Проект по финансовой грамотности для дошкольников через сказки

«Сказка для ребёнка — такое же серьёзное и настоящее дело,

как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться,

чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности».

Джанни Родари

В настоящее время, в период совершенствования и обновления системы дошкольного образования, встает вопрос об экономическом образовании дошкольников. Приобщение ребенка к миру экономической действительности — одна из сложных и в то же время важных проблем. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в разных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Дошкольники знакомятся с семейной экономикой, продуктами труда и их производителями, с окружающим миром вещей, с разными профессиями, с рекламой по телевизору – это далеко не полный перечень того, с чем постоянно сталкивается дошкольник.

Сделать процесс познания экономики интересным, доступным главное – говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Среди разнообразных методов, приемов и средств обучения экономике, значительное  место отводится  сказке. Сюжеты сказок и сказочные персонажи привлекают детей. Вживаясь в события сказки ребёнок, как бы становиться её действующим лицом. Потребность в сказке сохраняется у него на многие годы.

Любая сказка: народная, авторская – «обучает» и «воспитывает», т. е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.

Сказка – это особый литературный жанр, и у неё огромные дидактические возможности.  Что бы ввести ребёнка в проблему экономического воспитания посредством сказки, воспитатель должен поставить перед собой:

Цель – изучить возможности сказки в обучении азам экономики и формировании экономических представлений.

В соответствии с целью поставить задачи:

1. Формировать экономическое сознание детей посредством сказки.

2. Способствовать формированию экономического мышления через знакомство с экономическими понятиями (потребности, труд, деньги, товар).

3. Дать представление о денежных знаках (монета, купюра) России.

4. Раскрыть сущность понятия «семейный бюджет» (заработная плата, стипендия, пенсия).

5. Формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги».

Принципы построения работы:

1. Возрастное соответствие – предлагаемые сказки учитывают возможности детей данного возраста.

2. Доступность предлагаемого материала.

3. Системность и постепенность его усвоения.

4. Наглядность – использование наглядно-дидактического материала, информационно-коммуникативных технологий.

В качестве средств экономического воспитания использовать:

— сказочные персонажи,

— игровые формы,

— чтение сказок с дальнейшим их обсуждением,

— создание проблемных ситуаций.

В процессе формирования у дошкольников экономических представлений используются следующие методы:

Словесные методы – это чтение сказки с экономическим содержанием, рассказ от лица героев художественного произведения, рассуждения о поступках героев с экономической позиции.

Важную роль играет метод наглядности. Использование иллюстраций повышает интерес к прочитанному, позволяет глубоко проникнуть в содержание и смысл сказки.

Рассмотрим группы сказок, ориентированных на освоение экономических представлений:

1. Сказки, раскрывающие потребности и возможности их удовлетворения:

— английская сказка «Три поросенка», РНС «Как коза избушку построила», белорусская сказка «Легкий хлеб», В. Г Сутеев «Мешок яблок», К. И. Чуковский «Телефон».

С их помощью у детей формируются представления о видах потребностей (материальные, духовные, социальные, дети устанавливают взаимосвязь потребностей и возможностей, знакомятся с понятиями долг, обязанности.)

Например: произведение К. И. Чуковского «Телефон», используйте наглядно – иллюстративный материал (карточки с изображением потребностей человека). После чтения произведения, задайте детям вопросы:

— Что попросил слон? (после ответа детей, один ребенок выкладывает на доске карточку с нарисованной плиткой шоколада)

— Что попросил крокодил? (ребенок выкладывает карточку с нарисованными калошами) и т. д.

— А что бы попросили вы, ребята?

Слушая ответы детей, придете к выводу, что все желания, высказанные героями сказки и детьми, можно назвать одним словом – потребности.

2. Сказки, отражающие труд. Например: «Терем – Теремок», К. Д. Ушинский «Петушок и бобовое зёрнышко», «Морозко», Р. Н. С. «Мужик и медведь», РНС «Колобок».

В процессе работы с данными сказками, дети уточняют и расширяют знания о видах труда (сельскохозяйственный, ремесленный, домашний), выделяют цепочку трудовых действий, устанавливают связь между качеством материала и продуктом труда. Дети знакомятся с понятиями награда, расплата, убытки.

Например, сказка «Колобок»: бабушка была трудолюбивой и заботилась о дедушке. Испекла ему колобок отличного качества, используя муку, сметану, масло. Колобок был хвастунишкой: решил показать себя всему миру, какой он пышный да румяный. Лиса хитрая – обманула Колобка.

3. Сказка, формирующая представление о рациональном выборе материала, например:

английская сказка «Три поросёнка», где дети узнают не только о потребностях животных и человека в жилье, но и о том, из чего строят дома, почему необходимо учитывать свойства материалов при изготовлении различных предметов, а также свойства дерева и металла.

4. Формирование представлений о цепочке связей в трудовой деятельности, значение ответственного отношения работающих к качеству продуктов труда. На примере сказки «Петушок и бобовое зернышко», дети отвечают на вопросы:

— Как герои сказки помогли петушку?

— Каким образом получился продукт их труда?

— Почему все герои сказки помогали петушку?

— Смог бы петушок один справиться со своей бедой?

В ходе беседы дети приходят к выводу: что с петушком случилась беда, но в результате труда курочки, хозяйки, коровы, хозяина, кузнеца получился продукт – масло, которое помогло петушку. Доброта и взаимопонимание спасли петушка.

Сказка «Морозко», задайте вопрос: «Почему старикова дочь возвратилась с прибылью, а мачехина дочка – с убытками?», который заставляет задуматься над такими свойствами, как трудолюбие, высказывать осуждение ленивицы, поразмышлять, к чему могут привести лень и недобросовестность.

5. Русская народная сказка «Каша из топора» – дает возможность выразить положительное отношение к смекалке, изобретательству, доброте, щедрости и осудить жадность.

Знакомя детей со сказкой, старайтесь вызвать эмоциональное отношение к ее героям, подвести к пониманию содержания сказочного произведения.

Например: тема «Товар и бережное отношение к нему» по сказке К. И. Чуковского «Федорино горе». Эта сказка заставила детей задуматься над вопросами:

1. Почему все вещи убежали, ускакали от Федоры?

2. Любили ли вещи свою хозяйку?

3. Когда они вернуться?

4. Каким образом Федора их вернула?

5. Как Федору отблагодарила за труд?

6. Кого называют бережливым, трудолюбивым?

6. Сказки, знакомящие с понятием «деньги», «расходы», «выгода», «обмен», «реклама»: К. И. Чуковский «Муха — Цокотуха», Ш. Перро «Кот в сапогах», грузинская сказка «Чужие деньги», С. Михалков «Как старик корову продавал». Эти сказки формируют представление детей о достоинстве денег, воспитывают бережливость, трудолюбие, расчетливость, практичность, предприимчивость.

В сказке С. Михалкова «Как старик корову продавал» дети отвечают на следующие вопросы:

1. Где старик продавал свою корову?

2. Почему старик не мог продать свою корову?

3. Что такое реклама?

4. Кто сделал рекламу корове?

7. Сказки о бартере: РНС «Лисичка со скалкой», «Гуси-лебеди», В. Катаев «Дудочка и кувшинчик».

Сказка является эффективным средством формирования у дошкольников экономической компетентности первоначальных экономических представлений.

Дети учатся: различать виды потребности (Хочу – Надо), выделять последовательность трудовых действий, определяют зависимость цены товара от его качества и количества, различают достоинства купюр, умеют определять доход и расход, используют в речи экономические термины, проявляют любознательность.

В заключении хотелось бы отметить: знания, полученные в детском саду, пригодятся им в дальнейшем при обучении в школе, помогут правильно ориентироваться в окружающей жизни и в будущем строить ее более организованно, разумно и интересно.

«Сказка, как средство для формирования предпосылок экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Воспитатель: Колчанова Наталья Юрьевна

(высшая квалификационная категория)

МБДОУ «ДС №35»

Анжеро-Судженского городского округа

Кемеровская область

Сегодня каждый из нас понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения.

25 сентября 2017 года Правительством РФ принята Стратегия повышения финансовой грамотности в РФ. Цель стратегии – создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения как необходимого условия повышения уровня и качества жизни граждан. Согласно Стратегии, повышением финансовой грамотности населения, необходимо заниматься с самых ранних лет, а именно, в детском саду — начальном звене в системе непрерывного образования.

Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далеки друг от друга. Она неотделима от ребенка с самых ранних лет его жизни. Малыш очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли-продажи. Именно в семье он впервые познает цену труда, доходов и расходов, преимущества материального благополучия, достатка и ущербность бедности.

Поэтому столь важным является организация работы с детьми по формированию экономической опытности.

Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к её изучению в значительной степени способствует сказка.

Учитывая вышесказанное, возникла необходимость разработать систему экономического воспитания старших дошкольников, обеспечивающую формирование представлений об экономике, способствующую дальнейшей социальной адаптации ребенка посредством сказочных произведений.

В связи с этим необходимо решить следующие задачи:

Построить систему применения сказок, позволяющую вводить детей в нову

ю-

экономическую –сферу социальной жизни людей и способствующую формированию нравственных качеств, необходимых в экономической деятельности.

Разработать методику использования сказок с целью экономического образования старших дошкольников.

Реализация первой задачи предполагала исследование сказочных произведений разных видов (народные сказки, авторские), что позволит отобрать серию сказок, наиболее ценных с точки зрения, как экономического содержания, так и решения задач нравственного воспитания.

Интересны авторские сказки, каждая из которых представляет как бы мини программу ознакомления детей с экономическими понятиями. В своей работе я широко использую такие книги , как «Сказка о Царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном Компьютере и венных друзьях» Татьяны Львовны Поповой и Ольги Меньшиковой; «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом» Л.В.Конышевой, Ольги Меньшиковой, Татьяны Львовны Поповой и авторскую сказку Л.Ястребовой, Н.Малыгиной «Хранители бюджета».

Для более прочного и глубокого усвоения экономических знаний широко использую народные и авторские сказки:

Сказки отражающие труд людей :«Терем – теремок», «Хаврошечка»,«Морозко», «Мужик и медведь», А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде», К. Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко», К.И. Чуковский «Федорино горе»,

Сказки о потребностях и возможностях: Народные сказки «Жадная старуха», «Иван – царевич и серый волк», «Как коза избушку построила», А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К.И. Чуковский «Телефон»,

Сказки о труде: народные сказки: «Терем – теремок», «Хаврошечка», «Морозко», «Мужик и медведь», А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде», К. Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко», К.И. Чуковский «Федорино горе»

Сказки о бартере: народные сказки: «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело», В. Катаев «Дудочка и кувшинчик».

Сказки о деньгах: К. И. Чуковский «Муха – цокотуха», Г. Х. Андерсен «Огниво».

Сказки о рекламе: народные сказки «Лиса  и козёл», Г. Х. Андерсен «Новое платье короля», Ш. Перро «Кот в сапогах», С. Михайлов «Как старик корову продавал».

Чтение и обсуждение сказок о купле – продаже: народные сказки «Мальчик – с – пальчик», «Чудесная рубашка», С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Мною была составлена картотека сказок по формированию у детей ст дош. возраста экономических представлений.

При разработке методики использования сказок, я использовала народные и авторские сказки экономического содержания через проблемные ситуации, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления. Логические и арифметические задачи, задачи шутки с героями сказок оживили путь познания сложных экономических представлений.

Мною было разработано методическое пособие по финансовой грамотности «По дорогам сказок». Главный герой данного сборника, сказочный персонаж Рублик. В пособии подобраны проблемные ситуации, где дети решают возникающие проблемы по экономике со сказочными героями; включены ребусы, кроссворды и лабиринты. Имеется подборка пословиц, стихотворений, поговорок и загадок.

Данные методические материалы могут быть использованы для партнерского взаимодействия взрослых и детей (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской деятельности, чтения художественной литературы), а также для свободной самостоятельной деятельности самих детей. Данное пособие ориентировано на детей старшего дошкольного возраста, педагогов и заботливых родителей.

Работа по формированию у дошкольников экономических представлений невозможна без участия родителей.

Начиная работу по экономическому воспитанию дошкольников, я провела анкетирование родителей о необходимости экономического воспитания.

Результаты анкетирования показали, что родители теоретически признают необходимость и полезность экономического воспитания дошкольников, а практически не содействуют приобщению детей к миру экономики.

Для ознакомления воспитанников с экономическими понятиями средствами художественной литературы оформили выставку книг для чтения в кругу семьи. Представленная подборка детских произведений дает возможность показать положительное отношение к смекалке, щедрости, также способствует воспитанию уважения к труду, бережливости, экономичности.

Помимо художественной литературы предоставила родителям буклеты с перечнем рекомендованных к просмотру детьми мультфильмов .

Каждый родитель должен понимать, что воздействие мультфильма может обмануть ожидания и взрослого и ребенка. Положительное воздействие анимации при правильном подборе мультфильмов может стать прекрасным развивающим пособием.

Родителям была предложена одна из форм организации финансовой грамотности «Покупка выходного дня» . Они совместно с детьми совершили прогулки в магазин и сбербанк.

При активной помощи родителей, была создана коллекция «Монеты», которая регулярно пополняется.

У некоторых детей возникает желание иметь копилку. Нами была организована выставка «Моя копилочка», где были представлены копилки, сделанные своими руками.

Результат совместного творчества помогает сблизить всю семью, развивает творческие способности детей, а родителей отвлекает от будних дел и проблем.

Область экономической действительности- одна из жизненно важных, поэтому необходимо подготовить детей к жизни в социуме, научить их ориентироваться в происходящих экономических явлениях. Ведь человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы стать успешными, активными и финансово образованными во взрослой самостоятельной жизни. А потому именно сказки помогают ребенку совместно с взрослым увлеченно и активно открывать маленькие экономические истины.

Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед нами задачу формирования экономической культуры личности дошкольника, первичных представлений об экономических категориях, воспитания интеллектуальных и нравственных качеств, такие как бережливость, экономность, хозяйственность, трудолюбие, умение планировать дела, щедрость, честность.

Обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений — важнейшая задача дошкольной педагогики, обусловленная

значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях.

Дети, так или иначе, оказываются вовлечёнными в экономическую жизнь семьи: ходят с родителями в магазины, сталкиваются с рекламой, понимают, что их родители зарабатывают деньги, чтобы покупать товары и услуги.

Ребенок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему необходимо освоить азбуку финансовой грамотности.

Непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста – когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях.

Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.

Приобщение ребёнка к миру экономической действительности – важная, но в то же время сложная задача.

Старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для начала работы по экономическому воспитанию дошкольников.

Работая по этой теме, наши педагоги продолжают накапливать опыт.

Задачи:

1. Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей.

2. Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей), видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением.

3. Способствовать формированию разумных экономических потребностей, умению соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения.

4. Обогатить словарный запас дошкольников основными финансово-экономическими понятиями, соответствующими их возрасту.

(Такие понятия, как: бюджет, труд, зарплата, доходы, расходы, кредит, банковская карта, бартер, реклама, долг, покупать, продавать, копить, тратить и др.)

5. Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости. Стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам.

6. Признавать авторитетные качества человека – хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем – щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);

Для формирования у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности и систематизации знаний мы ставили перед собой следующие задачи: вы их видите на экране.

Для усвоения детьми финансовых знаний используются самые разнообразные методы, приёмы обучения.

Методы и приёмы работы с детьми по финансовой грамотности:

— Непосредственная образовательная деятельность,

— Сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры,

— Логические задачи, задачи-шутки

— Решение проблемно-игровых ситуаций.

— Викторины по экономическому воспитанию

— Экономические кроссворды, загадки.

— Экскурсии и беседы, с целью знакомства с людьми разных профессий.

— Чтения художественной литературы, стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок

-Просмотр мультфильмов из серии «Уроки тётушки Совы. Азбука денег»

Введение в основы финансовой грамотности на ступени предшкольного образования желательно организовывать, опираясь на игровые и развивающие занятия.

Все представленные методы и приемы способствуют развитию у детей экономического мышления, усвоению основных экономических понятий, воспитывают нравственные ценности, эмоционально-положительное отношение и интерес к деятельности экономического характера.

При формировании у детей понимания многих экономических явлений, развитии познавательного интереса к экономике, создании положительной мотивации к ее изучению мы отдаем предпочтение сказкам.

Сказка занимает особое место в жизни ребенка.

Любая сказка «обучает» и «воспитывает», а значит, несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.

Известный писатель Джанни Родари писал:

«Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра – она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности»

Почему сказки?

