Проект по русскому языку 3 класс рассказ о слове цели и задачи

Урок – проект по русскому языку «Рассказ о слове»

3 класс

Наименование УМК: «Школа России»

Цель: открыть обучающимся слово, книги как предмет наблюдения, изучения и практического использования, расширять и обогащать активный словарный запас детей.

Задачи:

образовательные: учить подбирать текстовую   информацию с использованием различных источников, отбирать её, использовать имеющиеся знания, расширять их;

развивающие: развивать умение анализировать, делать выводы,  совершенствовать речевые умения с использованием научной терминологии; развивать творческие способности;

воспитательные:  воспитывать любовь к родному языку,  культуру делового общения; уважительное отношение  к мнению, отличному от своего.

Тип урока: обобщающий  урок – проект.

Вид проекта: информационный;  по профилю знаний — предметный; по форме проведения — групповой; по продолжительности – краткосрочный.

Педагогическая технология: технология сотрудничества.

 Планируемые результаты:

предметные УУД: формирование умения характеризовать слово; распознавать омонимы, подбирать синонимы и антонимы, однокоренные слова;

личностные УУД: формирование учебно-познавательного интереса к изучаемому материалу, желания осваивать новые виды деятельности, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

метапредметные УУД: формирование умения находить и использовать необходимую информацию, использовать словари для решения практических задач,  осознанно строить речевое высказывание; формирование умения работать по плану,  контролировать процесс и его результаты, осознавать качество усвоения материала; формирование умения участвовать в диалоге, в коллективной беседе; взаимодействовать с партнёрами, находить общее решение.

Формы работы: фронтальная работа,  индивидуальная, работа в группах.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, словари, учебник — В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Русский язык 3 класс М., Просвещение 2014г.

I Оргмомент.   

 ( Проект – шаг вперёд).

— Прочитайте высказывание на слайде. (Слайд 2)

— Как вы его понимаете?

II Мотивация.

Определить тему проекта поможет стихотворение А.Барто «Сильное кино».

— Почему девочка ничего не поняла?

— Что такое слово?

— С чем будем работать?

Тема проекта – рассказ о слове. 

 (Выставляется книжка с названием проекта)

III   Предпроектная подготовка

Цель:   …   рассказ о слове.   (Слайд 3)

Задачи:

вспомнить  ….

найти   …

работать   …

— Определим слово с помощью рисунков: солнце, электрическая лампочка, фонарь.  Что между ними общего? (Слайд 4)

— Речь пойдёт о слове свет.

IV  Работа над проектом по плану. Создание продукта.

(Раскрыть книжку с подписанными карманами – это план работы.)

1. Фонетический состав слова.

2. Лексическое значение слова.

3. Часть речи.

4. Однокоренные слова.

5. Синонимы. Антонимы, Фразеологизмы.

6. Словосочетания. Предложения.

7. Пословицы. Загадки.

Работа в группах.

1. Запишите звуковой состав слова на карточке № 1.

Проверка.       (Слайд 5)

— Ребята, не будет ли ошибки, если к иллюстрациям добавить ещё одну? (Фотография Земли, освещённой солнцем») (Слайд 6)

Гипотезы.

— Как  можно  точно узнать лексическое значение слова?

2. Работа с Толковым словарём.

       свет

       1. Лучистая энергия, делающая окружающий мир видимым.

       2. Источник освещения, освещённое место.

       3. Восход солнца, рассвет.

       4. Сияние, свет, внутренняя озарённость. (Переносное значение)

       свет

       1. Мир, вселенная; земной шар вместе со всем существующим на нём.

        2. Общественная среда, общество.

— Что подсказывает словарь?

— Прочитайте их значения.

— Каким является первое слова свет?

— Какие это слова по отношению друг к другу?

— Стоит ли оставлять последний рисунок?

3. Часть речи.

— Какой частью речи является слово свет?

На карточке № 3 подчеркните нужное.  Проверка.     (Слайд 7)

4. Однокоренные слова.

— Посоветуйтесь и запишите как можно больше однокоренных слов на карточках.

