Скачать материал
Выберите документ из архива для просмотра:
Пояснительная записка.docx
Сказка о царе Салтане, о сыне.pptx
Выбранный для просмотра документ Пояснительная записка.docx
Скачать материал
- Сейчас обучается 32 человека из 19 регионов
- Сейчас обучается 60 человек из 31 региона
- Курс добавлен 26.10.2022
- Сейчас обучается 35 человек из 24 регионов
Выбранный для просмотра документ Сказка о царе Салтане, о сыне.pptx
Скачать материал
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
Этих героев из сказки —
Ты знаешь!
Если вспомнишь — отгадаешь!
А не вспомнишь — ну так что ж…
Сказку заново прочтёшь! -
2 слайд
Вспомни подходящие строки из сказки
А. С. Пушкина.
«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, —
Третья молвила сестрица, —
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря». -
3 слайд
Вспомни подходящие строки из сказки
А. С. Пушкина.
«Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет,
Да орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Слуги белку стерегут». -
4 слайд
Вспомни подходящие строки из сказки
А. С. Пушкина.
«В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам». -
5 слайд
Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывёт.
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?»
Вспомни подходящие строки из сказки
А. С. Пушкина. -
6 слайд
Лебедь тут, вздохнув глубоко,
Молвила: «Зачем далёко?
Знай, близка судьба твоя,
Ведь царевна эта — я».
Вспомни подходящие строки из сказки
А. С. Пушкина. -
7 слайд
1. Что хотела сделать первая девица, если станет царицей?
А) на весь мир наткать полотна
Б) устроить пир на весь крещённый мир
В) во всём слушаться царя
Г) родить богатыря
-
8 слайд
2. Кем сделал царь Салтан младшую сестру?
А) царицей
Б) поварихой
В) ткачихой
Г) нянькой
-
9 слайд
3. Куда уехал царь Салтан?
А) на охоту
Б) в путешествие
В) на войну
Отгадай героев сказки
-
10 слайд
4. Что произошло с царским посланием?
А) оно было заменено на другое
Б) вообще не было доставлено никакого послания
В) оно было доставлено по назначению
-
11 слайд
5. Каким посланием было заменено её письмо?
А) что царица болеет
Б) что у царицы всё хорошо
В) что царица родила неведому зверюшку
Г) что царица злая и неблагодарная
-
12 слайд
6. Куда волна вынесла царицу и сына?
А) на берег соседней страны
Б) принесла обратно
В) на необитаемый остров
Г) на остров, где был большой
город -
13 слайд
7. Кого увидел юноша на острове?
А) чайку и ворона
В) лебедь и коршуна
Б) лебедь и ястреба
Г) утку и орла
-
14 слайд
8. Что сказала царевичу лебедь?
А) зря ты убил чародея
Б) ты убил чародея и спас девицу
В) ты убил очень злую птицу
-
15 слайд
Она песенки поёт
Да орешки всё грызёт.
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые.
Ну, попробуй отгадать,
Как героя сказки звать? -
16 слайд
Он бежит
Себе в волнах
На раздутых
парусах.
Ну, попробуй отгадать,
Как героя сказки звать? -
17 слайд
Все красавцы молодые,
Великаны удалые.
Все равны как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Ну, попробуй отгадать,
Как героя сказки звать? -
18 слайд
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает.
Ну, попробуй отгадать,
Как героя сказки звать? -
19 слайд
Вопросы учёного кота
-
20 слайд
Назовите любимую
песенку белочки
из сказки о царе Салтане.«Во саду ли,
в огороде»
Вопросы учёного кота -
21 слайд
Как звали
бабушку князя Гвидона?Бабариха
Вопросы учёного кота -
22 слайд
В кого
превращался
Князь Гвидон?В муху, комара,
шмеля.
Вопросы учёного кота -
23 слайд
Как называется остров, лежащий на пути в царство славного Салтана?
о.Буян
Вопросы учёного кота
-
24 слайд
Что «под косой блестит» у пушкинской царевны Лебедь?
-
25 слайд
«Сказка — ложь,
да в ней намёк,
добрым молодцам
урок!» -
26 слайд
Это Пушкин. Это чудо.
Это прелесть без конца.
В нашей жизни вечно будут
Этих сказок голоса. -
27 слайд
https://yandex.ru/images/search?img_url=https%3A%2F%2Fwww.artmajeur.com%2Fmedias%2Fstandard%2Fk%2Fo%2Fkorolkraski%2Fartwork%2F10538884_saltan18000jpg.jpg&p=3&text=%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B8%20%D0%BE%20%D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B5%20%D0%A1%D0%B0%D0%BB%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B5&noreask=1&pos=119&rpt=simage&lr=1104ttps://yandex.ru/images/search?img_url=https%3A%2F%2F1.bp.blogspot.com%2F-OZidx6_qNNA%2FWgrSsjrN-JI%2FAAAAAAAAAO8%2FScZP_IWgscMj1ZuCe2d1jxYg3_jW9lQ3QCLcBGAs%2Fs1600%2F%2525D1%252581%2525D0%2525B0%2525D0%2525BB%2525D1%252582%2525D0%2525B0%2525D0%2525BD.jpg&p=2&text=Сказки о царе Салтане&noreask=1&pos=64&rpt=simage&lr=1104http://900igr.net/datai/literatura/Romantizm/0002-006-V.A.-ZHukovskij.jpgmg-fotki.yandex.ru/get/4205/svetikhr.dc/0_35d7d_ccd05434_XL.jpg
http://en.academic.ru/pictures/enwiki/84/Taleoftsarsaltan2.jpghttps://yandex.ru/images/search?text=%D0%BF%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD%20%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0%20%D0%BE%20%D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B5%20%D1%81%D0%B0%D0%BB%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B5%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BA%20%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B5&img_url=https%3A%2F%2Fpptcloud3.ams3.digitaloceanspaces.com%2Fslides%2Fpics%2F001%2F087%2F005%2Foriginal%2FSlide12.jpg%3F1480222461&pos=7&rpt=simage&lr=1104lides%2Fpics%2F001%2F087%2F005%2Foriginal%2FSlide12.jpg%3F1480222461&pos=7&rpt=simage&lr=1104
пушкин сказка о царе салтане картинки к сказке&pos=34&lr=1104&rpt=simagehttps://yandex.ru/images/search?img_url=https%3A%2F%2Fytimg
://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Flostpic.net%2Fimages%2F2016%2F10%2F17%2F67c1366ad76cb2001fa76f27941b1ff0.png&p=6&text=пушкин сказка о царе салтане картинки к сказке&pos=186&lr=1104&rpt=simage
Л. Ф. Климанова и др. «Литературное чтение» 3 класс. 2013г
Поурочные разработки С.В. Кутявиной к учебнику «Литературное чтение» 2014г
источники
Мутчаева Лидия Ачеевна
учитель начальных классов
МКОУ «СОШ. А. КАМЕННОМОСТ»
2014г.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 057 739 материалов в базе
-
Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Материал подходит для УМК
Другие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «Педагогическая риторика в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»
-
Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»
-
Курс повышения квалификации «Мировая экономика и международные экономические отношения»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»
-
Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Гостиничный менеджмент: организация управления текущей деятельностью»
Слайд 1
МОУ Серафимовичская средняя общеобразовательная школа № 2. Волгоградская область Калмыкова Лариса Юрьевна Урок литературного чтения
Слайд 2
Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди
Слайд 3
Цель урока: Учиться анализировать поступки героев. Развивать навыки выразительного чтения. Развивать умение находить необходимые отрывки в тексте.
Слайд 4
Речевая разминка А.С.Пушкин о своих детских впечатлениях: « И шёпотом рассказывать мне станет о мертвецах, о подвигах Бовы… От ужаса не шелохнусь, бывало, едва дыша, прижмусь под одеяло, не чувствуя ни ног, ни головы.
Слайд 5
Работа со словом ЗЫБЕЙ- КЛИВ- ГРАД- КОЛЫМАГА- ДВОР- ВЕНЕЦ- зыбь- лёгкая волна. клюв. город большая старинная телега. придворные, ближайшие к царю или князю. драгоценный головной убор.
Слайд 6
Проверка домашнего задания На сколько частей вы поделили прочитанное?
Слайд 7
Ожидал ли князь, что царевна- это Лебедь?
Слайд 8
Характеристика героев. План . Имя героя, его место жительства. Действия и поступ-ки, совершаемые героем; их характеристика. Опишите внешность и характер героя. Отношение автора к герою. Ваше отношение к герою.
Слайд 9
Сказочные герои Добрые Злые
Слайд 10
Сказочные приметы Зачин(с.92) Зачин отсутствует
Слайд 11
Сказочные приметы Троекратное повторение
Слайд 12
Сказочные приметы. Волшебные события, герои, предметы
Слайд 13
Какие устойчивые эпитеты и выражения встречаются в сказке? Эпитет — определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобретательности. Постоянный эпитет- синее море… Нелестный эпитет- Иванушка- дурачок
Слайд 14
Фольклорные Авторские … добра коня… ..неведомо зверушку… … дуб зелёный… … снурок шелковый… … клёв кровавый… … князь ты мой прекрасный… … гости-господа… … для законного решенья… … не птичьим криком стонет… … могучий избавитель… … к царству славного Салтана… … и желанная страна…
Слайд 15
Сказочная концовка-есть. Я там был; мёд-пиво пил- И усы лишь обмочил. Зло наказано А у А.С.Пушкина прощено
Слайд 16
Замысел сказки А.С.Пушкина Чему нас, читателей, учит А.С.Пушкин посредством сказки о царе Салтане?… Чем был интересен урок, что нового открыли для себя?
Слайд 17
Молодцы! Спасибо за урок!
Цели.
1. Создание условий для формирования у учащихся
умений и навыков проектирования.
2. Способствовать умению ставить перед собой
задачи и искать пути их решения.
3. Развитие индивидуальности и творческой
самореализации учащихся.
Задачи.
Образовательные.
Познакомить со сказкой А.С.Пушкина, с
биографией поэта, учить понимать смысл сказки,
анализировать поступки героев, учить проводить
параллель между сказками Пушкина и русскими
народными сказками, поиск доказательств
народности сказок А.С.Пушкина.
Развивающие.
Развивать навыки выразительного чтения,
формировать умение самостоятельного поиска
информации, развивать мышление, умение работать
в группах, сотрудничать.
Воспитательные.
Прививать любовь к творчеству А.С.Пушкина, к
чтению, воспитывать терпимость, милосердие,
коммуникабельность, отзывчивость.
Ход урока.
1. Орг.момент.
— Сегодня у нас с вами необычный урок чтения. У
нас в классе присутствует много гостей. Это —
учителя, они пришли посмотреть, как мы с вами
работаем на уроке. Прошу всех быть внимательными
и активными, мы начинаем урок.
2. Сообщение темы урока.
На протяжении нескольких уроков мы занимались
проектом по исследованию произведения
А.С.Пушкина “Сказка о царе Салтане, о сыне его
славном и могучем богатыре князе Гвидоне
Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди”. Вы
разделились на группы, каждая группа хорошо
поработала, собрали много интересного материала,
занимались исследованием и поиском
доказательств того, что действительно ли сказки:
А.С.Пушкина близки к народным. И сегодня у нас
урок-отчёт, мы посмотрим, что же у нас получилось.
— Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова
художницы Татьяны Мавриной (запись на доске).
“Сказки Пушкина…для меня, как народные. Более
русского поэта и не сыскать”. Т.Маврина
— Почему же Т.Маврина так охарактеризовала
поэта и его творчество. Ответ на этот вопрос даст
наш урок!
— Ребята, как вы думаете, какое отношение имела
художница к А.С.Пушкину?
— Сейчас вы просмотрите презентацию о Татьяной
Мавриной, будьте внимательны, найдите ответ на
этот вопрос!
3. Просмотр презентации. (Приложение
1)
— Как вы думаете, к какому произведению данные
иллюстрации? (Вопрос к последнему слайду).
(Т.Маврина иллюстрировала произведения поэта).
— Обратите внимание, что поэт и художница жили в
разное время и никогда не встречались. Сказки
А.С.Пушкина вдохновляли многих художников на
создание замечательных картин.
— А.С. Пушкин прожил недолгую, но удивительно
яркую жизнь. Он писал коротко и сжато, но каждое
его слово полно смысла и поэтичности.
— Сегодня ребята приготовили небольшое
сообщение о жизни поэта, давайте их послушаем.
4. Сообщение о биографии поэта.
Трудно найти в нашей стране человека, который
не знал бы и не любил замечательные произведения
великого русского поэта Александра Сергеевича
Пушкина. Ещё при жизни его называли «солнцем
русской поэзии». Александр Сергеевич Пушкин
родился 6 июня 1799 года в Москве в семье отставного
военного. Он рос упрямым, неповоротливым и не
похожим на других ребёнком. В семье воспитанием
мальчика занимались две женщины: его бабушка —
Мария Александровна Ганнибал и няня — отпущенная
на волю крестьянка Арина Радионовна.
Это они спешили утешить и приласкать мальчика,
они рассказывали ему сказки, познакомили с
Кащеем и добрыми волшебниками и злыми колдунами.
Пушкин любил слушать песенки, стишки русского
народа, истории о своих предках. Обучением
мальчика занимались французские гувернанты. они
обучали танцам, французскому, арифметике,
истории и другим наукам, но главным источником
знаний была книга. Он часто забирался в кабинет
отца и читал. Первые слова комедии он написал в
восемь лет, в девять лет — басни, пьесы и даже
сказочную поэму.
Когда Александру исполнилось 12 лет, родители
определили сына в Царскосельский лицей. Там он
проучился 6 лет.
Это был порывистый, необузданный, вспыльчивый,
дерзкий, бешено веселый и угловатый, застенчевый
и насмешливый, угловатый и изящный, откровенный и
замкнутый подросток с толстыми губами.
В 1814 году, когда Пушкину было 15 лет, было
опубликовано первое стихотворение «К другу
стихотворцу». А уже восемнадцати летний поэт
пишет много политических и вольнолюбивых стихов.
По окончании Лицея, Пушкин приезжает в
Питербург, куда был определен на службу. Молодой
поэт радостно бросается в водоворот шумной
столичной жизни. Там он пишет «Руслан и
Людмила», а также свободолюбивые, высмеивающие
власть стихи. За это его выслали на юг России,
позднее будет Одесса, имение Михайловское.
Именно в селе Михайловское он вплотную
столкнется с жизнью простого народа. Он часто
бывал на ярмарках, ходил в толпе крестьян,
записывал меткие слова и выражения, запоминал
народные песни. Но и там не покидала его няня, она,
как и в детстве, рассказывала поэту сказки. А он
их записывал, запоминал. Александр Сергеевич
Пушкин написал 6 сказок. Одна из них, это
«Сказка о Медведихе», которая так и не была
закончена. А «Сказка о царе Салтане» создана
в споре.
Восемнадцатого февраля 1831 года Пушкин
обвенчался Натальей Николаевной Гончаровой, Это
была юная, необыкновенной красоты девушка.
Двадцать седьмого января 1837 года Пушкин,
защищая свою честь и честь своей жены, был
смертельно ранен на дуэли. 29 января 1837 года
Пушкина не стало.
Вся жизнь великого поэта прошла в творчестве и
ссылках.
По словам Твардовского Пушкин — это часть
культуры нашей страны и его творчество будет
жить. (4 учащихся делают заранее подготовленное
сообщение).
— Молодцы, ребята, очень интересное сообщение
подготовили. (Учитель оценивает учащихся)
— Как вы, думаете, откуда у поэта такая любовь
русским народным сказкам? (Её привила няня Арина
Родионовна и бабушка М.А.Ганнибал)
5. Словарная работа.
— Пушкин первый из поэтов заговорил простым
народным языком. Этот язык в его стихах и сказках
льётся свободно, звонко, как прозрачный родник.
Поэт всегда восторгался богатством,
выразительностью, меткостью, русского языка и не
переставал изучать его всю жизнь.
— А мы тоже с вами занимались изучением, но уже
“пушкинского языка” в сказке о царе Салтане.
Автор использует много слов, понятных народу
того времени. Сейчас мы называем их устаревшими.
— А как эти слова называются в русском языке ? (Архаизмы,
учитель прикрепляет к доске карточку с
названием)
— Ребята из следующей группы подготовили
словарь устаревших слов. (Дети показывают
картинки архаизмов и объясняют их значение)
— “Сказка скоро сказывается, да не скоро дело
делается!”.
— Что это за выражение? (Присказка)
— У Пушкина тоже были свои присказки.
Воспользуемся одной из них для минутного отдыха.
6. Физминутка.
“Ветер весело шумит (махи руками над головой
вправо-влево)
Судно весело бежит (руки вытянуты вперёд
лодочкой, слегка покачиваясь)
Мимо острова Буяна (показывают рукой вправо)
В царство славного Салтана (разводят руки перед
грудью, кланяясь)
И желанная страна (разводят руки над головой в
разные стороны)
Вот уж издали видна (руки сложены в “подзорную
трубу”).
7. Чтение отрывков из произведения.
— Мы читали сказку А.С.Пушкина “О царе
Салтане…” и занимались её иллюстрированием.
Какие красочные и яркие рисунки вы сделали для
нашей выставки! (Учитель показывает указкой на
стенд с рисунками)
— Давайте их оживим!
— Для этого, вспомним, как надо читать стихи!
На доске появляются слова:
— интонация,
— дикция,
— логическое ударение.
Учитель показывает на один из рисунков.
— Чей это рисунок? (И так 5 рисунков)
5 учащихся читают отрывки из сказки к своим
рисункам.
— Удалось ли ребятам “ оживить свои рисунки”?
8. Инсценировка.
— “Сказка лож, да в ней намёк — добрым молодцам
урок”.
— Такие строчки встречаются практически в
каждой сказке. О каком намёке идёт речь? Что
обязательно есть в любой сказке? (Мысль)
— Что обязательно происходит в каждой сказке?
(Добро побеждает зло)
— Чему учит нас сказка Пушкина? (Сострадать
ближнему, быть милосердным, терпимым)
— В сказке о царе Салтане добро побеждает зло,
там много добрых чудес.
— “Белка там живёт ручная,
Да, затейница, какая!
Белка песенки поёт,
Да орешки всё грызёт,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра чистый изумруд;
Слуги белку стерегут…”.
— “Всё в том острове богаты,
Изоб нет, везде палаты;
А сидит в нём царь Гвидон…”.
— А что происходило далее, нам покажут ребята из
группы инсценировки.
Ученики демонстрируют подготовленный отрывок
из сказки.
— Спасибо, ребята, молодцы, вы от лично
справились со своим заданием. Все аплодируют.
9. Подведение итогов проекта.
— Давайте ещё раз возвратимся к эпиграфу
нашего урока.
— Чем сказка А.С.Пушкина роднится с народной?
— Где черпал сюжеты для своих сказок поэт?
— Кто привил Пушкину любовь к народным сказкам?
— Согласны ли вы с высказываниями Т.Мавриной?
10. Рефлексия.
— Каждый урок – это открытие. Мне хотелось бы
узнать, что нового вы открыли для себя на этом
уроке.
— Перед вами листы бумаги, продолжите фразу: “на
уроке чтения я …”, напишите, что вам запомнилось,
что понравилось? Какое настроение было у вас?
…
— Наш урок подходит к концу. Нам хотелось бы
сделать всем нашим гостям сюрприз. Мы были
вдохновлены сказкой А.С.Пушкина, и наше
вдохновение передаём вам!
Дети дарят сюрпризы, сделанные своими руками
(коробочка в виде лебедя).
Урок окончен, всем спасибо.
Слайд 1А.С. Пушкин
«Сказка о царе Салтане,
о сыне его славном и могучем богатыре
князе Гвидоне Салтановиче
и о прекрасной царевне Лебеди»
Слайд 3История сказки
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем
богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» — сказка в стихах А. С. Пушкина. Создана в 1831 году, впервые издана в 1832 году.
Известно, что первоначально Пушкин хотел при написании сказки чередовать стихи с прозой, но впоследствии отказался от этой идеи.
«Сказка о царе Салтане» — вольная обработка народной сказки, которая была записана Пушкиным в двух различных вариантах. Автор не следовал в точности ни одному из них, свободно изменял и дополнял сюжет, сохраняя при этом народный характер содержания. Длинное заглавие сказки имитирует распространённые в XVIII веке заглавия лубочных повествований.
«Сказка о царе Салтане» написана четырёхстопным хореем с парной рифмовкой: в те времена таким образом часто писались «подражания» народной поэзии.
Слайд 4Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
„Кабы я была царица, —
Говорит одна
девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир“.
„Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
Наткала я полотна“.
„Кабы я была царица, —
Третья молвила сестрица, —
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря“.
Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрыпела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Во всё время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.
„Здравствуй, красная девица, —
Говорит он, — будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы,
Поезжайте вслед за мной,
То на весь бы мир одна
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха“.
Слайд 5В сени вышел царь-отец.
Все пустились во дворец.
Царь недолго собирался:
В тот же
вечер обвенчался.
Царь Салтан за пир честной
Сел с царицей молодой;
А потом честные гости
На кровать слоновой кости
Положили молодых
И оставили одних.
В кухне злится повариха,
Плачет у станка ткачиха,
И завидуют оне
Государевой жене.
А царица молодая,
Дела вдаль не отлагая,
С первой ночи понесла.
В те-поры война была.
Царь Салтан, с женой простяся,
На добра-коня садяся,
Ей наказывал себя
Поберечь, его любя.
Между тем, как он далёко
Бьется долго и жестоко,
Наступает срок родин;
Сына бог им дал в аршин,
И царица над ребенком
Как орлица над орленком;
Шлет с письмом она гонца,
Чтоб обрадовать отца.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Извести ее хотят,
Перенять гонца велят;
Сами шлют гонца другого
Вот с чем от слова до слова:
„Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку“.
Слайд 6Как услышал царь-отец,
Что донес ему гонец,
В гневе начал он чудесить
И гонца
хотел повесить;
Но, смягчившись на сей раз,
Дал гонцу такой приказ:
„Ждать царева возвращенья
Для законного решенья“.
Едет с грамотой гонец,
И приехал наконец.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Обобрать его велят;
Допьяна гонца поят
И в суму его пустую
Суют грамоту другую —
И привез гонец хмельной
В тот же день приказ такой:
„Царь велит своим боярам,
Времени не тратя даром,
И царицу и приплод
Тайно бросить в бездну вод“.
Делать нечего: бояре,
Потужив о государе
И царице молодой,
В спальню к ней пришли толпой.
Объявили царску волю —
Ей и сыну злую долю,
Прочитали вслух указ,
И царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили
И пустили в Окиян —
Так велел-де царь Салтан.
Слайд 7В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу
идет,
Бочка по морю плывет.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.
День прошел, царица вопит…
А дитя волну торопит:
„Ты, волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли —
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!“
И послушалась волна:
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько.
Мать с младенцем спасена;
Землю чувствует она.
Но из бочки кто их вынет?
Бог не уж то их покинет?
Сын на ножки поднялся,
В дно головкой уперся,
Понатужился немножко:
Слайд 8„Как бы здесь на двор окошко
Нам проделать?“ — молвил он,
Вышиб дно
и вышел вон.
Мать и сын теперь на воле;
Видят холм в широком поле,
Море синее кругом,
Дуб зеленый над холмом.
Сын подумал: добрый ужин
Был бы нам однако нужен.
Ломит он у дуба сук
И в тугой сгибает лук,
Со креста снурок шелковый
Натянул на лук дубовый,
Тонку тросточку сломил,
Стрелкой легкой завострил
И пошел на край долины
У моря искать дичины.
морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон…
Видно на´ море не тихо;
Смотрит — видит дело лихо:
Бьется лебедь средь зыбей,
Коршун носится над ней;
Та бедняжка так и плещет,
Воду вкруг мутит и хлещет…
Тот уж когти распустил,
Клёв кровавый навострил…
Но как раз стрела запела,
В шею коршуна задела —
Коршун в море кровь пролил,
Лук царевич опустил;
Смотрит: коршун в море тонет
Слайд 9
И не птичьим криком стонет,
Лебедь около плывет,
Злого коршуна клюет,
Гибель близкую торопит,
Бьет
крылом и в море топит —
И царевичу потом
Молвит русским языком:
„Ты, царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель,
Не тужи, что за меня
Есть не будешь ты три дня,
Что стрела пропала в море;
Это горе — всё не горе.
Отплачу тебе добром,
Сослужу тебе потом:
Ты не лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил;
Ты не коршуна убил,
Чародея подстрелил.
Ввек тебя я не забуду:
Ты найдешь меня повсюду,
А теперь ты воротись,
Не горюй и спать ложись“.
Улетела лебедь-птица,
А царевич и царица,
Целый день проведши так,
Лечь решились на тощак. —
Вот открыл царевич очи;
Отрясая грезы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей. —
Он скорей царицу будит;
Та как ахнет!… „То ли будет? —
Говорит он, — вижу я:
Лебедь тешится моя“.
Слайд 10Мать и сын идут ко граду.
Лишь ступили за ограду,
Оглушительный трезвон
Поднялся со
всех сторон:
К ним народ навстречу валит,
Хор церковный бога хвалит;
В колымагах золотых
Пышный двор встречает их;
Все их громко величают
И царевича венчают
Княжей шапкой, и главой
Возглашают над собой —
И среди своей столицы,
С разрешения царицы,
В тот же день стал княжить он
И нарекся: князь Гвидон.
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Корабельщики дивятся,
На кораблике толпятся,
На знакомом острову
Чудо видят наяву:
Город новый златоглавый,
Пристань с крепкою заставой —
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Пристают к заставе гости;
Князь Гвидон зовет их в гости,
Слайд 11Их он кормит и поит
И ответ держать велит:
„Чем вы, гости, торг
ведете
И куда теперь плывете?“
Корабельщики в ответ:
„Мы объехали весь свет,
Торговали соболями,
Чернобурыми лисами;
А теперь нам вышел срок,
Едем прямо на восток,
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана…“
Князь им вымолвил тогда:
„Добрый путь вам, господа,
По морю по окияну
К славному царю Салтану;
От меня ему поклон“.
Гости в путь, а князь Гвидон
С берега душой печальной
Провожает бег их дальный;
Глядь — поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
„Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?“ —
Говорит она ему.
Князь печально отвечает:
„Грусть-тоска меня съедает,
Одолела молодца:
Видеть я б хотел отца“.
Лебедь князю: „Вот в чем горе!
Ну, послушай: хочешь в море
Полететь за кораблем?
Будь же, князь, ты комаром“.
И крылами замахала,
Воду с шумом расплескала
И обрызгала его
С головы до ног — всего.
Тут он в точку уменьшился,
Комаром оборотился,
Полетел и запищал,
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корабль — и в щель забился.
Слайд 12Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна,
К царству славного Салтана,
И желанная
страна
Вот уж издали видна.—
Вот на берег вышли гости;
Царь Салтан зовет их в гости;
И за ними во дворец
Полетел наш удалец.
Видит: весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце
С грустной думой на лице;
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Около царя сидят
И в глаза ему глядят.
Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает:
„Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? куда?
Ладно ль за морем, иль худо?
И какое в свете чудо?“
Корабельщики в ответ:
„Мы объехали весь свет;
За морем житье нехудо,
В свете ж вот какое чудо:
В море остров был крутой,
Не привальный, не жилой;
Он лежал пустой равниной;
Рос на нем дубок единый;
А теперь стоит на нем
Новый город со дворцом,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами,
А сидит в нем князь Гвидон;
Слайд 13Он прислал тебе поклон“.
Царь Салтан дивится чуду;
Молвит он: „Коль жив я
буду,
Чудный остров навещу,
У Гвидона погощу“.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Не хотят его пустить
Чудный остров навестить.
„Уж диковинка, ну право, —
Подмигнув другим лукаво,
Повариха говорит: —
Город у моря стоит!
Знайте, вот что не безделка:
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поет
И орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Вот что чудом-то зовут“.
Чуду царь Салтан дивится,
А комар-то злится, злится —
И впился комар как раз
Тетке прямо в правый глаз.
Повариха побледнела,
Обмерла и окривела.
Слуги, сватья и сестра
С криком ловят комара
„Распроклятая ты мошка!
Мы тебя!…“ А он в окошко,
Да спокойно в свой удел
Через море полетел.
Слайд 14Снова князь у моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь —
поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
„Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?“ —
Говорит она ему.
Князь Гвидон ей отвечает:
„Грусть-тоска меня съедает;
Чудо чудное завесть
Мне б хотелось. Где-то есть
Ель в лесу, под елью белка;
Диво, право, не безделка —
Белка песенки поет,
Да орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Но, быть может, люди врут“.
Князю лебедь отвечает:
„Свет о белке правду бает;
Это чудо знаю я;
Полно, князь, душа моя,
Не печалься; рада службу
Оказать тебе я в дружбу“.
С ободренною душой
Князь пошел себе домой;
Лишь ступил на двор широкой —
Что ж? под елкою высокой,
Видит, белочка при всех
Золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки равные кладет,
И с присвисточкой поет
При честном при всем народе:
Слайд 15Во саду ли, в огороде.
Изумился князь Гвидон.
„Ну, спасибо, — молвил он:
—
Ай да лебедь — дай ей боже,
Что и мне, веселье то же“.
Князь для белочки потом
Выстроил хрустальный дом,
Караул к нему приставил
И притом дьяка заставил
Строгий счет орехам весть.
Князю прибыль, белке честь.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого;
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Пристают к заставе гости;
Князь Гвидон зовет их в гости,
Их и кормит и поит
И ответ держать велит:
„Чем вы, гости, торг ведете
И куда теперь плывете?“
Корабельщики в ответ:
„Мы объехали весь свет,
Торговали мы конями,
Всё донскими жеребцами,
А теперь нам вышел срок —
И лежит нам путь далек:
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана…“
Говорит им князь тогда:
„Добрый путь вам, господа,
По морю по окияну
К славному царю Салтану;
Да скажите: князь Гвидон
Шлет царю-де свой поклон“.
Слайд 16Гости князю поклонились,
Вышли вон и в путь пустились.
К морю князь —
а лебедь там
Уж гуляет по волнам.
Молит князь: душа-де просит,
Так и тянет и уносит…
Вот опять она его
Вмиг обрызгала всего:
В муху князь оборотился,
Полетел и опустился
Между моря и небес
На корабль — и в щель залез.
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана —
И желанная страна
Вот уж издали видна;
Вот на берег вышли гости;
Царь Салтан зовет их в гости,
И за ними во дворец
Полетел наш удалец.
Видит: весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце,
С грустной думой на лице.
А ткачиха с Бабарихой
Да с кривою поварихой
Около царя сидят,
Злыми жабами глядят.
Слайд 17Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает:
„Ой вы, гости-господа,
Долго ль
ездили? куда?
Ладно ль за морем, иль худо,
И какое в свете чудо?“
Корабельщики в ответ:
„Мы объехали весь свет;
За морем житье нехудо;
В свете ж вот какое чудо:
Остров на море лежит,
Град на острове стоит.
С златоглавыми церквами,
С теремами да садами;
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет,
Да орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Слуги белку стерегут,
Служат ей прислугой разной —
И приставлен дьяк приказный
Строгий счет орехам весть;
Отдает ей войско честь;
Из скорлупок льют монету,
Да пускают в ход по свету;
Девки сыплют изумруд
В кладовые, да подспуд;
Все в том острове богаты,
Изоб нет, везде палаты;
А сидит в нем князь Гвидон;
Он прислал тебе поклон“.
Слайд 18Царь Салтан дивится чуду.
„Если только жив я буду,
Чудный остров навещу,
У Гвидона
погощу“.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Не хотят его пустить
Чудный остров навестить.
Усмехнувшись исподтиха,
Говорит царю ткачиха:
„Что тут дивного? ну, вот!
Белка камушки грызет,
Мечет золото и в груды
Загребает изумруды;
Этим нас не удивишь,
Правду ль, нет ли говоришь.
В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор,
Это диво, так уж диво,
Можно молвить справедливо!“
Гости умные молчат,
Спорить с нею не хотят.
Диву царь Салтан дивится,
А Гвидон-то злится, злится….
Зажужжал он и как раз
Тетке сел на левый глаз,
Слайд 19И ткачиха побледнела:
„Ай!“ и тут же окривела;
Все кричат: „Лови, лови,
Да дави
ее, дави….
Вот ужо! постой немножко,
Погоди….“ А князь в окошко,
Да спокойно в свой удел
Через море прилетел.
Князь у синя моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь — поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
„Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный!
Опечалился чему?“ —
Говорит она ему.
Князь Гвидон ей отвечает:
„Грусть-тоска меня съедает —
Диво б дивное хотел
Перенесть я в мой удел“.
— „А какое ж это диво?“
— „Где-то вздуется бурливо
Окиян, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор“.
Князю лебедь отвечает:
„Вот что, князь, тебя смущает?
Не тужи, душа моя,
Это чудо знаю я.
Эти витязи морские
Мне ведь братья все родные.
Не печалься же, ступай,
В гости братцев поджидай“.
Слайд 20Князь пошел, забывши горе,
Сел на башню, и на море
Стал глядеть он;
море вдруг
Всколыхалося вокруг,
Расплескалось в шумном беге
И оставило на бреге
Тридцать три богатыря;
В чешуе, как жар горя,
Идут витязи четами,
И блистая сединами
Дядька впереди идет
И ко граду их ведет.
С башни князь Гвидон сбегает,
Дорогих гостей встречает;
Второпях народ бежит;
Дядька князю говорит:
„Лебедь нас к тебе послала
И наказом наказала
Славный город твой хранить
И дозором обходить.
Мы отныне ежеденно
Вместе будем непременно
У высоких стен твоих
Выходить из вод морских,
Так увидимся мы вскоре,
А теперь пора нам в море;
Тяжек воздух нам земли“.
Все потом домой ушли.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого;
Пушки с пристани палят
Кораблю пристать велят.
Пристают к заставе гости.
Князь Гвидон зовет их в гости,
Их и кормит и поит
И ответ держать велит:
Слайд 21„Чем вы, гости, торг ведете?
И куда теперь плывете?“
Корабельщики в ответ:
„Мы объехали
весь свет;
Торговали мы булатом,
Чистым серебром и златом,
И теперь нам вышел срок;
А лежит нам путь далек,
Мимо острова Буяна
В царство славного Салтана“.
Говорит им князь тогда:
„Добрый путь вам, господа,
По морю по окияну
К славному царю Салтану.
Да скажите ж: князь Гвидон
Шлет-де свой царю поклон“.
Гости князю поклонились.
Вышли вон и в путь пустились.
К морю князь, а лебедь там
Уж гуляет по волнам.
Князь опять: душа-де просит…
Так и тянет и уносит…
И опять она его
Вмиг обрызгала всего.
Тут он очень уменьшился,
Шмелем князь оборотился,
Полетел и зажужжал;
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корму — и в щель забился.
Слайд 22Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана,
И желанная
страна
Вот уж издали видна.
Вот на берег вышли гости.
Царь Салтан зовет их в гости,
И за ними во дворец
Полетел наш удалец.
Видит, весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце,
С грустной думой на лице.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Около царя сидят —
Четырьмя все три глядят.
Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает:
„Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? куда?
Ладно ль за морем иль худо?
И какое в свете чудо?“
Корабельщики в ответ:
„Мы объехали весь свет;
За морем житье нехудо;
В свете ж вот какое чудо:
Остров на море лежит,
Град на острове стоит,
Каждый день идет там диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге —
И останутся на бреге
Тридцать три богатыря,
В чешуе златой горя,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Слайд 23Все равны, как на подбор;
Старый дядька Черномор
С ними из моря выходит
И
попарно их выводит,
Чтобы остров тот хранить
И дозором обходить —
И той стражи нет надежней,
Ни храбрее, ни прилежней.
А сидит там князь Гвидон;
Он прислал тебе поклон“.
Царь Салтан дивится чуду.
„Коли жив я только буду,
Чудный остров навещу
И у князя погощу“.
Повариха и ткачиха
Ни гугу — но Бабариха
Усмехнувшись говорит:
„Кто нас этим удивит?
Люди из моря выходят
И себе дозором бродят!
Правду ль бают или лгут,
Дива я не вижу тут.
В свете есть такие ль дива?
Вот идет молва правдива:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть;
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выплывает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Молвить можно справедливо,
Это диво, так уж диво“.
Слайд 24Гости умные молчат:
Спорить с бабой не хотят.
Чуду царь Салтан дивится —
А
царевич хоть и злится,
Но жалеет он очей
Старой бабушки своей;
Он над ней жужжит, кружится —
Прямо на нос к ней садится
Нос ужалил богатырь;
На носу вскочил волдырь.
И опять пошла тревога:
„Помогите, ради бога!
Караул! лови, лови,
Да дави его, дави….
Вот ужо! пожди немножко,
Погоди!…“ А шмель в окошко,
Да спокойно в свой удел
Через море полетел.
Князь у синя моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь — поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
„Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?“ —
Говорит она ему.
Князь Гвидон ей отвечает:
„Грусть-тоска меня съедает:
Люди женятся; гляжу,
Неженат лишь я хожу“.
— „А кого же на примете
Ты имеешь?“ — „Да на свете,
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает —
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит.
Только, полно, правда ль это?“
Князь со страхом ждет ответа.
Слайд 25Лебедь белая молчит
И подумав говорит:
„Да! такая есть девица.
Но жена не рукавица:
С
белой ручки не стряхнешь,
Да за пояс не заткнешь.
Услужу тебе советом —
Слушай: обо всем об этом
Пораздумай ты путем,
Не раскаяться б потом“.
Князь пред нею стал божиться,
Что пора ему жениться,
Что об этом обо всем
Передумал он путем;
Что готов душою страстной
За царевною прекрасной
Он пешком итти отсель.
Хоть за тридевять земель.
Лебедь тут, вздохнув глубоко,
Молвила: „Зачем далёко?
Знай, близка судьба твоя,
Ведь царевна эта — я“.
Тут она, взмахнув крылами,
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилася в кусты,
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Князь царевну обнимает,
К белой груди прижимает
И ведет ее скорей
К милой матушке своей.
Князь ей в ноги, умоляя:
„Государыня-родная!
Слайд 26Выбрал я жену себе,
Дочь послушную тебе.
Просим оба разрешенья,
Твоего благословенья:
Ты детей благослови
Жить
в совете и любви“.
Над главою их покорной
Мать с иконой чудотворной
Слезы льет и говорит:
„Бог вас, дети, наградит“.
Князь не долго собирался,
На царевне обвенчался;
Стали жить да поживать,
Да приплода поджидать.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого;
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Пристают к заставе гости.
Князь Гвидон зовет их в гости,
Он их кормит и поит
И ответ держать велит:
„Чем вы, гости, торг ведете,
И куда теперь плывете?“
Корабельщики в ответ:
„Мы объехали весь свет,
Торговали мы не даром
Неуказанным товаром;
А лежит нам путь далек:
Восвояси на восток,
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана“.
Слайд 27Князь им вымолвил тогда:
„Добрый путь вам, господа,
По морю по окияну
К славному
царю Салтану;
Да напомните ему,
Государю своему:
К нам он в гости обещался,
А доселе не собрался —
Шлю ему я свой поклон“.
Гости в путь, а князь Гвидон
Дома на сей раз остался
И с женою не расстался.
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна,
К царству славного Салтана,
И знакомая страна
Вот уж издали видна.
Вот на берег вышли гости.
Царь Салтан зовет их в гости.
Гости видят: во дворце
Царь сидит в своем венце,
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Около царя сидят,
Четырьмя все три глядят.
Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает:
„Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? куда?
Ладно ль за морем, иль худо?
И какое в свете чудо?“
Слайд 28Корабельщики в ответ:
„Мы объехали весь свет;
За морем житье нехудо,
В свете ж
вот какое чудо:
Остров на море лежит,
Град на острове стоит,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами;
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка в нем живет ручная,
Да чудесница какая!
Белка песенки поет,
Да орешки всё грызет;
А орешки не простые,
Скорлупы-то золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Белку холят, берегут.
Там еще другое диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор —
С ними дядька Черномор.
И той стражи нет надежней,
Ни храбрее, ни прилежней.
А у князя женка есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает;
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
Князь Гвидон тот город правит,
Всяк его усердно славит;
Он прислал тебе поклон,
Да тебе пеняет он:
К нам-де в гости обещался
А доселе не собрался“.
Слайд 29Тут уж царь не утерпел,
Снарядить он флот велел.
А ткачиха с поварихой,
С
сватьей бабой Бабарихой,
Не хотят царя пустить
Чудный остров навестить.
Но Салтан им не внимает
И как раз их унимает:
„Что я? царь или дитя? —
Говорит он не шутя: —
Нынче ж еду!“ — Тут он топнул,
Вышел вон и дверью хлопнул.
Под окном Гвидон сидит,
Молча на море глядит:
Не шумит оно, не хлещет,
Лишь едва, едва трепещет,
И в лазоревой дали
Показались корабли:
По равнинам окияна
Едет флот царя Салтана.
Князь Гвидон тогда вскочил,
Громогласно возопил:
„Матушка моя родная!
Ты, княгиня молодая!
Посмотрите вы туда:
Едет батюшка сюда“.
Флот уж к острову подходит.
Князь Гвидон трубу наводит:
Царь на палубе стоит
И в трубу на них глядит;
С ним ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой;
Удивляются оне
Незнакомой стороне.
Разом пушки запалили;
В колокольнях зазвонили;
К морю сам идет Гвидон;
Там царя встречает он
С поварихой и ткачихой,
С сватьей бабой Бабарихой;
В город он повел царя,
Ничего не говоря.
Слайд 30Все теперь идут в палаты;
У ворот блистают латы,
И стоят в глазах
царя
Тридцать три богатыря,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Царь ступил на двор широкой:
Там под елкою высокой
Белка песенку поет,
Золотой орех грызет,
Изумрудец вынимает
И в мешечек опускает;
И засеян двор большой
Золотою скорлупой.
Гости дале — торопливо
Смотрят — что ж? княгиня-диво:
Под косой луна блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава,
И свекровь свою ведет.
Царь глядит — и узнает…
В нем взыграло ретивое!
„Что я вижу? что такое?
Как!“ — и дух в нем занялся…
Царь слезами залился,
Обнимает он царицу
И сынка и молодицу,
И садятся все за стол;
И веселый пир пошел.
Слайд 31А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Разбежались по углам;
Их нашли насилу
там.
Тут во всем они признались,
Повинились, разрыдались;
Царь для радости такой
Отпустил всех трех домой.
День прошел — царя Салтана
Уложили спать вполпьяна.
Я там был; мед, пиво пил —
И усы лишь обмочил.
Слайд 35Источники
http://www.screen.ru/school/pushkintales/PageBilibin.htm
http://www.metodkabinet.eu/PO/Litera/Pushkin_illustrazii.htm
http://blogs.privet.ru/community/Skazkoved/47392714
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0_%D0%BE_%D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B5_%D0%A1%D0%B0%D0%BB%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B5
http://www.skaz-pushkina.ru/cs_1.html
Литературное чтение 3 класс УМК «Школа России»
Урок 37
А. С. Пушкин
«Сказка о царе
Салтане…»
Уважаемые коллеги! Переход между слайдами осуществляется по чернильнице с пером. Рекомендую начать викторину со 2-го слайда.
Подготовил
учитель начальных классов
ГБОУ «Антрацитовская ООШ №19» ЛНР Чумаченко Г.Г.
Цели:
работать с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»; развивать умение выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; учить детей делить текст на части, выделять главную мысль; обогащать их словарный запас; воспитывать доброту, милосердие; учить характеризовать героев по плану, находить нужный отрывок в тексте по вопросам, отличать сказку от других произведений.
Речевая разминка
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы…
От ужаса не шелохнусь, бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы.
— Прочитайте жужжащим способом. Что узнали из этих строк?
— Прочитайте медленно (еще: с ускорением, шепотом, громко).
— Прочитайте выразительно.
Чтение 1-й части сказки (с. 92-102)
Составляем картинный план первой части сказки
— На сколько частей можно разделить прочитанный нами отрывок? О чем они?
1) Выбор невесты.
2) Обман царя.
3) Чудесное спасение.
4) Встреча с лебедью.
5) Корабельщики на острове.
Выборочное чтение
— Найдите и прочитайте часть сказки, которую можно назвать «Выбор невесты».
— Есть ли зачин в сказке?
(Нет.)
— О чем говорит отсутствие зачина?
(Это говорит о том, что все происходит здесь, рядом, на Русской земле.)
— С чего же начинается сказка?
(Со слов «Кабы я была…» То есть начинается с обещаний.)
— Найдите вторую часть. О чём в ней говорится?
Говорится об обмане царя.
— Найдите и прочитайте третью часть.
— Прочитайте выразительно, как мать и сын плыли в бочке по морю. Как нужно читать эти строки?
— А каково героям в этом путешествии?
— Как вы понимаете эти слова?
— Как спаслись герои? Прочитайте.
Работа над частью «Встреча с Царевной Лебедью»
— Найдите и прочитайте часть «Встреча с Царевной Лебедью».
— Где оказались мать и сын?
(Мать и сын теперь на воле;/Видят холм в широком поле, /Море синее кругом…)
— О чем сын подумал, выйдя на волю?
(Он подумал об ужине.)
— Что значит «добрый ужин»?
— Как делал Гвидон лук для охоты? Похожа ли эта сцена на сказку?
(Нет, он делал все как в жизни).
— А какая сцена напоминает волшебную сказку?
(Сцена спасения Царевны Лебеди).
Зыбей — зыбь — легкая волна
Клёв — клюв
Прочитаем пятую часть —
«Корабельщики на острове»
— Как наградила Царевна Лебедь Гвидона за спасение?
Град — город
Колымага — большая старинная телега
Двор — придворные, ближайшие к царю или князю люди
Венец — драгоценный головной убор
— Какими вы представляете корабельщиков? Каким тоном они ведут свои речи?
(Это гордые, смелые люди. Они говорят неторопливо, с достоинством.)
— Какое желание появилось у Гвидона после посещения его гостями?
(Он захотел увидеть отца.)
Подведение итогов урока
— Чему учились на уроке?
— О каких чудесах и чудесных превращениях вы узнали сегодня на уроке?
Домашнее задание
1. Прочитать отрывок (с. 102—118). Разделить на части.
2. Проиллюстрировать прочитанную часть сказки.
Источник шаблона:
Ранько Елена Алексеевна
учитель начальных классов
МАОУ лицей №21
г. Иваново
Сайт: http://pedsovet.su/
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Александр Сергеевич Пушкин
«Сказка о царе Салтане»
Слайд 2
Описание слайда:
Благословен и день , и час,
Благословен и день , и час,
Когда с теплом родного крова,
Впервые к каждому из нас
Приходит пушкинское слово.
Слайд 3
Описание слайда:
Сюжетом послужила русская народная сказка, которую рассказывала поэту его няня. Сказка А. С. Пушкина – прекрасный образец идеального мира, где главные ценности – дом, любовь, семья. Известно, что сначала Пушкин хотел при написании произведения чередовать стихи с прозой, по затем отказался от этой идеи.
Сюжетом послужила русская народная сказка, которую рассказывала поэту его няня. Сказка А. С. Пушкина – прекрасный образец идеального мира, где главные ценности – дом, любовь, семья. Известно, что сначала Пушкин хотел при написании произведения чередовать стихи с прозой, по затем отказался от этой идеи.
Слайд 4
Описание слайда:
«Три девицы под окном
«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.» – так начинается сказка.
Сёстры мечтают о том, что бы сделала каждая из них, если бы стала царицей.
Первая обещает устроить пир на весь мир, вторая – наткать полотна, а третья – «для батюшки-царя» родить богатыря.
Вдруг в светлицу входит сам царь Салтан. Он подслушал разговор сестёр. Больше всего ему понравилась последняя из них. Именно ей Салтан предлагает стать царицей и родить ему сына.
Слайд 5
Описание слайда:
Старшие сёстры затаили обиду.
Старшие сёстры затаили обиду.
Царь вынужден покинуть молодую жену. Он на войне «бьётся долго и жестоко».
Между тем
«Наступает срок родин; Сына бог им дал в аршин…»
Старшие сёстры пишут царю письмо, что царица родила ему «неведому зверюшку».
Саму царицу и родившегося младенца замуровывают в бочку и сбрасывают в море яко-бы по приказу Салтана.
«Царь велит своим боярам,
Времени не тратя даром,
И царицу и приплод
Тайно бросить в бездну вод».
Слайд 6
Описание слайда:
Но вскоре бочку выносит на необитаемый остров. Из неё на берег царица выходит с уже повзрослевшим сыном. Это Гвидон.
Но вскоре бочку выносит на необитаемый остров. Из неё на берег царица выходит с уже повзрослевшим сыном. Это Гвидон.
Для того, чтобы прокормить себя и мать, царевич мастерит стрелу и лук и идёт к морю. Там он
«… видит дело лихо
Бьётся лебедь средь зыбей
Коршун носится над ней…»
Гвидон убивает коршуна.
Слайд 7
Описание слайда:
В благодарность за спасение жизни лебедь обещает царевичу свою помощь. На пустом острове появляется город, правителем которого становится Гвидон.
В благодарность за спасение жизни лебедь обещает царевичу свою помощь. На пустом острове появляется город, правителем которого становится Гвидон.
«И дивясь перед собой
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей».
Слайд 8
Описание слайда:
После возвращения князь Гвидон просит лебедь подарить ему это чудо. Под елью у него появляется белка, для которой князь строит хрустальный дом.
После возвращения князь Гвидон просит лебедь подарить ему это чудо. Под елью у него появляется белка, для которой князь строит хрустальный дом.
Слайд 9
Описание слайда:
Дома князь Гвидон рассказывает белой лебеди о тридцати трёх богатырях и они появляются на острове.
Дома князь Гвидон рассказывает белой лебеди о тридцати трёх богатырях и они появляются на острове.
Окиян подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплескнётся в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Слайд 10
Описание слайда:
«За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит».
Слайд 11
Описание слайда:
О себе автор рассказывает:
О себе автор рассказывает:
«Я там был; мёд, пиво пил –
И усы лишь обмочил».
Слайд 12
Описание слайда:
Сказка – ложь , да в ней – намёк,
Сказка – ложь , да в ней – намёк,
Добрым молодцам урок!
Слайд 13
Описание слайда:
Спасибо
за
внимание!
Слайд 14
Описание слайда:
Информационные ресурсы:
https://filed16-9.my.mail.ru/pic?url=http%3A%2F%2Fimg1.liveinternet.ru%2Fimages%2Fattach%2Fb%2F3%2F26%2F596%2F26596075_121275
https://godliteratury.ru/wp-content/uploads/2016/05/pushkin4.jpg
http://www.netsmol.ru/wp-content/uploads/2012/01/111570.jpg
http://www.playing-field.ru/img/2015/051908/4032206
http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2016/06/Sergey-Lvovich-Pushkin.jpg
http://www.ruskniga.com/media/catalog/product/7/0/70119_1.jpg
http://www.udmrbdu.ru/knigi-yubilyary/skazka-o-sultane/paleha
http://www.volgogradru.com/accel/content/poster/406320_skazka_o_tsare_Saltane.jpg
http://ритаколесник.рф/wp-content/uploads/2016/02/pu.jpg
Слайд 15
Описание слайда:
Информационные ресурсы:
http://publekc.ru/chem-boleshe-znaeshe-tem-interesnee-jite-k-g-paustovskij-1-raz/615348_html_m39c758a9.png
http://www.lukomorie-musical.ru/multimedia/eskizi/lebed.png
https://filed16-9.my.mail.ru/pic?url=http%3A%2F%2Fimg1.liveinternet.ru%2Fimages%2Fattach%2Fb%2F3%2F26%2F596
Слайд 1 Школа России
Литературное чтение
3 класс
Урок 36
Составитель: Беляева Ирина Владимировна
учитель начальных классов
І кв. категория
МБОУ СОШ с. Кремово
Слайд 2
Организационный момент
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять —
И внимательно читать.
Слайд 4Отгадай сказки А.С.Пушкина по предмету.
Слайд 5- К какой сказке иллюстрация?
Слайд 6Тема урока
Цели урока:
Продолжить работу над сказкой, дать характеристику героям
сказки
Александр Сергеевич Пушкин
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
Слайд 7Александр Сергеевич
Пушкин
Об авторе
Слайд 10 Пушкинская сказка-
Прямая наследница народной.
С. Я. Маршак
Слайд 14-Что понравилось?
— Какие чувства остались у вас после чтения?
— Хороший ли конец
у сказки? Почему?
Слайд 15- Как царь выбирал себе жену? Какие варианты у него были?
— На каком
выборе он остановился? Почему?
— Ребята, а каков царь Салтан? Таким ли вы его представляли себе?
Он ведет себя необычно, подслушивает под окном; ходит один без свиты; жену выбирает и сразу женится.
Слайд 16- Кто и почему желал несчастий молодой царице?
— Куда уехал царь?
— Какие планы были
у завистников?
— Как им удалось их реализовать?
— Какие распоряжения дал царь, узнав неприятные новости?
— Почему же волю царя бояре все-таки выполнили?
— Ребята, а какое чувство толкнуло ткачиху с поварихой со сватьей бабой Бабарихой на подлое дело?
Слайд 17- Какое путешествие пришлось испытать героям?
— Куда в итоге приплыли наши герои?
-Что
заставило Гвидона превратиться в комары?
-Как наказал свою тетку Гвидон?
-Осуждает ли автор своего героя?
— Каким стал царевич во время путешествия?
— Опишите место, на котором нашли прибежище герои?
-Почему так захотелось Гвидону иметь чудо-белочку?
-В каком облике отправился во второй раз князь Гвидон к отцу?
-О каком чуде узнал князь Гвидон на этот раз?
-Как оказался князь Гвидоне у царя к третий раз?
-О каком чуде рассказала повариха?
-О каком чуде рассказала ткачиха?
Слайд 18Сказочные образы
ОБРАЗ-
в художественном произведении: тип, характер героя.
Слайд 19Проверка домашнего задания
с. 92 – 102 – нарисовать одного героя сказки,
дать ему характеристику
Слайд 20Физминутка
Изобразите:
• Волны на море.
• Князь Гвидон натягивает лук и пускает стрелу.
•
Лебедь – гордая осанка, красивая шея – превращается в царевну.
• Царевна Лебедь обрызгала водой Гвидона.
• Гвидон уменьшился до комара, полетел на корабль и в щель забился.
– Сели за парты, расправили плечи, продолжим работу
Слайд 30Кто из героев сказки вам особенно понравился? Почему?
Как А. С.
Пушкин подчеркивает свою симпатию к этим героям?
Кто из героев сказки вызывает у вас антипатию? Почему?
Какими отрицательными чертами наделяет их автор?
Вдумайтесь в имена, которые дал А.С.Пушкин этим злым персонажам. Для чего автор употребил уничижительные суффиксы?
Слайд 31Салтан – добрый, доверчивый, любит жену, ребенка, но бывает и несправедливый,
гневный. Его настроение меняется. Бывает гневный, куралесит.
Дай характеристику героям.
Слайд 32Князь Гвидон – добрый, справедливый, честный, терпеливый, мужественный, умеет прощать.
Слайд 33Царевна Лебедь – добрая, красивая, скромная, щедрая.
Слайд 34Повариха, ткачиха, сватья баба Бабариха – злые, эгоистичные, завистливые.
Слайд 35-Какой эпизод из сказки вам особенно понравился?
-Есть ли у вас любимый
герой?
-Кто он? Почему он понравился?
Слайд 36Сегодня я узнал ….
У меня получилось …
Было трудно …
Меня удивило …
Было интересно….
Теперь я умею …
Слайд 37 Домашнее задание.
Мини-сочинение на тему «Чему учат главные герои сказки»