Доброго времени суток желает ШколаЛа всем своим читателям, а особенно тем, кого судьба в этом учебном году забросила в третий класс. Сегодняшняя статья актуальна именно для вас. Речь пойдет про проект Рассказ о слове.
Про тот самый, который задают по русскому языку.
Про тот самый, который только на первый взгляд кажется довольно простым.
Давайте сразу к делу! Чтобы узнать, что конкретно от нас требуется, заглянем в учебник.
План урока:
- 1 Задание из учебника
- 2 План работы
- 3 Выбор слова
- 4 Рассказ о слове «ветер»
- 4.1 Как пишем и как произносим?
- 4.2 Лексическое значение
- 4.3 Однокоренные слова
- 4.4 Синонимы
- 4.5 Антонимы
- 4.6 Фразеологизм
- 4.7 Сочетаемость слова
- 4.8 Пословица
- 4.9 Загадка
- 4.10 Предложение
- 5 Пример оформления проекта
- 6 Информация про другие слова
- 6.1 Утро
- 6.2 Обед
- 6.3 Вопрос
- 6.4 Красота
- 6.5 Свет
- 6.6 Чистота
Задание из учебника
Проекту в учебнике отведена целая страница.
На этой странице составители учебника рассказывают нам о слове «мороз».
Они подбирают к нему синонимы, антонимы, однокоренные слова. Раскрывают лексическое значение и указывают, как оно пишется и как слышится. А еще подбирают такие слова, с которыми «мороз» сочетается, ищут и находят его в пословице, загадке и фразеологизме. Ну и в конце концов подбирают красивое «классическое» предложение.
А что предлагают сделать ученикам? Все то же самое. Только про какое-нибудь другое слово. А еще предлагают работу проиллюстрировать, а потом устроить презентацию проекта в классе.
Вроде понятно всё. Давайте приступать. Начнем с плана.
План работы
Составляя план, мы ориентировались на пример проекта из учебника. Вот что у нас получилось.
- Выбрать слово
- Разобраться, как мы это слово пишем, а как произносим.
- Найти в словаре лексическое значение выбранного слова.
- Подобрать однокоренные слова.
- Подобрать синонимы.
- Подобрать антонимы.
- Найти фразеологизм, в котором присутствует исследуемое слово и понять, что этот фразеологизм означает.
- Подобрать слова, которые хорошо сочетаются с выбранным словом.
- Найти пословицу, в которой присутствует выбранное слово.
- Найти загадку, отгадкой к которой будет рассматриваемое слово.
- Найти в художественных произведениях красивое предложение, содержащее исследуемое слово.
- Оформить проект.
- Проиллюстрировать проект.
Вот как! Целых 13 пунктов.
Прежде чем приступать к приведению нашего плана в исполнение, давайте разберемся с некоторыми моментами, которые могут вызвать затруднение.
Что такое лексическое значение? Это как раз то, что означает слово. Лексическое значение ищите в толковых словарях, которых полно в интернете.
Что такое однокоренные слова. Это такие слова, которые имеют один и тот же корень.
Синонимы. Это слова одной части речи, разные по звучанию, но близкие по значению. Синонимы могут заменить друг друга в предложении, не поменяв существенно его смысла.
Антонимы. Это тоже слова одной части речи, они звучат и пишутся по-разному и значения они имеют противоположные. Антонимы не могут заменить друг друга в предложении, вернее могут, только тогда предложение поменяет свой смысл.
Ну и еще предлагаем разобраться с тем, что такое фразеологизм.
Если попробовать объяснить просто, то это сочетание слов, которое часто употребляется в разговорной речи и имеет определенное значение, но только не то, которое вы слышите. Да уж, просто не получилось)
Попробуем на примере объяснить. Вот мы говорим: «Вася дал сдачи Егору». Если воспринимать буквально, то получается, что Егор что-то, видимо, у Васи купил, а Вася Егору что-то продал и потом отсчитал определенную сумму денег и отдал Егору сдачу.
Но! Словосочетание «дал сдачи» — это фразеологизм, поэтому буквально его мы не воспринимаем и понимаем, что, видимо, Егор дал Васе в лоб, а Вася за это дал Егору в ухо, то есть «дал сдачи». Уф… Кажется теперь понятнее получилось.
Все остальное в задании вроде как понятно.
Давайте приступать. Проект мы будем выполнять вместе с Сашей Романцовым. Саша – третьеклашка. Начнем с выбора слова, которое будем исследовать.
Выбор слова
Нужно сказать, что трудности начались уже на первом этапе. Оказывается, не так уж просто выбрать слово, к которому потом будет просто подобрать синонимы и антонимы. Вначале мы решили взять «календарь». Знаете вы синоним к этому слову? А антоним?
Оставили мы с Сашей в покое «календарь» и взялись за «телефон» и опять тупик. Где синонимы? А антонимы где?
Нужно сказать, что слов мы перебрали немало, прежде чем поняли, что в данной работе не стоит привязываться к существительным, обозначающим предметы. Проще взять существительное абстрактное, его еще называют отвлеченное. То есть существительное, которым можно описать какое-либо понятие, состояние, действие, качество.
Лучше взять такое слово, которое означает то, что нельзя потрогать руками или сбросить с горы вниз. Как, например, можно потрогать руками «красоту» или «осень»? Вот такие слова лучше и выбирать.
В результате мы выбрали слово «ветер», будем рассказывать про него.
Рассказ о слове «ветер»
Как пишем и как произносим?
«Ветер» относится к словарным словам. Проблему представляет вторая гласная «е». Её совсем не слышно при произношении.
Когда указываем, как мы слово произносим, вместо буквы «е» после буквы «т» в квадратных скобках пишем букву, которая слышится, то есть «и».
Да, и еще указываем, где ударение стоит.
Лексическое значение
Разные словари дают разные определения «ветра».
Мы выбрали самое простое.
Однокоренные слова
Здесь ничего сложного не было.
Подобрали пять однокоренных слов к герою нашего проекта.
Синонимы
В качестве синонимов брали такие слова, которые тоже означают то, что дует, задувает, а порой и сдувает.
У нас получилось пять синонимов.
Заодно, пользуясь случаем, мы с Сашей расширили кругозор, выяснили, что есть такое «бриз», и что такое «муссон».
Антонимы
Антонимов нашлось меньше, чем синонимов. Всего два.
Но и их для проекта будет достаточно.
Фразеологизм
Выбрали такой – «Ветер в голове».
Так говорят о пустом, крайне легкомысленном человеке.
Сочетаемость слова
Самый простой пункт плана, справились с ним на раз два.
Пословица
А вот и наша «ветреная пословица»
Загадка
И «ветреная» загадка тоже имеется, даже в стихах.
Предложение
Осталось только предложение подобрать. Выбрали одно из произведения «Макар Чудра» Максима Горького.
Вся информация собрана. Время оформлять наш проект.
Пример оформления проекта
Можно воспользоваться советом составителей учебника, взять обыкновенный лист бумаги и красиво на нем написать всё про исследуемое слово. Но мы были бы не мы, если бы не придумали что-нибудь поинтереснее.
Мы сделали слегка интерактивный планшет.
Вот так он выглядит с одной стороны.
А вот так с другой.
Давайте рассмотрим его подробнее.
В верхнем левом углу написали название проекта, имя автора и класс.
В верхнем правом углу разместили слово, о котором идет речь в работе, так как оно пишется.
Этот элемент интерактивный, если приподнять листочек с «ветром» вверх, то мы увидим еще и как это словечко произносится.
В нижнем левом углу передней стороны нашего планшета мы «построили» домик. На дверцах написано «синонимы» и «антонимы».
Дверцы открываются и слева можно прочитать список наших синонимов, а справа – антонимов.
В домике, видимо, топится печка. Из трубы идет дымок. А на дымке написано лексическое значение.
Перемещаемся по планшету вправо-вниз и видим дерево. Это блок с однокоренными словами.
Также добавили декоративных элементов для красоты: птичек, бабочек, собаку.
Переворачиваем планшет.
Вверху сияет солнце, на нем написано «ветер». Вокруг солнышка плавают облачка и на каждом словечко, с которым «ветер» отлично сочетается.
Не забываем, что проект должен быть с картинкой. Сразу под солнышком имеется место для иллюстрации. Здесь Саша нарисовал речку, маки и ветер. Это картина к использованной в проекте загадке.
Слева от картинки блок с пословицей.
Но не только с пословицей. Если перевернуть блок вверх, то мы увидим…
Загадку.
Таким же образом устроен блок, который находится справа от иллюстрации.
На нем у нас фразеологизм.
А если перевернуть, то и расшифровка фразеологизма.
Предложение разместили внизу и просто написали его шариковой ручкой, выделив фломастером только «ветер».
Вот такой веселенький проект «Рассказ о слове» получился у нас с Сашей.
Как всегда, готовы поделиться с вами шаблонами для изготовления такого же чуда по русскому языку. Если интересно, пройдите, пожалуйста, в наш магазинчик, там все подробно написано.
Хорошая новость! В период с 30 декабря 2021 года по 9 января 2022 года в нашем магазине действуют Новогодние скидки! Не пропустите!
А мы пока поделимся с вами подборками информации про еще шесть разных слов, которые нам удалось собрать.
Информация про другие слова
Утро
Пишем — «утро».
А произносим — «утр[а]».
Лексическое значение: часть суток следующая за ночью и предшествующая дню.
Синонимами к «утру» могут быть: «зорька», «рассвет», «рань».
Антонимами – «вечер» или «ночь».
В качестве фразеологизма можно взять: «Утро вечера мудренее». Он означает, что делать дела или принимать какие-то важные решения лучше с утра, а не вечером.
Каким может быть утро? Завтрашним, ранним, холодным, воскресным, солнечным.
А вот пословица с загадкой.
Предложение можно взять из творчества И.С. Тургенева.
Обед
Пишем — «обед».
Произносим — [а]бе[т].
Обед – основной прием пищи, обычно приуроченный к середине дня, между завтраком и ужином.
«Обед» – «обедня», «обеденный», «пообедать», «послеобеденный», «пообедавший».
Синонимы к «обеду»: «пир», «трапеза», «ланч», «кушанье».
Антонимы – «завтрак», «ужин».
В качестве фразеологизма подойдет фраза «Сто лет в обед». Так говорят о чем-то древнем, давным-давно случившемся или о человеке очень преклонного возраста.
Каким может быть обед? Праздничным, званным, вкусным, сытным, горячим.
С предложением помог справиться А.П. Чехов.
Вопрос
Пишется — «вопрос».
Произносится — «в[а]прос».
Вопрос – обращение, направленное на получение каких-нибудь сведений, требующее ответа; нечто неясное, до конца неизвестное.
«Вопрос» – «вопросник», «вопросик», «вопрошающий», «вопросительный», «вопрошать».
Синонимы к «вопросу»: «задача», «проблема», «загадка», «задание».
Антонимы – «ответ», «решение», «отгадка».
Фразеологизм – «Вопрос жизни и смерти». Так говорят о каком-то очень важном деле.
С какими словами сочетается «вопрос»? Трудный, риторический, больной, важный, большой.
В качестве предложения можно использовать известнейшую строчку из «Гамлета» Шекспира.
Красота
Пишем — «красота».
Говорим — «крас[а]та».
Красота – все красивое, прекрасное, то, что доставляет эстетическое, нравственное, художественное наслаждение.
«Красота» – «краса», «красавица», «красотка», «украшение», «красиво».
Синонимы к «красоте»: «прелесть», «неотразимость», «загляденье», «великолепие», «чудо».
Антонимы – «уродство», «уродливость», «безобразие».
Фразеологизм можно использовать такой – «Красота неземная». Так говорят об очень красивом, ярком человеке.
Какая бывает красота? Абсолютная, ангельская, редкая, мужская, женская.
Загадку про слово «красота» нашли всего одну. Она довольно замороченная, так что, если будете использовать её в своей работе, обсудите её с ребенком, чтобы он понимал, что к чему.
Предложение. Опять у Максима Горького позаимствовали.
Свет
Пишем — «свет».
Произносим — «свет».
Свет – тот или иной источник освещения; Земля, Мир, вселенная, а также люди населяющие Землю.
«Свет» – «светлица», «светлячок», «светофор», «светило», «светлый».
Синонимы к «свету» — «блеск», «сияние», «мир», «яркость», «блеск».
Антонимы – «тьма», «мгла», «темнота».
Можно взять фразеологизм «На край света». Очень далеко, куда угодно, в любое самое далекое место.
Какие слова сочетаются со словом «свет»? Белый, солнечный, включить, увидеть, яркий.
Предложение из произведения всё того же Максима Горького.
Чистота
Пишем — «чистота».
Говорим — «чист[а]та».
Чистота – чистое состояние, чистый вид чего-нибудь; всё, что считается незапятнанным, не входящим в состав какой-либо смеси.
«Чистота» – «чистый», «чисто», «чистюля», «начисто», «нечистоты».
«Чистые» синонимы: «аккуратность», «опрятность», «марафет», «прибранность».
«Чистые» антонимы: «грязь», «беспорядок», «сор», «загрязненность».
Фразеологизм «Чистота — залог здоровья» говорит нам о том, что чтобы быть здоровым, нужно содержать в чистоте своё тело, дом, планету.
Какие слова хорошо сочетаются со словом «чистота»? Стерильная, кристальная, абсолютная, образцовая, экологическая.
Предложение из произведения Н.В. Гоголя.
Ну вот еще с одним проектом для третьего класса разобрались. Надеемся, информация была для вас полезна.
Приобрести шаблоны для того, чтобы сделать такой же красивый проект-планшет «Рассказ о слове» как у нас, можно здесь.
Обратите внимание на блоге «ШколаЛа» есть и другие статьи, которые могут быть полезны для подготовки школьных «лингвистических» проектов:
- Почему октябрь назвали октябрем?
- Моя любимая буква «А»
- Моя любимая буква «Б»
- Проект «Живая азбука»
- Почему сентябрь назвали сентябрем?
Также ШколаЛа может предложить вам отличные, проверенные временем и школой шаблоны портфолио для мальчиков и для девочек.
На сегодня все!
До новых встреч!
Созданные учениками презентации можно использовать на уроках русского языка в 3 классе по теме «Рассказ о слове».
Разработки помогут учителю формировать умения подбирать текстовую информацию, выделять из большого количества информации главное и представлять свой проект.
Просмотр содержимого презентации
«Слово «Добро»»
Просмотр содержимого презентации
«Слово КОШКА»
Просмотр содержимого презентации
«Слово СМЕХ»
Просмотр содержимого презентации
«Слово СОЛНЦЕ»
Просмотр содержимого презентации
«слово соловей»
Урок – проект по русскому языку «Рассказ о слове»
3 класс
Наименование УМК: «Школа России»
Цель: открыть обучающимся слово, книги как предмет наблюдения, изучения и практического использования, расширять и обогащать активный словарный запас детей.
Задачи:
образовательные: учить подбирать текстовую информацию с использованием различных источников, отбирать её, использовать имеющиеся знания, расширять их;
развивающие: развивать умение анализировать, делать выводы, совершенствовать речевые умения с использованием научной терминологии; развивать творческие способности;
воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, культуру делового общения; уважительное отношение к мнению, отличному от своего.
Тип урока: обобщающий урок – проект.
Вид проекта: информационный; по профилю знаний — предметный; по форме проведения — групповой; по продолжительности – краткосрочный.
Педагогическая технология: технология сотрудничества.
Планируемые результаты:
предметные УУД: формирование умения характеризовать слово; распознавать омонимы, подбирать синонимы и антонимы, однокоренные слова;
личностные УУД: формирование учебно-познавательного интереса к изучаемому материалу, желания осваивать новые виды деятельности, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
метапредметные УУД: формирование умения находить и использовать необходимую информацию, использовать словари для решения практических задач, осознанно строить речевое высказывание; формирование умения работать по плану, контролировать процесс и его результаты, осознавать качество усвоения материала; формирование умения участвовать в диалоге, в коллективной беседе; взаимодействовать с партнёрами, находить общее решение.
Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная, работа в группах.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, словари, учебник — В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Русский язык 3 класс М., Просвещение 2014г.
I Оргмомент.
( Проект – шаг вперёд).
— Прочитайте высказывание на слайде. (Слайд 2)
— Как вы его понимаете?
II Мотивация.
Определить тему проекта поможет стихотворение А.Барто «Сильное кино».
— Почему девочка ничего не поняла?
— Что такое слово?
— С чем будем работать?
Тема проекта – рассказ о слове.
(Выставляется книжка с названием проекта)
III Предпроектная подготовка
Цель: … рассказ о слове. (Слайд 3)
Задачи:
вспомнить ….
найти …
работать …
— Определим слово с помощью рисунков: солнце, электрическая лампочка, фонарь. Что между ними общего? (Слайд 4)
— Речь пойдёт о слове свет.
IV Работа над проектом по плану. Создание продукта.
(Раскрыть книжку с подписанными карманами – это план работы.)
1. Фонетический состав слова.
2. Лексическое значение слова.
3. Часть речи.
4. Однокоренные слова.
5. Синонимы. Антонимы, Фразеологизмы.
6. Словосочетания. Предложения.
7. Пословицы. Загадки.
Работа в группах.
1. Запишите звуковой состав слова на карточке № 1.
Проверка. (Слайд 5)
— Ребята, не будет ли ошибки, если к иллюстрациям добавить ещё одну? (Фотография Земли, освещённой солнцем») (Слайд 6)
Гипотезы.
— Как можно точно узнать лексическое значение слова?
2. Работа с Толковым словарём.
свет
1. Лучистая энергия, делающая окружающий мир видимым.
2. Источник освещения, освещённое место.
3. Восход солнца, рассвет.
4. Сияние, свет, внутренняя озарённость. (Переносное значение)
свет
1. Мир, вселенная; земной шар вместе со всем существующим на нём.
2. Общественная среда, общество.
— Что подсказывает словарь?
— Прочитайте их значения.
— Каким является первое слова свет?
— Какие это слова по отношению друг к другу?
— Стоит ли оставлять последний рисунок?
3. Часть речи.
— Какой частью речи является слово свет?
На карточке № 3 подчеркните нужное. Проверка. (Слайд 7)
4. Однокоренные слова.
— Посоветуйтесь и запишите как можно больше однокоренных слов на карточках.
Проверка. Дети из каждой группы читают по одному слову, откладывая карточки с повторяющимися словами. (Слайд
Работа с текстом на слайде. Отрывок из сказки А.Пушкина «Сказка о царе Салтане…» (Слайд 9)
— Из какой сказки отрывок? Кто автор?
— Нет ли здесь нужных нам слов?
— Что такое светлица?
Светлица, светёлка – устаревшие слова, которые можно найти в Словаре устаревших слов. Устаревшей формой считается и ласковое обращение со словом свет. Вспомните, с какими словами обращается царица из другой сказки А. Пушкина к своему зеркальцу.
5. Синонимы. Антонимы. Фразеологизмы.
Карточка № 5.
Работа по группам с разными словарями: 1 группа – со словарём синонимов, 2 – со словарём антонимов, 3 – со словарём фразеологизмом. Проверка.
— Что значит ни свет, ни заря? От кого слышали такое выражение?
6. Словосочетания.
-Слово свет, как и любое другое имя существительное, дружит с именами прилагательными. Составьте словосочетания. Карточка № 6.
Самостоятельная работа. Проверка.
— Это было легко? Что надо сделать, чтобы было много словосочетаний и работалось легче?
Работа с предложениями.
Предлагаю воспользоваться предложениями из произведений мастеров слова – писателей. Прочитайте их и выпишите словосочетания. (Слайд 10)
Проверка. (Слайд 11)
— Прочитайте, что выписали.
— Где пригодится знание таких прилагательных?
7. Работа с пословицами.
— Такое замечательное слово не могло не попасть в пословицы. Соберите их.
Прочитайте. Объясните смысл пословиц. (Слайд 12)
Проверка. (Слайд 13)
V Защита проекта.
Чтение ученицей, которая работала индивидуально, информационной статьи.
— Справилась ученица со своей задачей?
— Достаточно ли полно изложен материал?
— Поможет это сообщение запомнить сведения о слове?
VI Рефлексия.
— Удалось узнать что-то новое?
— Что было сложнее всего? Сумели преодолеть трудности сами или товарищи помогли?
Как работали сегодня: спустя рукава или засучив рукава?
Д/з Подобрать несколько загадок с ответом свет или сочинить свою.
(Слайд 14)
Пословица говорит: Познание – сердца яркий свет. Пусть ваше сердце этим светом сияет всегда.
Презентация 3 класса по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: «Проект по русскому языку «Рассказ о слове» Авторы проекта ученицы 3 а класса МОУ АСОШ 1 Алферова Арина и Плаксина Женя.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
1
Проект по русскому языку «Рассказ о слове» Авторы проекта ученицы 3 а класса МОУ АСОШ 1 Алферова Арина и Плаксина Женя
2
С И Н И Ц А [ С’ И Н’ И Ц А] – 6 букв, 6 звуков. С И Н И Ц А – словарное слово
3
Однокоренные слова Синица, синичка, синичкин (календарь) Лексическое значение слова Маленькая желтогрудая зимующая птичка.
4
Словосочетания: маленькая синичка; красивая синичка; желтогрудая синичка; шустрая синичка; русская синичка.
5
Пословица. Лучше синичка в руках, чем журавль в небе.
6
Загадка Хоть поменьше воробья, Не боюсь зимы и я. Всем известная я птица. А зовут меня …. (СИНИЦА)
7
Отрывок из стихотворения Журавль – очень гордая птица, Он летит над землей высоко. Эта сказка о том, как синица Все ждала журавля одного.
8
9
П А Р О В О З [П А Р А В О С ] – 7 букв, 7 звуков. ПАРОВОЗ [ А ] — безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением; [ О ] – соединительный гласный: [ З ] – парный согласный звук на конце слова.
10
Лексическое значение слова Вид наземного транспорта, который движется по рельсам при помощи пара.
11
Однокоренные слова Паровоз, паровозик, паровоз еще, паровозный, паровозишко.
12
Словосочетания Новенький паровоз. Красный паровоз. Товарный паровоз. Шумный паровоз.
13
Загадка Ем я уголь, пью я воду. Как напьюсь – прибавлю ходу. (паровоз)
14
Отрывок из стихотворения Едет, едет паровоз. Мимо ёлок и берёз. Мимо утренних полей, Мимо красных снегирей. (Ю. Склярова)