Проверка.   Дети из каждой группы читают по одному слову, откладывая карточки с повторяющимися словами.     (Слайд 8)

Работа с текстом на слайде. Отрывок из сказки А.Пушкина «Сказка о царе Салтане…»                                                             (Слайд 9)

— Из какой сказки отрывок? Кто автор?

— Нет ли здесь нужных нам слов?

— Что такое светлица?

Светлица, светёлка – устаревшие слова, которые можно найти в Словаре устаревших слов.  Устаревшей формой считается и ласковое обращение со словом свет. Вспомните, с какими словами обращается царица из другой сказки А. Пушкина к своему зеркальцу.

5. Синонимы. Антонимы. Фразеологизмы.

Карточка № 5.

Работа по группам с разными словарями: 1 группа – со словарём синонимов, 2 – со словарём антонимов, 3 – со словарём фразеологизмом.  Проверка.

— Что значит  ни свет, ни заря? От кого слышали такое выражение?

6. Словосочетания.

-Слово свет, как и любое другое имя существительное, дружит с именами прилагательными.  Составьте словосочетания.  Карточка № 6.

Самостоятельная работа. Проверка.

— Это было легко? Что надо сделать, чтобы было много словосочетаний и работалось легче?

Работа с предложениями.

Предлагаю воспользоваться предложениями из произведений мастеров слова – писателей. Прочитайте их и выпишите   словосочетания. (Слайд 10)

Проверка.   (Слайд 11)

— Прочитайте, что выписали.

— Где пригодится знание таких прилагательных?

7. Работа с пословицами.

— Такое замечательное слово не могло не попасть в пословицы. Соберите их.

Прочитайте. Объясните смысл пословиц.           (Слайд 12)

Проверка.    (Слайд 13)

V Защита проекта.

Чтение ученицей, которая работала индивидуально, информационной статьи.

— Справилась ученица со своей задачей?

— Достаточно ли полно изложен материал?

— Поможет это сообщение запомнить сведения о слове?

VI  Рефлексия.

— Удалось узнать что-то новое?

— Что было сложнее всего? Сумели преодолеть трудности сами или товарищи помогли?

Как работали сегодня: спустя рукава или засучив рукава?

Д/з   Подобрать несколько загадок с ответом свет или  сочинить свою.

(Слайд 14)

Пословица говорит:  Познание – сердца яркий свет. Пусть ваше сердце этим светом сияет  всегда.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Название: УМК «Школа России»   Предмет: русский язык

Класс:_3

Тема урока: Проект «Рассказ о слове»

Место и роль урока в изучаемой теме: Обобщающий урок по теме «Слово в языке и речи»

Тип проекта:  информационно-исследовательский, индивидуальная работа.

Цель проекта: подобрать из разных источников информацию о слове и его окружении; составить словарную статью о слове.

Задачи проекта: формировать умения подбирать текстовую информацию;

выделять из большого количества информации главное;

представлять свой проект.

Этап урока

Время мин.

Содержание учебного материала

Методы и приёмы работы

ФОУД (формы организации учебной деятельности)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

ФУУД (формирование универсальных учебных действий)

I Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

Цель:  мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки

2 мин.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам.

-Мне очень хочется пожелать доброго утра всем-всем, каждому из вас. 
-Доброе утро, ребята!

Метод стимулирования к обучению.

Фронтальная,  индивидуальная

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует на успешную работу.

Приветствуют учителя

настраиваются на урок

Коммуникативные УУД: развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

II этап.

Самоопределение к деятельности

Цель:  постановка учебной проблемы, выделение и формулирование познавательной цели

5 мин

Из чего состоит речь?

-Что такое слово?

-Для чего нужны слова? Что вы знаете о словах? Объясните значение выражений?

-Когда так говорят?
Двух слов связать не может.
Перейти от слов к делу.

-Какая тема нашего проекта, как думаете?

-Какую цель поставим на уроке?

Проблемно-поисковые.

Фронтальная

Беседа с обучающими

Диалог с учителем.

Работа со словарём.

Слово-
1. Единица языка, служащая для наименования понятий, предметов, лиц, действий, состояний, признаков, связей, отношений, оценок.
2. Речь, способность говорить.
(из толкового словаря русского языка С.И.Ожегова)

Формулирование темы и цели проекта

Познавательные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; поиск и выделение из источников необходимой информации;

выдвижение гипотез.

Регулятивные УУД:

учатся прогнозировать, принимать и сохранять учебную задачу;

планирование деятельности на уроке.

Коммуникативные УУД:

учатся строить доказательство правильности выполнения задания, излагать мысль чётко и ясно.

III этап. Работа над проектом

1.Работа по формулированию учебных задач урока

2.Поиск источников информации.

3.Выработка критериев оценивания

работ

5 мин

Учебные задачи.

1.Полнота раскрытия темы по плану 2.Оформление проекта.

3.Защита проекта.

Оценивание работы:
 !  отлично, всё получилось;
 + хорошо, были незначительные ошибки;
 — не всё получилось, требуется помощь.

Словесный.

Фронтальная.

Диалог   с обучающимися. Знакомство с технологической картой. (Приложение 1)

Диалог с учителем и одноклассниками. Поиск информации. Работа на компьютере с помощью технологической карты.

Регулятивные УУД:

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Коммуникативные УУД:

умение вступать в диалог; умение договариваться;

умение запросить недостающую информацию у учителя;

Физкультминутка.

2

мин

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

Практический .

Групповая.

Проведение физкультминутки.

Выполняют действия.

Наклоны вперёд и назад. Рывки руками перед грудью.

Вращение головой.

Садятся за парты.

IVэтап.  Практическая работа над проектом.

1.Создание продукта проектной деятельности.

25 мин

Создание проекта.

Проблемно-поисковые , контроля и самоконтроля

Индивидуальная.

— Как думаете, вы, готовы сделать собственный проект? -Что вам надо для проекта?

Помощь обучающимся.

Самостоятельная работа учащихся по созданию продукта проектной деятельности

Дети выбирают форму работы, составляют  рассказ о слове.

Познавательные УУД:

решать проблемы творческого характера.

Коммуникативные УУД:

умение вести монолог и диалог.

Личностные УУД:

учатся быть доброжелательными, терпимыми друг к другу.

Регулятивные УУД:

учатся принимать и сохранять учебную задачу.

2. Защита проекта

5 мин

Защита презентации.

Контроля и самоконтроля

Индивидуальная.

— Кто справился с проектом?

— Кто уже готов защитить свой проект?

Обучающиеся защищают свои проекты,дают оценку своему проекту и проектам одноклассников.

Познавательные УУД:

осознанное построение речевого высказывания в устной  форме.

Коммуникативные УУД:

умение вести монолог и диалог.

Личностные УУД:

учатся уважительно относиться к результату труда одноклассников.

Регулятивные УУД:

учатся самостоятельно адекватно оценивать продукт проектной деятельности.

Vэтап. Рефлексия деятельности

Самооценка деятельности

1 мин

— Что мы делали на уроке?

Продолжите предложения:

*Было интересно…

*Теперь я могу…

*Мне понравилось…

  •  

Фронтальная.

Беседа по вопросам.

Кто считает, что может ответить на главный вопрос урока, поднимает руку.

— Готовились к проекту.

-Делали проект.

-Защищали проект.

-Оценивали проект

Регулятивные УУД:

учатся самостоятельно адекватно оценивать  свою и чужую деятельность на  уроке.

Коммуникативные УУД:

учатся отвечать на вопросы, строить понятные высказывания.

Познавательные УУД:

Рефлексия учебного материала  процесса и результата деятельности на уроке

Личностные УУД:

Нравственно-эстетическая. ориентация.

Просмотр содержимого документа

«Конспект урока. Проект » Рассказ о слове» »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бушевецкая

начальная школа»

Проект «Рассказ о слове»

(русский язык 3 класс)

Подготовили ученики 3 класса

Руководитель – учитель начальных классов

Федорова Лариса Зиновьевна

Цели проекта:

узнать лексическое значение слова;

подобрать к нему синонимы и антонимы;

найти родственные слова, фразеологизмы;

из дополнительной литературы выбрать пословицы, загадки, приметы., связанные с зимой.

Очередной проект по русскому языку в 3 классе называется «Проект о слове». Для того, чтобы описать любое выбранное слово ученикам был предложен план. По этому плану они должны были последовательно описать слово.

План:

Лексическое значение слова.

Синонимы и антонимы к этому слову.

Найти родственные слова.

Подобрать фразеологизмы, если они имеются.

Найти пословицы про слово.

Подобрать загадки.

Приметы, связанные с этим словом.

Написать отрывки стихотворений, где встречается выбранное слово.

Придумать предложение с выбранным словом.

Для образца в классе мы выбрали слово «ЗИМА».

Лексическое значение слова «зима».

Самое холодное время года, наступающее вслед за осенью и сменяющееся весной. Суровая зима. Снежная зима.

Старославянское – зима.

Литовское – ziema.

Греческое – chion (снег).

В древнерусском языке слово употреблялось с XI в. Оно перешло из старославянского языка. Прилагательное зимний известно с X–XII вв. Первоначальное значение слова – «время дождей», «время снега».

2.Синоним— зимушка.
Антоним- лето.

3. Родственные слова, образованные от корня «зим».

Зима- зимовщик, зимний, зимовать, зимушка, зимующие.

4. Фразеологизмы

1).  Сколько лет, сколько зим (не видались; разг. фам., говорится при свидании) — очень давно [каламбур, основанный на двояком значении слова лет — годов и времен года].

  Сколько лет, сколько зим, старина, не видались!

2).  Где раки зимуют — выражение угрозы.

5. Пословицы.

Зимой волка бойся, а летом муху.

Зима лето пугает, а все равно тает.

Зима лето строит.

Зима лодыря морозит.

Зиме и лету перемены нету.

Зимний ветер морозу помощник — пуще холодит.

6. Загадки.

Ветви белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу.
Теплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора. (Зима)

Хоть сама — и снег, и лёд,
А уходит слёзы льёт. (Зима)

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)

7. Приметы о зиме.

Если кошка в доме встает на задние лапы и начинает скрести стены, то следует ждать вьюгу.

Если самые сильные морозы за всю зиму приходятся на праздник Крещения, то год будет урожайным.

Падают большие снежинки – к оттепели.

Деревья в лесу трещат — перед сильной стужей

Дрова горят с треском — к морозу.

Снегирь под окном зимой чирикает — к оттепели.

Если дым из трубы идет столбом – похолодает.

В какой день зимы пройдет буран, в соответствующий день лета будет дождь.

8. Стихи про зиму.

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

Федор Тютчев

******

Пришла зима веселая
С коньками и салазками,
С лыжнею припорошенной,
С волшебной старой сказкою.
На елке разукрашенной
Фонарики качаются.
Пусть зимушка веселая
Подольше не кончается!

И.Черницкая

*******

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж отморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно.

А.С.Пушкин

9. Предложения со словом «зима».

В этом году зима обещает быть снежной и морозной.

Зима недаром злится, прошла её пора.

Для описания слова ученики выбрали такие слова, как «ВЕТЕР», «СОБАКА», «КОШКА», «ВОДА».

Гусельникова Каролина.

Выбрала слово «ВЕТЕР».

Ветер – поток воздуха. Который быстро движется параллельно земной поверхности. На земле ветер является потоком воздуха, который движется преимущественно в горизонтальном направлении.

Ветерок. Ветреный. Обветренный.

Синонимы – шторм, смерч, ураган, буря, вихрь.Антонимы – безветрие, штиль.

Пословица – ветер подует, следы заметёт.

Поговорка – не бросай слова на ветер.

Загадка – гуляет в поле, а не конь. Летает в поле, да не птица.

Примета – гром зимой – к сильным ветрам.

Фразеологизмы- ветер в голове, как ветром сдуло. Каким ветром занесло.

Ветер с севера летит

Осень желтая в пути.

Ветер тучи в небе носит,

Первый снег на землю бросит.

Золотистым листопадом

Он уляжется за садом. (Гурина И.)

Сегодня утром был сильный ветер.

Дмитриев Руслан выбрал слово «СОБАКА»

Собака – домашнее животное из семейства хищных млекопитающих, Собака, собачий, собаковод. к которым относятся также волк, лисица и др.

Собака, собачий.. собачка, собаковод, собачиться.

Синонимы – дворняжка, пёс, щенок, моська.

Пословицы и поговорки.

Грешно собаку звать человеческим именем.

Собаку целуют только в морду – иначе у неё заведутся блохи.

Молния не поражает домов, где живёт черная собака.

В избе пирогом, а на дворе калачом.

Не дразни собаку – не укусит.

Не все собаки кусаются, которые лают.

Если сидишь на слоне, нечего бояться собаки.

Фразеологизм – как собака на сене (сам не пользуется и другим не дает).

Стих – рычит бульдог на таксика:

«не дам вам ничего!»

Бежит бульдог за таксиком

А таксик от него.

Я медленно шел по улице. А собака бежала впереди меня.

Кривенков Дмитрий. Слово «КОШКА».

Кошка –1). домашнее животное, ловящее мышей и крыс. Самка кота.

2).Это хищное млекопитающее семейства кошачьих.

3). Ременная плеть с несколькими хвостами.

4). Небольшой якорь spec.

5). Род железных шипов, надеваемых на обувь для лазания на столбы, по отвесным склонам.

2. Кошачий, кошатница, кошечка, кошкин.

3. Синоним- киска, кисонька, кисуля, кот, царапка, мурка.

Антоним – Крыса, мышь. Собака.

4. Приметы. Кошка моется – гостей зазывает.

5. Загадка.

Подходит к нам мурлыкая

Пьёт молоко из плошки

Она бывает дикая.

Зовём её мы …….

6. Пословицы и поговорки.

Знает кошка, чьё мясо съела.

Доброе слово и кошке приятно.

Ночью все кошки серы.

7.Фразеологизмы.

Как кошка с собакой. (постоянно сорясь, враждуя).

Кошки на душе скребут (Кому-то тоскливо, беспокойно)

Искать черную кошку в темной комнате (О бесполезности действий).

8.Стихотворение.

Жить независимо кошки стараются,

Только на лапы всегда приземляются,

В кошках есть грация, разум и стать,

С кошек пример нам надо брать.

Лихоткин Дмитрий рассказал про слово «ВОДА».

Вода – жидкое вещество.

Вода, водичка, водный.

Синоним – мокрота.

Загадки. К низу летит капельками, а к верху – невидимкою. В жаркий день самой желанной бывает.

Пословицы и поговорки. Апрель с водой. Май с травой. Без воды и мельница не крутит.

Фразеологизмы. Как в рот воды набрал (молчит, ничего не говорит).

Вода – природный дар

Вода в морях и океанах,

Озерах, реках и прудах.

И без неё не обойтись нам

Ни в селах, и ни в городах.

Цените воду, берегите:

Природный дар нам дан такой.

Урок – проект по русскому языку «Рассказ о слове»

3 класс

Учитель: Лысенко Ольга Васильевна

Наименование УМК: «Школа России»

Цель: открыть обучающимся слово, книги как предмет наблюдения,

изучения и практического использования, расширять и обогащать активный

словарный запас детей.

Задачи:

образовательные: учить подбирать текстовую информацию с

использованием различных источников, отбирать её, использовать

имеющиеся знания, расширять их;

развивающие: развивать умение анализировать, делать выводы,

совершенствовать речевые умения с использованием научной терминологии;

развивать творческие способности;

воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, культуру

делового общения; уважительное отношение к мнению, отличному от

своего.

Тип урока: обобщающий урок – проект.

Вид проекта: информационный; по профилю знаний предметный; по

форме проведения групповой; по продолжительности – краткосрочный.

Педагогическая технология: технология сотрудничества.

Планируемые результаты:

предметные УУД: формирование умения характеризовать слово;

распознавать омонимы, подбирать синонимы и антонимы, однокоренные

слова;

личностные УУД: формирование учебнопознавательного интереса к

изучаемому материалу, желания осваивать новые виды деятельности,

осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

метапредметные УУД: формирование умения находить и использовать

необходимую информацию, использовать словари для решения практических

задач, осознанно строить речевое высказывание; формирование умения

работать по плану, контролировать процесс и его результаты, осознавать

качество усвоения материала; формирование умения участвовать в диалоге, в

коллективной беседе; взаимодействовать с партнёрами, находить общее

решение.

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная, работа в группах.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, словари, учебник

В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Русский язык 3 класс М., Просвещение 2014г.

I Оргмомент.

Наши уважаемые гости и вы, ребята, пришли сегодня на урок русского

языка. Но обычного урока не будет. Мы сделаем шаг вперёд. Вы понимаете,

о чём я говорю?

( Проект – шаг вперёд).

Прочитайте высказывание на слайде. (Слайд 2)

Как вы его понимаете?

II Мотивация.

Определить тему проекта поможет стихотворение А.Барто «Сильное кино».

Почему девочка ничего не поняла?

Что такое слово?

С чем будем работать?

Тема проекта рассказ о слове.

(Выставляется книжка с названием проекта)

III Предпроектная подготовка

Цель: … рассказ о слове. (Слайд 3)

Задачи:

вспомнить ….

найти …

работать …

Определим слово с помощью рисунков: солнце, электрическая лампочка,

фонарь. Что между ними общего? (Слайд 4)

Речь пойдёт о слове свет.

IV Работа над проектом по плану. Создание продукта.

(Раскрыть книжку с подписанными карманами – это план работы.)

1. Фонетический состав слова.

2. Лексическое значение слова.

3. Часть речи.

4. Однокоренные слова.

5. Синонимы. Антонимы, Фразеологизмы.

6. Словосочетания. Предложения.

7. Пословицы. Загадки.

Работа в группах.

1. Запишите звуковой состав слова на карточке № 1.

Проверка. (Слайд 5)

Ребята, не будет ли ошибки, если к иллюстрациям добавить ещё одну?

(Фотография Земли, освещённой солнцем») (Слайд 6)

Гипотезы.

Как можно точно узнать лексическое значение слова?

2. Работа с Толковым словарём.

свет

1. Лучистая энергия, делающая окружающий мир видимым.

2. Источник освещения, освещённое место.

3. Восход солнца, рассвет.

4. Сияние, свет, внутренняя озарённость. (Переносное значение)

свет

1. Мир, вселенная; земной шар вместе со всем существующим на нём.

2. Общественная среда, общество.

Что подсказывает словарь?

Прочитайте их значения.

Каким является первое слова свет?

Какие это слова по отношению друг к другу?

Стоит ли оставлять последний рисунок?

3. Часть речи.

Какой частью речи является слово свет?

На карточке № 3 подчеркните нужное. Проверка. (Слайд 7)

4. Однокоренные слова.

Посоветуйтесь и запишите как можно больше однокоренных слов на

карточках.

Проверка. Дети из каждой группы читают по одному слову, откладывая

карточки с повторяющимися словами. (Слайд 8)

Работа с текстом на слайде. Отрывок из сказки А.Пушкина «Сказка о царе

Салтане…» (Слайд 9)

Из какой сказки отрывок? Кто автор?

Нет ли здесь нужных нам слов?

Что такое светлица?

Светлица, светёлка устаревшие слова, которые можно найти в Словаре

устаревших слов. Устаревшей формой считается и ласковое обращение со

словом свет. Вспомните, с какими словами обращается царица из другой

сказки А. Пушкина к своему зеркальцу.

5. Синонимы. Антонимы. Фразеологизмы.

Карточка № 5.

Работа по группам с разными словарями: 1 группа со словарём синонимов,

2 со словарём антонимов, 3 со словарём фразеологизмом. Проверка.

Что значит ни свет, ни заря? От кого слышали такое выражение?

6. Словосочетания.

Слово свет, как и любое другое имя существительное, дружит с именами

прилагательными. Составьте словосочетания. Карточка 6.

Самостоятельная работа. Проверка.

Это было легко? Что надо сделать, чтобы было много словосочетаний и

работалось легче?

Работа с предложениями.

Предлагаю воспользоваться предложениями из произведений мастеров слова

писателей. Прочитайте их и выпишите словосочетания. (Слайд 10)

Проверка. (Слайд 11)

Прочитайте, что выписали.

Где пригодится знание таких прилагательных?

7. Работа с пословицами.

Такое замечательное слово не могло не попасть в пословицы. Соберите их.

Прочитайте. Объясните смысл пословиц. (Слайд 12)

Проверка. (Слайд 13)

V Защита проекта.

Чтение ученицей, которая работала индивидуально, информационной статьи.

Справилась ученица со своей задачей?

Достаточно ли полно изложен материал?

Поможет это сообщение запомнить сведения о слове?

VI Рефлексия.

Удалось узнать чтото новое?

Что было сложнее всего? Сумели преодолеть трудности сами или товарищи

помогли?

Как работали сегодня: спустя рукава или засучив рукава?

Д/з Подобрать несколько загадок с ответом свет или сочинить свою.

(Слайд 14)

Пословица говорит: Познание – сердца яркий свет. Пусть ваше сердце этим

светом сияет всегда.

В начальной школе дети по русскому языку изучают много тем связанных с описанием слова. Обобщая и систематизируя полученные знания в некоторых программах детям предлагают в качестве домашнего задания подготовить проект «Рассказ о слове». Формы проекта разнообразны: сообщение, презентация, исследовательская работа и др.

Самый популярный вид проекта — презентация, но и письменная работа в тетради или сообщение по заданной теме зачастую заслуживают оценки 5.

Так что же из себя представляет проект «Рассказ о слове»? Какие моменты он должен учитывать, какие разделы содержать? В 3 классе рассказ о слове учитывает, то как дети освоили изученный ранее учебный материал.

Как составить рассказ о слове в 3 классе план:

  • Орфография или правописание слова
  • Лексическое значение
  • Однокоренные слова
  • Синонимы
  • Антонимы
  • Фразеологизм
  • Сочетаемость слова
  • Пословица
  • Загадка
  • Предложение с этим словом

Не обязательно все пункты должны входить в ваш проект, вы можете добавить что то интересное от себя. Работа над таким проектом подразумевает поиск материалов в различных словарях. Популярным источником информации стал интернет. На нашем сайте можно найти много материалов для проекта «Рассказ о слове»

  • пословицы и поговорки
  • загадки

Самая простая форма проекта про слово солнце — письменное сообщение. Приводим пример ГДЗ такого вида:

пример проекта по русскому языку про слово

рассказ про слово солнце

Скачать проект Рассказ о слове «мороз» в виде презентации

проект о слове мороз

примеры слайдов презентации

проект рассказ о слове 3 класс русский язык

Еще один вариант проекта о слове мороз в виде документа Word (скачать файл полностью)

пример проекта рассказ о слове мороз

Скачать проект «Рассказ о слове солнце» (файл Word)

пример проекта рассказ о слове солнце

Скачать пример ГДЗ презентация проект «Рассказ о слове солнце»

гдз презентация по русскому языку слово солнце

проект слово

Проект по русскому языку 3 класс «Рассказ о слове собака»

Проект по русскому языку для 3 класса "Рассказ о слове собака"

 Уже в 1 классе дети знакомятся с темами, связанными с правописанием слов. Этот процесс ознакомительный, но ученики начинают понимать, что в русском языке есть слова написание которых связано с запоминанием. Это словарные слова. Есть слова правописание букв в которых можно проверить и научиться этому задача всей начальной школы.

Во 2 классе обучающиеся знакомятся с лексическим значением слова, его этимологией, подбирают родственные слова, однокоренные; учатся подбирать к слову антонимы и синонимы. Все это обогащает кругозор детей, их речь, формирует богатый словарный запас.

В 3 классе работа на словом усложняется. Ученики начинают понимать природу фразеологизмов, исследуют слово с различных сторон, опираясь на ранее приобретенные знания. Вот и появляется задание создать проект по русскому языку «Рассказ о слове». С его помощью систематизируются, обобщаются знания детей.

Для создания проекта широко используется фольклор русского народа. Это загадки, пословицы, поговорки. Можно поработать и с произведениями классиков: найти предложения, где автор использует данное слово. Привлечение живописи в проект поможет воссоздать общую картину природы исследуемого слова. 

Создавая презентацию ученик закрепляет навыки работы на компьютере, осуществляется взаимосвязь всех учебных предметов начальной школы.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Проект по русскому языку 3 класс рассказ о слове холод
  • Проект по сказкам в детском саду в средней группе
  • Проект по русскому языку 3 класс рассказ о слове хлеб
  • Проект по сказкам бажова
  • Проект по русскому языку 3 класс рассказ о слове собака титульный лист

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии