Древней Руси гостями называли купцов).
Имена и прозвища пушкинских героев многозначительны: Балда, царь Салтан, баба Бабариха, князь Гвидон, Черномор. Черномор у Пущкина – статный предводитель тридцати трёх богатырей, живущий под водой и ничего дурного сухопутным обитателям не делающий («Сказка о царе Салтане»). Имя Салтана явно восходит к арабскому слову «султан» , проникшему ещё и в тюркские языки, а Гвидон — к итальянскому Guido , видимо от ставшего нарицательным имени какого-то знатного римлянина, напрямую или через название исторической области вблизи Рима.
Мы знакомы с географической картой мира, на которой обозначены страны. И в каждой стране, изображенной на карте, можно найти реки, озера, города, моря и их названия. Так вот, у Страны пушкинских сказок тоже есть своя карта: Синее море, море-Окиян чудный остров князя Гвидона, остров Буян; Царство славного Салтана; Зеленыя дубравы; Речка тихоструйная; Высокая гора; Лукоморье.
“Пристают к заставе гости; Князь Гвидон зовёт их в гости” («Сказке о царе Салтане…»)
В старину «застава» — место въезда в город или выезда из него, охраняемое стражей. Название острова Пушкин воспринял из русской народной традиции — Буян. В древнерусском языке так именовали высокое место, холм, бугор, а также возвышенное место для богослужения. Так могли называть и гору на острове, возвышавшуюся среди пучины в море. В северно-русских говорах Буян также связан с водой, морем. Напрашивается сравнение с современным словом «буй», которым обозначают сигнальный маячок, возвышающийся над водой.
Выявление этих архаичных значений помогает разгадать глубинный смысл пушкинской мифологемы «остров Буян». Представляется город на горе посреди моря, с пристанью и торгом, святилищами и храмами, что подтверждается и строками Пушкина: «…мимо острова Буяна в царство славного Салтана…»
В сказках звучат те слова, которые сейчас мы не используем. К примеру, названия старинной одежды: зипун, камзол, кафтан, кичка, жупан, шушун, армяк, душегрейка . Одежда жителей Руси отличалась согласно их социальному положению.
В сказках у Пушкина мы встречаем описание мужской одежды царя Салтана:
«Видит, весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце,
С грустной думой на лице…».
Встречаем мы и описание элементов женской одежды старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке». Захотела быть старуха столбовою дворянкой:
«В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки».
В пушкинских сказках встречаются названия денежных единиц: алтын, грош, полушка, гривна, полтина и др. Алтын — монета, равная 3 копейкам. Грош — монета, равная 2 копейкам. Полушка-монета, равная 1/4 копейкам. Гривна-монета, равная 5-6 рублям. Полтина – монета, равная 50 копейкам.
Заключение
Таким образом, в своём проекте я выяснила, что няня Пушкина, Арина Родионовна Яковлева, сыграла свою неоценимую роль в жизни и творчестве поэта. Крепостная крестьянка простая русская женщина стала первым народным учителем великого поэта, его ангелом- хранителем. А так же я убедилась, что роль устаревших слов в русском языке разнообразна. В произведениях художественной литературы историзмы и архаизмы помогают воссоздать колорит эпохи, а также являются средством речевой характеристики персонажей. Язык наших предков – необычайно красив и выразителен
Список литературы
- Вересаев В.В. Загадочный Пушкин, М: Республика, 2009 г.
- Виноградов В.В. Язык Пушкина. М., «Аса», 2008. — с. 63
- Кузнецова А. Арина Родионовна, ж. «Красный Октябрь», М:, 1998 г.
- Пушкин А.С. Сочинения в 3-х томах. М., Просвещение, 1987 г.
Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:
Проект-кроссворд для 5 класса по сказкам А.С.Пушкина, выполненный ученицей 9 класса
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Слайд 1
Проектная работа по литературоведению кроссворд «Что за прелесть эти сказки » Автор: ученица 9 класса Пушнинской средней школы Сковородина Алина Руководитель: учитель русского языка и литературы Травкина Ирина Ивановна
Слайд 2
АКТУАЛЬНОСТЬ РАБОТЫ Выяснилось, что ученики 5 класса нашей школы редко читают художественную литературу. Хотелось бы на примере сказок А.С. Пушкина привлечь их внимание к осознанному чтению . В помощь учителю литературы решено было создать кроссворд.
Слайд 3
Цель проверка знаний учеников 5 класса по теме «Сказки А.С. Пушкина»
Слайд 4
Задачи Чтобы достичь данной цели были сформулированы следующие задачи: Изучить сказки А.С. Пушкина; Выявить сказки, по которым необходимо составить вопросы; Сформулировать вопросы по выявленным сказкам; Оформить кроссворд.
Слайд 5
Объект сказки А.С. Пушкина
Слайд 6
Практическая значимость Учитель литературы может использовать составленный нами кроссворд на обобщающем уроке по теме «Сказки А.С. Пушкина» или на уроке контроля с целью проверки знаний учеников 5 класса по данной теме
Слайд 7
Основополагающий вопрос Знают ли ученики 5 класса сказки А.С. Пушкина?
Слайд 8
Основная часть Для создания проекта пришлось вновь обратиться к сказкам великого поэта. Были составлены по ним вопросы и выбраны наиболее интересные из них. В результате проделанной работы получился кроссворд «Что за прелесть эти сказки…»
Слайд 9
Итог работы В результате нашей работы был создан кроссворд по сказкам А.С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки..»
Слайд 10
Использованная литература и интернет-ресурсы А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Издатель – Махаон Год издания — 2011 А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде » Издатель — ЯБЛОКО, Детиздат Год издания — 2011 А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» Издатель – Яблоко Год издания — 2010 А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди» Издатель – Оникс Год издания — 2011 А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке» Издатель – Росмэн Год издания – 2010 http://vseskazki.su/avtorskie-skazki/skazki-pushkina-online.html
Ленинская средняя школа
Тема: «Что за прелесть эти сказки!»
Секция: «Русский язык и литература»
Автор проекта: Кривощёкова Юлия
Ленинская средняя школа
Руководитель: Кривощёкова Т.А.
учитель начальных классов
Содержание
-
Введение
-
Основная часть
-
Теоретическая часть.
-
Что такое сказка? (из истории создания сказки). Типы сказок.
2.2.Практическая часть
2.3 Результаты анкетирования по сказкам
-
Заключение
-
Вывод
-
-
Список используемой литературы
Введение
Вы знаете, что такое сказка? Нам казалось, что ответ на этот вопрос может дать любой человек: и взрослый, и ребенок. Приступив к работе над проектом, мы и не подозревали , что сказка играет огромную роль в жизни каждого отдельно взятого человека и народа в целом.
Народные сказки передаются от дедов внукам и правнукам. И каждое поколение вносит в них что-то своё, присущее своему времени. Но неизменным остаётся противостояние добра и зла, светлых и тёмных сил. Причём во всех сказках зло всегда имеет много средств, с помощью которого оно вредит людям и животным, но всегда находятся герои, которые могут победить зло или перевоспитать злодеев сказки.
Актуальность работы:
Сказка помогает в выборе нравственных ориентиров
Цель:
Рассмотреть особенности народных сказок, установить общие и различительные особенности
Задачи:
дать определение понятий русской народной и казахской народной сказок как жанра устного народного творчества;
проследить историю возникновения сказок и их типологию;
показать типичные образы животных в сказках и дать им характеристику;
Методы:
-
Знакомство с литературой
-
Анализ сказок
-
Сравнительно-сопоставительный анализ
-
диагностика
-
выводы
Практическая значимость: расширение наших представлений о сказках, развитие творческих способностей
3
Основная часть
2.1. Что такое сказка? (из истории создания сказок)
Сказка — это особый литературный жанр. Создание сказок имеет древнюю историю . Сказки появились в столь глубокой древности, что с точностью определить время их рождения очень сложно. Так же мало знаем мы и об их авторах. Скорее всего, сказки сочиняли те самые крестьяне и пастухи, которые часто выступали в роли главных героев повествования.
Они же передавали сказочные истории из уст в уста, от поколения к поколению, по ходу дела изменяя их и дополняя новыми деталями. Сказки рассказывали взрослые и — вопреки нашему нынешнему представлению — не только детям, но и взрослым тоже. Сказки учили выпутываться из непростых положений, с честью выходить из испытаний, побеждать страх — и любая сказка оканчивалась счастливым финалом. Некоторые ученые полагают, что в истоках сказки лежат первобытные обряды. Сами обряды забылись — рассказы же сохранились как клад полезных и поучительных знаний.
Итак, сказка — это занимательный устный рассказ, повествующий о невероятной, но поучительной истории.
Действующие лица такой истории — вымышленные персонажи, попадающие в сложные ситуации и выходящие из них благодаря помощникам, чаще всего наделенным волшебными свойствами. При этом коварные злодеи чинят им разные козни, однако в конечном итоге добро побеждает
Сказки бывают разные. Народные сказки делятся на сказки о животных, волшебные сказки, бытовые сказки. В одних -главными персонажами являются животные (иногда им противостоит человек). Это — сказки о животных.
4
В других- главными персонажами являются люди и фантастические существа; животные здесь чаще всего — добрые помощники главного героя. В этих сказках речь идет об удивительных приключениях Ивана-царевича или Ивана -дурака, обязательно связанных с волшебством. Это — волшебные сказки.
И, наконец, есть сказки, главными персонажами которых также являются люди, но, в отличие от волшебных сказок, где герои одерживают победу
благодаря волшебству, в них герои становятся победителями благодаря своему уму, смекалке, смелости, хитрости. Это — социально-бытовые сказки.
Говоря о различии между сказками, интересно обратить внимание на истоки их вымысла, фантастики. Почему звери в сказках разговаривают как люди, почему умерший отец награждает младшего сына Сивкой-буркой, почему брошенный назад гребень превращается в лес? Эти и многие другие вопросы останутся без ответа, если не обратиться к той эпохе в жизни человека, когда сказок еще не было, а существовали устные рассказы о вере человека во всякого рода чудеса.
Древний человек был далек от правильного понимания явлений природы. Ветер, вырывавший с корнями деревья, черные тучи, проливавшие на землю потоки воды, оглушительный гром и ослепительные молнии, обрушивавшиеся на беззащитного человека, звери, подстерегавшие его в дремучих лесах и глубоких оврагах, — все это наводило на него страх, заставляло думать о том, что в природе все живет, двигается, имеет свой разум. И человек отождествлял себя и природу. Он считал, что животные могут разговаривать между собой, деревья — двигаться; он думал, что солнце, луна, тучи, ручьи и реки — живые существа. А раз так, значит, они могли принести ему и вред и пользу. Будучи бессильным перед природой, он
5
стал поклоняться кажущимся ему живыми воде, огню, солнцу, деревьям,
животным. Ощущая себя частицей природы, такой грозной и всесильной, он искал у нее защиты и стремился защититься от нее.
Древний человек поклонялся и своим умершим предкам. Смерть была необъяснимой для него, загадкой. Считалось, что человек не умирает, а лишь переселяется (он или его душа) в другой мир. Поэтому умерший человек, в представлении древних, — это живой человек, но обладающий в силу необычности своего состояния сверхъестественной силой. Так возник культ предков, требовавший поклонения умершим.
Все сказанное объясняет нам, почему звери в сказках разговаривают, почему в сказке „Сивка-бурка» умерший отец ведет разговоры со своим младшим сыном. Учеными установлено также, что Змей, Горыныч в сказках — олицетворение огня, образы Бабы Яги и Кощея Бессмертного связаны с культом предков и т. д.
Но все это говорит лишь об истоках фантастики сказок.
Говоря о сказках разных народов со сходными сюжетами, необходимо отметить три случая:
1. Сказки формируются в среде какого-нибудь народа, а потом перемещаются в другие страны, но на них действуют свои фольклорные традиции (зачины, мотивы), приспосабливаются к местным обычаям.
2. Есть сходные сказки, которые возникают независимо друг от друга в разных странах в силу общности быта, психологии, условий и законов социально – исторического развития народов.
3. Сказки могут передаваться и через книгу.
Национальные черты сказки определяются фольклорными традициями
6
народа. В сказках находит отражение животный и растительный мир той страны, где эти сказки появились. Животные – герои сказок – напоминают своей речью и поведением людей той страны, где бытуют эти сказки. А иначе и быть не может, так как сказка всегда была отражением народной жизни, зеркалом народного сознания.
Типы сказок
Виды сказок подразделяются: на сказки о животных, волшебные и бытовые.
Волшебные сказки. Мечты об иной, светлой жизни, в которой люди оказываются победителями в жизненной борьбе, воплотились в волшебных сказках. Волшебные сказки богаты вымыслом, яркими образами. В них показаны чудесные события, действуют фантастические персонажи.
Одним из таких персонажей является Жалмауыз – кемпир. Это страшная старуха, напоминающая Бабу -Ягу.
Как и в русских народных сказках, в казахских мы встречаем волшебные предметы: сапоги- скороходы, скатерть – самобранку и т.д.
Положительные герои в волшебных сказках проходят через все препятствия, побеждают злых духов, достигают благородной цели. Они часто действуют не только на земле, но и в подземном и в подводном
царствах, встречаются со страшными чудовищами и побеждают их. На этом
7
пути героям помогают замечательные люди, наделённые необыкновенными способностями животные и сказочные птицы.
Казахские волшебные сказки, как и волшебные русские сказки учат быть твёрдыми в жизненных испытаниях, бороться со злом и несправедливостью.
Бытовые сказки. В бытовых сказках отражается повседневная жизнь народа- рассказывается о богатых и бедных. В этих сказках высмеиваются жадность, глупость, жестокость. Любимый герой казахских бытовых сказок- Алдар Косе, хитрый, находчивый, мудрый.
Сказки о животных. Их очень много. Герои этих сказок — домашние животные, звери и птицы, которым приписываются человеческие черты.
Для сказок о животных характерен яркий оптимизм: слабые всегда выходят из сложных положений. Он поддерживается комизмом многих ситуаций и юмором.
Главными персонажами народных сказок являются волк или лиса, олицетворяющие собой зло, а добрые качества присущи зайцу, петуху, коту, барану, ягнятам, или курице.
Овца- символизирует безобидность, спокойствие, волк – глупость, бык в сказках труженик; лиса – хитрая, притворщица; тигр – жестокосердный тиран.
Весь сюжет сказок построен на постоянном столкновении добра и зла. Волк и лиса очень коварны и опасны. Но силу зла смягчает юмор, который занимает весомое место в сказках. Злые герои постоянно высмеиваются и часто попадают в нелепые, комические ситуации.
Обычно сказка заканчивается победой добра. Зло наказуемо. Волк и лиса сполна получают по заслугам за свои деяния.
8
Сказки о животных поучительны, познавательны. Читая, например, казахскую сказку «Спор животных, мы узнаём о повадках барана, верблюда, лошади», русская сказка «Теремок» учит нас взаимопомощи, товариществу, дружбе. Из сказок можно узнать, как народ объяснял, почему у лисы длинный хвост, а у ласточки- раздвоенный и почему летучая мышь ночью не спит, а летает.
Во многих казахских сказках о животных прослеживается связь с русскими народными сказками и сказками народов мира.
Композиция сказки. Казахская народная сказка имеет те же традиционные элементы композиции, что и русская: зачин, повествование и концовку.
Приключения героев волшебных сказок, обычно повторяются три раза.
3.1.
ГЕРОИ
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ
Положительный герой сказки – идеал, на который должны равняться люди. Он всегда честный, справедливый, трудолюбивый, наделенный умом и богатырской силой. Герой сказки одолевает тяжелейшие испытания, побеждает злых и жестоких врагов. Смелые и сильные, отважные и непобедимые, добрые и великодушные, они учат сопереживать, воспитывают благородство и великодушие.
Отрицательные герои сказок- заслуживают осуждения. Они обладают большой силой, но не правильно её используют. Поэтому в сказках они
9
всегда наказаны за злость, причинённое слабым, бедным убогим.
Национальные черты сказки определяются фольклорными традициями народа. В сказках находит отражение животный и растительный мир той
страны, где эти сказки появились. Животные – герои сказок – напоминают
своей речью и поведением людей той страны, где бытуют эти сказки. А иначе
и быть не может, так как сказка всегда была отражением народной жизни, зеркалом народного сознания.
Сравнительный анализ сказок
Знакомясь со сказками, мы замечаем, что сказки очень похожи. Что общего в сказках разных народов? А чем они отличаются? У меня возникло много вопросов и захотелось найти на них ответы.
Мы провели исследование, целью которого было установить общие и отличительные черты и сравнение русской народной сказкой и казахской народной сказкой. Объектом исследования стали народные сказки о животных.
Предметом исследования являются общие и отличительные черты русских народных и казахских народных сказок о животных
Исследование посвящено анализу и сравнению двух сказок о животных – русской народной сказки «Волк и семеро козлят» и казахской народной сказки «Волк и баран». Выполнение поставленной цели – сравнение русской народной и казахской народной сказок о животных.
Этапы работы:
-
знакомство с историей сказок: определение особенностей жанра
-
знакомство с классификацией сказок
10
-
выбор сказок с главным героем-волком в русских и казахских народных сказках
-
чтение и определение характерных особенностей главного персонажа
-
сравнительно-сопоставительный анализ сказок
Таблица 1
Герои |
Место действия |
|
Русская народная сказка |
Волк Коза, козлята |
в доме |
Казахская народная сказка |
Волк баран |
в открытой местности |
Таблица 2
зачин |
кульминация |
развязка |
|
Русская народная сказка «Волк и семеро козлят» |
«Жила-была коза с козлятами….» |
Волк съел козлят |
Коза спасает своих козлят |
Казахские народные сказки «Волк и баран» |
«Как-то раз отстал от отары тощий баран….» |
Волк хочет съесть барана |
Баран обманывает волка, пообещав привести молодого ягнёнка. Волк остаётся без обеда. |
11
В работе, выполняя поставленные задачи, мы детально проанализировали
русскую народную сказку “Волк и семеро козлят ” и казахскую народную сказку “Волк и баран”, что позволило нам сделать определённые выводы о сходстве и различии сказок. Таким образом мы старались найти ответы на
все интересующие нас вопросы.
Структура сказок о животных довольно проста. Небольшой размер текста. Простота и элементарность сюжета, особенности композиции.
Пожалуй, только в сказках о животных композиция отличается такой ярко выраженной функциональностью. Все звенья сюжета построены таким образом, чтобы с предельной быстротой в коротком эпизоде вскрыть сущность явлений, передать характер взаимоотношений персонажей.
Русская народная сказка
Казахская народная сказка
Герои сказок.
Волк и коза с козлятами
Волк и баран
Действующие лица сказки.
Дикое животное (волк) и домашнее животное (коза с козлятами).
Дикое животное (волк) и домашнее животное (баран).
Противопоставление ( сильный – слабый)
Волк – козлята.
Волк –баран
12
Действующие лица (животные)
Думают и говорят.
Думают и говорят.
Проблемы, которые решают герои.
Волку нужно утолить голод, козлятам спастись, а козе помочь им спастись.
Волку нужно утолить голод, а барану спастись.
Место действия.
Лес — сфера, где проявляется власть сильного.
Волк живёт в лесу.
Дом – место, где живут слабые.
Козлята живут в доме вместе с козой – мамой.
Баран с хозяевами
Композиция сказки.
Начало сказки
Начало сказки
Жила-была коза с козлятами.
Как-то раз отстал баран от своей отары..
Кульминация (точка высшего напряжения)
Беда – козлята съедены.
13
Волк не мог съесть барана, он обманул его.
Развязка (завершение действия).
Слабые (козлята) выходят из сложных ситуаций победителями.
Спор и помощь мамы. Готовность погибнуть ради детей, самопожертвование.
(Утверждение семейных ценностей)
Баран выходит из сложных ситуаций победителем.
Баран сам справляется с бедой.
Эпитеты
Толстый голос, тонюсенький голос, сыра земля (оценочные определения)
Грустный, тощий (логические определения).
3.3. Анкетирование по сказкам
Среди учащихся 2-4 класса
1.Любите ли вы сказки?
Да- 100% Нет
14
2. Назовите первую сказку, которую вам прочитали или рассказали ваши родители,/бабушка?-
Колобок- 55% Три медведя- 15%
Курочка ряба -50% Теремок — 10%
3. Какие сказки вы любите?-
Волшебные- 60% Сказки о животных-3-% Социально-бытовые-10%
4. Что в сказках вам нравится?
Добро побеждает зло- 50%
Интересные -40% Герои сказок – 30%
15
5.Назовите любимые ваши сказки?
Елена Премудрая- 50% Сивка-бурка-40%
Волк и семеро козлят-20% Теремок-20%
6.Назовите любимых вами героев русских народных и казахских народных сказок?
Иван -Царевич-50%
Колобок-50%
Василиса Прекрасная -30%
Алдар Косе- 30%
16
3.4. Вывод.
В работе, выполняя поставленные задачи, детально проанализировала русскую народную сказку “Волк и семеро козлят” и казахскую народную сказку “Волк и баран”, я сделала определённые выводы о сходстве и различии сказок. Таким образом я старалась найти ответы на все интересующие меня вопросы.
Сказки, написанные на русском, казахском языках, дают возможность познакомиться с традициями, культурой и устным творчеством этих народов.
Заключение
Сказки – самые древние творения человеческого духа. Она один из популярных и любимых жанров в устном народном творчестве.
Мы ещё не умели ходить, но уже слышали от наших мам и бабушек сказки.
Сколько же сказок уже услышано и прочитано нами с раннего детства! И нет среди них таких, которые бы нам не нравились. Бывали сказки, похожие друг на друга и не похожие, бывали весёлые и грустные, длинные и короткие. А вот скучные и глупые не попадались никогда
Повзрослев, мы будем их читать и изучать ещё долго. А, читая, всегда погружаемся в их фантастический, волшебный и одновременно такой живой
17
и реальный мир. Каждый сказочный образ оживает в воображении ярче, чем
кадры кино или телевидения. И это не случайно. Ведь сказка – совершенное произведение народного духа.
В сказке нет ничего лишнего. Всё на своём необходимом, точно пригнанном месте. И поэтому сказка вечна.
Справедливость, которой так не хватает в жизни, почти всегда торжествует в сказках.
На изученном материале видно, что поставленные перед нами цели и задачи Пока существует человечество, оно нуждается в мечте, а следовательно, ему не обойтись без сказки, которая вдохновляет, подаёт надежду, забавляет и утешает.
18
Литература
1. » А.Н.Афанасьев Сборник «Народные русские сказки»
2. Сборник «Казахские народные сказки»
3. Детская литература сказка»Волк и семеро козлят»
4. Художественная литература хрестоматия «КАПЕЛЬКА»
5.Казахская литература учебник 5 класс
6. А.Любарской Сборник сказок «В ТРИДЕВЯТОМ ЦАРСТВЕ»
Приложение
Сказка
В.Берестов
Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца.
Сочиним сказку
В сказке часто так бывает,
Что предметы в ней летают,
А порою и герои
Вдруг взмывают над землёю
Назвать, конечно, ты готов
Этих чудо летунов:
Она летает на метле,
А он на пушечном ядре.
Летала в домике своём,
Да не одна, а с верным псом.
Он на ковре взлетит всегда –
Была б сухою борода.
Моторчик на его спине,
Бывал он даже на луне,
А этот сделался так мал,
Верхом на гусе он летал.
* * *********
Известны сказки с давних пор.
Не верь тому, кто скажет,
Что это выдумки и вздор,
Его не слушай даже.
Скорее сказки прочитай,
Запомни их получше
И мудрость древнюю узнай –
Они всему научат.
Мы сказки знаем на зубок,
Ведь с детства их читаем.
Кроссворд
лиСа
Коза
бАран
Заяц
волК
собАка
Рыжая птичница
Пришла в курятник
Порядки наводить (лиса)
2.С бородой, а не старик.
С рогами, а не бык.
Доят, а не корова
Лыко дерёт, а лаптей не плетёт (коза)
3.Кто не прядёт, не ткет, а людей одевает? (баран)
4. Длинное ухо, комочек пуха,
Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)
5.На овчарку он похож,
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (волк)
6.С хозяином дружит,
Ему верно служит.
Живёт под крылечком,
А хвост колечком. (Собака)
Викторина: »Самое великое чудо на свете»
-
Не лежалось на окошке –
Покатилось по дорожке. («Колобок»)
2.По тропе шагая бодро,
Сами воду тащат вёдра.(«По щучьему велению»)
3.А дорога велика, а корзинка нелегка,
Сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок. («Маша и медведь»)
4.Отворили дверь козлята и пропали все куда-то. («Волк и семеро козлят»)
5. Ах ты, Петя-простота, сплоховал немножко:
Не послушался кота, выглянул в окошко. («Петух и кот»)
6. У Алёнушки – сестрицы
Унесли братишку птицы. («Гуси-лебеди»)
7.Опустил он в прорубь хвост,
Ну а хвост ко льду прирос. («Лисичка – сестричка и волк »)
8.Колотил, да колотил по тарелке носом-
Ничего не проглотил и остался с носом. («Лиса и журавль»)
9. Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко.
Слёзы льёт бедняжка. (« Девочка Снегурочка»)
Викторина «Животные в русских сказках»
1.задание.
Есть много народных сказок о животных. И вот некоторые из животных спрятались внутри этих слов. Назовите животных, которые спрятались в словах
БАРАНКА, БАРАК, КОНЬКИ, ВАСИЛИСА, ВОЛКОДАВ, ИКОТА, СТРЕКОЗА, ХЛЕВ, ВОЛШЕБНИК.
— Какие это животные? ( баран, рак, конь, лиса, волк, кот, коза, лев, волк.)
– Вот ещё интересное задание. Внимательно посмотрите на такую строчку:
РОЗА РОЙ ЯЙЦО.
Если зачеркнуть в ней буквы, которые встречаются больше одного раза, то какой персонаж русских народных сказок останется? Заяц)
То же самое проделайте и с таким словом:
ПИВО ЛИРА ПАРИК.
Кто останется здесь? (Волк)
2 задание.
Отгадайте загадки про животных и скажите в каких сказках встречаются эти животные.
1. В красных тапочках хожу
За собой подруг вожу.
Надоест гулять в саду –
Я поплаваю в пруду.
Ух, и здорово щиплюсь!
угадали, кто я? (Гусь)
2. Он совсем не кровожадный,
Потому что травоядный,
Только смотрит строго.
На носу два рога,
На ногах копыта –
От врагов защита.
Лишь слона не свалит с ног
Африканский … (Носорог)
3. Идёт, иглы на себе несёт,
Чуть кто подойдёт,
Свернётся в клубок –
Ни головы, ни ног. (Ёж)
4. Этому будильнику
Ни к чему завод –-
Знай себе по зёрнышку
Целый день клюёт. (Петух)
5. Кто зимой холодной
Ходит по лесу злой, голодный? (Волк)
6. Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка)
7. Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт. (Лиса)
8. Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается. (Кот)
9. Водяные мастера
Строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины.
И… построили плотину. (Крот)
10. Длинное ухо,
Комочек пуха,
Прыгает ловко,
Любит морковку. (Заяц)
11. Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается. (Собака)
3 задание
Послушайте внимательно отрывок и отгадайте, из какой он сказки.
1. … Кот услыхал…Кот прибежал…Спина дугой, хвост трубой, глаза горят, когти выпущены. Ну, лису царапать! Бились лисица, билась, а петушка отпустила. («Кот и петух»)
2. … Медведь положил волка в кусты, завалил его сухими листьями, а сам влез на сосну и поглядывает, не идет ли кто… («Кот и лиса»)
3. … Свернулся он клубочком и покатился между ёлками, между берёзками. Катился, катился и прикатился к избушке…на курьих ножках… («Гуси-лебеди»)
4. … Оглянулся волк кругом, хотел лису на помощь звать, а её уж и след простыл – убежала. Целую ночь провозился волк у проруби – не мог хвост вытащить… («Лиса и волк»)
4 задание – исправь ошибки
В названиях следующих сказок есть ошибки. Найди их.
«Петушок Ряба» – «Курочка Ряба».
«Даша и медведь» – «Маша и медведь».
«Волк и семеро ягнят» – «Волк и семеро козлят».
«Петушок и гороховое зёрнышко» – «Петушок и бобовое зёрнышко».
«Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди».
«Лисичка с кастрюлькой» – «Лисичка со скалочкой.
«По рыбьему велению» – «По щучьему велению».
«У страха глаза огромны» – «У страха глаза велики».
«Заюшкин домик» – «Заюшкина избушка».
5 задание – продолжи сказку
Внимательно послушай отрывок из сказки и продолжи её (по командам).
1. …Бежит лиса, а навстречу ей волк.
– Так-то, – кричит, – ты меня научила в проруби рыбу ловить? Избили меня, исколотили, хвост мне оторвали!
– А что ответила лиса? («Эх, волчок, волчок. У тебя только хвост оторвали, а мне всю голову разбили. Видишь, мозги выступили. Насилу плетусь!»)
2. …Бежит Машенька, несет братца, ног под собой не чует, Оглянулась назад – увидела гусей – лебедей. Что делать?
Побежала она к молочной реке – кисельным берегам.
– А что дальше? («Речка, спрячь нас!» – просит Машенька. Речка посадила её с братцем под крутой бережок, от гусей спрятала.)
3. …Подошли к избушке – петух и запел:
– Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!
– А лиса что говорит? (А лиса испугалась и говорит: «Одеваюсь…»
4. …А лиса опять тут как тут. Сидит под окошком песенку поет. А Петя – петушок не выглядывает. Лиса и говорит:
– А что говорит? (– Ах, Петя-петушок, что сказать тебе хочу. Бежала я по дороге и видела: мужики ехали, пшено везли, один мешок худой был, все пшено рассыпалось, а подобрать некому.)
5. … Кот увидел быка – шерсть на нем взъерошилась, начал он рвать мясо зубами и когтями, а сам урчит: «Мяу, мяу».
А медведю со страху слышится: «Мало, мало!».
– А дальше? («Не велик зверь, а прожорливый»,-думает медведь. «Нам четверым не съесть, а ему одному мало!»)
6. задание – Восстановить последовательность событий в сказках
Детям выдаются карточки с последовательностью, в которых они должны восстановить правильный порядок событий.
«Лиса и заяц».
Зайчик встретился с медведем.
Петушок выгнал лису.
У зайчика была избушка лубяная, а у лисы ледяная.
Зайчик встретился с собакой.
Лиса выгнала зайца.
Зайчик живёт с петушком.
Зайчик встретил петушка.
Подведение итогов. Награждение.
1
Литература 5 класс «Что за прелесть эти сказки» © Голованова Т.Г.
2
Задачи: закрепление знаний о сказке как особом жанре; знакомство с приемами сюжетосложения; знакомство с литературоведческими понятиями; обучение приемам сочинительства сказок; развитие связной речи, развитие творческого потенциала школьников; воспитание культуры общения, совместного творчества
3
Содержание Высказывания о сказках Сказка как жанр устного народного творчества Классификация сказок Волшебные сказки Бытовые сказки Сказки о животных Признаки волшебных сказок Композиция сказки Сюжет волшебных сказок Сказочные композиционные элементы Присказки Зачины Концовки Герои волшебных сказок Баба Яга Кощей Бессмертный Помощники положительных героев Особенности сказочного языка Использованная литература
4
Высказывания о сказках «…Русские песни, предания, пословицы, …наконец русские сказки – без сомнения заслуживают большого внимания: они память нашего давно минувшего, они – хранилище русской народности». Н.А.Некрасов «…Уже в глубокой древности люди мечтали о возможности летать по воздуху, об этом говорят нам легенды о Фаэтоне, Дедале и сыне его — Икаре, а также сказка о «ковре- самолёте».Мечтали об ускорении движения по земле – сказка о «сапогах-скороходах»…мыслили о возможности прясть и ткать в одну ночь огромное количество материи, о возможности построить в одну ночь хорошее жилище, даже «дворец», то есть жилище, укреплённое против врага; создали прялку, одно из древнейших орудий труда, примитивный ручной станок для тканья и создали сказку о Василисе Премудрой». А.М.Горький
5
Сказка –ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок А.С. Пушкин А.С. Пушкин
6
Сказка учит смелости, доброте и всем другим хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.
7
Сказка как жанр устного народного творчества «Сказка – складка (вымысел), а песня – быль…От слова «складывать». Подчёркнутая, сознательная установка на вымысел. В фантастике, как в зеркале, отразилась жизнь народа и его характер. (Аксаков)
8
Классификация сказок сказки волшебныебытовые О животных
9
Волшебные сказки Волшебные сказки – особый вымысел. Ни одна волшебная сказка не обходится без чудесного действия, без вмешательства то злой, то доброй сверхъестественной силы. Она имеет мифологическое происхождение: в ней находят отражение тотемические (некоторые герои рождаются от животных или превращаются в них), анимистические (олицетворяются, например, водная стихия, Солнце, Месяц; наоборот – герои превращаются в камни), магические (волшебное зелье, волшебное слово) представления древнего человека. Мир волшебной сказки — мир многобожия, т.е. язычества. Человеку помогают или стараются помешать древние властители стихий, природных сил: Солнце, Месяц, Ветер, Морозко, водяной, морской царь. Священника в волшебной сказке не встретишь — все колдуны да ведьмы. Многие волшебные сказки рассказывают о воинском подвиге. Но сказочные герои сражаются не за Русь, не за Русскую землю. Они добывают для царя какое-либо диво дивное, чудесный предмет. Волшебная сказка на протяжении столетий передавалась устным путем. Иногда сознательно, иногда случайно сказитель что-то изменял, что-то добавлял. Так создавались произведения, похожие друг на друга, но не в точности одинаковые.
10
Бытовые сказки Бытовую сказку называют еще социально-бытовой, сатирической или новеллистической (от слова новелла). Появилась она гораздо позднее волшебной. Новеллистическая сказка точно передает быт, обстоятельства народной жизни. Правда соседствует с вымыслом, с событиями и действиями, которых на самом деле быть не может. Например, жестокую царицу исправляют тем, что на несколько дней меняют местами с женой драчуна-сапожника. В волшебной сказке — два мира, в бытовой — один. Здесь все обыкновенно, все происходит в повседневной жизни. В бытовой сказке противопоставляются слабый и сильный, богатый и бедный. Сказка с уважением относится к хорошим, умелым работникам, высмеивает неумех, лодырей. В бытовой сказке (ее недаром называют еще и плутовской) вполне допустима кража. Самый любимый герой сказки — солдат. Ловкий, находчивый и в слове, и в деле, смелый, все знающий, все умеющий, веселый, неунывающий. Солдат обычно возвращается домой после 25-летней службы (поэтому он всегда старый солдат!). По дороге с ним приключаются удивительные истории. Неудачи преследуют в сказке всех, кто в реальной жизни господствовал над народом, обирал его, обижал. Мужик берет верх над барином, работник — над попом, солдат — над генералом, а младший, обиженный в семье — над самодурами-стариками. Начало сказки соответствует действительному, несправедливому положению дел, а конец обязательно разрушает эту несправедливость. В волшебной сказке герой нередко добивается победы в бою с помощью чудесного оружия. В бытовой — положительный герой силы не применяет, воинских подвигов не совершает. Здесь нет чудес. Происходит как бы состязание ума: кто кого перехитрит, кто окажется сообразительнее.
11
Сказки о животных Сказки о животных, как и волшебные сказки, возникли в глубокой древности, в них отражаются забытые верования, обряды, представления. Тут и память о родовых тотемах, и вековой опыт общения первобытных охотников и скотоводов с животными. В древности такие сказки рассказывали перед началом охоты, и это имело магическое значение. В наше время их рассказывают детям. И говорится в них о повадках, проделках и обыкновенных приключениях диких и домашних зверей, о птицах и рыбах, отношения между которыми очень похожи на отношения между людьми. Да и характер зверей уподобляется человеческому: медведь — глуповат, заяц — трусоват, волк — жаден, а Лиса Патрикеевна — хитрее хитрых, обманет кого хочешь. Сказок о животных существует несколько видов. Жили-были дед да баба, и была у них курочка ряба- Замечательная сказка! Коротенькая, ничего лишнего. Подобные сказки рассчитаны на самых маленьких. Слушая их, малыш многое узнает, развивает ум, фантазию. Известно около 50 сюжетов сказок о животных. Герои их — лиса и медведь, лиса и петух. Особенно часто говорится об отношениях лисы и волка. Лиса и мужика обманула, притворилась мертвой, а потом перекидала из саней на дорогу всю рыбу. Такие сказки для ребят постарше — тех, кто уже начал осваивать мир за стенами родного дома. А сказка о том, как мужик с медведем делил урожай («тебе — вершки, мне — корешки»), учит смекалке, дает ребенку первоначальные знания о растениях, которые кормят человека.
12
Признаки волшебных сказок Особая композиция Сказочные сюжеты Троекратное повторение Положительные и отрицательные герои Сверхъестественные силы, помощники, магические предметы Чудесные превращения «Сказочный» язык Добро побеждает зло
13
Композиция сказки зачин событиязавязка кульминация развязка концовка события
14
Исходное существование запрета Герои нарушают запрет Последствия нарушения Герои уходят из дома, чтобы всё исправить Герою приходят на помощь животные Поиск спасительной магии Добрые герои борются со злыми Спасение Герой возвращается домой с наградой Сюжет волшебных сказок
15
Сказочные композиционные элементы присказки зачины концовки Цель присказки и зачина: показать мастерство сказочника, подготовить аудиторию к слушанию сказки, заинтересовать ею, оторвать слушателя от обыденной обстановки, приобщить его к особой ирреальной атмосфере волшебной сказки, п одчинить воле рассказчика. Как и былинный запев, присказка необязательная часть волшебной сказки. Цель концовки: отграничить сказку от реальной жизни и возвратить слушателя к действительности.
16
Присказки Было это на море, на океане, на острове Кидане стоит древо – золотые маковки; по этому древу ходит кот Баюн, вверх идёт – песню поёт. А вниз идёт – сказки сказывает. Вот было бы любопытно посмотреть! Это не сказка, а ещё присказка идёт, а сказка вся впереди. В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох… Вы хотите сказочку? Сказочка – это вязочка, сплетена она из лунного света, перевязана солнечным лучом, а обвита поясом. Аль потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная: есть в ней дива дивные, чуда чудные. Будет сказка занимательна. Слушайте её внимательно. Кто уши широко раскроет – много всякой всячины усвоит. А кто невзначай уснёт – тот ни с чем и уйдёт. А кто мою сказку будет слушать, так тому соболь и куница, и прекрасная девица, сто рублей на похмелье и пятьдесят на прогулянье.
17
На море, на океане, На острове Буяне Стоит дуб зелёный, Под дубом стол золочёный, Садись, кушай, мою сказку слушай. А было это, голубчики, в старину, Когда задумал дед Архип залезть на Луну; Тогда сказки по воздуху летали, Друг друга за крылышки хватали, А я за ними на золотом коне скакала Да в мешок эти сказки собирала. Без присказки сказка, что без полозьев салазки: из горы по льду нету им ходу, а по гладкому пути нечего их за собой везти. Слушайте диковинные речи: у дяди Луки были полати подле печи, мост стоял поперёк реки, картофель родилась в земли, а рожь зрела на колоси. Не любо, не слушай, а врать — не мешай.
18
Зачины За далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жило-было… В некотором царстве, в некотором государстве… В тридевятом царстве, в тридесятом государстве… Жили-были… В некотором царстве, за тридевять земель – в тридесятом государстве… В тридесятом царстве, небывалом государстве…
19
Концовки Устроили пир на весь мир, и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало. А удалец на той царевне Полюшке женился и раздиковинную пирушку сделал; я там обедал, мёд пил, а уж какая у них капустка – ино теперь в роте пусто! Свадьбу сыграли, долго пировали, и я там был, мёд-пиво пил, по губам текло, в рот не попало. Да на окошке оставил я ложку, кто лёгок на ножку, тот сбегай по ложку. Вот вам сказка, а мне бубликов связка. Тут и сказке конец, сказал её молодец, а нам молодцам по стаканчику пивца, за окончание сказки – по рюмочке винца. Стали жить-поживать – добра наживать. И сейчас живут – хлеб жуют Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!
20
Герои волшебных сказок Положительные герои: Иван-дурак, Василиса Премудрая, Марья Моревна, солдат, младший сын и брат, гонимая сиротка, мужик, крестьянский сын, царевичи, королевичи, царевна-лягушка и т.д. Враги положительных героев: Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Баба Яга, Лихо Одноглазое, Морской царь, ведьма, Чудо Юдо и т.д.
21
Баба Яга живет в избушке на курьих ножках на границе двух миров (мира живых и мира мертвых). Чтобы попасть в избушку – надо ее повернуть «к лесу задом – к себе передом), т.е. повернуть к миру живых. Баба Яга, выказав свое недовольство, накормит гостя своей пищей (пищей другого мира) и истопит баню. Помывшись в бане, гость смывает с себя «дух живых». После этого Баба Яга признает его за «своего» и может оказать ему помощь. Баба Яга Баба Яга связана с ночью и тьмой. Изображается всегда старой (костяная нога). Она слепа, не видит, а чует носом («русским духом пахнет»).
22
Кощей Бессмертный Сказочный Кощей – насильник, коварный убийца, скряга, жестокий губитель. Сказки рисуют Кощея высохшим костлявым стариком с запавшими глазами. По сказкам, он прибавляет и убавляет людям век, а сам бессмертен: смерть его скрыта в яйце, а яйцо – в гнезде. А гнездо – на дубе, а дуб – на острове, а остров – в безбрежном море. В древнерусском языке «кощей» означал раба, пленника, слугу. По Далю, Кощей – это «сказочное лицо, вроде вечного жида, с прилагательным бессмертный, вероятно, от слова кастить, но переделано в Кощей от кости, означая измождённого, непомерно худого человека, особенно старика, скрягу, скупца и ростовщика, корпящего над своей казною». Д.Сперанский, исследователь литературы Древнего Египта, имя Кощея исторически связывал с легендарным князем Битну – сначала правителем области Каушну, т.е. Эфиопии, а затем – фараоном Древнего Египта.
23
Помощники положительных героев
24
Особенности сказочного языка Антитеза – Скоро сказка сказывается, а не скоро дело делается. Рифма Что написано на роду, то быть сужено тому. Кощей сидит за столом, пишет пером. Постоянные эпитеты Дворец – белокаменный Лес – тёмный, частый Меч – острый Лук – тугой Стол – дубовый Перстень – золотой Мост – хрустальный Терем – высокий Горница – светлая Земля – сырая. Постель -пуховая Гипербола – Котору лошадь по крестцу ударит, так и с ног долой упадёт Синонимы Не бросай меня, товарищ, друг, не покинь. Сравнения Сел Иван на волка. Волк побежал стрелой.
25
Лексические и синтаксические повторы, образующие параллельные синтаксические конструкции: На столбу написано: «В праву дорогу идти – добра не видать, в леву дорогу идти – живому не бывать»; «Один раз закинули – вытянули морскую тину. Второй раз закинули – вытянули- морскую травину. Третий раз закинули – вытянули рыбу, золото перье». Сказочные формулы – Ни в сказке сказать, ни пером описать. Выше леса стоячего, ниже облака ходячего. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Много ли, мало ли времени… Долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли… Инверсия – обратный порядок слов в предложении. «Появилось на небе Солнышко, и зазеленели поля, и нежилась Земля…» «Собрался народ честной да зверь лесной».
26
Использованная литература: Тумина Л.Е. Кружок «Сочини сказку». – М.: УЦ «Перспектива», с. О.Б.Беломестных, М.С.Корнеева, И.В.Золотарёва. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. Издание 2-ое, дополненное. М.: «ВАКО», 2003, 416 с. Аникин В.П. Русская народная сказка. – М.: Просвещение, 1977.
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1Сказка — проект
«Что за прелесть эти сказки!» (Сказка на современный лад).
Проект
выполнила ученица
5 класса «А»
ГОУ СОШ «Школа здоровья»
№ 901
Сандакова Анастасия
Руководитель:
учитель русского языка
Леонтьева Наталья Егоровна
Слайд 2ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Создать свою сказку для нашего времени.
Уметь корректировать и редактировать свои
сочинения (сказки).
Владеть основными литературоведческими терминами.
Уметь составлять серию рисунков по произведению.
Слайд 3ТЕМА ПРОЕКТА:
Сказка как жанр литературы.
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ВОПРОС:
Почему сказки всегда актуальны и
любимы?
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ:
Что Вы понимаете под словом «сказка»?
Что превалирует в сказке — правда или ложь – и почему?
Слайд 5Презентация работы
Сказки.
План сказки.
Схема сказки.
Иллюстрации к сказкам.
Слайд 6АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
Сказка — один из наиболее популярных и любимых жанров в
фольклоре и литературе всех народов мира.
Сказка — не только поэтический вымысел или игра фантазии; через содержание, язык, сюжеты и образы в ней отражаются основные культурные ценности народа, ее создавшего. Помимо объявления ценностей сказка еще претендует на поучение, однако в отличие от просто излагаемой морали (как иной раз бывает, когда рассерженные взрослые отчитывают детей) в сказочном повествовании всегда приводится обоснование, почему так надо или не надо поступать, и к чему в конечном счете могут привести эти поступки.
Сказка в нашей стране существует повсюду: в языке, наполненном мудростью фразеологических сказочных оборотов; в мышлении, ориентированном на преобладание магического над реалистическим; в праздниках, каждый из которых можно сравнить с «пиром на весь мир».
Сказка помогает нам во всем: и в радости, и в горе, и в учебе, и на празднике души.
Слайд 8
План сказки:
1.Карлсон и Малыш идут в школу.
2.Интересное приключение.
3.Первая буква «А».
4.Ах какая
сложная буква «З».
5.Быстрая буква «Б».
6.Спасение буквы «У».
7.Захваченная «К».
8.Удвоение буквы «А»
9.Какая не простая эта «Азбука».
10.Вот и прошёл первый день в школе.
Слайд 10
Поиски букв по городу.
Карлсон и Малыш идут в школу.
Начало их приключений.
Карлсон
и Малыш получили первую букву «А» на уроке математики.
Карлсон и Малыш получили букву «З» на уроке русского языка.
Карлсон и Малыш поймали быструю букву «Б».
Друзья встретили горько плачущую букву «У».
Буква «У» отправляется с ними.
Карлсон и Малыш видят двух людей прятавших букву «К».
Буква «К» спасена.
Карлсон и Малыш удваивают букву «А».
Из найденных букв друзья составляют слово «Азбука» и получают её в подарок.
Слайд 12Карлсон учится в школе.
Жил был Карлсон и его друг Малыш.
В этом году Малыш вместе с Карлсоном пойдут в школу, а какие приключения их там ждут, вы скоро узнаете.
Наступило первое сентября: День знаний.
Карлсон и Малыш очень ждали этот день, и вон он, наконец, настал.
-«Карлсон, поздравляю тебя с первым для тебя днём знаний» — сказал Малыш.
-«Я так ждал его, и он настал!» — ответил Карлсон.
-«Ну что пойдём?»
-«Пойдём!»
Они взяли цветы, повесили через плечо сумки и полетели в школу.
Слайд 13 На пороге их встретила первая учительница Марья Ивановна
и пригласила их в класс. В классе было много учеников: жираф Мелман, Шрек, слон Хортон, Пинокио, бегимотиха Глория, зебра Марти и лев Алекс. Все уселись за парты, достали ноутбуки, прозвенел звонок и начался урок. Карлсону было очень волнительно и интересно, так как это был для него самый первый урок в его жизни.
Слайд 14 Наступила перемена и все стали играть в игровые приставки,
а Карлсон и Малыш остались в классе. К ним подошла учительница и спросила их, почему они не на перемене. Карлсон лишь тихонько вздохнул и ответил: жалко, что в школе нет приключений! Марья Ивановна лишь усмехнулась и сказала ему: «Школа кишит приключениями, для вас у меня есть одно очень интересное задание. Пропало несколько букв, и они летают по школе и городу. Их всего шесть, но получить их не так уж легко. Если вы соберёте все буквы, то у вас получится слово!». «О! Супер!» — воскликнул Карлсон. «Ну что Малыш, отправляемся в путь!»
Слайд 15Следующим уроком была математика. Карлсон понял, что не нужно летать в
облаках, а нужно действовать. Вот зашла учительница, и начался урок. На уроке была очень интересная задачка, в которой была пропущена цифра, соответствующая букве алфавита. Первым эту задачку решил Карлсон, и у него получилась буква «А». Учительница отдала букву Карлсону, и тут же прозвенел звонок. «Здорово! Вот у нас есть первая пропавшая буква».
А
Слайд 16На уроке русского языка было очень сложно, так как ученики должны
были вставить в слово букву. Учительница хотела проверить знания учеников. Буква была пропущена в слове «ска…ка». Нужно было вставить буквы «З» или «С». И только Карлсон и Малыш правильно вставили букву «З» и они получили её в награду.
Вот закончились уроки. Карлсон и Малыш отправились в путь за новыми буквами. Они зашли домой, положили сумки, взяли пакет с чипсами и вылетели из окна.
З
Слайд 17«Смотри Карлсон, это же буква «Б» — сказал Малыш. Давай схватим
её! Но это было не так уж легко, она оказалась такая шустрая, что пришлось потрудиться. Но все-таки они её догнали и положили в карман. Наши герои отправились дальше.
Долго они летели. И вдруг увидели внизу большой игровой центр. А на одном из аттракционов сидела буква « У» и горько плакала. Они подлетели к ней и спросили: «Почему же ты плачешь?» «Я потерялась» — ответила буква «У». Я не могу найти свой дом, мой дом находится в слове, и я потеряла к нему дорогу. «Не переживай, мы возьмём тебя с собой!» — сказали друзья. И полетели дальше. Скоро сказка сказывается да не скоро дело делается.
Б
У
Слайд 18Пролетая над парком, Малыш заметил Равшана и Джимшута что-то прятавших. Они
подкрались не заметно и услышали, что они прячут букву «К» в мешке. И тут Карлсон воспользовался своей шуткой с приведением. Они испугались и убежали, а мешок остался около лавки. Тогда Малыш достал букву «К» и они отправились дальше.
Вот им осталось найти последнюю букву, и это было не так уж просто. Но вдруг они вспомнили, о том, что им сказала учительница: «Букву можно удвоить, если произнести волшебные слова: удвоим букву вместе, и будет интересней!». И в тот же момент буква «А» появилась перед ними.
К
Слайд 19Друзья прилетели в школу и отдали буквы учительнице. Она собрала их
вместе и появилась «Азбука». Было понятно, что слово, которое состоит из найденных букв — «Азбука».
Вот так интересно и с приключениями провели первый день знаний Малыш и Карлсон.
Слайд 20Почему сказки всегда актуальны и любимы?
Слайд 21Результат исследования
Сказки передаются из поколения в поколение. В их основе
— нравственные ценности, которые актуальны во все времена: добро, милосердие, сострадание, взаимовыручка. Эпиграф из сказки «Король-ворон» гласит: «Зло живёт не только в сказке — / В жизни ходит без опаски. / Но добро покуда живо — / Сказка древняя не лжива».
Сочиняя сказки на заданную тему, учащиеся представляют своё миропонимание. Именно в сказках собственного сочинения они могут помечтать, выразить свой взгляд на ту или иную актуальную проблему и предложить способы её решения.
Поэтому без сказок невозможна наша жизнь!