Во-первых, сказка — это самая интересная и увлекательная форма познания действительности. Сказки расширяет круг представлений о мире, человеческих отношениях, способствует развитию в ребенке понимания внутреннего мира людей. Они учат различать добро и зло, лень и трудолюбие, эгоизм и бескорыстие, высмеивают глупость и восхваляют мудрость.

Во-вторых, именно сказка экономического содержания является эффективным средством формирования у дошкольников экономической компетентности, первоначальных экономических знаний и умений, воспитания личностных качеств, эмоционального развития детей. Совместное чтение сближает взрослого и ребёнка, через сказку взрослый поможет разобраться ребёнку в тех случаях, когда тот что-то сам не понимает.

Используя народные, и авторские сказки для обучения детей азам экономики, мы в доступной форме способствуем формированию первичных представлений, легко и непринужденно освоить необходимые знания и умения. В подобранных сказках дети знакомятся с основными экономическими категориями, такими как «труд», «разделение труда», «потребности», «товар», «деньги», встречаются с героями ленивыми и трудолюбивыми, добрыми и жадными, экономными и расточительными.

После чтения сказки «Морозко» вопрос: «почему старикова дочь возвратилась с прибылью, а мачехина дочка – с убытками?» заставляет детей задуматься над такими качествами, как трудолюбие, высказать осуждение нерадивости Ленивицы, поразмышлять, к чему могут привести лень и недобросовестность.

Сказка «Как солдат щи из топора варил» дает возможность выразить положительное отношение к смекалке, изобретательству, доброте, щедрости и осудить жадность.

Процесс познания экономики не прост, но с помощью сказок мы можем рассмотреть различные экономические понятия.

Сказки, раскрывающиеся потребности и возможности их удовлетворения.

Народные сказки «Жадная старуха», «Иван – царевич и серый волк», «Как коза избушку построила», А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К.И. Чуковский «Телефон»,

Сказки, отражающие труд людей

народные сказки: «Терем – теремок», «Хаврошечка», «Морозко», «Мужик и медведь»,А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде», К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко», К.И. Чуковский «Федорино горе»

Сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы»,«расходы»

К.И. Чуковский «Муха – цокотуха», Г.Х. Андерсен «Огниво», Толстой «Приключения Буратино»

Сказки, знакомящие с понятием «реклама».

народные сказки «Лиса и козёл», Г.Х. Андерсен «Новое платье короля», Ш. Перро «Кот в сапогах», С. Михайлов «Как старик корову продавал».

Сказки, знакомящие с понятием «бартер»:

народные сказки: «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело», В. Катаев «Дудочка и кувшинчик».

Сказки, знакомящие с понятием «купля – продажа»:

народные сказки «Мальчик – с – пальчик», «Чудесная рубашка», С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы.

Мы консультируем родителей по вопросам формирования у детей основ финансовой грамотности, проводим анкетирование, привлекаем к изготовлению атрибутов к дидактическим играм экономического содержания. Рекомендуем для семейного просмотра мультфильмы из серии «Уроки тетушки Совы. Азбука денег» и «Смешарики. Финансовая грамотность», и чтение сказок.

Таким образом, работа по формированию экономических представлений у дошкольников посредством сказки формирует интеллект детей, развивает у дошкольников интерес и любознательность. Сказки помогают ребенку совместно со взрослым увлеченно и активно открывать маленькие экономические истины.

Хотелось бы, чтобы та радость, которую они испытывают сейчас каждый раз при встрече со сказкой, оставалась бы с ними как можно дольше, а проявление положительных нравственных качеств, стало главной потребностью в жизни.

Сказки

по финансовой грамотности

для детей дошкольного возраста

Составила:

воспитатель МОУ

 «Брюховская ООШ

 им.И.И.Злыгостева»

Войтенко Галина Валерьевна

Сказка «Хранители бюджета»

Жил
да был Кошелёк. Он любил, когда его бережно открывали, доставая денежные
купюры. Их он хранил в разных своих кармашках. Крупные купюры лежали в особом
отделе и под замочком. Их использовали для покупок крупных вещей, продуктов,
игрушек, приобретения мебели, оплаты за квартиру, свет, газ. Те, что были
меньшего достоинства, лежали в другом отделе. Их использовали для покупки
билета на проезд, газет, пирожков и другой мелочи.

 Чаще
всего Кошелёк был не очень толстый. Но бывали особые дни, когда купюры
наполняли его так, что он боялся, что его кнопочки и замочки не выдержат и кожа
лопнет. Как он любил такие мгновения! В такие дни его открывали часто.

 Но
бывали и грустные дни. Тогда казалось, что хозяин забыл о нём, потому что у
него внутри было почти пусто. И его перебрасывали с одного места на другое.

 Однажды
рядом с Кошельком появилась красивая, яркая, блестящая Карточка. Кошелёк
насторожился:


Привет, — сказал он.

 —
Я — Кошелёк. Я — хранитель семейного бюджета.


А я — пластиковая карточка. Теперь я буду хранительницей денежных средств
семьи. — Но где же ты хранишь купюры?


Они во мне, — гордо ответила Карточка.


Но ты такая тонкая и маленькая, — изумился Кошелёк, — и у тебя совсем нет
карманчиков. Где же они помещаются?


А мне не нужны карманчики, — загадочно улыбнулась Карточка.

 —
Я храню секрет волшебных цифр, которые знает только хозяин. Используя их, он
может купить всё, что необходимо, и даже немного купюр положить в твой
карманчик.

 «Значит,
обо мне не забудут», — подумал Кошелёк и очень обрадовался. А потом с восторгом
предложил Карточке:


А давай я буду о тебе заботиться. У меня же много карманчиков, и среди них
найдётся надёжное местечко для тебя. И ты будешь долго оставаться такой
красивой и яркой. Карточка хотела отказаться, но, подумав, забралась в
карманчик Кошелька. Кошелёк думал: «Теперь хозяин никогда про меня не забудет,
и Карточка будет в порядке». А Карточка подумала: «Как тепло и уютно в
карманчике Кошелька и ему всегда будет весело». И тут они поняли, как хорошо,
когда ты кому-то нужен.

Сказка «Домашнее
хозяйство»

Козлята
решили помочь маме Козе по хозяйству: сварить обед, навести порядок. Они
подумали, что суп будет вкусным, если его сварить из капусты, картофеля, яблок
и орехов. «Всё сразу сложить в кастрюлю, залить водой – и на плиту», — говорит
один козлёнок. «Ковёр будет чистым, если по нему побегать, покувыркаться,
попрыгать», — высказывает свою точку зрения другой козлёнок.

 Мама
Коза была не рада, когда увидела «помощь» своих козлят. Она сказала: «Нужно
знать секреты ведения домашнего хозяйства». Козлята усердно обучались секретам
домашнего мастерства.

И
когда мама Коза ушла по делам, козлята договорились, какую работу будет
выполнять каждый из них. «Я приготовлю вкусный обед», — говорит один козлёнок.
«Я отремонтирую пылесос и быстро наведу порядок», — говорит другой. А третий
решает поработать на огороде, полить любимую капусту.

 Мама
Коза решила создать своё собственное дело. Она была мастером швейного
мастерства и шила штанишки, рубашки для маленьких козлят и других зверей.

 Партия
новой одежды была готова, но в продажу не поступила. «Почему?»- удивились
козлята. «Товар не может продаваться без этикетки (ярлыка)»,- поясняет Коза. —
На этикетке указывается название изделия, размер, его изготовитель, цена».

 Козлята с удовольствием
принялись за изготовление таких необходимых этикеток.

Сказка «Лесное кафе»

 Жила-была
Мышка-норушка в красивом теремке, в котором было много комнат. Занимала мышка
одну комнату, а другие сдавала лесным жителям и получала за это деньги. «Как
потратить полученные деньги: купить себе новую шубку, или вложить в
строительство кафе – мороженого?- размышляет Мышка,- в лесу нет ни одного кафе.
А его жители любят мороженное и с удовольствием будут его покупать». И Мышка
твёрдо решила строить кафе – мороженое.

Пригласила однажды
Мышка-норушка своих друзей в лесное кафе. Ёжик, который стоял за стойкой бара,
предложил посетителям меню с указанием разных напитков (соков, коктейль и др.)
и цен. Друзья выбрали любимые напитки, и ёж быстро их приготовил. Очень понравилось
зверятам, как выполнили их заказы, и они пообещали, что будут часто заходить в
это кафе.

Сказка «Золотое яйцо»

Жили-были
дед и баба. И была у них курочка Ряба. Снесла Курочка яичко да не простое, а
самое что ни на есть настоящие яйцо Фаберже. Ой, до чего же красивое! Блестит,
огнями переливается. Дед и баба, как дети малые, радуются, целый день глядят на
него, налюбоваться не могут. Приехала к ним из города внучка. Стали совет
держать, как яйцо сберечь. – Ты, внученька, у нас умная, – сказал дед, – в
институте учишься, помоги нам старикам, посоветуй, как сберечь достояние
семейное. В прошлый раз осрамились мы, не углядели – разбилось яичко золотое.
На тебя вся надежда, милая. – Ой, дедуля и бабуля, не простое это дело,
экономическая безопасность, – важно ответила внучка, – не простое. Для начала,
чтобы Мышка опять яйцо не разбила, надо накупить мышеловок и расставить их
повсюду. – Да что ты, внученька, что ты, – робко возразила баба. – Зачем ты так
нашу Мышку обижаешь? Она же хорошая и не нарочно яичко разбила. Живёт у нас в
доме давно, помогает нам с дедом. Дегустатором работает. – Может, Мурку посадим
яйцо охранять? – спросил дед. – Мурку? – рассмеялась внучка. – Так это ж лучшая
Мышкина подруга! Да и растолстела она от «Вискаса» так, что еле передвигается.
– Пусть тогда Жучка яйцо сторожит, – не успокаивался дед. – Ой, не могу! Жучка!
Эта крохотная болонка! Вы лучше смотрите, чтоб её саму мыши не утащили! С её
родословной только мышей ловить! Да нас же все соседи засмеют! – Так что же нам
делать, внученька? Подсоби, – взмолился дед. – Ладно, не хотите мышеловки
ставить – не надо! Есть средство и понадёжнее. Положим яйцо на хранение в
банковскую ячейку. Как раз недавно в нашем районе новый банк открылся.

Как решили, так и
поступили. Продали дед и баба репку. Сняли на эти деньги ячейку в банке.
Крепкую такую ячейку, добротную. Проверили её хорошенько. Баба била-била – не
разбила. Дед бил-бил – не разбил. А компьютерная мышка бежала, хвостиком
махнула, и все денежки из банка исчезли. А вслед за ними исчез и сам банк
вместе с ячейкой. Как будто и не было никогда. Плачет дед, баба плачет, а
внучка больше всех голосит: – Ой, беда-то какая! И что же это я, глупая-то,
наделала! Своими же руками семейную реликвию ворам отдала-а-а. Прибежала
Курочка Ряба и говорит: – Не плачь, дед, не плачь, баба. Пропала-то китайская
подделка. А настоящее яйцо мы с Мышкой давно уже подменили. Чуяло мое сердце
неладное. Тут и Мышка из норки вышла и яйцо принесла. Обрадовались все,
веселятся, Мышку и Рябу благодарят. А внучке так стыдно стало, что она Мышке не
доверяла. Продали дед и баба яйцо. Купили себе на эти деньги фермерское
хозяйство. Стали весело жить-поживать да огромные репы выращивать.

Сказка «Золотая репка»

 В
некотором царстве, в некотором государстве жил — был дед Потап. Всё у Потапа
было: и дом, и машина, но, как-то раз, надумал дед увеличить свой капитал.
Решил он посадить репку, да не простую, а золотую. Об этой репке поведал ему
знакомый бизнесмен. А для этого нужно деду было кредит брать, денег не хватало.
Только капитал а не хватает. (говорит банкиру) Дайка мне кредит тысяч на сто.
Приумножать богатство буду! Банк кредит одобрил. Репутация хорошая! (банкир
даёт деньги)

Репку
дед посадил, Он старался, что есть сил, Репка выросла на диво! Золотиста и
красива! Пора репку выдирать! (пробует тянуть) Ой, что-то слишком тяжела!
Видать золота много! Одному не справиться. Надобно бабку покликать. Что, дед,
не осилить одному? Отдай 50 % мне, тогда помогу, я не жадная!

Ты что старая? Для вас
всех стараюсь! (посмотрел на бабку и на репку, почесал в затылке) Ладно, 25%
отдам за помощь и не больше. Я всё сказал! Ну и на том согласна! Так и взялись
они тянуть репку: дедка за репку, бабка за дедку, тянут — потянут вытянуть не
могут! Эй, старый, нам с тобой не вытащить! Давай внучку позовём. Подумал дед и
согласился. Эй, внученька, Настенька, пойди-ка к нам! (смотрит на бабку, дедку
и репку) Ну, что, дед, не справляетесь, отвали мне тогда 50% и я помогу! Ну ты
вообще, бабка – просит, и ты туда же. 25% и не больше. Ладно, 5% больше, 5%
меньше. Согласен! Стали они тянуть репку: дедка за репку, бабка за дедку,
внучка за бабку, тянут – потянут, вытянуть не могут. Тут появляются собака –
Жучка, да кот- Мурзик. Принялись они тянуть репку: дедка за репку, бабка за
дедку, внучка за бабку, Жучка за внучку, Мурзик за Жучку и чуть не вытянули.
Тут появляется мышка! Да, вот, репку надо помочь вытащить, не справляемся.
(показывает на репку) (рассматривая репку) Вот это да! Чистое золото! Гони дед
70%, а то помогать не буду и разошлись. Дед почесал затылок, делать нечего и
согласился. Мышка недолго думая, сделал нору в земле и вытолкал от туда репку.
Поделил дед золото всем поровну. Мораль сей сказки такова: Не тот силен, кто
большой, а тот, кто умный, и без труда в жизни ничего нельзя добиться!

Сказка «Мишин магазин»

Однажды
проснувшись после зимней спячки, вылез Миша из любимой берлоги.

-«Красота,
какая вокруг, просто дух захватывает» – сказал Миша. Весь лес переливался всеми
цветами радуги в лучах нежного солнышка. И Миша решил, что будет весь день
кататься на санках, кувыркаться в снегу. Воротившись вечером в свою берлогу он
почувствовал, что у него заболело горло. Срочно нужны чай с малиновым вареньем
и горячее молоко! Но в берлоге ничего этого не оказалось.

Пошел
Миша на лесной рынок, а там уже никого нет – поздно пришел. Побежал Миша в
магазин к зайцу и тут неудача на дверях табличка «закрыто». Эх – огорчился Миша
– был бы у меня свой магазин, всего бы вдоволь было. И решил Миша открыть свой
магазин. На следующий день утром Миша вымыл свою берлогу. Установил посередине
прилавок поставил на него весы. Затем прикрепил плакат с надписью «Мишкин
магазин». И уселся ждать покупателей.

 -Зашел
к Мише Ежик.

 —
Ты что в снежки играть не идешь?

-Не
могу, я теперь хозяин магазина.


Видишь торгую.

 -Торгуешь?
– удивленно спросил ежик – а чем торгуешь?

Почесал
Миша затылок, а ответить то и нечего и торговать нечем. Ежик постоял – постоял,
пожал плечами и ушел. Расстроился Миша, чуть не плачет. Стал думать отчего у
него ничего не получается?

Тут
в гости к Мише зашел его дедушка Михаил Потапыч. И он объяснил Мише, что
главное в магазине, не весы не прилавок и даже не продавец, а то чем торгуют –
ТОВАР. Забегал Миша по берлоге, думая что выложить на прилавок. Нашел свой
старый мячик, хотел на прилавок положить.

«Кому
же такое старье нужно?» – сказал дедушка Миши. И тут Миша вспомнил, что в
кладовке у него несколько бочонков меда осталось после зимы. Что может быть
вкуснее и полезнее меда для любого лесного жителя! Выкатил Миша пять бочонков
меда расставил их на прилавке,и уселся ждать первого покупателя. И тут зашел
первый покупатель зайчик. Он купил баночку меда для своей семьи.

Так началась торговля в
Мишином магазине. И скоро на прилавке этого магазина стояли не только бочонки с
душистым медом, но и много других вкусных товаров.

Сказка «Копилка».

Жили-были
три брата, три поросёнка, и звали их Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф. Заспорили
однажды поросята: из какого материала можно построить самый прочный дом.
Ниф-Ниф предлагает строить дом из соломы, так-как солома дешёвый строительный
материал. Нуф-Нуф считает, что дом можно построить из прутьев: прутья чуть
дороже соломы, но прочнее. Наф-Наф советует строить дом из кирпича.

 Долго
спорили поросята и, наконец, решили построить большой каменный дом. Взяли они
свои сбережения, пошли в магазин «Строительные материалы» и купили всё
необходимое для строительства: кирпич, доски, цемент, гвозди и разные
инструменты. Потратили поросята все деньги, но остались, очень довольны.

 Живут
поросята в новом красивом доме, тратят деньги на самые разные нужды: покупают
продукты питания, одежду и обувь, платят за электроэнергию, воду, телефон, газ.

Перед
поросятами встала серьёзная задача: определить семейные расходы. Каждый взял
лист бумаги, на котором расписаны расходы семьи и указано количество денег,
необходимых для их оплаты, и приступили к расчётам. Поросята успешно справились
с задачей и вскоре не только называли полученные результаты, но и придумывали
разные истории про доходы, расходы и экономию денег.

 Пришёл однажды волк к
поросятам в гости. Угостили его поросята тортом, напоили чаем с вареньем. Волк
был очень доволен и благодарил поросят. Он собрался уходить, но вдруг его
внимание привлекла красивая шкатулка. Волк не удержался и заглянул в неё. А в
шкатулке – большое количество монет разного достоинства. «Откуда у вас столько
денег?»- удивлённо спрашивает волк. «Мы очень внимательно ведём учёт семейных
доходов и расходов. Стараемся, чтобы расходы не превышали доходов, а оставшиеся
деньги откладываем в эту копилку»,- с гордостью сообщили поросята.

«Дружная семья»

   Когда-то давным-давно ладно жил в селе Финансы род
Рублей. Три брата: Косарь, Четвертак и Пятак. Вместе они построили дом и вели
хозяйство. Их родители Сотня и Полтинник воспитывали их в любви и уважении друг
к другу. Когда сыновья подросли, собрал их отец и сказал: «Дети мои, славные
сыновья! Отправляйтесь путешествовать, повидайте земли наших соседей и
возвращайтесь». Простились дети с родителями и собрались в путь: Косарь в
Армению, Четвертак в Грузию, а Пятак в Украину. Было тогда спокойное время.
Соседи дружили между собой. Всего было вдоволь. Прошёл один год. Вот
возвращаются братья домой, но не одни, а с жёнами. Косарь женился на Драме,
Четвертак — на Лари, а Пятак — на Гривне. Обрадовались этому мать с отцом.
Семья теперь большая! Родились у каждого детки — Копейки! Ещё веселее и дружнее
стали жить и вместе вести хозяйство! Но пришла к ним однажды реформа и
превратилась жизнь в ад! Начались набеги Валюты, разрушающей всё вокруг. Прошла
война под названием Дефолт. Ничего не оставалось им, как жить дружно, беречь
друг друга, как учили всегда родители. Власть сменялась одна за другой. Доллар,
Евро, Юань! Один страшней другого!!!! Но наши братья не сдавались! Они
атаковали со всех сторон и держались всегда вместе. Поговаривают, что до
сегодняшнего дня существует тот отважный род Рублей, и живут они также дружно,
оберегая себя от внезапных нападений Валюты
!

«Сказ про то, как Баба и
Дед забыли про семейный бюджет»

 Жили-были Дед да Баба, и
была у них курочка Ряба. Жили, они не тужили, так как курочка несла яички не
простые, а золотые. Однажды случилась беда: околела курочка от старости.
Пришлось Деду и Бабе жить только на одну пенсию. Вот однажды, говорит Дед Бабе:
— Испеки Баба Колобок, а то кушать что-то захотелось. — Хорошо, — ответила Баба
и пошла на кухню, но вскоре вернулась. — Дед, а муки то нету, что делать? —
спросила она, както растерявшись. — А ты по сусекам помела? — поинтересовался
Дед. — Помела. — А по коробу поскребла? — продолжил допытываться Дед. —
Конечно, — стала уже обижаться Баба. — Ну, тогда сходи в магазин и купи, —
посоветовал ей Дед. — Я бы пошла, да денег нет? — ответила ему Баба. — Как нет?
— удивился Дед, — ты же два дня назад пенсию получала. — Так и ты получал, —
возмутилась Баба,- а у меня уже денег нет. — Куда же ты их дела? -Куда, куда?
Зашла в SPA- салон, подписалась на омолаживание. А потом, в магазине сувениров
купила. Красивые… — Ой, дура ты, Баба — дура!- возмутился Дед, — мы, что теперь
сувениры кушать будем? — Ну у тебя же есть деньги? — с надеждой в голосе
спросила Баба. — Дак это, я их того, как бы потратил, но в отличие от тебя,
безалаберной, потратил с умом! – с гордостью ответил ей Дед, — я себе «Айфону»
купил! Знаешь, какая это полезная штука! — Вот пусть «Айфона» теперь тебя и
кормит, — обиделась Баба. — Ой, и правда, я, старый дурак, думал, что на твою
пенсию проживём как — ни будь. — А я думала, на твою. — И что же теперь делать?
— закручинился Дед. -Что, что? Надо было заранее вместе решать, как пенсию
тратить, — причитала Баба, — сначала выбрать главное, без чего прожить нельзя,
а без чего можем обойтись, решить, на что тратить деньги в первую очередь, а
что и потом можно купить. — Точно Баба, какая ты у меня умная, — оживился Дед,
— сначала надо всё подсчитать и учесть, а потом тратить. — Да, Дед, это
называется семейный бюджет. — Ты права Баба, деньги счёт любят, а мы с тобой
про это и забыли. Вот и профукали всю пенсию. Теперь голодными будем сидеть, —
расстроился Дед. — Ну не кручинься ты, впредь умнее будем. А сейчас я посижу,
носочков да шарфиков навяжу и отнесу их на базар. Скоро зима. Их вмиг раскупят.
И будет у нас с тобой денежка, — приободрила Деда Баба. — Вот умница ты моя, а
я и не сообразил, ведь и сам могу табуреток красивых сколотить. Соседи давно их
просили. То же денежку заработаю. И начали трудиться, продали табуретки и
носочки, купили муки и других продуктов. Испекла Баба Деду румяный, ароматный
колобок. Сколько у них было радости! Стали они жить — поживать, да бюджет
соблюдать. Ведь теперь они считали каждую копеечку и заранее вместе решали, на
что тратить денежку. И про плотничество с вязанием они не забывали, ведь это
прибавка к пенсии. Они даже открыли свою лавку, в которой Баба продавала своё
вязание и колобки, а Дед столярные изделия. Вот и сказке конец, да вам всем
наказ: «Сказки читай, но про труд не забывай и бюджет свой соблюдай!!!»

Сказка «Как братья
разбогатели»

Жили — были три брата.
Старшего звали Ленивец, он был ленивым с самого рождения. Среднего звали
Безвольный, он не имел своего мнения и всегда выполнял всё, что ему говорил
Ленивец. Младшего брата назвали Трудоголик, пока родители были живы, он с
раннего детства любил трудиться, помогал родителям. Став взрослым, он продолжал
трудиться, выращивал овощи в огороде, разводил цветы, и всё это продавал на
рынке, экономил деньги, покупая, себе лишь необходимое. Младший брат скопил
себе деньги. Его братья: Ленивец и Безвольный вели себя совершенно по-другому.
Они веселились, играли, танцевали. Младший брат предлагал своим братьям
помогать ему, чтобы они могли скопить деньги и счастливо жить, но братья были
неугомонны и, продолжая веселиться, сказали Трудоголику: «Нам деньги не нужны!
Мы построили себе дома бесплатно из соломы и веток, теплые и красивые». А
младший брат был умным, купил строительные материалы, сделал проект и начал
строить большой трёхэтажный дом. Наступила холодная осень, подул ледяной ветер,
пошёл сильный дождь, и жилища братьев развалились. Озябшие и промокшие до нитки
братья прибежали к младшему брату Трудоголику, попросили у него прощения и
попросились к нему на ночлег. Брат был добрым, пустил жить к себе братьев на
зиму и предложил свою помощь. Наступила весна. Братья осознали свои ошибки, и
стали помогать Трудоголику выращивать овощи, фрукты, цветы и продавать всё на
рынке. Скопив капитал, они построили двум братьям дома, купили всем автомобили.
Братья вместе трудились, стали очень дружные и внимательными друг к другу.
Вывод: только труд может сделать человека богатым и счастливым!

