Автор:
Пелипенко Алена, Заруба Алинв, короткая Лилия
Работа выполнена учениками 5 «В» класса МАОУ СОШ №3 Пелипенко Аленой, Заруба Алиной, Короткой Лилией.
Актуальность данной темы не вызывает сомнения. Тема интересна и привлекательна для учащихся этого возраста. Прививает интерес к чтению, исполнению песен, работе с Интернет-ресурсами.
Авторы поставили перед собой цель познакомиться с разными сказками, разучить песни, подходящие к сказкам, услышать музыку разных жанров. По мнению авторов, эта тема является для них полезной: полученная информация послужит для учащихся развитием их духовных ценностей не только в их параллели, но и в параллели начальных классов.
Девочками проведена серьёзная работа по сбору материала. Каждая выбрала свое направление: Пелипенко Алена предоставила материал о гномах, Заруба Алина собрала материал о цветике-семицветике, а Короткая Лиля нашла о звездочете. Предварительно на внеурочной деятельности учащиеся разучили песни подходящие по сценарию проекта. Каждая из девочек, приготовила свою презентацию, использовав материал Интернет-ресурсов, энциклопедии., библиотечный материал, подобрав музыку для сопровождения презентаций.
В своей работе Алена, Алина и Лилия подробно и красочно излагают исследовательский проект. Актуальность данной темы не вызывает сомнения. Современный мир оказывает на организм человека огромное влияние, и оно не всегда положительное. Поэтому тема развития духовных ценностей очень актуальна в наше современное время.
Авторы поставили перед собой цель донести до слушателей полезность чтения, изучение сказок, подбор изобразительного и музыкального материала, развитие художественно-эстетических творческих способностей школьников, формирование коммуникативных умений, навыков ролевого группового взаимодействия, воспитание интереса, увлеченности и деятельностного отношения к музыке.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Слайд 1
» Исследовательский проект «Что за прелесть эти сказки» «Звездочет» Подготовила Короткая Лилия ученица 5 «В» класса МАОУ СОШ №3 Руководитель учитель музыки С. А. Диденко
Слайд 2
Сказку «Золотой петушок» А. С. Пушкин написал в 1834 году а в 1835 сказка была напечатана в журнале «Библиотека для чтения»
Слайд 3
В сказке «Золотой петушок» был такой персонаж как звездочет
Слайд 4
В сказке этот персонаж играл роль волшебника который подарил царю Дадону Золотого петушка
Слайд 5
золотой петушок помогал царю распознавать когда приближаются противники он кукарекал как сирена
Слайд 6
Царь пообещал волшебнику за этот подарок все что он попросит обсолютно все
Слайд 7
когда настало время звездочет попросил у царя Ш амаханскую царицу а тот отказал волшебнику
Слайд 8
В этом произведении у нашего героя роль волшебника который помог царю Дадону избавиться от постоянных нападений царей из других государств
Слайд 9
На сюжет этой сказки Н. А. Римский-Корсаков сочинил оперу «Золотой петушок»
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Слайд 1
Что за прелесть эти сказки! Цветик – семицветик Подготовила Заруба Алина 5 «В» класс Руководитель Диденко С. А.
Слайд 2
Валентин Катаев сказка «Цветик – семицветик»
Слайд 7
Жила девочка Женя. Однажды послала ее мама в магазин за баранками. Купила Женя семь баранок: две баранки с тмином для папы, две баранки с маком для мамы, две баранки с сахаром для себя и одну маленькую розовую баранку для братика Павлика.
Слайд 9
Взяла Женя связку баранок и отправилась домой. Идет, по сторонам зевает, вывески читает, ворон считает.
Слайд 10
А тем временем сзади пристала незнакомая собака да все баранки одну за другой и съела: съела папины с тмином, потом мамины с маком, потом Женины с сахаром. Почувствовала Женя, что баранки стали что-то чересчур легкие. Обернулась, да уж поздно. Мочалка болтается пустая, а собака последнюю, розовую Павликову бараночку доедает, облизывается.
Слайд 11
Она за ней побежала и не догнала. Заблудилась. И попала в незнакомый сад. Бабушка ей дала волшебный цветок.Цветок исполнял желания.
Слайд 12
Женя заг а дала:
Слайд 14
Каждый лепесток означает?
Слайд 15
Балет цветик- семецветик ! Балет очень красив! В его сердце – завораживающая, заставляющая трепетать все живое крылатовская тема цветика- семицветика – тема немыслимо-радостного чуда расцвета и разговора человека с этим чудом среди безлюдного сказочного леса. Вслед за ней одна восхитительнее другой идут фантастические по красоте мелодии-танцы каждого лепестка-желания в отдельности. Роскошная пластика молодых балерин, выпускниц колледжа 2008 года, в сцене пробуждения сказочного цветка, мягкость и инфернальность жестов, «замирание» мизансцен контрастируют с вечно несущимся куда-то «Бульваром», легкостью и быстротой прыжков, поворотов, игр и танцев детей 11-14 лет. Такое ни при каких обстоятельствах невозможно повторить взрослым артистам балета.
Слайд 17
Я уверена, зритель полюбит этот спектакль, ведь он дает много радости, оптимизма и энергии: взрослым он напоминает о счастливом детстве, а детей, увядающих за компьютерами, вдохновляет на активное движение.
Слайд 18
Спасибо за внимание!!!
Это черновик проекта.
Цель проекта:
Формировать понимание роли сказки в поэзии А.С.Пушкина и музыке Н.А.Римского — Корсакова.
Задачи:
* познакомиться с фрагментами оперы «Сказка о царе Салтане»;
* расширить знания о тембровой окраске инструментов симфонического оркестра;
* воспитывать любовь и интерес к сказочным произведениям в литературе и музыке.
Проблемный вопрос:
* какими средствами и элементами музыкальной речи пользуются композиторы в создании музыкальных образов.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мари-Турекская средняя общеобразовательная школа»
Проектная работа
(по предмету музыка)
«Что за прелесть
эти сказки!»
Выполнил ученик 6В класса
Ложкин Ярослав
Руководитель: Ложкина И.А.
учитель музыки
пгт. Мари-Турек
2016г.
Содержание
1. Введение ………………………………………………………………. стр. 3
2.Основная часть
2.1 постановка цели и задач проекта…………………………………… стр. 4
2.2 сравнение и анализ сказки А.С Пушкина и оперы
Н.А.Римского — Корсакова «Сказка о царе Салтане» ……………. стр. 5-8
3.Заключение …………………………………………………………… стр.9
3.1 выводы …………………………………………………………….. стр.9
4.Список литературы …………………………………………………. стр.10
Введение
Еще не научившись читать, каждый ребенок узнает, что такое сказка, и волшебной сказкой открывается для него чудесный мир художественной литературы.
Есть сказки, которые читают, а есть сказки, которые поют.
Наш проект посвящен сказкам. Мы приглашаем вас отправиться в удивительное путешествие по страницам сказок. Приглашаем вас в прекрасный мир сказки, переливающийся всеми цветами, наполненный блеском светлого неба, сиянием звезд и светил.
Легкими шагами, завораживая нас своей красотой, очаровывая своей фантазией, из сказочной табакерки, плывет и расплывается музыкальная сказка…
Сказки сопутствовали народу на протяжении многих веков его истории. Простые, мудрые и прекрасные, они дороги каждому человеку, дороги так, как может быть дорога родина, народ и его история.
Цель проекта:
Формировать понимание роли сказки в поэзии А.С.Пушкина и музыке Н.А.Римского-Корсакова.
Задачи:
* познакомиться с фрагментами оперы «Сказка о царе Салтане»;
* расширить знания о тембровой окраске инструментов симфонического оркестра;
* воспитывать любовь и интерес к сказочным произведениям в литературе и музыке.
Проблемный вопрос:
* какими средствами и элементами музыкальной речи пользуются композиторы в создании музыкальных образов.
Основная часть
«Что за прелесть эти сказки!» — воскликнул однажды Николай Андреевич Римский-Корсаков при чтении очередной сказки Пушкина. Ведь именно эти сказки вдохновили композиторов на создание музыкальных сочинений.
Для этого обратимся к сказке А.С.Пушкина и опере-сказке Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о Царе Салтане» и посмотрим, как композитор передал слова поэта через музыку.
« В синем небе звезды блещут
В синем море волны хлещут…»
Эти строчки становятся зримыми в музыке оперы « Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова. Последовательность музыкальных картин в опере та же, что и в стихах Пушкина.
Мы сегодня проанализируем «Три чуда» из оперы.
И на примере этого музыкального фрагмента посмотрим какими средствами пользовался Римский — Корсаков при создании образов.
Римского-Корсакова называют композитором-сказочником, потому что им написано много опер на сюжеты сказок.
Опера, с которой мы сегодня продолжаем знакомство, была написана в 1899 году. В год столетнего юбилея замечательного русского поэта А. С. Пушкина. «Сказка о царе Салтане» привлекла композитора изобилием чудес и, конечно же, сам пушкинский стих удивительно напевный и сочный:
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова Буяна
В царство славного Салтана…
Итак, мы попали на чудный остров, где происходят невиданные чудеса.
В «Сказке о царе Салтане» три чуда:
Белка, 33 богатыря и Царевна-Лебедь.
Для начала всех действий композитор использовал звуки фанфар
Фанфары — сигнал торжественного действия.
Фанфары приказывают: «Слушайте! Слушайте! Внимание! Внимание!»
Звучит фанфарный призыв, который исполняют медные духовые инструменты симфонического оркестра, приглашая слушателей удвоить свое внимание. Фанфары начинают каждую картину оперы.
В опере Н. А. Римского-Корсакова у каждого чуда — своя музыкальная тема – яркая картинка, только раскрашенная не красками, а звуками.
Чудо первое.
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра- чистый изумруд
Слуги белку стерегут.
Вот как представил слова А.С.Пушкина Н.А.Римский –Корсаков.
В опере тема белки звучит отрывисто, легко, подвижно. Для музыкальной характеристики белки композитор выбрал русскую народную песню «Во саду ли, в огороде». Тему белки в высоком регистре исполняет флейта, самый звонкий деревянный духовой инструмент в симфоническом оркестре.
Регистр — это ряд звуков голоса или инструмента одинаковых по тембру.
Тембр — это окраска звука.
И опять звучат фанфары: «Слушайте! Слушайте!» второе чудо:
Там ещё другое диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснётся в скором беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.
Какими звуками передал композитор тему богатырей?
При появлении богатырей оркестр исполняет марш – торжественный, величественный, показывая богатырскую поступь. Тему богатырей исполняют медные духовые инструменты (тромбон и труба). Тема богатырей звучит в низком регистре.
Опять звучат фанфары: «Слушайте! Слушайте!» третье чудо:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть,
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Музыка, изображающая Царевну-Лебедь прихотливая, извилистая. В оркестре её исполняют скрипки и гобой. Тема Царевны звучит в среднем регистре, словно пение фантастических птиц.
Музыкальную характеристику, звучание инструментов и регистры можно представить в виде таблицы:
чудо |
регистр |
тембр |
Белка |
высокий |
флейта |
33 богатыря |
низкий |
медные духовые (тромбон, труба) |
Царевна-Лебедь |
средний |
скрипка, гобой |
Чтобы нарисовать яркий неповторимый портрет героя, композитор находит особые характерные средства. Мелодия может быть красивой, певучей или примитивной, неразвитой. Ритм – острым или сглаженным, регистр – высоким или низким. Все вместе рождает характерный, легко узнаваемый образ.
Из всего этого можно сделать следующие выводы:
* опера-сказка учит нас узнавать через звучание инструментов симфонического оркестра литературных персонажей.
* музыкальный инструмент оживает в звучании, он также как и актер на сцене играет свою роль.
*поэт и композитор каждый своим языком передал три чуда в произведении: поэт — словами, композитор — звуками;
*музыкальные фрагменты помогают детям закрепить знания о регистрах и инструментах симфонического оркестра.
Список литературы:
1. Пособие для учителя «Методика работы с учебником «Музыка — 5 класс», авторы: Сергеева Г.П. Критская Е. Д
2. Вайнкоп Ю. Краткий биографический словарь композиторов. Л. «Музыка» 1987г.
Используемые ЦОР:
1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Музыка, изобразительное искусство(http://school-collection.edu.ru):
2. images.yandex.ru
Цель урока:
Образовательная:
познакомить:
— с жанром “программной музыки” и его построением;
— с сюжетом арабской сказки “Шехеразада”
— с симфонической сюитой Н.А. Римского-Корсакова “Шехеразада”;
Развивающая:
— формировать познавательный интерес к симфонической музыке.
— развивать умение слышать музыку, анализировать её, изображать в игровой форме сказочных героев.
Воспитательная:
— воспитывать любовь к музыке русских композиторов посредством симфонической музыки.
Задачи:
— личностные:
— формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всём многообразии его видов и жанров;
— становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
— умение понять мир через музыкальные формы и образы;
-метапредметные:
— активное использование основных интеллектуальных операций в синтезе с формированием художественного восприятия музыки;
— умение организовывать свою деятельность в процессе познания мира через музыкальные образы, определить её цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты;
— формирование ключевых компетенций: исследовательские умения, коммуникативные умения, информационные умения;
-предметные:
— обобщить и систематизировать знания материала по жанрам вокализа, романса, песни;
— определить музыкальные особенности жанра баркаролы.
Тип урока: Урок “открытия” нового знания.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование, раздаточный материал: мультимедийный проектор, экран, музыкальный центр, наутбук, презентация по теме урока, пианино, учебник, рабочая тетрадь, ручки, цветные карандаши, портрет композитора, иллюстрации к сказке, иллюстрации к балету “Шахерезада”.
Музыкальный материал:
— симфоническая сюита Н.А. Римского-Корсакова “Шахерезада” — слушание;
Просмотр содержимого документа
«Презентация для урoка по музыке «Что за прелесть эти сказки» в 5 классе»
ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА.pptx
Презентация к уроку музыки в 5 классе по теме: «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ» (учебник Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской)
Что за прелесть эти сказки
Презентация к уроку музыки в 5 классе по теме: «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ» (учебник Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской)
Обращаясь к литературным источникам композиторы часто создают на их основе инструментальные произведения
Презентация к уроку музыки в 5 классе по теме: «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ» (учебник Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской)
Эти сочинения называют программной музыкой
Презентация к уроку музыки в 5 классе по теме: «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ» (учебник Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской)
Они нередко имеют название литературного произведения
Презентация к уроку музыки в 5 классе по теме: «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ» (учебник Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской)
Или сопровождаются словесной программой,
которая раскрывает их содержание
Презентация к уроку музыки в 5 классе по теме: «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ» (учебник Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской)
Программная музыка – это инструментальная музыка,
имеющая название или литературный сюжет,
раскрывающие содержание произведения
Презентация к уроку музыки в 5 классе по теме: «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ» (учебник Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской)
Римский –Корсаков сочинил симфоническую сюиту «Шахерезада» по мотивам
известных арабских сказок «Тысяча и одна ночь»
Презентация к уроку музыки в 5 классе по теме: «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ» (учебник Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской)
Сюита — (франц. suite, букв. — ряд, последовательность)
— одна из основных разновидностей многочастных цикличных форм инструментальной музыки.
Состоит из нескольких самостоятельных,
обычно контрастирующих между собой частей, объединённых общим художественным замыслом.
Презентация к уроку музыки в 5 классе по теме: «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ» (учебник Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской)
Части сюиты, как правило, различаются по характеру, ритму, темпу и т. п., в то же время они могут быть связаны тональным единством, мотивным родством и другими способами.
Главный принцип формообразования сюиты — создание единого композиционного целого на основе чередования контрастных частей — отличает сюиту от таких цикличных форм, как соната и симфония с их идеей роста и становления.
Презентация к уроку музыки в 5 классе по теме: «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ» (учебник Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской)
Сравнительно с сонатой и симфонией сюите свойственны большая самостоятельность частей, не столь строгая упорядоченность структуры цикла (количество частей, их характер, порядок, соотношение друг с другом могут быть различными в самых широких пределах), тенденция к сохранению во всех или нескольких частях единой тональности,
а также более непосредственная связь с жанрами танца, песни и другими.
Презентация к уроку музыки в 5 классе по теме: «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ» (учебник Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской)
Сюита Римского-Корсакова «Шахерезада»
напоминает симфонию,
состоящую из четырёх частей
Презентация к уроку музыки в 5 классе по теме: «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ» (учебник Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской)
Композитор приложил к партитуре следующую программу:
«Султан Шахриар, убежденный в коварстве и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи так, что, побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и наконец совершенно оставил свое намерение.
Презентация к уроку музыки в 5 классе по теме: «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ» (учебник Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской)
Презентация к уроку музыки в 5 классе по теме: «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ» (учебник Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской)
Презентация к уроку музыки в 5 классе по теме: «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ» (учебник Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской)
2. Фантастический рассказ царевича Календера
Презентация к уроку музыки в 5 классе по теме: «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ» (учебник Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской)
Презентация к уроку музыки в 5 классе по теме: «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ» (учебник Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской)
Праздник в Багдаде
Римский-Корсаков. «Шехеразада» 4ч.
Презентация к уроку музыки в 5 классе по теме: «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ» (учебник Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской)
https://www.belcanto.ru/rimsky_scheherazade.html
Презентация к уроку музыки в 5 классе по теме: «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ» (учебник Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
Введите ваш emailВаш email
Базовый учебник: Г.П. Сергеева, Е.Д.
Критская. Музыка. 5 класс.
— с симфонической сюитой Н.А. Римского-Корсакова
“Шехеразада”;
— формировать познавательный интерес к
симфонической музыке.
— развивать умение слышать музыку,
анализировать её, изображать в игровой форме
сказочных героев.
— воспитывать любовь к музыке русских
композиторов посредством симфонической музыки.
— формирование художественного вкуса как
способности чувствовать и воспринимать
музыкальное искусство во всём многообразии его
видов и жанров;
— активное использование основных
интеллектуальных операций в синтезе с
формированием художественного восприятия
музыки;
— умение организовывать свою деятельность в
процессе познания мира через музыкальные образы,
определить её цели и задачи, выбирать средства
реализации этих целей и применять их на практике,
взаимодействовать с другими людьми в достижении
общих целей; оценивать достигнутые результаты;
— формирование ключевых компетенций:
исследовательские умения, коммуникативные
умения, информационные умения;
— обобщить и систематизировать знания
материала по жанрам вокализа, романса, песни;
— определить музыкальные особенности жанра
баркаролы.
Тип урока: Урок “открытия” нового
знания.
Формы работы учащихся: фронтальная,
групповая, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование,
раздаточный материал: мультимедийный
проектор, экран, музыкальный центр, наутбук,
презентация по теме урока, пианино, учебник,
рабочая тетрадь, ручки, цветные карандаши,
портрет композитора, иллюстрации к сказке,
иллюстрации к балету “Шахерезада”.
Этап урока | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) |
Деятельность ученика | Универсальные учебные действия, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов |
Этап мотвации к учебной деятельности | Предлагает исполнить первый куплет песни муз. Е. Птичкина (Из кф Оленья охота) — О чём исполненное произведение? — Какой жанр? — Как прозвучала песня? — Как вы думаете, над какими моментами в этой |
Исполнение песни.
Ответы на вопросы Работа над артикуляцией. |
Личностные
Развитие |
Этап самостоятельного формулирования темы урока |
Ребята, попробуйте сами определить тему урока. Прочитайте текст на слайде, о чём идёт речь? (слайд 1) — Найдите в тексте, что такое — А какой литературный жанр использовал |
— Программная музыка.
-Инструментальные — Сказки |
Регулятивные
Учатся размышлять, Познавательные: самостоятельное формулирование темы урока |
Этап получения новых знаний | — Кто изображён на портрете? (3 слайд)
— Я расскажу о нём… очень хотел плавать, был — Для чего я рассказала вам этот момент из жизни |
— Композитор
— Ответы… — Сказки на морскую тему. |
Познавательные
Учатся слушать и |
Этап самостоятельного получения информации |
(Слайд 6) Да, он использовал арабскую сказку “Тысяча и одна ночь”. — Предлагаю — Прошу прочитать краткое содержание выбранной |
Прочтение по группам содержание частей сказки. |
Коммуникативные
Формирование умения Познавательные: самостоятельное чтение текста Регулятивные: прогнозирование, планирование |
Этап самостоятельного умозаключения | Это симфоническая сказка, для кого предназначено её исполнение? — Расскажите по — Смотрим видео фрагмент. — Какую музыку исполнил симфонический оркестр? |
— Симфонический оркестр
(Слайд 7) — Ответы учеников |
Познавательные:
учатся размышлять над определять средства музыкальной высказывать суждения о музыке, Регулятивные: |
Этап реализации полученной информации с проговариванием во внешней речи |
В симфонической сказке программа, состоящая из 4-х частей. (Слайд 8). Первая часть: (Слайд 9) Море и корабль Симдбада (морское путешествие) Слушаем фрагмент 1 части: Учебная задача перед |
— Первая группа кратко пересказывает содержание I части сюиты. — Контраст в динамике, в |
Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию Познавательные Учатся выделять основную мысль из текста, высказывать суждения о музыке Коммуникативные: умение выражать мысли, управление поведением |
Какие средства музыкальной выразительности использует композитор, чтобы изобразить главных героев сказки? картину сильнейшего шторма? |
— Бурю, морской шторм, затем затишье | ||
— Какие события нам рисует музыка?
(дополняет) Вторая часть сказки называется Рассказ — Какой инструмент солирующий? — Как звучит тема в исполнении этого |
— Пересказ II группы содержание сюиты: это повествование о битвах и скачках, рассказ о чудесах Востока. — Исполняет солирующий фагот; — Тема звучит неторопливо, спокойно и имеет |
||
Этап самостоятельной получения знаний |
— Темой какого персонажа началась эта часть? — Почему? Учитель: (Слайд 11) Последняя часть
Какие средства музыкальной выразительности |
— Шехеразады. Потому, что она главная, она рассказывает эту сказку. — Пересказ III — Быстрый темп, игривое настроение, — Шехеразады. |
Познавательные:
логические — Регулятивные: самоконтроль |
— Скажите, во всех фрагментах присутствие какого персонажа было ярко выражено? — |
— Потому что она рассказчица. | ||
Этап включения в систему знаний и повторения |
— А как называется такая музыкальная тема, которая звучит на протяжении всего произведения и характеризует героя? (Слайд 12) Учитель: Подводим итог урока. Ответим на (Слайд 13) |
— Лейтмотив | Познавательные:
логические — анализ, |
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке |
Задание — Расшифруйте название музыкальных инструментов, и соотнесите их с названием оркестров, в левый запишите инструменты симфонического оркестра, в правый народного. — На кружочке нарисуйте смайлик |
Ответы на вопросы.
Отгадывание |
Регулятивные:
Открытость учащихся в Личностные: формирование самооценки, |
Слайд 1Что за прелесть
эти сказки!
Титтель С.В. учитель музыки
МБОУ СОШ №12
г.Пушкино
Слайд 3Александр Сергеевич Пушкин
родился 6 июня 1799 г. в семье
нетитулованного дворянского рода.
Слайд 4Арина Родионовна-
няня Пушкина
Больше всех
Пушкин любил свою няню – Арину Радионовну.
Арина Родионовна не только пела Пушкину песни, но и рассказывала сказки. Она была великой сказочницей. Настоящим кладом была для Пушкина каждая сказка его доброй и самобытно талантливой няни.
Слайд 6Пушкин с её слов записывал сказки, которые потом переложил в стихи.
Народную сказку «О царе Салтане» Пушкин впервые услышал от няни в годы Михайловской ссылки. И в одном из писем поэт пишет: «Что за прелесть эти сказки!- Каждая есть поэма!»
Слайд 7.
Николай Андреевич Римский-Корсаков
(1844-1908)
Русский композитор, дирижер,
музыкально-общественный деятель.
Член «Могучей кучки».
Живописно-изобразительный характер музыки, особой чистоты лирика присущи его произведениям, связанным с миром сказки, с поэзией русской природы, картинами народного быта. Среди его работ оперы: «Снегурочка, «Садко», «Кащей бессмертный» ,«Сказание о невидимом граде Китеже…» ,«Золотой петушок» и другие сочинения для оркестра, романсы, обработки русских народных песен.
Слайд 8.
Родился Николай Андреевич в городе Тихвине, Ленинградской области. Дом его родителей
стоял на высоком берегу реки Тихвинки, а вокруг был большой сад, за которым начинались бескрайние поля. Когда он был маленький, в семье его любя называли Ника. Родители Ника были большими любителями музыки и с шести лет обучали своего сына игре на фортепиано; в восемь лет он уже проявил композиторские способности.
Слайд 9Регистр- степень высоты звука или музыкального инструмента ;ряд звуков голоса или
инструмента одинаковых по тембру.
Слайд 11Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальный дом:
Белка в
нём живёт ручная,
Да затейница, какая!
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт;
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд
Первое чудо
Слайд 12грозный, бойкая, ласковая,
задумчивый, грациозная,
торжественный, мужественная,
игривая, величавый, танцевальная, гордый,
мечтательный, напористый, широкий, взволнованный, светлая,
решительный , танцевальная, веселая, грациозная,
ласковая, озорная, волшебный, ласковый, легкий, светлый, прозрачный, теплая,
светлая, задорная, бойкая, прыгучая
Слайд 13Флейта — современные флейты очень редко бывают из дерева, чаще из
металла, иногда из пластика и стекла. Флейту держат горизонтально. Флейта — один из самых высоких по звучанию инструментов в оркестре. Самый виртуозный и технически подвижный инструмент в семействе духовых, благодаря этим её достоинствам ей часто поручается оркестровое соло.
Слайд 14Там ещё другое диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет
на берег пустой,
Расплеснётся в скором беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.
Второе чудо
Слайд 15грозный, бойкая, ласковая,
задумчивый, торжественный, мужественная,
игривая, величавый, танцевальная, гордый,
мечтательный,
напористый, широкий, взволнованный, светлая, грациозная,
решительный , танцевальная, веселая, грациозная,
ласковая, озорная, волшебный, ласковый, легкий, светлый, прозрачный, теплая,
светлая, задорная, бойкая, прыгучая
Слайд 16Труба — инструмент с высоким чистым звуком, очень подходит для фанфар.
Как и кларнет, труба может быть разных размеров, каждая со своим тембром. Отличается большой технической подвижностью
Тромбон — исполняет больше басовую линию, чем мелодическую. От других медных духовых инструментов отличается наличием особой передвижной U-образной трубки — кулисы, двигая которую вперед и назад музыкант изменяет звучание инструмента.
Литавры — полусферический металлический корпус, обтянутый кожаной мембраной, литавры могут звучать очень громко или, наоборот, мягко, как далёкий раскат грома, для извлечения разных звуков используются палочки с головками из разных материалов: дерево, войлок, кожа
Слайд 17Михаи́л Алекса́ндрович
Вру́бель (5 марта 1856, город Омск,— 1 апреля 1910,
Санкт-Петербург) — русский художник
Царевна-Лебедь
Слайд 18За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть,
Днём свет
божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит
Третье чудо
Слайд 19грозный, бойкая, ласковая,
задумчивый, торжественный, мужественная, прыгучая
игривая, величавый, танцевальная, гордый, мечтательный,
напористый, широкий, взволнованный, светлая, грациозная, бойкая,
решительный , танцевальная, веселая, грациозная,
ласковая, озорная, волшебный, ласковый, легкий, светлый, прозрачный, теплая,
светлая, задорная
Слайд 20Скрипка-королева оркестра Скрипка — 4хструнный смычковый инструмент, самый высокий по
звучанию в своём семействе и важнейший в оркестре. Скрипка обладает таким сочетанием красоты и выразительности звука, как, пожалуй, ни один другой инструмент.
Гобой — мелодичный инструмент с диапазоном ниже, чем у флейты. По форме немного конический, гобой обладает певучим, однако несколько гнусавым тембром, а в верхнем регистре даже резким.
Арфа — струнный щипковый музыкальный инструмент. Считается, что красотой своего внешнего вида она превосходит всех своих соседей по оркестру.