Инфоурок
›
Другое
›Другие методич. материалы›Проект по русскому языку «Семья слов»
Проект по русскому языку «Семья слов»
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 352 человека из 64 регионов
- Сейчас обучается 56 человек из 32 регионов
- Сейчас обучается 60 человек из 31 региона
Краткое описание документа:
Проектные работы учащихся по русскому языку «Семья слов». Отметить лексическое значение слова, подобрать однокоренные слова, синонимы, антонимы, с чем может сочетаться, фразеологический оборот, подобрать пословицы, стихи, составить предложение т.е. посмотреть на выбранное слово со всех сторон. Работа творческая. Носит поисковый и исследовательский характер.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 057 739 материалов в базе
-
Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Материал подходит для УМК
Другие материалы
Презентация — проект «Семья слов»
- Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.
- Тема: Наши проекты. Рассказ о слове
Рейтинг:
3 из 5
- 11.01.2019
- 885
- 1
Рейтинг:
4 из 5
- 25.12.2018
- 16174
- 4097
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Основы местного самоуправления и муниципальной службы»
-
Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»
-
Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»
-
Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»
-
Курс профессиональной переподготовки «Технический контроль и техническая подготовка сварочного процесса»
-
Настоящий материал опубликован пользователем Масляник Татьяна Николаевна. Инфоурок является
информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайтЕсли Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.Удалить материал
-
- На сайте: 6 лет и 3 месяца
- Подписчики: 0
- Всего просмотров: 2163
-
Всего материалов:
7
Доброго времени суток желает всем маленьким школьникам и их дорогим родителям блог ШколаЛа!
Сегодня мы решили с головой окунуться в проект Семья слов. Да, да, слова не одиноки, у них тоже бывают семьи. Об этом наверняка знают ученики 3 классов, идущие по программе «Школа России». Ведь это именно им учителя поручают выполнить данную проектную работу.
К счастью, ничего сложного в данном проекте по русскому языку нет. Сейчас мы в этом убедимся. Давайте заглянем в учебник.
План урока:
- 1 Со страниц учебника
- 2 Семейные слова
- 2.1 Море
- 2.2 Звезда
- 2.3 Дом
- 2.4 Сад
- 2.5 Ум
- 2.6 Лень
- 2.7 Труд
- 2.8 Сказ
- 2.9 Крик
- 2.10 Холод
- 2.11 Вода
- 2.12 Мир
- 3 Пример проекта
Со страниц учебника
Итак, В.П. Канакина и В.Г. Горецкий, составители учебника по русскому языку для 3 класса, интересуются: «Сколько слов можно образовать от одного корня?»
Сами же дают ответ в виде рисунка.
В качестве примера авторы учебника взяли слово «лес» и подобрали к нему однокоренные слова.
Все слова не просто написаны, а представлены в виде рисунка, на котором растет лес, по лесу идет лесник, вдалеке виднеется перелесок, вокруг растут лесные ёлочки, а на большом дереве «подвешены» еще шесть однокоренных слов, которые не так-то просто изобразить на рисунке.
Детям предлагается сделать тоже самое. Выбрать слово и найти ему семью, то есть, подобрать к нему однокоренные слова. И нарисовать своё «дерево».
Обратите внимание, что слово «дерево» в задании взято в кавычки. Получается, что «дерево» может быть вовсе и не деревом. Что ж, логично. Ведь если вы, к примеру, возьмете в качестве исходного слово «вода», то зачем рисовать деревья? Лучше нарисовать море, в нем подводных жителей да водяного в придачу.
То есть, рисовать можно то, что больше подходит по смыслу.
Также одним из заданий является составление предложения с одним из представленных в проекте слов.
Задание ясно! Не понятно только, как именно должен выглядеть проект? Книжка? Альбом? Просто рисунок на листе? Про это в учебнике не сказано. Значит, настроим свои творческие струны, придумаем сами.
Но сначала давайте решим, какому слову мы будем семью искать.
Семейные слова
К нашей радости, слов, к которым легко подобрать однокоренные, много.
Мы, буквально за 30 минут, нашли аж 12 семей!
Они представлены ниже на картинках.
Море
Звезда
Дом
Сад
Ум
Лень
Труд
Сказ
Крик
Холод
Вода
Мир
Если вам какая-то из семей очень понравилась, можете взять ее в свой проект.
Мы же будем работать со словом «мир».
Пример проекта
Этот проект мы выполняем вместе с Никитой Волковым, учеником 3 класса. Долго думали, как же нам проект оформить, чтобы было красиво, интересно, креативно. Вариант с простым рисунком на листе отмели сразу, как-то это просто.
Думали, думали и решили выполнить работу в виде… пластинки. Да, да, именно пластинки, ну круглой такой. Сейчас покажем, что получилось.
Итак, наш проект круглый, двусторонний.
Вот передняя сторона нашей «пластинки».
Желто-зелёные тона, круги и восьмиугольник в центре, желтые лучики. Так как в задании из учебника все-таки фигурирует «дерево», в качестве фона мы выбрали лесную тематику. Дерево, кстати, на передней стороне пластинки тоже можно разглядеть. Оно в центре, с корнями (что отсылает нас к теме проекта) и листьями.
Здесь же написано название работы. Ну а почетное место в самой серединке занимает выбранное нами слово «мир».
Хорошо! Ну а где же однокоренные слова? А они спрятались под лепестками.
Вот одно.
А вот второе.
А вот все они вместе.
Как вы понимаете, передняя сторона нашей семейно-словесной пластинки довольно интерактивна. Можно загибать лепестки, а потом отгибать их обратно.
Давайте посмотрим, что на обратной стороне находится?
Здесь тоже круг и восьмиугольник.
Сверху на дуге мы разместили имя автора проекта.
Снизу написали предложение, которое Никита составил, используя слово «миролюбивый».
А в центре место для иллюстрации.
Долго размышляли на тему как нарисовать мир, или миролюбие, или перемирие. Задачка не из легких. Поэтому нашли более простое решение. Никита просто сделал иллюстрацию к придуманному им предложению.
Изобразил крайне миролюбивого щенка, который находится на полянке, где мирно светит солнышко и летает абсолютно мирная птица.
Наш проект готов! Шаблоны для него сделаны в графическом редакторе.
Если вам понравилась наша идея с оформлением проекта «Семья слов» и вы не против сделать такой же, то мы можем предоставить вам готовые шаблоны для его изготовления.
Подготовили для вас шесть различных «лесных» дизайнов, чтобы вы могли выбрать тот, который больше по душе придется.
Обращаем внимание, что это не готовый проект. Это шаблоны, которые помогут вам сделать отличный проект.
Все подробности в нашем магазинчике. Проходите, изучайте, приобретайте.
Хорошая новость! В период с 30 декабря 2021 года по 9 января 2022 года в магазинчике действуют Новогодние скидки! Не пропустите!
Друзья, на блоге есть и другие полезные статьи, к примеру:
- Что такое изложение? И как научиться его писать?
- Правописание -тся и -ться в глаголах. Запоминалка по русскому языку.
- Иван родил девчонку! Или как запомнить падежи?
- Поэтому, по-этому или по этому? Как правильно? Простая запоминалка.
На сегодня всё!
Заходите в гости, здесь вам всегда рады!
Ваша ШколаЛа.
ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ « Семья слов»
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тема: «Семья слов»
Учебные предметы: русский язык
Участники: учащиеся 3 «б» класса 2019 – 2020 учебный год
Руководитель: Ж.В. Дашеева
Тип проекта: Практико-ориентированный.
Предполагаемый продукт проекта: проект предназначен для индивидуального создания учащимися в процессе исследовательской, творческой деятельности своей «семьи слов». Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса.
ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
- создание условий для обучения составлению « семьи слов» по аналогии с данным объектом, презентации учащимися своих достижений;
- готовить сообщения с использованием различных источников информации;
- развитие у учащихся способности видеть и использовать в деятельности межпредметные связи, знания других наук;
- знакомство учащихся с проектным видом деятельности;
- развитие творческих способностей и исследовательских навыков учащихся;
- совершенствовать словарный запас учащихся.
Ожидаемые результаты
Предметные: проявляют позитивное эмоциоально-оценочное отношение к русскому языку, понимают значимость хорошего владения русским языком, стремление к его грамотному использованию;
подбирают слова с заданной морфемой, находят корень в однокоренных словах, подбирают однокоренные слова к заданному слову.
Личностные: имеют мотивацию к творческому труду (в проектной деятельности), ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения деятельности
Метапредметные:
— познавательные – осознают познавательную задачу, решают её, используют знаково– символические средства для решения учебных задач, пользуются словарями и справочными материалами учебника, строят несложные рассуждения, устанавливают причинно – следственные связи, делают выводы, формулируют их;
— регулятивные – планируют свои действия для решения задач, выполняют действия по намеченному плану, оценивают свои достижения. Определяют трудности, осознают причины успеха (неуспеха) и способы преодоления трудностей;
— коммуникативные – участвуют в диалоге, общей беседе, оценивают мысли, советы предложения других людей, разные мнения, высказывания, высказывают своё мнение, аргументируют его.
Краткая аннотация проекта .
Детям предлагается принять участие в создании «семьи» слов (однокоренных слов). Создавая свою «семью», дети самостоятельно выбирают слово, с которым предстоит работать: узнать историю этого слова, подобрать к нему как можно больше однокоренных слов, используя при этом правила о частях слова, зашифровать при помощи схем некоторые из этих слов, творчески представить свой проект.
У данной проектной задачи нет единого варианта решения. Каждый создаёт свой «продукт», и у всех он разный. Такой подход расширяет возможности детей, даёт простор для их воображения и фантазии, делает этап презентации более интересным для учащихся, а действие оценивания не формальным.
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос:
Роль слова в общении.
Как самим доказать это научно, творчески.
Проблемные вопросы:
Как не потеряться в мире слов?
Как найти то, что нужно?
Как это сделать доступно для окружающих?
Как создать самим «семью» слов?
• Можем ли мы сами создать?
• Что нам нужно узнать, подготовить, чтобы суметь выполнить это задание?
Учебные вопросы
• Знания о частях слова, их значении .
• Умение находить корень в однокоренных словах, подбирать однокоренные слова к заданному слову.
• Умение использовать знаково– символические средства для решения учебных задач, использовать словари и справочные материалы учебника и дополнительной литературы.
• Умение презентовать свою работу .
План проведения проекта
Вводное занятие
Проект начинается с обсуждения с учащимися вопросов по теме проекта (для этого используется урок русского языка, тема которого «Обобщение знаний о составе слова»).
Ученики продумывают план проведения исследования, выбирают исследовательские методы, формы представления результатов. Ученики знакомятся с критериями оценивания их работ.
Перед началом проведения исследований необходимо обсудить с учениками, как найти источники достоверной информации по теме исследования и использовать их, соблюдая авторские права. Учитель рекомендует список ресурсов по теме проекта. Обсуждение с каждой группой учащихся целей и планов проведения исследований. Выполнение заданий по теме проекта.
Индивидуальная работа с учащимися
Учащиеся проводят исследования, уточняются критерии оценивания ученических работ, проводится их корректировка. Учитель консультирует группы, оказывает помощь в анализе полученных результатов. Выполнение творческих заданий по теме проекта.
Самостоятельная работа
Учащиеся оформляют результаты исследований, готовятся к итоговой защите. Учащиеся защищают свои работы, пытаются ответить на основополагающий вопрос. Рефлексия работы учащихся осуществляется через размышления о том, что удалось и не удалось сделать в данном проекте, какие вопросы необходимо обсудить в будущих работах. Ученикам предлагается высказать своё мнение.
Защита проекта
Анализ выполнения проекта.
Данный проект является второй самостоятельной работой обучающихся третьего класса. В процессе работы над проектом ребята должны были не только выявить значение слова, но и определить его ценность.
В результате работы над проектом учащиеся приобретали навыки работы с текстом, работы в группах, взаимодействие со взрослыми (библиотекарем, учителем, родителями), защита проекта способствовала формированию коммуникативной компетенции. Формирование информационной компетенции происходило на всех этапах работы над проектом: во время поиска и обработки информации, подготовки и защиты слайдовой презентации.
МКОУ Куртамышского района «Закоуловская ООШ»
Проект по русскому языку
«Семья слов»
Выполнила: Клбина София
обучающаяся 3 класса.
Проверила: Реутова Н.А.
с. Закоулово
2021 г.
Автор: Колбина София, обучающаяся 3 класса.
Вид проекта: индивидуальный
По направлению: учебный
По характеру: творческий
По масштабам: малый
По срокам: кратковременный
Участники проекта: педагог, родители, обучающаяся 3 класса Колбина София
Учреждение: МКОУ Куртамышского района «Закоуловская ООШ»
Постановка проблемы
На уроках русского языка мы знакомились с однокоренными словами, объясняли их происхождение, как найти корень.
Я решила провести исследовательскую работу по знакомству с однокоренными словами.
Чтобы решить все вопросы, я обратились за помощью к книге В. Волиной «Учимся играя». Из этой книги я и взяла материал для своего проекта.
Введение
Актуальность темы
Оказывается, что не только у людей есть семья, но и слова тоже имеют семью. Что же это за семья слов? Для этого я провела исследовательскую работу по орфографии русского языка. Я решила в своей проектной работе познакомить с семьёй слов.
Проект нас учит
Проблемы решать,
Вместе работать
И мир познавать!
Данный проект позволит:
• узнать значение слов, подобрать однокоренные слова;
•привлечь обучающихся к поиску однокоренных слов.
Цели проекта:
• Вспомним, что такое однокоренные слова
• Научимся подбирать к любому слову однокоренное слово.
Задачи:
• воспитание познавательного интереса к русскому языку;
• развитие информационной, коммуникативной, социальной, творческой, ИКТ-компетенций.
Методы работы:
— опрос;
— беседа;
— сбор материала;
— защита.
Содержание.
1. Введение.
2. Семья слов.
3. Заключение.
4. Литература.
Основная часть
Всё на свете из чего-нибудь состоит: облака – из множества водяных капелек, лес – из деревьев. Речь состоит из предложений, а предложения из слов. Слова связаны из своего «строительного материала». И каждый из «кирпичиков» вносит в слово свою часть смысла – «мыслиночку». Самая главная из них корень.
Разве у слова может быть корень? Это же не растение! А вот послушайте.
Много-много лет назад появилось на свете слово ВОЗ. Нашли его люди и думают: «Что с ним сделать?» А слово это и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево». Посадили люди слово ВОЗ и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий… Много ростков появилось от слова ВОЗ. Все они на него похожи, но и своё в каждом есть. Вот какое дерево выросло!
Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть одна общая часть. И решили тогда люди назвать общую часть этих слов КОРНЕМ. И правильно сделали: от неё, как от корня дерева, образуются новые, родственные слова.
извоз Завоз Поместите здесь ваш текст Поместите здесь ваш текст возить возчик
привозить здесь ваш текст
подвоз
ВОЗ
воз
воз
воз воз
Потом на глаза попался ещё один маленький корешок ХОД, такой грустный, но уж очень юркий. И попросил он людей тоже посадить его в землю, пообещав разрастись в большое дерево. Не поверили люди, но всё-таки решили его посадить, не пропадать же ему совсем. Много, очень много ростков появилось от одного маленького корешка ХОД, но все они были чем-то похожи на своего прародителя.
Жило-было слово ХОД
В слове выХОД, в слове вХОД,
В слове ХОДики стучало
И в поХОДе вдаль шагало.
Весёлое стихотворение
Как – то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово – слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада
Вам рассада.
Вот ещё посадки рядом.
А вот садовод.
С ним садовник идёт.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
Выполните задание:
-
Рассмотрите рисунок.
-
Лесник жил в маленькой сторожке
-
Разберите слова по составу
4. Составьте предложение с любым словом. Составьте схемы к данным словам?
Заключение
Вот с такими однокоренными словами я вас познакомила.
А помогла мне книга В. Волиной. Такие задания помогают мне учиться.
Предлагаю задание своим одноклассникам: Нарисуйте дерево с однокоренными словами.
Литература
-
В.В. Волина «Учимся играя» — М.: Новая школа, 2014. – 448 с.
-
Интернет ресурс