Проект по литературе 5 класс русские народные сказки царевна лягушка

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Русская народная сказка «Царевна – лягушка»Глухова М.В.- учитель русского язы...

    1 слайд

    Русская народная сказка «Царевна – лягушка»
    Глухова М.В.- учитель русского языка и литературы МОБУ «СОШ «Сертоловский центр образования № 2», Ленинградская область

  • Сказка -  ложь,  да в ней намек - добрым молодцам урок

    2 слайд

    Сказка — ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок

  • СКА́ЗКА — эпический жанр фольклора, в основе которого лежит фантастический вы...

    3 слайд

    СКА́ЗКА — эпический жанр фольклора, в основе которого лежит фантастический вымысел.
    Гипербола — преувеличение
    Гротеск – сильное преувеличение
    Антитеза – противопоставление
    Эпитет – красочное определение
    Метафора – перенос одного признака предмета на другой на основе сходства
    Кульминация – момент наивысшего напряжения в произведении
    Композиция – построение произведения

  • Вид сказки – волшебная

    4 слайд

    Вид сказки – волшебная

  • Комп...

    5 слайд

    Композиция

    Зачин: в некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицею, у него было три сына — все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке сказать, ни пером написать; младшего звали Иван-царевич.

    Основная часть: отец даёт наказ сыновьям искать жён при помощи стрел; стрела Ивана-царевича достаётся лягушке.

    Кульминация: Иван жёг лягушачью кожу, из-за этого Царевна-лягушка отправляется к Кощею Бессмертному.

    Развязка: Иван достаёт и ломает иглу, в которой спрятана смерть Кощея.

    Исход: После того они жили вместе и долго, и счастливо.

  • Нравственная проблема сказки: 

нельзя судить о человеке по внешнему виду, на...

    6 слайд

    Нравственная проблема сказки:

    нельзя судить о человеке по внешнему виду, надо оценивать людей по их делам, по внутренним достоинствам.

    Никакие плохие поступки не остаются безнаказанными, не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.

  • Основная идея проходит красной нитью через всю сказку - будь бескорыстен, пом...

    7 слайд

    Основная идея проходит красной нитью через всю сказку — будь бескорыстен, помогай другим от чистого сердца и всё это вернётся к тебе ещё большим добром. Будь целеустремлён и неси ответственность за свои поступки, не бойся трудностей и удача будет всегда сопутствовать тебе.

  • По характеру герои делятся на положительных и отрицательных.

 По обладанию...

    8 слайд

    По характеру герои делятся на положительных и отрицательных.

    По обладанию волшебными способностями герои делятся на
    реальных и волшебных.

    Волшебное число – 3 (3 брата, три испытания, 3 дня не дождался Иван до окончания заговора)

    В сказке есть герои – помощники: животные, старичок, Баба –Яга

  • Главный герой народной сказки «Царевна-лягушка» — младший сын царя Иван-царев...

    9 слайд

    Главный герой народной сказки «Царевна-лягушка» — младший сын царя Иван-царевич, не ищет богатства (в отличие от старших царевичей), покоряется отцу и судьбе и женится на болотной лягушке. На его долю выпадают самые трудные испытания: ему приходится отправиться в нелегкий путь в тридевятое царство, найти и освободить Василису, одолев Кощея Бессмертного.

проект

проект

«иллюстрации художников к сказке

«Царевна-лягушка»

ВЫПОЛНИЛИ :ОБУЧАЮЩИЕСЯ

5 класс

МКОУ КУЧЕРЯЕВСКАЯ ООШ

Аннотация .  Этот проект рассчитан на учеников 5 класса, несмотря на то, что тема «Сказки» интересна всем: и детям разных возрастов, и взрослым. Данный проект помогает в формировании чувства собственного достоинства, чувства прекрасного, развивает наблюдательность, творческие способности, умение давать полную характеристику героя, умение работать в команде, прививает любовь к русской культуре и патриотизм.   Гипотеза исследования : узнать, кто из художников иллюстрировал сказки.

Аннотация .

Этот проект рассчитан на учеников 5 класса, несмотря на то, что тема «Сказки» интересна всем: и детям разных возрастов, и взрослым. Данный проект помогает в формировании чувства собственного достоинства, чувства прекрасного, развивает наблюдательность, творческие способности, умение давать полную характеристику героя, умение работать в команде, прививает любовь к русской культуре и патриотизм.

Гипотеза исследования : узнать, кто из художников иллюстрировал сказки.

С детства мы знакомимся с творчеством Ивана Билибина, вступая в красочный мир сказок, который был создан художественным воображением Мастера. Многие из его произведений настолько глубоко вошли в нашу жизнь, что их происхождение кажется воистину народным, уходящим в глубь веков.   Он выполнил иллюстрации к русским народным сказкам

С детства мы знакомимся с творчеством Ивана Билибина, вступая в красочный мир сказок, который был создан художественным воображением Мастера. Многие из его произведений настолько глубоко вошли в нашу жизнь, что их происхождение кажется воистину народным, уходящим в глубь веков. Он выполнил иллюстрации к русским народным сказкам «Царевна-лягушка», «Перышко Финиста-Ясна Сокола», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Белая уточка», к сказкам А. С. Пушкина — «Сказка о царе Салтане»(1904-1905), «Сказка о золотом петушке»(1906-1907), «Сказка о рыбаке и рыбке»(1939) и многим другим.

О чем скрипят пословицы, И ветер повеял чудесный, И тайна стучится в окна, И в чудо поверишь вдруг… И дрогнут чьи-то ресницы, И сразу меняются лица… Тихонько скрипят пословицы – К нам сказка в гости идет.

О чем скрипят пословицы,

И ветер повеял чудесный,

И тайна стучится в окна,

И в чудо поверишь вдруг…

И дрогнут чьи-то ресницы,

И сразу меняются лица…

Тихонько скрипят пословицы –

К нам сказка в гости идет.

Иван Яковлевич Билибин  (1876-1942) вошел в историю изобразительного искусства как превосходный иллюстратор русских народных сказок. В сказке художник увидел и почувствовал то, «к чему смутно рвалась и по чем тосковала» его душа.

Иван Яковлевич Билибин

(1876-1942) вошел в историю изобразительного искусства как превосходный иллюстратор русских народных сказок. В сказке художник увидел и почувствовал то, «к чему смутно рвалась и по чем тосковала» его душа.

  Иван Яковлевич Билибин Билибин Иван Яковлевич Русский художник Русский художник, книжный иллюстратор и театральный оформитель, участник объединения «Мир искусства». Родился 16 августа 1876 г., Тарховка, Санкт-Петербургский уезд, Санкт-Петербургская губерния, Российская империя

Иван Яковлевич Билибин

Билибин Иван Яковлевич

Русский художник

Русский художник, книжный иллюстратор и театральный оформитель, участник объединения «Мир искусства».

  • Родился 16 августа 1876 г., Тарховка, Санкт-Петербургский уезд, Санкт-Петербургская губерния, Российская империя

  Иллюстрации Билибина к русским народным сказкам, отличающиеся высоким мастерством исполнения всех изобразительных элементов и хитрым узорочьем, очень нравились читателям и любителям книг всех возрастов.

Иллюстрации Билибина к русским народным сказкам, отличающиеся высоким мастерством исполнения всех изобразительных элементов и хитрым узорочьем, очень нравились читателям и любителям книг всех возрастов.

  В иллюстрациях превосходного мастера книги тесно соединились декоративно-орнаментальный стиль и изобразительное начало.

В иллюстрациях превосходного мастера книги тесно соединились декоративно-орнаментальный стиль и изобразительное начало.

Иллюстрация к присказке «Жил-был царь…»

Иллюстрация к присказке «Жил-был царь…»

В 1899 году художник рисует иллюстрации к сказке «Царевна-лягушка, неспешное рассматривание которых погружает читателя и зрителя в мир событий и героев сказки, заставляет переживать за судьбу персонажей.

В 1899 году художник рисует иллюстрации к сказке «Царевна-лягушка, неспешное рассматривание которых погружает читателя и зрителя в мир событий и героев сказки, заставляет переживать за судьбу персонажей.

        Каждая иллюстрация заключена в рамку с оригинальным орнаментом, который не повторяется больше нигде и гармонирует по содержанию и цветовой гамме с сюжетом и колоритом самой иллюстрации. В качестве деталей орнамента мы встречаем зловещих воронов, полевые цветы, березки и ели, целые пейзажные зарисовки, сказочных птиц, которые будто бы сошли и слетели на рисунки Билибина с русских резных и расписных прялок, из резного убранства крестьянских домов, из нарядных вышивок на одеждах, из волшебства северных кружевных узоров, из яркого многоцветья расписной глиняной игрушки.

       Каждая иллюстрация заключена в рамку с оригинальным орнаментом, который не повторяется больше нигде и гармонирует по содержанию и цветовой гамме с сюжетом и колоритом самой иллюстрации. В качестве деталей орнамента мы встречаем зловещих воронов, полевые цветы, березки и ели, целые пейзажные зарисовки, сказочных птиц, которые будто бы сошли и слетели на рисунки Билибина с русских резных и расписных прялок, из резного убранства крестьянских домов, из нарядных вышивок на одеждах, из волшебства северных кружевных узоров, из яркого многоцветья расписной глиняной игрушки.

Одной из самых знаменитых серий иллюстраций Ивана Билибина является серия иллюстраций к сказке «Царевна-лягушка». Пожалуй, самая яркая сцена этой известной сказки — встреча Ивана-царевича и лягушки. Фоном картины стали многочисленные оттенки зелёного цвета, которые придают особую душевность действию. Художник подготавливает читателя к тому, что в сказке обязательно победит добро, поэтому картина излучает счастье и положительные эмоции.

Иллюстрация Ивана Билибина к сказке «Царевна-лягушка» отличается точностью прорисовки костюмов, соответствующих своему времени. Иван одет в традиционный кафтан, зелёную шапку и сапоги, а лягушка держит в лапе стрелу и проникновенно смотрит на своего спасителя. Большое внимание художник уделил выражению лиц героев картины: отчётливо видна каждая эмоция — веселье, грусть, удивление. Видно, с какой любовью относится Билибин и к самой сказке, и к её персонажам.

Многие поколения выросли на сказках, проиллюстрированных Иваном Билибиным, его работы ценятся многими любителями живописи, что делает его поистине великим художником.

Год написания картины: 1900.

 Разнообразны заставки, стоящие перед началом сказок, и виньетки, которыми заканчиваются сказки: перед нами то сплетения полевых цветов — ромашек, васильков, клевера и ивана-да-марьи, то листья волшебных растений, нарисованные так, словно они вырезаны на дереве искусным мастером, то диковинные цветы, то волшебные птицы — Сирин и Алконост, то деревенские окошечки, закрытые расписными ставенками.

Разнообразны заставки, стоящие перед началом сказок, и виньетки, которыми заканчиваются сказки: перед нами то сплетения полевых цветов — ромашек, васильков, клевера и ивана-да-марьи, то листья волшебных растений, нарисованные так, словно они вырезаны на дереве искусным мастером, то диковинные цветы, то волшебные птицы — Сирин и Алконост, то деревенские окошечки, закрытые расписными ставенками.

Иллюстрация к сказке  «Василиса Прекрасная»

Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная»

Сказка о золотом петушке

Сказка о золотом петушке

 Перышко Финиста Ясного Сокола

Перышко Финиста Ясного Сокола

В процессе работы над проектом, я установил, что Билибин рисовал иллюстрации к сказкам, в том числе и к сказке «Царевна-лягушка».  В иллюстрациях Билибина отражен целый мир. Страницу с таким рисунком невозможно просто перелистнуть: погружаясь в рисунок, разглядывая его внимательно, мы постигаем глубину и красоту русской культуры

В процессе работы над проектом, я установил, что Билибин рисовал иллюстрации к сказкам, в том числе и к сказке «Царевна-лягушка». В иллюстрациях Билибина отражен целый мир. Страницу с таким рисунком невозможно просто перелистнуть: погружаясь в рисунок, разглядывая его внимательно, мы постигаем глубину и красоту русской культуры

Слайд 1

Русская народная сказка «Царевна-лягушка» Prezentacii.com Автор работы учитель русского языка и литературы Решетникова Анна Петровна

Слайд 2

Где ветер шумит камышами высокими, Где солнце бывает частенько в гостях, Болото разлилось с трясиной глубокою, Смертельным неверный окажется шаг, Лягушка сидит на кувшиночном листике, С тоскою глядит на печальную даль, Где ветер шумит камышами высокими, Где солнце бывает частенько в гостях, Болото разлилось с трясиной глубокою, Смертельным неверный окажется шаг, Лягушка сидит на кувшиночном листике, С тоскою глядит на печальную даль, И верит, наивная, сказочной мистике, Ах, сказка, стать снова царевною дай… Златая корона горит, словно солнце, А дурень Иван не пускает стрелу, Не буду сидеть, видно, я у оконца, На этом болоте лягушкой помру… Как хочется снова царевной прекрасной Из топких болот, словно феникс, восстать, Ах, дурень Иван, ты не медли напрасно, Давай, бери лук, начинай же стрелять. И верит, наивная, сказочной мистике, Ах сказка, стать снова царевною дай… Златая корона горит, словно солнце, А дурень Иван не пускает стрелу, Не буду сидеть, видно, я у оконца, На этом болоте лягушкой помру… Как хочется снова царевной прекрасной Из топких болот, словно феникс, восстать, Ах, дурень Иван, ты не медли напрасно, Давай, бери лук, начинай же стрелять

Слайд 3

Ворота в сказочную страну открыты. Сказочное времечко, Времечко желанное, Тихо начинается Сказка долгожданная. Поведут тропиночки Нас в края далекие Через чащи темные И моря глубокие. Царство тридесятое Чудесами славится, Но со злыми чарами Мы сумеем справиться. Пусть чинят препятствия Силы зла старательно, Победит все доброе В сказке обязательно!

Слайд 4

Лягушка квакала в пруду: «Куа-ква-ду! Куа-ква-ду!» Мне надоела, взял я прут И запустил с размаху в пруд. Вдруг слышу: «Ква, ты не балуй! Меня ты лучше поцелуй! Коль поцелуешь ты меня, Квасавицею стану я!» Гляжу, уж предо мной она: Огромноглаза, зелена. Квакушку я поцеловал. И тут же земноводным стал! Я придушить её хотел. Но поглядел и обомлел: Ква сива до чего ж она! Ква к хороша, ква к зелена! Ну, что за ротик, что за глазки! Рас ква зывать так прямо в с ква зке! «Люблю тебя! — я квакнул ей: Ты будешь суженой моей?» « Ква нечно! — был её ответ: У нас пре ква снейший дуэт!»

Слайд 5

Обложку к сказке нарисовал художник И. Я. Билибин. С этой обложкой издавались многие русские народные сказки. ЛЮБОПЫТНАЯ СТРАНИЧКА Известно, что у сказки «Царевна лягушка»24 варианта, значит, она совершенствовалась со временем и народом считается одной из лучших народных сказок. Она посвящена прославлению творческого труда .

Слайд 6

Попробуем восстановить события 1. Наказ царя сыновьям о сватовстве. 2. Сватовство царевичей. 3. Встреча Ивана-царевича с лягушкой. 4. Испытание невесток: а) испечь каравай хлеба; б) выткать ковёр за ночь; в) приехать на царский пир. 5. Пир у царя. 6. Встреча Ивана-царевича со старичком . 7. Встречи Ивана-царевича с медведем, зайцем, селезнем, щукой. 8. Иван-царевич у Бабы-Яги. 9. Иван-царевич у Кощеева дуба. 10. Счастливое завершение сказки.

Слайд 7

Задумал тогда Царь-батюшка женить своих сыновей…

Слайд 9

— Возьми, Иван-царевич, жалеть не будешь

Слайд 10

За что разгневался Кощей на Василису и приказал ей три года лягушкой быть ?

Слайд 11

« Не тужи, Иван-царевич. Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее! »

Слайд 13

Иван-царевич преподносит царю-батюшке хлеб Взяла она белые решета, мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай – рыхлый да мягкий, изукрасила разными узорами мудрёными:по бокам – города с дворцами, садами да башнями, сверху – птицы летучие,снизу – звери рыскучие

Слайд 14

« Не тужи, Иван-царевич. Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее! » Где кольнет иглой раз — цветок зацветет, где кольнет другой раз — хитрые узоры идут, где кольнет третий — птицы летят.

