Инфоурок
›
Другое
›Презентации›Проект по литературе по произведению А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» на тему «Иллюстрации к сказке» (5 класс))
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 144 человека из 48 регионов
- Сейчас обучается 28 человек из 11 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Выполнили: учащиеся 5 класса.
Проект по литературе по произведению А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» на тему «Иллюстрации к сказке» . -
2 слайд
Рисунок Перцева Ильи .Обращение Елисея к ветру.
-
3 слайд
Рисунок Ёдгорова Исломудина.
Обращения Елисея к месяцу.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 057 739 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 29.11.2015
- 1045
- 1
- 29.11.2015
- 630
- 0
- 29.11.2015
- 9305
- 60
- 29.11.2015
- 629
- 0
- 29.11.2015
- 1481
- 0
Рейтинг:
5 из 5
- 29.11.2015
- 22147
- 502
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»
-
Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация логистической деятельности на транспорте»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»
-
Курс повышения квалификации «Основы менеджмента в туризме»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»
-
Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»
-
Курс профессиональной переподготовки «Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств»
-
Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»
-
Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: Теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Настоящий материал опубликован пользователем Анисимова Татьяна Николаевна. Инфоурок является
информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайтЕсли Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.Удалить материал
-
- На сайте: 9 лет и 1 месяц
- Подписчики: 0
- Всего просмотров: 10464
-
Всего материалов:
2
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Карамалы — Губеево
муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
Исследовательская работа
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина – прямая наследница сказки народноной
номинация «русский язык и литература»
Выполнил Гизатуллин Марат,
ученик 5 класса
Руководитель Каримова С.В.,
учитель русского языка и литературы
Туймазы, 2017
Оглавление.
1.Введение—————————————————————— 3 — 4 стр.
2.Основная часть———————————————————- 5 — 10 стр.
2.1. Глава1. Понятие сказки——————————————— 5 стр.
2.2. Глава 2.Увлечение Пушкина русским фольклором ——- 5 -7 стр.
2.3. Глава 3.Использование традиционных элементов народной
сказки в сказке Пушкина ———————————————— 7 – 10 стр.
3. Заключение—————————————————————- 11стр.
4. Список литературы.—————————————————— 12стр.
2
Введение
Наша художественная литература богата народными и литературными сказками. Народные сказки зародились в глубокой древности, литературные намного позже. Несмотря на разные периоды, они очень похожи во многом. Порою бывает трудно определить, а что же у них общего? Мне захотелось провести исследование и все это выяснить.
Я считаю свою исследовательскую работу актуальной, так как литературная сказка, как я думаю, основана на традициях русского фольклора, взяв в себя наследие народа.
В народных сказках герои трудолюбивы, мудры, сильны, не бояться никаких трудностей… Сказка нас учит всему: а именно, благодаря сказке ребенок овладевает навыками взрослой жизни, распознает критерии добра и зла, стремится воплотить в жизнь свои мечты и желания.
Исследователями до сих пор изучается литературная сказка. Нет конкретного определения. Работа в этом направлении до конца еще не изучена. И чтоб все это узнать, мне пришлось изучить материалы из разных источников. Оказывается, по данной теме материал трудно найти, так как мало исследована и представляет интерес. Я просмотрел статьи авторов И.П. Лупановой, М. Азадовского, Т. Зуева, И. Новикова, П.В. Анненкова, В. Непомнящего.
Цель моего исследования: это выявить народные традиции, использованные А.С. Пушкиным в сказке, и установить близость их к народным сказкам.
Задачи:
-познакомиться с краткой биографией А.С. Пушкина и изучить материал по данной теме;
— прочитать сказку А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и сопоставить ее с народными сказками;
установить использование традиционных основ народных сказок в литературном произведении;
-на основе выявленных традиционных приемов установить близость народной и пушкинской сказки.
3
Объектом исследования является сказка А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», народные сказки.
Метод исследования: поиск материала по данной теме по источникам книг и по материалам интернета.
Гипотеза. Мы предполагаем, что «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина близка к русским народным сказкам.
4
Глава 1. Понятие сказки
С.Я. Маршак сказал, что «Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной… Чистота, ясность, живая действительность пушкинского сказочного слова будут всегда для вас эталоном – золотой мерой поэтического совершенства». /1/ Что же мы называем сказкой?
Сказка – один из жанров устного народного творчества, повествование, основанное на вымысле. Кроме народных, есть сказки литературные, созданные писателями.
В сказках люди мечтали преодолеть реальную мощь внешних сил природы и общества, изображали воображаемую победу над ними и тем самым внушали уверенность в положительном исходе активности человека. Вымысел сказки стал поэтической условностью – воплотил в себе мечты народа об иной, светлой жизни, в которой царит справедливость, а герои – носители положительного начала – неизменно оказываются победителями в жизненной борьбе. Сказки учили быть твердым в жизненных испытаниях, советовали не мириться со злом, неправдой. /2/
Начало собирания, публикации и научного изучения сказок начинается в ХlХ веке.
В первые десятилетия ХlХ века появились удачные обработки народных сказок. Это был А.С. Пушкин. Он подал пример наполнения сюжета народных сказок новыми идеями.
Глава 2. Увлечение Пушкина русским фольклором
Мне пришлось пролистать несколько книг, чтоб узнать, а чем же сказка А.С. Пушкина схожа с народной. Я просмотрел статьи авторов М. Азадовского, Т. Зуева, И. Новикова, П.В. Анненкова. Именно по «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» мало материала. Изучая эти работы, я узнал, что русское народное творчество А.С. Пушкину было знакомо еще в детстве. Он всю жизнь любил и изучал фольклор. Везде, куда ни забрасывала его судьба, он записывал песни, сказки, загадки, предания, пословицы, поговорки.
________________
1. С.Я. Маршак. О сказках Пушкина, статья в учебнике с.114
2. Краткий словарь литературоведческих терминов. М. «Просвещение», 1988, с.173
5
В своих заметках «Опровержение на критики и замечания на собственные сочинения» он утверждал: «Изучение старинных песен, сказок и т. п. необходимо для совершенного знания свойств русского языка. Образы народной сказки Пушкин широко использовал в своих произведениях. Например, на основе записанных им народных сказок он, как известно, сочинил несколько собственных. Часто включал он в свои произведения подлинные поговорки и пословицы, загадки и притчи, предания и песни. «Несмотря на французское воспитание, несмотря на то, что в кругу родных его говорилось преимущественно на французском языке, Пушкин, как известно, уже в детстве был окружен элементом народности; известно, что главною представительницею этого влияния была няня его, Арина Родионовна. /3/
«Но Пушкин знакомился с народными сказками и песнями не по одним только рассказам своей няни, — проникнувшись любовью к народности, он и сам входил в простонародные кружки, подслушивая там язык и песни. В 1825 году, проводив до Пскова своих деревенских соседей, он «время пребывания во Пскове посвятил тому, что занимало теперь преимущественно его мысли,- изучению народной жизни: ходил по базарам, терся, что называется, между людьми, и весьма почтенные люди города видели его переодетым в мещанский костюм, в котором он даже раз явился в один из почетных домов Пскова. Пушкин владел значительным количеством памятников народного языка, добытых собственным трудом.
Из статьи Н.В. Колосова я узнал, что «не от одной няни своей Арины Пушкин учился чистоте русской речи; по уму своему он с ранних пор ценил даровитость безграмотного простонародья, а по живому и глубокому доброму своему нраву легко сходился с мужиками, дворниками и вообще с прислугой. У него были приятели между лицейскою и дворцовою Царскосельском прислугою. «Первый биограф и замечательный исследователь творчества Пушкина П.В. Анненков находил в его сказках особую силу их создателя и проникновение в самый дух народной поэзии: «Склад и течение речи удивительно близко подходит к обыкновенным приемам народной фантазии, и только по особенной полноте и грации подробностей видите, что тут прошла творческая рука поэта. Они кажутся деревенской песней, пропетой великим мастером». /4/
_________________
3. Н.Г. Чернышевский. Литературная критика., М., 1981г., стр.133
4. Н.В. Колосова. «Болдинская осень. «Молодая гвардия», 1982г., стр.31
6
Нянины сказки «Царь Салтан», «Мертвая царевна» Пушкин с ее слов записывал сказки, которые потом переложил в стихи. О том, как сам Пушкин в Михайловском слушал нянины сказки и как их любил, можно судить по его письму к брату Льву : «Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки… что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» /5/ Арина Родионовна старалась всячески скрасить одиночество поэта, который неоднократно повторял, что «с нею только мне не скучно». Однообразие и хандра убивали поэтическое вдохновение, зато Пушкин записывал древние северно-русские предания, послужившие в будущем началом для его поэтических сказок. Недаром сам Пушкин называл свои сказки «народными». Его сказки «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о 7 богатырях», «Сказка о золотом петушке» имеют сюжетную связь с народными. Так, «Сказка о Балде» напоминает народную сказку «Батрак Шабарш». «О рыбаке и рыбке» — «Жадную старуху», запись которой подарил поэту В. И. Даль, известный собиратель фольклора. «Сказка о Салтане» близка сказке «О чудесных детях». Пушкин видел в народном творчестве неисчерпаемые темы и сюжеты для литературы. Таким образом, сказки поэта лучше любого определения могут ответить на вопрос о том, что такое литературная сказка. Пушкин написал свое произведение на основе народных сказок, которые собирал, находясь в ссылке в Михайловском в 1824-1826 годах. Там он записал сказку «Самоглядное зеркало», похожую по сюжету на «Сказку о мертвой царевне». Другой источник — волшебные сказки Арины Родионовны.
Глава3. Использование традиционных элементов народной сказки в сказке Пушкина
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» напечатана в «Библиотеке для чтения» (1834г., Т.2). Окончена, согласно помете в автографе, 4 ноября 1833г. В сюжете использованы мотивы сказок, рассказанных в Михайловском Ариной Родионовной и записанных поэтом в рабочей тетради той поры, но выстроен сюжет на основе одной из гриммовских сказок («Белоснежка»), только семь карликов, у которых нашла приют героиня, замечены семью богатырями. Из другой сказки Гриммов Пушкин взял и заключительный эпизод: там молодая королевна, разыскивая мужа, превращенного в голубя, ___________
5. А.С. Пушкин. Стихи и сказки. «Детская литература», 1978, стр.7
7
обращается к солнцу, месяцу и ветрам, и только южный ветер подсказывает ей, где найти мужа.
Со сказками Гриммов Пушкин познакомился, очевидно, по французскому их переводу начала 1830 гг., который сохранился в составе его библиотеки. Сопоставляя сказки, можно сказать, что сказка А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях имеет схожие черты с народной. В русских народных сказках используются традиционные элементы: зачин, концовка, повторы, сказочные формулы, постоянные эпитеты, чудесные предметы, число «три», «семь» «9», положительные и отрицательные герои, победа добра над злом в финале.
В ходе исследовательской работы было установлено, что А.С. Пушкин писал «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях» в народном духе, поэтому сходство с народными сказками заложено было изначально. Поэт выбрал традиционный для народных сказок сюжет: злая мачеха хочет погубит падчерицу, но наказана за свою жестокость. Главная идея лежит в фольклорном русле: противостояние добра и зла и победа добра и справедливости. Теперь рассмотрим на примере текста сказки:
1.В этой сказке нет зачина, но есть концовка:
«…Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил…»
Посмотрим заключительные строки русской народной сказки «Королевич и его дядька» «… Свадьба королевича была веселая. И я там был, мед-вино пил, по усам текло, а в рот не попало» или в сказке «Три царства – медное, серебряное и золотое» заканчивается …Я там был, пиво пил; пиво – то по усу текло, да в рот не попало.
2. По ходу чтения выписывал слова, которые не свойственны книжной речи. Например, «инда очи разболелись глядючи», «издалеча», «не кручинься, бог с тобой», «что-де», «выдь ко мне», «аль товар не по купцам», «светлая светлица», «на полати взобралась», «как тягаться ей со мною», «дурь – то успокою», «весть царевну в глушь лесную». «свадьбу тотчас учинили».
3. Во многих народных сказках нет имен у сказочных героев. На протяжении всей сказки мы узнаем только «и царица …», «царевна молодая», «чернавка, сенная девушка», братья, царь и одно имя – королевич Елисей.
8
4 Сопоставляя с другими сказками, можно сказать, что эта сказка волшебная, так как есть: а) волшебство (зеркальце): «…Свойство зеркальце имело: говорить оно умело…»; б) Оживание царевны «…Дева вдруг ожила…»; в)олицетворения: «…Братец мой, — отвечает месяц ясный,- не видал я девы красной…»
5. Проведенное мною исследование показывает, что в русских сказках чаще всего встречаются числа 3, 9 и 7. А. С. Пушкин тоже использует числа: «…девять месяцев проходит, с поля глаз она не сводит…»; «…семь торговых городов…», «…входят семь богатырей, семь румяных усачей»; «…ждали три дня, но она…».
6. Молодая царевна имеет такие же качества как и героини в народных сказках : « нраву кроткого такого», красавица, мила. Она трудолюбива:
«…А хозяюшкой она
В терему меж тем одна
Приберет и приготовит,
Им она не прикословит… Или
…Все порядком убрала,
Засветила богу свечку,
Затопила жарко печку... Или
…Пряла, сидя под окном…»
7. Герои, преодолевая преграды, обращаются к силам природы. Королевич Елисей обращается три раза: к солнцу, к месяцу, к ветру. Также и в «Слове о полку Игореве» Ярославна просит помощи у сил природы.
«…Солнце трижды светлое! С тобою
Каждому приветно и тепло.
Что ж ты войско князя удалое
Жаркими лучами обожгло?
И зачем в пустыне ты безводной
9
Под ударом грозных половчан
Жаждою стянуло лук походный,
Горем переполнило колчан…?»
Елисей просит помощи у сил природы, обращаясь к «красну солнцу», «месяцу ясному» и «ветру буйному». Королевич сначала хвалит их, проявляя уважение к силе и могуществу сил природы, а потом уже спрашивает о невесте молодой и просит о помощи:
«…Свет наш солнышко! Ты ходишь Аль откажешь мне в ответе?
Круглый год по небу, сводишь Не видало ль где на свете
Зиму с теплою весной, Ты царевны молодой?
Всех нас видишь под собой. Я жених ей…»
8.Как и в народных сказках мачеха хочет избавиться от падчерицы, она полна зависти.
«…Царица злая,
Ей рогаткой угрожая,
Положила иль не жить,
Иль царевну погубить…»
9.Каждая сказка заканчивается благополучно. Добро побеждает, а зло наказывается.
«…Злая мачеха, вскочив, «…Свадьбу тотчас учинили,
Об пол зеркальце разбив, И с невестою своей
В двери прямо побежала Обвенчался Елисей…»
И царевну повстречала.
Тут ее тоска взяла,
И царевна умерла…»
10
На основе выявленного можно сказать, что «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина близка к народной сказке. Пушкинская сказка выросла на основе фольклорной, унаследовала ее жанровые признаки, поэтому она является прямой наследницей сказки народной.
11
Заключение
В результате исследовательской работы я узнал о жизни поэта и создании его сказки. Научился искать нужный материал по интернету. Взял книги из библиотеки и с удовольствием их просмотрел. Узнал, что в сказке всегда побеждает добро, а герои преодолевают все преграды, которые им встречаются. Герои сказок добры, трудолюбивы.
Исследуя работы авторов, я могу сказать, что Пушкинскую сказку роднит народной русский дух, народные образы и язык, увлекательный сюжет, зависть, обилие народных выражений, традиционных образов. На основе изложенных материалов можно сделать вывод, что пушкинская сказка близка к народной сказке. Его сказка – прямая наследница народной сказки. С большим интересом читаешь его сказки. Действительно, просто прелесть! Как хорошо, что есть сказки А.С. Пушкина.
12
Список литературы:
1. Азадовский М.К. Пушкин и фольклор// Сказки Пушкина в школе.- М.: Просвещение, 1972, с.33
2.Зуева Т.В. Сказки А.С.Пушкина: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1989., с.59.
3. Н.В. Колосова. Болдинская осень. М. «Молодая гвардия», 1982г., стр.31
4. С.Я. Маршак. О сказках Пушкина, статья в учебнике с.114
5.Непомнящий В. С. Поэзия и судьба. Над страницами духовной биографии Пушкина. — М.: Сов. писатель, 1987. — 448 с.
6. Пушкин А.С. Стихи и сказки. «Детская литература», 1978, стр.7
7. Пушкин. А.С. Т.2, Библиополис, С-П.,1993, с.615
8. Чернышевский Н.Г. Литературная критика., М. «Художественная литература»,1981г., стр.133
9.Сапожков С.В. Сказки А.С. Пушкина как поэтический цикл [Текст] / С.В. Сапожков // Детская литература. — 1991. — №3. — С.124..
13
И.П. Лупанова наглядно показала, что из фольклорных источников литературной сказки главным образом преобладает народная волшебная сказка. Она также выявила, что авторскую сказку в основном характеризует «не только и не столько разработка распространенных в русском фольклоре сюжетов и мотивов, сколько стремление к овладению системой типичных для народной сказки образов, ее языком и поэтикой» [26, с. 490].
На основе изложенных материалов можно сделать вывод, что «авторская сказка жанр пограничный, она обнаруживает закономерности, свойственный и фольклору, и литературе» [27, с. 82], и «самое существенное этого жанра обусловлено тем, что литературная сказка выросла на основе фольклорной, унаследовала ее жанровые признаки, развивая и трансформируя их». [2, с. 169]
Азадовский М.К. Пушкин и фольклор// Сказки Пушкина в школе.- М.: Просвещение, 1972, с.33
Руководитель проекта:
Каримова Светлана Валерьевна
Учреждение:
МБОУ «СОШ» с. Карамалы — Губеево Республики Башкортостан
В представленном исследовательском проекте по литературе ««Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина – прямая наследница сказки народной» рассматриваются характеристики народной и авторской сказки, а также выясняется, чем сказка А.С. Пушкина похожа, а чем отличается от народной сказки.
В процессе исследовательской работы по литературе ««Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина – прямая наследница сказки народной» учеником 5 класса была поставлена цель выявить народные традиции, использованные А.С. Пушкиным в сказке, и установить близость их к народным сказкам
В исследовательской работе по литературе ««Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина – прямая наследница сказки народной» автор выдвигает гипотезу что «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина близка к русским народным сказкам.
В предложенном проекте по литературе ««Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина – прямая наследница сказки народной» автором предложены результаты сравнительных характеристик народной и авторской сказки.
Автор проекта по литературе рассматривает понятие сказки, внимательно изучает увлечение А.С. Пушкина русским фольклором и использование им некоторых традиционных элементов народной сказки в данном произведении.
Оглавление
Введение
1. Понятие сказки.
2. Увлечение Пушкина русским фольклором.
3. Использование традиционных элементов народной сказки в сказке Пушкина
Заключение
Список литературы.
Введение
Наша художественная литература богата народными и литературными сказками. Народные сказки зародились в глубокой древности, литературные намного позже. Несмотря на разные периоды, они очень похожи во многом. Порою бывает трудно определить, а что же у них общего? Мне захотелось провести исследование и все это выяснить.
Я считаю свою исследовательскую работу актуальной, так как литературная сказка, как я думаю, основана на традициях русского фольклора, взяв в себя наследие народа.
В народных сказках герои трудолюбивы, мудры, сильны, не бояться никаких трудностей… Сказка нас учит всему: а именно, благодаря сказке ребенок овладевает навыками взрослой жизни, распознает критерии добра и зла, стремится воплотить в жизнь свои мечты и желания.
Исследователями до сих пор изучается литературная сказка. Нет конкретного определения. Работа в этом направлении до конца еще не изучена. И чтоб все это узнать, мне пришлось изучить материалы из разных источников. Оказывается, по данной теме материал трудно найти, так как мало исследована и представляет интерес. Я просмотрел статьи авторов И.П. Лупановой, М. Азадовского, Т. Зуева, И. Новикова, П.В. Анненкова, В. Непомнящего.
Цель моего исследования: это выявить народные традиции, использованные А.С. Пушкиным в сказке, и установить близость их к народным сказкам.
Задачи:
- познакомиться с краткой биографией А.С. Пушкина и изучить материал по данной теме;
- прочитать сказку А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и сопоставить ее с народными сказками;
- установить использование традиционных основ народных сказок в литературном произведении;
- на основе выявленных традиционных приемов установить близость народной и пушкинской сказки.
Объектом исследования является сказка А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», народные сказки.
Метод исследования: поиск материала по данной теме по источникам книг и по материалам интернета.
Гипотеза. Мы предполагаем, что «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина близка к русским народным сказкам.
1. Понятие сказки
С.Я. Маршак сказал, что «Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной… Чистота, ясность, живая действительность пушкинского сказочного слова будут всегда для вас эталоном – золотой мерой поэтического совершенства». /1/ Что же мы называем сказкой?
Сказка – один из жанров устного народного творчества, повествование, основанное на вымысле. Кроме народных, есть сказки литературные, созданные писателями.
В сказках люди мечтали преодолеть реальную мощь внешних сил природы и общества, изображали воображаемую победу над ними и тем самым внушали уверенность в положительном исходе активности человека.
Вымысел сказки стал поэтической условностью – воплотил в себе мечты народа об иной, светлой жизни, в которой царит справедливость, а герои – носители положительного начала – неизменно оказываются победителями в жизненной борьбе. Сказки учили быть твердым в жизненных испытаниях, советовали не мириться со злом, неправдой. /2/
Начало собирания, публикации и научного изучения сказок начинается в ХlХ веке.
В первые десятилетия ХIХ века появились удачные обработки народных сказок. Это был А.С. Пушкин. Он подал пример наполнения сюжета народных сказок новыми идеями.
А.С.Пушкин
Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях
Цель нашей работы – раскрыть значение терминов « добро » и « зло » на примере сказки.
Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.
Лето 1831 года А.С.Пушкин и В.А. Жуковский проводили
в Царском селе. Там они решили устроить «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной.
Жуковский впоследствии написал
«Сказку о спящей царевне» ,
а Пушкин «Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях»
Прочитаем сказку
Царь с царицею простился
В путь-дорогу снарядился…
«В сказках Добро всегда побеждает Зло». Что же это такое – Добро и Зло ?
Добро -это то, что хорошо,
полезно , нужно человеку,
с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье.
Школьный философский словарь
Зло всегда имеет отрицательный смысл
и обозначает плохое , влекущее за собой беды ,
страдания , горе , несчастье .
Школьный философский словарь
контрольный вопрос:
Как А.С.Пушкин показывает добро и зло в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях?
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» близка к народным (фольклорным) сказкам. А в народных сказках все герои делятся на положительных (добрых) и отрицательных (злых)
Злые
Добрые
Иван-царевич
Баба-Яга
Кощей Бессмертный
Чудо-Юдо
Иван – крестьянский сын
Царевна-лягушка
Можем ли мы, ребята, так же четко разграничить
положительных и отрицательных героев в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»?
В каких героях заключается наиболее яркая характеристика Добра и Зла ?
КАКАЯ?
ЦАРЕВНА
ЦАРИЦА
Злая
хитроумная
Гордая
милая
кроткая
своенравная
ломливая
трудолюбивая
ревнивая
завистливая
добрая
скромная
Царица
Царевна
Внешность
Высока Стройна Бела
Белолица Черноброва
Поведение, характер
Горда Ломлива Своенравна Ревнива Злая
Красавица-душа Милая Приветливая
Цветовая гамма
Черны (зависть)
Белый Красный Румяный
Анализируем фрагменты текста
отрывков «Царица и зеркало»…
Что вы можете сказать о Царице?
ЧИТАЕМ ОТРЫВОК « Но царевна молодая …»
С чем сравнивает автор царевну, говоря «…росла, росла, поднялась– и расцвела»?
ЧИТАЕМ ОТРЫВОК : «Но невеста молодая / До зари в лесу блуждая…»
Почему царевна решила, что в тереме «люди добрые живут»?
Что сделала героиня в доме?
Как это характеризует царевну?
Можем ли мы про царицу сказать, что она трудолюбивая?
Выразительное чтение и анализ эпизода
«Раз царевна молодая…»
Кто приходит к царевне с целью погубить ее?
На чьей стороне Соколко? Почему?
Получается, что Зло победило?
Кто помогает царевичу Елисею?
Ответьте письменно на контрольный вопрос
Как А.С.Пушкин показывает добро и зло в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях?
Домашнее задание:
Понравившийся отрывок из сказки выучите наизусть.
А. С. Пушкин
« Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
- Фрагмент рабочей тетради
- по литературе
- 5 класс
Александр Сергеевич Пушкин
(1799 – 1837)
- Пушкинские сказки — это «чудесный сплав, где народное творчество неотделимо от личного творчества поэта».
- П. Бажов
- В Москве прошло детство А. С. Пушкина
- Мать поэта Надежда Осиповна
- Отец Сергей Львович
- Дядя Василий Львович
- Брат поэта Лев Сергеевич
- Няня Арина Родионовна познакомила юного Пушкина с русским фольклором
Секреты литературной сказки
- Секрет внезапного чуда
- Секрет неожиданной точки зрения
- Секрет загадочной детали. Подтекст
- Поучительный вывод
Словарь
- Подтекст – это то, что под текстом. Это то, о чем не рассказывают, о чем умалчивают, но на что указывают и намекают. Это чаще всего и есть самое важное в тексте. Загадочная деталь в литературной сказке указывает путь от текста к подтексту, от сюжета – к выводу и морали.
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
- Составьте цитатный план.
- Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина? Чем она напоминает сказку В. А. Жуковского «Спящая царевна»? Какая сказка слушается с большим интересом? Почему?
- Кто из героев особенно понравился? Кто из них вызвал другие чувства?
Цитатный план
- «Царь с царицею простился..»
- «Царь женился на другой..»
- «Но царевна молодая тихомолком расцветая..»
- «А царевна все ж милее..»
- «Вот Чернавка в лес пошла..»
- «Будь нам милая сестрица»
- «Царица злая…положила иль не жить, иль царевну погубить»
- «..Нищая черница ходит по двору с клюкой..»
- «В руки яблочко взяла»
- «..Вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой положили..»
- «За невестою своей Королевич Елисей между тем по свету скачет»
- «Гроб разбился. Дева вдруг ожила»
- «Свадьбу тотчас учинили»
Основные образы сказки
- ● Опиши царицу-мачеху по ее делам, отношению к другим людям.
- ● Как автор характеризует ее в начале сказки? Почему ее красота не радует окружающих?
- ● Как отомстила царица-мачеха царевне?
- ● Чем закончилась история злобной мачехи? За что она наказана?
- Подготовьте рассказ о царевне, пользуясь планом
- Внешность царевны и ее внутренние качества.
- Отношение к ней других персонажей: Чернавки, пса Соколки, семи богатырей, Королевича Елисея.
- Поведение царевны в тереме богатырей, по отношению к окружающим ее людям.
- Отношение автора к героине.
- ► Сравните царицу-мачеху с царевной. Вспомните, что такое сравнение.
Словарь
- Сравнение – образное определение предмета, понятия или явления при помощи сопоставления его с другим. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Сравнение выражается с помощью слов как, точно, словно, а может просто указывать на сходство (похож на..0. сравнение может иногда пронизывать ткань произведения, то есть включаться в текст без указанных слов. Например:
- Между тем росла, росла,
- Поднялась и расцвела..
- Сравнить – значит найти черты сходства и различия.
Практическая работа
- Царского происхождения, умны, красивы
- Царица
- Царевна
- Злая
- Завистливая
- Гордая
- Своенравная
- Ленивая
- Грубая
- Надменная
- Жестокосердная
- Добрая
- Бескорыстная
- Скромная
- Кроткая
- Трудолюбивая
- Вежливая
- Простая
- Добродетельная
Помощники царевны
- ► Какие черты характера открываются нам в богатырях?
- ► Как богатыри относятся к царевне и почему?
- ■ Чем интересны обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру?
- ■ Как проявляются в этих обращениях тревога, волнение, печаль, радость королевича Елисея? Подтвердите интонацией при чтении.
Будьте внимательны к слову
- Из предложенных выражений выпишите те, которые могут встретиться только в авторской сказке:
- Простился
- В путь-дорогу снарядился
- С белой зори до ночи
- Белешенька земля
- Восхищенья не снесла
- Свойство зеркальце имело
- Нраву кроткого такого
- Вдруг погасла
- Красная девица
- В горести душевной
- Сотворив обряд печальный
- Вдруг погасла жертвой злобе
- Потешить
- С мольбой погнался
- Трубит уже молва
- Т. Маврина
- Е. Пашков
- В. Милашевский
- В. Конашевич
- ► Какие иллюстрации художников точнее отражают внешний и внутренний облик героев?
- В. Назарук
Рифма. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь
- Прочтите статью учебника (стр. 106 – 107).
- Основные положения статьи запишите в тетрадь.
- Определите способы рифмовки:
- Царь с царицею простился,
- В путь-дорогу снарядился,
- И царица у окна
- Села ждать его одна.
- Парная
- Там на неведомых дорожках
- Следы невиданных зверей;
- Избушка там на курьих ножках
- Стоит без окон, без дверей..
- Перекрестная
Проверьте знание сказок А. С. Пушкина
- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b57548e5-8114-49cd-bd9d-3490445802f8/index_listing.html
Использованная литература
- ◊ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8051876b-0395-4738-87e5-fa3748fe65ac/%5BLI5RK_10-01%5D_%5BIL_19%5D.htm
- ◊ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/301bbd1d-af9b-4afe-9a88-3fd3e498f902/%5BLI5RK_10-01%5D_%5BIL_20%5D.htm
- ◊http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b57548e5-8114-49cd-bd9d-3490445802f8/index_listing.html
- http://www.mp3zzz.ru/alb/2120.html
- http://s49.radikal.ru/i126/0811/81/dd3e5e29b788.jpg
- http://www.bookmate.ru/books/255032
- http://www.cartoons-land.ru/publ/16-1-0-1064
- ◊ Золотарева И. В., Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. – М. : Вако, 2005.
- ◊ Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия в двух частях. Часть 1. Авторы-составители В. Я. Коровина и др.- М. : Просвещение, 2004.
- ◊ Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 5 класс
- Интернет-ресурсы. Режим доступа:
1
А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 5 Светлый – 2010 Автор – Судакова С.Р. УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ
2
Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма! А.С.Пушкин Портрет А.С.Пушкина 1833 года.
3
Проблемные вопросы. Любите ли вы сказки и почему? Какую пользу они приносят? Нужны ли сказки в жизни? Кто пишет сказки?
4
Основные проблемные вопросы Является ли авторская сказка самостоятельным произведением или это обработанный повтор народной сказки? Кто в сказке является олицетворение добра и зла?
5
Правильный ответ. Авторская сказка Авторская сказка – это самостоятельные произведения, так как они написаны с более сложным сюжетом, в другой форме, добавлено много персонажей, у героев сказок свои характеры, изменены имена, зачины и концовки. Содержание сказок подчинено более глубокой идее: «Со злом нельзя бороться злом. Только добро может победить зло, причем, оставаясь добром».
6
Сказка мудростью богата А. Родионовна А.С. Пушкин Братья Гримм русская народная сказка «Волшебное Зеркальце» Шарль Перро авторская сказка «Сказка о мертвой Царевне и о семи богатырях» авторская сказка «Белоснежка и семь гномов» авторская сказка «Спящая красавица
7
Гипотезы. 1.Сказка А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» – это обработанный повтор народной сказки. 2. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» – самостоятельное произведение. 3.«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» – заимствование из западно-европейской культуры.
8
Выразительное чтение сказки 1.Чтение сказки. 2. Работа по вопросам. Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» вызывает хорошее, радостное настроение. Но сначала возникает чувство грусти, тревоги за судьбу царевны, и только когда королевич Елисей спасает царевну, грусть и печаль уходят). Кто из героев особенно понравился вам? Кто вызвал другие чувства? (Детям обычно нравится молодая царевна, богатыри, Соколко и королевич Елисей, а мачеха вызывает чувство возмущения).
9
Истоки сказки В гг. Якоб и Вильгельм Гримм издали «Детские и семейные сказки», в гг. «Немецкие предания». В 1818 г. под названием «Древние российские стихотворения» был издан с музыкальными нотами сборник русских былин, исторических и лирических песен, духовных стихов и скоморошин, составленный Киршей Даниловым, жившем в XVIII столетии. Интерес к традиционной культуре и истории народа поддерживал выпуск «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. Вскоре Пушкин создает поэму «Руслан и Людмила» (опубликована в 1820 г.), в которой исторические мотивы вплетаются в сказочный сюжет. Внимание передовых членов дворянского общества постепенно обращается к народной культуре. В ссылке в Михайловском А. С. Пушкин не просто слушает сказки няни Арины Родионовны, но делает конспекты (краткие записи) этих сказок. В шутливом споре с В. А. Жуковским о лучшей обработке народной сказки Пушкин опирается именно на эти записи. Тогда, летом 1831 г., он пишет «Сказку о царе Салтане…». Спустя два года, осенью 1833 г. (т. е. в знаменитую Болдинскую осень), Пушкин закончил «Сказку о мертвой царевне». Сюжетно эта сказка перекликается со «Спящей царевной» В. А. Жуковского, но он опирался на записи европейских сказок, а А. С. Пушкин взял за основу записанный им русский народный сюжет.
10
Пушкиным и Жуковским было заключено шутливое соглашение на лучшую обработку народной сказки. В результате появились сказка «Спящая царевна» Жуковского, «Сказка о царе Салтане…» Пушкина и другие пушкинские сказки. Так что и это шутливое соревнование послужило стимулом к написанию сказок. СОГЛАШЕНИЕ
11
Какие фрагменты из сказки изображены?
12
Звуковая фонограмма. 1.Черница пришла к царевне. 2.Царевич Елисей ищет свою невесту. (Обращается к Солнцу, Месяцу, Ветру).
13
Художественные средства выражения. Метафора скрытое сравнение. Обычное сравнение мы можем легко найти при помощи сравнительных слов как, будто, словно, как будто. В метафоре сравнение есть, а слова, указывающего на него, нет. Пример можно привести из стихотворения С. А. Есенина: «…Задрожало зеркало затона…» вода затона сравнивается с зеркалом, перед нами метафора. Ощущение напряженного ожидания няней своего питомца передают такие художественные средства: сравнение: «горюешь, будто на часах»; эпитеты: «в забытые вороты», «на черный отдаленный путь»; метафора: «Тоска, предчувствия, заботы // Теснят твою всечасно грудь…»; противопоставление (антитеза): светлый черный («ты под окном своей светлицы» «на черный отдаленный путь»).
14
Пословицы о добре и зле. Добро не лихо: бродит по миру тихо (рус.) Добрым путем Бог правит. (рус.) За недобрым пойдешь — на беду набредешь. (рус.) Лучше открытый упрек, чем тайная злоба. (арабская.) Тому тяжело, кто помнит зло. (рус.) Час в добре пробудешь — все горе забудешь. (рус.) Чем сердиться, так лучше помириться. (рус.)
15
Контрольные вопросы. 1.Является ли авторская сказка самостоятельным произведением или это обработанный повтор народной сказки? 2.Какие существуют гипотезы создания сказки? 3.Какие вы знаете истоки создания сказки? 4.Какие художественные средства выражения применяются автором в сказке? 5.Подберите пословицы о добре и зле, характеризующие сказку?
16
Домашнее задание. Подготовить художественный пересказ понравившегося эпизода или выучить наизусть отрывок.
17
Электронные ресурсы.
Цель:
- выявить народную основу сказки А.С.Пушкина,
смысл противопоставления злой царицы и царевны,
красоты внешней и внутренней, роли
художественно-изобразительных средств в сказке; - развивать навыки выразительного чтения,
лексической работы, работы с иллюстрациями; - воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.
Оборудование: мультимедийная
презентация.
ХОД УРОКА
І. Актуализация знаний учащихся.
1. Организационный момент.
Жизнь Александра Сергеевича Пушкина
трагически оборвалась более полутора веков
назад, но свет его ума, тепло и задушевность его
поэзии согревают наши души и сегодня. Слайд № 1.
II. Проверка домашнего задания.
Проверка домашнего задания. Выразительное
чтение наизусть стихотворения А.С. Пушкина
“Няне”. Слайд №2.
1. Беседа по первичному восприятию
“Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”
А.С.Пушкина. Слайд №3.
— Ребята, расскажите, какие факты жизни и
творчества Александра Сергеевича Пушкина вам
известны?
Сказки в русском народном духе Пушкин писал на
протяжении всей своей жизни, с 1814 по 1834 г. Пушкин
старался понять интересы народа, мечты, идеалы,
нашедшие отражение в УНТ. Он записывал песни и
народные обряды, просил няню снова и снова
сказывать сказки, знакомые ему с детства. Пушкин
не ограничивался задачей пассивного изучения
народной поэзии: он стремился проникнуть в неё,
творчески овладеть её содержанием и формой. И это
ему удалось настолько, что некоторые его
произведения в народном духе (например, “Песни о
Стеньке Разине”) принимали за подлинно народные.
Слайд №4.
— Дайте определение “сказки”, расскажите,
какие они бывают, из чего состоят.
Слайд №5.
— Составьте цитатный план.
- “Царь с царицею простился..”
- “Царь женился на другой..”
- “Но царевна молодая тихомолком расцветая..”
- “А царевна все ж милее..”
- “Вот Чернавка в лес пошла..”
2. Разгадывание кроссворда.
Слайд №6.
III. Изучение нового материала.
Сообщение темы урока, постановка целей и задач.
— Тема нашего сегодняшнего урока “Сказка о
мёртвой царевне и о семи богатырях” А.С.
Пушкина”. Запишите тему в тетрадь.
— Сегодня на уроке мы должны проанализировать
образы царевны и царицы в сказке и понять в чем
смысл противопоставления героинь, каково
отношение автора к героиням, ну и, конечно,
рассмотреть ваше отношение к данным образам.
— И вот сейчас мы с вами посмотрим, насколько
хорошо вы знаете сказки Александра Сергеевича
Пушкина.
— Ребята, а с какой сказкой Александра
Сергеевича мы начали знакомиться на прошлом
уроке?
— Докажите, что это произведение – сказка.
1. Слайд №7.
— Вы говорите, что в сказках обязательно идет
борьба добра и зла. Есть ли эта борьба в “Сказке о
мёртвой царевне и о семи богатырях” А.С.Пушкина?
И между кем она идет?
2. Анализ содержания сказки.
— С нашими героинями мы знакомимся с самого
начала сказки. Откройте сказку в учебнике.
Выразительное чтение отрывка из сказки от слов
“Царь с царицею простился…” до слов “И к обедне
умерла”.
— Назовите слова и выражения, свойственные
народной речи. (Снарядился, в путь-дорогу,
ждёт-пождёт, глядючи, милого, валится, белёшенька,
издалече, тяжелёшенько).
Данному отрывку свойственна особая интонация.
Создаётся впечатление, что рассказ ведёт старая
няня.
– Как в описании проводов царя и ожидания его
царицей подчёркивается грустное настроение
царицы? (Ожидание царицы томительно: она
“ждёт-пождёт”, “Очи разболелись глядючи”.
Зимний пейзаж подчёркивает грустное настроение
героини.)
Выразительное чтение отрывка от слов “Правду
молвить, молодица…” до слов “Гордо в зеркальце
глядясь”.
— Какие слова передают отношение автора к
другой царице? (Горда, ломлива, своенравна,
ревнива).
— Объясните лексическое значение слова
“ломлива”? (Капризная, кривляющаяся).
— Что хотела услышать царица, обращаясь к
зеркалу? Почему? (“Ты, царица, всех милее…”
Царица тщеславна, она считает себя самой
красивой и постоянно хочет слышать
подтверждение этому. Однако при всей своей
красоте она не уверена в себе. Зеркальце
необходимо ей для самоутверждения. Таким
образом, автор показывает внутреннюю
несостоятельность и обречённость зла.)
— Какова роль повторов в данном фрагменте
сказки?
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами,
И вертеться подбочась.
(Слова, соединённые повторяющимся союзом “и”,
раскрывают самые разные значения слова
“ломлива”. Царица любуется собой, она подвижна и
весела).
Слайд №8.
3. Лексическая работа
— Скажите, как вы понимаете слова:
- Нрав – характер, душевные качества.
- Кроткий – незлобливый, покорный, смирный.
- Гордый – сознающий своё превосходство.
- Ломлива (от глагола “ломаться” – упряма,
капризна. - Своенравный – упрямый, поступающий так, как
вздумается. - Ревнива – здесь: мучительно желающая быть
лучшей.
— Какие качества вы еще можете добавить от себя
каждой героине? Назовите.
— А какие общие черты их соединяют?
— Ребята, скажите, почему повествование о
царевне поэт начинает с противительного союза
НО?
— Какие средства выразительности использует
автор, показывая образы царицы и царевны?
СРАВНЕНИЕ, АНТИТЕЗА.
— Давайте прочитаем следующий эпизод и
проанализируем его.
4. Выразительное чтение эпизода от слов
“Чёрт ли сладит с бабой гневной?” до слов “За
невестой молодой”.
— Что в сказке противопоставлено злобе царицы?
— В каких словах проявляется отношение автора к
царице?
— Что происходит с царевной в лесу?
5. Обращение к иллюстрации В.М.Конашевича
(с.109 учебника, ч.1).
— Как Соколко встретил царевну? Почему?
6. Выразительное чтение фрагмента от слов
“И царевна очутилась…” до слов “И тихонько
улеглась”.
— О каких качествах героини рассказывает этот
эпизод?
Слайд №9.
Слово учителя.
Царевна в сказке больше всего похожа на
крестьянскую девушку, скромную, добрую, хорошо
воспитанную и, главное, любящую и умеющую
трудиться. Попав в незнакомый пустой терем, “дом
царевна обошла, всё порядком убрала, засветила
Богу свечку, затопила жарко печку…”.
Пушкин, перевоплотившись в народного
рассказчика, уверенного, что именно так ведут
себя “хорошие” царевны, продолжает: “Вмиг по
речи те спознали, что царевну принимали…”.
Подробно развивается эпизод пребывания
красавицы царевны в доме семи богатырей,
“румяных усачей”, которые скоро полюбили её.
7. Выразительное чтение отрывка по ролям от
слов “Братья милую девицу полюбили…” до слов
“Стали жить да поживать”.
— Какие идеалы народа нашли отражение в этом
эпизоде сказки? (Целомудрие – строгая
нравственность, чистота).
— Как злой царице удалось узнать о том, что
царевна жива?
— О том, что же было дальше, мы узнаем, просмотрев
фрагмент мультфильма данной сказки.
Слайд №10.
8. Просмотр мультфильма до Елисея.
— Почему автор так внимательно следит за каждым
движением героини? В каких строчках проявляется
отношение автора к героине?
— Найдите в указанном отрывке существительные с
уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какую
роль они выполняют в тексте?
— Каким настроением проникнута сцена прощания
богатырей с названой сестрицей?
— Чем заканчивается сказка? Краткий пересказ.
IV. Подведение итогов урока.
— Ребята, мы увидели, что царица-мачеха
противопоставлена царевне. Чем отличаются
героини? Есть ли между ними сходство? Каков смысл
противопоставления? (Между царевной и царицей
есть внешнее сходство: обе прекрасны.
Рассказывая о доброте и кротости юной царевны,
автор подчёркивает, что красота души важнее
всего.
Изображая ломание и кривляние царицы-мачехи, её
гнев, зависть и злобу, Пушкин показывает, как
отвратителен может быть внешне привлекательный
человек, если он лишён красоты внутренней.
Доброта доверчива и наивна, она нуждается в
защите; зло коварно, подло и жестоко, но
изначально обречено).
Слайд №11.
— Обобщите образы в синквейне о царице и о
царевне.
Проверка, зачитывание 2 синквейнов с места.
Слайд №12.
V. Домашнее задание.
Выучить наизусть фрагмент сказки на выбор:
— от слов “За невестою своей…” до слов “Или
след её заметил”;
— от слов “Тёмной ночки Елисей…” до слов “Не
печалься же, прощай”;
— от слов “Елисей, не унывая…” до слов “В том
гробу твоя невеста”,
Ответить на вопросы стр.126 -128.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тест по “Сказке о мёртвой царевне и о семи
богатырях” А.С. Пушкина.
Выполните тест, обведите в овал правильный
ответ.
1. Царевна родилась под Рождество:
ДА НЕТ
2. Волшебное зеркальце новой царицы умело петь:
ДА НЕТ
3. В приданое царевна получала семь городов и
сто сорок теремов:
ДА НЕТ
4. Чернавка не сгубила царевну, потому что та
пообещала девушке щедрый подарок:
ДА НЕТ
5. “Одному женою быть, прочим ласковой сестрою…”.
Эти слова принадлежат младшему из семерых
братьев-богатырей:
ДА НЕТ
6. Царевна подала нищей монахине хлеба:
ДА НЕТ
7. Кличка пса, который охранял царевну, — Соколко:
ДА НЕТ
8. Братья положили царевну в золотой гроб:
ДА НЕТ
9. Елисей спрашивал про свою невесту у деревьев:
ДА НЕТ
10. Мачеха умерла от тоски, когда узнала от
волшебного зеркальца, что царевна жива:
ДА НЕТ
Ответы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Да Нет Да Нет Нет Да Да Нет Нет Да
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Презентацию на тему «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях — иллюстрации»
(5 класс)
можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет
проекта: Литература. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам
заинтересовать своих одноклассников или аудиторию.
Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад — нажмите на
соответствующий текст под плеером. Презентация
содержит 13 слайд(ов).
Слайды презентации
Слайд 1
Иллюстрации к сказке Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Художник А.М. Куркин. Палех. Выполнили учащиеся 5 класса. Руководитель: Кабанова Елена Борисовна- учитель русского языка и литературы
Слайд 2
И царица у окна Стала ждать его одна.
Слайд 3
« Свет мой, зеркальце! Скажи, Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?»
Слайд 4
И жених сыскался ей, Королевич Елисей.
Слайд 5
Весть царевну в глушь лесную И, связав её, живую Под сосной оставить там На съедение волкам.
Слайд 6
Не убила, не связала, Отпустила и сказала: «Не кручинься, Бог с тобой».
Слайд 7
Но невеста молодая, До зари в лесу блуждая, Между тем всё шла да шла И на терем набрела.
Слайд 8
И царевна к ним сошла, Честь хозяям отдала; В пояс низко поклонилась, Закрасневшись, извинилась.
Слайд 9
Ради скуки Кушай яблочко, мой свет.
Слайд 10
Перед мёртвою царевной Братья в горести душевной Все поникли головой…
Слайд 11
Енисей, не унывая, К ветру кинулся, взывая: «Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч…»
Слайд 12
К красну солнцу наконец Обратился молодец.
Слайд 13
В руки он её берёт И на свет из тьмы несёт.
Список похожих презентаций
О мёртвой царевне и о семи богатырях
Александр Сергеевич Пушкин. Сказка «О мёртвой царевне и о семи богатырях». Тестирование. Расположите сюжетные картинки в хронологической последовательности. …
Шварц «Сказка о потерянном времени»
Тема урока:. Евгений Львович Шварц. «Сказка о потерянном времени». Объявления сказочных героев. Продаю пиявок. Цена договорная. Ветеринарные услуги …
Сказка Шарля Перро «Красная Шапочка»
Шарль Перро 12 января 1628г. – 17мая 1703г. Шарль Перро (12.1.1628, Париж,— 16.5.1703, там же), французский поэт и критик. Член Французской академии …
Сказка про мужчину Цветка и тёмную Ночь
Жил в городе Ярком. мужчина Цветок,. Жить в темноте он просто не мог. Лампы горели в домишке всегда,. Ночь подступить не могла никогда. Лежали в домишке, …
Сказка от Леонардо да Винчи
Высоко пролетая над безоблачной пустыней, феникс приметил далекий огонь костра на биваке. Он понял, что час великого жизненного испытания настал и …
В.М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе»
…Когда она в первый раз увидела цветок своими злыми глазами, что-то странное зашевелилось в её сердце. Она не могла оторваться от нежных лепестков, …
Сказка «Мужик и медведь»
Волшебные сказки:. Зачин: В некотором царстве в некотором государстве; Волшебные герои: Царевна-лягушка, Баба Яга; Троекратный повтор Концовка: Тут …
Сказка «Лягушка-путешественница»
«По первым буквам угаданных анаграмм сложить фамилию известного детского писателя». ОРАГ — ГОРА ФАРА — АРФА УДАР — РУДА ИМКАШ — ШИШКА ИРГА — ИГРА …
Сказка
ЧТО ТАКОЕ СКАЗКА? СКАЗКА – чудотворный источник добра, любви, мужества, мудрости. В каждой сказке за ними победа. Сказка родилась в народе. Сказки …
Сказка о колобке
Колобок. Жил-был старик со старухою. Просит старик: — Испеки, старуха, колобок. — Из чего печь-то? Муки нету. — Э-эх , старуха! По коробу поскреби, …
Сказка о потерянном времени
ЕВГЕНИЙ ЛЬВОВИЧ ШВАРЦ. 1896 1958. В одной сказке четыре злых волшебника решили вернуть себе молодость. Все, что для этого нужно было сделать — найти …
Сказка о медведихе
ЭТА СКАЗКА А.С. ПУШКИНА ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ВСЕХ ДРУГИХ? Она самая грустная. ПОЧЕМУ? Больше всех сказок похожа на народные сказки о животных. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ …
Сказка о царе Салтане
История сказки. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» — сказка в …
Сказка «Гуси-лебеди» в стихах
Далеко за горной кручей Там где лес шумит дремучий, Там где солнце прячет тени, Где стоит ночная темень, Озерко одно искрится. В нем студеная водица …
Конспекты
Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта
- Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих
вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно). - Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно
просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама. - Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста
позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая
информация, остальное лучше рассказать слушателям устно. - Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет
сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для
этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации,
а также правильно подобрать сочетание фона и текста. - Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете
первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом. - Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его
выступления. - Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
- Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете
меньше волноваться.
Слайд 1А. С. Пушкин
« Сказка о мертвой царевне и о семи
богатырях»
Слайд 3Александр Сергеевич Пушкин
(1799 – 1837)
Пушкинские сказки — это
«чудесный сплав, где народное творчество неотделимо от личного творчества поэта».
П. Бажов
Слайд 4В Москве прошло детство А. С. Пушкина
Мать поэта Надежда Осиповна
Отец Сергей
Львович
Дядя Василий Львович
Брат поэта Лев Сергеевич
Няня Арина Родионовна познакомила юного Пушкина с русским фольклором
Слайд 5Какие сказки Пушкина
вам известны?
«Сказка
о золотой
рыбке»
Слайд 8«Сказка о мертвой царевне
и о семи богатырях»
Слайд 10 Василий Андреевич
Александр Сергеевич
Жуковский Пушкин
Слайд 12
Сопоставление «Сказки о мёртвой царевне и семи
богатырях» А.С.Пушкина и «Спящей царевны» В.А.Жуковского
Слайд 13Литературоведческий словарь дает определение:
Сравнение — это образное определение предмета.
В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Сравнение выражается словами как, точно, словно, а может просто указать на сходство. Сравнить — значит найти черты сходства и различия.
Слайд 14
Сказки А.С. Пушкина и В.А. Жуковского – это пересказ известных народных
сказок или собственно авторские литературные произведения?
В сказках «Спящая царевна» В.А. Жуковского и «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина больше различий, чем общего?
Какая из сказок ближе к народной?
?
Слайд 15 Н.В. Гоголь, находившийся вместе с А.С. Пушкиным и В.А.
Жуковским, вспоминал: «Все лето я прожил в Павловском и Царском Селе… Почти каждый вечер собирались мы — Жуковский, Пушкин и я. Сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей! У Пушкина… сказки русские народные… у Жуковского тоже русские народные сказки…. Чудное дело!»
Слайд 16Название.
«Спящая царевна» В.А.Жуковский
«Сказка о
мертвой царевне и семи богатырях»
А. С. Пушкин
Слайд 20Основные образы сказки
● Опиши царицу-мачеху по ее делам, отношению к другим
людям.
● Как автор характеризует ее в начале сказки? Почему ее красота не радует окружающих?
● Как отомстила царица-мачеха царевне?
● Чем закончилась история злобной мачехи? За что она наказана?
Слайд 21
Подготовьте рассказ о царевне, пользуясь планом
Внешность царевны и ее внутренние качества.
Отношение
к ней других персонажей: Чернавки, пса Соколки, семи богатырей, Королевича Елисея.
Поведение царевны в тереме богатырей, по отношению к окружающим ее людям.
Отношение автора к героине.
Слайд 22Царского происхождения, умны, красивы
Царица
Царевна
Злая
Завистливая
Гордая
Своенравная
Ленивая
Грубая
Надменная
Жестокосердная
Добрая
Бескорыстная
Скромная
Кроткая
Трудолюбивая
Вежливая
Простая
Добродетельная
Практическая работа
Слайд 23
С помощью опорных текстов дайте характеристику главным героям сказки царевичу Елисею
и 7 богатырям:
Слайд 24Домашнее задание
Выразительно читать сказку.
Отрывок из «Сказки о мертвой царевне и
семи богатырях» А.С.Пушкина – выучить наизусть.
Составить синквейн по сказке