Творческий проект
«Сказки Пушкина в современном Петербурге»
Развитие нравственно-эстетических чувств, познавательных и творческих способностей детей
Вид проекта: групповой, познавательно-творческий.
Продолжительность: 5 месяца
Участники: ученики 4 класса, родители,
Образовательная область: знакомство со сказками А.С.Пушкина в разных аспектах (как литературное произведение, художественная книга, спектакль, произведение изобразительного искусства, скульптуры, монументального искусства) , использование ИКТ
Актуальность: Искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо учить детей понимать и любить произведения литературы, живописи, музыки, научить понимать, что чрезвычайно важную роль играют и художественные средства, с помощью которых художник создает образ. В литературе – это выразительные средства языка, в изобразительном искусстве линии и краски, в музыке – звуки, в танце – движения. Каждый вид искусства уникален, но они тесно связаны между собой. Поэтому, когда мы знакомим ребенка с каким-либо литературным произведением в сочетании с другими видами искусства, это положительно влияет на освоение материала, обогащает опыт, вызывает более глубокие чувства и эмоции. Одним из самых ярких творцов художественных образов, доступных пониманию детей является А.С.Пушкин. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность, музыкальность его стихов всегда находит отклик в душе, как взрослого, так и ребенка. Рано или поздно поэт становится другом каждому читающему человеку, и задача взрослых неоднократно возвращаться к сказкам А.С.Пушкина, и сделать его стихи, сказки, жизнь частью внутреннего мира растущего человека.
Цели проекта:
— нравственно-эстетическое развитие детей через знакомство с творчеством А.С.Пушкина;
— развитие творческих способностей, фантазии детей;
— содействие гармонизации отношений между взрослыми и детьми
— познакомить с программой Windows Movie Maker,чтобы результат своих исследований представить в виде фильма
Задачи:
Дети:
— разбиться на группы и найти ответ на вопрос «Живы ли сказки Пушкина?»
— воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;
— формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;
— развивать артистические способности;
— развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
— знакомить с классическими произведениями композиторов, созданными по сказкам А.С.Пушкина;
— формировать навыки сотрудничества;
— воспитывать чувства дружбы и коллективизма.
— развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;
— побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, использовать интернет.
Родители:
— развитие совместного творчества родителей и детей;
— заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
Обеспечение
Интернет ресурсы, Дом книги, музеи и театры Санкт-Петербурга
Предполагаемый результат:
— развитие интереса к творчеству А.С. Пушкина, к русской литературе;
— развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
— гармонизация отношений между взрослыми и детьми
Продукт проектной деятельности:
— Фильмы «Книга сказок», «Сказки оживают на сцене», «Сказки Пушкина в картинах», «Каменная ода»
-афиша и программка к спектаклю «Сказка о попе и работнике его Балде»
— проект оформления детской площадки по сюжетам сказок А. С. Пушкина
Презентация проекта:
— оформление выставки «Сказки Пушкина изданий разных лет»;
— открытый урок « Люблю я Пушкина творенья» ;
— спектакль «Сказка о попе и работнике его Балде»
Основные этапы реализации проекта:
Подготовительный:
— анкетирование родителей и детей «Знаешь ли ты сказки Пушкина?», опрос детей есть ли в домашней библиотеке произведения А.С Пушкина;
— обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;
— подбор материала для создания фильмов в цифровом виде (фотографии из семейных архивов, сделанные в ходе исследований и с интернет сайтов)
— составление плана работы
Основной :
- Класс разбивается на группы
- Каждая группа получает исследовательское задания
1 группа
Вашей группе в поисках сказок А. С. Пушкина предстоит посетить самый главный книжный магазин нашего города — Дом книги. (Невский пр., д. 28)
- Рассмотрите это здание. Какие сказочные герои «поселились» на его фасаде?
- Зайдите внутрь здания. Обратите внимание, что книжный магазин занимает огромное помещение и несколько этажей. Выясните, где расположен отдел детской литературы. Как его можно отыскать?
- Найдите в отделе детской литературы стенды, на которых расположились в ожидании покупателей сказки А. С. Пушкина. Много ли места отведено для них на магазинных полках?
- Рассмотрите несколько книг. Какие сказки писателя можно найти в магазине? Какие печатаются чаще всего?
- Какие из книг привлекли ваше внимание? С чем связан Ваш выбор?
- Найдите информацию о художниках, которые создали иллюстрацию к понравившимся Вам книгам. Чем необычны эти иллюстрации?
- Понаблюдайте, кто-нибудь еще, кроме Вас интересуется сказками Пушкина, рассматривает их или покупает?
- Проведите небольшое исследование у себя дома. Выяснить есть ли сказки Пушкина в вашей домашней библиотеке (библиотеке друзей, бабушек и т.д.)? Когда и как они появились? Какие из книжек особо любимы и дороги?
2 группа
Вашей группе в поисках сказок А. С. Пушкина предстоит отправиться в театры Санкт-Петербурга. Изучите афиши Санкт- Петербургских театров, выясните:
- Ставятся ли спектакли по сказкам А.С.Пушкина? Какие сказки можно увидеть в петербургских театрах?
- Отметьте, какие театры включают в свой репертуар сказки А. С. Пушкина? Обратите внимание, для кого предназначены эти представления – взрослых или детей, детей и родителей? Как Вы думаете, с чем могут быть интересны пушкинские сказки современному зрителю?
- балет
- детский
- драматический
- кукольный
- мюзикл
- театр одного актёра
- оперный
- оперетта
- пантомима
- театр теней
- По возможости, посетить любой театр, где проходит спектакль по сказкам А. С. Пушкина.
— предварительно вспомните сказку, по которой поставлен спектакль или еще раз прочитайте ее с родителями, обсудите, что Вы ожидаете от спектакля.
— рассмотрите афишу к спектаклю – как она оформлена, какие знакомые персонажи изображены на ней, выясните, какую еще информацию о спектакле содержит афиша.
— изучите программку к спектаклю, узнайте, какие актеры задействованы в представлении, сколько раз ставился этот спектакль, кто еще, помимо актеров, участвовал в его создании.
— посмотрите спектакль, поделитесь своим впечатлением от увиденного – что нового по сравнению с уже известным Вам текстом, вы увидели и узнали, кто из актеров вам понравился больше всего и почему.
4. Подумайте, какую еще сказку А. С. Пушкина вы хотели бы посмотреть, в каком из театров (кукольном, оперном, драматическом и пр.). Создайте эскиз программки к этому спектаклю.
3 группа
Вашей группе в поисках сказок А. С. Пушкина предстоит отправиться в один из петербургских музеев, в гости к композитору Н. А. Римскому-Корсакову.
- К сюжетам пушкинских сказок обращались многие знаменитые художники – М. Врубель, И. Я. Билибин, В. М. Васнецова. Найдите в Интернете 2-3 произведения этих авторов.
- Выберите произведение, которое понравилось Вам больше всего? Что в нем привлекло ваше внимание? Какой момент сказки запечатлел художник. Как Вы полагает, что могло заинтересовать его в этом сюжете? На что он хотел бы обратить ваше внимание?
- Попробуйте «оживить» героя (ев) выбранной вами картины. Представьте, что бы они могли говорить, чтобы стали делать в следующую минуту.
- Сказки А. С.Пушкина вдохновляли не только художников, но и музыкантов. Один из них, Николай Андреевич Римский-Корсаков жил в нашем городе. Посетите музей, расположенный в его квартире на Загородном пр., д.28. Узнайте, какие произведение были написаны этим композитором на сказки А. С. Пушкина. В музыкальной гостиной послушайте фрагмент одного из таких произведений. Насколько точно, с Вашей точки зрения, композитору удалось передать сказочную атмосферу, характер героев.
- Выполните творческую работу – выберите один фрагмент из любой сказки А. С.Пушкина и создайте к нему иллюстрацию – живописную или музыкальную.
4 группа
Вашей группе в поисках сказок А. С. Пушкина предстоит отправиться в путешествие по городу.
- Проведите небольшое исследование, выясните, где, в каких городах существуют памятники героям пушкинских сказок. Есть ли подобные памятники в Петербурге. Поразмышляйте, с какой целью ставятся подобные памятники и памятные знаки?
- Какой из памятников Вам понравился больше всего? Что привлекло Ваше внимание?
- Совершите небольшую прогулку по центру города или своему району. Выясните, можно ли встретить героев пушкинских сказок в оформлении петербургских дворов, кафе, магазинов?
- Зайдите в кондитерский магазин. Рассмотрите выставленную продукцию. Найдите на упаковках коробок конфет, шоколадных плиток, героев пушкинских сказок. Какие сюжеты выбираются для оформления этой продукции? Поразмышляйте, случаен ли этот выбор.
- Выполните творческое задание – проект оформления детской площадки по сюжетам сказок А. С. Пушкина.
Самостоятельная деятельность детей.
- Перечитать сказки Пушкина
- Выполнять творческие задания, используя интернет ресурсы
Совместная деятельность детей и классного руководителя.
- Обсуждение «находок» детей, составление дальнейших маршрутов
- Выбор режиссёров фильмов, инструктаж по работе с программой Windows Movie Maker
- Подбор материала для создания фильмов в цифровом виде (фотографии из семейных архивов, сделанные в ходе исследований и с интернет сайтов)
- Репетиция спектакля
Совместная деятельность детей и родителей.
- Чтение сказок, просмотр мультфильмов, художественных фильмов по сказкам А.С. Пушкина.
- Заучивание отрывков из сказок.
- Совместное образовательные экскурсии
- Изготовление костюмов для драматизаций.
Заключительный этап:
- Оформление выставки «Сказки Пушкина изданий разных лет»;
- Открытый урок « Люблю я Пушкина творенья»;
- Спектакль «Сказка о попе и работнике его Балде»;
- Проект оформления детской площадки по сюжетам сказок А. С. Пушкин.
Презентацию на тему «Сказки А.С. Пушкина»
(4 класс)
можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет
проекта: Литература. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам
заинтересовать своих одноклассников или аудиторию.
Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад — нажмите на
соответствующий текст под плеером. Презентация
содержит 28 слайд(ов).
Слайд 1
Сказки Александра Сергеевича Пушкина
Слайд 2
Цели презентации: Проверить знание содержания текстов сказок А.С.Пушкина. Развивать интерес к чтению литературных произведений. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, товарищества.
Слайд 3
Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве.
Отец поэта Сергей Львович Пушкин
Мать поэта Надежда Осиповна Пушкина
Маленький Саша Пушкин. Миниатюра неизвестного художника.
Слайд 4
Большую роль в жизни поэта сыграла простая крепостная крестьянка, няня Арина Родионовна. Ей А.С.Пушкин посвятил многие строчки своих стихотворений.
…Что же ты, моя старушка, Приумолкла у окна? Или бури завываньем ты, Мой друг, утомлена? Или дремлешь под жужжаньем Своего веретена? Спой мне песню, как синица Тихо за морем жила. Спой мне песню, как девица За водой поутру шла.
Няня поэта Арина Родионовна
Слайд 5
«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» /А.С.Пушкин/
Назовите самые известные сказки А.С.Пушкина. Их должно быть пять.
Слайд 6
Викторина по сказкам Пушкина
Лукоморье Черномор Богатыри
Слайд 7
«Сказка о царе Салтане,о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
Узнай сказку по словам:
белка грамота бочка
скорлупки золотые
комар лебедь
Слайд 8
«Сказка о рыбаке и рыбке»
просто- филя невод окиян- море сварли- вая баба
Слайд 9
«Сказка о попе и работнике его Балде»
бесёнок толоконный лоб верёвка оброк
Слайд 10
К какой сказке относится данная иллюстрация?
«Сказка о золотом петушке»
Слайд 11
«Сказка о царе Салтане…»
Слайд 12
Слайд 13
Какие слова кричал петушок из «Сказки о золотом петушке»?
«Кири-ку-ку, царствуй, Лёжа на боку!»
Слайд 14
Сколько лет жили в ветхой землянке старик со старухой из «Сказки о золотой рыбке»?
Ровно тридцать лет и три года.
Слайд 15
С какими словами обращалась к зеркальцу царица из «Сказки о Мёртвой царевне и о семи богатырях»?
«Свет мой,зеркальце! Скажи Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?»
Слайд 16
К кому обращался царевич Елисей в поисках своей невесты?
Он обращался к Солнцу, Месяцу,Ветру.
Слайд 17
Назовите кличку собаки у семи богатырей.
Соколко
Слайд 18
В какой сказке А.С.Пушкин сказал: «Сказка – ложь, да в ней намёк, Добрым молодцам урок.»
Слайд 19
Отгадайте кроссворд:
Кому служил Балда? Какое дерево украшала «златая цепь»? Птица-чародей, убитая стрелой царевича. Что бросила царевне в руки нищая черница? На чём сидел Золотой петушок? Как звали царя, подслушавшего мечты трёх девиц?
1 2 3 4 5 6
Слайд 20
Слайд 21
Слайд 22
Слайд 23
Слайд 24
Слайд 25
Какое «ключевое» слово получилось?
Слайд 26
Итоги викторины: лукоморье черномор богатыри
Слайд 27
Акростих
Сегодня сон приснился мне, Как будто я в другой стране, А там по городу идёт рыбак, За ним – учёный кот, Который белочку несет, И белка песенки поёт. Петушок взлетел повыше, Увидал царевну с крыши. Шагает Балда, сам не зная куда. Князь Гвидон сидит на троне, И королевич Елисей идёт с невестою своей На двор, где ждут его друзья… Ах, как чудесна та страна!
Слайд 28
Источники информации:
1. «Жизнь и творчество А.С.Пушкина»,Москва, «Детская литература», 1989 2. «Начальная школа», №5, 2003, с.76 3. «Дошкольное воспитание», №2, 2004, с.96 http://images.yandex.ru/yandsearch?text
1
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «В ГОСТЯХ У СКАЗОК А.С. ПУШКИНА»
2
А. С. Пушкин А.С. Пушкин родился 6 июня 1799 года в г. Москве в дворянской семье. Пушкина с детства приучили к чтению книг. В доме была большая библиотека. Он любил книги, они ему были верными друзьями.
3
С раннего детства будущий поэт был окружен заботой и вниманием своей няни – простой крестьянки – Арины Родионовны. Маленький Саша очень любил свою няню, называл ее ласково Мамушкой. В длинные зимние вечера няня рассказывала Пушкину сказки. Поэт записывал нянины сказки в отдельную тетрадь и позже на их основе создал свои произведения.
4
Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях Царь с царицею простился, В путь дорогу снарядился, А царица у окна Села ждать его одна.
5
Сказка о попе и о работнике его Балде Жил был поп, Толоконный лоб…
6
Сказка о царе Салтане, о сыне его славном князе Гвидоне и о прекрасной Царевне- Лебедь Три девицы под окном Пряли поздно вечерком…
7
Сказка о рыбаке и рыбке Жил старик со своею старухой У самого синего моря…
8
Сказка о золотом петушке Негде, в тридевятом царстве, В тридевятом государстве, Жил-был славный царь Дадон
9
10
Викторина по сказкам А. С. Пушкина 1. Сколько лет прожили старик и старуха у синего моря? 33 года
11
Викторина по сказкам А. С. Пушкина 2. Какой волшебный предмет был любимым у царицы в «Сказке о мертвой царевне»? зеркало
12
Викторина по сказкам А. С. Пушкина 3. Кто помог королевичу отыскать невесту? ветер
13
Викторина по сказкам А. С. Пушкина Кто жил в хрустальном доме под окном? белка
14
Викторина по сказкам А. С. Пушкина Как звали работника попа в «Сказке о попе и о работнике его….»? Балда
15
Викторина по сказкам А. С. Пушкина Чем должен заплатить за работу поп Балде? щелчком
16
Сказочные объявления 1. Предлагаю свои услуги: работаю за семерых. Могу: запрягать лошадь; топить печь; закупать продукты на рынке; печь яйца, варить кашу; нянчить детей. 2. Кто желает поменять старое, разбитое корыто на новое? Или квартиру на новый дом? Обращаться к…. 3.Тем, кто не может утром проснуться по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде. 4. Модники и модницы! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить? Обращаться к …. Старуха Царица Балда Золотая рыбка Мудрец
17
Если очень захотеть, В сказке можно очутиться. У героев старых сказок Можем мы всю жизнь учиться. Как прекрасно добрым быть Как со злом бороться надо, Как в житейском море плыть, Чтоб в конце ждала награда.
18
Презентацию подготовила Кожевникова Наталия Адольфовна, воспитатель ГПД ГБОУ школы 326, первая квалификационная категория