Слайд 15

Танец Василисы Премудрой

Слайд 16

Сказочные помощники

Слайд 19

Красота – соединение истины и добра рождает премудрость в образе красоты. В.И. Даль

Слайд 20

Вот и сказке конец… Главные герои и сам сюжет сказки знакомит нас с народными нравственными заветами. А мысли, пронизывающие текст, учат не судить о человеке только по внешнему виду, а оценивать его по делам и внутренним достоинствам .

Слайд 21

Сказка родилась с человеком, и покуда жив человек, будет жива и сказка. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


1


Русская народная сказка «Царевна-лягушка» (5 класс)


2


Цели: — выявление основной идеи сказки; — формирование навыка работы с иллюстрациями и лексической работы, выразительного чтения, чтения по ролям и художественного пересказа; — воспитание интереса к произведениям устного народного творчества, формирование представлений о подлинных ценностях.


3


Подумай и ответь… — Что такое сказка? — Для чего нужны чудеса в сказках? — Какие виды сказок нам известны? — Расскажите об особом построении сказок. — Что такое эпитет, гипербола? — Какие обращения, повторы, постоянные эпитеты, гиперболы, встречающиеся в сказках, вам известны? — Назовите любимых героев русских сказок.


4


— лытать — пытать — кручиниться — тужить — мудрёный — молвить — дивиться — снарядиться Лексическая работа — уклоняться от дела, бегать работы — (устаревшее значение слова) проверять чьи- либо качества — горевать, печалиться — горевать, тосковать, печалиться — загадочный, непонятный, замысловатый — говорить, сказывать — удивляться, поражаться чему-либо — запастись всем необходимым при отправлении куда-нибудь


5


Подумай и ответь… — О чем эта сказка? Назовите ее героев. — Кто из героев понравился вам больше всего и почему? — Что вы знаете об этих героях? Что можете о них рассказать?


6


Подумай и ответь… — Почему героиня в сказке превращена именно в лягушку?


7


Композиция волшебной сказки ЭкспозицияПричины, которые породили завязку Сватовство, приказы царя ЗавязкаГлавный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу «Василиса Премудрая обернулась белой лебедью и улетела в окно» Развитие сюжета Поиск потерянного или недостающего Иван-царевич отправляется на поиски и встречается с медведем, зайцем, уткой, селезнем, щукой КульминацияГлавный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают ее или разгадывают трудные загадки Иван-царевич убивает Кащея РазвязкаПреодоление потери или недостачи Иван-царевич возвращается во дворец с Василисой Прекрасной


8


Подумай и ответь… — Почему царь избрал такой странный способ выбора невест для своих сыновей? — Где нашли невест старшие братья? — Почему Иван-царевич вначале хотел «отступиться от своей находки», «бежать»? — Почему братья смеются над Иваном-царевичем? — Почему царь не стал противиться этому браку?


9


Первый приказ царя


10


Подумай и ответь… — Когда в сказке впервые появляется имя царевны? Почему? — Как оценивает царь работу невесток? Почему сказка преувеличивает недостатки работы других невесток? — В чем истинная красота героини сказки? — Как царевич оценивает работу Василисы?


11


Выразительное чтение эпизода сказки


12


Подумай и ответь… — Почему царь трижды испытывает невесток? В чём смысл повтора?


13


Репродукция картины В.М.Васнецова «Царевна-лягушка»


14


Иллюстрации И.Я.Билибина к сказке «Царевна-лягушка»


15


Подумай и ответь… — Почему Иван-царевич сжёг лягушачью кожу? — Достоин ли Иван-царевич Василисы Премудрой


16


Подумай и ответь… — Как Василиса Премудрая отнеслась к поступку Ивана- царевича? — Почему Иван-царевич отправился на поиски Василисы Премудрой? — О чем свидетельствует гипербола «..две пары железных сапог протер, два железных хлеба сглодал…»? — Что рассказал Ивану-царевичу старичок?


17


Кащей Бессмертный


18


Репродукция картины В.М.Васнецова «Кащей Бессмертный»


19


Баба Яга


20


Подумай и ответь… — Почему только после смерти Кащея герои могут стать счастливыми? — О чем сказка «Царевна-лягушка»? — Почему сказка называется «Царевна-лягушка»?


21


Домашнее задание Прочитать сказку «Чего на свете не бывает». Индивидуальное задание: нарисовать портреты героев сказки «Чего на свете не бывает», составить устные комментарии к рисункам.

5класс

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

«ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА»

  • Сколько сыновей было у царя?
  • Куда упала стрела Ивана-царевича?
  • Через сколько дней нашёл свою стрелу Иван-царевич?
  • Почему Иван-царевич сначала не захотел брать лягушку?

Задание «Дальше…….дальше…………дальше…….»

  • Какие задания царь давал жёнам своих
  • сыновей?

  • Что всегда говорила
  • лягушка Ивану –царевичу, когда тот возвращался после

    встречи с отцом?

  • Какой каравай испекла Василиса?
  • Какой ковер выткала Василиса?
  • Во что превратились остатки вина, которые
  • Василиса Премудрая не допила и вылила за левый рукав, и косточки от жареного лебедя, которые она бросила за правый рукав?

  • Где надо было искать Василису Премудрую после царского пира?

Задание «Дальше,…….дальше,…………дальше…….»

  • Когда, по словам Василисы, Иван-царевич
  • разыщет её?

  • Где находилась смерть Кощея Бессмертного?

Задание «Приведи в порядок»

План сказки

  • Встреча Ивана-царевича с медведем, селезнем, зайцем, щукой
  • 2. Иван-царевич и «старый старичок»

    3. Иван-царевич и Баба Яга

    4. Сватовство царевичей

    5.Приказы царя

    6. Спасение Василисы Премудрой

Задание «КОРРЕКТОР»

Найди и исправь ошибки

1.В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик со старухой, и было у них четыре сына.

2. Взяла Василиса Прекрасная Ивана-царевича за руки и повела за столы дубовые, за скатерти узорчатые.

3. «Зачем, добрый молодец, ко мне пожаловал?» — говорит ему Кощей Бессмертный. – Дело пытаешь или от дела лытаешь?»

Задание «Редактор»

Вспомни, что такое постоянные эпитеты,

и впиши их вместо пропусков

Катится клубочек по ……………………..горам,

катится по………………. лесам, катится по ………

……….. лугам, катится по ………….болотам, катится

по …………..местам, а Иван-царевич все идет да

идет за ним — не остановился на отдых ни на часок.

Задание «Чёрный ящик»

  • Что дал царь своим сыновьям,
  • чтобы их жёны выткали ковер?

    2. Каких зверей Иван-царевич

    пожалел и не убил?

Задание «Реставратор»

Внимательно посмотри на картину художника В.М.Васнецова «Царевна-лягушка» и впиши пропущенные слова в текст, представляющий собой описание картины.

Но вот словно раздаются звуки

—————-. Звуки бодрые, весёлые, чистые.

Это заплясала——————-, царевна-лягушка.

Взмахивает—————-. Поводит рукой.

Стройный стан отклонен назад, струятся по спине

—————, дробно пристукивают каблучки———-.

Как хороша сказочная———

в своем уборе с разлетающимися от движения темно-

-зелеными, по-старинному свободными————-!

Все в движении, все в лад её смелому танцу!

————

только успевают перебирать струны, ускоряют ритм, того гляди,————-

в пляс.

Светлые краски расписного терема,

————— на пруду, дальние———,

крестьянский хоровод на ————- —

все живет в красоте и гармонии.

источники

http://dostoyanieplaneti.ru/images/inna-anfilofeva_004.jpg

http://pro-poslovicy.ru/wp-content/uploads/2016/11/2016-11-01_095854.jpg

https://i.ytimg.com/vi/EbWzNfADB_8/maxresdefault.jpg

http://ic.pics.livejournal.com/elenange/72233956/4170/4170_900.jpg

http://4.bp.blogspot.com/-1-6KjqYB-i8/VBL8jAjiNLI/AAAAAAAAEis/rK0aIkUuPTw/s1600/%D0%98%D0%BD%D0%BD%D0%B0%2B%D0%90%D0%BD%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%84%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B0.jpg

http://s1.moscowbooks.ru/image/book/gallery/image/ap/t0/555/555176/800/555176_110326203007.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/2710/86441892.156/0_8c7a8_994c7e8c_orig.jpg

http://kuda29.ru/content/galery/image/events/11991/540_mqXxsqM.jpg

http://dolniy-lad.ru/wp-content/uploads/2015/06/TSAREVNA-lyagushka-strela-zmey-hram.png

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/4/81/753/81753936_Muyshkova_Sadko.jpg

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/7/95/765/95765035_7.jpg

http://s2.pic4you.ru/allimage/y2013/09-07/12216/3790534.png

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/7/98/861/98861926_frog__18_.png

http://gala-teya.com.ua/wp-content/plugins/content-slide/images/image26.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/9321/16969765.1b4/0_87a21_a15e9743_M.png

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/8/104/744/104744381_uzor1.png

https://www.mnoso.ru/wp-content/uploads/2012/05/rns.jpg

http://www.kartinki24.ru/uploads/gallery/main/23/kartinki24_ru_art_67.jpg

Р.Г.Ахмадуллина Рабочая тетрадь по литературе,Москва, издательство «Просвещение», 2015 год

Составитель презентации учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №8 г.Моздок РСО-Алания Погребняк Н.М.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.   НАРОДНЫЕ СКАЗКИ.  «ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА» ПРЕЗЕНТАЦИЯ  К УРОКУ ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МОУ «АМВРОСИЕВСКАЯ ШКОЛА №2» АМВРОСИЕВСКОГО РАЙОНА ДНР ФЕЛОНЕНКО ОЛЬГИ ВАДИМОВНЫ

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. НАРОДНЫЕ СКАЗКИ. «ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

К УРОКУ ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ

УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

МОУ «АМВРОСИЕВСКАЯ ШКОЛА №2»

АМВРОСИЕВСКОГО РАЙОНА ДНР

ФЕЛОНЕНКО ОЛЬГИ ВАДИМОВНЫ

 Назовите жанр сказки «Царевна – лягушка».  К какому виду сказок она относится? Ответ обоснуйте.

Назовите жанр сказки «Царевна – лягушка».

К какому виду сказок она относится? Ответ обоснуйте.

ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ Почему сказка называется «Царевна-лягушка»,  хотя не одна она героиня этой сказки?  Почему Иван-царевич сжег лягушечью кожу?  Какие черты характера присущи этому герою?  Какие поступки Ивана-царевича вызывают у вас уважение?

ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ

  • Почему сказка называется «Царевна-лягушка»,

хотя не одна она героиня этой сказки?

  • Почему Иван-царевич сжег лягушечью кожу? Какие черты характера присущи этому герою? Какие поступки Ивана-царевича вызывают у вас уважение?

Как царь предложил своим детям искать себе невест? Прочитайте выразительно, а затем пересказать отрывок о том, как братья пускали стрелы, со слов: «Вышли братья на широкий отцовский двор...».

Как царь предложил своим детям искать себе невест?

Прочитайте выразительно, а затем пересказать отрывок о том, как братья пускали стрелы, со слов: «Вышли братья на широкий отцовский двор…».

ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ Какой фразой начинается  сказка? В каких еще сказках вы  встречали такое  выражение? Какие части можно выделить в композиции этой сказки? Найдите и прочитайте зачин сказки, концовку.  А что представляет собой основная часть сказки? 

ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ

  • Какой фразой начинается

сказка?

  • В каких еще сказках вы

встречали такое

выражение?

  • Какие части можно выделить в композиции этой сказки?
  • Найдите и прочитайте зачин сказки, концовку.
  • А что представляет собой основная часть сказки? 

Почему, по-вашему, царь сказал Ивану-царевичу, чтобы тот брал лягушку в жены?

Почему, по-вашему, царь сказал Ивану-царевичу,

чтобы тот брал лягушку в жены?

Какие задания давал царь своим невесткам?   Как утешала Ивана-царевича лягушка?

  • Какие задания давал царь своим невесткам?
  • Как утешала Ивана-царевича лягушка?

Как выполняют задания царя Василиса Премудрая  и жены старших  царевичей? Сравните описания того, как ткали ковры  жены старших царевичей, и описание работы  Василисы Премудрой. Какие черты характера  Василисы Премудрой  вам нравятся и почему?

  • Как выполняют задания царя Василиса Премудрая

и жены старших

царевичей?

  • Сравните описания того,

как ткали ковры

жены старших царевичей,

и описание работы

Василисы Премудрой.

  • Какие черты характера

Василисы Премудрой

вам нравятся и почему?

Почему народ называет Василису Премудрой? Какие качества прославляет народ в образе Василисы?

  • Почему народ называет Василису Премудрой?
  • Какие качества прославляет народ в образе Василисы?

Является ли в этой сказке Баба-яга отрицательной героиней?

Является ли в этой сказке Баба-яга отрицательной героиней?

Какие постоянные эпитеты вы нашли в данной сказке?

Какие постоянные эпитеты вы нашли в данной сказке?

Внимание! Важно знать! Мораль  – система нравственных норм, регулирующая поведение человека. Человек, нарушивший нормы морали, осуждается обществом. Мораль – предмет изучения науки этики. Мораль  в литературоведении – нравоучение или нравственное наставление художественного произведения. Какова народная мораль  в характере и поступках героев?  

Внимание! Важно знать!

Мораль  – система нравственных норм, регулирующая поведение человека. Человек, нарушивший нормы морали, осуждается обществом. Мораль – предмет изучения науки этики.

Мораль  в литературоведении – нравоучение или нравственное наставление художественного произведения.

Какова народная мораль  в характере и поступках героев?  

Рассмотрите репродукцию картины В. Васнецова «Пир». Сравните эту картину с иллюстрацией, сделанной к этому эпизоду сказки И. Билибиным.

Рассмотрите репродукцию картины В. Васнецова «Пир».

Сравните эту картину с иллюстрацией,

сделанной к этому эпизоду сказки И. Билибиным.

И. Билибин

И. Билибин

 Примерный план сказки Наказ царя сыновьям о сватовстве. Сватовство старших братьев. Встреча Ивана-царевича с лягушкой. Первый приказ царя невесткам: испечь мягкие белые хлебы. Второй приказ царя невесткам: соткать ковры. Третий приказ царя невесткам: явиться на пир. Василиса Премудрая на пиру у царя. Иван-царевич сжигает лягушечью кожу. Встреча Ивана-царевича со «старым старичком». Встречи Ивана-царевича с медведем, селезнем, зайцем и щукой. Иван-царевич у Бабы-яги. Иван-царевич у Кощеева дуба. Возвращение Ивана-царевича с Василисой Премудрой домой. Внимание! Задание Выберите из примерного плана 1 любой пункт (эпизод) и детально перескажите его.

Примерный план сказки

  • Наказ царя сыновьям о сватовстве.
  • Сватовство старших братьев.
  • Встреча Ивана-царевича с лягушкой.
  • Первый приказ царя невесткам: испечь мягкие белые хлебы.
  • Второй приказ царя невесткам: соткать ковры.
  • Третий приказ царя невесткам: явиться на пир.
  • Василиса Премудрая на пиру у царя.
  • Иван-царевич сжигает лягушечью кожу.
  • Встреча Ивана-царевича со «старым старичком».
  • Встречи Ивана-царевича с медведем, селезнем, зайцем и щукой.
  • Иван-царевич у Бабы-яги.
  • Иван-царевич у Кощеева дуба.
  • Возвращение Ивана-царевича с Василисой Премудрой домой.

Внимание! Задание

Выберите из примерного плана 1 любой пункт (эпизод)

и детально перескажите его.

Слайд 1Русская народная сказка «Царевна-лягушка»

(5 класс)

Русская народная сказка «Царевна-лягушка»(5 класс)


Слайд 2Цели:

— выявление основной идеи сказки;

— формирование навыка работы с иллюстрациями и

лексической работы, выразительного чтения, чтения по ролям и художественного пересказа;

— воспитание интереса к произведениям устного народного творчества, формирование представлений о подлинных ценностях.

Цели:- выявление основной идеи сказки;- формирование навыка работы с иллюстрациями и лексической работы, выразительного чтения, чтения по


Слайд 3Подумай и ответь…

— Что такое сказка?

— Для чего нужны чудеса в

сказках?

— Какие виды сказок нам известны?

— Расскажите об особом построении сказок.

— Что такое эпитет, гипербола?

— Какие обращения, повторы, постоянные эпитеты, гиперболы, встречающиеся в сказках, вам известны?

— Назовите любимых героев русских сказок.

Подумай и ответь…- Что такое сказка?- Для чего нужны чудеса в сказках?- Какие виды сказок нам известны?-


Слайд 4
— лытать

— пытать

— кручиниться

— тужить

— мудрёный

— молвить

— дивиться

— снарядиться
Лексическая работа

уклоняться от дела, бегать работы

— (устаревшее значение слова) проверять чьи-либо качества

— горевать, печалиться

— горевать, тосковать, печалиться

— загадочный, непонятный, замысловатый

— говорить, сказывать

— удивляться, поражаться чему-либо

— запастись всем необходимым при отправлении куда-нибудь

- лытать- пытать- кручиниться- тужить- мудрёный- молвить- дивиться- снарядиться Лексическая работа- уклоняться от дела, бегать работы -


Слайд 5Подумай и ответь…

— О чем эта сказка? Назовите ее героев.

— Кто

из героев понравился вам больше всего и почему?

— Что вы знаете об этих героях? Что можете о них рассказать?

Подумай и ответь…- О чем эта сказка? Назовите ее героев.- Кто из героев понравился вам больше всего


Слайд 6Подумай и ответь…

— Почему героиня в сказке превращена именно в лягушку?

Подумай и ответь…- Почему героиня в сказке превращена именно в лягушку?


Слайд 8Подумай и ответь…
— Почему царь избрал такой странный способ выбора невест

для своих сыновей?

— Где нашли невест старшие братья?

— Почему Иван-царевич вначале хотел «отступиться от своей находки», «бежать»?

— Почему братья смеются над Иваном-царевичем?

— Почему царь не стал противиться этому браку?

Подумай и ответь…- Почему царь избрал такой странный способ выбора невест для своих сыновей?- Где нашли невест


Слайд 10Подумай и ответь…
— Когда в сказке впервые появляется имя царевны? Почему?

Как оценивает царь работу невесток? Почему сказка преувеличивает недостатки работы других невесток?

— В чем истинная красота героини сказки?

— Как царевич оценивает работу Василисы?

Подумай и ответь…- Когда в сказке впервые появляется имя царевны? Почему?- Как оценивает царь работу невесток? Почему


Слайд 11Выразительное чтение эпизода сказки

Выразительное чтение эпизода сказки


Слайд 12Подумай и ответь…
— Почему царь трижды испытывает невесток? В чём смысл

Подумай и ответь…- Почему царь трижды испытывает невесток? В чём смысл повтора?


Слайд 13Репродукция картины В.М.Васнецова «Царевна-лягушка»

Репродукция картины В.М.Васнецова «Царевна-лягушка»


Слайд 14Иллюстрации И.Я.Билибина к сказке «Царевна-лягушка»

Иллюстрации И.Я.Билибина к сказке «Царевна-лягушка»


Слайд 15Подумай и ответь…
— Почему Иван-царевич сжёг лягушачью кожу?
— Достоин ли Иван-царевич

Подумай и ответь…- Почему Иван-царевич сжёг лягушачью кожу?- Достоин ли Иван-царевич Василисы Премудрой


Слайд 16Подумай и ответь…
— Как Василиса Премудрая отнеслась к поступку Ивана-царевича?
— Почему

Иван-царевич отправился на поиски Василисы Премудрой?
— О чем свидетельствует гипербола «..две пары железных сапог протер, два железных хлеба сглодал…»?
— Что рассказал Ивану-царевичу старичок?

Подумай и ответь…- Как Василиса Премудрая отнеслась к поступку Ивана-царевича?- Почему Иван-царевич отправился на поиски Василисы Премудрой?-


Слайд 18Репродукция картины В.М.Васнецова «Кащей Бессмертный»

Репродукция картины В.М.Васнецова «Кащей Бессмертный»


Слайд 20Подумай и ответь…
— Почему только после смерти Кащея герои могут стать

счастливыми?
— О чем сказка «Царевна-лягушка»?
— Почему сказка называется «Царевна-лягушка»?

Подумай и ответь…- Почему только после смерти Кащея герои могут стать счастливыми? - О чем сказка «Царевна-лягушка»?


Слайд 21Домашнее задание

Прочитать сказку «Чего на свете не бывает».

Индивидуальное задание: нарисовать портреты

героев сказки «Чего на свете не бывает», составить устные комментарии к рисункам.

Домашнее заданиеПрочитать сказку «Чего на свете не бывает».Индивидуальное задание: нарисовать портреты героев сказки «Чего на свете не


Идет урок

УДК 372.882.161.1:821.161.1-343.4 ББК Ч426.839(=411.2)-278+Ш23(2Рос=Рус)-44

Исследовательский проект в 5 классе: русская волшебная сказка «Царевна-лягушка»

Г. С. Меркин Смоленск, Россия

Аннотация. В статье рассмотрен вопрос о реализации исследовательских литературоведческих проектов на примере изучения русской народной сказки «Царевна-лягушка» в 5 классе. Цель проекта: подвести итог развитию представлений учашдхся о структуре волшебной сказки на ранних этапах литературного образования школьников. Показано, как уже на ранних этапах обучения литературе в школе можно реализовать основные положения В. Я. Проппа о структуре волшебной сказки, отмечены и прокомментированы методические приемы учителя-словесника и формы организации деятельности учашихся на уроках, разработана и продемонстрирована связь урока с исследовательским поиском во внеурочное время, отмечена роль принципа внедрения как важнейшего мотивационного инструмента в процессе реализации проекта, описаны возможности привлечения Интернет-ресурсов для поиска фактического материала во время работы над исследованием. Особо подчеркнуто, что проект может быть выполнен школьниками как индивидуально, так и в парах и микрогруппах, что позволяет проводить его дифференцированно, в зависимости от психологических и коммуникативных особенностей детей и, кроме того, в различных типах школ, в том числе и малокомплектных.

Ключевые слова: литературное образование, исследовательский проект, структура волшебной сказки, принцип внедрения.

G. S. MERKIN. Investigational project in the 5thgrademrussian fairy-tale «frog-princess»

Abstract. In the article they consider the possibility of realization of investigational literary projects by studying Russian fairytale «Frog-princess» in the 5th grade. The aim of the project is to summarize the development of students’ understanding of the fairy-tale structure on early stages of school literary education. They show how even on the first stages of teaching literature at school you can put into practice the main Propp’s statements about a fairy-tale structure. They also comment methodic ways of a philologist’s working and forms of students’ activity at lessons management, show the connection between a lesson and a research at free time, note the role of the introduction principal as one of the main motivating instrument in the process of realizing the project, describe the possibilities of using the Internet to search the necessary data. They lay stress on the fact that the project can be done by students either individually or in pairs or microgroups. This gives the opportunity to carry it out differentiately, depending on psychological and communicative characteristics, and in different types of schools.

Keywords: literary education, investigational project, fairy-tale structure.

Последние годы отмечены рядом дискуссий о содержании литературного образования в школе и о методических подходах к обучению литературы в 5-8 и старших классах. Положительная роль таких дискуссий не вызывала бы никаких возражений, если бы настойчиво отдельными учителями-практиками, методистами и, что совершенно неестественно, филологами-литературоведами не утверждалась мысль о чрезмерности, а порой и ненужности научно-филологических представлений школьников в процессе изучения литературы в школе. Утверждения, которые выдвигаются участниками дискуссий, не просто сомнительны, но и контрпродуктивны — они в ряде случаев широкого внедрения в сознание учительства могут отбросить методику преподавания далеко назад. Вот лишь несколько примеров таких контрпродуктивных позиций. Школьникам, умеющим в процессе характеристики, не говорю уже об комплексном анализе текста, содержательно и осознанно вводить в описание материала литературоведческие термины, говорить о научных подходах отдельных исследователей ставятся в вину такие описания, и голословно утверждается, что ученик этого не может знать и понимать, что его формально «натаскали» и вообще теоретические построения должны быть минимальными. В частности, такой подход настойчиво внедряется во время проведения последних олимпиад по литературе. Что — минимально? Где критерий допустимого? Почему филологический анализ ущербен по сравнению с описанием или эссе? Серьезных обоснований нет, но ка-

мень в поле целесообразности литературоведческих представлений брошен.

Или другой пример позиции по отторжению ученика и учителя-словесника от литературоведения: оно устарело, потому как создавалось в советские времена и значит по определению совковое. Я не понимаю, что такое «совковое» и «не совковое» литературоведение, но, если следовать этому тезису [Шаблон ЕГЭ наплывает на мозги участников олимпиады по литературе], совковыми предстанут ученые-филологи, принесшие мировую славу советскому литературоведению как науке: В. М. Жирмунскому, Б. В. Томашевскому, Ю. М. Лотману, М. Л. Гаспарову — этот ряд славных имен можно продолжать достаточно долго. По логике защитников данного подхода учителей и учеников от этого ряда необходимо отлучить по «замечательному» идеологическому принципу современности — принципу «совковости».

Понятие творчества при исследовании (характеристике, анализе) текста подменяется понятием права на любую интерпретацию произведения: обусловленную и аргументированную, импрессионистскую и вообще «я так думаю — я прав», ибо ученик «всегда прав» в своем прочтении произведения литературы. Примером такого «творчества» на «высшем уровне» становится ряд постановок русской классики, созданной «по мотивам». Больше всего, как нам кажется, не повезло здесь А. П. Чехову, от которого в такой волюнтаристской интерпретации остается только фамилия автора и название произведения.

Нередко высказывается мнение об устарелости классики, не отвечающей, якобы, сегодняшним реалиям.

Более продуктивен путь бережного отношения к нашему наследию, в том числе и к литературной классике, и классике филологической — мысль банальная, часто повторяемая, но в реальности для многих ущербная. «Пускай меня объявят ретроградом», но, убежден, школьное преподавание должно быть классически консервативным, так как многие сомнительные эксперименты, не успев взойти, чахнут, но ученик через них уже «прошел» — и второй раз он в эту реку не вступит. Сказанное совершенно не означает, что методика преподавания литературы должна остановиться, замереть и стать во фрунт перед прошлыми достижениями. Нет, конечно, она должна идти вперед, развиваться, совершенствоваться и при этом если уж не базироваться на прошлом фундаменте, то, во всяком случае, учитывать его. Методика преподавания литературы — это, по

преимуществу, не сумма приемов — целый ряд приемов, продуктивных для одного, становится неприемлемым или малоуспешным для другого, не образование новых слов для прежних подходов и принципов. Методика — это сумма идей, развивающих и совершенствующих прежние, и на этой основе создающая новые, проверенные и выверенные в реальной практике.

Существенно более значимым представляется не написание в конспекте урока слова целеполагание вместо прежнего цель, не формирование компетенций вместо формирования умений и навыков, а выявление глубинных связей внутри культуры в целом и в литературе — в частности, в необходимости выработки навыков, а не только умений в процессе филологического образования школьников. Это позволит доказательно, что никак не мешает творчеству, интерпретировать произведение, видеть его эстетическую значимость и испытывать эстетическое удовлетворение от приобретенного знания. Наука — не меньшее творчество, чем скажем, создание комиксов. Филологически развитое чувство не мешает, но способствует видению эволюции эстетических явлений от одной культуры (фольклор как явление народной культуры) к другой (литература как явление письменной [авторской] культуры), например.

Основные дефиниции волшебной сказки, обозначенные и исследованные В. Я. Проппом в его «Морфологии сказки» [Пропп 1928], при всей научно-филологической сложности достаточно эффективно могут быть адаптированы и применены при изучении не только волшебной сказки, но и во время чтения и характеристики значительных пластов авторской литературы — не обязательно сказочной. Многие эпические произведения различных жанров и жанровых образований: фантастических, героических, приключенческих, — в своей структуре ориентированы на волшебную сказку, или «пользуются» отдельными ее элементами: пролог, событие, отправка, препятствия, преодоление препятствий, встреча с добрыми силами, помощь добрых сил, возвращение. Это «генный материал» лежит в основе литературы и понимается как одна из основ в наследии традиций — литературная традиция, прежде всего, базируется не на формально-количественных показателях, а на мировоззренческих постулатах.

Для того, чтобы у юных читателей погружение в эстетический мир литературного произведения произошло, необходимо как можно раньше вводить школьников в структуру волшебной сказки. При-

меняя этот методический подход систематически, учитель-филолог закладывает в сознание юных читателей устойчивые представления не только о строении художественного произведения, но и о его эстетике, так как структура текста — значимая часть его поэтики.

Систематическое чтение и постижение волшебных сказок начинается со второго класса. Большинство волшебных сказок, включенных в программу и учебники «Литературное чтение» для начальной школы [Литературное чтение 2012], в своей содержательной основе представляют тему семейных отношений, где главная мысль связана с образами мачехи, ее дочери и падчерицы; милосердия, отзывчивости, доброты; спасительной для человека идеи потребности в труде и умении трудиться, служения и героизма. Это произведения В. и Я. Гримм. «Горшочек каши», русская народная сказка в обработке А. Толстого «Мальчик с пальчик» (2 класс); русская народная сказка «Дочь-семилетка», русская народная сказка в пересказе В. Даля «Привередница», В. и Я. Гримм. «Госпожа Метелица», В. Одоевский «Мороз Иванович», русская народная сказка «Про глупого змея и умного солдата», русская народная сказка «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» (3 класс); русская народная сказка «Шабарша», русская народная сказка «Две сестры», шведская народная сказка «Гвоздь из родного дома» (4 класс).

В процессе чтения и характеристики сказок постепенно, от класса к классу, от сказки к сказке формируются умения выделять основные структурные компоненты волшебных сказок: зачин, событие, отправка, препятствия, помощь добрых сил, преодоление препятствий, возвращение, счастливый финал, концовка. Внимательное отношение к ним позволяют юным читателям не только читать, но вчитываться в основные сюжетно-фабульные эпизоды и в результате приходить к выводу о том, что при всем различии в образной системе, в содержании волшебной сказки ее структурная основа тождественна. Различие лишь в числе сюжетных ходов: от одного до трех, как правило. Это во многом формальное знание способствует более внимательному и глубокому проникновению в поэтику текста и через нее — в значимость тематического и идейного содержания сказки и подготовки к умению находить эти элементы и их социально-эстетическую роль в последующей авторской литературе. Немаловажно и то, что внутреннее проникновение в структуру волшебной сказки способствует развитию творческого потенциала школьников, создающих на осно-

ве имеющейся модели собственные сказки (задания типа «Сочини сказку»).

Естественно, что представления, полученные в начальной школе, углубляются и совершенствуются в 5 классе при изучении волшебной сказки «Царевна-лягушка». Они базируются на первоначальных опытах по сопоставлению народной сказки «Шабарша» и пушкинской «Сказке о попе и работнике его Балде», сказки «Госпожа Метелица» В. и Я. Гримм и В. Одоевского «Мороз Иванович». Они станут основой для содержательного сопоставления народной сказки и «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина, а затем помогут выявлять в авторских эпических произведениях структурные элементы волшебной сказки, например, в рассказах Л. Андреева «Петька на даче», А. Платонова «Никита».

Предлагаемые методические материалы в процессе изучения русской волшебной сказки «Царевна лягушка» в 5 классе представляют одну из возможностей погружения учащихся в этот мир.

Основная задача урока — перевести школьников от наивно-реалистического [Гуковский 1966] представления о сказке к постижению ее скрытого, тайного смысла, ее второго плана, совершить филологическое «открытие». Понятие «открытие» взято в кавычки только потому, что оно уже наверняка состоялось в трудах ученых-литературоведов, но дети-то об этом не знают. Это открытие позволит им начинать, а затем и убеждаться в том, что наука есть удивительное искусство установления инвариантов там, где они неочевидны, и испытывать при этом подлинную радость от того, что это совершено ими лично.

Методическую основу уроков составляет исследовательский проект «Все о волшебной сказке» и широкое обращение учащихся к Интернет-ресурсам во время подготовки, проведения проекта и внедрения результатов по его завершении.

После установки на восприятие в своем вступительном слове учитель скажет о сути проекта и его цели, о путях и последовательности подбора, компоновки и описания материала. Ученики получают право выбора выполнения проекта: индивидуально, в парах, в микрогруппах. Учитель выполняет на уроке не роль наставника, а научного консультанта.

Важна логика урока, его композиция, так как переход от одного элемента к другому — не формальность, но возможность прояснения потаенных, скрытых от первого взгляда явлений. Кроме того, при выполнении почти каждого следующего шага ученики вновь и вновь обращаются к тексту — не по

приказу, а по внутренней необходимости: без этого решение микрозадачи не произойдёт.

Первым элементом в деятельности учеников на уроке является возвращение к изученному. Школьникам предлагается вспомнить основные понятия, с которыми они познакомились, изучая сказки, и написать их определения:

Сюжет —_

Композиция —_

Жанр —_

Второй шаг «возвращения к изученному» — определение структурных элементов в волшебных сказках и заполнение таблиц. Каждой паре или малой группе школьников дается текст волшебной сказки, изученный в начальной школе, — из списка, предложенного выше). Учащиеся определяют и отмечают в таблице границы того или иного структурного элемента.

№ Элемент Границы элемента (от слов — до слов)

1 Зачин

2 Событие

3 Отправка

4 Встреча с волшебными силами

5 Препятствие

6 Помощь волшебных сил

7 Преодоление препятствия

8 Возвращение

9 Концовка

Результатом обсуждения явится микровывод о структурной близости элементов волшебной сказки, независимо от их тематики и образов.

В повседневной жизни дети могли встречаться с понятием «сказочный мир». Сейчас им предстоит выяснить, какие волшебные предметы, события, помощники встретились в сказке «Царевна-лягушка». Школьники осмысляют предложенные информационные таблицы, которые являются важными заготовками для проекта, и дополняют их:

— Внимательно ознакомьтесь с материалами таблиц. При необходимости продолжите содержание таблиц.

Таблица 1. Персонажи

Человек Сказочный персонаж Домашние животные Звери/ птицы

Добрый молодец Василиса Премудрая Лошадь Селезень

— Продолжите таблицу.

Таблица 2. Предметный мир

Волшебные Бытовые Сказочный предмет и сказочное место сопряжены

Железные сапоги Жёлтый песок Дуб вершиной в облака упирается

Лягушачья кожа Золочёная карета

— Продолжите таблицу.

Таблица 3. Сказочное время

Обобщённое, неопределённое Бытовое Сказочное время и сказочное пространство сопряжены

Утро вечера мудренее Завтра Долго по дремучим лесам пробирался, в топях болотных вяз и пришёл наконец к Кащееву дубу.

Вечно Утро —

— Продолжите таблицу.

Таблица 4. Сказочное пространство

Обобщённое, неопределённое Бытовое

Тридесятое царство Девичий терем

Этап урока завершается формулировкой микровывода о том, какие составные элементы дают представление о сказочном мире: это сказочные персонажи, предметный мир, сказочное время и сказочное пространство.

Когда общая установка выполнена и есть представление об особенностях сказочного мира «Царевны-лягушки», осуществляется переход к новой установке: проникновению в мифологическое значение целого ряда понятий, о которых пятиклассники и не предполагают.

Значительно более сложным и в то же время содержательно важным является выявление смысла ключевых слов в мифологическом сознании народа. Эта деятельность школьников базируется на составлении словарных статей.

Предваряет данную установку замечание учителя. Оно примерно такое: «Совсем недавно мы познакомились с мифами. В русской народной куль-

туре миф античного типа не представлен — нет их записи, потому нет и переложений. Но это вовсе не означает, что российских мифов не было. Об их наличии можно узнать из авторитетных научных изданий, которыми являются, в том числе, и мифологические словари [Мифологический словарь 1991: 83, 222-223]. Листая их, мы обнаружим, что мифологическими были персонажи волшебных сказок, например, Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Василиса Премудрая1 и другие.

Сейчас вам предстоит совершить очень важное для себя открытие. Вы узнаете, что целый ряд слов, казалось бы «обычных», на самом деле, не совсем обычны, или, точнее, совсем необычны. Они имеют устойчивую связь с мифами, имеют мифологическое значение».

Предлагается два ряда лексики:

1. Невеста, голова, зубы, рыба, заяц, медведь, белая лебедь, лягушка, ноги.

2. Игла, сито, каравай, хлеб, гора, дуб, железо, земля, окно, солнце, ткачество, яйцо.

Вопрос: что означают данные слова в мифологическом сознании народа? В каких источниках вы станете искать ответ на вопрос?

Образец выполнения задания, являющегося по существу словарной статьей:

Голова2 — наряду с сердцем считается основной частью тела, местом расположения жизненной силы, души и ее силы. Означает мудрость, ум, управление и контроль. В голове есть место как для разума, так и для глупости. Она является объектом и почестей, и бесчестия: голову украшают, с одной стороны, корона славы и венок триумфатора, с другой, — пепел траура и наказание, шутов-

1 См. Большой Энциклопедический словарь. Цит. по http://spiriШal_culШre.academic.пJ/364/%D0%92%D0% B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%81%D0%B 0_%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%BC%D1%83%D0%B 4%D1%80%D0%B0%D1%8F.: «Мифический персонаж русского народного устного творчества, олицетворяющий солнечную стихию, вещую силу, могущественную и всеведущую. Этот образ отражает приоритет древнего материнского права над отцовским и предпочтение у славянских народов женских божеств. Василиса Премудрая владеет чудодейственными средствами и оборачивается в голубку, лебедя, лягушку. Ей повинуется все: пространство, время, природа. Она — всему повелительница. Образ могущественной и мудрой Василисы есть во многом образ России. Этот образ стал источником других женских образов — Марьи Маревны, Красоты Ненаглядной, русской девушки Настюшки».

2 Информацию школьники нахоят не только по печатным источникам, например, мифологическим словарям, но и в Интернет-ресурсах.

ской колпак и уголья горящие // http://www.insai.ru/

Игла — в народной культуре предмет-оберег и одновременно орудие порчи // Валенцова М. М. Славянская мифология-2. Цит. по: http://pagan.ru/ slowar/i/igla8.php.

После выполнения работы каждая группа представляет свои словарные статьи, идёт их обсуждение. Дети размышляют о новом для себя уровне семантики предложенной им лексики, о том, что добавляет к пониманию сказки учет этих значений. Здесь существенна не правильность изложения: пусть она будет «еретической», но логика и ход мыслей, а учитель отредактирует окончательный текст микровывода.

Следующий этап в исследовательском проекте условно назван «Всё о нашем персонаже»:

— Распределитесь по группам. Для каждой группы выберите одного из персонажей сказки «Царевна-лягушка».

— Из доступных вам источников, включая Интернет-источники, постарайтесь найти материал, обобщить его и представить в готовящийся коллективный сборник «Всё о Царевне-лягушке».

Установление межпредметных отношений в проекте связано, прежде всего, с живописью, в основном с иллюстрациями к сказке художника И. Билибина, и детскими рисунками, иллюстрирующими «Царевну-лягушку».

Творческий поиск

Группа 1. Подбор материалов о художнике И. Билибине. План поиска:

— основные биографические сведения;

— И. Билибин — художник-иллюстратор;

— иллюстрации к сказке «Царевна-лягушка»;

— литература;

— подбор подписей к иллюстрациям сказки «Царевна-лягушка».

После уроков

Готовим иллюстрации к сборнику

Группа 2. Внимание, конкурс!

— В рамках исследовательского проекта «Всё о Царевне-лягушке» объявлен конкурс художников. Лучшие иллюстрации, фотографии изделий, костюмов войдут в готовящийся сборник.

Рассказы по картинам

Группа 3. Внимание, конкурс!

— В рамках исследовательского проекта «Всё о Царевне-лягушке» объявлен конкурс на лучший рассказ об иллюстрациях к сказке «Царевна-лягушка». Лучшие рассказы будут помещены в коллективном сборнике.

— Найдите репродукции этих иллюстраций в Интернете.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Про батюшкины испытания

— В своих рассказах не забудьте обратить внимание на количество испытаний!

Группа 4. Творческий конкурс Участники проекта представляют изображение (рисунки, аппликации, изделия из различных природных и других материалов о помощниках Ивана-царевича) и готовят рассказы о своих изделиях.

После уроков.

Конкурс на лучший дизайн-проект

В конкурсе могут быть представлены самые различные проекты:

— Оформления парковых зон школ или детских площадок.

— Оформление уголков и домашних предметов и объектов и другие.

После уроков.

В мире интересных событий и фактов

Конкурс на самую интересную историю, связанную со сказкой «Царевна-лягушка».

Подсказка: подумайте, какой вопрос вы сформулируете поисковику, чтобы добыть в Интернете эти интересные и занимательные истории.

Примеры: Кукла «Иван-Царевич и Царевна-Лягушка» (http://vorotila.ru/Interesnye-fakty/KUKLA-IvanCarevich-i-CarevnaLyagushka-i112177); памятники царевне-лягушке (http://www.bolshoyvopros. ra/questions/180906-gde-nahoditsja-pamjatnik-carevne-ljagushke.html); каньон «Иван-царевич» (http://blogotshelmka.ru/amginskij-vodopad-roskosh-kanona.html) и др. [Меркин 2009] Литература

— В конце вашего коллективного сборника поместите список литературы, которой вы пользовались в процессе работы.

— Не забудьте указать адреса сайтов, на которые вы заходили в Интернете.

Внедрение

Под внедрением в методике преподавания ли-

тературы понимается социально-эстетически значимая материализация интеллектуального творчества школьников.

В процессе вовлечения учащихся в активную самостоятельную творческую деятельность возникает потребность завершения исследования на стадии рефлексивной ситуации. В педагогике рефлексия рассматривается как процесс и одновременно результат фиксирования субъектом процесса состояния своего развития, саморазвития и понимании причин этих процессов [Кашлев 2002]. Рефлексия позволяет посмотреть на учебный процесс «глазами учеников», учесть их индивидуальные особенности, самостоятельную оценку ими своей деятельности и ее результатов.

Уроки литературы, особенно если в них включаются элементы исследования, как правило, завершаются этапом рефлексии. Это само по себе служит мощным стимулом в учебной работе, так как способствует сотворчеству, самопознанию и самореализации школьника. Часто на этом завершается процесс. Однако в последние годы все большее число педагогов понимают, что такое завершение не позволяет ученику полностью осознать значение выполненной работы, ее социальной и эстетической значимости. Именно поэтому от результатов рефлексии педагог идет дальше, применяя принцип внедрения.

Внедрение способствует не только удовлетворению образовательных и социальных притязаний школьника, но побуждает его к дальнейшей творческой активности, осознанию радости исследовательского труда, укреплению уважения к личности ученика со стороны других учащихся класса и школы, педагогов и членов его семьи.

Процесс рефлексии завершен: ученик создал новый и содержательно интересный продукт, который был высоко и школьным баллом, и морально отмечен педагогом. Более того, ученик в результате был стимулирован не только к выполнению подобного рода работ, но и включен в процесс активного чтения. Казалось бы, результат достигнут. Учитель предлагает тиражировать созданный продукт для всех ее участников, для кабинета литературы и школьной библиотеки. Все участники проекта получают сертификат, свидетельствующий о тираже; все авторы-исполнители награждены дипломами, а родители благодарственными письмами — за воспитание в детях стремления к творчеству.

Задание

Взяв за основу ваши материалы, подготовьте и тиражируйте сборник «Все о царевне-лягушке». Можете дать книжечке другое название. Подумайте над расположением материала, его оформлением, типами и размерами шрифтов (основной текст, ссылки, список литературы и т. д.).

ЛИТЕРАТУРА

Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе. Методологические очерки по методике. М.-Л.: Просвещение, 1966.

Кашлев С. С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов. Мн.: Высшая школа, 2002.

Литературное чтение / Программу курса к учеб-

никам Г. С. Меркина, Б. Г. Меркина, С. А. Болотовой «Литературное чтение». 1-4 классы. М.: Русское слово, 2012.

Меркин Г. С. В художественном мире русской волшебной сказки. Презентация // URL: http:// uslide.ru/mhk/19417-v-hudozhestvennom-mire-russkoy-volshebnoy-skazki.html (дата обращения: 10.04.2015).

Мифологический словарь / Гл. редактор Е. М. Мелетинский. М.: Сов. Энциклопедия, 1991.

Пропп В. Я. Морфология сказки. Л.: Academia, 1928.

«Шаблон ЕГЭ наплывает на мозги участников олимпиады по литературе» // URL: http:// russ.ru/pole/SHablon-EGE-naplyvaet-na-mozgi-uchastnikov-olimpiady-po-literature (дата обращения: 10.04.2015).

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Меркин Геннадий Самуйлович — доктор педагогических наук, профессор Смоленского государственного университета.

Адрес: 214000 Смоленск, ул. Пржевальского, 4 Эл. почта: gsmerkin@mail.ru

ABOUT THE AUTHOR

Merkin Gennady Samuilovich, Doctor of Pedagogy, Professor, Smolensk State University.

Презентация «Русская народная сказка «Царевна-лягушка»

Русская народная сказка
«Царевна-лягушка»
Урок литературы 5 класс
Составил
учитель русского языка и литературы
ЖУКОВСКИЙ АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ

волшебные бытовые о животных
«Царевна-лягушка» «Как Иван-дурак дверь стерег» «Волк и лиса»
«Волшебное кольцо» «Три калача и баранка» «Лиса и журавль»
Сказки

Особенности волшебных сказок:

путешествие героя в «чужой» мир

сказочный помощник героя

граница между «своим» и «чужим» миром

временная смерть и воскрешение героя

поединок героя с нечистой силой

сказочные предметы

свадьба героини

Объясните значения слов:
Словарная работа
ЛЫТАТЬ –
лениться, проводить время праздно.
ПЫТАТЬ —
испытывать.
КРУЧИНИТЬСЯ –
печалиться.
ТУЖИТЬ —
горевать.
МУДРЁНЫЙ –
замысловатый, трудный для понимания.
МОЛВИТЬ –
говорить.
ДИВИТЬСЯ –
удивляться.
СНАРЯДИТЬСЯ –
приготовиться к чему-нибудь, запастись всем необходимым.

Примерный план:

Наказ царя сыновьям о сватовстве.
Сватовство старших братьев.
Встреча Ивана-царевича с лягушкой.
Первый приказ царя невесткам: испечь мягкие белые хлебы.
Второй приказ царя невесткам: соткать ковры.
Третий приказ царя невесткам: явиться на пир.
Василиса Премудрая на пиру у царя.
Иван-царевич сжигает лягушечью кожу.
Встреча Ивана-царевича со «старым старичком».
Встреча Ивана-царевича с медведем, селезнем, зайцем и щукой.
Иван-царевич у Бабы-яги.
Иван-царевич у Кощеева дуба.
Возвращение Ивана-царевича с Василисой Премудрой домой.

Чтение сказки «Царевна-лягушка», составление плана.

Композиция волшебной сказки

Экспозиция

Причины, которые породили завязку

Сватовство, приказы царя

Завязка

Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу

«Василиса Премудрая обернулась белой лебедью и улетела в окно»

Развитие сюжета

Поиск потерянного или недостающего

Иван-царевич отправляется на поиски и встречается с медведем, зайцем, уткой, селезнем, щукой

Кульминация

Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают ее или разгадывают трудные загадки

Иван-царевич убивает Кащея

Развязка

Преодоление потери или недостачи

Иван-царевич возвращается во дворец с Василисой Прекрасной

— О чем эта сказка? Назовите ее героев.
— Кто из героев понравился вам больше всего и почему?
— Что вы знаете об этих героях? Что можете о них рассказать?
Вопросы:

— Почему царь избрал такой странный способ выбора невест для своих сыновей?
— Где нашли невест старшие братья?
— Почему Иван-царевич вначале хотел «отступиться от своей находки», «бежать»?
— Почему братья смеются над Иваном-царевичем?
— Почему царь не стал противиться этому браку?

— Когда в сказке впервые появляется имя царевны? Почему?
— Как оценивает царь работу невесток? Почему сказка преувеличивает недостатки работы других невесток?

— В чем истинная красота героини сказки?

Как царевич оценивает работу Василисы?
— Почему царь трижды испытывает невесток? В чём смысл повтора?

Почему Иван-царевич сжёг лягушачью кожу?
— Достоин ли Иван-царевич Василисы Премудрой

Как Василиса Премудрая отнеслась к поступку Ивана-царевича?
— Почему Иван-царевич отправился на поиски Василисы Премудрой?

— Почему только после смерти Кащея герои могут стать счастливыми?
— О чем сказка «Царевна-лягушка»?
— Почему сказка называется «Царевна-лягушка»?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Проект по литературе 3 класс сочиняем волшебную сказку как сделать
  • Проект народные сказки 3 класс по литературному чтению своими руками
  • Проект по литературе 3 класс сказки народов мира
  • Проект народные сказки 3 класс по литературному чтению планета знаний
  • Проект народные сказки 3 класс по литературному чтению кац

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии