Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 63 человека из 28 регионов
- Сейчас обучается 253 человека из 63 регионов
- Сейчас обучается 197 человек из 50 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Как мы изучаем словарные слова
Творческий проект учеников
3 в класса
МКОУ СОШ № 1 г. Карабаша
Руководитель: Забугорнова Н.Г. -
2 слайд
«Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность; каждое написание так или иначе отражает строй русского языка… Чем развитее человек, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание»
М.С. Рождественский -
3 слайд
Проблема
К чему приводит бедность словарного запаса, не умение выразить свою мысль в виде распространённого предложения, отсутствие орфографической зоркости????
-
4 слайд
Цель:
Знакомство с этимологией слов, развитие внимания к языку и орфографической зоркости -
5 слайд
Задачи:
подобрать литературу по теме;
научиться пользоваться словарями и справочниками;
уметь раскрывать значение слов;
уметь использовать слова в устной и письменной речи -
6 слайд
Гипотеза:
Данная проблема должна заинтересовать многих школьников. Речь станет грамотной, богатой и выразительной, если к слову относиться внимательнее. -
7 слайд
Трудные слова
Лексический запас помогает полно и точно выразить свою мысль, поэтому надо расширять и совершенствовать словарь.
Развивать фонематическое восприятие, мышление, слуховое и зрительное внимание, память.
Развивающийся речевой слух, постоянное внимание к звуко- буквенному составу слов способствуют возникновению и развитию зоркости к орфограммам. -
8 слайд
Развитию навыка самопроверки способствуют памятки и указания
Не пропустил ли
ты буквы?
Не уверен —
спроси у учителя.
Правильно ли ты написал
безударные гласные? … -
9 слайд
Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания.
Культура речи – это «одежда мысли», по которой сразу определяют уровень образованности человека. -
-
-
12 слайд
Морковь, -и, ж. 1) Огородное растение, овощ. Глушит сорная трава кустики гороха, и морковь видна едва. В общем, дело плохо. (А. Барто) 2) Съедобные утолщенные корни этого растения оранжевого цвета. Хозяйка с базара домой принесла картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу. (Ю. Тувим), прил. морковный, -ая, -ое. Морковные семена. Морковный сок.
-
13 слайд
Однокоренные слова.
Морковь, морковка, морковник (кушанье из моркови, с морковью), морковный. -
14 слайд
Сочетаемость слов.
Хорошая, отборная, мелкая, крупная, свежая, вареная, тертая, вкусная, сладкая, оранжевая … морковь.
Уборка, ведро моркови. Салат с морковью. Салат из моркови.
Сажать, выращивать, убирать, хранить, варить, покупать морковь.
Угощать кого-л. морковью. Приготовить что-л. из моркови.
Морковь проросла, растет. -
15 слайд
Загадки.
Сидит девица в темнице, а коса на улице.
2) Красная девица росла в темнице, люди в руки брали, косы срывали. -
16 слайд
Предложения, тексты.
На огороде поспела морковь, свекла и другие овощи. (В. Бианки)
2) Зайчишка-трусишка по полю бежал, в огород забежал, морковку нашел, сидит и грызет. (Нар. песенка)
3) На дворе у снежной бабы побелел морковный нос. (Г. Ладонщиков)
4) Морковка хороша, когда яблока нет. (Посл.) -
17 слайд
Выводы
Слова отражают национальную самобытность языка
В словах запечатлен богатый исторический опыт народа
Изучение слов повышает культуру речи и общую культуру человека
Правильное и уместное использование слов придает речи особую выразительность, меткость, образность
Краткое описание документа:
Цель: Знакомство с этимологией слов, развивая внимание к языку и орфографическую зоркость.
«Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность; каждое написание так или иначе отражает строй русского языка… Чем развитее человек, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание» М.С. Рождественский
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 057 739 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
-
Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 03.05.2015
- 1323
- 4
- 03.05.2015
- 2997
- 8
- 03.05.2015
- 5061
- 42
- 03.05.2015
- 1901
- 7
- 03.05.2015
- 3736
- 0
- 03.05.2015
- 695
- 0
- 03.05.2015
- 4924
- 6
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Роль педагога в реализации концепции патриотического воспитания школьников в образовательном процессе в свете ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании»
-
Курс повышения квалификации «Средства педагогического оценивания и мониторинга в работе учителя в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО»
-
Курс повышения квалификации «Система работы учителя-дефектолога при обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями (ООП) в общеобразовательном учреждении»
-
Курс повышения квалификации «Психолого-педагогическая диагностика в современном образовательном процессе»
-
Курс повышения квалификации «Применение современных педагогических технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика обучения информатике в начальной школе»
-
Курс повышения квалификации «Разработка адаптированных образовательных программ в условиях ФГОС СПО»
-
Курс повышения квалификации «Видеотехнологии и мультипликация в начальной школе»
-
Курс повышения квалификации «Проективные методики в начальной школе в соответствии с ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Система диагностики предметных и метапредметных результатов в начальной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Инклюзивное образование в начальной школе»
-
Курс повышения квалификации «Современные тенденции цифровизации образования»
Презентация на тему «морковь»
-
Скачать презентацию (0.51 Мб)
-
0 загрузок -
0.0 оценка
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Комментарии
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Презентация на тему «морковь» по русскому языку. Состоит из 18 слайдов. Размер файла 0.51 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.
-
Формат
pptx (powerpoint)
-
Количество слайдов
18
-
Слова
-
Конспект
Отсутствует
Содержание
-
Слайд 1
Учитель начальных классов Дегтерева Татьяна Борисовна
-
-
Слайд 3
Морковь вкусна и полезна,
Морковь люблю я давно.
В слове морковь на уроке
Пишу две гласные о. -
Слайд 4
Значение слова
Огородное растение, овощ .
Съедобные утолщенные корни этого растения
оранжевого
цвета. -
Слайд 5
Происхождение слова
Общеславянское слово. Раньше считалось, чтонаше слово «морковь», как и чешское «мрква», польское «моркев»,происходит от готского «маухро» (или древнегерманского «морха»),что значило «жёлтая репа». Но оказалось, что общеславянское слово не могло получиться из древнегерманской формы (для которой исходной предполагают греческую, означавшую «зелень», «коренья»). Общеславянская «морковь», возможно, и имеет общего родственника с германской, но столь древнего, что никто из учёных его следов отыскать пока не может. Н.Шанский считает, что слово «морковь» образовалось от «моркы» (род. падеж– «моркове»).
-
Слайд 6
Пословицы
Съешь и морковку, коли яблочка нет.
Морковка хороша, когда яблока нет. -
Слайд 7
Однокоренные слова
морковь
морковка
Морковник
(кушанье из моркови,
с морковью)
морковный -
Слайд 8
Загадки
Сидит девица в темнице,
А коса на улице.
Красная девица росла в темнице,
Люди в руки брали, косы срывали.
Красный нос в землю врос,
А зелёный хвост снаружи.
Нам зелёный хвост не нужен,
Нужен только красный нос. -
Слайд 9
Это чей зелёный чуб?
Кто в земле таится?
Ты не думаешь на суп
Маме пригодиться?
Вылезай, плутовка,
Сладкая ……….
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок,
На ощупь очень гладкая,
На вкус, как сахар, сладкая! -
Слайд 10
Загадки
Есть красавица одна,
И румяна, и стройна;
Хоть в землянке век живёт,
А большой от всех почёт:
Кто проходит близко–
Кланяется низко.
В норке красная лисица
За зелёный хвост боится,
Не попасть бы ей в беду–
Хвост её ведь на виду. -
Слайд 11
Загадки
Расту в земле
На грядке я,
Красная, длинная,
Сладкая.
Рыжая девица
Весь век сидит в темнице.
Из темницы люди взяли,
Но косички оборвали. -
Слайд 12
Загадки
Невысокая,
Краснощёкая.
Жила в поле,
Спала в подполье,
А в дом попала–
Кормить нас стала.
В тёмном тереме девица,
Наверху её косица.
Дёрнешь за косу плутовку–
И увидишь ты ………. -
Слайд 13
Загадки
Пышный хвост схватил я ловко,
потянул– и вот …. .
Любопытный красный нос
По макушку в землю врос,
Лишь торчат на грядке
Зелёные прядки. -
Слайд 14
Загадки
Красная девица
Росла в темнице,
Люди в руки брали,
Косы срывали.
Любопытный красный нос
По макушку в землю врос,
Лишь торчат на грядке
Зелёные прядки. -
Слайд 15
Исправь ошибки
Маркофь– овощь осеней посатки.
Любит поткормку и рыхлую землю.
Маркофьполесна взрослым
и детям. В ней много
коратина,который
превращяется в витамин С. -
Слайд 16
Выпиши однокоренные слова
На огороде поспела морковь, свёкла и другие овощи.
Зайчишка-трусишка по полю бежал, в огород забежал, морковку нашёл, сидит и грызёт.
На дворе у снежной бабы побелел морковный нос. -
Слайд 17
Прочти
Глушит сорная трава
Кустики гороха,
И морковь едва видна.
В общем, дело плохо.
(А. Барто) -
Слайд 18
Спиши, вставляя пропущенные буквы. Озаглавь.
Ур…жай, ур…жай!
Наше лето пров…жай!
Сколько сла…кого г…роха!
…гурцы как на подбор.
На гр…де сорвать не плохо
Крупный красный п…м…дор!
Проб…жишься …г…родом—
Съешь м…рк…вку мимоходом. (Е. Трутнева)
Посмотреть все слайды
Сообщить об ошибке
Похожие презентации
Спасибо, что оценили презентацию.
Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.
Добавить отзыв о сайте
Это черновик проекта.
«Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание». Говорил Н.С. Рождественский
Лексический запас помогает полно и точно выразить свою мысль, поэтому надо расширять и совершенствовать словарь. Развивать фонематическое восприятие, мышление, слуховое и зрительное внимание, память. Развивающийся речевой слух, постоянное внимание к звуко- буквенному составу слов способствуют возникновению и развитию зоркости к орфограммам.
Морковь, -и, ж. 1) Огородное растение, овощ. Глушит сорная трава кустики гороха, и морковь видна едва. В общем, дело плохо. (А. Барто) 2) Съедобные утолщенные корни этого растения оранжевого цвета. Хозяйка с базара домой принесла картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу. (Ю. Тувим), прил. морковный, -ая, -ое. Морковные семена. Морковный сок.
Однокоренные слова. Морковь, морковка, морковник (кушанье из моркови, с морковью), морковный.
Сочетаемость слов. Хорошая, отборная, мелкая, крупная, свежая, вареная, тертая, вкусная, сладкая, оранжевая … морковь. Уборка, ведро моркови. Салат с морковью. Салат из моркови. Сажать, выращивать, убирать, хранить, варить, покупать морковь. Угощать кого-л. морковью. Приготовить что-л. из моркови. Морковь проросла, растет.
Загадки. Сидит девица в темнице, а коса на улице. 2) Красная девица росла в темнице, люди в руки брали, косы срывали.
Предложения, тексты. На огороде поспела морковь, свекла и другие овощи. (В. Бианки) 2) Зайчишка-трусишка по полю бежал, в огород забежал, морковку нашел, сидит и грызет. (Нар. песенка) 3) На дворе у снежной бабы побелел морковный нос. (Г. Ладонщиков) 4) Морковка хороша, когда яблока нет. (Посл.)
Вывод: Слова отражают национальную самобытность языка В словах запечатлен богатый исторический опыт народа Изучение слов повышает культуру речи и общую культуру человека Правильное и уместное использование слов придает речи особую выразительность, меткость, образность
Ответ:
В старославянском и в древнерусском языках: МЪРКЫ, в родительном падеже – МЪРКОВЕ. В белорусском языке: МÓРКВА; в малороссийском: МОРКÓВ, МÓРКВА; в болгарском и в македонском: МÓРКОВ; в словенском: MRKEV – устарелое и диалектное слово; в сербохорватском: МРКВА; в чешском: MRKEV; в словацком: MRKVA.
Три западнославянских слова следует показать отдельно. В польском языке: MARCHEW; в верхнелужицком: MORCHEJ; в нижнелужицком: MARCHWEJ.
В литовском языке: MORKA – явный славянский след! А кроме того: BURKŪNAS; в латышском: BURKĀNS.
В румынском языке: MORCOV – заимствование из славянских языков, скорее всего, из малороссийского.
В венгерском языке: MUROK – заимствование у славян, когда славянский звук [ъ] был воспринят на слух как [u].
В немецком: MÖHRE.
Среднеиндоевропейская формула, объясняющая происхождение всех славянских слов, кроме польского и обоих лужицких:
MR + RKw + XwW = от смерти (спасающий) + запас + для холодов.
Теоретически точное среднеиндоевропейское звучание: mer-rkw-ow.
Среднеиндоевропейская формула, объясняющая происхождение польского слова и обоих лужицких:
MR + PS + XwW = от смерти (спасающий) + запас + для холодов.
Теоретически точное среднеиндоевропейское звучание: mer-ps-ow.
В дальнейшем: merpsow > morsow… Обращаю особое внимание > rs > rx – чисто славянский процесс.
Немецкое слово (и другие похожие германские слова) оставляю без развёрнутых объяснений. Скорее всего, это было заимствование от славян. Но вполне допускаю и такое объяснение: у германцев для этого слова была какая-то другая среднеиндоевропейская конструкция, но непременно с участием биконсонантного корня MR со значением смертельная опасность. Все это же самое касается и летто-литовских слов BURKŪNAS, BURKĀNS и других похожих диалектных слов. Но здесь нужно сделать непременное указание на фонетический процесс b < m, который произошёл у летто-литовцев в этом случае (дисконтактная регрессивня ассимиляция: сонорный звук [m] стал смычным и шумным по аналогии с последующим смычным [k]).
Современное значение: МОРКОВЬ – известное огородное растение (DAUCUS – по-латыни).