 «Про доверчивого Мышонка и мамину зарплату»

Жил-был маленький Мышонок. Была у него Мама-Мышка! У них была
традиция: когда Мама — Мышка получала зарплату, Мышонку что-нибудь в подарок.
Так, однажды, пришла Мама-Мышка домой и говорит:

— Мышонок, я получила зарплату, и мы можем пойти и купить тебе
красную футболку, которую ты так давно хотел! Иди на улицу и жди меня, я
оставлю продукты в кладовой и пойдём!

Мышонок радостный побежал на улицу! Там ему встретилась компания взрослых
крыс! Крысы спросили Мышонка:

— Почему ты такой счастливый?

А он с улыбкой ответил:

— Мама принесла зарплату домой, и мы пойдём покупать мне красную
футболку!

Мама-Мышка и Мышонок сходили в магазин, выбрали самую красную их
всех футболок и веселые вернулись в норку!

Но там их ждала неприятность! Дверь в норку была открыта, все
комнаты в беспорядке, а маминой зарплаты как не бывало!

Мама-Мышка заплакала-запричитала:

— Как же они узнали, что сегодня я получила зарплату?

Мышонок почесал лапкой за ушком и говорит:

— Мама, это я виноват, я рассказал крысам и про зарплату, и про
то, что мы уйдём покупать красную футболку. Я так виноват! Как же мы теперь
будем жить, как платить за нашу трехкомнатную норку?..

Мама-Мышка обняла расстроенно Мышонка и ласково сказала:

— Не плачь, это была далеко не вся моя зарплата, а только ее
маленькая часть!

Остальное я храню на банковской карточке! Но ты должен запомнить,
что никогда нельзя рассказывать чужим, что у тебя дома, даже если очень
хочется!

С тех пор Мышонок стал аккуратнее и серьёзнее. А Мама-Мышка ещё
много раз покупала ему и зеленую, и синюю, и жёлтую футболки!

«Волшебная иголочка»

Жила-была девочка Ирина. И была у нее волшебная иголочка, которая
досталась ей по наследству от бабушки. Бабушка ей наказывала иголочку беречь и
пользоваться ею для добрых дел. Тогда иголочка будет служить долго и принесет
много добра в будущем для Ирины.

Бабушка сказала, что нельзя никогда выносить иголочку из дома.

Ирина часто играла с иголочкой, шила наряды из лоскутков для своих
кукол. И вот однажды подруги позвали ее на прогулку. Ирина взяла с собой своих
кукол с их нарядами и случайно забыла из корзинки с нарядами вытащить волшебную
иголочку.

Девочки заигрались, и не заметили, как оказались на опушке леса.
Через

тот лес проходил глубокий овраг, на дне которого протекал ручей.
Из леса

доносились крики совы, уже наступал вечер. Девчонки испугались и
быстро побежали домой.

И только дома Ирина заметила, что у нее в корзинке было шитье, она
стала

искать иголочку, но ее нигде не было. Девочка сильно расстроилась
и решила найти свою иголочку. На следующий день она позвала подружек, и они
пошли искать иголочку. На опушке леса они встретили ежика, и он им шепнул, что
иголочку похитила злая колдунья, чтобы шить одежду для своих злобных дел. И что
колдунья теперь просто так не вернет иголочку. Для того, чтобы иголочка снова
вернулась к Ирине, нужно сделать три добрых волшебных дела или заплатить
колдунье огромный выкуп — целых пять тысяч рублей!

Денег у Ирины не было. И она решила попробовать их попросить у
мамы. Но мама сказала, что сейчас у них есть деньги только на самые нужные
вещи: еду, оплату коммунальных услуг, оплату услуг няни для младшего брата и
транспорт.

Есть еще деньги в копилке, которые она может дать Ирине, но тогда
придется отказаться от поездки к морю летом. Ирина училась уже в третьем
классе, и ей очень хотелось поехать к морю, которое она видела только в кино.

Но и иголочку тоже хотелось вернуть, так как это была память о ее
любимой бабушке. Ирина решила помочь маме сэкономить деньги на оплату няни для
младшего брата, она стала приходить из школы домой и заниматься с братом,
читать ему сказки, играть в разные игры.

Таким образом, мама смогла работать в домашнем ателье больше и зарабатывать
больше денег. А дети читали много книг, играли в цифровые кубики, слушали
разные истории на русском и английском языках, смотрели обучающие мультфильмы.

Мама согласилась дать Ирине пять тысяч рублей, которые они
сэкономили за

месяц. Ирине было страшно, но все же она решила отправиться в
гости к колдунье за своей иголочкой. А колдунья уже нашила с помощью волшебной
иголочки вещи.

Она тайно наблюдала за Ириной весь месяц. И когда Ирина с помощью
ежика пришла к ней в гости за иголочкой, то она согласилась отдать ей иголочку.
И даже не взяла деньги. Она сказала Ирине, что важнее всего то, что девочка за
этот месяц сделала важные и добрые дела, поняла, что маме нужно помогать
присматривать за
братиком, хорошо учиться, чтобы в будущем самостоятельно
зарабатывать деньги.

Ира пришла домой и вернула маме деньги, на которые они купили
ткань и

различные бусинки и ленточки. Ира захотела сама сшить новогодние
игрушки для елки, а иголочка ей в этом очень помогла. Игрушек получилось так
много, что они могли их продать в мамином ателье и заработать деньги для
поездки к морю.

А когда Ира выросла, она смогла открыть уже не просто домашнее
ателье, а

большую мастерскую по изготовлению кукол и игрушек для детей. В
этом ей всегда тайно помогала бабушкина иголочка. Ира никогда не забывала
помогать финансово своей маме и другим близким.

Вот так Ира поняла, что волшебной бывают не вещи, а дела. И чтобы

зарабатывать деньги, нужно трудиться.

Сказка Б.В. Минина «Доверчивый Зайчик»

Шел однажды Зайчик по дорожке и вдруг видит, навстречу ему — его
друг Медвежонок. Зайчик ему говорит:

— Здравствуй, Медвежонок! А куда ты идешь?

Медвежонок ему отвечает:

— Здравствуй, Зайчик! Я иду в лес. В лесу надо ягодки собрать.

Зайчик тогда Медвежонка спрашивает:

— А можно, я с тобой вместе собирать ягодки пойду?

— Можно! — сказал ему Медвежонок.

Решили так, и пошли друзья в лес. Собирали ягодки с утра до
середины дня, а потом Медвежонок Зайчику говорит: «Ягодок мы много собрали, и
складывать нам их больше некуда. Пойдем в город на рынок эти ягодки продадим!»

Зайчик согласился, и пошли друзья в город. А когда по дорожке в
город шли, повстречался Зайчик и Медвежонок Ежика спрашивают:

— Ежик, а ты куда идешь?

А Ежик им отвечает:

— А я яблочки в саду собрал, на рынок продавать их иду.

— А мы тоже туда идем, ягодки продавать. Пойдем вместе? —
предложили Зайчик и И пошли они дальше уже втроем.

Пришли Медвежонок, Зайчик и Ежик в город. Медвежонок и Зайчик продали
на рынке ягодки, а Ежик продал яблочки. За это они денежки получили.

И тут Медвежонок говорит: «А куплю-ка я себе на рынке лукошко, оно
мне в

хозяйстве пригодится шишечки складывать». И Медвежонок купил
лукошко.

А Ежик тоже говорит: «А мне нужно молоточек купить, чтобы домик
строить». И Ежик купил на рынке молоточек.

А Зайчику на рынке ничего покупать не нужно было, и он свои
денежки не

потратил. В общем, купили все, что нужно, и пошли друзья обратно
домой.

А пока они по дорожке обратно домой шли, Зайчик друзей и
спрашивает: —

Медвежонок и Ежик, вы на рынке лукошко и молоточек купили, а я
ничего не купил и свои денежки домой несу. А что делать мне с ними, не знаю.

Друзья ему и советуют:

— Ты, Зайчик, на эти денежки что-нибудь нужное себе в городе в следующий
раз купишь, а пока отнеси их на хранение к старой Сове. Ее все знают, и у нее
денежки

— Спасибо, друзья, — сказал Зайчик, — так я и сделаю.

— Только к Сове тебе долго идти придется, и если встретишь хитрую
Лису, не верь ей и денежки ей не отдавай! — посоветовали Медвежонок и Ежик.

Зайчик пообещал:

— Спасибо! Хитрую Лису слушать не буду!

После этого пошли друзья по дорожке дальше. Шли-шли и наконец,
дошли до
развилки. Попрощались, и каждый направился к
себе: Медвежонок — в лес, Ежик – в
свой домик, а Зайчик пошел по
дорожке дальше, к дуплу старой Совы. Идет-идет, и
тут на
опушке леса у пенька навстречу ему Лиса.

Увидела Лиса Зайчика и говорит:

— Здравствуй, Зайчик! А куда ты идешь?

А Зайчик ей отвечает:

— Здравствуй, Лиса. Я иду к старой Сове.

— А зачем ты идешь к старой Сове, Зайчик? — спрашивает Лиса.

— Я несу ей денежки на хранение.

Услышала это Лиса, усмехнулась и говорит ему:

— А зачем ты денежки Сове несешь? Ты лучше их мне отдай!

Но Зайчику его друзья Медвежонок и Ежик про Лису рассказывали, предупреждали,
доверять ей нельзя, и поэтому он ответил:

— Нет, Лиса, я тебе свои денежки не отдам. Мне друзья сказали, что
все знают

старую Сову и у нее мои денежки точно не пропадут. Вот к ней я их
и отнесу!

Услышала это Лиса, поняла, что не удалось ей у Зайчика денежки
взять. Села онана пенек и задумалась. А Зайчик дальше пошел, потому что к дуплу
Совы дорога была неблизкая. Идет-идет, вдруг слышит — сзади шаги.
Поворачивается, а это Лиса хитрющая его догоняет.

Лиса к Зайчику подбежала и говорит:

— Зайчик-Зайчик, послушай меня! Ну, зачем тебе искать дупло Совы?
Тебе по

дорожке еще очень долго идти, в пути ты устанешь, а я тут близко
живу. Отдай денежки мне, ничего с ними не случится!

Но Зайчик помнил, что ему друзья говорили, и второй раз отказал
Лисе:

— Меня предупреждали Медвежонок и Ежик, чтобы я тебе денежки не
отдавал, так что я все равно к Сове пойду!

Тут Лиса поняла, что так просто денежки ей у Зайчика не выманить и
решила

схитрить. Сказала ему:

— Ну ладно, Зайчик, пойду я к себе в норку, пожалуй. Привет Сове
передавай, когда ее увидишь!

— До свидания, Лиса, — попрощался Зайчик.

На том и расстались. Зайчик пошел по дорожке к дуплу Совы, а Лиса
быстро-быстро побежала по тропинке сквозь лес к домику Лося. У него она одолжила
плащ, шапку и большие темные очки.

Надела Лиса плащ, шапку на голову натянула и большими очками глаза
скрыла, чтобы ее узнать невозможно было, а потом тропинками лесными обогнала
Зайчика и за холмом притаилась. А пока Зайчика ждала, на большом листе бумаги
табличку сделала: «Принимаем денежки на хранение. В подарок корзина яблочек!».

Шел-шел Зайчик по дорожке и скоро свернул за поворот, и за холмом
вдруг увидел

он Лису. Только он ее не узнал и не понял, кто это. А еще увидел
Зайчик табличку, на которой было написано, что денежки тут принимают, да еще и
яблоками за это потом угостят. Зайчик Лисе и говорит:

— Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, кто вы и что здесь делаете?

А Лиса ему хриплым-хриплым голосом отвечает:

— Не скажу тебе, кто я. Но мне денежки все в округе доверяют. Я их
сохраню и потом верну, да еще и корзинку яблок дам тебе в придачу! Старая Сова,
когда денежки на хранение берет, ничем не угощает, а я угощаю! Давай мне,
Зайчик, свои денежки, да побыстрее!

Поверил переодетой Лисе Зайчик да все свои денежки тут же ей и отдал.
Лиса денежки взяла, улыбнулась и Зайчику сказала: «Приходи, Зайчик, через
неделю в полдень к старому дубу. Принесу я тебе в сохранности все твои денежки
и корзину яблок!»

Прошла неделя. Пришел Зайчик в полдень к старому дубу, а никого
там и нет. Постоял, подождал он час, другой — так и не пришел никто. На
следующий день опять прискакал Зайчик в полдень к дубу, но только там опять
никого не было. Так приходил он на это место всю неделю, но ни денежек, ни
яблок не нашел.

Расстроился Зайчик, пошел к старой Сове и ей все рассказал. А Сова
ему и говорит: «Ну что же ты, Зайчик, не послушал своих друзей! Ведь нельзя
никогда денежки незнакомым отдавать!» Понял это Зайчик, но уже поздно было:
Лисы давно и след простыл! А только в нашей сказке все хорошо кончилось. Лиса,
после того как денежки у Зайчика обманом выманила, стала ходить по лесу и всем
зверям про это хвастаться. Поймал ее дедушка Медведь, да и устыдил: «Как тебе,
Лиса, не стыдно Зайчика обманывать!».

Испугалась Лиса, и денежки Зайчику сразу же отдала. И извинилась
перед ним.

Но все-таки крепко-накрепко запомните: не надо отдавать свои
денежки кому ни попадя, даже если тебе этот незнакомый человек что-нибудь
обещать за это будет!

СказкаТ.В. Грековой «Клад»

Как-то зимним днем Саша, Зоя и Андрюша играли во дворе. Они
строили снежную крепость и увидели в сугробе что-то блестящее. Ребята заинтересовались
и решили откопать свою находку.

Они принялись за дело, и на снег выкатилась монета – 10 рублей.

— Это 10 рублей! — радостно закричала Зоя.

— Вот это да! Мы нашли клад! — воскликнул Андрюша.

— Ну, все-таки это не совсем клад. Просто кто-то

случайно выронил монетку, — сказал рассудительный Саша. — Мы вряд
ли сможем найти ее хозяина, поэтому давайте пойдем и купим себе что-нибудь.

— Точно, что-нибудь вкусненькое! — стал мечтать Андрюша.

— Да нет, лучше какую-нибудь игрушку, — предложил Саша. Мальчики
заспорили.

Зоя задумчиво на них посмотрела и сказала:

— Монету мы нашли и раскопали все вместе, а значит, она общая, и
если мы

не можем договориться, как ее потратить, то нам надо просто ее
разменять.

— Правильно! — поддержали Зою ребята.

Они зашли в магазин и разменяли 10 рублей по рублю, но разделить
деньги поровну

не удалось. Каждый получил по три рубля и один рубль остался
лишним.

— Ах, что же делать! Один рубль остался! — сказала с досадой Зоя.

— Можно отдать этот рубль Зое, — предложил Андрюша.

— Точно! Ведь это она подсказала, что деньги можно разменивать! —
поддержал

И ребята довольные пошли делать свои покупки, и каждый купил то,
что ему хотелось.

Данный материал будет полезен педагогам дошкольного образования, при обучении детей финансовой грамотности.

Содержимое публикации

государственное казённое общеобразовательное учреждение для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья г.о.Чапаевск

Конспект мероприятия

по формированию основ финансовой грамотности у детей на тему

Викторина « Финансовая тема в сказках»

Труфанова Наталия Николаевна

воспитатель

Цель:формирование начальных представлений о финансовой грамотности, знакомство с денежными знаками.

Задачи:— раскрыть сущность понятий « деньги», «монета», « купюра»;

формировать правильное отношение к деньгам, как к предмету- жизненно необходимому;

— развивать познавательный интерес ,мышление ,память;

— помочь детям осознать роль денег в жизни людей;

формировать положительные взаимоотношения детей;

— пополнение активного словаря новыми словами «монета», «купюра»;

Ход деятельности:

Организационный момент:

Воспитатель:— Ребята, я шла утром сегодня на работу и по дороге нашла интересный предмет (демонстрирую копилку).

— Что это такое? — Для чего же нужна эта копилка?

— Правильно, чтобы копить деньги. Но мне очень интересно узнать, а зачем людям копить деньги? Что на них можно купить?

— Хорошо. Давайте сыграем в игру «Для чего нам нужны деньги?». Я называю, для чего нам нужны деньги, а вы продолжаете. Итак, деньги нам нужны, чтобы:

Для покупки продуктов питания;

Для оплаты бытовых услуг;

Для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги?)

Для оплаты услуг. Каких?

Для оплаты проезда на транспорте;

Для покупки подарков;

Помощь бедным (воспитатель уточняет, что такая деятельность называется благотворительностью) и т.д.

Воспитатель опрашивает всех детей по очереди. Если дети указывают не все значение денег можно предложить решение данного вопроса в виде проблемных ситуаций: Если мы едем на автобусе, мы платим? Если мы захотели кушать и пошли в магазин, за что мы платим? и т.д.

Практическая часть:

Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием. А вам интересно узнать, что же лежит в копилке, какие деньги там есть? Давайте посмотрим.

Рассматриваем сначала монеты.

— Это что такое? Правильно, монеты. Какая монета?

Если дети не называют все признаки, то воспитатель помогает им.

— Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руку несколько монет и позвенеть ими и дети сами смогут после этого назвать данный признак).

— Какие монеты вы знаете? Дети называют монеты разного достоинства, воспитатель демонстрирует данную монету всем детям и, хором проговариваем вместе с детьми.

— Смотрите, у нас в копилке еще что-то осталось. Давайте достанем (достаем купюры). Как можно назвать эти деньги?

— Правильно, купюры. А какие они?

— Бумажные, прямоугольные, шуршат (можно продемонстрировать шуршание купюрой).

— Какие купюры вы знаете? Дети называют купюры, воспитатель демонстрирует их детям, и затем проговариваем хором.

— Итак, ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Дополни». Я называю вам признак монеты, а вы мне называете противоположный признак купюры и наоборот.

Монета круглая, а купюра…

Купюра бумажная, а монета…

Монета звенит, а купюра…

Монета металлическая, а купюра…

— Хорошо, справились и с этим трудным заданием.

2.Основная часть.

Воспитатель:Сегодня мы собрались для участия в викторине, посвящённой « Финансовой грамотности».Сегодня мы в нашей группе проведем викторину, в которой будут участвовать две команды: команда «рублики», команда «копеечки».

— В этом ящике задания. Внимание первое задание!Какая команда первая ответит на вопрос, поднимает руку. За правильный ответ команда получает фишки.

а) КОНКУРС №1«ЗАГАДКИ»

Маленькая, кругленькая

Из кармана в карман скачет. (Монета).

Как не берегутся, а растрясутся. (Деньги).

На товаре быть должна обязательно… (цена).

За сметану, хлеб и сыр

В кассе чек пробьёт … (кассир).

Мебель, хлеб и огурцы продают нам … (продавцы).

Будут целыми, как в танке, Сбереженья ваши в … (банке)

И врачу, и акробату Выдают за труд … (зарплату)

Из какого аппарата

Выдаётся нам зарплата? (банкомат)

Чтоб хранить свои доходы,
На карманные расходы,
Хрюшка требуется мне,
Та, что с дыркой на спине.
(Копилка)

Всё, что в жизни продаётся,

Одинаково зовётся:

И крупа, и самовар

Называются … (товар)

б) КОНКУРС№2 «ПОСЛОВИЦЫ».

А кто из вас знает пословицы про труд(дети по очереди рассказывают пословицы) Молодцы. А сейчас я буду задавать вопрос. Каждой команде по очереди. Готовы?

-Труд человека кормит, а лень….(портит).

-Дерево сильно корнями, а человек …. (трудами).

-Землю солнце красит, а человека…. (труд)

-Делу время потехе …. (час)

-Скучен день до вечера когда делать (нечего)

-Дело мастера…. (боится)

Внимание! Дополнительный балл (фишку) команда может получить за объяснение смысла пословиц.

в) КОНКУРС №3 «МУЛЬТИ-ПУЛЬТИ».

Каждый правильный ответ приносит команде 1 балл.

Героине, какой сказки удалось за нетрудовую денежную единицу сделать выгоднейшую покупку к своему юбилею? (Муха-Цокотуха)

Какой сказочный персонаж периодически нёс золотые яйца? (курочка-ряба)

Что нашла Муха, когда пошла по полю в сказке Корнея Чуковского «Муха-Цокотуха» (денежку)

В какой сказке из-за своей жадности старуха осталась у разбитого корыта? (Сказка о рыбаке и рыбке)

В какой сказке главная героиня приехала домой с сундуками золота, а её сестра на свиньях? (Морозко)

Бонусный вопрос всем командам.

— Посмотрите мультфильм по стихотворению С. Михалкова и скажите: «Почему старик передумал корову продавать?»

Внимание! 5 баллов получает та команда, которая даст полный, подробный и аргументированный ответ. Сначала смотрим, затем минуту обсуждаем. Если команда готова ответить, поднимите все вместе вверх руки.

3) ФИЗМИНУТКА-ИГРА

А сейчас я предлагаю вам поиграть: я буду называть слова – если это можно купить – хлопайте, нельзя – топайте.

Общая игра «Что нельзя купить за деньги»:Книга, конфеты, ум, машина, планшет, вежливость, компьютер, семья, здоровье, дружба.

4) ПРОДОЛЖЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

г) КОНКУРС №4 «ДА-НЕТКА»

Поиграем в игру «Да, нет!» В этой игре мы сейчас вспомним, как можно экономить деньги в семье. За каждый правильный ответ один балл, 1 фишка.

Я буду говорить высказывание, а вы, если оно правильное, говорите «ДА, НЕТ».

ВНИМАНИЕ! Вопросы задавать по очереди каждой команде.

-Уходя из дома, не забывайте выключать свет; Почему?

-Чаще обедайте в ресторанах и кафе?; Почему?

-Требуя новую игрушку, подумай о семейном бюджете?; Почему?

— Проси у родителей новую игрушку к каждому празднику?; Почему?

-Сходил в магазин, оставь себе сдачу?; Почему?

-Бережно относись к своим вещам?; Почему?

-Чаще пользуйтесь услугами такси?; Почему?

-Старайся больше ходить пешком? Почему?

-Чаще разговаривай по сотовому телефону с друзьями? Почему?

3.Заключительная часть.

Воспитатель:Сегодня, ребята, вы показали себя настоящими знатоками финансовой грамотности. Вот и подошла к концу наша викторина. Победителем стала команда «…». Молодцы, ребята! Отличная командная игра!Каждый выскажите свое мнение об игре, продолжив предложение.

Я узнал …

Мне было …

Мне понравилось …

Мне не понравилось …

  Вам также может понравиться:

Всероссийский эко-конкурс «НАМ ЖИТЬ НА ЭТОЙ ЗЕМЛЕ!»


Конкурсы

15 работ

Всероссийская интеллектуальная викторина, посвященная кролику - символу 2023 года «УШАСТЫЙ НОВЫЙ ГОД»


Викторины

75 работ

Всероссийская интеллектуальная викторина, посвященная кролику — символу 2023 года «УШАСТЫЙ НОВЫЙ ГОД
»

01 Декабря – 28 Февраля

Международный конкурс детско-юношеского творчества «ВОТ КАКОЙ СНЕГОВИК!»


Конкурсы

306 работ

Международный конкурс детско-юношеского творчества «ВОТ КАКОЙ СНЕГОВИК!
»

01 Декабря – 28 Февраля


Свидетельство участника экспертной комиссии


Оставляйте комментарии к работам коллег
и получите документ БЕСПЛАТНО!


Свидетельство участника экспертной комиссии

Подробнее

Также вас может заинтересовать


  • Другие сценарии праздников по сценарии праздника для «Поэты-фронтовики»
    Сценарии праздников


  • Другие сценарии праздников по сценарии праздника для 9 класса «Сценарий торжественной линейки «Последний звонок»,вручение номинаций «Золотое сердце».»
    Сценарии праздников


  • Праздники в детском саду по сценарии праздника для дошкольников «» Пугало и Осень Золотая»»
    Сценарии праздников


  • Сценарии к 8 Марта по сценарии праздника для «Для девчонок озорных, милых, добрых, дорогих!»
    Сценарии праздников


  • Праздники в детском саду по сценарии праздника для дошкольников «Сценарий праздника в старшей группе на тему: «Наши мамы лучше всех»»
    Сценарии праздников

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Проект по русскому языку 4 класс имена прилагательные в сказке о рыбаке и рыбке
  • Проект по теме рассказ о слове 3 класс русский язык мороз
  • Проект по русскому языку 3кл рассказ о слове
  • Проект по театрализованной деятельности во второй младшей группе сказки рядом с нами
  • Проект по русскому языку 3 класс стр 72 рассказ о слове собака

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии