Проект что за прелесть эти сказки 5 класс по музыке

Автор: 

Пелипенко Алена, Заруба Алинв, короткая Лилия

Работа выполнена учениками 5 «В» класса МАОУ СОШ №3 Пелипенко Аленой, Заруба Алиной, Короткой Лилией.

Актуальность данной темы не вызывает сомнения. Тема интересна и привлекательна для учащихся этого возраста. Прививает интерес к чтению, исполнению песен, работе с Интернет-ресурсами.

 Авторы поставили перед собой цель познакомиться с разными сказками, разучить песни, подходящие к сказкам, услышать музыку разных жанров. По мнению авторов, эта тема является для них полезной: полученная информация послужит для учащихся развитием их духовных ценностей не только в их параллели, но и в параллели начальных классов.

Девочками проведена серьёзная работа по сбору материала. Каждая выбрала свое направление: Пелипенко Алена предоставила материал о гномах, Заруба Алина собрала материал о цветике-семицветике, а Короткая Лиля нашла о звездочете. Предварительно на внеурочной деятельности учащиеся разучили песни подходящие по сценарию проекта. Каждая из девочек, приготовила свою презентацию, использовав материал Интернет-ресурсов, энциклопедии., библиотечный материал, подобрав музыку для сопровождения презентаций.

 В своей работе Алена, Алина и Лилия подробно  и красочно излагают исследовательский проект. Актуальность данной темы не вызывает сомнения. Современный мир оказывает на организм человека огромное влияние, и оно не всегда положительное. Поэтому тема развития духовных ценностей очень актуальна в наше современное время.

 Авторы поставили перед собой цель донести до слушателей полезность чтения, изучение сказок, подбор изобразительного и музыкального материала, развитие художественно-эстетических творческих способностей школьников, формирование коммуникативных умений, навыков ролевого группового взаимодействия, воспитание интереса,  увлеченности и деятельностного отношения  к музыке.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

» Исследовательский проект «Что за прелесть эти сказки» «Звездочет» Подготовила Короткая Лилия ученица 5 «В» класса МАОУ СОШ №3 Руководитель учитель музыки С. А. Диденко

Слайд 2

Сказку «Золотой петушок» А. С. Пушкин написал в 1834 году а в 1835 сказка была напечатана в журнале «Библиотека для чтения»

Слайд 3

В сказке «Золотой петушок» был такой персонаж как звездочет

Слайд 4

В сказке этот персонаж играл роль волшебника который подарил царю Дадону Золотого петушка

Слайд 5

золотой петушок помогал царю распознавать когда приближаются противники он кукарекал как сирена

Слайд 6

Царь пообещал волшебнику за этот подарок все что он попросит обсолютно все

Слайд 7

когда настало время звездочет попросил у царя Ш амаханскую царицу а тот отказал волшебнику

Слайд 8

В этом произведении у нашего героя роль волшебника который помог царю Дадону избавиться от постоянных нападений царей из других государств

Слайд 9

На сюжет этой сказки Н. А. Римский-Корсаков сочинил оперу «Золотой петушок»

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что за прелесть эти сказки! Цветик – семицветик Подготовила Заруба Алина 5 «В» класс Руководитель Диденко С. А.

Слайд 2

Валентин Катаев сказка «Цветик – семицветик»

Слайд 7

Жила девочка Женя. Однажды послала ее мама в магазин за баранками. Купила Женя семь баранок: две баранки с тмином для папы, две баранки с маком для мамы, две баранки с сахаром для себя и одну маленькую розовую баранку для братика Павлика.

Слайд 9

Взяла Женя связку баранок и отправилась домой. Идет, по сторонам зевает, вывески читает, ворон считает.

Слайд 10

А тем временем сзади пристала незнакомая собака да все баранки одну за другой и съела: съела папины с тмином, потом мамины с маком, потом Женины с сахаром. Почувствовала Женя, что баранки стали что-то чересчур легкие. Обернулась, да уж поздно. Мочалка болтается пустая, а собака последнюю, розовую Павликову бараночку доедает, облизывается.

Слайд 11

Она за ней побежала и не догнала. Заблудилась. И попала в незнакомый сад. Бабушка ей дала волшебный цветок.Цветок исполнял желания.

Слайд 12

Женя заг а дала:

Слайд 14

Каждый лепесток означает?

Слайд 15

Балет цветик- семецветик ! Балет очень красив! В его сердце – завораживающая, заставляющая трепетать все живое крылатовская тема цветика- семицветика – тема немыслимо-радостного чуда расцвета и разговора человека с этим чудом среди безлюдного сказочного леса. Вслед за ней одна восхитительнее другой идут фантастические по красоте мелодии-танцы каждого лепестка-желания в отдельности. Роскошная пластика молодых балерин, выпускниц колледжа 2008 года, в сцене пробуждения сказочного цветка, мягкость и инфернальность жестов, «замирание» мизансцен контрастируют с вечно несущимся куда-то «Бульваром», легкостью и быстротой прыжков, поворотов, игр и танцев детей 11-14 лет. Такое ни при каких обстоятельствах невозможно повторить взрослым артистам балета.

Слайд 17

Я уверена, зритель полюбит этот спектакль, ведь он дает много радости, оптимизма и энергии: взрослым он напоминает о счастливом детстве, а детей, увядающих за компьютерами, вдохновляет на активное движение.

Слайд 18

Спасибо за внимание!!!

Это черновик проекта.

Цель проекта:
Формировать понимание роли сказки в поэзии А.С.Пушкина и музыке Н.А.Римского — Корсакова.

Задачи:
* познакомиться с фрагментами оперы «Сказка о царе Салтане»;
* расширить знания о тембровой окраске инструментов симфонического оркестра;
* воспитывать любовь и интерес к сказочным произведениям в литературе и музыке.

Проблемный вопрос:
* какими средствами и элементами музыкальной речи пользуются композиторы в создании музыкальных образов.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Мари-Турекская средняя общеобразовательная школа»

Проектная работа

(по предмету музыка)

«Что за прелесть

эти сказки!»

Выполнил ученик 6В класса

Ложкин Ярослав

Руководитель: Ложкина И.А.

учитель музыки

пгт. Мари-Турек

2016г.

Содержание

1. Введение ………………………………………………………………. стр. 3

2.Основная часть

2.1 постановка цели и задач проекта…………………………………… стр. 4

2.2 сравнение и анализ сказки А.С Пушкина и оперы

Н.А.Римского — Корсакова «Сказка о царе Салтане» ……………. стр. 5-8

3.Заключение …………………………………………………………… стр.9

3.1 выводы …………………………………………………………….. стр.9

4.Список литературы …………………………………………………. стр.10

Введение

Еще не научившись читать, каждый ребенок узнает, что такое сказка, и волшебной сказкой открывается для него чудесный мир художественной литературы.

Есть сказки, которые читают, а есть сказки, которые поют.

Наш проект посвящен сказкам. Мы приглашаем вас отправиться в удивительное путешествие по страницам сказок. Приглашаем вас в прекрасный мир сказки, переливающийся всеми цветами, наполненный блеском светлого неба, сиянием звезд и светил.

Легкими шагами, завораживая нас своей красотой, очаровывая своей фантазией, из сказочной табакерки, плывет и расплывается музыкальная сказка…

Сказки сопутствовали народу на протяжении многих веков его истории. Простые, мудрые и прекрасные, они дороги каждому человеку, дороги так, как может быть дорога родина, народ и его история.

Цель проекта:

Формировать понимание роли сказки в поэзии А.С.Пушкина и музыке Н.А.Римского-Корсакова.

Задачи:

* познакомиться с фрагментами оперы «Сказка о царе Салтане»;

* расширить знания о тембровой окраске инструментов симфонического оркестра;

* воспитывать любовь и интерес к сказочным произведениям в литературе и музыке.

Проблемный вопрос:

* какими средствами и элементами музыкальной речи пользуются композиторы в создании музыкальных образов.

Основная часть

«Что за прелесть эти сказки!» — воскликнул однажды Николай Андреевич Римский-Корсаков при чтении очередной сказки Пушкина. Ведь именно эти сказки вдохновили композиторов на создание музыкальных сочинений.

Для этого обратимся к сказке А.С.Пушкина и опере-сказке Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о Царе Салтане» и посмотрим, как композитор передал слова поэта через музыку.

« В синем небе звезды блещут

В синем море волны хлещут…»

Эти строчки становятся зримыми в музыке оперы « Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова. Последовательность музыкальных картин в опере та же, что и в стихах Пушкина.

Мы сегодня проанализируем «Три чуда» из оперы.

И на примере этого музыкального фрагмента посмотрим какими средствами пользовался Римский — Корсаков при создании образов.

Римского-Корсакова называют композитором-сказочником, потому что им написано много опер на сюжеты сказок.

Опера, с которой мы сегодня продолжаем знакомство, была написана в 1899 году. В год столетнего юбилея замечательного русского поэта А. С. Пушкина. «Сказка о царе Салтане» привлекла композитора изобилием чудес и, конечно же, сам пушкинский стих удивительно напевный и сочный:

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах

Мимо острова Буяна

В царство славного Салтана…

Итак, мы попали на чудный остров, где происходят невиданные чудеса.

В «Сказке о царе Салтане» три чуда:

Белка, 33 богатыря и Царевна-Лебедь.

Для начала всех действий композитор использовал звуки фанфар

Фанфары — сигнал торжественного действия.

Фанфары приказывают: «Слушайте! Слушайте! Внимание! Внимание!»

Звучит фанфарный призыв, который исполняют медные духовые инструменты симфонического оркестра, приглашая слушателей удвоить свое внимание. Фанфары начинают каждую картину оперы.

В опере Н. А. Римского-Корсакова у каждого чуда — своя музыкальная тема – яркая картинка, только раскрашенная не красками, а звуками.

Чудо первое.

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живет ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра- чистый изумруд

Слуги белку стерегут.

Вот как представил слова А.С.Пушкина Н.А.Римский –Корсаков.

В опере тема белки звучит отрывисто, легко, подвижно. Для музыкальной характеристики белки композитор выбрал русскую народную песню «Во саду ли, в огороде». Тему белки в высоком регистре исполняет флейта, самый звонкий деревянный духовой инструмент в симфоническом оркестре.

Регистр — это ряд звуков голоса или инструмента одинаковых по тембру.

Тембр — это окраска звука.

И опять звучат фанфары: «Слушайте! Слушайте!» второе чудо:

Там ещё другое диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснётся в скором беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.

Какими звуками передал композитор тему богатырей?

При появлении богатырей оркестр исполняет марш – торжественный, величественный, показывая богатырскую поступь. Тему богатырей исполняют медные духовые инструменты (тромбон и труба). Тема богатырей звучит в низком регистре.

Опять звучат фанфары: «Слушайте! Слушайте!» третье чудо:

За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть,
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.

Музыка, изображающая Царевну-Лебедь прихотливая, извилистая. В оркестре её исполняют скрипки и гобой. Тема Царевны звучит в среднем регистре, словно пение фантастических птиц.

Музыкальную характеристику, звучание инструментов и регистры можно представить в виде таблицы:

чудо

регистр

тембр

Белка

высокий

флейта

33 богатыря

низкий

медные духовые (тромбон, труба)

Царевна-Лебедь

средний

скрипка, гобой

Чтобы нарисовать яркий неповторимый портрет героя, композитор находит особые характерные средства. Мелодия может быть красивой, певучей или примитивной, неразвитой. Ритм – острым или сглаженным, регистр – высоким или низким. Все вместе рождает характерный, легко узнаваемый образ.

Из всего этого можно сделать следующие выводы:

* опера-сказка учит нас узнавать через звучание инструментов симфонического оркестра литературных персонажей.

* музыкальный инструмент оживает в звучании, он также как и актер на сцене играет свою роль.

*поэт и композитор каждый своим языком передал три чуда в произведении: поэт — словами, композитор — звуками;

*музыкальные фрагменты помогают детям закрепить знания о регистрах и инструментах симфонического оркестра.

Список литературы:

1. Пособие для учителя «Методика работы с учебником «Музыка — 5 класс», авторы: Сергеева Г.П. Критская Е. Д

2. Вайнкоп Ю. Краткий биографический словарь композиторов. Л. «Музыка» 1987г.

Используемые ЦОР:

1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Музыка, изобразительное искусство(http://school-collection.edu.ru):

2. images.yandex.ru

Цель урока:

Образовательная:

познакомить:

— с жанром “программной музыки” и его построением;

— с сюжетом арабской сказки “Шехеразада”

— с симфонической сюитой Н.А. Римского-Корсакова “Шехеразада”;

Развивающая:

— формировать познавательный интерес к симфонической музыке.

— развивать умение слышать музыку, анализировать её, изображать в игровой форме сказочных героев.

Воспитательная:

— воспитывать любовь к музыке русских композиторов посредством симфонической музыки.

Задачи:

— личностные:

— формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всём многообразии его видов и жанров;

— становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

— умение понять мир через музыкальные формы и образы;

-метапредметные:

— активное использование основных интеллектуальных операций в синтезе с формированием художественного восприятия музыки;

— умение организовывать свою деятельность в процессе познания мира через музыкальные образы, определить её цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты;

— формирование ключевых компетенций: исследовательские умения, коммуникативные умения, информационные умения;

-предметные:

— обобщить и систематизировать знания материала по жанрам вокализа, романса, песни;

— определить музыкальные особенности жанра баркаролы.

Тип урока: Урок “открытия” нового знания.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование, раздаточный материал: мультимедийный проектор, экран, музыкальный центр, наутбук, презентация по теме урока, пианино, учебник, рабочая тетрадь, ручки, цветные карандаши, портрет композитора, иллюстрации к сказке, иллюстрации к балету “Шахерезада”.

Музыкальный материал:

— симфоническая сюита Н.А. Римского-Корсакова “Шахерезада” — слушание;

Просмотр содержимого документа

«Презентация для урoка по музыке «Что за прелесть эти сказки» в 5 классе»

ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА.pptx

Презентация к уроку музыки в 5 классе по теме: «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ» (учебник Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской)

Презентация к уроку музыки в 5 классе по теме: «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ» (учебник Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской)

Что за прелесть эти сказки

Презентация к уроку музыки в 5 классе по теме: «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ» (учебник Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской)

Презентация к уроку музыки в 5 классе по теме: «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ» (учебник Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской)

Обращаясь к литературным источникам композиторы часто создают на их основе инструментальные произведения

Презентация к уроку музыки в 5 классе по теме: «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ» (учебник Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской)

Презентация к уроку музыки в 5 классе по теме: «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ» (учебник Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской)

Эти сочинения называют программной музыкой

Презентация к уроку музыки в 5 классе по теме: «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ» (учебник Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской)

Презентация к уроку музыки в 5 классе по теме: «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ» (учебник Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской)

Они нередко имеют название литературного произведения

Презентация к уроку музыки в 5 классе по теме: «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ» (учебник Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской)

Презентация к уроку музыки в 5 классе по теме: «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ» (учебник Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской)

Или сопровождаются словесной программой,
которая раскрывает их содержание

Презентация к уроку музыки в 5 классе по теме: «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ» (учебник Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской)

Презентация к уроку музыки в 5 классе по теме: «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ» (учебник Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской)

Программная музыка – это инструментальная музыка,
имеющая название или литературный сюжет,
раскрывающие содержание произведения

Презентация к уроку музыки в 5 классе по теме: «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ» (учебник Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской)

Презентация к уроку музыки в 5 классе по теме: «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ» (учебник Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской)

Римский –Корсаков сочинил симфоническую сюиту «Шахерезада» по мотивам
известных арабских сказок «Тысяча и одна ночь»

Презентация к уроку музыки в 5 классе по теме: «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ» (учебник Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской)

Презентация к уроку музыки в 5 классе по теме: «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ» (учебник Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской)

Сюита — (франц. suite, букв. — ряд, последовательность)
— одна из основных разновидностей многочастных цикличных форм инструментальной музыки.

Состоит из нескольких самостоятельных,
обычно контрастирующих между собой частей, объединённых общим художественным замыслом.

Презентация к уроку музыки в 5 классе по теме: «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ» (учебник Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской)

Презентация к уроку музыки в 5 классе по теме: «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ» (учебник Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской)

Части сюиты, как правило, различаются по характеру, ритму, темпу и т. п., в то же время они могут быть связаны тональным единством, мотивным родством и другими способами.

Главный принцип формообразования сюиты — создание единого композиционного целого на основе чередования контрастных частей — отличает сюиту от таких цикличных форм, как соната и симфония с их идеей роста и становления.

Презентация к уроку музыки в 5 классе по теме: «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ» (учебник Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской)

Презентация к уроку музыки в 5 классе по теме: «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ» (учебник Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской)

Сравнительно с сонатой и симфонией сюите свойственны большая самостоятельность частей, не столь строгая упорядоченность структуры цикла (количество частей, их характер, порядок, соотношение друг с другом могут быть различными в самых широких пределах), тенденция к сохранению во всех или нескольких частях единой тональности,
а также более непосредственная связь с жанрами танца, песни и другими.

Презентация к уроку музыки в 5 классе по теме: «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ» (учебник Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской)

Презентация к уроку музыки в 5 классе по теме: «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ» (учебник Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской)

Сюита Римского-Корсакова «Шахерезада»
напоминает симфонию,
состоящую из четырёх частей

Презентация к уроку музыки в 5 классе по теме: «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ» (учебник Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской)

Презентация к уроку музыки в 5 классе по теме: «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ» (учебник Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской)

Композитор приложил к партитуре следующую программу:

«Султан Шахриар, убежденный в коварстве и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи так, что, побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и наконец совершенно оставил свое намерение.

Презентация к уроку музыки в 5 классе по теме: «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ» (учебник Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской)

Презентация к уроку музыки в 5 классе по теме: «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ» (учебник Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской)

Презентация к уроку музыки в 5 классе по теме: «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ» (учебник Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской)

Презентация к уроку музыки в 5 классе по теме: «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ» (учебник Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской)

Презентация к уроку музыки в 5 классе по теме: «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ» (учебник Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской)

Презентация к уроку музыки в 5 классе по теме: «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ» (учебник Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской)

2. Фантастический рассказ царевича Календера

Презентация к уроку музыки в 5 классе по теме: «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ» (учебник Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской)

Презентация к уроку музыки в 5 классе по теме: «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ» (учебник Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской)

Презентация к уроку музыки в 5 классе по теме: «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ» (учебник Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской)

Презентация к уроку музыки в 5 классе по теме: «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ» (учебник Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской)

Праздник в Багдаде

Римский-Корсаков. «Шехеразада» 4ч.

Презентация к уроку музыки в 5 классе по теме: «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ» (учебник Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской)

Презентация к уроку музыки в 5 классе по теме: «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ» (учебник Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской)

https://www.belcanto.ru/rimsky_scheherazade.html

Презентация к уроку музыки в 5 классе по теме: «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ» (учебник Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской)

Презентация к уроку музыки в 5 классе по теме: «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ» (учебник Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской)

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.

Введите ваш emailВаш email

Базовый учебник: Г.П. Сергеева, Е.Д.
Критская. Музыка. 5 класс.

— с симфонической сюитой Н.А. Римского-Корсакова
“Шехеразада”;

— формировать познавательный интерес к
симфонической музыке.

— развивать умение слышать музыку,
анализировать её, изображать в игровой форме
сказочных героев.

— воспитывать любовь к музыке русских
композиторов посредством симфонической музыки.

— формирование художественного вкуса как
способности чувствовать и воспринимать
музыкальное искусство во всём многообразии его
видов и жанров;

— активное использование основных
интеллектуальных операций в синтезе с
формированием художественного восприятия
музыки;

— умение организовывать свою деятельность в
процессе познания мира через музыкальные образы,
определить её цели и задачи, выбирать средства
реализации этих целей и применять их на практике,
взаимодействовать с другими людьми в достижении
общих целей; оценивать достигнутые результаты;

— формирование ключевых компетенций:
исследовательские умения, коммуникативные
умения, информационные умения;

— обобщить и систематизировать знания
материала по жанрам вокализа, романса, песни;

— определить музыкальные особенности жанра
баркаролы.

Тип урока: Урок “открытия” нового
знания.

Формы работы учащихся: фронтальная,
групповая, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование,
раздаточный материал:
мультимедийный
проектор, экран, музыкальный центр, наутбук,
презентация по теме урока, пианино, учебник,
рабочая тетрадь, ручки, цветные карандаши,
портрет композитора, иллюстрации к сказке,
иллюстрации к балету “Шахерезада”.

Этап урока Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например,
демонстрация)
Деятельность ученика Универсальные учебные
действия, способствующие отработке личностных,
предметных или метапредметных результатов
Этап мотвации к учебной деятельности Предлагает исполнить первый куплет
песни муз. Е. Птичкина

(Из кф Оленья охота)
“Сказки гуляют по свету”

— О чём исполненное произведение?

— Какой жанр?

— Как прозвучала песня?

— Как вы думаете, над какими моментами в этой
песне нужно поработать?

Исполнение песни.

Ответы на вопросы
учителя.

Работа над артикуляцией.

Личностные

Развитие
эмоционально-нравственной отзывчивости

Этап самостоятельного формулирования
темы урока
Ребята, попробуйте сами определить тему
урока. Прочитайте текст на слайде, о чём идёт
речь? (слайд 1)

— Найдите в тексте, что такое
Программная музыка.

— А какой литературный жанр использовал
композитор в своей музыке?(Слайд 2)

— Программная музыка.

-Инструментальные
произведения в основе которых лежат
литературные произведения.

— Сказки

Регулятивные

Учатся размышлять,
слушать вопросы и отвечать на них.

Познавательные:

самостоятельное формулирование темы урока

Этап получения новых знаний — Кто изображён на портрете? (3 слайд)


Кто знает имя композитора? После ответов детей:

Я расскажу о нём… очень хотел плавать, был
морским офицером… но не смог из-за морской
болезни…

— Для чего я рассказала вам этот момент из жизни
композитора? Какую тему сказок он использовал?

— Композитор

— Ответы…

— Сказки на морскую тему.

Познавательные

Учатся слушать и
производить анализ прослушанного в свете темы,
попытка классифицировать

Этап самостоятельного получения
информации
(Слайд 6) Да, он использовал арабскую
сказку “Тысяча и одна ночь”.

— Предлагаю
разделиться на группы

— Прошу прочитать краткое содержание выбранной
вами части. Время прочтения 2 минуты.

Прочтение по группам содержание частей
сказки.
Коммуникативные

Формирование умения
грамотно строить речевые высказывания,
планирование учебного сотрудничества

Познавательные: самостоятельное чтение текста

Регулятивные: прогнозирование, планирование

Этап самостоятельного умозаключения Это симфоническая сказка, для кого
предназначено её исполнение?

— Расскажите по
иллюстрации об этом коллективе, чем они
занимаются?

— Смотрим видео фрагмент.

— Какую музыку исполнил симфонический оркестр?

— Симфонический оркестр

(Слайд 7)

— Ответы учеников

Познавательные:

учатся размышлять над
иллюстрацией,

определять средства музыкальной
выразительности

высказывать суждения о музыке, Регулятивные:
развитие умения осмыслить полученную информацию

Этап реализации полученной
информации с проговариванием во внешней речи
В симфонической сказке программа,
состоящая из 4-х частей. (Слайд 8).

Первая часть:

(Слайд 9) Море и корабль Симдбада

(морское путешествие)

Слушаем фрагмент 1 части: Учебная задача перед
слушанием:

— Первая группа кратко пересказывает
содержание I части сюиты.

— Контраст в динамике, в
настроении…. Первую тему исполняет весь оркестр,
а во второй солируют скрипки.

Регулятивные: развитие умения
осмыслить полученную информацию

Познавательные

Учатся выделять основную мысль из текста,
определять средства музыкальной
выразительности

высказывать суждения о музыке

Коммуникативные:

умение выражать мысли, управление поведением
партнера

Какие средства музыкальной
выразительности использует композитор, чтобы
изобразить главных героев сказки? картину
сильнейшего шторма?
— Бурю, морской шторм, затем затишье
— Какие события нам рисует музыка?

(дополняет)
Всеми своими красками оркестр описывает сначала
спокойное море, путь корабля, затем тревогу и
смятение и Буря утихает, корабль плавно скользит
по морским просторам. (Слайд 10)

Вторая часть сказки называется Рассказ
Календера–Царевича Тему Календера Учебная
задача перед слушанием:

— Какой инструмент солирующий?

— Как звучит тема в исполнении этого
инструмента?

— Пересказ II группы содержание сюиты:
это повествование о битвах и скачках, рассказ о
чудесах Востока.

— Исполняет солирующий фагот;

— Тема звучит неторопливо, спокойно и имеет
восточный колорит

Этап самостоятельной получения
знаний
— Темой какого персонажа началась эта
часть?

— Почему?

Учитель: (Слайд 11) Последняя часть
симфонической сказки называется Праздник в
Багдаде. Учебная задача перед слушанием


Какие средства музыкальной выразительности
композитор использует для того чтобы изобразить
восточный праздник?

— Шехеразады. Потому, что она главная,
она рассказывает эту сказку.

— Пересказ III
группы: Это грандиозный финал сказки,
объединяющий многие темы, “собирающий” героев
произведения на веселом празднике.

— Быстрый темп, игривое настроение,
танцевальный ритм, мажорную тональность, яркую
динамику.

— Шехеразады.

Познавательные:

логические —
анализ, классификация

Регулятивные: самоконтроль

— Скажите, во всех фрагментах
присутствие какого персонажа было ярко выражено?


Почему?

— Потому что она рассказчица.
Этап включения в систему знаний и
повторения
— А как называется такая музыкальная
тема, которая звучит на протяжении всего
произведения и характеризует героя?

(Слайд 12)

Учитель: Подводим итог урока. Ответим на
вопросы.

(Слайд 13)

— Лейтмотив Познавательные:

логические — анализ,
классификация

Этап рефлексии учебной деятельности на
уроке
Задание — Расшифруйте название
музыкальных инструментов, и соотнесите их с
названием оркестров, в левый запишите
инструменты симфонического оркестра, в правый
народного.

— На кружочке нарисуйте смайлик
который будет обозначать понравился вам урок или
нет.

Ответы на вопросы.

Отгадывание
загадки. Подбор прилагательных, характеризующих
настроение и оценку деятельности на уроке.

Регулятивные:

Открытость учащихся в
осмыслении своих действий

Личностные: формирование самооценки,
самоуважения

Слайд 1Что за прелесть
эти сказки!
Титтель С.В. учитель музыки
МБОУ СОШ №12

г.Пушкино

Что за прелесть  эти сказки!Титтель С.В. учитель музыки МБОУ СОШ №12 г.Пушкино


Слайд 3Александр Сергеевич Пушкин
родился 6 июня 1799 г. в семье

нетитулованного дворянского рода.

Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 г. в семье       нетитулованного


Слайд 4Арина Родионовна-
няня Пушкина
Больше всех

Пушкин любил свою няню – Арину Радионовну.
Арина Родионовна не только пела Пушкину песни, но и рассказывала сказки. Она была великой сказочницей. Настоящим кладом была для Пушкина каждая сказка его доброй и самобытно талантливой няни.

Арина Родионовна-       няня ПушкинаБольше всех Пушкин любил свою няню – Арину


Слайд 6Пушкин с её слов записывал сказки, которые потом переложил в стихи.

Народную сказку «О царе Салтане» Пушкин впервые услышал от няни в годы Михайловской ссылки. И в одном из писем поэт пишет: «Что за прелесть эти сказки!- Каждая есть поэма!»

Пушкин с её слов записывал сказки, которые потом переложил в стихи. Народную сказку «О царе Салтане» Пушкин


Слайд 7.
Николай Андреевич Римский-Корсаков

(1844-1908)
Русский композитор, дирижер,
музыкально-общественный деятель.
Член «Могучей кучки».
Живописно-изобразительный характер музыки, особой чистоты лирика присущи его произведениям, связанным с миром сказки, с поэзией русской природы, картинами народного быта. Среди его работ оперы: «Снегурочка, «Садко», «Кащей бессмертный» ,«Сказание о невидимом граде Китеже…» ,«Золотой петушок» и другие сочинения для оркестра, романсы, обработки русских народных песен.

.Николай Андреевич Римский-Корсаков            (1844-1908) Русский композитор,


Слайд 8.
Родился Николай Андреевич в городе Тихвине, Ленинградской области. Дом его родителей

стоял на высоком берегу реки Тихвинки, а вокруг был большой сад, за которым начинались бескрайние поля. Когда он был маленький, в семье его любя называли Ника. Родители Ника были большими любителями музыки и с шести лет обучали своего сына игре на фортепиано; в восемь лет он уже проявил композиторские способности.

.Родился Николай Андреевич в городе Тихвине, Ленинградской области. Дом его родителей стоял на высоком берегу реки Тихвинки,


Слайд 9Регистр- степень высоты звука или музыкального инструмента ;ряд звуков голоса или

инструмента одинаковых по тембру.

Регистр- степень высоты звука или музыкального инструмента ;ряд звуков голоса или инструмента одинаковых по тембру.


Слайд 11Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальный дом:
Белка в

нём живёт ручная,
Да затейница, какая!
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт;
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд

Первое чудо

Ель растёт перед дворцом,  А под ней хрустальный дом:  Белка в нём живёт ручная,


Слайд 12грозный, бойкая, ласковая,
задумчивый, грациозная,
торжественный, мужественная,
игривая, величавый, танцевальная, гордый,

мечтательный, напористый, широкий, взволнованный, светлая,
решительный , танцевальная, веселая, грациозная,
ласковая, озорная, волшебный, ласковый, легкий, светлый, прозрачный, теплая,
светлая, задорная, бойкая, прыгучая

грозный, бойкая, ласковая, задумчивый, грациозная, торжественный, мужественная, игривая, величавый, танцевальная, гордый, мечтательный, напористый, широкий, взволнованный, светлая, решительный


Слайд 13Флейта — современные флейты очень редко бывают из дерева, чаще из

металла, иногда из пластика и стекла. Флейту держат горизонтально. Флейта — один из самых высоких по звучанию инструментов в оркестре. Самый виртуозный и технически подвижный инструмент в семействе духовых, благодаря этим её достоинствам ей часто поручается оркестровое соло.

Флейта - современные флейты очень редко бывают из дерева, чаще из металла, иногда из пластика и стекла.


Слайд 14Там ещё другое диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет

на берег пустой,
Расплеснётся в скором беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.

Второе чудо

Там ещё другое диво:  Море вздуется бурливо,  Закипит, подымет вой,  Хлынет на берег пустой,


Слайд 15грозный, бойкая, ласковая,
задумчивый, торжественный, мужественная,
игривая, величавый, танцевальная, гордый,
мечтательный,

напористый, широкий, взволнованный, светлая, грациозная,
решительный , танцевальная, веселая, грациозная,
ласковая, озорная, волшебный, ласковый, легкий, светлый, прозрачный, теплая,
светлая, задорная, бойкая, прыгучая

грозный, бойкая, ласковая, задумчивый, торжественный, мужественная, игривая, величавый, танцевальная, гордый, мечтательный, напористый, широкий, взволнованный, светлая, грациозная, решительный


Слайд 16Труба — инструмент с высоким чистым звуком, очень подходит для фанфар.

Как и кларнет, труба может быть разных размеров, каждая со своим тембром. Отличается большой технической подвижностью

Тромбон — исполняет больше басовую линию, чем мелодическую. От других медных духовых инструментов отличается наличием особой передвижной U-образной трубки — кулисы, двигая которую вперед и назад музыкант изменяет звучание инструмента.

Литавры — полусферический металлический корпус, обтянутый кожаной мембраной, литавры могут звучать очень громко или, наоборот, мягко, как далёкий раскат грома, для извлечения разных звуков используются палочки с головками из разных материалов: дерево, войлок, кожа

Труба - инструмент с высоким чистым звуком, очень подходит для фанфар. Как и кларнет, труба может быть


Слайд 17Михаи́л Алекса́ндрович
Вру́бель (5 марта 1856, город Омск,— 1 апреля 1910,

Санкт-Петербург) — русский художник

Царевна-Лебедь

Михаи́л Алекса́ндрович Вру́бель (5 марта 1856, город Омск,— 1 апреля 1910, Санкт-Петербург) — русский художникЦаревна-Лебедь


Слайд 18За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть,
Днём свет

божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит

Третье чудо

За морем царевна есть,  Что не можно глаз отвесть,  Днём свет божий затмевает,  Ночью


Слайд 19грозный, бойкая, ласковая,
задумчивый, торжественный, мужественная, прыгучая
игривая, величавый, танцевальная, гордый, мечтательный,

напористый, широкий, взволнованный, светлая, грациозная, бойкая,
решительный , танцевальная, веселая, грациозная,
ласковая, озорная, волшебный, ласковый, легкий, светлый, прозрачный, теплая,
светлая, задорная

грозный, бойкая, ласковая, задумчивый, торжественный, мужественная, прыгучаяигривая, величавый, танцевальная, гордый, мечтательный, напористый, широкий, взволнованный, светлая, грациозная, бойкая,


Слайд 20Скрипка-королева оркестра Скрипка — 4хструнный смычковый инструмент, самый высокий по

звучанию в своём семействе и важнейший в оркестре. Скрипка обладает таким сочетанием красоты и выразительности звука, как, пожалуй, ни один другой инструмент.

Гобой — мелодичный инструмент с диапазоном ниже, чем у флейты. По форме немного конический, гобой обладает певучим, однако несколько гнусавым тембром, а в верхнем регистре даже резким.

Арфа — струнный щипковый музыкальный инструмент. Считается, что красотой своего внешнего вида она превосходит всех своих соседей по оркестру.

Скрипка-королева оркестра  Скрипка - 4хструнный смычковый инструмент, самый высокий по звучанию в своём семействе и важнейший


Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Проект что за прелесть эти сказки 5 класс по литературе
  • Проект числа в сказках в подготовительной группе
  • Проект числа в сказках в детском саду
  • Проект цифры в сказках в доу
  • Проект художественный мир пушкинских сказок создание рисунков электронных альбомов

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии